Возникновение и историческое развитие человеческого сознания. Сознание человека (Немов Р.С

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд , употребление орудий труда и общение с помощью слова . С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь .

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

ВВЕДЕНИЕ


Динамичные процессы, происходящие в современном обществе, требуют объективной оценки и анализа. Это прерогатива сознания человека.

Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях.

Одна из важнейших проблем современной жизни является проблема изменения сознания, так как межличностные и межнациональные отношения напрямую зависят от развития и уровня сознания индивида.

Актуальность выбранной темы «Развитие сознания человека» обусловлена той ролью, которую играет сознание на данном этапе трансформации современного общества. Мы каждый день познаем довольно сложные связи и закономерности окружающего мира, адекватно реагируем на многообразные жизненных факторов и даже не задумываемся, благодаря чему это все происходит. Общество заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняет функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.

Сегодня мы наблюдаем перестройку общественного сознания. Важно понимать взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуального и коллективного сознания. Изучив этапы развития сознания, можно объяснить природу стадного сознания или психологию толпы.

Сознание - это тот инструментарий, с помощью которого человек осознаёт не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, представления и чувства. Сознание позволяет человеку принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Следует уделить внимание вопросу о самосознании как необходимому условию постоянного самосовершенствования личности <#"justify">1.Рассмотреть возможные варианты возникновения сознания человека.

.Выделить этапы развития сознания человека.

.Сравнить периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека.

.Определить основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека.

.Установить взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.

Метод исследования: теоретический анализ литературных первоисточников.

Структура работы: Общий объем основного текста 31 страниц. Список использованной литературы составляет 24 литературных первоисточников. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, выводов.

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ


.1 История возникновения сознания


Сознание не может возникать врожденно, врожденно может появляться лишь возможность возникновения сознания.

Существует несколько теорий о возникновении сознания человека:

Мутационная теория (Де Фриз , В. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, возникновение человека является результатом крупных единичных скачкообразных наследственных изменений, произошедших в организме животного, близкого человеку, затем в результате наличия благоприятных условий эти изменения укрепились и развились. При этом отрицается роль естественного набора.

Одна из версий неоламаркистских теорий рассматривает происхождение человека как результат усилий некоего «сверхсознания». (теория коллективного бессознательного Юнга и есть теория сверхсознания личности неоламаркистов).

Эволюционная теория Ч. Дарвина и развивающая ее трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса . Это - наиболее вероятная версия.

Однако если мы говорим о том, что сознание возникло тогда, когда человек начинает осознавать и выделять себя и других людей из природы, то, возможно, что сознание начало развиваться тогда, когда у человека стали развиваться высшие чувства.

Изменение (развитие) животных происходит с помощью механизма наследственной приспособляемости, под воздействием внешней силы - это копирование, отражение изменяющейся внешней среды.

Суть развития живого организма состоит в том, что внешняя среда, изменяясь, нарушает равновесие, в котором находится данный вид особей, с другой стороны, механизм приспособляемости - наследственности стремится к восстановлению нарушенного равновесия и достигает его, но уже на качественно другом уровне.

Под влияние своего образа жизни, требующего, чтобы руки выполняли иные функции, чем ноги, обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Но чтобы обезьяна изменилась и превратилась в человека окончательно нужно, чтобы изменилась внешняя среда - среда обитания. И эти изменения должны носить такой характер, чтобы обезьяньему сообществу для того чтобы выжить и приспособиться к окружающей среде, необходимо было бы возникновение сознания.

Глобальное похолодание - тот природный катаклизм, который дал толчок возникновению сознания у первых прачеловек. Глобальное похолодание надвигалось на человекообразных обезьян. В связи с надвигающимся похолоданием, были часты столкновения теплых и холодных фронтов воздуха, что порождало молнии и огонь. Между тем погода становилась все холоднее и холоднее и обезьяны, в конце концов, стали осознавать, что от огня исходит необходимое им тепло. Между тем, популяция обезьян неуклонно снижается, поскольку случайный огонь не мог быть панацеей от холода. Но, однажды, одна обезьяна непреднамеренно бросила ветку в огонь. Наиболее умные из остальных начали замечать (осознавать) что ветка, брошенная в огонь - горит. Этот момент, по мнению автора статьи на тему «Возникновение сознания» Кушатова И., и был моментом возникновения сознания. Но мы хотим проследить чуть дальше за историей пралюдей.

Сумев поддерживать огонь, люди могли переносить его и на другое место, что дает возможность освоению новых территорий. Для того чтобы поддерживать огонь, нужно было заниматься заготовкой дров, что приводит к различным манипуляциям деревом. В результате этой деятельности передние конечности обезьян трансформируются в руки человека, а обыкновенная толстая ветка в руках превращается в дубину, которая служит оружием.

Тем временем климат становится все холоднее и холоднее, и тяжелый труд поддержания огня становится необходимостью, а такой труд требует дополнительных затрат энергии. И вот здесь возникает антагонизм - желание отобрать пищу. В связи с этим вспыхивают ссоры и драки, и прачеловек впервые начинает использовать толстую ветку как дубину, в связи с этими обстоятельствами возникает каннибализм. Только по прошествии некоторого времени их агрессия переходит на остальной живой мир. Прачеловек становится охотником вследствие каннибализма.

По мере антропогенного воздействия на природу человек приспособил ее себе - в этот момент он стал выделять себя из природы, осознавать свое отношение к ней и другим людям. Осознанной становилась и его деятельность, т. к. труд требовал предвидения результата труда, а значит, трудовая деятельность выполнялась в соответствии с определенной целью. Постепенно стали развиваться специальные сенсорные области в мозге человека, что привело к развитию высших чувств и совершенных движений. Мы полагаем, что именно проявление высших чувств первобытных людей к своим ближним стало моментом возникновения сознания.

Сильная способность сострадания и уважения к умершим из своей общины наблюдается в захоронениях времени позднего палеолита . Приведем в пример одно из захоронений, найденного в Крыму, которое освещает духовную жизнь данной эпохи: на дне могилы лежали 2 скелета подростков (девочке 7-8 лет и мальчику 12-13 лет), тесно прижатые к друг другу головами. Очень длинные веретенообразные стержни, сделанные из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, лежали как копья вдоль погребенных. У правого виска девочки был найден тонкий прорезной диск из бивня, к прорезям этих красивых и хрупких украшений прикреплялись ремешки, которые служили парадными явлениями и имели церемониальное значение; аналогичный был найден и у мальчика. На руках погребенных были надеты пластинчатые браслеты и кольца . Не сложно представить, сколько тяжелой кропотливой и мелкой работы проделали люди, тесавшие маленькие бусинки из бивней или сколько потратили сил те, кто в то время знал удивительную технику расщепления и выпрямления бивней мамонта - каторжная работа. В период позднего палеолита начала развиваться духовная и материальная культура этой эпохи.

Также можно предположить, что наскальные рисунки доказывают существования психики, простых форм мышления и сознания человека. Ведь, неспроста дикие коты и другие звери времен палеолита, обладая психикой, подобной человеческой, наскальных рисунков или признаков своего пребывания после себя не оставили. А люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Вывод : Природа не наградила прачеловека сознанием с самого начала существования человечества, но зато не обделила мозгом и ничем не отличительной от животной формой психики. Сознание человека возникло тогда, когда он стал выделять себя и других людей из природы, когда на стенах его убежища появились наскальные рисунки, когда у человека стали развиваться высшие чувства. Сознание человека высшего порядка связано с абстрактным мышлением и речью - процессами, без которых существование коллективного и индивидуального сознания невозможно.


1.2 Этапы развития сознания


Развитие сознания - движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.

Первой предпосылкой развития человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося входе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя, между тем, его психика формируется в процессе жизнедеятельности. Наша задача заключается в том, чтобы понять, какая структура сознания была у человека на определенных этапах его жизнедеятельности.

Чтобы разобраться в структурах сознания первобытных людей, предлагаем ознакомиться с формами сознания.

Различают (по К.К. Платонову ) несколько форм сознания:

) индивидуальное, включающее атрибуты сознания (отношение, познание, переживание), уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание), динамику сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) и функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции);

) групповое сознание, проявляющееся в общественном настроении, соревновании, панике и т.д.;

)общественное сознание - в форме религиозного, нравственного, эстетического, правового, политического и философских взглядов.

Когда мы говорим об общественном сознании, то отвлекаемся от всего индивидуального; общественное сознание поступательно и непрерывно, ему присуща стабильность и инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории и идеи проверенные временем, практикой, но никогда это не происходит спонтанно. Индивидуальное же сознание рождается и умирает с рождением и смертью данного человека; его движение прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая его границы, обогащая его, делая продукты своего познания бытия достоянием всех.

Теперь предлагаем рассмотреть такие этапы развития сознания:

) психика животных и предчеловека;

) стадное сознание;

) сознание разумного человека;

) сознание человека родового общества и появление самосознания.

Психика животных и предчеловека практически не отличались. Можно лишь утверждать, что первые предчеловеки отличались от «умных» обезьян только тем, что у них было общественное сознание. И можно предположить, что общественное сознание первых пралюдей состояло всего из одной общей для всех мысли, идеи, эта одна для всех мысль должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.

Стадное сознание исключало понятие «особь» , т.е. стадом управлял вожак. Иначе они жить бы не могли, потому что социум должен иметь иерархическую управленческую структуру. Внутри стада обезьян существовали сложные взаимоотношения, а значит, существовал и «язык» общения. Суть стадного сознания состояла в том, что чем больше общих интересов и целей было у представителей стада, и чем больше была численность самого стада, тем проще было достичь целей о захвате территории или о возможности выживания, потому как в стаде отдельная особь чувствовала себя защищеннее. Люди этого уровня только что выделились из животного царства, ибо стали хоронить своих родственников и соплеменников.

Можно сказать, что все долгие тысячелетия своей истории Homo Sapiens стремились познать самих себя и окружающий мир. Развитие сознания человека разумного происходило последовательно и логично с помощью открытий. По мере роста и развития нервной системы, человек, взаимодействуя с природой, мыслил, благодаря чему начал осознавать себя и ориентироваться в среде обитания.

И, наконец, этап развития сознания человека родового общества и появление самосознания. Родовая община - исторически первая форма общественной организации людей - (община <#"justify">Вывод : Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы.


1.3 Развитие сознания в онтогенезе

сознание мозг человек онтогенез

Существует гипотеза о том, что сознание отдельного человека - это сокращенно повторяющийся ход развития всего человечества . В это подразделе мы попытаемся сравнить периоды развития сознания в онтогенезе с этапами развития сознания человека.

В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание человека. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. Точно также с самого начала эволюции человечества труд имел общий характер, был построен на сотрудничестве и разделении трудовых операций. В процессе труда люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово, связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале является коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

В онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человека. В онтогенезе развитие психики и сознания человека обусловлено социальной средой. Развитие психики индивида повторяет путь исторического развития предшествующий поколений, на этот процесс почти не может повлиять восприятие и обучение ребенка.

Опираясь на биогенетический закон Зигмунд Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека - сокращенно повторяющийся ход развития всего человечества, и распространял выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.

Во все психические процессы человека включается речь. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и характерными грамматическими формулами. Язык - общественное явление. Он существует и развивается объективно, как создание не отдельных людей, а всего общества. В его словах находит отражение опыт мыслительной деятельности не отдельного человека, а всего человечества.

Один только факт наличия речи у человека коренным образом меняет природу его психических процессов.

Самая элементарная форма психики - ощущение - носит у человека иной характер, чем у животных, потому что принадлежит общественному существу. Животное ощущает зеленый цвет листьев и по оттенку этого цвета первосигнально ориентируется в тех или других обстоятельствах, которые происходят в окружающей среде. Человек тоже ощущает зеленый цвет листвы, но он при этом всегда обозначает ощущаемый цвет и важные для практической деятельности его особенности словами, чего совершенно нет у животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Это позволяет человеку отражать в своем ощущении не исключительно индивидуальный, как у животных, а общечеловеческий опыт.

Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.

Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.

Благодаря речи стало возможным развитие самосознания человека. Только человек, благодаря речи, впервые начинает сознавать свой психический мир, отдавать себе отчет в содержании, характере и значении своих субъективных психических переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях - словах. Таким образом, благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

Контактируя с предметами и явлениями материального мира, в процессе общения с другими людьми и коллективного труда, особенно посредством речи, человек, научается в онтогенезе активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для лучшего удовлетворения своих потребностей. Мозг - не источник сознания, а его орган, та часть нашего организма, в которой воздействующий на него объект трансформируется и получает субъективную форму бытия, становясь сознанием - субъективным образом объективного мира.

Вывод : Пик для возникновения сознания человека наступил тогда, когда субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях - словах. Уже в подростковом возрасте человек может изъясняться в словах. И, если искать параллели между этапами развития сознания и его развитием в онтогенезе, то это может означать, что эволюция развития сознания не окончена - есть следующие этапы развития после возникновения речи. Мы просмотрим этапы развития сознания человека через призму развития человеческого сознания в онтогенезе. А если уже в подростковом возрасте дети владеют словом, то в расцвет сил (в 30-45 лет) человек может намного больше. Вышесказанное дает возможность предполагать, что через миллиарды лет (при условии существования человечества - что практически невозможно) сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях. Однако развитие психики человека идет к упадку со старением организма, поэтому после всплеска развития все пойдет к упадку.

Вывод к разделу 1 : Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становится осознанным. Поэтому творчество - это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. Сознание современного человека - продукт постепенного, сложного процесса развития познавательной деятельности всех предшествовавших поколений, результат исторического прогресса общественной практики, накопленной человеком в связи с необходимостью, а затем и благодаря активному стремлению к преобразованию внешнего мира. Новые элементы и высшие формы сознания обогащали и усложняли познавательный процесс, что, в конечном счете, вело к совершенствованию самого сознания.

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА


2.1 Структура сознания


Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта . «Сознание, - писал он, - заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Все попытки определить сознание приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его». Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа : «сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя».

Однако, если мы все же придерживаемся материалистических представлений о сознании, то можем рассмотреть элементы сознания.

Сознание личности определяется качествами динамичности и константности:

Ø динамичность - это свойство сознания изменяться, развиваться, что обуславливается быстро сменяющимися кратковременными процессами, которые, в свою очередь, могут изменить личность; <#"justify">Ø познание;

Ø переживание;

Ø отношение.

Ø Сознание невозможно без знания. Внимание и память - необходимые атрибуты познавательной деятельности человека.

Ø <#"justify">Øактивностью;

Øцелостностью;

Øпреемственностью;

Øясностью.

Самый низкий уровень ясности сознания - это «спутанное» сознание - когда человек только что проснулся. Такое состояние бывает у людей и при переутомлении.

Сознание обычно проявляется в деятельности, поэтому его структура в определенный отрезок времени соответствует структуре деятельности человека в этот отрезок времени.

Вывод: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"center">2.2 Сознание и мозг


Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Загадка нашего мозга многопланова и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны бытия.

Мозг - это орган сознания, а сознание в свою очередь представляет собой одну из функций мозга.

Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности - с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшейся характер этой деятельности и соответственно все углублявшейся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с перефирическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов. Сравнение мозга человека с мозгом обезьяны отчетливо выявляет эти сдвиги: у человека первичное зрительное поле, столь развитое у обезьян, заметно уменьшается, и вместе с тем значительно возрастают поля, с которыми связаны сложные синтезы зрительного восприятия (вторичное зрительное поле).

Поскольку у человека органом сознательной деятельности является кора, вопрос о взаимоотношении психики и мозга сосредотачивается в первую очередь на вопросе о взаимоотношении психики и коры больших полушарий головного мозга. Локализационная теория сложилась в результате того, что над положительными фактическими данными исследования было воздвигнуто здание гипотез и теорий, отражающих те же методологические тенденции, которые господствовали и в тогдашней психологии. Представление о мозге как совокупности отдельных центров, соединенных между собой ассоциационными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой исходила классическая локализационная теория. Представление о том, что каждой психической функции, в том числе самым сложным, соответствует определенный центр, является своеобразной реализацией в физиологии головного мозга теории психофизического параллелизма.

Изучение филогенеза мозга показало, что в филогенетическом ряду наблюдается возрастающая анатомическая дифференциация коры, причем все большее развитие получают те участки, которые являются носителями особенно высоких функций.

Существенные результаты дает и изучение онтогенетического развития архитектоники коры. Примененный впервые К. Бродманом принцип деления коры на основании изучения ее онтогенетического развития получил дальнейшее развитие у ряда советских ученых. Исследования И.Н. Филимонова, Г.И. Полякова, Н.А. Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития выступает деление коры большого мозга на три основные зоны: изокортекс; аллокортекс, включающий архикортекс и палеокортекс; определяющую алло- и изокортекс межуточную область. Наличие этого деления уже на ранних стадиях онтогенеза дает основание заключить, что оно имеет существенное значение.

Классическая локализованная теория в настоящее время основательно поколеблена исследователями Х.Джексона, Г. Хэда, работами К. Монакова, Х. Гольдштейна, К. Лешли и других. Оказалось, что новые клинические данные о многообразных формах афазии, агнозии, апраксии, не укладываются в классическую локализационную схему. С одной стороны, поражение речевой зоны в левом полушарии при более тщательном исследовании оказывается связанным с расстройством не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой стороны, нарушение речи, различные формы афазии связаны с поражением различных участков.

Чем сложнее организован мозг, и чем он развит, тем выше уровень сознания. Связь мозга и сознания характеризуется, прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.

Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами :

Ø сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;

Ø стержнем сознания, способом его существования является знание;

Ø труд развивает сознание;

Ø речь (язык) формируют сознание;

Ø сознание является функцией мозга;

Ø сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;

Ø сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все углублявшейся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человеком опыт из поколения в поколение, а с другой стороны, это передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи.

Функциональная асимметрия мозга наводила ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное знание - в правом полушарии, а знание языка - в левом . Это предположение привело к большому количеству исследований и классификаций уровней сознания.

Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего, производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают участие оба полушария головного мозга.

У каждой сенсорной модальности свои уровни сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.

Если мы рассматриваем сознание со стороны теории Энгельса, то из вышесказанного можно сделать вывод, что мы легко можем управлять своим сознанием, но, из-за того, что оно действует на разных уровнях, это сделать не просто.

Многие нейрофизиологи подходили к изучению связи мозга с сознанием с научной точки зрения.

Джон Эклз развил теорию о том, что наш мозг не обладает сознанием как таковым, но сознание способно вступать в контакт с нервными клетками через квантовые эффекты выделения синаптических медиаторов молекул, которые передают нервные импульсы в этих структурах, дендронах . Это сходящиеся вместе отростки пирамидных клеток коры головного мозга, которые как бы служат модулями для входа духа и сознания, контакт с физическим телом.

По мнению известного английского математика и физика Р. Пенроуза, сознание не может быть сведено к вычислениям, так как живой мозг отличается от компьютера тем, что обладает способностью к пониманию. Он утверждал, что разумные процессы не объясняются вычислительными свойствами нервной системы, и поэтому сознание должно иметь некие особые свойства и через квантовые эффекты .

Анохин же говорил, что сознание - есть процесс, протекающий в мозге, инструмент мозга и есть активность нервных клеток, организованных определенным образом. Эта активность не находится вне мозга, она не находится между нами и между мозгами, она находится в космосе .

Дарвин также глубоко задумывался о происхождении разума мозга и сознания и его биологических основах, как он думал о биологических основах эволюции .

А выдающийся психофизиолог и нейрофизиолог Алексей Михайлович Иваницкий предложил такую схему понимания, того, что происходит в момент осознания, которую назвал «кругом ощущений» . Когда сенсорные сигналы поступают в первичные сенсорные области, такие как зрительная кора, они дальше начинают циркулировать по нервной системе, распространяясь по разным потокам тарзального и вентрального, из зрительной коры, например, в лобную кору. И постепенно через некоторое время они извлекают из памяти субъективный опыт. Для того, чтобы это произошло, они должны активировать нейроны в височной коре гиппокампе. Это занимает время, и через некоторое время эта информация, которая уже обогащена содержанием, извлекаемым из памяти, поступает вновь в те же структуры, которые были исходными приемниками этой информации. Этот процесс циклической активности, называемый реверберацией, имеет определенные частоты, и эти частоты обычно в гамма-диапазоне считаются одним из нервных коррелятов сознания. Когда происходит эта реверберация, она происходит с задержкой в несколько сот миллисекунд, тогда мы наблюдаем моменты осознания.

Вывод : Мозг современного человека, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Сознание тесно связано с вниманием, т.е. мы осознаем только то, на что обращается внимание.

Различные механизмы первичного сознания, то есть сознания, которое не включает язык и культуру, возникали в эволюции у разных таксонов, независимы и имеют разные нервные основы.

Выводы к разделу 2: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"center">ВЫВОДЫ


Целью нашей курсовой работы было выделение этапов развития сознания человека.

В ходе написания курсовой работы мы выделили 4 этапа развития сознания:

) психика животных и предчеловека (появление общественного сознания);

) стадное сознание (люди выделились из животного царства; возникновение языка общения; в стаде каждой отдельной особи было проще выжить);

) сознание разумного человека (познание и осознание себя и окружающего мира с помощью открытий);

) сознание человека родового общества и появление самосознания (основание коллективного труда; социальное равноправие; желание и способность совершенствоваться).

Выделив этапы развития сознания человека можно утверждать, что сознание человека формировалось по мере усовершенствования функций мозга в процессе эволюции.

Также, в исследовательской работе, мы выполнили все задачи курсовой работы:

Мы рассмотрели и выделили возможные варианты возникновения сознания человека:

Ø возникновение сознания как результат усилий некоего "сверхсознательного";

Ø возникновение сознания как результат крупных единичных скачкообразных наследственных изменений в организме животного, близкого человеку;

Ø возникновение сознания в результате трудовой деятельности человека;

Ø возникновение сознания в момент осознания обезьянами того, что палка, брошенная в огонь - горит;

Ø возникновение сознания в результате развития высших чувств;

Ø возникновение сознания в момент, когда человек начинает выделять себя и других людей из окружающего мира;

Ø возникновение сознания вследствие возникновения и развития речи.

Последний вариант мы считаем самым вероятным т.к. речь включена во все психические процессы человека, она содействовала развитию у человека абстрактного мышления, без нее не могла осуществляется совместная трудовая деятельность людей, а соответственно, без нее не могло развиться общественное сознание человека. А поражение речевой зоны в левом полушарии приводит к расстройству не только речи, но и других интеллектуальных функций, т.к. речь тесно связана с мышлением.

2. Мы сравнили периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека, и пришли к выводу о том, что исторические этапы развития сознания человека идентичны периодам развития сознания человека в онтогенезе. Мы предполагаем, что через миллиарды лет сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях, потому как сейчас мы находимся на четвертом уровне развития сознания, а впереди их еще будет не мало.

Также мы попытались определили, основные качества, уровни знания и характеристики и функции сознания человека. Изучив суждения других научных деятелей можно сказать, что сознание является условием протекания психических процессов, оно бесструктурное и обладает такими характеристиками как: ощущение себя познающим субъектом, мысленное представление и воображения действительности, способность к коммуникации и наличие интеллектуальных схем в сознании. Уровни знания сознания человека представляют собой этапы развития сознания - в этом заключается взаимосвязь между развитием знания и этапами развития сознания человека.

Мы установили взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием и пришли к выводу, что психика и сознание невозможны без нормально функционирующего мозга, т.к. структура мозга, как органа сознания, изменялась в последствии трудовой деятельности человека, возникновения речи и другим изменениям.

Таким образом, мы можем заключить, что индивидуальное сознание человека формировалось благодаря общественному сознанию посредством речи и усложнялось по мере развития структур мозга. Сознание человека продолжит развиваться и дальше благодаря развитию самосознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Анохин К.В. Мозг и разум. 1-я лекция (26.04.10 ACADEMIA)./ Россия.

.Бадагина Л.П. Основы общей психологии. Возникновение и развитие психики человека./ Изд-во 2012 г.

.Бродман К. Эвол. физиол. НС. 055. Корковые формации. Библиотека: Анатомия и эволюция НС./ http://mojvuz.com/index.php?page=story&node_id=430&story_id=332

4.Дарвин Ч. Происхождение видов…,/Соч., том 3.иМ., 1939.103с.

Де Фриз Г. Избранные произведения. Перевод А.П.Розовской. Под редакцией и со вступительной статьей В.Л.Рыжкова./ Москва: Медгиз. 1932.

Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полушарий по типу организации памяти. Асимметрия мозга и памяти./ 1987. 22-30с.

Зимичев А.М. Стадное сознание, которое можно применить к людям. Интервью в программе «Ночь на Пятом»/29.09.11/Москва.

Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки./ 2005. №11.9 - 14с.

Кушатов И.М. Возникновение сознания./ Казахстан. 2007. 2-25с.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930 / Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении./ М., 1937.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность./ М., 2005. - 356 с.

Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон./ М.-Л., 1940/ 2с.

Немов Р.С. Психология: 1 т. - М., 2001. (Сознание человека: 132 - 142c.)

Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика./ М. Ижевск. 2003. 368 с.

Платонов К.К. О системе психологии./ М., «Мысль», 1972. 99-112 с.

Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука./ М. 1984. 233с.

Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука. /М. 1984. 234с.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура./ Москва: Издательство политической литературы, 1989.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии./ М.: Политиздат. 1980. 800-804c.

Фрейд З. Психоанализ./ М.: Психология, 2003.

Эклс Д. Физиология нервных клеток./ М., 1959. 26с.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека./ 1896. 7-8с.

Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного. Электронная библиотека RoyalLib.Ru./ 2010-2014. 1-2с.

24. . Сознание как высшая форма отражения действительности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Откуда и как появился человек, почему у него стало функционировать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.

Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный организма, появился на земле в результате длительного развития животного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, главным свойством которой является сознание. Каким же образом человек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание возникло под влиянием биологических законов развития, другие - что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества.

Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их последователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышедшей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный человек это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “работа”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т. д.

Ясно, что такой подход не может объяснить коренные изменения, происшедшие в процессе развития человека в его телесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от человекообразной обезьяны, так как между ним и ею есть много сходных анатомических и физиологических признаков.

Предком человека, как полагают, является ископаемое существо - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе признаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие форму рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций.

Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на земле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а похолодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строительства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, которые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементарное предметное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека.

Рассматривая сущность различий между сознательным действием и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.” 1

Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окружающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении сознания человека, А. Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остается практической, внешней.” 2

Под влиянием орудийных действий, направленных на преобразование предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного сознания важнейшую роль начинает играть практическое, наглядно-действенное мышление и воображение. Наглядно-действенное мышление дает возможность первобытному человеку образно отражать связи и отношения между предметами и явлениями, вовлеченными в практическую деятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, которые будут изготовлены в процессе труда.

Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникновение языка и речи у первобытного человека является закономерным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный характер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от человека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсивному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых люди не только общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество.

На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от друга. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать звуковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое нерасчлененное осознание смыслового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, получило название примитивного языкового сознания.

“Слово и его звуковое строение, писал Л. С. Выготский, - воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, присуще всякому примитивному языковому сознанию”. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 15-16.

Даже у взрослых людей, отмечал Л. С. Выготский, не имеющих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”.

На стадии примитивного языкового сознания образ определяет смысловое значение слова, а применение слова дает возможность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышление, которое дает ему возможность совершать умственные действия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры.

Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятельством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие умственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей психической деятельностью. Так постепенно у человека стало формироваться самосознание как способность осознавать самого себя и произвольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоретическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем стали применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное символическое значение, такие как знаки письма, математические символы, схемы, модели и т. п. Благодаря применению этих знаков человек получил возможность закреплять на длительное время результаты практической и теоретической деятельности и передавать их посредством письменной речи всем последующим поколениям. Все это оказало огромное влияние на развитие производства, науки, техники, искусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие формы психической деятельности, свойственные абстрактно-символическому сознанию, ведущим в структуре которого становится теоретическое мышление.

Таким образом, возникновение сознания у человека было подготовлено филогенетическим развитием животного мира, а его развитие обусловлено общественно-историческими условиями существования, которые определяли характер деятельности и психологические особенности сознания. Под влиянием предметно-практической деятельности формировалось элементарное предметное сознание, речевая деятельность и применение знаков привели вначале к появлению примитивного языкового сознания, а затем способствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку, абстактно-символическому сознанию. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 132.

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антропологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

  • 1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.
  • 2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации. Однако способность к интеллектуальным Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311. действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.
  • 3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение. На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.
  • 4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.
  • 5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.
  • 6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребности, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.
  • 7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. - М.: Владос, 1999
Глава 5. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (с.132-144)

Краткое содержание

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) - факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности , если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует , В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло , вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание , причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это - рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной дея-тельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает разви-ваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необхо-димы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимо-действия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и разви-тия человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и свя-занное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания" человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, пред-ставить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в рево-люцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значи-тельно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

Сознание и бессознательное

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессозна-тельные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцеп-тивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в фено-менах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память это та память, которая связана с долговре-менной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлени-ем, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личност-ного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека это те качества, интересы, потреб-ности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психи-ческих явлениях. Одна из групп таких явлений ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессозна-тельных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержа-ние сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувства-ми, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлет-воренными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциоген-ных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, прев-ращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

(а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения,

(б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психоло-гическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,

(в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,

(г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически бес-прерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессозна-тельного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контроли-руемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человечес-кого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведе-нием человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенньш этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.