Врезался в космос. Все космонавты погибшие в космосе

В середине 1980-х годов американская космическая программа находилась на пике своего могущества. После победы в «лунной гонке» Соединённые Штаты утвердились во мнении о своём безоговорочном лидерстве в космосе.

Ещё одним доказательством этого стала программа исследования космоса при помощи кораблей многоразового использования «Спейс шаттл». Космические «челноки», эксплуатация которых началась в 1981 году, позволили выводить на орбиту большое количество полезного груза, возвращать с орбиты вышедшие из строя аппараты, а также совершать полёты с экипажем до 7 человек. Ни одна другая страна мира не располагала на тот момент подобными технологиями.

В отличие от СССР, пилотируемая программа США не знала катастроф с человеческими жертвами во время полётов. Более 50 экспедиций подряд завершились благополучно. И у руководства страны, и у простых обывателей сложилось мнение, что надёжность американской космической техники служит абсолютной гарантией безопасности.

Появилась мысль о том, что в новых условиях в космос может слетать любой желающий, обладающий нормальным здоровьем и прошедший не слишком тяжёлый и длительный курс тренировок.

«Учитель в космосе»

У президента США Рональда Рейгана появилась идея отправить в космос обычного школьного учителя. Педагог должен был провести с орбиты несколько уроков для повышения интереса детей к математике, физике, географии, а также науке и исследованию космоса.

В США был объявлен конкурс «Учитель в космосе», на который поступило 11 тысяч заявок. Во второй тур попало 118 кандидатов, по два от каждого штата и подвластных территорий.

Окончательные итоги конкурса оглашались торжественно, в Белом доме. Вице-президент США Джордж Буш 19 июля 1985 года объявил: победителем стала 37-летняя Шарон Криста МакОлифф , второе место заняла 34-летняя Барбара Морган . Криста стала основным кандидатом на полёт, Барбара — её дублёром.

Криста МакОлифф, мать двоих детей, преподававшая в средней школе историю, английский язык и биологию, во время оглашения итогов конкурса плакала от счастья. Её мечта сбылась.

Близким, у которых гордость за Кристу перемежалась с тревогой, она объясняла: «Это же НАСА, если даже что-то пойдёт не так, они смогут всё исправить в последний момент».

После прохождения трёхмесячной программы подготовки Криста МакОлифф была включена в экипаж корабля «Челленджер», который должен был отправиться на орбиту в январе 1986 года.

Юбилейный старт

Полёт «Челленджера» должен был стать юбилейным, 25-м стартом в рамках программы «Спейс шаттл». Специалисты стремились увеличить количество экспедиций на орбиту — ведь баснословные деньги на реализацию проекта были выделены с расчётом на то, что со временем «челноки» окупятся и начнут приносить прибыль. Для того чтобы этого добиться, планировалось к 1990 году выйти на показатель в 24 полёта в год. Именно поэтому руководителей программы крайне раздражали слова специалистов о серьёзных недостатках, имеющихся в конструкции кораблей. Мелкие неисправности приходилось ликвидировать практически перед каждым стартом, и возникали опасения, что рано или поздно всё может закончиться большой бедой.

В состав экипажа экспедиции STS-51L, помимо Кристы МакОлифф, входили командир Фрэнсис Скоби , первый пилот Майкл Смит , а также астронавты Эллисон Онидзука , Джудит Резник , Роналд Макнейр и Грегори Джарвис .

Экипаж «Челленджера». Фото: www.globallookpress.com

Помимо школьных уроков с орбиты, в программу миссии входили вывод на орбиту спутников и наблюдение за кометой Галлея.

Первоначально старт с космодрома на мысе Канаверал был назначен на 22 января, однако затем несколько раз переносился, пока новой датой не стал день 28 января.

В то утро также возникло подозрение, что полёт придётся перенести — во Флориде сильно похолодало, температура опустилась ниже нуля, и на площадке запуска появилось обледенение. Руководство решило не отменять старт, а просто перенести его на пару часов. При новом осмотре выяснилось, что лёд начал таять, и добро на старт было получено.

«Критическая ситуация»

Окончательно старт был назначен на 11:38 по местному времени 28 января 1986 года. На космодроме собрались родные и друзья астронавтов, коллеги и ученики Кристы МакОлифф, ждавшие момента, когда первая учительница отправится в космическое путешествие.

В 11:38 «Челленджер» стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На трибунах, где находилась публика, началось ликование. Телевизионная камера крупным планом показывала лица родителей Кристы МакОлифф, провожавших дочь в полёт, — они улыбались, радуясь, что мечта их девочки стала реальностью.

Всё происходящее на космодроме комментировал диктор.

Через 52 секунды после старта «Челленджер» приступил к максимальному ускорению. Командир корабля Фрэнсис Скоби подтвердил начало ускорения. Это были последние слова, прозвучавшие с борта «челнока».

На 73-й секунде полёта наблюдавшие за стартом зрители увидели, как «Челленджер» исчез в белом облаке взрыва.

Зрители поначалу не поняли, что случилось. Кто-то испугался, кто-то восхищённо зааплодировал, полагая, что всё происходит по программе полёта.

Казалось, что диктор тоже считает, что всё в порядке. «1 минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землёй — семь морских миль», — продолжать говорить ведущий.

Как потом выяснилось, диктор не смотрел на экран монитора, а читал ранее составленный сценарий старта. Спустя пару минут он объявил о «критической ситуации», а затем сказал страшные слова: «„Челленджер“ взорвался».

Без шансов на спасение

Но к этому моменту зрители уже всё поняли — в Атлантический океан с неба падали обломки того, что совсем недавно было самым современным космическим кораблём в мире.

Была начата поисково-спасательная операция, хотя спасательной её изначально именовали лишь формально. Корабли проекта «Спейс шаттл», в отличие от советских «Союзов», не были оборудованы системами аварийного спасения, которые могли бы спасти жизнь астронавтам во время старта. Экипаж был обречён.

Операция по подъёму обломков, упавших в Атлантический океан, продолжалась до 1 мая 1986 года. Всего было поднято около 14 тонн обломков. Около 55% челнока, 5% кабины и 65% полезной нагрузки осталось на дне океана.

Кабину с астронавтами подняли 7 марта. Выяснилось, что после разрушения конструкций корабля более прочная кабина уцелела и несколько секунд продолжала подниматься вверх, после чего началось падение с большой высоты.

Установить точно момент гибели астронавтов не удалось, но известно, что как минимум двое — Эллисон Онидзука и Джудит Резник — пережили сам момент катастрофы. Эксперты обнаружили, что ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Что было дальше, зависит от того, была ли разгерметизирована кабина после разрушения «челнока». Так как персональные приборы подают воздух не под давлением, то при разгерметизации экипаж вскоре потерял сознание.

Если же кабина оставалась герметичной, то астронавты погибли при ударе о поверхность воды на скорости 333 км/ч.

Американский «авось»

Америка пережила глубочайший шок. Полёты по программе «Спейс шаттл» были приостановлены на неопределённый срок. Для расследования крушения президентом США Рональдом Рейганом была назначена специальная комиссия под руководством государственного секретаря Уильяма Роджерса .

Выводы комиссии Роджерса оказались не меньшим ударом по престижу НАСА, чем сама катастрофа. В качестве решающего фактора, приведшего к трагедии, были названы недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

О дефектах уплотнительных колец, как показало расследование, в НАСА знали с 1977 года — задолго до первого полёта по программе «Спейс шаттл». Но вместо внесения необходимых изменений НАСА восприняло проблему как допустимый риск отказа оборудования. То есть, говоря проще, специалисты ведомства, загипнотизированные прошлыми успехами, понадеялись на американский «авось». Такой подход стоил жизни 7 астронавтам, не говоря уже о миллиардных финансовых потерях.

21 год спустя

Программа «Спейс шаттл» была возобновлена спустя 32 месяца, но прежнего доверия к ней уже не было. Об окупаемости и прибыли речь уже не шла. Рекордным для программы так и остался 1985 год, когда было совершено 9 полётов, а после гибели «Челленджера» о планах довести количество стартов до 25-30 в год уже не вспоминали.

После катастрофы 28 января 1986 года НАСА закрыло программу «Учитель в космосе» и дублёр Кристы МакОлифф Барбара Морган вернулась к преподаванию в школе. Однако всё пережитое заставляло учительницу мечтать довести начатое дело до конца. В 1998 году она снова была зачислена в отряд астронавтов и в 2002 году получила назначение в качестве специалиста полёта в экипаж шаттла STS-118, миссия которого к МКС планировалась на ноябрь 2003 года.

Однако 1 февраля 2003 произошла вторая катастрофа «челнока» — при спуске с орбиты погиб космический корабль «Колумбия» с 7 астронавтами на борту. Полёт Барбары Морган был отложен.

И всё-таки она отправилась в космос. 8 августа 2007 года, через 21 год после гибели «Челленджера», учительница Барбара Морган достигла орбиты на корабле «Индевор». Во время своего полёта она провела несколько сеансов связи со школьными классами, в том числе и со школой МакКолл-Доннелли, где она преподавала долгое время. Таким образом, она закончила проект, которому не суждено было реализоваться в 1986 году.

История покорения космоса имеет и трагическую сторону. В общей сложности во время неудачных космических полетов и подготовки к ним погибло около 350 человек. Помимо космонавтов в это число также входят местные жители и персонал космодромов, которые погибли в результате падения обломков и взрывов. В данной статье мы рассмотрим пять катастроф, где жертвами стали непосредственно пилоты космических кораблей. Самое печальное, что большинство аварий можно было избежать, но судьба распорядилась иначе.

Аполлон-1

Число погибших: 3

Официальная причина: искра из-за короткого замыкания в плохо изолированной проводке

Первая в мире космическая катастрофа со смертельным исходом произошла 27 января 1967 года с американскими космонавтами во время тренировки в командном модуле корабля миссии «Аполлон-1» .

В 1966 году в полном разгаре шла лунная гонка между двумя сверхдержавами. Благодаря спутникам-шпионам, США знала о строительстве в СССР космических кораблей, которые, возможно, доставят советских космонавтов на Луну. Разработка кораблей «Аполлон»,в связи с этим, проводилась в большой спешке. Из-за этого, естественно, страдало и качество технологий. Запуск двух беспилотных версий AS-201 и AS-202 успешно произошел в 1966, а на февраль 1967 был намечен первый пилотируемый полет на Луну. Для тренировок экипажа на мыс Канавералл был доставлен командный модуль корабля «Аполлон». Проблемы начались с самого начала. Модуль был серьезно недоработан, и инженерные корректировки десятками вносились прямо на месте.

27 января должна была произойти запланированная имитационная тренировка в модуле для проверки работоспособности всех бортовых приборов корабля. В кабину вместо воздуха был заправлен кислород с азотом в соотношении 60% на 40%. Тренировка началась в час дня. Проходила она при постоянных неисправностях - были проблемы со связью, и космонавты постоянно чувствовали запах гари, как вследствие выяснилось - из-за короткого замыкания в проводке. В 18:31 по внутренней связи раздался крик одного из космонавтов: «Пожар в кабине! Я горю!». Через пятнадцать секунд, не выдержав давления, модуль лопнул. Прибежавшие сотрудники космодрома не смогли ничем помочь - космонавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли на месте от многочисленных ожогов.

Союз-1

Число погибших: 1

Официальная причина: отказ тормозной парашютной системы/недоработки при производстве космического корабля

23 апреля 1967 года было намечено грандиозное событие - первый в истории запуск советского космического корабля серии «Союз» . По плану первым запускался «Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым . Затем планировалось запустить корабль «Союз-2» с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. В открытом космосе корабли должны были состыковаться, а Елисеев и Хрунов перейти в «Союз-1». На словах все звучало масштабно, но с самого начала что-то пошло не так.

Сразу после пуска «Союза-1» не открылась одна солнечная батарея, нестабильно работала система ионной ориентации, и отказал солнечно-звездный датчик ориентации. Миссию пришлось прекратить в срочном порядке. Полет «Союза-2» отменили, а Владимиру Комарову было приказано вернуться на Землю. Здесь тоже возникли серьезные проблемы. Из-за отказа систем и смещения центра масс было невозможно сориентировать корабль на торможение. Благодаря своему профессионализму, Комаров практически вручную сориентировал корабль и удачно вошел в атмосферу.

После того как корабль сошел с орбиты, был подан тормозной импульс и произведено аварийное отсоединение отсеков. Однако на последней стадии приземления спускаемого аппарата не раскрылись основной и запасной тормозной парашюты. На скорости около 150 км/ч спускаемый аппарат врезался о поверхность Земли в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении. Владимир Комаров погиб. Причину отказа тормозной парашютной системы установить не удалось.

Союз-11

Число погибших: 3

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана и дальнейшая разгерметизация кабины

1971 год. СССР проиграл лунную гонку, но в ответ создал орбитальные станции, на которых в перспективе можно было оставаться месяцами и заниматься исследованиями. Успешно прошла первая в мире экспедиция на орбитальную станцию. Экипаж в составе Георгия Добровольского , Владислава Волкова и Виктора Пацаева пробыли на станции 23 дня, однако, после серьезно пожара на ОС космонавтам было приказано вернуться на Землю.

На высоте 150 км. произошло рассоединение отсеков. В тоже время непроизвольно открылся вентиляционный клапан, который должен был открываться на высоте 2 км. Кабина стала заполняться туманом, который конденсировался вследствие падения давления. Спустя 30 секунд космонавты потеряли сознание. Еще через 2 мин давление упало до 50 мм. рт. ст. Так как на космонавтах не было скафандров, они погибли от удушья.

Несмотря на тот факт, что экипаж не отвечал на вопросы ЦУПа, вхождение в атмосферу, торможение и посадка прошли успешно. После этого трагичного инцидента пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами.

Шаттл Челленджер

Число погибших: 7

Официальная причина: утечка газа в элементах твердотопливного ускорителя

Середина 1980-х годов была настоящим триумфом для американской программы «Спейс-Шаттл» . Успешные миссии проходили одна за другой в необычайно короткие интервалы, которые иногда составляли не более 17 дней. Миссия «Челленджера» STS-51-L была знаменательна по двум причинам. Во-первых, она побила предыдущий рекорд, так как интервал между миссиями составил всего 16 дней. Во-вторых, в составе экипажа «Челленджера» была школьная учительница, задача которой было провести урок с орбиты. Данная программа должна была вызвать интерес к космическим полетам, который в последние годы немного поутих.

28 января 1986 года космический центр имени Кеннеди был переполнен тысячами зрителей и журналистов. За прямой трансляцией наблюдало около 20% населения страны. Шаттл взмыл в воздух под крики восхищенной публики. В начале все шло хорошо, однако затем стали заметны клубы черного дыма, выходящие из правого твердотопливного ускорителя, а затем появился факел огня, исходящий из него.

Спустя несколько секунд пламя стало значительно больше из-за сгорания утекшего жидкого водорода. Примерно через 70 секунд началось разрушение внешнего топливного бака, затем последовал резкий взрыв и отсоединение кабины орбитера. Во время падения кабины астронавты оставались живы и находились в сознании, ими даже были приняты попытки по восстановлению подачи энергии. Но ничего не помогло. В результате удара кабины орбитера об воду, на скорости 330 км/ч, все члены экипажа погибли на месте.

После взрыва шаттла многочисленные камеры продолжали снимать происходящее. В объективы попали лица шокированных людей, среди которых были и родственники всех семи погибших астронавтов. Так был снят один из самых трагических репортажей за всю историю телевидения. После катастрофы был введен запрет на эксплуатацию шаттлов сроком на 32 месяца. Также была доработана система твердотопливных ускорителей, а на всех шаттлах стали устанавливать парашютную систему спасения.

Шаттл Колумбия

Число погибших: 7

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата

1 февраля шаттл «Колумбия» успешно возвращался на Землю после удачной космической миссии. В начале вхождение в атмосферу шло в штатном порядке, но позже тепловой датчик на левом крыле передал в ЦУП аномальное значение. От внешней обшивки откололся кусок теплоизоляции, в результате чего вышла из строя система термозащиты. После этого зашкалили за минимум четыре датчика гидравлической системы корабля, а буквально через 5 минут связь с челноком оборвалась. Пока персонал ЦУПа пытался связаться с «Колумбией» и выяснить, что произошло с датчиками, один из сотрудников увидел в прямом эфире уже разваливающийся на куски шаттл. Весь экипаж из 7-ми человек погиб.

Эта трагедия нанесла серьёзный удар по престижу американской космонавтики. На полет шаттлов вновь был наложен запрет на 29 месяцев. В дальнейшем они выполняли только критически важные задания по ремонту и обслуживанию МКС. Фактически, это был конец существования программы «Спейс-шаттл». Американцы вынуждены были обратиться, с просьбой к России о транспортировке космонавтов на МКС на российских кораблях «Союз».

Дорогостоящие комплектующие и лучшие ученые умы пока не могут гарантировать стопроцентный успех любой космической операции: космические аппараты продолжают выходить из строя, падать и взрываться. Сегодня человек смело говорит о колонизации Марса, а всего несколько десятилетий назад любая попытка запуска корабля в космическое пространство могла обернуться страшной трагедией.

«Союз-1»: жертва космической гонки

1967 год. Космическая промышленность отстает от США на два огромных шага – два года Штаты производят пилотируемые полеты и два года ни одного полета нет у СССР. Поэтому руководство страны так стремилось во что бы то ни стало запустить на орбиту «Союз» с человеком на борту.

Все пробные испытания непилотируемых «союзов» заканчивались авариями. «Союз-1» был запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту один космонавт – Владимир Комаров.

Что случилось

Проблемы начались сразу после выхода на орбиту: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей. Корабль испытывал дефицит энергии. Полет пришлось прервать досрочно. «Союз» успешно сошел с орбиты, но на заключительном этапе приземления не сработала парашютная система. Вытяжной парашют не смог вытянуть из лотка основной парашют, а стропы успешно вышедшего запасного парашюта обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта. Окончательная причина невыхода основного парашюта так и не установлена. Среди самых распространенных версий – нарушение технологии при производстве спускаемого аппарата на заводе. Есть версия, что из-за нагрева аппарата краска на лотке выброса парашюта, которой он был покрашен ошибочно, стала липкой, и парашют не вышел, так как «прилип» к лотку. Со скоростью 50 м/с спускаемый аппарат ударился о землю, что привело к гибели космонавта.
Данная авария стала первым (известным) случаем гибели человека в истории пилотируемых космических полетов.

«Аполлон-1»: пожар на земле

Пожар произошел 27 января 1967 года во время подготовки к первому пилотируемому полету по программе «Аполлон». Погиб весь экипаж. Вероятных причин трагедии было несколько: ошибка при выборе атмосферы (был сделан выбор в пользу чистого кислорода) корабля и искра (или короткое замыкание), которая могла послужить своеобразным детонатором.

Экипаж «Аполлона» за несколько дней до трагедии. Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи.

Кислород предпочли кислородно-азотной газовой смеси, так как он делает герметичную конструкцию корабля значительно легче. Однако мало значения придали разности в давлении во время полета и во время тренировки на Земле. Некоторые детали корабля и элементы костюмов астронавтов становились очень пожароопасными в кислородной атмосфере при повышенном давлении.

Так выглядел командный модуль после пожара.

После возгорания огонь распространялся с невероятной скоростью, повредив скафандры. Сложная конструкция люка и его замков не оставила астронавтам шанcов на спасение.

«Союз-11»: разгерметизация и отсутствие скафандров

Командир корабля Георгий Добровольский (в центре), инженер-испытатель Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков (справа). Это был первый экипаж орбитальной станции «Салют-1».Трагедия произошла во время возвращения космонавтов на землю. До момента обнаружения корабля после посадки, на Земле не знали о том, что экипаж погиб. Так как посадка проходила в автоматическом режиме, спускаемый аппарат сел в назначенном месте, без сильных отклонений от плана.
Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни, реанимационные мероприятия не помогли.

Что случилось

«Союз-11» после посадки.

Основная принятая версия – разгерметизация. Экипаж погиб от декомпрессионной болезни. Анализ записей регистратора показал, что на высоте примерно 150 км давление в спускаемом аппарате начало резко снижаться. Комиссия пришла к выводу, что причиной такого снижения стало несанкционированное открытие вентиляционного клапана.
Этот клапан должен был открываться на небольшой высоте при подрыве пиропатрона. Почему пиропатрон сработал намного раньше, доподлинно не известно.
Предположительно, это произошло из-за ударной волны, проходящей по корпусу аппарата. А ударная волна, в свою очередь, вызвана срабатыванием пиропатронов разделяющих отсеки «Союза». Воспроизвести это при наземных испытаниях не удалось. Однако в дальнейшем конструкция вентиляционных клапанов была доработана. Нужно отметить, что конструкция корабля «Союз-11» не предусматривала скафандры для экипажа…

Авария «Челленджера»: катастрофа в прямом эфире

Эта трагедия стала одной из самых громких за всю историю освоения космоса, благодаря прямому телевизионному эфиру. Американский шаттл «Челленджер» взорвался 28 января 1986 года через 73 секунды после старта, за которым наблюдали миллионы зрителей. Погибли все 7 членов экипажа.

Что случилось

Было установлено, что разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя. Повреждение кольца при старте привело к образованию отверстия, из которого начала бить реактивная струя. В свою очередь это привело к разрушению крепления ускорителя и структуры внешнего топливного бака. Вследствие разрушения топливного бака сдетонировали компоненты топлива.

Шаттл не взорвался, как принято считать, а именно «разрушился» из-за аэродинамических перегрузок. Кабина экипажа не разрушилась, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки упали в Атлантический океан. Удалось найти и поднять многие фрагменты челнока, в том числе и кабину экипажа. Было установлено, что минимум три члена экипажа пережили разрушение челнока и находились в сознании, пытаясь включить приборы подачи воздуха.
После этой катастрофы «Шаттлы» были оборудованы системой аварийной эвакуации экипажа. Но стоит отметить, что в аварии «Челленджера» эта система не смогла бы спасти экипаж, так как она разработана для использования строго во время горизонтального полета. Эта катастрофа «свернула» программу «шаттлов» на 2,5 года. Специальная комиссия возложила высокую степень вины на недостаток «корпоративной культуры» во всей структуре NASA, а также кризис управленческой системы принятия решений. Руководители знали о дефекте уплотнительных колец, поставляемых определенным поставщиком, в течение 10 лет…

Катастрофа шаттла «Колумбия»: несостоявшаяся посадка

Трагедия произошла утром 1 февраля 2003 года во время возвращения на Землю после 16-дневного пребывания шаттла на орбите. После вхождения в плотные слои атмосферы корабль так и не вышел на связь с ЦУПом NASA, а вместо челнока на небе появились его обломки, падающие на землю.

Экипаж шаттла «Колумбия»: Калпана Чавла, Ричард Хасбанд, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Илан Рамон, Уильям МакКул, Дэвид Браун .

Расследование проводилось в течение нескольких месяцев. Обломки шаттла собирали на территории равной по величине двум штатам. Было установлено, что причиной катастрофы стало повреждение защитного слоя крыла челнока. Это повреждение, вероятно, было вызвано падением куска теплоизоляции кислородного бака во время старта корабля. Как и в случае с «Челленджером», трагедию можно было предотвратить, если бы волевым решением руководителей NASA экипаж провел визуальный осмотр корабля на орбите.

Есть данные о том, что технические специалисты трижды направляли запрос на получение изображения повреждений, полученных при старте. Руководство NASA посчитало, что повреждение от удара теплоизоляционной пены не может привести к серьезным последствиям.

«Аполлон-13»: масштабная трагедия со счастливым финалом

Этот полет американских астронавтов является одной из самых известных пилотируемых миссий «Аполлонов» к Луне. Невероятную силу духа и упорство, с которым тысячи людей на Земле пытались вернуть людей из космической западни, воспели писатели и режиссеры. (Самый известный и подробный фильм о тех событиях – фильм Рона Ховарда «Аполлон-13».)

Что случилось

Старт «Аполлона-13».

После стандартного перемешивания кислорода и азота в соответствующих баках астронавты услышали звук удара и почувствовали толчок. В иллюминаторе стала заметна утечка газа (кислородной смеси) из служебного отсека. Облако газа меняло ориентацию корабля. «Аполлон» начал терять кислород и энергию. Счет пошел на часы. Был принят план использовать лунный модуль в качестве спасательной шлюпки. На Земле был создан штаб по спасению экипажа. Было много проблем, которые предстояло решать одновременно.

Поврежденный двигательный отсек «Аполлона-13» после отделения.

Кораблю предстояло облететь вокруг Луны и выйти на траекторию возврата.

По ходу всей операции помимо технических проблем с кораблем астронавты начали испытывать кризис систем жизнеобеспечения. Обогреватели включать было нельзя – температура в модуле упала до 5 градусов Цельсия. Экипаж начал замерзать, помимо этого возникла угроза замерзания запасов продовольствия и воды.
Содержание углекислого газа в атмосфере кабины лунного модуля достигло 13%. Благодаря четким инструкциям из командного центра экипаж смог сделать «фильтры» из подручных материалов, что позволило довести содержание углекислого газа до допустимых значений.
В ходе спасательной операции экипаж смог произвести отстыковку двигательного отсека и отделение лунного модуля. Все это нужно было выполнить практически «вручную» в условиях показателей жизнеобеспечения близких к критическим. После успешного завершения этих операций предстояло выполнить еще предпосадочную навигацию. При неправильной настройке систем навигации модуль мог войти в атмосферу под неправильным углом, что вызвало бы критический перегрев кабины.
На период посадки ряд стран (в том числе и СССР) объявили радиомолчание на рабочих частотах.

17 апреля 1970 года отсек «Аполлона-13» вошел в атмосферу Земли и благополучно приводнился в Индийском океане. Все члены экипажа выжили.

Космос - безвоздушное пространство, температура в котором составляет до -270°С. В такой агрессивной среде человек не может выжить, поэтому космонавты всегда рискуют жизнью, устремляясь в неизвестную черноту Вселенной. В процессе изучения космоса произошло немало катастроф, унесших десятки жизней. Одной из таких трагических вех в истории космонавтики стала гибель шаттла "Челленджер", в результате которой погибли все члены экипажа.

Кратко о корабле

В Соединенные Штаты в NASA запустили миллиардную программу "Космическая транспортная система". В ее рамках в 1971 году началось строительство многоразовых космических аппаратов - спейс шаттлов (на английском Space Shuttle, что дословно переводится как «космический челнок»). Планировалось, что эти шаттлы будут, словно челноки, курсировать между Землей и орбитой, поднимаясь на высоту до 500 км. Они должны были пригодиться для доставки полезных грузов на орбитальные станции, выполнения необходимых монтажных и строительных работ, проведения научных исследований.

Одним из таких кораблей стал шаттл "Челленджер" - второй космический челнок, построенный по этой программе. В июле 1982 года он был передан NASA в эксплуатацию.

Название свое получил в честь морского судна, исследовавшего океан в 1870-х годах. В справочниках NASA числился как аппарат OV-99.

История полетов

Впервые в космос шаттл "Челленджер" поднялся в апреле 1983 года для запуска трансляционного спутника. В июне того же года стартовал повторно для вывода на орбиту двух коммуникационных спутников и проведения фармацевтических опытов. Одним из членов экипажа была Салли Кристен Райд.

Август 1983 года - третий старт шаттла и первый ночной в истории американской космонавтики. В результате на орбиту был выведен телекоммуникационный спутник Insat-1B и протестирован канадский манипулятор "Канадарм". Продолжительность полета составила 6 суток с небольшим.

В феврале 1984 года шаттл "Челленджер" снова поднялся в космос, но миссия по выведению еще двух спутников на орбиту была провалена.

Пятый старт состоялся в апреле 1984 года. Тогда впервые в мировой истории был произведен ремонт спутника в космосе. В октябре 1984 года произошел шестой запуск, который ознаменовался присутствием на борту космического корабля двух женщин-астронавтов. В ходе этого знаменательного полета был совершен первый в истории американской космонавтики выход в космос женщины - Кэтрин Салливан.

Седьмой полет в апреле 1985 года, восьмой в июле и девятый полет в октябре этого года также были успешными. Их объединяла общая цель - проведение исследований в космической лаборатории.

В общей сложности на счету у "Челленджера" 9 успешных полетов, он пробыл в космосе 69 суток, 987 раз совершил полный виток вокруг голубой планеты, его "пробег" - 41,5 миллионов километров.

Катастрофа шаттла "Челленджер"

Трагедия произошла близ побережья Флориды 28.01.1986 г. в 11 часов 39 минут. В это время над Атлантическом океаном произошел взрыв шаттла "Челленджер". Он разрушился на 73-й секунде полета на высоте 14 км от земли. Погибли все 7 членов экипажа.

При старте было повреждено уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя. Из этого в боку ускорителя прогорело отверстие, из которого вылетела реактивная струя в сторону наружного топливного бака. Струя разрушила хвостовое крепление и несущие структуры самого бака. Элементы корабля сместились, что нарушило симметрию тяги и сопротивления воздуха. Космический корабль отклонился от заданной оси полета, в результате был разрушен под воздействием аэродинамических перегрузок.

Спейс шаттл "Челленджер" не был оборудован системой эвакуации, поэтому шансов на выживание у членов экипажа не было. Но даже если бы такая система была, то астронавты упали бы в океан при скорости более 300 км/ч. Сила удара о воду была бы такова, что все равно никто бы не выжил.

Последний экипаж

Во время 10-го старта шаттл "Челленджер" имел на борту семь человек:

  • Фрэнсис Ричард «Дик» Скоби - 46 лет, командир экипажа. Американский военный летчик в звании подполковника, астронавт НАСА. У него остались жена, дочь и сын. Посмертно награжден медалью "За космический полет".
  • Майкл Джон Смит - 40 лет, второй пилот. Летчик-испытатель в звании капитана, астронавт NASA. У него остались жена и трое детей. Посмертно награжден медалью "За космический полет".
  • Эллисон Сёдзи Онидзука - 39 лет, научный специалист. Американский астронавт NASA японского происхождения, летчик-испытатель в звании подполковника. Посмертно ему было присвоено звание полковника.
  • Джудит Арлен Резник - 36 лет, научный специалист. Один из лучших инженеров и астронавтов NASA. Профессиональная летчица.
  • Роналд Эрвин Макнейр - 35 лет, научный специалист. Физик, астронавт NASA. На Земле оставил жену и двоих детей. Посмертно был награжден медалью "За космический полет".
  • Грегори Брюс Джарвис - 41 год, специалист по полезной нагрузке. По образованию инженер. Капитан ВВС США. С 1984 года астронавт NASA. Дома оставил жену и троих детей. Посмертно был награжден медалью "За космический полет".
  • Шэрон Криста Корриган Маколифф - 37 лет, специалист по полезной нагрузке. Гражданская. Посмертно награждена Космической медалью - для космонавтов.

О последнем члене экипажа Кристе Маколифф стоит сказать немного больше. Как гражданский мог попасть на космический шаттл "Челленджер"? Это кажется невероятным.

Криста Маколифф

Она родилась 02.09.1948 года в Бостоне, штат Массачусетс. Работала учительницей английского языка, истории и биологии. Была замужем и имела двоих детей.

Ее жизнь текла привычно и размеренно, пока в 1984 году в США не объявили конкурс "Учитель в космосе". Его идеей было доказать, что каждый молодой и здоровый человек после адекватной подготовки сможет успешно слетать в космос и вернуться на Землю. В числе 11 тысяч поданых заявок было и заявление Кристы - веселой, жизнерадостной и энергичной учительницы из Бостона.

Она победила в конкурсе. Когда вице-президент Дж. на торжественной церемонии в Белом Доме вручил ей билет победителя, она расплакалась от счастья. Это был билет в одну сторону.

После трехмесячной тренировки специалисты признали Кристу готовой к полету. Ей было поручено снять учебные сюжеты и с борта шаттла провести несколько уроков.

Предполетные проблемы

Изначально в процессе подготовки десятого по счету старта космического челнока было немало проблем:

  • Изначально старт планировали провести 22 января с космодрома Дж. Кеннеди. Но из-за организационных неурядиц старт был передвинут сначала на 23, а потом на 24 января.
  • Из-за штормового предупреждения и низких температур полет отложили еще на день.
  • Снова из-за плохого прогноза погоды старт перенесли на 27 января.
  • В процессе очередной проверки техники выявили несколько проблем, поэтому было решено назначить новую дату полета - 28 января.

Утром 28 января на улице стоял мороз, температура опустилась до -1°С. У инженеров это вызвало беспокойство, и в частной беседе они предупредили руководство NASA о том, что экстремальные условия могут отрицательно сказаться на состоянии уплотнительных колец и рекомендовали снова перенести дату запуска. Но эти рекомендации были отклонены. Возникло еще одно затруднение: площадка запуска обледенела. Это было непреодолимое препятствие, но, "к счастью", к 10 утра лед стал подтаивать. Старт был назначен на 11 часов 40 минут. Его транслировали по национальному телевидению. Вся Америка наблюдала за событиями на космодроме.

Запуск и крушение шаттла "Челленджер"

В 11 часов 38 минут заработали двигатели. Через 2 минуты аппарат стартовал. Через 7 секунд из основания правого ускорителя вырвался серый дым, это зафиксировала наземная съемка полета. Причиной этого было воздействие ударной нагрузки во время запуска двигателей. Такое случалось и раньше, при этом срабатывало основное уплотнительное кольцо, которое обеспечивало надежную изоляцию систем. Но в то утро было холодно, поэтому замерзшее кольцо потеряло эластичность и не смогло сработать как положено. Это и стало причиной катастрофы.

На 58 секунде полета шаттл "Челленджер", фото которого есть в статье, начал разрушаться. Через 6 секунд из внешнего бака начал вытекать жидкий водород, еще через 2 секунды во внешнем топливном баке давление упало до критического уровня.

На 73 секунде полета разрушился бак с жидким кислородом. Кислород и водород сдетонировали, и "Челленджер" пропал в огромном огненном шаре.

Поиск остатков корабля и тел погибших

После взрыва обломки шаттла упали в Атлантический океан. Поиском обломков космического корабля и тел погибших астронавтов занялось при поддержке военных из Береговой охраны. 7 марта на дне океана обнаружили кабину шаттла с телами членов экипажа. Из-за длительного воздействия морской воды вскрытие не смогло установить точную причину смерти. Однако удалось выяснить, после взрыва астронавты оставались живы, так как их кабину просто оторвало от хвостовой части. Майкл Смит, Эллисон Онидзука и Джудит Резник оставались в сознании и включили персональную подачу воздуха. Вероятнее всего, астронавты не смогли пережить гигантской силы удара об воду.

Расследование причин трагедии

Внутреннее расследование всех обстоятельств катастрофы NASA велось под грифом строжайшей секретности. Чтобы разобраться во всех деталях дела и выяснить причины, из-за которых произошло падение шаттла "Челленджер", президент США Рейган создал специальную Комиссию Роджерса (по имени председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав вошли видные деятели науки, космические и авиационные инженеры, астронавты и военные.

Через несколько месяцев Комиссия Роджерса предоставила президенту отчет, где были обнародованы все обстоятельства, в результате которых произошла катастрофа шаттла "Челленджер". Также было указано, что руководство NASA неадекватно отреагировало на предупреждения специалистов по поводу возникших проблем с безопасностью планируемого полета.

Последствия крушения

Крушение шаттла "Челленджер" нанесло сильный удар по репутации США, программа "Космическая транспортная система" была свернута на 3 года. Из-за самой крупной на тот момент катастрофы космического корабля Соединенные Штаты потерпели убытки (8 млрд долларов).

Были внесены существенные изменения в конструкцию челноков, значительно повысившие их безопасность.

Была реорганизована и структура NASA. Создано независимое ведомство по надзору за безопасностью полётов.

Отображение в культуре

В мае 2013 года на экраны вышла кинолента режиссера Дж. Хоуза "Челленджер". В Великобритании она была названа лучшим драматическим фильмом года. Его сюжет основан на реальных событиях и касается деятельности Комиссии Роджерса.

За относительно недолгую историю космонавтики крушения и аварии космических аппаратов происходили и на орбите, и недалеко от Земли. Случались разгерметизации и даже столкновения на просторах космоса.

Юнона. 50/50

Каждая вторая попытка американцев запустить ракету-носитель из серии «Юнона» заканчивалась неудачей. Так, 16 июля 1959 года «Юнона-2» должна была доставить спутник «Эксплорер С-1» на околоземную орбиту. Миссия «Юноны» длилась несколько секунд: после запуска она практически сразу же развернулась на 180 градусов и начала движение в обратном направлении, двигаясь точно к стартовой площадке. Ракету удалось взорвать в воздухе, тем самым предотвратив многочисленные человеческие жертвы. Справедливости ради отметим: при помощи «Юноны-1» американцам удалось-таки запустить свой первый искусственный спутник Земли.

Черная дата

30 июня – «черная» дата в истории освоения космоса. В этот день в 1971 году экипаж «Союза-11» вернулся на землю точно в срок после 23 дней работы в космосе. В медленно спустившейся на парашюте и приземлившейся на землю кабине корабля обнаружили тела командира корабля Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-испытателя Виктора Пацаева.

По словам очевидцев, тела членов экипажа были еще теплыми, но попытки медиков реанимировать космонавтов результатов не дали. Позже было установлено, что трагедия произошла в результате разгерметизации кабины. Падение давления на высоте 168 километров при отсутствии специальных скафандров, не предусмотренных конструкцией корабля, обрекло экипаж на страшную смерть. Только подобная трагедия заставила кардинально пересмотреть подход к обеспечению безопасности советских космонавтов во время полета.

Крушение "упсника"

На стартовую площадку 6 декабря были приглашены репортеры крупнейших масс-медиа. Они должны были зафиксировать «достижения» и сообщить о них общественности, которая пребывала в удрученном состоянии после побед Страны Советов. После старта «Авангард» набрал высоту чуть более метра и… упал на землю. Мощный взрыв уничтожил ракету и серьезно повредил стартовую площадку. На следующий день первые полосы газет пестрили заголовками о крахе «упсника» - так прозвали «Авангард» журналисты. Естественно, демонстрация неудачи только усилила панические настроения в обществе.

Столкновение спутников

Первое столкновение искусственных спутников – российского «Космоса-2251» и американского «Иридиума-33» - произошло 10 февраля 2009 года. В результате полного разрушения обоих спутников порядка 600 обломков начали представлять угрозу для других аппаратов, работающих в космосе, в частности, для МКС. К счастью, новой трагедии удалось избежать – в 2012 году маневр российского модуля «Звезда» помог МКС уклониться от обломков «Иридиума-33».

Без жертв

Цинично рассуждать о «зрелищности» взрыва можно, пожалуй, только в тех случаях, когда речь не идет о человеческих жертвах. Одним из «удачных» примеров может стать попытка запустить ракету-носитель «Дельта-2» с военным GPS-спутником на мысе Канаверал.

Запланированный на 16 января 1997 года старт пришлось на сутки отложить, и, несмотря на то, что и 17 числа погодные условия не улучшились, ракета все-таки была запущена. В воздухе она пробыла всего 13 секунд, после чего взорвалась. Огненные искры, напоминающие следы от фейерверка, в течение некоторого времени сыпались на окрестности. К счастью, человеческих жертв удалось избежать. Большая часть фрагментов ракеты упала в океан, другие - повредили бункер центра управления запуском и порядка 20 автомобилей на парковке.

Трагедия "Титана"

Вопрос о том, какая из стран за всю историю освоения космоса понесла большие финансовые потери, сегодня остается открытым. Фактом же является то, что 1986 год стал «черным» для NASA. Весь мир еще не успел оправиться после трагической гибели экипажа шаттла «Челленджер», который произошел 28 января, как 18 апреля во время запуска взорвалась ракета Titan 34D-9.

Ее миссия должна была стать частью реализации много миллиардной программы по созданию сети спутников-разведчиков. Дополнительное финансирование потребовалось и на ликвидацию аварии из-за распространения ядовитых самовоспламеняющихся топливных компонентов. Ну а Россия только в прошлом году потеряла порядка 90 миллионов долларов из-за неудачного июльского запуска ракеты «Протон-М» на космодроме Байконур.

Катастрофа бразильского масштаба

Запуск ракеты «VLS-3» мог бы занимать лидирующие строчки сразу в трех рейтингах: «Самое большое количество жертв», «Неоправданные надежды» и «Загадочные причины». Назначенный на 25 августа 2003 года он мог бы превратить Бразилию в космическую державу номер один в Латинской Америке.

Однако, 22 августа на этапе заключительного тестирования произошло непроизвольное включение одного из двигателей, что привело к пожару и взрыву топливных баков. Катастрофа не только уничтожила ракету и грандиозный комплекс для запуска, но и унесла жизни 21 человека, практически полностью парализовав космическую программу страны. В результате полномасштабного расследования точные причины взрыва так и не удалось установить. По официальной версии трагедия случилась из-за «опасного сосредоточения летучих газов, поврежденных датчиков и электромагнитных помех».