Семинары в доу для психологов по фгос. Семинар-практикум для педагогов педагог и ребенок: барьеры в общении

Данный материал содержит практические методы и приёмы, направленные на формирование у педагогов способности самостоятельно сохранять психологическое здоровье, которое является основой профессионального долголетия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Сохранение психологического здоровья педагогов»

Цель: создать условия для формирования у педагогов способности сохранять собственное психологическое здоровье, которое является предпосылкой к профессиональному долголетию.

Задачи :

  1. познакомить педагогов со здоровьесберегающими технологиями по сохранению психологического здоровья.
  2. показать и отработать приемы снятия мышечного напряжения на основе работы с собственным телом;
  3. развитие коммуникативных навыков педагогов;
  4. снятие эмоционального напряжения у педагогов.

Оборудование, материалы : маркеры, ножницы, газетные вырезки, карандаши, ватман, бумага, ручки.

Предварительная работа: подбор газетных вырезок о здоровье, составление писем для родственников и близких педагогов.

Ход:

I. Вводно-организационная часть:

Педагоги располагаются по кругу. Добрый день, уважаемые педагоги. Я прошу вас в начале нашего занятия подумать и на каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ назвать то, что оно нам даёт.

З – значимость, замечательное самочувствие.

Д – долголетие, доброту, доверие.

О – очарование, обаяние

Р – радость, решительность

В – веру, восхищение, воодушевление.

Е – естественность.

II. Теоретическая часть

Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию, продлевает профессиональное долголетие.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

Неблагоприятные воздействия напряженных факторов или ситуаций вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (характеризуется возникновением эмоциональных реакций у педагога).

Французский философ XVI века М. Монтень сказал: « Получать удовольствие от собственной профессии - значит быть Мастером своего дела. Быть Мастером - жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству - как подъем в гору с полными ведрами воды… Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Педагога, Педагога - мастера?» По вашему мнению, как это можно сделать? (обсуждение с педагогами).

III. Практическая часть

Мы с вами неоднократно говорили о том, что психологическое здоровье зависит только от самого человека. У каждого человека бывают взлёты и падения, без них просто нет жизни. И, конечно же, каждый человек сам выбирает для себя способы саморегуляции и настроя на деятельность.

Я предлагаю вам несколько таких упражненеий.

Упражнение «Не урони вазу»

Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются.

Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Мышцы рук расслаблены. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям. Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые.

Часто бывает, что человек ощущает чувство тяжести в душе, думает о чем-то отрицательном. Это упражнение помогает избавиться, сбросить с себя негативную информацию.

Упражнение «Кошка»

Давайте с вами вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. Что чувствуете при напряжении? При расслаблении?

Цветотерапия

Мы знаем, что цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека, давайте мы отдохнем и посмотрим на множество ярких красок в нашем мире, вспомним положительные моменты нашей жизни и расслабимся (музыкальная цветотерапия с наложением релаксационного текста) Что Вы почувствовали? О чем вы думали в момент расслабления?

Упражнение по отработке выразительности интонации

В силу разнообразия деятельности педагога, бывает так, что мы не всегда можем строить свои высказывания, отвлекаясь от главных мыслей. Наша интонация влияет на качество восприятия информации и уровень интенсивности ее запоминания. Поработаем над интонацией.

1) Произнесите совершенно по-разному одну и ту же фразу «Я здоровая, успешная, спокойная »

громко

тихо

растянуто

нежно

злобно

удивленно

торжественно

Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Она рекомендована японским специалистом по точечному массажу Иосиро Цуцуми. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

  • Трем ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление.
  • Точки вокруг глаз слегка раздражайте подушечками пальцев поочередно по ходу часовой стрелки (одну минуту).
  • Массируем брови, чередую надавливания от слабых к средним и наоборот.
  • Тщательно массируйте кончики мизинцев в течение 2 минут каждый.

Сейчас я предлагаю вам немного поменять свою профессию и стать журналистами . Для этого я предлагаю распределить роли. У нас есть редактор, журналист - интервьюер, художник - оформитель, который оформляет первую страницу нашей газеты, журналисты. Ваша задача создать небольшой журнал или газету, придумать её название, придумать название колонок, после оформления газету отдают редактору и в печать. Газета о здоровье педагога

Ещё одна психологическая техника, которая настолько безопасна и универсальна, что психологи ее рекомендуют в качестве "домашнего задания" своим клиентам. Она поможет вам отпустить некоторые чувства и эмоции, которые доставляют вам дискомфорт, отреагировать их и осознать. Эта техника эффективна при потерях, расставаниях, обидах, чувстве вины и прочих "социальных" чувствах.

Ее можно использовать всегда, когда вы считаете что вам это необходимо.

Техника написания писем.

Вам нужно минимум - 15 минут свободного времени. В это время вас никто не должен дергать и тревожить. Посвятите это время исключительно себе и этому упражнению.

Приготовьте несколько пустых листов бумаги и ручку. Лучше всего писать именно рукой, а не печатать на компьютере. Так эффект лучше.

Сосредоточьтесь на ваших чувствах и на том, кто им "виной". На том человеке, с которым они связаны. Побудьте немного в этом.

А теперь начинайте писать. Обращайтесь к этому человеку и пишите все, что хотите ему сказать прямо сейчас. Главная задача - выразить свои чувства. Чем меньше цензуры и контроля будет в вашем письме - тем лучше. Допустим и поощряется мат, ультиматумы, обвинения, гневные укоры, обзывательства. Все, что вам хочется сказать прямо сейчас, даже если вы обычно не говорите ничего подобного в жизни. Помните что это не просто письмо, а психологическая техника. Чем лучше вы раскроетесь, тем лучше она подействует.

Приветствуются фразы в духе "ты должен был" или "я требую чтобы", "ты мне обязан", "я тебя ненавижу" и так далее.

Акцентируйтесь на том, чтобы обращаться с человеком. Не уходите в пространные размышления "о том как" или "о том что". Например, если повод написания письма - измена - не стоит рассуждать о том, что "измена подрывает доверие в парах и, согласно исследованиям бла-бла-бла". Пишите "ты козлина, я тебе верила, а ты - кобель!".

Важно адресовать письмо человеку. Адресовать свои высказывания человеку. Расскажите ему, что вы чувствуете. Что он должен был делать, что он должен сделать сейчас. Обзовите его всеми словами, какими захочется. Важно "выдохнуть" письмо. А хороший выдох тот, который до конца.

Когда вы почувствуете, что сказать больше нечего - отложите ручку. Теперь перечитывайте письмо. Перечитывайте столько раз, сколько посчитаете нужным. Проживайте эмоции, которые выплеснули до тех пор, пока они не потеряют силу. А затем уничтожьте письмо. Рекомендуют два способа уничтожения:

  • Сжечь. (Помните о противопожарной безопасности);
  • разорвать на мелкие кусочки и спустить в унитаз (помните о гневе сантехника).

Способы равнозначны - выбирайте любой. Главное - никогда, ни при каких условиях, не давайте это письмо адресату ! Это очень чревато. Если уж вам так надо, то лучше перескажите потом ему содержание. Само письмо - это исключительно выплескивание ваших эмоций, а не личное послание для коммуникации. Нужно это понимать.

Я попрошу вас написать сегодня письмо «Письмо своему здоровью». Обсуждение написания писем, какие возникали чувства, эмоции.

Притча:

«Пришла женщина к Богу и попросила полегче крест, а то слишком у неё тяжёлая жизнь: дети не радуют, муж относится не должным образом, да и на работе проблемы. Бог ей предложил выбор, завёл на склад, где крестов было видимо-невидимо. Женщина один подержала – тяжёлый показался, ёще один – тоже тяжелый, она попробовала все кресты по-очереди и, подойдя к выходу, заметила небольшой крестик. Дама очень обрадовалась, всем подошёл ей этот крест, и она твердо указала Богу на свой выбор. На что Всевышний ей ответил: «Так это твой крест и есть, ты выбрала свой крест!»

Уважаемые женщины, я знаю, что каждая из вас несёт свой нелёгкий крест с достоинством, но каждой хочется, чтобы мир вокруг нас был ещё лучше и ещё благосклоннее к нам. Прежде всего Любите себя и не позволяйте никому сомневаться в том ЧТО ВЫ ПРЕКРАСНЫ!!!

Я очень всем благодарна за то, что вы нашли время и не поленились придти сегодня на занятие. Хочу вам пожелать здоровья, женского счастья, нежной Любви, открытых улыбок и Внутренней Гармонии вам и вашим близким.

Я приготовила письма для ваших близких. Отдайте их своим родственникам, чтобы они их прочли.

Электронная литература

Добрый день.

Очень рада, что моё письмо сейчас находится в ваших руках. Я не займу много вашего времени. Я лишь хотела сказать вам спасибо. Спасибо за то, что вы поддерживаете, всегда находитесь рядом со своим близким человеком.

Ведь профессия _________________________________ сложная и требует уравновешенности, спокойствия и любви к детям.

Замечательный, профессиональный педагог. Она всегда придёт на помощь, поддержит в трудной ситуации. В этом есть и ваша заслуга.

Для каждого человека важна его семья и ___________________________________ не исключение.

Именно в своей семье человек чувствует себя нужным, любимым, счастливым и, конечно, же, находит новые силы для профессиональной деятельности.

Я желаю вашей семье процветания и благополучия, что бы всегда вы находили нужные слова и любили друг друга.

Педагог-психолог


КОМУ: родственникам и близким

__________________________________________________

ОТ КОГО: педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 16» Варушкиной М.В.


Ольга Баюн
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье педагога»

Уважаемые педагоги !

1. Я рада Вас всех приветствовать здесь и тема нашего сегодняшнего собрания : «.» Семинар будет проходить в непринужденной обстановке, обладая отдыхательным характером. Я думаю об актуальности данной тематики долго говорить не нужно, все мы прекрасно знаем, что педагог находится в круговороте отношений : дети –родители – коллеги –администрация+внешние факторы (ФГОС) +собственная семья педагога . В связи с введением ФГОС от педагогов требуется использование в своей работе личностно- ориентированного подхода к ребенку, употребление проектных методик, владение другими разнообразными методами и приёмами, что в свою очередь требует сильных энергозатрат. Таким образом, очевидно, что по прошествии определённого количества времени, у педагога начнут проявляться признаки усталости, напряжённости, приводящие к психосоматическому нездоровью . Так как же нам сохранить наше бесценное психологическое здоровье ? Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «психологическое здоровье » (раздаются маленькие листочки с просьбой написать на них, а как вы сохраняете своё «психологическое здоровье » , делается «коврик» , где записи ранжируются по степени важности. Вывод : таким образом, мы с вами обозначили наши внутренние ресурсы, при помощи которых мы сохраняем своё психологическое здоровье и очень многое зависит от нас в этом деле.

2. А теперь мы с вами поподробнее остановимся на признаках психологического здоровья :

По определению «Психологического словаря » (под ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г.) психологическое здоровье толкуется как «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Психологическое здоровье имеет два признака :

1. Соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или стремление к золотой середине. Этот признак находит своё отражение во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности и до наших дней.

2. Эффективная адаптация – социальная, социально – психологическая и интрапсихическая (другими словами, это гармония с природой, людьми и с самим собой.

Данные признаки конкретизируются в критериях, которые позволяют оценить степень ПЗ данного конкретного человека, наличие или отсутствие таких черт как : выраженность критичности и самокритичность, способность к самоконтролю, коммуникативная эффективность, чувство юмора, умение видеть позитив в сложных жизненных ситуациях говорят об уровне ПЗ педагога . (выдать анкеты или список признаков здоровья )

А сейчас, я предлагаю вам разделиться на 5 команд и изобразить портрет психологически здорового человека , а с другой стороны записать черты личности здоровой во всех отношениях (раздаются приготовленные маски с прорезями, спикер зачитает черты здоровой личности ).

Итак, мы разобрались каковы признаки здоровья и как выглядит здоровый человек , а теперь нам жизненно-необходимо узнать от чего зависит наше психологическое здоровье .

Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют :

Внешние источники :

Незнание способов саморегуляции;

Снижение физической активности, сидячий образ жизни;

Нерациональный режим труда и отдыха.

Социальные источники :

Высокая ответственность за жизнь и здоровье детей .

Внутренние источники :

Личностные особенности педагогов : неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.

Интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;

Факторы, ослабляющие нервную систему : курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.

На мой взгляд, одну из основополагающих ролей в психологическом здоровье педагога , да и вообще, любого человека играют эмоциональная устойчивость и мастерство общения. Педагогическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов» , где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. А. Сухомлинский) . Шаги, которые необходимо пройти для повышения эмоциональной устойчивости и налаживания межличностных отношений.

1. Повышение уровня информированности об эмоциональном мире человека и овладение способами вербального и невербального общения.

2. Изменение отношения к себе и к другим людям.

Итак, эмоция - это ощущение человека, возникающее в ответ на какое-либо событие. При этом тело также подключается – начинает учащенно биться сердце, дрожат руки и т. д. Человек впечатлился и начинает ощущать гнев, обиду, радость, печаль, счастье и т. д. Преподаватель Демид. Университета : «я изменила своё отношение ко многим людям, когда узнала такую вещь – эмоции включаются сами, контролировать появление эмоции мы не можем, но важно понять, что мы чувствуем». Т. о., контролировать эмоции мы не можем, но на то мы и существа социальные, чтобы контролировать внешние проявления эмоций, зная, что с нами происходит, какую эмоцию мы чувствуем. У детей эмоции возникают чаще и спонтанно. Воспитателю не всегда удобно, чтобы дети испытывали бурные эмоции, но природа эмоций такова, что за бурным периодом наступает спокойный, поскольку существует 3 закона эмоций :

1. Происходит событие или возникает какая – либо ситуация, человек начинает ощущать эмоцию

2. Наступает фрустрация, т. е. человек чувствует препятствие в связи с возникшей ситуацией.

3. Насыщение эмоции.

Чтобы произошло насыщение нужно усилить эмоцию, сделать это достаточно сложно. Если ребёнку мы можем позволить прокричаться, то взрослый не может себе этого позволить, но всё необходимо разрешить себе прочувствовать эмоциюнаедине с самим собой, дать себе возможность испытать эмоцию, прислушаться к себе, что и почему происходит внутри, полюбить себя таким со всеми своими эмоциями . При этом, если эмоция негативная и направлена на другого человека сверхважно выяснить для себя мирным путём причину поведения того человека, его мотивацию, его взгляд с кем возникло недопонимание, т. к. очень часто мы принимаем скоропалительные решения, неверные, не разобравшись в сложившейся ситуации, а затем получаем конфликт и сами же потом страдаем.

И сейчас мы с вами дадим себе возможность испытать положительные эмоции (рассчитайтесь на 1,2,3,4, раздаются притчи каждой группе, выбирается спикер, зачитывает для всех и делает общий вывод).

Вывод по эмоциям :

"Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет.

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин» )

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ .

Одним из показателей педагогической и коммуникативной культуры педагога , а также его психологического здоровья является его компетентность как субъекта вербальных и невербальных коммуникаций. Если у педагога отмечаются такие эмоциональные состояния как : эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряженность, то это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических проявлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание социальной дистанции и др.).

Невербальное поведение является индикатором актуальных психоэмоциональных состояний личности . Как многим известно, человек всего лишь 20% информации передаёт вербальным или словесным способом, остальное мы считываем с мимики, жестов. (Упражнение «Артист» - Накропина Е. А. ; упражнение «Подкрепление» - Юлия Олеговна и Ольга Михайловна).

Таким образом, чтобы лучше понимать друг друга важно внимательно относиться друг к другу, поддерживать друг друга эмоционально и тогда всё будет получаться.

Но и конечно же одним из важнейших факторов психологического здоровья является использование своих вербальных умений, т. е. умение разговаривать друг с другом. В психологии существует такой закон коммуникации :

Я---Он, Она, Они

То, что между ними, то есть - взаимоотношения, которые мы можем простроить за счёт коммуникации (это и есть вербальные способы общения) .

Для благоприятного общения необходимы некоторые условия :

1. Уважение друг к другу в процессе общения. Здесь наиболее важна интонация разговора. Человек слушает через интонацию голоса + визуальный контакт. Таким образом, мы подчеркнём человеку его значимость и своё расположение. Кроме того, некая информированность о жизни того, с кем мы общаемся также способствует налаживанию контакта, нахождение общих точек соприкосновения, интерес делами человека облегчает процесс взаимодействия и даже влияния друг на друга (например, можно поинтересоваться детьми или любимой собачкой и человеку будет приятно – таким образом, мы уважим собеседника).

2. Другая сторона вербального общения - это активное слушание – с помощью кивания головой, поддакивания мы транслируем человеку свою заинтересованность в разговоре.

3. Использование прямых инструкций для облегчения понимания того, что мы хотим от другого человека (пример со стулом – мы считали, что человек раздражён, а причину так и не поняли и пример с фразой : «не делай!» - ребёнок усваивает только вторую часть, т. е. -«делай!» ). Человеку проще высказать свои пожелания или требования прямо без намёков.

Упражнение «Пойми меня» (геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши цветные) .

Вывод : т. о., мы видим, что достаточно сложно договориться друг с другом и понять друг друга, хотя используем в своей речи простой русский язык. (по 20 раз сказали детям, а они не понимают, значит как – то не так мы доносим информацию и надо попробовать по-другому договориться).

Таким образом, мы увидели, что сложно оставаться здоровым во всех отношениях человеком в современных сложившихся условиях, но дабы облегчить жизнь и себе, и окружающим нас людям и сохранить своё психологическое здоровье нужно сделать всё возможное для того, чтобы :

1. Полюбить себя таким, какой я есть.

2. Относиться к окружающим так, как хотели, чтобы они относились к Вам.

И напоследок мне очень хотелось бы подарить вам замечательную сказку Эльфики (псевдоним, которая называется «Магазин счастья» .

Итог : будьте счастливы! Желаю всем найти свой магазин счастья и не пропустить ни одного чудного мгновения для своей Книги счастья.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка «Психологическое здоровье педагога

Разработан педагогом – психологом

МДОУ д/с №155 Баюн О. К.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ Тема: «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».

Под эмоциями понимается переживание собственного состояния.

Эмоциональное неблагополучие может приводить к психоэмоциональному напряжению и различным типам поведения.

Психоэмоциональное состояние

Основные признаки эмоционального и мышечного напряжения у детей. 1 . Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит. 2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко. 3. Ребенок становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным. 4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним. 5.Наблюдается ранее кривлянии и упрямство, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины. 6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита. 7. Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи. 8. Теряют вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения. 9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Что обычно чувствуют в этой ситуации дети?

нерациональный режим жизнедеятельности, дефицит свободы движений, недостаточность пребывания на свежем воздухе, нерациональное питание и плохая его организация, неправильная организация сна и отдыха детей, авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы, необоснованное ограничение свободы детей, интеллектуальные и физические перегрузки, неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками. Неблагоприятные воздействия на эмоциональное состояние детей

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей. Щадящий режим по медицинским показаниям. Комфортная организация режимных моментов. Каникулы.

Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально перегружены. Нужно обеспечить ребенку легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели. Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий. Не будем забывать, что ничто так не угнетает психику, как череда однообразных будней. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения. Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки должно быть не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок. Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы. При разработке основного режима дня следует руководствоваться следующими принципами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»

Семинар-практикум«Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме.Подготовка к семинару-практикуму...

Семинар – практикум «Модель воспитательно –образовательной среды ДОО и направления ее развития в условиях внедрения ФГОС ДО» Тема выступления: «Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно – образовательного процесса п

Семинар – практикум «Модель воспитательно –образовательной среды ДОО и направления ее развития в условиях внедрения ФГОС ДО»Тема выступления: «Создание современной образовательной среды для обеспечени...

Анастасия Козлова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия - вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".

Слово предоставляется педагогу дополнительного образования по ИЗО Тема сообщения «Изотерапия в работе с дошкольниками»:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии (лечение искусством); психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». Художественное самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

«Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В результате чего у детей формируются различные эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т. д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.

«Маленькие дети спонтанно выражают свою личность, свои индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения – рисованием, моделированием, игрой и т. д.».

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

Практическая часть: педагог-психолог:

1. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

Отгадать загадку,

Рассказать стишок,

Сказать комплимент соседу справа,

Произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

Спеть куплет из любой песни,

Пройти по залу, как модель.

2. Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия, приложение 1)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

Педагог дополнительного образования по ИЗО:

3. Задание «Комбинаторные игры»

Заполнить пространство листа низкими и высокими дугами

Закрасить пространство между дугами (цвет по выбору)

Увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором.

4. Задание «Синхронное рисование обеими руками»

1. Установить оба карандаша в одну точку

2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.

5. Задание «Непроизвольное рисование под музыку» (Григ. Сюита «Пер Гюнт»)

1. Свободно пересекающиеся линии образуют узор.

2. Раскрасить пространство между линиями

3. Дополнить композицию деталями.

Рефлексия: педагог-психолог:

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Заключение:

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

Приложение 1. Текст к упражнению «Дождь в лесу»

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.

(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Семинар - практикум

Создание психологического комфорта в группах детского сада
(семинар - практикум)

КРАВЦОВА ЛАРИСА

АЛЕКСАНДРОВНА,

педагог - психолог МДОУ - детского

сада компенсирующего вида №1

эл. почта detsadik -1@ yandex . ru

Введение

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизация российского образования (на период 2010г.) определяет приоритетные цели и задачи. Решение которых требует построение адекватной системы психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса. В качестве основных приоритетов выступают: личностно - ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и развитие его индивидуальности. В соответствии с этим детский сад призван обеспечить воспитанникам гармоничное взаимодействие с миром. Правильное направление их эмоционального развития, формирование добрых чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении. Самореализации и признании их достижений окружающими.

Взрослый человек не может быть безучастен к тому, что происходит вокруг. Поступки, предметы, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства переживания, радуют и огорчают. Несмотря на это, он может контролировать свои эмоции и не показывать их окружающим. В отличие от взрослых ребенок выражает свои эмоции бурно и непосредственно. И не столько потому. Что у него слабо развит самоконтроль - у него нет жизненного опыта.

Основой для накопления ребенком положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе детского сада и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Каждый педагог должен в полной мере осознавать: чтобы ребенок в будущем безболезненно адаптировался к требованиям школьной, а затем и взрослой самостоятельной жизни, он должен обладать набором «компетентности», среди которых важную роль играет эмоциональная (способность выдерживать нагрузки, разочарования, не бояться новых ситуаций, уверенность в себе и своих силах). Однако сложившаяся практика показывает, что уровень знаний воспитателей об эмоциональной сфере дошкольников недостаточен, поэтому работу по формированию эмоциональной стабильности у детей следует начинать с обучения педагогов.

Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Задачи:

формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания сего потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;

совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;

расширение представлений об эмоциональных состояниях, формирование умения различать и понимать их;

обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками ведущим.

Основная часть.

Ход семинара.

2.1 . Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.

  1. Упражнение «Разогревки - самооценки»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

  • если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
  • если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
  • если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
  • если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
  • если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
  • если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
  • если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
  • если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
  • если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем -то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
  • если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
  • если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
  • если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Вопросы к педагогам:

Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?

2) Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада».

  1. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К - красота

О - органичность

Ф - фантазия

Р - радость

- Что такое комфорт? Это - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)

- Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

2.2. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье - это совокупность нескольких составляющих.

Здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Не для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему же столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?

Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:

  • появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
  • переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
  • проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность. В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоционально

неустойчивостью поведения, выходящих из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду.

Эмоционально - комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимические и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию.

Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Именно от нас педагогов - зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Итак, главным критерием психологического пространства является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу, а на игровую деятельность, учебную, на творчество.

Задача воспитателя организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников. Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой.

2.3. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. (Приложение 1 )

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

Познакомить воспитателей со стилями педагогического общения.

Наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.

Именно правильно выбранный стиль общения педагога - психолога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы.(Приложение 3 )

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

2.4. Психологические речевые настройки, игры и упражнения, которые педагоги могут использовать в своей работе с детьми. (Приложение 4 ).

Предложить воспитателям проиграть некоторые игры и упражнения. В процессе выполнения этих упражнений педагог может увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который вам поможет снимать излишнее эмоциональное напряжение. Предлагаю памятку с комплексом упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала. (Приложение 5 ).

Завершая работу нашего семинара, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой - «Я заслуживаю…» Счастье редко дается человеку «большим куском», в течении дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т.д. вспомните не менее 5 событий.

Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю..». это необходимо делать в течении трех недель. Чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное место. Поверьте - это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая - то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

  • «Большой» - для меня было важным и интересным…
  • «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
  • «Средний » - мне было трудно (мне не понравилось)
  • «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы..
  • «Мизинец» - для меня было недостаточно..

заключительная часть.

Заключение

Данный семинар - практикум проходил в рамках нашего детского сада, в ходе которого были освещены теоретические и практические аспекты данной темы.

Семинар состоял из нескольких этапов, плавно переходящих из одного в другой. В начале семинара было проведено упражнение на снятие напряжения, усталости, создания атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе, был дан психологический настрой. Педагоги получили информацию о психологическом комфорте детей в детском саду, ознакомились с результатами диагностического обследования детей в данном направлении.

В ходе практической части вниманию педагогов были предложены психологические игры и упражнения, которые они могут использовать с детьми в своей работе с целью создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, снятия напряженности, страхов, повышения самооценки у детей и т.д.. Было рассказано не только о правилах проведения данных игр, но многие из них проиграли сами педагоги. Взрослые на некоторое время представили себя детьми, а также смогли почувствовать их психологическое состояние.

В конце мероприятия было предложено несколько наглядных пособий для проведения психологических упражнений с детьми, педагоги получили памятки в виде буклетов и был подведен итог (рефлексия) с педагогами в нетрадиционной форме, т.е. на нарисованной ладошке участники семинара определяли на каждом пальце значимость того или иного этапа, проведенного семинара.

Подводя итоги, можно отметить, что цель и основные задачи данного семинара были достигнуты. Результаты данного мероприятия не сводится только к формированию у участников системы знаний и умений, большое значение имеет улучшение психологического состояния и получения импульса к дальнейшему саморазвитию, что гарантирует принцип оказания психологической помощи.

Таким образом, такая форма работы с педагогами положительно сказывается на повышении педагогической и психологической компетенции педагогов, стимулирует самопознание и самообразование, способствуя повышению качества образования в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе сада.

Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями. Психолог дополняет педагогов, помогает им сделать выводы.

Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течении рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

  1. Ребенок рисует только здание.
  2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
  3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

Если ребенок изображает себя стоящем на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире » в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя. с одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом жирная продавливающая бумагу штриховка похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше. если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.

Какие - то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие -то приведут к ложным выводам. Рисунок. например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием. с предстоящим визитом к врачу и т.д.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Тест на эмоциональное отношение.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям дают готовые карточки с нарисованными 5 кружочками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Вопросы можно подобрать самим.

Детей сажают по одному за стол.

  1. закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
  2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
  3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
  4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
  5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

Проводят до 3 раз.

Обозначение цветов.

Красный - возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый - радостное. приятное.

Желтый - теплое, доброжелательное.

Зеленый - спокойное.

Синий - грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый - тревожное.

Черный - печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю нужно немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Цветовая диагностика «Домики»

Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Цель методики - определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после 3 и 6 месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходят в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

Кате нравится ходить в детский сад?

Что Катя будет делать в детском саду?

Что Кате больше всего нравится в детском саду?

Что кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Типы реагирования на задание:

  1. Резко негативная реакция на предложенное задание. отказ от участия.
  2. Негативная реакция.
  3. Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета - коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.
  4. Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявление нежелания общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.
  5. Безразличная реакция на задание.

Речевое сопровождение практически отсутствует. отмечаются вялые ответы на вопросы. ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада. так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый. серный, коричневый).

  1. Тревожная реакция.
  2. Отмечается быстрое и охотное включение в задание, но при этом проявляют нервозность, большая подвижность. Домики выбираются фиолетового либо красного цвета. Из ответов на вопросы следует, что детям в саду нравиться играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.
  3. Доброжелательная реакция на игровую ситуацию. но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительность как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им больше внимания. Выбираются зеленый или синий цвет. Вначале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.
  4. Позитивная реакция на участие в задании.

Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравится поступки некоторых детей. Выбор домиков и действий детей сопровождается речью.

На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

  1. Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (Iи IIгруппы реагирования).
  2. Амбивалентное отношение . В эту категорию отнесены дети. у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание (IIIи IVгруппы реагирования).
  3. Положительное отношение . данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания (Vтип реагирования).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ «Атмосфера в моей группе».

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

  1. Какова атмосфера в моей группе?(общие впечатления)
  2. Почему я так думаю?
  3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
  4. Какие аспекты в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

  1. С кем из детей у меня хороший контакт?
  2. Чем это объясняется?
  3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
  4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

  1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
  2. Чем это вызвано?
  3. Какие дети часто ссорятся между собой?
  4. Почему это происходит?
  5. Каких детей часто обижают?
  6. Почему это происходит?

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Психологические речевые настройки :

цель: создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек- установки на хорошее настроение.

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

  • Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе, пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
  • Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. а для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
  • Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро.

А в нашей группе тепло, светло и весе, а весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки и т.д.

Например:

Упражнение «Шалтай - болтай»

цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Театр масок»

цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряжённости, невротических состояний, страхов.

Под весёлую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребёнок-«голова дракона», последний-«хвост дракона».

«Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.

Упражнение «Гусеница»

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все в месте передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной

другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках таким образом, в единой цепи но бес помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту»

Упражнение «Зайки и слоники»

Цель : дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самоценки.

«Ребята, я хочу вам предложить вам игру которая называется «зайки и слоники».Сначала мы с вами будем зайками трусишками. Скажите когда заяц чувствует опасность что он делает? правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д.»

«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? А что делает зайки если видят волка?» педагог играет с детьми в течении нескольких минут.

«А теперь мы с вами будем слонами, большими сильными смелыми.

Покажите,как спокойно, размерено, величаво и бесстрашно ходят слоны.

А что делают слоны, когда видят человека, они боятся его? нет. Они дружат с ним и, когда его видят спокойно продолжают свой путь. Покажите,как.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Упражнение «Пресс - конференция»

Каждый из ребят по очереди становится гостем, садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации: Темы пресс - конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка» и т.д. Следите затем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека. Преодолевать застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

Рассказать известное стихотворение: а) очень быстро - с пулеметной скоростью; б) как иностранец; в) как робот; г) шепотом; д) медленно - со скоростью черепахи.

  • Пройти как: трусливый заяц, лев, младенец, старичок.
  • Попрыгать как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
  • Нахмуриться как: рассерженная мама, осенняя туча, разъяренный лев.

Упражнение «Передай по кругу»

цель: включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.

Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.

Упражнение «Конкурс хвастунов»

цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

«Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: Лена - очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т.д.»

После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя - лучшего хвастуна. Можно обсудить. кому, что понравилось больше: рассказывать -хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.

Упражнение на релаксацию «Прикосновение»

Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи. деревянные изделия, вата, что - нибудь из бумаги и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать дога

даться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Примечание: можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

Игра «Театр»

Цель: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности.

Ведущий рассказывает детям сказку, ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».

Сказка:

«Жила - была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребенок показывает, как идет лиса по лесу) Какая это лисичка? Что она делает? хвастается»

А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать. в это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать. (Что заяц делает неправильно? Что может случиться? как ему лучше поступить? (заяц ищет укромное место и прячется от охотников.)).

А теперь сыграем сказку о волке и мышонке. (следующие участники готовятся изображать новых героев.)

Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит:

Если только захочу,

Волка я за хвост схвачу,

Кулаком ударю в бок,

Вырву волку шерсти клок -

Убедит в испуге волк!

Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и … выбежал из - за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и …» Что дальше произошло? Как вел себя мышонок? Почему рассердился волк?

Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?

Упражнение «Ожившая строка»

Предлагаю воспитателям разбиться на 2под группы. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк.

Варианты песенных строк.

- «Я люблю тебя, жизнь!»

- «Ты меня не любишь, не жалеешь..»

- «Дружба начинается с улыбки»

- «Мы едем, едем, едем в далекие края..»

- «Не уезжай ты, мой голубчик..»

- «Ты меня на рассвете разбудишь..»

- «Все пройдет и печаль и радость..»

- «Я возвращаю ваш портрет..»

- «Мы будем петь и смеяться, как дети..»

- «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»

Выбрав строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую » строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую» строку показывает вся группа. Остальные - отгадывают.

Игра «Мешочки настроений» (см.фото)

цель : научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй -мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:

Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость. обиды, в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех радость.

Игра «Коробочка примирения» (см. фото)

цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи - мирилки.

Игра «Секретики» (см.фото)

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

Буклет: «Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения» (приготовлен для каждого педагога)

ИГРА «Мешочки настроений»

цель: научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения

Игра «Коробочка примирения»

цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры

Игра «Секретики»

цель: научить детей переключаться на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

  1. Стоя. свести лопатки. улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом - левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
  3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком. я достойна самого лучшего».
  6. Положив на лоб левую ладонь. затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
  7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед - назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
  8. Руки на талии, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
  10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

Библиография

  1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары - практикумы, тренинги, рекомендации / авт. - сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель. 2011. - 143с
  1. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт.- сост. С.В. Терпигорьева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.
  1. htt:// osvita-ua/net/ school/technol/1266/ print/