Эссе петр 1 гений или тиран. Преобразование Петра

Петр 1 Великий - тиран или реформатор?

Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться ещё на полтысячи лет, если бы… Если бы к штурвалу не пришел деятельный и активный, любознательный и непоседливый, всем на свете интересующийся и работы не боящийся молодой человек. Которого мы, потомки, называем «Петром I». А за границей величают государя нашего не иначе как «Великим».

По поводу «или».

Мне кажется, в характеристике столь масштабной в культурно-историческом плане для все России личности никаких «или» быть не должно. Противопоставления хороши в однозначных вещах. Глуп или умен, высок или низок, черен или бел. «Реформатор или тиран» - в корне неверное определение. Реформируя что-либо, как и реставрируя-ремонтируя, не обойдёшься без «жертв». Чтобы привести в порядок стены в старой кухне, смывают старую побелку, сдирают грязные обои. По окончании ремонта все прекрасно, светло, чисто и по-новому. Но так ли считают остатки старых обоев, вынесенные на помойку?

Возможно, приведенное сравнение грубовато по отношению к глобальным переменам, которые Петр I произвел в российском обществе, но оно довольно красноречиво. И потом, почему: «тиран»? Он что, как большевистские «реформаторы» 20 века, жег, стрелял, резал, «национализировал» и казнил «врагов народа»? Его «брадобрейство» - просто пустяки по сравнению с подлинной тиранией и авторитаризмом.

Все реформы, с таким напором и жаждой совершенствования производимые молодым максималистически настроенным императором, имели целью «продвинуть» (как сейчас принято говорить) вверенную ему страну. Возвести её на новый уровень, «вывести в свет», приблизить к благам и достижениям цивилизации, которых сам он с юности в Европе насмотрелся.

По большей части народ и «купцы-бородачи» роптали из-за внешних изменений, не столь важных, принципиальных. Смена кафтана, укорачивание бород, введение иноземных блюд в рацион и праздников в календарь. То, что раскололо «янтарь» и выпустило муху из «тесноты, да не обиды» на свежий воздух.

Серьезные же реформы, затрагивающие продвижение по службе, некоторое уравнение в правах всех достойных, сообразительных и умелых людей, не могли нести ничего, кроме действительной пользы для культурной и интеллектуальной жизни государства.

Если ранее «каждый сверчок» не только знал, но и сидел, как приклеенный, на своем «шестке», то теперь была тысячам людей предоставлена возможность найти себе применение по душе. Не только плотники потомственные, в 7-м поколении, плотничать могли. Но крестьяне, буде на то их воля, желание, а также способности реальные. То же касается торговли, ювелирного дела, корабельного, инженерного… любого, за какое ни возьмись. Разве стоит полемизировать о благодатном влиянии на развитие всех вышеперечисленных ремесел реформ Петра?

Браки, которыми могли сочетаться люди разных сословий. Здесь ли не польза? Этот вопрос, правда, более спорный.

В заключение хотелось бы сказать, что Петр I, по моему мнению, не тиран и не деспот. Он старался быть справедливым. И, по большей части, это у него получалось.

Библиографическое описание: Киданова Е. А., Гордон Э. В. Пётр I: тиран или реформатор? // Юный ученый. — 2018. — №4. — С. 19-21..04.2019).





Пётр I (1672–1725) принадлежит к числу крупнейших исторических деятелей и, одновременно, к самым противоречивым. Споры о решающей роли Петра Великого в истории России - положительной или отрицательной - не утихают и сегодня .

Так, известный историк С. М. Соловьёв считал, что Пётр I заслуживает звания «великий» . Свою оценку личности Петра даёт Н. М. Карамзин, который, признавая величие императора, указывает в то же время и на ряд его недостатков, к примеру, на чрезмерное увлечение иностранным и утрату в связи с этим «благоразумия» .

Известные поэты XVIII-XIX вв. буквально обожествляли Петра Первого. Так, М. В. Ломоносов посвятил императору такие строки: «Он Бог, он Бог твой был, Россия» . Позже ему вторил Г. Р. Державин: «Не Бог ли в нём сходил с небес?» .

Цель исследовательской работы: используя различные материалы проанализировать факты деятельности и взглянуть на личность и реформы Петра I глазами разных историков, философов и современников императора.

Задачи исследовательской работы:

1) рассмотреть личность Петра I;

2) изучить и сравнить работы известных историков, философов разных времён и современников Петра I;

3) проанализировав источники, сделать вывод о значении исследуемых событий.

Для проведения своего исследования я использовала историко-системный метод . Суть такого метода заключается в обобщении исторических фактов и создании единой системы, а также рассмотрение и оценивание отдельных фактов с позиции всей системы.

Мой интерес к жизни и деятельности Петра I вызван тем, что его деятельность продолжает и в настоящее время вызывать резкие споры у историков, философов.

Данная тема является актуальной, так как у многих школьников возникает вопрос: кто он Пётр I - великий реформатор или великий тиран? Реформы Петра I - это прогресс в истории России или откат назад?

С одной стороны, реформы имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости.

С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства.

Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты.

Вся его внутренняя политика была направлена на укрепление государства. Пётр I коренным образом изменил внутреннее устройство государства, проведя ряд реформ: экономическую, сословную, военную, церковную, управленческую и др. .

Провёл перепись населения, распределил подать с помещиков, крестьян и прочих. Начал производить военную технику, сформировал российский флот, сделал Санкт-Петербург главным портом (в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану).

Было сокращено отставало Российского государства и в области духовной культуры. Были созданы новые типографии в Москве, Петрограде и других городах выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий в том числе новых учебников и учебных пособий .

В 1724 г. была основана Академия наук (открылась в 1725 г.). Особое значение приобрели специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности.

В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы - светская и духовная .

При правлении Петра активно проникали в русскую жизнь элементы светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета «Ведомости» .

Реформы преодолели экономическое отставание страны от других европейских государств. Так, вводились беспроцентные ссуды, рассрочка платежей, беспошлинный ввоз нужного товара из-за границы, привилегии. Таким образом, проявлялась политика протекционизма и меркантилизма в России.

Уделялось внимание усовершенствованию сельхозтехники. В условиях, когда произошло существенное расширение промышленного производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Она сложилась в XVII в. и теперь, в эпоху петровских преобразований, перестала соответствовать интересам хозяйственного развития.

Появились новые денежные единицы - копейка, полушки, денежки, червонцы .

Словом, полностью преобразовал, укрепил Россию, и превратил в великую империю.

Но нужно отметить и другой аспект. Несмотря на то что Пётр I естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными, носили во многом импровизационный характер. Они не были результатом тщательного продуманного плана или кабинетной работы. Напротив, они выросли из проблем современности, из самой жизни, из насущных потребностей общества.

По этой причине часть задуманного изменялась, часть отменялась или, напротив, совершенствовалась. Таким образом, в преобразованиях Петра I есть много незавершённого и противоречивого.

Таким образом, проанализировав все существующие исторические факты деятельности Петра Великого, я пришла к выводу, что несмотря на неоднозначность оценок реформ Петра, с уверенностью можно сказать, что вся его деятельность была направлена во благо России, на её развитие и защиту интересов страны.

Пётр Великий, не жалея ни душевных, ни физических сил, посвятил всю свою жизнь процветанию Российской Империи.

Можно привести слова известного российского историка И. Буганова, что с Петра I «начинается новая эпоха - преобразователя России, выведшего её на новые пути». .

Литература:

  1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. История России от древних времен до Петра Великого [Текст] / М. Аксенова. Аванта +, Москва 2000.
  2. Буганов, В. И. Пётр Великий и его время [Текст] / В. И. Буганов. - М.: Наука, 1989.
  3. Гайдуков, П. Г. Русские полуденги, четверетцы и полушки XIV-XVII вв. [Текст] / П. Г. Гайдуков. - М.: Палеограф, 2006.
  4. Державин, Г. Р. Стихотворения [Текст]/ Г. Р. Державин. - Петрозаводск: Карелия, 1984.
  5. Карамзин, Н. М. История государства российского [Текст] /Н. М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2009.
  6. Кононенко, Б. И. Культура. Цивилизация. Россия. [Текст]/ Б. И. Кононенко. Издательство «Щит-М», Москва 2003.
  7. Ломоносов, М. В. Избранные произведения [Текст] /М. В. Ломоносов. - Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1980.
  8. Митрофанов, В. В. Пётр Великий в оценках С. Ф. Платонова [Текст] // Историк и историческая память. - 2015. - № 11.
  9. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времен [Текст] / С. М. Соловьёв. - М.: Эксмо, 2009.
  10. Цечоев, В.К. и др. Отечественная история. [Текст] / В. Е. Асташин, В. К. Цечоев. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2004.
  11. Шмурло, Е. Ф. История России 862–1917 гг. [Текст] / Е. Ф. Шмурло. - М.: Аграф, 1997.

Петр Первый - одна из самых величественных и неоднозначных фигур в истории Российского государства - привлекал к себе внимание многих писателей.

Алексей Толстой не составил исключения. Он обращался к образу Петра неоднократно - в написанном сразу после революции рассказе «День Петра», в пьесе «На дыбе». Углубляясь в петровскую эпоху, Толстой пытался лучше понять современность. Шло время, и взгляды писателя менялись. Если в «Дне Петра» явственно звучит мысль о тщетности отдельной, даже самой незаурядной личности повлиять на ход истории, то в пьесе Петр - трагическая фигура, пытающаяся в одиночку проводить преобразования в России.

Личность Петра была так притягательна для Толстого еще и потому, что по своим политическим взглядам писатель был сторонником укрепления российской государственности. Главным для него было «укрепление русской государственности, восстановление в разоренной России хозяйственной жизни и утверждение великодержавности России», как он писал накануне возвращения из эмиграции в «Открытом письме Н. В. Чайковскому». Толстой не разделял коммунистической идеологии, однако объявил о готовности сотрудничать с коммунистами, так как считал, что единственной политической силой, способной выполнить задачи укрепления России, является большевистское правительство.

Но после возвращения на Родину писатель оказался в трудном положении. Пролетарская критика относилась к нему настороженно, считая чуть ли не контрреволюционером, поэтому «процесс художественного вживания в современность» растянулся на многие годы. И лишь в 1930 году, когда вышла в свет первая книга романа о Петре Первом, в судьбе Алексея Толстого наступил переломный момент. Книга оказалась чрезвычайно актуальной и своевременной, ее пафос преобразования и переустройства жизни как никогда отвечал злобе дня.

В романе Толстого Петр представлен и как человек, и как государственный деятель. Подробно описывая детство, юность, период мужания будущего царя, автор изображает его характер в развитии, отмечая не только положительные стороны личности, но и отрицательные. Толстой старается быть беспристрастным, он описывает немало страшных, кровавых сцен, как, например, стрелецкий бунт, стремясь как можно более точно передать исторический колорит той эпохи, не увлекаясь собственными оценками и не пытаясь судить о поступках персонажей с точки зрения современной ему морали. Рисуя портрет Петра, он избегает идеализации и создает полноценный характер крупного государственного деятеля, озабоченного идеей укрепления и преобразования российского государства.

Толстой постоянно сравнивает Петра с двумя другими персонажами - князем Василием Голициным и шведским королем Карлом XII.

Князь Василий Голицын - человек с европейским образованием, прогрессивно мыслящий, прекрасно понимающий, что без реформ Россия развиваться не может. Он полон проектами преобразования, однако до их реализации дело не доходит - Голицыну не хватает государственной воли. Неудача Крымского похода показала отсутствие у него также полководческого таланта.

Карл XII - человек иного склада, иного характера. Его отвагой, удачливостью и воинскими подвигами восхищается вся Европа. Воля Карла в состоянии преодолеть любые преграды, но молодому королю откровенно не хватает государственного мышления; все его мысли о себе, о собственной славе.

Петр Первый выгодно отличается от них обоих. Он талантлив, обладает незаурядной силой воли, активен и деятелен, и его способности направлены во славу России, а не на возвышение собственной личности. Петр упорен в достижении цели и не теряет присутствия духа при временных поражениях. Он из тех людей, которые

учатся на своих и чужих ошибках. Так, он вынес хороший урок из первоначальных неудач в Северной войне, и под его руководством русская армия постепенно стала сильнейшей в Европе.

Одним из несомненных талантов Петра было умение заметить и выделить среди прочих людей неординарных, деловых, тех, на кого он мог опереться в своем многотрудном деле. При его выборе принадлежность к знатному роду не давала никаких привилегий. «Знатность по годности считать» - такое правило ввел молодой царь. Он мог возвысить и приблизить к себе сына мелкого торговца и разжаловать тех, кто ни на что не был способен. В этом плане показательна судьба боярина Буйносова, полностью доказавшего свою неспособность вести государственные дела и завершающего свою карьеру в должности царского шута.

С другой стороны, есть целая группа персонажей, которые достигают успеха и благополучия, опираясь лишь на собственные силы. Таково, например, семейство Бровкиных. Иван стал негоциантом, Алеша - подполковником русской армии, Санька покорила Париж. Разумеется, нельзя не упомянуть и Александра Меншикова - самого яркого среди «восходящих» персонажей. Мальчишкой он торговал пирогами, а позже стал первым помощником Петра. Постепенно Меншиков вырастает до крупного государственного деятеля, полководца и дипломата. Это тип идеального исполнителя, несмотря на то, что он не без грешка и иногда бывает нечист на руку. Петру приходится его сурово наказывать, но тем не менее Меншиков остается царевым любимцем.

В романе очень много талантливых людей: это и художник-самоучка Андрей Голиков, мастеровой Кузьма Жемов, кузнец Кондрат Воробьев. Толстой убежден в талантливости русского человека, и царь Петр в своих реформах опирался прежде всего на эту черту национального характера.

Но автор не приукрашивает реальную жизнь и характер персонажей, стремясь к наиболее полному отражению исторической правды. То, что Петр часто отвечал жестокостью на жестокость, «варварскими средствами» боролся против варварства, показано в романе очень убедительно.

Не будем забывать, что строительство новой столицы на костях тысяч и тысяч людей, массовые казни и преследования старообрядцев - все это тоже деяния Петра.

Таким образом, фигура Петра весьма противоречива, и его нельзя оценивать однозначно положительно. Разумеется, он - созидатель. Но он и тиран, ведь историческая необходимость не может оправдать преступление, а идея государственности не может быть поставлена выше человеческой жизни.

- 24.17 Кб

" Петр I - великий реформатор или великий тиран?"

Петр первый был самым противоречивым правителем в русской истории. С одной стороны он сделал очень много полезного, а с другой его сложный характер известен всем. Так все же что больше перевешивало? Стоит в этом разобраться. Человеку необходимо знать историю своей страны, потому что без достойного прошлого не может быть достойного будущего.

Сторонники того, что Петр I является великим реформатором. Обосновывают свою позицию тем, что:

  1. Политика. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. На смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. 24 января 1722 г, была введена «Табель о рангах», которая вводила новую классификацию служащего люда. Знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, таким образом, на место ставилась аристократическая иерархия породы, родословной книги.
  2. Экономика. При Петре был значительный рост крупной мануфактурной промышленности. К 1725 году в России было 220 мануфактур (а «1690 г» только 21). Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя Строились Металлообрабатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его. Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)Появились новые виды мануфактуры: текстильная, химическая, кораблестроения.
  3. Армия. Объявлено указом 1699 года о начале рекрутского набора. В период с 1699 по 1725 годы было были сформерованны армия (318 тыс. человек, вместе с казачьими частями) и флот. Армия была с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением. Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов. Россия имела и военный флот, и торговый.
  4. Строительство Санкт-Петербурга

Царь Пётр I основал город 16 (27) мая 1703 заложил крепость на одном из островов в дельте Невы.В1712 столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Город официально оставался столицей до 1918.

  1. К вопросу о религии. Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко воспользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское.
  2. Образование и наука. При Петре I Россия стала могущественной европейской державой. Он с большим вниманием относился к образованию и науке. Петр обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.

Контр доводы им приводят те, то считает, что«Петр I не является великим реформатором». И свою позицию они подкрепляют тем, что:

  1. Политика. Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, увеличилось количество чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
  2. Социальная сторона. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.(Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии).Петр использовал массовые казни, пытки, ссылки, как средство наказание. Например, Стрелецкого бунт 1698 года был жестокую расправу над стрельцами, которую учинил государь. Казнили 799 стрельцов. Жизнь сохраняли лишь тем, кому было от 14 до 20 лет, да и то их кнутами избили. В последующие полгода были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 человек. Следствие и казни продолжались еще почти десять лет, общее число казненных достигло 2000 человек.
  3. Строительство Санкт-Петербурга. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Крепостные широкомасштабно использовались для работы в проекте. Считается, что около 30 000 умерло при строительстве.
  4. Церковь. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву.Реформа Синода церкви: Когда умер в 1700 году патриарх Адриан Петр запретил избирать ему преемника. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", подчинявшаяся Сенату. Государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих.
  5. Старообрядчество. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом. Брали налог с каждого мужчины за ношение бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные требы. Никакими гражданскими правами в государстве они не пользовались. За неповиновение ссылали на каторгу как врагов церкви и государства.
  6. Культура. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в евпропейцев проводилось насильственными методами. Бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем. Петр открыто презирал все народные обычаи. Петр, вернувшись из Европы приказал насильно брить бороды и носить иноземное платье. У городских застав находились специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и проезжих бороды и обрезывали полы у длинной национального покроя одежды. У сопротивлявшихся бороды просто вырывались с корнем. 4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского платья был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.

Если разделить правление Петра I на реформацию и тиранию, то проще представить в сравнительной табличке.

Петр был реформатором

Петр был тираном

1.Четкая структуру государственного управления

2.Был введена «Табель о рангах». знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит

3. Рост крупной мануфактурной промышленности и появились новые виды мануфактур.

4. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя)

5.Строились новые заводы.

6.Россия начала продавать металл Европе.

7.Создание новой армии.

8. Строительство флота военного и торгового.

9. Строительство Санкт-Петербурга, который в 1712 г. стал столицей России.

10.Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве

11.Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу.

12.По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты

13.1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его.

14. . В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру., 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.

15.Петр сам занимался любой работой и лично принимал участие во всех начинаниях.

16.При Петре I Россия стала могущественной европейской державой

1.Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений.
2.Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов
3. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные
4.Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.
5.Большое количество народных выступлений(Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии)
6. Огромное количество следствий и жестоких казней.
7.Погибло огромное количество людей.
7.Запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга
8.30 000 человек умерло при строительстве города.
9.Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси – на церковь. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву
10. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих.
11. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом, как прямыми так и косвенными.
12. Насильственные методы проведения реформ.
13. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев


Вывод: История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр I предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.

Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь Россией.


Описание работы

Петр первый был самым противоречивым правителем в русской истории. С одной стороны он сделал очень много полезного, а с другой его сложный характер известен всем. Так все же что больше перевешивало? Стоит в этом разобраться. Человеку необходимо знать историю своей страны, потому что без достойного прошлого не может быть достойного будущего.

Муниципальное образовательное учреждение

«Лобановская средняя общеобразовательная школа»

Реферат по истории

На тему «Пётр I- тиран или великий реформатор?»

Работу выполнила:

Ученица 7А класса Иксанова Алёна

Работу проверил:

Учитель истории Фотина Галина Анатольевна

Лобаново 2014

I. Введение………………………………………………………… ……………….3

II. Детство Петра. Первое обучение………………………………………………4-5

III. Внутренняя политика Петра I

III.1. Военные реформы…………………………………………………………. 6-7

III.2.Административные реформы………………………………………………8-10

III.3. Церковная реформа…………………………………………………………. .11

III.4. Преобразования Петра в сфере культуры………………………………......12

III.5. Финансовая реформа………………………………………………………13

IV. Заключение…………………………………………………… ………………..14

V. Список используемой литературы…………………………………………….. 15

Введение

Наверное, Пётр I- одна из самых противоречивых личностей в истории России. Учёные на протяжении нескольких столетий спорят о личности и деяниях великого императора. И до сих пор нет однозначной оценки, как его личности, так и его преобразований. О нем говорили: “Царь – плотник, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “Суровый, но справедливый и демократичный”. К этим суждениям присоединяются и другие, подчеркивающие, что Петр “выражал интересы господствующего класса” и “драл по три шкуры с трудового крестьянства”.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Медный всадник»А.С. Пушкин

Самодержавною рукой,

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

«Стансы» (1826) А. С. Пушкин

Так кем же был Пётр Великий? Тираном или реформатором? В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы, на которые я хочу найти ответы.

Детство Петра. Первое обучение

Отец Петра, Алексей Михайлович, был женат с 1648 года по 1669 на Марте Ильиничне Милославской. От этого брака у него было 13 детей. Только два из них – Фёдор и Иван пережили его. Но и они оба были болезненными, у Федора была цинга, Иван страдал глазами, заикался, был слаб телом и рассудком.

Свою вторую жену, царь Алексей Михайлович встретил в доме Артамона Сергеевича Матвеева, где она росла и воспитывалась. В 1672 году, 30 мая у них родился крепкий и здоровый мальчик, нареченный Петром.

О первых днях царевича Петра сохранилось много любопытных сведений. Его рождение вызвало ряд придворных праздников.

Крестили Петра только 29 июня в Чудовом монастыре и крёстным отцом был его брат, царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю, с новорожденного «сняли меру» и в её величину написали икону апостола Петра.

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году,новым правителем стал его старший сын Фёдор, который очень любил Петра и заботился о нём. По его поручению 12 марта 1677 года к пятилетнему Петру был приставлен дьяк Никита Зотов, который обучал его грамоте. Пётр учился письму с 1680г и никогда не умел писать порядочным почерком. С 10 лет мальчик должен был начать изучать более сложные науки - грамматику, историю, иностранные языки, риторику, философию. Однако за месяц до этого умер Фёдор, и учение для Петра закончилось.

Маленькому Петру было почти десять лет, когда он стал свидетелем ужасных событий. В то время семья первой жены царя Алексея Михайловича – Марии Милославской спорила за власть с семьёй второй жены – Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра. Дворцовая партия Милославских переманила на свою сторону Стрелецкий приказ. Они убеждали стрельцов в том, что семья Нарышкиной и их окружение изменники.

Так 15 мая 1682 года произошёл стрелецкий бунт. Милославские дали знать утром этого дня в стрелецкие слободы, что изменники задушили царевича Ивана Милославского. Стрельцов звали в Кремль. Во дворце собрались, услышав о приближении стрельцов, бояре, бывшие в Кремле. Из криков стрельцов они узнали, зачем явилось стрелецкое войско, и поняли, что они считали Ивана убитым. Поэтому на дворцовом совете было решено показать стрельцам и Ивана, и Петра, чтобы убедить их в полном отсутствии измены и смуты во дворце. Царица Наталья вывела обоих на крыльцо и стрельцы, вступив в разговор с самим Иваном, услышали от него что «его никто не изводит и жаловаться ему не на кого». Эти слова показали стрельцам, что они жертвы чьего-то обмана, что изменщиков нет и истреблять некого.

Князь Михаил Юрьевич Долгорукий – начальник Стрелецкого приказа, решив, что стрельцы совсем присмирели и уже было собрались домой, начал подгонять их, грубо с ними обращаясь. И без того разгорячённые стрельцы, разозлились и подстрекаемые Милославскими, они возвратились и на глазах Петра и Натальи Кирилловны убили Артамона Матвеева, кое-кого из семьи Нарышкиных и из бояр, присутствовавших там. На следующий день сцены убийств повторились. Но восстание стрельцов удалось подавить. Как известно, эти события очень повлияли на психику и дальнейшую жизнь Петра. Многие считают, что именно из-за этих происшествий царь нередко был хмур и довольно сурово наказывал провинившихся подданных. Часто в его голове всплывали ужасные события, виденные в детстве. Так же, многие историки утверждают, что до конца жизни у Петра был нервный тик.

26 мая боярская дума и высшее духовенство, боясь повторения стрелецкого бунта, провозгласили первым царём Ивана Милославского, а вторым Петра Алексеевича. Немедленно затем стрельцы били челом о том, чтобы правление по молодости царей, поручено было Софье, старшей сестре. 29 мая Софья согласилась править.

Во время правления Софьи Петр продолжал проживать с матерью в Преображенском селе. Живя там, Пётр часто в свободное время уезжал в расположенную неподалёку немецкую слободу, где получал знания от иностранцев. Так как с раннего возраста Петра увлекали игры, носящие военный характер, немцы помогли ему в строении «потешной» крепости Пресбург под селом Преображенским. Там же Пётр создал два «потешных» полка – Семёновский и Преображенский, не только положившие начало русской гвардии, но и ставшие впоследствии важным инструментом в борьбе за власть.

Внутренняя политика Петра I

Военные реформы

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Именно создание могучего флота и непобедимой армии занимали царя с самого детства, поражая всех своим пристрастием к военным потехам, устраивающимся под селом Преображенским.

В 1689 году, отыскав в Измайлове старый английский бот, Петр посвящает все свое время строительству небольших кораблей на Плещееве озере, вблизи от старинного города Переславля-Залесского. В этом ему помогают опытные голландские мастера. И весной 1690 года юный царь снаряжает целую флотилию из небольших гребных судов и лодок, которая отправляется в плавание по реке Москва. Страсть Петра к мореплаванию и кораблестроению ни с чем несравнима. В итоге, к концу царствования Петра, Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных (гребных) и прочих судов, стала одной из самых сильных морских держав Европы.

Петр видоизменил организацию войск. Он сделал регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военной организации (только малороссийские и донские казаки сохранили старое устройство). Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять войска. Регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием создалась уже в XVII в. В конце царствования Петра русская армия состояла из 210 000 человек

Петр привязал солдата исключительно к службе, оторвав его от дома и промысла. Воинская повинность при нем перестала быть повинностью одних дворян, стрелецких и солдатских детей, да «гулящих» охотников. Повинность эта легла теперь на все классы общества, кроме духовенства и граждан, принадлежащих к гильдиям. Дворяне все обязаны были служить бессрочно солдатами и офицерами, кроме немощных и командированных в гражданскую службу. С крестьян же и горожан производились правильные рекрутские наборы, которые в начале шведской войны были очень часты и давали Петру громадные контингенты рекрут. В 1715 г. Сенат постановил, как норму для наборов, брать одного рекрута с 75 дворов владельческих крестьян и холопов. До наших времен сохранились некоторые высказывания женщин по отношению к Петру. Они говорили: "Какой он царь? - Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век …".