В чем смысл ускорения развития общества. По закону ускорения развития общества

На каждую последующую стадию уходит времени меньше, чем предыдущую. Так, эпоха первобытности (дописьменное время) значительно «длиннее» всех последующих; доиндустриальное общество длится дольше индустриального.

2. По закону неодинаковой скорости общественного развития разных народов.

Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой,

«входят» в последующую стадию развития в разное время, в различных условиях.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

Как мы с Вами установили ранее, рубежами качественного перехода от одной стадии развития к другой, являются кризисы. Все Вы, наверное, помните себя в период подросткового кризиса…

Кризис – это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает. Кризисы бывают разные.

Экологические кризисы - это изменения в сол­нечной активности, космические катаклизмы, глобальные или местные изменения климата, геологические процессы и др.

Известно, что во время окончания ледникового периода в результате повышения уровня океана ушла под воду значи­тельная территория на западе Европы. С этим связывают и гибель Атлантиды - загадочной страны, рассказы о которой не дают покоя людям почти две с половиной тысячи лет. Ис­следователи помещали Атлантиду и в Черное, и в Мраморное море, и в Атлантику, и на остров Крит. Одна из последних версий - Атлантида находилась на месте сегодняшнего мор­ского дна между современными Францией и Англией, называе­мого Кельтским шельфом. Глубина моря в этом месте всего 57 метров, тогда как вокруг - 130 -160 метров. Рельеф этого ме­ста очень напоминает описание Платона, древнегреческого философа, первым упомянувшего об Атлантиде: «Город, на­ходящийся на холме с обрывом в сторону моря, и окружающая его плоская равнина, окруженная с трех сторон горами». Ис­следователи предполагают, что Атлантида была не остро­вом, а частью европейского материка, затонувшей в результа­те повышения уровня Мирового океана.

Подобные экологические кризисы приводили к уничтожению жи­вотных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды разви­тия природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и пер­спективных организмов. Происходили вырождение, гибель одних цивили­заций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о не­продуктивности данного типа экологических кризисов.

Социальные кризисы – это революции, гражданские войны, путчи и др. проблемы внутреннего развития общества. Часто они связаны с разрушительной дея­тельностью человека.

Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество переживало глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловившими друг друга.

1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформировалось аграрное общество.

2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала промышленная революция и формирование индустриального общества.

Пример: В XIII - XIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатичес­кими (похолодание 1215 -1350 гг.), с другой - причинами «руко­творными». Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчез­новению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, давав­шими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее мине­ральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит примеры уничтожения дубовых лесов: на строительство де­ревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обрабо­тать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров де­рева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце XIII в. Англия стала ввозить дерево из Нор­вегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В XIII в. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разработки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду. Наступал экологический кризис.

Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удоб­рений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315 - 1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума XIV в. уничтожи­ла треть населения Европы (20 млн). Особенно большие поте­ри понесли города Европы. Европа восстановила свое населе­ние только к 1600 г.

Последствиями кризиса XIII - XIV вв. было социальное ста­рение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капи­тализму как более эффективному способу производства.

3. Кризис Новейшего времени, в который живем мы с Вами, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации начался в середине ХХ века в ходе научно-технической революции. Именно она дала человечеству энергосберегающие технологии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриального (информационного) общества.

Таким образом, прогресс человечества становится способом его выживания. Однако отдельные общества, циви­лизации, культуры (Шумер, Вавилон, Египет, Рим и др.) в результате кризисов погибали. Цивилизациям свойственно умирать, исчерпав ресур­сы своего развития.

Вопрос 01. Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также «постиндустриальным»?

Ответ. По мысли его теоретиков, информационное общество – следующая стадия развития после индустриального, потому другое его название – постиндустриальное. Это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.

Вопрос 02. Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?

Ответ. В информационном обществе знания (прежде всего, новые технологии) становятся товаром (то есть имеют свою цену), более того – самым ценным товаром. А любой товар котируется на определённом рынке. Вложение в самый ценный товар выгодно. В данном случае такие вложения позволяют первому иметь доступ к новой технологии и получить сверхприбыль, пока технология не стала общедоступной.

Вопрос 03. Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

Ответ. Каждая научно-техническая революция в ХХ веке есть в основном не отрицание предыдущих научных теорий, а резкое увеличение суммы знаний. Увеличение суммы знаний ведёт к ускорению темпов исследования и ускорению темпов накопления знаний. Вскоре, как говориться, количество переходит в качество: накопление знаний приводит к новой научно-технической революции.

Вопрос 04. Как возникновение Интернета повлияло на развитие мировой цивилизации, человека?

Ответ. Появление Интернета ведёт к постепенному возникновению единого информационного пространства (на сегодняшний день оно разделено по языкам, но уже не по государствам, границы которых не играют в Интернете практически никакой роли).

Вопрос 05. Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX в.

Ответ. В процессе перехода к информационному обществу уменьшается число бедняков, также как и число сверхбогатых людей. Большую часть общества начинает составлять так называемый средний класс. Бедняки и даже бездомные присутствуют в обществе, но их не столь значительное число, чтобы стать источником социальной напряжённости. В целом это общество, где удовлетворены базовые человеческие потребности подавляющего большинства его членов.

Вопрос 06. Раскройте понятие «средний класс». Какую роль он играет в общественно-политической жизни?

Ответ. Средний класс состоит из обеспеченных, имеющих больше необходимого минимума, но не живущих в роскоши людей. Обычно большая часть среднего класса работает в сфере обслуживания. В современных развитых государствам он составляет основной источник налоговых сборов, основной электорат, в целом является лицом общества.

Что такое мир? У этого слова есть несколько значений: мир - это когда нет войны, мир - всё, что существует, мир - это люди, их жизнь, отношения между ними, т.е. общество.

Всегда ли мир был единым?

Можно ли сказать, что общество едино и, таким образом, един мир?

Ответ на этот вопрос давно интересовал философские умы. Ещё древнегреческий философ Платон рассматривал мир как единое целое. Все явления мира, в том числе социальные, находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и развитии. С религиозной точки зрения в мире тоже всё взаимосвязано - Бог создал Вселенную и человека, все явления, происходящие на Земле, проистекают по замыслу Божьему.

В глубокой древности, когда на Земле обитали немногочисленные группы охотников и собирателей, встречавшиеся друг с другом один раз в несколько лет, нельзя было говорить о единстве мира людей. Да и в Средневековье мир был раздроблен на множество воюющих между собой княжеств, которые то распадались, то объединялись в более крупные государства.

Торговые связи были достаточно редкими, автомобильных дорог, железнодорожных путей, Интернета, объединяющих сегодня разные страны, тогда не существовало. Люди путешествовали очень мало, живя всю жизнь в своём городе или деревушке.

    Интересные факты
    В Средние века в Западной Европе средняя скорость передвижения в повозках, запряжённых лошадьми, составляла максимум 50 километров в день. В наше время на автомобиле такое расстояние можно преодолеть за 30-40 минут, если, конечно, не будет пробок.

Подумайте, каким образом различные транспортные средства в разные эпохи способствовали единению мира.

Современный мир как единое целое

В наши дни мы постоянно ощущаем, насколько жители разных уголков Земли стали зависимы друг от друга. Взрыв ядерного реактора в Чернобыле, недавние проблемы на атомной станции Фукусймы (Япония) создали угрозу для множества стран и сотен миллионов человек. Потепление климата, вызванное в том числе промышленной деятельностью людей, грозит всему живому на планете. И решить эти проблемы мы можем, только объединив усилия всех стран и континентов.

Однако объединяют нас не только беды. Технические изобретения, совершённые в одной стране, моментально становятся достоянием всего человечества. Самолётами, мобильной связью, компьютерами и Интернетом ныне пользуется практически каждый житель Земли, хотя у них есть авторы и страна изобретения. В историческом прошлом технические новшества держали в глубокой тайне. Например, в Китае многие столетия хранили секрет изготовления фарфора. Сегодня все изобретения - предмет международной торговли.

Таким образом, поколения людей планеты Земля в конце XX - начале XXI века всё больше осознают общность человечества. Всю совокупность ныне существующих обществ в мире называют мировым сообществом. Для него характерны тесные хозяйственные, политические и культурные связи между странами и народами.

В современном мире существуют всемирные международные организации (ООН - Организация Объединённых Наций), континентальные объединения (Совет Европы), растёт роль многонациональных корпораций, таких, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола», предприятия которых действуют по всему миру.

    Дополнительное чтение
    Совет Европы - старейшая в Европе международная организация. Её основная цель - содействовать утверждению на континенте принципов свободы, демократии, защиты прав человека, верховенства права.
    Совет Европы был создан для объединения Европы после Второй мировой войны. Это произошло 5 мая 1949 года. В этот день в Лондоне десять государств (Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция, Швеция) подписали Устав этой организации. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге - городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран. Сегодня в Совет Европы входят 49 государств, в том числе и Россия.

Объясните, для чего был создан Совет Европы? Почему именно в то время остро встал вопрос о создании такой организации?

Объединяют нашу планету и средства массовой информации (СМИ). Благодаря им миллионы людей одновременно становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах. Особая роль в этом отводится телевидению.

Всего несколько десятков лет отделяет нас от того времени, когда в 1930-е годы в разных странах началось регулярное телевещание. С тех пор телевидение активно влияет на жизнь людей, на формирование образа жизни, человеческих взаимоотношений. Оно даёт возможность почувствовать себя в центре событий и, как ни странно, достигает цели: незримое присутствие миллионов зрителей придаёт любому событию особый размах и значимость. Таким образом, телевидение стало мощным фактором глобализации общества.

Глобализация открывает новые возможности для образованных людей, поскольку произведения культуры и искусства становятся доступны всем. Знание культуры, религии других народов ведёт к тому, что исчезает почва для религиозных и национальных конфликтов. Человек начинает понимать - есть другие люди, мыслящие иначе, чем он. Люди разных наций, убеждений и вероисповеданий становятся толерантными, т.е. терпимыми друг к другу.

Ускорение мирового общественного развития

Проследив историю человечества, учёные выявили важную закономерность - ускорение развития общества.

Суть его состоит в том, что на каждую последующую историческую ступень развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, доиндустриальное общество протяжённее индустриального. Дольше всего существовал первобытно-общинный строй - несколько сот тысяч лет.

Жизнь первобытного общества менялась крайне медленно. Археологи, изучающие историю общества по памятникам материальной культуры, научно доказали это. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее, динамичнее.

В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например каменное рубило, претерпевало незначительные изменения на протяжении жизни десятков и сотен поколений людей. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии.

    Интересные факты
    Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги - 1000 лет; паровой машины - 80 лет; телефона - 50 лет; самолёта - 20 лет; транзисторной техники - 3 года; лазеров - полгода; факсов - всего 3 месяца. Человек не успевает не то чтобы привыкнуть к новому, но просто уследить за сменой нового новым.

Увеличиваются потоки информации. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в обществе. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX века, пережили практически три типа общества (аграрное, индустриальное и постиндустриальное).

Итак, социальный прогресс в каменном веке полз со скоростью улитки. Почему? Да потому, что скорость смены поколений орудий труда отставала от скорости смены поколений людей. По мере приближения к нашим дням его скорость постоянно нарастала.

Численность населения Земли и единство мира

Российский учёный Сергей Петрович Капица установил, что существует связь между ускорением развития общества и ростом численности населения. Чем ближе к нашему времени, тем население растёт быстрее.

В эпоху раннего каменного века на нашей планете проживало всего 100 тыс. человек. Спустя 1,5 млн лет скорость роста населения была уже в 10 тыс. раз больше, чем в начале каменного века и численность населения уже составила 10 млн.

За XX век количество людей выросло почти в четыре раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть. По расчётам специалистов, к 2050 году на Земле будут проживать около 9 млрд человек.

Чем больше населения на планете, тем больше контактируют между собой люди, обмениваются информацией. А значит, чем выше численность населения, тем более единым надо считать наш мир.

    Подведём итоги
    Мировое сообщество - совокупность всех ныне существующих стран. Единство мира не отменяет его разнообразия. Человечество развивается с постоянным ускорением.

    Основные термины и понятия
    Мировое сообщество, глобализация.

Проверьте свои знания

  1. Что такое мировое сообщество, глобализация? Приведите примеры глобализации.
  2. В чём смысл ускорения развития общества?
  3. Как изменялась численность населения нашей планеты во времени? При ответе используйте данные таблицы.
  4. Подумайте, почему численность населения Земли сегодня растёт большими темпами. Почему такого роста не было в Древнем мире и в Средние века?
  5. Объясните, как влияет численность населения Земли на единство мира.

Практикум

  1. Завершите предложения.
    Средневековое общество нельзя считать единым, потому что...
    Современный мир можно считать единым, потому что...
  2. Как вы лично в своей жизни ощущаете единство мира? Напишите 5-6 предложений.
  3. Подготовьте доклад о деятельности любой международной организации. Используйте материалы газет, журналов, Интернета.

По закону ускорения развития общества.

Россия в контексте мировой истории

Цель лекции:опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеоб­щей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономер­ностей становления исторической науки; сформировать у студен­тов знания о формационном, цивилизационном и культурологиче­ском подходах к истории, подвести их к мысли о том, что россий­ская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом разви­тии.

План лекции

1. Понятие «история».

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологиче­ский, цивилизационный.

5. Место России среди других цивилизаций.

1. Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состоя­ния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История - наука, исследующая факты, события и про­цессы на базе исторических источников (например: летопи­сей), для установления закономерностей исторического разви­тия общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только пред­полагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и мо­делировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной исто-

рии», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде все­го в себе, чтобы были изменения во всем обществе.

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества

Мы с Вами установили, что история - это наука, наблю­дающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?

Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое... В настоящее время наука дает более 200 опреде­лений понятия «общество». Среди них, такие как:

Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь лю­дей).

Общество - это часть мира, созданная совместно дейст­вующими, сознательно ее преобразующими людьми.

Общество - это совокупность всех способов взаимодейст­вия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Общество - это многообразие отношений между людьми, возникающих без участия государства.

Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:

Общество - это динамичная саморазвивающаяся сис­тема, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.

Главные признаки это системы:

1. Самоорганизация.

2. Саморазвитие.

3. Самодеятельность.

4. Самодостаточность.

Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.

Общество - это живой организм, который имеет собствен­ную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся

8 мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политиче­ская, социальная, духовная сферы жизни общества.

Такие системы, как человеческое общество, физики назы­вают открытыми системами, т. к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис - это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.

Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы., и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталки­вали систему на новый путь развития, по которому она шла до но­вой бифуркации.

Нелинейное развитие общества протекает по следую­щим законам:

По закону ускорения развития общества.

На каждую последующую стадию уходит времени меньше, чем предыдущую. Так, эпоха первобытности (дописьменное вре­мя) значительно «длиннее» всех последующих; доиндустриальное общество длится дольше индустриального.

2.По закону неодинаковой скорости общественного
развития разных народов.

Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой,

«входят» в последующую стадию развития в разное время, в различных условиях.

3.Социально-экологические кризисы в истории чело-
вечества.

Как мы с Вами установили ранее, рубежами качественного перехода от одной стадии развития к другой, являются кризисы. Все Вы, наверное, помните себя в период подросткового кризи­са.

Кризис - это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает. Кризисы бывают разные.

Экологические кризисы - это изменения в солнечной ак­тивности, космические катаклизмы, глобальные или местные из­менения климата, геологические процессы и др.

Известно, что во время окончания ледникового периода в результате повышения уровня океана ушла под воду значительная территория на западе Европы. С этим связывают и гибель Атлан­тиды - загадочной страны, рассказы о которой не дают покоя лю­дям почти две с половиной тысячи лет. Исследователи помещали Атлантиду и в Черное, и в Мраморное море, и в Атлантику, и на остров Крит. Одна из последних версий - Атлантида находилась на месте сегодняшнего морского дна между современными Францией и Англией, называемого Кельтским шельфом. Глубина моря в этом месте всего 57 метров, тогда как вокруг - 130 -160 метров. Рельеф этого места очень напоминает описание Платона, древне­греческого философа, первым упомянувшего об Атлантиде: «Го­род, находящийся на холме с обрывом в сторону моря, и окру­жающая его плоская равнина, окруженная с трех сторон горами». Исследователи предполагают, что Атлантида была не островом, а частью европейского материка, затонувшей в результате повыше­ния уровня Мирового океана.



Подобные экологические кризисы приводили к уничтоже­нию животных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды развития природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и перспективных организмов. Происходили выро­ждение, гибель одних цивилизаций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о непродуктивности данного типа экологических кризисов.

Социальные кризисы - это революции, гражданские вой­ны, путчи и др. проблемы внутреннего развития общества. Часто они связаны с разрушительной деятельностью человека.

Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество пережива­ло глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловивши­ми друг друга.

1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформирова­лось аграрное общество.

2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и
уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала про-
мышленная революция и формирование индустриального общест-
ва.

Пример: В XIII - XIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатическими (похолодание 1215 -1350 гг.), с другой - причи­нами «рукотворными». Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчезновению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, да­вавшими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее мине­ральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит при­меры уничтожения дубовых лесов: на строительство деревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обработать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров дерева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце XIIIв. Англия стала ввозить дерево из Норвегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В XIIIв. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разра­ботки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду. Наступал экологический кризис.

Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удобрений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315 -1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума XIV в. уничтожила треть населения Европы (20 млн). Особенно большие потери понесли города Европы. Европа восстановила свое население только к 1600 г.

Последствиями кризиса XIII- XIVвв. было социальное старение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капитализму как более эффективному способу производства.

3. Кризис Новейшего времени, в который живем мы с Ва-
ми, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов
нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер
влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации
начался в середине ХХ века в ходе научно-технической револю­ции. Именно она дала человечеству энергосберегающие техноло­гии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриально­го (информационного) общества.

Таким образом, прогресс человечества становится спосо­бом его выживания. Однако отдельные общества, цивилизации, культуры (Шумер, Вавилон, Египет, Рим и др.) в результате кри­зисов погибали. Цивилизациям свойственно умирать, исчерпав ресурсы своего развития.

4. Основные подходы к истории: формационный, куль­турологический, цивилизационный

Историки предшествующих эпох не сразу заметили, что существуют определенные законы в человеческой истории. До ХVШ в. шло накопление фактологического материала. И лишь последние три века ученые пытаются создать обобщающие модели (периодизации) развития общества. Все эти модели создавались с учетом ранее указанных законов.

Историческая периодизация - это деление процессов раз­вития общества на основные качественно отличающиеся друга от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями общества.

Начиная с ХVШ в. создавались различные периодизации истории, критерии которых менялись в течении веков.

Одной, из самых первых была создана археологическая пе­риодизация истории, которая остается актуальной до сих пор при изучении материальной истории человечества. Критерий такой периодизации - материал, из которого изготовлены орудия труда. В соответствии с этим критерием выделяют:

1.Каменный век - св. 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

2.Медный век (энеолит) - 6 - 4 тыс. до н. э. (На некоторых территориях 4 - 3 тыс. до н. э.).

3.Бронзовый век - 4 - 1 тыс. до н. э. (На некоторых терри­ториях - 3 - 1 тыс. до н. э.).

4.Железный век - 1 тыс. до н. э. - сер. ХХ в. н. э.

5.Век искусственных материалов и композитов - сер. ХХ в. н. э. - до настоящего времени.

Вы только посмотрите, из каких материалов сделаны все предметы, которые окружают Вас сейчас на занятии?

Однако, данная периодизация не дает представления об изменениях в политической, социальной сферах жизни общества. Это все равно, если бы при рассказе о своей личной истории Вы говорили: «В годик у меня была ползунки из хлопка, в школу я пошел в шерстяной форме, а сейчас у меня одежда из различных материалов, с большой примесью синтетики». Не очень понятно, при таком рассказе, как за предыдущие годы изменились Вы сами.

В начале ХГХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили еще одну периодизацию, выделив в истории большие этапы качествен­ного развития общества. Эти периоды были названы - формация­ми. Критериями отличия одной формации от другой выступали -способ производства и формы собственности.

Теория К. Маркса была дополнена В. И. Лениным, и в нау­ке утвердилось классическое пятичленное формационное деление истории:

1.Первобытная формация.

2.Рабовладельческая формация.

3.Феодальная формация.

4.Капиталистическая формация.

5.Коммунистическая формация. Первый этап коммунизма

Социализм. .

Однако, данная модель исторического процесса была рас­критикована уже в ХГХ в. Она очень хороша для изучения эконо­мической истории человечества, и мы будем с Вами пользоваться такими понятиями как «феодализм», «капитализм». Но опять в этой периодизации не видно духовное взросление человечества.

«Какой же универсальный критерий можно использовать в периодизации, чтобы были видны изменения во всех четырех сфе­рах жизни общества?», - думали историки и философы.

И впервые, во 2 пол. ХГХ в. наш соотечественник - Нико­лай Яковлевич Данилевский, в работе «Россия и Европа» (1869), выдвинул предположение о том, что таким критерием может быть

Культура. Он стал родоначальником культурологического подхо­да к истории. Была выдвинута мысль о том, что каждая культура имеет свою судьбу, что «каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу».

Что же такое культура?

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей. Ценности же - это совокупность значений и смы­слов, то есть индивидуального восприятия знаковой системы (системы кодов, принятых обществом).

Чтобы проще понять это определение, надо вспомнить как были придуманы современные языки программирования? Перво­начально, было изучено, каким образом человек передает и сохра­няет информацию. Посредством знаковых систем, базирующихся всего на двух символах - «+» и «-», соответственно - «приводит к выживанию» или «к смерти». Все объекты окружающего мира, наделяются подобными кодами, и в соответствии с ними мы вы­стаиваем свое поведение. Мы думаем: «Сейчас, после занятия, я пойду в столовую «+», после занятий постараюсь побыстрей сде­лать уроки «+» (чтобы организм потом отдыхал) и т. д. На основа­нии знаний о такой системе кодировки информации в человече­ском мозге, была создана бинарная система кодировки информа­ции в искусственных системах, где «+» превратился в «1», а «-» в «0». Следовательно, на каждом новом этапе развития человечества усложняется алгоритм поведения, набор ценностей, которые пред­лагают модель выживания при усложнившихся условиях.

Н.Я. Данилевский выдвинул теорию культурно-исторических типов. Это «многообразие типов» составляет свое­образную иерархию мира. В ее основе пять культурных типов (египетский, индийский, китайский, сирийский, вавилонский), на­званные «первичными» или «подготовительными», то есть соз­данными на «голом месте», на первобытной основе. На следующей ступени - древнееврейская цивилизация, создавшая Библию; древнегреческая, внесшая особый вклад в интеллектуально-художественную сферу, давшая человечеству классическую скульптуру, архитектуру, философию; римская, ставшая творцом классической системы права, хорошо управляемого государства. В то же время греки не создали ни развитой религии, ни единой го­сударственности, а римляне не внесли такого вклада в философию, как греки. Это были «одноосновные», «однонаправленные» куль­туры, внесшие вклад в определенные сферы жизни общества. На следующую ступень Н.Я. Данилевский поставил современные культуры, которые были названы составными, т. к. они заимство­вали ценности от ряда предшествующих культур. Последней в его иерархии стоит славянская культура, которая, по его мнению, при­звана творить во всех направлениях.

Каждая культура, по мнению Н. Я. Данилевского, имеет за­конченный цикл развития: она рождается, достигает расцвета, гибнет.

Понятно, по каким причинам теория данного автора была не очень популярна на Западе. Наибольшую известность в Европе получила теория О. Шпенглера, который в работе «Закат Европы» (1918) также предположил, что история - это череда сменяющих друг друга культур. Причем, как писал О. Шпенглер, «культуры -это организмы, а мировая история есть их коллективная биогра­фия». Философ считал, что культуры рождаются, растут и, выпол­нив свое предназначение, умирают. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов (человека, дерева, цветка): Детство, Юность, Зрелость, Старость.

О. Шпенглер говорил, что среди культур как и среди лю­дей, были «великие культуры», которые внесли значительный вклад в формирование системы ценностей всего человечества. Он выделял восемь «великих культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, арабскую, греко-римскую, западную и мексиканскую.

Рождение великих культур - это всегда необъяснимая тай­на, выбор сделанный космическими силами. По Шпенглеру, каж­дая культура имеет свою душу. Когда же огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию - стадию цивилизации. Циви­лизация - это смерть культуры, переход точки зрения на мир с «орлиной» (Шпенглер) на «лягушачью» (Ницше).

Шпенглер считал, что время существования культуры -приблизительно тысяча лет. В античности переход культуры в ци­вилизацию происходил в IVв., период развития западной культу­ры - в XIXв. Цивилизация, считал О. Шпенглер, неизбежная судь­ба культуры. Она - ее завершение. Она - уже не становление, а ставшее.

Культура - это не только множество «локальных» ограни­ченных временем и пространством культур каких-либо этносов, это также мировая культура, единый культурный поток от Шуме­ра, Вавилона и Древнего Египта до наших дней.

Культурологический подход дает целостное представление о развитии человечества, однако в настоящее время наиболее по­пулярным является цивилизационный подход к истории, критерий которого - цивилизация - учитывает также историю этническую и ареал проживания народов.

Впервые, такой подход к истории был предложен Арноль­дом Дж. Тойнби в работе «Постижение истории» (1955). Философ предположил, что история - это череда сменяющих друг друга «локальных цивилизаций», которыми он называл общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделил 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византий­скую и русскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальнево­сточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, кеттскую, вавилонскую, андскую, мекси­канскую, юкатанскую, египетскую и цивилизацию майя. При этом «живыми» он считал западную, православно-христианскую, ис­ламскую, индуистскую и дальневосточную. А. Дж. Тойнби считал греко-римскую цивилизацию «общей» матерью для западноевро­пейской и православно-христианской цивилизаций.

А. Тойнби указывал, что рост цивилизации не означает и не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни увеличением господства человека над внешней средой. Рост цивилизации - это прогресс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические - в античной, религиозные в индийской, научно-механические - в западной.

Важнейшей особенностью цивилизации А. Дж. Тойнби считал ее конфессиональную окраску и давал такое определение: цивилизация - это многообразные способы реакции людей на Бо­жественное проявление. Небольшие цивилизации Египта, Индии, Двуречья, государства Шан сменились гигантами, например Рим­ской империей, государством Мин, империей Моголов.

Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!) Они пересекаются, поглощают­ся, гибнут, обогащаются, прогрессируют, ассимилируются и т. д., двигаясь в едином «цивилизованном канале».

Со времен Великих географических открытий и особенно с промышленной революции взаимосвязь культур и цивилизаций стала столь сильна, что можно говорить о начале единой мировой цивилизации.

В ходе развития человечества ещё нашим далеким предкам стало очевидно, что сплотившись в группу, можно достичь более высоких результатов и стать более приспособленными к условиям окружающей среды. Наиболее эффективной формой объединения живых существ на Земле является общество.

Объединившись, люди приобрели огромное преимущество над любыми другими живыми существами нашей планеты. Так, например, древние люди получили возможность совместно охотиться на особо крупных животных и преуспели в этом.

Сущность прогресса

Обязательным спутником человеческого общества является развитие от примитивных форм существования к современным сложным видам деятельности, основанным на результатах научно-технических достижений и т.п. Такое явление получило название социальный прогресс.

Человек брал то, что давала ему природа, и использовал в своих целях для улучшения качества жизни. Так, древний человек начал пользоваться огнем для приготовления более калорийной и сытной еды, использовал палку, камень или кость как орудия труда, чтобы увеличить свои физические возможности.

С древних времен прогресс нашего общества ушел далеко вперед, и сегодня мы используем очень сложные приспособления для поддержания своей жизнедеятельности. Огромные сооружения, такие как гидроэлектростанции, используют силу природы, чтобы обеспечить нас электроэнергией, необходимой каждому современному человеку.

Скорость и ускорение прогресса

Несложно заметить, что скорость, с которой человечество развивалось, то есть скорость социального прогресса, с годами и веками становилась все интенсивнее . Так, например, в древности прошло довольно много времени, прежде чем человек прогрессировал в использовании железа для производства орудий труда, а о сложной вычислительной технике тогда и речи быть не могло.

В ходе развития человеческого общества развивались особые участки нашего мозга, а вместе с тем и наши способности мыслить. В конечном итоге к XVIII веку все это вылилось в создание науки. Наука стала дополнительной силой, которая придала ускорение прогрессу нашего общества.

Появились ученые, люди, которые занимались осмыслением и разработкой новых способов ведения трудовой деятельности. В результате этого, чтобы прокормить одного человека, уже не требовалось огромное количество природных ресурсов, человек научился более разумно использовать то, что дает ему окружающий мир.

Связь технического прогресса с развитием общества

Скорость технического прогресса также увеличилась, особенно в XIX-XX веках. Человек изобрел машины, что в значительной степени расширило круг его возможностей. В свою очередь, эти изобретения так же стали увеличивать скорость развития общества, социальный прогресс.

Человек уже не успевает привыкнуть к какой-либо технике, как она сменяется более совершенной. Кроме того, техника стала более доступной, например, автомобиль сейчас есть у большинства семей, а сотовый телефон практически у каждого.

Прогресс в современном обществе

Постепенно появился новый тип людей – информационные работники . Сейчас ускоренное развитие общества во многом происходит благодаря этим людям. Разумеется, возникла проблема обмена таким огромным количеством информации. Так появился способ передачи информации с помощью сети, т.е. Интернета.

С возникновением Интернета упростилась связь людей друг с другом, обмен полезными знаниями. Появилась возможность сэкономить свое время, например, купить необходимые вещи, не выходя из дома. Сегодня стало намного проще получить редкую книгу или учебное пособие.