Краткое содержание митькина любовь.

Катя, невысокая, хорошенькая и совсем ещё юная - возлюбленная Мити. Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живёт с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа. Митя, худой и нескладный брюнет с «византийскими» глазами, часто бывает у них, а Катя приходит к нему в студенческие номера.

Митя полностью поглощён своим чувством, в отличие от Кати, которая слишком погружена в театральную среду. Её увлечению потакает директор школы, «самодовольный актёр с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправляющийся на отдых с очередной совращённой им ученицей. Во время Великого Поста он начинает заниматься с девушкой индивидуально. В шестую неделю Поста, последнюю перед Страстной, Катя, одетая во всё белое, как невеста, сдаёт директору экзамен.

Митя уже давно чувствует, что отношение Кати к нему изменилось. Декабрь, когда они только встретились, кажется Мите лёгким и незабвенным. В январе и феврале Митину любовь уже отравляли ревность и недоверие. Теперь же на экзамене словно «подтвердилась вся правота» его мучений.

Весной с Катей происходят важные изменения - она превращается в «молоденькую светскую даму», постоянно спешащую к портным и за покупками. Её свидания с Митей всё сокращаются.

В конце апреля Митя решает «дать себе отдых и уехать в деревню», в небольшое поместье, которым управляет его мать. Катя тоже считает, что им надо временно расстаться и выяснить отношения - её утомляет его ревность, и отказываться от театральной карьеры ради Мити она не собирается. На это время приходится последний всплеск Катиных чувств. Она проводит с Митей много времени, как жена выбирает ему вещи, провожает на вокзал в день отъезда и обещает писать. Встретиться они планируют в Крыму, куда Катя с матерью должна уехать в начале июня.

Младшие брат и сестра Мити, гимназисты, ещё не приехали из Москвы, и первые дни в деревне проходят тихо. Митя заново привыкает к старому дому. Во всём - в окружающей природе, местных девушках, в сладком весеннем воздухе ему чудится Катя, её «тайное присутствие». Постепенно реальная Катя превращается в девушку, созданную его желанием.

Впервые Митя живёт в родном доме взрослым, «с первой настоящей любовью в душе». Любовь захватила Митю «ещё в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке». Он помнит себя в саду, рядом с молодой женщиной, вероятно, нянькой. Тогда «что-то горячей волной взыграло в нём», и появлялось затем то в обличии соседки-гимназистки, то в виде «внезапной влюблённости на гимназических балах».

Год назад, когда Митя заболел в деревне, весна стала «его первой настоящей любовью». Погружённость в мартовскую природу и проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали Митю до декабря первой студенческой зимы, когда он встретился с Катей.

Митя бродит по небольшому имению и вспоминает смерть отца девять лет назад, Тогда он «вдруг почувствовал: в мире смерть!», а в доме ещё долго стоял «страшный, мерзкий, сладковатый запах». Такое же наваждение Митя чувствует и теперь, только вместо страшной смерти его мир заполняет Катя и любовь к ней. Проходит время, Митя наблюдает за оживающей природой, которую украшает его любовь.

Митя постоянно шлёт Кате пылкие письма и наконец получает ответ со словами «мой любимый, мой единственный».

Проходит время, сад одевается свежей листвой, а письма от Кати всё нет. Митя знает, что Кате трудно собраться и сесть за письменный стол, но эти соображения вскоре перестают помогать. Почти всё время Митя проводит в библиотеке, читая в старых журналах стихи о любви.

Постепенно Митю охватывает ощущение, что «письма не будет и не может быть, что в Москве что-то случилось или вот-вот случится и что он погиб, пропал». В это время его начинает охватывать чистая чувственность: вожделение при виде моющей окна «подёнщицы с деревни», в разговоре с горничной, в саду, где деревенские девки заигрывают с барчуком. Даже вечно занятая хозяйством мать замечает мучения сына и советует ему пойти к соседям-помещикам, у которых «полон дом невест».

Мучения Мити всё усиливаются. Он перестаёт наблюдать за изменениями в природе и почти не спит по ночам. Ему становится стыдно гонять на почту очень занятого и уже немолодого старосту. Он начинает сам уезжать верхом «в то село, где была железно­дорожная станция и почта», каждый раз возвращаясь с одной только газетой.

Муки его достигают предела. Однажды, возвращаясь через соседнюю, давно пустующую усадьбу, Митя решает застрелиться, если через неделю не будет письма.

Именно в этот момент духовного упадка староста за небольшое вознаграждение предлагает Мите поразвлечься. Поначалу у Мити хватает силы отказаться. Вскоре он запрещает себе ездить на почту, оборвав эти поездки «отчаянным, крайним усилием воли» Сам Митя тоже перестаёт писать, униженно молить о любви или, хотя бы, о дружбе, и заставляет себя «не ждать ничего».

Староста вновь намекает на «удовольствие», и Митя неожиданно для себя самого соглашается. Староста предлагает ему невестку лесника Алёнку - «бабёнку ядовитую, молоденькую, муж на шахтах... всего второй год замужем».

На следующий день Алёнка приходит работать в сад поместья. Митя находит в невысокой и подвижной женщине что-то общее с Катей - «женское, смешанное с чем-то детским». Через день староста везёт Митю к леснику. Пока староста и лесник пьянствуют, Митя случайно сталкивается с Алёнкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о завтрашнем свидании в шалаше.

Весь следующий день он со страшным напряжением ждёт свидания. Во время обеда привозят письмо, извещающее о приезде младших детей. Вместо того чтобы обрадоваться брату и сестре, Митя пугается, что они помешают свиданию. Ночью Митя видит себя «висящим над огромной, слабо освещённой пропастью».

Вечером, проводив мать на станцию, Митя направляется к шалашу, где вскоре появляется Алёнка. Митя отдаёт ей смятую пятирублёвку.

Когда происходит то, чего он так давно хотел, Митя поднимается «совершенно поражённый разочарованием» - чуда не произошло.

В субботу той же недели весь день идёт дождь. Митя в слезах бродит по саду, перечитывает полученное вчера вечером письмо от Кати. Она просит забыть её, дурную, гадкую, испорченную. Она безумно любит искусство, поэтому уезжает «вы знаете, с кем...».

К вечеру гроза гонит Митю в дом. Он влезает в свою комнату через окно, запирается изнутри и, охваченный жаром, впадает «в летаргическое оцепенение». В полубес­со­зна­тельном состоянии он видит «молоденькую няньку» из своего детства, несущую «ребёнка с большим белым лицом». Нянька вдруг оказывается Катей, она прячет ребёнка в ящик комода. Входит господин в смокинге, - это директор, с которым Катя уехала в Крым. Митя видит, как Катя отдаётся ему, и приходит в себя с ощущением пронзительной, невыносимой боли.

Из зала слышаться голоса и смех - там ужинают младшие дети. Этот смех кажется Мите противо­есте­ственным «своей отчуждённостью от него, грубостью жизни, её равнодушием, беспощадностью к нему». Возврата к тому, что было «подобно раю», нет и быть не может.

Душевная боль становится невыносимой. «Страстно желая только одного - хоть на минуту избавиться от неё», Митя достаёт из ящика ночного столика револьвер и «радостно вздохнув... с наслаждением» стреляет себе в рот.

Все произведения Бунина сразу после выхода, как правило, привлекали внимание критиков. Исключением не стала и «Митина любовь», повесть, впервые увидевшая свет в 1925 году в журнале «Современные записки». Кроме того, среди произведений эмигрантского периода, «Митина любовь», наряду с «Жизнью Арсеньева», вызвала широкий резонанс в прессе.

Особенности творчества

«Митина любовь» Бунина - рассказ о неудачной, трагической любви чуткого и одаренного юноши. Несомненно, автору удалось сказать о любви так, как о любви никто не говорил. С необычайной силой проявились в повести и характерные особенности бунинского письма - уютная жизнь в дворянских гнездах, деревня и любовь к природе.

Под пером мастера природная сущность человека превратилась в трагедию человеческого духа. Под звуки весны в Мите запевает томная, безликая, но уже ждущая и требующая любовь. Морозный декабрь, когда они только познакомились, проходит в чувстве парения в мире любви, январь и февраль кружат в вихре счастья. Душистый, сладостный дождь будит в юноше воспоминание о Кате, чувствуя запах земли, Митя как будто слышит запах Катиной перчатки, которую целовал на вокзале. Природа звучит в унисон с чувствами героя, местами странно диссонирует.

Но мастерство Бунина не в особенности описания природы, а в своеобразном взаимоотношении, в которое автор ставит природу и человека в повести «Митина любовь». Краткое содержание не поможет уловить силу бунинских описаний. Но, возможно, вдохновит к прочтению оригинала, где чувствуется, насколько тонко и чутко природа аккомпанирует человеческим переживаниям, словно не природа, а душа.

Самый счастливый день

Произведение «Митина любовь» начинается с описания весенней Москвы. Девятого марта Митя с Катей шли по Тверскому бульвару. И Мите казалось, что это самый счастливый день в его жизни. Весна наступила внезапно. Казалось, жаворонки принесли радость с собой. Все таяло, весело стучала капель, дворники убирали с тротуаров лед и сбрасывали с крыш снег. Облака белым дымом стелились по синеющему небу. Катя была особенно хороша, дышала простосердечностью и доверчиво брала Митю за руку.

Неожиданно она заметила юноше, что ей нравится его улыбка, мальчишеская и неловкая. Пересиливая обиду, Митя ответил, что ему не нравятся все эти будущие знаменитости из театральных школ и консерваторий. И, стараясь оставаться спокойным, продолжал, что Егоров предлагал Кате лепить ее голую и она, конечно, была польщена. Катя, обольстительно заглядывая Мите в глаза, просила его не ревновать и продекламировала стихи, которые его больно задели.

Потом все шло по-прежнему - Катя забегала к Мите в студенческие номера, провожал и он ее в театр, на концерты, засиживался у нее дома до двух часов ночи. Пролетело время, когда они почувствовали, что им интересно говорить только друг с другом. Всю зиму, словно вихрь, кружила, крепла Митина любовь. Краткое содержание продолжается описанием сомнений, мучавших юношу - его что-то стало смущать, ему началось казаться, что есть две Кати: одна, которую он полюбил с первых минут знакомства, и другая, настоящая, которая мучительно отличалась от первой.

Митина ревность

Весенние заботы Кати начались с походов к портнихе. Директор театральной школы, где она училась, осыпал ее похвалами и называл гордостью школы. Несмотря на то что он каждый год находил себе новую «гордость» и увозил на лето отдыхать за границу, девушка не удержалась и похвасталась Мите, который ревновал Катю ко всем.

Вскоре стало казаться, что только из ревности состоит Митина любовь. Краткое содержание не сможет передать терзаний юноши - когда он думал о ней и о другом мужчине, Митя страстно желал задушить и Катю, и своего воображаемого соперника. В день Катиного экзамена подтвердилась правота Митиных мучений: он и чувствовал обостренную близость к ней, и осознавал, что она ему уже не принадлежит.

Митя не понимал сам, за что любит Катю, но чувствовал, что чувство его не уменьшается, и, казалось, любовь возрастает вместе с ревностью. С наступлением весны Катя как-то сразу превратилась в светскую даму, нарядную и вечно спешащую. Она сводила Митю с ума и непременно перед уходом кокетливо заявляла, что опять ее не будет вечером дома. Мука эта была нестерпима.

Тяжелое расставание

Продолжим излагать краткое содержание «Митиной люби». Произведение продолжается тем, что Митя решил отдохнуть от своих терзаний и уехать в деревню. Уезжая, юноша не помнил себя от горя, но чувствовал себя счастливым. А Катя стала без притворства нежна. Митя даже чувствовал какую-то вину перед ней. Митя делал приготовления к отъезду, и Катя, словно жена, ходила с ним за покупками.

В день отъезда к нему зашел старшекурсник Протасов и, пытаясь поддержать Митю, говорил, что ведут они себя, как дети. Но, как справедливо заметил Ницше, философствовал он, тело - это высший разум, поэтому не мешало бы поберечь себя и не спешить. И вообще, на Кате свет клином не сошелся.

На вокзале Митю ждала Катя, смотрела таким непритворно любящим взглядом, что юноша сквозь слезы неистово замахал ей картузом, когда поезд тронулся. Митя долго стоял у дребезжащего окна, вспоминал последний миг разлуки, и московская зима, преобразившая его жизнь, вставала пред Митей в новом свете.

Родная усадьба

В изложении краткого содержания рассказа о Митиной любви Бунина нельзя не упомянуть о том, как автор описывает мирную деревенскую жизнь. Юноша потихоньку приходил в себя. Горничная позвала пить чай, и Митя, глядя, как она идет босыми пятками по только что вымытому полу, на ее женственный изгиб, ощутил тайное присутствие Кати. Изо дня в день оно становилось все живее, по мере того, как юноша успокаивался и забывал ту Катю, которая не сливалась с Катей в его мечтах.

Первый раз Митя ощущал себя взрослым и смотрел на всех как-то иначе. Он вспоминал маленьких существ в бальных платьицах и бантах, которые приезжали на его детские праздники. Он восхищался то одной из них, то другой. После влюбленности на гимназических балах тоже были и томления в сердце, и волнительное ожидание чего-то. Но ничто было несравнимо с тем чувством, которое он испытывал сейчас.

В его мире теперь была одна Катя. Читал ли он книгу, шел ли в сад, выходил в поле - Катя не отступала. Однажды он увидел среди почты изысканный конверт со знакомым почерком. «Любимый мой», - читал и перечитывал юноша. «Чаша его любви переполнялась», - пишет Иван Бунин о Митиной любви. Краткое содержание не сможет передать чистую юношескую любвь, описанную автором, и то, как юноша счастливо ожидал следующего письма. Но его не было. Митя все реже выходил в деревню, в поле, только долго смотрел перед собой и горько качал головой.

Тягостное ожидание

Как-то Митя вышел в сад. Там работали девки и, завидев его, стали смеяться и заигрывать с ним. Юношу не отпускало тревожное чувство, что вот-вот что-то должно случиться. Краткое содержание рассказа о Митиной любви не сможет передать того отчаяния, которое испытал юноша. Он перестал замечать, как оживает природа, перестал замечать жизнь вокруг - как одержимый он думал о Кате и сказал громко, что застрелится, если письма не будет через неделю.

На другой день Митя сидел на балконе и думал, ехать на почту или нет? К воротам подъехал староста, протянул газету, сказал, что был на почте, но писем нет. Митя, глядя в книгу, твердо подумал о том, что застрелится. Как вырваться из этого заколдованного круга? Утром, только проснется, думает о Кате. В каждом встречном тарантасе ему видится Катя. В каждой усадьбе он видит Катю во всей ее женской прелести.

Как-то ехал на почту мимо станции, потянуло паровозным дымом, и Митя так явственно вспомнил Курский вокзал, Москву, Катю. Ее видение настолько неотступно следовало за ним, что юноша вздрогнул от неожиданности, когда закуковала кукушка. Продолжая краткое содержание «Митиной любви» Бунина, хотелось бы отметить, с каким трудом Митя заставил себя прекратить поездки на почту. Перестал и сам письма писать. Всячески ища спасения от Кати, он стал ездить по хозяйственным делам.

Однажды староста сказал, что книжки, которые барчук читает, это хорошо. Но жизнь-то проходит, можно и на гулянки ходить. Митя уж подумал, что тот выпивший, вот и разговорился, но тот стал юноше рассказывать про невестку лесника Аленку. Пока муж ее на шахтах, можно время с ней провести, а книжки не убегут. Завтра она будет в саду с девками гулять, вот путь и Митя туда придет.

Свидание с Аленкой

На следующий после разговора день Митя надел нарядную рубашку и пошел в сад, где девки работали. Аленка была «невелика и подвижна» и поразила Митю, как молния. В воскресенье никто не работал, и Митя отправился в церковь. Дорогою думал, что можно прожить и без Кати. Вдруг увидел проходившую мимо двора Аленку и с бьющимся сердцем отправился обратно домой.

После обеда пришел староста, сказал, чтобы барчук собирался, отвезет он его к Аленке. Та, завидев Митю, шепнула, чтобы завтра приходил, да не с пустыми руками. Приехав домой, юноша сразу лег спать и ночью услыхал нежную и грустную музыку. Митя затрепетал от умиления и, повернувшись на другой бок, тотчас заснул. Следующий день казался ему бесконечным, и Митя отправился в библиотеку. Читал ничего не понимая, с возмущением вспоминал о намерении застрелиться.

Глядя в книгу, думал об Аленке и весь начинал дрожать. В пересказе повести «Митина любовь», в кратком содержании по главам, сложно передать слова автора о томительном ожидании юношей свидания с Аленкой.

Когда мать уехала, Митя схватил с полки картуз, выбежал в сад и остановился возле шалаша, где они с Аленкой договорились встретиться. Она вышла из-за кустов в одной рубахе, заправленной в юбку. Юноша, увидев ее во всей женской прелести, внутренне ахнул. Когда они поднялись, Митя был совершенно разочарован.

Катино письмо

Дождь лил со среды до самой субботы. Весь день Митя ходил по саду и плакал. Насквозь промокший, он курил папиросу за папиросой, от холода руки посинели, но он уже в сотый раз перечитывал письмо: «Забудьте. Не поминайте лихом. Не пиши мне». Дойдя до этого места, захлебываясь от рыданий, он комкал письмо. Невозможно в пересказе повести «Митина любовь» (Бунин), в кратком содержании по главам, передать, как мучительно больно было юноше читать строки этого письма.

Вечером дождь, обрушившийся с удесятеренной силой на сад, погнал Митю в дом. Он крадучись влез в окно своей комнаты и уснул. Ему снилось, как он жарко обнимает девушку. Только не мог понять, молодая нянька это или Аленка. Проснулся Митя в горячем поту. Он думал, что все простит Кате, лишь бы она вернулась. Митя плакал от боли, раздирающей грудь. Она была так нестерпима, что он желал только одного - избавиться от нее хоть на минуту и не попасть опять в этот ужасный мир. Митя отодвинул ящик столика, поймал холодный ком револьвера, радостно раскрыл рот и с наслаждением выстрелил. Так заканчивается рассказ Бунина о Митиной любви.

Неуправляемая стихия

О трагедии любви написаны сотни книг. Но Бунин талантливо и свежо раскрывает эту тему. В первых же строках повести автор, нимало не смущаясь, обыгрывает ее. Тогда, когда чувства юноши кружились в вихре счастья, его что-то стало смущать. Ему казалось, что есть две возлюбленные: одна та, которую он желал с первой минуты знакомства, вторая - настоящая, обыкновенная.

Бунин тонко обыграл трагедию всякой человеческой любви: влюбленным свойственно идеализировать, обожествлять объект своей любви, требовать проявления тех высот души, на которые зачастую он неспособен. Как видно из содержания «Митиной любви», повесть написана в реалистичной манере, но подтекст автора нетрудно заметить: такая любовь самоубийственна и трагична.

Для героини встреча с Митей - очередной эпизод в жизни, не более того. Искренние чувства юноши, его любовь ненадолго подхватывают ее: Кате льстит любое внимание, она восприимчива к тому, чтобы ее считали лучше и прекраснее всех, она порождение среды, где все безжизненно и фальшиво. Автор показывает истинное лицо героини и в ее превращении из «барышни» в светскую даму, озабоченную нарядами и новыми знакомствами. Раскрывает ее истинную сущность и экзамен Кати, где она одета в белое платье, символ чистоты и невинности, но читает с «пошлой певучестью, фальшью и глупостью».

Трагизм Митиной любви в том, что его чувство - это неуправляемая стихия. Автор в первой же части повести показывает, насколько захватило Митю это чувство: он непрестанно девушку ревнует. Он реально оценивает и скудность Катиного интеллекта, и ее отрицательные качества. И тем не менее только при мысли, что с ней рядом кто-то другой, готов задушить соперника. Митя превратил образ Кати в идол, самоцель. Неслучайно в повести автор ссылается на Ницше, настойчиво повторявшего, что женщина - источник глупости и неразумия, она заставляет свернуть с пути мужчину, ищущего истину.

Душевная пустота

Главный герой погибает не от разочарования от любви, не от осознания вины перед Катей. Митя погибает прежде всего от потери себя. Как показывает анализ «Митиной любви», повести Бунина, легкое отношение к неразборчивым связям неизбежно ведет к чувству душевной пустоты и неудовлетворенности. Для Мити, имеющего тонкую душевную организацию, была катастрофична потеря душевной чистоты. Катя же, устроенная более примитивно, не испытывала никакого дискомфорта в этой ситуации.

Осознавая свои внутренние противоречия, Митя пытается стать другим, стать «как все», и соглашается на предложенный старостой вариант - «любовь» с сельской девкой. Можно было обратить эту связь «на пользу» - осознать свою ошибку и не повторять. Но юноша не способен пережить духовное поражение. Юноша оказался беспомощным перед жизнью, у него не было духовной опоры. Неспроста автор указывает на тот факт, что Митя отправился в церковь - он нуждался в поддержке, опоре, так как его представления о жизни пошатнулись.

Но опора Мити - это Катя, а она находится во внешнем мире. Ощутив, что без нее жизнь теряет смысл, юноша теряет внутреннее равновесие. Бунин в своих произведениях никогда не морализирует, но в его текстах всегда просматривается поучительность. Для человека катастрофична потеря душевной чистоты, вероятно, поэтому повесть Бунина заканчивается самоубийством Мити.

Катя – любовь главного героя Мити. Она будущая великая актриса. Девушка с сильным и независимым характером, которая имеет свое мнение по поводу всего происходящего вокруг нее. Она готова всю свою жизнь посвятить искусству и своим чувствам. Но Катя хочет принять плату за свою любовь, чтобы ради него отказаться от своей карьеры. Но Митя не может ей ничего предложить, он очень беден. Ее преследовало чувство, что он любит ее тело и, созданный им образ, а не ее саму. Ведь он даже не знал, какая она настоящая. Катя постепенно становиться молодой женщиной, постоянно работающей. На отношения у нее нет времени.

Митя облагораживает девушку своей любовью. Но, страстно поглощенный Митя не знает, как сдержать свои сильные порывы чувств и давит на Катю своей необоснованной ревностью. Митя, чтобы как-то разобраться в их любви уезжает далеко в деревню, обещая писать ей письма. В деревне он даже стал смотреть на других девушек. Но он долгое время не поддается плотскому влечению, думая о любви к Кате. Со временем у Катерины возникают неопределенные отношения со своим режиссером. У них одновременно дружба, но с нотками любви. Такой ход событий ранит Митю. Он полностью отдал себя любви к ней, но ее в первую очередь заботит своя карьера и она просто не замечает страданий и испытаний чувств парня.

Несчастный влюбленный все меньше проводит времени с любимой и переживает из-за утраченных чувств. С каждым ее письмом прослеживается краткость и холодность, а так же намеки на конец отношений. Последним своим письмом, она признается о чувствах к театральному директору и просит Митю забыть ее.

Митя пытается найти утешение в любви к несвободной даме, неверной жены. Парень не хочет этой связи и сопротивляется зову тела. Он понимает, что эта интрига не залечит его старую сердечную рану, а только доставит неприятностей. К тому же, парень уверен, что может разбить сердце этой неприличной даме, и эти переживания не дают ему покоя. Тяга к Аленке, все же побеждает, и он добивается связи с ней, не в силах побороть себя. На смену приходит разочарование в жизни, вместо утешения. Его не удовлетворяют телесные отношения, ему нужны настоящие, душевные. Он постоянно перечитывает старое Катино письмо. Он чувствует стыд и злость на себя и окружающих. Митя не смог справиться с душевными ранами. Он решает сделать страшный шаг - лишить себя жизни.

Картинка или рисунок Митина любовь

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Оперы Моцарта Дон Жуан

    Дон Жуан - богатый соблазнитель и обманщик женщин. У него есть слуга Лепорелло, который не одобряет похождений своего господина. Действие произведения происходит в Испании.

  • Краткое содержание Либерал Салтыков-Щедрин

    В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг.

  • Краткое содержание Куприн Четверо нищих

    Этот рассказ Куприна по-французски изящен. Здесь автор раскрывает историю десерта, которую он сам признаётся, что мог «случайно» придумать. В самом начале автор обращается к читателю с вопросом об этом десерте

  • Краткое содержание Беккер Гном

    Сестры Марта и Магдалена рано осиротели. Терпя нужду и страдания, они сближаются, но, вместе с тем, они слишком разные и между ними сквозит вражда и антипатия. Марта – высокомерна, с копной черных волос и такими же черными глазами.

  • Краткое содержание Айтматов Лицом к лицу

    Произведение является одним из философских размышлений писателя, выраженных им в собственном творчестве литературной прозы.


Катя является возлюбленной Мити. Она милая, хорошенькая девушка с небольшой фигуркой, свежа и молода; посещает студию Художественного театра, обучается в частной театральной школе, живет с мамой, давно оставившей мужа, «всегда курящей, … нарумяненной дамой», имевшей малиновые волосы.

Катя, в отличие от Мити, не поглощена любовью, по замечанию Рильке, она живет в своей театральной, фальшивой среде, поэтому Митя не смог бы с ней жить.

Директор школы потакает её увлечению. Это самодовольный актер, имеющий бесстрастные и печальные глаза. Каждое лето он отправляется отдыхать с очередной ученицей, совращённой им.

Директор начал заниматься с Катей во время Великого Поста. Бунин изображает важные события, происходящие в жизни героев, во время поста в ряде произведений («Пароход „Саратов“», «Чистый понедельник»).

Катя сдает директору экзамен на шестой неделе поста, последней перед Страстной. На экзамен она пришла во всем белом, подобно невесте, что свидетельствует о двусмысленности ситуации.

Этой весной Катя значительно меняется, она становится молоденькой светской дамой, которая постоянно куда-то спешит. Все реже случаются свидания с Митей, и перед его отъездом в деревню у Кати был последний всплеск чувств.

Катя не следует их уговору с Митей и пишет ему лишь два письма и уже во втором признается в измене с директором. Катя признает, что она «гадкая, испорченная», но она безумно любит искусство и уезжает с директором. Митя в отчаянии, именно сейчас он задумывает самоубийство.

Митя является главным героем повести. Он переживает переходный возраст. У него уже присутствует мужское начало, но еще много мальчишеского. Черные жесткие волосы, большой рот, расширенные глаза, которые Катя называла «византийскими», - такова внешняя характеристика героя.

В повести рассказывается о жизни и смерти Мити, по времени это немного более полугода. Все началось в декабре, когда состоялось его знакомство с Катей, и окончилось в середине лета, когда он покончил с собой. Мы узнаем о прошлом героя из его отрывочных воспоминаний, которые тем или иным образом связаны с основными темами повести - любви и смерти.

Митю любовь захватила, когда он был совсем юным, это было что-то невероятное, о чем нельзя рассказать на человеческом языке. Однажды в саду, находясь рядом с молодой женщиной, он почувствовал, как в нем чувства поднялись «горячей волной». Первой его любовью была, вероятно, нянька, затем была соседка-гимназистка, от любви к которой он испытывал «острые радости и горести». В прошлом году заболевшего в деревне Митю настигла весна и вскружила ему голову «первой настоящей любовью». Митя был погружен в мартовскую природу, наполненную «влагой жнивья и черной пашни» и испытывал «беспредметную, бесплотную любовь» к окружающему миру. Такие чувства владели Митей вплоть до декабря его первой студенческой зимы, до того времени, когда он встретил Катю и почти мгновенно влюбился в нее.

Наступила пора безумного, всеобъемлющего счастья, которая длилась до девятого марта, ставшего последним счастливым днем в Митиной жизни. Катя говорит о «цене» её любви. Она не готова ради возлюбленного отказаться от искусства - театральной карьеры, которая начнется этой весной, после окончания частной театральной школы. Само изображение театра Бунин сопровождает интонацией декадентской фальши, резко подчеркивая свое отрицательное отношение к модернистскому искусству. Для выпускного экзамена Катя выбрала стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре», которое, по мнению Бунина, было манифестом декадентского искусства. Мите чтение девушки кажется «пошлой певучестью… и глупостью в каждом звуке».

Порой непрерывного счастья стали для героя январь и февраль. Но прежде цельное чувство его начинало раздваиваться. Иногда он чувствовал, будто существует две Кати, совершенно непохожие друг на друга: одну Митя страстно любил, а другая была подлинной и обыкновенной.

Митя жил на Молчановке, в студенческих номерах, а Катя - на Кисловке, вместе с матерью. Они встречались, их встречи наполнены дурманящими поцелуями, день ото дня все более пылкими. Митя сгорал от ревности, представляя Катю с другим мужчиной.

Подходила к концу зима, ей на смену шла весна. Ревность все больше подавляла любовь, но при этом и страсть возрастала с невероятной силой. Бунин видел в это иррациональность чувства. Катя считала, что Митя любит ее тело, но не душу. Митя же был совершенно измучен двойственностью их отношений и неопределенной чувственностью. В конце апреля он отправился в деревню, чтобы разобраться в своих чувствах. Перед его отъездом к Кате вернулась ее прежняя нежность и страстность, она даже впервые заплакала. Герой снова почувствовал ее близость к нему. Молодые люди договорились о том, что Митя летом приедет в Крым, куда Катя отправится отдыхать с матерью.

Вторая тема повести – тема смерти – звучит в сцене сборов перед отъездом. Протасов, единственный друг Мити, утешает его и говорит словами Козьмы Пруткова: «Юнкер Шмидт! Честное слово. Лето возвратится». Однако читателю известно, что в стихотворении тоже есть мотив смерти: «Юнкер Шмит из пистолета хочет застрелиться!» Еще раз этот мотив проходит в повести, когда напротив Митиного номера в окне студент исполняет романс А. Рубинштейна, в основу которого положено стихотворение Г. Гейне: «Полюбив, мы умираем». Во время поездки в поезде автор снова возвращается к теме любви. По пути в деревню душа Мити переполнена чистой и нежной привязанностью, его одолевают мысли о том, к чему он за зиму приблизился с Катей.

В прощальном эпизоде большое значение имеет аромат Катиной перчатки, несколько раз вспоминаемый Митей. В соответствии с законами мелодической композиции в повести переплетены лейтмотивы, противостоящие друг другу: запах любви, который олицетворяют Катина лента для волос и перчатка, и запах смерти, «страшный, мерзкий, сладковатый», который вспоминается Мите в связи с похоронами отца, который умер девять лет назад. Первое время Митя чувствует себя в деревне свободным от подозрений, так измучивших его, однако именно в этот момент в канву повествования вклинивается третья тема – любовь без духовной составляющей. Надежда на счастливое будущее с Катей угасает, и Митю все больше захватывает чувственность: он испытывает вожделение при виде деревенских девушек. Моющая окна поденщица, горничная Параша, девки Сонька и Глаша – все они вызывают у Мити чувственный интерес.

Тема деревни, естественной среды у Бунина связана с томлением и чувственностью, поэтому деревенские герои и принимают большее или меньшее участие в совращении Мити.

Бороться с плотскими искушениями Мите помогает лишь любовь к Кате. Ольга Петровна, Митина мать, занята по хозяйству, еще не приехали брат Костя и сестренка Аня. И Митя предоставлен сам себе – он живет памятью о страстной любви, пишет пылкие письма своей возлюбленной, рассматривает её фотографию: любуется прямым, открытым взглядом Кати. Девушка отвечает редко, ее письма немногословны. Пришло лето, от Кати по-прежнему нет писем. Митя мучится невыносимо: прекрасный мир кажется ему бессмысленным и ненужным. Ему вспоминается зима, концерт, Катина шелковая лента, но даже о ней он теперь думает с содроганием. Митя не может дождаться весточки от любимой, даже сам ездит за письмами, но ответа нет. В отчаянии юноша принимает решение застрелиться, если через неделю не придет письмо.

В этот тяжелый для Мити момент деревенский староста предлагает развлечься за небольшое вознаграждение. Сначала Митя отказывается: ему всюду видится Катя - в снах, в окружающей природе, везде, кроме реальности. Но когда староста снова предлагает ему получить «удовольствие», Митя для самого себя неожиданно соглашается. Староста предлагает Мите встретиться с Аленкой - «бабенкой ядовитой, молоденькой», у которой муж был на шахтах, да и замужем она была всего два года. Митя видит в ней нечто общее с Катей: невысокий рост, подвижность, смесь женского с детским.

По пути церковь к воскресной обедне юноша встречает Аленку. Она идет, «виляя задом» и не обращая на него никакого внимания. Митю еще способно удержать чувство греха.

Следующим вечером Митя вместе со старостой едет к свекру Аленки, леснику, у которого она живет. Староста пьянствует с лесником, а Митя случайно встречается с Аленкой в лесу и, не в силах совладать со своими чувствами, договаривается о завтрашнем свидании в шалаше. В течение ночи и следующего дня усиливается мотив смерти. Вот Митя видит себя висящим над пропастью, огромной и слабо освещенной, то ему чудится, что в доме «страшно пусто»; в вечернем небе появляется Антарес и т. д. Митя идет к шалашу, туда же приходит Аленка. Юноша отдает ей пятирублевку и чувствует непреодолимое телесное желание, которое, однако, не переходит в душевное. После случившегося далее Митя чувствует глубокое разочарование. В субботний день на той же неделе идет дождь. Митя бродит по саду, перечитывая Катино письмо, в котором она сообщает ему, что уезжает с директором. Гром прогоняет молодого человека в дом. Он влезает в свою комнату через окно и запирается. Он находится в полубессознательном состоянии: ему чудится «молоденькая нянька», несущая в руках «ребенка с большим белым лицом», потом нянька превращается в Катю, кладет ребенка в ящик комода, затем появляется господин в смокинге - директор, совративший Катю. Митя видит, как Катя отдается господину и, наконец, приходит в себя, ощущая пронзительную, невыносимую боль. Он понимает, что больше нет возврата к прежней жизни, подобной раю. Юноша вынимает револьвер из ящика ночного столика и с радостным вздохом и наслаждением делает в себя выстрел.

Р. М. Рильке основную причину трагедии видит в том, что молодой человек не способен ожидать течения событий и не может найти выхода из сложного положения, он перестает верить в то, что за мучительными страданиями придет нечто переносимое.

Повесть «Митина любовь» получила противоречивые оценки. 3. Гиппиус сравнивала произведение со «Страданиями юного Вертера» Гете, но в чувствах героя она видела «гримасничающее вожделение», имеющее белые глаза. Поэтесса М. В. Карамзина назвала «таинство любви», изображенное Буниным, благодатным чудом. Р. М. Бицилли видит в «Митиной любви» влияние Л. Толстого, указывая на неоконченную повесть «Дьявол».

Бунин же говорил, что в основу его повести легла история «падения» его племянника. По мнению В.Н. Муромцевой-Буниной, звали прототипа Николай Алексеевич Пушешников, однако внешность героя списана с брата Пети.

В своих мемуарах «Поля Елисейские» В.С. Яновский приводит свидетельство реальности прототипа: повести Бунина герой «кончает довольно банально самоубийством», на самом же деле молодой человек постригся в монахи и через некоторое время стал выдающимся иереем». В письме к 3.Шаховской В.В. Набоков отмечал, что, приступая к написанию произведения, Бунин перед собой видел образ Мити Шаховского - Дмитрия Алексеевича, брата 3.Шаховской, поэта, постригшегося в двадцатые годы в монахи и получившего имя отца Иоанна.

Катя - возлюбленная Мити («милое, хорошенькое личико, небольшая фигурка, свежесть, молодость, где женственность ещё мешалась с детскостью»). Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живет с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа.

В отличие от Мити, Катя не поглощена любовью всецело, не случайно Рильке заметил, что с ней Митя всё равно жить не смог бы - она слишком погружена в театральную, фальшивую среду. Её увлечёнию потакает директор школы, «самодовольный актер с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправлявшийся на отдых с очередной совращённой им ученицей. «Постом с К. начал заниматься директор», - указывает Бунин. Как и в рассказах «Чистый понедельник», «Пароход „Саратов“», важнейшие события в жизни героев соотносятся со временем Великого Поста. Именно в шестую неделю Великого Поста, последнюю перед Страстной, К. сдает экзамен директору. На экзамене она облачена во всё белое, словно невеста, что подчеркивает двусмысленность ситуации.

Весной же с Катей происходят важные изменения - она превращается в «молоденькую светскую даму, […] всё куда-то спешащую». Свидания с Митей всё сокращаются, и последний всплеск чувств Кати совпадает с его отъездом в деревню. Вопреки уговору, Катя пишет Мите всего два письма, причём во втором признается, что изменила ему с директором: «Я дурная, я гадкая, испорченная […] но я безумно люблю искусство! […] я уезжаю - вы знаете, с кем…» Это письмо и становится последней каплей - Митя решается на самоубийство. Связь с Алёнкой лишь усиливает его отчаяние.

Митя (Митрий Палыч) - студент, главный герой повести. Находится в переходном возрасте, когда мужское начало переплетается с ещё не полностью отслоившимся детским. М. «худой, нескладный» (девки в деревне/прозвали его «борзым»), делающий все с мальчишеской Неловкостью. У него большой рот, черные жесткие волосы, -/«он был из той породы людей с черными, как бы постоянно расширенными глазами, у которых почти не растут даже в зрелые годы ни усы, ни борода…» (возлюбленная М., Катя, называет его глаза «византийскими»).

Повествование о жизни и смерти М. охватывает период чуть более полугода: начиная с декабря, когда он познакомился с Катей, и до середины лета (конца июня - начала июля), когда он кончает с собой. О прошлом М. мы узнаем из его собственных отрывочных воспоминаний, так или иначе связанных с главными темами повести - темой всеохватывающей любви и темой смерти.

Любовь захватила М. «ещё в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке», когда однажды в саду, рядом с молодой женщиной (вероятно, нянькой) «что-то горячей волной взыграло в нем», и затем в различных обличьях: соседка-гимназистка, «острые радости и горести внезапной влюбленности на гимназических балах». Год назад, когда М. заболел в деревне, - весна стала «его первой настоящей любовью». Погруженность в мартовскую природу «насыщенного влагой жнивья и черной пашни» и подобные проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали М.