Занятия развивающие с ребенком для развития речи. Тренируем речь: упражнения для детей и взрослых

Отставание в развитии речи может быть вызвано самыми различными причинами. Часть из них лежит в биологической области жизни ребенка. Нарушения в развитии слухового аппарата, позднее освоение речевых навыков по наследственному признаку, частые болезни малыша. Другие причины скрыты в социальной плоскости, когда родители уделяют мало внимания ребенку, в семье царит негативная атмосфера, малыш растет в обстановке непонимания и халатного отношения к родительским обязанностям.

Нехватка родительского внимания может стать одной из причин задержки речевого развития

Почему ребенок может не говорить в 2-3 года?

Искать причину молчаливости малыша 2-3 лет следует не только в анатомических патологиях, много значит и манера общения родителей с ребенком. Некоторые мамы окружают своих маленьких карапузов чрезмерной опекой, что приводит к невостребованности речи. Стоит крохе чего-то пожелать, мама исполняет желание. Активно используя в общении с малышами 1-3 лет жесты и мимику, вы невольно замедляете развитие у них речи.

Ошибочно думать, что находясь в среде, изобилующей информационными средствами (телевизор, радио), ребенок быстрей научится разговаривать. Беспорядочный речевой поток образует «шумовую завесу», которую ребенок не воспринимает.

Более того, пытаясь заговорить, малыш произносит длинные, бессмысленные фразы, имитируя услышанное из телевизора или радио. Родителям следует научиться говорить со своим ребенком, а не разговаривать при нем или занимать его мультфильмами.

Трудно развить речевые навыки там, где родители оправдывают недостаток общения нехваткой времен или попросту не желают много разговаривать с малышом. Полагаться на логопедов и воспитателей детсада ошибочно, ведь первые свои навыки речи дети получают в семье. Кроме того, для малышей важно развитие мелкой моторики и артикуляции. Регулярные занятия (самомассаж рук, пальчиковая гимнастика, дидактические игры) помогают улучшить речь.


Столь любимые малышами мультики на самом деле могут тормозить речевое развитие

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Семь простых и мудрых советов от логопедов помогут взрослым правильно построить свое общение с ребенком, чтобы его речь развивалась быстро. Приведем каждый из них:

  1. Поддерживайте и поощряйте активность ребенка, открыто выражайте радость, когда малыш пытается произносить звуки и слоги.
  2. Помогайте своему сокровищу, покупайте дидактические игры. Пазлы, разрезные картинки, кубики с картинками, игры-вкладыши помогут развить мелкую моторику.
  3. Придумайте для крохи игры с пальчиками. Кончики пальцев изобилуют нервными окончаниями, которые влияют на стимуляцию моторной зоны головного мозга. Давно придумана простая игра, в которой каждому пальчику дают названия членов семьи. Перебирайте пальчики малыша и придумывайте различные истории, чтобы все пальцы были включены в сюжет.
  4. Обязательно читайте вместе с ребенком книжки, рассказывайте ему сказки, учите наизусть стихи, пойте песенки. Возьмите себе в помощники произведения известных детских писателей (Михалкова, Барто, Бианки, Маршака, Чуковского).
  5. Все, что вы видите с ребенком, обсуждайте в деталях. Куда едет машина, почему птичка за окном весело поет, какая у папы работа, во что играют детки во дворе – любое событие или действие должно сопровождаться подробными словесными пояснениями.
  6. Рассказывайте малышу о домашних и диких животных, научите его «языку» зверей и птиц. Коровы говорят «му-му», воробей чирикает – «чик-чирик».
  7. Заучивайте с ребенком веселые детские стихи про «Сороку-воровку», косолапого мишку, про Таню и ее мячик. Позовите на помощь бабушек, они, как правило, знают много таких стишков.

Чем больше мама общается с ребенком (читает книжки, учит стишки, разговаривает), тем быстрее он выучится хорошо говорить

Основы для развития речи дома

Домашние базовые упражнения помогут вам развить у ребенка речь (подробнее в статье: ). Самое простое из них – «скажи мама». Упражнение применяют в общении с маленькими детками, в возрасте до года, которые только учатся воспроизводить звуки. Для детей постарше следует использовать более сложные методики, стимулирующие у ребенка осмысленное понимание речи, ее значения, осознанного произношения слов.

Совместное познавание предметов

Перешагнув годовалый рубеж, дети приступают к активному знакомству с окружающим их миром. Интерес малышей распространяется на все предметы в доме. Придите на помощь своему сокровищу, описывайте каждое его движение вслух, простыми предложениями. Рассказывайте о каждом предмете, который его заинтересовал. Если сын взял ложку, скажите ему, что он держит, для чего это нужно, как предмет называется, не ленитесь повторить свое пояснение несколько раз, чтобы малыш запомнил.

Рассматривание и изучение картинок

Для этого упражнения запаситесь различными детскими книжками с картинками. Издательства предлагают прекрасные иллюстрированные книжки различных рубрик. Например, рубрика «Кто я?», рассказывающая о животных.


Книжки с картинками или карточки помогают пополнить словарный запас ребенка

Рассматривая картинки, укажите малышу на изображение собачки, спросите у него, как она «разговаривает», произнесите «гав-гав». Изучение животных и их «языка» облегчит вам задачу обучения малыша произношению отдельных звуков. Больше внимания уделяйте тем животным, которых встречаете с ним на улице, наглядно показывая и рассказывая о них. Пройдет немного времени, и увидев на улице собаку или кошку, ребенок вдруг произнесет «мяу» или «гав».

Звуковое образование

Обозначайте доступные понимания малыша действия простыми звуками. Ребенок хлопает в ладоши – говорите «хлоп-хлоп», малыш упал – не спешите его поднимать и охать, скажите «бах, бух, бум». Игра веселит маленьких детей, они принимают ее, могут даже специально падать, чтобы снова услышать «бум или бах». Кроме того, вы помогаете узнать ребенку, что каждое движение можно озвучить.

Как побудить ребенка говорить?

Изучая с ребенком звуки, просите его повторять то, что произносите вы. Например, вы говорите «гав-гав», пусть малыш повторит за вами. Если у него не получается точно воспроизвести звуки, не переживайте, повторите вместе с ним то, что у него получилось. Главная ваша задача в этом логопедическом упражнении – побудить ребенка к произношению звуков. Обязательно поощряйте кроху за любые звуки, даже если они не похожи на те, что предложили ему вы.


Любые попытки ребенка разговаривать обязательно должны поощряться

Учим правильно подражать речи взрослых

Выстраивая логопедические занятия для детей 2-3 лет, соблюдайте главное правило общения с малышом: никогда не коверкайте слова.

Ребенок – великий имитатор, он подражает героям мультфильмов и маме с папой. Если вы будете разговаривать с ним, коверкая слова, он воспримет такие звуки как правильные и начнет их повторять. Старайтесь произносить слова четко, лишь изредка применяя уменьшительные или перевернутые формы.

Следующий этап – звукопроизношение. Желая научить ребенка простым звукам, облеките занятия с ним в игровую форму. Используйте следующие упражнения:

  • Дудочка. Музыкальные инструменты всегда вызывают у детей любопытство и интерес, они помогают неговорящим деткам легче освоить звуки. Игрушку можно купить в магазине или имитировать игру на инструменте пальчиками. Покажите малышу, как звучит дудочка, произнося «ду-ду-ду», затем попросите его повторить звуки.
  • Езда на машине. Любимая игра всех детей. Усадите сына или дочку к себе на колени, заведите мотор, и поехали. Крутите «баранку», сигнальте, произнося «би-би». Малышам очень нравится такая поездка, они с удовольствием в нее играют и быстро учатся «бибикать».
  • Домашний зоопарк. Соберите мягкие игрушки или магнитики животных в одном месте и устройте экскурсию по домашнему зоопарку, предлагая ребенку вместе с вами произносить звуки, которые издает то или иное животное. Помогут освоить звуки и мультики про зверей.

Подражание голосам различных животных - отличное упражнение для ребенка

Как развить фонематический слух?

Развитие фонематического слуха необходимо для правильного распознавания детьми фонем родного языка. Фонемами считаются слова с одинаковой звуковой основой - например, «кабан-банка» или «сон-нос». Способность распознавать фонемы дается человеку с рождения, но без грамотной систематизации не обойтись. Логопедия предлагает массу веселых игр, направленных на развитин этой способности. Остановимся на некоторых подробнее:

  • Узнай инструмент. Для тренировки фонематического слуха идеально подходят музыкальные инструменты. Если у вас в доме есть барабан, дудочка, гитара, бубен - отлично. Возьмите все инструменты и спрячьтесь за дверью или в другой комнате. Поочередно играйте на каждом из них, предлагая малышу на слух определить, какой инструмент прозвучал.
  • Кто говорит? Заготовьте для упражнения картинки с изображением разных животных. Показывайте картинку ребенку и просите его проговорить тот звук, который характерен для выбранного вами животного.
  • Повтори за мной. Обучаем малыша ритму.Простучите несложный ритм и предложите ребенку повторить его. Постепенно усложняйте упражнение, задавая более сложное сочетание звуков. Если кроха успешно справляется с заданием, попросите его простучать свою композицию, а вы за ним повторите.

Обучение ребенка ритмике и развитие его слуха - большой шаг к правильной речи

Ждать быстрых результатов от крохи в год-два не стоит, но регулярные уроки обязательно принесут положительный эффект. Пройдет время и ваш маленький ученик научиться владеть звуками и речью. Игры помогут развить у ребенка абстрактное мышление и память, разбудят способность к восприятию фонематического слуха, улучшат речевые навыки. Логопеды часто дают подобные советы родителям, указывая на их простоту и доступность.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи?

Мелкая моторика оказывает существенное влияние на становление речи. Принцип заключается в том, что при выполнении упражнений на мелкую моторику в головной мозг поступает импульс, начинается работа мозга. Дома можно предложить малышу игры с обычными предметами. Предлагаем такие домашние игры:

  • Найди, что на дне. Возьмите две мисочки, в одну насыпьте фасоль, в другую - гречку. Под крупу положите маленький сюрприз, предложите малышу порыться в крупе обеими руками, чтобы достать подарок (рекомендуем прочитать: ).
  • Найди одинаковые пакетики. Заготовьте 9 матерчатых мешочков, положите в каждые три одинаковый материал: вату, бумагу, крупу. Попросите ребенка по ощущениям определить три мешочка с одинаковым содержимым.

  • Веселый Еж. Берем плотную бумагу или картон, вырезаем из нее фигурку ежа, закрепляем по краю прищепки, которые имитируют у нас иголки. Предлагаем ребенку снимать прищепки и закреплять снова.
  • Много – мало. Игра направлена на изучение количества. Раскладываем игрушки на две кучки, маленькую и большую. Объясняем ребенку, что означает много и мало.
  • Раскраски. Покупайте книжки-раскраски, пластилин, карандаши, бумагу для рисования. Пусть малыш рисует часто и много, сколько ему хочется, поощряйте его творчество, хвалите. Одновременно изучайте с ним цвета, размеры, формы.

Польза артикуляционной гимнастики

Речевая гимнастика – это своеобразная логопедическая тренировка, позволяющая правильно освоить произношение слов родного языка. Владея речью, детям проще высказывать свои желания и мысли. Задача взрослых – научить малыша выговаривать слова грамотно и понятно. Естественно, что в 2-3 года трудно точно определить речевую проблему, однако артикуляционная логопедическая гимнастика играет здесь роль профилактики.

Если мы обратимся к законам логопедии, то найдем в них мудрые и полезные рекомендации для родителей. Используйте для речевой гимнастики с детьми следующие правила:

  1. Проводите упражнения регулярно, чтобы развивать и закреплять освоенные навыки.
  2. Опасайтесь увлечься и отвратить малыша от занятий. Предлагайте для тренировки 2-3 упражнения.
  3. Продолжительность одного занятия с 2-4 летними малышами не должна превышать 10-15 минут.
  4. Полезно в течение дня закреплять пройденные упражнения. Просто попросите малыша повторить пройденное, чтобы удостовериться, что он его запомнил.
  5. Обязательно облекайте ваши занятия артикуляционной гимнастикой в игровую форму (рекомендуем прочитать: ). Малышам легче сосредотачивать внимание на увлекательной игре, чем на скучном уроке.

Артикуляционная гимнастика не должна утомлять ребенка или превращаться для него в серьезное занятие

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Для тренировки речи разработаны специальные упражнения, которые ребенок может освоить с помощью взрослых. Используйте видео для отработки навыков. Проводите артикуляционные тренировки так.

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком - пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее - стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

С первых дней жизни у ребенка формируется развитие речи. Все, что он видит вокруг себя, кто с ним общается, на каком языке говорят – все это формирует речь ребенка. Подражая нам, он учится говорить. Поэтому очень важно следить за произношением, четко и ясно выговаривать слова при ребенке. Порой умиляясь, взрослые начинают «коверкать» свою речь. Родители думают, что говорят на «детском языке», что так ребенок «лучше» будет воспринимать информацию. Этого допускать нельзя.

Независимо от возраста ребенка, наша речь по отношению к нему должна быть грамотной и хорошо сформулированной. Общаясь с ребенком, старайтесь не употреблять слов в уменьшительно-ласкательном наклонении. Восприятие малышом внешнего мира идет от его родных и близких. Ребенок – это наше отражение. Речевое развитие ребенка необходимо формировать, не полагаясь на заложенные в нем данные. Для этого следует проводить специальные упражнения. Эти упражнения связаны с развитием мелкой моторики, правильного дыхания, правильной постановки языка. Упражнения с малышом нужно проводить регулярно, ненавязчиво, в игровой форме.

Упражнения для развития речи ребенка до года

Еще до рождения в утробе матери ребенок слышит все внешние звуки и четко реагирует, особенно на голос матери. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуется чаще разговаривать с малышом еще до его появления.

Мир развивающих игр для детей велик и разнообразен, но нельзя полагаться исключительно на игрушки. Конечно, такие игрушки, как ходунки с мигающими и поющими предметами облегчают жизнь мам, но злоупотреблять ими не стоит. Подобные игры не рассчитаны на самообразование. Для правильного и своевременного формирования речи необходим близкий контакт матери и ребенка. Во время кормления, пеленания, купания, массажа ребенок всегда должен слышать ласковый и заботливый голос мамы. Помимо общения, необходимо проводить специальные упражнения для развития речи:

  • Самое главное в формировании речи, как уже было сказано, это общение матери с ребенком. Но речь мамы должна быть ясной, с четко произносимыми звуками и словами. Искажение слов и их произношение в уменьшительно-ласкательном варианте нежелательно. Воспринимая четкие звуки, вскоре малыш научится воспроизводить их.
  • С самых первых дней жизни малыша необходимо делать массаж тела, лица, стоп и ладоней. Логопеды неспроста говорят, что язык находится на кончиках пальцев. Действительно, на кончиках пальцев проходят нервные окончания, которые формируют мелкую моторику, а ее развитие способствует формированию мышления у ребенка. Поэтому во время массажа особое внимание необходимо уделять ладошкам и пальчикам малыша. Нужно хорошенько массировать каждый пальчик, при этом улыбаться и разговаривать с ребенком. Делать это нужно несколько раз в день при пеленании или смене подгузника.
  • Для лучшего развития мелкой моторики и изучения малышом предметов в игре необходимо использовать вещи различной фактуры и формы. Существуют специальные игровые коврики с подвешенными на них предметами различной формы. В положении лежа малыш свободно дотягивается до них и с интересом рассматривает.
  • Ближе к году с малышом можно начинать проводить артикуляционную гимнастику: растягивание губ в улыбку, сжимание губ в трубочку, открывание и закрывание рта. Такие упражнения для развития речи ребенка в 1 год и 2 года тоже будут весьма полезны.

Упражнения для ребенка в 1 год и 2 года

В год ребенок делает первые шаги, говорит первые слова, пусть простые и не всегда понятные, но осмысленные. Для многих родителей дети в раннем возрасте кажутся несмышлеными и ничего не понимающими – это большое заблуждение. Наши дети гораздо больше понимают и запоминают какие-либо события. У ребенка формируется речевое и интеллектуальное развитие. Если к году ребенок знает примерно около 10 слов, то к двум годам у него в запасе около 200–300 слов.

К трем годам ребенок может четко выстраивать слова в предложения и уместно ими пользоваться. Ребенок к трем годам понимает сюжет сказки, рассказа и может задавать дополнительные вопросы. В 1 год и в 2 года упражнения для развития речи заключаются в массаже, артикуляционной гимнастике и развитии мелкой моторики ребенка.

Наряду с изучением предметов разной фактуры в 2 года можно проводить с ребенком занятия по лепке из пластилина или глины. Можно показывать кукольные (пальчиковые) спектакли и привлекать к участию ребенка. Также рекомендуется проводить разнообразные игровые занятия, такие как рисование пальчиковыми красками. Эти занятия очень хорошо сказываются на восприятии окружающего мира ребенка и развивают в нем навыки рисования. Начинать их можно с простых отпечатков рук. Следующим этапом рисования будет карандаш или фломастер. Позже родители могут научить ребенка рисовать красками и кистью.

Необходимо помнить: насколько бы далеко не ушел век компьютерных технологий, как бы вам не облегчали жизнь видеокурсы по развитию детей, прямой контакт с родителями не заменит даже самой передовой технологии. Для развития речи в 2 года упражнение «пирамидка» может быть гораздо эффективнее, чем компьютерная игра. При построении пирамиды ребенок узнает, что значит «дай», «маленькое колечко и большое», и сам участвует в этом. Не ленитесь, почаще участвуйте в играх с детьми и результат не заставит долго себя ждать.

4.70 из 5 (5 Голосов)

Для развития речи у детей возраст от 1 до 3 лет идеален – если не упустить момент, можно научить малыша говорить не просто внятно, но и правильно, используя достаточно сложные речевые обороты. Малыши впитывают все подобно губке, и если с ними не сюсюкать, коверкая слова, уже к 2,5 годам можно будет учить первые стихи, чтобы тренировать память. Ниже вы получите полную характеристику речевого развития ребенка 1-3 лет.

Нормы речевого развития у детей 1-3 лет

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.

Центральное звено всего аппарата речи - кора головного мозга, у правшей - преимущественно левого полушария, а у левшей - правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.

В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»

Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.

Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.

Речевое развитие детей 1-2 лет совершенствуется, большинство малышей в этом возрасте начинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, слова «дай», «нельзя».

На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования - назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.

Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.

Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300-400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я - Катя», «Ем сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.

Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.

Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.

Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.

Взрослые, подстраиваясь под неумелый детский лепет, дают ребенку «хороший» пример, как надо неправильно разговаривать.

Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».

Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.

В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».

Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака - пес, мишка - медвежонок и т. д.).

В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту - логопеду. Главное, сделать это вовремя.

В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:

Возраст

Достижения

12-14 месяцев

Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь

14-18 месяцев

Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках

18-20 месяцев

Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов

В речи малыша появляются наречия и глаго­лы, слова уже складываются в небольшие предложения

2 года 4 месяца

Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе»

2 года 6 месяцев

В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказы­вает любимые стихи, но не более 4-х строчек

Как развивать речь ребенка в 1,2 и 3 года: занятия для речевого развития

Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:

  • развивать различные подражательные движения («Как собачка бегает?», «Как зайка прыгает?»);
  • приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению;
  • научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
  • В процессе того как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года, нужно обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии 2-го года жизни - закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.). Сюжетная игра на 2-м году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия водителя, продавца и т. д.);
  • развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собирать всю пирамидку);
  • использовать занятия с предметами при выполнении упражнений для развития речи у детей 1-3 лет (называть предметы, их свойства, действия с ними).

Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.

Все действия - купание, переодевание, кормление - сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».

Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка - такую речь малыш воспримет с удовольствием.

Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.

В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты - строение челюстей, языка, неба и т. д.

Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.

Статья прочитана 7 242 раз(a).

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .