Что такое рефлекс определение. Виды рефлексов и их особенности

Любимое занятие практически всех женщин – ругать своих мужчин. Только одни представительницы слабого пола делают это чаще, другие – реже. Но вдохновенно, с энтузиазмом, гордясь сами собой, не замечая своей половинки, возмущаются: живу с таким чудовищем, терплю все его прихоти, не развожусь, из дома не ухожу, еще и забочусь о нем. А вот задуматься о том, как правильно хвалить мужчину, чтобы создать гармоничные отношения способны единицы.

Действительно, мечты о браке и сам брак – вещи разные. Мужчина до свадьбы и мужчина, получивший статус женатого, отличаются друг от друга. Но если вы хотите сохранить отношения до того момента, как наконец придет всем обещанная мудрость, то придется научиться ценить то, что у вас есть. Ценить можно лишь то, что заслуживает похвалы. Начните хвалить мужчину, и постепенно вы поверите, что тот, кого вы хвалите, и есть самый лучший.

Как научиться хвалить мужчину

Необходимо соблюдать несколько правил.

Правило 1. Помнить о том, что вы сами выбрали этого мужчину

Вы полюбили его, вы доверились ему. Вспомните тот момент, когда вы поняли, что хотите, чтобы именно он был рядом с вами, ведь тогда он был для вас самым милым, галантным, щедрым, самым лучшим. Ведь тогда вы были счастливы! Разве вас так легко обмануть? Разве у вас был плохой вкус? Не может быть! Ваш мужчина лучший по определению – ведь он ваш выбор. Все недостатки можно подкорректировать или подкорректировать отношение к ним. Ведь в период встреч вы их не замечали. Поэтому…

Правило 2. Научиться не обращать внимания на мелочи

Конечно, это сложно, из мелочей, скажете вы, складывается вся наша жизнь. Не складывается, а мы ее складываем. Оставляет он после себя грязную чашку на столе, бросает носки возле кровати, не закрывает колпачок от тюбика зубной пасты… Спросите у своей бабушки, что она делала в таких случаях. Поверьте, в 90% случаев вы услышите ответ: «Доля у нас такая, сама прибирала, он мужчина, к хозяйству его не пришьешь. Зато добытчик, зато любит, зато рядышком, зато мой». Вот и вся логика. Мой, значит, и убирать за ним мне.

А еще в свободное время проанализируйте свое поведение: а вы во всем и всегда соответствуете званию «Мисс Безупречность»? А вы не забываете нижнее белье в ванной, не бросаете расческу с оставшимися на ней волосами на кровать или на тумбочку в прихожей, торопясь на работу. «Я бросила, я и убрала», – возразите вы. И снова вспомните свою бабушку: доля наша такая, зато мужья при нас. Мелочи в сторону, а крупное: работает, не пьет, с работы встречает… – на первый план. И каждый день себе про это напоминайте.

Правило 3. Не забывать, что, нахваливая мужчину, вы привязываете его к себе

То есть стараетесь ради себя любимой. Запомните: всегда есть женщина, которая хочет, мечтает и активно стремится . Только зазевайся, она тут как тут. И, поверьте, эта женщина хвалить будет вашего мужа, даже если из всех достоинств у него остался только выразительный храп. Чтобы убедиться в силе похвалы, попробуйте, например, оказавшись в незнакомой мужской компании, наговорить каждому мужчине столько приятного, что иной и за год от своей благоверной столько не слышал. И внимательно понаблюдайте за мужчинами! Они расправят плечи, выпятят грудь, их глаза будут лучиться, они начнут галантно ухаживать, побегут танцевать наперегонки, даже если этого за ними никогда не водилось.

Отсюда вывод: во-первых, мужчина до смерти остается ребенком, нуждающимся в похвале (кстати, ради объективности: а вам разве не нравится, когда вас хвалят), а во-вторых, предоставьте ему эту похвалу, если хотите, чтобы он стал лучше.

Правило 4. Научиться рассматривать своего мужчину детализировано, а не в целом

Например, ваш муж начал ремонт, и вот уже полгода вы переступаете через коробки с инструментами, рулоны обоев, мешки с цементом. А ваш муж совершенно спокойно отмечает: «Я же делаю!» Действительно, делает! Медленно, но делает, кстати, сам, вы же не предлагаете ему свою помощь, а только сердитесь и подталкиваете! Вот и начались детали: какой молодец – старается сам, не тратит семейный бюджет; делает аккуратно, качественно; обои купил, какие вы захотели; мебель сам выносил. Деталей обычно набирается много. И из них можно сложить новую картинку, в центре которой с крыльями ангела за спиной и нимбом на голове стоит ваш супруг.

Кстати, хваля мужчину, нужно помнить: сильный пол хвалят именно за конкретные дела и поступки. Если вы каждый день будете говорить мужу, что он самый лучший, он в конце концов от гордости не будет знать куда деться. А если вы будете говорить: «Ты молодец, потому что принес картошку с рынка. Ты мне очень помог, потому что поужинал и детей покормил сам, не дожидаясь, когда я приползу с работы!» – то ему реально захочется совершать этих поступков больше, чтобы чаще слышать от вас слова благодарности.

Правило 5. Выбрать цель восхваления

У большинства женщин имеется три основные причины хвалить мужа:

  • первая – получение от него материальных благ,
  • вторая – погашение конфликта,
  • третья – манипулирование.

Теперь примеры.

  1. Вы хотите купить себе новую шубку или духи. Начинайте хвалить мужчину, сравнивая его с другими. Сравнение должно быть в пользу вашего мужа – это неоспоримо! Только не начинайте с того, что он щедрый, сразу же спросит, что вам нужно, и не факт, что даст. Начните издалека: какой он милый, какой замечательный, какой добрый. На вопрос: «Что случилось?» отвечайте «ничего» и остановитесь. А через часок с новой силой: милый, дорогой, самый лучший. Хорошо бы рассказать душещипательную историю про «подругу» или «знакомую», у которой муж «такой ужасный, такой плохой, такой подлец и мерзавец, хорошо, что ты у меня не такой». Даже самых черствых на третий день эта методика обязательно проймет. И, рассказывая про еще одну «коллегу», у которой муж «даже на колготки не дает, а ты у меня такой молодец», вы услышите долгожданное: «А и правда, что-то ты давно себе ничего не покупала! Может, пройдешься по магазинам?» Кстати, пока будете его хвалить, сами поверите, что он лучший.
  2. Представьте себе: разгар ссоры, вы кричите, муж орет, посуда в шкафу трясется, собака спряталась под диван, а попугайчик умер от инфаркта… И вдруг: «Милый, какой ты красивый, когда злишься! Как же мне это нравится! Ради такого мужчины каких только глупостей не наделаешь?!» Вряд ли найдется мужчина, который продолжит кричать. Ваше восхищение остановит его гнев, через некоторое время он успокоится, а вы поймете: правильно хвалить мужчину гораздо выгоднее, чем на него сердиться.
  3. А дальше сплошная манипуляция. Вы цените и говорите своему мужчине об этом, он выполняет все ваши прихоти. Вы замечаете только хорошее, на мелочи не обращаете внимания и сравниваете с мужчинами, которые всеми достоинствами вашего мужа не обладают. Просыпаясь утром, говорите вслух: «Как мне повезло с тобой, дорогой! Ты рядом! Какое счастье, что ты есть!» Да он для вас и горы свернет, и к маме вашей на все выходные поедет, и коврики вытрясет…

Как видите, элементарная психология дает вполне вразумительный ответ на вопрос: для чего и как правильно хвалить мужчину. И главное!

Воспитывать - это видеть, подмечать и называть лучшие качества и стороны вашего ребенка. Давать им раскрыться, создавать почву для самореализации ребенка в этих лучших качествах. Уметь видеть хорошее, уметь верить в ребенка, даже самого «трудного».

Хороший детский психолог вам скажет: трудные дети - это трудные родители. Дети, особенно до 10 лет, очень часто «зеркалят» поведение, тревоги, эмоции и реакции мамы и папы. Поэтому, если вам трудно, хвалите своего ребенка. Если вам легко, тоже хвалите. Он вырастет психологически здоровой, успешной, уверенной в себе личностью.

iconmonstr-quote-5 (1)

Когда мы высвечиваем лучшие качества в человеке, слабые стороны, не получая подпитки, отходят на второй план.

Психологически в них словно отпадает необходимость. Со временем критиковать или призывать к порядку приходится все реже. Это непростой путь, который требует усилий от родителей, но он стоит того.

Давайте разберемся, что значит хвалить. Как не вырастить избалованного , самовлюбленного тирана? Где грань между хвалить и оценивать? Как хвалить так, чтобы не захвалить?

Многие из этих моментов применимы, конечно же, не только к детям. Половину из того, что вы здесь прочтете, преподают на различных тренингах по личностному росту, искусству переговоров и психологии отношений.

Хвалите не человека, а его действия

Вычищайте из своего лексикона выражения типа «Какой же ты у меня замечательный». Хочется спросить: какой?

Эти слова на самом деле не хвалят, а ставят в тупик. Что я такого сделал, что я такой замечательный? Вот на этот вопрос вы и отвечаете своей похвалой: «Как же ты красиво раскрасил эту картинку», «Как быстро ты убрал сегодня игрушки», «Как приятно, что ты помог бабушке разобраться с телефоном».

Не сравнивайте

Самое худшее, что могут сделать родители, - это привести ребенку в пример других людей. Сверстников, взрослых - это не столь важно. «Посмотри, как Петя быстро съел суп, а ты чего сидишь?», «Послушай, как Маша красиво поет. Когда ты уже так научишься?».

Родители при этом думают, что они подстегивают тем самым ребенка, что он мотивируется этим сравнением и начнет заглатывать суп удобными родителю темпами. Может, и начнет. Но заработает гастрит или аллергический кашель, который ни один врач не сможет потом вылечить.

Тем более неуместны сравнения со взрослыми профессионалами своего дела - дела, которое малыш только начинает осваивать.

iconmonstr-quote-5 (1)

Если приводить в пример девочке, которая пошла в балетный класс, как танцует прима Большого театра, естественной реакцией не только малышки, но и большинства взрослых будет «Эх, я так никогда не смогу».

Поощряйте то, как получается у ребенка уже сейчас, а не ругайте то, как у него не получится, если он не будет то, и се, и пятое, и десятое по вашему списку.

Будьте искренни

Не нужно льстить или переигрывать - дети моментально распознают фальшь.

iconmonstr-quote-5 (1)

Если рисунок, который протягивает гордый малыш, не совсем в вашем вкусе, честно обозначьте, что вас смущает, но обязательно найдите, что можно похвалить.

«Ты знаешь, мне кажется, цветы не бывают размером больше дома, но это, наверное, вопрос перспективы. А вот сочетание цветов у тебя удивительное. Такой цвет неба был буквально на днях, и я еще пожалела, что не сфотографировала этот закат. Вот, теперь есть твой рисунок с этим небом».

Не используйте превосходные степени

Важно так подбирать слова, чтобы у ребенка не складывалось впечатление, что он прав, талантлив и гениален во всем, что бы он ни сотворил.

«Ты гений!», «У тебя талант, которого нет у других» или, еще хуже, «Как же ты будешь жить с таким талантом? Всем гениям живется ох как непросто!».

iconmonstr-quote-5 (1)

Никаких «ты самый умный, ты самый красивый, ты самый добрый»!

Как хвалить, если хвалить не за что? Взялся ребенок помешивать кашу, отвлекся, каша сгорела. Вроде хвалить не за что, но и здесь найдется, чем подбодрить малыша.

«Слушай, как хорошо, что ты хотел мне помочь с кашей. У меня тоже первые 20 каш сгорели, когда я начинала готовить. Если человек не совершает ошибки, он не идет вперед. Значит, ты сегодня многому научился».

Используйте фразу «Горжусь тобой!» правильно

Говорите о своих позитивных чувствах и эмоциях, называйте их как есть. Если вы испытываете гордость за ребенка , который прочитал стишок на детском утреннике, так и скажите: «Горжусь тобой! Ты так красиво прочитал стих!».

Если у вас мелькнула мысль, что ваша дочь невероятная красавица, нужно говорить не «Ты у меня самая красивая», а «Я любуюсь тобой» или «Как же тебе идет этот фасон/цвет!».

Благодарите

Благодарность - лучшая форма поощрения как ребенка, так и взрослого. Родители очень много требуют от своих детей.

Отследите, часто ли вы обращаетесь к ребенку, чтобы дать очередную команду: вставай, садись, ешь, заканчивай уроки, надевай пижаму, почисти зубы.

Представьте, что вам приходится выполнять такое множество поручений, и вам даже никто не говорит за это спасибо! Обидно, правда? И совсем не мотивирует исполнять эти команды завтра.

iconmonstr-quote-5 (1)

Другое дело, если убрал за собой посуду в раковину и услышал: «Спасибо тебе за помощь! Мы теперь быстро закончим все дела, и у нас останется время поиграть».

Избегайте оценочных существительных

Старайтесь исключить из своего лексикона слова «молодец», «молодчина», «молодца» и иже с ними.

Глотание, выделение слюны, учащенное дыхание при нехватке кислорода - всё это рефлексы. Их существует огромное множество. Более того, у каждого отдельного человека и животного они могут отличаться. Подробно о понятиях рефлекс, рефлекторная дуга и видах рефлексов читаете далее в статье.

Что такое рефлексы

Это может звучать пугающе, но далеко не над всеми нашими действиями или процессами нашего организма мы имеем стопроцентный контроль. Речь, конечно, не о решениях выйти замуж или поступить в университет, а более мелких, но очень важных действиях. Например, об одергивании руки при случайном касании к горячей поверхности или попытке удержаться за что-нибудь, когда поскальзываемся. В таких вот мелких реакциях и проявляются рефлексы, контроль над которыми ведет нервная система.

Большинство из них заложены в нас при рождении, другие приобретены впоследствии. В каком-то смысле нас можно сравнить с компьютером, в который ещё при сборке устанавливаются программы, в соответствии с которыми он работает. Позже пользователь сможет загрузить новые программы, добавить новые алгоритмы действий, но базовые установки останутся.

Рефлексы бывают не только у человека. Они свойственны всем многоклеточным организмам, которые обладают ЦНС (центральной нервной системой). Различные виды рефлексов осуществляются постоянно. Они способствуют правильному функционированию организма, его ориентации в пространстве, помогают нам быстро отреагировать на возникшую опасность. Отсутствие каких-либо базовых рефлексов считается нарушением и может значительно усложнить жизнь.

Рефлекторная дуга

Рефлекторные реакции происходят мгновенно, порой не успеваешь их обдумать. Но несмотря на всю кажущуюся простоту, они представляют собой крайне сложные процессы. Даже для самого элементарного действия в организме задействуется несколько участков ЦНС.

Раздражитель воздействует на рецепторы, сигнал от них проходит по нервным волокнам и поступает прямо в мозг. Там импульс обрабатывается и направляется к мышцам и органам в виде прямого руководства к действию, например «поднять руку», «моргнуть» и т. д. Весь путь, который проходит нервный импульс, называется рефлекторной дугой. В полном варианте она выглядит примерно так:

  • Рецепторы - нервные окончания, воспринимающие раздражитель.
  • Афферентный нейрон - передает сигнал от рецепторов до центра ЦНС.
  • Вставочный нейрон - нервный центр, задействован не во всех видах рефлексов.
  • Эфферентный нейрон - передает сигнал от центра к эффектору.
  • Эффектор - орган, который выполняет реакцию.

Количество нейронов дуги может быть разным, в зависимости от сложности действия. Центр обработки информации может проходить либо через головной, либо через спинной мозг. Простейшие непроизвольные рефлексы проводятся спинным. К ним относится изменение размеров зрачка при смене освещения или отдергивание при уколе иголкой.

Какие виды рефлексов бывают?

Самая распространенная классификация - это деление рефлексов на условные и безусловные в зависимости от того, как они образовались. Но выделяют и другие группы, давайте рассмотрим их в таблице:

Признак классификации

Виды рефлексов

По характеру образования

Условные

Безусловные

По биологической значимости

Оборонительные

Ориентировочные

Пищеварительные

По типу исполнительного органа

Двигательные (локомоторные, флексорные и т. д.)

Вегетативные (выделительные, сердечно-сосудистые и т. д.)

По влиянию на исполнительный орган

Возбудительные

Тормозные

По видам рецепторов

Экстероцептивные (обонятельные, кожные, зрительные, слуховые)

Проприоцептивные (суставов, мышц)

Интероцептивные (окончания внутренних органов).

Безусловные рефлексы

Врожденные рефлексы называют безусловными. Они передаются генетически и не изменяются в течение всей жизни. Внутри них выделяют простые и сложные виды рефлексов. Чаще всего они обрабатываются в спинном мозге, но в некоторых случаях может участвовать кора головного мозга, мозжечок, ствол мозга или подкорковые ганглии.

Ярким примером безусловных реакций служит гомеостаз - процесс поддержания внутренней среды. Он проявляется в виде регулирования температуры тела, свёртывании крови при порезах, усилении дыхания при повышенном количестве углекислого газа.

Безусловные рефлексы передаются по наследству и всегда привязаны к конкретному виду. Например, все кошки приземляются строго на лапы, эта реакция у них проявляется уже в первый месяц жизни.

Пищеварительные, ориентировочные, половые, защитные - это простые рефлексы. Они проявляются в виде глотания, мигания, чихания, слюноотделения и т. д. Сложные безусловные рефлексы проявляются в виде отдельных форм поведения, их называют инстинктами.

Условные рефлексы

Одних безусловных рефлексов в ходе жизни оказывается мало. В ходе нашего развития и приобретения жизненного опыта часто возникают условные рефлексы. Они приобретаются каждым индивидом в отдельности, не являются наследственными и могут утрачиваться.

Они формируются с помощью высших отделов мозга на основе безусловных рефлексов и возникают при определённых условиях. Например, если животному показать еду, у него выработается слюна. Если при этом показывать ему сигнал (свет лампы, звук) и повторять при каждой подаче еды, то животное привыкнет. В следующий раз слюна начнет вырабатываться уже при появлении сигнала, даже если еды собака не увидит. Подобные опыты впервые осуществлял ученый Павлов.

Все виды условных рефлексов вырабатываются на определённые стимулы и обязательно подкрепляются негативным или положительным опытом. Они лежат в основе всех наших навыков и привычек. На базе условных рефлексов мы учимся ходить, ездить на велосипеде, можем приобретать вредные зависимости.

Возбуждение и торможение

Каждый рефлекс сопровождается возбуждением и торможением. Казалось бы, что это абсолютно противоположные действия. Первое стимулирует работу органов, другое призвано её угнетать. Однако они оба одновременно участвуют при осуществлении любых видов рефлексов.

Торможение никак не мешает проявлению реакции. Этот нервный процесс воздействует не на главный нервный центр, но притупляет остальные. Так происходит, чтобы возбужденный импульс дошёл строго по назначению и не распространялся на органы, выполняющие противоположное действие.

При сгибании руки торможение контролирует мышцы-разгибатели, при повороте головы влево угнетает центры, ответственные за поворот вправо. Отсутствие торможения привело бы к непроизвольным и неэффективным действиям, которые только мешали бы.

Рефлексы животных

Безусловные рефлексы многих видов очень похожи между собой. У всех животных есть чувство голода или способность выделять пищеварительный сок при виде еды, при подозрительных звуках многие прислушиваются или начинают осматриваться вокруг.

Но некоторые реакции на раздражителей одинаковы только внутри вида. Например, зайцы, завидев врага, убегают, другие животные стараются затаиться. Дикобразы, оснащенные колючками, всегда нападают на подозрительное существо, пчела жалит, а опоссумы притворяются мертвыми и даже имитируют трупный запах.

Условные рефлексы животные тоже могут приобретать. Благодаря этому собак натаскивают охранять дом, слушать хозяина. Птицы и грызуны легко привыкают к кормящим их людям и не убегают при их виде. Коровы очень зависят от распорядка дня. Если нарушить их режим, то молока они дают меньше.

Рефлексы человека

Как и у других видов, многие наши рефлексы проявляются в первые месяцы жизни. Одним из наиболее важных является сосание. При запахе молока и прикосновении груди матери или бутылочки, которая её имитирует, младенец начинает пить из неё молоко.

Также существует хоботковый рефлекс - если коснуться губ младенца рукой, он выпячивает их трубочкой. Если малыша положить на живот, его голова обязательно поворачивается в сторону, а сам он пытается приподняться. При рефлексе Бабинского поглаживание стоп младенца приводит к раскрытию пальцев веером.

Большинство из самых первых реакций сопровождает нас только несколько месяцев или лет. Потом они пропадают. Среди видов рефлексов человека, которые остаются с ним на всю жизнь: глотательный, мигательный, чихание, обонятельный и другие реакции.

Рефлекс и рефлекторная дуга

Pефлекс (от лат. "рефлексус" - отражение) - реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов.

Рефлексы проявляются в возникновении или прекращении какой-либо деятельности организма: в сокращении или расслаблении мышц, в секреции или прекращении секреции желез, в сужении или расширении сосудов и т. п.

Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней среды или своего внутреннего состояния и приспособляться к этим изменениям. У позвоночных животных значение рефлекторной функции центральной нервной системы настолько велико, что даже частичное выпадение ее (при оперативном удалении отдельных участков нервной системы или при заболеваниях ее) часто ведет к глубокой инвалидности и невозможности осуществлять необходимые жизненные функции без постоянного тщательного ухода.

Значение рефлекторной деятельности центральной нервной системы в полной мере было раскрыто классическими трудами И. М. Сеченова и И. П. Павлова. И. М. Сеченов еще в 1862 г. в своем составившем эпоху труде "Рефлексы головного мозга" утверждал: "Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы".

Виды рефлексов

Все рефлекторные акты целостного организма разделяют на безусловные и условные рефлексы .

Безусловные рефлексы передаются по наследству, они присущи каждому биологическому виду; их дуги формируются к моменту рождения и в норме сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни.

Условные рефлексы возникают при индивидуальном развитии и накоплении новых навыков. Выработка новых временных связей зависит от изменяющихся условий среды. Условные рефлексы формируются на основе безусловных и с участием высших отделов головного мозга.

Безусловные и условные рефлексы можно классифицировать на различные группы по ряду признаков.

    По биологическому значению

    1. оборонительные

    2. ориентировочные

      позно-тонические (рефлексы положения тела в пространстве)

      локомоторные (рефлексы передвижения тела в пространстве)

    По расположению рецепторов, раздражение которых вызывает данный рефлекторный акт

    1. экстерорецептивный рефлекс - раздражение рецепторов внешней поверхноcти тела

      висцеро- или интерорецептивный рефлекс - возникающий при раздражении рецепторов внутренних органов и сосудов

      проприорецептивный (миотатический) рефлекс - раздражение рецепторов скелетных мышц, суставов, сухожилий

    По месту расположения нейронов, участвующих в рефлексе

    1. спинальные рефлексы - нейроны расположены в спинном мозге

      бульбарные рефлексы - осуществляемые при обязательном участии нейронов продолговатого мозга

      мезэнцефальные рефлексы - осуществляемые при участии нейронов среднего мозга

      диэнцефальные рефлексы - участвуют нейроны промежуточного мозга

      кортикальные рефлексы - осуществляемые при участии нейронов коры больших полушарий головного мозга

NB! (Nota bene - обрати внимание!)

В рефлекторных актах, осуществляемых при участии нейронов, расположенных в высших отделах центральной нервной системы, всегда участвуют и нейроны, находящиеся в низших отделах - в промежуточном, среднем, продолговатом и спинном мозгу. С другой стороны, при рефлексах, которые осуществляются спинным или продолговатым, средним или промежуточным мозгом, нервные импульсы доходят до высших отделов центральной нервной системы. Таким образом, эта классификация рефлекторных актов до некоторой степени условна.

    По характеру ответной реакции, в зависимости от того, какие органы в ней участвуют

    1. моторные, или двигательные рефлексы - исполнительным органом служат мышцы;

      секреторные рефлексы - заканчиваются секрецией желез;

      сосудодвигателъные рефлексы - проявляющиеся в сужении или расширении кровеносных сосудов.

NB! Эта классификация приемлема к более или менее простым рефлексам, направленным на объединение функций внутри организма. При сложных же рефлексах, в которых участвуют нейроны, находящиеся в высших отделах центральной нервной системы, как правило, в осуществление рефлекторной реакции вовлекаются различные исполнительные органы, в результетате чего происходит изменение соотношения организма с внешней средой, изменение поведения организма.

Примеры некоторых относительно простых рефлексов, наиболее часто исследуемых в условиях лабораторного эксперимента на животном или в клинике при заболеваниях нервной системы человека [показать] .

Как уже отмечалось выше, подобная классификация рефлексов условна: если какой-либо рефлекс может быть получен при сохранности того или иного отдела центральной нервной системы и разрушении вышележащих отделов, то это не означает, что данный рефлекс осуществляется в нормальном организме только при участии этого отдела: в каждом рефлексе участвуют в той или иной мере все отделы центральной нервной системы.

Любой рефлекс в организме осуществляется при помощи рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга - это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу. Структурную основу рефлекторной дуги образуют нейронные цепи, состоящие из рецепторных, вставочных и эффекторных нейронов. Именно эти нейроны и их отростки образуют путь, по которому нервные импульсы от рецептора передаются исполнительному органу при осуществлении любого рефлекса.

В периферической нервной системе различают рефлекторные дуги (нейронные цепи)

    соматической нервной системы, иннервирующие скелетную иускулатуру

    вегетативной нервной системы, иннервирующие внутренние органы: сердце, желудок, кишечник, почки, печень и т.д.

Рефлекторная дуга состоит из пяти отделов:

    рецепторов , воспринимающих раздражение и отвечающих на него возбуждением. Рецепторами могут быть окончания длинных отростков центростремительных нервов или различной формы микроскопические тельца из эпителиальных клеток, на которых оканчиваются отростки нейронов. Рецепторы расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.).

    чувствительного (центростремительного, афферентного) нервного волокна , передающего возбуждение к центру; нейрон, имеющий данное волокно, также называется чувствительным. Тела чувствительных нейронов находятся за пределами центральной нервной системы - в нервных узлах вдоль спинного мозга и возле головного мозга.

    нервного центра , где происходит переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные; Центры большинства двигательных рефлексов находятся в спинном мозге. В головном мозге расположены центры сложных рефлексов, таких, как защитный, пищевой, ориентировочный и т. д. В нервном центре происходит синаптическое соединение чувствительного и двигательного нейрона.

    двигательного (центробежного, эфферентного) нервного волокна , несущего возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу; Центробежное волокно - длинный отросток двигательного нейрона. Двигательным называется нейрон, отросток которого подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из центра.

    эффектора - рабочего органа, который осуществляет эффект, реакцию в ответ на раздражение рецептора. Эффекторами могут быть мышцы, сокращающиеся при поступлении к ним возбуждения из центра, клетки железы, которые выделяют сок под влиянием нервного возбуждения, или другие органы.

Простейшую рефлекторную дугу можно схематически представить как образованную всего двумя нейронами: рецепторным и эффекторным, между которыми имеется один синапс. Такую рефлекторную дугу называют двунейронной и моносинаптической. Моносинаптические рефлекторные дуги встречаются весьма редко. Примером их может служить дуга миотатического рефлекса.

В большинстве случаев рефлекторные дуги включают не два, а большее число нейронов: рецепторный, один или несколько вставочных и эффекторный. Такие рефлекторные дуги называют многонейронными и полисинаптическими. Примером полисинаптической рефлекторной дуги является рефлекс отдергивания конечности в ответ на болевое раздражение.

Рефлекторная дуга соматической нервной системы на пути от ЦНС к скелетной мышце нигде не прерывается в отличии от рефлекторной дуги вегетативной нервной системы, которая на пути от ЦНС к иннервируемому органу обязательно прерывается с образованием синапса - вегетативного ганглия.

Вегетативные ганглии, в зависимости от локализации, могут быть разделены на три группы:

    позвоночные (вертебральные) ганглии - относятся к симпатической нервной системе. Они расположены по обе стороны позвоночника, образуя два пограничных ствола (их еще называют симпатическими цепочками)

    предпозвоночные (превертебральные) ганглии располагаются на большем расстояни от позвоночника, вместе с тем они находятся в некотором отдалении и от иннервируемых ими органов. К числу превертебральных ганглиев относят ресничный узел, верхний и средний шейный симпатические узлы, солнечное сплетение, верхний и нижний брыжеечные узлы.

    внутриорганные ганглии расположены во внутренних органах: в мышечных стенках сердца, бронхов, средней и нижней трети пищевода, желудка, кишечника, желчного пузыря, мочевого пузыря, а также в железах внешней и внутренней секреции. На клетках этих ганглий прерываются парасимпатические волокна.

Такое различие соматической и вегетативной рефлекторной дуги обусловлено анатомическим строением нервных волокон, составляющих нейронную цепь, и скоростью проведения по ним нервного импульса.

Для осуществления любого рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Нарушение хотя бы одного из них ведет к исчезновению рефлекса.

Схема реализации рефлекса

В ответ на раздражение рецептора нервная ткань приходит в состояние возбуждения, которое представляет собой нервный процесс, вызывающий или усиливающий деятельность органа. В основе возбуждения лежит изменение концентрации анионов и катионов по обе стороны мембраны отростков нервной клетки, что приводит к изменению электрического потенциала на мембране клетки.

В двухнейронной рефлекторной дуге (первый нейрон - клетка спинно-мозгового ганглия, второй нейрон - двигательный нейрон [мотонейрон] переднего рога спинного мозга) дендрит клетки спинно-мозгового ганглия имеет значительную длину, он следует на периферию в составе чувствительных волокон нервных стволов. Заканчивается дендрит особым приспособлением для восприятия раздражения - рецептором.

Возбуждение от рецептора по нервному волокну центростремительно (центрипетально) передается в спинно-мозговой ганглий. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего (чувствительного) корешка; это волокно доходит до мотонейрона переднего рога и с помощью синапса, в котором передача сигнала происходит при помощи химического вещества - медиатора, устанавливает контакт с телом мотонейрона или с одним из ее дендритов. Аксон этого мотонейрона входит в состав переднего (двигательного) корешка, по которому центробежно (центрифугально) сигнал поступает к исполнительному органу, где соответствующий двигательный нерв заканчивается двигательной бляшкой в мышце. В результате происходит сокращение мышцы.

Возбуждение проводится по нервным волокнам со скоростью от 0,5 до 100 м/с, изолированно и не переходит с одного волокна на другое, чему препятствуют оболочки, покрывающие нервные волокна.

Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает деятельность, ослабляет или препятствует ее возникновению. Возбуждение в одних центрах нервной системы сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в центральную нервную систему, могут задерживать те или иные рефлексы.

Оба процесса - возбуждение и торможение - взаимосвязаны, что обеспечивает согласованную деятельность органов и всего организма в целом. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей: при возбуждении центра сгибания импульсы следуют к мышцам-сгибателям, одновременно с этим центр разгибания тормозится и не посылает импульсы к мышцам-разгибателям, вследствие чего последние расслабляются, и наоборот.

Взаимосвязь, определяющая процессы возбуждения и торможения, т.е. саморегуляции функций организма, осуществляется при помощи прямых и обратных связей между центральной нервной системой и исполнительным органом. Обратная связь ("обратная афферентация" по П.К.Анохину), т.е. связь между исполнительным органом и центральной нервной системой, подразумевает передачу сигналов с рабочего органа в центральную нервную систему о результатах его работы в каждый данный момент.

Согласно обратной афферентации, после получения исполнительным органом эфферентного импульса и выполнения рабочего эффекта, исполнительный орган сигнализирует центральной нервной системе о выполнении приказа на периферии.

Так, при взятии рукой предмета глаза непрерывно измеряют расстояние между рукой и целью и свою информацию посылают в виде афферентных сигналов в мозг. В мозгу происходит замыкание на эфферентные нейроны, которые передают двигательные импульсы в мышцы руки, производящие необходимые для взятия ею предмета действия. Мышцы одновременно воздействуют на находящиеся в них рецепторы, беспрерывно посылающие мозгу чувствительные сигналы, информирующие о положении руки в каждый данный момент. Такая двусторонняя сигнализация по цепям рефлексов продолжается до тех пор, пока расстояние между кистью руки и предметом не будет равно нулю, т.е. пока рука не возьмет предмет. Следовательно, все время совершается самопроверка работы органа, возможная благодаря механизму "обратной афферентации", который имеет характер замкнутого круга.

Существование такой замкнутой кольцевой, или круговой, цепи рефлексов центральной нервной системы и обеспечивает все сложнейшие коррекции протекающих в организме процессов при любых изменениях внутренних и внешних условий (В.Д. Моисеев, 1960). Без механизмов обратной связи живые организмы не смогли бы разумно приспособиться к окружающей среде.

Следовательно, вместо прежнего представления о том, что в основе строения и функции нервной системы лежит разомкнутая рефлекторная дуга, теория информации и обратной связи ("обратной афферентации") дает новое представление о замкнутой кольцевой цепи рефлексов, о круговой системе эфферентно-афферентной сигнализации. Не разомкнутая дуга, а сомкнутый круг - таково новейшее представление о строении и функции нервной системы.

(лат. reflexus - повернутый назад, отраженный) - осуществляющаяся через нервную систему ответная реакция организма на те или иные воздействия. Различают Р. безусловные (врожденные) и условные (приобретенные организмом в течение индивидуальной жизни, имеющие свойство исчезать и восстанавливаться). Фр. философ Р.Декарт первым указал на рефлекторный принцип в деятельности мозга. Н.Д.Наумов

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕФЛЕКС

от лат. reflexus – обращение назад; в переносном значении – отражение) – общий принцип регуляции поведения живых систем; двигат. (или секреторный) акт, имеющий приспособит. значение, детерминированный воздействием сигналов на рецепторы и опосредствованный нервными центрами. Понятие Р. было введено Декартом и служило задаче детерминистически объяснить, в рамках механистич. картины мира, поведение организмов на основе общих законов физич. взаимодействия макротел. Декарт отклонил душу как объяснит. принцип двигат. активности животного и описал эту активность как результат строго закономерного ответа "машины-тела" на внешние воздействия. Основываясь на механистически понимаемом принципе Р., Декарт пытался объяснить и нек-рые психич. функции, в частности обучаемость и эмоции. Вся последующая нервно-мышечная физиология находилась под определяющим воздействием учения о Р. Нек-рые последователи этого учения (Дилли, Сваммердам) еще в 17 в. высказывали догадку о рефлекторном характере всего поведения человека. Эту линию завершил в 18 в. Ламетри. Гл. противником детерминистич. взгляда на Р. выступил витализм (Шталь и др.), утверждавший, что ни одна органич. функция не осуществляется автоматически, но все управляется и контролируется чувствующей душой. В 18 в. Витт открыл, что отд. сегмент спинного мозга достаточен для осуществления непроизвольной мышечной реакции, но ее детерминантой он считал особый "чувствительный принцип". Проблеме зависимости движения от ощущения, использованной Виттом для доказательства первичности чувствования по отношению к работе мышцы, материалистич. истолкование дал Гартли, указавший, что ощущение действительно предшествует движению, но само оно обусловлено изменением состояния движущейся материи. Открытие специфич. признаков нервно-мышечной активности побудило натуралистов ввести понятие о "силах", присущих организму и отличающих его от др. природных тел ("мышечная и нервная сила" Галлера, "нервная сила" Унцера и Прохаски), причем трактовка силы являлась материалистической. Существ. вклад в дальнейшее развитие учения о Р. внес Прохаска, предложивший биологич. объяснение Р. как целесообразного акта, регулируемого чувством самосохранения, под влияниям к-рого организм оценивает внешние раздражения. Развитие анатомии нервной системы привело к открытию механизма простейшей рефлекторной дуги (закон Белла – Мажанди). Возникает схема локализации рефлекторных путей, на основе к-рой в 30-х гг. 19 в. созревает классич. учение о Р. как принципе работы спинномозговых центров, в отличие от высших отделов головного мозга. Его обосновали Маршалл Холл и И. Мюллер. Это чисто физиологич. учение исчерпывающе объясняло определ. категорию нервных актов воздействием внешнего раздражителя на специфич. анатомич. структуру. Но представление о Р. как механич. "слепом" движении, предопределенном анатомич. строением организма и не зависящем от того, что происходит во внешней среде, вынуждало прибегнуть к представлению о силе, выбирающей из набора рефлекторных дуг нужные в данных обстоятельствах и синтезирующей их в целостный акт соответственно объекту или ситуации действия. Эта концепция была подвергнута резкой эксперимент.-теоретич. критике с материалистич. позиций Пфлюгером (1853), доказавшим, что низшие позвоночные, лишенные головного мозга, не являются чисто рефлекторными автоматами, а с изменением условий варьируют свое поведение, что наряду с рефлекторной функцией имеется сенсорная. Слабой стороной позиции Пфлюгера было противопоставление Р. сенсорной функции, превращение последней в конечное объяснит. понятие. На новый путь теорию Р. вывел Сеченов. Прежнюю сугубо морфологич. схему Р. он преобразовал в нейродинамическую, выдвинув на передний план соединение центр. процессов в естеств. группы. Регулятором движения было признано чувствование различной степени организации и интеграции – от простейшего ощущения до расчлененного чувственного, а затем и умств. образа, воспроизводящего предметные характеристики среды. Соответственно афферентная фаза взаимодействия организма со средой мыслилась не как механич. контакт, а как приобретение информации, детерминирующей последующий ход процесса. Функция центров трактовалась в широком плане биологич. адаптации. Двигат. активность выступила как фактор, оказывающий обратное влияние на построение поведения – внешнего и внутреннего (принцип обратной связи). В дальнейшем крупный вклад в развитие физиологич. представлений о механизме Р. внес Шеррингтон, изучивший интегративное и адаптивное своеобразие нервных актов. Однако в понимании психич. функций мозга он придерживался дуалистич. взглядов. И. П. Павлов, продолжая линию Сеченова, экспериментально установил различие между безусловным и условным Р. и открыл законы и механизмы рефлекторной работы головного мозга, образующей физиологич. базис психич. деятельности. Последующее изучение сложных приспособит. актов дополнило общую схему Р. рядом новых представлений о механизме саморегуляции (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин и др.). Лит.: Сеченов И. М., Физиология нервной системы, СПБ, 1866; Бессмертный Б. С., Сто лет доктрины Белл-Мажанди, в кн.: Архив биол. наук, т. 49, вып. 1, ?., 1938; Конради Г. П., К истории развития учения о Р., там же, т. 59, вып. 3, М., 1940; Анохин П. К., От Декарта до Павлова, М., 1945; Павлов И. П., Избр. труды, М., 1951; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Грей Уолтер У., Живой мозг, пер. с англ., М., 1966; Eckhard С., Geschichte der Entwicklung der Lehre von den Reflexerscheinungen, "Beitr?ge zur Anatomie und Physiologie", 1881, Bd 9; Fulton J. F., Muscular contraction and the reflex control of movement, L., 1926; Feаring F., Reflex action. A study in the history of physiological psychology, L., 1930; Bastholm E., The history of muscle physiology, Copenhagen, 1950. M. Ярошевский. Ленинград. Современное состояние учения о Р. Успехи физиологии нервной системы и тесный контакт общей нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности с биофизикой и кибернетикой чрезвычайно расширили и углубили представление о Р. на физико-химическом, нейронном и системном уровнях. Физико-химич. уровень. Элект-ронный микроскоп показал тонкий механизм химич. передачи возбуждения от нейрона к нейрону путем опорожнения пузырьков медиатора в синаптич. щели (Э. де Робертис, 1959). Вместе с тем природа волны возбуждения в нерве определяется, как и 100 лет тому назад Л. Германом (1868), в виде физич. тока действия, кратковрем. электрич. импульса (Б. Катц, 1961). Но наряду с электрическими учитываются метаболич. компоненты возбуждения, напр. "натриевый насос", генерирующий электрич. ток (А. Ходжкин и А. Хаксли, 1952). Нейронный уровень. Еще Ч. Шеррингтон (1947) связывал нек-рые св-ва простых спинномозговых Р., напр. реципрокность возбуждения и торможения, с гипотетич. схемами соединения нейронов. И. С. Бериташвили (1956) на основании цитоархитектонич. данных высказал ряд предположений о различных формах организации нейронов коры мозга, в частности о воспроизведении образов внешнего мира системой звездчатых клеток зрит. анализатора низших животных. Общую теорию нейронной организации рефлекторных центров предложили У. Мак-Каллок и В. Пите (1943), использовавшие аппарат математич. логики для моделирования функций нервных цепей в жестко-детерминиров. сетях формальных нейронов. Однако мн. св-ва высшей нервной деятельности не укладываются в теорию фиксированных нервных сетей. Исходя из результатов электрофизиологич. и морфологич. изучения взаимосвязи нейронов в высших отделах мозга, развивается гипотеза вероятностно-статистической их организации. По этой гипотезе закономерность протекания рефлекторной реакции обеспечивается не однозначностью пути сигналов по фиксированным межнейронным связям, а вероятностным распределением их потоков по множеств. путям и статистич. способом достижения конечного результата. Случайность во взаимодействии нейронов предполагали Д. Хебб (1949), А. Фессар (1962) и др. исследователи, а У. Грей Уолтер (1962) показал статистич. характер условных Р. Часто нервные сети с фиксированными связями называют детерминистскими, противопоставляя их сетям со случайными связями как индетерминистским. Однако стохастичность не означает индетерминизма, а, наоборот, обеспечивает высшую, наиболее гибкую форму детерминизма, по-видимому, лежащую в основе св-ва исключит. пластичности Р. Системный уровень. Система даже простого безусловного Р., напр. зрачкового, состоит из ряда саморегулирующихся подсистем с линейными и нелинейными операторами (М. Клайнс, 1963). Оценка соответствия действующих раздражителей и "нервной модели стимула" (Е. Н. Соколов, 1959) оказалась важным фактором биологически целесообразной организации Р. С учетом механизмов саморегуляции путем обратных связей, о наличии к-рых писал еще Сеченов (1863), структуру Р. в совр. кибернетич. аспекте стали представлять не в виде открытой рефлекторной дуги, а по типу замкнутого рефлекторного кольца (Н. А. Бернштейн, 1963). В последнее время развернулись дискуссии о содержании понятий сигнальности, подкрепления и временных связей условного Р. Так, П. К. Анохин (1963) рассматривает сигнальность как проявление работы механизма "прогнозирования" событий внешнего мира, а подкрепление – как формирование циклич. структур контроля результатов действия. Э. А. Асратян (1963) подчеркивает качеств. отличия связей условного Р. от кратковрем. реакций типа проторения и доминанты. Лит.: Бериташвили И. С., Морфологич. и физиологич. основания временных связей в коре больших полушарий, "Тр. Ин-та физиологии им. И. С. Бериташвили", 1956, т. 10; Мак-Каллок У. С. и Питтс В., Логич. исчисление идей, относящихся к нервной активности, [пер. с англ.], в сб.: Автоматы, М., 1956; Соколов Е. Н., Нервная модель стимула, "Докл. АПН РСФСР", 1959, No 4; Катц Б., Природа нервного импульса, в сб.: Совр. проблемы биофизики, т. 2, М., 1961; Хартлайн X., Рецепторные механизмы и интеграция сенсорной информации в сетчатке глаза, там же; Уолтер Г. У., Статистич. подход к теории условных Р., в кн.: Электроэнцефалографич. исследование высшей нервной деятельности, М., 1962; Фессар?., Анализ замыкания временных связей на уровне нейронов, там же; Смирнов Г. Д., Нейроны и функцион. организация нервного центра, в сб.: Гагрские беседы, т. 4, Тб., 1963; Филос. вопр. физиологии высшей нервной деятельности и психологии, М., 1963 (см. ст. П. К. Анохина, Э. А. Асратяна и Н. А. Бернштейна); Коган А. Б., Вероятностно-статистич. принцип нейронной организации функциональных систем мозга, "ДАН СССР", 1964, т. 154, No 5; Sherrington Ch. S., The integrative action of the nervous system, , 1947; Hodgkin A. L., Huxley A. F., A quantitative description of membrane current and its application to conduction and excitation in nerve, "J. physiol.", 1952, v. 117, No 4; Hebb D. O., The organisation of behavior, N. Y.–L., ; Robertis Ed. de, Submicroscopic morphology of the synapse, "Intern. Rev. Cytol.", 1959, v. 8, p. 61–96. А. Коган. Ростов н/Д.