Глагол как часть речи все. Общая характеристика глаголов

Общая характеристика глагола как части речи

Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?
(бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.).

Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).

Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни - бой часов кремлевской башни, ходил конем - ход конем, читал книгу - чтение книги, строят объект - строительство объекта, лицо краснеет - лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал, строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство, красный - к другим частям речи?

В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во- первых, на производителя, деятеля (субъекта) - кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное: удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы.

Таким образом, глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению.

Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Кроме того, глаголы имеют спряжение, могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, могут указывать на вид.

Глагол - самая «богатая» часть речи. Каждый глагол имеет целую систему форм, ср.: читать-читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают-читал, читала, читали-буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать - читай, читайте, читал бы-читающий, читавший, читаемый, читанный-читая.

Одни глагольные формы относятся к спрягаемым, другие - к неспрягаемым.
Неспрягаемыми являются инфинитив, причастие и деепричастие, все остальные включаются в группу спрягаемых (формы лица, времени, наклонения).

Важнейшая синтаксическая функция глагола - быть сказуемым. Основные формы глагола (формы лица, времени и наклонения) употребляются исключительно в роли сказуемого, поэтому их называют предикативными
(предикат-сказуемое).

Из всех глагольных форм только инфинитив может быть любым членом предложения и сказуемым в том числе.

Все глагольные формы сочетаются с существительными - управляют существительными, «требуют» существительное в определенном падеже (с предлогом или без предлога). Ср.: упрашивать товарища, подойти к товарищу, говорить о товарище; говорю (говорил, буду говорить, говори, говорил бы, говорящий, говоривший, говоря) о товарище.

Глагол имеет и словообразовательные признаки, отличающие его от других частей речи. Так, глаголы активно образуются с помощью приставок (для образования слов других частей речи этот способ используется менее активно). У глагола есть «свои» суффиксы: -а- (обедать), -ну- (крикнуть),
-ся (приводниться) и др.

Общее понятие о видах глагола

Обозначая действие, русский глагол может также указывать на Те достигло ли оно в своем развитии, течении конечной цели, желаемого результата. Поясним на примерах: 1) Я написал письмо-глагол написал не только указывает на определенный процесс, но и сообщает о том что этот процесс в какой-то момент времени достиг конечной цели желаемого результата
(письмо оказалось написанным). 2) Я писал письмо — глагол писал указывает только на то, что данный процесс имел место в прошлом, какое-то время продолжался, длился, но ничего не сообщает о том, была ли достигнута цель, желаемый результат. ‘

Таким образом, в одних случаях глагол выступает в роли простого обозначения действия (Я писал письмо. Завтра она идет в театр. Брат читал| этот роман), в других - глагол, обозначая действие, дополнительно информирует о достижении цели этим действием, о достижении результата (Я написал письмо. Завтра она пойдет в театр. Брат прочитал этот роман).

Достижение действием цели, желаемого результата называется внутренним пределом в развитии действия. Вид как один из признаков; глагола указывает на наличие или отсутствие внутреннего предела в развитии действия.

Совершенный вид обозначает действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел (т. е. был или будет достигнут результат): решил-решит, написал-напишет, купил-купит, запел-запоет, сходил - сходит и т. д. Несовершенный вид обозначает действие без указания на внутренний предел, в этом случае внимание сосредоточивается на представлении, констатации самого действия: читает - читал - ‘будет читать, ходит-ходил-будет ходить, посвистывает-посвистывал-будет посвистывать, поет-пел-будет петь.

Кроме основных значений (указание на внутренний предел или отсутствие такового) глаголы совершенного и несовершенного вида могут иметь дополнительные оттенки. Так, многие глаголы несовершенного вида указывают также на повторяемость действия: подписывать, почитывать, побаливать, толкать, бросать, ездить и т. д., а целый ряд глаголов совершенного вида обозначает, наоборот, действия однократные, мгновенные: бросить, толкнуть, обернуться и т. д.

Вид легко распознается по вопросу: что делать? - несовершенный вид, что сделать? - совершенный вид. Вид характеризует все формы глагола: 1) читать (что делать?), читаю (что делаю?), читал (что делал?), буду читать
(что буду делать?), читай (что делай?), читающий (что делающий?) , читавший
(что делавший?), читая (что делая?); 2) прочитать (что сделать?), прочитает
(что сделает?), прочитал (что сделал?), роман прочитан (что сделано с романом?), прочитав (что сделав?).

Глаголы совершенного вида имеют два времени:, прошедшее и простое будущее (купил-купит, бросил-бросит, пропел-пропоет и т. д.). Глаголы несовершенного вида имеют все три времени: настоящее, прошедшее и сложное будущее покупает - покупал - будет покупать, бросает - бросал - будет бросать, поет - пел - будет петь).

Общая характеристика лица глагола

Глагол, обозначая действие, процесс, состояние, указывает и на того, кто или что совершает данное действие или процесс, кто или что испытывает данное состояние, т. е. глагол определяет также производителя действия.
Ср.: Приятно шагать по утренней Москве-инфинитив шагать называет только определенное действие (в отличие например, от идти, бежать) и не сообщает о том, кто шагает по Москве. Но: шагаю, шагаешь, шагает, шагаем, шагаете, шагают-в этом случае каждая форма глагола. и вне контекста вызывает у нас представление о том, кто шагает, т. е. кто является производителем действия.

Производитель действия в морфологии называется термином лицо. Но лицо глагола определяет производителя действия не вообще, а с точки зрения говорящего. Отсюда: 1) если производителем действия является сам говорящий
- это 1-е лицо: Я шагаю по Москве; 2) если производителем действия является его собеседник - это 2-е лицо: Ты шагаешь по Москве; 3) если производителем действия является лицо, не участвующее в разговоре, или явление животного мира, природы, какой-нибудь предмет, о котором идет речь,-это 3-е лицо глагола: Он шагает по Москве; Плывет луна в недвижной высоте… Поет петух в деревне за хребтом, и утро подступает по секундам.

Действие может совершаться не одним лицом, а несколькими: Мы шагаем по
Москве-1-е лицо мн. ч.; Бы шагаете по Москве-2-е лицо мн. ч.; Они шагают по
Москве-3-е лицо мн. ч.

Действие может быть связано с несколькими явлениями животного мира и природы, с несколькими предметами: Сляг стрижи на оконных карнизах, кипарисы глядятся в окно; Скрежещут над парком трамваи… Истошно кричат попугаи… Таким образом, три лица глагола имеются не только в единственном, но и во множественном числе.

Указание на лицо имеется у глагола во всех наклонениях. Например:

Я выучил русский язык - 1-е лицо изъявительного наклонения; Жди меня, и я вернусь… - 2-е лицо повелительного наклонения; Ждите нас завтра - 2-е лицо мн. ч. повелительного наклонения.

1-е и 2-е лицо ед. и мн.ч. глагола указывают на человека или на олицетворенный «очеловеченный» предмет. Например, в «Необычайном приключении…» Маяковского солнце, «дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - здесь 1-е лицо указывает на
«очеловеченное» явление природы (солнце).

3-е лицо) может указывать и на деятеля-человека и на деятеля-предмет:
Кондуктор с лесенки кричит; Грохочут моторы, летят поезда, огни на походной стоянке.

Общее понятие о временах глагола

Время как одна из основных форм существования бесконечно развивающейся материи выражается в языке глаголом.

Осуществление любого действия, процесса, состояния во времени рассматривается в морфологии с точки зрения говорящего. Таким образом, время глагола выражает отношение действия, состояния, процесса к моменту речи.

В современном русском языке имеется три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Настоящее время называет действие, которое происходит в тот момент, когда о нем говорится. Например: Просят в столовую - здесь глагол просят свидетельствует о том, что действие совершается в то же самое время, когда говорящий сообщает об этом, т. е. действие совпадает с моментом речи.

Прошедшее время называет действие, которое происходило до момента речи. Например: Солдаты разошлись повзводно на квартиры. Плац опустел - глаголы разошлись, опустел показывают, что названные действия происходили до момента речи, до того, как началась об этом речь.

Будущее время называет действие, которое произойдет или мыслится как возможное после момента речи. Например: - Вот, назло им всем, завтра же засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию - глаголы засяду, подготовлюсь, поступлю показывают на такие действия, которые произойдут или могут произойти после момента речи, которые представляются говорящему как вполне возможные в будущем.

Времена глагола тесно связаны с видами: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трех временах (пишу, писал, буду писать);глаголы совершенного вида имеют только два времени - прошедшее и будущее (написал, напишу).

Общее понятие о наклонении глагола

Действие может рассматриваться говорящим по-разному: 1) как реальное
(происходило, произошло—писал, написал; происходит-пишу; произойдет или будет происходить -- буду писать, напишу); 2) как желаемое (напиши письмо брату) или возможное (написал бы письмо брату, да времени нет).

Таким образом, с точки зрения говорящего действие в одном случае соответствует действительности, (оно было, есть или будет), в другом - действия на самом деле нет, но оно может произойти или могло бы произойти при известных условиях.

Сравнивая такие формы глагола, как напиш-ешь и напиш-и, написал бы, приходим к выводу, что понятия реальности действия, с одной стороны, и его нереальности (в смысле желательности, возможности) - с другой, выражаются в русском глаголе специальными показателями. Способность глагола определенными показателями выражать степень реальности действия называется наклонением.

Русский глагол имеет три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (или условное).

Возвратные глаголы.

Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными: одеваться
– одеваюсь, одеваешься, одевается и т.д., умываться – умываюсь, умываешься, умывается и т.д. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний: собираюсь, собирались.

Возвратные глаголы имеют различные добавочные значения, которых не имеют невозвратные глаголы:

1) возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т. е. одевает себя, причёсывает себя;

2) взаимное значение: друзья обнимаются, целуются, т. е. обнимают друг друга, целуют друг друга;

3) значение постоянного свойства: крапива жжётся, корова бодается, собака кусается;

4) страдательное значение: дом строится каменщиками. При возвратном глаголе с этим значением подлежащее обозначает предмет, подвергающийся действию (подлежащее дом не сам производит действие, его строят каменщики).

Спряжение глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В русском языке два спряжения - первое и второе. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -угл, -ют, относятся к I спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -мот, -им» -ите, -бет, -ят, относятся ко II спряжению.

У глаголов I спряжения в 3-м л. мн. ч. окончания -ут (-ют), а у глаголов II спряжения--am (-ят).

Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по инфинитиву

Ко II спряжению с безударными личными окончаниями относятся: а) все глаголы, имеющие в инфинитиве -ить: пилить, молотить, боронить и др. (кроме глаголов брить, стелить и образованных от них выбрить, застелить, перестелить и др.); б) семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть и образованные от них посмотреть, увидеть и т. п.; в) четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать и образованные от них услышать, задышать, подержать и т. п.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Список литературы

1. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., МГУ1978.
2. Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. М., Высшая школа. 1979.
3. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора.

М., Высшая школа. 1991.
4. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г. Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. М., Высшая школа. 1988.

Глагол - часть речи, обозначающая действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Глагол как часть речи имеет грамматические категории вида, залога, наклонения, времени, лица, числа. Глаголы в прошедшем времени и сослагательном наклонении обладают также грамматической категорией рода. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Древнерусский глагол обладал всеми этими грамматическими категориями, но, в отличие от современного глагола, в нем не было четко развито противопоставление совершенного и несовершенного вида, богаче была система глагольных времен…

Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

Основная синтаксическая функция глагола в предложении - функция простого глагольного сказуемого. Однако не все глагольные формы могут выполнять в составе предложения данную синтаксическую функцию, поэтому различаются предикативные (спрягаемые) формы глагола и непредикативные (неспрягаемые - инфинитив, причастие, деепричастие).

Инфинитив

Начальной формой глагола считается инфинитив (неопределенная форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи.

Инфинитив отвечает на вопросы что делать? (писать, говорить), что сделать? (написать, сказать). Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим (Читать - всегда полезно ), определением (Его желание трудиться мне всегда нравилось ), дополнением (Я посоветовал ему обратиться к учителю ), входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжить учиться ) и т. д.

Показателем инфинитива являются аффиксы –ть, -ти , которые в лингвистике трактуются либо как формообразующие суффиксы, либо как окончания (флексии). В инфинитиве –ти всегда ударное. У некоторых глаголов инфинитив оканчивается на -чь (у глаголов с основой на заднеязычные г или к ).

В древнерусском языке инфинитив оканчивался на –ти, -чи и восходил к формам дат. и местн. п. имен существительных на * i . В севернорусских говорах в настоящее время сохраняется инфинитив на –ти, -чи для всех глаголов (делати ); в говорах, легших в основу современного русского литературного языка, в формах инфинитива с ударением на основе конечный утратился (делать ); в южнорусском наречии этот процесс утраты конечного гласного дошел до своего логического завершения (утрачивается у всех глаголов: принесть ).

Для инфинитива характерна категория вида (что делать? - что сделать? ); переходность / непереходность (сказать (что?) правду - переходный, сказаться больным - непереходный); возвратность / невозвратность (объяснить - объясниться ); залог (читать - действительный, читаться - страдательный).

У инфинитива отсутствуют глагольные категории лица, числа, времени и наклонения. В то же время инфинитив может использоваться в значении того или иного времени, например: И царица хохотать (А. С. Пушкин). Ср.: начала хохотать, захохотала - значение прошедшего времени. К подобной замене прибегают тогда, когда необходимо подчеркнуть внезапность действия. Инфинитив может использоваться и в значении того или иного наклонения: Встать! (повелительное наклонение - оттенок категорического приказа); отдохнуть бы (сослагательное наклонение - оттенок желательности).

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие либо состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет последующие формы:

  • исходную форму, которая именуется неопределенной формой (либо инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только именует действие либо состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только неизменными признаками глагола;
  • спрягаемые формы (не инфинитив). Они владеют неизменными и непостоянными признаками глагола;
  • причастие;
  • деепричастие.
  • 3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это неизменный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на иной предмет, заглавие которого может быть выражено

  • существительным (либо местоимением) в винительном падеже в отсутствие предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже в отсутствие предлога, обозначающим часть чего-то: испить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (либо местоимением) в родительном падеже в отсутствие предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .
  • Все другие глаголы непереходные: гулять в парке , веровать в добро .

    4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), именуются возвратимыми : обриваться , пытаться . Другие глаголы безвозвратные : мыслить, знать (это неизменный признак глаголов). Все возвратимые глаголы непереходные.

    5. Глаголы бывают совершенного либо неидеального вида (это неизменный признак глаголов). Виды глагола демонстрируют, как протекает действие.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его итог, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее обычное, состоящее из 1-го слова (что сделают? - запоют ). Формы реального времени глаголы совершенного вида не имеют.

    Глаголы неидеального вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, итог, конец либо начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? - читали ), истинное (что делают? - зацветают ) и будущее сложное , состоящее из 2-ух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

    В российском языке есть маленькое число двувидовых глаголов, другими словами подобных глаголов, которые зависимо от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то неидеального вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, изучить, исследовать, арестовать, штурмовать и др. К примеру: По стране распространялись слухи, что повелитель лично казнит (что делает? - неидеальный вид) собственных противников; Повелитель казнит (что сделает? - совершенный вид) немного мятежников .

    6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения демонстрируют, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, вероятным либо желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение указывает, что действие реально, по сути происходит, происходило либо произойдет: Мы противников встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение указывает, что действие может быть только при определенном условии: В отсутствие тебя я не добрался бы до города и промерз бы на дороге . Сослагательное наклонение появляется от формы прошедшего времени методом добавления частички бы (б) . Частичка бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, требуют, рекомендуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение появляется методом добавления суффикса -и к базе реального (грядущего обычного) времени либо в отсутствие суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .
  • 7. В изъявительном наклонении глаголы меняются по временам

  • истинное время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее обычное), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: прогуливался, задумывался .
  • 8. В формах реального и грядущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .
  • Некие глаголы именуют состояние, действие, происходящее в отсутствие роли действующего лица, вроде бы само по себе. Такие глаголы именуются безличными : Светает. Лихорадит. Мне недужится .

    9. Число - непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .
  • 10. Род - непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужской род: возжелал бы ;
  • дамский род: возжелала бы ;
  • средний род: захотело бы .
  • 11. В предложении глагол обычно является сказуемым и совместно с подлежащим образует грамматическую базу предложения: Луна ярко озаряла всю равнину .

    Однако инфинитив может быть хоть каким членом предложения:

  • Жить - родине служить (жить - подлежащее, служить - сказуемое);
  • Я желаю поступить в консерваторию (желаю поступить - составное глагольное сказуемое);
  • У меня появилось острое желание обернуться (желание (какое?) обернуться - определение);
  • Она попросила меня прочесть письмо (попросила (о чём?) прочесть - дополнение);
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть - событие цели).
  • См. Как найти синтаксическую роль инфинитива?

    12. Морфологический разбор глаголов (план)

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Исходная форма (инфинитив).

  • вид (совершенный, неидеальный);
  • возвратность (безвозвратный, возвратимый);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый либо архаический).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:

  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в реальном, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

    Эталоны разбора глаголов

    Любишь кататься - обожай и саночки возить .

    Любишь

    что делаешь?
    2. Н. ф. - обожать.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    1) изъявительного наклонения;
    2) реального времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

    Кататься

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. - кататься.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) возвратимый;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.

    Обожай

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
    2. Н. ф. - обожать.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
    5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

    Возить

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. - возить.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
    5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

    Источники:

  • Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое причастие?
  • Как происходит переход причастий в прилагательные?
  • Как различать причастия и отглагольные прилагательные?
  • На какие вопросы отвечает причастие?
  • Какова исходная форма причастия?
  • Как меняется причастие?
  • Какие есть разряды причастий?
  • Что такое действительное причастие?
  • Что такое страдательное причастие?
  • Когда пишется одно Н в причастиях?
  • Когда пишется НН в причастиях?
  • Как верно создавать причастия?
  • При помощи каких суффиксов образуются причастия?
  • Что такое деепричастие?
  • На какие вопросы отвечает деепричастие?
  • Что обозначает деепричастие как часть речи?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании деепричастий?
  • 1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

    2. Каждый глагол имеет следующие формы:

    • начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола; спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола; причастие ; деепричастие .

    3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

    • винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ; существительным в родительном падеже без предлога , обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба; существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием : не иметь права, не видеть её .

    Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

    4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

    5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? —читали ), настоящее (что делают? — цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь ).

    В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид)своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .

    6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

    • Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
    • Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
    • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

    7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам настоящее время: хожу, думаю ; будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное); прошедшее время: ходил, думал .

    8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов): 1- е лицо: я иду, мы идём ; 2 -е лицо: ты идёшь, вы идёте ; 3 -е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

    Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

    9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола: единственное число: иду, шёл, пойду ; множественное число: идём, шли, пойдём .

    10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

    • мужско й род: захотел бы ; женский род: захотела бы ; средний род: захотело бы .
      • 11 . Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю - они делают.
      • В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
      • Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

      Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак, глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.

      К первому спряжению относятся

      • Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
      • Все глаголы на -овать.
      • Два глагола на -ить: брить и стелить.

      Проверочная форма: -ут/-ют Е , например: он чита?т => они читаю т => он читае т

      Я чита ю пишу
      Ты чита е шь пи ше шь
      Он чита е т пи ше т
      Мы чита е м пи ше м
      Вы чита е те пи ше те
      Они чита ю т пи шу т
      Нач. форма чита ть писа ть

      К второму спряжению относятся

      Глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),
      Некоторые глаголы на -еть: бдеть, блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, трындеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)
      Некоторые глаголы на -ать : бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
      Некоторые глаголы на -ять : стоять, бояться;

      Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят , то в окончаниях остальных форм пиши И , например:
      он спеш?т => они спеша т => он спеши т

      Я говорю лежу
      Ты говори шь лежи шь
      Он говори т лежи т
      Мы говори м лежи м
      Вы говори те лежи те
      Они говоря т лежа т
      Нач. форма говори ть лежа ть

      Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:

      • смотре ть: я смотрю - он смо трит - они смо трят; ви деть: я ви жу - он ви дит - они ви дят
      • слы шать: я слы шу - он слы шит - они слы шать; ненави деть: я ненави жу - он ненави дит - они ненави дят
      • дыша ть: я дышу - он ды шит - они ды шать; держа ть: я держу - он де ржит - они де ржат
      • оби деть: я оби жу - он оби дит - они оби дят; терпе ть: я терплю - он те рпит - они те рпят
      • - зави сеть: я зави шу - он зави сит - они зави сят
      Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми . Их личные формы имеют окончания I и II спряжения.
      хотеть бежать
      по I спр.
      я хочу
      ты хочешь
      он хочет
      по II спр.
      мы хотим
      вы хотите
      они хотят
      по I спр.
      они бегут
      по II спр.
      я бегу
      ты бежишь
      он бежит
      мы бежим
      вы бежите
      Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний.
      есть дать
      я ем
      ты ешь
      он ест
      мы едим
      вы едите
      они едят
      я дам
      ты дашь
      он даст
      мы дадим
      вы дадите
      они дадут
      Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать - переесть, заесть, выдать .

      12. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

      Но инфинитив может быть любым членом предложения: Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое); Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое); У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться определение); Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать дополнение); Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть обстоятельство цели).

      12. Морфологический разбор глаголов (план)

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Начальная форма (инфинитив).

    3. Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный, несовершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический).

    4. Непостоянные морфологические признаки: наклонение; время (в изъявительном наклонении); число; лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

    5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

    Образцы разбора глаголов

    Любишь кататься — люби и саночки возить .

    Любишь

    что делаешь?
    2. Н. ф. любить.



    1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.

    Кататься

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. кататься.
    3. Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение.

    Люби

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
    2. Н. ф. любить.
    3. Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение.
    4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица.
    5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

    Возить

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. возить.
    3. Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение.
    4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
    5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

    Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

    Слово как часть речи: глагол

    Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

    Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

    Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

    Постоянные признаки глагола

    Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

    • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
    • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
    • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
    • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

    Непостоянные признаки глагола

    Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

    • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
    • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
    • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

    Как разбирать глаголы как части речи

    Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

    1. Указать название части речи.
    2. Определить начальную форму.
    3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
    4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
    5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

    Примеры разбора глагола как части речи

    Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

    В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

    1. Светит - глагол.
    2. Начальная форма - светить.
    3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
    4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
    5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

    Разбор глагола по составу

    Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

    Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

    Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

    Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

    Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

    Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

    Правила морфемного разбора

    Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

    Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

    1. Определение части речи.
    2. Выделение окончания с объяснением его значения.
    3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
    4. Выделение приставки и суффикса.
    5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

    Разбери глаголы по составу

    Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.