Способы манипулировать людьми. Правило логической цепи

Манипуляция людьми помогает не только в бизнесе и в ведении переговоров - это крайне полезные навыки, которые помогут в любой жизненной ситуации. Техника ведения разговора в нужном русле пригодится каждому из нас.

С чего следует начать

Конечно же, начать необходимо с правильного настроя. Управление людьми требует большой эмоциональной отдачи, а также умственных затрат. Впоследствии навыки манипуляции отработаются у вас до рефлекса, а на первое время ваши задачи — это постоянная работа над собой и постоянная же практика.

Начните с того, что задайте себе верное настроение — вы все можете. Повторяйте себе, что перед вами нет никаких преград, что каждый человек может научиться чему угодно — просто кому-то нужно больше, а кому-то меньше времени и сил. Приготовьтесь к изменениям мировоззрения и отношения к вам окружающих.

Способы манипуляции

Манипуляция осуществится, только если при разговоре вы производите нужное впечатление. Поэтому настройте себя на нужный лад.

Способ первый : правильный взгляд. Во-первых, отводить его нельзя. Во-вторых, смотреть нужно либо между глаз, либо в конкретный глаз, желательно в левый от вас, поскольку он связан с полушарием мозга, которое отвечает за эмоции. Так вы сможете уже на невербальном уровне отвлечь человека от логического способа мышления. Ну а если вам, наоборот, нужно пробудить в человеке логические навыки, смотрите в правый от вас глаз.

В свою очередь, если вы понимаете, что на вас пристально смотрят, пользуясь такой техникой, просто улыбнитесь и отведите взгляд, делая вид, что вы ничего не заметили.

Способ второй : представить даже самого неприятного человека хорошим. Да, нередка случается так, что мы общаемся с теми, кто нам не приятен. Этого можно избежать, используя свое воображение. Представьте, что вы общаетесь с маленьким ребенком. Этой техникой пользуются все люди, находящиеся на управленческих должностях.

Способ третий : прямота. Не юлите, не извивайтесь — спросите то, о чем хотите спросить. Например, если вы чувствуете обман, то просто спросите: «Вы меня пытаетесь обмануть?». Ничего страшного в этом нет, поскольку это всего лишь вопрос. Если вас пытаются действительно обвести вокруг пальца, то это поставит человека в очень непростое положение, потому что прямоты в таком случае никогда никто не ожидает.

Способ четвертый : не пытайтесь доказать что-то оппоненту. Не оправдывайтесь и не приводите доводы в качестве доказательства своей правоты. В таком случае работает тонкая психология. Правота — это эмоциональное состояние, которое нельзя передавать собеседнику. Начиная спорить, вы вступите в полемику, а это уже первый шаг к признанию того, что ваша точка зрения может оказаться не верной. Всегда стойте на своем.

Способ пятый : не поддавайтесь провокациям и изменению хода общения. Это работает в тех случаях, когда в беседе участвуют три человека и больше. Если вас пытаются задеть, то делайте паузу, смотря в глаза оппоненту, а потом продолжайте разговор как ни в чем не бывало.

Способ шестой : в ситуациях, когда человек чем-то недоволен, изобразите согласие — это хорошо работает в случае, если вы принимаете недовольного клиента на работе. Он кричит, он раздражен тем, что ему продали что-то некачественное, а вы же просто соглашайтесь с ним, но не подтверждайте качественные и негативные характеристики вас самих: «Я согласен, это очень неприятная ситуация...». После того, как вспышка раздражения пройдет, можно начинать конструктивный диалог.

Эти методы влияния на людей могут быть крайне полезными для тех, кто работает в сфере, которая предполагает множество ситуаций, требующих избегания конфликтов . Эти способы влияния помогут подчинить себе даже группы людей, расположив их к себе своим авторитетом. Используйте эти техники, совершенствуйте навыки и не забывайте нажимать на кнопки и

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему исполняете чужую прихоть, несмотря на внутренние протесты и собственное нежелание совершать данный поступок? На работе, дома, в компании друзей, во время просмотра телевизора, - повсюду нас окружает манипуляция, овладевая основными навыками которой человек достигает удовлетворения собственных потребностей. Как манипулировать людьми? Достаточно знать несколько определенных точек воздействия, позволяющих вынуждать человека исполнять ту или иную просьбу.

Манипуляция и манипуляторы. Что стоит знать и чего остерегаться

Манипуляция представляет собой различные способы влияния на группу людей или на отдельную личность, провоцирующие изменение поведения, предпочтений в отношении ценностей, а также выполнение определенных задач, просьб, объектом влияния (личностью, на которую было направлено манипулятивное воздействие). Манипулятор - человек (группа людей), желающий осуществить собственные потребности при помощи психологического (эмоционального) воздействия на другую личность.

Большинство людей не замечают, как под влиянием тех или иных факторов исполняют чужую просьбу. При профессиональной манипуляции человек не в силах распознать, что его вынуждают свершить поступок вопреки его ценностям, морали и желаниям, однако, по некоторым признакам, можно выявить то, как люди манипулируют другими людьми. К примеру, неожиданное проявление заботы со стороны незнакомого человека, начальника, родственника и прочих личностей, ранее не проявляющих к индивидууму подобных чувств и эмоций, - это признак начала манипуляции. Сюда же можно отнести детские слезы, истерику, постановку условий ("если любишь, то..."), запугивание и вызывание страха, обещание улучшения условий жизни, после приобретения товара (выполнения просьбы).

Нужна ли манипуляция в современном мире

Повседневная жизнь наполнена различными манипулятивными воздействиями. Ежедневно каждый из нас может столкнуться с ними, просто включив телевизор. Реклама, представляемая взору потенциального потребителя, изобилует непрямыми внушениями, вызывающими у незащищенного обывателя желание купить какой-либо товар. А современные телесериалы (российские, зарубежные) и реалити-шоу, содержат в себе некую интригу, заставляющую в следующий раз вновь посмотреть очередной выпуск программы.

Умение манипулировать людьми - целая наука, коей обладают большинство политиков, профессиональных маркетологов и бизнесменов. Как в политике, так и в бизнесе мораль имеет несколько иные границы, нежели в повседневной жизни, что делает манипуляцию незаменимым средством достижения определенных успехов. Стоит заметить, что воздействие такого рода не всегда является отрицательным, в некоторых случаях его применение позволяет достичь цели, поставленной перед группой людей или одним человеком. К примеру, школьник, после нескольких повторений учителем поставленной задачи ("открываем учебники", "достаем тетрадь" и прочее) в будущем будет выполнять ее уже на уровне подсознания. Еще один пример - воспитательный процесс. С данной стороны манипуляция может рассматриваться как отрицательное, так и положительное влияние, в зависимости от ценностей и морали семьи.

Психология

Секреты эффективного воздействия на людей помогают раскрыть тайны психологии. Как манипулировать людьми и что для этого нужно? Наука о психической деятельности человека советует держать себя в руках, не показывать настоящие эмоции, развивать харизму и обучиться некоторым актерским навыкам, а так же научиться "читать" людей, - это поможет разработать личную тактику манипулятивного воздействия.

Перед тем как попытаться повлиять на определенного человека, необходимо учитывать его возраст, пол и некоторые психические особенности. Людьми, наиболее подверженными воздействиям извне, согласно статистике, считаются эмоциональные личности, женщины, дети и лица старшего возраста (от 50 лет). Не зря многие мошенники в качестве своих потенциальных жертв используют пенсионеров, молодых мам и детей, - каждый из них имеет рычаги воздействия, именно эта категория является наиболее незащищенной в эмоциональном и психическом плане.

Некоторые личности обладают даром манипуляции еще с малых лет, - в детстве большинство из нас делают это неосознанно, со временем либо забывая о подобных навыках, либо развивая и совершенствуя их. Что значит манипулировать человеком? Дословно это означает прямое или косвенное влияние, заставляющее личность действовать по плану манипулятора.

Стоит ли учиться подобному воздействию? Безусловно, да. Техника внедрения в человеческое подсознание позволяет внушать людям то, чего хотите именно вы, при этом не используя ничего, кроме общения. Помимо этого, знание о возможных приемах такого рода защищает от бессознательного подчинения другим индивидуумам. Искусство манипулировать людьми кому-то дается легко, а кому-то достаточно сложно, все зависит от индивидуальных качеств характера потенциального манипулятора.

Слова

Для эффективного внушения необходимо исключить из словарного запаса неопределенность и отрицание. Как манипулировать людьми с помощью слов? Очень просто: достаточно заменить в разговоре с потенциальной жертвой "еще" на "уже", "я" на "мы" или "вы". Также воздействию способствуют правильно поставленные фразы, в которые не входит отрицание (нет, никогда, не) и открытые вопросы ("когда мы с вами встретимся?", "как решим этот вопрос").

Как манипулировать людьми с помощью слов на бумаге, в отчете, в письме? Здесь помогает контекстуальное внушение. За счет правильно расстановленных слов в тексте, человек может неосознанно попасть под влияние другой личности. Как этого добиться? Все просто, большая часть текста должна состоять из обычных фраз, и лишь 10% - из воздействующих словосочетаний. Суть посланий такого рода в том, что выделенные фрагменты текста в подсознании у читающего складываются в некую установку. Например: "Я хочу, чтобы ты работал у нас длительно, плодотворно и эффективно. Работай, естественно, за небольшую плату, тебе никто не предлагает трудиться. Все будет оплачено, согласно нашим тарифам". Главное - при написании послания необходимо учитывать будущего читателя, его предпочтения и особенности личности.

Если вы хотите манипулировать людьми, вам необходимо научиться контролировать свои эмоции, уметь убеждать людей, играть роль человека, наделенного разного рода надуманных чувств. Только так вы можете стать человеком, наделенным силой убеждения большей, чем у вас есть на самом деле. Чтобы получить такие навыки, рассмотрите возможность посещать школы актерского мастерства. Примеряя на себя роли различных персонажей, вы сможете ощутить себя кем угодно, это поможет вам лучше контролировать окружающих вас людей. Если вы хотите овладеть актерским искусством ради манипулирования людьми, не рассказывайте об этом окружающим. Этим вы лишь вызовите подозрение у них.

Публичные выступления

Еще один способ получить от людей то, что вам от них нужно – научиться говорить с публикой, вести длительный монолог. Это поможет вам понять, как формулировать и доносить свои мысли в максимально конструктивном русле, кроме того, вы научитесь убедительно аргументировать и защищать свои позиции. Такой подход к манипулированию очень хорошо подходит для дальнейшей беседы, например, с начальством или коллегами по работе. Эмоции в профессиональной обстановке практически не уместны, и мастерство перевоплощения образов в данном случае вам не поможет.

Харизма

Практически все харизматичные люди умеют получать то, что им нужно. Если вы хотите научиться манипулировать людьми, вам необходимо работать над своей харизмой. Научитесь создавать позитивную атмосферу беседы, работайте над языком тела. Ваша задача – расположить людей к общению с вами. При этом совершенно не важно, с кем вы будете говорить, это может быть и ученик младших классов, и профессор истории кого-либо университета. Чтобы стать более , заставьте людей чувствовать себя особенными. Разговаривая с человеком, смотрите ему в глаза, интересуйтесь его чувствами и интересами. Покажите собеседнику, что вы дорожите знакомством с ним, даже если это не так. Излучайте уверенность во всем, что вы делаете, и тогда люди будут воспринимать вас и ваши слова всерьез.

Изучайте людей

Каждый человек имеет свои психологические и эмоциональные черты, поэтому не существует единого шаблона действий, который поможет вам манипулировать всеми. Прежде чем пытаться контролировать человека и управлять им, изучите его характер, узнайте, какие ваши действия помогут склонить человека к нужным вам поступкам. Например, некоторые люди крайне подвержены эмоциям. Они могут расплакаться в кинотеатре, искренне сопереживать чужим бедам и т.д. Чтобы манипулировать такими людьми, вам необходимо выплескивать собственные эмоции, заставляя их сопереживать вам, пока вы не поучите то, что вам нужно. Если же человек очень рационален, он не поддается эмоциям, требует логики в действиях и постоянно ищет доказательства, к нему необходим совершенно другой подход. На первый план в таком случае выходит ваше умение спокойно и аргументировано убеждать человека в своей правоте, эмоции здесь будут совершенно лишними.

Учитесь у других

Обратите внимание на свое окружение. Возможно, у вас есть знакомые, родственники или друзья, которые умеют манипулировать людьми, они всегда получают то, что им нужно. Изучайте их поведение, записывайте, что они делают, что приносит им успех и как они его добиваются.

Успех в бизнесе зависит от многих факторов. Кроме трудолюбия, таланта, целеустремленности и профессиональных навыков важно умение руководить людьми , если вы, конечно, не свободный и одинокий художник, а работаете в коллективе.

Инструкция

Прочитайте книги и нейролингвистическому программированию, которые помогут вам лучше понять поведение людей. Тренируйте навыки правильного поведения во время разговора, описанные в специализированной литературе по бихевиаризму. Учитесь интерпретировать и применять язык тела.

Используйте метод кнута и пряника. Поощряйте подчиненных за качественно выполненную . Это позволит мотивировать не только их, но и все остальных коллег. Стимулируйте сотрудников словами, бонусами и денежным вознаграждением. Если вы не в состоянии платить людям , скажите им об этом прямо, чтобы избежать последующих разочарований и напрасных надежд. Найдите другие способы, чтобы стимулировать работников. Критикуйте сотрудников, выполняющих работу недобросовестно. Наказывайте их денежными штрафами и выговорами. Критикуйте конструктивно и объективно. Давайте возможность исправить ошибки.

Будьте в курсе проектов каждого и того, на каком этапе выполнения вашего задания он находится. Будьте максимально осведомлены о ситу подчиненных и компетенты в своей области. Это поможет вам завоевать уважение сотрудников, которое является ключом к вашему авторитету. Требуйте от подчиненных составления отчета о проделанной . Проанализировав , вы будете яснее представлять себе процесс их работы, их сильные и слабые стороны. Вы будете видеть общую картину, что даст вам преимущество и дополнительный вес в глазах подчиненных.

Видео по теме

Совет 3: Как манипулировать другими: небанальные способы

Поддерживайте зрительный контакт, используйте язык тела... Эти и другие подобные им советы уже всем известны. Используйте новые, не столь очевидные "секретные фишки", чтобы получить желаемое.

Загнать в угол, чтобы получить желаемое

Бывают ситуации, когда от согласия вашего оппонента или от его ответа зависит очень и очень много, и вам приходится идти на жесткие меры, чтобы добиться своего. Итак, в случае отказа посмотрите на собеседника в упор и снова ровным голосом повторите свой вопрос. Под давлением вашего взгляда он почувствует себя в ловушке и будет готов изменить свое решение.

Оставаться спокойным, когда повышают голос

Конечно, такой прием требует тренировки, но оно того стоит. Позволив человеку выговориться и при этом не сказав ему ничего плохого, никак его не оскорбив, вы своим спокойствием спровоцируете у него чувство вины, которую он подсознательно будет пытаться искупить.

Быть ближе к агрессору, чтобы избежать нападения

Люди, находящиеся друг от друга на близком расстоянии, подсознательно чувствуют неловкость при наступлении конфликта. Имейте это ввиду и держите агрессора как можно ближе.

Называть всех по именам, чтобы стать любимчиком в группе

Умение налаживать связи является одним из основополагающих для построения успешной карьеры. Используйте имена при общении с коллегами во время повседневных коммуникация и не произносите имен во время конфликтов. Вот такой простой секрет.

Ровная осанка повышает уверенность в себе

Трюк работает в ста процентах случаев. Правило ровной спины позволит вам произвести более благоприятное впечатление, выгодно выделит вас среди коллег и к тому же даст ощущение внутренней силы.

Согрейте руки перед рукопожатием

Сухие теплые руки способствуют созданию дружественной атмосферы, так что обязательно слудите, чтобы перед прикосновением к кому-либо ваши ладони не оказались чуть тепее ледышки.

Последнее время в Сети всё чаще обсуждается проблема манипулирования людьми, навязывания чужого мнения и взглядов, превращения общества в бездумную массу. Look At Me составил шорт-лист самых распространенных приёмов и правил, которые помогают убеждать, располагать, инспирировать и всячески влиять на людей, а также способы, позволяющие защититься от социальной манипуляции.


Social proof,
или принцип социального доказательства

В Советском Союзе люди сначала вставали в очередь и лишь потом интересовались, куда же она ведёт. «Если все эти люди ждут, значит, товар хороший» - думал каждый. Само наличие очереди сигнализировало о ценности предлагаемого продукта. Таким образом в советском обществе проявлялся принцип социального доказательства. Основанный на стадном инстинкте, он заключается в подражании поведению большинства и является предохранительной функцией нашего мозга, освобождающей последний от необходимости обрабатывать лишнюю информацию. Именно в нём кроется природа мейнстрима.

Особенно эффективно принцип социального доказательства работает, когда человек оказывается в запутанной или двусмысленной ситуации, и у него нет времени в ней толком разобраться. «В любой непонятной ситуации делай, как все» - Social Proof разом решает все проблемы. Когда мы хотим купить новый гаджет и ломаем голову над тем, какую модель выбрать, решающим критерием для нас зачастую оказываются отзывы и рейтинг. Принцип социального доказательства глубоко пустил корни в современный бизнес. Больше не нужно доказывать потенциальному клиенту, насколько товар хорош, достаточно отметить, что так думает большинство.


Сегодня маркетологи настоятельно рекомендуют владельцам сайтов и различных страниц не афишировать счётчики, если показатели на них скромные. Большое количество подписчиков - лучший знак качества и причина тоже подписаться. Это относится и к посещаемости сайта.

Ещё один наболевший пример использования принципа социального доказательства - скетчи и юмористические сериалы. Зрители часто жалуются, что их раздражает фоновый смех после каждой шутки. Тем не менее на эффективности метода это не отражается. Люди привыкли ориентироваться на реакцию окружающих при определении того, что является смешным, и зачастую реагируют не на шутку, а на сопровождающий её закадровый смех.

Кстати, Social proof послужил основой возникновения некоторых профессий. Например, клакёр - человек, который за определённую плату приходит на выступление, громче всех аплодирует и кричит «Браво!», или классический пример - плакальщики, «задающие настроение» на похоронах в Бразилии или на Филиппинах.


Метод группового подкрепления

Этот приём местами перекликается с предыдущим, но, в отличие от него, ориентирован на изменение человеческого убеждения, нежели поведения. Согласно данному принципу, при многократном повторении одного и того же тезиса (идеи, концепции) внутри какой-либо группы, её члены со временем примут это утверждение за истину. Американский академик и писатель Роберт Кэрролл подчёркивает, что повторяемое суждение не обязательно должно быть истинным. В него поверят независимо от того, насколько оно теоретически или практически доказано. Более того, считается, что люди принимают на веру, без критической оценки, любые групповые ценности, идеи, доктрины, если идентифицируют себя с этой группой и не хотят прослыть изгоями. Это психическое явление и проявление конформизма называют индоктринацией. Противоположные индоктринации феномены: «социальная автономность», «критичность», «нонконформизм».

Красочным примером работы метода группового подкрепления являются стереотипы, мифы и легенды, которые кочуют из поколения в поколение. Кроме того, приём активно используется СМИ и является эффективным средством в информационных войнах. С помощью ловкой манипуляции фактами и различными речевыми уловками медиа навязывают нам определённые убеждения путём систематического повторения одних и тех же мыслей. Для борьбы с подобными тенденциями в учебные программы некоторых стран внедряется курс медиаобразования, призванный развивать у людей всех возрастов критическое мышление.


Правило взаимного обмена

Правило взаимного обмена гласит: человек обязан отплатить за то, что ему предоставил другой человек. Простыми словами - ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Поэтому правило работает и активно используются некоторыми «посвящёнными». Такие люди могут намеренно оказывать небольшую услугу с расчётом на то, чтобы в будущем обратиться с более масштабной просьбой.

Фрагмент из телесериала
«Форс-мажоры» (Suits)

В народе говорят: «пользуются чьей-то добротой». Примечательно, что знание правила взаимного обмена не освобождает человека от желания возвращать свои «долги».

Фрагмент из телесериала «Менталист» (The Mentalist)

Почему в супермаркетах бесплатно дают на пробу продукты? Зачем различные компании раздают своим гостям ручки, блокноты и прочие сувениры? А как объяснить бесплатные акции в барах и жвачки после обеда в ресторанах? Сотрудники хотят сделать клиентам приятно? Как бы не так.


Просьба
о помощи, или метод Бенджамина Франклина

Однажды Бенджамину Франклину нужно было наладить контакт с человеком, который откровенно его недолюбливал. Тогда Бенджамин обратился к этому человеку с просьбой одолжить ему редкую книгу. Франклин был максимально вежлив в своей просьбе и с ещё большей вежливостью поблагодарил человека, когда тот согласился. После этого случая они стали хорошими друзьями.

Суть одноимённого метода заключается в том, что люди любят, когда их просят о помощи. Во-первых, отталкиваясь от правила взаимного обмена, человек думает, что в случае необходимости может рассчитывать на ответную услугу. Во-вторых, помогая, он чувствует себя нужным и полезным. А это, как говорится, бесценно.

Кстати, считается, что вначале лучше просить больше, чем хочешь получить. Если тебе вдруг откажут, при следующей попытке можно озвучить реальную просьбу, и в этот раз отказать будет уже неудобно.


Правило логической
цепи

Психологи пришли к выводу, что стремление быть или казаться последовательным в своих действиях является врождённой особенностью человека, которая зачастую вынуждает его идти наперекор собственным интересам.

Дело в том, что в современном обществе последовательность считается достоинством. Она ассоциируется с честностью, интеллектом, силой и стабильностью. Английский физик Майкл Фарадей говорил, что последовательность ценится больше, чем правота. Непоследовательное же поведение, обычно, считают отрицательным качеством и принимают за двуличие.

Для того, чтобы заставить человека действовать определённым образом, нужно запустить в его мышлении механизм последовательности. Отправным пунктом в этом механизме социальные психологи называют обязательство. Человек, взявший на себя обязательство (пусть даже неосознанно), будет делать всё, чтобы его выполнить.

Допустим, если человека признать лучшим шахматистом в городе, после этого случая он будет тренироваться втройне больше, лишь бы оправдать возложенное на него обязательство и статус. Запускается механизм последовательности: «Если я такой, значит, я должен то, то и то...».


Позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление - это приятные для человека последствия его действий: похвала, награда или вознаграждение, которые побуждают человека к выполнению этих действий в будущем.

Как-то группа гарвардских студентов провела любопытный эксперимент. На одной из лекций ребята договорились, что когда преподаватель будет перемещаться в одну сторону зала - все будут улыбаться, а когда в противоположную - хмуриться. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться в какой части аудитории лектор провёл большую часть занятия. Этот эксперимент закрепился в истории под названием «эксперимент Верпланка» и стал подтверждением того, что положительный фидбэк оказывает на человека воспитательный эффект.

По мнению американского психолога Скиннера, похвала воспитывает человека эффективнее, чем наказание, которое, скорее, вредит личности. Фрейд подтверждает теорию коллеги и в описании принципа удовольствия подчёркивает, что стремление человека получать положительные эмоции толкает его на выполнение действий, которые подкрепляют их и таким образом ассоциируются с удовольствием. Следовательно, отсутствие цепочки «действие - удовольствие» лишает человека мотивации и желания что-либо делать.


Мотивация страхом


Метод айкидо

Особенность боевого искусства айкидо состоит в том, чтобы использовать силу противника против него самого. Адаптированный под коммуникационную среду, этот метод используется в напряжённых переговорах или конфликтных ситуациях и подразумевает возвращение оппоненту его же агрессии с целью получения от собеседника желаемого.

Закон Ньютона гласит: сила действия равна силе противодействия. Следовательно, чем грубее человек отвечает оппоненту, чем яростнее защищает свою позицию, тем больше ответной агрессии получает в свой адрес. Главный принцип айкидо - побеждать уступая. Чтобы склонить человека к своей точке зрения, в первую очередь нужно с ним согласиться, причём «отзеркалив» его манеру разговаривать и держать себя. А потом спокойным тоном предложить собственный вариант развития событий. Таким образом, человек сохраняет свои силы, не раздражает оппонента и в конечном счёте побеждает.

Немного утрированный пример может выглядеть так: «Ты дурак. Ты всё делаешь неправильно. - Да, я всё делаю неправильно, потому что я дурак. Давайте вместе попробуем найти выход из сложившейся ситуации...».


Принцип вертикали

Все известные мировые диктаторы убеждали своих оппонентов ещё до того, как начинали говорить. Они знали, как расположить своё тело в пространстве таким образом, чтобы в глазах собеседника выглядеть «живым аргументом».

Во-первых, они всегда находились вертикально на уровень выше тех, с кем разговаривали. Этому есть психологическое объяснение. Дело в том, что подсознание изначально воспринимает тех, кто выше, как авторитетов. Наши родители всегда были выше нас. А ведь именно они являлись нашими авторитетами на протяжении многих лет. Это объясняет, почему многие руководители размещают кресла и столы в кабинетах так, чтобы смотреть на своих подчинённых сверху вниз.

Также для нашего подсознания человек, который занимает много места, кажется более убедительным и правым. Размашистые жесты, раскинутые «Т-образно» руки на спинке стула или активное передвижение по залу во время презентации - всё это помогает объять максимальное количество пространства и вырасти в глазах смотрящего.


Встроенные речевые команды

Встроенные речевые команды помогают инициатору коммуникации создать у адресата определённое настроение, вызвать нужную эмоцию и, соответственно, направить его мысли в заданном направлении. Встроенный месседж - это фрагмент фразы, который выделяется жестикуляцией либо интонацией. При этом воздействие происходит на подсознание человека, который может и не обратить внимания на саму фразу.

Внедряя в свою речь позитивно окрашенную лексику (слова типа «приятно», «хорошо», «счастье», «успех», «доверие» и т. д.), мы заставляем собеседника почувствовать себя более счастливым и успешным. При этом не важно, о чём идёт речь и в каком контексте эти слова употребляются, главное - выделить их интонацией или жестом.


Спираль молчания

В теории массовой коммуникации существует такое понятие, как спираль молчания. Предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман, эта концепция сводится к тому, что люди могут разделять определённую точку зрения, но боятся в этом признаться, поскольку думают, что находятся в меньшинстве. Спираль молчания основана на страхе социальной изоляции и начинает работать в тот момент, когда кто-либо уверенно высказывает свою точку зрения на социально значимую тему. Несогласные с услышанным предпочитают хранить молчание и не высказываться, ведь убеждены, что находятся в меньшинстве и боятся изоляции.

Существует закономерность, что состоявшиеся зрелые личности не поддаются страху социальной изоляции и способны высказывать своё мнение без оглядки на общественное. Именно эти люди двигают прогресс и стимулируют глобальные изменения. Вторая же половина человечества является гарантом прочности и стабильности в обществе.

Манипуляция – это своего рода тонкое искусство. Не каждому человеку дано управлять другими людьми, а манипулятор умеет это делать мастерски. Есть люди с неким талантом манипулирования, но не обязательно им обладать, чтобы стать манипулятором. Как манипулировать людьми?

Не у каждого получится отточить искусство манипулирования до совершенства, но каждый человек не единожды в своей жизни неосознанно и сознательно прибегал к манипулированию.

Психологическая манипуляция – это вид социально-психологического воздействия. Цель манипуляции – изменение восприятия или поведения человека (людей) посредством лжи, обмана, насилия или иной негуманной тактики.

Проблема манипулирования в том, что манипуляция практически всегда неэтична . Манипулятор преследует корыстные цели, и в качестве средств их достижения применяет методы нечестные и негуманные.

Если манипуляция неэтична, зачем тогда изучать это явление? Как минимум для того, что уметь противодействовать манипулятору!

Однако есть и такое манипулирование, которое можно было бы назвать альтруистичным , когда один человек управляет вторым помимо его воли, но во благо ему. Например, когда кто-то борется с вредной привычкой близкого человека посредством запугивания и угроз.

Кроме того, говоря откровенно, наш социум устроен так, что честному, бескорыстному, чрезмерно доброму и открытому человеку тяжело выжить в нем. Таких людей называют «хорошими» иногда только потому, что ими легко манипулировать. Всем нравятся безотказные люди или те, кто «ведется» на уговоры, поддается жалости и так далее. В некоторых ситуациях честным людям стоит применять способы и приемы манипуляции ради собственного блага, в качестве самообороны, давать отпор манипулятору и ради того, что бы выжить в «каменных джунглях».

Три составляющие манипулирования

Составляющая манипулирования, без которой невозможно обойтись – особый склад личности манипулятора.

Успешен тот манипулятор , который обладает:

  • актерским талантом,
  • ораторским мастерством,
  • психологическими знаниями,
  • харизмой и умением «влюблять» в себя.

Манипулятор обманывает, притворяется, льстит, играет чужую роль, умеет убеждать, вдохновлять, «гипнотизировать», разрушать психологические барьеры, легко входить в доверие к другому человеку – многое из того, что входит в профессиональные обязанности актеров, ораторов, психологов. Манипулятор воздействует на психику жертвы как фокусник, заставляя видеть то, чего нет и делать то, что не хочется.

Манипулятор умеет собирать и анализировать информацию о человеке, которым хочет управлять. Зачем? Чтобы найти его «больные места». Как правило, это уязвимости характера, поведения, окружения человека, а также его особенности.

Такими уязвимостям могут быть:

  • наивность,
  • неуверенность в себе,
  • доверчивость,
  • доброта,
  • самолюбие,
  • жадность,
  • психологическая незрелость,
  • одиночество,
  • любовь к комфорту,
  • страсть к удовольствиям,
  • неумение отказывать,
  • страх не заслужить ободрение и признание со стороны общества и многое другое.

Человечески страсти и слабости – те «ниточки», дергая за которые манипулятор управляет жертвой, словно куклой.

Успешность манипуляции зависит также от умения манипулятора разработать стратегический план и тактические приемы воздействия на жертву. Конечно, не всегда манипуляция осознает как таковая, но всегда предполагает некую цель и минимальный план. Например, такой ход мыслей: «Дайка я сейчас расплачусь! Ему наверняка будет меня жалко, и я смогу заполучить желаемое!».

Способы манипулировать людьми

Способов манипуляции великое множество. Как правило, манипулятор прибегает разным, но имеет несколько таких, которыми пользуется часто. Зная их, легче противостоять негативному воздействию и научиться избегать ситуаций, когда оно возможно.

Некоторые способы манипулирования людьми:

  1. Ложь . Самый распространенный способ заставить человека изменить свое мнение или поведение. Люди лгут очень часто, но манипулятивная ложь – особый вид обмана. Такая ложь носит систематический характер, тщательно продумывается, имеет значительные последствия и, как правило, влечет за собой еще большую ложь.

Есть люди, для которых ложь – это образ жизни и единственный способ решения проблем, точнее, способ их избежать. Солгав, можно обезопасить себя от гнева, обиды, вины и их последствий, а также заслужить уважение, признание, любовь.

Ложь бывает настолько незаметной и «одурманивающей», что заметить ее практически невозможно. Например, манипулятор-лжец может использовать прием «Ложное переспрашивание»: задает уточняющий вопрос, первая часть которого – повторение сказанного собеседником, а вторая – добавления «от себя»; или же более простой вариант: вопрос собеседника при переспрашивании просто очень тонко, но существенно видоизменяется. Цель такого приема – сбить собеседника с толку и снизить его бдительность.

  1. Забота. Человек, окруженный заботой, становится мягким, уступчивым, менее категоричным, некритичным и невнимательным. Заботой можно усыпить бдительность собеседника и расположить его к себе.
  2. Жалость. Манипулятор демонстрирует свою мнимую ущербность, слабость, усталость, болезненность и прочее. Цель – добиться жалости и снисходительного к себе отношения, продемонстрировать позицию «я не опасен».
  3. Клятвы и обещания . Слыша клятву, человек склонен больше верить собеседнику, ведь это сигнал о том, что говорящий сам нисколько не сомневается в том, что говорит. Содержание обещаний совпадает с желаниями, потребностями, мечтами тех людей, которым они даются, поэтому создается иллюзия понимания и радения «благодетеля».
  4. «Зомбирование» . Если все время повторять человеку одну и ту же фразу, гипнотизируя его ею, он начинает верить в то, что это правда. Если внушаемая информация к тому же «цепляет» эмоционально, а не просто является фактом, внушить ее не составит труда.
  5. Любовь . Фразы наподобие: «Ну, я же тебя люблю, поэтому ты должен…», «Если ты меня любишь, то…», «Сделай это ради меня…» и прочие способы «прикрыться» любовью, оказывают воздействие на эмоциональную сферу личности, заглушая доводы разума. Также работает манипуляция дружбой, симпатией и другими положительными чувствами.
  6. Соблазн. Если предложить человеку то, что наверняка понравится, его можно заманить куда угодно и заставить делать что угодно. Например, родители говорят ребенку: «Когда сделаешь уроки, пойдешь играть».
  7. Подкуп. Это тот же соблазн только наоборот: человеку не обещают что-то, чтобы он стал легко управляемым, а сразу дают то, что желанно, а потом уж оперируют фактом подкупа.
  8. Угрозы и шантаж . Угроза всегда стоится по формуле «Если ты не сделаешь…, то я сделаю…». Например: «Если не поможешь мне, я на тебя обижусь». Шантаж строится по более сложной схеме: «Я сделал… и теперь, если ты не сделаешь …, я сделаю еще и …». Пример манипуляции: 1) угроза: «Если ты не перестанешь курить, я расскажу об этом твоей маме», 2) шантаж: «Я сфотографировал тебя, когда ты курил. Если не бросишь, покажу фото маме».
  9. Порицание. Многие люди боятся быть осмеянными, непонятыми и не принятыми в обществе. Стращание, критика, ругань и все остальное, что совершается при посторонних и провоцирует стыд и вину, заставляет человека бояться повторения этого события, поэтому он делает все, что просит манипулятор, лишь бы снова не оказаться униженным.

Манипуляция – это не лучший способ воздействия на другого человека. Нужно понимать, что это поступок, за который придется нести ответственность.