Социальные инновации пример. Эксперт: "Социальные инновации помогут улучшить жизнь общества"

Сегодня, когда диалектика общественного развития обусловила создание и утверждение новых социальных установок и новой социальной политики, а также формирование нового социального мышления, социальная инновация приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности.

Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Слово "инновация" (лат. innovatio) обозначает введение в практику нового. Понятие "социальная инновация" можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной технологии, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами. Специфика социальных инноваций состоит также в их более четкой обусловленности внешней средой, в более широкой сфере применения, в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием явлений социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются различные подходы. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить:

инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем;

региональные и локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

По сферам общественной жизни выделяют инновации:

> социальные;

> политические;

> экономические;

> в культурно-духовной сфере;

> в социальных структурах и институтах.

По масштабу использования различают:

> единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;

> диффузные, распространяемые на многие объекты.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение "телефоны доверия", с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации рассматриваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие из традиционных форм и методов обеспечения социальных гарантий оказались несостоятельными.

Процесс развития общества идет через обновление и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.

Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования.

Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технологии) и совершенствования социального обслуживания (см. ).

Структура инновационного процесса состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.

К социально-экономической группе факторов торможения относятся, прежде всего, такие, как острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана, когда речь идет о недостаточной информированности о сути и цели инновации или об отношении к новшествам как к кратковременной кампании. К числу причин, сдерживающих инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Учеными разрабатываются специальные программы, имеющие целью социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:

> критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу;

> обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения;

> изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку;

> утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действий факторов торможения за счет стимулирования творчества работников (см. ). Это:

> создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;

> стимулирование инновационной деятельности молодых работников;

> регулярное проведение конкурсов инноваций;

> материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений выступают инноваторы.А.И. Пригожин предлагает квалифицировать их по ряду оснований. По типу инновационной деятельности различают создателей (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторов (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества). По отношению к основной специальности выделяются профессионалы и самодеятельные инноваторы. По количеству участвующих различают коллективных и индивидуальных инноваторов. По предмету инновационной деятельности выделяются инноваторы - разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений. В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине - современные методы лечения от алкоголизма, на производстве - новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике - новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно предполагает системный подход к своей организации, не только предлагает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

В связи с тем, что многие организации и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые подходы к решению социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний - социальная инноватика, исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений (см. ).

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в различных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально идущие в соответствии с этими программами социальные процессы (см. ).

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, сложившимся традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, построенного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.

В наше время в обществе создаются и развиваются все новые социальные устои, поведение и социальная политика, тем самым, с профессиональной, академической и даже образовательной точки зрения социальная деятельность приобретает все большую значимость. Это диктует потребность на существующих предприятиях, уметь подстраиваться под изменения в социальной сфере и прогнозировать будущие изменения в обществе. Для осуществления поставленной задачи постоянно создаются и вырабатываются нововведения широкого спектра, направленные на социум. Данный процесс можно обозначить как “социальные инновации”.

То есть это осознанно сформированное явление в деятельности людей, организующееся на следующей ступени прогресса общества под действием изменений общества для его эффективной модификации.

Социальные инновации значительно отличаются от других инноваций по определенным критериям. Во-первых, социальные генерируются под действием группы лиц, в то время как материально-технических в большинстве своем создаются единолично. Во-вторых, результат социальных инноваций более расплывчат во временных рамках и значительно отодвинут, что не характерно для вещественных изобретений. Также особенностью социальных новшеств является обобщенное использование, то есть возможность применить к широкой сфере деятельности.

Аспекты социума очень многочисленны, следовательно, и инновации имеют широкую вариативность. Чтобы их структурировать, разделим на подгруппы в зависимости от того на чем инновации базируются.

В зависимости от охвата, инновации делятся глобальные, региональные, локальные. Пока локальные поднимают узконаправленные вопросы, глобальные оперируют общемировыми задачами. В зависимости от сферы деятельности инновации направлены на экономическую или политическую или духовную и так далее области. В зависимости от направленности: на единичный субъект или рассеянный на множество.

Рассмотрим, что служит предпосылкой к созданию социально ориентированных новшеств. Во-первых, это возникающие или существующие проблемы в обществе, решение для которых еще не нашли. Либо появление решений, которые удовлетворяют потребности более эффективно, чем текущие. То есть изменение внешней среды несет за собой социальные инновации. То есть, можно сказать, что социальные инновации – это способ развития социума. Следовательно, рассмотрим инновационный процесс. Под ним понимается возникновение идеи, ее разработка, а пробирование и внедрение. Продолжительность данного процесса называется инновационный цикл. Данный период занимает различное количество времени в зависимости от тормозящих данный процесс факторов. Они делятся на психологические и социально-экономические.

Сдерживающие причины

Сдерживающая среда

Метод разрешения проблемы

Возражение против инноваций

Косность мысли

Непрекращающееся поддержание

соц-инновац.программ.

Разработка схем увеличения сопричастности людей в эти программы.

Несущественные усилия господдержки соц. инноваций

Нет системности в воздействиях гос-ва в вопросе поддержания соц.инновац. и программ инвестирования.

Уменьшение ставки кредитования, возврат затрат

Ненаправленное и несущественное информирование о соц.инновац.

Большая стоимость маркетинговых

Разработка площадки социальных предпринимателей

Нехватка частного инвестирования в соц.сфере

Нежелания бизнесменов

Вкладывать средства в соц.проекты

Господдержка соц.инвесторов

Нет дорожного маршрута

Малый опыт внедрения социальных инноваций

Внедрить маршруты для соц.новаторов

Несовершенная система финансирования

Не способность к конкуренции

соц.инновац. программ

Доработка закона о

концессионных соглашениях

Высокий уровень риска

Несовершенная

область для приложения активности

возможных соц.новаторов

Внедрение программ

страхования соц.новаторов с повышенной выгодой

Нет требуемых умений в соц.проектировании и предпринимательстве

Непривлекательность

этой области для работников высокой квалификации

Формирование умений менеджмента соц.проектов

Невысокая степень взаимодоверия

Беспринципность действий

стейкхолдеров

Проектирование с большей формальностью.

Социально-технологические процессы являются методами и способами новаторской работы, ориентированную на формирование и внедрение новаций в мир, реализацию подобных инициатив, стимулирующие перемены в различных областях социальной сферы, рационализируют использование ресурсов, в том числе и материальных. Существует два варианта существования социальных технологий: как программы и проекты и как действующие согласно данными проектами технологии.

За последнее время были созданы, к примеру, в медицине - инновационные способы излечения алкогольной зависимости, в сфере производства - способы мотивации работников, а для учителей-новейшие способы преподавания. Основная их особенность это создание активнодействующей единицы социума, который может самостоятельно приспособиться к изменениям внешней среды. Данные примеры и их функциональное содержание являются предметом социальных новшеств.

Для внедрения инновационных решений необходимо их корректировать под определенные условия, в которых данная проблема возникла: устройству общественной системы, обычаям, локации и масштабу, отличительным особенностям менеджмента. Это вынудило создавать и развивать инновационный способ, который кардинально отличается от устоявшихся методик, что позволяет разрешать сложные вопросы любого уровня в системе общественной системы.

Одним из способов разрешение проблем общественных систем считается программное инновирование, которое формируется благодаря новационным методам. Оно базируется на данных принципах:

  • 1) принцип «предельной цели»: стратегии и цели, которые ставятся для организации, формулируются на пределе возможного
  • 2) принцип «пульсируемого инновирования»: программа инновационных сессий, которые проводят через определенные интервалы, в процессе которых совершается активная связь персонала и консультантов;
  • 3) принцип «интегративного программирования»: суть данного принципа заключается в создании действительной стратегии интегративно, принимая к учету существующие результаты деятельности на каждом этапе и соотнося их с концепциями;
  • 4) принцип «накопления мотивации»: рассмотреть результаты предыдущей инновационной деятельности и проанализировать их, как следствие у участников общественной системы возрастет мотивация к последующим положительным изменениям, так как закрепление успехов позволяет почувствовать уверенность в собственных возможностях, а также почувствовать неудовлетворение при нехватке достигнутого;
  • 5) принцип «взращивания инновационного ядра» основывается на изменениях в компании в результате изменений сотрудников с помощью инициализации их нужд в таком изменении;
  • 6)Для более эффективного влияния на всю организацию используется ориентация на модернизацию всей системы и ее взаимосвязей с внешней средой, а не единичных компонентов и ее частей;

Возможность воздействия на социальную сферу определена группой обстоятельств: присутствие неоднозначных данных об этих процессах, предоставление средств управления, проектирование эффективного механизма устройства организации для любого случая. Отталкиваясь от этого, разрабатывать инновации в общественной и организационной сферах могут только люди, которые имеют представление о рассматриваемой системе и к тому же имеющие практические навыки. Такие специальности набирают популярность особенно в последнее время. Например, «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор». Эксперты в данной сфере разрабатывают и учат практиков новаторским социальным методикам.

Новации в соц.службах по всему миру считаются объектом научных изучений. Их можно разделить на несколько направлений: - изучения проектов, эксперименты, изучения в сфере формирования методов. Также нельзя не обозначить новейшую модель, способную на использование к любым методам исследования формирования технологий общественной деятельности – эволюционное изучение. Она состоит из нескольких фаз:

Анализирование предполагает выявление ситуации, требующей разрешения ее инициализацию и насущность. Следующим шагом рассматриваются возможные варианты решения и выбирается наилучшая альтернатива. В конце данного этапа делается вывод о нужности новации.

Разработка включает в себя: постановка стратегии создания новации, выявление возможных осложнений при воплощении, создание информационной базы; компоновка выполненных частей, корректировка новации под практическое применение; создание “инструкции” к разработке.

Продвижение заключается в апробации, оценки действия и при необходимости доработки. Преимущественно на этом этапе занимаются схемой реализации новации пошагово, то есть определение порядка и масштаба конкретных действий. К тому же создается обстановка для опыта и его апробации.

Фаза оценки является новым этапом характеризующийся всеобщим охватыванием и внедрением. Оценка происходит по нескольким параметрам: результативность, расходы, действенность. По итогам оценки делаются выводы о готовности новации.

В итоге новация распространяется и внедряется. При этом необходимо подготовить данные для будущих потребителей. Это последний этап.

После рассмотрения фаз можно сделать вывод, что данный способ будет эффективен, особенно при использовании с традиционными способами внедрения разработок.

Социальные инновации - новый термин, который тесно связан с такими понятиями, как государственно-частное партнерство, корпоративная социальная ответственность, социальное предпринимательство и благотворительность. Как эти явления развиваются в России сегодня? В каких случаях граждане принимаются активно участвовать в решении проблем общества? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответила Ольга Качелкина, руководитель оргкомитета Международной конференции "Социальные инновации", которая завершилась в Москве в октябре.

- Ольга Алексеевна, что такое социальные инновации?

— Это новые проекты, идеи и инициативы, направленные на улучшение жизни общества - как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства. За рубежом под социальными инновациями понимаются нововведения в социальной сфере, которым не более трех лет, но мы смотрим на этот термин несколько шире.

- Не могли бы вы пояснить его значение на примере конкретного проекта?

— Пожалуйста. Например, автор проекта "Ecopad" Алексей Травин работал в типографии и видел, сколько там после окончания рабочего дня остается ненужной бумаги, которую просто выбрасывают. Он стал собирать эту бумагу и делать из нее недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам. Таким образом решается социальная проблема и экономятся ресурсы. Вот пример социального предпринимательства, которое является частью социальных инноваций. И подобных проектов очень много.

О социальном предпринимательстве в России уже знают. Шесть лет успешно работает Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", учрежденный бизнесменом Вагитом Алекперовым именно с целью развития в нашей стране социального предпринимательства. А вот тему социальных инноваций в этом году обсуждали впервые, поэтому нам было важно собрать не только ведущих российских экспертов в области корпоративной социальной ответственности, государственно-частного партнерства в социальной сфере, социального предпринимательства и благотворительности, но и руководителей профильных международных организаций. Эти направления давно существуют в России, но они нуждаются в усовершенствовании, в новых подходах. Например, благотворительности, по мнению экспертов, не хватает прозрачности, которая необходима, чтобы к этому сектору было больше доверия.

Доверие важно и в государственно-частном партнерстве. Это сложный процесс, который строится, в том числе, на взаимном доверии и договоренностях всех сторон - государства, бизнеса и общества. В отдельных регионах, например ХМАО, проекты ГЧП успешно реализуются, но если говорить о России в целом - таких проектов недостаточно. И причиной является, прежде всего, кризис доверия.

Также нужны инновации в сфере корпоративной социальной ответственности. Сегодня, по мнению экспертов, главная инновация заключается в том, чтобы перейти от разрозненных мероприятий и акций к планомерным долгосрочным стратегиям, которые неразрывно связаны со стратегиями самих компаний. Именно поэтому мы собрали на конференции российских и международных экспертов - чтобы обсудить, в каком направлении двигаться дальше.

Вы упомянули, что одно из направлений социальных инноваций связано с трудоустройством социально незащищенных групп населения, и привели в пример многодетных матерей. Есть ли проекты, связанные с трудоустройством инвалидов и других групп людей, испытывающих сложности с поиском работы?

— Безусловно. Трудоустройство незащищенных групп граждан - одна из приоритетных задач, которую решают социальные проекты. Например, Евгений Рапопорт, руководитель проекта "Авоська дарит надежду", дал работу слепым людям, под его началом трудятся 60 человек, они делают авоськи. Сейчас, к сожалению, не все и помнят, что такое авоська. Казалось бы, она осталась в Советском Союзе, ведь мы совсем про нее забыли. Между тем, это весьма удобный в быту, легкий, компактный и не загрязняющий окружающую среду предмет (в отличие от пластиковых пакетов, которых хватает на один раз и которые выбрасываются в бесчисленном количестве). Плюс к тому продукция проекта "Авоська дарит надежду" получается по-настоящему яркой, индивидуальной. Неудивительно, что проект Евгения Рапопорта интересен как собственно авоськами, так и тем, что он помогает найти работу людям с ограниченными возможностями.

- А что побуждает предпринимателей заниматься подобными проектами?

— Я думаю, что желание помогать и нести ответственность не только за себя, готовность решать проблемы окружающих. В России много тех, кто думает не только о собственной прибыли и безбедной жизни. Предприниматели понимают, что у нашей страны много проблем, что вокруг много людей с, мягко говоря, скромными финансовыми возможностями, тех, кому трудно получить работу. Через свой бизнес социальные предприниматели и стараются им помогать.

Вы сказали, что сегодня не достаточно разработана нормативно-правовая база, регулирующая государственно-частное партнерство. Какие еще острые проблемы препятствуют развитию этой сферы?

— На конференции мы провели 9 воркшопов, каждый был посвящен конкретной теме, например "Молодежь и люди серебряной экономики - как объединить их возможности для создания социальных проектов", "Чего не хватает социальному предпринимательству в России сегодня", "Развитие территорий". Модераторы воркшопов поставили перед участниками четко определенные задачи, и в итоге мы получили цельный анализ проблем и предлагаемых решений. Главная трудность, с которой сталкиваются руководители социальных проектов - это недостаток информации, площадок, где они смогли бы поговорить, найти новых участников, помощников, а возможно, и инвесторов.

Важным итогом конференции стало появление нескольких новых партнерств. Сегодня таким проектам не хватает нескольких очень важных вещей, и прежде всего, поддержки со стороны общества и государства. В свою очередь, обществу не хватает информированности, внимания СМИ к социальным проектам. Мы же мы планируем повышать интерес к данной теме по всем направлениям. В частности, Ростислав Вылегжанин из "Московских новостей" провел специальный воркшоп, на котором учил социальных предпринимателей интересно представлять свои проекты СМИ, чтобы о них захотели рассказывать журналисты.

Вообще, когда мы начинали готовить конференцию, многие говорили: "Что вообще такое социальные инновации? Эти два слова не могут стоять вместе!" Но, например, в Европе и в Америке практически при каждом вузе есть лаборатория социальных инноваций. Там это устоявшийся термин, а в России еще нужно объяснять, что это такое. Бывает, что человек занимается социальным проектом, но он себя не идентифицирует как социального предпринимателя или инноватора, то есть нужна информационная поддержка еще и этого направления.

- Вы уже подвели первые итоги конференции?

— Да, мы проанализировали работу всех воркшопов, выяснили основные потребности руководителей социальных проектов и проблемы, с которыми они чаще всего сталкиваются. Надо отметить, что тех, кто уже занимается социальным бизнесом или готов им заниматься, в нашей стране достаточно. Безусловно, еще предстоит выработать единую стратегию развития социальных инноваций в России, и этим займется Институт развития социальных инноваций, который предложил создать Вагит Алекперов. По мнению всех экспертов и участников конференции, у социальных проектов в России есть все шансы занять лидирующие позиции в области решения социальных проблем.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Исторический аспект термина

Термин «социальная инновация» в его современном значении связывают с именем Мухаммада Юнуса (Muhammad Yunus), автора концепции микрокредитов, лауреата нобелевской премии мира за спасение от нищеты миллионов людей.

Инновация является одним из распространенных социальных процессов , связанных с переходом в иное состояние и сопровождающихся абсолютным пересмотром устаревших положений и норм, образованием новых групповых общностей.

Социальные инновации упоминались в трудах известных деятелей, таких как Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) и Питер Друкер в 1960-е годы. В 1970-е годы термин социальные инновации начали использовать французские авторы, в частности, Жак Фурнье , Жак Аталли и Пьер Розанваллон . Однако социальные инновации и их проявления появились задолго до этого. К примеру, Бенджамин Франклин , предложил ряд модификаций, относящихся к социальной организации общин, и с их помощью они могли бы решать свои обыденные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например, Роберт Оуэн , которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а величайшие социологи, Макс Вебер , Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

Исследования социальных инноваций стали довольно популярны в 20 веке. Йозеф Шумпетер , например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей, как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг иными современными способами. В трудах, посвященных технологическим изменениям, начиная с 1980-х годов все больше внимания стало уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Классификация социальных инноваций

1) По степени охвата социальных факторов:

Комплексные;

Локальные.

2) По сферам общественной жизни:

Политические;

Экономические;

Инновации в культурно-духовной сфере;

Инновации в социальной сфере.

3) По периоду реализации:

Стратегические;

Тактические.

4) По составляющим социальной сферы организации:

Персонал;

Условия труда;

Организационная культура;

Социальная инфраструктура.

5) В зависимости от среды реализации:

Внутренние;

Внешние.

6) По форме реализации:

Вещественные;

Организационные;

Культурные.

7) По масштабу использования:

Единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;

Диффузные, распространяемые на многие объекты.

8) в зависимости от конечной цели:

Инновации, направленные на обновление принципа осуществления деятельности;

Инновации направленные на создание нового продукта деятельности.

Роль социальных инноваций в развитии общества

Социальные инновации имеют огромное значение для экономического развития и улучшения качества жизни людей в больших городах

  • Согласно результатам исследования, проведенного Frost & Sullivan в сотрудничестве с компанией Hitachi Europe Ltd., к 2020 г. 56% населения Земли будет проживать в городской среде, а к 2025 г. более 35 городов станут гигантскими мегаполисами .
  • К 2025 г. в мире появится 26 «умных» городов, а к 2020 г. объем рынка технологий интеллектуальных городов достигнет феноменального объема 1,57 трлн. долл. США .

Под «социальными инновациями» подразумевается развертывание технологий и новых бизнес-моделей для улучшения качества жизни людей и социальной инфраструктуры в соответствии с глобальными мега-тенденциями. Целью является достижение устойчивого развития общества, в котором удовлетворение экологических и экономических потребностей осуществляется сбалансированным образом. В отчете содержатся сведения о том, как возможно капитализировать рынок социальных инноваций, и приведены рекомендации по оценке влияния инноваций на уровень удобства, благосостояния, возможности выбора для граждан, а также уменьшение стресса и повышение уровня безопасности в обществе. Подробный отчет можно изучить тут.

К 2020 г. 56% населения планеты будет жить в городах. К 2025 г. более 35 городов по всему миру станут гигантскими мегаполисами. Это рождает потребность в новых инновационных решениях, и именно здесь на первый план выходят социальные инновации. В этой области активно ведутся разработки, однако еще мало сделано для того, чтобы определить это понятие и оценить его потенциальное влияние на мировую экономику и качество жизни людей.

«Бизнес способен помочь в достижении устойчивого развития, а также сбалансированных экологических, социальных и экономических потребностей, - говорит Дитер Реннерт (Dieter Rennert), исполнительный директор Hitachi Europe Ltd . - Однако необходимо, чтобы бизнес-стратегия социальных инноваций базировалась на измеряемых показателях влияния на общество».

Согласно результатом исследования, существует пять мега-тенденций и, соответственно, пять областей, в которых социальные инновации могут помочь решить задачи, стоящие перед человечеством.

  • Урбанизация . К 2025 г. в результате массовой миграции более 35 городов по всему миру превратятся в гигантские мегаполисы и, соответственно, крупные экономические центры. Мегаполисы вместе с пригородами сформируют мега-регионы, мега-коридоры или мега-трущобы. Города будущего будут иметь несколько деловых центров, а девелоперы будут возводить здания с учетом неизбежных будущих изменений. Перераспределение богатства приведет к значительному экономическому неравенству в пределах города.
  • Интеллектуальность, как новая экологичность. «Зеленые» продукты и услуги будут все активнее улучшаться или даже заменяться «умными» продуктами и услугами. «Интернет вещей» объединит более 80 миллиардов устройств по всему миру. Интеллектуальные цифровые технологии станут ключевым фактором эффективности и устойчивого развития. Умные, экологически устойчивые города будут возводиться «с нуля» с применением новейших эко-инноваций, позволяющих сократить энергопотребление и улучшить все аспекты человеческой жизни. К 2025 г. в мире появится 26 таких «умных» городов; объем соответствующего рынка составит 1,57 трлн. долл. США к 2020 г.
  • Энергетика . Урбанизация и стремление к энергетической безопасности определяют развитие энергетики, однако будущее данной индустрии не будет всецело зависеть от выбора энергоносителей. Растущие расходы на электроэнергию и внимание к вопросам защиты окружающей среды стали катализатором инноваций в сфере управления энергоэффективностью, таких как «умные» электросети, обеспечивающие контроль, наглядное отображение инфраструктуры и, как следствие, более экологичное, надежное и интеллектуальное энергопотребление.
  • Мобильные технологии. Урбанизация и современные средства связи оказывают значительное влияние на городскую мобильность и логистику . Перед компаниями, которые позиционируют себя как партнеры и поставщики услуг для городов, открываются заманчивые деловые и инвестиционные перспективы. По прогнозам, к 2020 г. почти 1 млн. парковок будут оборудованы системами управления парковочным пространством, предоставляющими водителям нужную им информацию в режиме реального времени. Около 26,2 млн. человек будут пользоваться услугами каршеринга , а число таких автомобилей достигнет 450 000. В период 2010–2020 гг. во всем мире более 500 млрд. долл. США будет потрачено на высокоскоростные железнодорожные линии. Их общая протяженность составит более 70 000 км. Сети железных дорог свяжут не только города и страны, но даже континенты. В 2035 г. поездка на поезде из Лондона в Пекин станет реальностью.
  • Здравоохранение . Смещение акцента с лечения на профилактику заболеваний посредством своевременной диагностики приведет к сокращению расходов на лечение с 70% в 2007 г. до 56% к 2020 г. Интеллектуальные лекарства, виртуальные больницы и электронные документы изменят облик здравоохранения. Ключевым элементом такой программы будут инновации, направленные на удовлетворение потребностей конкретного пациента. В развитых странах - несмотря на требования пациентов - изменения в сфере законодательства и предоставления медицинских услуг происходят медленно, в то время как в развивающихся странах создаются новые бизнес-модели, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей пациентов с помощью экономичных инновационных разработок.

«Компании из разных отраслей сегодня осознают, что инновации - это не только стратегический инструмент для получения прибыли, но возможность помочь в решении глобальных задач, стоящих перед человечеством, - уверен Джон Распин (John Raspin), Frost & Sullivan. - Социальные инновации оказывают огромное влияние на качество жизни человека, не говоря уже об их преимуществах для экологии. С их помощью люди смогут решить насущные проблемы - именно эта реальная польза реальному человеку делает социальные инновации такой важной и востребованной областью».

Один из сотрудников российской типографии стал замечать, что большое количество ненужной бумаги после окончания рабочего дня просто выбрасывают. Он начал собирать эту бумагу и делать из неё недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.

В Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу – но не как учителя. Они стали участниками проекта «школьные дедушки» и участвуют в жизни школы, помогают детям и учителям. Инициатива «школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а сегодня это национальная организация с 10 офисами, расположенными в разных уголках страны. Эта инициатива принесла пользу, не только самим школьным дедушкам, которые стали активно участвовать в жизни общества и почувствовали себя полезными, но и учителям которым стало легче работать. Некоторые «школьные дедушки» вообще оформились на постоянную работу. Учителям часто не хватает опыта по предотвращению конфликтов, а с помощью «дедушек» улучшается обстановка в школе и дети на уроках ведут себя лучше.

Один из ключей успеха этой инициативы, как признались основатели проекта, в том, что с самого начала данный проект поддержали директора школ, учителя и центры занятости.

«Большая газета» один из успешных проектов в Великобритании, где одна организация производит профессиональный журнал и продает его бездомным за половину стоимости, а они продают его прохожим на улице за полную стоимость. Этот проект помогает бездомным развивать важные навыки, адаптироваться в обществе и в дальнейшем найти работу.

«Большая газета» стала масштабным проектом. Продавцов газеты можно увидеть ежедневно во всех городах Великобритании. Это является хорошим примером того, как идея может стать основой большого национального социального предприятия.

Напишите отзыв о статье "Социальные инновации"

Примечания

Литература

  • , Center for Social Innovation
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1020 дней)) , Энциклопедия социологии
  • . - Ульяновск: УлГУ, 2003. – 87 с.

Отрывок, характеризующий Социальные инновации

Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения.
В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию.
Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его.
– Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне.
Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами.
– Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант.
– Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j"ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его.
– Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны.
Наполеон утвердительно кивнул головой.
Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению.
– Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он.
Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал.
Дивизия Фриана, так же как и другие, скрылась в дыму поля сражения. С разных сторон продолжали прискакивать адъютанты, и все, как бы сговорившись, говорили одно и то же. Все просили подкреплений, все говорили, что русские держатся на своих местах и производят un feu d"enfer [адский огонь], от которого тает французское войско.
Наполеон сидел в задумчивости на складном стуле.
Проголодавшийся с утра m r de Beausset, любивший путешествовать, подошел к императору и осмелился почтительно предложить его величеству позавтракать.
– Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он.
Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.
– Allez vous… [Убирайтесь к…] – вдруг мрачно сказал Наполеон и отвернулся. Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам.
Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает.
Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.

Мы с вами, уважаемые читатели, живем в очень интересное время, когда мировое сообщество находится в поисках новых решений, когда старые алгоритмы уже не работают, а новые еще не надежны, когда люди в некотором замешательстве, так как нельзя все менять радикально-это чревато последствиями. Наука подсказывает, что нужно адаптировать то, что имеется, под новые вызовы времени. Социальные инновации могут быть актуальной попыткой. Что это такое, и будет ли это работать? Эти вопросы мы рассмотрим в статье.

Автором термина считают Мухаммада Юнуса. Очень незаурядный профессор экономики из Бангладеш, а также пионер микрофинансовой деятельности и хитрый банкир, получивший Нобелевскую премию мира за развитие социальной и экономической модели «снизу».

В его работе социальные инновации характеризуются тремя основными критериями:

– новые идеи, технологии и различные стратегии,

– содействуют в решении социально-значимых задач,

– провоцируют социальные изменения.

Мухаммад Юнус, управляющий директор Банка “Грамин” в Бангладеш. World Economic Forum / flickr.com (CC BY-NC-SA 2.0)

При соблюдении всех трех критериев, определенная технология может называться социальной инновацией. Зачастую, к этому феномену относят современные системы здравоохранения, образования, социальные системы, а также коммуникационные системы и технологии, которые используют инновационные методы.

О таких системах и значении социальных перемен говорило немало ученых и общественных деятелей таких, как Бенджамин Франклин, Макс Вебер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Йозеф Шумпетер.

Внимание ученых к этому вопросу говорит о необычайной актуальности этой темы еще в прошлом, но для нас самое важное понять: какова роль социальных инноваций в наше время.

Компания Frost & Sullivan, которая специализируется на консалтинге в области глобального развития совместно с японским гигантом Hitachi, производящем всевозможную технику, провела любопытное исследование.

Они прогнозируют, что половина населения мира будет жить в мегаполисах, а сами эти города будут «умными», будто мы к 2020 году шагнем в мир «Звездных Войн» и некоторые из нас будут иметь световые мечи.

Это социальный медиа проект, который вовлекает огромное количество канадцев в диалог о том, кто такие канадцы и кем они хотят быть.

Шутки шутками, но, тем не менее, данное исследование предлагает концепцию социальных инноваций, которая подразумевает технологии и новые бизнес модели, призванные помогать улучшать качество жизни и состояние инфраструктур с целью создания процесса устойчивого развития общества, где в равной мере удовлетворяются экологические и экономические потребности.

Дитер Реннерт (исполнительный директор Hitachi) свято верит в то, что бизнес призван помочь в этой непростой задаче. Но это исследование не учитывает уровень сознательности общества, такое возможно только там, где уверенное в себе гражданское общество управляет законами рынка. Однако давайте не будем забегать вперед, все это звучит слишком не конкретно, что бы делать какие-либо выводы.

Сперва необходимо, так сказать, «пощупать» это явление, а именно разобраться на существующих примерах.

Начнем с такой канадской организации, как Center for Social Innovation. Благодаря ее деятельности и деятельности ей подобных, Торонто стал одним из самых комфортных мест для жизни в мире по версии одного из рейтингов.

Зайдя на главную страничку их сайта socialinnovation.org, сразу бросается в глаза девиз: «Наше видение- это где мы ставим планету и людей на первое место». Это изречение очень емко определяет антропологическое отношение, так называемого, «западного мира» к современному миропорядку. На основе именно этого понимания строится современный социализм. Интересно, что одна фраза скрывает столько смыслов, что, кроме понимания мира, в ней еще заложена глубокая сознательность общества, а самое важное, предпринимателей -основных двигателей экономического развития.

– ставить людей и планету на первое место;

– быть решительным новатором;

– делать упор на взаимодействие и сотрудничество;

– быть собой;

– создавать социальные изменения и получать удовольствие от этого;

– быть оптимистом;

– быть открытым и приветливым;

– «взорви мозг людям» (в хорошем, творческом смысле этого выражения!);

– изменения происходят, когда люди решаются их сделать.

Премьер Онтарио Kathleen Wynne в Center for Social Innovation, Торонто, 2015. Jason Hargrove / flickr.com (CC BY 2.0)

Эти принципы дают нам возможность понять, что эта за организация. А именно: это сообщество людей с социальными задачами, активных предпринимателей, которые помогают друг другу. Но как?

Давайте перед ответом на этот вопрос рассмотрим несколько организаций, входящих в это сообщество, которое состоит из 1000 некоммерческих, благотворительных и социально направленных компаний, где работают более 2500 человек и имеют совокупный оборот $250 млн.

Одна из них называется «ZooShare», их основной слоган «Zoo and poo», что в переводе означает «зверинец и фекалии». Эта организация собрала $2,2 млн. с граждан, которые живут поблизости, для того что бы построить первый зоопарк, который будет создавать энергию из отходов жизнедеятельности животных, а за- одно и заработает приличную сумму для живущих вблизи инвесторов.

В России тоже имеются интересные примеры социальных инноваций.

Другая организация – «Challenge for Change» (С4С). Это социальный медиа проект, который вовлекает огромное количество канадцев в общественный диалог о том, кто такие канадцы и кем они хотят быть. Эта организация помогает мобилизовать гражданское общество для того, чтобы решения правительства были легитимными и основывались на мнении жителей страны.

Теперь пришло время разобраться, чем же помогает Center of Social Innovations своим членам. Существует три основных направления, ради которых компании готовы платить немалые членские взносы. Первое – это, так называемые, «Акселераторы бизнес модели», то есть – это постоянная обучающая программа, в основу которой положено большое количество работающих бизнес моделей.

Уже более 20 000 петиций победили в 196 странах мира.

Второе- это предоставление беспроцентных кредитов до $25 000, и, в завершении – предоставление рабочего пространства, где находится большое количество потенциальных партнеров, живущих совместной идеей добра и социальной справедливости, а также готовых работать, не жалея себя. По большому счету найти единомышленников не так уж и просто, а тут вам предлагают такое пространство.

Вообще, такие организации существуют по всему миру и создают определенное направление развития. К примеру, организация под названием B-Lab, которая сертифицирует различные бизнес модели, как «B-corporation». «В» понимается как benefit, таким образом, это корпорации, от которых можно получить пользу.

Это НКО старается создать международное движение людей, использующих коммерцию как силу добра. К числу Би-Корпораций относится сайт change.org, где вы можете создать петицию и найти единомышленников, готовых ее подписать. Уже более 20 000 петиций победили в 196 странах мира.

Что же с этим направлением происходит в нашей стране? У нас в стране существует федеральная программа для социальных предпринимателей – «социальные инновации», а также Агентство Социальных Инвестиций и Инноваций. Однако анализ сайтов вышеназванных команд дает возможность сделать вывод, что мировой тренд добра у нас немного исковеркан. Основной акцент сделан на предпринимательстве, а не на инновациях и социальной идее, тем не менее, так называемых «кейсов», конкретных примеров социальных предпринимателей на сайте практически невозможно найти.

Тем не менее, в России тоже имеются интересные примеры социальных инноваций. Одним из самых ярких является «Ecopad». Идейный вдохновитель компании Алексей Травин работал в типографии и быстро заметил, что множество бумаги не используется и выбрасывается. Он начал собирать ее, нанял штат молодых мам в декрете, которые не хотели сидеть без дела, и начал создавать оригинальные блокноты и тетради из этой бумаги.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что крайне оптимистично звучит мысль о том, что люди начали думать друг о друге, создавать условия и улучшать качество жизни. Однако не стоит забывать, что не желание социальных перемен движет этим процессом, а сознательное гражданское общество. Без этого общества нельзя достичь ни одной социально – значимой задачи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .