Все успевать школьнику. Всё по плану

Учебный год приближается к концу, большинство школьников ожидают завершающие контрольные работы, а выпускников — экзамены. Как помочь ребенку организовать свое время, подготовиться к выпускным работам и при этом не перегрузить себя. Предлагаем несколько советов по управлению временем для школьников, которые позволят сбалансировать учебу, отдых, домашние дела и хобби.

1. Что нужно сделать?

Первым этапом необходимо перечислить все, что необходимо сделать. Это может показаться очевидным, но, говоря по опыту, большинство школьников склонны оставлять важные задачи до последней минуты, что может повлиять на качество их работы. Работая над списком, необходимо указать работу (подготовиться к контрольной, сдать эссе, реферат и т.д.), определить дедлайн и рассчитать количество времени, которое уйдет на выполнение задания.

2. Составьте режим дня

Планшет, расписание, календарь на телефоне или обычный ежедневник — найдите удобный инструмент для организации добавьте список приоритетов. Кроме того, подумайте, когда вы наиболее продуктивны, чтобы запланировать интенсивную учебу на это время.

Составьте такое расписание дня при котором будет достаточно времени на сон (норма взрослого человека — 7-8 часов сна, но некоторым подросткам необходимо 9-10 часов), общение и отдых.<.p>

3. Быть гибким, но реалистичным

Около 8-10 часов в день будут выделены для учебы, общения и всего, что вам нужно сделать. Школьники проводят в школе около 6 часов, поэтому на выполнение домашних заданий, самостоятельного изучения материала, подготовку к экзаменам и сдаче долгов остается не более 4-х часов.<.p>

Также важно помнить, что вещи часто занимают больше времени, чем ожидалось. Поэтому при составление списка дел укажите чуть больше времени, чем может потребоваться.

4. Время для планирования

Обстоятельства могут изменяться, появляться новые задания и работы, меняются приоритеты,поэтому необходимо выделять время утром и вечером, чтобы проверить список дел и их актуальность. Для эффективного планирования времени помечайте этап работы над задачей по ходу работы.

5. Не отвлекайтесь

Для того чтобы не отвлекаться, уберите все, что привлекает на себя внимание: отключите телефон, поставьте блокировку на соцсети во время учебы, уберите лишнее со стола. Для лучшей концентрации можно использовать мотивирующие приложения, например, приложение Forest для смартфонов. Приложение не позволяет переходить в другие приложения до конца определенного отрезка времени, иначе дерево, которое растет пока идет таймер, «погибает».


6. Занимайтесь спортом, чтобы очистить голову между занятиями

Верьте или нет, упражнения работают так же, как сон. Это может сфокусировать ваше внимание, помогая очистить голову между учебными занятиями. Если физические упражнения для вас в новинку, начните 10-минутной пробежки в день, увеличивая время каждую неделю.

7. Была ли организация эффективной?

Постоянное рассмотрение и переоценка расписания может помочь вам понять, нужно ли вам вносить какие-либо изменения, чтобы вы могли выполнить любые задания, а также хватало времени на развлечения, хобби, друзей и семью.

Вопрос распорядка дня важен для каждого человека, а уж для родителей школьников он имеете практически первостепенное значение. Ведь от того, насколько правильно построен день ребёнка, зависит его успех в учёбе, спорте, творчестве, а также его здоровье. TutorOnline выделил 4 основных аспекта, на которые обязательно стоит опираться при организации распорядка дня ребёнка.

1.Сон. Казалось бы, этот пункт должен быть где-то в конце списка, однако именно он является самым важным. От того, сколько часов спит школьник, напрямую зависят его здоровье, энергичность и работоспособность. Здесь родителям важно следить за тем, чтобы школьники, начиная с 5-7-го класса, не ложились спать позже 23.00. Это должно быть самой нижней границей! Ещё лучше, если она установится на отметке 22.00. До этого времени дети должны успеть сделать все свои дела и подготовиться ко сну.

А если речь идёт о школьниках младших классов, то они должны ложиться спать в 21.00. Это необходимо потому, что гормон роста начинает вырабатываться в четвертой стадии сна, то есть примерно в 00:30 часов, если лечь ровно в 21:00. Если ребенок ложится спать очень поздно, у него остается меньше времени на выработку этого гормона, что серьезно влияет на его рост.

К тому же, согласно экспериментам в этой области, дети с правильным режимом сна более сконцентрированы на уроках и лучше запоминают материал.

Еще один значительный плюс в том, что дети с режимом имеют меньший риск развития болезни Альцгеймера во взрослом состоянии, поскольку, по словам врачей, есть только две вещи, которые замедляют эту болезнь: сон и физические упражнения.

Не стоит забывать, что дети перенимают все привычки взрослых, поэтому в ваших интересах проследить и за своим графиком, и за режимом ребенка. Ведь это непременно скажется на его будущем, как физическом, так и психическом.

2. Домашнее задание . У современных школьников оно достаточно немалое, и чтобы сделать его правильно и вдумчиво, нужно потратить не один час. Однако не стоит сажать ребёнка «за уроки», как только он пришёл из школы, не выпуская на прогулки, пока всё не будет сделано. Между занятиями в школе и выполнением домашнего задания должно пройти минимум 2 часа. В это время дайте возможность ребёнку заниматься тем, чем ему хочется.

3. Совмещайте . Если ребёнок занимается по каким-то предметам с репетитором, в большинстве случаев, можно совместить урок с разбором домашнего задания. Мы сейчас не говорим о тех случаях, когда всё занятие тратится на домашнее задание и репетитор чуть ли не делает всё за ребёнка. Мы говорим о грамотной помощи преподавателя, когда он объясняет методику решения на примере похожих заданий или раскрывают тему на примере похожего упражнения, которое потом ребёнок будет делать в домашней работе. Так ребёнок потратит в дальнейшем меньше времени на домашнее задание, а также закрепит пройденное.

4. Делайте график более гибким. Как показывает практика, жёсткие распорядки вроде «с 14 до 14.30 - обед, с 14.35 до 15.00 - уборка» - не работают. Школьнику в любом возрасте тяжело придерживаться слишком жёстких рамок, тем более самочувствие и настроение тоже нужно учитывать. Поэтому позвольте ребёнку выбирать, во сколько он будет заниматься с репетитором, а во сколько – пойдёт гулять. Но оговорите, что он обязательно должен успеть позаниматься с репетитором 1 час (например), и вовремя лечь спать. На TutorOnline назначать уроки в удобное время очень легко, ведь ребёнок может заниматься с 2-3 педагогами, и выбирать того, который доступен в нужное время.

Мы желаем всем ученикам успехов, больше энергии и всегда рады помочь!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

То, как организован день школьника, обычно определяет очень многое - от его успеваемости до самочувствия. Как всё успевать и не переутомляться, как соблюсти баланс между тем, что нужно, и тем, что хочется, - эти вопросы стоят не только перед взрослыми людьми, но и перед детьми, начиная с младших классов. Разрешить их поможет тайм-менеджмент. Какие принципы необходимо применять, чтобы организовать рабочий день школьника, «Мелу» рассказали создатели курса «Тайм-менеджмент» на «Универсариуме».

1. Соблюдайте баланс

Приступая к организации дня школьника, важно помнить о колесе жизненного баланса. В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости - в равномерном развитии творческой и аналитической стороны личности, а секрет хорошего самочувствия - в сбалансированности разных жизненных сфер.

Сядьте вместе с ребенком и определите важные направлений. Их восемь. В колесе жизненного баланса школьника, помимо учебы, обязательно должны быть здоровье, физическая нагрузка и спорт; хобби, творчество, общение с друзьями, игры и развлечения; время, проведенное вместе с родителями.

2. Определите приоритеты

Чтобы достичь успеха и гармонии в жизни, необходимо, чтобы ежедневные дела согласовывались с долгосрочными целями. Детство - время, когда долгосрочные жизненные цели только определяются, и это означает простор для экспериментов. Однако если с ранних лет научиться соблюдать этот принцип, человеку будет проще решать свои задачи в будущем. Подумайте вместе с ребенком, кем ему бы хотелось быть, что бы хотелось попробовать. Вариантов может быть несколько. Может, он мечтает быть художником, футболистом и журналистом. И помните, что вы не просто фантазируете. На этом плане будет основано ежедневное расписание дня школьника!

Разумеется, в начальной школе это правило не так актуально, вам все равно придется примерно в равной степени заниматься и чтением, и письмом, и арифметикой. А вот в средней и старшей школе умение определить свои приоритеты и направить усилия в нужную область может стать решающим условием для поступления в вуз.

3. Составьте план дня

Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:
1. Составить список дел.
2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.
3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.

Например, для ученика младших классов этот список может выглядеть так:
1. Уроки в школе (3-4 часа).

Составив такой список, оцените его реалистичность. Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка - 9 часов. Добавьте сюда время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно - это еще примерно 3 часа. Итого 11 часов. Школьнику младших классов необходимо спать не менее 10 часов. Таким образом, наш план вполне реален и выполним, осталось составить четкий график.

Важность и срочность

Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.

Особое внимание стоит уделить второму квадрату, в котором содержатся важные, но не срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата, и это объяснимо, ведь их невозможно отложить или перенести. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.

Что это значит применительно к организации дня школьника? Не поддавайтесь соблазну составлять расписание дня, поместив в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия. Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт - то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит. Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.

Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится вот что:

1. Уроки в школе (3-4 часа).
2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).
3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).
4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).
5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Гибкий подход

Составляя расписание каждого дня накануне, вы столкнетесь с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Часто они будут из III квадрата - срочные, но менее важные. Это так называемая «текучка», которой невозможно полностью избежать.

Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.

Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.

Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:

1. Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.

2. На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.

3. Для школьника таким делом обычно оказывается учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат)

4. «Зеленые зоны» оставляем сразу после запланированных важных и срочных дел.

Пример расписания дня школьника

Вооружившись знаниями о психологии и физиологии ребенка и добавив к ним принципы тайм-менеджмента, мы можем составить расписание одного дня школьника начальных классов. Оно будет выглядеть примерно так.

7.00 - 7.30 - подъем, зарядка, гигиенические процедуры
7.30 - 8.00 - завтрак
8.00 - 8.30 - дорога в школу
8.30 - 12.30 - занятия в школе
12.30 - 13.00 - дорога из школы
13.00 - 13.30 - обед
13.30 - 14.30 - зеленая зона
14.30 - 15.30 - выполнение домашних заданий*
15.30 - 16.00 - зеленая зона
16.00 - 16.30 - полдник
16.30 - 18.00 - прогулки, игры с друзьями
17.00 - 17.30 - зеленая зона
17.30 - 19.00 - кружки и секции (с дорогой)**
19.00 - 19.30 - ужин
19.30 - 20.30 - зеленая зона
20.30 - 21.00 - приготовление ко сну
21.00 - отбой

* Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий - 15.00 - 17.00. В первом классе время на выполнение «домашки» не должно превышать одного часа, при этом каждые 10-15 минут желательно делать небольшой перерыв, предлагать ребенку выполнить небольшую разминку.

** Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, вы сможете сбалансировать все сферы развития ребенка.

Используя принципы тайм-менеджмента в повседневной жизни, вы и сами вскоре убедитесь, что они помогают не просто достичь успеха и сделать больше дел, но и сохранять при этом здоровье и хорошее настроение. А именно это очень важно, когда мы говорим об организации дня ребенка. Ведь учеба в школе будет продолжаться 11 лет, и грамотно распределить нагрузку, избежать психологического и физического выгорания на этом отрезке жизненного пути означает заложить прочные основы благополучия во взрослой жизни.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным - учился на «отлично», знал иностранный язык, ходил в кружки и секции, побеждал на олимпиадах. В стремлении всесторонне развить ребенка и дать ему как можно больше знаний родители часто забывают о том, что школьникам нужен отдых и личное время. Обозреватель «РИАМО в Королеве» выяснила, как правильно распределить нагрузку и почему не стоит перебарщивать с дополнительными занятиями.

Расставить приоритеты

Первым делом нужно определиться, какие знания действительно необходимы ребенку. Родителям стоит отталкиваться от школьной нагрузки. В школе все распределено, специалисты продумали количество уроков для каждого возраста, объем домашних заданий и прочие нюансы. В этом плане родители могут быть спокойны. Стоит обратить внимание на изучение иностранных языков в школе и факультативные занятия.

К семи годам ребенок обычно уже может определить, что конкретно ему интересно. Прислушавшись к нему, легче прийти к компромиссу. Многие дети увлекаются спортом, причем определенным видом - в этом случае стоит отдать ребенка в соответствующую секцию. Некоторые уже в раннем возрасте начинают всерьез интересоваться наукой - например, математикой, физикой, химией. Другие проявляют художественные способности - рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Интерес ребенка нужно заметить и поддержать.

Выбрать «золотую середину»

Важно оградить ученика от переутомления и рационально организовать учебные занятия, повысить двигательную активность и обеспечить эффективный отдых. Специалисты рекомендуют родителям присмотреться к ребенку после школы. Доволен ли он результатами и самим учебным процессом? С каким настроением он идет в школу и возвращается домой?

Если ребенок выглядит утомленным, значит, школьной нагрузки ему вполне хватает. Нужно позаботиться о том, чтобы он хорошо отдохнул. Лучше всего выбрать активный отдых - подойдет спортивная секция или занятия танцами, где школьник сможет отвлечься от уроков.

Если ребенок возвращается из школы слишком возбужденным, значит, нужно выбрать дополнительные занятия, которые помогут ему успокоиться и отвлечься. Кружок рисования или шахматная секция подойдут слишком возбудимому школьнику.

Не уставший от школы ребенок вполне осилит еще одно занятие во второй половине дня. Его можно отдать в языковую или музыкальную школу - в зависимости от способностей и интересов ребенка.

Стоит помнить, что утомляемость или возбудимость - это не приговор и не диагноз. К таким проявлениям детской психики просто нужно приспособиться: выбирать оптимальное время для занятий, правильно мотивировать, не давить на ребенка. Его желание заниматься является ключевым.

Если ребенок говорит, что он ничем не заинтересован, его нужно постараться увлечь. Предоставив его самому себе, родители рискуют потерять контроль: школьник может замкнуться в себе. Стоит показать ребенку различные хобби, чтобы ему было проще найти занятие по душе.

Увеличивать нагрузку постепенно

Повышать количество занятий и увеличивать нагрузку следует постепенно. Лучше всего начать с одного дополнительного занятия после уроков - оптимально, если это будет спортивная секция. Когда станет ясно, что ребенок справляется с нагрузкой и хочет чего-то нового, можно добавить еще одно занятие.

Посещать больше трех дополнительных кружков одновременно не стоит. Усваивать слишком большое количество информации очень тяжело, начнется нехватка времени, ребенок будет уставать и терять интерес.

Скорее всего, в средней школе подросток выберет одно-два занятия, которые могут стать увлечениями на всю жизнь. Не стоит бояться экспериментировать: пусть ребенок попробует походить на несколько кружков, так ему будет легче найти то, что ему действительно понравится.

Продумать режим дня

Режим дня очень важен для школьника. От него зависит успеваемость в школе, здоровье ребенка и его правильное развитие как личности.

День школьника должен быть четко расписан. График стоит составить в зависимости от школьных занятий. Внешкольные занятия лучше всего равномерно распределить по всем дням недели, чтобы не перегружать один из дней.

Для выполнения домашнего задания лучше всего отвести определенные часы, однако не нужно забывать о небольших перерывах через каждые полчаса работы. Во время них можно выполнять легкие физические упражнения под музыку, что поможет сбросить усталость, укрепить здоровье и получить заряд бодрости.

Подготовка к урокам должна начинаться с менее сложных заданий, которые не требуют больших временных затрат. Это придаст первоклашке уверенность в собственные силы и знания. Затем нужно перейти к более сложным предметам, которые требуют большей внимательности, усидчивости и времени. Закончить стоит одним несложным заданием, чтобы школьник почувствовал, что ему легко учиться.

Забывать об отдыхе категорически нельзя, особенно родителям первоклассника. При быстрой утомляемости и слабости у ребенка в режиме дня должен присутствовать дневной сон от 1 до 1,5 часа. Если ребенок уже не спит днем, пусть он поиграет в тихие игры, послушает сказку или посмотрит спокойный мультфильм.

Также родители обязательно должны продумать время для прогулок. Школьнику нужно «выпустить пар»: попрыгать, побегать, покричать, заняться своими делами. Ежедневно ребенок должен проводить на свежем воздухе от 3 до 3,5 часов. Это время можно совместить с возвращением из школы - прогуляться в парке или по городу, поиграть на площадке, перекусить на свежем воздухе.

Чтобы ребенок хорошо спал ночью, он должен ужинать не позднее, чем за два часа до сна. В случаях, когда школьник слишком активен, за полчаса до сна ему можно дать молоко с печеньем, фрукты или чай с медом. Для более крепкого и здорового сна нужно проветрить комнату, в которой спит ребенок. Оптимальный ночной сон ученика - 9 часов.

Интересоваться успехами и хвалить

Похвала родителей и их заинтересованность является очень важным стимулом для ребенка. Школьника стоит хвалить за успехи, а в случае неудач не ругать, а поддерживать и помогать справиться с затруднениями.

Например, за обедом или ужином можно поинтересоваться, что нового ребенок узнал в школе, чем он занимался на кружке. Специалисты рекомендуют «прикинуться незнайкой» и попросить школьника рассказать об очевидных вещах. Тогда ребенок чувствует себя более умным - как будто он становится взрослым, и с большим удовольствием рассказывает о своем дне и новых знаниях.

При таком подходе школьник будет с радостью посещать уроки, кружки и секции, и они не будут в тягость. Чем интереснее ребенку, тем ему проще справляться с нагрузками.

Жизнь обыкновенного школьника в будни состоит из трех частей: уроков, домашних заданий и той восхитительной части дня, когда уроки уже закончились, но мама еще не пришла с работы. Неизвестно почему, но факт остается фактом — ребенок так устроен, что умудряется максимально неэффективно использовать те несколько часов своей жизни, которые называются «второй половиной дня». Он не умеет планировать, у него слабая воля и мотивация к учебе, и он пока не может «чувствовать» время.

В эти часы досуга среднестатистический ребенок предается восхитительному ничегонеделанию, прерываемому изредка робкими попытками заняться уроками. Он стремительно одерживает верх над желанием разогреть обед, прежде чем его съесть, и с головой уходит в компьютер, не выныривая оттуда до вечера. В лучшем случае его вытаскивают во двор друзья.

Посреди рабочего дня почти в любом офисе можно встретить женщину, грозно рычащую в телефон: «А ты точно поел?» или «Если я приду, а уроки не сделаны...». Женщина волнуется, поперек лба у нее пролегла морщинка. Она чувствует, что ее влияние на происходящее сейчас дома ничтожно мало. А ребенок, в свою очередь, понимает: мама далеко, а вечер еще нескоро... В результате его вторая половина дня (читай: половина школьной жизни) пропадает — он и не отдыхает толком, и не работает эффективно.

Вторая половина дня: список приоритетов

Как организовать ребенка, чтобы он все успевал и при этом оставался здоровым? Ведь с каждым годом детям задают все больше уроков, кружки и секции ужесточают правила отбора, а детский организм как требовал полноценного отдыха, так и продолжает его требовать.

Прежде всего, при организации второй половины дня следует разобраться с приоритетами: что, по вашему мнению, для ребенка важнее всего. К примеру, схема ценностей может быть такой:

  1. здоровье ребенка;
  2. успеваемость в школе;
  3. общение с друзьями;
  4. кружки и увлечения.

Иная последовательность пунктов или появление в списке других предпочтений вовсе не говорят о том, что вы — плохой родитель. Просто у вас другие приоритеты, например спорт. Решать вам. Однако, записывая ребенка в детский кружок или на дополнительные занятия, вы не только делаете его жизнь более насыщенной и разнообразной — вы вычеркиваете из его жизни час или два, которые можно было бы потратить на игры и прогулки. Это важно помнить.

При планировании второй половины дня ребенка следует соблюдать правильную дозировку всех видов его деятельности. Он должен отдохнуть, позаниматься и выполнить несложную домашнюю работу. Но как вместить все это в один вечер? Составляя расписание, можно руководствоваться следующими пропорциями (они, конечно, приблизительны и во многом зависят от тех приоритетов, о которых мы говорили ранее, но все же многолетние наблюдения за детьми позволяют утверждать, что пропорции примерно таковы):

  • 40% времени — отдых (в первую очередь подвижный, и лучше на свежем воздухе);
  • 25% — учеба;
  • 25% — домашние дела;
  • 10% — свободное время.

Обратите внимание: отдых и свободное время школьника в списке разнесены, поскольку это разные вещи. Отдых должен быть разнообразным и по-хорошему организованным: вам предстоит вместе с ребенком решить, как именно он будет отдыхать в понедельник, во вторник, в среду и так далее.

Но, несмотря на все это, примерно десять процентов времени должно уходить на то, что никак не регламентировано, — время свободной деятельности необходимо ребенку, чтобы перейти от одного процесса к другому, «забыть» про одно дело и начать другое. Временной люфт не просто необходим — он неизбежен. Даже если вы не оставите на него времени, он все равно появится, только при этом вы будете нервничать из-за того, что сын или дочь все никак не усядутся за уроки.

Домашние задания: почему трудно и долго

Многие родители вполне могут запротестовать: «Как же так? Мы каждый день до глубокой ночи делаем с детьми эти уроки, а вы говорите о каких-то жалких 25% времени!».

То, что на выполнение уроков в начальной школе уходит больше одного-полутора часов, говорит лишь о том, что они делаются неэффективно. Причин этому может быть несколько:

  • ребенок устал. Прежде чем усаживаться за уроки, ему следует хорошенько отдохнуть;
  • у ребенка стресс. Как это ни парадоксально, но уроки являются причиной стресса. Ребенок сам себя (с помощью родителей и школы) загоняет в порочный круг: я не успеваю выполнить заданное, я нервничаю, а поэтому еще больше не успеваю и от этого еще больше нервничаю. Выход тут один — сделать перерыв и успокоиться, переключиться на другое и перестать нервничать;
  • в комнате включен компьютер, телевизор, слышны громкие посторонние разговоры. Несмотря на уверения, что музыка помогает сосредоточиться, это не так;
  • ребенок не овладел учебным материалом. Если он получил задание по материалу, которого не усвоил, это просчет педагога. Домашняя работа должна способствовать закреплению пройденного, а не компенсировать недостатки школьного урока. Поговорите об этом с учителем.

Как проконтролировать ребенка после школы

Пожалуй, самая сложная задача — добиться выполнения ребенком запланированного на день. Именно на этом этапе, как правило, и возникают проблемы. Какого-то общего решения тут нет — каждой семье придется выстраивать свою цепь компромиссов, наказаний и поощрений. Однако можно предложить несколько простых советов, которые помогут вам с ребенком организовать его день.

  • Для начала составьте внятное расписание дня школьника. Оформите его поярче и повесьте там, где оно постоянно будет мозолить глаза ребенку. Желательно рядом с настенными часами.
  • Составляя такое расписание, чередуйте различные виды деятельности. Пусть отдых сменяется учебой, а учеба — отдыхом. При этом никаких «будешь сидеть, пока не сделаешь!» быть не должно.
  • Никогда не наказывайте уроками: «Ну-ка, марш к себе в светлицу и сольфеджию учи!». Уроки — это работа, а не наказание.
  • Контролируйте ребенка, но не компенсируйте редкий выборочный контроль строгостью наказаний. И не обещайте того, чего не собираетесь исполнить. Это относится и к наказаниям, и к поощрениям. Имейте в виду: для ребенка сам факт вашего телефонного звонка гораздо важнее текста, который вы скажете.
  • Мотивируйте ребенка. Подумайте: что для него действительно важно и ценно?
  • Давайте посильные задания и не ждите слишком многого.

Если и это не работает

В моей педагогической практике мне довелось столкнуться с такой ситуацией: родители переложили всю заботу по организации второй половины дня ребенка на неработающую бабушку. На первый взгляд — решение логичное, ведь бабушка уже своих детей воспитала, так что и с внуком справится. Беда была в том, что бабушка не справлялась. Внук не слушался ее, поступал по-своему, учился из рук вон плохо.

Родители же не были готовы это признать и отказывались оставлять ребенка в школе на полный день, хотя такая возможность была. Все дело в том, что они приложили определенные усилия, чтобы решить проблему, и не хотели верить, что решение оказалось неверным, а усилия пошли прахом.

Очень важно понимать: недостаточно просто приложить усилия к тому, чтобы ребенок делал уроки. Важно, чтобы он на самом деле их делал. Поэтому если вы видите, что метод, изобретенный вами, не работает, значит, надо его менять. Чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли, можно руководствоваться следующими принципами:

  • не оценивайте поведение ребенка только со своей точки зрения, ведь вы заведомо не объективны. Советуйтесь с учителями и родственниками;
  • регулярно меняйте методы контроля за ребенком. Рано или поздно можно приспособиться к любой системе и найти лазейки;
  • нельзя превращать организацию второй половины дня в противостояние. Не давайте ребенку забывать, что действуете в его интересах;
  • меняйте методы наказания и поощрения в зависимости от реальных запросов ребенка. Однако не забывайте, что за все свои слова перед ребенком придется отвечать.

«А как же самостоятельность? спросит иной родитель. Надо же дать ребенку возможность самому регламентировать свою жизнь. Ведь как научить человека водить машину, если не пускать его за руль?». Все это, конечно же, верно, однако даже самый смелый инструктор вряд ли доверит руль первокласснику. Если вы сможете продемонстрировать ребенку пример хорошо организованного дня и приучить его к порядку, то, когда ребенок отвоюет себе немного самостоятельности (а он обязательно отвоюет), эту самостоятельность он употребит во благо. Как в стихотворении Агнии Барто:

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно, по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Дмитрий Тюттерин педагог

Купить эту книгу

Обсуждение

О да, сейчас дети очень активны, ходят не на один кружок. Но приходя домой, очень часто уже нет сил делать домашнее задание, здесь я считаю нужно заинтересовать ребенка, обустроить ему максимально удобно рабочее место, чтоб он отдыхал физически, а умственно работал. Стоит задумать об удобном столе и стуле. Мы например тоже столкнулись с этим, ребенок переутомлялся после кружков, не хотел делать уроки, проблема решилась лишь когда заменили старый стол на детскую парту Moll Winner, она идет под наклоном и высота регулируется, что очень удобно. Вот тогда наши проблемы исчезли, ребенку стало удобно, и сейчас дольше может засиживаться за столом, не крича что устал.

Сейчас при многих школах стали появляться кружки достаточно хорошего уровню, при этом никуда не надо вести ребенка это удобно, к тому же бесплатно

Современным детям действительно трудно. Родителя хочется как можно больше впихнуть в них) Нужно уметь от чего-то оказываться!

Комментировать статью "Домашние задания, кружки и секции: как все успеть после школы"

Прошу помощи в советах и личном опыте по организации контроля выполнения ДЗ удаленно. Исходные данные: ученик 5 класса с полным отсутствием силы воли (ну, либо она есть, но в крайне зачаточном варианте). Также имеется склонность к зависимости от интернета/гаджетов.

Обсуждение

У меня идентичный сын. Высокий интеллект с недоразвитой волевой сферой. Сейчас, а ему 24 года, я жалею что мало занимались в младшешкольные годы. Имею в виду психологическая поддержка. Были очевидные проблемы, а мы упирали на успеваемость, дисциплину, более важные на наш взгляд вещи. А лучше бы корректировали грамотно волевую сферу у специалиста.

Когда вы перестаньте его жалеть,начнете требовать, тогда все изменится. Ваша ситуация это та же моя. Тот же пофигизм к учебе. Жесткие требования от меня,лишение того же кружка пару раз(Я больше тебе не верю) изменят ситуацию.

Дополнительные занятия с неуспевающими учениками. Школы. Образование детей. Дополнительные занятия с неуспевающими учениками. Как и у кого узнать в конкретной школе - имеются ли такие часы в принципе?

Обсуждение

В среднем и страшем звене под это дело часто используются часы, официально расписанные под элективы, факультативы и кружки. В началке этого добра вроде бы нет (но я по началке не спец). На каникулах учителя имеют возможность заниматься дополнительно, т.к. рабочий день они обязаны отработать, частично это время тратится на работу с докуметами и т.п., и частично - на доп. занятия. Нужно договориться с учителем. Имея в виду, что это не его обязанность (он может и с документами работать), а добрая воля. Я так занималась с учениками на каникулах, и многие другие учителя тоже. То есть из 4 рабочих часов в день, например, 2 занимаюсь бумагами, ещё 2 - с учениками.

У наших есть "дополнительный русский" и "дополнительная математика" по уроку в неделю сверх расписания. Подозреваю, что это оно и есть - те часы, которые должны быть для неуспевающих - ну, во втором классе неуспевающих нет, поэтому там, скорее "углубление" некоторое дают, как я понимаю:) У коллеги в другой школе те же доп часы именно для "отстающих", знаю, потому что ребенка коллеги учитель именно просила ходить на эти занятия.
У моей старшей (6 класс) есть некие "Скорая помощь по математике" и такая же по русскому, она говорит, там повторяют и делают домашку - видимо те, у кого сложности с уроками.

Так что похоже, что часы такие должны быть, я бы узнавала на сайте школы или у завуча.

Эту сумму должен был утвердить ваш управляющий совет, так что все претензии теперь к ним... Девочки, подскажите плиз, продленка - это обязательно должно быть или школа по Скажите, есть ли у ваших детей продленка (не про начальную школу) и как это выглядит?

Обсуждение

про закон не подскажу, я про другое.
Может, всё-таки работать в направлении самостоятельного перемещения ребёнка? Везде, кроме Москвы, подавляющее большинство детей ходят в школу/из школы сами с 1-2 класса. Это я про тяжёлый рюкзак - посмотрите, как можно облегчить ношу, купить рюкзак полегче, пенал поменьше.
С дорогами сложнее, конечно. Мои в МО, до школы 1 дорога с переходом без светофора, весь первый класс водила, показывала, как безопасно переходить.
А может, договориться с соседкой на пенсии забирать из школы, всё дешевле 5000 будет.

в нашей составили такой же договор, по принципу не нравится - не ходи. дело добровольное. управляющий совет договор одобрил. поэтому никаких возможностей у нас/у вас нет, только если действительно искать единомышленников и писать коллективную заявку

у нас объяснили так: если не возмещать деньги даже по причине болезни, то все платят 4 тыс плюс еда, если деньги возмещать, то цена возрастет до 10 тыс плюс обед, тк воспитателю все равно надо платить. так что логика, конечно, есть

в коридоре у нас не посидишь, уроки закончились - учитель следит, чтобы все оделись и вышли из школы. пришли ли родители, никого не волнует. что будет с ребенком - повесили ответственность на родителей сверх времени уроков, если не ходит на продленку

Добрее надо быть к людям, и двойку пересдать будет гораздо проще, не создавая тему о рабочем дне учителя. Конкретно: должен ли учитель передать ребенка из рук в руки родителя или няне после уроков или не обязан. ну вот наша учительница передает с рук на руки каждого.

Можно ли написать заявление директору и не ходить, или договариваться с классным руководителем? Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не...

Обсуждение

Не знаю как в этом году будет, а в прошлом нам не разрешали не ходить. Говорили, что классный час входит в учебный план и пропускать его мы не имеем право. Но мы со школой часто что-то выясняем, что лишний раз не хотелось конфликтовать - пришлось ходить (на классн.час) :-(Кстати (видела сообщение внизу), и школьные мероприятия у нас обязательны: дебаты, игры, викторины и т.д. Классн.рук. устроила мне такой скандал, когда мой ребенок ушел с какого-то школьного мероприятия, орала так, что я слово вставить не могла... Видимо мало детей пришло, а должна быть массовость...

Моя весь 5 класс не ходила. я написала на имя директора заявление, что в это время у нее муз. школа, приложила справку. Вопросов не возникало.