Иван Соколов-Микитов - На теплой земле (сборник).

(17 (29) мая 1892, урочище Осеки Калужской губ., Россия - 20 февраля 1975, Москва)

Русский советский писатель.

Цитата: 18 - 30 из 30

Наступает особенный торжественный час в русской природе. Как бы до самого неба распахнутся невидимые голубые ворота. Вместе с полой водой покажутся косяки пролетных птиц. От теплого юга до студеного моря, над всей обширной страною, будут слышны их весенние веселые голоса.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Не все люди любят ольху. Неприглядные темно-зеленые заросли молодой ольхи принято называть сорняками. Молодой ольхою зарастают заброшенные луга и поля, почва под ольхой заболачивается, разводятся несметные комары и другие вредные насекомые.

Но есть и в ольхе что-то прелестное, когда растет она на свободе. Особый вид ольхи, растущей на сырых местах вблизи рек и лесных ручьев, называют черной ольхою. Толстые стройные стволы черной ольхи тянутся в небо. Ее сплетенные корни поднимаются у ствола высоко над землею. В некоторых глухих местах под такими корнями ольхи бобры устраивают свои жилища. Из толстых и стройных стволов черной ольхи пилили широкие доски, из которых искусные столяры делали изящную мебель, шкатулки, столы. Теперь черной ольхи осталось в лесах очень мало.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Никогда, никогда не должно быть праздным сердце, - это самый тяжкий порок.


Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов - подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий пожелтевший папоротник, и еще горчее пахнет в осиновом лесу.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Охотники сделали на елке из кольев «сижу» и привязали под елкой медвежат. Ночь была темная. Медвежата рвались внизу, жалобно скулили. Всю ночь охотники слышали, как вокруг ходила медведица, подзывала своих медвежат. Под утро она подошла под дерево и стала кормить; на дереве было слышно, как сосут и чмокают внизу медвежата.

Охотники не решились стрелять и просидели на дереве до самого света, а когда рассвело, увидели, что медведицы уже нет, а под елкою спокойно спят медвежата. Они тихо спустились, положили сонных медвежат в мешок и пошли на деревню. Сытые медвежата все время крепко спали в мешке и не шевелились.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Очень хорош и красив чистый сосновый бор Идешь или едешь, бывало, по старому сосновому бору - точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. Через малонаезженную песчаную дорогу протянулись длинные узластые корни. Седым мягким мохом поросли невысокие кочки. Кое-где зеленеют листочки брусники. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолой и землею. Тихо в сосновом старом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кудрявые вершины.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Полнота сердца - любовь, внимание к людям, к природе - первое условие жизни, право на жизнь.


Разглядывая следы волков, я отчетливо представил картину ночной охоты. Волки кольцом окружили бедного растерявшегося русака, метавшегося в их смертном круге. На том месте, где волки поймали свою добычу, на белом снегу было видно лишь несколько капелек алой заячьей крови и приставшие к снегу шерстинки. Зайца они разорвали на ходу - на расправу понадобилось несколько мгновений.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Ранней весною, когда еще не оделся зеленой листвою лес, цветет, отражаясь в весенней воде желтыми пуховками, нежная ива. Собирая золотистую пыльцу, вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчелы.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Способность любви так же редко даётся людям, как и всякая одарённость. Как часто выдают за любовь - подделку… Основа любви - самопожертвование.


У каждого охотника в запасе много воспоминаний о неожиданных встречах и происшествиях в лесу. Обычно такие охотники рассказывают о своих удачных выстрелах, о застреленной и добытой дичи, о работе умных собак. На охотничьем долгом веку я много перестрелял крупной и мелкой дичи, не раз охотился на волков и медведей, но - странное дело - простая встреча с забулдыгой-зайчишкой запомнилась больше, чем самые удачные и добычливые охоты.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Случалось, я держал веселых чижей, всю зиму летавших свободно по комнатам нашей квартиры, радовавших меня своими песнями. Жили у меня краснозобые и важные снегири, нарядные и хлопотливые щеглы, но больше всех полюбился некогда живший у меня щур - веселая птичка с нарядной, брусничного цвета грудью.
(*Найдёнов луг* Рассказы)


Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший травою луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
(*Найдёнов луг* Рассказы)

Начнем с небольшого интересного факта: я никогда раньше не был большим любителем чтения, во всяком случае до 22 лет точно. То есть я не читал ничего, кроме того, что полагалось по программе и не находил в этом никакого удовольствия. Однако на младшем курсе мне попалась одна из книг Майкла Льюиса и мне это даже понравилось. Во всяком случае, после этого я взял еще одну книгу и официально присвоил себе звание книжного червя.

Но какой смысл во всем этом? Зачем пытаться читать по одной книге каждую неделю в течение года? Это довольно трудно, к тому же большинство и без этого ведет достаточно напряженную жизнь, в которой есть другие более важные занятия, которым необходимо уделять внимание. Ради чего я это сделал?

1. Идеи, идеи, идеи : это мне помогает генерировать идеи не только для моего сайта, но для моей жизни.

2. Знания / образование : если вы не используете свой мозг, то он атрофируется. Это позволяет мне постоянно быть в курсе тем, которые интересуют меня.

4. Это вызов: кто не любит хороший вызов? Мы всегда должны делать то, что толкает нас вперед и заставляет развиваться. Это хороший способ усилить внутреннюю мотивацию, уверенность, дисциплину и силу воли.

5. Это дешевле, чем обычное обучение: подробнее об этом пункте мы поговорим позже, но все 52 книги стоили мне около 500 долларов в общей сложности, а высшее образование обойдется мне около 21000 $. Кроме этого, я могу сосредоточиться на тех предметах, которые меня больше всего интересуют, и узнать о них за год чтения значительно больше того, что я узнал бы за четыре … или даже восемь с учетом аспирантуры (речь идет об американской системе ) лет формального образования.

6. Вы начинаете видеть дальше вида из своего окна: чтение приучает выходить за пределы своей ментальной зоны комфорта и узнавать новые идеи, теории и верования. Вы сможете оценивать разные позиции и убеждения, видеть вещи и мир с разных точек зрения.

7. Лучшие учителя: вы получите доступ к самым лучшим умам и самым успешным учителям всех времен и народов за … ну, примерно 10-20 баксов за голову. Вероятно, это лучшая сделка в вашей жизни.

8. Коммуникации: чтение позволило мне построить лучшие социальные отношения. Я чувствую, что оно делает меня более интересным человеком, я могу теперь говорить о куче разных предметов в любой момент, мне ничего не стоит начать и поддерживать разговор на самые разные темы.

9. Это просто офигительно интересно и удивительно: я повторяю, это действительно здорово!!!

Для тех, кому этих причин не достаточно…

Хорошо, если вам перечисленные причины показались не слишком убедительными, я открою вам главную причину. Дело в том, что я несколько разочарован в нашей системе образования. Мне не хотелось бы превращать этот пост в арену сражения противников и защитников традиционной системы обучения. Современные учебные заведения делают очень много для того, чтобы научить нас новым знаниям и навыкам, дать новые идеи и направления развития, подготовить к профессиональной деятельности.

Все это так, но я не уверен, что вложенные вами в обучение деньги и, самое главное, время являются оптимальными с точки зрения получаемого результата. Если вам приходится платить за свое обучение, то вы знаете, насколько это нелегко. Многие влезают в большие долги, чтобы продолжать обучение, а потом после его окончания не могут найти работу по специальности или вообще понимают, что выбрали не свое дело. Получается, что они просто выбросили деньги на ветер?

Мне захотелось проверить может ли самообразование с помощью книг заменить собой посещение колледжа, сэкономив при этом более 20 000$, и насколько такой способ будет хорош? Именно поэтому год назад я поставил перед собой цель прочитать за 52 недели ровно 52 книги.

Как реально читать по одной книге каждую неделю

После несколько затянувшегося вступления перейдем к самому интересному. Вы наверняка хотите узнать, как это можно сделать на практике. На самом деле это намного проще, чем вы думаете, и вы можете применять предложенный мной метод для достижения любых целей и обучения чему угодно. Игре на пианино, изучению нового языка, танцам.

1. Ставьте правильные цели. Об этом говорилось уже тысячу раз, но от этого зависит успех всего дела. Цели должны быть значимыми для вас, конкретными, измеримыми, реалистичными. И не забудьте о приятном вознаграждении за их достижение.

2. Выбор книг. Каждую субботу вечером я выбирал книгу, которую буду читать следующую неделю. Я выбирал книги на основе рекомендаций друзей, преподавателей или просто в соответствии со своими личными интересами по предметам, которые я изучал.

3. Разделение на небольшие шаги. Задание прочитать толстую книгу за одну неделю может выглядеть несколько пугающим, но я делил обычно количество страниц на шесть дней (один день -отдых для мозгов). Таким образом, 300-страничная книга подразумевает чтение всего по 50 страниц в день, что звучит не так страшно и трудно.

4. Специальное время. Главное препятствие для всех подобных начинаний — постоянная нехватка времени. Поэтому выделите специальное время в своем распорядке, которое будет предназначено специально для чтения. Для меня единственно свободное время было с утра, поэтому я стал просыпаться чуть раньше и посвящать это время чтению. Кроме этого, ваше настроение, сила воли и решимость утром находится в высшей точке, так что если вам предстоит сложное дело, то лучше делать это именно утром.

5. Гибкость графика. Не каждая книга, которую я прочитал, содержала в себе 300 страниц. Были и значительно более толстые книги, одолеть которые за неделю просто невозможно. В таком случае я компенсировал отставание одной или несколькими более тонкими изданиями, оставаясь таким образом в русле графика без ущерба для восприятия прочитанного.

6. Читайте в любой свободный момент. Несмотря на утренний час чтения, я был готов к этому каждую минуту. Мой iPad был со мной всегда и везде: в транспорте, на остановках, в очередях и даже в туалете. Будьте готовы прочитать пару страниц в любую минуту.

7. Читайте что вам интересно. Если вы занимаетесь любимым делом и узнаете новую информацию на интересующую вас тему, то процесс чтения проходит легко и незаметно. В этом заключается главный секрет.


Copyright Shutterstock

И что в итоге?

По моему личному глубокому ощущению за этот год я узнал о жизни, философии, способах достижения успеха, о себе и о мире вокруг гораздо больше, чем за восемь лет обучения. Это был не легкий год, но по его итогам я чувствую себя совершенно другим, чем раньше и я не уверен, что подобный опыт мог бы мне дать традиционное образование. Более того, чтение дало мне гораздо более широкий кругозор и смелость в творчестве, что не очень приветствуется в запрограммированной на стандартизацию современной системе образования.

Какой же вывод можно сделать из моей истории?

Сегодня существует столько путей для самообразования, начиная от онлайновых курсов и заканчивая традиционными книгами, что крупное вложение денег и времени в формальное образование являются не самым удачным решением. Во всяком случае для меня. А вы что думаете по этому поводу?

В горах Памира

Мы на Памире. Над розоватыми облаками 3 возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут 3 сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных 3 крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью 4 . В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова).

Грамматические задания

    Выполнить синтаксический разбор, указанного предложения.

    Выполнить морфологический разбор указанных слов.

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Простое предложение»

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе. Но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Больше всех полюбился мне щур. Это весёлая птичка с брусничного цвета грудью. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он часто прилетал в просторную клетку. Здесь для него лежал вкусный корм. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой. Щур радостно плескался в ней. Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.

Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и запел свою тихую песенку. На прощание я помахал ему рукой. Птица скрылась в вершинах густого тёмного леса.

(И. М.Соколов-Микитов «Щур» («Найдёнов луг»); 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Сделать разбор предложения

1 вариант: Он часто прилетал в просторную клетку. 2 вариант: Здесь для него лежал вкусный корм.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: в просторную клетку; 2 вариант: вкусный корм

3.Подчеркните главные члены в сложном предложении

1 вариант: Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. 2 вариант: Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.

4.Посчитайте количество букв и звуков в словах 1 вариант: весёлая; 2 вариант: радостно

5. Морфемный разбор

1 вариант: полюбился, 2 вариант: выпустил

Путешествуя по северным нашим лесам, я не раз видел оляпок, живущих обыкновенно возле чистейших ручьев, ключей и маленьких водопадов. Идешь, бывало, по берегу такого ручья или небольшой быстрой речонки с прозрачной и чистой водою - услышишь пение птички, очень похожее на журчание маленького ручейка. Если подойти осторожно, можно увидеть и самое оляпку. Это небольшая, очень подвижная и быстрая птичка с белой грудкой и длинными тонкими ножками, острыми крепкими коготками. Она шустро перебегает по мелким береговым камешкам и, взмахнув короткими крыльями, над самой водой перелетает с камня на камень. На ваших глазах она вдруг исчезает под быстро текущей водою. Хорошо видно, как, загребая крылышками, оляпка бежит по каменистому дну прозрачного ручья. Пробежав некоторое расстояние, она вылетает из воды и, усевшись на камень, вновь начинает петь свою веселую песенку.
Возле незамерзающих быстрых горных ручьев оляпки остаются иногда на всю зиму. Странно видеть эту птичку в морозный зимний солнечный день. Вокруг лежат снега, стоят покрытые снежной нависью высокие деревья, а маленькая оляпка по-прежнему поет и бегает по обледенелым камешкам у самого ручья или маленького шумного водопада. Она то и дело скрывается под водою и опять появляется.
Оляпка очень осторожная и чуткая птичка. Наблюдать ее близко не всегда удается. Оляпки не живут возле больших городов на ручьях и речках с загрязненной водою. Их можно видеть в безлюдных местах, у чистых ключевых ручьев и прозрачных быстрых речек. Оляпки не любят затяжную дождливую погоду, когда в ручьях и реках вода замутняется. В такую погоду оляпки перестают петь, перелетают в тростники и осоку, быстро бегают по широким листьям кувшинок, плавают и ныряют, собирают на подводной части растений водяных присосавшихся насекомых. Как только прояснится погода, оляпки возвращаются на свои любимые места, и опять над ручьем или рекою слышится их веселая песенка. Кормятся оляпки водяными насекомыми, а зимою иногда ловят мелких рыбешек, вытаскивают их на берег и разбивают о камень на мелкие кусочки.
Оляпку можно увидеть и в средней части России на чистых, незагрязненных речках и ручьях. Помню, в детстве я любовался оляпками, жившими у водяной мельницы на нашей деревенской речонке Гордоте. Гнездо оляпок было скрыто у большого мельничного колеса, с которого шумным пенистым водопадом скатывалась вода. Они летали почти под самыми вертевшимися колесами.
Нужно быть умелым наблюдателем природы, чтобы увидеть чудесную птичку оляпку. Если вам придется побывать в безлюдных лесных или горных местах, присматривайтесь и прислушивайтесь хорошенько. На чистом и быстром ручье или речке, быть может, вам посчастливится увидеть оляпку.
ЗИМОРОДОК
Я шел крутым берегом знакомой реки. Под обрывистым песчаным откосом текла вода. Внизу, над быстрой водою, склонялись зеленые ветви ив. У самой поверхности нет-нет да и поблескивал на солнце, сверкая серебром чешуи, бок мелких рыбешек-верхоплавок. Смотря вниз, я увидел небольшую голубовато-лазурную птицу, стрелою кинувшуюся с высокого песчаного откоса в прозрачную воду реки. На несколько мгновений птица исчезла под водою. Это был зимородок - удивительная птичка, редкая в наших местах. Зимородка я узнал по яркому оперению, по длинному клюву, по быстрому полету и умению нырять. Вынырнув из воды, неся в клюве маленькую серебряную рыбку, зимородок скрылся у края песчаного берегового откоса.
Живут зимородки по берегам быстрых и прозрачных рек с крутыми песчаными берегами. Свои гнезда они делают в глубоких норах, вырытых в песке на крутых откосах. В самой глубине норы находится гнездо, устланное сухими рыбьими костями и рыбьей чешуею. Здесь зимородки выводят и выкармливают своих птенцов.
Зимородки непохожи на наших обычных певчих птиц. Они умеют нырять, плавать и ловить мелких рыбешек. Замечательно оперение взрослого зимородка, так похожего на редкостную экзотическую птицу. Народное название - зимородок - наверное, произошло оттого, что даже в зимнюю стужу подобно оляпкам зимородки иногда остаются на берегах быстрых незастывающих рек и ручьев. В суровые зимы зимородки улетают на юг, как и другие перелетные птицы. На птичьих зимовках, в заливе Кизыл-Агач, на южном Каспии, я часто наблюдал зимородков. Там они держались в высоких, шелестящих на ветру камышах, зорко высматривая в воде добычу. Весною зимородки улетали на север, на знакомые берега малых и больших рек. В средней России я только два или три раза наблюдал красивых зимородков, и мне четко запомнились эти редкие встречи.
КУЛИКИ
Из самого давнего детства мне запомнился маленький куличок-перевозчик. Мы жили у берега широкого мельничного пруда. Мать водила меня купать на песчаный отмелистый берег. Раздевшись, я барахтался в нагретой солнцем воде, собирал росшую на берегу землянику, в мокрой горсти приносил ее матери. Над гладкой поверхностью пруда, отражаясь в воде, с берега на берег то и дело с криком перелетал, трепеща крылышками, маленький куличок-перевозчик. Мне очень нравился этот веселый куличок.
Вряд ли в птичьем мире есть такое разнообразие видов и пород маленьких и больших птиц, как в обширном семействе куликов. Живут кулики почти повсеместно на севере и на юге. Летом они долетают до самого Крайнего Севера, до побережья Ледовитого океана, гнездятся и живут в голой тундре. Русский простой народ добродушно относился к веселым, быстрым куликам, шутливо говорил: "Кулик невелик, а все-таки птица".
Я не был ученым-натуралистом и не знаю названия всех пород и видов куликов. Знаю, что есть совсем маленькие песочники-кулики, бегающие по песчаным берегам наших рек и озер. Есть и крупные кулики, живущие обыкновенно на больших болотах и нескошенных зеленых лугах. Громкий крик этих куликов крестьяне, помню, так переводили на человеческий наш язык: "Жгите сено, жгите сено, новое поспело!"
Слова эти обозначали начало покоса, уборки нового сена.
К куликам относятся большие и малые кроншнепы - строгие птицы с загнутыми книзу клювами. Застрелить сторожкого кроншнепа удается не всякому охотнику. Многие из вас, наверное, видели длиннокрылых чибисов, живущих на кочковатых болотах, на вспаханных полях. Махая длинными крыльями, они кувыркаются в воздухе, звонко кричат: "Чьи вы? Чьи вы?" Так переводит народ на человеческий язык их громкий крик.
Путешествуя по пустынному Таймырскому полуострову в безлесной, голой тундре, где до нас еще, наверное, не были люди, летом я видел и слышал великое множество куликов. Некоторые из этих куликов мне были совсем неизвестны. Я слушал их странные голоса, раздававшиеся над пустынной тундрой. Небольшие кулички срывались иногда из-под самых моих ног.
В маленьких, неглубоких озерках я видел куличков-плавунчиков, близко подходил к ним, любовался, как бойко они плавают меж небольших тростинок, купаются и ныряют. До смелого куличка-плавунчика можно было дотянуться рукою, но он не позволял взять себя в руки и перелетал на новое место.
Там же я наблюдал красиво и пышно одетых куликов-турухтанов, в весеннее брачное время устраивавших между собою смешные поединки. Кулички эти носили пышные воротники, и каждый самец-куличок отличался особенностью своей брачной одежды.
Множество куликов наблюдал я и на птичьих зимовках на южном Каспии, в Кизыл-Агачском заливе. Отлогие берега залива были исписаны множеством больших и малых птичьих следов. Тут вертелись кулики самых разнообразных видов и пород. Ни малейшего внимания не обращали они на грозных орланов-белохвостов, неподвижно сидевших на берегу залива и ожидавших легкой добычи. Здесь я видел крупных куликов с загнутыми кверху клювами-носами. Этими изогнутыми клювами они ловко поднимали мягкий ил, разыскивая червей, улиток и насекомых.
Осенью и весною многие породы куликов совершают далекие перелеты. Знакомых нам куликов зимою видят на берегах рек и озер Центральной Африки. Поразительны перелеты кочующих птиц, их умение безошибочно находить дорогу к местам своих гнездований.
У берегов Земли Франца-Иосифа однажды мы высадились со шлюпки на небольшой отлогий островок, покрытый гнездами гаг. Известно, что крупные гаги устилают свои гнезда легким и мягким пухом, который самки гаг выщипывают из своей груди. Слетая с гнезда, гага прикрывает яйца этим теплым пухом.
На маленьком островке кроме гагачьих гнезд оказалось множество гнездившихся крачек - небольших птиц, похожих на чаек. Птицы эти близки к породе куликов. Они храбро вились над нашими головами, садились на наши шапки, стараясь защитить свои гнезда. Ученые-зоологи рассказывали мне, что маленькие крачки каждый год совершают далекие путешествия в южное полушарие Земли, перелетают экватор. Весною вновь возвращаются на берега холодной арктической земли.
О куликах и близких к ним птицах рассказать можно многое. Я ограничиваюсь тем, что пришлось видеть самому. Бродя в юности с охотничьим ружьем, я любовался веселыми куликами, следил за их жизнью. Кроме вальдшнепов, дупелей, бекасов и гаршнепов, я не убивал маленьких куличков, оживлявших родной пейзаж. Из всех больших и малых куликов мне больше всех запомнился виденный в детстве куличок-перевозчик. Я и теперь иногда вижу его во сне; просыпаясь, невольно радостно улыбаюсь.
ЩУР
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Случалось, я держал веселых чижей, всю зиму летавших свободно по комнатам нашей квартиры, радовавших меня своими песнями. Жили у меня краснозобые и важные снегири, нарядные и хлопотливые щеглы, но больше всех полюбился некогда живший у меня щур веселая птичка с нарядной, брусничного цвета грудью.
Гнездятся щуры в лесах нашего Севера, в глухих и безлюдных местах и только зимою прилетают в наши подгородные леса.
Щур очень добродушная и милая птичка. Живет он в безлюдных лесных местах и человека почти не боится. Даже самым неопытным птицеловам удается ловить зимою прилетевших щуров, идущих на самую бесхитростную приманку. Обычно щуры зимой держатся небольшими дружными стайками. Бывало так, что к накрытым ловчею сетью щурам добровольно забирались оставшиеся на свободе их верные товарищи-друзья. Пойманный щур очень быстро привыкает к неволе и к хозяину, если тот заботится о птице, кормит ее сушеными ягодами, тертой морковкой и семенами. Тихое пение щура похоже на звук маленькой флейты.
Мой щур жил в небольшой клетке, подвешенной над окном. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Особенно любил щур вкусные кедровые орешки. На моем письменном столе всегда лежало несколько таких орешков. Щурка - так мы все его называли - садился ко мне на стол. Я в пальцах раздавливал орешек и кормил щура с ладони.
Он очень любил сидеть на ветвистом лосином роге, прибитом к стене над моею головою. На этом лосином роге висели мое ружье и охотничьи принадлежности: патронташи, сумки, бинокль.
Щурка очень любил купаться. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водою и любовался, как радостно купается щур. Искупавшись и отряхнувшись, закусив сладким орешком, он усаживался над моею головою и начинал тихонечко петь. Под его тихую песенку мне было приятно писать рассказы о лесных похождениях, о радостных встречах. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком. Иногда Щурка садился на мою пишущую машинку, глядел на меня, как бы желая сказать ласковое и доброе словечко на птичьем своем языке.
Щур очень радовался, когда после прогулки я возвращался в свою рабочую комнату. Случалось, он садился на мое плечо и опять взлетал на свой любимый лосиный рог.
Так мы прожили почти целую зиму. Однажды, перелетая с лосиного рога в клетку, щур вдруг упал на пол, забил крылышками, и мне показалось, что он умирает. Я поднял его с пола, положил на ладонь. Он скоро опомнился, пришел в себя и стал летать, по-прежнему петь и весело купаться. Болезненные припадки повторялись все чаще и чаще. Я догадался, что причиною их были любимые щуром кедровые орешки.

Контрольная работа по русскому языку по теме

«Повторение изученного в начальной школе».

Цель: проверяет уровень усвоения материала начальной школы и позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся, над которыми предстоит работать в течение учебного года.

1. Расшифруйте запись. Запишите предложения грамотно.

Молчаливзимнийлестихоивполяхбудтоприродапогрузиласьвсонносильнеегреетсолнышкоиднистановятсядлиннее.

2. Распределить слова по столбикам:

Орфограммы

в приставке

Орфограммы

в корне

Орфограммы

в суффиксе

Орфограммы

в окончании

Дома, тянул, часы, водяной, земляной, колодец, весна, в озере, на вершине, веете, шепот, ротик, носик, переделать, полюбить, сжечь.

3. От слов: ездить, есть, явление – образуйте однокоренные (сколько сможете) с Ъ разделительным знаком.

4. Составьте три предложения, в которых описывался бы цветок роза (или поляна с цветами). Используйте для этого как можно больше прилагательных. Прилагательные подпишите.

5. Кроссворд с заданием.

По горизонтали. 1. Путешествие в лес.

По вертикали. 2. Близкий ваш приятель.

По диагонали. 2-3. Строения, в которых живут люди.

* Задание. Составьте слово, используя приставку от первого слова, корень от второго, окончание от третьего. Слово запишите и разберите по составу.

6. Контрольное списывание.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то ее найдет лисица и съест.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» - 1в, «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» - 2в.

  1. Морфологический разбор слова «в траве» - 1 в, «на полянке»- 2 в.
  2. Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» - 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в.

Контрольное тестирование по теме " ГЛАГОЛ ".

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Вариант 1.

А1. Глагол – часть речи, которая обозначает

1) предмет

2) действие предмета

3) признак предмета

4) признак признака

А2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО

1) не\мог

2) не\доумевал

3) не\видел

4) не\нравится

А3. Найдите ИНФИНИТИВ

1) борется

2) бороться

3) боролись

4) борюсь

А4. В каком случае нужно поставить букву Е

1) се…л

2) ла…л

3) кле…л

4) ненавид…л

1) читаеш…

2) освещает…ся

3) стрич…ся

4) катат…ся

А6. В каком случае нужно поставить букву И

1) бл…стит

2) соб…ру

3) зам…рать

4) зап…реть

А7. Найдите глагол, стоящий в форме НАСТОЯЩЕГО времени:

1) разожгу

2) строить

3) кушаю

4) сжевал

А8. В каком случае нужно поставить букву Е

1) посматр…вать

2) вытаск…вать

3) танц…вать

4) перечит…вать

А9. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

1) варю, буду варить, сварила

2) не уходи, сходил бы, уйди

3) спешишь, не спеши, сходи-ка

4) сделал бы, пойду, пусть ответит

А10. Укажите глагол I спряжения

1) лет…шь

2) смотр…т

3) кле…м

4) бор…тся

В1. Из данных предложений выпишите глагол СОВЕРШЕННОГО ВИДА

Солнце по небу гуляло и за тучу забежало.

А мохнатые боятся: где нам с этаким сражаться.

В2. Укажите способ образования глагола ПРИЕХАТЬ. Ответ запишите словом.

В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложениях. Ответ запишите словами.

Она её хлестала палкой и кнутом. И под гору, и в гору гнала её бегом.

В4. Выпишите ВОЗВРАТНЫЙ глагол.

Завёл я вместо ёжика маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался. Посадил я его в банку от варенья и поставил на стол.

В5. Разберите по составу глагол РАССЫПАТЬСЯ.

С1. Объясните, используя тип речи – рассуждение, почему НЕ ВИДЕТЬ пишется раздельно, а НЕНАВИДЕТЬ – слитно.

Вариант 2 .

А1. Глагол в предложении чаще всего бывает

1) подлежащим

2) сказуемым

3) дополнением

4) обстоятельством

А2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО

1) не\навидеть

2) не\здоровится

3) не\выучить

4) не\годовать

А3. Найдите ИНФИНИТИВ

1) смеюсь

2) смеяться

3) смеются

4) смеялись

А4. В каком случае нужно поставить букву И

1) завис…л

2) та…л

3) кле…л

4) раска…лся

А5. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь

1) начинат…ся

2) купаеш…ся

3) обжеч…ся

4) смеёт…ся

А6. В каком случае нужно поставить букву Е

1) бл…стать

2) расст…лить

3) выж…гать

4) подп…рать

А7. Найдите глагол, стоящий в форме БУДУЩЕГО времени:

1) разорву

2) писать

3) читаю

4) засмотрелся

А8. В каком случае нужно поставить букву Ы

1) волн…ваться

2) танц…вать

3) совет…вать

4) загляд…вать

А9. Укажите ряд, в котором все глаголы ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения:

1) рисую, пошёл бы, купить

2) давайте играть, принеси, запишите

3) спою, смотреть, выучил бы

4) посмотри, буду шить, блестишь

А10. Укажите глагол II спряжения

1) смотр…т

2) ве…т

3) стел…т

4) шага…шь

В1. Из данных предложений выпишите глагол НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Света утром чай пила.

Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.

В2. Укажите способ образования глагола КАМЕНЕТЬ. Ответ запишите словом.

В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.

Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.

В4. Выпишите НЕВОЗВРАТНЫЙ глагол.

Солнце показывается из-за облаков. В низинах поднимается туман и быстро рассеивается. Ласточки с весёлым криком высоко летают в небе.

В5. Разберите по составу глагол ПРОНОСИЛСЯ.

С1. Объясните, используя тип речи – рассуждение, почему однокоренные глаголы СОБЕРУ и СОБИРАТЬ пишутся по-разному.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Простое предложение»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Щур

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе. Но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Больше всех полюбился мне щур. Это весёлая птичка с брусничного цвета грудью. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он часто прилетал в просторную клетку. Здесь для него лежал вкусный корм. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой. Щур радостно плескался в ней. Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.

Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и запел свою тихую песенку. На прощание я помахал ему рукой. Птица скрылась в вершинах густого тёмного леса. (И. М.Соколов-Микитов «Щур» («Найдёнов луг»); 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Сделать разбор предложения

1 вариант: Он часто прилетал в просторную клетку. 2 вариант: Здесь для него лежал вкусный корм.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: в просторную клетку; 2 вариант: вкусный корм

3.Подчеркните главные члены в сложном предложении

1 вариант: Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. 2 вариант: Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.

4.Посчитайте количество букв и звуков в словах

1 вариант: весёлая; 2 вариант: радостно

5. Морфемный разбор

1 вариант: полюбился, 2 вариант: выпустил

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Синтаксис. Пунктуация»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Предзимье

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Охотники говорят: «Опасно будить косолапого зимой!»

Зайцы – робкие лесные жители. Они ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант: Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю

2 вариант: Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: выглядывает из-за туч; 2 вариант: лежат на земле

3. Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. 2 вариант: Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень.

4. Морфемный разбор

1 вариант: отшумела, грустные

2 вариант: потемнели, вкусными

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Герда

Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями . Пока Герда ела, старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.

Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов. Они подумали и ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомнит о Кае и убежит от неё.

Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех родов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шелковыми перинками, и девочка заснула.

(Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»; 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов. 2 вариант: Они подумали и ушли глубоко в землю.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: до розовых кустов; 2 вариант: ушли в землю.

3.Фонетический разбор слов:

1 вариант: боялась; 2 вариант: чудесную.

4. Морфемный разбор

1 вариант: старушка, подумали; 2 вариант: корзинка, прыгала.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Васютка

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера сейчас напоминала раскалённую печку. Заря догорала. В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.

Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Подступила дремота.

(В. П.Астафьев «Васюткино озеро»; 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. 2 вариант: Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: грустные облака; 2 вариант: лёг на спину.

3.Фонетический разбор слов:

1 вариант: звёзды; 2 вариант: костёр

4. Морфемный разбор

1 вариант: прибрежные, пошевеливали; 2 вариант: маленький, прорезаться.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

Цели урока: проверить знания учащихся по морфемике, словообразованию и орфографии; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

История одной яблоньки.

Росла в лесу дикая яблоня. Осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось в землю.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом. А весной, когда пригрело солнце, зерно стало расти… Из почки наверху вышли зелёные отростки. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька проросла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, выкопал яблоньку осторожно, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю…

Года через три приходили из других садов брать от выращенной яблоньки побеги для прищепа.

(По К.Ушинскому)

2.Грамматическое задание.

1 вариант

2 вариант

1.Выпишите слова с нулевым окончанием (например, пришёл, в лес, садовник )

1.Выпишите слова, которые не имеют окончаний (например, только, когда ).

2.Выпишите 5 слов с приставками.

2.Выпишите 5 слов с суффиксами.

3.Выполните морфемный разбор слов зёрнышко, проросла.

3.Выполните морфемный разбор слов: яблоньку, посадил.

Росла в лесу дикая яблоня.

4.Выполните синтаксический разбор предложения: Осенью упало с неё кислое яблоко.

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

Цели : проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Указание учителю. Предупредить учащихся, что текст надо писать как диалог.

Встретились два друга: Саша и Матвей. Саша сказал:

А у меня дома овсянка!

Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.

Как это - с молоком? - удивился Саша.

Еще она хороша с маслом или с сахаром.

Да ты про что говоришь? - удивленно спросил Саша.

Как про что? Про овсянку обыкновенную. А ты про какую?

И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и пела. Птица овсянка. Не слыхал про такую? Пойдем ко мне мою овсянку слушать.

Пойдем! - согласился Матвей.- А потом ко мне - мою овсянку кушать!

(103 сл.)

Задание.

  1. Кратко напишите, почему друзья сначала не понимали друг друга.
  2. Подберите синонимы: Вариант I - горе - ..., холод - ... .

Вариант II- бежать - ..., веселый- .. .

  1. Объясни значение фразеологизмов: вешать лапшу на уши, висеть на телефоне, работать спустя рукава.

Итоговый контрольный диктант

Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

* * * * *

Я родился в Москве у Никитских ворот. Мои детские годы прошли в пригороде столицы, в большом доме, хозяйкой которого была бабушка.

Дом стоял поблизости от железнодорожной станции 3 . По утрам нас будили гудки пассажирских и товарных поездов 4 .

Я рос в полных света, солнца и буйной зелени местах, и у меня большой интерес вызывало каждое живое существо: собака, курица, кролик или кошка 7 .

Я стал наблюдать их повадки, мимику, угадывать настроение. Если, например, Буран вилял хвостом, прыгал на лавку, это означало, что пес пребывал в превосходном расположении 2 духа.

Человек должен стремиться понять живое существо, распознать его нрав. Для этого людям нужны любовь, терпение и милосердие к «братьям нашим меньшим».

(По А. Баркову.)

Дополнительное задание.

Произведите указанные в тексте цифровыми индексами виды разбора.