Болота как природно хозяйственные зоны. Презентация по географии на тему "Природно-хозяйственные зоны России" (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Природа – это комплекс взаимосвязанных компонентов, которые находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом и зависят друг от друга. Изменения в одной природной цепочке обязательно приведут к нарушениям в сопутствующих компонентах. Происходит постоянный обмен ресурсами и энергией между отдельными участниками природного сообщества. Наличие определенных взаимосвязей характерно для каждой конкретной территории. Так образуются природные зоны. Они в свою очередь влияют на хозяйственную деятельность человека и ее особенности.

3 слайд

Описание слайда:

Природно-хозяйственная зона представляет собой группу сельскохозяйственных районов со сходными природно-климатическими и экономическими условиями, производственной специализацией и общими проблемами развития ведущих отраслей сельского хозяйства.

4 слайд

Описание слайда:

Сельскохозяйственный район - это группа сельскохозяйственных предприятий, объединенных между собой более углубленной степенью детализации природных и экономических условий, с большей однотипностью производственной специализации. Сельскохозяйственные подрайоны - это группа хозяйств, выделяющихся на фоне района, наряду с общей специализацией, также специализацией на дополнительных отраслях

5 слайд

Описание слайда:

Природные зоны - это естественные лаборатории, в которых ученые изучают особенности природы данной территории, исследуют возможности освоения каждой зоны, прогнозируют возможные последствия влияния на нее деятельности человека. Поэтому в каждой природной зоне созданы биосферные заповедники и заповедные территории.

6 слайд

Описание слайда:

Разделение территории на зоны влияет на деятельность человека. Многочисленные природно-хозяйственные зоны России определяют и ее обширную деятельность в сфере экономики. Каждая зона подразделяется на более мелкие виды. Существуют и переходные зоны, для которых характерны климатические особенности каждого прилегающего района. Поэтому каждая природная территория неразрывно связана с соседней.

7 слайд

Описание слайда:

Нарушения, происходящие в определенном районе страны, ведут к изменениям не только климата, но и мира животных и растений другой зоны. Характеристика природных зон России подразумевает особенности каждой из них, но они не имеют четких границ и деление является условным. К тому же, деятельность человека может повлиять на природу и климат окружающей среды.

8 слайд

Описание слайда:

В пределах России хорошо выражена природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Границы природных зон в основном вытянуты вдоль параллелей. На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Характеристика Арктической пустыни Арктическая пустыня - часть арктического географического пояса, располагается в высоких широтах Арктики. Зона арктических пустынь – самая северная из природных зон – располагается в высоких широтах Арктики. Ее южная граница находится примерно на 71 параллели (остров Врангеля). Зона арктических пустынь распространяется примерно до 81° 45" с. ш. (острова архипелага Земля Франца-Иосифа). Зона арктических пустынь включает все острова в Арктическом бассейне: это остров Гренландия, северная часть Канадского архипелага, архипелаг Шпицберген, острова архипелагов Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова и узкая полоса вдоль побережья Северного Ледовитого океана в пределах полуостровов Ямал, Гыданский, Таймыр, Чукотский). Эти пространства покрыты ледниками, снегом, щебнем и обломками камней.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Климат Арктической пустыни Климат - арктический, с долгой и суровой зимой, лето - короткое и холодное. Переходных сезонов в Арктической пустыне не существует. Во время полярной ночи – зима, а полярным днем – лето. Полярная ночь продолжается 98 суток на 75° с. ш., 127 суток - на 80°с. ш. Средние температуры зимы - -10 до -35°, опускается до -60°. Очень интенсивно идет морозное выветривание.

13 слайд

Описание слайда:

Растительный покров Территория арктических пустынь имеет несомкнутую растительность, которой покрыто около половины поверхности. Пустыня лишена деревьев и кустарников. Есть небольшие изолированные участки с накипными лишайниками на горных породах, мхами, различными водорослями на каменистых грунтах и травянистой растительностью - осоки и злаки. В условиях арктической пустыни встречаются некоторые виды цветковых растений: полярный мак, крупка, звездчатка, лисохвост альпийский, щучка арктическая, мятлик, лютик, камнеломка и др. Эти островки растительности выглядят как оазисы среди бесконечных льдов и снегов.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Животный мир Ввиду скудной растительности, животный мир арктических пустынь относительно беден. Наземная фауна бедна: арктический волк, песец, лемминг, новоземельский олень, в Гренландии – мускусный бык. На побережье можно встретить ластоногих: моржей и тюленей. Главным символом Арктики считаются белые медведи.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Характеристика тундры Ту́ндра - вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые. Южную границу тундры принимают за начало Арктики. С севера тундра ограничена зоной арктических пустынь.

19 слайд

Описание слайда:

Климат Тундра отличается очень суровым климатом (климат - субарктический), живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра. В тундре довольно редко встречается крупная фауна. Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Так как большая часть тундры находится за Полярным кругом, то тундра зимой переживает полярную ночь. Суровость зимы зависит от континентальности климата. Тундра, как правило, лишена климатического лета (или оно приходит на очень короткий срок). Средняя температура самого тёплого месяца (июля или августа) в тундре составляет 5-10 °C. С приходом лета оживает вся растительность, по мере наступления полярного дня (или белых ночей в тех районах тундры, где полярный день не наступает). Май и сентябрь - это весна и осень тундры. Именно в мае сходит снежный покров, а уже в начале октября обычно устанавливается снова. Зимой средняя температура до −30 °C В тундре может быть 8-9 зимних месяцев.

20 слайд

Описание слайда:

Животный и растительный мир Растительность тундры составляют в первую очередь лишайники и мхи; встречающиеся покрытосеменные растения - невысокие травы (особенно из семейства Злаки), кустарники и кустарнички (например, некоторые карликовые виды берёзы и ивы, ягодные кустарнички княженика, голубика). Типичные обитатели российской тундры - северные олени, лисицы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-русаки. Птиц немного: лапландский подорожник, белокрылая ржанка, краснозобый конёк, зуёк, пуночка, полярная сова и белая куропатка.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Характеристика лесотундры Лесоту́ндра - субарктический тип ландшафта, в котором на междуречьях угнетённые редколесья чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами. Разными исследователями лесотундра считается подзоной то тундры, то тайги, а в последнее время тундролесий. Ландшафты лесотундры протягиваются полосой от 30 до 300 км шириной: в Евразии от Кольского полуострова до бассейна Индигирки (далее на восток распространены фрагментарно), и через всю Северную Америку.

23 слайд

Описание слайда:

Климат Средние температуры воздуха в июле 10 - 14 °C, а в январе, в зависимости от континентальности климата, от −10° до −40 °C. Несмотря на малое количество атмосферных осадков (200-350 мм), для лесотундры характерно резкое превышение увлажнения над испарением, что обусловливает широкое распространение озёр - от 10 до 60 % площади подзоны. Распространено заболачивание. В питании рек преобладают талые снеговые воды, поэтому половодье на реках бывает летом, когда тают снега. Коэффициент увлажнений больше единицы. Почвы торфянисто-глеевые, торфяно-болотные, а под редколесьями - глеево-подзолистые (подбуры). За исключением редких таликов грунты повсеместно многолетнемерзлые.

24 слайд

Описание слайда:

Растительный мир Кустарниковые тундры и редколесья меняются в связи с долготной зональностью. В восточной части североамериканской лесотундры вместе скарликовыми берёзами и полярными ивами растут чёрная и белая ели, а на западе бальзамическая пихта; на Кольском полуострове - бородавчатая берёза; в других районах севера Европейской части России, расположенных западнее Урала - ель; в Западной Сибири - ель с сибирской лиственницей; восточнее плато Путорана даурская лиственница с берёзой рощей.

25 слайд

Описание слайда:

Животный мир Животный мир лесотундры похож на животный мир тундры. В животном мире лесотундры присутствуют различные виды леммингов, землеройки, северные олени, песцы, куропатки - белая и тундряная, полярная сова и большое разнообразие перелётных, водоплавающих и малых, селящихся в кустарниках, птиц. Лесотундра - ценное оленье пастбище и охотничьи угодья.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Характеристика степи Степь в физической географии - равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов и путей сообщения).

28 слайд

Описание слайда:

Климат Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. В горах образует высотный пояс (горная степь); на равнинах - природную зону, расположенную между лесостепной зоной на севере и полупустынной зоной на юге. Атмосферные осадки от 250 до 450 мм в год. Средние температуры зимних месяцев от 0ºС до −20ºС, а летних от +20ºС до +28ºС.

29 слайд

Описание слайда:

Растительный мир Характерная черта степи - безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Степи богаты луковичными растениями (тюльпан).

30 слайд

Описание слайда:

Животный мир Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Как и пустыня, степь характеризуется высокой засушливостью. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов - строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычные: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

33 слайд

Описание слайда:

Характеристика лесостепи Лесосте́пь - природная зона Северного полушария, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. В Евразии лесостепи протягиваются сплошной полосой с запада на восток от восточных предгорий Карпат до Алтая. В России граница с лесной зоной проходит через такие города, как Курск, Казань. Западнее и восточнее этой полосы непрерывное простирание лесостепи нарушено влиянием гор. Отдельные участки лесостепей располагаются в пределах Среднедунайской равнины, ряда межгорных котловинЮжной Сибири, Северного Казахстана, в Монголии и на Дальнем Востоке, а также занимают часть равнины Сунляо на северо-востоке Китая. В Северной Америке лесостепи протягиваются с севера на юг, через Великие равнины, до 38° с.ш.

34 слайд

Описание слайда:

Климат Климат лесостепи, как правило, умеренно-континентальный. Годовое количество осадков 600 мм. Иногда испаряемость практически равна осадкам. Зима в лесостепи умеренно мягкая, на долготе Москвы средняя температура января составляет −7 градусов в городе Харькове, Украина (южная граница лесостепи) примерно до −10 градусов в Орле, где начинается зона смешанных лесов. Иногда же в лесостепи зимой могут свирепствовать и суровые морозы, и мягкие зимы. Абсолютный минимум в зоне лесостепи обычно равен −36… −40 градусов. Средняя температура июля в зависимости от места расположения колеблется приблизительно от 18,5 градусов до 23 градуса Цельсия, однако вполне возможны сильные отклонения от этих величин в отдельные годы.

35 слайд

Описание слайда:

Растительный мир Характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. В Европе и в Европейской части России типичны светлые широколиственные леса из дуба (дубравы), липы, каштана, ясеня и др. Встречаются также байрачные леса. В Сибири распространены островные мелколиственные березово-осиновые колки.

36 слайд

Описание слайда:

Животный мир В лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Типично степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и существуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось) и тому подобное. Видовой состав меняется от степного к лесному при движении на север.

37 слайд

Описание слайда:

Тема урока: «Учимся с «Полярной звездой». Обобщение темы «Природно-хозяйственные зоны России».

Тип урока : урок-исследование

Цель урока : сравнить природно-хозяйственные зоны и их значимости для сельского хозяйства и жизнедеятельности человека

Задачи:

Образовательные:

    сравнивать природно-хозяйственные зоны России.

    систематизировать знания о природных зонах.

Развивающие:

    составлять характеристику природно-хозяйственной зоны по плану;

    сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения, делать выводы;

    анализировать карту «Зональная специализация сельского хозяйства»;

    составлять описания особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей разных природных зон;

Воспитательные:

    Воспитывать умение видеть и понимать красоту природы России.

    Сформировать ценностную оценку природно-хозяйственных зон.

    Воспитывать бережное отношение к природе, экологическое воспитание учащихся.

    Воспитание уважительного отношения работы в группе.

Формирование УУД:

Познавательные УУД :

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной форме; работа в группах;

    умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы (модели);

    умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;

    умение высказывать своё предположение на основе работы с дополнительной информацией;

    умение работать по предложенному учителем плану;

Личностные УУД:

Планируемые результаты:

Предметные:

1) формирование знаний об условиях жизни и деятельности человека в разных природных зонах.

Метапредметные :

1) работать в группе;

2) осуществлять самостоятельную деятельность и сотрудничество со сверстниками при работе в группе;

3) извлекать необходимую информацию из различных источников;

4) характеризовать природно-хозяйственные зоны;

5) обмениваться учебной информацией с одноклассниками и участвовать в обсуждении;

6) отбирать, анализировать и систематизировать информацию, необходимую для изучения.

Личностные:

1) формирование ценностного отношения к природе;

2) формирование экологического мышления.

Методы обучения : словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности :

    фронтальная работа;

    индивидуальная;

    групповая

Оборудование:

    Учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение, 2015.

    Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»

    Компьютер, презентация к уроку, нуотбуки;

    Карта «Природные зоны России», физическая карта России;

    график «Смена природных зон с севера на юг»;

    карту «Зональная специализация сельского хозяйства».

Ход урока

I .Организация класса

Организационный момент

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Здравствуйте.

Проверьте, организацию вашего рабочего места. Посмотрите на ваших товарищей по работе в группе. Сегодня на уроке мы будем активно работать, и в конце урока каждый из вас оценит свою работу самостоятельно

Приветствие, настраиваются на работу на уроке.

1 мин.

Слайд 1

II . Актуализация знаний

Определение понятия «Природная зона» и их особенностей

Познавательные: умение на основе анализа физической карты, природных зон России находить нужную информацию

Коммуникативные:

Посмотрите на карту «Природные зоны России» и определите, что такое природная зона .

Перечислите, какие природные зоны России вы знаете.

Как вы думаете, какая из природных зон является самой суровой? Почему?

Перечислите основные зоны России, т.е. природные зоны с ярко выраженными признаками этой зоны. Покажите эти природные зоны на карте

Назовите промежуточные зоны. По каким признакам эти зоны считаются промежуточными?

В какой природной зоне живем мы? Покажите эту природную зону на карте

Чем объясняется особенность природы Республики Карелия?

это территория с определенными климатическими условиями, с определенным растительным и животным миром.

(арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешенные и широколиственные леса, лесостепь, степь, пустыни и полупустыни).

(арктические пустыни – суровые климатические условия. Весь год здесь стоит суровый климат. Зима долгая, ветреная; летом t достигает+10 0 , а зимой - 40 0 С. снег идет и зимой и летом. Зимой возникают сильные ураганы.)

(тундра, тайга, широколиственные леса, степь, пустыни)

(лесотундра, лесостепь, полупустыня, потому что т.е. природные зоны, природные особенности которых содержат признаки двух соседних зон.)

(тайга)

(умеренно холодный, переходный от морского к континентальному. Наиболее характерной чертой его является западно-восточный перенос воздуха, вследствие чего в течение всего года на территорию республики поступают воздушные массы, сформировавшиеся над обширными просторами Северной Атлантики. В значительной степени проявляется и «дыхание» Арктики: вторжение воздушных масс ее вызывает резкие и порой длительные похолодания)

3 мин.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

III . Постановка учебной задачи

Мотивация учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Сегодня мы с вами обобщим материал, который вы изучали по теме «Природно-хозяйственные зоны России».

Вы работаете в группах, каждая группа сможет проанализировать и систематизировать пройденный материал и конце урока каждая группа создаст свою модель с ответом на вопрос: в какой природной зоне вы бы хотели проживать и почему.

Как вы думаете, что такое сравнение?

Что такое модель?

это установление сходства и различия объектов;

это схема, описание, изображение, чертёж, план, карта и т. п. какого-либо объекта или системы объектов

1 мин.

Слайд 9

IV . Обобщение и систематизация знаний

Работа в мини-группах

Познавательные: поиск и необходимой информации для создания модели природной зоны

Сравнение природных зон по плану, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать полученную информацию.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.

В процессе групповой работы ученики выполняют основное задание (с. 148-150 учебника). На его выполнение отводится 20 мин. Каждая группа, изучив текст, обдумывает свои учебные действия: ставит цель, выбирает способ её достижения, составляет план, определяет средства и ресурсы (карты, информационные ресурсы и др.), а также оформляет результат в виде таблицы или создаёт электронную презентацию на ноутбуках.

20 мин.

Слайд 10

V . Закрепление

Самостоятельная работа. Представление моделей.

Познавательные: анализ информации

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу

В конце урока каждая группа представляет свои материалы, оформленные в соответствии с требованиями, изложенными на с. 150 учебника. Каждая группа оценивает свои результат групповой работы.

Защита групповых моделей. Вопросы учащихся другим группам.

12 мин.

Презентации учащихся

VI . Итог урока. Рефлексия

Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: умение выполнять самооценку.

Сегодня на уроке очень хорошо работали …

Наш урок подошел к концу, спасибо за плодотворную работу. Предлагаю оценить урок и свою работу на уроке.

На доске плакат со словами

1. Урок полезен, всё понятно

2. Кое-что неясно

3. Ещё придётся потрудиться

4. Трудно

Выполняют рефлексию. Дают оценку своей деятельности, подходят и ставят знак + у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока

2 мин.

>>Природно-хозяйственные зоны России


§ 32. Природно-хозяйственные зоны России

Что такое природная зональность? Природная зональность - это одна из основных географических закономерностей.

Крупнейший немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт проанализировал изменения климат а и растительности и установил, что между ними существует очень тесная связь, что климатические зоны являются одновременно и зонами растительности. В дальнейшем стало ясно, что изменение климата вызывает зональное размещение не только сообществ растений , но и сообществ животных, а также почв, характерных черт поверхностного и грунтового стока, водного режима рек, внешних процессов образования рельефа и т. д.

Вспомните, что называется природной зоной, широтной зональностью, высотной поясносностью, тундрой, тайгой, степями, полупустынями.


Рис. 57. Природные зоны мира и России

В конце XIX столетия великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность является всеобщим законом природы. Она проявляется в большей или меньшей степени во всех природных компонентах как на равнинах и в горах, так и акваториях морей. Все компоненты природы находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и следствием закона зональности является существование крупных зональных природно- территориальных комплексов (ПТК), или природных (естественно-исторических - по В. В. Докучаеву) зон.

Каждая из них характеризуется определенным соотношением тепла и влаги, играющих ведущую роль в формировании почвенно-растительного покрова.

Какие природные зоны есть на территории России?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Хозяйственная деятельность во
многом определяется природными
условиями ландшафтов
Природно-хозяйственная зона
представляет собой группу
сельскохозяйственных районов со
сходными природно-климатическими и
экономическими условиями,
производственной специализацией и
общими проблемами развития ведущих
отраслей сельского хозяйства.

П. 36

1. Какие виды хозяйственной деятельности
вам знакомы?
2. Чем отличается хозяйственная
деятельность древнего человека от
современного человека?
3. Существует ли универсальный вид
хозяйственной деятельности,
свойственный всем природным зонам?

1. Почему принято говорить не только о
природных, но и о природнохозяйственных зонах?
2. Какие виды деятельности характерны
для лесных природно-хозяйственных
зон?
3. Почему именно степная зона является
главной сельско-хозяйственной зоной
страны?
4. Чем отличается хозяйственная
деятельность человека на равнине и в
горных районах?

Практическое задание. «Традиционные виды хозяйственной деятельности для каждой из природной зон России» (стр. 229)

Природная
зона
Традиционны Особенности
е виды
жилища
хозяйствован
ия

Арктические пустыни

Тундра

На крайнем севере издревле жили коренные народы: эвены, эвенки, ненцы, селькупы, долганы, чукчи, коряки и др. Их основные занятия: промысел
моржа, тюленей, рыболовство, оленеводство.
Настоящее жилище народов севера чум или яранга.
Кухня народов севера отличается обилием рыбных
и мясных блюд, часто используется сырое мясо и
рыба (строганина), употребляют оленину, тундровые ягоды, коренья, чукчи – китовое мясо
Народы севера бережно относятся к природе, например все добытое используют полностью, не
убивают зверя просто так, а только ради добычи.

10. Яранга – жилище у некоторых кочевых народов северо-востока Сибири: эскимосов, чукчей, коряков, эвенов, юкагиров

11. Чум - переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки,

Чум - переносное жилище народов СевероВосточной Европы (саами, ненцы) и Сибири
(эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки,
нганасаны, тувинцы и др.)

Самая большая по территории страна мира - Россия. Её природа отличается разнообразием. Разнообразны и её природные зоны, которые последовательно сменяются с севера на юг.

Природные зоны России

Природа каждого материка неповторима. Не является исключением и Евразия, большую часть территории которой занимает Россия. В границах нашей страны практически идеально - чётко и последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны:

  • арктическая пустыня;
  • тундра;
  • лесотундра;
  • тайга;
  • смешанные и широколиственные леса;
  • лесостепная зона;
  • степная зона;
  • полупустыня;
  • пустыня.

Между ними много отличий: различия в климате, температурах, количестве осадков, рельефе, почвенном покрове, растительном и животном мире. Все компоненты активно взаимодействуют между собой. Такое «сотрудничество» обеспечивает их тесную взаимосвязь и целостность. Изменения в одном неизбежно влекут перемены во всех остальных. Внешне это проявляется, прежде всего, в изменении растительности. Активная хозяйственная деятельность людей привела к тому, что современный «внешний вид» природных зон существенно отличается от первоначального. К примеру, сельское хозяйство изменило до неузнаваемости растительность степной и лесостепных зон. Поэтому сегодня, по сути, под природными зонами подразумеваются природно-хозяйственные зоны.

Арктическая пустыня

Арктическая пустыня занимает часть арктического географического пояса и является самой северной из природно-хозяйственных зон России. На её просторах - арктических островах и узкой береговой полосы полуострова Таймыр, господствует арктический климат, для которого характерна долгая, суровая зима и короткое, холодное лето. Осени практически не бывает. Большая часть пространства - ледники. Иногда встречаются небольшие участки со скудной растительностью: мхи, лишайники, некоторые виды цветковых растений. Отсюда и бедный животный мир. Главные жители северного края - различные виды птиц и белые медведи.

Рис. 1 Арктическая пустыня России

Тундра и лесотундра

Далее следует тундра, которая на карте России протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана и местами доходит до Северного Полярного круга. Здесь так же наблюдаются очень низкие температуры воздуха, многолетняя мерзлота и сильные ветра. Растительность не намного, но богаче. Помимо мхов и лишайников здесь уже встречаются низкорослые кустарники, низкорослые многолетние травы, полярные маки и одуванчики. Разнообразен и почвенный покров тундры. Различают торфянистую, травянисто-кустарниковую, кочковатую, болотистую и каменистую тундру.

К южной части тундры примыкает полоса лесотундры, которая постепенно переходит в тайгу. Она характеризуется суровой зимой и малым количеством атмосферных осадков. На её территории много озёр и рек. Почвы в основном торфяно-болотные. Здесь уже помимо кустарников встречаются деревья: карликовые берёзы, полярные ивы, ель и пихта. Более разнообразен и животный мир: песцы, северные олени, лемминги и другие.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Учёные полагают, что лесотундра является не отдельной зоной, а подзоной тундры.

Во всех трёх зонах - арктической пустыни, тундре и лесотундре, постоянного населения нет. Наблюдается редкоочаговое сельское расселение, то есть между поселениями сотни километров. В основном, это коренные народы, которые живут за счет промысла моржа и тюленей, занимаются оленеводством, охотой и рыболовством.

В 20 веке северные территории России начали активно осваиваться. Был открыт новый Северный морской путь, который позволил снабжать население продуктами и топливом. Кроме того, были обнаружены крупные запасы природного газа, нефти, цветных металлов и других полезных ископаемых. Их добыча и транспортировка сильно загрязняет окружающую среду.

Рис. 2 Русская тундра

Лесная зона

К лесной зоне относят тайгу и зону смешанных и широколиственных лесов. Это самая большая природная зона России. Тайга занимает обширную территорию: Европейская часть России, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток. На большей части господствует умеренно-континентальный климат, особенностью которого является морозная зима и тёплое лето с большим количеством осадков. И только в Восточной Сибири - резко-континентальный климат с очень морозной зимой. Самые распространённые почвы - подзолистые. Основной покров – густые хвойные леса, светлохвойная и темнохвойная тайга. Животный мир отличается большим разнообразием: бурый медведь, рысь, кабан, олени, лоси и другие.

Зона смешанных и широколиственных лесов простирается южнее тайги на Русской равнине, а так же к югу Западной Сибири и Дальнего Востока. Зима не очень морозная, мягкая с частыми оттепелями, а лето достаточно тёплое. Основной покров – смешанные леса, где живут норки, бобры, косули, куницы.

Для населения России лес всегда был первым кормильцем: ягоды, грибы, лекарственные растения, мясо, пушнина, изобилие древесины для строительства домов и для обогрева. Поэтому здесь со временем выросло много крупных городов, которые являются центрами добывающей промышленности, рыболовства, лесопереработки. Развито и сельское хозяйство. Но в южной тайге условия для земледелия лучше, чем в зоне смешанных лесов. В последней основное хозяйство - животноводческое.

Рис. 3 Русская тайга

Лесостепи и степи

Лесостепи и степи приходятся на юг Европейской части и Западной Сибири. Климат тёплый и относительно сухой. Однако уже можно наблюдать недостаток увлажнения. Лето достаточно тёплое, а зима холодная, но малоснежная и ветреная. Основные почвы - плодородные чернозёмы. Разнообразен и животный мир: степной волк, лисица, различные грызуны, суслик, куропатка и другие.

Данные природные зоны по праву считаются главными житницами Российской Федерации. Большая часть территории распахано. Люди активно занимаются земледелием и животноводством. Здесь выращивают овощи, фрукты, подсолнечник, кукурузу и пшеницу. Кроме того ведётся активная добыча железных руд, угля. Нерациональное использование природы этих ландшафтов приводит к полному уничтожению многих видов растений и животных.

Рис. 4 Степная зона России

Полупустыни и пустыни

Прикаспийская низменность и территория на границе с Казахстаном - это и есть зона пустыни и полупустыни. Высокие температуры и небольшое количество осадков приводят к очень жаркому лету и тёплой малоснежной зиме. Основные виды почв - каштановые, серо-бурые и бурые полупустынные.

Условия для жизни в зоне пустынь и полупустынь не очень благоприятные. Основное занятие населения - животноводство. Главным образом здесь разводят овец, лошадей и верблюдов.

И так скудная природа этого региона очень неустойчива к воздействию на неё человека. Перевыпас скота ведет к уничтожению растений и дальнейшему опустыниванию.

Что мы узнали?

На обширной территории Российской Федерации постепенно с севера на юг располагаются девять природных зон. Еще раз их перечислим: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепная зона, степная зона, полупустыня и пустыня.

В современном мире из-за активного вмешательства человека в природу под природными зонами понимают природно-хозяйственные зоны.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 284.