Охарактеризовать басню осел и соловей. Сколько басен написал Дмитриев? Осёл и соловей

Произведения русских писателей XVIII века

Иван Андреевич Крылов.

«Осёл и Соловей».


Вопросы

1. Перечислите известных баснописцев.

2. Дайте определение басне.

3. Что такое мораль?

4. Что такое аллегория?

5. Что такое олицетворение?

6. Сколько басен написал Дмитриев?

7. Перечислите известные басни Дмитриева?

8. Назовите героев басни «Муха».

10. В чём особенность басен Дмитриева?


Цели урока: 1. активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора; 2. осуществление поиска необходимой информации о жизни и творчестве И.А. Крылова; 3. формирование умений сравнивать и сопоставлять между собой героев басни «Осёл и Соловей»; находить мораль басни и объяснять её смысл; 4. формирование умений выразительно читать басню.


Иван Андреевич

Крылов

годы жизни

(1769-1844)



Прочитайте статью о Крылове.

Стр. 31-33 . Ответьте на вопросы.

  • Как учился И.А. Крылов и какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании?
  • Какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?






Осёл и Соловей

Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Хотел бы очень я

Защёлкал, засвистал То нежно он ослабевал

Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры; И прилегли стада. И только иногда, Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, «Изрядно», говорит: «сказать неложно, А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом: Еще б ты боле навострился,

1811 год


О чём говорится в басне?

В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения.



  • Героями басни обычно являются животные.
  • Часто басня построена как диалог.
  • Басню отличает эзопов язык ( речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла).
  • Для басни характерны такие составные части: зачин, мораль, часто встречаются повторы.
  • Среди изобразительно-выразительных приемов – аллегория, олицетворение, постоянные эпитеты.

1 группа. Докажите, что произведение «Осёл и Соловей» является басней.

мораль

аллегория

олицетворение

«Осёл и Соловей» – это краткий аллегорический рассказ в стихах, высмеивающий такие человеческие пороки как глупость, критиканство, невежество.


  • Живописное и выразительное описание.
  • Изобретательное сочетание разнообразных глаголов, изображающих мелодические голосовые формы.
  • Преувеличение: «затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада».
  • «Внимало все тогда любимцу и певцу Авроры».

  • Как вы понимаете выражение « любимцу и певцу Авроры»?

  • Любимцу и певцу Авроры это перифраз, или перифраза , - троп, выражающий одно понятие с помощью нескольких; описательное выражение, замена однословного понятия многословным. Аврора – в римской мифологии богиня утренней зари.

Охарактеризуйте героев басни.

Какой Осёл?

Какой Соловей?


Прочитайте статью учебника стр. 35 – 37. Ответьте на вопрос.

Какой случай лёг в основу сюжета басни «Осёл и Соловей»?

«Осёл и Соловей». Художник А. Лаптев. 1944 г.


Басня появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни. Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и Соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.


В каких строках заключается мораль басни? В чём главный смысл басни?

Избави, бог, и нас от этаких судей.

Об искусстве часто берутся судить Ослы-невежды, и тогда истинным и даровитым художникам – Соловьям приходится туго. Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле и вообще в жизни. Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается , не является специалистом. Критиковать может только специалист в этой теме.


Какие человеческие недостатки высмеивает Крылов в этой басне?

Критиканство (придирчивая критика), некомпетентность, невежество, неспособность быть объективным, глупость, необъективное поучительство.


Не путайте!

Кто такой невежда?

Неве́жда – это малообразованный человек.

Кто такой невежа?

Неве́жа – это невоспитанный, грубый человек.




Придумайте своё название басне.

«Невежда»

«Глупый осёл»

«Глупый судья»



Басня «Осёл и Соловей».

Чтение по ролям.

Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище: Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» Тут Соловей являть свое искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом , «Изрядно», говорит: «сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом: Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Избави, бог, и нас от этаких судей.


Вопросы

1. Дайте определение басне.

2. Какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?

3. В чём смысл басни «Осёл и Соловей»?


Какая была сегодня тема урока?

О творчестве какого писателя мы сегодня говорили?

Какую басню мы сегодня проанализировали?


Домашнее задание

Выучите записи в тетради.

«3» – подготовьте выразительное чтение басни «Осёл и Соловей».

«4» - подготовьте выразительное чтение басни «Осёл и Соловей», создайте иллюстрацию к басне.

«5» – выучите наизусть басню «Осёл и Соловей».


Рефле́ксия

На уроке я работал(а)

активно

Своей работой на уроке я

пассивно

доволен/

Урок показался мне

довольна

недоволен/

За урок я

коротким

недовольна

длинным

не устал(а)

Моё настроение

устал(а)

стало лучше

Материал урока для меня был

стало хуже

понятен

интересен

непонятен

полезен

неинтересен

И. С. Тургенев писал: «С самого детства Крылов всю свою жизнь был типичнейшим русским человеком: его образ мышления, взгляды, чувства и все его писания были истинно русскими, и можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинении, трактующих об этом предмете».

На этом уроке вы узнаете ещё об одном пороке русского общества, изобличённом великим баснописцем.

Басня же, о которой пойдёт речь, была написана более ста лет назад, но не потеряла своей актуальности до сих пор.

Рис. 1. О. А. Кипренский. «Портрет И.А. Крылова», 1816 ()

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Какой-то вельможа (по словам одних - гр. Разумовский, по другим - кн. А. Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» - «Не умею», - скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»

После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

Обратимся к тексту басни.

Осел и Соловей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен» ()

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был к себе несравненно строже, чем его читатели: он по многу раз переписывал одну и ту же басню, всякий раз переделывал её и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, которое, как он выражался, «ему приедалось». Именно поэтому мы можем утверждать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несёт определённую смысловую нагрузку.

Итак, в басне два ключевых образа: Осёл и Соловей.

Какие слова и выражения использует баснописец, чтобы создать образ Осла? Обратимся к словарю.

«Дружище» - фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не являлся другом Осла, что придаёт его обращению ещё больше фамильярности и небрежности, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Осла).

Далее - слово «мастерище» , казалось бы, передаёт восхищение. Мастерище - это мастер, виртуоз в своём деле, да ещё в превосходной степени. Но созвучность со словом «дружище», да ещё явная тавтология «великий мастерище» вновь негативно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.

ТАВТОЛО́ГИЯ (от греч. tauto - «то же самое» и logos - «слово, понятие») - повторение одного и того же разными словами. В качестве стилистического приема относится к роду плеоназма (излишества).

«Изрядно», - говорит Осёл, прослушав пение Соловья. «Изрядно» - значит «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометой «разг.», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах «уставясь» и «навострился».

Деепричастный оборот «уставясь в землю лбом» напоминает нам об ослином упрямстве. А сразу за ним - совет «немножко поучиться» пению у петуха, который судя по местоимению «нашим» является близким приятелем Осла. А теперь вспомним знаменитую пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух является другом такого же невежи Осла.

Образ Осла вызывает смех у читателя. Такое изображение называется КОМИЧЕСКИМ .

Какими же художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья?

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался» . А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался» , эпитет «томной» свирелью.

Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей: «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался».

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры…

АВРОРА - богиня утренней зари (древнеримская мифология).

Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поёт, этим автор показывает, что невежественное (просторечное и разговорное) чуждо этому герою в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом использует в основном разговорную и просторечную лексику.

Автор использует приём антитезы , противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, который очаровывает своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, который ничего не понимает в настоящем искусстве.

АНТИТЕЗА - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чём не имеет никакого представления.

Мораль басни заключается в словах: «Избави Бог и нас от этаких судей». С помощью приёма аллегории, баснописец передаёт своему читателю мысль о том, что, если о настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.

МОРАЛЬ - это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Басня «Осёл и Соловей» была написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не потеряла своей актуальности, потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время.

  1. Басни Крылова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: ().
  2. Библиотекарь.РУ. Писатели 19 века. Иван Андреевич Крылов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Иван Крылов. 1769-1844 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  4. Крылов Иван Андреевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  5. Крылов Иван Андреевич. Воспоминания Современников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  6. Русская литература XIX века. Иван Андреевич Крылов. 1760-1844 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей».
  2. * Создайте иллюстрацию к басне И.А. Крылова «Осёл и Соловей», используя некоторые приёмы создания комического изображения. Например гротеск (преувеличение) : огромная голова Осла, как признак «большого» ума, но преувеличенно маленькая фигурка Соловья, подчёркивающая, что его значимость не во внешности, а в умении петь. Или деталь . Например очки у Осла, которые ему не нужны, потому что он прекрасно видит и без них, поэтому смотрит не в очки а поверх них.
  3. * Предположите, что Осёл из-за своего упрямства все-таки решил познакомить Соловья со своим приятелем Петухом и написал об этом в письме. Соловей хорошо воспитан и вежлив, поэтому отвечает на письмо Осла. Завязывается небольшая переписка. Придумайте эту переписку (сохраните особенности речи каждого из героев).

Вчитаемся в басню И.А. Крылова «Осел и Соловей»*. Как она воспринимается современным человеком?

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?».
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

Вначале вспомним, что басня относилась к числу низких стихотворных жанров эпохи классицизма. Для низких жанров были характерны сугубо разговорные, бытовые слова и выражения.
Когда я попросила своих девятиклассников перевести текст на современный русский язык, они удивились: «А что там непонятного!». Однако построчный разбор показал, что не все так очевидно.

Послушай-ка, дружище! При всей современности этого выражения в разговорной речи оно не употребляется (представьте себе мужчину 40–60 лет: он такого никогда не произнесет!). Как ни странно, подобное обращение может прозвучать в переводе американского детектива – по-видимому, как эквивалент англ. fellow . В разговоре крыловскому дружище соответствует друг , может быть, даже мужик . Я бы назвала такое словоупотребление стилистическим архаизмом.

Сказывают. Устаревшее слово. Ему соответствует современное говорят .

Великий мастерище. Неясно, существовало ли слово мастерище в прошлом. Мы бы сказали большой мастер . Слово великий воспринимается как стилистически высокое (великий музыкант) или ироничное (великий комбинатор) .

Хотел бы очень я сам посудить… Мы говорим: судите (или посудите ) сами – но по отношению к самому себе это выражение сейчас не употребляется.

Велико ль подлинно твое уменье? Слово подлинно в данном значении устарело и не употребляется. Ему соответствует современное действительно . Необычен и вопросительный знак в конце изъяснительного придаточного предложения.

Являть свое искусство. В современном языке используется выражение показывать свое искусство ; являть может встретиться только в стилистически возвышенном контексте.

Засвистал на тысячу ладов. Это выражение сейчас малоупотребительно. Его можно увидеть в художественном или публицистическом тексте, но из разговорной речи оно ушло.

Отдавался. Это слово в данном значении устарело и не употребляется. Мы говорим: Вода немного отдавала тиной или Вдалеке раздавалось эхо .

Внимать. Слово воспринимается как возвышенное. Соответствующий фрагмент явно был возвышенным и в эпоху Крылова: об этом говорит упоминание богини Авроры; он пародирует пастораль.

Чуть-чуть. Сейчас у этого выражения несколько изменилась сочетаемость: в басне чуть-чуть дыша означает «очень тихо, стараясь не дышать»; сейчас так не говорят, хотя можно сказать чуть-чуть подталкивая («немного подталкивая»).

Скончал певец. Глагол скончать – архаизм; ему соответствует современное закончить .

Уставясь, услыша. Сейчас эти формы деепричастий не употребляются – им соответствуют уставившись , услышав (грамматический архаизм).

Изрядно. Данное значение («хорошо, здорово») устарело.

Сказать неложно. Слово неложно не употребляется. Этому выражению соответствуют наши правда сказать , и вправду .

Боле. Грамматический архаизм – ср. больше .

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина “Microushi”. Посетив сайт интернет-магазина, который располагается по адресу http://microushi.od.ua/articles/kak-legko-i-prosto-sdat-zno/#.Uozh1cRFB2E, Вы сможете узнать как сдать зно без особых затрат и хлопот. Не уверены в том, что напишите выпускные экзамены на нужный Вам балл? Или нужна помощь на зачете или экзамене в вузе? Микронаушники – вот, что поможет Вам. Этот гаджет придется по душе как студентам, так и бизнесменам, ведущим на ТВ, продюсерам и частным детективам. Также на сайте интернет-магазина Вы найдете полезные статьи об использовании микронаушников, отзывы пользователей и подробный каталог с указанием подробных характеристик устройств.

* Цитируется с сохранением орфографии и пунктуации по изд.: Крылов И.А. Басни. – М.: Советская Россия, 1969.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок сделан на основе программы и учебника по литературе для 6 класса под ред.В.Я.Коровина (Программа по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровина и учебник по литературе для 6 класса (В.П.Полухина и В.Я.Коровина) М.: Просвещение. 2012 г.

Личностные УУД:

  • Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные УУД:

  • Планировагие своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные УУД:

  • Осуществление поиска необходимой информации о личности и творчестве И.А. Крылова.
  • Определение басни как одного из старейших жанров литературы по характерным признакам.
  • Понимание аллегорического смысла басен, мораль.
  • Деление на смысловые части, составление плана.
  • Использование выразительного и осознанного чтения умение анализировать текст.
  • Инсценирования, составлениея мультимедиа-презентаций на литературную тему
  • Сравнение и сопоставление между собой героев басни, освоение фразеологизмов, пословиц, поговорок.
  • Воспитание в детях доброты, порядочности, тактичности, патриотизма, чувства прекрасного.

Коммуникативные УУД

Задавать вопросы.

  • Ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии.
  • Учитывание разных мнений в сотрудничестве.
  • Создание поблемных ситуаций на уроке.
  • Работа с текстом басни “Осел и Соловей”.
  • Осмысление прочитанного; составление кластера и синквейна.

Тип урока: изложение нового материала

Методы обучения: иллюстративно-словесный, работа с компьютерной моделью

Формы работы: работа скомпьютерной моделью (слово учителя, прослушивание аудиозаписи, демонстрация портрета И.А.Крылова, иллюстраций к басням.

Эпиграф к уроку:

“Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.
А.С.Пушкин

1. Работа с эпиграфом.

Согласны ли вы с высказыванием поэта?

Слайд №1 открывает урок.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Слово учителя.

О ком это стихотворение М.Исаковского?

Сегодня мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путём И.А.Крылова.

Слайд №2 (тема урока)

Тема сегодняшнего нашего урока “ Иван Андреевич Крылов. Басня “Осёл и Соловей” - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства”.

Слайд № 3 (цели урока)

Прошло более 240 лет со дня рождения Крылова, а басни его актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить своё Отечество.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов и его басни.

Какими были детские годы И.А.Крылова?

Индивидуальное задание.

Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.

Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.

Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.

Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.

А как складывался творческий путь Крылова? Как он стал баснописцем?

Индивидуальное задание.

Иван Андреевич Крылов начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был журналистом. Он издавал журналы "Почта духов", "Зритель". В конце 1780 - начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова к жанру басня.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська".

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней.

Итак, основным в творчестве Крылова была басня.

Вспомним, в чём особенность жанра басня? Посмотрим по словарю определение басни.

(Слайд №4)

Запись в тетради необходимых терминов:

Басня - это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей.

А какие две части включает в себя басня?(Слайд №5)

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)

Назовите основные компоненты басни.(Слайд №6).

Аллегория - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира - злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение-наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Откуда берёт свои истоки басня?

Слайд №7 знакомит с личностью Эзопа.

Эзопов язык-умение замаскировать главную мысль

(по имени греческого баснописца Эзопа)

Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э., был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни. Отсюда и пошло выражение “эзопов язык”.

А сейчас, ребята, посмотрите, как всё сказанное о басне можно изобразить в виде кластера. (Слайд №8). Перечертите его себе в тетрадь.

Физкультминутка

А сейчас проведём викторину по басням Крылова, которая покажет, как вы знаете его басни. (Слайды № 9 – 15)

Викторина по басням Крылова предлагается в трёх частях:

1. Что это за басня? О каком герое идёт речь? - по иллюстрации

“... Лето красное пропела, оглянуться не успела” - “Стрекоза и Муравей”, Стрекоза

“...То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет” - “Мартышка и Очки”, Мартышка

“...Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” - “Волк и Ягнёнок”, Волк

2. Назови басню и крылатое выражение из неё.- по иллюстрации

“Лебедь, Щука и Рак” - А воз и ныне там...

“Слон и Моська” - Ах, Моська! знать она сильна, что лает на Слона...

“Квартет” - А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь!

3. Каким героям Крылова поставлен памятник? А как называется басня?

Ответы даются тут же, что позволяет сразу проверить себя, а также получить новую информацию, что стимулирует интерес учеников к чтению других басен Крылова.

Учитель: Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. А сегодня мы познакомимся с вами с басней “Осёл и Соловей”. (Слайд № 16)

А какова история создания этой басни? (Индивидуальное задание по учебнику, стр.36)

Следующий этап урока – чтение басни подготовленным заранее учеником.

Работа с текстом басни “Осёл и Соловей”.

I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте.

(Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью).

Почему Крылову особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья?

(Соловей – мастер своего дела, истинный певец природы).

II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей?Прочитайте.

(Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”).

Это ещё раз доказывает, что Соловей – мастер, который очаровывает своим пением.

III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?

(Осёл – глупый, который ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения).

Какова мораль этой басни?

(“Избави Бог и нас от этаких судей”.)

Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов?

(О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.)

Актуальна ли басня в наше время, несмотря на то что была написана более 100 лет назад?

(Думаю, да. Потому что таких глупых судей, как Осёл можно встретить в жизни и в наше время).

Дети составляют синквейн к образу Соловья и Осла.

Следующий этап урока - прослушивание в записи МР3 басни “Осёл и Соловей”.

А теперь прослушаем басню в исполнении актёра Алексея Колгана.

Понравилось вам чтение басни в исполнении Алексея Колгана? Удалось ли актёру передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения?

А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке.Проведём тест.

1. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2. Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

А) аллегория;

Б) сравнение;

В) метафора.

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя;

Б) главной мысли произведения;

В) темы произведения.

4. Моралью басни “Осёл и Соловей” является:

А) сожаление об утраченном сыре;

Б) осуждение глупости и тупости;

В) поощрение хитрости.

5. Где находится мораль в басне “Осёл и Соловей”:.

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.

А теперь поменяйтесь тетрадочками, проверьте знания своего соседа. Сверьте с данными ответами.

Читая басни И.А.Крылова, мы убеждаемся, что они не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Высоко оценил творчество великого баснописца ещё в XIX веке А.С.Пушкин (П.А.Вяземский). (Слайд №17).

“Крылов – самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.

“Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят”.

6. Конкурс художников. Ребята, вы прочитали много басен Крылова.Кто из героев басен вам показался интереснее всего, кого бы вы хотели изобразить на рисунке?Выполните зарисовки так, чтобы можнобыло догадаться, персонаж какой басни изображен. (Звучит музыка).

7. Пантомима “Осел иСоловей”.

На следующем уроке мы продолжим знакомство с баснями Крылова.

Выставление оценок.

Домашнее задание: (Слайд №18).

Общее задание:

1) выразительное чтение басни “Осёл и Соловей” (по выбору наизусть или по ролям);

2) ответить на вопрос №2 (стр. 43 учебника).

Индивидуальное задание:

  • I вариант – история создания басни “Листы и Корни” (стр. 39-40 учебника);
  • II вариант – история создания басни “Ларчик” (стр. 42-43 учебника);

По желанию - проиллюстрировать басню.