Психологические проблемы и их причины. Что такое психологическая проблема и предмет работы психолога

Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором она возникла. Это известное эйнштейновское высказывание почему-то всегда забывается клиентами на приеме у психотерапевта. Пытаясь разобраться в своей ситуации, клиент строит всевозможные предположения, гипотезы и старается подключить к этому психотерапевта.

Две головы лучше, а вторая так вообще… компетентна – сейчас найдём объяснение, случится инсайт и проблема решится. Так размышляет клиент, и как правило, впадает в ступор, когда вместо ясности получает странное ощущение тумана в голове. Я ценю это состояние, и всегда радуюсь, когда оно случается в терапии. Это говорит о том, что происходит что-то важное. Это значит, что появилась возможность выйти за пределы своей жизненной парадигмы, чуть дальше за зону осознавания. Все предыдущие идеи потерпели крах, так стоит ли “искать ответы внутри” – их там нет. Как нет их и у терапевта, потому что у него свой взгляд на жизнь и свои способы справляться с ее вызовами. И не приведи господь ему советовать что-либо из своей ситуации.

Истина, выход рождается где-то посредине, на неизведанной никем территории. Другой человек рядом помогает туда попасть – куда, не знает он сам.

Больше того, картина мира, парадигма психотерапевта тоже может меняться. Мы выходим на новый уровень восприятия действительности, когда принимаем иной, отличный от нашего, взгляд на вещи. Такова природа человеческой психики.

Уровни разрешения психологической проблемы

1. Проблемы “нет”, несмотря на то, что она постоянно напоминает о себе неясной тревогой, странным дискомфортом, чувством неудовлетворённости. Все это приписывается не психологическим факторам, поэтому усилия направлены на снятие симптомов.

2. Проблема осознается как психологическая, но объясняется, по большей части, влиянием обстоятельств: семья не та, страна неподходящая, излишне тонкая душевная организация, не повезло. Неуемное любопытство к причинам и неустанный поиск рецептов “что-то с этим сделать”. Ответы на вопросы “как” ценятся больше всего.

3. Причины изучены подробно, периодически добавляются новые штрихи в картину. Проблема проживается по-другому, но все так же актуальна. Состояние “все знаю, ничего не меняется”. Приходит понимание, что ответы на вопрос “как” не только бесполезны, но иногда вредны.

4. Спонтанные инсайты (прозрения) в ситуациях, относящихся к проблеме, которые охватывают сферу эмоций и чувств (“ага-переживания” по Перлзу). Пока не удается изменить реакции и поведение, но это вопрос времени (с этого уровня). Вместе с болью признания своей ответственности за происходящее, приходит ощущение власти над своей жизнью, и это вдохновляет.

5. Способность вовремя или с небольшим опозданием отследить привычные реакции и паттерны в полевых ситуациях, связанных с проблемой. “Открываются глаза” на возможности, до этого заблокированные или запретные. Возвращается свобода выбора сделать по-другому.

Год издания и номер журнала:

Аннотация

В статье анализируются сущность психологической проблемы, ее основные характеристики, понятия, связанные с психологическими проблемами. Делается попытка определить виды психологических проблем и построить модель классификационной системы психологических проблем на основе их содержания. Предлагается создать рабочую группу для разработки диагностической системы психологических проблем.

Ключевые слова: психологическая проблема, психологическая проблематика личности, анализ психологических проблем, решение психологических проблем, классификация психологических проблем.

Работу практического психолога условно можно разделить на две основные части или стадии – диагностика психологической проблемы и ее решение. Если для решения психологических проблем созданы многочисленные методические системы и техники, то для диагностики психологических проблем нет специальных общепринятых подходов, диагностических систем, таких как DSM или ICD. Каждый специалист, на основе собственных знаний, опыта и психотерапевтической ориентации, сам определяет проблему клиента. В результате, как при практической работе, так и при обучении специалистов, процесс ориентации в психологических проблемах получает субъективный, интуитивный, а если специалист строго следует какому-то определенному психотерапевтическому направлению, то и односторонний характер. На наш взгляд, отсутствие единой теории и классификационной системы психологических проблем, а также критериев их диагностики значительно затрудняет не только работу, но и обучение практических психологов. Решение этой, на наш взгляд, фундаментальной проблемы практической психологии возможно лишь на коллективной основе, здесь же мы попытаемся очертить контуры проблемы и наше видение принципов ее решения. В первую очередь попытаемся определить понятие «психологическая проблема». В психологических словарях, в научной и учебной литературе это понятие редко определяется и дифференцируется. Мы смогли найти два определения. Так, согласно Т. Д’ Зурилле и соавторов «Проблема (или проблемная ситуация)…это жизненная ситуация или задача (в настоящем или будущем), которая требует реагирования для адаптивного функционирования, однако положительный результат этой реакции не очевиден или невозможен из-за наличия одного или нескольких препятствий» (D’Zurilla et al., 2004, с.12-13). А. Блазер и соавторы определяют психологическую проблему как «…чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента» (Блазер и др., 1998, с. 55).

Различные определения психологической проблемы можно найти также в популярной психологической литературе. Так, в энциклопедии практической психологии Н.И. Козлова психологические проблемы определяются как «… внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания» (Козлов, 2015, с. 637).

Наше понимание психологических проблем в методологическом плане основывается на так называемом проблемном подходе, согласно которому, любой процесс можно рассматривать как движение, направленное на решение определенной проблемы. С этой позиции психологические, социально-психологические, патопсихологические процессы, поведенческие реакции и деятельность личности можно рассматривать как формы решения психологических проблем. А совместную работу психолога и клиента можно рассматривать как процесс, направленный на диагностику, понимание и решение психологических проблем личности. Психологическую проблему мы определяем как актуализированное психологическое противоречие внутри личности или группы, которое проявляется в рамках психической нормы, но создает дискомфорт, напряжение, затрудняет нормальное развитие, функционирование и адаптацию личности или группы. Попробуем раскрыть это определение. Во-первых, мы рассматриваем проблему как противоречие, так как любая преграда, трудность, конфликт отражает противоречие между противоположными тенденциями. Можно сказать, что в основе любой проблемы лежит противоречие и любую проблему, в том числе и психологическую, можно охарактеризовать через эту основу. Например, страх можно охарактеризовать, как противоречие между желанием жить, или сохранить самооценку и ситуацией, угрожающей этим желаниям. При этом о наличии психологической проблемы можно говорить в том случае, если противоречия актуальны. Последние могут существовать в латентной форме, потенциально и не беспокоить субъекта, не восприниматься в качестве проблемы. Дискомфорт, напряжение и вообще отрицательные эмоции обычно сопровождают актуализированные проблемы, хотя иногда, например, при интеллектуальных проблемах, напряжение может иметь положительный оттенок (например, при творческой работе). На наш взгляд психологические проблемы являются своеобразными преградами на пути адаптации, развития и нормального функционирование личности. Особенности преодоления этих преград определяют варианты развития личности (прогрессивное, регрессивное, патологическое развитие).

В данном определении мы попытались дифференцировать психологические (нормальные) и так называемые «психиатрические» проблемы, т.е. психические расстройства (в англоязычной литературе обычно эти понятия рассматриваются как синонимы). По сути, психические расстройства также являются психологическими проблемами, однако в рамках патологии, а не нормы. Следовательно, можно выделить два вида психологических проблем – патологические проблемы (симптомы болезней), возникшие в результате расстройства психики и так называемые «нормальные» проблемы, отражающие противоречия нормально функционирующей психики. Необходимо отметить, что грань между этими видами проблем очень тонкая, трудно различимая, не стабильная и часто определяется не самой проблемой, а особенностями личности, у которой возникла эта проблема, ее отношением к этой проблеме. При этом патологические проблемы очень часто возникают в результате углубления и заострения нормальных психологических проблем, их неадекватного решения. Классификация психических расстройств, как известно, представлена в системах DSM и ICD. В классификационной системе психологических проблем патологические проблемы, на наш взгляд, можно представить также в качестве отдельной подгруппы в разделе психологических проблем той подструктуры психики, где они проявляются (это конечно очень дискуссионный вопрос). Например, в разделе психологических проблем мышления, в отдельной подгруппе можно представить расстройства мышления (например, бред, расстройство ассоциативного процесса и т.п.).

Попытаемся представить некоторые характеристики психологических проблем, которые важны при практической работе. В первую очередь это динамика психологических проблем, т.е. процесс формирования, развития, актуализации/дезактуализации, обострения/ослабления проблем в разные периоды жизни личности или при разных обстоятельствах. Другой характеристикой психологических проблем является уровень их осознанности и критического отношения к ним. В практической работе специалист часто сталкивается с отсутствием осознания или же отрицанием собственных психологических проблем. Важна также позиция объяснения психологических проблем. Психологические проблемы пациенты часто объясняют не психологическими, а объективными, не зависимыми от них обстоятельствами. Здесь важную роль играет так называемая детерминационная система личности, т.е. система представлений, на основе которых, личность объясняет причины разных явлений, в том числе и собственных проблем. На основе исследований клиентов обратившихся в психологические службы нами были выделены биологическая, социально-экономическая, мистическая и психологическая детерминационные системы . Эти исследования показали также, что для осознания и принятия собственных психологических проблем и повышения эффективности психотерапии очень важно, чтобы пациент перешел на психологическую детерминационную систему.

Длительность существования, острота также являются характеристиками психологических проблем. Существуют хронические психологические проблемы, с которыми человек живет длительное время и остро возникшие проблемы.

Психологические проблемы имеют также индивидуальные особенности проявления, т.е. одну и ту же проблему разные люди по-разному воспринимают, оценивают и переживают. При этом в практической работе специалист обычно сталкивается не с одной изолированной психологической проблемой, а с системой взаимосвязанных, взаимообусловленных проблем и эффективность работы во многом зависит от системного подхода к решению проблематики, а не отдельной проблемы личности. В связи с этим, мы считаем важным внедрение в практическую психологию такого понятия, как «психологическая проблематика личности» или «система психологических проблем личности». Как и любая система, психологическая проблематика тоже имеет иерархическую структуру, состоит из центральной, исходной и производных, или же актуальной и второстепенных проблем. Изучить проблематику личности, значит систематизировать, составить иерархию (например, причинно-следственную) психологических проблем.

Следующий важный вопрос, связанный с психологическими проблемами личности, касается стратегий их анализа. Каждая психотерапевтическая школа и даже каждый специалист имеют свои принципы, подходы и традиции изучения психологических проблем. Можно выделить следующие основные подходы: а) анализ механизмов проявления психологических проблем; б) анализ происхождения и динамики проблем; в) анализ причинно-следственных связей проблем; г) анализ феноменальных характеристик психологических проблем и др.

Нуждается в пояснении также понятие «решение психологической проблемы». В практической психологии обычно описываются методы, техники решения психологических проблем, но само решение проблемы, как результат психологической работы редко анализируется. Между тем, очень важно понимание не только сущности психологической проблемы, но и сущности ее решения. В связи с этим, работая с психологическими проблемами (также и при обучении практических психологов), необходимо уточнить: а) как представляют процесс решения проблемы пациент и психолог, насколько эти представления совпадают друг с другом и реалистичны? б) Какие у пациента стратегии решения (копинг-стратегии) своих психологических проблем? в) Какие существуют варианты, уровни, виды, формы, способы решения психологических проблем? г) Какими должны быть последовательность и временные рамки решения проблем? д) Какие будут последствия решения проблем?

Можно выделить различные формы решения психологических проблем, такие как: а) адекватное/неадекватное; б) житейское/профессиональное; в) невротическое, психотическое, здоровое; г) психологическое, социальное, экономическое, биологическое и т.п. Можно различить уровни решения проблем: а) частичное/полное; б) решение проблемы на уровни причин, следствий и т.п. Вариантами решения психологической проблемы могут быть: а) дезактуализация проблемы (например, через ее переосмысление); б) устранение факторов способствующих возникновению проблемы или же мешающих ее решению и т.п. Пути решения психологических проблем можно выделить на основе тех общих стратегий, которые применяются в практической психологии, например: а) осознание; б) осмысление/переосмысление; в) внушение/программирование; г) катарсис; д) обучение; е) десенсибилизация и т.д.

Теперь перейдем к вопросу классификации психологических проблем. В литературе по практической психологии, трудно найти систематизированных, целостных исследований специально посвященных психологическим проблемам и их классификации. В психотерапии иногда психологические проблемы классифицируются на основе психотерапевтических направлений, например, можно встретить такие выражения как «психоаналитические проблемы» [Мак-Вильямс, 2001], «экзистенциальные проблемы» [Гришина, 2011]. Часто встречаются такие понятия как «поведенческие проблемы» (обычно имеются в виду такие расстройства, как гиперактивность и дефицит внимания, деструктивное поведение и т.п.), «эмоциональные проблемы» (тревога, депрессия). Н. Д. Линде классифицирует психологические проблемы на основе «…трудности их решения и с точки зрения глубины укорененности их в личности» [Линде, 2001, с. 26]. Автор выделяет семь уровней психологических проблем, например «уровень сверхнормы» «уровень неврозов», «психозов» [Линде, 2001, с. 27-30].

На основе многолетнего опыта психотерапевтической работы нами была разработана модель классификационной системы психологических проблем [Худоян, 2014], которую мы попытаемся представить ниже.

Психологические проблемы можно сгруппировать на основе формы их проявления и содержания. С точки зрения формы психологические проблемы можно классифицировать по разным критериям. Так, по критерию осознанности можно выделить осознанные, плохо осознанные и неосознанные (обычно не осознаются глубинные проблемы, которые определяют внешние ясно осознаваемые проблемы, по поводу которых пациент обращается к психологу). Можно различить причинные (отражающие причины других проблем) и следственные (являются следствием других проблем, например, тревога может быть следствием внутриличностного конфликта) психологические проблемы.

В литературе встречается разделение психологических проблем на внешние (например, отрицательные эмоции) и глубинные (например, внутриличностные конфликты)

По временным характеристикам, остроте и значимости для субъекта можно различить старые (например, старые обиды) и новые, хронические (проблемы с которыми человек живет долгое время) и острые, актуальные и неактуальные психологические проблемы.

Можно различить также основные и второстепенные, сложные и простые проблемы, явные/скрытые, реальные и вымышленные, разрешимые/неразрешимые, принятые и не принятые пациентом проблемы, проблемы, которые представляет пациент и проблемы, которые приписывают пациенту родственники или специалисты и т.д. Психологические проблемы могут быть также внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми (последние могут рассматриваться как социально-психологические проблемы).

Практическая психология наиболее остро нуждается в классификации психологических проблем на основе их содержания, в выделении, группировке и описании проблем разных подструктур личности. Именно на этой классификации должна быть построена диагностическая система психологических проблем. Естественно, что построение такой классификационной системы возможно только совместными усилиями многочисленных специалистов, здесь же мы попытаемся представить гипотетическую модель построения такой системы.

Для классификации психологических проблем в первую очередь необходимо выделить сферы их проявления. Мы выделили четыре таких сфер.

1. Психическая сфера личности.

2. Биологическая подструктура личности.

3. Развитие личности, ее жизненный путь, настоящее и будущее.

4. Система взаимоотношений личность – среда.

Ниже схематически представим основные группы психологических проблем в выделенных сферах личности. При этом хотим отметить, что как выделенные сферы, так и группы психологических проблем включенных в эти сферы относительны, а сама модель не претендует на полноту и точность.

Проблемы, связанные с психической подсистемой личности

  1. Проблемы системы Я – проблемы, связанные с самосознанием, Я-концепцией, отношением к себе, с чувством Я, с целостностью Я (неадекватная Я-концепция, нарциссизм, комплекс неполноценности, деперсонализация, дисморфофобия, раздвоение личности и т.п.). Проблемы, связанные с подструктурами Я (например, слабое эго, сильное суперэго или ид), с защитными механизмами (неадекватные, незрелые защитные механизмы и т.п.). Внутриличностные конфликты. Проблемы, связанные, самоанализом и рефлексией, с осознанием и вербализацией собственных переживаний.
  2. Проблемы с осознанием и критической оценкой действительности (дезориентация во времени, пространстве, низкий уровень самоанализа, интрапунитивности и т.п.).
  3. Проблемы, связанные с потребностно – мотивационной сферой личности – потеря смысла жизни, снижение мотивации, неадекватные потребности, фрустрированность потребностей, неадекватные формы удовлетворения потребностей и т. п.
  4. Проблемы, связанные с волевой сферой личности – слабовольность, абулия, проблемы с самоконтролем, импульсивность, неразвитость волевых качеств личности и т.д.
  5. Проблемы, связанные с эмоциональной сферой – повышенная тревожность, апатия, агрессивность, депрессия, неадекватные эмоции, сверхэмоциональность, эмоциональная незрелость, эмоциональная холодность и т.п.
  6. Проблемы, связанные с когнитивной сферой личности - проблемы и нарушения ощущений (например, плохое зрение, слух, сенестопатии и др.), восприятия (например, проблемы с восприятием времени, речи, галлюцинации и др.), внимания (например, рассеянность), памяти (например, стрессогенная амнезия), мышления и интеллекта (например, проблемы с осмыслением, бредовые расстройства, умственная отсталость)․ В эту категорию на наш взгляд можно включить также такие проблемы, как когнитивный диссонанс, дефицит информации и т.п.
  7. Проблемы, связанные с речью – заикание, нарушения речи (афазия, дизартрия, олигофазия, шизофазия и т.п.), тахилалия, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия и т.п.
  8. Проблемы, связанные с половой сферой личности – фригидность, импотенция, отсутствие сексуального удовлетворения, сексуальные извращения, проблемы связанные с половой идентичностью и т.п.
  9. Поведенческие проблемы – зависимости, импульсивное, иррациональное, неадекватное поведение, энурез, тикозные расстройства, гиперактивность, агрессивное поведение, навязчивые действия, лживость, нарушения сна, проблемы, связанные с пищевым, сексуальным, поведением и т.п.
  10. Проблемы, связанные с темпераментом и характером - акцентуации характера, психопатии, социопатии, отрицательные черты характера и т.д.
  11. Проблемы, связанные с восприятием, реакциями на стресс и копингом – неадекватные реакции на стресс и копинг стратегии, посттравматические стрессовые расстройства, снижение стрессоустойчивости и т.п.
  12. Проблемы духовно-нравственной и религиозной сфер личности – чувство вины, моральное падение, моральный конфликт, духовный кризис, ценностный конфликт, фанатизм, проблемы, связанные с сектами и др.

Психологические проблемы, связанные с биологической подсистемой личности

  1. Психологические проблемы, связанные с соматическими заболеваниями (например, страх смерти при инфаркте миокарда, депрессии раковых больных, эмоциональные проблемы при гормональных расстройствах т.п.),
  2. Психологические проблемы, связанные с нормативными стрессогенными биологическими процессами (менструация, роды, климакс и т.п.).
  3. Психологические проблемы, способствующие возникновению соматических болезней (например, алекситимия).
  4. Соматизированные психологические проблемы (например, соматизированная депрессия, конверсионные расстройства).
  5. Психологические проблемы, связанные с косметическими операциями, с пересадками органов, хирургическими изменениями внешности.
  6. Психологические проблемы, связанные с телесными травмами и деформациями, отравлениями мозга и др.

Психологические проблемы, связанные с развитием личности, с ее жизненным путем, настоящим и будущим

  1. Проблемы, связанные с отклонениями нормативного психического и социального развития (недоразвитие или задержка развития когнитивных функций, эмоциональная незрелость и т.п.).
  2. Проблемы, связанные с нормативными инволюционными процессами (нормативные изменения внешности, снижение половой активности и т.п.)
  3. Проблемы, связанные с ненормативным развитием личности (проблемы, возникающие в процессе личностного роста, падение, деградация личности и т.п.).
  4. Нормативные и ненормативные кризисы развития личности, кризисы, связанные с нормативными жизненными событиями (рождение ребенка, выход на пенсию, смерть родителей и т.п.).
  5. Проблемы, связанные с решением возрастных задач развития (например, с усвоением речи).
  6. Проблемы, связанные с профессиональной ориентацией, карьерой, профессиональным развитием и т.п.
  7. Специфические проблемы отдельных возрастных периодов (подростковые проблемы, проблемы позднего возраста и т.п.) и др.

Психологические проблемы, связанные с межличностными, межгрупповыми взаимоотношениями и жизненным пространством личности

  1. Психологические проблемы, связанные с межличностными отношениями (межличностные конфликты, соперничество, взаимная неприязнь, любовные проблемы, охлаждение отношений, специфические, проблемы, обусловленные прерыванием межличностных отношений, например, смерть близких людей, расставание пар, проблемы, связанные с взаимоотношениями противоположных полов, друзей, родственников, соседей и т.п.).
  2. Внутригрупповые психологические проблемы (проблемы между личностью и группой, проблемы между группировками внутри группы, отчужденность от группы и т.п.)
  3. Психологические проблемы, связанные с межгрупповыми взаимоотношениями (этнические конфликты, соперничество между группами и т.п.).
  4. Психологические проблемы отдельных сфер жизнедеятельности личности (семейные, трудовые, учебные психологические проблемы, специфические проблемы, связанные с отдельными специальностями, например, проблемы в спорте, в дипломатии, в полиции и т.п.).
  5. Трансгенерационные проблемы (идентификации с родственниками, затрудняющие жизнь личности, синдром годовщины и др.).
  6. Психологические проблемы, связанные с жизненным пространством личности - отсутствие жилья, плохие жилищные условия, психологические проблемы, связанные с физическим воздействием среды (жара, холод, радиация, нехватка кислорода и др.)

Завершая эту статью, отметим, что предложенная теоретическая модель и схема классификационной системы психологических проблем являются лишь попыткой поднять проблему и очертить наше видение контуров ее решения. В дальнейшем, на наш взгляд, необходимо создать рабочую группу из практических психологов и исследователей и разработать общую теорию и диагностическую систему психологических проблем.

Annotation

The Psychological Problems: an Essence, Types, Characteristics

The essence of the psychological problems, their main characteristics, concepts related to psychological problems is analyzed in the article. An attempt to classify the psychological problems and to build a model of the classification system of psychological problems on the basis of their content is made. The author suggested establishing a working group for the elaboration of a diagnostic system of psychological problems.

Keywords: psychological problem, psychological problematic of personality, analysis of psychological problems, solution of psychological problems classification of psychological problems.

Литература:

  1. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия: интегративный подход: пер. с нем. М.: «Класс», 1998. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов. // Социология. 2011. № 4. С. 109-116.
  2. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М.: Изд. Эксмо, 2015.
  3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002.
  4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001.
  5. Худоян С.С. О методических вопросах исследования и преподавания психологической проблематики личности // Проблемы педагогики и психологии, 2014, № 3, с. 99-104.
  6. D’Zurilla, T. J., Nezu, A. M., & Maydeu-Olivares, A. (2004). Social problem solving: theory and assessment. In E. C. Chang, T. J. D’Zurilla, & L. J. Sanna (Eds.). Social problem solving: Theory, research, and training. Washington, DC: American Psychological Association, pp. 11-27.
  7. Khudoyan S.S. The Effectiveness of Medical Suggestion in Active Conscious State. // The 12th European Congress of Psychology. Istanbul, 2011, 4-8 July. P. 238.

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, - низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности - это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути - это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это - не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема - это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это - разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:


Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка - очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, - настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Психологическая проблема всегда связана с невозможностью удовлетворения того или иного сильного желания (влечения, потребности, мотива) человека. В ином случае никакой проблемы и не может быть, любая задача существует только в том случае, если имеется мотивация для ее решения. Но в отличие от проблем экономических, научных, житейских и т.д. причина невозможности достижения желаемого и само желание находятся в психике самого индивида, в его внутреннем мире. Поэтому экономические, научные и другие проблемы могут решаться внешними средствами, направленными на преодоление преград на пути удовлетворения желания, а психологическая проблема может бытьрешена только средствами внутренними, порой включающими в себя отказ от первичного желания. Именно желание является той иголкой, которая «прокалывает бабочку» и лишает ее субъектности. «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло», - так мог пропеть (это слова известной финской песенки) только тот, кто каким-то образом вынул «иголку» и избавился от проблемы и страданий, связанных с него. «Так не доставайся же ты никому!» - слова человека, который не смог решить проблему и не только испытывал мучительные страдания, но и совершил в аффекте безумный и жестокий поступок.

В качестве основного примера психологической проблемы можно использовать модель фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio- обман, тщетное ожидание) возникает тогда, когда удовлетворение потребности, сильного стремления наталкивается на непреодолимую преграду. Состояние фрустрации сопровождается депрессией, апатией, раздражительностью, отчаянием и другими формами страданий. При фрустрации деятельность дезорганизуется, ее эффективность существенно снижается. В случае очень сильных и продолжительных фрустраций могут начаться психические «заболевания».

На рисунке 1 представлено схематическое изображение четырех вариантов фрустрирующей ситуации, включающей человека, его стремление, преграду и цель. Во всех четырех случаях кружок обозначает некоторый объект, желаемый или отвергаемый индивидом, вертикальный прямоугольник - преграду, а стрелка - желание индивида. Рассматривается основная ситуация, когда человек стремится к достижению практически недостижимой цели, и такие ситуации, когда человек не стремится к чему-то, но отталкивает от себя нечто, или одновременно стремится к чему-то и отталкивает это, либо стремится к двум несовместимым целям.

Преграда может быть объективно непреодолимой, например, если фрустрация вызвана смертью любимого человека, или субъективно непреодолимой, подобно тому случаю, когда обезьянка запустила руку в ловушку, сделанную из выдолбленной тыквы, схватила приманку и не может уже вынуть ее оттуда, потому что кулачок шире отверстия, но разжать его она не догадывается. В данном случае решение может быть только одно - «разжать кулачок», хотя для большинства «наивных» клиентов именно это представляется совершенно невозможным и нежелательным. Большинство считают, что необходимо каким-то образом преодолеть преграду на пути достижения желаемого, более того, к сожалению, в большинстве школ терапии не осознается, что необходимо и возможно работать с исходным стремлением.

Желание всегда субъективно выступает в форме того или иного чувства. Именно чувство привязывает человека к тому или иному объекту и именно чувство является выражением той энергии, которая направляется индивидом на достижение или отвержение объекта или одновременно и на достижение, и на отвержение, или на одновременное стремление к двум несовместимым целям.

Такое состояние во всех случаях является тупиковым и при актуализации сильных чувств приводит к различным вторичным эффектам: построению системы психологических защит, невротическим реакциям, психосоматическим симптомам, развитию невроза и т.д.

Независимо от объективности или субъективности преграды, типа психологического страдания (депрессии, фобии, неврозы и т.д.) мы всегда имеем дело с сильным стремлением человека и непреодолимой для него преградой. Поэтому во всех случаях решение психологической проблемы имеет одну общую черту: необходимо ослабить (или вовсе устранить) то сильное стремление, которое держит человека в рабской зависимости, - «обезьянка должна разжать лапку». Только в этом случае могут быть найдены новые варианты поведения, приносящие успех в данной ситуации.

Парадокс подобного решения (каждому ведь хотелось бы удовлетворения желания) основан на природе психологических проблем.

Как говорилось выше, если проблемы экономические, политические, научные решаются внешним (объективным) по отношению к личности способом, то психологические проблемы решаются только внутриличностным способом, поскольку причина психологической проблемы находится в психике самого человека. Эта причина коренится в психологической зависимости человека от объекта своего желания. В мире существуют миллиарды различных объектов, но только некоторые заставляют человека страдать, и только потому, что он желает их достичь.

Поэтому задача психотерапии помочь клиенту измениться, а не помочь ему изменить внешний мир. Конечно, в каждом конкретном случае требуется решить: какое изменение будет наиболее адекватным, наиболее соответствующим экологии человеческой жизни, какая эмоциональная фиксация должна быть устранена. Например, если человек страдает из-за того, что не может пережить утрату, то необходимо помочь ему сказать, как это ни трудно, «прощай» своей потере. Если же он страдает потому, что не может достичь счастья из-за убежденности в своей мнимой неполноценности (она в данном случае играет роль преграды), то следует избавлять его от чувства неполноценности. Например, преградой может выступать страх, препятствующий юноше объясниться с девушкой или успешно сдать экзамен. В этом случае, безусловно, устранять необходимо не любовь к девушке или желание учиться, а страх, который и держит человека в психологическом рабстве. Субъективная преграда обычно тоже является результатом неадекватной эмоциональной фиксации. Поэтому цель, конечно, не во всеобщем и полном избавлении от желаний, а в избавлении от страданий.

В результате правильно проведенной работы у человека всегда возникает чувство освобождения и возвращения в открытый мир новых возможностей, его способность удовлетворять свои разумные потребности только возрастает.

Повторим: суть психологической работы во всех случаях состоит в том, чтобы избавить индивида от причиняющей ему страдания зависимости от объекта или неадекватной преграды. В различных школах и традициях психотерапии эта цель достигается различными средствами. Но во всех случаях человек должен становиться более свободным, чем он был, становиться в большей степени субъектом своей жизни.

Подчеркнем, что далеко не всегда надо устранять именно исходное стремление, во многих случаях необходимо помочь индивиду преодолеть преграду, которая может быть совершенно иллюзорной. Но и в этом случае основная задача состоит в том, чтобы он смог отпустить преграду, к которой эмоционально привязан, так сказать «разжать лапку».

Пример.
Мне пришлось весьма долго работать с одной девушкой, которая была в депрессии, поскольку считала, что ее личное счастье невозможно, поскольку ее тело очень некрасиво (что не соответствовало действительности). Субъективная преграда к близости создалась в детстве, когда отец отвергал ее попытки прикоснуться к себе и высказывал отрицательное мнение о ее телосложении. Для того чтобы избавиться от депрессии, ей было необходимо разочароваться в подобном отцовском отношении, что было трудно сделать, поскольку она его любила. Однако нам удалось этого добиться, депрессия прошла, и она встретила своего молодого человека...

Кроме фрустрации можно выделить следующие варианты возникновения проблем: стресс, конфликт и кризис1, но они могут быть сведены к первичной модели. Просто при фрустрации проблема вызывается противоречием между желаемым и доступным, при стрессе - сильным неспецифическим воздействием, при конфликте - противоречием (межличностным или внутриличностным), при кризисе - резким изменением обстоятельств жизни. Все эти случаи имеют много общего и так или иначе приводят к одной из четырех моделей проблемы, приведенных выше.

Однако очень часто вместо освобождения от зависимости и решения проблемы человек, находясь в одной из подобных ситуаций, демонстрирует какой-нибудь тип неконструктивного поведения.

Можно перечислить восемь типов такого поведения, хотя их гораздо больше.

1. Первая и часто встречаемая реакция на фрустрацию - это агрессия. Агрессия может быть направлена на преграду, на цель, на самого себя, но очень часто на посторонних людей или предметы. Агрессия за редким исключением не бывает конструктивной в смысле решения проблемы, чаще она усугубляет ситуацию.

2. Другой вариант - репрессия (или подавление), которая выражается в подавлении своих желаний, вытеснении их в область подсознания, что, естественно, не ведет к освобождению от зависимости. Наоборот, как отмечал Фрейд, подавленные желания становятся еще более сильными и вдобавок ускользают от сознательного контроля. В терапевтическом смысле в подавлении нет ничего позитивного, но в социальном отношении вряд ли возможно развитие такого общества и человека, когда не будет необходимости в подавлении или хотя бы сдерживании некоторых своих импульсов (агрессивных, сексуальных и т.д.).

3. Эскапизм (или избегание) - это реакция избегания травмирующей ситуации, а иногда и других ситуаций, вызывающих ассоциации с основной проблемой. Этот тип поведения, конечно, «экономит нервы», но, естественно, не помогает найти решение, обрести подлинную самостоятельность и свободу, а порой создает и дополнительные трудности. Например, юноша или девушка, пережив неудачу в любви, иногда начинают избегать подобных отношений, что приводит к развитию комплекса других эмоциональных проблем.

4. Регрессия - это использование поведения, характерного для более ранних стадий развития, его примитивизация. Например, в стрессовой ситуации люди часто принимают утробную позу, подтянув колени к подбородку и обняв их руками. Тем самым они как бы возвращаются к той стадии развития, где чувствовали себя полностью защищенными и спокойными. Это помогает ослабить воздействие стресса, но саму проблему не решает, более того, часто такое поведение позволяет человеку снять с себя ответственность за решение своих же проблем благодаря привычной позиции «маленького».

5. Рационализация - это попытка объяснить, как-то оправдать свое поведение некоторым надуманным способом, подлинные мотивы при этом не осознаются. Рационализация также позволяет снять ответственность с себя, перенести ее на обстоятельства, других людей и т.д. Люди всегда пытаются объяснить и оправдать свое поведение, но редко кто старается его изменить. Подлинное понимание истинных мотивов всегда приносит облегчение и ведет к позитивным изменениям в поведении, рационализация же всегда ведет к сохранению прежнего положения, служит сокрытием от себя подлинных причин своих действий.

6. Сублимация - переключение активности человека с первичной проблемы, где его постигла неудача, на деятельность другого рода, где достигается успех, хотя бы и мнимый. Например, проблема, не решаемая реально, может решаться в фантазиях, мечтах: человек «ищет не там, где потерял, а там, где светло». Иногда сублимация служит мощным источником творчества, но чаще ведет к бесплодной растрате энергии, уводит от подлинного личностного роста.

7. Проекция - это перенос собственных неосознаваемых мотивов поведения на другого человека, так агрессивный человек склонен обвинять других людей в агрессивности по отношению к нему - то, что в быту называют «по себе о людях судит». Понятно, что проекция уводит от решения проблем.

8. Аутизм - это самозамыкание личности, ее отгораживание от общения и активной деятельности. Из этого состояния его очень трудно вывести, поскольку человек не идет на контакт, особенно, если контакт затрагивает больную область. Это, по сути дела, отказ вообще видеть, как обстоят дела, что-то предпринимать и т.д.

Итак, перечисленные выше восемь способов поведения, позволяющие «менять ситуацию, ничего не меняя», не ведут к решению проблемы и обретению субъектности, сохраняют главную привязанность, порождающую страдание и патологическое поведение.

Именно непреодолимая сила привязанности к цели (или стимулу) делает человека «де-факто» объектом по отношению к определенной ситуации, т. е. детерминированным, не понимающим себя, не меняющимся, не творческим, не имеющим перспективы и монофункциональным.

Наоборот, ее ослабление позволяет проявиться субъектности человека, т.е. его активности, пониманию себя (осознанности), способности изменяться, творчеству и самосовершенствованию, созиданию своей перспективы и многомерности.

Поэтому все методы, позволяющие ослабить рабскую, патологическую зависимость человека от некоторого объекта, мысли, образа или состояния, являются психотерапевтическими по своему действию и смыслу. Все методы, усиливающие зависимость или заменяющие одну зависимость другой, более сильной, следует признать вредными и антитерапевтическими. Например, столь распространенная практика «вшивания» алкоголику таблетки, которая может привести к летальному исходу при принятии алкоголя, по своей сути не является лечением, поскольку не избавляет человека от зависимости, но создает дополнительную зависимость - страх смерти. Это тем более антитерапевтично, поскольку (как показывают новые данные) алкоголизм, как правило, вызван скрытым суицидальным намерением индивида, т.е. вшитая таблетка дает ему шанс легко осуществить свое намерение, что часто и происходит. Однако уровень развития нашей медицины, а также уровень интеллектуального и морального развития большинства алкоголиков в нашей стране делают применение подобных методов пока что неизбежным.

То же самое можно сказать и о кодировании, когда человеку «вшивают в мозг» гипнотическую формулу, действующую так же, как вышеописанное лекарство.

Пример.
В Америке умерла женщина, вес которой был 457 кг. Однажды ей удалось согнать 200 кг веса, но потом она не выдержала и снова стала постоянно жевать свои любимые бутерброды со свининой. Перед смертью она призналась, что постоянное жевание бутербродов спасало ее от воспоминаний, как жестоко ее изнасиловали в юности.

Теперь предположим, что эта женщина прошла курс кодирования и ей внушили отвращение к жирной и калорийной пище. Что ей теперь делать?! Душевное страдание не исцелено, его надо забыть. Ясно, что выходом могут стать суицид, наркотики, алкоголь... Подлинная же терапия должна освободить человека от этой застарелой боли, и тогда ей (или ему) не понадобится губить себя ни перееданием, ни алкоголем, ни другим способом.

Основные методы, принятые в современной психотерапии, всегда направлены на раскрепощение того или иного качества субъек-тности. Поэтому в них используются те или иные методы пробуждения инициативы, способности принимать решения и реализовывать их; приемы расширения осознания проблемной ситуации и прежде всего своих собственных желаний, изменения привычного способа поведения и мышления; приемы, стимулирующие творчество и саморазвитие; приемы созидания смысла жизни; приемы работы с целостным гештальтом человеческой жизни; методы развития аутентичности, субъектности как таковой.

Проблема может быть разного уровня сложности, который зависит прежде всего от интенсивности тех внутренних энергетических потоков (эмоций), которые «разбиваются» о внутренние преграды, а также разного типа - в зависимости от конкретных нереализованных стремлений и конкретных способов болезненной адаптации к такому положению.

В психиатрии существует подробная классификация различных психических нарушений (см. например ), и психотерапевт должен в определенной степени быть с ней знаком. Однако эта классификация не рассматривает психические нарушения как проявления той или иной психологической проблемы и отделяет непроходимой стеной обычные психологические трудности от «заболеваний». Цель данной схемы - предложить некоторую «периодическую таблицу» психологических проблем, включая так называемые заболевания.

Здесь будет предложена достаточно условная модель, которая позволяет объединить все психологические проблемы в одну общую схему с точки зрения их глубины и сложности. Заранее хочу извиниться перед специалистами за такую упрощенную модель, но она необходима для того, чтобы выделить некоторую общую тенденцию. Все проблемы расположены в этой модели на различных уровнях сложности с точки зрения трудности их решения и с точки зрения глубины укорененности их в личности. На каждом уровне встречаются свои типы психологических проблем, например, на уровне неврозов существуют самые разные типы неврозов (см. рис. 2), но уровень сложности их примерно одинаков, поскольку при неврозах нарушается та или иная сфера взаимодействия с миром, но не искажается структура личности, как при психопатиях, и не нарушается адекватность восприятия реальности, как при психозах.

Первый уровень можно назвать уровнем сверхнормы.

Это тот уровень, который, по А. Маслоу (см. гл. «Гуманистическая психотерапия»), достигают самоактуализирующиеся индивиды, как он считал, их не больше 1 % от общего числа людей, но именно они являются ведущей силой человечества. «Обычные» люди также могут достигать этого уровня, но довольно быстро возвращаются в прежнее состояние. На этом уровне человек часто испытывает вдохновение, озарение, счастье. Сознание человека на этом уровне особенно ясное, к нему постоянно приходят творческие идеи. Эти люди действуют гибко, спонтанно, искренне и эффективно. Большинство людей, живших на таком уровне, проявили себя как подлинные гении в той или иной области, хотя временами они могли снижать свой уровень и проявлять себя не с лучшей стороны.

У таких людей не бывает неврозов, и они очень легко переносят психологические травмы. Их характеризует легкость, отсутствие стереотипности, эмоциональной и физической напряженности. Можно было бы сказать, что на этом уровне нет никаких проблем, но, конечно, это не так. По большей части это проблемы творческой реализации в мире, ведь это очень непросто, или проблемы постижения духовной стороны жизни. Для того чтобы понять проблемы этих людей, надо самому хоть изредка находиться на этом уровне.

Второй уровень - уровень нормы.

Это тот уровень, на котором тоже все обстоит весьма благополучно. Так называемый нормальный человек хорошо адаптирован к социальной среде, достаточно успешно справляется с работой и семейными обязанностями, а также с трудностями и неприятностями. Сознание у него ясное, эмоциональное состояние по большей части комфортное, хотя такой уровень счастья и вдохновения, какой обычно испытывает человек на уровне сверхнормы, здесь редко достижим (собственно, в эти моменты он переходит на высший уровень). Достаточно гибко реагирует на изменение ситуаций, не напряжен, но нет постоянного чувства легкости, полета, вдохновения.

Типы проблем, с которыми сталкивается «нормальный» человек, также вполне нормальны: трудности адаптации к изменившимся ситуациям, трудности при обучении, при выполнении сложной работы, трудности в развитии творческого потенциала, развитии способностей и т. п.

Несколько слов о понятии нормы. Хотя определение нормы в науке до сих пор является весьма проблематичной задачей, можно выделить два основных подхода к этому определению. Первый состоит в том, что за норму признаются все те свойства индивида, которые в среднем присущи данной популяции или группе.

Индивид, у которого некоторое свойство слишком отклоняется от среднего, будет признан ненормальным.

Вторым подходом интуитивно пользуются психиатрия и обычные люди в быту. Нормой признается все то, что не является не нормой. То есть если все убеждены, что дважды два - четыре, то человек, утверждающий, что дважды два - это пять, будет признан ненормальным или не совсем нормальным.

Если человек ведет себя странно, необъяснимо, с точки зрения большинства, проявляет неадекватные эмоции, убеждения, не справляется с трудностями, с которыми справляются практически все, возникает подозрение, что он отклоняется от нормы. Все остальное признается нормой и считается свойствами и способностями подавляющего большинства. Поэтому ненормальным считается все, что не соответствует очевидному, тому, с чем согласны практически все, всеобщему.

Последнее определение является наиболее употребляемым, т.е. операциональным, и мы пользуемся в основном им. Однако надо понимать, что оно заставляет иногда признать ненормальным гениального человека, который оспаривает очевидности, но отличается мудростью, проницательностью, логичностью, его выводы подтверждаются практикой.

Третий уровень - уровень поведенческой дезадаптации.

На этом уровне, который можно назвать также уровнем невротических реакций, человек не вполне хорошо адаптирован к тем или иным областям жизнедеятельности. Временами он не справляется с достаточно простыми жизненными ситуациями, неадекватно реагирует на трудности, имеет проблемы в общении. Его сознание менее ясное и более суженное (особенно в смысле самосознания), чем на предыдущем уровне, логика его рассуждений иногда нарушается, он часто переживает негативные эмоции, напряженность.

Проблемы, с которыми он обычно сталкивается, - это трудности в отношениях с другими людьми, на работе и в учебе, неуверенное поведение, неадекватные эмоциональные реакции и т.д. «Нормальные» люди временами могут переходить на этот уровень, как говорится, каждый может «психануть», но это быстро проходит. Люди, которые живут на этом уровне постоянно, очень часто проявляют такие срывы.

Четвертый уровень - уровень эмоциональных нарушений.

На этом уровне индивид переживает временные, но весьма серьезные невротические состояния: это депрессивные состояния, вспышки гнева, отчаяние, чувство вины, печали и т.д. Все признаки, о которых шла речь выше, во время таких состояний усиливаются: сознание становится еще менее ясным и более суженным, утрачивается гибкость мышления, возрастает внутреннее и телесное напряжение и т. д.

Типы проблем, характерные для этого уровня, - потеря близкого человека, разочарование в любви, невозможность реализовать важные цели, тяжелые отношения в семье, потеря смысла жизни, последствия (не слишком тяжелого) стресса, испуга и т. п.

Пятый уровень - уровень невроза.

Этот уровень традиционно относится уже к уровню заболеваний, но при психологическом подходе мы всегда находим в основе этого заболевания нерешенную психологическую проблему. Впрочем, и современная медицина считает неврозы психогенными, а также обратимыми заболеваниями.

На этом уровне невротические состояния и реакции становятся постоянными (или они периодически возвращаются). Сюда относятся следующие типы проблем: навязчивые страхи (фобии), невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз), ипохондрия, истерия, невроз тревоги, анорексия, булимия и т.п.

На этом же уровне сложности можно расположить психосоматические заболевания, к которым обычно относят астму, гипертонию, язву желудка, аллергию, головные боли и многие другие. Также на этом уровне сложности следует расположить такие проблемы, как алкоголизм и табакокурение. Сюда же следует отнести явление посттравматического стресса.

Во всех этих случаях в основе «заболеваний» лежат глубинно-психологические проблемы, связанные обычно с особенностями детского развития индивида (за исключением посттравматического стресса). Это могут быть комплекс кастрации (по З.Фрейду), комплекс неполноценности (по А.Адлеру), неадаптивный сценарий жизни (по Э.Берну) и другие психологические факторы.

Шестой уровень - уровень психопатий.
Сюда относятся различные болезненные искривления характера индивида, т.е. здесь искажается уже сама личность. Выделяются шизоидная, истероидная, эпилептоидная, гипертимная и другие типы психопатий.

Также к этому уровню относятся сексуальные извращения и маниакальные типы поведения. Существуют, например, патологические лгуны, игроки и т.д. На этом уровне сложности можно условно расположить и наркоманию.

Сознание таких индивидов не столько затуманено или сужено, сколько искажено. В их внутреннем мире доминируют отрицательные эмоции: гнев, страх, ненависть, отчаяние... Иногда это внешне не заметно, но в критической ситуации эти эмоции прорываются в патологической форме. Постоянное напряжение проявляется в специфическом мышечном панцире (см. гл. «Телесная терапия»).

Проблемы данного уровня медицина относит как к патологии нервной системы, так и к особенностям воспитания в детстве. Психологи, конечно, и здесь находят прежде всего психологические причины, коренящиеся обычно в самом раннем детстве или даже в пренатальном периоде.

Наркоманов характеризует то, что они вырываются из своего страдания с помощью наркотика, искусственно (как пассивные объекты) попадая в «сверхнормальное» состояние, но, как только действие наркотика заканчивается, они отбрасываются в прежнее существование, которое теперь кажется им еще ужаснее.

Седьмой уровень - уровень психозов.

Сюда относятся: острое психотическое заболевание, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и другие психозы. На этот же уровень следует отнести эпилепсию, формально не относящуюся к психозам, а также множественное расщепление личности.

Психозы характеризуются прежде всего искаженным восприятием реальности, отсюда возникают бред и галлюцинации. Индивид в значительной степени перестает контролировать свое поведение с помощью сознания и не отдает себе отчет о своих действиях. Напряженность неимоверно возрастает; даже в отечественных психиатрических учебниках отмечается гипертензия (сверхнапряжение) мышц у шизофреников. Негативные чувства невероятной силы (ненависть, страх, отчаяние и т.д.) подавляются огромным усилием воли, что на поверхности может выглядеть как эмоциональная тупость.

Проблемы данного уровня медициной определяются исключительно как заболевания мозга. Однако существует ряд доказательств ния, эмоции и чувства, поскольку они и являются системообразующим фактором психологических проблем, так как соответствуют нереализованным стремлениям индивида (см. схему структуры психологических проблем). Гипотеза состоит в том, что все уровни проблем отличаются друг от друга прежде всего степенью фиксации индивида на той или иной нереализуемой цели. Именно эта фиксация порождает потерю свободы и автономности, сужение сознания, потерю гибкости мышления, негативные эмоции, зачастую направленные на самого себя, мышечное перенапряжение и т.д., т.е. все большую потерю субъектности и обретение качеств «страдающего объекта».

Следует пояснить, что «больной» индивид не может вдруг перейти с одного уровня проблем на другой и от одного типа проблем к другим. Структура проблемы задает тот или иной уровень и тип «болезни», и в каждом конкретном случае в ходе психологического анализа эта структура может быть вскрыта, тогда психологическое воздействие терапевта будет адекватным и исцеляющим. Во всяком случае между «просто проблемами» и «болезнями» нет на самом деле непроходимой пропасти. «Болезни» - это всего лишь дошедшие до определенной ступени развития проблемы, в зависимости от этой ступени в том или ином масштабе страдают сознание и самосознание, мышление, поведение, эмоциональная сфера, способность к расслаблению, автономность личности и другие психологические качества личности.