Кому посвящен сонет гроссмана был полдень жизни. Критерии оценки аналитического задания

Вынашиваю мысли для очередной работы по курсу Evolution of Russian Poetic Form. На этот раз писать велено о сонете. Так что сегоднящний вечер был посвящен выбору того одного, который следует разобрать на пяти страницах. К концу дня сама собою организовалась интересная подборка "сонетов с Пушкиным" (есть сонеты с кодой, а у меня - с Пушкиным. Звучит странно: как будто Пушкин не великий поэт, а аппендикс какой). Первый сонет довольно серьезный, но его исключить не могу, поскольку написан он Вячеславом Ивановым, с которым жизнь моя связана если не навсегда, то надолго. Второй сонет - открытие дня: нашла случайно, листая сборник "Русский сонет". Третий взят из "Двадцати сонетов к Марии Стюарт", а четвертый говорит сам за себя. Итак, прошу любить и жаловать...

Вячеслав Иванов

День пурпур царственный дает вершине снежной
На миг: да возвестит божественный восход!
На миг сзывает он из синевы безбрежной
Златистых облаков вечерний хоровод

На миг растит зима цветок снежинки нежной,
И зиждет радуга кристально-яркий свод,
И метеор браздит полнощный небосвод,
И молний пламенник взгорается, мятежный...

И ты, поэт, на миг земле печальной дан!
Но миру дольнему тобою мир явленный
Мы зрели, вечностью мгновенной осиян,-

О, Пушкин! чистый ключ, огнем запечатленный
Мечей, ревнующих к сынам юдольных стран!-
И плачем вечно мы в тоске неутоленной...

Леонид Гроссман

Был полдень жизни. Тени залегли
На обликах Петра и Дон-Жуана,
Напев Бахчисарайского фонтана
И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли
Ушел Вильгельм из невского тумана,
И страсть кавалергардского шуана
Уже смутила сердце Натали.

Но он, еще не чувствуя обиды,
Устав на буйных празднествах Киприды,
Был тих и прост. В покое зрелых сил,

Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,
Он терпкое вино сомненья пил
Из синих книжек мудрого Монтеня.

Иосиф Бродский

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими - но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит - по Пармениду - дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться - «бюст» зачеркиваю - уст!

PS: Сам Пушкин сонетов написал всего три, т.е. меньше, чем в настоящей подборке.

Пришли ко мне Essais de Montaigne – четыре синих книги на длинных моих полках. Н.Н.Пушкиной.1835

Был полдень жизни.Тени залегли
На обликах Петра и Дон Жуана,
Напев Бахчисарайского фонтана
И чумный пир,смолкая,отошли.

Скончался Дельвиг.В пропасти земли
Ушел Вильгельм из невского тумана,
И страсть кавалергардского шуана
Уже смутила сердце Натали.

Но он еще не чувствуя обиды,
Устав на буйных праздненствах Киприды,
Был тих и прост.В покое зрелых сил,

Не веря в страсть,заздравных чаш не пеня,
Он терпкое вино сомненья пил
Из синих книжек мудрого Монтеня.



Зенеида Волконская


Волшебница! Коль сладко пела ты
Про дивную страну очарованья,
Про жаркую отчизну красоты...
Веневитинов. Кн. Волконской
Она вошла в московские салоны,
Чтоб в городе шатровых куполов
Пропеть под мерный гул колоколов
Палящие Петрарковы канцоны.

И полюбила темные иконы,
Кириллицу, славянский часослов,
Чтоб вспоминать о них среди балов
В толпе конгрессов Вены и Вероны.

Но снова Древний Рим пред ней возник,
И позабыла в дыме базилик
О бедных храмах с нищими в приделах,

Когда горящий пурпуром прелат
Пред нею пел в торжественных капеллах
Терцины католических кантат.


(Княгиня Зинаи́да Волко́нская (1789—1862) — хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор.)

Импровизатор

У стен Феррары, в зарослях Кремоны,
В Бергамо, где родился Арлекин,
Под шелест чернокрылых пелерин,
В тени гербов, где корчатся грифоны, —

Везде он брел, преображая в звоны
Мгновенных строф и беглых каватин
Надменный клекот Дантовских терцин
И томный плач Петрарковой канцоны.

Поэт — бродяга, страстный и скупой,
Он перед чинной северной толпой
Под стон смычков почуял близость бога,

И заструил средь лавров и мечей
В огнях Александрийского чертога
Зловещий блеск Египетских ночей.

Ганнибал

Плененный принц забыл сераль султанов,
Босфор и Абиссинские дворцы,
Когда ввезли московские гонцы
Его в столицу гневных Иоаннов.

Он ожил в царстве пудры и кафтанов,
Где славили придворные певцы
Лучистые бурбонские венцы
И герцогскую пышность Орлеанов.

Но африканской пылкостью томим,
Из праздного Парижа Ибрагим
Стремился к водам северных каналов,

Чтоб там средь верфей, свай, секир и пик
К стопам Петра склонить свой черный лик
И царственное имя Ганнибалов.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: песенник Ундины, офорт, капуцины, гомункулы, сын турчанки, арабески, Рустем, Дамаянти.

Светит месяц, дол сребрится,

Мертвый с девицею мчится...

В дворцовой келье песенник Ундины

Вычерчивал таинственный офорт,

Где ужас лунным призраком простёрт

Над башнями готической руины.

Он видел мир, где бродят капуцины,

Гомункулы родятся из реторт,

И вьётся ураган бесовских орд

У виселиц заклятой котловины.

Но сын турчанки полюбил Восток,

Реченья мудрых в арабесках строк,

Слова любви в персидском фолианте

И вкрадчивые шелесты поэм,

Где брачной лаской тешится Рустем

И в пламени блуждает Дамаянти.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: на обликах Петра и Дон-Жуана, напев Бахчисарайского фонтана и чумный пир, Дельвиг, пропасти земли, Вильгельм, страсть кавалергардского шуана, Киприда, Монтень.

Пришли мне Essais de Montaigne -

четыре синих книги на длинных моих полках.

Н.Н. Пушкиной, 1835.

Был полдень жизни. Тени залегли

На обликах Петра и Дон-Жуана.

Напев Бахчисарайского фонтана

И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли

Ушёл Вильгельм из невского тумана,

И страсть кавалергардского шуана

Уже смутила сердце Натали.

Но он, ещё не чувствуя обиды,

Устав на буйных празднествах Киприды,

Был тих и прост. В покое зрелых сил,

Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,

Он терпкое вино сомненья пил

Из синих книжек мудрого Монтеня.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу. Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: Чингисхан, пуншевые стаканы, чесменские ветераны, вожатый партизанов, доломан, легкоконных, герой Бриенский, парадной кистью написал Кипренский.

Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю.

В хмельной толпе отчаянных рубак,

Под звонкий говор пуншевых стаканов,

Ты зажигал чесменских ветеранов

Своим стихом, курчавый весельчак!

Поэт, стратег, сатирик и казак,

По льду болот вожатый партизанов,

Ты целым вихрем пестрых доломанов

Бросал свои полки в огонь атак.

По лагерям, в манежах эскадронных,

Средь топота дивизий легкоконных,

Кидаясь в бой, стреляя и рубя,

Везде носился ты, герой Бриенский,

Победным витязем! Таким тебя

Парадной кистью написал Кипренский.

Критерии оценки творческого задания

1. Верное определение поэта – героя стихотворения – 2 балла.

2. Аргументированное объяснение своего выбора с опорой на текст стихотворения – 3

3. Полнота и фактическая точность комментариев – 20 баллов.

4. Точность жанрово-стилевого оформления комментариев, грамотность речевого

оформления работы – 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с понятием различных литературных жанров, но и с любым литературоведческим термином.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Краснова Г.М.

МОУ «СОШ № 5»

г. Колпашево Томской области

Подготовка обучающихся к школьным и районным олимпиадам проводится учителями, как правило, индивидуально либо на факультативных занятиях. Несколько лет провожу занятия факультатива «Олимпионик» для обучающихся 8 – 11 классов, строя занятия с учётом типологии олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Учитывая, что на олимпиаде по литературе практически каждый год ученикам предлагается анализ прозаического текста, интерпретация (идейно-эстетический анализ) поэтического текста, (в последние годы - сопоставление стихотворений разных авторов), а также задания на знание текстов, литературоведческих терминов и умение составлять краткий историко-культурный комментарий к тексту, обязательно включаю данные формы работы в факультативные занятия.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с понятием различных литературных жанров, но и с любым литературоведческим термином.

На первом этапе («вызов») проводится разминка – выполнение олимпиадных заданий, желательно соответствующих теме занятия. Предполагается индивидуальная или коллективная работа.

На втором этапе («осмысление») обучающиеся работают с различными источниками информации, позволяющими составить всестороннее представление об изучаемом литературоведческом понятии, а также анализируют художественные тексты с точки зрения заявленной темы занятия. Предполагается групповая или парная работа.

На последнем этапе («рефлексия») желательно выполнение творческих работ на закрепление изученного. Предполагается индивидуальная или парная работа.

Занятие рассчитано на обучающихся 8 – 9 классов, максимальная группа – 10 обучающихся.

Сценарий факультативного занятия

«Сонет в мировой литературе»

Цели:

1. Познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием формируя следующие учебные умения и навыки:

умение выявлять жанровые особенности сонета

  1. умение отличать сонет от других лирических жанров
  2. умение анализировать сонеты оформляя свои мысли устно и письменно.

2. Формировать умение составлять историко-культурный комментарий к художественному тексту.

Задачи:

  1. Формирование информационной компетентности (усовершенствование навыков работы с различными источниками информации)
  2. Формирование общекультурной компетентности (расширение кругозора, приобретение новых знаний о мировой и русской культуре XIX - начала XX века).
  3. Формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, умений обмениваться информацией, поддерживать разговор, умение строить собственное устное высказывание, выражать свою точку зрения и обосновывать её.
  4. Развитие творческого потенциала обучающихся.
  5. Воспитание интереса к мировой культуре, в частности, к поэзии и истории литературы.

Ход занятия.

Первый этап – «вызов» (актуализация знаний).

Занятие начинается с разминки - выполнения олимпиадных заданий (материалы VII Международной олимпиады по основам наук).

1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены ниже.

1) Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне своё благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

2) В год 6420 (912)…. и жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого поставил кормить, решив никогда на него не садиться.

3) Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою,

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Лёгкою рукою;

Стукнет в двери милый твой

Упадёт с дверей запор;

Сядет он за твой прибор

Ужинать с тобою».

4) Как на Волге, да на Камышинке,

Казаки живут, люди вольные,

У казаков был атаманушка,

Ермаком звали Тимофеичем.

5) Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!

6) А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

а) песня, б) баллада, в) стихотворение, г) басня, д) былина, е) летопись

2. Соотнесите название стихотворного произведения А.С. Пушкина с его жанром:

А) 1е2б3а4д5в Б)1в2б3г4а5е В) 1в2а3г4е5б

Г)1а2б3г4е5д Д) 1е2б3г4а5в

3. Соотнесите название произведения с его жанром:

4. Вставьте слово на месте пропуска, стараясь соблюдать грамматическую форму:

«_________ – хвалебная речь, похвала царям, богам, городам и т.п., разрабатываемая античной риторикой и достигшая расцвета в XYII – XYIII веках в качестве самостоятельного литературного жанра».

Задания выполняются коллективно, либо в парах. После выполнения учитель задаёт вопрос: «Какой темой объединены данные задания?» (Все они посвящены жанрам художественных произведений.)

Таким образом, происходит подготовка к восприятию новой темы – жанр сонета в литературе.

Второй этап – «осмысление».

  1. Работа с различными источниками информации (работа в парах).

Обучающимся предлагается найти сведения о сонете в различных источниках:

  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. –М.: Педагогика, 1988.
  2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
  3. Большая советская энциклопедия,
  4. Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. С. В. Тураева. – М., “Просвещение”, 1988. и др.

Также можно использовать Интернет-ресурсы (при наличии выхода в Интернет обучающиеся работают за компьютерами, либо учитель заранее готовит распечатки).

Обучающимся предлагается два поэтических текста:

А.С. Пушкин. Сонет

Scorn not sonnet, critic.

Wordsworth

Суровый Дант не презирал сонета,

В нём жар любви Петрарка изливал,

Игру его любил творец Макбета,

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта;

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в его размер стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас его ещё не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

Л. Гроссман. Русский сонет

Суровый Дант не презирал сонета.

Пушкин

Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета,

Чей трудный шифр был Тредьяковским дан,

И принял Пушкин кованый чекан

Для строгих дум о подвиге поэта.

С тех пор игра квадранта и терцета

Манит певцов Гиперборейских стран.

И стих Ронсара вьётся, как аркан,

У Каролины Павловой и Фета.

Его размерам царственность пидав,

Венок сплетает пышный Вячеслав

Строфой, чей лад торжественно роскошен.

Бальмонт и Брюсов чтут канон его,

И хищный облик тёзки своего

Обводит им Максимильян Волошин.

Вопросы для анализа стихотворений.

1. Назвать жанровые особенности сонета.

2. Составить историко-культурный комментарий к текстам.

3. Сопоставить данные сонеты (правомерность сопоставления, тема и идея, движение лирического сюжета, сходство и различие в авторской позиции).

После полученных теоретических сведений обучающимся не составит труда определить жанровые особенности сонета, а также объяснить значение включённых в тексты терминов и некоторых имён (историко-культурный комментарий).

Дополнительные сведения о поэтах, упомянутых в стихотворениях А.С. Пушкина и Л.П. Гроссмана, учитель может представить в виде распечаток (Приложение № 1) либо (если позволяет время) предложить поиск в словарях и энциклопедиях.

Отвечая на третий вопрос, обучающиеся должны отметить следующее:

  1. Правомерность сопоставления заявлена уже в эпиграфе к сонету Л. Гроссмана, который отсылает нас к сонету А. Пушкина.
  2. Оба стихотворения – это «сонеты о сонете».
  3. Следует отметить сходство в развитии лирического сюжета (от прошлого сонета – к его настоящему в русской литературе).
  4. Оба поэта восхищаются сонетом как идеальной поэтической формой.
  5. Оба поэта используют итальянский тип сонета.

Третий этап – «рефлексия».

С целью закрепления полученных знаний, подведения итогов занятия,развития творческих способностей обучающимся предлагаются следующие индивидуальные задания (на выбор):

1. Составить словарную статью для литературоведческого словаря «Сонет».

2. Составить 5 – 6 вопросов по теме занятия.

3. Составить загадки по теме «Сонет».

4. Написать «Сонет о сонете».

Примеры ученических работ:

Загадки.

Мысль строго и стройно

Оформил поэт

В четырнадцать строк.

Получился … (Сонет)

(Гаврилова Е.)

Итальянский и английский,

В нём катрен и в нём терцет.

И в поэзии российской

Многими любим …(Сонет)

(Дорохова С.)

Сонет за сонетом,

Строка за строкою,

Талантлив поэт,

Сумевший такое. (Венок сонетов)

(Халикова Е.)

Сонет о сонете .

О, строгая форма, о, чёткие рифмы!

Тебя ценили многие поэты!

И Пушкин, и Волошин сочиняли

Великолепные сонеты!

Сонет пронёс через века

Признания в любви Петрарки, Данте,

Его изящная строка

Пленяла многие таланты.

Не перечесть поэтов всех времён,

Тех, кто к сонету был неравнодушен.

И восхищения достоин он,

И след он оставляет в душах.

Царит в культуре сотни лет

Его Величество Сонет!

(Полумогина Н.)

Литература

1.Баркова М. В., Лоськова Т.А. Сонет как вершина поэзии. // http://festival.1september.ru

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. С. В. Тураева. – М., “Просвещение”, 1988.

4. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

5. Литература. Энциклопедия для детей. – М., “Аванта +”,2002.

6. Сонет «серебряного века». Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотова. - М.: “Правда”, 1990.

7. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. –М.: Педагогика, 1988.

Приложение № 1

Историко-культурный комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Сонет»

Камоэнс (1524 или 1525-80) - один из величайших лириков позднего Возрождения, чьи сонеты по своему трагизму и философской глубине стоят вровень с сонетами Шекспира. Но, как и Шекспир, Камоэнс стремился в своей поэзии восстановить распадающуюся цельность мироздания, обнаружить в кажущемся хаотическом и абсурдном бытии порядок, согласовать земное и небесное, реального человека и его идеальный образ, вечное и мимолетное, действительное и воображаемое.

Вордсворт Уильям (1770-1850) - английский поэт-романтик. Из-под его пера вышло множество сонетов, в большинстве образующих циклы. Примечателен цикл, посвященный реке Даддон (1806-20): в 34 сонетах воссозданы прибрежные ландшафты на всем протяжении реки, вьющейся по Озерному краю. Пейзажная лирика органически сливается здесь с философской, являя лучшие, как признано ныне, образцы поэзии Вордсворта этих лет.

Шекспир Уильям (1564-1616), английский драматург, поэт; был актером королевской труппы.

Наиболее вероятное время создания сонетов - 1593-1600. Сборник лирико-философских «Сонетов», состоявших из 154 стихотворений, вышел в 1609 году. Он было адресовано таинственному W. H. Наиболее определенный тематический цикл в шекспировском сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема: пожелание прекрасному молодому человеку продолжить себя в потомстве, не забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Вторая часть сборника (127-154) посвящена Смуглой леди. Изменившийся тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной любви Ф. Петрарки, противопоставлен его ангельски-белокурой донне. Шекспир подчеркивает, что, опровергая штампы петраркизма, его «милая ступает по земле» (перевод С. Маршака; сонет 130).

Данте Алигьери (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. XIII в.. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием «Новая жизнь» (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения. Кроме «Новой жизни» до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте.

Петрарка Франческо (1304-1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. «Канцоньере» («Книга песен») - сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327-74) - лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии.

Мицкевич Адам (1798 -1855) - польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма.

В 1823 Мицкевич вместе с товарищами оказывается в превращенном в тюрьму базилианском монастыре в Вильно. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке друзей ему удается отделаться сравнительно легким наказанием - высылкой во внутренние губернии Российской империи. В день знаменитого наводнения 25 октября 1824 года Мицкевич прибывает в Петербург. В начале 1825 он получает назначение в Одессу, откуда в сентябре совершает поездку в Крым (название Крымского полуострова после его присоединения к России (1783) – Таврида ). В конце этого года он переезжает в Москву и в1828 снова возвращается в Петербург.

Период пребывания Мицкевича в России оставил свой след не только в судьбе и творчестве самого поэта, но и в русской культурной и литературной жизни. Здесь к Мицкевичу приходят подлинная слава и признание. Кроме того, это время было для поэта исключительно плодотворным. Он пишет жизнерадостный цикл «одесских лирических стихотворений». Результатом пребывания в Крыму стали знаменитые «Крымские сонеты», столь близкие по своему духу русской литературе того времени, для которой Крым и Кавказ стали настоящим романтическим символом.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) - русский поэт, дДруг А. С. Пушкина. Издавал альманах «Северные цветы» (1825-31) и «Литературную газету» (1830-31). Автор лирических стихов в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен.

Гекзаметр (от греч. hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским.

Историко-культурный комментарий к стихотворению Л.П. Гроссмана «Русский сонет»

Гроссман Леонид Петрович (1888-1965), российский литературовед, писатель.Цикл его сонетов «Плеяда» был опубликован в 1919 г.

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-68), русский поэт, филолог, академик Петербургской АН (1745-59). В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Именно он написал первый сонет на русском языке.

В переносном смысле Гиперборея - страна севера, страна - легенда. Традиционное поэтическое обозначение восточных славян.

Ронсар (1524 - 85) - французский поэт, глава так называемой Плеяды, проповедовавшей обогащение национальной поэзии изучением греческой и римской литературы. Ронсар внес во французскую поэзию бесконечное разнообразие поэтических размеров и создал гармонию стиха. В его лирике заметна также значительная доля итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) - любовь смерть, жизнь природы.

Павлова (урожденная Яниш) Каролина Карловна (1807-93), русская поэтесса, переводчица. Жена Н. Ф. Павлова. Лирика («Стихотворения», 1863), роман в стихах и прозе «Двойная жизнь» (1848).

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886). Его сонеты, отдельным циклом включённые во вторую книгу стихов, вышедшую в 1850 году, продолжают пушкинскую традицию, им присуща музыкальность и естественность, свойственные всей лирике Фета.

Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзию Иванова часто называют «филологической», «ученой», «умственной», поскольку символы и образы мировой культуры - главный предмет его вдохновений, прежде всего мифы, боги, предания и поэтические сюжеты Древней Греции и Рима.

Робеспьер Максимилиан-Мари-Изидор (1758-1794) - один из ведущих деятелей Великой французской революции.

Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932) - русский поэт, художественный критик. Натура щедро одаренная, Волошин совмещал в себе разнообразные таланты. В 1910 вышел его первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». В поэзии М. Волошина сонет занимает важное место (автором написано 66 сонетов, что составляет примерно четверть всех его поэтических произведений). Волошину принадлежат венки сонетов «Corona astralis» («Звездная корона») и «Lunaria» - безупречные образцы редкой в русской поэзии формы (состоит из 15 сонетов; каждый стих ключевого сонета является первым в одном из 14 сонетов и одновременно - последним в предыдущем сонете; конец последнего сонета повторяет начало первого, замыкая венок). «Corona astralis» посвящена Е. И. Дмитриевой (Васильевой), с которой связана еще одна грань волошинского дарования: он явился соавтором блистательной мистификации - Черубины де Габриак.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах - культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Основоположник русского символизма. В. Брюсову, наряду с И. Анненским, Ф. Сологубом, Вяч. Ивановым, К.Бальмонтом, М. Волошиным, русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха. Именно Брюсов был, несомненно, самым ревностным энтузиастом сонета – и как теоретик и как практик. Поэт считал этот жанр образцом, идеальной формой поэтического произведения вообще. К сонету Брюсов неизменно обращается почти в каждой своей книге, сонеты его своеобразны по темам, и некоторые из них, такие, как “Ассаргадон”, “Женщине” или “Египетский раб”, несомненно, принадлежат к совершеннейшим созданиям поэта. Сонеты Брюсова всегда строги, классичны по форме. Поэтический мир брюсовских сонетов – это мир страстей и переживания души, внешне ко всему причастной, но внутренне одинокой. Из всех страстей поэт предпочитает самую вечную – любовь: “Моя любовь – палящий полдень Явы…”, “В любви душа вскрывается до дна…”