Природно хозяйственные. Урок-исследование "природно-хозяйственные зоны россии"

>>Природно-хозяйственные зоны России


§ 32. Природно-хозяйственные зоны России

Что такое природная зональность? Природная зональность - это одна из основных географических закономерностей.

Крупнейший немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт проанализировал изменения климат а и растительности и установил, что между ними существует очень тесная связь, что климатические зоны являются одновременно и зонами растительности. В дальнейшем стало ясно, что изменение климата вызывает зональное размещение не только сообществ растений , но и сообществ животных, а также почв, характерных черт поверхностного и грунтового стока, водного режима рек, внешних процессов образования рельефа и т. д.

Вспомните, что называется природной зоной, широтной зональностью, высотной поясносностью, тундрой, тайгой, степями, полупустынями.


Рис. 57. Природные зоны мира и России

В конце XIX столетия великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность является всеобщим законом природы. Она проявляется в большей или меньшей степени во всех природных компонентах как на равнинах и в горах, так и акваториях морей. Все компоненты природы находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и следствием закона зональности является существование крупных зональных природно- территориальных комплексов (ПТК), или природных (естественно-исторических - по В. В. Докучаеву) зон.

Каждая из них характеризуется определенным соотношением тепла и влаги, играющих ведущую роль в формировании почвенно-растительного покрова.

Какие природные зоны есть на территории России?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Проект урока

Выполнила: учитель географии

МБОУ СОШ № 154

Плетнева Е. А.

Нижний Новгород

Программа общеобразовательных учреждений География 6-9 классы

Москва «Просвещение» 2008

Курс «География. Россия» 8-9класс, рассматривается как единый интегрированный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и своей области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №154

Проект урока

«Природно - хозяйственные зоны России»

Выполнила: учитель географии

МБОУ СОШ № 154

Плетнева Е. А.

Нижний Новгород

2013

Программа общеобразовательных учреждений География 6-9 классы

Москва «Просвещение» 2008

Курс «География. Россия» 8-9класс, рассматривается как единый интегрированный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и своей области.

В 8 классе изучаются темы:

Тема №1

Россия в мире

4 ч.

Тема №2

Россияне

10ч.

Тема №3

Природа

17ч.

Тема №4

Хозяйство

15ч.

Тема №5

Природно- хозяйственные зоны

7ч.

Тема №6

Наше наследие

4ч.

Преподавание курса должно осуществляться с опорой на определенные психолого - возрастные особенности учащихся 8-х классов, Мыслительная деятельность в данном возрасте отличается высоким уровнем обобщения и абстракции, это подтверждает стремление учащихся вскрыть закономерности развития окружающего их мира, установить причинно-следственные связи между природными явлениями и процессами. Школьники проявляют критичность мышления, умения аргументировать суждения, более успешно осуществлять перенос знаний и умений из одной ситуации в другую. В ходе усвоения учебного материала, школьники стремятся самостоятельно раскрывать отношения общего и конкретного выделять существенное, формулировать определения научных понятий. Учащиеся не только осознают предмет и содержание мыслительной деятельности, но и рассматривают явления, события, процессы в непрерывном движении, изменениях, превращениях. Однако нередко учащиеся проявляют склонность и к необоснованным рассуждениям, умозрительным философствованиям, оперированию абстрактными понятиями в отрыве их от реального содержания, не совсем готовы к правильной организации своего труда. Учитель управляет мыслительной деятельностью школьников. Для реализации целей обучения рекомендуется широко использовать на занятиях активные методы обучения, создавать благоприятный психологический климат, творческую атмосферу, условия для свободного обмена мнениями, выражения своего отношения к изучаемому материалу. При этом очень важно, чтобы не только школьники чувствовали себя комфортно и могли реализовать свой потенциал, но и учитель имел максимальную возможность для самовыражения. Следует отметить, что наиболее оптимальной формой проведения урока будет беседа учителя со школьниками, она обладает большими возможностями, как для импровизации, творчества, так и для разрешения непредвиденных ситуаций на уроке. Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.

Название и номер урока (место урока в тематическом планировании темы и раздела программы);

Название темы

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Практические работы

Тема №5

Природно-хозяйстве-

нные зоны

7 час.

Зональность в природе и

жизни людей.

32.Анализ карт «Природные зоны России» и

«Природно- хозяйственные зоны России».

33.Сопоставление карты Природных зон,

Графика «Смены П/З с севера на юг и таблицы

«ПХЗ России» Приложения.

Северные безлесные зоны (арктические пустыни, тундра и лесотундра).

35. Составление характеристики ПХЗ по плану.

36.Описание зависимости жизни и быта населения

от природных условий зон (природная зона

По выбору).

Презентация по каждой природной зоне.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов.

34.Описание особенностей жизни и хозяйственной

Деятельности в разных природных зонах.

Природные зоны Нижегородской области.

37.Описание природно- хозяйственной зоны

Нижегородской области.

5-6.

Южные безлесные зоны (степи и лесостепи,пустыни и полупустыни).

Субтропики. Высотная поясность в горах.

Урок № 1

Зональность в природе и жизни людей.

Тип урока: Изучение нового материала .

Форма урока: Беседа.

Цель урока: 1. Формировать понятия «природная зона», «природно- хозяйственная зона» и понимать закономерности расположения природно-хозяйственных зон на территории России, раскрывать связь между природной зоной и хозяйственной деятельностью людей.

Задачи урока:

Познавательные: 1. Применять ранее полученные знания о географической зональности при изучении природно-хозяйственных зон России. Определять взаимозависимость хозяйственной деятельности человека и природы на примере природно – хозяйственных зон, степень влияния хозяйственной деятельности человека на природные зональные комплексы.

Развивающие: 1.Продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. 2.Формировать компетентности в общении, включая умение вести диалог.

Воспитательные: 1. Оценивать положительный вклад российских учёных в изучение географической зональности.

Методы и методические приемы :

Словесный (беседа, работа с учебником, с картами).

Частично- поисковый.

Формы организации урока:

Групповая.

Средства обучения учебник, тетрадь, интерактивная доска; интерактивное наглядное пособие: Агроклиматические ресурсы России; Природные зоны мира; карта Природные зоны России; атласы.

Ход урока

Орг. момент: (1-2мин). Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

Изучение нового материала: (30мин)

Мотивация и целеполагания:

Учитель: Мы начинаем изучать тему: Природно- хозяйственные зоны России. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель : Чем интересна вам данная тема? Что вы хотели бы узнать при изучении данной темы? Какие цели вы ставите перед собой в ходе изучения данной темы?

Учащиеся высказывают свою точку зрения о важности изучаемой темы.

Учитель: Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что важнейшей целью изучения данной темы будет: знать понятия «природная зона», «природно- хозяйственная зона», понимать закономерности расположения природно-хозяйственных зон на территории России и их географические особенности, определять взаимозависимость хозяйственной деятельности человека и природы на примере природно хозяйственных зон, через умение использовать различные источники информации (текст учебника, географические карты и др.).

Учитель знакомит учащихся с тематическим планом темы «Природно- хозяйственные зоны России». (Интерактивная доска). Напоминает о намеченных заранее планах по работе над презентациями по природным зонам России, указывает на темы и сроки проведения практических работ.

На интерактивной доске (И. д.) карта Природные зоны мира.

Актуализация:

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать главный основополагающий вопрос по теме, из беседы делается вывод о том, что главными вопросами, на который необходимо ответить при изучении данной темы является: Что такое географическая зональность? Как закон географической зональности проявляется на территории Росси? (И. Д.)

В ходе беседы учащиеся и учитель приходят к единому мнению: на территории России ярко проявляется закон географической зональности особенно на Восточно-Европейской равнине.

Для более наглядной демонстрации смены природных зон на территории России по географической широте используют карту Природные зоны России (И.д.) .

Учитель: Знаете ли вы, кто из учёных впервые выявил смену природных зон по географической широте?

Учитель отмечает, что впервые эту закономерность выявил Александр Гумбольдт великий немецкий естествоиспытатель. Он установил закономерности в изменении климата и растительности.

Отмечает вклад В.В. Докучаева, открывшего в конце 19 века то, что в географической оболочке все природные процессы подчинены зональности.

Таким образом , (И.д) В.В. Докучаев открыл закон широтной зональности как общий закон природы.

Т.О Географическая зональность - закономерная смена природных зональных комплексов от экватора к полюсам.

Учитель обращается к ученикам с одним из главных вопросов по теме: (И. д.)

Что является причиной разнообразия природных зон?

В ходе беседы учащиеся называют главной причиной разнообразия природных зон различия в соотношении солнечного тепла и влаги на разных участках земной поверхности (с. 212 рис. 78).

Учитель уточняет, что положением в определённых географических широтах определяются и относительно однородные климатические условия в природных эонах, и, как следствие, распределение определенных типов почв, растительности и животного мира (схема 1).

Учащимся предлагается вспомнить из предыдущего курса географии, что такое природная зона?

Природная зона-это природный зональный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Учащимся предлагается найти в учебнике (с. 211) определение понятия природная зона и выписать его в тетрадь. Природная зона - зональный, широтно вытянутый природно-территориальный комплекс, территория со сходными природными условиями, охватывающая значительные пространства.

(И. д.)

Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно- хозяйственные зоны России» с целью проверки умения работать с тематическими картами (рис. 76 с.210).

Учащиеся называют природные зоны России, какие природные зоны занимают наибольшую площадь и почему?

Примерный ответ учащихся : В основном размещение природных зон на территории России подчиняется закону широтной географической зональности, прежде всего на европейской части России. За Уралом, наблюдается нарушение данной закономерности, так как климат более суровый, кроме того, широтное расположение зон нарушает высотная поясность. На карте «Природные зоны России» выделены 11 зон: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанный лес, широколиственный лес, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. Наибольшую площадь занимает зона тайги, это объясняется расположением большей части России в северном умеренном климатическом поясе, который отличается суровостью.

Учитель: Почему природные зоны точнее было бы назвать природно-хозяйственными зонами? Каким образом условия жизни и хозяйственной деятельности человека зависит от особенностей природной зоны? Учащимся предлагается выполнить практическую работу № 33 Сопоставление карты природных зон, графика «Смены природных зон с севера на юг» и таблицы 1 «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения, используя рубрику «Шаг за шагом» (с. 212), карты (рис.79 на с. 213 и рис. 80 на с. 215учебника) и таблицы 10 (Приложение, с. 261) выявляют, какова хозяйственная деятельность людей в сельской местности различных природных зон.

На выполнение работы отводится 10 мин., класс разделен на 3 групп: 1группа дает сравнительную характеристику тайги и смешанных широколиственных лесов; 2 группа Тундры лесотундры 3группа лесостепей степей; 4 группа Полупустыни пустыни и субтропиков. Краткие ответы учащиеся заносят в таблицу, в итоге работы каждая группа делает вывод о том, какая природная зона наиболее хозяйственно освоена человеком, с чем это связано? Например:

Тундра и лесотундра

Лесостепи и степи

1.t +8; К

1.T +20; К

2.пастбищное оленеводство

2.Пашни и пастбища

3. больших городов мало – не благоприятные природные условия.

3.Густая сеть крупных городов - благоприятные природными условия.

4. Редкоочаговое сельское расселение, основной вид деятельности оленеводство, охота на пушного зверя, рыболовство

Расселение сплошного земледельческого освоения земледелие – пшеница, просо, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, бахчевые,плодовые,овощные.

Учитель подводит итог, что в настоящее время человек освоил все природные зоны России. Население в сельской местности имеет большую связь с природой, его жизнь определена природными особенностями зон. В свою очередь человек своей хозяйственной деятельностью в той или иной степени изменяет природные зоны поэтому природные зоны превратились, по сути дела, в природно- хозяйственные зоны.

Закрепление (5мин) Учащимся предлагается ответить на тест.

1)Установите соответствие между природной зоной и особенностями сельского расселения.

1. Тундра А. Сплошное земледельческое освоение.

2. Степь Б. Очаговое расселение населения.

3. Тайга В. Редкоочаговое расселение.

2) Выберите правильный ответ:

1. Природная зона – это азональный ПТК.

2.Природная зона – это ландшафт.

3. Природная зона – это зональный ПТК.

3)Закон географической широтной зональности впервые открыл:

1. А. Гумбольдт.

2.В.В. Докучаев.

3. Л. С. Берг.

1. Тайга. 2.Тундра. 3.Степь.

5) В этой зоне дефицит воды, поэтому население занимается:

1.Овцеводством.

2.Охотой.

3.Земледелием.

Ответы: 1) 1В; 2А; 3 Б. 2) 3. 3) 2. 4) 1. 5)1.

Результативность урока: Все учащиеся, которые получили по 4, 5 жетонов получают соответствующую оценку за работу на уроке. Кроме того у всего класса учитель проверяет тест и работу в тетрадях, за которые ставится оценку к следующему уроку.

Задание на дом : п. 45; выполнить задание 9 на с.215. По желанию учащиеся могут данное задание выполнить в виде компьютерной презентации. Подготовиться группам учащихся, которые готовили компьютерные презентации по темам: Арктические пустыни и Тундра.

Ход урока: содержание и структура

Основ-

ные этапы урока

Составные элементы этапа

Дидактиче-

ские цели и задачи

Деятельность учителя (с психолого-педагогиче-

ским обоснова-

нием)

Прогнозиру-

емая деятельность ученика

Планиру-

емый результат

Орг. момент

(1-2мин.)

Мотивация

И целеполага-

ние,

Актуализация прежних знаний

Здравствуйте, ребята! Я рада приветство-

вать вас сегодня на уроке.

Прошу садиться.

Ребята! Мы начинаем знакомство с приодно- хозяйственными зонами России..

Нам предстоит познако-

миться с разнообра-

зием и богатством природных зон России, выявить закономер-

ности в расположении природных зон и оценить степень влияния на природу хозяйстве

нной деятельность

человека и зависимости жизнедеятельности человека от природы.

Уметь формулиро-

вать главные вопросы, на которые необходимо ответить при изучении данной темы Что такое географическая зональность? Как закон географической зональности проявляется на территории

Росси? (И. д.)

Учитель

приветствует учеников; не снижая темп урока,

отмечает отсутству-

ющих.

Учитель акцентирует внимание на постановку целей урока.

Слайд на интер. Доске.

Учитель предлагает учащимся самосто-

ятельно сформули-

ровать главные вопросы по теме.

У учеников

на столах подготовлены учебники,тетра-ди, атласы,.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

(Просмотр сладов)

В ходе дискуссии учащиеся приходят к единому мнению, что на территории России ярко проявляется закон географиче-

ской зональности особенно на Восточно-Европейской

Равнине.(И. д.) Учащиеся используют карту Природные зоны России для более наглядной демонстрации смены природных зон на территории России по географической широте.

Создать необходимый микроклимат на уроке; деловой порядок обеспечивает высокую результатив-

ность; продемонстри-

ровать доброжела-

тельное отношение.

Мотивировать учащихся на постановку целей урока

Вызвать интерес учащихся путем использования ИКТ

Уверенность в наличии прежних знаний и умений работать с тематическими картами.

Сообщение новых знании

(30мин.)

Осмысление информации, первичное зарепление

Практическое

применение

знаний и умений

Знать историю географиче-

ских исследований. Кто из учёных впервые открыл гео. зональность (выявил смену природных зон по географической широте)? Называть главную причину разнообразия природных зон.

Формировать понятия «природная зона», «природно- хозяйствнная зона»

карты «Природные зоны России»

и «Природно- хозяйстве-

нные зоны России

Выявлять взаимозависи-мость хозяйстве-

нной деятельности человека и природы на примере природно – хозяйстве-

нных зон через умение работать с тематически-

ми картами.

Учитель подчеркивает роль русских ученых в открытии закона георафиче

ской зональности

В. В. Докучаев и в изучении особенностей природных зон (ландшафтов) Л.С. Берна.

Учитель предлагает дать определение

природная зона и природно- хозяйстве

нная зона. Учитель дополняет ответы учащихся.

Учитель: предлагает выполнить устно практическую работу №32

Учитель предлагает обратиться к тексту учебника для более грамотного ответа на данные вопросы используя рубрику «Шаг за шагом» (с. 212).

Учитель подводит итог работы.

В ходе дискуссии учащиеся называют, что главной причиной разнообразия природных зон является различия в соотношении солнечного тепла и влаги на разных участках земной поверхности .

Учащимся формулируют понятие природная зона и природно- хозяйственная зона, выписывают определения в тетрадь стр. 211.

Учащиеся отрабатывают монологиче-

скую речь,

называют природные зоны России с севера на юг.

Проводят

анализ, сопоставление и сравнение на карт, сграфика и таблицы.

Учащиеся выполняют практическую работу: используя рубрику «Шаг за шагом» (с. 212).

П.р.№33 .Сопоставление карты природных зон, графика: «Смены природных зон с севера на юг» и таблицы: «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения.

Учащиеся на основе карт (рис.79 на с. 213 и рис. 80 на с. 215учебника) и таблицы 10 (Приложение, с. 261) выявляют, какова хозяйственная деятельность людей в сельской местности различных природных зон.

Уверенность в наличии прежних знаний, использование их в новой ситуации,

Знать основные понятия по теме.

Активизировать познавательную деятельность учащихся; выбирать главное; структурировать материал; обмениваться знаниями при работе в группах, расширять имеющиеся знания и умения; делать выводы.

Закрепление знаний и умений

контроль и самопроверка, коррекция

Подведение итогов

Информация о домашнем задании

Уметь выполнять тест

Задание на дом : п. 45; Подготовить

ся группам учащихся, которые готовили компьютерные презентации по темам: Арктические пустыни и Тундра

Учитель предлагает ответить на

Тесты

(и. д.)

Учитель подводит итог урока обращается к школьникам с вопросом

достигнута ли

поставленная цель урока (и.д.)

Учащиеся воспроизводят усвоение материала.

Все учащиеся, которые получили по 4, 5 жетонов получают соответству-

ющую оценку за работу на уроке. Кроме того у всего класса учитель проверяет тест и работу в тетрадях, за которые ставится оценку к следующему уроку.

Осмыслить полученные знания

Урок №2

Северные безлесные зоны

Цели урока:

Образовательные: научиться давать характеристику природно-хозяйственным зонам, на основе различных географических источников применяя практические навыки по созданию таблиц и компьютерных презентаций.

Развивающие: формировать образное представление об арктических пустынях, тундре и лесотундре. Выявлять особенности занятий населения в тундре и лесотундре.

Воспитательная: формировать умения вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем экологической уязвимости зон холодного климата.

Технические средства: Компьютер; Интерактивная доска; Интерактивное наглядное пособие: Агроклиматические ресурсы России; карта Природные зоны России; презентации школьников. Плакаты «Арктические пустыни», «Тундра».

Методы и методические приемы : частично – поисковый, наглядно-практический.

Дифференцированный, интегрированный.

Тип урока: комбинированный

(повторение, закрепление и сообщение нового материала).

По способу проведения: урок-практикум с компьютерными презентациями.

Ход урока

Орг. момент: (1-2мин). Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, отсутствующие.

Класс заранее распределён на группы, так как школьники подготовили учебные мини-проекты (презентации) по природным зонам России.

Учитель предлагает учащимся занять места по группам.

Мотивация и целеполагание:

Изучение нового материала(20мин).

Классу предлагается записать тему урока в тетрадь:

Северные безлесные просторы. (И.Д.)

Учитель отмечает, что изучение природных зон России будет идти в определённой последовательности: с севера на юг.

Учитель : По мнению многих, «Север не имеет права, не должен быть прекрасным - коли он суров».

Что прекрасного в Севере? Какие ассоциации у вас возникают с Севером?

Учащиеся каждой группы делятся своими знаниями о полярной ночи, о северном сиянии, о суровости природы Севера (за правильные ответы группы получают по 1баллу).

Учитель: выше сказанное касается зоны арктических пустынь . Подумайте, почему эту зону норвежский путешественник Ф. Нансен назвал «страной льда и тьмы» ? Мы вернемся к этому вопросу после того как подробно познакомимся с особенностями природы арктических пустынь.

Классу предлагается начать практическую работу № 35. Составление характеристики ПХЗ по плану.

№36.Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). Результаты практических работ учащиеся заносят в таблицу (И. Д.).

Кроме информации из учебника учащимся предлагается посмотреть презентацию «Арктические пустыни» (заранее выполненную одной из групп класса). Презентация заканчивается тестом, на который отвечает класс. Группа которая проводит мини опрос просит одноклассников поменяться листочками и диктует правильные ответы, за тем объявляет за 5 правильных ответов оценка «отлично»; за четыре - «хорошо»; за три –«удовлетворительно».

Классу даётся 10 минут для заполнения в таблице характеристики арктических пустынь.

Назва-

ние зоны

Гео –графиче-

ское полжение

Внеш-

ний облик

Уровень комфорт-

ности

Условия прожи-

вания

(климат, почвы и т. п.)

Приро-

дные ресурсы

Виды хозяй-

ственной деятель-

ности

Эколо-

гические пробле-

мы

Опас-

ные при-

род-

ные явле-

ния

Аркти-

ческие пусты-

ни

Постира-

ется от 71

до

81 с. ш. Занимает

Арктиче-

ские о-ва

И узкую

берего-

вую

полосу

п-ова

Таймыр

30% покров-

ные

ледники,

вечная

мерзлота,

расти-

тельный

покров

развит

Слабо.

Макси-

мально неблаго-

прият-

ный

Суровый климат

(зима

более

9 меся-

цев, в

самый тёплый

месяц

не более

5, темпе-

ратура

выше

нуля

бывает

Не

Более

50 суток.

Господ-

ствует

А В,

Почвы

не

развиты.

Расти-

тельный

покров

слабо

развит,

живот-

ный

мир

беден.

На

шельфе

морей

обнару-

жены

нефть

и газ.

Есть

заповед-

ники,

Посто-

янного

насе-

ления

нет.

На

О-вах

люди

ведут

промы-

сел

моржей, тюленей,

Нави-

гация

по

Север-

ному

морско-

му

пути

обеспе-

чивает

насе-

ление

продо-

вольст-

вием,

топливом.

Многие

Живот-

ные

нахо-

дятся

на

грани

исчез-

новения,

на о-вах

Новая

Земля

был

ядерный

полигон,

сейчас

захоро-

нение

ядерных

отходов.

--

Учитель зачитывает слова из рассказа о тундре А. Брэма: «Намереваясь описывать тундру, заранее надо сказать, что здесь придется иметь дело с картиной однотонной, писаной серой краской по серому фону, но которая, тем не менее, не лишена известной красоты».

Учащимся предлагается компьютерная презентация, после просмотра, так же провидится тест, правильные ответы заносят в таблицу.

Назва-

ние зоны

Гео –графиче-

ское полжение

Внеш-

ний облик

Уровень комфорт-

ности

Условия прожи-

вания

(климат, почвы и т. п.)

Приро-

дные ресурсы

Виды хозяй-

ственной деятель-

ности

Эколо-

гические пробле-

мы

Опас-

ные при-

род-

ные явле-

ния

Тундра

и лесо-

тундра.

Широкой

полосой

пртяну-

лась

вдоль

побережья

Сев. Лед.

океана

доходя местами

до Сев.

Поляр-

ного

круга

Мохо-лишай-

никовая и с кустар-ничко-

вой расти-

тель-

ностью

Макси-

мально неблаго-

прият-

ный

Суровый климат

(зима

более

9 меся-

цев, в

самый тёплый

месяц

не более

+5, темпе-

ратура

выше

нуля

бывает

не

более

50 суток.

Господ-

ствует

А В,

Почвы

не

развиты.

Расти-

тельный

покров

слабо

развит,

живот-

ный

мир

беден.

На

шельфе

морей

обнару-

жены

нефть

и газ.

Есть

заповед-

ники,

Посто-

янного

насе-

ления

нет.

На

о-вах

люди

ведут

промысел

моржей, тюленей,

Нави-

гация

по

Север-

ному

морско-

му пути

обеспе-

чивает

население

продо-

вольст-

вием,

топливом.

Многие

Живот-

ные

нахо-

дятся

на

грани

исчез-

новения,

на о-вах

Новая

Земля

был

ядерный

полигон,

сейчас

захоро-

нение

ядерных

отходов.

--

Домашнее задание: п.46, стр. №8-12.


Видеоурок по теме «Природные районы и природно-хозяйственные зоны» является первым в данном разделе. Этот урок поможет понять свою страну лучше, узнать ее характерные особенности. Вы увидите, какие природно-хозяйственные зоны бывают на Земле. Поймете, чем отличаются степи от лесов, почему тайга не такая, как прибрежные районы. Учеными выделяется несколько районов на территории страны, о которых вам подробно расскажет учитель.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Природные районы и природно-хозяйственные зоны

Цель урока: познакомиться с основными природными районами России, узнать, как они изменены человеком.

Каждый человек живет в определенном природном районе страны. В основе выделения природных районов лежит различия в их рельефе, геологическом строении, климате и пр.

Рис. 1. Природные районы России ()

Разделение территории на отдельные природные и географические районы называется физико-географическим районированием.

Природа каждого района очень разнообразна, отличаются почвы, внутренние воды, растительность и животный мир.

Рис. 2. Русская равнина ()

Все компоненты каждого природного района взаимодействуют между собой и с соседними районами. По сути, каждый природный район, представляет собой достаточно крупный природно-территориальный комплекс (ПТК). Природно-территориальный комплекс - закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. ПТК могут быть разного размера, например, ПТК материка, озера, реки, болота.

Рис. 3. Схема взаимосвязей компонентов ПТК ()

Без знания особенностей природы и ландшафта того или иного природно-территориального комплекса не возможно правильно вести хозяйственную деятельность. Например, при строительстве нужно учитывать характер рельефа, грунта, наличие многолетней мерзлоты; при ведении сельского хозяйства учитывают тип почвы, климат и пр.

Природная зональность - одна из главных географических закономерностей, которой подчиняются все природно-территориальные комплексы, проявляющаяся в последовательной и определенной смене географических поясов и зон. Чередование природных зон зависит в первую очередь от климата и особенностей рельефа. На территории России природные зоны сменяются с севера на юг.

Рис. 4. Карта природных зон России ()

Природные зоны часто называют природно-хозяйственные, так как они в той или иной степени изменены хозяйственной деятельностью человека и его существование и характер хозяйственной деятельности зависят от окружающей природы. Например, невозможно выращивать пшеницу в арктических пустынях или разводить оленей в степях. Во многом именно природные условия определили характер одежды, вид жилища, кулинарные традиции народов. Надо отметить, что по мере развития общества и техники, человек все больше изменяет и приспосабливает под себя природную среду, то есть использует природу (природопользование).

Рис. 5. Оленеводство в тундре ()

В наибольшей степени человеком и его хозяйственной деятельностью изменены те природные зоны, где наиболее благоприятные условия (плодородные почвы, климат, растительность и др.). Таким образом, в наибольшей степени изменению подверглись природные зоны степей, лесостепей, широколиственных лесов. Кроме того, активно осваиваются территории, богатые полезными ископаемыми, другими ресурсами и находящиеся вблизи крупных городов, магистралей, предприятий.

Домашнее задание

Параграф 31.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Природа – это комплекс взаимосвязанных компонентов, которые находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом и зависят друг от друга. Изменения в одной природной цепочке обязательно приведут к нарушениям в сопутствующих компонентах. Происходит постоянный обмен ресурсами и энергией между отдельными участниками природного сообщества. Наличие определенных взаимосвязей характерно для каждой конкретной территории. Так образуются природные зоны. Они в свою очередь влияют на хозяйственную деятельность человека и ее особенности.

3 слайд

Описание слайда:

Природно-хозяйственная зона представляет собой группу сельскохозяйственных районов со сходными природно-климатическими и экономическими условиями, производственной специализацией и общими проблемами развития ведущих отраслей сельского хозяйства.

4 слайд

Описание слайда:

Сельскохозяйственный район - это группа сельскохозяйственных предприятий, объединенных между собой более углубленной степенью детализации природных и экономических условий, с большей однотипностью производственной специализации. Сельскохозяйственные подрайоны - это группа хозяйств, выделяющихся на фоне района, наряду с общей специализацией, также специализацией на дополнительных отраслях

5 слайд

Описание слайда:

Природные зоны - это естественные лаборатории, в которых ученые изучают особенности природы данной территории, исследуют возможности освоения каждой зоны, прогнозируют возможные последствия влияния на нее деятельности человека. Поэтому в каждой природной зоне созданы биосферные заповедники и заповедные территории.

6 слайд

Описание слайда:

Разделение территории на зоны влияет на деятельность человека. Многочисленные природно-хозяйственные зоны России определяют и ее обширную деятельность в сфере экономики. Каждая зона подразделяется на более мелкие виды. Существуют и переходные зоны, для которых характерны климатические особенности каждого прилегающего района. Поэтому каждая природная территория неразрывно связана с соседней.

7 слайд

Описание слайда:

Нарушения, происходящие в определенном районе страны, ведут к изменениям не только климата, но и мира животных и растений другой зоны. Характеристика природных зон России подразумевает особенности каждой из них, но они не имеют четких границ и деление является условным. К тому же, деятельность человека может повлиять на природу и климат окружающей среды.

8 слайд

Описание слайда:

В пределах России хорошо выражена природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Границы природных зон в основном вытянуты вдоль параллелей. На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Характеристика Арктической пустыни Арктическая пустыня - часть арктического географического пояса, располагается в высоких широтах Арктики. Зона арктических пустынь – самая северная из природных зон – располагается в высоких широтах Арктики. Ее южная граница находится примерно на 71 параллели (остров Врангеля). Зона арктических пустынь распространяется примерно до 81° 45" с. ш. (острова архипелага Земля Франца-Иосифа). Зона арктических пустынь включает все острова в Арктическом бассейне: это остров Гренландия, северная часть Канадского архипелага, архипелаг Шпицберген, острова архипелагов Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова и узкая полоса вдоль побережья Северного Ледовитого океана в пределах полуостровов Ямал, Гыданский, Таймыр, Чукотский). Эти пространства покрыты ледниками, снегом, щебнем и обломками камней.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Климат Арктической пустыни Климат - арктический, с долгой и суровой зимой, лето - короткое и холодное. Переходных сезонов в Арктической пустыне не существует. Во время полярной ночи – зима, а полярным днем – лето. Полярная ночь продолжается 98 суток на 75° с. ш., 127 суток - на 80°с. ш. Средние температуры зимы - -10 до -35°, опускается до -60°. Очень интенсивно идет морозное выветривание.

13 слайд

Описание слайда:

Растительный покров Территория арктических пустынь имеет несомкнутую растительность, которой покрыто около половины поверхности. Пустыня лишена деревьев и кустарников. Есть небольшие изолированные участки с накипными лишайниками на горных породах, мхами, различными водорослями на каменистых грунтах и травянистой растительностью - осоки и злаки. В условиях арктической пустыни встречаются некоторые виды цветковых растений: полярный мак, крупка, звездчатка, лисохвост альпийский, щучка арктическая, мятлик, лютик, камнеломка и др. Эти островки растительности выглядят как оазисы среди бесконечных льдов и снегов.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Животный мир Ввиду скудной растительности, животный мир арктических пустынь относительно беден. Наземная фауна бедна: арктический волк, песец, лемминг, новоземельский олень, в Гренландии – мускусный бык. На побережье можно встретить ластоногих: моржей и тюленей. Главным символом Арктики считаются белые медведи.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Характеристика тундры Ту́ндра - вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые. Южную границу тундры принимают за начало Арктики. С севера тундра ограничена зоной арктических пустынь.

19 слайд

Описание слайда:

Климат Тундра отличается очень суровым климатом (климат - субарктический), живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра. В тундре довольно редко встречается крупная фауна. Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Так как большая часть тундры находится за Полярным кругом, то тундра зимой переживает полярную ночь. Суровость зимы зависит от континентальности климата. Тундра, как правило, лишена климатического лета (или оно приходит на очень короткий срок). Средняя температура самого тёплого месяца (июля или августа) в тундре составляет 5-10 °C. С приходом лета оживает вся растительность, по мере наступления полярного дня (или белых ночей в тех районах тундры, где полярный день не наступает). Май и сентябрь - это весна и осень тундры. Именно в мае сходит снежный покров, а уже в начале октября обычно устанавливается снова. Зимой средняя температура до −30 °C В тундре может быть 8-9 зимних месяцев.

20 слайд

Описание слайда:

Животный и растительный мир Растительность тундры составляют в первую очередь лишайники и мхи; встречающиеся покрытосеменные растения - невысокие травы (особенно из семейства Злаки), кустарники и кустарнички (например, некоторые карликовые виды берёзы и ивы, ягодные кустарнички княженика, голубика). Типичные обитатели российской тундры - северные олени, лисицы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-русаки. Птиц немного: лапландский подорожник, белокрылая ржанка, краснозобый конёк, зуёк, пуночка, полярная сова и белая куропатка.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Характеристика лесотундры Лесоту́ндра - субарктический тип ландшафта, в котором на междуречьях угнетённые редколесья чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами. Разными исследователями лесотундра считается подзоной то тундры, то тайги, а в последнее время тундролесий. Ландшафты лесотундры протягиваются полосой от 30 до 300 км шириной: в Евразии от Кольского полуострова до бассейна Индигирки (далее на восток распространены фрагментарно), и через всю Северную Америку.

23 слайд

Описание слайда:

Климат Средние температуры воздуха в июле 10 - 14 °C, а в январе, в зависимости от континентальности климата, от −10° до −40 °C. Несмотря на малое количество атмосферных осадков (200-350 мм), для лесотундры характерно резкое превышение увлажнения над испарением, что обусловливает широкое распространение озёр - от 10 до 60 % площади подзоны. Распространено заболачивание. В питании рек преобладают талые снеговые воды, поэтому половодье на реках бывает летом, когда тают снега. Коэффициент увлажнений больше единицы. Почвы торфянисто-глеевые, торфяно-болотные, а под редколесьями - глеево-подзолистые (подбуры). За исключением редких таликов грунты повсеместно многолетнемерзлые.

24 слайд

Описание слайда:

Растительный мир Кустарниковые тундры и редколесья меняются в связи с долготной зональностью. В восточной части североамериканской лесотундры вместе скарликовыми берёзами и полярными ивами растут чёрная и белая ели, а на западе бальзамическая пихта; на Кольском полуострове - бородавчатая берёза; в других районах севера Европейской части России, расположенных западнее Урала - ель; в Западной Сибири - ель с сибирской лиственницей; восточнее плато Путорана даурская лиственница с берёзой рощей.

25 слайд

Описание слайда:

Животный мир Животный мир лесотундры похож на животный мир тундры. В животном мире лесотундры присутствуют различные виды леммингов, землеройки, северные олени, песцы, куропатки - белая и тундряная, полярная сова и большое разнообразие перелётных, водоплавающих и малых, селящихся в кустарниках, птиц. Лесотундра - ценное оленье пастбище и охотничьи угодья.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Характеристика степи Степь в физической географии - равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов и путей сообщения).

28 слайд

Описание слайда:

Климат Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. В горах образует высотный пояс (горная степь); на равнинах - природную зону, расположенную между лесостепной зоной на севере и полупустынной зоной на юге. Атмосферные осадки от 250 до 450 мм в год. Средние температуры зимних месяцев от 0ºС до −20ºС, а летних от +20ºС до +28ºС.

29 слайд

Описание слайда:

Растительный мир Характерная черта степи - безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Степи богаты луковичными растениями (тюльпан).

30 слайд

Описание слайда:

Животный мир Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Как и пустыня, степь характеризуется высокой засушливостью. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов - строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычные: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

33 слайд

Описание слайда:

Характеристика лесостепи Лесосте́пь - природная зона Северного полушария, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. В Евразии лесостепи протягиваются сплошной полосой с запада на восток от восточных предгорий Карпат до Алтая. В России граница с лесной зоной проходит через такие города, как Курск, Казань. Западнее и восточнее этой полосы непрерывное простирание лесостепи нарушено влиянием гор. Отдельные участки лесостепей располагаются в пределах Среднедунайской равнины, ряда межгорных котловинЮжной Сибири, Северного Казахстана, в Монголии и на Дальнем Востоке, а также занимают часть равнины Сунляо на северо-востоке Китая. В Северной Америке лесостепи протягиваются с севера на юг, через Великие равнины, до 38° с.ш.

34 слайд

Описание слайда:

Климат Климат лесостепи, как правило, умеренно-континентальный. Годовое количество осадков 600 мм. Иногда испаряемость практически равна осадкам. Зима в лесостепи умеренно мягкая, на долготе Москвы средняя температура января составляет −7 градусов в городе Харькове, Украина (южная граница лесостепи) примерно до −10 градусов в Орле, где начинается зона смешанных лесов. Иногда же в лесостепи зимой могут свирепствовать и суровые морозы, и мягкие зимы. Абсолютный минимум в зоне лесостепи обычно равен −36… −40 градусов. Средняя температура июля в зависимости от места расположения колеблется приблизительно от 18,5 градусов до 23 градуса Цельсия, однако вполне возможны сильные отклонения от этих величин в отдельные годы.

35 слайд

Описание слайда:

Растительный мир Характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. В Европе и в Европейской части России типичны светлые широколиственные леса из дуба (дубравы), липы, каштана, ясеня и др. Встречаются также байрачные леса. В Сибири распространены островные мелколиственные березово-осиновые колки.

36 слайд

Описание слайда:

Животный мир В лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Типично степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и существуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось) и тому подобное. Видовой состав меняется от степного к лесному при движении на север.

37 слайд

Описание слайда:

Природная зона - территория земной поверхности, характеризуется общностью не только температурных условий, но и увлажнения, что приводит общность биологических компонентов ландшафтов (растительности, почв и др.). На равнинах природные зоны пролегают преимущественно в широтном (западно-восточном) направлении и заслоняют друг друга в меридиональном направлении в зависимости вол географической зональности. В горах наблюдается высотная зональность.

В арктических пустынях за сурового климата с низкими температурами преобладают процессы физического выветривания. Биологический круговорот в таких условиях происходит медленно, органические остатки разлагаются медленно. Там формируются почвы арктических пустынь. Водятся белые медведи, песцы. На скалах поселяются полярные птицы.

Важная особенность тундры - безлесья. Основной фон растительности - мхи и лишайники. Весьма распространены многолетние и вечнозеленые низкорослые кустарники, а также низкорослые травы. Преобладают тундровые глеевые почвы. На отдельных территориях благодаря близким залеганием грунтовых вод или из-за затрудненного дренаж в понижениях рельефа образуются болота с большой толщей торфа.

В тундре и лесотундре специализация - оленеводство. Оно сочетается с охотой и рыболовством. Для растениеводства условия здесь почти непригодны.

В тайге формируются подзолистые почвы. Распространены мерзлотно-таежные, а в понижениях рельефа и при недостаточном дренажа - болотные почвы и глубокие торфяные болота.

В тайге растениеводство развито островками, в долинах рек. Большее значение имеет животноводство. В южной части тайги и в смешанных лесах (в основном дерново-подзолистые почвы) с посевами льна, сеяных трав и кормовых культур связано разведения молочного скота. В зоне смешанных лесов выращивают картофель. На отходах переработки молока и картофеля держится свиноводство. В посевной площади лидируют зерновые культуры. Кормовых культур здесь мало, поэтому молочное скотоводство развивается на естественных пастбищах и сенокосах.

В лесостепи на севере черноземной полосы выращивают пшеницу, рожь, овес. По техническим культур всего - картофеля и конопли. Картофель распространена преимущественно на супесчаных почвах, конопля - на суглинистых.

Лесостепь имеет высокую распашка; площадь пастбищ небольшая, потому в севообороте с зерновыми культурами выращивают кормовые корнеплоды, зернобобовые, картофель. Многие кормовых отходов дает техническая переработка картофеля и зерна. Это база для разведения крупного рогатого скота, свиней и птицы. В лесостепи культивируют сахарную свеклу и в севообороте с ними-озимую пшеницу, кукурузу. Важная отрасль - садоводство.

В степях формируются черноземы и чорноземовидные, а также каштановые почвы. Здесь преобладают посевы пшеницы и кукурузы. Кукуруза является кормом в мясо-молочном скотоводстве и для птицы. Из технических культур отличается подсолнечник.

В пустынях и полупустынях распространены бурые и серо-бурые пустынные почвы. Там развиваются мясо-шерстяное овцеводство, каракулеводство. Долины крупных рек используются для поливного растениеводства. Природные условия благоприятны здесь для хлопководства. Зерновая культура на поливе - рис. В оазисах - шелководство, виноградарство, садоводство и бахчеводство.

Во влажных субтропиках выращивают теплолюбивые культуры - чай, цитрусовые, желтый табак, эфиромасличные.

Итак, в каждой природной зоне наблюдается специализация на отдельных видах растениеводства и животноводства.

Моря

Море - часть океана, более или менее отделена суше или повышениями подводного рельефа и характеризуется определенным гидрологическим режимом. По уровню обособленности и особенностями гидрологического режима моря подразделяются на три группы: внутренние (срединные и замкнутые), окраинные и межостровные. Срединные моря иногда разделяют на внутриматерикови и мижматерикови.

Морские растения, особенно животные имеют большое хозяйственное значение - их используют для изготовления продуктов питания, корма для скота, удобрений, технического сырья. Добыча морских растений (морская капуста, красные водоросли и т.д.), рыболовство, зверобойный промысел во многих приморских странах является основным источником существования жителей. Значительное количество людей занята добыванием жемчуга.

Большое значение в хозяйстве имеет зверобойный промысел - добыча китов, тюленей, моржей.

Распространено также добычи беспозвоночных морских животных: моллюсков, ракообразных, иглокожих, губок, червей, кораллов.

Из водорослей особенно большое значение имеют Фукусимы, Саргассовы и ламинария (морская капуста и др.). их используют как пищевые продукты, корм для скота, для выработки удобрений, как сырье для промышленности.

Моря давно использовались водные пути. С усовершенствованием техники гребные суда уступили место парусным, парусные - паровым, дизельным и, наконец, атомным. Улучшаются условия судоходства, увеличивается дальность перевозок. Теперь морскими путями в разных направлениях опоясывается весь земной шар. С построением больших каналов - Суэцкого (1869 p.), Кильского (1895 p.), Панамского (1914г.) Намного сократились морские пути и изменились направления грузопотоков.

Несмотря на то, что строительство портов, каналов, судов, паромов требует значительных капиталовложений, морской транспорт самый дешевый. Его рациональное использование становится средством сообщения стран, снижения издержек производства.

С развитием морского транспорта в приморских районах создается своеобразное портовое хозяйство (океанический цикл), которое включает: водную часть (акваторию) - водные подходы, рейды, внутренние бассейны для стоянки судов и береговую часть (территорию) - сухопутные подходы (железные дороги, автодороги, городской транспорт), складские помещения, гидротехнические сооружения (молы, волноломы), причальные сооружения (пирсы, набережные и др.), погрузочно-разгрузочные устройства и др. В портовых городах развиваются отрасли промышленности, обслуживающих судоходство, перерабатывают импортное сырье. Согласно специализируется сельское хозяйство прилегающих районов.

На базе морей формируются зоны экономического сотрудничества. Так, на базе Черного моря развивается Черноморский район экономического сотрудничества (чрес). В 1990- 1992 pp. состоялись межправительственные встречи, на которых было создано субрегиональную экономическую интеграцию - Парламентскую ассамблею черноморских государств. В работе этой организации принимают участие представители Украины, России, Греции, Турции, Албании, Румынии, Болгарии, Азербайджана, Грузии, Молдовы и Армении. Основная задача черноморской интеграции - создание режима свободного продвижения товаров, услуг и капиталов с целью расширения производственной кооперации и совместного предпринимательства.