Семья адмиралов. Участие в Крымской войне

Военно-морской деятель, флотоводец, генерал-адъютант, адмирал, основоположник тактики парового броненосного флота, исследователь Чёрного моря. Вошел в отечественную историю как герой Севастопольской обороны и основоположник тактики российского парового броненосного флота.

Начало карьеры

Русский адмирал Г.И. Бутаков родился 27 сентября (9 октября) 1820 года в Риге в семье морского офицера Ивана Николаевича Бутакова .

6 мая 1831 года, в возрасте 11 лет, Григорий Иванович поступает в Петербургский Морской кадетский корпус, а 9 января 1836 года успешно оканчивает курс. Затем два года плавает на Балтийском море на фрегате "Александр Невский".

Служба на флоте

В 1838 произведен в мичманы с назначением на линейный корабль «Силистрия» на должность флаг-офицера при главном командире Черноморского флота адмирале М. П. Лазареве; в мае 1838, состоя на парусном тендере "Луч", участвует в боях с горцами на устье реки Туапсе. В последствии за эти боевые операции Бутаков награждается двумя орденами с надписью "За храбрость".

В апреле 1843 года Бутаков за отличную службу был произведен в лейтенанты и назначен командиром тендера "Поспешный". Он оставался в этой должности вплоть до 1850 года и занимался гидрографическими работами - исследованием отечественных и турецких берегов Черного моря и Босфора. За отличное выполнение задания произведён в капитан-лейтенанты и награждён орденом Св. Анны 3-й степени и бриллиантовым перстнем.

В 1844 году на шхуне "Вестник" плавает в Средиземном море.

27 марта 1851 года Бутаков был командирован в Англию, где наблюдал за постройкой парохода "Дунай", привел судно в Николаев и почти 3 года командовал им.

3 декабря 1852 года капитан-лейтенант Г.И. Бутаков назначен командиром лучшего на Черноморском флоте пароходофрегата "Владимир".

Участие в Крымской войне

5 ноября 1853 "Владимир" в составе отряда кораблей под общим командованием вице-адмирала В.Корнилова захватил 10-пушечный турецкий пароход «Перваз-Бахри». Это был первый в истории флотов мира бой двух паровых кораблей, закончившийся победой русских. За этот бой Г.И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Георгия 4 степени. 7 ноября 1853 года "Перваз-Бахри" был переправлен в Севастополь, отремонтирован и вступил в строй под новым названием "Корнилов".

24 октября 1854 года командовал артиллерийским огнем парохода во время сражения при Инкермане, а 24 ноября с пароходофрегатами «Владимир» и «Херсонес» принимал участие в вылазке против англо-франко-турецких судов в Песочой и Стрелецкой бухтах. 12 декабря награжден орденом Святой Анны 2-й степени с мечами.

В 1854-1855 гг. участвовал в обороне Севастополя, командовал отрядом пароходофрегатов, огнем с кораблей поддерживал сухопутные войска, отличился в боях за Малахов Курган.

9 октября 1854 года орудия "Владимира" впервые в истории русской морской артиллерии вели огонь по невидимой цели.

В феврале 1855 года Бутаков был назначен начальником штаба Черноморского флота. В марте 1855 года стал капитаном 1-го ранга.

В ночь с 30 на 31 августа 1855 года Бутаков командовал затоплением уцелевших судов, в том числе и "Владимира", с целью предотвращения захвата кораблей вражескими силами.

Послевоенный период жизни

26 августа 1856 года Г.И. Бутаков, произведенный в контр-адмиралы с зачислением в свиту Его Императорского Величества, был назначен начальником штаба в г.Николаев, ставший после падения Севастополя главной морской базой России на юге. Тогда же он был назначен главным командиром Черноморского флота и военным губернатором Николаева и Севастополя, который, по Парижскому мирному договору, был возвращен России.

22 года (1838-1860) Бутаков прослужил в Черноморском флоте, а в начале 1860 года его перевели на Балтийский флот начальником Практической эскадры винтовых кораблей, которую создали для подготовки моряков парового флота.

В 1861-1862 гг. командовал Практической эскадры винтовых канонерских лодок.

В начале 1863 года Г.И. Бутаков был назначен военно-морским атташе в Англию и Францию.

28 октября 1866 года Григорий Иванович был произведен в вице-адмиралы с назначением начальником эскадры броненосных судов Балтийского моря. При открытии Всемирной Парижской выставки 1867 года он был избран председателем международной экспертной морской комиссии.

16 апреля 1878 года присвоен чин адмирала, но фактически одновременно понижен в должности и назначен начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг.

В начале 1881 года назначен на должность главного командира Петербургского порта

В марте 1882 года Бутаков был снят с поста и назначен в Государственный совет

31 мая (12 июня) 1882 года Григорий Иванович скончался от апоплексического удара по дороге домой после заседания Государственного совета. Адмирал был похоронен на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре. На могиле установили бюст работы скульптора М.А. Чижова, который в 1920-е годы был снят с постамента и передан в Музей городской скульптуры Ленинграда.

Статья Л.А. Кузнецова в сборнике "Гангут" №2, 1991 год

Начиная со второй половины 30-х годов Военно-Морской Флот СССР стал интенсивно пополняться новыми кораблями, для которых требовался хорошо подготовленный личный состав. В связи с этим возникла острая необходимость в современном учебном корабле, поскольку давно использовавшийся в этом качестве крейсер "Аврора" уже перестал удовлетворять возросшим требованиям. А отказ в конце 1934 года от продолжения капитального ремонта энергетической установки превратил его в несамоходную учебную базу.
Загруженность судостроительных предприятий не способствовала оперативному решению поставленной задачи. Поэтому как нельзя кстати оказалось предложение комиссии под председательством заместителя начальника Главного морского штаба флагмана 2 ранга В.А.Алафузова. Рассматривая 9 и 10 февраля 1939 года вопрос о возможности переделки недостроенного крейсера "Адмирал Бутаков" в самоходный артиллерийский щит, она признала более целесообразным переоборудовать его в учебный корабль, так нужный флоту; к тому же такой артщит использовать в Финском заливе оказалось сложно.
Правда, разработанное вскоре тактико-техническое задание (ТТЗ) оставалось в духе старого проекта крейсера, так как предусматривало вооружение корабля только палубными 130- и 100-мм артиллерийскими установками. Поэтому Научно-технический комитет (НТК) рекомендовал заменить их на 130-мм "башенные миноносные установки" и предусмотреть вооружение 76,2- и 37-мм зенитными орудиями (также в башнях) новых образцов и современных крейсерских приборов управления артиллерийским огнем. Учитывая мнение НТК, Главный военный совет (ГВС) флота 25 августа 1939 года утвердил основные тактико-технические элементы (ТТЭ) учебно-артиллерийского корабля, переоборудоваемого из недостроенного крейсера, и обязал НТК представить новое ТТЗ к 1 октября.
Согласно внесенным коррективам, на крейсере следовало разместить по восемь 130- (Б2-ЛМ), 76,2- (39К) в двухорудийных башенноподобных установках, восемь 37-мм (46К) орудий - в четырехствольных и столько же 12,7-мм пулеметов ДШК в четырех башенках. В состав минно-торпедного вооружения надлежало включить пятитрубный 533-мм торпедный аппарат, глубинные бомбы и принимаемые на верхнюю палубу мины заграждения. Для энергетической установки следовало воспользоваться механизмами кораблей проектов №30 (эсминец типа "Огневой") или №48 (лидер типа "Киев") с их эшелонным раположением под броневой палубой. Оговаривалась дальность плавания экономическим ходом - не менее 5000 миль и автономность - порядка 15 суток.

Легкие крейсера "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Спиридов" на стапеле, 1915 год

Разработку эскизного и технического проектов намечалось поручить одному из конструкторских бюро Наркомата судостроительной промышленности (НКСП) с ее выполнением, согласно постановлению ГВС ВМФ, соответственно к 1 января и 1 мая 1940 года, с тем чтобы произвести переоборудование корабля и сдать его в 1941 году. Однако НКСП, ссылаясь на загруженность конструкторского бюро, брался исполнить в течение 1949 года только первую половину работы, вторая же переносилась на следующий год. В связи с этим начало переоборудования отодвигалось на конец 1941 года с возможным его окончанием в 1943 году. Поэтому, учитывая создавшееся положение, начальник Управления кораблестроения (УК) инженер-флагман 3 ранга А. А. Жуков счел возможным согласиться с мнением НКСП и просил ГВС утвердить эти сроки проектирования корабля. После одобрения 18 февраля 1940 года начальником ГМШ флагманом флота 2 ранга Л. М. Галлером тактико-технического задания ЦКБ-32 получило 23 марта наряд на разработку проекта переоборудования "Адмирала Бутакова" в учебный крейсер с представлением эскизного проекта в IV квартале. Обязанности главного конструктора возложили на инженера Л. М. Ногида, за механическую часть отвечал А. Е. Певзнер.
Работа над проектом, получившим №78, оказалась весьма сложной, так как требовала проработки ряда принципиальных вопросов, разрешение которых связывалось с "необходимостью считаться с уже существующею на корабле конструкцией". Кроме того, требовались тщательный доковый осмотр корпуса на предмет его годности, очистка помещений от лишнего хлама, снятие отдельных деталей механизмов и не полностью смонтированных котлов. От выполнения этих мероприятий в первую очередь зависел срок сдачи проекта, ибо требовалась проверка чертежей и съемки с натуры как снаружи, так и внутри корпуса.
Приступая к разработке проекта, ЦКБ-32 поставило перед собой задачу максимально использовать корпус и главным образом его подводную часть, с тем чтобы сохранить линии внутренних гребных валов и их мортиры и выкружки. Тем более что, как показал ориентировочный расчет валопровода, первоначальная конструкция мортир позволяла разместить внутри них новую дейдвудную трубу для вала диаметром около 325 мм (диаметр прежнего - около 270 мм). А это уже оказывалось достаточным для передачи мощности в 30000 л. с. на каждый из двух гребных винтов. Правда, для этого требовалось принять линейное расположение механизмов, так как только оно позволяло сохранить условия технического задания, предусматривающего размещение и разборку турбозубчатого агрегата (ТЗА) под броневой палубой.
Произошли изменения и в котельной установке (по ТТЗ - четыре котла с корабля проекта №30 и два вспомогательных, разработанных для проекта №59 - эскадренного тральщика "Владимир Полухин"), так как для нее более приемлемыми оказались котлы проекта №29 (сторожевой корабль типа "Ястреб"), да и то у них следовало несколько уменьшить топочный объем и принять другое расположение арматуры, чтобы они также могли поместиться под броневой палубой. В качестве вспомогательного предполагалась установка котла с корабля проекта №26 (крейсер типа "Киров"). Такое расположение механизмов и котлов, утвержденное начальником ГМШ 13 июня, позволяло сократить срок постройки (уменьшало объем корпусных работ и соответственно срок пребывания в доке) и уменьшить длину машинно-котельной установки на 2,5 м, установить одну дымовую трубу, что создавало дополнительные выгоды при размещении артиллерии, самолетов, шлюпочного устройства и пр., а также давало заметный выигрыш в остойчивости (метацентрическая высота повышалась на 50--100 мм) и в массе принимаемого балласта.

Проекция крейсера проекта 78

Завершив работу, ЦКБ-32 направило 14 августа эскизный проект №78 на утверждение в Управление кораблестроения, где 23 августа состоялось его рассмотрение техническим советом при НТК. В ходе обсуждения проекта предлагалось принять во внимание следующие рекомендации: снизить высоту фок-мачты на один ярус (мнение контр-адмирала И. И. Грена), осуществить более рациональную планировку внутренних помещений с увеличением площади центральных артилларийских постов, сократить многотипность аппаратуры связи и предусмотреть сорок штатных мест для курсантов электромеханических специальностей.
Не нашло поддержки интересное предложение, высказанное инженер-капитаном 2 ранга Н. Н. Зевельтом, об установке в носовой части 130-мм универсальных установок Б-24, поскольку их разработка находилась в стадии эскизного проекта и могла задержать срок готовности учебного корабля. Наибольшие же сложности возникли при определении оценки остойчивости и нагрузки корабля, так как по ним отсутствовало единое мнение НТК и ЦКБ-32. Так, первый считал, что для достижения начальной метацентрической высоты при стандартном водоизмещении 0,33 м следовало принять 500 т балласта, а расчеты второго выражались соответственно цифрами 0,36 м и 1200 т, но при этом возникала угроза ухода под воду броневого пояса при полном водоизмещении. Поэтому техсовет, посчитав возможным утвердить эскизный проект №78 как удовлетворящий поставленным кораблю требованиям и ТТЗ, рекомендовал принять меры по улучшению остойчивости. Для достижения этой цели он счел нужным ограничить начальную метацентрическую высоту при нормальном водоизмещении 0,75 м, ссылаясь на опыт эксплуатации легкого крейсера "Красный Крым" (бывший "Светлана", головной в серии крейсеров), имевшего эту величину, равную 0,72 м; как при переходе из Балтийского моря в Черное, так и при дальнейшей службе он показал достаточно хорошие мореходные качества.
Из других пожеланий, которые следовало учесть при дальнейшем проектировании, можно отметить применение герметичных стеллажей для хранения запасных торпед, как на лидере "Ташкент" и установку параванного устройства со шпироном по образцу немецких кораблей с креплением коренных концов тралящих частей на уровне основной линии. Что касается достижения указанных параметров остойчивости, что обеспечивалось в основном правильным распределением составляющих весовой нагрузки корабля, то ЦКБ-32 посчитало более рациональным установку бортовых булей. Но окончательное решении вопроса оставалось в компетенции начальника НТК по ходу разработки технического проекта.
Тем временем техотдел Краснознаменного Балтийского флота наконец-то приступил к выполнению указания командования от 17 мая о подготовке "Адмирала Бутакова" к осмотру и очистке помещений. Обследование корабля велось со 2 по 14 сентября в доке им. Митрофанова в Кронштадте. Оно показало, что корпус имеет значительное оборжавление, особенно в районе переменной ватерлинии, где глубина большого количества раковин достигала 2,5 -- 3 мм, что уменьшало толщину листов свыше чем на 25%, 2/3 головок всех заклепок также были изъедены ржавчиной. В главнойм броневом поясе, еще не окончательно собранном, с каждого борта отсутствовали по две броневые плиты. Примерно на половину не была проклепана броня верхней палубы, а на остальной ее части из-за проржавевших головок надлежало заменить 90% заклепок.
Набор корабля находился в удовлетворительном состоянии. По мнению комиссии, его корпус в целом после производства работ по замене частей, затронутых ржавчиной (полная смена двух днищевых поясьев наружной обшивки с каждого борта, отдельных частей платформ, настила второго дна при необходимости в районе турбинных отделений, переклепка 75% всех заклепок и пр.), оказывался вполне пригодным для дальнейшей эксплуатации и мог быть использован для переоборудования в учебный крейсер. Правда не удалось выяснить состояние ширстрека под бортовой броней, баллеров рулей, набора в бортовых отсеках, накладных листов второго дна по стрингерам в котельных отделениях. А это, по опыту подобных работ, означало, что при подробной дефектации и в процессе перестройки объем заменяемого металла мог возрасти вдвое.
Окончательное приведение корабля в порядок завершилось к коцу декабря. С него сняли оставшееся оборудование, очистили трюмы и внутренние помещения от мусора. Подводную часть также очистили от ржавчины и покрасили; в целом корпус привели в состояние, уменьшающее его износ при консервации.
Между тем, ЦКБ-32 внесло в проект последние рекомендации различных подразделений военно-морского флота, в том числе предусмотрело и свой вариант установки булей, и направило его на заключение в Управление кораблестроения. Таким образом, основные элементы учебного крейсера "Аврора" (такое название кораблю присвоили 25 ноября), полученные в эскизном проекте, выглядели следующим образом (в скобках данные варианта с булями): водоизмещение стандартное 7800 (6810), нормальное 8500 (7535) т, наибольшая длина 158,4, ширина по КВЛ без брони 15,18, высота борта до верхней палубы 9,03, осадка при нормальном водоизмещении 6,45 (5,55 м), поперечная метацентрическая высота при стандартном водоизмещении 0,36 м (0,82), общая мощность энергетической установки (две паровые турбины по типу проекта №30, шесть главных паровых котлов проекта №29 и вспомогательный котел проекта №26) 54000 л. с., скорость полного и экономического хода 28 и 14 уз при соответствующей дальности плавания 1300 и 4000 миль, полный запас топлива около 1200 т, автономность 15 сут.
Бронирование включало главный 75- и верхний 25-мм бортовые пояса. Причем главный пояс возвышался над ГВЛ при нормальном водоизмещении в случае установки булей на 1,23 м, с погружением в воду -- на 0,87 м, а без бортовых наделок он при полном водоизмещении уходил под воду. 20-мм листами бронировались верхняя и нижняя палубы, барбеты и перегрузочные помещения, 50-мм -- траверз на 125-м шпангоуте, крыша и труба боевой рубки (толщина стенок 100 мм); башенноподобные установки главного калибра и 76,2-мм зенитных орудий защищались 8-мм, а 37-мм автоматов и 12,7-мм пулеметов -- соответственно 14- и 10-мм броней.
Артиллерийское вооружение: согласно утвержденным ГВС основным ТТЭ с боезопасом на каждый 130-, 76,2-, 37- и 12,7-мм ствол соответственно по 200, 300, 1000 и 2500 выстрелов. Минно-торпедное вооружение: два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата типа 1-Н и сорок (в перегрузку) мин заграждения типа АГ или КБ-3, бомбовое -- по двадцать больших и малых глубинных бомб. Имелось по два боевых и запасных паравана К-1. Приборы управления артиллерийским огнем главного калибра состояли из носовой группы КДП2-8 "Б-41-3" с центральным постом по схеме проекта крейсера №68 (типа "Чапаев") и кормовой -- КДП2-4 "Б-43-1" -- проекта №30. Зенитные орудия правого борта управлялись с помощью стабилизированного поста наводки СНП-250, левого борта -- СВП-29. Вооружение корабля дополнялось самолетом КОР-2 и дымовой аппаратурой ДА-№ 2Б и ДА-1, тремя 90-см боевыми и четырьмя 45-см сигнальными прожекторами.
Средства связи -- типовые для легкого крейсера. Число практикантов состояло из восьмидесяти слушателей минно-торпедных, штурманских и специалистов средств связи (180 человек) и курсантов электромеханических специальностей (40 человек). Корабль должен был иметь возможность самостоятельно возвращаться на базу при затоплении двух любых отсеков, однако в эскизном проекте это не относилось к случаю затопления обоих турбинных отделений, с чем Управлению кораблестроения пришлось согласиться, так как корабль имел линейное расположение машинно-котельной установки. По заключению Управления кораблестроения предложенное в проекте №78 общее расположение получило одобрение при обязательном выполнении ЦКБ-32 следующих указаний: для достижения достаточной остойчивости для различных вариантов нагрузки разрешить установку булей; пересмотреть размещение надстроек и постов на фок-мачте, уменьшив ее высоту и громоздкость; принять в техническом проекте установку четырех турбогенераторов и двух дизель генераторов по 165 кВт каждый; исполнить прочие замечания центральных управлений военно-морского флота.
Однако согласившись с возможностью реализации этого проекта, начальник Управления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н. В. Исаченков все же посчитал необходимым отказаться от переоборудования "Адмирала Бутакова" в учебный крейсер, поскольку общая трудоемкость работ по восстановлению корпуса в случае установки булей становилась сопоставимой с постройкой нового корабля и таким образом срок переоборудования оказывался таким же, как и постройка головного крейсера (т. е. три-четыре года). К тому же, предусмотренные проектом вооружение и механизмы, применяемые и на новых кораблях, могли вызвать напряженность в их поставках, что также отразилось бы на сроках готовности учебного крейсера. Кроме того, стоимость переоборудования по предварительным подсчетам составила 110 -- 125 млн. рублей, в то время как стоимость серийного крейсера типа "Киров" с вооружением -- около 150 млн.
Помимо всего прочего, несмотря на установку вооружения и механизмов последних образцов, корабль все равно оставался с устаревшей системой бронирования, не обеспечивавшей надежную защиту от снарядов средних калибров (130- и 152-мм), и не отвечавшими современным требованиям плавучестью, остойчивостью и непотопляемостью. Правда, эти требования относились в большей степени к боевым кораблям, нежели к предназначенному для чисто учебных целей.
Тем не менее, утверждая 30 декабря 1940 года эскизный проект №78 учебного крейсера "Аврора" и тем самым признавая техническую возможность его осуществления, адмирал Л. М. Галлер не мог оставить без внимания и мнение Н. В. Исаченкова. Поэтому после доклада наркому ВМФ адмиралу Н. Г. Кузнецову окончательное решение вопроса было возложено на Главный военный совет флота, заседание которого планировалось провести 3 января 1941 года. Пока документально не удалось установить, какое постановление вынес Военный совет, но скорее всего он согласился с доводами начальника Управления кораблестроения и отменил намеченное переоборудование. Косвенным подтверждением этого является приказ от 16 мая 1941 года о присвоении наименования "Аврора" одному из запланированных к закладке новых крейсеров.
Таким образом, после долгих лет консервации крейсер "Адмирал Бутаков" так и не смог, волею сложившихся обстоятельств, войти в состав флота. Тем не менее проект его переоборудования можно считать удачной попыткой использования старого корпуса для создания учебно-артиллерийского корабля с вооружением, механизмами и другими техническими средствами новейших, по тому времени, образцов.

Легкие крейсеры типа "Светлана"
(историческая справка и тактико-технические элементы)

К постройке серии легких крейсеров типа "Светлана" приступили в России незадолго перед первой мировой войной. На стапелях Ревельского завода "Русско-балтийского судостроительного и механического акционерного общества" и Путиловской верфи в Петербурге 24 и 26 ноября 1913 года соответственно состоялись официальные церемонии закладки четырех кораблей для Балтийского флота. На первом осуществлялось строительство крейсеров "Светлана" (головной) и "Адмирал Грейг", на втором - "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Спиридов". Несколько ранее, 19 октября, в Николаеве завод "Русского судостроительного общества" ("Руссуд") приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров "Адмирал Нахимов" (головной) и "Адмирал Лазарев", а 11 ноября 1915 года там же дополнительно заложили еще два - "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов".
Основные проектные тактико-технические элементы крейсеров (несколько отличающиеся данные черноморских кораблей приведены в скобках) выглядели следующим образом: водоизмещение 6800 т (7600), длина по ГВЛ 154,8 (163,2), ширина с обшивкой и броней 15,3 (15,7), осадка 5,6 м (5,58); мощность четырехвальной паротурбинной энергетической установки 50000 л. с. (55000) при 13 (14) паровых котлах, скорость до 29,5 уз. Бронирование: главный 75-мм бортовой (от 0 до 125-го шпангоута) броневой пояс из крупповской цементированной стали высотой 2,1 м (из них 1,2 м ниже ватерлинии), над ним по всей длине корабля 25-мм пояс из крупповской нецементированной брони. Толщина верхней и нижней палуб 20, стен боевой рубки 75, ее крыши, пола и кормового траверза на 125-м шпангоуте 50 мм. Бронировались также кожухи дымовых труб и элеваторы подачи боезапаса. Подвод кабелей управления осуществлялся по трубам со стенками толщиной 50 и 75 мм. Вооружение: пятнадцать 55-калиберных 130-мм орудий на палубных установках со щитами, 4 - 63,5-мм "противоаэропланные" пушки, столько же пулеметов, два подводных бортовых 457-мм минных аппарата; на верхнюю палубу могло приниматься до 100 мин заграждения.
Начавшаяся первая мировая война нарушила ход строительства кораблей. И хотя балтийские сошли со стапелей соответственно 28 ноября 1915 года, 26 ноября, 23 июля и 27 августа 1916 года, а два первых черноморских - 24 октября 1915 года и 8 июня 1916 года, достроить их до окончания боевых действий так и не удалось. Причем готовность головных крейсеров была весьма высокой и достигала порядка 85 %. Из-за угрозы захвата Ревеля (Таллинна) германской армией "Светлану" и "Адмирала Грейга" пришлось в конце 1917 года отбуксировать в Петроград, где первый из них планировалось ввести в строй в 1919 году. Однако все более ухудшающееся экономическое положение и развал промышленности сделали эти планы неосуществимыми. Не лучшим образом обстояли дела и в Николаеве, хотя по оптимистической оценке, данной в боевом расписании флота Черного моря на 1919 год, утвержденном 24 января главнокомандующим Вооруженными силами юга России генерал-лейтенантом А.И. Деникиным, для приведения в полную готовность крейсера "Адмирал Нахимов" требовалось всего два месяца интенсивных работ, а для трех остальных - шесть-семь.
После окончания гражданской войны, когда встал вопрос о возрождении военно-морского флота, определилась и судьба недостроенных кораблей, в том числе и легких крейсеров. По мнению начальника Морской академии, члена Морской подкомиссии по восстановлению военной промышленности М.А. Петрова, эти корабли ни в коей степени не утратили своей современности. А в качестве примера он приводил данные по спущенному в 1921 году в США новому легкому крейсеру (имелся в виду крейсер типа "Омаха"), который мало чем отличался от "Светланы". По наброскам морской программы, для ввода в строй этого корабля требовалось несколько месяцев, а для "Адмирала Бутакова" - год-полтора, но это в случае благоприятных условий, связанных с успехами по восстановлению судостроительных и смежных с ними предприятий. Корпуса двух других кораблей рекомендовалось использовать, если окажется возможным, при проектировании новых легких крейсеров.
Однако разрушенное хозяйство страны и непопулярность флота у некоторых ее руководителей отрицательно сказались на его возрождении. Из восьми кораблей правительство решило ввести в строй только по два легких крейсера для каждого из флотов. Причем из-за финансовых и технических трудностей "Светлана" (с 5 февраля 1925 года "Профинтерн", а с 31 октября 1939 года «Красный Крым») и "Адмирал Нахимов" (с 26 декабря 1922 года "Червона Украина") достраивались по первоначальному проекту с незначительными изменениями. "Светлана" достраивалась на Балтийском заводе. "Адмирал Нахимов" - на вновь созданном объединении Николаевских государственных заводов им. А.Марти. Работы на кораблях проводились крайне медленно, не хватало топлива, материалов, рабочей силы и различного оборудования. Поэтому "Червона Украина" вошла в состав флота только 21 марта 1927 года, а "Профинтерн" - 1 июля следующего года.
Крейсеры "Адмирал Бутаков" (с 26 октября 1926 года "Правда", с 24 ноября "Ворошилов") и "Адмирал Лазарев" (с 14 декабря 1926 года "Красный Кавказ") решили кардинально реконструировать путем замены 130-мм артиллерии на более мощную. В основу модернизации была положена перспективная программа перевооружения двух первых кораблей, принятая еще 16 июля 1925 года. В окончательном виде проект переоборудования следовало представить к 1 октября. Однако в ходе проектирования появилась возможность воспользоваться вновь созданными одноорудийными 180-мм башенными установками. Утвержденная 25 декабря 1926 года программа модернизации предусматривала наличие пяти таких установок на каждом корабле. Правда, принятая в таком виде система вооружения увеличивала водоизмещение, а значительная масса башен (по 120 т каждая), расположенных на верхней палубе, потребовала применения бортовых наделок (булей) для увеличения остойчивости крейсеров.
В декабре того же года Балтийский завод получил задание на составление проекта перевооружения легкого крейсера "Ворошилов", а проектирование "Красного Кавказа" проводилось на Николаевских государственных заводах. Все работы ориентировочно намечалось завершить к 1 сентября 1929 года. Стоимость переоборудования обоих кораблей промышленность оценивала (с учетом боезапаса) в 41 млн. рублей, на его проведение Совет труда и обороны предварительно ассигновал 25 млн рублей.
Но на пути реализации этих планов неожиданно возникли финансовые затруднения. Чтобы уменьшить стоимость работ, 8 августа 1927 года у начальника технического управления ВМС РККА состоялось совещание по пересмотру тактико-технического задания. Однако, рассмотрев различные варианты, пришли к заключению, что снизить ее более чем на 2 млн. рублей на один корабль весьма проблематично. Даже отказ от пятой 180-мм башенной установки и замена 100-мм артиллерии на 37-мм без всяких других улучшений не устраняли финансовых проблем. По всей видимости, они-то и явились одной из основных причин отказа от достройки "Ворошилова".
Правда, на это решение могло повлиять и другое обстоятельство. Дело в том, что одна из комиссий, производя специальное обследование его турбин, поставила под сомнение их пригодность. Так или иначе, но в состав флота 25 января 1932 года вошел только один крейсер - "Красный Кавказ". В ходе модернизации от установки булей отказались; вооружение составили четыре 57-калиберные 180-мм одноорудийные башенные установки, столько же 76,2-мм зенитных пушек Лендера и четыре трехтрубных (по два с каждого борта) 533-мм торпедных аппарата. Водоизмещение корабля при этом возросло до 9030 м, а главные размерения оказались следующими: наибольшая длина 169,5, ширина 15,7 и осадка 6,6 м.
"Ворошилов" же был сдан в 1928 году в распоряжение Кронштадтского порта. Постепенно с него демонтировали гребные винты, сняли на слом в 1934 году турбины. Различные предложения - использовать корпус корабля под быстроходный минный заградитель, самоходный артиллерийский щит и прочее - оказались, к сожалению, нереализованными, как и весьма интересный проект 1940 года его переделки в учебный крейсер.
Судьба остальных кораблей сложилась следующим образом: "Адмирал Грейг" и "Адмирал Спиридов" в 1926 году переоборудовали (первый - на Балтийском заводе, второй - на Северной судостроительной верфи) в нефтеналивные суда, получившие названия "Азнефть" и "Грознефть"; "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов" (спущен на воду 28 октября 1922 года) разобрали в 1927 году на металл.
Все три достроенных легких крейсера приняли активное участие в Великой Отечественной войне в составе Черноморского флота, в который "Профинтерн" вошел после перехода с Балтики еще 18 января 1930 года. За боевые заслуги "Красный Кавказ" и "Красный Крым" были удостоены, соответственно 3 апреля и 18 июня 1942 года, гвардейского звания. А вот "Червоне Украине" не повезло, корабль погиб 12 ноября 1941 года в Севастополе от ударов авиации противника. 3 ноября 1947 года крейсер подняли и затем переоборудовали в мишень. 7 марта 1945 года "Красный Крым", а 12 мая 1947 года "Красный Кавказ" перевели в разряд учебных кораблей. С исключением в середине 50-х годов их из состава флота завершилась непростая и долгая история первых отечественных легких крейсеров

Бутаков, Григорий Иванович

Генерал-адъютант, адмирал, член Государственного Совета; род. в Риге 27 сентября 1820 г., ум. в С.-Петербурге 31 мая 1882 г. Старший брат А. И. Бутакова, Г. И. Бутаков так же рано, как и тот, привык к морю, под руководством отца, а затем с большим успехом обучался в морском кадетском корпусе и был произведен в гардемарины 9 января 1836 г. После плавания и крейсирования в Балтийском море в 1836 и 1837 г. Бутаков был произведен в мичманы (23 декабря 1837 г.). Отец его в то время командовал 5-ю флотскою дивизиею, находившеюся в Черном море, куда и отправился молодой Бутаков, и здесь находился постоянно в плавании на парусных судах. В 1838 г. командир черноморского флота М. П. Лазарев послал Бутакова в отряд генерала Н. Н. Раевского, действовавший тогда против горцев на черноморском берегу Кавказа, и Бутаков находился 12, 13 и 14 мая при занятии позиции близ Туапсе. Позднее на тендере Луч он сражался с горцами, нападавшими на наши суда, которые потерпели крушение у Туапсе, и за эти военные действия был награжден орденами св. Анны 4-й степени с надписью за "храбрость", а также и св. Станислава 3-й степени. В следующие годы Бутаков на шхуне "Ласточка" ходил в Грецию, где состоял в распоряжении Императорской миссии, был произведен 11 апреля 1843 г. в лейтенанты и затем на шхуне "Вестник" плавал в Архипелаге и Средиземном море. Получив в 1847 г. команду над тендером "Поспешный", Бутаков долгое время, вместе с Шестаковым, занимался лоциею Черного моря и составил очень добросовестный труд, выдержавший несколько изданий. За это Бутаков, награжденный орденом Св. Анны 3 степени в 1848 г. и, произведенный 22 апреля 1850 г. в капитан-лейтенанты, удостоился получить Высочайшую награду - бриллиантовый перстень. Адмирал Лазарев обратил внимание на молодого офицера и командировал его в Англию в 1851 г. для наблюдения за постройкою буксирного парохода "Дунай", с которым Бутаков и прибыл в Николаев в 1852 г. Затем, после непродолжительного командования бригом "Аргонавт", Бутаков был назначен, 3 декабря 1852 г., командиром парохода "Владимир", лучшего в черноморском флоте, скоро получившего известность в Крымскую войну. В 1853 г. Бутаков находился при генерал-адъютанте Корнилове в свите чрезвычайного посла при Оттоманской порте князя Меньшикова и совершил при этом на пароходофрегате "Громоносец" переход из Одессы в Константинополь; отсюда он вернулся в Николаев на пароходе "Бессарабия". Тем временем Бутаков принимал участие и в научной литературе по морскому делу. В 1845 г. он написал: "Взгляд на доки, гавани, судоходство и пр. в Соединенных Северо-Американских Штатах"; в 1850 г.: "О компасах с наклонною стрелкою"; в 1851 г. - "Об управлении тендером ". Вскоре вспыхнула Восточная война 1853-1856 гг. Бутаков был послан на пароходе "Владимир" для разведывания о неприятельском флоте. Смело перерезав все Черное море, Бутаков явился в виду Синопа, осмотрел его рейд и, найдя там только одни купеческие суда, сообщил об этом по возвращении в Севастополь. 5 ноября 1853 г. Бутаков вступил в одиночный бой у Анатолийского берега с турецким 10-пушечным пароходом "Перваз Бахра", овладел им и привел на буксире в Севастополь, за что, кроме призовых денег, в количестве 38000 руб., удостоился получить орден св. Георгия 4 степени за храбрость. Вице-адмирал Корнилов, бывший на пароходе "Владимир", свидетельствовал, что этот бой может служить образцом практического искусства и был веден с удивительною энергиею и замечательным хладнокровием, - качествами, всегда отличавшими Бутакова. Приглашенный Корниловым в его штаб, Бутаков с отрядом пароходов направился к Синопу и подоспел к нему, когда вице-адмирал Нахимов одерживал уже 18 ноября блистательную свою победу над турецким флотом. Бутакову удалось оказать при этом значительную услугу, очищая Синопскую бухту и выводя из линии наши корабли; он буксировал также из Синопа в Севастополь корабль "Великий Князь Константин", на котором находились пленные турецкие начальники. 18 декабря 1853 г. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга. Между тем англо-французский флот со значительным десантом, после бомбардирования г. Одессы, подошел к Крымскому полуострову, а после сражения при р. Альме подступил к Севастополю, в обороне которого Бутаков, до самой сдачи города, 27 августа 1855 г., принимал деятельное участие, командуя пароходом "Владимир". Он не раз выходил в море и делал набеги на неприятельские отдельные суда в виду англо-французской эскадры, принимал участие во всех выдающихся вылазках, ходил к Стрелецкой бухте действовать по английскому лагерю, атаковал неприятельскую брандвахту у Песочной бухты - большой железный пароход, наблюдавший за действиями наших судов на рейде - и принудил его укрыться в Камышинской бухте. За эти военные действия Бутаков 30 марта 1855 г. был произведен в капитаны 1 ранга, а в июне - награжден орденом св. Анны с короною за участие в отражении первого штурма у 4 и 5 отделений оборонительной линии, а затем, в июле, получил золотую саблю за храбрость и орден св. Владимира 4 степени с бантом. В вылазке на Инкерманские высоты Бутаков много содействовал переправе наших войск через р. Черную, послав со своего парохода все лодки, которые и были поставлены поперек реки и соединены стелюгами. Затем, при штурме 21 августа, Бугаков с парохода поражал выстрелами штурмующие колонны, направленные на 2 бастион. 5 сентября он был пожалован во флигель-адъютанты Его Величества. Когда же решено было затопить и пароход "Владимир", Бутакову поручено было заняться усилением обороны Николаева, и он был 26 сентября назначен начальником штаба, заведовавшего морскою частью в Николаеве. По заключению Парижского мира, Бутаков, произведенный в 1856 г. в контр-адмиралы с зачислением в свиту Его Величества, был назначен заведующим морскою частью и главным командиром николаевского порта, а 1 февраля 1860 г. переведен в балтийский флот начальником (флагманом) практической эскадры винтовых кораблей. Здесь Бутаков занялся вопросами военной пароходной тактики и имел возможность всесторонне проверить свои исследования законов вращения винтовых судов, во время плавания с ними в 1861 и 1862 гг. Применение паровой силы во флоте и замена деревянных судов вполне железными или деревянными с железными бронями вызвали изменение всей тактики морских судов. Бутаков стремился составить подробные правила пароходных эволюций и очень удачно разрешил эту задачу в своем сочинении: "Новые соображения пароходной тактики". Это сочинение в 1863 г. было удостоено Академиею наук Демидовской награды "за совершенно самостоятельное творение, обогащающее литературу и практику новыми фундаментальными открытиями и исследованиями". Этот труд сделал имя Бутакова известным всему морскому миру. - Бутакову теперь предстояло образовать командиров судов, чем он и занялся, будучи назначен 5 сентября 1861 г. начальником практической эскадры винтовых лодок балтийского флота. Награжденный в конце 1861 г. орденом св. Станислава 1 степени, Бутаков был командирован в Тулон, где занимался теми же вопросами морской тактики, а в 1863 г. был назначен морским военным агентом в Англии и Франции, где в продолжение четырех лет знакомился с чудесами быстро развившегося броненосного судостроения и морской артиллерии и в то же время продолжал свои тактические исследования по морской части. 16 апреля 1863 г. Бутаков был награжден орденом св. Анны 1 степени. Произведенный 28 октября 1866 г. в вице-адмиралы, Бутаков был вызван в Россию в 1867 г. и назначен начальником сформированной контр-адмиралом Лихачевым броненосной эскадры, образовавшей большую практическую эскадру, которая производила свои учения и занятия близ Выборга, около Транзунда. Бутаков изучал поворотливость судов, старался улучшить сигналопроизводство, особенно ночное, ввел на судах электрическое освещение, занимался много таранным боем. При одном из таких учений произошло известное столкновение деревянного фрегата "Олег" с плавучею батареею "Кремль", и от удара ее тараном "Олег" затонул через 15 минут на глубине 36 сажен, причем потонуло 16 матросов (остальные были спасены). В 1868 г. Бутаков издал свое сочинение "Эволюционная система паровых судов", в котором, по отзывам специалистов, до сих пор никто не нашел недостатков. Продолжая командовать практическою эскадрою, Бутаков закончил и другой громадный труд, начатый еще контр-адмиралом Лихачевым, - по составлению сигнальной книги 3-х и 4-флажной системы. 29 января 1868 г. Бутаков был назначен старшим флагманом балтийского флота. На смотру в Транзунде в 1869 г. Император Александр II поздравил его генерал-адъютантом и собственноручно надел на него аксельбант, снятый с вел. кн. Алексея Александровича, сказав: "а тебя благодарю прежде всего и поздравляю Моим генерал-адъютантом. Я уверен, что ты останешься таким, каким Я тебя всегда знал". Продолжая командовать эскадрою до 1877 г., Бутаков составил также шлюпочную сигнальную книгу (в 1875 г.), дал первый толчок минному делу в нашем флоте, применил электрическое освещение к отражению минных атак и продолжал опыты над таранными маневрами, служащими продолжением его же законов тактических эволюций. За это время Бутаков был награжден: в 1871 г. - орденом св. Владимира 2 степени, а в 1874 г. - орденом Белого Орла, получив также и прусский орден Красного Орла и шведский орден Меча. В 1877 г. Бутаков был награжден орденом св. Александра Невского и назначен командиром мониторов, входивших в состав эскадры, плававшей в Балтийском море под флагом Его Высочества генерал-адмирала. В 1873 г. Бутаков был произведен в адмиралы с назначением начальником морской и береговой обороны Свеаборга и поднял свой флаг на броненосном фрегате "Петропавловск". В 1881 г. Бутаков был назначен главным командиром петербургского порта, причем ему была пожалована аренда в три тысячи руб. в год на шесть лет. Он много заботился о сокращении излишних расходов по порту и ненужных инстанций по управлению, занимался также разными преобразованиями по флоту, учредил военно-морскую тактическую игру в морском собрании, составил для нее основные правила, руководил игрою, причем сообщал ей живой интерес своими глубокими познаниями и многолетнею опытностью. В марте 1882 г. Бутаков был назначен членом Государственного Совета, но в том же году скоропостижно скончался, переезжая Неву на ялике. Погребен он на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге. - Г. И. Бутаков всю жизнь свою посвятил славе и величию нашего флота и пользовался всеобщим уважением от адмирала до последнего мичмана. По виду угрюмый и молчаливый, он умел ободрить в критическую минуту, сказать несколько теплых слов, которые запоминались навсегда. Характера он был невозмутимого, спокойного и серьезного. Он обладал замечательною способностью к изучению языков, а также к техническим знаниям и исследованиям. В должности подчиненного он являл собою пример образцового исполнения долга; в качестве начальника он был учителем и воспитателем целого поколения русских моряков в продолжение 16-летнего командования эскадрою броненосных судов балтийского флота. Его именем названы два залива: один - в Беринговом море, а другой - на восточном берегу острова Сахалина. Бутаков был членом парижского Institut d"Afrique, а также Императорского русского технического общества, С.-петербургского речного яхт-клуба и проч. Кроме вышеименованных сочинений Бутакова, им напечатаны в "Морском Сборнике" следующие статьи: 1) О здоровье на море. 2) Несколько наставлений о катаньях на шлюпках. 3) Несколько соображений о пароходных таранах. 4) Заметка об английских башенных судах. 5) О свойстве тросов и цепей. 6) Жидкий, или греческий огонь. 7) Несколько опытов над устройством орудий для туманных сигналов. 8) Об исправлении котлов на пароходе "Владимир". 9) Из артиллерийских заметок на Севастопольском рейде. 10) Несколько встреч с нашею прибрежною пограничною стражею.

Березин и Де Ливрон, "Г. И. Бутаков", биографический очерк, 1883. - "Кронштадтский Вестник", 1867 г., № 20; 1882 г., № 64. - "Морской Сборник", 1873, № 5, 1875, № 4, 1876, №№ 6, 8, 9; 1877, № 6, и 1882, № 7. - 32-е присуждение Демидовских наград. - Общий Морской список, т. IX, стр. 335.

П. Майков.

{Половцов}

Бутаков, Григорий Иванович

Адмирал, генерал-адъютант, член государственного совета; род. в Риге 27 сентября 1820 г.; обучался в морском кадетском корпусе и выпущен в мичманы в 1838 г. Так как его отец командовал в это время 5 флотской дивизией в Черном море, то Бутаков немедленно по выходе из корпуса отправился на юг, где и плавал на парусных судах разного ранга. В 1838 г. участвовал в бое при занятии местечка у реки Туапсе, и в том же году, состоя на тендере "Луч", участвовал в сражении против горцев, нападавших на наши суда, потерпевшие крушение близ устья той же реки. На 9 году службы Б. был назначен командиром тендера "Поспешный". В этой должности он оставался до 1851 г., занимаясь почти исключительно описью берегов Черного моря, как русских, так и турецких. В 1851 году назначен командиром брига "Аргонавт", а в 1852 г. командиром "Владимира", лучшего из черноморских пароходов-фрегатов. Вся боевая слава Б. связана со службой на этом пароходе, получившем, благодаря блестящему военному таланту командира, громкую известность в эпоху Крымской войны. 3 ноября 1853 г. Б. смело и подробно произвел рекогносцировку коварнского, бальчикского, варнского и бургасского рейдов, а 5 числа того же месяца атаковал турецкий пароход "Перваз-Бахре" и после 3-часового боя заставил его спустить флаг. Этот бой - первый, по времени, между пароходами - доставил Б. чин капитана 2 ранга и орден Георгия 4-ой степени. После этого Б. нес крейсерскую службу на своем пароходе и временно, когда исправляли машину "Владимира", на пароходе "Одесса". В 1854 г. 24 ноября, днем, была произведена морская вылазка. Командиру парохода "Владимир" предоставлено было выйти в море вместе с пароходом "Херсонес", чтобы нанести возможно больший вред двум пароходам, стоявшим в Стрелецкой бухте. Последствием вылазки было то, что неприятель поставил в Стрелецкую бухту трехмачтовый пароход и 4 батарейных парохода. С декабря 1854 г. и до сдачи Севастополя Б. участвовал в его обороне как командир "Владимира". 27 августа 1855 г. успешно исполнил заранее обдуманный план бомбардировки рейдовой батареи и в то же время действовал и по неприятельским войскам. Искусные и смелые маневрирования "Владимира" возбудили общее удивление не только своих, но и врагов (подробное описание этого дела см. "Адмирал Бутаков", издание второе, исправленное Е. Березиным, СПб., 1884 г., стр. 30-36, и "Отечественные Записки", т. CXXXI, отд. I, "Записки отставного артиллерийского офицера И. В."). В ночь с 30 на 31 августа по условному сигналу зажгли все наши пароходы и в то же время открыли краны, и "Владимир", вместе с другими, пошел ко дну. В сентябре 1855 г. Б. пожалован флигель-адъютантом и назначен начальником штаба в Николаеве. В 1856 г. Б. произведен в контр-адмиралы с назначением в свиту Е. И. В. и заведующим морской частью в Николаеве и военным губернатором Николаева и Севастополя. В 1860 г. переводе и на Балтику начальником отряда винтовых кораблей. Это назначение дало ему возможность всесторонне проверить свое исследование законов вращения винтовых судов и составить затем свои известные "Пароходные эволюции". По окончании первой кампании этого отряда, на зимнее время командирован за границу, где, продолжая трудиться над разработкой своей книги, подробно ознакомился с французской и английской системами производства сигналов, с эволюциями флотов и с состоянием пароходно-машинного дела и измерением расстояний во Франции. К следующей (1861) весне Б. был назначен начальником практической эскадры винтовых лодок и в этом звании оставался два года или, вернее, две кампании. Без преувеличения можно сказать, что плавание 40 лодок в 1861-62 гг. было для Балтийского флота своего рода событием. Кроме маневрирования и подготовки офицеров и команды к боевому времени, Б. обратил особое внимание на изучение Финляндских шхер. С 1863 по 1867 гг. Б. был военно-морским агентом в Англии и Франции. В 1867 г. Б. назначен начальником броненосной эскадры, которой командовал 10 лет, главным образом обращая внимание на то, чтобы эскадра составляла одно целое и как офицеры, так и команда были вполне приготовлены к военному времени. В это же время изданы Б. ныне существующий "Свод морских военных сигналов" и "Книги эволюционных сигналов", с подробным объяснением самых эволюций, а также изданы все приказы Б. по эскадре. В 1877 г. Б. командовал отрядом под главным начальством генерал-адмирала и вырабатывал правила расстановки мин на фарватерах. В 1878 г. произведен в адмиралы. В 1881 г. назначен главным командиром Петербургского порта. В этой должности состоял около года. В последние годы своей службы участвовал в нескольких комиссиях по преобразованию нашего флота и о мерах, которые следует предпринять в военно-морском отношении на случай войны. По упразднении должности главного командира петербургского порта Б. назначен членом государственного совета. Б. написал: "Еще о тендерах и управлении ими" ("Морской Сборник", 1852, № 6); перевел: "Взгляд на гавани, доки, судоходство Соединенных Штатов Северной Америки" (1845); "О компасе с наклонной стрелкой" ("Морской Сборник", № 10); "О свойствах тросов и цепей". Главный труд его: "Новые основания пароходной тактики" удостоен академией наук Демидовской премии. 31 мая 1882 г. Б. скоропостижно скончался на ялике, переезжая Неву.

{Брокгауз}

Бутаков, Григорий Иванович

Адм., создатель паров. броненос. школы в рус. флоте. Род. 27 снт. 1820 г., воспитывался в морск. корпусе и по окончании плавал 2 г. в Балт. море, после чего в 1837 г. был переведен в Черном. флот, где и служил до 1860 г. в Черн. море мичм. Б. скоро обратил на себя внимание и был назначен личн. флаг-офицером к адм. М. П. Лазареву. В 1838 г., плавая на корабле "Силистрия" и принимая с морск. десантом участие в делах против горцев у Абхазских берегов, Б. получил первое боев. крещение. В 1843 г. он был произведен за отличие в лейт., в 1856 г. в кап.-лейт. В 1843-50 гг. Б. занимался гидрогр. работами и составил первую систем. лоцию Черн. моря. Посланный в 1850 г. в Англию для приема строящегося парохода "Дунай", Б. привел его в Черн. море. Послед-но командуя неск. судами, Б. особенно отличился в ноябр. 1853 г.: командуя пароходом "Владимир", он сделал смелую разведку к тур. берегам и взял с бою тур.-егип. парох. "Первас-Бахри", за что был награжден орд. св. Георгия 4 ст.; за участие в Синопск. бою произведен в кап. 2 р. С началом крым. войны, командуя тем же пароходом "Владимир", Б. неоднократно производил смелые поиски по Черн. морю, несмотря на присутствие соед. англо-франц. флота. С началом осады Севастополя, командуя пар.-фрегатом "Херсонес", он принимал участие в отражении всех непр. штурмов, содействуя своей артиллерией огню бер. батарей. За широко проявленную лич. инициативу и храбрость Б. был произведен в кап. 1 р., пожалован флигель-адъютантом, награжден орд. св. Анны 2 ст. с мечами, св. Владимира 4 и 3 ст. с мечами и бантом и зол. оруж. с надписью "За храбрость" и, как выдающийся боев. офицер, назначен начальником шт. флота, на место убитого адм. Корнилова. В 1856 г. 36-летний Б. был произведен в контр-адмиралы с назначением в свиту Его Величества и гл. командиром и губернатором в Николаеве. В 1860 г. переведен в Балт. море и командирован в Англию для изучения паров. броненос. судостроения. Вернувшись из Англии, Б. был назначен начальником практич. эскадры винтов. лодок. С этого времени Б. отдался всецело делу создания в России паров. флота. Быстрый прогресс техники судостроения после крымской и сев.-америк. войн ставил наш флот в тяжелое положение. Не было необходимого контингента техников, ни оборудован. заводов, ни средств, истощенных войной. Блестящая школа Лазарева, хотя и дала флоту боев. моряков, но в большинстве это были лихие парусники, не понимавшие требований быстро развивающейся техники. Ощущалась насущная необходимость в создании новой паровой школы, которая подготовила бы соответствующий личн. состав. Винтовой жел. корабль, нарезное замковое орудие, стальн. броня и др. технич. завоевания совершенно изменили характер морск. боя, выдвинув длин. ряд тактич. вопросов, разрешением которых со свойствен. ему энергией занялся Б. Обладая большой эрудицией, отлично образован., молодой адмирал с первых дней командования эскадрой обратил особ. внимание на тактич. подготовку флота и в этой области справедливо заслужил себе название "учителя и основателя броненос. школы". "Мы должны готовиться к бою всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно, - говорил Б., - готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы". И действительно, в короткое время боев. подготовка его эскадры была доведена до такой высоты, что иностран. державы посылали своих моряков учиться у Б. Знаменитый Фаррагут лично приехал в Россию и, ознакомившись с эскадрой Б., высказал мнение, что "русскому флоту некого опасаться". Средства, которыми достиг этого адм. Б., состояли в самом шир. поощрении личной инициативы и в развитии индивидуальн. качеств отд. бойца. Понимая огромное значение личн. фактора для успеха боя, Б. не останавливался перед тем, чтобы создавать в мирн. время обстановку, близкую к боевой. Им были введены таранные бои на спец. судах для практики командиров, введен ряд стрельб, в которых суда производили настоящие бои между собой, поражая арт. огнем щиты, привязанные на коротком буксире за кормой; офицеров и н. ч. Б. заставлял под ядрами кататься на шлюпках для приучения к свисту и разрыву снарядов и т. д. Произведенный в 1866 г. в вице-адмиралы, Б. был назначен начальником эскадры бр-сных судов Балт. моря. В период времени с 1867 по 1876 г. его административно-воен. таланты проявились с особенной яркостью. К этому времени относятся его замечат. воен.-морские труды: "Новые основания пароходной тактики", удостоенные Демидовской премии, и "Книга эволюционных сигналов", положившая основание дальнейш. развитию совр. морск. дела. Не менее замечательны инструкции и особенно приказы Б. по эскадре, исключит. по содержательности, глубине и широте высказываемых в них мыслей. Собрание его приказов можно по справедливости назвать "библией моряка"; в них заложены основы в.-морск. воспитания, которые поражают своей современностью даже теперь, почти 50 лет спустя. Положив начало теории бр-сной тактики, Б. был вместе с тем и инициатором "в.-морск. игры" и составил для нее правила. Он же был и руководителем первых собраний морск. офицеров, занимавшихся ею. Б. воспитал целое поколение рус. моряков, являя собой редкий пример неутомимости, здравого смысла, знания и личных достоинств. Школа Б. явилась блестящим продолжением школы его учителя М. П. Лазарева и дала флоту ряд выдающихся деятелей в лице Н. Копытова, П. Тыртова, К. Пилкина, Н. Казнакова, П. Безобразова, незабвенного С. О. Макарова, его любимого ученика, и многих др. Неутомимые труды и плодотворная деятельность Б. были по справедливости оценены: в 1869 г., после боев. смотра, сделанного Балт. флоту имп. Александром II, Б. было пожаловано звание генерал-адъютанта. Произведенный в адм. в 1878 г., Б. через 2 года был назначен гл. командиром СПб. порта и в след. 1882 г. чл. Гос. Сов. Умер 31 мая 1882 г.

{Воен. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Бутаков Григорий Иванович (27 сентября (9 октября) 1820, Рига - 31 мая (12 июня) 1882, Петербург) - российский военно-морской деятель, флотоводец, генерал-адъютант, русский адмирал, основоположник тактики парового броненосного флота, исследователь Чёрного моря.Родился в семье капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Бутакова, командира линейного корабля «Царь Константин», прославившегося своими подвигами у о. Крит и при блокаде Дарданелл во время войны с турками. Род Бутаковых известен с XVII столетия. Дядя Григория Ивановича Александр Николаевич окончил Морской корпус, стажировался в английском флоте, дослужился до генерал-майора. Пятеро братьев Григория Ивановича стали моряками, из них Алексей достиг чина контр-адмирала, Иван - вице-адмирала, а Григорий - полного адмирала.

6 мая 1831 поступил в Морской кадетский корпус, который закончил 9 января 1836 года. С 1836 по 1838 год двухлетняя практика на кораблях Балтийского флота. С 1838 мичман с назначением на линейный корабль «Силистрия» на должность флаг-офицера при главном командире Черноморского флота адмирале М. П. Лазареве.В мае 1838 года участвовал в высадке десантов у берегов Абхазии (награждён двумя орденами с надписью «За храбрость»), участвовал в бою при занятии местечка у р. Туапсе, затем на тендере «Луч» участвовал в сражении против горцев.С сентябя 1838 по август 1840 на шхуне «Ласточка» плавал в Эгейском море. В апреле 1843 года лейтенант. В 1844 году на шхуне «Вестник» плавал в Средиземном море.Осенью 1846 по 1851 годык омандир тендера «Поспешный». С лета 1847 по 1850 вел обширные гидрографические работы в Черном море (награждён орденом св. Анны III степени и бриллиантовым перстнем).В 1850 году Капитан-лейтенант, а 27 марта 1851 направлен в Англию для приема строящегося корабля «Дунай» и привел его в Севастополь.С 3 декабря 1852-1854 - Командир 11-пушечного пароходофрегата «Владимир». 5 (17) ноября 1853 захватил 10-пушечный вражеский турецкий пароход «Перваз-Бахри» (первый в истории бой паровых кораблей; Г. И. Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награждён орденом св. Георгия IV степени). В 1854-1855 участвовал в обороне города Севастополя, командовал отрядом пароходофрегатов, огнем с кораблей поддерживал сухопутные войска, отличился в боях за Малахов Курган. Награжден Золотым оружием «За храбрость». А 9 октября 1854 впервые в истории русской морской артиллерии организовал стрельбу по невидимой цели. 31 августа 1855 года командовал затоплением пароходофрегатов. В марте 1855 года капитан 1-го ранга.В ентябре 1855 года -флигель-адъютант, начальник штаба Черноморского флота. В августе 1856 года контр-адмирал с зачислением в императорскую свиту, кроме того главный командир Николаевского порта и военный губернатор Николаева и Севастополя.

В 1860 году переведён на Балтику начальником отряда винтовых кораблей, 5 сентября 1860 награжден Орденом св. Станислава I степени с мечами.В 1861-1862 г. командир отряда винтовых лодок.В середине сентября 1862 года комиссия во главе с адмиралом Бутаковыи проводила испытания шестовой мины на броненосной канонерской лодке «Опыт». По итогам испытаний он докладывал в Морское ведомство:«Всеми этими опытами Комиссия под моим председательством пришла к убеждению, что идея миноносных судов заготовляет нам возможность иметь самое сильное оружие из всех досель придуманных, а заряд в 1 пуд произведет страшное разрушение в неприятельском судне при совершенной безопасности от этого для минного судна».В 1863-1867 годах военно-морской атташе в Англии, Франции и Италии.28 октября 1866 вице-адмирал.В 1867 году председатель экспертной морской комиссии на Всемирной Парижской выставке.Бутаков первым взялся за исследование тактики парового броненосного флота. Его сочинение «Новые основания пароходной тактики» стало крупным вкладом в теорию военно-морского искусства, а разработанные им «Правила манёвра парового корабля» нашли признание и применение во всех флотах мира.Совместно с И. А. Шестаковым Г. И. Бутаков составил первую систематизированную лоцию Чёрного моря. В 1867 году на своей эскадре Г. И. Бутаков учредил первую лабораторию минных опытов, которая занималась опытами по подведению гальванических мин корабли и испытанием мин заграждения. При лаборатории велись теоретические занятия, которые 1 октября 1874 года были развиты в Минный офицерский класс и Минную школу для нижних чинов. В 1874 году по проекту Г. И. Бутаков броненосный фрегат «Петропавловск» был впервые в истории оснащен противоминной артиллерией.6 февраля 1867-1877 начальник Практической эскадры броненосных кораблей на Балтийском море.Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Г. И. Бутаков разработал правила постановки мин на фарватерах, которые применил на практике при устройстве минной обороны Кронштадта. Разрабатывал тактику боевых действий малых судов в шхерах Финского залива.В 1877 году Г. И. Бутаков высказал мысль о том, что Россия не имеет ни броненосного, ни крейсерского флота, располагая множеством прекрасных, но единичных судов, и предложил строить крейсера и броненосцы сериями, спроектированными в соответствии с предполагаемыми задачами флотов, и заранее готовить для них кадры. Летом 1878 года Г. И. Бутаков приказом ввел первый в мире шлюпочный трал для обнаружения и уничтожения якорных мин. Г. И. Бутаков ввёл прогрессивные методы боевой подготовки флота:готовить флот не для смотров и парадов, а для войны, для боя, исход которого зависит от мастерства офицеров и матросов;больше плавать, проводить практические занятия и учения в условиях, максимально приближенным к боевым;главное в обучении и воспитании - развитие у личного состава смелости,инициативы, находчивости и конечно же тоже творческой изобретательности; готовить флот к совместным действиям с сухопутными войсками. С 1868 по 1 января 1881 старший флагман Балтийского флота. С 16 апреля 1878 полный адмирал с назначением начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг,1 января 1881 главный командир Санкт-Петербургского порта. Награды: Орден Святой Анны I степени;Орден Святого Владимира III степени;Орден Святого Александра Невского; Орден Белого Орла. Адмирал имел могущественных врагов и в конце жизни этот "беспокойный адмирал" оказался не у дел. Он поселился на даче в Финляндии и занялся переводом научных статей с английского языка. В 1881 году о нём вспомнили и назначили командиром Петербургского порта, а на следующий год с 28 марта 1882-членом Государственного Совета. Г. И. Бутаков крайне болезненно отреагировал на назначение членом Государственного совета, которое для него означало отставку от управления флотом и отказ от его принципов подготовки флота. Вскоре он серьёзно заболел и 31 мая 1882 года скончался от апоплексического удара, переплывая на ялике Неву.Могила адмирала Бутакова Г.И. находится на заброшенном участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры.Санкт-Петербург

Это интересно:

В России служили на флоте и другие полные тезки. К сожалению, их фотографиями мы не располагаем. Один из них, Бутаков Григорий Иванович родился в 1873 году,закончил Морской корпус (1893). Мичман (1894). Закончил Морской офицерский класс (1904). Старший офицер крейсера "Аврора" (с 07.01.1908). Капитан 2 ранга (13.04.1908). Командир крейсера "Аврора" (07.1914-02.1916). Контр-адмирал (1916). Убит матросами в ходе Февральской революции в Кронштадте.

Другой из них, Бутаков Григорий Иванович, родился в 1873 году. Окончил Морской корпус (1894). Капитан 1-го ранга. В Вооруженных силах Юга России; с мая 1919 г. командир Средне-Днепровской флотилии. Эвакуирован 8 мая 1919 г. из Одессы в Константинополь на корабле «Витинин» (до осени 1920 г. из Феодосии). Контр-адмирал в отставке. В эмиграции в Константинополе, с февраля 1921-го по 1923 г. председатель Союза морских офицеров в Константинополе. В эмиграции во Франции, в 1932 г. вышел из Кают-компании в Париже в Морское Собрание (член ВОМО), на 31 января 1944 г. и 20 января 1949 т. почетный член Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Умер 20 мая 1960 г. в Каннах (Франция).

Появление паровых железных кораблей и новой боевой техники потребовало разработки новой тактики ведения боя и тщательного изучения тактических свойств корабля. Расчеты и перестроений, определение маневренных элементов корабля, разработка были поставлены на научную, математическую основу. Вопросам тактического маневрирования был посвящен ряд работ иностранных военно-морских теоретиков, но все эти работы были несовершенны и поверхностны. Наиболее глубокими и исчерпывающими были труды талантливого русского адмирала Г. И. Бутакова - основоположника тактики парового броненосного флота.

Уже со времени появления первых паровых судов Бутаков внимательно следил за тем, как менялись в связи с этим тактические приемы. Еще в 1854 г. по поручению начальника штаба Черноморского флота В. А. Корнилова Бутаков составил наставление по производству эволюций для пароходного отряда Черноморского флота, а с 1860 г. в должности командующего практической Балтийского занялся проверкой разработанных им эволюций на практике.

В апреле 1861 г. Бутаков издал работу «Несколько отрывков из опыта начальных оснований азбуки пароходной тактики» , содержавшую паровых кораблей и эволюционные сигналы. Тогда же им было начато исследование законов боя, которым он доказал, что для того, чтобы таранить корабль противника, необходимо проникнуть внутрь его . Развив и дополнив свои исследования, Бутаков издал в 1863 г. «Новые основания пароходной тактики» ; этот капитальный труд по вопросам маневрирования паровых кораблей сохранил свою ценность до сих пор.

«Основной идеей моей тактики,-писал Бутаков в предисловии к этому труду,- служит то, что пар должен сделать в морской тактике такой же переворот, какой произошел в сухопутной тактике в конце прошлого столетия. От паровых судов можно и следует требовать мгновенности и внезапности перестроений, поворотов и захождений. Удовлетворить же этим требованиям можно лишь при твердом знании коренных законов этих действий».

В основу исследования вопросов маневрирования Бутаков положил открытый им характер движения винтового корабля на циркуляции . Он нашел, что на циркуляции винтовой корабль движется по кривой, близкой к окружности, или по касательной к ней. Отсюда он вывел геометрически обоснованные законы циркуляции и, опираясь на них, разработал и привел в стройную систему правила перестроений соединений паровых кораблей, снабдив их многочисленными пояснительными чертежами, детально разработал тактические особенности каждого строя, определил правила перестроений из одного строя в другой, предложил впервые простой и удобный способ этих перестроений.

Труд Бутакова , не имевший себе равных по тщательности анализа, сжатости и ясности изложения, имел огромный успех. Переведенный сразу же на ряд европейских языков он сделался настольным руководством по маневрированию во всех флотах. На его основе была составлена в 1869 г. под руководством самого Бутакова книга эволюционных сигналов .

Бутаков был не только выдающимся теоретиком в вопросах морской тактики. Большого внимания заслуживает и его практическая деятельность: он руководил боевой подготовкой эскадры броненосных кораблей Балтийского флота, которой командовал в 1867-1877 гг.

«В наше время, - писал Бутаков в одном из своих приказов, - войны будут внезапны, энергичны... а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, безотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы».

Широко поощряя личную инициативу и развитие индивидуальных способностей каждого из своих подчиненных, Бутаков постоянно стремился создать для повседневной боевой подготовки обстановку, максимально приближавшуюся к боевой.

Он проводил на своей эскадре таранные бои, для чего выделил , на которых лично по очереди обучал своих командиров искусству нанесения таранных ударов. Большое значение Бутаков придавал также артиллерийской подготовке эскадры, рассматривая применение тарана и артиллерии в их гармоническом сочетании.

Трудность подготовки осложнялась большим разнообразием артиллерийских систем, находившихся в то время на вооружении флота. Поэтому каждая идея, каждая творческая мысль, направленная на разрешение различных вопросов, связанных с использованием артиллерии, находила горячую поддержку и энергичную помощь адмирала. Бутаков первым ввел на кораблях эскадры, «систему аппаратов автоматической стрельбы» Давыдова , «учебные стволы» для начальной подготовки , предложенные в 1870 г. Акимовым , специальные циферблаты с передвигающимися стрелками для обозначения дистанций до цели, заменившие голосовую передачу от дальномеров к орудиям.

Большое число стрельб, проведенных кораблями последовательно по неподвижным, а затем по движущимся целям, и, наконец, стрельбы на ходу по движущемуся щиту обеспечили высокую артиллерийскую подготовку эскадры.

Период после характерен интенсивным развитием на русском флоте. В создании новых образцов мин принимали участие такие талантливые русские изобретатели, как вице-адмирал А. А. Попов , лейтенант С. О. Макаров и другие. Большую роль в разработке способов использования минного оружия и в подготовке первых специалистов-минеров сыграл Г. И. Бутаков . С этой целью в 1867 г. на броненосной эскадре под руководством Терентьева были начаты опыты по использованию мин для подрыва корпусов непригодных судов, по постановке минных заграждений и проведению . Особенно широкое распространение получила практика учебных ночных минных атак паровыми и гребными катерами.

Учебные минные атаки не только способствовали приобретению личным составом катеров практического опыта по использованию минного оружия и изучению его фактических свойств. Они вызвали появление противоминной артиллерии как средств борьбы против минных атак. Орудия противоминных калибров устанавливались с таким расчетом, чтобы иметь предельно возможные горизонтальные и вертикальные углы обстрела. К таким орудиям относились установленные Г. И. Бутаковым в 1874 г. на десять четырехфунтовых орудий, заряжавшихся с казенной части. Орудия эти были установлены на специально сделанных, выступающих за борт площадках, вследствие чего горизонтальные углы обстрела достигали 137°.

В результате длительных опытов, проведенных на эскадре Бутакова , был создан , оказавшийся более надежным средством борьбы против , чем все известные в то время тралы. Он состоял из дюймового длиною 40 м, к концам и середине которого с помощью с поплавками были прикреплены грузы. Длина штертов определялась глубиной, на которой должен был работать трал. Практическое траление с помощью этого трала показало, что он безотказно захватывал всякое препятствие на заданной глубине.

Таким образом, на эскадре Бутакова разрабатывалась и совершенствовалась не только тактика минного оружия, но и : трал и противоминная артиллерия.

Особенно адмирала радовали проявление лихости, смелости, инициативы и находчивости, в которых он видел залог боевого успеха.

С целью приучить личный состав к свисту и разрыву снарядов Бутаков во время каждой из практических стрельб посылал офицеров и матросов на пересекать линию огня.

Инструкции и приказы Бутакова по эскадре характерны своей содержательностью, глубиной и размахом мысли. Они являлись неоценимым тактическим пособием для подчиненных ему командиров.

Бутаков уделял исключительно большое внимание вопросам тактической подготовки командного состава, призывал командиров к всестороннему изучению качеств своих кораблей и сознательному управлению ими.

Придавая большое значение овладению техникой, Бутаков указывал, что «каждый морской офицер должен быть лучшим матросом и лучшим своего судна, чтобы иметь нравственное право требовать от подчиненных своим примером всего того, что им приходится исполнять» . Бутаков приказал укомплектовать на некоторых кораблях эскадры штат машинной и кочегарной команды механиками-кондукторами и юнкерами для управления машинами без помощи матросов, он требовал, чтобы старшие офицеры были в состоянии полностью заменить командиров кораблей. Бутаков был инициатором разработки военно-морских игр , составлял для них правила и лично ими руководил.

Огромную по своему значению работу, тесно связанную со всей системой боевой подготовки флота, проделал адмирал Бутаков по изучению финских . Появление малых винтовых кораблей, предназначенных в первую очередь для береговой обороны, создавало широкие возможности для использования их в шхерных районах. Взаимодействие отрядов таких кораблей с береговыми укрепленными пунктами являлось важнейшим составным элементом в обороне побережья, в том числе в обороне Кронштадта и Петербурга. Но для создания такой обороны нужно было прежде всего изучить шхерный район, на что и обратил внимание Бутаков . Во время плаваний эскадры по приказанию Бутакова личный состав занимался описанием шхер, промером глубин на и другими гидрографическими работами.

Обобщив опыт плавания в шхерах, Бутаков решительно отверг неправильный взгляд, будто шхеры доступны лишь для малых кораблей и что плавание в них на глубокосидящих

кораблях связано с неоправданным риском. Чтобы доказать на деле неправильность такого взгляда, Бутаков предпринял смелый поход отряда в шхеры.

Шхерные фарватеры благодаря стараниям Бутакова сделались обычными путями для движения не только винтовых канонерских лодок, но и всех других броненосных кораблей. Открытие и изучение новых шхерных фарватеров облегчили создание устойчивой обороны Финского залива, особенно в период первой мировой войны 1914-1918 гг.

Адмирал Г. И. Бутаков применял разнообразные приемы и методы боевой подготовки для воспитания в личном составе высокой воинской дисциплины, чувства долга и ответственности за свои действия и поступки, физической выносливости и моральной устойчивости, инициативы и смелости, знания морской службы и любви к морю. Боевая подготовка строилась также с учетом того, что Балтийский флот должен был готовить кадры моряков для возрождающегося Черноморского флота .

В самое короткое время уровень боевой подготовки кораблей Балтийского флота был доведен до высокой степени совершенства.

Эскадра Бутакова являлась «умственной лабораторией флота» , его система боевой подготовки дала русскому флоту ряд образованных командиров и в их числе известного русского флотоводца - вице-адмирала С. О. Макарова.

Формы и методы боевой подготовки, разработанные адмиралом Бутаковым , в основе которой лежала идея перехода от выполнения менее сложных задач к более сложным и от одиночной подготовки к групповой с охватом всего комплекса задач, связанных с подготовкой флота к войне, не утратили своего значения и в настоящее время. Боевыми успехами моряков в войне 1877- 1878 гг. русский флот во многом был обязан своему выдающемуся учителю Г. И. Бутакову .