Что такое позиционные чередования согласных. Урок русского языка на тему "позиционное чередование звуков"

Рассматриваемые вопросы:

1. Виды чередований звуков.
2. Позиционные чередования звуков:

а) позиционные чередования гласных звуков;

б) позиционные чередования согласных звуков.

3. Исторические чередования звуков.
4. Фонетическая транскрипция.
5. Правила транскрибирования (произношения) гласных и согласных звуков.

Ключевые понятия: синтагматические и парадигматические отношения, позиция звука, позиционные чередования звуков, комбинаторные чередования звуков, аккомодация, редукция количественная и качественная, ассимиляция, диссимиляция, стяжение, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, субституция , оглушение согласных на конце слова, исторические чередования звуков, фонетическая транскрипция.

1. Виды чередований звуков

В процессе речи одни звуки могут заменяться другими. Если эта замена носит постоянный, регулярный, объясняемый одними и теми же причинами характер, то мы говорим, что имеет место процесс чередования, а не ошибочное произнесение. Отношения регулярной замены одних звуков на другие в одинаковых фонетических условиях называются чередованием.

Чередования, связанные с позицией звука называются позиционными чередованиями. Чередования, обусловленные фонетическими процессами, проходившими в прошлом, называются историческими чередованиями .

Все типы чередований звуков можно представить в виде следующей таблицы:

Виды чередований звуков

позиционные

(изменения звуков, связанные с их позицией)

исторические

(изменения звуков, обусловленные фонетическими процессами, проходившими в прошлом)

собственно позиционные

(изменения звуков, связанные только с позицией звуков)

комбинаторные

(изменения, связанные с позицией звуков и влиянием звуков друг на друга)

редукция гласных;

оглушение на конце слова согласных

аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, стяжение, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, субституция

Несмотря на чередования, мы распознаем звуки, и, следовательно, слова, так как чередования связаны с отношениями звуков (фонем) внутри системы, где единицы оказываются связанными друг с другом каким-либо образом. В языке различают два основных (глобальных) типа взаимодействий, взаимосвязей (отношений) единиц: синтагматические (линейные) – отношения взаимовлияния соседствующих единиц и парадигматические (нелинейные, вертикальные) – отношения объединения однородных единиц на основании ассоциаций.

В фонетике влияние рядом стоящих звуков друг на друга – это синтагматические отношения, а распознавание похожих звуков и мысленное связывание их в один и тот же звук, независимо от звучания – парадигматические (например, когда говорящий распознает, что звуки [б], [б’], [п] в словах [дубы́], , [ду΄п] это один и тот же типовой звук).

2. Позиционные чередования звуков (Синтагматические отношения)

Звуки в потоке речи произносятся с разной силой и четкостью в зависимости от позиции звука. Позиция звука – это его ближайшее окружение, а также положение в начале, в конце слова, на стыке морфем, а для гласных – положение по отношению к ударению.

Различают два типа изменений звуков в речевом потоке.

Позиционные изменения – это изменения звука, связанные с его позицией (например, оглушение в конце слова, ослабление безударных гласных [о], [а], [э]). Виды позиционных изменений : оглушение на конце слова, редукция (ослабление звука), ассимиляция, диссимиляция, стяжение звуков, выпадение (диэреза), эпентеза, метатеза, гаплология, субституция, аккомодация.

Комбинаторные изменения – это изменения, связанные с влиянием звуков друг на друга. К комбинаторным изменениям относятся все виды позиционных изменениёй, кроме оглушения на конце слова и редукции, так как эти процессы связаны только с позицией в слове, а не влиянием других звуков.

2 а) Позиционные чередования гласных звуков

Основным видом позиционных изменений гласных звуков является редукция. Редукция бывает количественная и качественная . Количественная редукция уменьшение долготы и силы звучания – типична для звуков [ и], [ ы], [ у] не под ударением. Сравните, например, произношение [ы] в разных позициях слова [был – быва΄лый]). Качественная редукция ослабление с некоторым изменением звучания. Напр., у звуков [ а], [ о], [ э] – в безударной позиции. Ср.: звучание гласных в словах молот и молоток : [мо́лът], [мълLто́к].

Звуки [а], [о] после твердых согласных произносятся как редуцированные звуки [L] в первой предударенной позиции и в абсолютном начале слова и как редуцированный звук [ъ] в других позициях (2-ой, 3-ий слог до или после ударения, например, молоко – [ мьлLко́], борода – [ бърLда́]. После мягких согласных звуки [ а], [о], [э] произносятся как редуцированные звуки [ и э ], [ ь] – рябина [р"и э б"и́нъ], часовой [ ч"ьсLво́й].

Звук [ э] в первой предударенной позиции произносится как звук [ и э ], в остальных – [ь]. Например: перелет – [ п"ьр"и э л"о́т].

В иноязычных словах качественная редукция гласных [о], [э] проявляется нерегулярно: рояль – [ рLjа́л"], но боа [ боа́], ремарка [ р"и э ма́ркь], но метро [ м"этро́].

Позиционные изменения гласных звуков, подвергающихся редукции, можно представить в виде следующей таблицы:

ударением

сильная позиция

Безударные позиции

абсолютное начало слова,

начало слова после [j],

первый предударный слог

1 слабая позиция

другие предударные и послеударные позиции

2 слабая позиция

после тв.

после мягк.

после тв.

после мягк.

облака

пяти

[п’и э т’и́]

полевой

[пъл’и э во́й]

рядовой

[р’ьдLво́й]

жена

[жы э на́]

леса

[л и э са́]

жестяной

[жъс’т’и э но́й]

героизм

[г’ьрLи́зм]

Комбинаторные изменения гласных возникают в результате приспособления артикуляции гласного к артикуляции предшествующего и последующего звука и носят название аккомодация . Ср. произношение [о] в словах мол [мол], мёл [м’ ·ол], моль [мо·л’]. Аккомодация может быть прогрессивной (®): мёл [м’ ·ол] и регрессивной (¬): моль [мо·л’].

Таким образом, характеризуя изменения гласных звуков в слове, рассматриваем два аспекта: 1. Позиционный – по отношению к ударению (редукция качественная, количественная или гласный без изменения); 2. Комбинаторный – наличие по соседству (справа и слева) мягких согласных звуков (прогрессивная, регрессивная, прогрессивно-регрессивная аккомодация или аккомодации нет). Например, береза [б’и э р’о́зъ ] :

[и э ] – позиционные изменения (по отношению к ударению): качественная редукция; комбинаторные изменения (в зависимости от влияния соседей): прогрессивно–регрессивная аккомодация.

[·о] – позиционные изменения отсутствуют, т.к. гласный под ударением; комбинаторные изменения – прогрессивная аккомодация.

[ъ] – позиционные изменения: качественная редукция; комбинаторные изменения отсутствуют.

2 б) Позиционные чередования согласных звуков

В результате приспособления согласного к артикуляции последующего звука (обычно гласного огубленного) возникает процесс аккомодации согласного . Ср. звучание звука [т] в словах – так и тот : [так ] – [т о от ].

Гораздо чаще, чем аккомодация, встречаются другие изменения согласных звуков.

Ассимиляция уподобление по какому-либо признаку. Ассимиляция бывает:

  • по близости воздействующего звука: контактная или дистантная ;
  • по характеру изменения по глухости/звонкости и твердости/мягкости ;
  • по направлению воздействия – прогрессивная (воздействие слева направо (®) и регрессивная (воздействие звуков справа налево (¬);
  • по полноте уподобления: полная и частичная.

Для русского языка характерна контактная, регрессивная ассимиляция. Например: сказка – [ ска́скъ] – звонкий [ з] под влиянием глухого [ к] ассимилировался в глухой парный звук [с]. Это ассимиляция контактная частичная регрессивная по глухости.

Свистящие согласные перед шипящими в результате полной ассимиляции переходят в шипящие: езжу .

Диссимиляция – расподобление звуков. В русском языке этот процесс встречается редко. В результате процесса звук меняет свою характеристику по способу или месту образования: г ® х мягкий – [ м"а́хк"ий], легкий – [ л"о́хк"ий]. Диссимиляции подвергаются пары одинаковых по способу или месту образования звука или подобных звуков. Диссимиляция может быть контактной и дистантной , прогрессивной и регрессивной.

Дистантная прогрессивная диссимиляция произошла, например, в литературном языке в слове февраль из феврарь , в просторечном слове колидор из коридор . Замена одного из двух [р] на [л] – дистантная диссимиляция. (Не путать с произносительной нормой: чт, чн как [шн] – что [ што] и -ого, -его как [ова], [ьва]: синего – [ с"и́н"ьвъ]! Эти чередования осуществляются регулярно, в одних и тех же позициях без исключений и носят характер закона.)

Стяжение совпадение в артикуляции двух звуков в одном. Например, городской ® [гърÙтско́й ® гърÙцко́й], [тс] ® [ ц].

При стяжении групп согласных может наблюдаться выпадение звука: солнце – [со́нцъ]. Обычно это сочетания [ вств], [ нтск ], [ стл ] и т.п.

Изменения, основанные на явлениях ассимиляции и диссимиляции:

Выпадение (выкидки, диэрезы) – (от греч. diaresis – разрыв) – пропуск одного из звуков в сочетании трех-четырех согласных. Например, гигантский – [г’ига́нск’ий].

Гаплология – (от греч. gaplos – простой + logos – понятие) опущение одного или двух одинаковых соседних слогов, вследствие диссимиляции. Например, минералогия вместо минералология , знаменосец , вместо знаменоносец .

Метатеза – (от греч. metathesis – перестановка) перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции. Например, ладонь из долонь, тарелка из талерка .

Эпентеза – (от греч.epenthesis – вставка) вставка звуков, Например, ндрав вместо нрав , скорпи jo н вместо скорпион в разговорной речи, звук [й] в слове кофейный (от кофе ), звук [в] в слове певец (от пел ) в литературной речи.

Субституция – (от лат. – подстановка) замещение одного звука другим, чаще при замене нехарактерных для языка звуков в заимствованных словах. Например, в слове Вильям [в] вместо [w].

3. Исторические чередования звуков

Регулярные изменения звуков, не связанные с позицией в слове, а объясняемые законами фонетической системы, существовавшими в прошлом, называются историческими чередованиями. Основные исторические чередования, связанные с процессами падения редуцированных, палатализацией согласных или их изменениями под влиянием смягчающего [Ĵ]:

чередование гласных:

[ е] –[ и] –[ о] –[ а] – [Ø] // нуль звука: умер – умирать; мор – умаривать – умру; беру – собирать – сбор – собрать;

[ е] – [Ø] нуль звука: пень – пня; верен – верна; ветер – ветра;

[о] – [Ø] – нуль звука: лоб – лба; бездонный – дно; ложь – лгать;

[ ы] – [ Ø] – нуль звука: посылать – посол – послать.

Гласные могут чередоваться с согласными или с гласными + согласный:

[ и] – [ й] – [ ей] – [ ой]: пить – пью – пей – пойло; бить – бью – бей – бой;

[ ы] – [ ой] – [ ов] – [ ав]: рыть – рой – ров; плыть – пловец – плавать; крыть – крой – покров;

[ у] – [ ов] – [ ев] : кую – ковать; рисую – рисовать; клюю – клевать;

[ а] – [ им] – [ м]: жать – пожимать – жму;

[ а] – [ ин] – [ н]: жать – пожинать – жну.

чередования согласных:

[ г] – [ ж] – [ з]: друг – дружить – друзья; бегать – бежать; влага – влажный;

[ к] – [ ч]: крик – кричать; рука – ручной; пеку – печет;

[ х] – [ ш]: тихий – тишина; сухой – суша; духота – душно;

[ з] – [ з"] – [ ж]: гроза – грозить – угрожать; возить – вожу; мазать – мажу; лазить – лажу;

[ с] – [ с"] – [ ш]: принос – носить – ноша; коса – косить – кошу; просить – спрос – прошение; высокий – высь – выше;

[ т] – [ т"] – [ ч] – [ ш"]: свет – светят – свеча – освещение; возврат – возвратить – возвращение;

[ д] – [ ж] – [ жд]: сады – сажу – насаждение;

[ н] – [ н"]: смена – менять; рваный – рвань;

[ л] – [ л"]: дело – дельный; колоть – колючий;

[ р] – [ р"]: удар – ударять; жар – жарь; пар – парь;

[ б] – [ б"] – [ бл"]: гребу – гребешь – гребля;

[ п] – [ п"] – [ пл"]: ссыпать – сыпь – сыплю;

[ в] – [ в"] – [ вл"]: зверолов – ловля – ловлю;

[ ф] – [ ф"] – [ фл"]: графа – графят – графлю;

[ ск] – [ ст] – [ с"т"] – [ ш":]: блеск – блистать – блестят – блещет; пуск – пусть – опущу;

[ ск] – [ ш":]: треск – трещат;

[ ст] – [ ш"]: свист – свищу

4. Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция - это запись звучащей речи специальными знаками. Существует несколько систем транскрибирования, которые отличаются по степени точности передачи оттенков звука. Вам предлагается наиболее распространенная фонетическая транскрипция, созданная на базе русского алфавита. Не все буквы русского алфавита используются в транскрипции. В фонетической транскрипции не используются буквы е, ё, ю, я. Буквы ъ, ь используются в ином значении. Добавляются некоторые буквы иноязычного алфавита - j , γ , а также надстрочные и подстрочные знаки: È …. Ç. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции:

квадратные скобки для выделения транскрибируемых звучащих единиц;

/ – знак над буквой для обозначения ударения;

– знак справа от буквы для обозначения мягкости звука;

L – знак для обозначения звуков [а ] или [о ] в первом слоге перед ударением после твердых согласных или в начале слова не под ударением: [сLды́], ;

ъ – знак для обозначения безударных звуков [а], [о] после твердых согласных во всех безударных слогах кроме первого слога и начала слова: садовод – [съдLво΄т], молодой – [мълLдо΄й], а также безударного звука [э] после несмягчаемых [ж], [ш], [ц] во всех безударных позициях, кроме первой перед ударением: цементировать – [ цъм’и э нт’и΄ръвът’].

ь – знак для обозначения гласных [а], [о], [э] после мягких согласных, кроме первого слога перед ударением: часовой – [ч’ ьсLво΄й ], лесовод – [л’ьсLво΄т ];

и э – знак для обозначения гласных [а], [о], [э] после мягких согласных в первом слоге перед ударением: лесной – [л’и э сно́й] ; пятак –[п’и э та́к].

ы э знак для обозначения звука на месте буквы Е в первом предударенном слоге после всегда твердых согласных ж, ш, ц : жалеть – [жы э л’э΄т’], цена – [цы э на΄],

γ – буква для обозначения фрикативного согласного, обозначаемого буквой г в словах: ага, господь ;

È – дужка под строкой между словами указывает на слитное произношение служебного и самостоятельного слова: по рядам – [пъ È р’ и э да΄м];

j – буква для обозначения звука [й] в начале слов на е, ё, ю, я , а также между двумя гласными и после твердого или мягкого знаков: ель – , подъем – [пLдjо΄м], своего – [свъj и э во΄];

Ç – дужка сверху над сочетаниями согласных (дз, дж) указывает на их слитное произношение: [д Ç жы΄нсы].

/ – знак тактовой паузы при транскрипции звучащей речи: [с’и э рг’э΄й / мо΄й дру΄к//]

// – знак фразовой паузы при транскрипции звучащей речи:

[дóмъ / и È с’т’э΄ны пъмLга΄jут //] .

Фонетическая транскрипция передает точное произношение слов и используется при изучении говоров и диалектов, когда фиксируются особенности произношения слова той или иной местности, при изучении детской речи, а также при освоении правильного литературного произношения слов.

Литературное произношение слов русского языка предполагает соблюдение некоторых норм, которые отражаются в правилах транскрибирования.

5. Правила транскрибирования (произношения) гласных и согласных звуков

Правила транскрибирования (произношения) гласных звуков:

1. Гласные О, А, Э (в орфографии Е) в безударной позиции подвергаются редукции (ослаблению) и произносятся нечетко.

2.Во всех безударных позициях после твердых согласных, кроме первого безударного слога, А и О записываются знаком Ъ: балалайка – [б ълLла΄йкъ]; огородного .

Гласные И, Ы, У при произношении не изменяются.

3. В первом предударенном слоге О и А произносятся как открытый А, в транскрипции передается знаком – [вLда́]. Такой тип произношения называется аканьем . Норма литературного языка – акающее произношение.

4. Знак отражает также произношение начальных безударных О и А: окружной – . Если слово с предлогом, в потоке речи это одно фонетическое слово и транскрибируется в соответствии с общим правилом: в огород [в ъгLро΄т];

5. После мягких согласных в первой предударенной позиции звук А (буква Я) произносится как И и транскрибируется при помощи значка [и э ]: часы [ч’и э сы].

6. Гласный Э (в орфографии Е) в первой предударенной позиции произносится как И и транскрибируется при помощи знака [и э ]: лесной [л’и э сно΄й]. В остальных позициях, кроме первого предударенного слога, Э произносится нечетко и транскрибируется после мягких согласных при помощи знака [Ь]: лесовод – [л’ьсLво΄т ], перелесок – [п’ьр’ и э л’э΄сък ].

7. Буквы Е, Ё, Ю, Я в транскрипции не используются, на их месте пишутся соответствующие произношению (слышимые) звуки: мяч [м’ач’], мяча [м’и э ч’а΄], яблоко , подъём [пLд j о΄м], просторная [прLсто́рнъ jь].

8. После твердых согласных Ж, Ш, Ц в первом предударенном слоге на месте буквы Е в транскрипции пишется знак [ы э ]: желать – [жы э ла́т’], цена – [цы э на́]. В остальных позициях безударный Е после твердых передается знаком [ъ]: желтоватый [жълтLва́тый].

9. После Ж, Ш, Ц в ударном положении вместо положенного по орфографическим правилам И в транскрипции пишется произносимый [ы]: цифра – [цы΄фръ], жил – [жыл], шил – [шыл].

Правила транскрибирования (произношения) согласных звуков:

В потоке речи согласные подвергаются взаимному влиянию в результате которого происходят процессы ассимиляции, диссимиляции, стяжения, выпадения и т.д. Звонкие согласные в конце слова в русском языке оглушаются. Процессы аккомодации согласных звуков (например, огубленность звука [т о ] в слове тут ) в используемой нами транскрипции обычно не отражаются.

Позиционные чередования

На одном и том же месте в одной и той же морфеме могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл, козерог корень одни и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласные произносятся тоже не одинаково: к [ъ] злы, к [о] з - к [а] за, к [а] зёл. Не одинаков и первый согласный: перед [а] это [к]: [ка] за, перед [о] это [к]: [к] озлы, [к°] оз. Такая мена звуков называется чередованием. Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко [з] а, ко [с] а, мы не получим чередования - корни здесь разные.

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к].

Чередование [г // к] в русском языке - позиционное чередование. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой - либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе. Чередование [г // к] - фонетическое. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.

Но вот еще пример - чередование [г // ж]: подру [г] а - дру [ж] ный, бума [г] а - бума [ж] ный, тай [г] а - таё [ж] ный, дви [т] ать - подви [ж] ный, мо [г] у - возмо [ж] ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обусловлено позицией перед [н]. Это значило бы, что оно тоже фонетическое.

Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г] ом - [гн] агь, ми [т] ать - ми [г] нуть, шагать - ша [г] нуть. Фонетической

позиционной обусловленности здесь нет. Но есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] ие знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных - м-. Позиция здесь морфологическая, чередование - морфологическое позиционное. Кроме позиционных чередований бывают и такие, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг - друзья, невежа - невежда, смерть - мор - вымаривать. Такие чередования связаны только с конкретными словами.

По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога - ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога - подножка. Фонетическое чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование - это чередование фонем.

Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:

1) мена согласных по звонкости – глухости.

Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова:

Друга – друг, дубы – дуб

[г] // [к], [б] // [п]

б) перед глухим согласным:

весь – всё, низок – низкий

[в’] // [ф], [з] // [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:

просить – просьба, с окна – с горы

[с’] // [з’] [с] // [з]

2) мена согласных по твёрдости – мягкости.

Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .

[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .

3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].

Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.

Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,

сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .

4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .

Например: [г’и / га / нск’ иj] .

Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .

РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Понятие о графике. Развитие письма

Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).



В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит

За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

Состав русского алфавита. Буква и фонема

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.

Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Воды - вода – водяной гриб - грибы

[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]

<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]

§10. Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].

В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .

^ Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .

При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: п у ть – п у ти ́ – п у тево ́ й; л и́ ца – л и цо ́ – л и цево ́ й; пр ы́ гнуть – пр ы жо ́ к – вы ́ пр ы гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.

При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).

Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).

1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:

а) 1-й предударный слог: [пл`а́] (поля) , [трва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;

б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: [д`и́н] (один) , [д`ино́к`ий`] (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тжы]́ (этажи) ;

в) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зл`э́т`] (заалеть) , [нгро́т] (на огород) .

2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:

а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърнда́ш] (карандаш) , [къръндшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;

б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .

Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:

Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .
Вопросы и задания


  1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?

  2. Что такое редукция? С чем она связана?

  3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?

  4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?

  5. В чём суть качественной редукции?

  6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?

  7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?

  8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .

  9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .

  10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.

  11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у ́ л`къ], [й`и э нта ́ р`], [р`и э шэ ́ н`ий`ь], [б`и э р`о ́ скъ], [й`и э ш`:о ́ ], [ръзр`и э д`и ́ т`], [цы э по ́ ч`къ], [пъдр жа ́ т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?

  12. Затранскрибируйте текст 1 . Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.
^ Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

(Н.Носов)

§11. Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (ш ок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:


  • перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

  • перед [в], [в`]: [двр`э́ц] – [твр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .
В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее [т`п`ит`] (отпить) и нормативное [тп`ит`]), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

  • в конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

  • перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

  • для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [млва́] (молва) , [плз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .
К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб ) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.


  • по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.
Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.
Вопросы и задания

  1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

  2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

  3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

  4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

  5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

  6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

  7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

  8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

  9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

  10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

  11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:
Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку. (Д.Мамин-Сибиряк )

  1. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и ́ ], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

  2. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

  3. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:
^ Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила… (Ф.Кривин )

Позиционное чередование гласных звуков.

Позиционные чередования согласных звуков.

Позиция - ϶ᴛᴏ место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.

В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.

Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, принято называть позиционным чередованием : [м /рос ], [м /роз ы].

Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.

1.Мена согласных по признаку звонкости-глухости.

Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];

б) перед глухими согласными: низ кий

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з"бъ],

с горы [зг /ры].

2.Мена согласных по признаку твердости-мягкости.

Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.

Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всœего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:

сделать [з"д"э/лът"], гость [го/с"т"], кузня [ку/з"н"ь]

Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн"эт"]

3.Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий

сжать [ ат "], сшить [ ыт "].

Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования принято называть ассимиляцией.

4.Важно заметить, что для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных. Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м"э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.

Οʜᴎ зависят от следующих факторов:

1.от места ударения слов;

2.от положения согласного по отношению к ударному слогу;

3.от твердости-мягкости сосœедних согласных.

1.Позиционная мена гласных звуков под ударением.

Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).

Сравним: сон – он; шум – ум.

Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар – да.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, у гласных фонем <а, о, э, у> под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет <и>. Сильная позиция:

а) после паузы (начало слова);

б) после мягких согласных: ил – пил.

А после твердых согласных <и> реализуется в <ы>: игра - [сы]грать.

Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем <а, о, э, у>.

В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio – членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.

К примеру: [спа‣‣‣т"] – артикуляция в конце звучания [а ‣‣‣ ] сдвинута вперед и вверх;

[сп" ‣‣‣ ат] – артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всœего воздействует на начальную часть гласного;

[с"п" ‣‣‣ а ‣‣‣ / "и ] – спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [ . а. ] охватываемый весь процесс артикуляции.

[п /са/ткъ] - [с" ‣‣‣ а/ду]

[па/са ‣‣‣ /д"им] - [с" а ‣‣‣ /д"ьм]

[а]:[а], [ " ‣‣‣ а], [а ‣‣‣ "], [ " ‣‣‣ а ‣‣‣ "]

параллельный тип фонемного ряда, его члены – вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.

Такой процесс принято называть аккомодацией (от лат. accomdatio - приспособление). Т.е. - ϶ᴛᴏ приспособление органов речи для произнесения гласного звука в сосœедстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше .

В транскрипции явление аккомодации обозначаем ‣‣‣ У [и] – аккомодацию можно не обозначать, так как он всœегда в верхнем подъеме.

2.Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.

В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция - ϶ᴛᴏ ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).

Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.

Позиция под ударением всœегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.

В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции , ᴛ.ᴇ. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым – дымок – дымовой [ды/мок].

Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.

Основные позиционные изменения безударных гласных бывают представлены в таблице:

В абсолютном начале слова позиция гласного звука приравнивается к позиции I предударного слога.

травы трава травяной

[тра/вы] [тр /ва] [тръ/в"и э /но‣‣‣]

<а>: [а] - - [ъ]

воды вода водяной

[во/ды] [в да/] [въ/д"и/но]

<о>: [о] - - [ъ]

Это перекрещивающиеся типы фонемного ряда, так как некоторые их звуки совпадают. Члены этих рядов являются вариантами.

шесть шестой на шесть

[шэс"т "] [шы э /сто ] [на/шъс"т"]

<э>: [э] [ы э ] [ъ]

мел мелок меловый

[мэл] [м"и э /лок] [м"ь/л /во ]

<э>: [э] [и э ] [ь]

Исторические чередования звуков.

Кроме позиционного чередования в русском языке наблюдаются чередования исторические (непозиционные, морфологические).

Главное отличие от позиционных чередований состоит в том, что они не обусловлены позицией в слове: но га – нож ной

но сит - вына шивает

позиция гласного одинакова: под ударением

Исторические чередования возникли в процессе развития языка.

1.сон – сна О//Ø в XI – XII веках падение редуцирования

день – дня Э//Ø сънъ – съна дьнь – дьнаı

2.о//а просит – выпрашивает

бер//бир беру - выбираю

стер//стир стерет - стираю

3.б//бл (любить – люблю)

в//вл (ловить – ловлю)

ф//фл (графить – графлю)

4.г//ж нога - ножка

к//ч рука – ручка

5.ст//д вести - веду

ст//т мести - мету

6.д//ж ходить - хожу

с//ш носить - ношу

Тема № 14. Фонология.

План.

1.Понятие о фонеме.

2.Система фонем русского языка.

3.Состав согласных фонем.

4.Состав гласных фонем.

5.Гиперфонема.

6.Фонемная транскрипция.

Позиционное чередование гласных звуков. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Позиционное чередование гласных звуков." 2017, 2018.