Как описать какой либо предмет. Сочинение - описание предмета, места, состояния, интерьера

Урок развития речи: «Описание предмета»

Цель: познакомиться с особенностями художественного описания предмета

Задачи: Повторить с учащимися правила оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; развивать чувство стиля, способность к описательной речи.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные : знать особенности художественного описания предмета; приемы систематизации материала; уметь излагать мысли на заданную тему; использовать самостоятельно найденный материал.

Метаредметные: способность к осознанию цели учебной деятельности и умение ее пояснить; умение ориентироваться в ситуации и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : наблюдение за языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Наглядно-демонстративный материал : картинки, информационные карточки

Основные понятия и термины : публицистический стиль, заметка.

Ход урока:

Мотивация

Вступительное слово:

Ребята, давайте определим свой настрой на урок: покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение в настоящий момент.

Актуализация и пробное учебное действие (воспроизведение ранее изученного, эвристическая беседа).

Для анализа предлагается учащимся детское сочинение, в котором описывалась любимая игрушка мальчика. Ребятам нужно выделить тему, основную мысль теста. Разбить его на микротемы.

Таким образом, мы выяснили, что очень важную роль при написании сочинения играют тема и цель. Нужно сразу же четко решить, для кого и с какой целью сочинение пишется.

3. Выявление места и причины затруднения

Как вы думаете, каким по типу речи должно быть ваше сочинение, опираясь на информацию в карточках? (Рассказ описательного характера).

Есть ли вас дома, в квартире предмет, который, как вам кажется, наиболее красивым или нравится больше других? Есть ли у вас любимая игрушка? Как бы вы могли описать этот предмет?

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ предложенного учителем текста.

Учащиеся совместно с учителем формируют цель учебной деятельности.

Учитель предлагает детям картинки разных предметов и игрушек и карточки с вопросами:

Что изображено на картинке?

О каких признаках предмета мы можем рассказать по картинке?

Назначение предмета.

Личное отношение к нему.

Для того, чтобы текст получился связным, законченным, интересным, необходимо подумать, какой именно предмет вы хотите описать. Можно вспомнить интересный случай, связанный с этим предметом, историю его появления дома. По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемую вещь. Для того, чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Попробуйте составить план описания одного из предметов. А потом мы сравним ваши планы с предложенным в презентации.

План - образец

Название предмета, его история.

Описательная часть:

Размер

Цвет, рисунок

Материал

Фактура

Для чего используется этот предмет, его основные функции.

Отношение к описываемому предмету

Учитель организует и сопровождает учебную деятельность детей.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Учитель контролирует правильность выполнения задания.

Чтобы сочинение получилось интересным, описательную часть можно несколько расширить по сравнению с остальными пунктами плана. Какой-то признак предмета вы можете описать более подробно, ярко.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует и сопровождает деятельность детей, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

8. Включение в систему знаний и повторений

Беседа по вопросам:

В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?

Каким должно быть название рассказа?

Каким образом должен составляться план рассказа?

Какие пункты мы можем включать при описании предмета?

9.Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке? Какие трудности появились у вас в процессе работы? Как Вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку вашей работе (смайлики)?

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.


Дорогие друзья!

Сочинение – это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.

Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.

Не забывайте, что сочинение – это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения – это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов.

Желаем успехов!

Как писать сочинение

Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением

В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение – увлекательное занятие, с другой – работа над сочинением требует определённых навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.

Итак, готовясь к сочинению, вы приобретаете следующие умения:

– накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;

– осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;

– располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;

– отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;

2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Составьте план сочинения.

4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).

6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.

7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.

8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.

Тема и идея

Сочинение – работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.

Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Сочинение начинается с обдумывания темы, выделения ключевых слов. Если вам предложена тема сочинения «Как я провёл летние каникулы», то писать нужно о том, где и как проводились летние каникулы. – А если дана тема «Как я однажды провёл лето», то нужно рассказать о конкретном лете или об определённом случае во время каникул.

Для глубокого раскрытия темы очень важен отбор фактов. Чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее и самостоятельнее будет ваша работа.

Идея текста – это главная (основная) мысль, ради которой создаётся текст; это ответ на поставленный темой вопрос. Например, в сочинении «Моё любимое занятие» требуется ответить на вопрос: «Какое занятие я люблю?».

Главная мысль сочинения может быть выражена в названии, например: «Никто не забыт – ничто не забыто», «Золотая осень». Иногда тема и идея могут совпадать. Скажем, тема «Золотая осень» требует отбора такого материала, который покажет всю красоту осени, объяснит, почему осень называют золотой. В этом случае умение раскрыть главную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

Эпиграф – краткое изречение, отражающее основную мысль текста.

В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных произведений, а также пословицы, поговорки, крылатые выражения и афоризмы.

Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы или даже после её завершения. Назначение эпиграфа – украсить текст, глубже раскрыть его идею. Использование эпиграфа не является обязательным и остаётся на усмотрение автора.

Пример эпиграфа

Тема сочинения: «Моя Родина».


На свете всё небесконечно -
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это – Родина моя.
Е. Евтушенко

План

Слово сочинение происходит от древнерусского слова чин (порядок) и предполагает изложение своих мыслей в определённом порядке. Тему невозможно раскрыть сразу, для этого требуется постепенный и последовательный ход рассуждений. Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.

План – последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Обдумывание плана – серьёзная предварительная работа над сочинением. Существует два основных вида плана:

сложный, в котором есть пункты и подпункты;

простой, в котором подпунктов нет.

Любой план состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении намечается основная мысль, задаётся тон всей работе, вводится круг рассматриваемых проблем.

В основной части раскрываются тема и идея сочинения. Чаще всего основная часть состоит из нескольких пунктов.

В заключении подводится итог, излагается вывод.

Типы речи

Для того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов – типах речи (описание, повествование, рассуждение).

Описание – это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

В тексте-описании обычно выражается:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

В письменной речи различают описание деловое и художественное .

Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную характеристику его качеств и параметров, которые излагаются в строгой последовательности.

Пример делового описания предмета

Пенал

1. Для чего предназначен пенал.

2. Материал, из которого сделан пенал.

3. Из каких частей состоит пенал.

4. Форма, размер, цвет.

Пенал – очень нужная для школьника вещь. В нём удобно носить письменные принадлежности.

Мой пенал пластмассовый. Он состоит из ящичка белого цвета и прозрачной крышки – линейки с делениями на миллиметры и сантиметры. Внутри пенала есть специальное отделение для ластика.

Пенал имеет форму прямоугольника. Длина его двадцать три сантиметра, ширина шесть сантиметров.

В художественном описании преобладает авторский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.

Пример художественного описания

Липовые яблоки

1. Размер и цвет липовых яблок.

2. С чем сравнивается яблоко.

3. Описание спелого липового яблока.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан липового мёда. В середине чернели семечки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как они гремят.

(По В. Солоухину )

Повествование – это тип речи, в котором говорится о последовательных действиях и событиях.

В тексте-повествовании обычно выделяются три части:

1) начало;

2) основная часть;

3) концовка.

Собирая материал для сочинения-повествования, можно воспользоваться следующими вопросами:

1. О каком событии вы хотите рассказать?

2. Почему вы хотите рассказать именно об этом событии? Чем оно интересно?

3. Были ли вы участником этих событий, или вы услышали о них от кого-то?

4. Когда и где происходили события? Кто в них участвовал?

5. Что послужило завязкой событий?

6. Когда события достигли наивысшего напряжения?

7. Чем они закончились?

8. Что поучительного в том, что вы рассказали?

9. В какие части вашего рассказа желательно включить элементы описания, чтобы полнее представить место действия, ход событий и характеры людей, участвовавших в них?

Пример текста-повествования

Теплинка

1. Что мы сделали сначала.

2. Что мы стали делать потом.

3. Как мы клали веточки.

4. Что произошло с теплинкой.

Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высокую. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом шалашиком.

Постепенно наша теплинка разгорелась ровным сильным огнём.

(По В. Солоухину )

Рассуждение – это тип речи, целью которого является разъяснение или подтверждение какой-либо мысли, доказательство какого-либо утверждения.

Такой тип речи предполагает умение рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы. В рассуждении обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль);

2) доказательство этой мысли (аргументы, сопровождаемые примерами);

3) вывод или заключение.

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, а также слова во-первых, во-вторых, в-третьих .

Пример текста-рассуждения

Морские      разбойники

1. Акулы – хищные рыбы.

2. Почему акул называют морскими разбойниками.

3. Акулы – опасные рыбы.

Акула – это крупная хищная морская рыба. Акул называют морскими разбойниками.

Во-первых, они распугивают и уничтожают рыбу. Во-вторых, они наносят вред рыбакам: рвут их сети. В-третьих, всем известно, что иногда акулы нападают на людей. Издавна моряки знают: если судно терпит крушение, в воде тут же появляются зловещие, похожие на ножи плавники.

Именно поэтому акул считают опасными рыбами.

Средства художественной выразительности

Сочинения пишутся с целью передать своё видение мира, чтобы воздействовать на мысли и чувства других людей, для создания индивидуальных художественных образов. Чтобы достичь этих целей, необходимо использовать такие средства художественной выразительности, как: слова в переносном значении, сравнения, эпитеты, олицетворения, восклицательные предложения. Они делают речь яркой, точной, выделяющейся.

Слова в переносном значении (метафоры) помогают раскрыть наиболее характерный признак предмета или явления. Например: зеркало озера.

Сравнение – это изобразительный приём, который основан на сопоставлении предметов, имеющих внешнее сходство. Например: Лес, точно терем расписной.. . (И. Бунин)

Эпитет – это образное определение предмета или явления. Например: мармеладное настроение.

Олицетворение – наделение предметов, животных и явлений человеческими качествами. Например: эхо повторяло шум водопада.

Восклицательные предложения служат для усиления выразительности речи, они передают различные эмоции. Например: А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой! (М. Лермонтов)

Самопроверка

Самопроверка – важный этап для речевого развития.

Перечитайте текст, это поможет вам увидеть ошибки и недочёты. Поставьте себя на место читателя. Можете ли вы увидеть, представить, почувствовать то, что описал автор? Нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали?

После повторного прочтения можно внести некоторые изменения: заменить отдельные слова и выражения, исключить отдельные предложения, не соответствующие теме, включить дополнительные сведения, помогающие раскрыть тему. Последний этап – исправление грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Сочинения

Сочинения-описания

Описание предмета

Мой Вася

1. Новая игрушка.

2. Описание пупса.

3. Неразлучные друзья.

На день рождения, когда мне исполнилось пять лет, родители подарили мне замечательную игрушку – резинового пупса. Всей семьёй решили назвать его Васей.

Вася очень забавный. У него большие голубые глаза, курносый нос, улыбающийся рот. Когда я смотрю на него, он кажется мне живым.

Два года я с ним играла, водила его гулять, кормила, купала. Я относилась к нему как к настоящему ребёнку. Сейчас я выросла и учусь в школе. Теперь, к сожалению, у меня нет времени играть с Васей, но я по-прежнему люблю его и не расстаюсь с ним.

Львёнок Кузя

1. Описание игрушки.

2. Львёнок Кузя – настоящий друг.

Моя любимая игрушка – львёнок Кузя. У него очень пушистая рыжая грива, чёрный нос и белая кисточка на кончике хвоста. Его огромные белые лапы обнимают меня во время сна. С ним я не боюсь спать одна в тёмной комнате.

Львёнок всегда со мной. Даже когда мы с родителями уезжаем летом в деревню, я беру его с собой. Мама говорит, что Кузя чем-то похож на меня. Львёнок – не только моя самая любимая игрушка, это мой настоящий друг. Именно ему я доверяю свои сокровенные мысли.

Мой мишка

2. Описание мишки.

3. Моё отношение к игрушке.

У меня много любимых игрушек, но самая-самая любимая – это мохнатый плюшевый мишка. Его подарила бабушка на Новый год. Мне тогда исполнился один год. С тех пор мы с мишкой не расстаёмся.

Мой мишка бежевого цвета. У него красивые чёрные глазки, чёрный носик и розовый ротик. Ушки маленькие и лохматые. Лапы и туловище тоже лохматые, поэтому мне приходится его расчёсывать.

Когда мне подарили мишку, мы с ним были одинакового роста. Сейчас я намного выше его. Время идёт, но я не забываю свою любимую игрушку. Мы неразлучны с мишкой уже девять лет!

О чём рассказал портфель

1. Размер портфеля.

2. Внешний вид портфеля.

3. Что лежит в портфеле.

4. Отношение портфеля к своему хозяину.

Если бы портфель умел говорить, он рассказал бы много интересного о своём хозяине. Его рассказ мог бы быть таким.

Я средних размеров. Во мне два отделения для учебников и одно отделение для тетрадей. На мне вышит знак футбольной команды «Зенит», на сине-бело-голубом фоне.

Обычно во мне лежит четыре учебника. Любимый учебник моего хозяина – учебник по русскому языку, в котором много интересных картинок и упражнений.

Я люблю своего хозяина, потому что он относится ко мне очень бережно.

Мой любимый цветок

1. Мой любимый цветок.

2. Где я нашла цветок.

3. Описание цветка.

4. Разные названия цветка.

5. Кусочек лета.

Мой любимый цветок не грациозная роза, не гордый гладиолус, а скромный крошечный лесной цветочек – кошачья лапка.

Однажды я увидела его недалеко от дороги, когда отдыхала летом у бабушки на даче под Лугой. Я собирала на освещённом солнцем пригорке сладкую душистую землянику.

Вдруг остановилась от удивления – передо мной раскинулась пушистая полянка.

Крошечные розовые цветки напоминали мохнатые лапки кошки. Сам цветок – серый пушистый шарик, а в середине как будто розовая капелька. Растёт кустиком, поэтому и кажется пушистым.

Я собрала маленький букетик и принесла его домой. Бабушка сказала, что этот цветок называется кошачьей лапкой, в народе – бессмертником, а в нашей деревне – богатиком.

Букетик простоял до самого моего отъезда в город и не завял, лепесточки не осыпались. Жалко мне было расставаться с цветами, и я взяла их с собой. Они простояли в маленькой вазочке всю зиму, напоминая мне о лете. С тех пор я каждый год привожу из деревни в город букетик этих цветов.

Шкатулка

1. Шкатулка – подарок.

2. Описание шкатулки.

3. Что хранится в шкатулке.

Однажды бабушке подарили шкатулку.

Шкатулка украшена хохломской росписью. Общий фон шкатулки чёрный. На этом фоне красные ободки и причудливый узор: сверху вниз и снизу вверх то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебель. От него отходят тонкие золотые, похожие на перо Жар-птицы листья. Венчают стебель крупные цветы с шестью лепестками и красной сердцевиной. Среди элементов орнамента есть также алые гроздья рябины и совсем маленькие жёлтые цветы с красной точкой в середине. Все элементы узора довольно простые, но сочетание их необычайно красиво.

Бабушка очень бережно обращается со шкатулкой, в которой хранит старые фотографии. Она дорожит этой вещью и называет её волшебным ларцом. Иногда бабушка открывает шкатулку и просматривает фотографии. В такие минуты её лицо удивительно преображается и молодеет.

Описание животного

Бурый медведь

1. Внешность бурого медведя.

2. Повадки бурого медведя.

3. Характер животного.

Бурый медведь – огромный сильный зверь. У него лохматая коричневая шерсть, чёрные глаза и нос. Мощные лапы, длинные когти. Зубы крепкие и большие. Питается бурый медведь мёдом, ягодами и мелкими грызунами.

Медведь – хитрое и осторожное животное. У него слабое зрение, но обоняние и слух очень хорошо развиты. Они помогают ему в охоте.

Зиму медведь обычно проводит в берлоге. Однако если за лето и осень у него не накопилось достаточно жира, то он бродит по лесу в поисках пищи. Такой медведь нападает на животных и людей.

Медведь красивый, но опасный зверь.

О коте

1. Почему кота зовут Жук.

2. Повадки кота.

3. Весёлая история из жизни кота.

У меня есть кот. Его зовут Жук, потому что он очень чёрный, только усы у него длинные и белые. Шерсть у кота шелковистая, лапки бархатные, ушки торчат, коготки острые.

Наш кот умный и хитрый. Я научил его прыгать в кольцо. Он приносит мне карандаш, который, бывает, случайно упадёт с моего стола.

А ещё он умеет хорошо прятаться. Однажды Жук разлил молоко и, чтобы его не наказали, спрятался. Мы искали кота целый вечер, но его нигде не было. Мы даже стали тревожиться: а вдруг он совсем пропал? Но потом я открыл дверцу кухонного стола и увидел там нашего Жука. Надо же так спрятаться: влез в стол и закрыл за собой дверцу!

Наш туман

1. Первая встреча.

2. Внешний вид овчарки.

3. На реке.

4. Любимая игра овчарки.

5. Моё отношение к Туману.

Первый раз я увидел Тумана, когда приехал к бабушке и дедушке на летние каникулы. Собака лежала у конуры и грелась на солнышке. Завидев меня, она радостно залаяла. Так мы познакомились.

Это был Туман, рослая и сильная овчарка. Голова у собаки большая, морда вытянутая. Шерсть такая густая, что даже глаз на видно. Как и все овчарки, Туман – умный пёс. Он знает много команд: «лежать!», «стоять!», «сидеть!», «апорт!» и другие.

Туман очень любил купаться. Когда мы ходили к реке, он бежал впереди меня, прыгал в воду и переплывал на другой берег. Во время рыбалки пёс внимательно смотрел на поплавок, сидел рядом и не покидал меня ни на минуту. Первые несколько рыб всегда доставались ему. Туман радовался, прыгал вокруг меня, потом обнюхивал добычу и уносил её в сторону.

Туман – молодой пёс, поэтому он очень игривый. Особенно ему нравилось подползать к ноге и хватать зубами мой ботинок.

Сейчас Туман живёт с нами в городе. Я делаю всё, чтобы он не скучал по деревне: играю с ним, много гуляю, угощаю лакомствами. Я никогда его не обижаю и отношусь к нему, как к другу.

Наша любимица

1. Порода кошки.

2. Внешний вид кошки.

3. Проказы Мони.

Нашу любимицу кошку зовут Моня. Она принадлежит к породе бирманских кошек. Ей ещё и года не исполнилось, а она уже превратилась в большую красивую кошку.

Шерсть у Мони тёмная, длинная, с густым воротником, около ушей и на животике слегка вьётся. У нашей любимицы симпатичная мордочка, на которой ярко выделяются белые брови и усы.

Тело у Мони длинное, а лапы короткие. Передние лапы белые, а на задних – белая отметина. У кошки большие ярко-голубые круглые глаза, и в темноте они светятся.

Когда Моня бывает сыта и хорошо выспется, она любит поиграть. Тут уж её проказам нет конца: то она ложится на спину и забавляется со своими игрушками, то из-за угла бросается неожиданно прямо под ноги. К вечеру она устаёт, и тогда в квартире наступает тишина.

Описание внешности

Мой папа

1. Должность папы.

2. Папина внешность.

3. Когда папа рядом.

4. Папа – мой лучший друг.

Мой папа занимает ответственную должность. Она требует от него обязательности, умения принимать правильные и верные решения. Папа очень требователен не только к себе, но и к другим, за что его уважают коллеги и мы с мамой.

Папа – человек не только умный (об этом говорит его крутой лоб с глубокими морщинами), но и красивый. У него выразительные глаза, тонкий нос, прямые короткие волосы. Он аккуратен и опрятен в одежде.

С папой я провожу, конечно, меньше времени, чем с мамой, потому что он много работает. Но когда есть свободное время, он предпочитает активный отдых и путешествия. Путешествуем мы всегда вместе. Папа научил меня ловить рыбу. И теперь я могу самостоятельно рыбачить летом и зимой. Во время прогулок по лесу папа объяснил мне, как отличить съедобные грибы от ядовитых. А во время туристических походов он научил меня собирать байдарку, ставить палатку и разжигать костёр.

Я всегда стараюсь помогать папе, если он меня об этом просит. Ведь друзья должны выручать друг друга. Если папа в чём-то разбирается хуже, чем я, то я ему с удовольствием объясняю. Но чаще бывает наоборот. Я очень дорожу дружбой с папой.

Мой любимый учитель

1. Что меня привлекло в учителе.

2. Интересный человек.

3. Важное событие в жизни учителя.

Мою любимую учительницу зовут Елена Алексеевна. Она преподаёт у нас с первого класса. Когда я впервые увидел её на линейке первого сентября, она мне сразу понравилась. Её лучистые добрые глаза, доброжелательность, милая улыбка располагают к себе.

Елена Алексеевна оказалась интересным, глубоким человеком, неравнодушным учителем. Мне нравится в ней то, что она прививает нам любовь к чтению. Елена Алексеевна очень много читает, посещает музеи и театры, а своими впечатлениями делится с нами. Кроме того, она всегда советует, какие книги стоит прочитать.

У Елены Алексеевны было много учеников. Встреча с ними – очень важное событие в её жизни. Ученики и выпускники любят её, уважают за то, что она учит верить в себя.

Моя подруга

1. Одноклассницы.

2. Внешность Гали.

3. Почему Галя вызывает уважение.

Мою школьную подругу зовут Галя. Мы с ней учимся в одном классе и сидим за одной партой.

Галя небольшого роста, темноволосая, с приятным добрым лицом. Она никогда не унывает. Даже когда с ней происходит что-то неприятное, она никогда этого не показывает. Галя умеет от души смеяться, её смех звонкий и заразительный. Галя приветливая и общительная девочка, этим она располагает к себе окружающих. Иногда, правда, моя подруга ведёт себя как зазнайка, любит похвастаться. Но даже это она делает мило и безобидно, поэтому никто не ставит ей это в вину. Я очень хорошо знаю мою подругу и могу сказать, что она умный и интересный человек. Она много читает и увлекательно рассказывает то, о чём прочитала. Галя хорошо учится и помогает другим в учёбе. Особенно увлечённо она занимается математикой и, наверное, поэтому пользуется большим авторитетом у мальчиков.

Мне легко дружить с Галей. С ней я делюсь самым сокровенным, она никогда не подводит меня. Как здорово, что у меня есть такая подруга!

Описание действий

Как я делала гербарий

1. Задание на лето.

2. Сбор цветов.

3. Гербарий понравился всем.

Летом по заданию учителя мы должны были собрать и засушить растения для гербария.

Мне хотелось собрать самые красивые луговые растения. Рано утром я пошла на луг, прихватив с собой небольшую лопатку. Я выбрала место, где было много разных цветов, и принялась за работу. Копать было нелегко, но я старалась быть аккуратной, чтобы не поломать растения. И вот, наконец, у меня в руках колокольчики, зверобой, ромашки, клевер. Я стряхнула с корней землю, осторожно расправила цветки. Дома я засушила растения, потом прикрепила их к листу бумаги и подписала названия.

На первый урок природоведения ребята принесли гербарии в школу. Мой гербарий понравился всем, и учительница меня похвалила.

Я шью одежду

1. Моё любимое занятие.

2. Как я занимаюсь шитьём.

3. Буду модельером.

Моё любимое занятие – шить одежду. В школе на уроках труда мы учились шить фартук. Я сшила себе розовый фартук. Маме он очень понравился. Теперь я шью одежду куклам. Каждой нужно сшить нарядное платье.

Вечером я усаживаюсь за стол и открываю коробку для шитья. Там лежат лоскутки, нитки, иголки, ножницы, пуговицы. Принимаюсь за любимое занятие. Сегодня я шью платье кукле Алине. Беру голубой лоскуток, аккуратно выкраиваю платье. И вот платье готово. В нём Алина очень красивая.

Мне очень нравится кроить, шить и придумывать модели одежды для кукол. Когда я вырасту, я стану модельером.

Как мы играем в футбол

1. Любимая игра.

2. Как мы играли.

3. Наша команда победила.

Наш класс любит играть в футбол, это наша любимая игра. У нас есть замечательное футбольное поле около школы. Вчера мы играли с командой параллельного класса. Судил нас учитель физкультуры.

Вначале обе команды выстроились в ряд напротив друг друга и обменялись приветствиями. Раздался свисток, и матч начался. Нам забили гол в первую же минуту. Но и мы не зевали. Противник еле успевал выравнивать счёт. Играли мы увлечённо. Прозвучал финальный свисток. Игра закончилась со счётом четыре: три в нашу пользу.

Как я помогаю маме

1. Утренние обязанности.

2. Вечером.

3. Моё отношение к обязанностям.

Просыпаюсь я в половине восьмого. Мама давно уже встала. Утром у неё много дел. Я помогаю маме. Сначала убираю свою кровать, потом кроватку брата. Затем я одеваю братишку, накрываю на стол. После завтрака я мою посуду и поливаю комнатные растения. Наконец, мы вместе с мамой ведём братика в детский сад. Проводив братишку, я иду в школу.

Вечером мы снова вместе. Пока мама готовит ужин, я читаю братику книжки, играю с ним в разные игры, учу его рисовать.

Свои обязанности я выполняю с радостью. Мне нравится помогать маме.

Как мы убирали класс

1. Дежурные.

2. Уборка кабинета.

3. В классе чисто.

Вчера я и мой друг дежурили в классе. В обязанности дежурного по классу входит уборка кабинета. Для этого мы подготовили всё необходимое: ведро, швабры, средства для мытья полов, губки, а также специальные салфетки, чтобы вытереть пыль с мебели.

Началась уборка. Сначала я помыл подоконник и почистил парты. Мой друг вытер пыль на полках. Затем мы стали мыть пол. Работали дружно, не отвлекая друг друга. Мы старались убрать класс тщательно, чтобы он выглядел красиво. Потом к нам заглянули девочки и предложили помочь полить цветы.

И вот работа выполнена. Наш класс сиял. Чистые парты и пол блестели на солнце. Мы справились с работой на славу. Приятно учиться в таком классе!

Как я рисовала кота

1. Что я люблю рисовать.

2. Что я нарисовала вчера.

3. Как я рисовала.

4. Как выглядит на рисунке кот Рыжик.

Я люблю рисовать животных.

Вчера на уроке рисования нас попросили изобразить любое животное. Я нарисовала кота и раскрасила его цветными карандашами.

Оранжевым цветом я раскрасила у кота голову, спинку, хвост и лапы. Затем я взяла чёрный карандаш и сделала полоски на хвосте и спинке. Потом дорисовала зелёные глаза и чёрные усы. Я закончила рисунок и подписала: «Кот Рыжик».

Дома я показала рисунок маме. Она меня похвалила и повесила рисунок на стене над моим письменным столом. Я изобразила Рыжика с хитрыми глазами, длинными усами, с большим пушистым хвостом. Вот какой красивый получился котик!

Описание интерьера

Актовый зал царскосельского лицея

1. Экскурсия в Лицей.

2. Актовый зал Лицея.

3. Описание интерьера.

4. Впечатление от зала.

Осенью мы ездили всем классом на экскурсию в Царское Село и посетили Лицей, в котором учился А. С. Пушкин, ставший теперь музеем.

Больше всего мне понравился актовый зал Лицея. Именно здесь на выпускном экзамене А. С. Пушкин прочитал своё первое стихотворение. Меня поразила необычайно торжественная обстановка этого помещения.

Я сразу обратил внимание на длинный стол в центре зала, покрытый ярко-красной скатертью с золотой бахромой. Стулья обиты бордовой тканью в тон скатерти, а деревянные части мебели выкрашены в золотистый цвет. На столе два красивых подсвечника с множеством свечей. Напротив стола три больших окна с малиновыми портьерами, ниспадающими волнами. Между окон – огромные зеркала. Стены выкрашены в нежно-розовый цвет и украшены росписью. На белом потолке роскошная лепнина. Освещается зал большими красивыми люстрами. Люстры держатся на цепях, внутри них – фигура, похожая на якорь. Паркет в зале дубовый, его узор копирует рисунок шахматной доски. В углах зала расположены ребристые колонны. Именно они играют особую роль в интерьере – придают подчёркнутую торжественность.

Мне очень понравился актовый зал Лицея, и мне хотелось бы побывать там ещё раз.

Мой любимый уголок в квартире

1. Мой любимый уголок в квартире.

2. Обстановка комнаты.

3. Почему мне нравится моя комната.

Мой любимый уголок в квартире – это моя комната. Её я и хочу описать.

Комната хоть и небольшая, но очень уютная. Мебели немного – только самое необходимое. Небольшая кровать расположена в углу, современный книжный шкаф стоит у противоположной стены, письменный стол – у окна. Окно выходит на юго-восточную сторону, поэтому в комнате светло. Над столом висит полка с моими детскими игрушками и моделями самолётов, которые я собираю своими руками. После того как я сделаю все уроки, я люблю читать книги, сидя на кровати.

Мне нравится моя комната. Я провожу в ней много времени: делаю, уроки, отдыхаю, играю и общаюсь с друзьями, занимаюсь своим любимым делом – собираю модели самолётов. В комнате у меня всегда порядок, здесь всё просто, удобно и комфортно.

Описание местности

В Михайловском

1. Незабываемое событие.

2. Дом А. С. Пушкина в Михайловском.

3. Хозяйственные постройки.

4. Фруктовый сад и «Остров уединения».

5. «Приют трудов и вдохновенья».

Экскурсия в Пушкинские Горы стала незабываемым событием в моей школьной жизни. Мы посетили красивейшую усадьбу, родовое имение поэта А. С. Пушкина, Михайловское. Усадьба расположена на высоком холме. С него открывается прекрасный вид на реку Сороть, на луга, сосновый лес и мельницу. В центре усадьбы стоит господский дом, где жил Пушкин. Его крыльцо обращено к парку. Перед входом расположена кольцевая дорога, по которой кареты подъезжали к дому. По окружности растут липы, а в центре круга – огромный вяз.

По обе стороны от господского дома расположены хозяйственные постройки и флигель, где жили сами хозяева, когда приезжали гости. В этом флигеле жила и няня поэта, Арина Родионовна, поэтому теперь он называется домиком няни.

За флигелем начинается большой фруктовый сад. Дорога от него ведёт к «Острову уединения». Это небольшой островок посреди живописного круглого пруда. Через пруд перекинут замечательный мостик. По преданию, Пушкин любил бывать в этом укромном уголке парка.

Тема: «Художественное описание предмета».

Цель: научить описывать предмет декоративно-прикладного искусства с натуры.

Задачи:

  • познакомить учеников с фольклорными произведениями, поэтическими творениями, историческим материалом, научно-популярной и художественной литературой о предметах декоративно-прикладного искусства, о народных промыслах;
  • обогащать словарный запас учащихся, продолжить работу над сочинениями-описаниями;
  • способствовать развитию речи учеников;
  • активизировать познавательный интерес к народным промыслам, истории и культуре России, фольклору, творчеству;
  • развивать умения сравнивать, находить главное, делать выводы;
  • развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, привить культуру устного и письменного труда, вкус к работе над словом;
  • способствовать воспитанию патриотизма, стремления видеть и понимать красоту и создавать её для других.

Межпредметные связи: с литературой, историей, мировой художественной культурой, технологией, изобразительным искусством.

Оборудование урока:

  • репродукции из набора «Современные народные художественные промыслы»;
  • подборка детских книг о народных промыслах, календарей с изображением Гжели, Жостова, Хохломы, матрёшек и др.;
  • видеокассета «Народные промыслы»;
  • выставка предметов декоративно-прикладного искусства

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

(Запись в тетради. Дата. Тема урока. Эпиграф.)

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми из современных народных промыслов и подготовимся к сочинению, а затем и напишем его об одном или нескольких произведениях прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей его является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
«Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту», – писал Алексей Максимович Горький.
Всем сердцем любя родную землю и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшали их яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов, сделанных народными мастерами.Здесь и хохломская деревянная посуда, и фарфоровая Гжель (тёмно-синие цветы на белом фоне), и Жостовские подносы, и Городецкие доски, и изделия из берёсты, и Ростовская финифть, и разные Матрёшки, и Павлово-Посадские платки и шали, а на стендах вы видите фотографии Дымковских, Филимоновских и Абдашевских игрушек; Палехских, Федоскинских шкатулок, табакерок; Вологодские кружева. Что за чудо!
Издавна на Руси сочиняли сказки о народных умельцах, о произведениях народного творчества.
Послушайте одну из таких сказок и подумайте, что же главное в ней, о чём она.

3. Знакомство с материалом о народных промыслах

1) Учащиеся рассказывают сказку о волшебных перьях Жар-птицы (журнал «Русский язык в школе» № 3, 1982 г., стр 13–14)

Жила-была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
– Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кащея Бессмертного. Осерчал Кащей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кащей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.
Постучал он в двери, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один краше другого.
– Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся! Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. Я уж постараюсь.
Увидал Кащей такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кащея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговариывать: – Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут яблоки золотые.
– Не проси меня, добрый молодец, – отвечает Марьюшка, – не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь, вышивать не стану.
Не стерпел Кащей подобных слов.
– Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей. Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар-птица. А сам Кащей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят её из родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать.Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер-баловник травой да листьями принакроет, а всё равно сияния их разноцветного притушить не может.
Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её к концу подходят. Померла Жар-птица в когтях у орла чёрного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может.А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы.

Основная мысль : не всякий может увидеть красоту, а только тот, кто стремится к этой красоте, кто готов создавать её для других. И ещё: нет ничего милее родного края, его природа, его люди помогают создавать замечательные произведения искусства.

Учитель: Послушайте ещё одну историю.

2) Ученик рассказывает историю с сэром Джоном (журнал «Русский язык в школе» № 3, 1982 г., стр 14).

Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – привычное дело. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники рейсы между Лондоном и далёким соверным городом. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника – большой короб с посудой из деревянного золота, которое умели делать только в далёкой Московии.
Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидев чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами.
Сэр Джон потёр руки от удовольствия, представив, как кто-нибудь возьмёт тяжёлую на вид, отливающую золотым блеском чашу, и застынет изумлённый – чаша выточена из дерева.
– Вы не узнали, – обратился торговец к капитану корабля, – имя мастера, создавшего эту посуду?
– Я спрашивал, сэр, московиты называют какое-то странное имя: Хо-хло-ма .

Учитель: Вот нам и предстоит выяснить, что такое Хохлома. Как начиналось это удивительное хохломское художество?

3) Ученики читают или рассказывают отрывки из книги Л. Яхнина «Весёлое слово Хохлома».

4) Учитель: Назовите прилагательные, которые характеризуют хохломские изделия. Хохлома какая? (Деревянная, красивая, древняя, пламенная…)
– Почему Хохлому называют пламенной? (Весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь. Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени, огня…)

5) Учитель, показывая на разные предметы мастеров из Хохломы, рассказывает:

– Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородинку, рябинку. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным. Самый любимый орнамент – «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, а если травинки превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти затейливые узоры называют «кудрёмы» или «кудрины» .
Хохлома – это удивительная яркость и праздничность!
Послушайте стихи о хохломском искусстве.

6) Ученики читают наизусть стихи.

1. Борис Дубровин

«Мир волшебной Хохломы»

Удивляя.
Прорастая.
Как-то празднично жива
Молодая.
Непростая,
Чёрно-красная трава
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим
В царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!

2. Е.А. Никонова

«Золотая Хохлома»

Вы не знаете, ребята.
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, –
Вот чем славится она.

3. Э. Межелайтис

«Хохлома»

Узоры сказочной кудрины,
В певучем дереве звеня,
Как нежной трелью соловьиной
Чаруют солнечно меня.
И, как живые, листья клёна
Прильнули к донышку ковша,
Чтоб, став по-майски окрылённой,
Не знала осени душа.

А вспышки зрелой земляники,
Чуть притенённые листвой,
Горят, как пламенные блики
Поэзии, вовек живой!
Трав золотое многолучье
По рдяной вышито канве, –
Да так, что не придумать лучше
Самой зелёной мураве…

4. В. Боков

«Хохлома»

Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные!

Я разложу их, и гости довольны,
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
– Щец бы горячих, борща не мешало б!

Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

7) Учитель: Вы можете в своих сочинениях описать вот такие хохломские ложки, разделочные доски, сахарницу, солонку и др. (показывает их), а можете описать матрёшку.

8) Бориса Дубровина «Матрёшки»

Матрёшка появляется
На белый свет,
Одёжкой похваляется:
Ей сносу нет.

Хотя мала, как крошка,
Сама она,
В матрёшке есть
Матрёшка
Ещё одна!

Сестра к сестрёнке тянется –
Какая стать!
От радости румянятся,
Пошли плясать.

Пусть пляшется и скачется,
Пусть смех вокруг,
Одна в другую прячутся
Матрёшки вдруг!

9) Учитель рассказывает:

Матрёна, Мотря, Матрёшечка – распространённое русское имя.
Матрёшка – наш национальный сувенир, символ добра и благополучия – создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России.
Образ женщины издавна почитаем в русском изобразительном народном искусстве и фольклоре. Лаконичный облик точёной деревянной игрушки матрёшки воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: головной платок, сарафан, фартук.
Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» – деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрёшки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось ещё несколько фигурок.
Более 100 лет назад недалеко от Москвы, в Абрамцеве, по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку.А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке (показывает фотографию). По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Стали делать матрёшек и в других местах России.
Есть матрёшки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами.
А порой матрёшку Матрёной и не назовёшь! Это былинные богатыри, весёлые музыканты, известные политические деятели, артисты (показывает изделия с выставки).
Прошло много лет, а Матрёшка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка детей и взрослых. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на память.
Перед вами матрёшки из Сергиева Посада (Загорска), из города Семёнова и села Полховский Майдан. Обратите внимание, несмотря на то, что в них есть общие черты, они разные. (Матрёшки из Семёнова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и «стройные» и т. д.).

10) Ученики устно описывают матрёшек из Сергиева Посада (Загорска), из города Семёнова и села Полховский Майдан, сравнивают, находят отличия.

11) Ученики читают наизусть стихотворение «Семёновские матрёшки» .

У семёновских матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.

Кто в гостях у нас бывал
И матрёшек не видал,
Тот и матушку Россию
До конца не разгадал.

Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку –
Видишь старшую подружку.

Миловидны, простодушны,
Все улыбчивы, радушны
И загадочны немножко
Наши русские матрёшки.

12) Учитель рассказывает:

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.
Деревня Жостово находится в 25 км от Москвы, недалеко от г. Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в этой деревне работает фабрика, продукция которой известна всему миру.

13) Фрагмент видеофильма «Народные промыслы» (Жостово)

14) Учитель продолжает рассказывать:

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне , который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают (хотя могут использовать и красный, золотой, зелёный, синий и другие цвета для фона подноса). Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света.
По своей форме подносы разные: здесь (показывает подносы, или фотографии, или слайды) и круглые, и овальные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских.

Композиция росписи разная:

  • «Букет собранный»,
  • «Букет враскидку»,
  • «Венок»,
  • «Ветка с угла».

Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чём сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.
Давайте рассмотрим внимательно наши подносы. Подумайте и скажите, что вас в них привлекает, что нравится. Опишите их.

15) Ученики устно описывают различные по форме подносы, находящиеся на выставке или изображённые на фотографиях на стенде

16) Ученики читают наизусть стихотворение «Подарок из Жостова».

Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклёвкой его грунтовал –
И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс по металлу,
Фон чёрным на нём должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
Смотри: разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.

Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлёт свой привет.

4. Подготовка к письменной работе

Ученики

  • выбирают предметы с выставки, которые будут описывать;
  • придумывают заголовок,
  • определяют основную мысль сочинения;

Учитель

  • обобщает ответы учащихся, отмечает лучшие,
  • даёт индивидуальные советы,
  • отвечает на вопросы учеников;
  • предлагает примерный план сочинения (записанный заранее на обратной стороне доски).

Примерный план сочинения:

I. Вступление

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве (только о том, к которому принадлежит вами описываемый предмет).

II. Основная часть

Описание предмета.

1) общий вид;
2) материал;
3) форма;
4) цвет;
5) назначение предмета;
6) описание жостовской (хохломской) росписи или одежды матрёшки и т. п.;
7) впечатление от предмета.

III. Заключение

Моё отношение к данному виду искусства, к мастерству художника.

5. Письменная работа

Сочинение-описание с элементами повествования и рассуждения одного из предметов декоративно-прикладного искусства.

6. Домашнее задание

Сделать обложку к сочинению (учитель даёт рекомендации).

Чтобы описать какой-либо предмет, в том числе животное, или растение с научной точки зрения. необходимо указать все его характеристики, определенно, представляющие интерес для науки, без выражения отношения к этому предмету, показать форму и содержание предмета. А если следует описать с художественной точки зрения. соответственно, как художественного предмета, тогда дают описание с помощью художественного стиля, такого образного, используют множество образных сравнений, метафор, аллегорий, эпитетов, множество прилагательных имен, слов с уменьшительно-ласкательным значением. Показывают свое авторское отношение к предмету, воздействуя на читателя, используя лексику и словарный запас русского языка, все его приемы, чтобы передать образ этого предмета, подчеркнуть его художественность, представить собственное отношение и чувства к этому предмету.

Если говорить о научном стиле:

Определение из википедии:

Если говорить о художественном стиле:

Например, что такое растение пшеницы с научной точки зрения?

Растение пшеницы имеет мочковатую корневую систему, стебель – полый, или заполнен паренхимой, представляет из себя соломину, разделенную по всей протяженности перегородками, которые являются стеблевыми узлами, а расстояния между ними – междоузилия, всего их у пшеницы 5 – 7. Лист линейный. Соцветие представлено сложным колосом. Плод – голая односемянная зерновка, или, в агрономии, – зерно. Зерновки бывают овальными, округлыми, яйцевидными, с выраженным хохолком, продольной бороздкой.

Растение пшеницы же художественным языком – пшеничка, которая взросла на полях и бескрайних просторах, появивлись из зернышка для того, чтобы дать урожай, чтобы из каждого растения спели хлеба. Каждый колоск – это горстка зернышек золотистого цвета, и все поле пшеницы золотится, когда поспеет, колыхаясь от ветра, радуя взор. Каждый колосок, если высыпать зерна на ладонь, имеют запах хлеба, они впитали свет солнца, дождевую влагу, развиваясь на широких просторах.

Описывая животное в научном стиле, следует сказать о нем, как о представителе своего класса, семейства, рода, вида. Внешне, – сколько лап, наличие хвоста, уши, форму ушей, хвоста, форму грудной клетки и т. д. Сказать, что из себя представляют системы органов, как нервная, кроветворная, пищеварительная, дыхательная, органы мочевыделения и размножения, если есть все эти системы, подробно описав. Если систем органов нет, то сказать, что их заменяет (им предшествует). В общем, описать все то, что из себя представляет животное для науки, значение в природе, промысловое значение, в быту человека.

Например, о волке можно начинать рассказывать в научном стиле:

А говоря в художественном стиле, рассказать, как блестяща и пушиста шерсть животного, как игривы повадки, манеры, добродушен нрав (или, наоборот), показать свое отношение к существу.

Если говорить о волке в художественном стиле, можно начинать рассказывать о нем таким образом:

Волк – это хищное, дикое животное, со своими повадками и нравом, прекрасное своей грациозностью, стройное и бесстрашное.

(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мое любимое животное – кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась – у меня дома...
  2. Сложно представить, каким “тусклым”, “бедным” и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных...

стили

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме - шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Литературно-художественный стиль - отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

Пример научного стиля речи

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

Пример публицистического стиля речи №1

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

Пример публицистического стиля речи №2

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

Пример художественного стиля речи

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

Пример делового стиля речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

Пример разговорного стиля речи №1

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Пример разговорного стиля речи №2

Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

ТИПЫ

Разбор задания.

Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?

1)описание

2) повествование и рассуждение

3) повествование и описание

4) повествование

(1) В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.(2) Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!»(3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Рассуждаем так . С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами –повествование . А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание . Таким образом, правильным является вариант №3.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

Приведем примеры рассуждения.

    Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2 ,Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Изложения с соединением разных типов речи: «Друг детства»

Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван.

- Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Я обрадовался. Устроил мишку на диван, чтобы мне удобнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный - жёлтый, стеклянный, а другой большой белый - из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе лапы поднял, будто шутил, что даже заранее сдаётся...

Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

(По В. Драгунскому)

Задания

    Чем интересна композиция (построение) данного текста?

    Составьте план.

    Напишите подробное изложение. Ответьте на вопрос: «Какое решение, на ваш взгляд, примет мальчик и почему?»

Ответы

    Композиция рассказа интересна тем, что в нём соединены различные типы речи. Текст начинается повествованием, потом идёт описание предмета, а затем снова повествование и описание. Последние два предложения представляют собой рассуждение.

    1. Чем не боксёрская груша?

      Вот мой старый друг.

      Как быть?

  1. Скорее всего, мальчик не станет тренироваться на мишке.

Во-первых, мишка - лучший друг детства.

Во-вторых, мальчику жалко старого друга: у него разные глаза, сам он облезлый, обе лапы поднял, будто сдаётся.

В-третьих, это становится понятно из описания мыслей мальчика: «Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...».

Мальчик, герой рассказа В. Драгунского, совершенно правильно поступил, отказавшись тренироваться на мишке.

Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск… » И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

(М. Булгаков) .

В этом отрывке из романа «Мастер и Маргарита» сочетаются повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал) , описание (перечислены признаки увиденной персонажем картины: соткался гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая) и рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту…).