К 129 подводная лодка. От «зимнего ветра» к «бархатному кулаку»

Сегодня, 7 апреля, подводники отдают дань памяти подводникам и подводным лодкам, погибшим в море. В этой связи рассказ о судьбе подводной лодки К-129, затонувшей в марте 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов.

Ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка "К-129", бортовой номер "574", с тремя баллистическими ракетами подводного старта с ядерными головными частями большой мощности, а также с двумя ядерными торпедами, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.

Для экипажа это был внеплановый поход. С 1 октября по 30 ноября 1967 года К-129 несла боевую службу в северо-восточной части Тихого океана. По возвращении моряки произвели навигационный ремонт. Затем половина офицеров ушла в отпуск. Личный состав в две смены отдыхал в санатории. Далее экипажу предстояла обычная учеба и уход за кораблем. Но тут случилось непредвиденное. Вышестоящий штаб проверил одну из готовящихся к боевой службе подводных лодок и отстранил ее от похода, выставив «неуд». Проверили вторую лодку - тот же результат. Тогда встал вопрос о К-129. Она оказалась боеготовой. Командование решило отправить ее на внеплановую боевую службу.

В связи с отпусками офицеры прибыли на подводную лодку кто за 15, а кто и за 5 суток до выхода в океан, что не могло не повлиять на подготовку к плаванию. Кстати, экипаж так и не смогли собрать полностью. Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 человек было штатных, 15 - назначенных вместо находящихся в отпуске, 10 - направленных для стажировки.

Принимая решение, командование надеялось на профессионализм основного ядра экипажа, в первую очередь - на командный состав. И это действительно были специалисты высокого класса.

Командир капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь командовал К-129 около четырех лет. Накануне похода за образцовую службу был награжден орденом Красной Звезды. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александр Михайлович Журавин хотя и недавно служил на К-129, но до этого три года успешно справлялся с аналогичной должностью на такой же подводной лодке. Не менее опытными были и командиры боевых частей, начальники служб.

Видимо, поэтому, несмотря на скомканную подготовку и не имея иных вариантов из-за малого числа боеготовых подводных лодок, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Амелько и начальник штаба ТОФ вице-адмирал Г.Бондаренко 15 февраля 1968 года подписали этому экипажу боевое распоряжение. В нем отмечалось, что авианосные силы 7-го флота США ведут боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Подводные лодки ТОФ несут боевое патрулирование в океане. К-129 ставилась задача вести скрытное патрулирование в готовности к действиям по сигналу Главного штаба в порядке, изложенном в специальном пакете… Лодке были назначены район боевого патрулирования и время… Возвращение в базу планировалось 5 мая 1968 года в 12.00.

В течение двенадцати дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытному патрулированию, а 8 марта в плановое время не вышел на связь. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания - мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но время шло, а лодка в установленное время на связь не выходила и на вызовы не отвечала. В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. Подводный ракетоносец не мог бесследно раствориться в океане. Но точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно.

По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка "Свордфиш", имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникала мысль о столкновении под водой. Срочно начала готовиться поисково-спасательная операция.

В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда, всего 36 вымпелов. Глубина в районе поиска - 5000-6000 метров. Удаление от Камчатки - около 1230 миль.

Корабли и суда день и ночь утюжили океан, однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей. Государственная комиссия, в состав которой входили представители ГК ВМФ, судостроительной и ракетной промышленности, после тщательного изучения всех материалов и обстоятельств никаких недостатков и существенных замечаний в подготовке подводного корабля к выполнению боевого задания не обнаружила.

Такой шум, который группа кораблей производила в районе поиска, не мог не привлечь внимание американцев. Они быстро поняли, что русские потеряли здесь свою подводную лодку и в свою очередь, в обстановке большой секретности организовали свой поиск.

После 73 суток непрерывной и безуспешной работы корабли ТОФ были отозваны в базу. Основной версией гибели К-129 было признано аварийное поступление воды внутрь прочного корпуса при движении под РДП (устройство для работы дизельного двигателя под водой) через поплавковый клапан с потерей плавучести, провалом за предельную глубину и разрушением прочного корпуса, в результате чего лодка затонула на глубине более 5000 м.

Вторая версия - возможное столкновение с осуществлявшей за ней слежку американской атомной подводной лодкой "Свордфиш".

Обе версии строились на предположениях и никаких документальных подтверждений не имели.

30 июля 1968 года подводная лодка К-129 (проект 629А) соответствующим приказом была исключена из состава Военно-морского флота.

На территории базы подводных лодок в Вилючинске заложили камень для установки памятника, который через несколько лет все же был открыт.

Памятник экипажу К-129 в Вилючинске. Камчатка.

Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа "К-129" по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе "причина смерти" значилось: "признать умершим".

Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив "К-129" из состава ВМФ.

Не то американцы. В июне 1968 года, убедившись, что советские спасательные службы прекратили поиски погибшей лодки, ВМС США и ЦРУ приступили к осуществлению секретной операции по обнаружению и подъему "К-129". Их интерес был очевиден: получить доступ к советским баллистическим ракетам, ядерным боевым частям, шифрам, кодам, системам связи, управления, технологиям строительства прочного корпуса и т.п.

Этому поспособствовал и тот факт, что Советский Союз не заявил официально о гибели своей подводной лодки с указанием предположительного района катастрофы. В результате К-129 стала "бесхозным имуществом", таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем.

Операция "Дженифер"

Для начала необходимо было обнаружить погибшую субмарину и произвести ее обследование. Эта миссия была возложена на атомную подлодку, оборудованную для специальных операций USS "Halibut" (Палтус). Бывший ракетоносец был модернизирован, на нем был установлено океанологическое оборудование: боковые подруливающие устройства, якорное устройство с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазная камера, дальние и ближние боковые сонары, а также глубоководный буксируемый модуль "Fish", оснащенный фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.

При прослушивании записи звуков сделанных гидрофонами системы SOSUS американцам удалось найти фрагмент, где был зафиксирован "хлопок". на участке морского дна расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы и района поиска советских кораблей. Через несколько недель поиска аппаратурой USS "Halibut" лодка была обнаружена и сфотографирована на дне. После обнаружения К-129 "Halibut" сделала около 22 тысяч подробнейших снимков советской подводной лодки.

Чертеж разрушений К-129 по снимкам камер USS "Halibut"

Камера запечатлела пролом шириной в десять футов (около трех метров) сразу за рубкой. Кроме того, оказались сильно поврежденными две кормовые ракетные пусковые установки в ограждении рубки. У них были сорваны крышки. Ближняя к корме шахта сильно погнута, а головная часть у ракеты отсутствовала. Не было боеголовки и у второй ракеты. Нетронутой осталась только третья пусковая установка - та, что ближе к носу.

Один фоторяд, по сообщениям американцев, якобы, запечатлел скелет моряка в ограждении рубки, облаченного в штормовой реглан, стеганые штаны и тяжелые флотские сапоги. Тысячи крохотных морских червей роились в останках подводника. Этот факт должен ставить под сомнение, что лодка в момент аварии находилась на перископной глубине или в подводном положении. Хотя с другой стороны это заявление американцев могло быть сделано по сфальсифицированным фактам и могло носить характер сокрытия настоящей причины трагедии в результате столкновения К-129 с USS "Swordfish".

Точные координаты местонахождения К-129 до сих пор являются государственным секретом США.

Первоначально американцы планировали с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус "К-129" и извлечь нужные спецслужбам материалы без подъема самой лодки. Но в ходе миссии "Хэлибат" было установлено, что корпус "К-129" разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины. Особую ценность представляла носовая часть длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс - к президенту Никсону, и проект подъема лодки получивший название AZORIAN стал реальностью.

Гломар Эксплорер

Фантастический проект потребовал специальных технических решений. В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой четырехъярусной надстройками.

Glomar Explorer

По диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи, что на первый взгляд напоминало конструкции плавучих нефтяных платформ. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.

В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи).

После 4 июля 1974 года "Гломар эксплорер" вышел в море для осуществления основной фазы операции по подъему фрагмента К-129. В океанские воды стала опускаться колонна которая собиралась из двадцатиметровых труб которые свинчивались между собой, на конце этой колонны находился захват Clementine. Свинчивание 5 км колонны заняло несколько дней (общая масса собранной целиком колонны составила 4000 т). Наконец, утром 29 июля захват оказался в 70 м от лежащей на дне субмарины. С помощью подруливающих устройств установленных на раме захвата, он был опущен на лодку. Раскрытые "клешни" сжались, обхватив корпус лодки. Начался подъем (общий вес поднимаемого груза (захват+фрагмент лодки) составил 3129 т).

Проекция захвата Clementine с корпусом К-129

Здесь необходимо пояснить, что корпус лодки был разломлен на несколько фрагментов, и американцы изначально планировали поднять только носовую (наиболее для них ценную) часть К-129, длиной около 43 м, а не всю лодку как отмечается в некоторых изданиях. На это указывает и несовпадение длины сквозного "бассейна" (61 м) в середине "Гломар Эксплорер" с длиной подводной лодки (длина по КВЛ - 99 метров).

Однако когда лодка поднялась на высоту около километра от дна случилось непредвиденное - поднимаемый фрагмент разломился, в захвате осталась только носовая часть лодки длиной 10 м.

Остатки "добычи" были благополучно подняты и помещены в специальный "бассейн". В связи с неудачным завершением попытки и очень высокой стоимостью операции было принято решение о ее прекращении. "Гломар эксплорер" взял курс к Гавайским островам до которых было около 700 миль. 16 августа, пройдя 500 миль судно сделало остановку чтобы освободиться от поднятых не нужных, и радиоактивных фрагментов, пройдя еще 130 миль "Гломар эксплорер" снова остановился, для того чтобы захоронить найденные в поднятом фрагменте лодки тела шести моряков.

Их тела были помещены в один контейнер, который, с соответствующими почестями и под Гимн СССР был опущен в океан.

В 1975 году тогдашний госсекретарь США Киссинджер сообщил нашему послу имена некоторых погибших моряков, которых удалось опознать по документам: Виктор Лохов, Владимир Костышко, Валерий Носачев.

В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа К-129.
(На YouTube размещен видеоролик в котором писатель-маринист Н. Черкашин утверждает, что американцы хотели передать тела погибших моряков Советскому Союзу но советское руководство якобы отказалось, при этом в качестве доказательства своего заявления он не приводит ни свидетелей ни документы. Из анализа операции "Дженифер" которая проводилась в строжайшей тайне становится ясно, что вряд ли американцы сделали заявление типа: "Советские, мы тут на днях вашу подлодку подняли, нашли тела ваших парней, себе их возьмете?". К тому же они планировали повторить операцию, чтобы поднять рубку с баллистическими ракетами поэтому "светиться" было не в их интересах Так, что необоснованные заявления г.Черкашина оставим на его совести).

Об операции "Дженифер" советские спецслужбы узнали только после утечки информации которая попала в американскую прессу (Здесь нужно пояснить, что советские разведывательные суда "засекли" "Гломар эксплорер", который занимался подъемом лодки, и некоторое время даже находились возле него, но не поняв чем занимаются американцы, ушли).

20 марта 1975 года на стол начальника разведки Военно-морского флота СССР легла справка-обзор американской прессы, из которой следовало, что ЦРУ США с помощью построенного по его заказу специального судна удалось поднять со дна Тихого океана часть советской подводной лодки, затонувшей семью годами ранее. В тот же день эта информация была доложена министру обороны маршалу Советского Союза Гречко.

Чтобы воспрепятствовать дальнейшим попыткам подъема подлодки, а также получить от американской стороны полную информацию относительно причин гибели К-129, министр обороны СССР обратился с запиской в ЦК КПСС. В ней он предлагал дать указание советскому послу в США выразить возмущение деятельностью ЦРУ и потребовать прекращении операции. Рассмотрев эту записку, ЦК КПСС постановил: "Одобрить предложения Министерства обороны СССР. Утвердить указания совпослу в Вашингтоне по этому вопросу".

Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца 1975 года. В конце концов, американская сторона вынуждена была признать факт проведения ЦРУ совершенно секретной операции "Дженифер", в результате которой удалось поднять со дна океана не только часть подводной лодки, но и хорошо сохранившиеся тела шести советских моряков. Под давлением СССР операция была прекращена.

Вероятные причины гибели К-129

Первая причина- столкновение в подводном положении с американской атомной субмариной "Свордфиш", которая следила за К-129. В пользу этой версии выдвигается то обстоятельство, что вскоре после исчезновения нашей субмарины «Суордфиш» добралась до японского порта Йокосука и в обстановке чрезвычайной секретности приступила к ремонту носовой части и рубки с перископами и антеннами. Такие повреждения атомарина могла получить только при столкновении с другим кораблем, причем находясь под ним (Американцы повреждения на "Свордфиш" объясняют столкновением с айсбергом прим.).

Вторая причина - (эту причину выдвигают американцы) взрыв водорода в результате утечки из аккумуляторной ямы (аккумуляторная яма находилась как раз под пробоиной).

Заключение
(критика версий)
Наличие трупа моряка в ограждении рубки однозначно говорит о том, что в момент гибели лодка находилась в надводном положении таким образом она не могла столкнуться с субмариной "Свордфиш". К тому место расположение пробоины это так же подтверждает. По месту расположению пробоины можно скорее предположить, что К-129 столкнулась с надводным судном.

Что касается второй причины - гибели лодки от скопления водорода, она также не состоятельна. Все расчеты показывают что взрыв водорода не мог привести к таким большим разрушениям какие имелись на К-129. Этот вывод также подтверждается статистикой: за все время эксплуатации подводных лодок во всем мире ни одна лодка не получила фатальных повреждений прочного корпуса и не погибла от взрыва водорода.

Подводная лодка «К-129», бортовой номер «574», с тремя баллистическими ракетами подводного старта, с ядерными головными частями большой мощности, а также с двумя ядерными торпедами, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.
Для экипажа это был внеплановый поход. С 1 октября по 30 ноября 1967 года ПЛ 574 несла боевую службу в северо-восточной части Тихого океана. По возвращении моряки произвели навигационный ремонт. Затем половина офицеров ушла в отпуск. Личный состав в две смены отдыхал в санатории. Далее экипажу предстояла обычная учеба и уход за кораблем. Но тут случилось непредвиденное. Вышестоящий штаб проверил одну из готовящихся к боевой службе подводных лодок и отстранил ее от похода, выставив «неуд». Проверили вторую лодку - тот же результат. Тогда встал вопрос о ПЛ 574. Она оказалась боеготовой. Командование решило отправить ее на внеплановую боевую службу.
В связи с отпусками офицеры прибыли на подводную лодку кто за 15, а кто и за 5 суток до выхода в океан, что не могло не повлиять на подготовку к плаванию. Кстати, экипаж так и не смогли собрать полностью. Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 человек было штатных, 15 - назначенных вместо находящихся в отпуске, 10 - направленных для стажировки.
Принимая решение, командование надеялось на профессионализм основного ядра экипажа, в первую очередь - на командный состав. И это действительно были специалисты высокого класса.
Командир капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь ПЛ 574 командовал около четырех лет. До этого два года возглавлял экипаж «малютки», четыре с половиной года водил в глубинах «эску». Накануне похода за образцовую службу был награжден орденом Красной Звезды. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александр Михайлович Журавин на ПЛ 574 служил хотя и недавно, с сентября 1967 года, но до этого три года успешно справлялся с аналогичной должностью на такой же подводной лодке. Не менее опытными были и командиры боевых частей, начальники служб. Видимо, поэтому, несмотря на скомканную подготовку и не имея иных вариантов из-за малого числа боеготовых подводных лодок, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Амелько и начальник штаба ТОФ вице-адмирал Г.Бондаренко 15 февраля 1968 года подписали этому экипажу боевое распоряжение. В нем отмечалось, что авианосные силы 7-го флота США ведут боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Подводные лодки ТОФ несут боевое патрулирование в океане. ПЛ 574 ставилась задача вести скрытное патрулирование в готовности к действиям по сигналу Главного штаба в порядке, изложенном в специальном пакете… Лодке были назначены район боевого патрулирования и время… Возвращение в базу планировалось 5 мая 1968 года в 12.00.
В течение двенадцати дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытному патрулированию, а 8 марта не вышел на связь. В тот день К-129 должна была дать контрольное радиодонесение - короткий сигнал. Адмирал в отставке В. Дыгало, командовавший в то время соединением, в состав которого входила подлодка, вспоминает: «В соответствии с боевым распоряжением В. Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены - лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания - мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги». В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. Подводный ракетоносец не мог бесследно раствориться в океане. Но точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно. По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникала мысль о столкновении под водой. Срочно начала готовиться поисково-спасательная операция».
В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска - 5000-6000 метров. Удаление от Камчатки - около 1230 миль.
В поиске участвовали 2 эсминца, 3 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 подводные лодки, 2 плавбазы, 10 вспомогательных судов… Всего 36 вымпелов.
Корабли и суда день и ночь утюжили океан, шаря в глубинах посылками гидроакустических станций и эхолотов, осматривая поверхность моря. Самолеты дальней разведки патрулировали по маршруту подводной лодки, километр за километром запечатлевая океан фотообъективами, вслушиваясь в сигналы гидроакустических буев. Вначале надеялись найти аварийную лодку в надводном положении, потом - хотя бы следы катастрофы. Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей.
Государственная комиссия, возглавляемая дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Государственной премии, заместителем Председателя Совета Министров СССР по оборонной промышленности и вооружению Леонидом Васильевичем Смирновым, в состав которой входили представители ГК ВМФ, судостроительной и ракетной промышленности, после тщательного изучения всех материалов и обстоятельств никаких недостатков и существенных замечаний в подготовке подводного корабля к выполнению боевого задания не обнаружила. Были сделаны выводы, что гибель К-129 произошла из-за потери плавучести подводной лодки с невозможным удержанием ее на безопасной глубине, в следствии поступления воды, при движении под РДП (устройство для работы дизельного двигателя под водой) через поплавковый клапан, что привело к быстрому погружению корабля на запредельную глубину более 5000 м.
30 июля 1968 года подводная лодка К-129 (проект 629А) соответствующим приказом была исключена из состава Военно-морского флота.
На территории базы подводных лодок в Вилючинске заложили камень для установки памятника, который через несколько лет все же был открыт.

Памятник экипажу К-129 в Вилючинске. Камчатка.
Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе «причина смерти» значилось: «признать умершим».
Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ.
Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США.
В июне 1968 года, убедившись, что советские спасательные службы прекратили поиски погибшей лодки, ВМС США и ЦРУ приступили к осуществлению секретной операции по обнаружению и подъему «К-129». Их интерес был очевиден: получить доступ к советским баллистическим ракетам, шифрам, кодам, системам связи, управления, технологиям строительства прочного корпуса и т.п.
Этому поспособствовал и тот факт, что Советский Союз не заявил официально о гибели своей подводной лодки с указанием предположительного района катастрофы. В результате К-129 стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем.
Операция «Дженифер»
Для начала необходимо было обнаружить погибшую субмарину и произвести ее обследование. Эта миссия была возложена на атомную подлодку для специальных операций USS «Halibut» (Палтус). Бывший ракетоносец был модернизирован, на нем был установлено океанологическое оборудование: боковые подруливающие устройства, якорное устройство с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазная камера, дальние и ближние боковые сонары, а также глубоководный буксируемый модуль «Fish», оснащенный фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.
Американцы знали приблизительные координаты гибели К-129, этому поспособствовали, по их сведениям, данные с акустических станций системы SOSUS. При прослушивании записи звуков сделанных гидрофонами этой системы, удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок». Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль. Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.
Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы.
Даже зная координаты катастрофы, экипаж «Хэлибат» потратил несколько недель на поиски. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. И снова дни томительного ожидания.
И вот однажды на стол командира лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. Это была К-129. После ее обнаружения «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи кадров советской субмарины, лежащей на пятикилометровой глубине.

Снимок К-129

Камера запечатлела пролом шириной в десять футов (около трех метров) сразу за рубкой. Кроме того, оказались сильно поврежденными две кормовые ракетные пусковые установки в ограждении рубки. У них были сорваны крышки. Ближняя к корме шахта сильно погнута, а головная часть у ракеты отсутствовала. Не было боеголовки и у второй ракеты. Нетронутой осталась только третья пусковая установка - та, что ближе к носу.

Разрушенные пусковые установки К-129
Один фоторяд запечатлел скелет моряка, в ограждении рубки, облаченного в штормовой реглан, стеганые штаны и тяжелые флотские сапоги. Тысячи крохотных морских червей роились в останках подводника.
К-129 легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5" с.ш. и 178°57" в. д. (по другим данным - 40°6" с. ш. и 179°57" в. д.). Точные координаты местонахождения К-129 до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения К-129, «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины.

Примерное место гибели К-129
Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины. Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс - к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью.
Гломар Эксплорер
Фантастический проект потребовал специальных технических решений. В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой
четырехъярусной надстройками.

Glomar Explorer

Почти треть судна занимал «Лунный бассейн»
размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой , он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями (Размеры «Лунного бассейна» указывают на то, что американцы изначально не планировали поднимать лодку целиком (длина по КВЛ - 99 метров)).
По диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось. Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна «MV Hughes Glomar Explorer» с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.
Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи. Было очень кстати, что Хьюз не так давно проявил интерес к добыче полезных ископаемых со дна океана: в связи с этим начало строительства им специального судна для подводных изысканий и работ вряд ли вызвало бы нежелательный резонанс.
В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих
устройств (корабля, захвата и баржи).

Проекция глубоководного захвата Clementine
В течение двух лет, пока шло строительство и
испытания «Гломар эксплорер», ЦРУ, используя многочисленные каналы, активно распространяло сведении, что судно предназначено для поиска и добычи полезных ископаемых с морского дна. В 1972 году «Гломар эксплорер» был спущен на воду и ушел в свое первое плавание. Чтобы еще надежнее замаскировать истинное предназначение судна, отвлечь внимание газетчиков и общественности, склонных подвергать сомнению официальную версию, было решено, что «Гломар эксплорер» примет участие в экспедиции по поиску полезных ископаемых в океане. Судно действительно зарекомендовало себя незаменимым при решении подобных задач.
После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватами и монтажными конструкциями.
Баржу притопили, над ней встал «Гломар Эксплорер», водолазы запустили моторы которые открыли створки крыши (внешний вид баржи напоминал плавучий дом). на Эксплорере открылись створки «лунного бассейна» и из него на баржу были выпущены гидравлические подъемные устройства с помощью которых глубоководный захват Clementine массой 2000 т был перемещен в «лунный бассейн».

После 4 июля 1974 года «Гломар эксплорер» вышел в море для осуществления основной фазы операции, получившей название «проект «Дженифер». По прибытию на место началась уникальная операция по подъему фрагмента К-129. В океанские воды стала опускаться колонна которая собиралась из двадцати метровых труб которые свинчивались между собой, на конце этой колонны находился захват Clementine. Свинчивание 5 км колонны заняло несколько дней (общая масса собранной целиком колонны составила 4000 т). Наконец, утром 29 июля захват оказался в 70 м от лежащей на дне субмарины. С помощью подруливающих устройств установленных на раме захвата, он был опущен на лодку. Раскрытые «клешни» сжались, обхватив корпус лодки. Начался подъем (общий вес поднимаемого груза
(захват+фрагмент лодки) составил 3129 т).

Проекция захвата Clementine с корпусом К-129


Здесь необходимо пояснить, что корпус лодки был разломлен на несколько фрагментов, и американцы изначально планировали поднять только носовую (наиболее для них ценную) часть К-129, длиной около 43 м, а не всю лодку как отмечается в некоторых изданиях. На это указывает и несовпадение длины «лунного бассейна» (61 м) с длиной подводной лодки (длина по КВЛ - 99 метров).
Однако когда лодка поднялась на высоту около километра от дна случилось непредвиденное – поднимаемый фрагмент разломился, в захвате осталась только носовая часть лодки длиной 10 м.
Остатки «добычи» были благополучно введены, через раскрытые створки в «лунный бассейн».
Через несколько дней «Гломар эксплорер» взял курс к Гавайским островам до которых было около 700 миль. 16 августа, пройдя 500 миль судно сделало остановку чтобы освободиться от поднятых не нужных, и радиоактивных фрагментов, пройдя еще 130 миль «Гломар эксплорер» снова остановился, для того чтобы захоронить найденные в поднятом фрагменте лодки тела шести моряков.
Их тела были помещены в один контейнер, который, с соответствующими почестями и под Гимн СССР был опущен в океан.
В 1975 году тогдашний госсекретарь США Киссинджер сообщил нашему послу имена некоторых погибших моряков, которых удалось опознать по документам: Виктор Лохов, Владимир Костышко, Валерий Носачев.
В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа К-129.
(На YouTube размещен видеоролик в котором писатель-маринист Н. Черкашин утверждает, что американцы хотели передать тела погибших моряков Советскому Союзу но советское руководство якобы отказалось, при этом в качестве доказательства своего заявления он не приводит ни свидетелей ни документы. Из анализа операции «Дженифер» которая проводилась в строжайшей тайне становится ясно, что вряд ли американцы сделали заявление типа: «Советские, мы тут на днях вашу подлодку подняли, нашли тела ваших парней, себе их возьмете?». К тому же они планировали повторить операцию, чтобы поднять рубку с баллистическими ракетами поэтому «светиться» было не в их интересах Так, что необоснованные заявления г.Черкашина оставим на его совести).
Об операции «Дженифер» советские спецслужбы узнали только после утечки информации которая попала в американскую прессу (Здесь нужно пояснить, что советские разведывательные суда «засекли» «Гломар эксплорер» который занимался подъемом лодки, и некоторое время находились возле него, но не поняв чем занимаются американцы, ушли).
20 марта 1975 года на стол начальника разведки Военно-морского флота СССР легла справка-обзор американской прессы, из которой следовало, что Центральному разведуправлению (ЦРУ) США с помощью построенного по его заказу специального судна удалось поднять со дна Тихого океана часть советской подводной лодки, затонувшей семью годами ранее. В тот же день эта информация была доложена министру обороны маршалу Советского Союза Гречко. Чтобы воспрепятствовать дальнейшим попыткам подъема подлодки, а также получить от американской стороны полную информацию относительно причин гибели К-129, министр обороны СССР обратился с запиской в ЦК КПСС. В ней он предлагал дать указание советскому послу в США выразить возмущение деятельностью ЦРУ и потребовать прекращении операции. Рассмотрев эту записку, ЦК КПСС постановил: «Одобрить предложения Министерства обороны СССР. Утвердить указания совпослу в Вашингтоне по этому вопросу».
Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца 1975 года. В конце концов, американская сторона вынуждена была признать факт проведения ЦРУ совершенно секретной операции «Дженифер», в результате которой удалось поднять со дна океана не только часть подводной лодки, но и хорошо сохранившиеся тела шести советских моряков. Под давлением СССР операция была прекращена.

Вероятные причины гибели К-129

Первая причина - столкновение в подводном положении с американской атомной субмариной «Суордфиш» («Меч-рыба») которая следила за К-129. В пользу этой версии выдвигается то обстоятельство, что вскоре после исчезновения нашей субмарины «Суордфиш» добралась до японского порта Йокосука и в обстановке чрезвычайной секретности приступила к ремонту носовой части и рубки с перископами и антеннами. Такие повреждения атомарина могла получить только при столкновении с другим кораблем, причем находясь под ним (Американцы повреждения на «Суордфиш» объясняют столкновением с айсбергом прим. ).
Вторая причина - (эту причину выдвигают американцы) взрыв водорода в результате утечки из аккумуляторной ямы (аккумуляторная яма находилась как раз под пробоиной).

Заключение
(критика версий)
Наличие трупа моряка в ограждении рубки однозначно говорит о том, что в момент гибели лодка находилась в надводном положении таким образом она не могла столкнуться с субмариной «Суордфиш». К тому место расположение пробоины это так же подтверждает. По месту расположению пробоины можно скорее предположить, что К-129 столкнулась с надводным судном.
Что касается второй причины – гибели лодки от скопления водорода, она также не состоятельна. Все расчеты показывают что взрыв водорода не мог привести к таким большим разрушениям какие имелись на К-129. Этот вывод также подтверждается статистикой: за все время эксплуатации подводных лодок во всем мире ни одна лодка не погибла от взрыва водорода.

По поводу той гибели подлодки К-129 до сих пор ведутся споры. Но недавно удалось найти в американских источниках кое — что проливающее дополнительный свет на события 1968 года. Хочу предложить вам свою версию о загадках гибели К-129.

ТРАГЕДИЯ К-129: НОВЫЕ ДАННЫЕ
Итак, 14 марта 1968 года советская дизельная подводная лодка К-129, находясь на патрулировании в Тихом океане, не вышла на связь. К поискам были привлечены более 30 кораблей и самолеты Тихоокеанского флота, но ничего обнаружить не удалось. По тогдашнему обыкновению факт исчезновения лод­ки советским руководством держался в секрете.

Как только советские корабли ушли, в районе катастрофы появились американцы. Их судно очень быстро обнаружи­ло К-129, лежащую на 5-километровой глубине. Дальше - еще интереснее. По заказу ЦРУ фирмой «Хьюз» за огромные деньги было построено специальное судно « Глоумар Эксплоурер». По официальной версии, судно строи­лось для сбора «полиметаллических конкреций» с океанс­кого дна. Но над этим объяснением смеются даже сами американцы. Ведь спроектировано и построено это судно было именно после гибели К-129, платформа его могла опускаться на предельную глубину 5 км (почему не 6? Для научно-исследовательских батискафов предпочтительной считается именно эта глубина: она «перекрывает» 99 про­центов океанского дна). Наконец, после подъема К-129 «Глоумар Эксплоурер» стал никому не нужен…

В1974 году строительство уникального корабля было за­кончено, и операция «Джениффер» началась. «Глоумар Эк­сплоурер» вышел в заданную точку, опустил на пятикило­метровую глубину специальную платформу с захватами, ко­торые и поддели лодку. Начался подъем, но на глубине 3 км один из захватов сломался. Лодка переломилась почти пополам, хвостовая часть ушла обратно на дно, а носовую половину подняли. Дальше было торжественное захоронение в море погибших советских подводников и изучение под­нятого оборудования и вооружения лодки. Один из амери­канских историков, претендующий на роль независимого исследователя, утверждает, что лодку подняли целиком, только скрывают масштабы этого триумфа американской техники. Заметим: отрицать, что «Глоумар Эксплоурер» по­строен специально для подъема К-129, этот исследователь, как и другие, считает дурным тоном; наоборот, американ­цы всячески гордятся своим научно-техническим достиже­нием, сравнивая его по сложности с полетом на Луну.

Но остается невыясненным главный вопрос: отчего же по­гибла лодка? Российские моряки на этот вопрос отвечают: сразу после исчезновения К-129 американская атомная суб­марина «Си Вулф» вернулась на базу с поврежденной но­совой частью. Это факт. Нельзя исключать, что причина повреждения - столкновение с К-129. Не потому ли амери­канцы и нашли советскую лодку так быстро - у них были точ­ные координаты места столкновения.

Посмотрим еще раз на некоторые делали операции «Джениффер». По словам американцев, разведывательный спутник засек в океане вспышку в точке катастрофы К-129, а под­водные шумопеленгаторы зафиксировали там же звуки, характерные для разрушения корпуса субмарины. Но эти факты противоречат друг другу. Если корпус лодки был, предположим, раздавлен (чем, где, как?), что и зафиксиро­вали шумопеленгаторы, то откуда могла взяться вспышка, «увиденная» спутником? А если на лодке произошел взрыв, то почему шумопеленгаторы услышали звук разрушения корпуса, но при этом прослушали грохот взрыва?!

Но самое главное - не это. «Глоумар Эксплоурер» зака­зан и построен для подъема К-129 целиком, он начал подъем лодки целиком («независимый исследователь» для отвода глаз утверждает, что ее целиком и подняли). Допустим. А каковы размеры «действующих лиц»?


Длина К-129 - 98,9 м. А длина «лунного озера» (как на­зывали американцы доковую камеру «Глоумар Эксплоурер», куда предполагалось якобы поместить лодку) - около 70 м. Простой вопрос: как собирались американцы «втиснуть» почти стометровую лодку в семидесятиметровый док? У меня есть три возможных варианта объяснения.

Первый. В Америке нашлись идиоты, которые могли по­тратить 400 миллионов долларов, даже не поинтересовав­шись самыми основными вопросами.

Второй вариант : аме­риканцы вообще не знали размеров затонувшей советской лодки. Вобщем-то, это тотже предыдущий вариант. Но данное объяснение не проходит: по словам американцев, они оши­бочно считали, что затонувшая субмарина-атомная, а длина атомоходов - еще больше!

И третий вариант . Видимо, настоя­щий. Американцы как раз очень хорошо умеют считать день­ги. Потому и заказали судно именно такой величины, какой надо, чтобы избежать лишних расходов. Следовательно, ЦРУ знало заранее, что лодку поднимут не целиком, а только по­ловину. Так что - одно из двух. Или американцы планирова­ли переломить лодку при подъеме (зная, что в середине кор­пуса у нее большая пробоина). Или, что вероятнее, лодка с момента своей гибели лежала на дне уже в виде двух поло­винок. И американцам это было хорошо известно. Они и взя­ли одну, интересующую их, половину лодки и подняли ее.

Вопрос главный: откуда такая осведомленность? Ответ мо­жет быть только один: степень повреждения борта К-129 аме­риканские специалисты определили на основе изучения сте­пени повреждения носовой части лодки «Си Вулф», которая и протаранила К-129.

По материалам газеты » Не может быть»

Памятник экипажу К-129(пр.629А) в Вилючинске.

Обречённые на безвестность
Братская могила - океан

24 февраля 1968 года дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота с экипажем более 100 человек и тремя баллистическими ракетами на борту, вышла в Тихий океан на боевую службу и... исчезла.

Советская пресса хранила гробовое молчание, и даже морским офицерам Тихоокеанского флота было запрещено вести какие-либо разговоры на эту тему.

Между тем с начала марта по май 1968 года проводилась невиданная по размаху и секретности поисковая операция, в которой были задействованы десятки военных кораблей, суда морского и рыболовного флота, самолёты и вертолёты. Однако не удалось обнаружить ни лодку, ни каких-либо признаков катастрофы.

Взрыв от разрушения корпуса лодки на глубине был зафиксирован донными акустическими системами ВМС США. Затопление «К-129» около острова Гуам замечено с орбиты американским спутником-шпионом. Таким образом, командование ВМС США и ЦРУ практически сразу получили сведения о точном месте гибели подводной лодки:
40°00" с.ш. и 180°00’ в.д. Впрочем у этой осведомленности могли быть и другие корни. Среди множества существующих сегодня версий о причине гибели «К-129» одна заслуживает особого внимания: возможно лодка столкнулась с американской субмариной слежения. Это могла быть «Суордфиш» (типа «Скейт»), которая через три дня после гибели «К-129» прибыла на базу в Йокосука (Япония) с повреждением ограждения боевой рубки. В этом случае американцы, естественно, просто не могли не знать точных координат.

В июне 1968 года, убедившись, что советские спасательные службы прекратили поиски погибшей лодки, ВМС США и ЦРУ приступили к осуществлению секретной операции по обнаружению и подъёму «К-129». Их интерес был очевиден: получить доступ к советским баллистическим ракетам, шифрам, кодам, системам связи, управления, технологиям строительства прочного корпуса и т.п.

Дизельных подводных лодок проекта 629 (по классификации НАТО - «GOLF») в Советском Союзе было построено 23 единицы. Головная «К-96» вступила в состав ВМФ в декабре 1959 года. Корабли этого проекта имели следующие тактико-технические данные:

Водоизмещение - 3 533 тонн

Длина - 98 метров

Глубина погружения - 300 метров

Дальность плавания - 27000 миль

Автономность - 70 суток

Экипаж - 59 человек

Количество ракет - 3

В ВМФ СССР пришли к убеждению, что лодка затонула и экипаж погиб. Родственникам подводников сообщили об их смерти, на территории базы подводных лодок заложили камень для установки памятника. Казалось бы, в деле навсегда поставлена точка. Но, как выяснится спустя шесть лет, не для всех.

В 1974 году военно-морские силы и ЦРУ США поднимут с глубины 5000 метров, так и не найденную тогда нами, «К129». Её обнаружило американское научно-исследовательское судно и, к удивлению специалистов, внешне субмарина почти не пострадала, хотя пережила взрыв, погружение на чудовищную глубину и удар о каменистый донный грунт.

Операция по подъёму с помощью поискового судна «Мизар» и судна «Гломар Эксплорер» со специальной баржей началась в мае 1974 года. Строительство огромного сооружения с мощными гидравлическими лапами для захвата лодки, корабля-базы, для осуществления подъёма лодки, а также подготовка персонала, велись в условиях строжайшей секретности. Настоящая цель длительных приготовлений во всей Америке была известна лишь троим - Президенту Ричарду Никсону, директору ЦРУ Уильяму Колби и финансирующему миллиардеру Ховарду Хьюзу. Стоимость операции составила более полумиллиарда долларов, подъём длился 40 суток.

Журнал «Тайме». Все началось с ЧП. В марте 1968 года в северо-западной части Тихого океана советская подводная лодка всплыла для подзарядки батареи.
Произошёл взрыв, причиной которого, возможно, стала искра, воспламенившая газы в корпусе. Прежде чем кто-либо из экипажа успел спастись, лодка погрузилась на дно океана, на глубину примерно трёх миль. ВМС США удалось засечь, используя соответствующую аппаратуру, последнюю агонию подводной лодки... Советский ВМФ был не столь удачлив. Группа советских кораблей вела поиск пропавшей лодки далеко от мест происшествия.

Советская пресса не сообщила своим читателям об обнаружении ЦРУ русской подводной лодки, хотя передачи «Голос Америки» последнее время не глушились. Причина замалчивания русской прессой этого факта, по мнению наших советских собеседников, следующая: это может вызвать антиамериканские чувства и отрицательно повлиять на процесс разрядки напряжённости. Ведь русский руководитель Леонид Брежнев должен приехать этим летом в Вашингтон для встреч с Президентом Фордом.

Есть и другие причины, объясняющие их молчание: обыкновение не сообщать о трагических событиях у себя. Советский Союз никогда публично не сообщал о гибели подводной лодки в 1968 году. Чтобы теперь заявить публичный протест против американской попытки поднять лодку, придется признать и сам факт её гибели.

В октябре 1992 года директор ЦРУ Р. Гейтс во время встречи с Б. Ельциным передал Президенту России материалы, касающиеся гибели «К-129». Гейтс информировал Президента, что летом 1974 года специально построенное американское судно водоизмещением 36 000 тонн подняло носовую часть советской подводной лодки, затонувшей в марте 1968 года в северном районе Тихого океана. В лодке были обнаружены останки шести погибших, трое из них имели удостоверения личности: Виктору Лохову, Владимиру Костюшенко и Валентину Носачёву в момент гибели было по 20 лет. Остальных опознать не удалось.

В апреле 1998 года я встретил в Санкт-Петербурге сына командира «К-129» капитана 1 ранга Владимира Ивановича Кобзаря.

«С 1982 года, - рассказал мне Андрей Владимирович Кобзарь, - я безуспешно пытаюсь получить хоть какую-нибудь информацию о судьбе отца. Неоднократно обращался в различные инстанции: в Московский горвоенкомат, в Главное управление кадров Министерства обороны с просьбой сообщить хотя бы ту информацию, которая рассекречена по прошествии стольких лет. В основном мне отвечали уклончиво. Неужели мы не имеем права знать правду?! Просил я и о том, чтобы мне передали на хранение, как дорогую память, отцовский орден „Красной Звезды“, который он не успел получить перед выходом в море в последний поход. И только в 1985 году, после обращения к Председателю Верховного Совета СССР просьба была удовлетворена...».

До сих пор имена и фамилии всех погибших неизвестны. По одним данным их было в составе экипажа 78, по другим - 105, по третьим - 129 ... И многие в Петропавловске - Камчатском и других российских городах до сих пор ждут своих пропавших без вести сыновей и братьев.

Обреченные на безвестность / Катастрофы под водой
uhlib.ru›istorija/katastrofy_pod_vodoi/p12.php

Указом президента Российской Федерации от 20 октября 1998 г. N 1285 посмертно награждён орденом Мужества.

В п. Рыбачий (город Вилючинск, Камчатка) именем В. И. Кобзаря названа улица.
vvc-site.narod.ru›…kobzarj-vladimir-ivanovich.htm

Задача данной статьи - выяснить причину гибели командира «К-129» капитана 1 ранга ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА КОБЗАРЯ по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения.

11 26 28 37 38 55 84 87 99 100 105 115 128 138 155 165 168 169 183 198 201 211 235
К О Б З А Р Ь В Л А Д И М И Р И В А Н О В И Ч
235 224 209 207 198 197 180 151 148 136 135 130 120 107 97 80 70 67 66 52 37 34 24

3 15 16 21 31 44 54 71 81 84 85 99 114 117 127 151 162 177 179 188 189 206 235
В Л А Д И М И Р И В А Н О В И Ч К О Б З А Р Ь
235 232 220 219 214 204 191 181 164 154 151 150 136 121 118 108 84 73 58 56 47 46 29

КОБЗАРЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ = 235 = 115-ЗАХЛЁБЫВАНИЕ + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.

235 = 136-СМЕРТЬ ОТ... + 99-ЗАХЛЁБЫВАН\ ия \.

235 = 117-ВОДНАЯ СРЕДА + 118-УТОПЛЕНИЕ.

235 = 118-УТОПЛЕНИЕ + 117-\ 70-ВОДНАЯ + 47-СРЕДА \.

235 = 128-ОТ ГИПОКСИИ + 107-БЕЗДЫХАНЕН.

235 = 118-УТОПЛЕНИЕ + 117-В ВОДНОЙ СРЕДЕ.

235 = 121-УТОПЛЕНИЕ В... + 114-ВОДНОЙ СРЕДЕ.

235 = 183-УТОПЛЕНИЕ В ВОДНОЙ + 52-СРЕДЕ.

235 = 181-ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЗНИ + 54-В МОРЕ.

235 = 130-ПРЕКРАЩЕНИЕ + 105-ЖИЗНИ В МОРЕ.

У нас есть в запасе ещё некая внутренняя, "глубинная" расшифровка кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Сумма кодов букв, вошедших в код ПОЛНОГО ИМЕНИ три и более раз:

А=1 + В=3 + И=10 + И=10 = 24 = ВОДА.

Сумма кодов букв, вошедших два и более раз:

О=15 + О=15 А=1 + А=1 + А=1 + Р=17 + Р=17 + В=3 + В=3 + В=3 + И=10 + И=10 + И=10 + И=10 = 116.

116 = 70-ВОДНАЯ + 46-СРЕД\ а \.

235 = 116-ВОДНАЯ СРЕД\ а \ + 119-ЛИШЁН ЖИЗНИ.

Рассмотрим предложение ЛИШЁН ЖИЗНИ - оно состоит из кодов букв, вошедших в код ПОЛНОГО ИМЕНИ только один раз:

11 13 22 51 63 68 81 95 119
К + Б + З + Ь + Л + Д + М + Н + Ч
119 108 106 97 68 56 51 38 24
Читаем:

22-ЛИ + 97-ШЁН ЖИЗНИ; 51-ЖИЗНИ + 68-ЛИШЁН; 63 = ЖИЗНИ Л + 56-ИШЁН; 68-ЛИШЁН + 51-ЖИЗНИ; 95-ЛИШЁН ЖИЗ + 24-НИ.

189 = 119-ЛИШЁН ЖИЗНИ + 70-ВОДНАЯ
________________________________________
47 = СРЕДА

189 - 47 = 142 = 119-ЛИШЁН ЖИЗНИ + 23-ВОД\ а \.

Смотрим столбец в нижней таблице:

99 = ВОСЬМОЕ = ЗАДЫХАНИЕ В \ море \
_________________________________________________
150 = ВОСЬМОЕ МАРТА = ЗАДЫХАНИЕ В МОРЕ

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 123-ТРИДЦАТЬ + 66-СЕМЬ = 189 = КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОД\ ание \.

235 = 189-ТРИДЦАТЬ СЕМЬ + 46-ТРИ\ дцать... \.

189 - 46 = 143 = КОНЧИНА В МОРЕ.

Смотрим столбец во второй таблице:

189 = ТРИДЦАТЬ СЕМЬ = КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОД\ ание \
_______________________________________________________
47 = ПОГИБ = ...ОЛОД\ ание \

8 марта 1968 года при невыясненных до сих пор обстоятельствах в северной части Тихого океана в районе Гавайских островов погибла советская дизель-электрическая подводная лодка «К-129» из состава Тихоокеанского флота.

Она была построена на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре (ныне Амурский судостроительный завод), вступила в строй 31 декабря 1959 года, а 2 февраля 1960 года вошла в состав Тихоокеанского флота. «К-129» имела водоизмещение около 2900 тонн, глубину погружения - 300 метров, была вооружена тремя ракетами Р-21 с ядерными боеголовками и шестнадцатью торпедами, в том числе двумя с ядерной боевой частью. В 1967 году подводная лодка прошла модернизацию.

24 февраля 1968 года «К-129» под командованием капитана первого ранга Владимира Кобзаря вышла из бухты Крашенинникова в Тихий океан на боевую службу. Для подводной лодки это был внеплановый выход по приказу командования, так как всего за полтора месяца до этого она вернулась из планового похода. Многих из 98 членов ее экипажа вызвали из отпусков или отдыха в санатории флота. Недостающий состав вынужденно доукомплектовали с других подводных лодок. Кроме того, на борт приняли группу матросов-учеников.

В течение 12 суток «К-129» осуществляла задачи патрулирования в районе Гавайских островов. Возвращение подводной лодки в пункт базирования планировалось на 5 мая.

8 марта 1968 года «К-129» должна была дать контрольное радиодонесение, но подводная лодка не ответила на радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Была надежда, что она дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, но через две недели связь с подводной лодкой так и не восстановилась.

Началась крупная поисковая операция. В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут «К-129» на протяжении от Камчатки до Гавайев. На всем пути брались пробы воды на радиоактивность. Ни лодки, ни следов катастрофы обнаружено не было. Нашли только масляное пятно, оказавшееся соляровым, дизельным. Но точно кому оно принадлежало, как и в каком месте попало в воду, определить не удалось.

Родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» были разосланы скорбные извещения, где в графе «причина смерти» значилось «признать умершим». Факт исчезновения подводной лодки военно-политическое руководство СССР был засекречен, «К-129» была исключена из состава Военно-морского флота.

Несмотря на то, что поиски «К-129» осуществлялись в режиме строжайшей секретности, американские военные засекли массовое скопление советских кораблей и авиации в Тихом океане и заподозрили, что идет операция по поиску затонувшей подлодки.

Официальный отказ правительства СССР от затонувшей «К-129» привел к тому, что с точки зрения международного права она стала «бесхозным имуществом». Таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем.

Благодаря акустической системе наблюдения США очень быстро обнаружили район гибели «К-129». Для обследования предполагаемого района гибели «К-129» было направлено специальное судно ВМС США «Мизар» (Mizar), оборудованное новейшей гидроакустической аппаратурой, системами подводного телевидения, магнитного траления и исследования дна, а также подводная лодка «Халибат» (Halibut) с необитаемыми глубоководными аппаратами.

После долгой кропотливой работы им удалось обнаружить советскую лодку и сделать более 20 тысяч снимков ее корпуса. «К-129» лежала на дне на глубине более пяти километров. По фотографиям определили характер повреждений, полученных лодкой. Внешне она почти не пострадала от падения на такую глубину и удара о грунт. Фотокамера запечатлела только пролом в 30 метров сразу за рубкой. По другим источникам, корпус «К-129» был разломлен на несколько крупных фрагментов. Сильно поврежденными оказались две кормовые ракетные пусковые установки, у которых были сорваны крышки шахт. У обеих ракет отсутствовали головные части.

Неповрежденной была лишь третья пусковая установка, та, что ближе к носу.

После изучения фотографий затонувшей советской подлодки США решили осуществить ее подъем, хотя судоподъемные операции с подобной глубины еще никогда в мире не осуществлялись.

Для подъема лодки с такой глубины американцы построили специальное судно «Хьюз Гломар Эксплорер» (Hughes Glomar Explorer) с уникальным оборудованием.

Операция по подъему затонувшей подлодки проходила с июля по август 1974 года в условиях строжайшей секретности. Судно «Хьюз Гломар Эксплорер» было замаскировано под шельфового разведчика. Подводную лодку удалось захватить гидравлическими клещами, после чего начался медленный ее подъем. Далее в американских источниках сообщается о том, что на половине пути к поверхности три захвата отломились. Корпус подлодки, не имея должной опоры, вскоре также переломился по линии трещины в конце центрального отсека, и кормовая часть упала обратно на дно. Возможно, лодка уже на дне лежала разломанная на части, так как длина американской затопляемой док-камеры была меньше длины всей «К-129». Американские газеты сообщали о том, что было поднято около 30 метров от 100-метровой лодки, а представители ВМС США говорили только о 13 метрах, но это могло быть дезинформацией для сокрытия того, что все-таки попало в руки Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Точные данные о том, что подняли американцы, отсутствуют.

В американских средствах массовой информации проходила информация о том, что подняли все части подводной лодки, а сообщили лишь о носовой, где были найдены тела шести советских подводников. Останки погибших моряков поместили в контейнер, так как они были радиоактивны. Позже они были погребены американцами в Тихом океане согласно церемониалу ВМФ СССР. В октябре 1992 года во время визита в Москву директор ЦРУ Роберт Гейтс передал президенту России Борису Ельцину кинопленку с записью церемонии погребения тел советских подводников.

Истинная причина гибели «К-129» так и не была установлена. Существует несколько версий, среди них - взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь прочного корпуса из-за несовершенства устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении, или частично через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подводной лодкой или кораблем.

В 1995 году группа кораблей Тихоокеанского флота совершила заход в точку гибели экипажа «К-129» и отдала воинские почести погибшим подводникам. 20 октября 1998 года весь экипаж подводной лодки «К-129» был посмертно награжден орденами Мужества.

Одна из улиц Рыбачьего, являющегося микрорайоном города Вилючинска (Камчатский край) и местом, где базируются подводные лодки Тихоокеанского флота России , названа именем командира ракетоносца Владимира Кобзаря. В Рыбачьем установлены памятные мемориальные плиты, на которых занесены фамилии подводников экипажей подводных лодок К-129 и К-429, погибших при выполнении боевых задач (АПЛ К-429 затонула 24 июня 1983 года). В базе подводных сил ТОФ в городе Вилючинске был установлен памятник экипажу погибшей «К-129».