Климат внутренние воды южной америки таблица. Алгоритм работы с электронным учебником

Климат

Южная Америка - самый влажный материк Земли и не такой жаркий, как Африка. Часть Южной Америки расположена в умеренном климатическом поясе. В отличие от Африки все климатические пояса, кроме субэкваториального, сменяют друг друга только при движении к югу от экватора. В целом климат Южной Америки разнообразнее климата Африки. Средние месячные температуры на большей части материка составляют от +20 до +28 С. Однако иногда с юга на материк вторгаются волны холодного воздуха, а на равнинах Патагонии морозы достигают -35 С. Большие различия наблюдаются в условиях увлажнения. Осадки на материке распределяются неравномерно.

Южная часть материка расположена в умеренном климатическом поясе. Климат здесь особенно контрастен. На западном побережье он морской, умеренный. Зима сравнительно теплая, с температурами +4-6 С, с пасмурной, ветреной погодой, а лето влажное, прохладное, с частыми дождями при температуре воздуха +8-10 С. Осадков выпадает более 2000 мм в год. В восточной части пояса климат континентальный умеренный с прохладной малоснежной зимой и сухим теплым летом. Однако даже летом здесь случаются снежные метели - сказывается дыхание близкой Антарктики.

Высокогорный климат Анд отличается разнообразием. Главная его особенность - изменение при подъеме от подножий к вершинам и при продвижении с севера на юг у экватора в нижнем поясе Анд климат на восточных и западных склонах экваториальный, а на вершинах лежат снега и ледники. Особенно суров климат в тропическом поясе на центральных плоскогорьях Анд, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки здесь выпадают в основном в виде снега даже летом, но их очень мало. Эти высокогорья самые сухие и бесплодные в мире. Разреженный воздух, обжигающие лучи солнца, ураганные ветры, характерные признаки погоды, которая резко и не один раз меняется здесь в течение суток. Человек с трудом переносит такой высокогорный климат.

В целом климат Южной Америки, для которого характерно обилие тепла и влаги на большей части территории, создает благоприятные условия для круглогодичной вегетации растений. На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год. Однако нередко здесь случаются стихийные бедствия: после затяжных дождей выходят из берегов реки, затопляя поля, селения и дороги. В центре материка нередки засухи, а иногда наступают неожиданные холода.

Для населения стран Южной Америки эти стихийные бедствия особенно тяжелы, не хватает средств для быстрого восстановления нормальной жизни.

Внутренние воды

Поскольку Южная Америка самый влажный материк 3емли, то неудивительно, что природа создала здесь самый большой речной бассейн мира с грандиозной Амазонкой. Площадь бассейна реки почти равна всей Австралии. Подъем воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года. Это несколько сглаживает колебания уровня Амазонки, поэтому она полноводна весь год. При подъеме воды река затопляет обширные пространства, образуя непроходимые болота.

Русло Амазонки в среднем течении достигает ширины 5 км, В нижнем - 80 км, а в устье его ширина доходит до 320 км, так что противоположный берег разглядеть невозможно. Устье реки -1 очищается от наносов морскими приливами и отливами, которые заметны на реке на протяжении 1.400 км от устья.

Воды Амазонки богаты жизнью. В тихих заводях и протоках растет кувшинка виктория-регия с плавающими листьями диаметром до 2 м. Среди рыб наиболее известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба пирарука длиной 4 м. В реке живут кайманы (вид крокодилов), а также млеко питающие - пресноводные дельфины. Стоит ли удивляться, что столь могучая и необъятная река породила множество легенд и мифов, о которых написано много интересных книг.

Парана и Ориноко имеют, в отличие от Амазонки, ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей реки разливаются и затопляют окружающие плоские пространства, превращая их в обширные болота. В сухой период реки сильно мелеют. На реках, стекающих с Анд, Гвианского и Бразильского плоскогорий, много порогов и водопадов. Особой известностью пользуется водопад Игуасу, расположенный на одном из притоков Параны. За 20-25 км слышен его рокот. Река разбивается на 300 струй и потоков, разделенных скалистыми островками с густой растительностью. Это один из красивейших водопадов на Земле. На одном из притоков Ориноко, стекающих с Гвианского плоскогорья, находится самый высокий водопад мира - Анхель высотой 1054 м.

Больших озер на материке немного. Самое большое озеро - Маракайбо лежит на севере во впадине земной коры и соединяется узкой протокой с заливом Карибского моря. По берегам и со дна озера добывают нефть. В Андах расположено озеро Титикака - самое большое высокогорное озеро мира. Берега его густо заросли тростником, из которого индейцы вяжут свои легкие и изящные плоты-лодки.

Реки Южной Америки играют большую роль в жизни населения. На низменных равнинах они судоходны. На реках с бурным течением построены электростанции. В засушливых местах вода используется для орошения полей.

Тема изучается в течение двух уроков.

Первый урок. Климат Южной Америки.

Второй урок.

Сценарий первого урока “Климат Южной Америки”.

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить и конкретизировать знания о климатообразующих факторах, об основных и переходных климатических поясах.
  2. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата материка Южная Америка, выявить причины, определяющие эти особенности климата.
  3. Продолжить формирование умения работать с картами и климатическими диаграммами, составления графического конспекта на контурной карте.
  4. Развитие логического и творческого мышления.



В) “Южная Америка”. Климатическая карта.

4. Раздаточный материал:

Тема урока: Климат Южной Америки.

:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка. Физическая карта”.
В) “Южная Америка. Климатическая карта”.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”

Алгоритм работы с электронным учебником:

меню - материки – Южная Америка – Климат - Самый влажный материк

При выполнении задания из электронного издания использовать: тематические карты, видеоролики, практическое задание №3, климатограммы.

Выполнение задания

1. Нанесите на контурную карту климатообразующие факторы: одной коричневой линией покажите основное направление Анд; обведите линии экватора и тропика. С помощью стрелок покажите направление господствующих ветров. Стрелками красного и синего цвета покажите направления теплых и холодных течений у берегов Южной Америки (подумайте, какое влияние будет оказывать на климат побережья каждый из этих типов течения). Правильность выполнения вы можете проверить, выполнив задание №3 в разделе “Практика”.

2. Ознакомьтесь с климатической картой в разделе “Климат”, надпишите на контурной карте названия климатических поясов и областей.

3. Выберите курсором климатическую диаграмму в экваториальном климатическом поясе, щелкните один раз левой клавишей мыши по ней. Климатограмма увеличится в размере, проанализируйте ее, на контурной карте в экваториальном климатическом поясе сделайте следующую запись: Лето: 1) укажите индекс основной воздушной массы, формирующей здесь климат летом; 2) среднюю летнюю температуру воздуха; 3) влажно или сухо (зависит от количества осадков в этом сезоне). Ваша запись должна выглядеть так: Лето: ЭВМ, Т ср. +24, влажно. Эти же действия выполните для зимы: Зима: … . Далее напишите Осадки:… (укажите сумму осадков за год и их режим).

4. Аналогичные действия выполните для субэкваториального климатического пояса. Обратите внимание, что этот климатический пояс находится в двух полушариях

(северном и южном) и климат в них будет различаться по сезонам. Проанализируйте климатограмму и определите субэкваториальный климат какого полушария она характеризует. Сделайте запись в соответствующем климатограмме полушарии. Сделайте запись для этого же климатического пояса в противоположном полушарии. Чем они различаются?

5. Внимание!!! Следующим характеризуете умеренный климатический пояс.

6. Если вы выполнили все предыдущие задания, и у вас осталось более 10 минут, вы молодец!!! Запишите характеристику климата тропического климатического пояса (климат высокогорий не описывайте).

Проанализируйте графический конспект и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

  1. В каких климатических поясах находится большая часть материка Южная Америка, а, следовательно, какой климат преобладает на нем?
  2. Какой это материк по увлажнению (сухой или влажный)?
  3. Какой из океанов, омывающих Южную Америку, оказывает меньшее влияние на климат материка и почему?
  4. Объясните, почему в умеренном климатическом поясе сформировались две климатические области, резко отличающиеся количеством осадков за год. (Западную часть называют “мокрым углом”, а в восточной части - пустынный и полупустынный климат).
  5. 5=* Объясните, почему в тропическом климатическом поясе на Атлантическом побережье формируется область тропического пустынного (сухого) климата, а в умеренном – область морского (влажного) климата. А в восточной части материка – наоборот: в тропическом климатическом поясе формируется область тропического влажного климата, а в умеренном – область умеренно континентального (сухого) климата?

Ход урока

Учитель: Перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые вопросы из ранее пройденных тем, которые пригодятся нам при изучении нового материала:

Актуализация знаний:

  1. Перечислите природные компоненты
  2. Почему климат изучают сразу после рельефа, раньше, чем внутренние воды, почвы, растительный и животный мир?
  3. План описания климата (перечислить пункты плана).
  4. Какие климатообразующие факторы являются ведущими в формировании климата?
  5. Какие постоянные ветры господствуют в умеренных широтах? - в экваториальных широтах? Какое влияние они оказывают на климат?
  6. Какие месяцы года являются в южном полушарии летними, какие – зимними?
  7. Проанализировав географическое положение материка Южная Америка, предположите, в каких климатических поясах он может находиться?
  8. Какой климат там преобладает – холодный или жаркий?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 25-30 мин

Учитель: Сегодня вам предстоит выполнить новый вид работы: составить графический конспект на контурной карте, т.е. показания с клитатограммы вы будете записывать на контурной карте в соответствующем климатическом поясе, составляя таким образом его характеристику. Дальше вам предстоит проанализировать этот графический конспект и сформулировать ответы на вопросы в конце инструктивной карточки (устно или письменно), а затем ответить устно.

Для субтропического климатического пояса климатораммы не даны.

Характеристика климата этого климатического пояса пойдет домашним заданием. Для выполнения этого домашнего задания используйте учебник и карту атласа “Южная Америка. Климатическая карта”.

Графический конспект, который вы сегодня выполните, пригодится вам еще на следующем уроке при изучении темы “Внутренние воды” для характеристики водного режима рек.

Выполнение заданий:

1. Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием и картами атласа по инструктивным карточкам.

2. Составление графического конспекта на контурной карте.

3. Отвечать на вопросы в инструктивной карточке.

Дополнительное задание (для тех, кто раньше других справился с работой):

Задание № 3 из раздела “практические задания” в электронном издании

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 5-10 мин

Фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности выводов о причинах формирования двух климатических областей в умеренном климатическом поясе.

Если осталось время, обсудить дополнительный 5-тый вопрос из инструктивной карточки. В ином случае этот вопрос идет как задание на дом и обсуждается в начале следующего урока.

Контурные карты с графическими конспектами собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме этого каждый ученик получит отметку за графический конспект на контурной карте (см. приложение №1 ).

Второй возможный вариант выполнения работы – это при анализе климатограмм заполнять таблицу Характеристика климатических поясов материка Южная Америка

Название климатического пояса (области) ГП Воздушная масса Средняя Температура воздуха Влажность Сумма осадков за год, режим осадков Особенности климата
Зима Лето Зима Лето Зима Лето
Экваториальный ЭВМ ЭВМ +26 +26 влаж- влаж- 2860 мм.

Равномерно

Весь год жарко и влажно
Субэкваториальный
Тропический
Субтропический
Умерен-ный влажный
Умерен-ный сухой

Сценарий второго урока

“Внутренние воды Южной Америки”.

Цели и задачи урока:

  1. Продолжать формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки.
  2. Сформировать у учащихся представление об основных чертах рек и озер материка.
  3. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи (установить зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата), работая с различными источниками информации.
  4. Продолжить формирование умения составлять характеристику географических объектов.
  5. Продолжить формирование навыков работы с электронным учебником по географии.

Оборудование и дидактические материалы:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка”. Физическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на первом уроке графическим конспектом.

4. Компьютерный тест.

5. Раздаточный материал:

Инструктивная карточка с заданиями и вопросами.

Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.

Для выполнения заданий вам потребуются:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “ Южная Америка”. Физическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на предыдущем уроке графическим конспектом по климату.

Алгоритм работы с электронным учебником:

Меню – материки – Южная Африка – внутренние воды. Амазонская низменность

Использовать при работе текст, карты и видеоролики

1. На контурной карте “Южная Америка. Физическая карта” надпишите названия рек: Амазонка и ее крупные притоки, Ориноко, Парана.

2. Анализируя карты атласа, информацию электронного учебника и ваш графический конспект на контурной карте по климату Южной Америки, заполните таблицу.

Характеристика рек Южной Америки

Название реки Крупные притоки Характер течения Основной тип питания В каких климати-ческих поясах протекает, режим выпадения осадков в них (по сезонам: зима, лето). Режим реки (сроки половодья и межени) К бассейну какого океана относится
Амазонка
Ориноко
Парана (доп. задание)

3. Проанализировав свою таблицу, текст и карты электронного учебника, сформулируйте ответы на следующие вопросы (если в конце урока тестирование не предусмотрено, ответы записывают в тетрадь)

  1. Какая из рек этого материка является самой многоводной в мире?
  2. К бассейну, какого океана относится все крупные реки Южной Америки и почему?
  3. С чем связано половодье на большинстве рек Южной Америки?
  4. Какой характер течения у большинства рек этого материка и по какой причине?
  5. Почему этот материк имеет самые многоводные реки Земли? Что этому способствует?
  6. *Реки Ориноко и Сан-Франсиску протекают в субэкваториальном климатическом поясе, но одна из них разливается в январе, а другая – в июле. Объясните причину таких различий.
  7. Какой водопад Южной Америки является самым высоким в мире? Его высота?
  8. Самое большое озеро этого материка?
  9. Какое озеро является самым большим в мире из высокогорных озер?

3. Закройте тетрадь и протестируйтесь

Задание на дом: Параграф 43. На контурной карте подпишите: Озера: Маракайбо, Титикака. Водопады: Игуасу, Анхель.

Реки: Мараньон, Укаяли, Мадейра, Риу-Негру, Парагвай.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин

Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки.

Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам:

фронтальная беседа по вопросам:

  1. Дайте определение понятия “внутренние воды”
  2. Перечислите виды внутренних вод
  3. Вспомните, что такое “речная система”
  4. К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?
  5. Укажите, какая зависимость существует между реками и рельефом?
  6. Как зависят реки от климата?
  7. Назовите основные типы питания рек.
  8. Как вы полагаете, какой тип питания будет преобладать у рек Южной Америки?
  9. Что такое межень? Половодье?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 20 минут.

Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием, картами атласа, графическими конспектами по климатическим поясам Южной Америки используя инструктивные карточки. карточкам. Заполняют предложенную им таблицу.

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 15 минут.

Компьютерное тестирование.

По результатам компьютерного тестирования отметки выставляются в журнал, кроме того, каждый ученик получит отметку за составленную им таблицу.

Или фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности заполнения таблицы.

Таблицы собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме, того, каждый ученик получит отметку за работу с таблицей и контурной картой.

Тест по теме “Климат и внутренние воды материка Южная Америка”.

  1. Основной воздушной массой, формирующей климат на большей территории материка Южная Америка, является…
    1. умеренная
    2. экваториальная
    3. тропическая
  2. По степени увлажнения Южная Америка является…материком
    1. самым влажным.
    2. самым сухим.
    3. со средним увлажнением.
  3. Большая часть материка расположена в… климатических поясах
    1. холодных
    2. умеренных
    3. жарких
  4. У большинства рек Южной Америки преобладает…тип питания
    1. ледниковый
    2. подземные воды
    3. дождевой
  5. Самый высокий водопад Южной Америки и мира.
    1. Игуасу
    2. Виктория
    3. Анхель.
  6. Из всех рек на Земле Амазонка самая…
    1. длинная
    2. многоводная
    3. широкая
    4. быстрая.
  7. Самое большое из высокогорных озёр Южной Америки и мира это…
    1. Маракайбо
    2. Титикака
  8. “Лето достаточно тёплое, +15 - +20 °С, сухое. Зима прохладная, малоснежная. Количество осадков небольшое – до 300 мм в год”. Это описание соответствует типу климата Южной Америки
    1. субтропический влажный.
    2. тропический пустынный.
    3. умеренный морской.
    4. умеренный континентальный.
  9. В тропических широтах вдоль восточного побережья Южной Америки проходит тёплое течение, а вдоль западного – холодное. На основании этого можно сделать вывод о том, что:
    1. на восточном побережье осадков выпадает больше.
    2. на западном побережье осадков выпадает больше.
    3. температуры воздуха западного и восточного побережья резко различаются
    4. течение не оказывает влияния на климат материка.
  10. На большую часть территории Южной Америки влага поступает с … океана.
    1. Тихого.
    2. Атлантического.
    3. Индийского.

Ответ оставил Гость

Влажность климата и обилие осадков на основной территории материка, обширные равнинные пространства способствуют формированию на материке больших и полноводных рек. Под влиянием влажных ветров с Атлантики Южная Америка получает в два раза больше осадков, чем в среднем вся суша Земли. Речной сток также почти в два раза превосходит аналогичные средние показатели по земному шару. На Южную Америку приходится 8% суши и 14% стока земного шара. Таким образом, Южная Америка богаче других материков водными ресурсами. Питание большинства рек Южной Америки дождевое. Лишь некоторые реки получают дополнительное питание за счет грунтовых вод, таяния снега и льда в горах. Все крупные реки материка несут свои воды в Атлантический океан. К бассейну Тихого океана относятся короткие реки, начинающиеся на западных склонах Анд. Территории внутреннего стока занимают на материке ограниченные площади (около 6%, что в 10 раз меньше, чем в Австралии). Среди рек материка особо выделяется Амазонка - самая полноводная река земного шара и самая большая по площади бассейна (более 7 млн. км2). Длина Амазонки, если принять за исток р. Мараньон, составит 6437 км. Амазонка - вторая по длине река земного шара после Нила. Однако в отличие от Нила у Амазонки множество притоков - свыше 500; 17 из них имеют длину от 2000 до 3500 км; более 100 - судоходны. Ширина русла Амазонки после слияния рек Мараньон и Укаяли составляет 1-2 км; у города Манауса достигает 5 км, в нижнем течении - 20 км; а в устье ширина главного русла Амазонки имеет 90 км при глубине 70 м. Река судоходна на большом протяжении. Океанские суда поднимаются вверх по реке примерно на 1700 км, до города Манауса. Амазонка принимает притоки из северного и южного полушарий. Поскольку у правых притоков половодье наступает в октябре-марте, а у левых - в апреле-октябре, то Амазонка бывает полноводна в течение всего года. Максимальный разлив приходится на конец лета южного полушария (март-апрель), так как правые притоки крупнее и многоводнее, чем левые. В это время уровень в реке поднимается на 10-15 м и она затопляет огромные пространства. Средний годовой расход Амазонки - 5000 км3, что составляет большую часть стока всей Южной Америки и 15% стока всех рек земного шара. Парана и Ориноко также крупные и многоводные реки материка. В отличие от Амазонки они имеют ярко выраженную сезонность стока. Подъем уровня воды на этих реках приходится на летний сезон, а зимой они сильно мелеют. Реки и их притоки в верхнем течении протекают по склонам Бразильского и Гвианского нагорий. Здесь они имеют много порогов и водопадов. На одном из притоков Ориноко (р.Чурун) находится самый высокий в мире водопад Анхель - 1054 м. Грандиозен и пользуется большой известностью водопад Игуасу на одном из притоков реки Параны. Южная Америка бедна озерами. Самое известное озеро материка - Титикака. Это самое большое из высокогорных озер мира. Оно расположено на высоте 3812 м над уровнем моря. Площадь озера - 8300 км2, максимальная глубина - 304 м. Вдоль берегов Атлантического океана расположены большие озера - лагуны. Самое значительное из них - оз. Маракайбо, соединенное с Венесуэльским заливом Карибского моря. Многие лагуны утратили связь с океаном (например, оз. Патус).

Буинск - 2010 г.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти особенности климата; разобрать особенности климатических поясов Южной Америки. Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Южной Америки.

Развивающие:

2. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами; продолжить формирование умения составлять характеристику географических объектов.

Воспитательные:

3. Формирование у учащихся способность чувствовать, воспринимать и понимать прекрасное в природе.

Учебно-наглядный комплекс

Карты климатических поясов мира, климатические карты - мировая и Южной Америки, физическая карта Южной Америки; климатические диаграммы, хрестоматии

Формы проведения урока

Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; беседа с учащимися: определение особенностей и отличительных черт климата Южной Америки; практическая работа с климатической и физической картой – определение основных климатических показателей в Южной Америке и влияющих на климат причин; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой атласа – определение особенностей климата одного из климатических поясов или областей материка; практическая работа с климатическими диаграммами – определение типов климата; познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами; сформировать у учащихся представление об основных чертах рек и озер материка.

Литература:

1. География частей света. – Москва - 1963 г.

2. Энциклопедия. «Планета чудес и загадок».

3. Энциклопедия. «Я познаю мир».

4. Ж/л «География в школе».

5. Открытый урок мерики..doc

Ход урока.

1. Организационный момент.

Обеспечить нормальную рабочую обстановку. Подготовить учащихся к общению: слушать и

2. Актуализация знаний. Мотивация и целеполагание.

Обеспечить мотивацию актуализировать опыт.(выявить личностный смысл и смысл-контекст

(коллективное понимание)).

Проверка домашнего задания.

Дайте характеристику климатических особенностей Африки?

Дайте характеристику климатических особенностей Австралии?

Вспомните главных климатообразующих факторов?

3. Формирование новых знаний и умений.

I. Вы уже догадались, что тема сегодняшнего урока «Климат и внутренние воды Южной Америки»

Общие черты климатов Земли и особенности климатов двух материков уже изучены, поэтому вам нетрудно будет усвоить особенности климата Южной Америки.

Южная Америка - самый влажный материк на Земле и не такой жаркий как Африка. Причин тому несколько:

1. Большая часть материка расположена в экваториально-тропических широтах.

2. В субтропиках и особенно в умеренных широтах материк узок.

Справочно-информационный материал (Рекорды материка)

Южная Америка – самый влажный материк Земли.

Самое жаркое место (+49 гр. цель.) – Ривадавия (Гран - Чако)

Максимальная среднегодовая температура (+29 гр.) зафиксирована в Маракайбо (Венесуэла)

Самая низкая температура (-33 гр.) зафиксирована в Сармьемто (Патагония).

Самое большое количество осадков (7155 мм) отмечено в Буэнавентуре (Колумбия).

Минимальное среднегодовое количество осадков (1 мм) отмечено в районе города Арика (Чили).

Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажность и выпадает много осадков? (Ученики предлагают свои варианты ответов)

Субэкваториальный климатический пояс.

Два сезона - влажный и сухой.

Воздушные массы-

Зимой – тропические (осадки мало выпадают)

Летом – экваториальные

Средняя температура:

Я – 24 гр.

И – 24 гр.

Тропический климатический пояс

Субтропический климатический пояс. Учащиеся самостоятельно характеризуют (дома)

Умеренный климатический пояс

Южная часть материка расположена в умеренном поясе, где господствует западный перенос умеренных воздушных масс.

Выделяется две климатических области:

1. Морской умеренный климат на западе материка: легкая теплая зима (+ 4 – 5 гр.), пасмурная и ветреная погода. Лето влажное, прохладное, частыми дождями, с температурой воздуха до + 15 гр.. Осадков выпадает 2000-3000 мм, такому количеству осадков способствуют Анды.

2. Умеренно – континентальный климат на востоке материка: зима прохладная, малоснежная. Лето сухое и теплое (+ 15- 20 гр.), количество осадков – до 300 мм.

Диаграммы учебника (Рис. № 61, стр. 169)

Высокогорный климат Анд.

Работа с учебником (стр. 169, интересный материал)

III. Внутренние воды. Реки и озера.

Демонстрация слайдов.

1. 1 – 2 слайды – Амазонка (фильм)

2. 3 слайд Ориноко,

3. Парана (мать моря) – 5 слайд.

Водопад Игуасу 6-7 слайд, 8 (фильм).

4. Озеро Титикака – 9 слайд 3812 м. (свинцовая гора) – 10 слайд

5. Озеро Лаго-Архентино – 11 слайд.

6. Озеро Маракайбо.


4. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вопросы для закрепления.

1. В каких климатических поясах лежит материк?

2. Покажите на физической карте крупных рек и озер?

5. Итоги урока и домашнее задание.

Изучить текст учебника (§ 29)

Работа на к/к.

Описать по типовому план реки Ю. Америки (по выбору)

Дополнительный материал (если осталось время)

Методическое пособие для 7 класса. Стр. 68-69.

Транскрипт

1 Задачи: Тема урока: «Климат и внутренние воды Южной Америки» 1. Сформировать у учащихся представление о климате Южной Америки и основных факторах, его сформировавших, рассмотреть особенности климатических поясов, их распределение по материку. Изучить особенности внутренних вод материка. 2. Развивать умение работать с картой, климатограммами, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Воспитание личностных качеств: внимательности, активности, уверенности. Тип урока: урок формирования новых знаний Форма урока: урок-исследование Виды учебной деятельности: работа с картами (физической, тематической), в тетради, со схемами, диаграммами, учебником. Оборудование: учебный диск «География 7 класс», физическая карта Южной Америки, атласы, тетради. I. Организационный момент. План II. Проверка знаний о рельефе Ю. Америки III. Изучение нового материала. 1. Ю. Америка-самый влажный материк Земли Климатические пояса Климатообразующие факторы 2. Внутренние воды Реки Озера Подземные воды IV. Обобщение и закрепление. V. Домашнее задание: параграф 33, Практическая работа «Описание реки по плану» стр. 345, на к/к отметить внутренние воды.

2 Ход урока: I. Организационный момент. Наш урок будет проходить в форме исследования материка Юж. Америка. Исследовать мы будем не комплексно весь материк, а затрагиваем изучение климата и внутренних вод, но для этого вам понадобятся знания, которые вы уже получили, изучая предшествующие темы. Давайте вспомним тему прошлого урока: рельеф и полезные ископаемые Юж. Америки. II. Проверка знаний. Материк Юж. Америка. Диктор Задания на проверку знаний: 1.Что можно сказать о рельефе Юж. Америки? Докажите это. 2. Назовите крупные формы рельефа? Рельеф. Диктор. 3. Назовите самое высокое место на материке.(6960м) Задания на проверку понимания причинно-следственных связей: 4. Объясните различия в рельефе запада и востока материка. Практика, задание 2 5. Что находится в прогибах платформы? (низменности) Амазонская низменность 6. Что находится в приподнятых участках платформы? (плоскогорья) Рельеф. 7. Назовите причину образования гор Анд на материке. 8. Почему вдоль западного побережья Тихого океана находится глубоководный желоб? Как называются желоба? (Перуанский, Чилийский) См. физ карту мира 9. Докажите, что Анды это молодые горы. 10. Какими полезными ископаемыми богат материк? Полезные ископаемые 11. Какие стихийные бедствия, связанные с тектоническим строением, можно наблюдать на материке?(землетрясения, вулканизм) Практика, задание 4 III. Изучение нового материала. 1. Ю. Америка - самый влажный материк Земли.

3 Давайте исследуем климат материка и назовем причины (факторы) формирования климата. Климат. Работа с атласами: 1. В каких климатических поясах расположен материк? 2. Назовите основные и переходные климатические пояса. 3. Дать характеристику каждому климатическому поясу. Рассмотреть климатограммы 4. Назовите причины формирования климата. географическая широта факторы течения рельеф господствующие ветры 5. Какое влияние оказывает рельеф на климат Юж. Америки? 6. Почему вдоль западного склона Анд выпадает мало осадков, несмотря на близость океана? 7. Назовите пустыню, образовавшуюся в результате влияния холодного океанического течения?(атакама) 8. Назовите господствующие ветры. (Пассаты, западные ветры умеренных широт) 9. Почему высокогорный климат Анд чрезвычайно разнообразен? У экватора у подножия гор экваториальный климат, а на вершинах лежат снега и ледники? (высотная поясность) 10. Какие стихийные бедствия, связанные с климатом, можно наблюдать в Юж. Америке?(наводнения, засухи) 2.Внутренние воды Наше исследование Юж. Америки продолжается. Знакомимся с внутренними водами материка реками и озерами. Внутренние воды 1.Назовите самые крупные речные системы. 2.К бассейну, какого океана они относятся? Исследуем Амазонку: 3 Почему Амазонка самая полноводная река в мире? Почему полноводна в течении всего года?(в экваториальном поясе) 4. Назовите правые притоки Амазонки.(Мадейра, Тапажос) 5. Какой реке Амазонка уступает по длине, но опережает по полноводности?(нил)

4 6. Объясните, почему вдоль течения Амазонки мало городов? (затопления на десятки и даже сотни км.)! Площадь бассейна Амазонки= площади Австралии. Исследуем Парану: 1. Почему в отличии от Амазонки река имеет бурное половодье и резкий зимний спад воды?(в ТП и СТП) 2. Амазонка равнинная река. А Парана? Почему же на ней имеются водопады и пороги? (Бразильское плоскогорье) 3. Назовите самый крупный водопад. (Игуасу) рис.86 стр. 153 учеб. С языка индейцев название означает «большая вода». На реке Игуасу раскинулось около трехсот водопадов, разделенных скалистыми островками, покрытыми густым лесом. Пышность растительности гармонически сочетается с суровой красотой грохочущих вод. Самые внушительные из водопадов достигают 80- метровой высоты. И Аргентина и Бразилия создали национальные парки вблизи водопада, чтобы сохранить эту живописную местность в неприкосновенности. Исследуем Ориноко: 1. В какой части материка протекает? 2. По какой местности протекает? 3. Почему река делает крутой изгиб? (Гвианское плоскогорье) 4. Какой водопад находится на реке? (Анхель) 5. Какой известностью он пользуется? (самый высокий в мире) 6. Как вы объясните факт «река равнинная, и самый высокий водопад» (приток, где расположен водопад находится на Гвианском плоскогорье) На Гвианском плоскогорье царство гор, глубоких ущелий, бурных рек и водопадов дикая, не освоенная человеком территория. Недаром Конан Дойл, описывая «Затерянный мир», поместил его именнов этот уголок земного шара. В 1935 году англичанин Анхель отправился на разведку этих диких мест. Пролетая он увидел ниспадающий. Словно из облаков, мощный поток воды высотой около км. Этот самый высокий водопад мира американцы называют «восьмым чудом света». Сходство. 1. Назовите черты сходства 3-х рек. Равнинные Впадают в Атлантический океан Полноводны, разливы Дождевое питание

5 Различия. По длине Направление течения Полноводностью Наличием водопадов (Ориноко, Парана) Исследуя материк назовите озера. Крупных озер мало. Выделим два: Титикака самое высокогорное, 304 м глубина Маракайбо (на севере) 250 м Вода озера Титикака слегка соленая, но пригодная для питья. Температура озера в центре постоянная около 11С, а у берегов в ночное время прибрежные участки покрываются льдом. Название на языке индейцев означает «свинцовая скала». В тихую погоду озеро поражает неподвижностью зеркальной поверхности. Но на озере случаются настоящие бури, когда волны опрокидывают рыбачьи лодки индейцев. По берегам озера живет племя уру. Кроме рек и озер, чем богата еще Юж. Америка? (подземными водами) IV. Обобщение и закрепление. Сегодня на уроке мы свами провели исследование климата и внутренних вод материка. 1. Существует ли связь между климатом и внутренними водами? Докажите. 2. Справедлив ли афоризм «реки зеркало климата» Самый влажный материк 3. Почему Юж. Америка самый влажный материк? 4. Назовите климатообразующие факторы. 5. Для какого климатического пояса характерны два сезона: сухой и влажный (субэкваториального) 6. Объясните причину образования пустыни Атакама, несмотря на близость океана? (холодное Чилийское течение) 7. Почему на побережье Атлантического океана городов гораздо больше, чем на побережье Тихого? Назовите не менее 3 причин (рельф, климат, внутренние воды, течения) 8. Какие климатические факторы создали уникальные условия природного комплекса Амазонии? (экваториальный пояс, равнинный рельеф, господствующие ветры пассаты, географ. широта) 9. Где снеговая линия будет проходить выше: в тропическом или умеренном поясе? 10. Какие опасные явления, связанные с климатом и внутренними водами, могут происходить на материке?


Опрос по теме «Климат Южной Америки» 1). Назовите факторы, влияющие на климат материка (не менее 5) ГП, влияние океанов, постоянные ветры, течения, рельеф 2). На большую часть территории Южной Америки

Тема: «Внутренние воды Южной Америки». 7 класс. 16.02.2015 Цель урока: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка Южная Америка. Задачи урока: 1.Образовательные: изучить крупнейшие

Календарно тематический план Тема раздела, урока Кол-во Сроки п/п часов Введение 3 Что изучает физическая география материков. Материки и части света. 2 Практическая работа: Обучение приемам работы с источниками

ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ для итоговой аттестации учащихся 7 класса I Вариант 1. Если в основании территории находится малоподвижная структура (платформа), то рельеф будет: а) равнинный; б) горный. 2. Литосфера

Урок 34. Население Южной Америки. Современная политическая карта Есть о чём подумать Назовите основные зональные ландшафты Южной Америки и расскажите, какие природные факторы влияют на условия жизни населения

Географии 7 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Итоговое тестирование по географии за 7 класс 1 вариант 1. Поверхность всего земного шара составляет (млн. км²) а) 310 б) 510 в) 610 2. Какой масштаб карт мельче? а) 1:1 000 000 б) 1:200 000 в) 1:10 000

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 7 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ПРИРОДА ЗЕМЛИ»

Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел

План характеристики гор 1. Географическое положение. 2. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 3. Протяженность хребтов (км). 4. Преобладающая высота. 5. Наибольшая высота (координаты вершины).

Закономерности размещения рельефа и полезных ископаемых мира МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 7 класс Учитель: Ю. В. Остроухова ТЕМА Знать Уметь Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения

П/п География. Материки и океаны. 7 класс. 68 часов, 2 урока в неделю. Программа по географии, автор Е.М. Домагацикх Название раздела и темы Тема урока Практическая работа Термины и понятия Дом. задание

Урок 27. Поверхностные воды. Реки Есть о чём подумать Ознакомьтесь с картиной Н. К. Рериха «Заморские гос ти» (Ресурс 1). Почему древние славяне придавали своим кораблям облик живых существ? Расскажите

Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе (17часов, 0,5часа в неделю) на 1-ое полугодие Коринская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» Тема урока даты Практическа

Тема 6. Южные материки Урок 25. Африка: географическое положение, особенности природы материка, природные районы Есть о чём подумать Географическое положение материка важная часть его географической характеристики,

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ГИДРОСФЕРА

Экзаменационные билеты по географии материков и океанов (7 класс): Билет 1. 1. Географическая карта: значение, виды карт, способы изображения основного содержания карты. 2. Евразия: географическое положение,

Обобщение материала по теме «Южная Америка» Цели урока 1) Образовательные: 1. Выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. 2.Обобщить знания и представления учащихся о материке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: Приложение к приказу На заседании МС на педагогическом совете МБОУ «Школа 10» От «23»

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -называть методы изучения Земли; -называть основные результаты выдающихся географических

I. Требования к уровню подготовки учащихся.оценивать и прогнозировать: - по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; - изменение климатов Земли; - оценивать природные

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В результате изучения предмета на базовом уровне ученик должен: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков океанов, 7 класс М.: Дрофа,2013 2014-2015 учебный год урока Раздел Тема урока Количество часов

7 класс. Закономерности природы. Материки и страны. 1. Установите соответствие между материками и их географическим положением: 1. Евразия А) северные материки 2. Африка 3. Южная Америка Б) южные материки

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

Календарно-тематическое планирование по географии. С использованием учебника Душиной И.В., Коринской В.А., Щенева В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2009 год урока 1

Спецификация диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 7-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 16 марта 2016 года с целью

Согласовано: Руководитель МО учителей естественнонаучных дисциплин и математики / Ильчук Н.В. Утверждаю: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе / Позднякова А.В. Приказ 169 т 31 августа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии в 7 классе составлена в соответствии с: федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования

Рабочая программа по географии 6 класс. Пояснение Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17.12.2010г.

Тематическая диагностическая работа по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» 19 декабря 2014 года 7 класс Вариант ГГ70101 (45 минут) Район. Город (населённый пункт). Школа Класс Фамилия. Имя. Отчество География.

Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание не удается

Тема урока: Климат 6 класс Учитель географии МОУ Лицей г. Истры Берлянская М.В. Тип урока: урок формирования умений и навыков Планируемые образовательные результаты: Предметные: Обучающиеся смогут дать

Школьный тур олимпиады по географии 8 класс ВОПРОСЫ 19 ноября 2013 Имя и фамилия ученика Класс Школа Учитель географии 1. Проанализируй климатические и агроклиматические карты Атласа Эстонии. Выяви связь

География материков и океанов 7 класс 68 часов, 2 часа в неделю Учебник: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. М. «Дрофа», 2015 рекомендован Министерством образования и науки РФ Тематическое планирование:

Промежуточная аттестация по географии 6 класс Вариант 1 1. Какие географические координаты имеет точка А на карте? a) 66 с.ш. 50 в.д. b) 40 с.ш. 40 в.д. c) 40 ю.ш. 66 з.д. d) 66 ю.ш. 50 з.д. 2. Какая из

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ. -Федеральный государственный образовательный

МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 5 класс Модуль 2 тема: «Геосферы Земли» Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Раздел ТЕМА Знать Уметь Литосфера Слои «твёрдой» Земли. Строение земной коры Атмосфера Вулканы

Билеты по географии 9 класс Билет 1 1.Формы, размеры, движение Земли и их географические следствия. 2. На территории Азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИЯ, 7 КЛАСС, 2013 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка Используемые программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География

«Рассмотрено» на педагогическом совете. Протокол 1 от «29» августа 2014 «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ 39» г. Калуги Н.Я. Савутькова Приказ 46/01-05 от «29» августа 2014 г. Тематическое планирование по

Демо-версия итоговой промежуточной аттестации по географии 7 класс Вариант 1 1.Как называется материк, по территории которого протекают реки Меконг и Иравади? 1.Южная Америка 2.Австралия 2.В каком океане

График практической части рабочей программы Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 3 3 3 Пояснительная

Контрольно-методический срез по географии 6 класс 1 «Река и ее части» (оптимальный вариант) 1. Как называется место впадения реки в море, озеро? - исток - русло - устье 2. Как называется место, где начинается

Итоговая контрольная работа по географии за 1 полугодие 7 класс Часть I Выберите 1 верный вариант ответа Вариант 1 1. Назовите исследователя, которому первому удалось найти морской путь в Индию вдоль побережья

Школьный тур всероссийской олимпиады школьников по географии 8 класс Задание 1. Задание включает 15 вопросов. К каждому из них предложены варианты ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

Проверка и контроль знаний при изучении тем «Атмосфера», «Гидросфера». 6 класс Готовый урок З. В. Лебедь Оценивание учебных достижений учеников неотъемлемая и важная составляющая учебного процесса. Оценка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Программа ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 класс (70 ч, 2 ч в неделю) К учебнику: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: Дрофа,

Основное содержание Введение Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное

Типовые планы описания материков. 7 класс. geoschool1.ru План описания физикогеографического положения материка 1 Название материка и его размеры. 2 Расположение материка относительно а) экватора б) тропиков

Тема урока: «Озера» Цель: дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер. Оборудование: физическая карта России, почвенная карта с границей вечной мерзлоты, таблицы: озера.

Демоверсия промежуточной аттестации по географии 7 класс. 1.Волна, образующаяся при землетрясении в океане: А) Тайфун Б) Цунами В) Смерч Г) Ураган Д) Бриз 2. Широты, в пределах которых образуется лёд на

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» для 7 классов (базовый уровень) всего 68

Природа Земли и человек 1) Какая из перечисленных горных пород по происхождению является магматической? 1) мрамор 2) известняк 3) песчаник 4) гранит 4 2) Вулканическое происхождение имеют(-ет) 1) остров

1. Где земная кора имеет наибольшую толщину? 1) На Западно-Сибирской равнине; 2) В Гималаях; 3) На дне океана; 4) В Амазонской низменности. 2. Сейсмические пояса Земли образуются: 1) На границах столкновения

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» г.о. ТРОИЦК «Утверждаю» «Утверждаю» Согласовано РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС УЧИТЕЛЯ БУСЛЕНКО ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ 204 205 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка

Тестовый раунд 1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция: а) испанская б) португальская в) английская г) российская 2. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет: а) 0 0 б) 33,5

В.А. Коринская, И.В. Душина; О.В. Крылова; Т.П. Герасимова; Д.П. Финаров ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС 1 ВАРИАНТ Часть А К каждому заданию части А дано четыре ответа, из которых только один верный.

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Фундаментального ядра содержания общего