XVII век в истории России.

Россия в XVII веке

Значительные процессы и явления XVII века - начало модернизации, закрепощение, церковный раскол.

Начало модернизации

Термин модернизация имеет два значения в современном гуманитарном знании. Замечено, что человечество развивается неравномерно . Максимальное число изобретений и разного рода новаций возникает в определённую эпоху в рамках определённой культуры. На заре цивилизации "лидерами" прогресса были Египет и Шумер, потом Греция и Рим, потом Византия и арабский халифат. Примерно 500 лет назад стремительные изменения начались в странах Западной Европы. В результате этих изменений сформировалось общество иного типа - не аграрное, а индустриальное, городское . Та модель , которая была выработана в это время, оказалась чрезвычайно эффективной , и давала лучший уровень жизни относительно большим массам людей. После эпохи великих географических открытий с этой моделью стали знакомиться другие страны мира, и многие из них - перенимать европейские достижения и способ жизни. Эти процессы получили название модернизация.

(1)Модернизация - это переход от аграрного к индустриальному обществу . (В Западной Европе начался в завершился в).

(2)Модернизация - это процесс восприятия другими странами элементов экономической, политической и культурной модели западноевропейского общества (восприятие западноевропейских традиций).

Можно условно выделить три пути модернизации (реально они никогда не выступают в чистом виде, переплетаются)

(1)Под давлением западноевропейских стран (колонизация). Например, Индия в - веках.

(2)В ходе реформ, осуществляемых правительством данной страны . Например, Турция начала - успешные реформы Ататюрка

(3)В ходе усвоения западноевропейской модели жизни широкими слоями общества . Например, японские фирмы начали перестраивать свою работу по образцу европейских и американских после мировой войны по собственной инициативы, без нажима со стороны правительства

В России , по крайней мере до середины XX века, преобладал 2 тип модернизации. Реформы по западноевропейскому образцу осуществляло правительство. Для российской модернизации характерно движение "скачками" .

Правительство задумывает реформы форсированными темпами ----------- они осуществляются в короткие сроки за счёт перенапряжения сил страны ------ затем следует длительный спад или "застой"

В области экономики модернизаторские "рывки" имели место

1 - в Петровскую эпоху

2 - на рубеже XIX-XX веков (реформы Витте/Столыпина)

3 - в конце 1920-ых-1930-ых (форсированная индустриализация, коллективизация и культурная революция или сталинская модернизация)

Но первые шаги модернизации приходятся на XVII век. Истоки модернизации XVII века - знакомство правящего слоя с жизнью и достижениями Западной Европы. Какими путями происходило знакомство, и кто были люди , по чьей инициативе начиналась модернизация?

В годы Смуты произошло знакомство русской знати с жизнью Польши и Швеции . Например, патриарх Филарет побывал в польском плену, и вернулся в Россию убеждённым сторонником перестройки армии по европейским образцам. Именно он возглавит правительство при своём сыне-царе, и начнёт преобразования в соответствующем направлении.

Преемником Филарета был боярин Морозов . Он знакомился с жизнью Европы в большей мере через чтение . Морозов знал латынь , что позволяло ему читать не только газеты нйской жизнью способмто и научно-техническую литературу.

Алексей Михайлович (1645-1676) , в отличие от своего отца, управлял самостоятельно. Он заслужил прозвище "Тишайший" , поскольку не любил, когда при нём ссорилились или шумели, хотя сам бывал гневен. Он носил традиционную одежду, степенно поворачивался (всем телом), когда к нему обращались. Но в то же время с интересом относился к различным нововведениям - первый театр и первые портреты появились при нём. В отличие от предшественников чрезвычайно заботился об образовании своих детей .

Дети Алексея Михайловича Фёдор (1676-1682) и Софья (1682-1687) уже получали систематическое образование по европейским канонам.

Знакомству с европейской жизнью способствовала деятельность Посольского приказа , который выписывал примерно 50 газет . Они приходили с опозданием на несколько месяцев, но тем не менее картину европейской жизни обрисовывали

Основными образцами для подражания послужили Голландия и Швеция . В XVII веке Голландия служила образцом для всей Европы - внутри Европы был как бы свой "очаг" модернизации, свой центр, от которого расходились круги. В Голландии становление рыночной экономики началось раньше , чем в других странах (за исключением Италии). В частности, в Саардеме были разработаны океанские парусники - флейты , которые могли перевозить большие грузы. Теперь возможно было торговать в невиданных прежде масштабах. Голландии принадлежало 15 тыс кораблей - в 2 раза больше, чем всей остальной Европе. Голландские купцы организовывали скупку товаров у местных производителей и продавали далеко - там, где они ценились . Они не только покупали, но и организовывали производства . Первыми основателями мануфактур в ряде европейских стран стали голландские предприниматели. В результате Голландия стала самой богатой страной Европы, с самым большим процентом городского населения. (Вспомните картины "малых голландцев" в Эрмитаже - это жизнь не элиты, а рядовых бюргеров - горожан)

Первой страной, где были предприняты реформы по голландскому образцу, стала Франция . (В Голландии - естественная модернизация - без какой-либо организации сверху) Реформы проводились по инициативе министра финансов Кольбера: строились заводы, корабли. Кольберовской Франции в свою очередь стал подражать шведский король Густав II. Пример же соседней Швеции во многом служил образцом для России .

Были и прямые контакты с Голлан дией. Некоторые голландские купцы добирались в XVII веке и до России. Они покупали хлеб (продажа в Европе давала до 1000% дохода), предлагали правительству расширять посевные площади, сводя лес и сжигая его на поташ (удобрение, которое экспортировалось).

Модернизация затрагивала не только сферу экономики, но и политики, и культуры.

Реформы и нововведения XVII века

Новые явления общественной жизни (примеры модернизации)

В Посольском приказе выпускается первая российская газета - рукописные «Куранты» . В основном это были перепечатки ("дайджест") из Амстердамских "Курантов". Предназначалась газета придворным кругам. Однако в начале XX века экземпляр "Курантов" был обнаружен на Севере в крестьянской старообрядческой избе.

Возникает первая мануфактура - медеплавильный Ницинский завод на Урале. В 1632 возникнут железоделательные заводы голландских предпринимателей Виниуса и Акема под Тулой.

Появление «полков нового (иноземного) строя» - регулярных военных частей, организованных и вооружённых по западноевропейским образца. В подражание соседней Швеции появляются рекрутские полки. Рекруты набирались от определённого количества крестьянских дворов (недобровольно). Разница с рекрутами петровской эпохи была, однако, существенной: в середине XVII века рекрут получал жалованье 6 копеек в день, что равнялось оплате высококвалифицированного ремесленника.

В московском Андреевом монастыре Фёдором Ртищевым для молодых дворян основана школа по изучению греческого, латыни, риторики, философии.

Принят «Новоторговый устав» , основанный на принципах меркантилизма . Меркантилизм - первая экономическая теория, которой пытались следовать европейские правительства. Она сводилась к тому, что страна, чтобы богатеть должна больше вывозить, чем ввозить - тогда она процветает (Сейчас ясно, что это далеко не единственное и даже не обязательное условие экономического процветания - но тогда ей следовали почти что по всей Европе)

Пишутся первые "парсуны" - портреты. Слово происходит от "персона" - "личность" . В этом явлении выразился свойственный эпохе интерес к человеку

Организован придворный театр, первая пьеса - "комедь" - "Баба Яга Костяная Нога" . Поставлена была в честь свадьбы Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

Впервые на русской сцене показан балет .

При дворе появляется мода брить бороды, стричь волосы и носить «немецкое платье».

В Москве открыта Славяно-греко-латинская академия (первое высшее учебное заведение в стране) с программой, близкой к программам артистических факультетов европейских университетов

Автором "Устава" академии был Симеон Полоцкий. Этот учёный монах прибыл ко двору Алексея Михайловича и стал воспитателем его детей. Он первым стал писать стихи на русском языке с использованием рифмы , он же писал первые пьесы на русском языке - так что являлся и первым драматургом, именно он и разработал те установления, по которым действовал первый вуз.

На первом этапе реформы были направлены, главным образом, на модернизацию армии . Средства брались у крестьян и горожан путём создания инфляционного бюджета . Например, правительство вводило государственную монополию на продажу соли , а цену завышало - тем самым собирался косвенный налог. Соль являлась предметом первой необходимости гораздо более, чем сейчас - это был консервант для заготовки продуктов на зиму (вместо холодильника ). Другим средством изъятия денег на проведение реформ было понижение процента драгметаллов в монете - выпуск "медных денег". Налоги собирались полновесной монетой, а жалованье выдавалось медной - результат - инфляция. Эти нововведения по временам вызывали городские восстания ("соляной" и "медный" бунты в Москве). Тогда прежние меры отменялись, взамен вводились новые.

Во второй половине века внимание правительства переносится с войн и их технического обеспечения на образование и просвещение . Тогда-то и появляются первый вуз, городские школы, театр и так далее. В значительной мере этот поворот связан с именами детей Алексея Михайловича - Фёдора и Софьи , находившихся у власти в конце XVII века. Оба они были учениками Симеона Полоцкого, владели многими языками , а Софья даже писала пьесы по примеру своего учителя. Интересной личностью был Фёдор . Первым из российских правителей он заговорил об "общем благе" как о цели своего правления - не о расширении территории, не об обеспечении дворян, а именно об "общем благе".

Помимо шагов, направленных на рост просвещения, при Фёдоре и Софье предпринимались меры, которые можно назвать "гуманизацией ". Так, при Фёдоре была отменена казнь четвертованием , а при Софье - закапыванием в землю. А фаворит Софьи Василий Голицин , во многом направлявший деятельность правительства, задумался о вреде крепостного права и в своих письмах утверждал необходимость его отмены - впервые в российской истории. Однако всем этим положительным тенденциям не суждено было развиться : Фёдору судьбой было отпущено немного, он дожил до 21 года . А Софья была отстранена от престола младшим братом. Наступило петровскаое время.

Раскол

Особое явление в жизни России XVII века - раскол. Явление это началось как церковное, но очень быстро вышло за рамки церкви и приобрело характер социального движения. По числу людей , участвовавших в движении, раскол превзошёл и крестьянские выступления, и городские восстания вместе взятые.

История Раскола связана с именем патриарха Никона . (С конца XVI глава русской православной церкви носил титул патриарха , а не митрополита.) История жизни Никона - это история головокружительных взлётов и падений . Глава церкви, в иерархии того времени второе лицо в стране после царя, Никон происходил из поволжских черносошных крестьян . Звали его Никита , Никон - монашеское имя. Детство его не было счастливым. Мачеха Никиту не любила, и однажды он едва успел выскочить из печи, которую мачеха попыталась растопить, закрыв за ним заслонку. (Печи выполняли много функций, в том числе служили и банями: когда печь остывала, в ней мылись. Тяжёлое детство сформировало замкнутый и амбициозный характер. Никита рано ушёл в монастырь, благодаря необычным способностям быстро прошёл ступени монастырской карьеры , и, в конечном итоге, был избран патриархом (1562).

Став главой церкви, Никон задумал две вещи

Поставить духовную власть патриарха выше светской власти царя (он говорил: "Царь - луна, патриарх - солнце)

- Централизовать церковь по образцу государства и унифицировать церковные обряды , упрочить единство церкви и, вместе с тем, подчинить её своему влиянию

Основной реформой, проведённой Никоном, стала унификация - приведение обрядов к единому образцу. Вопрос об унификации встал потому, что за 6,5 веков существования православной церкви на Руси накопилось множество разночтений в процедуре богослужения и в обрядах. В разных церквах и монастырях священники использовали разные богослужебные книги, по-разному проводили обряды, кроме того, разночтения накапливались при переписке. Встал вопрос о выборе образца для единого порядка богослужения. Никон предложил за образец взять греческие богослужебные книги XV века - последнего века существования Византийской империи. В этих книгах тоже не было полного единообразия. Однако Никон выбрал среди них определённые и представил свои предложения церковному собору. На соборе разгорелась дискуссия . Партия Никона возобладала. И началась реформа церкви по установлениям патриарха и его сторонников.

Реформа не затрагивала вероучения , нововведения касались только обрядов и произносимых священником текстов. С современной точки зрения они могут показаться незначительными . Например,

Вводилось троеперстное крещение вместо двоеперстного;

При чтении одной из молитв число поклонов изменялось с 12 до 4.

Несмотря на, казалось бы, незначительные изменения, с ними не согласилось большое число людей, и по мере хода реформы число несогласных возрастало . Тех, кто придерживался старых обрядов, стали называть старообрядцами или раскольниками (последнее наименование употреблялось официальной церковью)

Во главе противников реформы встал протопоп Аввакум . Сначала он выступил против реформ Никона на церковном соборе. Затем стал автором посланий к верующим против никоновских реформ. По силе страсти и образности языка эти послания относятся к лучшим сочинениям XVII века. После окончательного возобладания никоновских реформ Аввакум был сослан в монастырь и 15 лет провёл в яме , откуда вновь и вновь обращался к верующим. Интересно, что Аввакум происходил из соседней с Никоном деревни, и даже был с ним в детстве знаком.

Среди священников неприятие реформ Никона было относительно редким явлением. Помимо Аввакума реформы не принял Соловецкий монастырь, который в течение 8 лет не пускал официальных представителей власти и церкви на свою территорию, длительное время существовал в осаде - его осаждали царские войска. Соловецкое восстание было подавлено лишь в 1676

Но основная масса старообрядцев - миряне. Горожане, иногда - бояре , как знаменитая Морозова, и в огромном большинстве - крестьяне . Многие сёла на Севере стали старообрядческими. В других районах люди уходили в леса , расчищали целину и образовывали уединённые поселения - скиты , в которых придерживались старой веры. Священники в таких поселениях были редкостью , поэтому богослужение старообрядцы вели сами, для этого нужно было читать книги и быть грамотными. Вот почему они обучали своих детей , и грамотность в старообрядческой среде была существенно выше, чем среди остальных.

Своего максимума движение раскольников приобрело в петровскую эпоху, в начале XVIII века. Тогда распространилось представление о том, что реформированная, официальная церковь греховна . Поэтому, если человек был крещён в рамках такой церкви, его душа не спасётся для вечной жизни. Вот почему необходимо пройти процедуру повторного очистительного крещения . Это-крещение огнём . И целые скиты и сёла, а не только отдельные люди, подвергали себя самосожжению вместе с детьми. Пётр I стал посылать войска в районы массовых раскольнических поселений. И зачастую деревни поджигали себя при приближении войск. (Этот сюжет лёг в основу оперы Мусоргского "Хованщина")

Что касается судьбы инициатора реформы Никона - его претензии стать выше царя раздражали Алексея Михайловича. И не без влияния последнего на церковном соборе 1666-1667 годов было принято парадоксальное решение

- Реформы , начатые Никоном, поддерживались и должны были повсеместно осуществляться.

Сам Никон лишался поста патриарха и отправлялся в ссылку (в Ферапонтов монастырь).

Ссылались одновременно и противники Никона, в том числе Аввакум.

В дальнейшем Алексей Михайлович совместно с иерархами церкви неоднократно принимал решения о сожжении раскольников в срубах - старообрядцы отвечали проклятием и церкви, и царя.

Почему же раскол приобрёл массовый характер , хотя изменения касались лишь обрядовой стороны? К тому же периодические изменения происходили и раньше - никаких протестов это не вызывало.

XVII век современники назвали "бунташным ". Смута, городские восстания - самые известные из которых Соляной и Медный бунты, "Соловецкое сидение", крестьянские войны Болотникова и Разина - по числу протестных движений XVII век не имел аналогов в предшествующей истории. Раскол также следует поставить в этот ряд .

Почему же люди XVII века "бунтовали"? - Эта была реакция на закрепощение и рост налогов . Гос ударство усиливало нажим - народ отвечал протестами. Это не был сознательный и целенаправленный протест. Просто психологическое напряжение и неудовлетворённость новыми условиями должна была найти выход . Для огромных масс этим выходом, по сути дела, скрытым протестом, стал раскол.

Человек традиционного общества ценит стабильность . Поэтому попытка реформировать церковь вошла в резонанс с уже накопившимся раздражением по поводу вдруг возникшей невозможности уйти от владельца или налогового гнёта в городах.

Таким образом, раскол - это форма социального протеста, направленного не только на реформу церкви, но и на изменение социального статуса

В дальнейшем раскольническая среда сыграла заметную роль в истории страны. Во-первых, в старообрядческих семьях традиционно существовал высокий уровень грамотности, поэтому сохранялись книги - многие уникальные источники по XVII-XVIII векам дошли именно из старообрядческих сёл (например экземпляр "Курантов" )

Во-вторых, со временем выработалась особая этика и система воспитания , сходная с аналогичной системой в протестантизме . Трудолюбие , успешная деятельность стали считаться основопологающими достоинствами . Вот почему из раскольнической среды в XIX веке вышли многие известные учёные, политики, предприниматели. Такие известные предприниматели, как Гучковы, Рябушинские, Морозовы - из старообрядцев.

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

17. Почему 17 век называли «бунташным»

главные причины

Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей

Усиление налогового гнета ведение почти непрерывных войн (что сказалось на благосостояние населения)

Усиление приказной волокиты

Попытки ограничения казачьей вольности

Церковный раскол и расправы с старообрядцами

потому что в 17 веке было много бунтов и восстаний

Восстание Хлопка 1602-1604 годов

Восстание Болотникова 1606-1607 годов

Соляной бунт 1648 г.

Восстания в Пскове и Новгороде 1650 г.

Медный бунт 1662 г.

Движение под предводительством С. Разина

Стрелецкий бунт 1682 г. или Хованщина

XVII века историки называют "бунташным" из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Самые массовые восстания XVII века - это:

1. Соляной бунт в Москве в 1648 году;

2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году;

3. Медный бунт в Москае в 1662 году;

4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах.

Причинами народных выступлений были закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытка ограничения казачьих вольностей, церковный раскол и преследование старообрядцев.

Городские волнения имели сложный и неоднозначный характер. Основной силой восстаний являлись «черные люди» - низшие и средние слои населения городов. Внутри посадов шла борьба против привилегированных торгово-промышленных слоев (гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен) , а также «лучших людей» (богачей) , которые перекладывали тяжесть налогов на «средний» и «молодший» люд. К посадской бедноте часто примыкали стрельцы, которые по происхождению и роду хозяйственных занятий были тесно с ней связаны. В народных движениях также принимали активное участие казаки, недовольные наступлением правительства на их вольности. С Никоновской церковной реформой армию недовольных и готовых к борьбе с властями пополнили раскольники, терпевшие жесткие гонения.

18. Когда появились мануфактуры в россии, каковы их признаки

Мануфакту́ра - большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда.

В России первые формы мануфактурного производства появились в XVII веке, но широкое развитие они получили в XVIII веке, со времени Петра I. Мануфактура в России была опутана элементами крепостничества. Она была тесно связана не с городским ремеслом, которое в России было относительно слабо развито, а с крестьянской промышленностью, издавна получившей широкое распространение в деревне и являвшейся необходимой принадлежностью натурального крепостного хозяйства. Наряду с капиталистическими мануфактурами в России существовали казенные, посессионные и вотчинные мануфактуры. Купеческая мануфактура, работавшая на вольнонаемном труде, вплоть до начала XIX века не получила преобладания.

Начало XVIII века и петровские реформы в экономической истории России

являются важнейшим моментом в развитии промышленности. Именно с этого

времени начинается «мануфактурный» период в истории русской промышленности,

который в условиях крепостного хозяйства затянулся до половины XIX века,

когда эта «крепостная» мануфактура полностью превратилась в

капиталистическую мануфактуру, а затем в капиталистическую фабрику.

Предысторией этого мануфактурного периода в промышленном развитии России

является, с одной стороны, развитие крепостной вотчинной промышленности в

Русском государстве XVII века, а с другой – ремесленной и кустарной мелкой

промышленности. Начало XVIII века можно считать первой гранью мануфактурного периода

в промышленном развитии России. Первые зачатки мануфактур зарождаются в

крупных вотчинных хозяйствах в виде различных работающих на широкий рынок

промышленных производств (предприятия Морозова и др.) или появляются в

форме иностранных предприятий, создаваемых преимущественно для

удовлетворения военных и прочих нужд государства. Но все же эти зачатки и своеобразные формы «крупной» промышленности еще не положили в XVII веке начала мануфактурного периода в русской промышленности. Это начало следует отнести именно к петровским

преобразованиям, так как отдельные элементы, бывшие уже налицо раньше и

являвшиеся необходимыми предпосылками возникновения мануфактуры, во время

Петра I вылились уже в законченную систему.

("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

Главной отраслью экономики России оставалось с/х, а основными с/х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье, в Сибири, на юге России производилось больше с/х продукции, чем в прошлом веке, хотя методы обработки земли оставались прежними, с помощью сохи, бороны; плуг внедрялся медленно.

В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т.к. Россия не имела выхода к морю.

Русская культура 17 века характеризовалась постепенным отходом от церковных канонов, распространением светских знаний, обмирщением зодчества, живописи, скульптуры. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству.

В конце 16 века после смерти остался его сын Федор, который был слабоумным, и малолетний царевич Дмитрий. Федор не мог править, т.к. из-за своего слабоумия он "не мог держать выражения лица", поэтому вместо него стали править бояре, среди которых выделился . Он имел большую известность, т.к. был татарским ханом, шурином Федора и зятем Малюты Скуратова, т.е. имел богатые родовые связи.

Борис Годунов все делал тихо, но "по смыслу", поэтому получил прозвище "Хитрый Бес". За несколько лет он уничтожил всех своих противников и стал единоличным правителем при Федоре. Когда в Угличе в 1591 г. погиб царевич Дмитрий (по официальной версии он сам напоролся на нож), а в 1598 г. умер царь Федор, на царство был венчан Борис Годунов. Народ поверил ему и крикнул: "Бориса на царство!" С воцарением Бориса на престоле династия Рюриковичей пресеклась.

Многие мероприятия, проведенные в период его царствования, были реформаторскими и напоминали правление . К положительным преобразованиям царя относятся следующие:

  1. Он первым пригласил на иностранных специалистов, при этом всех иностранцев стали называть немцами не только потому, что германцев среди них было больше всех, но и потому,что они не говорили по-русски, т.е. были "немыми".
  2. Постарался успокоить общество, объединив правящий класс. Для этого он перестал преследовать бояр и возносить дворян, тем самым прекратил гражданскую войну в России.
  3. Установил внешний мир за столом переговоров, т.к. практически не вел войн.
  4. Отправил несколько сот молодых дворян учиться за границу и попытался первый сбрить бороды боярам (хотя удалось это только Петру I).
  5. Начал освоение Поволжья, в его царствование были построены города Самара, Царицын, Саратов.

Отрицательным было ужесточение крепостного права - он ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян. Тяжелое положение народа усугубляется голодом 1601-1603 гг., который начался из-за того, что в 1601 г. все лето шли дожди, и рано ударил мороз, а в 1602 г. наступила засуха. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство.


Василий Шуйский фото

Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать.

В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах. Народ решает, что голод - это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин. Эта обстановка была благоприятной для дальнейших событий, которые произошли в .

В 1603 г. появляется Григорий Отрепьев - монах Саввино-Сторожевского монастыря, заявивший, что он "чудесно спасшийся" царевич Дмитрий. Люди ему поверили, Борис Годунов прозвал его , но доказать ничего не смог. Попасть на российский престол помог польский король Сигизмунд III . Лжедмитрий заключил с ним сделку, согласно которой Сигизмунд дает деньги и войско, а Григорий после воцарения на российском троне должен был жениться на польке, Марине Мнишек. Кроме этого, Лжедмитрий обещал отдать полякам западные русские земли со Смоленском и ввести на Руси католичество.

Поход Лжедмития на Москву продлился два года, но в 1605 г. он терпит поражение под Добрыничами. В июне 1605 г. умирает Борис Годунов, его 16-летнего сына Федора выкинули из окна четвертого этажа. Весь род Бориса Годунова убили, в живых оставили только дочь Бориса, Ксению, но ей была уготована участь любовницы Лжедмитрия.

Алексей Михайлович фото

Царевич Лжедмитрий был избран на царство всем народом, и в июне 1605 г. в Москву торжественно въехал царь и великий князь Дмитрий Иванович. Лжедмитрий был очень независим, он не собирался выполнять обещания, данные польскому королю (кроме женитьбы на Марине Мнишек). Попытался ввести в русских столовых этикет, вилку и сам очень ловко ею пользовался за обедом.

Наблюдая за этим, его приближенные решили, что он - Лжедмитрий, т.к. русские цари не умели пользоваться вилкой. В мае 1606 г. во время восстания, вспыхнувшего в Москве, Лжедмитрий был убит.

На Земском соборе 1606 г. царем был избран боярин . Именно в его правление появился - польский наемник, который собрал войско из крестьян и двинулся на Москву. При этом он говорил, что ведет на трон Дмитрия. В 1607 г. восстание было подавлено, но скоро в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Марина Мнишек (за 3 тыс. рублей) даже "признала" в нем мужа, но взойти на трон ему не удалось, в 1610 г. был убит в Калуге.

В стране росло недовольство Шуйским. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Шуйского, и он был пострижен в монахи. Власть перешла к олигархии семи бояр, получившей название " ". Бояре во главе с Федором Мстиславским стали править Россией, но они не имели народного доверия и не могли решить, кто же из них, будет править.

патриарх Никон фото

В итоге, на престол позвали польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Владиславу нужно было перейти в православие, но он был католиком и менять веру не собирался. Бояре упросили его приехать "посмотреть", но сопровождало его польское войско, захватившее Москву. Сохранить независимость русского государства можно было только, опираясь на народ. Осенью 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. Но ему не удалось договориться с казаками и его убили на казачьем кругу.

В конце 1611 года в Кузьма Минин пожертвовал деньги на создание . Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Москве пал.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. На нем были представлены все социальные сословия, были даже казаки. На царство был избран с подачи громкого крика казаков. Казаки думали, что царем можно будет легко манипулировать, т.к. ему было всего 16 лет, и он не знал ни одной буквы. Отец Михаила, митрополит Филарет, находился в польском плену, мать в монастыре. Первой женой Ивана Грозного был Романова, к тому же Романовы не были "замазаны" опричниной, что тоже играло немаловажную роль при избрании царем Михаила.

После восшествия его на престол между боярами начинается борьба. Решали, на ком женить юного монарха. Однако когда невесту подбирали, она умирала. Михаил женился только через 13 лет на Евдокии Стрешневой, и бояре так и смогли приобрести на него влияния.

В 1619 г. из плена вернулся отец Михаила, в результате в стране установилось двоевластие. Формально правил Михаил, официально - Филарет, и продолжалось это до смерти Филарета в 1633 г. Правление Михаила было справедливым и мудрым. Были снижены налоги, русский человек платил в казну так называемую "пятую деньгу", 4/5 оставлял себе. Иноземцам были предоставлены права на строительство заводов в России, началось развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.


Петр 1 фото

Михаил Федорович почти не вел войн, в России наступило успокоение. В 1645 г. он тихо умер, и на престол взошел его сын, Алексей. За свою доброту и мягкость был прозван "Тишайшим". У него было две жены, от первой, Марии Милославской, родился сын Федор, от второй, Натальи Нарышкиной,- сыновья Петр и Иван, и дочь Софья.

Во время своего правления Алексей Михайлович проводил умеренные преобразования, а также провел церковную реформу и реформу городов. Важное деяние - издание Соборного Уложения 1649 г. Оно представляло собой свод законов по всем вопросам от хозяйства до государственного устройства (самодержавия).

Самой важной частью были статьи "О чести государевой". Никто не мог посягнуть на власть царя, но царь должен был советоваться с боярами. Устанавливалось наказание за покушение на государя "словом и делом" - смертная казнь.

Главы, посвященные крестьянскому вопросу - "Суд о крестьянах". Произошло оформление крепостного права, крестьяне являлись собственностью владельца, могли покупаться и продаваться. Судьей над крепостными был их помещик. Крепостной крестьянин имел только одно право жаловаться государю.

Согласно главе "О поместьях", поместья было разрешено передавать по наследству, лишить дворянина поместья не могли, т.е. роль дворянства усилилась.

Церковная реформа


До Алексея Михайловича церковь была независима от государства. Царь подчинил церковь государству с помощью следующих мер:

  • церковь стала платить государству налоги, т.е. была лишена финансовых привилегий;
  • судьей над церковью стал царь;
  • монастыри были лишены права покупать землю.

Предложил свою реформу: креститься не двумя пальцами, а тремя; отдавать поясные поклоны в церкви. Это вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Произошел церковный раскол, появилось движение старообрядцев, во главе которых стоял протопоп Аваакум.

Алексею Михайловичу удалось сломить церковь и подчинить ее себе. В 1666 г. патриарх Никон был лишен своего сана и заключен в монастырскую тюрьму, а протопоп Аваакум - расстрижен и проклят на церковном соборе. После этого начались жестокие преследования старообрядцев.

Реформа городов

Горожане были признаны особым, независимым сословием, но они были прикреплены к городам. Защищались права горожан на торговлю: крестьянин должен был продать горожанину свою продукцию оптом, а горожане могли продавать в розницу.

В конце 17 века после смерти Алексея Михайловича на престоле началась чехарда, т.к. у него было три сына и дочь. В 1676 г.на престол взошел его старший сын, 14-летний Федор, но он был болен, не мог самостоятельно ходить и власть была в руках его родственников со стороны матери. В 1682 г. Федор умирает, и при малолетнем Иване и Петре стала править царевна Софья. Правила она до 1689 г. и успела совершить немало полезного:

  • дала свободу городам;
  • осознала необходимость прорыва к морю для развития торговли, для этого были предприняты два (правда, неудачных) крымских похода, в 1687 и 1689гг.

Софья пыталась захватить всю власть, но 17-летний царь уже был готов принять власть на себя.

Итоги

Итак, 17 век в - это не только " ", смутный век, но и век противоречий. В экономике России господствующее положение занимал феодальный уклад, и в то же время возникает капиталистический уклад хозяйства. Несмотря на то, что положение народа было крайне тяжелым, произошло оформление крепостного права, тем не менее, именно народ мог помочь стать царем тому или иному претенденту на российский престол, поверить ему и пойти за ним.

17 век в истории России имел переломное значение. Россия начала планомерный переход от средневековья к новому времени. Россия менялась. Как в культурном, так и в политическом плане. Русские цари смотрели на запад, и перенимали, пусть и с неохотой, некоторый опыт европейских коллег. Появились первые печатные книги, русская литература развивается бешеным темпом, появился первый русский театр. Большие успехи были и в области архитектуры. Русская культура 17 века была близка к западной Европе. И, слышать речи о русской отсталости от всего остального мира – это моветон. 17 век в русской истории, в истории русского народа, в истории его культуры стал временем ломки средневековых культурных ценностей и традиций, их пересмотр, и одновременно страстной защитой, эпохой быстрых перемен, временем споров о сущности и культурных задачах. Вот такой вот был 17 век в русской культуре и истории.

Слайд 2 из презентации «Русская культура 17 века» к урокам истории на тему «Русская культура 17 века»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке истории, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Русская культура 17 в.ppt» можно в zip-архиве размером 641 КБ.

Скачать презентацию

Русская культура 17 века

«История Бунташный век» - Земский собор. Казаки. Монеты. Социальное устройство России. Соборное уложение. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ XVII в. Холопы. Макарьевская ярмарка. Бунт горожан. История России «Почему XVII век - бунташный?». Владельческие. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ XVII в. СЕРЕБРЯННЫЕ КОПЕЙКИ XVII в. Боярская дума. 1662 г. Духовенство.

«Россия XVII век» - XVII век – Новый период в истории России. Укрепление самодержавия нашло отражение и в титуле. Медный бунт. Русский первопечатник Иван Федоров. Фёдор. Софья Алексеевна. 16.06.2011. Убийство опричниками митрополита Филиппа. История России 10 класс. Вопросы и задания к главе V, Стр. 333-336. Борис Годунов.

«Россия в XVII» - Разделы Польши. Особая роль гвардии, т.к. отсутствовали традиционные и легальные общественно-политические организации. Абсолютизм в России формировался на базе феодально -крепостнической системы. «Эпоха дворцовых переворотов». Социальная опора - дворянство. Рост абсолютистских тенденций в России XVII в.

«XVII век» - Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями. 6. ……….. Столица России в XVII веке 9. ………………….. Слой населения, занимавшийся торговлей. 7. ………….. Лжедмитрий I - Григорий Отрепьев!? 2. Исторические деятели XVII века. 1. ………………….. Страны, которые начали интервенцию против России в 1609 г. 8. ……………. ……………

«Россия в XVII веке» - 2. Выберите из списка черты экономического развития России в XVII в.: Шатровый Классицизм Московское барокко Романский. 3. Крепостное состояние было признано наследственным и оформлено юридически в правление: «7 августа Разин в 10-тысячной армией выступил из Царицына. 6. В каком году было открыто учебное заведение, о котором говорится в тексте:

«Войны России XVII в» - В Москве понимали, что поддержка Хмельницкого означает войну с Польшей. В январе 1654 г. в ставку Хмельницкого прибыл московский посол боярин А.В. Бутурлин. Украина в XVII веке. После победы битвы при Зборове Хмельницкий заключил мир с Польшей. Гетман Иван Астафьевич Выговский. Не найдя управы на польского дворянина, Хмельницкий бежал в Запорожскую Сечь.

XVII в. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако главным образом за счёт введения в оборот новых земель, а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли. Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. И тем не менее, всероссийский рынок формировался. Во второй половине XVII в. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства.
Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.) ; к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности.
Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный признак которых - увеличение в экономике доли свободного наёмного труда, оснований нет. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.
Русские города как торгово-промышленные центры и в XVII в. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы.
Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т. д.) . Что касается "тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой.