Как импровизировать во время разговора. Основные методы или приёмы импровизации

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

- Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? - Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

- Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? - Чего? Какая …ммммМпровизация?

- А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

- А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

Вопросы, вопросы, вопросы. Слова ведь нужны, отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули!

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации .

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность !

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода : - Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: - А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых .

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и.т.д.).

Пролистываете книгу по методике : обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации .

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову .

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал .

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

В статье использованы идеи и материалы:

Сергей Шипунов (СИ+ приемы)

Я всегда, в силу ума и фантазии, много времени проводил в мыслях о будущем.

И всегда, в силу профессионального опыта рефлексии и склонности к аналитике, уйму мыслей отправлял в прошлое. Но все чаще, занимаясь у одного из лучших тренеров страны, создавая собственный стиль жизни (импровизация), ежедневно ставя себе планку в бизнесе и ежегодно в отношениях, учился быть в настоящем.

В качестве иллюстраций к своей статье Демьян выбрал фотоимпровизации Петра Ловыгина про Луи Армстронга и его путешествие по современной российской глубинке. Петр - один из первых авторов, вошедших в коммьюнити импровизаторов.

Я не раз говорил «давальщикам» (от психологии), что жить надо «здесь и сейчас». Я изучил много практик о том, как достичь такого состояния, но по-настоящему понял, о чем это, разыгрывая очередное очко в теннисной партии.

Раньше, когда я концентрировался - я напрягался. Тут же. Моментально. И не мог выиграть. Потому что камень подвижен, только когда его кидают:) А когда расслаблялся - я становился рассеянным. Ну, правильно, для меня это были противоположные состояния: концентрация и расслабление. И потребовались годы в жизни - 34, в теннисе - 5), чтобы хоть иногда научиться быть одновременно в обоих состояниях. И тогда я стал побеждать.

Как это все применить в жизни? Разбираемся вместе.

Слышать мастеров

Однажды я, сидя на скамейке в парке, невольно подслушал беседу барона Мюнхгаузена с Абрахамом Маслоу о зрелых личностях. Экспрессивный Маслоу считал, что они составляют около 1 % населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. На вопрос барона, что конкретно их отличает, он мгновенно перечислил:

  1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
  2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
  3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.
  4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
  5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.
  6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
  7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
  8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
  9. Чувство общности с человечеством в целом.
  10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
  11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
  12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются
  13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
  14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
  15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

Барон на это, помнится, что-то возразил, но я уже был настолько ошеломлен потоком мыслей, собственных идей и намерения действовать немедленно, что уже не слушал собеседников, а лихорадочно записывал новый план развития моей компании...


С тех пор задача импровизационных проектов, которые делает команда корпорации Tour De Gra ™ каждый месяц, - увеличить процент зрелых людей.

Быть импровизатором

Импровизация - это стиль жизни Дурака. Яркий взгляд, высоко поднятая голова, уверенный шаг и абсолютное доверие пути. Дурак знает, чего он хочет, но не знает, как к этому придет. Ему плевать на опыт других людей. Он ищет свой. Ему не знакомы сомнения, ведь он и так не знает ничего.

Он очень трудолюбив, но со стороны кажется, что ему все дается даром. Он эмоционален настолько, насколько развит. Он отрицает логику, потому что та задерживает его. Он восхищается вещами, которые остальным кажутся неважными.

Он достигает высоких результатов там, где другие и не мыслят себя. Но он даже не в состоянии оценить свой результат, потому что двигается дальше. Его счастье - в его неведении. Его счастье - не результат, а следствие. Он счастлив, хотя, говорят, все время делает что-то не то. Он Дурак.


Импровизация и дисциплина всегда идут рядом. Должны идти рядом. Каков смысл твоей импровизации, если ты и так по жизни разболтан и хаотичен? Ты и импровизацию используешь лишь как оправдание собственной рассеянности. И не достигнешь ничего, и устроишь в каждом стакане бурю воды.

По сути, импровизаторы - самые дисциплинированные люди на земле. Подумай: им нужно не только организовать свое дело, им нужно общаться с большим числом людей, нужно организовать свое время, чтобы выделить 2-3 часа на новое дело. Им нужно просто иметь это время на импровизацию - иначе откуда они его возьмут? Им придется отобрать это время у запланированных дел. А это будет означать хаос и нарушение обязательств по отношению к самому себе.

Импровизация должна быть качественной - то есть приводить к важному для тебя результату. Кроме наслаждения самим процессом - а это отдельное качество, тоже важное - ты с помощью импровизации и интуиции находишь верное решение проблемы. Например, меняешь себя. Растешь в приключениях. Обновляешь отношения. Учишься новому ремеслу. Познаешь новую личность.

Но как импровизация может быть качественной, если ты хаотичен, если ты безОБРАЗен, если ты не определен в жизни? Только твой опыт, твой профессионализм или стремление к нему, только твое знание дела позволят создать красивую импровизацию. Иначе ты будешь только несчастен.

Импровизатор не оправдывает своим спонтанным поведением незнание предмета. Импровизатор знает старые пути, но ему они уже не интересны, или он видит, что они неэффективны. Тогда он начинает искать новые. Но даже ищет он красиво, потому что он уверен в себе и остается собой. Его ритм уже задан. А внутренний ритм - это и есть твоя дисциплина. Одно без другого невозможно, не обманывай себя. Как ты можешь менять ритм, если в тебе его нет изначально?


Только развивая дисциплину в себе - в отношениях с ребенком, с любимым, в отношениях со временем, в новом ремесле, которое хочешь освоить, в деле своей жизни - ты сможешь пробовать импровизировать. Только труд по 15 часов в день и предельная сосредоточенность на том, чем занят, принесут тебе огромную практику импровизации.

Будь импровизатором, но помни, что это уже двойная ответственность. И за ритм, и за его нарушение. Классическое произведение создать проще, его можно просто выучить наизусть. Импровизацию ты не выучишь, ты должен быть практиком. И знать свой ритм - куда ты должен прийти в итоге.

Начинать аккуратно

И еще момент: не делай импровизацию сразу тотальной в своей жизни. Не обязательно быть импровизатором во всем. Наоборот, если для тебя это - новое качество и стиль жизни, вводи его постепенно и только в «проблемные» сферы жизни.

Посмотри, откуда ты хочешь сдуть пыль. Приелись отношения с человеком («я конечно, его/ее люблю, но каждый день похож, секс и тот похож, скучно»). Заладил одно и то же с ребенком, а он - тебе. Работа осточертела своей предсказуемостью и однообразием. Надоела ситуация с деньгами («слишком мало», «слишком много», «быстро приходят», «быстро уходят», «часто берут в долг и не возвращают», «ты интересен только деньгами своим родственникам / приятелям / девушкам», «нецелевое вложение денег» или «они просто не приносят радости»). Скучно без творчества и не знаешь, где его искать, или ищешь единомышленников и равных по энергетике людей, но не поймешь, где они обитают. Хочешь создать какой-то сумасшедший проект, но никто не учит и не приглашает?

Вот в той сфере своей жизни, где старый путь перестал быть эффективным - начинай импровизировать, пробуй новые ноты. Делать это (осваивать новое мастерство), конечно, лучше под руководством мастеров.

Сложнее действительно самому понять, с какой сферы начинать. Если быть точным - вот пять сфер жизни человека: личные отношения, социальная реализация, здоровье, развлечения, дух. Почувствуй, выбери, начинай импровизировать.

Или, напротив, ты решишь, что импровизация тебе не нужна, тебя вполне устраивает старая партия - тогда не обманывай себя и других, ты не импровизатор, и среди них тебе делать нечего. Ты не встретишь в таком коммьюнити близких по духу, тебе будет трудно с активными, деятельными людьми, тебе будет плохо с новым в твоей жизни, ты просто разрушишь старое, ничего не построив. Это предупреждение. Чувствуй, выбирай.

Однако, возможно, тебе просто станет страшно. Как страшно бывает впервые пришедшим в танцевальную студию в 35 лет. Или страшно некрасиво выглядеть, впервые сидя за гончарным кругом, выходя на сцену или изучая джаз. Страшно, что не успеешь, делая журнал за 24 часа в команде незнакомцев или снова и снова создавая отношения с человеком. Как недавно писала эссеист Роксолана : «Если ты человек, другие люди тебе - наркотики. И пока ты человек - ты человекоман. И от этого не лечат. Когда тебя перестает ломать от одного, интерес познать второго уже соблазняет. Думаю, люди друг другу - наркотики. На которых до смерти сидят».


Но этот страх - созидающий. Да, шагая в пропасть нового, ты не знаешь результат - пусть! Зато ты точно знаешь, что прямо сейчас создашь новое произведение... Может, именно так и нужно жить? В моей жизни - только так. Чувствуй.

То, что я здесь написал, не для тебя? Гурджиев советовал: перечитай еще два раза, затем делай выводы.

Гордиться результатом

Моя профессия - создавать импровизационные проекты. Например, такие:

  • движение импровизаторов: Improvisators" Movement Jazz For Streets
  • школа контактной импровизации:

Как бы мы мысленно ни готовились к предстоящим серьезным разговорам, нам всегда приходится импровизировать.Роберт Макки

Даже во время произнесения заранее заготовленной и хорошо отрепетированной речи нередко случаются разные неожиданности. Из зала может прозвучать внезапный вопрос, который собьет оратора с толку, оратор может перепутать или начисто забыть фрагмент речи и впасть в ступор и т. п. О деловых переговорах или дружеской беседе тет-а-тет и говорить нечего – такое невозможно подготовить, придется научиться импровизировать в разговоре.

Человек, владеющий навыком импровизации, подвержен описанным выше рискам в той же степени, что и любой другой, но у него всегда есть соломинка, за которую можно ухватиться в трудную минуту. Импровизация дает возможность сгладить заминку, выиграть время, собраться с мыслями и незаметно вернуть себе контроль над ситуацией.

Чем конкретно поможет вам словесная импровизация:

  • вы больше не впадете в ступор, если вдруг потеряете мысль или забудете слова;
  • вы больше не будете зависеть от бумажки;
  • ваше выступление станет более живым и эмоциональным, т. к. оковы вызубренного неживого текста будут сброшены;
  • вы научитесь не теряться при интервьюировании, сможете мгновенно, емко и интересно отвечать даже на неожиданные и каверзные вопросы;
  • публичные выступления станут для вас легким и приятным занятием, соответственно, о связанных с ними страхах можно будет забыть навсегда;
  • поддержание беседы больше не будет для вас в тягость, вы научитесь непринужденно вести разговор на любую тему.

Речевая импровизация: задачи и преимущества

Под определение речевой импровизации, по большому счету, подходит вся устная речь, т. к. слова для выражения мыслей мы подбираем на ходу. Этот навык совершенствуется всю жизнь с раннего детства, но упражнения на импровизацию ускоряют процесс. Кроме того, львиная доля нашей спонтанной речи приходится на бытовое общение, первой и главной задачей которого является обмен информацией.

Все кардинальным образом меняется при выступлении на публике, как и при важном разговоре с малознакомым человеком. Добавляются новые задачи:

  • завладеть вниманием аудитории/собеседника и удержать его;
  • расположить к себе слушателей, вызвать доверие, симпатию, убедить в компетентности и т. д. в зависимости от ситуации;
  • понятно изложить и донести мысль до аудитории.

Завладеть вниманием

Когда вы делаете шаг на сцену, останавливаетесь у микрофона и бросаете взгляд на зрителей, вы полностью владеете их вниманием, они ждут. Первое же слово, реплика или даже жест либо заинтригуют их, либо разочаруют. В последнем случае даже не ушедший из зала слушатель будет заниматься чем угодно, только не прослушиванием вашей речи. То же самое касается встречи с малознакомым человеком, например, первого свидания. Ваша собеседница (или собеседник) искренне интересуется вами до того, как вы открыли рот. Сохранится ли этот интерес после, зависит только от вас. Соответственно, чтобы завладеть драгоценным вниманием своей аудитории, речь должна быть живой, эмоциональной и непринужденной, а сказанное – емким и интересным.

Расположить

Расположить собеседника к себе – значит вызвать у него положительные эмоции. Это достигается разными способами. Например:

#1

юмором – хорошая шутка всегда в цене;

#2

общностью взглядов, интересов, положения, опыта и т. п. – вы можете рассказать историю из своей жизни, в которой слушатель узнает себя, можете высказать мнение, совпадающее с мнением слушателя, в конце концов, вы со слушателем можете оказаться родом из одной деревни; то или иное общее располагает и способствует пониманию;

#3

профессионализмом – настоящий мастер своего дела всегда будет пользоваться авторитетом среди коллег.

В бытовом разговоре со знакомым человеком нет необходимости завоевывать его симпатию: она либо уже завоевана, либо уже потеряна, ведь у вас было время друг друга узнать. Слушатели же видят и слышат вас впервые, их недостаток знаний о вас будет компенсироваться впечатлением, которое вы производите. Вот почему умелая речь жизненно необходима любому оратору.

Донести мысль

Тема публичного выступления, как правило, сложнее и обширнее предмета бытового разговора. Речь оратора должна быть четко структурирована, иначе он будет путаться, терять мысль и забегать вперед, как бывает, когда хочется сказать все и сразу. Неправильная подача обширного материала приводит к потере внимания публики: слушателю сложно вслед за оратором перескакивать с одной мысли на другую, сбиваться и повторяться, он быстро устанет и найдет способ отвлечься или же стоически все выслушает, но ничего не поймет. Правильная подача, наоборот, будет вести слушателя от события к событию: каждая новая мысль будет вытекать из предыдущей и, развиваясь, перетекать в следующую. Речь хорошего оратора, словно лестница из мыслей, –слушателю на ней комфортно и легко, а значит, пониманию ничто не препятствует.

Приемы и упражнения на импровизацию

Эти простые упражнения для развития импровизации речи – хитрости умелых ораторов – проверены поколениями. Они помогут вам не ударить в грязь лицом в сложной ситуации и выиграть время, чтобы навести порядок в мыслях. Сразу овладеть ими не получится, нужны постоянные тренировки. Чтобы развить импровизацию в речи, упражнениям желательно уделять не менее часа в день.

Используйте ассоциации

Как прием

Если вы забыли слова или потеряли мысль, вам нужно выиграть время и не допустить неловкой паузы. Для этого переключите разговор на что-то, что ассоциируется у вас с основной темой. Ассоциация, разумеется, должна быть как можно ближе к предмету: это может быть случай из жизни, анекдот, новость или интересный факт. Главное – увлечь слушателей, пока вы собираетесь с мыслями.

Как упражнение

  • В «Ассоциации» можно играть с друзьями так же, как в «Города».
  • Можно придумывать для этой игры свои правила: ассоциации на последнюю букву предыдущего слова, ассоциации только на одно слово, и т. д.
  • Можно тренироваться самостоятельно, выбирая слово и подбирая к нему ассоциации. Устанавливайте рекорды, стремитесь подобрать определенное число ассоциаций к слову за определенное время и т. д.

Задавайте вопросы

Как прием

Аудиторию всегда можно отвлечь риторическим вопросом или даже серией вопросов. Такое отступление предполагает паузы, ожидание ответов из зала, реакцию на эти ответы и т. п. За это время вы успеете вернуть себе контроль над ситуацией: вспомнить текст или поймать ускользнувшую мысль.

Как упражнение

Попросите кого-нибудь из знакомых или близких помочь вам отрепетировать речь. Пусть этот человек слушает вас и задает вам вопросы, намереваясь застать врасплох и сбить с мысли. Ваша цель – не растеряться и найти ответ на каждый вопрос, плавно и органично вписав его в общий процесс выступления.

Меняйте тему по последнему слову

Как прием

Если необходимо сменить тему, используйте последнее сказанное вами слово как отправную точку: для слушателя такой переход будет выглядеть оправданно. Последнее слово и есть ваша новая тема: раскрывайте ее, подбирайте к ней ассоциации, пользуйтесь вопросами. Нужно вернуться в прежнее русло? Вы можете выйти так же, как вошли, – с помощью слова.

Как упражнение

Возьмите случайную статью или газетную заметку и представьте, что это отрывок вашей речи. С последнего слова начинайте импровизировать: развивайте тему некоторое время, а потом плавно и органично вернитесь к теме заметки.

На просторах интернета можно найти для тех, кто способен на самообразование и кто объективно может оценить свои недостатки как оратора. Готовый тренинг также поможет понять вам как они проходят в актерской школе.

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.1)

Что такое импровизация?

О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация - один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...

Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.

Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?

Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот , подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.

К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги - продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.

Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?

Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,

Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.

Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец - хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?

Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения , которые:

1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю
танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу - начало, развитие, кульминация... вход-выход и пр.)
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).

А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это

7. Выучены и отработаны заранее.

Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.

Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:

И наоборот:

Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:

Примеры, где проявляются общие закономерности импровизации.

  • Представьте себе мотоциклиста или сноубордиста (Free Style), которые строят свои композиции прыжков согласно ландшафту, рельефу местности...
  • У меня есть еще один хороший пример. Представьте себе строй солдат, репетирующих парад, и ребенка, которому разрешили порезвиться невдалеке. Ребенок то пристраивается рядом и марширует точно в ногу с солдатами, то делает в 2 раза больше шагов, то отбегает в сторону, то отстает, догоняет и снова пристраивается... Представили? Этот ребенок ТВОРИТ, он импровизирует!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Импровизация – это нахождение в потоке положительной энергии, когда вы действуете не совсем сознательно (а точнее, используя свое подсознание), но достигаете при этом замечательных результатов, а положительные переживания становятся неотъемлемой их частью.

Как правильно импровизировать на ходу?

Вот секрет успеха в путешествиях – кода вы готовы к любым поворотам судьбы и с уверенностью принимаете все, что происходит, испытываете радость.

Наверное, в путешествиях наилучшим образом применим принцип «Момент Сейчас. Что подразумевается под этим принципом? Да все очень просто – наслаждайтесь тем, что происходит, чем бы это ни было.

Например, пошел ливень, и вы под него попали – ботинки насквозь мокрые, все вокруг прыгают через широкие водные потоки, которые превратили улицы в венецианские каналы. Что вы при этом ощущаете? Радуетесь, как ребенок!. Вам было бы смешно видеть, как люди пытаются преодолеть водную преграду, как девчонки в модных туфельках тонут в этих потоках и визжат… весело.

Хотите испытать радость момента? Откажитесь от четко запланированного результата! Когда вы цепляетесь за конкретную реализацию ваших планов, вы не позволяете Вселенной сделать часть работы за вас, запрещаете ей проявить свой творческий порыв в отношении вас. Вселенная готова вас удивить, а вы сопротивляетесь.

Данный принцип может быть применен к любой сфере жизни. Попробуйте найти ту нишу, где бы вы смогли начать использовать импровизацию, и следите за тем, что произойдет.

1. Планирование на ходу , когда вы можете себе это позволить, приводит к тому, что вы развиваете у себя навык быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Да, наша жизнь действительно часто течет очень размеренно. Однако иногда планы ломаются, и тут надо суметь не застрять на сломанных рельсах и оперативно перестроиться на новые как можно быстрее. Именно этому вы учитесь, импровизируя.

2. Из первого вытекает второе. Лучший отдых – это смена этой размеренности на спонтанность. Пусть сегодня все пойдет не так, как планировалось. Сегодня я хочу испытать что-то новое, о чем не думала вчера.

3. Меняя что-то в размеренной жизни, импровизируя, вы вспоминаете о том, что у вас всегда есть выбор (об этом часто забывают). Мы все добираемся до работы привычным путем изо дня в день. Иногда возникает очень странное ощущение, когда случайно или намеренно мы меняем свой маршрут. Жизнь – это постоянное изменение и выбор. Выбирая в малом, мы вспоминаем, что способны изменить и что-то более серьезное, если того захотим. Импровизация – это способ напомнить себе о том, что мы способны сделать выбор в любой момент.

4. Ну и, конечно же, импровизация и спонтанность – это творчество.

Импровизируйте же! Позвольте Вселенной помочь вам найти путь! Пусть ваше «завтра» отличается от вашего «сегодня». Стройте планы, но будьте готовы к проявлению спонтанности.

Что развивает игровая импровизация:

  1. креативность мышления (иногда это похоже на взрыв мозга, но это приятно:)
  2. легкость и быстроту принятия решений - не откладывать на завтра то, что надо сделать сейчас же
  3. умение свободно и легко выражать свои мысли
  4. эмоциональную яркость и выразительность (не изображение эмоции, а реальное проживание
  5. доверие себе - избавление от страха "Что обо мне подумают!!!"
  6. умение видеть ситуацию со стороны и управлять ей.

Ускоряя работу воображения, вы столкнетесь с максимальным количеством нестандартных ситуаций. В вашем сознании прокладываются новые тропинки, вы чувствуете себя легко и свободно в любых жизненных ситуациях. Ведь там, где есть место новому - на смену шаблонам приходит вариативность. Правил нет, сценариев нет - есть только приемы . Правила в жизни создает сама импровизация . Каждый вы будете участником совершенно новой и неповторимой истории, которая может случиться только однажды и только с вами! Нарабатывая состояние импровизации, мы привыкаем больше доверять себе, принимать мгновенные решения и находить нестандартные выходы из любых ситуаций.

Погружаясь в состояние импровизации, мы начинаем лучше понимать себя и окружающих . Глубже и яснее чувствуем свои эмоции. Становимся легче и подвижнее! Эти качества делают вас более мобильными в принятии решений, более творческими.

Тренировка внимания и р азвитие наблюдательности

В течение дня находите вокруг себя круглые предметы. Смотрите, изучайте и удивляйтесь!

То же самое проделайте с квадратными и треугольными предметами)

В течение дня обращайте внимание на тактильные ощущения - гладкость, шершавость, мягкость, теплоту предметов. А в конце дня выдайте ПРИЗ самому приятному на ощупь предмету за день!

Когда вы тренируете внимание, то ваша активность и концентрация заметно повышается!

Становится больше энергии и желания действовать!

Упражнения на развитие воображения и креативности

Зачем ты вешаешь шторы

Развитие креативности, скорость мышления

Это одно из лучших упражнений на развитие скорости и вариативности мышления. Возьмите любой вопрос, который начинается с "Зачем"

  • Зачем ты вешаешь шторы?
  • Зачем ты рисуешь квадратики?
  • Зачем ты собираешь яблоки?
  • Зачем ты занимаешься актерским мастерством?
  • Зачем ты фотографируешь слона? и т.д.

И в течение 3 минут (это минимум) отвечайте на него! Находите разные точки зрения, разные причины и мотивы! Главное, что бы они были достаточно реальными.

Возможно, вы будете "зависать", не волнуйтесь, просто посмотрите на ситуацию иначе, новый ответ сразу появится!

Это упражнение отлично развивает фантазию, воображение и креативность!

Ассоциации

воображение, скорость мышления, ассоциативное мышление

На развитие ассоциативного мышления есть очень много разных упражнений. Ассоциации можно поделить на несколько типов:

  1. Совместимость: море - солнце
  2. Подобие: шар - круг; линия - луч
  3. Противоположность: лето - зима; добро - зло
  4. Причинно - следственные связи: дождь - лужа; радость - смех
  5. Часть предмета: лошадь - хвост; дом - крыша
  6. Обобщение: яблоко - фрукт; дерево - лес

В упражнениях можно использовать любые типы ассоциаций. Со временем вы заметите каким типом Вы пользуетесь активнее, и тогда можно сознательно расширять своё мышление - тренировать новые способы.

Простые ассоциации

Начните с партнером перекидываться ассоциациями. Это должны быть существительные (имена собственные тоже можно использовать).

Например: слон - зоопарк - клетка - птичка - корм - зима - лыжи - палки - забор и т.д.

Главное тут - скорость мышления. Говорите быстро, но при этом старайтесь расслабиться и позвольте ассоциациям рождаться легко, без напряжения. Берите первую ассоциацию, которая родилась, не сомневайтесь, не выбирайте из множества вариантов, просто отпускайте воображение и творите!

Далекие ассоциации

То же самое, что и простые ассоциации, но тут вы называете третий или четвертый образ.

Например:

А: Слон

Б: (про себя: зоопарк, клетка, птичка) - крыло (вслух)

А: (про себя: полет, небо, облака) - дождь (вслух)

Партнер Б работает с образом "дождь"

В этом упражнении также тренируется внутреннее внимание. В тот момент, когда вы представляете себе цепочку ассоциаций, Вы концентрируетесь и включаете активное воображение!

окончание на следующей странице .

  • < Исключительной КРАСОТЫ РАбота МАтушки ПРИРОДы...
  • Как импровизировать по жизни? Часть 2 >