Конспект занятий логопеда на тему летние каникулы. Здравствуй, лето: конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МБДОУ «Детский сад «Теремок» Конспект логопедического занятия Тема: «Лето» Старшая речевая группа 2 Проводила: учитель логопед Чайковская Е. Ю год

2 Задачи. Коррекционно образовательные: - обобщить и уточнить представления детей о лете; - расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых; - углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; - закреплять навык звукового и слогового анализа; - учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения; - совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн. числа в Р. п., подбирать антонимы. Коррекционно развивающие: - развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности; - развивать логическое мышление; - продолжать развивать умение координировать речь с движением. Коррекционно воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе; - воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.

3 Ход занятия: 1. Дети, отгадайте загадку: В чистом небе солнце светит ярко, можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это. Угадали? Ну, конечно это лето. -Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август) 2. Упражнение «Подбери признаки». - Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое). Небо голубое, высокое, светлое, Трава мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая, Птицы сытые, веселые, радостные, проворные, Вода в реке голубая, прозрачная, теплая, приятная. Почему вода в реке теплая? 3.Выделение первого звука в слове. -Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово. Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река. -Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий? 4.Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ). -Разделите свое слово на слоги (отхлопали). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов». -У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?

4 5.Упражнение «Составь предложение». - Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом. У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!» 6.Физ. минутка. «Речка». -Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг. К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз, это брасс. Одной, другой это кроль. Все как один плывем как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой. 7. Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов). - Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Комар маленький, а бабочка (большая). У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие. У осы крылья узкие, а у шмеля широкие. Муха вредное насекомое, а пчела полезное. Стрекоза большая, а мошка маленькая. Муравей полезное насекомое, а комар вредное. У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая. У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая. У мухи ножки короткие, а у кузнечика длинные. У пчелы ножки толстые, а у комара тонкие. У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая. - Какие вы молодцы! Давайте поиграем.

5 8. Упражнение «Один много» (с мячом). - Я вам называю одно насекомое, а вы мне много. Оса много ос, жук много жуков (пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей, шмель). 9.Игра «Тут, конечно, каждый знает». -Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете? Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.). -Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов. -Если они растут на лугу они (какие?) луговые, В поле полевые, в лесу лесные, в саду садовые. -Какие полевые и луговые цветы вы знаете? Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш). 10. Звуковой анализ слова МАК. - А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем. Дети выкладывают схему слова - МАК. -Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим? Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим? Какой третий звук? -Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Молодцы! Справились с трудным заданием! 11.Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза. Я рисую лето а какого цвета? Красной краской - солнце, на газонах розы. А зеленой поле, на лугах покосы. Синей краской небо и ручей певучий.

6 А какую краску я оставлю туче? Я рисую лето очень трудно это. - А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников. Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.) -Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы! 12.- Но мы еще кое что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом. Танец «Лето». Дети приглашают родителей.


Тема: ««В гости к меньшим друзьям насекомым». (старший дошкольный возраст) Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, социализация, музыка. Задачи: Образовательная область «Познание»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы. «Школа 1874» (дошкольное отделение, ул. Новикова дом 4 кор 3) Занятие с элементами ТРИЗ «Путешествие муравьишки» старшая группа воспитатель:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы по теме: «Природа-волшебница», проведенной воспитателем МДОБУ центра развития ребенка детского

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 «ФЕЯ» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Природа

Тема. День победы. 04.05.16 Согласование прилагательных с существительными родительного падежа мужского и среднего рода с предлогом «У». 1. Вспомнить и назвать военные профессии (танкист, лётчик, моряк,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14. Развлечение для детей 3-4 года «Наши летние друзья» Составила: Воспитатель: Лютко Л.А. Провели: Воспитатель: Лютко Л.А. Музыкальный

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Насекомые». Цель занятия. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, среда обитания, свойства, назначение); формировать навыки и умения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 105 Конспект непосредственно образовательной деятельности «Какого цвета лето» в старшей группе Составила: воспитатель Смирнова Е.Н. Рыбинск,

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе МБДОУ я/сада «Подснежник» по коррекции слоговой структуры слова учителя-логопеда: Панченко Галины Терентьевны Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 63 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности «Волшебница - вода» Образовательная

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 «Алёнушка» Пролетарского района Ростовской области х.николаевский 2-й Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии

Конспект Совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная сила воды». Тема: «Вода и ее превращения» Воспитатель Шаповалова Н.Н. Дети средней группы «Кузнечики» Цель: закрепить знания

Любимова Валентина Петровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 61, г. Томска КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «АВТОМАТИЗАЦИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Обучение детей грамоте «Секрет волшебного цветка» Подготовила: воспитатель высшей категории Орлова Татьяна Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие на планету Математика». Подготовила воспитатель подготовительной

Здравствуй, лето! Описание: Массовый праздник встречи с летом, который можно приурочить к "Международному дню защиты детей", не требующий предварительной подготовки на площадке детского сада Возрастная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа город Волгореченск Костромской области «Центр развития ребенка - Детский сад 7 «Русалочка» Конспект НОД по развитию речи

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ЗПР с использованием электронного пособия «Грамотейка» по теме «Весна» Задачи: Образовательные: Познакомить

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Исхакова Ландыш Мансуровна воспитатель МБДОУ «Детский сад 50» г. Казань, Республика Татарстан

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников 16 «Малышок» КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ

Конспект НОД «Весна идет! Весне дорогу!» во второй младшей группе, в соответствии с тематической неделей «Весна» Воспитатель: Ахмедова Мадина Халитовна, МБДОУ детский сад 397 г.о. Самара Цель: закрепить

Тема: «Весна» (конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте) Провела: учитель-логопед МДОУ «Детский сад 97 комбинированного вида» г.о.саранск Батина Т.Н. Цель:

МБДОУ 21 «СВЕТЛЯЧОК» Конспект итогового занятия в средней группе Путешествие в страну знаний Подготовила воспитатель средней группы Вагапова У.В. Конспект итогового занятия в средней группе Задачи: - Уметь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 321» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 321» г.о. Самара) Россия, 443074, г. Самара, ул. Аэродромная,

НОД по ознакомлению с миром природы «Эти удивительные насекомые» (старшая группа). Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес

Тема: «День Победы» 1. Отгадайте загадки: 4.05.16 *** Не машет крылом, а летает. Не птица, а всех обгоняет. *** Ходит город великан на работу в океан. *** Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш

ГБОУ ООШ 23 города Чапаевска СП «Детский сад» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Разноцветное лето». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

Блок I. Целостное восприятие каждого объекта группы «Насекомые» при рассматривании I.1. Жук Задание I.1.1. насекомое. Рассмотри картинку с изображением жука. Назови жук Задание I.1.2. Назови насекомое.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Семицветик» комбинированного вида Истринского муниципального района Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ /Слоговой анализ и синтез слова/ «Прогулка в парк» в подготовительной группе (ОНР) Учитель логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский

МДОУ «Детский сад 247» Подготовила воспитатель Ревунова А.Н. Июнь 2016г. Консультация для родителей «Поиграем с малышом» СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Лето благоприятный период

«Насекомые» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину) Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы. Основные задачи:

Развлечение «День рождения Земли» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Расширять представления детей о луговых цветах. Дать представления о посадке

Конспект интегрированного занятия в средней группе «НЕПОСЕДЫ». Тема занятия: «Люблю тебя - мой край родной». Воспитатель Королёва Елена Андреевна Программное содержание: Обобщать знания детей о растительном

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, с использованием ИКТ для детей второй младшей группы Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами!» Воспитатель: Вишнякова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация «Осень» (дидактические игры для ознакомления с окружающим миром) Подготовили: Воспитатели

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие. Аппликация» на тему: «Ромашки-белые

ОГБОУ «Мосоловская школа интернат» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: «Звук [Л]. В гостях у Лунтика» с учащимися 1 класса Подготовила: учитель-логопед Н.Н. Булганина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 104 «Соловушка» городского округа тольятти План-конспект непосредственной образовательной деятельности «Прогулка по городу» для

МДОУ 19 «Берёзка» ЯМР Отчёт о проведении праздника «День Земли» в средней группе «Незабудка» Воспитатели: Бобылёва Т.В. Махова Л.Л п. Козьмодемьянск 2017г. День Земли Цель: Формирование у детей чувства

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Путешествие в мир насекомых» (конспект совместной деятельности с детьми

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчелка» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима» (с использованием

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАДУГЕ» ПОДГОТОВИЛА: Соколова Татьяна Владимировна воспитатель I квалификационной категории Подольск, МАРТ 2017 г. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской городского округа Чапаевск Самарской области

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы Задачи: 1. Познавательное развитие. «Путешествие в страну цветов». Вызвать интерес к родной природе и ее познанию. 1 Воспитатели: Иванцова Нина

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники и ИКТ в старшей- подготовительной группе. Конспект непосредственной образовательной деятельности по

МАДОУ «Детский сад 75» г. Энгельс Саратовской области НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в Африку». подготовительная к школе группа Воспитатель: Лисина

Занятия по развитию речи. Тема. Игрушки. Закрепление. Программное содержание. Закрепить словарный запас по теме, расширение и уточнение словарного запаса путем подбора качественных и относительных прилагательных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО КРАСНОЕ!» ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 п. Хинганск» Дошкольные группы Проект Хинганск, 2015 год Паспорт проекта «Насекомые вокруг нас» Вид проекта: познавательно

Новая лексика

Существительные:

лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка,

василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы:

плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать,

ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные:

яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия :

жарко , сухо , пасмурно , ясно , тепло .

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Повторение названий летних месяцев

Цели : закрепить в речи названия летних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит

беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

Не спит всю ночь болотный лунь,

Светлей всех месяцев июнь.

Варенье варится буль-буль,

Из ягод, что собрал июль.

Всем дарит яблоки на радость

Последний летний месяц август.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Чем примечателен месяц июнь (июль, август)?

Назови первый (второй, третий) летний месяц.

Перечисли летние месяцы по порядку.

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: учить дифференцировать признаки лета от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление

сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из которых одно время года, а на

четвёртой-другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисована зима, а на остальных картинках изображено лето.

И т. п.

Игра «Составь схему»

Слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям начертить схемы предложений.

Например:

Лето - жаркое время года.

Летом дети любят купаться.

Лётом много цветов.

Игра «Хлопаем - топаем»

Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть

хлопают в ладоши, если нет - топают ногами.

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь - первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое

воображение.

Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.

Например:

Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отга дайте, какое время года будет на ней изображено?

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться... (лето).

Правильно на картине будет изображено лето.

А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, ... (солнце).

Е. Савельева

Они легкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы - ... (облака).

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям течет... (река).

Е. Савельев

Е. Савельева

Он поплачет над садами -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний... (дождик).

Е. Савельева

Поле летом покраснело.

Яркий, как победный флаг,

Нам головкой машет смело

Бархатистый красный... (мак).

Н. Иванова

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные

слова).

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать

лишнее слово и объяснить почему.

Например:

Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.

Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается

самим подобрать однокоренные слова к заданным.

Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик - голубой колокольчик

(душистый) земляника - ...

(тёплый) солнышко - ...

(летнее) дождик - ...

Игра «Составь предложение из слов»

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить

предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

Ход игры . Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. -Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. - На поляне мы нашли душистую землянику.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова.

Например:

одуванчик - диванчик - стаканчик...

кочка - бочка - строчка...

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова - названия полевых цветов.

Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая

его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Сол-ныш-ко - три, тра-ва - два, ра-ду-га - три, реч-ка - два, дож-дик - два...

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки: мак, гром, радуга. Дети должны составить из

цветных кружков звуковые схемы этих слов.

Игра «Найди все слова в цепочке»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов, профилактика

дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке и раскрасить буквы в соответствии со звуковым

анализом слова: гласный звук - красный кружок, мягкий согласный - зелёный, твёрдый согласный - синий.

Игра «Нарисуй-ка»

связную речь, учить планированию рассказа - описания по

картинке.

Ход игры . Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить

рассказ по своей картине. Дети вместе с воспитателем обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём - потом.

Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.

Игра «Объясни пословицу»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой - телегу.

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это - лето

На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

И. Мазнин

Тексты для пересказа

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Смеётся мама:

Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку?

Кто пошёл на речку с мамой?

Почему Вася потянулся к воде?

Удалось ли Васе поймать рыбку?

Что сказала мама?

* * *

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на

знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды

и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят

кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.

С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета?

О чём рассказывают ребята?

Куда они ходят за земляникой?

Как они её собирают?

Что появляется в лесу после тёплых дождей?

О каких деревьях говорится в рассказе?

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект логопедического занятия

на тему: «Лето» для детей 4-7 лет

Коптева Н.А.,

учитель-логопед:

отделение Пестравка, 2018г.

Конспект логопедического занятия на тему «Лето».

Цель : активизация словаря по теме «Лето» у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:

обобщить и уточнить представления детей о лете;

расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни

насекомых;

углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;

закреплять навык звукового и слогового анализа;

учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные

предложения;

совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн. числа в Р. п., подбирать антонимы.

Коррекционно –развивающие:

развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;

развивать логическое мышление;

продолжать развивать умение координировать речь с движением.

Коррекционно –воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.

Форма проведения : подгрупповая

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети, отгадайте загадку:

В чистом небе солнце светит ярко,

можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне время года это.

Угадали? Ну, конечно это...

2.Контроль исходного уровня знаний

Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени

года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом?

Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)

3.Основная часть

Упражнение «Подбери признаки».

Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое,

горячее, ласковое).

Небо голубое, высокое, светлое...,

Трава мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая...,

Птицы сытые, веселые, радостные, проворные... ,

Вода в реке голубая, прозрачна

я, теплая, приятная... .

Почему вода в реке теплая?

Игра «Выделение первого звука в слове».

Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое

Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед,река.

Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в

Упражнение «Составь предложение».

Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом.

У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо

Физ. минутка. «Речка».

Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке?

Выходите в круг.

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре

вот как славно освежились.

А теперь поплыли

дружно. Делать так руками нужно:

Вместе раз, это брасс.

Одной, другой это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов).

Летом много насекомых и паучков и они все такие разные.

Комар маленький, а бабочка... (большая).

У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.

У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.

Муха вредное насекомое, а пчела полезное.

Стрекоза большая, а мошка маленькая.

Муравей полезное насекомое, а комар вредное.

У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.

У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.

У мухи ножки короткие, а у кузнечика длинные.

У пчелы ножки толстые, а у комара тонкие.

У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.

Какие вы молодцы! Давайте поиграем.

Упражнение «Один–много» (с мячом).

Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.

Оса–много ос, жук–много жуков...

(пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза,

комар, муха, муравей, шмель).

Игра «Тут, конечно, каждый знает ...».

Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).

Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.

Если они растут на лугу они (какие?) ...луговые,

В поле–полевые, в лесу –лесные, в саду–садовые.

Какие полевые и луговые цветы вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш).

Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза.

Я рисую лето–а какого цвета?

Красной краской- солнце, на газонах розы.

А зеленой – поле, на лугах покосы.

Синей краской– небо и ручей певучий.

А какую краску я оставлю туче?

Я рисую лето–

очень трудно это... .

А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников.

Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом

цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т.д.)

Какая у нас красивая картина получилась!

Вы просто молодцы!

4.Контроль достигнутого уровня знаний

Какие слова-признаки вы знаете про лето?

Какие изменения в природе вы знаете?

Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили? Что бывает летом?

Все молодцы! Работали очень хорошо! Я вами довольна? До свидания!

Тема: Лето
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о времени года лета,
называть его характерные признаки. Закрепить знание названий летних месяцев.
Учить подбирать слова с противоположным значением.
Развивать наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику руки,
слуховую память, силу голоса, умение управлять силой голоса
Воспитывать любовь к окружающему миру, уважение к труду людей,
бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Оборудование: картины лета, схемы, раздаточный материал, рабочие тетради
Теремковой.
Речевой материал: лето, июнь, июль, август, зной, жара, солнцепек и т.д.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Назови ласково»
Солнце – солнышко,
День – денек,
Луч – лучик,
Вода – водичка,
Облако – облачко,
II. Знакомство с новой темой:
1. Дыхательная гимнастика: «Бабочки»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек бабочку. Плечи не поднимаются,
Дождь – дождик,
Тень – тенек,
Река – речка,
Цветок – цветочек,
Ягода – ягодка.
щеки не надуваются.
Все бабочки улетели, остались одни цветочки.
2. Артикуляционная гимнастика:
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.
Чашка – поднять боковые края языка.
Барабанчик – постучать широким языком по небу.
Грибок – удерживать широкий распластанный язык на небе.
3. Голосовая гимнастика:
Пропеть звук «Э» с разной силой голоса.
Очень тихо – рука лежит внизу.
Громко – рука поднята наверх.
4. Беседа:
Сейчас какое время года? Какая весна, ранняя или поздняя? На какое время
года похожа поздняя весна?
После весны наступит лето. Июнь, июль, август – это летние месяца.
Какие изменения происходят летом с природой? Дни, какие? Ночи?
Как греет солнце? Какую одежду одевают люди? Что делают животные и
птицы? Растения? Насекомые?
5. Рассказ о лете.

Летом стоят самые долгие дни. Ярко светит солнышко. Тепло. Деревья
покрылись зеленой листвой. Поют птицы, цветут цветы. В лесу растет много
грибов и ягод. Много порхает пестрых бабочек, золотистая пчелка собирает мед,
запасливая белка таскает в дупло орехи. Летом ближе к обеду начинается
солнцепек. Это самое жаркое время суток. В это время обязательно нужно одевать
головные уборы, чтобы избежать солнечного удара.
Идут дожди с грозой и молнией. После дождя появляется радуга. Цветут
цветы в садах и полях.
6. Игра «Скажи наоборот»
Летом дни длинные, а зимой ­ …
Зимой ночи длинные, а летом ­ …
Летом тепло, а зимой …
Снег мягкий, а лед ­ …
Снегопад тихий, а дождь ­ …
Зимняя одежда толстая, а летняя ­ …
ФИЗМИНУТКА «Одуванчик»
Уронила солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
т.д.
7. Игра «Скажи какое, какая?
Солнце какое? Ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.
Небо какое? Голубое, чистое, ясное, пасмурное и т.д.
Дождь какой? Серебристый, хрустальный, теплый, чистый, мелкий, крупный и
8. Составление предложений по заданным словам.
Дождь, радуга, солнце, солнцепек, жара.
9. Игра «Правильно, не правильно»
Послушайте предложения, если они правильные, то поднимите зеленую
фишку. Если же не правильные – красную.
Зимой очень тепло и солнечно.
Декабрь, январь и сентябрь – это летние месяцы.
После июня наступает июль.
Летом все ходят в теплых шубах и валенках.
10. Игра «Скажи одним словом»
Солнечный, жаркий июньский день – летний.
Погода, когда идет дождь – дождливая.
День, когда целый день светит солнце – солнечный.
День, когда очень тепло – жаркий.

КГУ «Рудненский детский дом» Управления образования акимата Костанайской области

Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.

подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.

ТЕМА: «ЛЕТО»

ЦЕЛЬ: Учить составлять рассказ из личного опыта детей.

ЗАДАЧИ: 1. Активизировать знания детей для составления рассказа.

2. Расширять знания и словарь детей.

Словарь : загорают, отдыхают, проводят, развлекаются, играют, смеются, хохочут, веселятся, наслаждаются, радуются, двигаются, лежат, наблюдают, смотрят; палит, греет, светит, согревает, ласкает, касается, нагревает, печет, припекает.

ОБОРУДОВАНИЕ: Макет с сюжетом лета «Отдых слонов», монитор для демонстрации слайдов, магнитная доска с рисунком солнышка, полоски-лучики.

ПРОВЕДЕНИЕ:

    Ребята, какое время года наступает после весны?

    Игра «Подбери слово». Дети называют слово и прикрепляют полоску-лучик к солнышку. Подбор прилагательных к слову лето: жаркое, теплое, знойное, дождливое, замечательное, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

    Ребята, многие летом стараются выбраться, отправиться, уехать на природу, море, курорт, дети едут в лагеря. А куда вы ездите летом? Правильно, на турбазу. Там тоже очень здорово отдыхать! Правда?

4. Речевая подвижная игра «Лето». Импровизация движений в такт
стихотворению.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем летом мы играть:

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И на пляже отдыхать.

    Посмотрите сюда.(Демонстрация слайдов: Индия- страна слонов) Это Индия. Жаркая страна, где живут самые большие миролюбие животные - слоны. А вот такие деревья называются пальмы. У нас они не растут. А эти слоны отдыхают на пляже (обратить внимание на макет). Давайте рассмотрим, что же они делают.

Чем заняты вот эти друзья? Активизация словаря и называние действий. Подождите, подождите!

Давайте теперь придумаем веселый рассказ об отдыхе слонов на пляже. Дети по порядку озвучивают свой вариант ответа.