Open Library - открытая библиотека учебной информации. Опросник экспертной оценки одаренности

Методика определения познавательной потребности детей 6-7 лет «Дерево желаний» (

Психолог организует беседу с ребенком в виде игры.

Наглядный материал:

1. Изображение волшебника.

2. Изображение мудреца.

3. Изображение ковра-самолета.

4. Изображение необычной машины.

5. Изображение: солнечный день, мальчик, просыпающийся в постели, рядом улыбающаяся мама.

6. Изображение большой, огромной, толстой книги.

Ребенку предлагается 6 ситуаций.

Инструкция. Ты любишь играть в фантастические игры? Давай представим, что есть страна Вообразилия. И жители этой страны что не придумают - все у них сбывается. Давай с тобой тоже вообразим.

2. А теперь мы с тобой увидели необычного старца - кто это? Это мудрец, он может ответить на любые твои вопросы. Он знает все. О чем бы ты его спросил.

3. А знаешь на чем ездят в стране Вообразили - на ковре-самолете, он тебя может унести хоть куда (город, страна, под воду, в космос, в дерево). Куда бы ты хотел слетать?

Время проведения 6 минут, ребенок должен дать не менее пяти ответов

4. Чудо-машина. Она умеет все на свете: шить, белье стирать, готовить и даже играть в игрушки, ей нужно только сказать: «Машина, я хочу чтобы ты сделала…»

Время проведения 5 минут.

5. Книга. А это главная книга страны Вообразили. В ней есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги.

Время проведения 5 минут.

Время проведения 4 минуты.

Результаты

Оригинальный ответ оценивается в 1 балл. Все баллы суммируются.

Высокий познавательный уровень - 9 баллов и выше.

Средний познавательный уровень - 3-8 баллов.

Низкий познавательный уровень - 2 балла и ниже.

Познавательная потребность - внутренняя активность индивида, которая проявляется в поиске нового, в отсутствии страха перед ним, бескорыстная активность, выражается в добывании новой информации.

Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.,1998. с.276-277.

Потребность - форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Познавательная потребность - вид по характеру деятельности, к осуществлению которой потребности побуждают субъекта.

Познавательная потребность - субстанциональная потребность, жизненная значимость которой определяется необходимостью той или иной формы взаимодействия с предметом.

Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Вконтакте

Телеграм

Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Методика 22. Изучение мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция . Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

Список мотивов:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку
Количество называний мотива
Частота называний мотива
Ранг мотива

Вариант II

Инструкция . Оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов- максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!

Список мотивов (приведен выше).

Обработка результатов . Подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).

Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.

Форма 2

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности

Методика 23. Анкета для оценки уровня школьной мотивации

Н. Лускановой.

1. Тебе нравится в школе?

§ не очень

§ нравится

§ не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

§ чаще хочется остаться дома

§ бывает по-разному

§ иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

§ не знаю

§ остался бы дома

§ пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

§ не нравится

§ бывает по-разному

§ нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

§ хотел бы

§ не хотел бы

§ не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

§ не знаю

§ не хотел бы

§ хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

§ не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

§ точно не знаю

§ хотел бы

§ не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

§ нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

§ нравятся

§ не очень

§ не нравятся

Ключ:

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ

Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень . 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень . 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень . 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень . Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Методика 24. «Цифровые таблицы»

Существует простая методика оценки распреде­ления и устойчивости внимания. Она требует для своего проведения и получения нуж­ных результатов минимум времени. Этой методикой рекомендуется пользоваться тогда, когда достаточно прибли­зительно оценить внимание лишь по двум свойствам.

На рисунках 1а, 1б, 1в, 1г, 1д приведены пять черно-белых таблиц, в клетках которых в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает подряд все пять таблиц и в каждой из них находит и указывает все цифры от 1 до 25. Определяется, сколько времени потребуется на решение этой задачи с каждой таблицей. Сумма времени, затраченного на все таблицы, делится на число просмотренных таблиц, и в результате получается средний показатель времени решения поставленной задачи с одной таблицей. Это и будет показа­тель распределения внимания.

Для того чтобы определить устойчивость внимания, не­обходимо сравнить время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если это время от первой до пятой таблицы меня­ется незначительно, т.е. разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 с, то внима­ние считается устойчивым. В противоположном случае дела­ется вывод о недостаточной устойчивости внимания.

Методика 25. «Оценка внимания» (по методике Мюнстенберга).

Методика направлена на определение избирательности вни­мания, а также для диагностики концентрации внимания и по­мехоустойчивости.

Инструкция : «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматри­вая текст, найти и подчеркнуть эти слова».

Пример : рюклбюсрадостьфркнп

Время работы с бланком - 2 минуты.

Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕНБЕРГА

бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисм фактукгнэкзаменовдыфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеори ялждлащшщуахоккейтроицалодоыэвшкщежжытелевизорлэзн пппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосп риятиебюерадостьжьщвшкгншщсчмнародлжфльгждвлшйщшугдлудлждлждлрепортажшзщшышвшггншфщвшнеконкурсдлжд пшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгвнш эпрплаваниеоьвдловдоадьюлдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялждалждлукшзщшшгщшгащьюснованиелыовдфлоылвжыдфлаэжьщлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщцкощ

Методика 26. «Концентрация и распределение внимания»

Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую – нолик.

Инструкция . «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь».

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.

В современном мире уделяется большое внимание проблемам одаренных детей. Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ является неотъемлемой частью проблемы реализации творческого потенциала личности.Забота об одаренных детях -это забота о развитии научного,культурного и социального потенциала нашего государства в будущем.Актуальность обсуждения этой темы очевидна для всех педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Слишком много на свете людей,

которым никто не помог пробудиться.»

А.Экзюпери

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты».

Генрих Нейгауз

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ . В последнее время отмечается возрастание интереса к проблеме одаренности детей. Не так давно самым важным в воспитании детей было стремление,чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Проблема одаренности не отвергалась,но ложилась на плечи родителей и отдельных творческих педагогов,которые,основываясь на опыте,интуиции,помогали раскрыть ребенку свое дарование. (пример проф. А.М.Матюшкина).

Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день выбирают развитие одаренности как одно из основных направлений работы. Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ является неотъемлемой частью более широкой проблемы – проблемы реализации творческого потенциала личности. Забота об одаренных детях –это забота о развитии науки,культуры,и социальной жихни нашего госудврства.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА,

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ.

Наиболее часто при определении одаренности дошкольника обращаются к концепции творческой одаренности А.М.Матюшкина. Согласно данной концепции ОДАРЕННОСТЬ – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных,технических,духовных».Творческий потенциал заложен с рождения и развивается по мере взросления. Но одаренный ребенок имеет высокий творческий потенциал. А также общей харатеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому способу,знанию,условию действия),составляющая основу познавательной мотивации.

Как это проявляется в онтогенезе?

В раннем возрасте (2-3 года) – это высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации.Дети крайне любознательны,познавательные потребности ярко выражены.

В возрасте 3-5 лет элементарная первичная исследовательнская активность преобразуется в более высокие формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому,неизвестному. В развитии детей существует так называемый «возраст вопросов» от 2.5 –до 3.5 лет. У одаренных детей этот период выделить сложно: они всегда задают больше вопросов,чем сверстники.Их вопросы глубоки по содержанию,шире по тематике.У одаренных детей значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в средство мышления.Пытливые дети,не всегда получая удовлетворяющие их ответы от взрослых, пытаются уже сами найти их в энциклопедиях,экспериментах,наблюдениях.

В возрасте 5-6 лет значительно возрастает самостоятельная активность, самостоятельный поиск решения.

Проиллюстрировать эту периодизацию можно на примере развития музыкальной одаренности. Н.С.Лейтес, известный отечественнный исследователь детской одаренности, выявил,что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. В 2-3 года познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. В 3-4 года стремление к самостоятельному исполнению, извлечению звуков, имитация игры,пения. В.5-6 лет одаренный ребенок уже стремится придумать что-то свое, сочинить произведение.

ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ПО ТИПУ ПРЕДПОЧИТАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ.

  • Мотивационно-личностные характеристики (ст ремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому ).
  • Способности к обучению (успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов).

ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

  • Литературная одаренность (хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов).
  • Артистическая одаренность мение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память).
  • Конструкторская одаренность (развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации).

ПСИХОМОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ

  • Спортивная одаренность (высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость).
  • Хореографическая одаренность увство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память).

КОММУНИКАТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ

  • Социально-личностная одаренность (у мение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты)
  • Лидерская одаренность (умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию)

Выявление одаренных детей.

  1. Работа с педагогами:

беседы,

заполнение экспертных листов на воспитанников,

анализ результатов педагогического мониторинга.

  1. Работа с детьми:

наблюдение,

групповые и индивидуальные обследования,

анализ продуктов детского творчества.

  1. Работа с родителями:

беседы,

анкетирование.

Мы определяем,к чему более склонен ребенок,определяем вид одаренности.

В 2-3 года это проводится методом наблюдения.изучения продуктов деятельности,анализа педагогической диагностики.

В 3-4 года те же методы.что и на предыдущем этапе + экспресс диагностика психологическая.

В4-5 лет также наблюдение,изучение продуктов деятельности.результаты анализа педагогической и психологической диагностика (экспресс-диагностика, методика «Рассказ по серии картинок»),наблюдение за свободной игрой детей. Консультации для родителей по включению ребенка в кружковую деятельность.Предлагаются опросники для родителей.Развитие коммуникативной одаренности через сюжетно-ролевые игры.

В 5-6 лет предыдущие методы + банк психологических методик:тест креативности Торранса, методика определения познавательных мотивов Юркевич «Дерево желаний»,тест Векслера,методика «Последовательные картинки», «Прогрессивные матрицы Равена» методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников»,анализ карт развития,методика «Составь рассказ по картинке».Консультирование родителей и педагогов по организации общения с ребенком,выбора оптимального образовательного маршрута.

В 6-7 лет- см. предыдущие методы+ методика экспресс –диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой.

Воспитанники нашего д/сада могут реализовать свой творческий потенциал на занятиях по ИЗО, музыкальных занятиях,занятиях физкультурой, развить креативность мышления на занятиях с педагогом-психологом,получить лингвистические познания, посещая кружок английского языка. А ежегодные интеллектуальные олимпиады, организованные школой,позволяют выявить детей,обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Талантливые дети принимают участие в праздниках,выставках, окружных мероприятих – шашечный турнир,тематические художественные конкурсы,различные спортивные мероприятия. Мы предоставляем родителям информацию об учреждениях Северного Бутово, где ведется интересная кружковая работа и наши воспитанники могут совершенствовать свои таланты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

Список литературы

1. Аверина И.С. Адаптация Мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, К. Перлет // Вопросы психологии. 1991. №5. С. 173-178.

2. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. М., 1996.

3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

4. Круглова Н.Ф., Конопкин О.А., Панов В.И. Возможность регуляторно-когнитивной диагностики скрытой одарённости // Одарённые дети: теория и практика / Под ред. В.И. Панова. М.; Ярославль, 2001.

5. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.

6. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.

7. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7). Методическое руководство. М., 1994.

8. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.

9. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

10. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

11. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005.

12. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.

13. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

14. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

15. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

16. Туник, Е.Е. Опросник креативности Дж. Рензулли / Е.Е. Туник // Школьный психолог. 2004. № 4. С. 16–23.

17. Хеллер К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К.А. Хеллер, К. Перлет, В, Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 120-127.

18. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.

19. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М., 1995.

20. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога / В.С. Юркевич // Школа здоровья. 1997. № 1. С. 24–27.

Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик

Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) (психолог).

Методика В.С.Юркевич. «Дерево желаний» (воспитатели,психолог)

Фигурные тесты П. Торренса (психолог)

Оценка психомоторной одаренности (инструктор по физическойкультуре)

Диагностика музыкальных способностей детей. Н.А Ветлугина, О.П. Радынова. (музыкальный руководитель).

Диагностика художественной одаренности (педагог дополнит.образования)

Матрицы Равена (психолог).

Н.Е.Веракса «Оценка коммуникативных способностей дошкольников».

Экспресс-диагностики по возрастам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1. Методика "Дерево желаний" В.С.Юркевич

Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательн ый характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
  3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в классе.
  41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
  74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры- драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют ву оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная;
  2. Творческая;
  3. Академическая;
  4. Художественно-изобразительная;
  5. Музыкальная;
  6. Литературная;
  7. Артистическая;
  8. Техническая;
  9. Лидерская;
  10. Спортивная.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями.

Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словарного запаса.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и вообржения.
10. Владение основными компонентами умния учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера
1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть не таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет глав-
ное, наиболее характерное.
3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для
понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
6. Любит писать рассказы или статьи.
7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает
другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции
(из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответствен.
3. Отличается высокой общительностью с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.

Одаренность – « Творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных». А. М. Матюшкин

Нормативно-правовая база Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Закон Российской Федерации “Об образовании” Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г, утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

В раннем возрасте (2-3 года) – это высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации. В возрасте 3-5 лет элементарная первичная исследовательская активность проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому. В развитии детей существует так называемый период вопросов (2.5-3.5 года). У одаренных детей этот период выделить сложно: они всегда задают больше вопросов, чем сверстники. Их вопросы глубоки по содержанию, шире по тематике. В возрасте 5-6 лет значительно возрастает самостоятельная активность, самостоятельный поиск решений. Пытливые дети, не всегда получая удовлетворяющие их ответы от взрослых, пытаются уже сами найти их в энциклопедиях, экспериментах, наблюдениях. Проявление в онтогенезе

Результаты диагностики одаренности

Исследовательско - диагностический этап Педагоги: беседы, анализ результатов педагогического мониторинга. Дети: наблюдение, групповые и индивидуальные обследования, анализ продуктов детского творчества. Родители: беседы, анкетирование. Выявление одаренных детей

Воспитанники ДОУ могут реализовать свой творческий потенциал на: занятиях по ИЗО- деятельности, музыкальных занятиях, физкультуре, занятиях с психологом, занятиях по английскому языку, интеллектуальных олимпиадах, организуемых школой. Сопровождение

Талантливые дети принимают участие в: праздниках, выставках, окружных мероприятиях - шахматно-шашечных турнирах, тематических художественных конкурсах, спортивных соревнованиях.

Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества; - тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей. При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются: - наличие богатой предметно-развивающей среды; - создание атмосферы, формирующей у ребенка чувство собственной значимости; - наличие личностно-ориентированной воспитательно - образовательной системы; - ведение психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития; - использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий; - занятие детей в свободной деятельности развивающими играми; - работа кружков и секций, развивающих творческую направленность ребенка;


Опытно экспериментальное исследование проходило на базе детского сада «Солнышко» п.Тюльган. В исследовании принимали участие 18 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.

Для экспериментальной работы мы разделили детей на две подгруппы (по 9 человек): экспериментальную группу и контрольную.

В ходе опытно - экспериментальной работы прослеживалось три этапа.

1)Констатирующий

2)Формирующий

3)Контрольно-оценочный

Констатирующий этап эксперимента

Цель: Определить уровень развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап эксперимента

Цель: Провести работу по развитию познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Контрольно-оценочный этап эксперимента

Цель: определить эффективность проведённой работы с включением дидактических игр, подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Для реализации первого этапа нашего опытно-экспериментального исследования - определения уровня развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны следующие диагностические методики:

В исследовании применялись следующие методики:

1. Методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич);

2. Наблюдение «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т. А. Серебрякова).

Воспитатель организует беседу с ребенком в виде игры.

Наглядный материал:

1. Изображение волшебника.

2. Изображение мудреца.

3. Изображение ковра-самолета.

4. Изображение необычной машины.

5. Изображение: солнечный день, мальчик, просыпающийся в постели, рядом улыбающаяся мама.

6. Изображение большой, огромной, толстой книги.

(6 мин.)

(регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.

(регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.

5 мин.

5 мин.

6. - (регистрируются первые 5 ответов) - 4 мин.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Количественная оценка результатов диагностики производится по следующим критериям:

Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности - 2 и меньше ответов.

Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации - 2, 3, 4, 5. .

2. Наблюдение «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова).

Цель. Изучение познавательно-вопросительной активности детей в разных условиях пребывания в детском учреждении.

Ход проведения. Вопросы детей фиксируются в различных условиях жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Уровень познавательной активности определяется путем суммирования баллов: высокий -- 16--26 баллов, средний -- 10-- 15 баллов, низкий -- до 10 баллов. .

1 уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная познавательная деятельность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам се решения. Их познавательная деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выяснение новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить познавательное развитие.

2 уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствуют нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца, и выражают досаду.

3 уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

На констатирующем этапе эмпирического исследования нами были выявлены уровни развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста при помощи представленных выше методик.

Во время исследования на констатирующем этапе эмпирического исследования проведено обследование детей (20 человек) и были получены следующие результаты.

Таблица 1. Уровень развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования (по методике «Древо желаний»)??????????????????????????????????

Ф.И. ребенка

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил?

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать?

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию?

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги?

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал?

Количество балов

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сергей Л.

Низкий уровень

Низкий уровень

Виталий Г.

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Таблица 2. Уровень развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста контрольной группы на констатирующем этапе исследования (по методике «Древо желаний»)??????????????????????????????????

Ф.И. ребенка

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил?

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать?

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию?

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги?

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал?

Количество балов

Уровень развития познавательного интереса к предметному миру старшего дошкольника

Высокий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Виктор И.

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Полина Ф.

Высокий уровень

Никита П.

Низкий уровень

Сергей Г.

Средний уровень

По методике «Древо желаний» результаты оказались следующие. Равнозначные показатели в контрольной и экспериментальной группах имеют низкий и средний уровни развития познавательного интереса к предметному миру: у 45% детей экспериментальной группы и 33% детей контрольной группы обнаружен средний уровень развития познавательного интереса и 33% детей экспериментальной группы и 45% детей контрольной группы имеют низкий уровень развития познавательного интереса к предметному миру. И всего лишь у 22% детей обеих групп был выявлен высокий уровень развития познавательного интереса. Более ясно отразим результаты в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровни развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования (по методике «Познавательная потребность дошкольника»)

Качественный анализ результатов показал, что дети с высоким уровнем развития познавательного интереса к предметному миру стремятся проникнуть в причинно-следственные связи явлений, они с большой радостью и желанием проявляют исследовательский интерес к миру.

Таблица 3. Уровень развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования (по методике «Оценка вопросительных проявлений у детей»)??????????????????????????????????

Ф.И. ребенка

Количество заданных вопросов

Количество балов

Уровень развития познавательного интереса к предметному миру старшего дошкольника

Высокий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Сергей Л.

Средний уровень

Низкий уровень

Виталий Г.

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Дети со средним уровнем испытывают определенную потребность в знаниях, но их привлекает только поверхностная информация.

Наконец, дети с низким уровнем развития познавательного интереса к предметному миру вполне удовлетворены получением односложной информации, например, их интересует реальность услышанной когда-то истории и т.д.

Наблюдение «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова) дало нам следующие результаты, представленные в таблицах ниже.

Данные таблиц 3, 4 позволяют сделать вывод: в обеих группах одинаковые результаты: преобладающей группой детей является группа, имеющая низкий уровень развития познавательного интереса к предметному миру - 45%, по 33% детей образуют группу, имеющую средний уровень развития познавательного интереса к предметному миру и всего 22% детей имеют высокий уровень.

Для более ясного и чёткого видения результатов мы представили полученные результаты в диаграмме.

Таблица 4. Уровень развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста контрольной группы на констатирующем этапе исследования (по методике «Оценка вопросительных проявлений у детей»)????????????????????????????????????????????????????????????????????

Ф.И. ребенка

Количество заданных вопросов

Познавательная активность и самостоятельность при разрешении вопроса

Наличие эмоциональной реакции на познавательное взаимодействие

Наличие стремления к получению ответа

Осмысление ребенком полученного ответа

Наличие у ребенка стремления к продолжению познавательного взаимодействия со взрослым

Уровень развития познавательного интереса к предметному миру старшего дошкольника

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Виктор И.

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Полина Ф.

Высокий уровень

Никита П.

Низкий уровень

Сергей Г.

Средний уровень


Диаграмма 2. Уровни развития познавательного интереса к предметному миру детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования (по методике «Оценка вопросительных проявлений у детей»)????????????????????????????????????????????????????????????????????

Как видно из диаграммы 2, преобладающей группой среди старших дошкольников является группа детей с низким уровнем познавательного интереса, что выражается в наличии 3 и менее вопросов в течение часа, обращенных к воспитателю или сверстнику. Возникающие вопросы носят характер достижения результата деятельности или выяснения названия предмета. Вопросы-цепочки отсутствуют, что выражается в равнодушии к ответам на свои вопросы, дети не добиваются ответа. При высказывании педагогом ответа на вопрос наблюдается равнодушная реакция детей, сопровождающаяся отсутствием последующих вопросов. Дети не стремятся продолжить взаимодействие с воспитателем.

Дети со средним уровнем развития познавательного интереса к предметному миру в течение часа пытаются задать 4 вопроса воспитателю, касающихся установлению причинно-следственных связей и зависимостей. В речи детей наблюдаются вопросы-цепочки, состоящие из 1-2 вопросов. Дети ярко эмоционально реагируют на обсуждение взрослыми вопроса, что выражается в мимических реакциях и однословных репликах «да», «нет». Если дети задают вопрос взрослому, то не проявляют настойчивости в получении ответа, не стремятся продолжить взаимодействие в рамках проблемного поля, но сохраняют личностное взаимодействие с взрослым.

Старшие дошкольники, образующие группу с высоким уровнем развития познавательного интереса к предметному миру, характеризуются высокой активностью в задавании вопросов взрослому - 5 и более вопросов в течение часа, причем вопросы-цепочки (2-3 вопроса) носят рассуждающий характер и направлены на установление причинно-следственных связей и зависимостей. Дети активно участвуют в обсуждении вопросов с взрослым, что выражается в наличии ярких эмоционально положительных проявлений на познавательное взаимодействие (мимические реакции и возгласы). Когда педагогом задается проблемная ситуация, дети настойчиво добиваются её разрешения, стараются продлить познавательное взаимодействие с взрослыми, что проявляется в наличии со стороны детей ряда вопросов.

Обобщив полученные эмпирические данные, можно сделать вывод о том, что развитие познавательного интереса к предметному миру большинства обследуемых детей старшего дошкольного возраста находится на среднем или низком уровне.

Таким образом, результаты обследования показали, что существует необходимость проведения развивающей работы по развитию познавательного интереса к предметному миру у детей в старшем дошкольном возрасте.