Фашистская символика и эмблемы 2 мировой войны. Почему именно свастика стала символом Третьего Рейха

Что такое свастика? Многие, не задумываясь, ответят - символ свастика использовали фашисты. Кто-то скажет – это древнеславянский оберег, и оба будут правы и не правы одновременно. Сколько же вокруг этого знака легенд и мифов? Говорят, что на том самом щите, который Вещий Олег прибил к дверям Царьграда была изображена свастика.

Что такое свастика?

Свастика – это древнейший символ, появившийся еще до нашей эры и имеющий богатую историю. Многие народы оспаривают друг у друга право на ее изобретение. Изображения свастики находили в Китае, Индии. Это очень значимый символ. Что обозначает свастика - созидание, солнце, благополучие. Перевод слова «свастика» с санскрита означает – пожелание добра и удачи.

Свастика - происхождение символа

Символ свастика - это солнечный, солярный знак. Основной смысл – движение. Земля движется вокруг солнца, четыре времени года постоянно сменяют друг друга – нетрудно заметить, что основной смысл символа – не просто движение, а вечное движение мироздания. Некоторые исследователи объявляют свастику отображением вечного вращения галактики. Свастика – символ солнца, упоминания о ней есть у всех древних народов: на раскопках поселений инков находили ткани с изображением свастики, она есть на древнегреческих монетах, даже на каменных истуканах острова Пасхи есть свастичные знаки.

Изначальный рисунок солнца – кружок. Затем, заметив четырехчастную картину бытия, люди стали пририсовывать к кружку крест с четырьмя лучами. Однако, картинка вышла статичной – а мироздание вечно в динамике, и тогда у лучиков изогнули концы – крест получился движущимся. Эти лучи символизируют еще и четыре значимых для наших предков дня в году – дни летне/зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Эти дни определяют астрономическую смену сезонов и служили знаками, когда заниматься земледелием, когда строительством и другими важными для общества делами.

Свастика левосторонняя и правосторонняя

Мы видим, насколько всеобъемлем этот знак. Очень трудно односложно объяснить – что означает свастика. Она многогранна и многозначна, это знак первоосновы бытия со всеми его проявлениями, и помимо всего прочего, свастика динамична. Она может вращаться и вправо, и влево. Очень многие путают и считают стороной вращения то направление, куда смотрят концы лучей. Это неправильно. Сторона вращения определяется углами изгиба. Сравним с ногой человека – движение направлено туда, куда направлено согнутое колено, а вовсе не пятка.


Левосторонняя свастика

Есть теория, которая говорит, что вращение по часовой стрелке – это правильная свастика, а против – плохая, темная, свастика наоборот. Однако, это было бы слишком банально – правое и левое, черно и белое. В природе все оправданно - день сменяется ночью, лето – зимой, нет разделения на хорошее и плохое – все, что существует, для чего-либо нужно. Так и со свастикой – нет хорошей или плохой, есть левосторонняя и правосторонняя.

Левосторонняя свастика – вращается против часовой стрелки. Это значение очищения, восстановления. Иногда ее называют знаком разрушения – чтобы построить что-то светлое, нужно разрушить старое и темное. Свастику могли носить левым вращением, она называлась «Небесный крест» и была символом родового единства, приношения тому, кто ее носит, помощи всех предков рода и защиту небесных сил. Левосторонняя свастика считалась знаком осеннего солнца – собирательная.

Правосторонняя свастика

Правосторонняя свастика вращается по часовой стрелке и обозначает начало всего сущего – рождение, развитие. Это символ весеннего солнца – созидательная энергия. Его еще называли – Новородник или Солнечный крест. Символизировал он силу солнца и процветание рода. Знак солнца и свастика в этом случае равноправны. Считалось, что наибольшую силу он дает жрецам. Вещий Олег, о котором говорили вначале, имел право носить этот знак на своем щите, поскольку ведал, то есть знал Древнюю Мудрость. От этих верований и пошли теории, доказывающие древнеславянское происхождение свастики.

Славянская свастика

Левостороняя и правосторонняя свастика славян называется – и Посолонь. Свастика коловрат наполняет светом, оберегает от тьмы, Посолонь дает трудолюбие и духовную стойкость, знак служит напоминанием, что человек создан для развития. Эти названия – только два из большой группы славянских свастических знаков. Общим у них были кресты с загнутыми лучами. Лучей могло быть и шесть, и восемь, загнуты они и вправо, и влево, каждый знак имел свое название и отвечал за определенную охранную функцию. Основных свастических символов у славян 144. Помимо вышеназванных у славян были:

  • Солнцеврат;
  • Инглия;
  • Сварожич;
  • Свадебник;
  • Перунов свет;
  • Небесный вепрь и еще многие виды вариаций на основе солярных элементов свастики.

Свастика славян и фашистов - отличия

В отличие от фашистской, у славян не было строгих канонов в изображении этого знака. Лучей могло быть сколько угодно, они могли быть сломаны под разными углами, могли быть и закруглены. Символ свастика у славян - приветствие, пожелание удачи, тогда как на съезде нацистов в 1923 году Гитлер убедил сторонников, что свастика обозначает борьбу с евреями и коммунистами за чистоту крови и превосходство арийской расы. Свастика фашистская имеет свои жесткие требования. Это и только это изображение – немецкая свастика:

  1. Концы креста должны быть заломлены в правую сторону;
  2. Все линии пересекаются строго под углом 90°;
  3. Крест обязательно должен находиться в белом круге на красном фоне.
  4. Правильно говорить не "свастика", а Hakkenkreyz

Свастика в христианстве

В раннем христианстве часто прибегали к изображению свастики. Ее именовали «гаммированный крест» из-за схожести с греческой буквой гамма. Свастикой маскировали крест во времена гонений на христиан - катакомбного христианства. Свастика или Гаммадион была основной эмблемой Христа вплоть до конца Средневековья. Некоторые специалисты проводят прямую параллель между христианским и свастическим крестами, называя последний «кружащийся крест».

Свастика в православии активно использовалась до революции: как часть орнамента священнического облачения, в иконописи, во фресках, которыми расписаны стены церквей. Однако, существует и прямо противоположное мнение – гаммадион – это сломанный крест, языческий символ, к православию не имеющий никакого отношения.

Свастика в буддизме

Со свастикой можно столкнуться везде, где есть следы буддийской культуры, она – след стопы Будды. Буддийская свастика, или «мандзи» обозначает многосторонность миропорядка. Вертикальной черте противопоставлена горизонтальная, как отношение небо/земля к отношению между мужским и женским. Поворот лучей в одну сторону подчеркивает стремление к доброте, мягкости, в противоположную - к твердости, силе. Этим дается понимание невозможности существования силы без сострадания, а сострадания без силы, отрицание всякой односторонности, как нарушения мировой гармонии.


Индийская свастика

Свастика в индии не менее распространена. Существуют лево- и правосторонние свастики. Вращение по часовой стрелке символизирует мужскую энергию «инь», против – женскую «янь». Иногда этот знак обозначает всех богов и богинь в индуизме, тогда, на линии пересечения лучей добавляют знак «ом» - символ того, что все боги имеют общее начало.

  1. Правое вращение: обозначает солнце, его движение с востока к западу - развитие вселенной.
  2. Левое вращение олицетворяет богиню Кали, магию, ночь - сворачивание вселенной.

Запрещена ли свастика?

Знак свастики был запрещен Нюрнбергским трибуналом. Незнание породило массу мифов, например, то, что свастика обозначает четыре соединенные буквы «Г» - Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс. Однако, эта версия оказалась полностью несостоятельна. Hitler, Himmler, Göring, Goebbels – ни одна фамилия не начинается на эту букву. Известны случаи, когда из музеев изымались и уничтожались ценнейшие экземпляры, содержащие изображения свастики в вышивке, на украшениях, древнеславянские и раннехристианские обереги.

Во многих европейских странах существуют законы, которые запрещают фашистскую символику, однако принцип свободы слова практически неоспорим. Каждый случай использования символики нацизма или свастики имеет вид отдельного судебного разбирательства.

  1. В 2015 году Роскомназор разрешил использовать изображения свастики без целей пропаганды.
  2. В Германии жесткое законодательство, регламентирующее изображение свастики. Известны несколько решений судов, запрещающие или разрешающие изображения.
  3. Во Франции принят закон, запрещающий публичную демонстрацию нацистских символов.

Орел - одна из наиболее распространенных фигур, изображающихся на гербах. Эта гордая и сильная царь-птица символизирует не только власть и господство, но также мужество, храбрость и проницательность. В XX веке орла в качестве эмблемы избрала нацистская Германия. Подробнее об имперском орле 3 рейха читайте ниже в статье.

Орел в геральдике

Для символов в геральдике существует определенная, исторически сложившаяся классификация. Все символы подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры. Если первые, скорее, показывают, как различные цветовые области делят само поле гербового щита и имеют абстрактное значение (крест, кайма или пояс), то вторые изображают образы предметов или существ, выдуманных или вполне реальных. Орел относится к естественным негеральдическим фигурам, считается, что он второй по распространенности в этой категории после льва.

Как символ верховной власти орел известен еще со времен Античности. Древние греки и римляне отождествляли его с верховными богами - Зевсом и Юпитером. Это олицетворение активной солярной энергии, мощи и нерушимости. Часто он становился персонификацией небесного бога: если уж небожитель перевоплощался в птицу, то только в такую величественную, как орел. Орел также символизирует победу духа над земной природой: воспарение к небесам - это ни что иное, как постоянное развитие и вознесение над собственными слабостями.

Орел в символике Германии

Для исторической Германии король птиц служил геральдическим символом довольно давно. Орел 3 рейха - лишь одно из его воплощений. Началом этой истории можно считать основание Священной Римской империи в 962 году. Двуглавый орел стал гербом этого государства в XV веке, а прежде принадлежал одному из его правителей - императору Генриху IV. С этого момента орел неизменно присутствует на гербе Германии.

В период монархии над орлом располагалась корона как символ имперской власти, в период республики - исчезала. Прототипом современного является геральдический орел Веймарской республики, принятый в качестве государственного символа в 1926 году, а затем восстановленный в послевоенное время - в 1950 году. Во времена же прихода к власти нацистов было создано новое изображение орла.

Орел 3 рейха

После прихода к власти нацисты использовали герб Веймарской республики до 1935 года. В 1935 году Адольф Гитлер сам учредил новый герб в виде черного орла с распростертыми крыльями. Этот орел держит в лапах венок из дубовых веток. В центр венка вписана свастика - символ, позаимствованный нацистами из восточной культуры. Орел, смотрящий вправо, использовался в качестве государственной символики и назывался государственным или имперским - Райхсадлер. Орел, смотрящий влево, остался в качестве символа партии под названием Партайадлер - партийный орел.

Отличительные черты нацистской символики - четкость, прямые линии, острые углы, что придает символам грозный, даже зловещий вид. Эта бескомпромиссная острота углов отразилась на любом творении культуры времен Третьего рейха. Подобная мрачная величественность присутствовала и в монументальных архитектурных строениях, и даже в музыкальных произведениях.

Символика свастики

Прошло уже больше 75 лет с момента разгрома нацистской Германии, а ее главный символ - свастика - до сих пор вызывает множество нареканий в обществе. Но свастика - это гораздо более древний символ, нацистами только позаимствованный. Он встречается в символике многих древних культур и символизирует солнцеворот - ход светила по небу. У самого слова «свастика» индийское происхождение: на санскрите оно означает «благополучие». В западной же культуре этот символ был известен под другими названиями - гаммадион, тетраскелион, филфот. Сами же нацисты называли этот символ «хакенкройц» - крест с крюками.

По словам Гитлера, свастика выбрана в качестве символа непрерывной борьбы арийской расы за господство. Знак был развернут на 45 градусов и помещен в белый круг на фоне красного полотнища - так выглядел флаг нацистской Германии. Выбор свастики был весьма удачным стратегическим решением. Этот символ очень эффектный и запоминающийся, а тот, кто первый раз знакомится с его необычной формой, неосознанно испытывает желание попытаться нарисовать этот знак.

С той поры для древнего знака свастики настала пора забвения. Если ранее весь мир не гнушался использовать прямоугольную спираль в качестве символа благополучия - от рекламы "Кока-Колы" до поздравительных открыток, то во второй половине ХХ века свастика была надолго изгнана из западной культуры. И только сейчас, с развитием межкультурной коммуникации, истинное значение свастики начинает возрождаться.

Символика дубового венка

Кроме свастики на гербе Вермахта присутствовал и другой символ. В лапах орел 3 рейха держит Этот образ значит для германского народа гораздо больше, чем свастика. Дуб издавна считался важным для немцев деревом: подобно лавровому венку в Риме, дубовые ветви стали знаком власти и победы.

Изображение дубовых веток было призвано наделять владельца герба мощью и стойкостью этого царственного дерева. Для Третьего рейха оно стало одним из символов верности и национального единства. Символика листьев использовалась в деталях униформы и орденов.

Татуировка с нацистским орлом

Представители радикальных меньшинств склонны доводить степень своей преданности группе до предела. Нацистская символика часто становится деталью татуировок, в том числе и орел 3 рейха. Обозначение наколки лежит на поверхности. Для того чтобы решиться увековечить фашистского орла на своем теле, нужно абсолютно разделять и соглашаться с взглядами национал-социалистов. Чаще всего орла наносят на спину, тогда контуры крыльев ложатся четко на плечи. Встречаются также подобные татуировки и на других частях тела, например на бицепсе или даже на сердце.

После войны: поверженный орел

В нескольких музеях мира поверженный бронзовый орел 3 рейха демонстрируется в качестве военного трофея. Во время взятия Берлина войска союзников активно уничтожали всяческую нацистскую символику. Скульптурные изображения орла, свастики и других значимых образов сбивали со зданий, особо не церемонясь. В Москве подобный орел демонстрируется в (бывшее название - Центральный музей Красной Армии) и в Музее Пограничной службы ФСБ. На фото ниже - подобный бронзовый орел в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне.

Орел Вермахта без свастики

Сегодня орел Вермахта все еще ассоциируется с нацистской символикой. Характерный силуэт и контур позволяет опознать в любом, казалось бы, нейтральном изображении птицы орла Третьего рейха и без свастики. Например, в городе Орле в декабре 2016 года разразился скандал из-за того, что в декоре новых скамеек разглядели нацистский символ. Впрочем, местная пресса отмечает, что подобные дискуссии относительно похожести/непохожести и ассоциаций с фашистами возникают практически вокруг каждого нового изображения орла не только в одноименном городе, но и вообще во всей стране. Вспомните, например, символ Спецсвязи - орла с распростертыми крыльями утвердили еще в 1999 году. При сравнении его с предметом нашей статьи можно заметить, что логотип действительно напоминает орла 3 рейха на фото.

Кроме той части населения, что воспринимает любой намек на фашистскую символику в логотипе как личное оскорбление, существует также и категория людей, которая относится к этому с юмором. Частое развлечение дизайнеров - вырезать свастику из изображения герба с орлом для того, чтобы туда можно было вставить все, что угодно. Более того, встречаются даже карикатуры, где вместо орла может быть любой другой персонаж с крыльями. По той же причине популярен орел 3 рейха без фона, нарисованный в векторном формате. В таком случае его гораздо легче "вытянуть" из первоначального документа и добавить на любое другое изображение.

В своей автобиографической и идеологической книге Mein Kampf Гитлер заявил, что именно ему принадлежит блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения. Вероятно, впервые свастику маленький Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики - крест с загнутыми концами - пользовался популярностью с древнейших времен. Он присутствовал на монетах, бытовых предметах и гербах еще с VIII тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Гитлер мог увидеть этот архаичный солярный символ в Вене на эмблемах австрийских антисемитских организаций.

Окрестив его хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе славу первооткрывателя, хотя свастика в качестве политического символа в Германии появилась еще до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, представляющего собой красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого находилась черная свастика с хищными крючьями.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на человека. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер как бы «перевербовывал» их.

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как признак антисемитизма.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Мысль же использовать символику тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иной смысл в данные символы. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - невиновность за развязывание Первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В расшифровке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» не вычеркнешь, и сегодня свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

После окончания второй мировой войны прошло полвека, но до сих пор две буквы СС (точнее, конечно, SS), для большинства являются синонимом ужаса и террора. Благодаря массовой продукции Голливуда и старавшихся не отставать от него советских кинофабрик, почти всем из нас известны формы эсэсовцев и их эмблема с мертвой головой. Но действительная история СС значительно сложнее и многограннее. В ней можно найти героизм и жестокость, благородство и подлость, самоотверженность и интриганство, глубокие научные интересы и страстную тягу к древнему знанию далеких предков.

Глава СС Гиммлер, искренне веривший, что в нем духовно реинкарнировался саксонский король Генрих I "Птицелов" - основатель Первого рейха, избранный в 919 году королем всех германцев. В одном из своих выступлений 1943 г. сказал:

"Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу. Он даст миру руководителей промышленности, сельского хозяйства, а также политических и духовных вождей. Мы всегда будем подчиняться закону элитарности, выбирая высших и отбрасывая низших. Если мы прекратим следовать этому основополагающему правилу, то мы тем самым приговорим себя к и исчезнем с лица земли подобно всякой другой человеческой организации".

Его мечтам, как известно, не суждено было сбыться совсем по иным причинам. С юных лет Гиммлер проявлял повышенный интерес к "древнему наследию наших предков". Связанный с Обществом Туле, он был увлечен языческой культурой германцев и мечтал о ее возрождении - о том времени, когда она сменит "дурнопахнущее христианство". В интеллектуальных недрах СС шла разработка новой "моральной ", базирующейся на языческих представлениях.

Гиммлер считал себя основателем нового языческого ордена, которому "суждено изменить ход истории", провести "очищение от хлама, накопившегося за тысячелетия" и вернуть человечество на "путь, уготованный Провидением". В связи с такими грандиозными планами "возвращения", неудивительно, что на эсэсовском ордене широко использовался древний . На формах эсэсовцев выделялись их , свидетельствовавшие об элитарности и чувстве товарищества, царящем в организации. С 1939 г. они шли на войну, распевая гимн, включавший следующую строку: "Мы все готовы к битве, нас вдохновляют руны и мертвая голова".

По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике СС: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма. До 1940 г. все новобранцы эсэсовского ордена проходили обязательный инструктаж касающийся рунического символизма. К 1945 г. в СС использовались 14 основных рунических символов. Слово "руна" означает "тайный шрифт". Руны представляют собой основу алфавитов, высекавшихся на камне, металле и кости, и получившие распространение преимущественно в дохристианской Северной Европе среди древних германских племен.

"...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в , но этого показалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..."

Так рассказывает об обретении рун древними германцами "Снорриева Эдда" (1222-1225), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он считался и некромантом.

Знаменитый римский историк Тацит в своей книге "Германия" (98г. до н.э.) детально описал как германцы занимались предсказанием будущего с помощью рун.

Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии. В конце 19 - начале 2О вв. о рунах вспомнили различные "фолькише" (народные) группы распространившиеся в Северной Европе. Среди них было и Общество Туле, сыгравшее значительную роль на заре нацистского движения.

Hakenkreutz

СВАСТИКА - санскритское наименование знака, изображающего крюковой крест (у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, назывался “тетраскеле” - “четвероногое”, “паук”). Знак этот был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще - в эпоху неолита, ранее всего в Азии (по другим данным, самое древне изображение свастики обнаружено на территории Трансильвании, оно датируется поздним каменным веком; свастику нашли и в развалинах легендарной Трои, это бронзовый век). Уже с VII-VI веков до н. э. он входит в символику, где означает тайную доктрину Будды. Свастика воспроизводится на древнейших монетах Индии и Ирана (до нашей эры проникает оттуда в ); в Центральной Америке также известна у народов как знак, указывающий на круговорот Солнца.В Европе распространение этого знака относится к сравнительно позднему времени - к бронзовому и железному векам. В эпоху переселения народов он проникает через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, и становится одним из верховного скандинавского бога Одина (Вотана в германской мифологии), подавившего и вобравшего в себя предшествующие солярные (солнечные) культы. Таким образом, свастика как одна из разновидностей изображения солнечного круга практически встречалась во всех частях света, как солнечный знак служила указанием на направление вращения Солнца (слева направо) и использовалась также как знак благополучия, “отворачивающийся от левой стороны”.

Именно в силу этого древние греки, узнавшие об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего “паука” влево и вместе с тем изменили и его значение, превратив его в знак зла, заката, гибели, поскольку для них он был “чужой”. С эпохи средневековья свастика была абсолютно забыта и лишь изредка встречалась как чисто орнаментальный мотив без всякого смысла и значения.

Только в самом конце XIX века, вероятно, на основании ошибочного и поспешного вывода некоторых немецких археологов и этнографов, что знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов, так как встречается якобы только у них, в Германии в начале XX века стали применять свастику как антисемитский знак (впервые в 1910 г.), хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.

Впервые как политический знак-символ свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой “бригады Эрхарда”, составившей ядро “Добровольческого корпуса” - монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч - контрреволюционный переворот, посадивший “премьером” в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне “пивного путча” Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской фашистской партии, а с сентября 1935 года - главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включенной в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта - орла, держащего в когтях венок со свастикой.

Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Желательно также называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90° .

Поделись статьей с друзьями!

    Символика третьего рейха

    https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/ger-axn-150x150.png

    После окончания второй мировой войны прошло полвека, но до сих пор две буквы СС (точнее, конечно, SS), для большинства являются синонимом ужаса и террора. Благодаря массовой продукции Голливуда и старавшихся не отставать от него советских кинофабрик, почти всем из нас известны черные формы эсэсовцев и их эмблема с мертвой головой. Но действительная история СС значительно...

Несмотря на то что Гитлеровская Германия принесла немалый вред экономике и культуре Европы, да и всего мира, наследие ее не ограничивается только этим. Архитектурные проекты, разработанные во времена правления Гитлера, поражали своей амбициозностью и масштабами, строительство многих длилось вплоть до поражения Германии в 1945 году. Сейчас Германия идет в другом направлении, однако сохранились еще разбросанные по всему миру постройки, напоминающие о темных страницах истории этой страны. Эта статья рассказывает о десяти примерах нацистской архитектуры, сохранившихся до наших дней.

Главная ставка Гитлера, Wolfsschanze («Волчье логово»), на территории современной Польши

Этот комплекс был одной из самых важных штаб-квартир во Второй мировой войне. Базируясь на Восточном фронте, Wolfsschanze был построен в 1941 году в месте, которое идеально подходило с точки зрения его уединенности и возможностей для конспирации. Сохранились лишь жалкие остатки того, что некогда было огромным комплексом, где в разгар войны размещалось 2000 нацистов и служебный персонал.

Эта все еще огромная крепость в настоящее время поросла мхом, травой и другими представителями флоры, скрывающими руины одного из главных командных центров самой разрушительной войны, о которой помнят ныне живущие. И хотя многие из зданий были разрушены при отступлении немецких войск в 1945 году, до сих пор сохранились свидетельства грандиозности сооружения, в том числе руины кинотеатра.

Подземные заводы и тоннели

Чтобы защититься от ущерба, наносимого наступающими войсками, Третий рейх начал строить под землей заводы по производству вооружения и ряд других экономически важных сооружений. Эта передислокация привела к преобразованию нескольких шахт в Тюрингии в военные объекты. На центральном заводе заключенные концлагерей производили военную технику.

До недавнего времени разрушение построек препятствовало их исследованиям, но не так давно вход в тоннель А вновь был открыт. Ранее он закрывался из-за наводнений и обвалов, однако это не мешало некоторым авантюристам искать здесь приключений и уж, конечно, никоим образом не препятствовало вандалам в 1990-х разворовывать материалы.

Зенитные башни люфтваффе

Во время Второй мировой войны одним из основных средств защиты были огромные зенитные башни, известные как Flakturm. Три из них были построены в Берлине. Сооружения под номерами II и III сохранились до наших дней. Flakturm I был разрушен вскоре после войны. Flakturm III находится в парке Гумбольдтхайн, а его стены теперь испещрены граффити.

Массивная башня была частично разрушена во время войны, но до сих пор сильно выделяется на фоне парка. И хоть изначально в них были установлены мощные пушки, сейчас эти зенитные башни давно на пенсии. Flakturm II также находится в относительно хорошем состоянии.

Орденсбург Фогельзанг на границе Германии и Бельгии

Построенный в 1936 году как часть более масштабного проекта так называемых «школьных замков», он был предназначен для обучения нового поколения нацистских лидеров. Это огромный комплекс со сложной архитектурой и элементами скульптуры, который сейчас находится в состоянии упадка. Заброшенный на протяжении десятилетий, Орденсбург Фогельзанг сейчас открыт для посещений.

Это стало возможным после перехода права собственности на замок немецкому правительству в 2006 году. В настоящее время правительство столкнулось с непростой проблемой, потому что это сооружение является явным памятником нацистской идеологии. Сильные и темные образы, символы нацизма буквально врезаны в кладку.

Концентрационный лагерь Дахау

Не заброшенный, но уже определенно опустевший, Дахау теперь открыт для посетителей, желающих пройти сквозь его устрашающие коридоры и камеры. Одно из наиболее жутких свидетельств преступлений Третьего рейха, Дахау был первым нацистским концентрационным лагерем, который открылся в Германии в 1933 году. Первоначально он был основан как временное место заключения военнопленных, позже Дахау использовался как пересылочный пункт, через который заключенные отправлялись в другие концлагеря и лагеря смерти, такие как Освенцим.

Несмотря на то что официально он не был лагерем смерти, он унес жизни более 30000 жизней. Главное здание сегодня служит памятником павшим.

Бомбоубежище возле Анхальтского вокзала

Бомбоубежище у Анхальтской железнодорожной станции – одно из многих защитных сооружений времен Второй мировой войны. Первоначально комплекс состоял из пяти этажей и мог вместить в себя 12000 человек.

Три этажа этого огромного безвкусного на вид здания в настоящий момент принимают посетителей. На одном этаже работает комната ужасов с привидениями, на другом расположен музей пыток и истории медицинской практики, и, наконец, на самом нижнем этаже находится музей, посвященный истории самого бункера. Это странное сочетание делает подобное место притягательным атракционом для посетителей.

Заброшенный нацистский курорт Прора

Когда думаешь об архитектуре Третьего рейха, курорты не приходят на ум. Однако заброшенный курорт Прора на побережье Балтийского моря является одной из величайших развалин, оставшихся после Второй мировой войны.

Обширные руины простираются на пять километров вдоль пляжа. Сейчас часть строения спасена от разрушения и отремонтирована для туристов, и тем не менее есть еще немало заброшенных неисследованных уголков.

Этот призрак огромного рекреационного комплекса, разрушающийся изнутри и снаружи, возвышается над пляжем и напоминает о той роли, которую играла нацистская архитектура и идеология в жизни всех стран мира.

Территория съездов НСДАП в Нюрнберге

Довольно интересно, что Альберт Шпеер, создавший целый ряд архитектурных сооружений Третьего рейха, перед проектировкой представлял, как будет выглядеть сооружение в виде руин. Этот странный метод проектирования, ориентирующийся на то, как здания будут выглядеть для будущих поколений, не редкость сейчас, но в 1930-е годы «Закон развалин» был относительно новым понятием.

Теперь немецкое правительство стоит перед еще одним сложным выбором: позволить исторически значимому месту разрушиться или тратить огромные деньги на восстановление места, которое стало символом самых мрачных дней 20 века.

Орлы Третьего рейха на бывших нацистских территориях

Несмотря на все усилия со стороны союзных оккупационных войск в Германии и правительств бывших оккупированных немцами территорий, удалить отовсюду нацистскую символику (в том числе свастику и гербовых орлов) не удалось и по сей день. Изваяния представляют собой сидящего орла, который сжимает дубовый венок со свастикой. На многих орлах свастику удалили, но есть и со свастикой.

Эти забытые скульптуры можно увидеть над дверьми здания налоговой инспекции на Бисмаркштрассе и казарм в Мюнстере, а в аэропорте Темпельхоф сохранилось аж 6 орлов по углам исторических зданий.

Швербеластунгскёрпер, Берлин

Слишком большой и близко расположенный к жилым домам, чтобы его можно было уничтожить, этот странный эксперимент нацистской архитектуры был построен в 1940 году и кажется простым, хоть и огромным, бетонным цилиндром. Но в его интерьере с круглыми коридорами и комнатами четко прослеживается его историческая роль в то ужасное время. Сегодня массивный бетонный монолит постепенно погружается в землю, а пока он стал местом, которое очень полюбили вандалы и мастера уличной живописи.

Швербеластунгскёрпер был построен для проверки устойчивости почв к значительным нагрузкам. Если бы болотистые почвы Берлина выдержали эту постройку, недалеко от этого места была бы возведена грандиозных размеров триумфальная арка.

Материал подготовили Админчег сайт и Лидия Свеженцева

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?