Структура личности предложенная к платоновым. Психологическая структура личности

Динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры. Их выделœение определяется следующими критериями:

1) крайне важностью и достаточностью для включения в них всœех элементов (черт) личности;

2) общепринятостью практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологически; понятий;

3) обратной пропорциональностью градиентов социальной и биологической обусловленности как отдельных свойств личности, так и объединяющих их подструктур;

4) специфичностью иерархически связанных видов формирования каждой из этих подструктур.

Немалое значение имеет и то, что никто из тех, кого удивляет, почему психологических подструктур личности четыре, не смог обосновать ни исключения какой-нибудь из них, ни добавления других.

Первая подструктура объединяет направленность, -отношения и моральные черты личности. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно называть подструктурой направленности личности. Можно сказать и иначе - это установки, ставшие свойствами личности.

Взятая в качестве целого, направленность в свою очередь включает в себя несколько связанных иерархией форм. Это прежде асего влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности Она четко выражена по своей специфичности, но нечетка по содержанию, это смутная потребность в чем-то. Генетически наиболее ранняя и по своим физиологическим механизмам наиболее простая эта форма входит в структуру всœех последующих.

Желание - это уже вполне осознанная потребность и влечение к чему-то вполне определœенному Оно может быть и пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес- это познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются всœегда на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности- стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес и стремление к определœенной деятельности.

Конкретизированная в образе или представлении предельная цель склонности есть идеал. Эта цель может проявляться в нескольких формах: нравственного, эстетического, познавательного (гностического) и праксического идеала.

Мировоззрение- система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала; пассивным миросозерцанием или становиться убеждением.

Убеждения- это высшая форма "направленности, в структуру которой входят ее низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом нужно различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти же качества направленности, суть которых ясна из их названий, присущи и ее указанным отдельным формам.

В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества личности. При этом отношение, как было уже показано, не столько свойство личности, но прежде всœего свойство сознания наряду с переживанием и познанием. Все формы направленности личности вместе с тем являются и ее потребностями, и потенциальными (а могут становиться и актуальными) мотивами деятельности. В этом наиболее отчетливо проявляется принцип единства сознания и деятельности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Навыки и умения есть способы объективизации личности в деятельности и потому подробнее будут рассмотрены в следующей главе. Здесь же нужно отметить, что именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальных особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формирует путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, [входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются) путем тренировки. Οʜᴎ несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры бывают уложены всœе известные свойства (черты) личности. Число последних очень велико. Так, только в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова среди 52 тыс. включенных в него слов 1548 определяют свойства личности. В грузинском языке их еще больше-около 4 тыс. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, к примеру: убежденность и заинтересованность-к подструктуре направленности; начитанность и умелость - к подструктуре опыта; решительность и сообразительность-к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость-к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечениях этих подструктур. Имея свою структуру, они являются результатом взаимосвязей различных подструктур. В качестве примера можно назвать морально воспитанную волю, которая представляет собой взаимосвязь подструктуры направленности и подструктуры форм отражения; музыкальность как взаимосвязь форм отражения и опыта; самообладание как взаимосвязь подструктур форм отражения, биологически обусловленной и, часто, опыта.

Каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь имеет свои подструктуры, каждая черта личности образуется из более тонких связей. К примеру, хотя убежденность в основном относится к подструктуре направленности, в нее входят в качестве элементов и воля, и соответствующие знания, и умственные навыки. Говоря языком математической теории множеств, четыре подструктуры личности являются пересекающимися множествами, но пересекающимися только частично.

Такова основная общая динамическая функциональная психологическая структура личности. Основной. мы ее называем потому, что кроме указанных четырех базовых, так сказать рядоположенных выделяются еще две наложенные на "них подструктуры - характера и способностей. Общая она потому, что свойственна любой личности, и потому, что каждая конкретная личность имеет свою индивидуальную структуру и ряд личностей бывают по различным признакам сгруппированы в типовые структуры. Эта структура динамическая потому, что она не остается неизменной ни у одной конкретной личности: с раннего детства и до самой смерти она меняется. Эта структура является функциональной потому, что она как целое, так и составные ее элементы рассматриваются как психические функции. Рано или поздно эта функциональная структура как «психологический узор» будет достаточно полно наложена на морфологическую и физиологическую структуру, как на «физиологическую канву», к чему, как известно, стремился И. П. Павлов. Наконец, это структура психологическая, потому что она обобщает психологические свойства личности, хотя и связана с социальными ролям личности.

Говоря о структуре личности, нельзя не остановиться на одном своеобразном проявлении недиалектического мышления. Мы имеем в виду тенденции выдавать подмеченную часть чего либо за целое. Эта тенденция очень четко проявилась и в учении о личности. Вкратце она сводится к следующему. Старая функциональная психология и опирающаяся на неё психотехника отождествляли личность только с подструктурой форм отражения, т. е. с отдельными «психическими функциями». Наиболее отчетливо это проявилось в так называемых профилях личности частоколе рядоположенных столбиков, которые она получала в результате замеров отдельных психических функций: памяти, внимания, сообразительное и т. д.

В конце 30-х и в 40-х годах, после того как в нашей стране была отвергнута педология, многие стали отождествлять личность только с подструктурой опыта. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского была опошлена, ею пытались обосновать утверждено об эквипотенциальности (равновозможности) всœех новорожденных, что, конечно, было неправильно и чему эта теория не имеет прямого отношения.

Структура личности по К.Платонову.

Структура личности по К. К. Платонову

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура - это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура - формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека - его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура - жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности - ее направленность, которая определяется *-убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой - активно влияли на них.

К примеру, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всœех успешных предпринимателœей, независимо от пола и возраста͵ отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

47. Понятие ʼʼскриптовʼʼ и их влияние на жизненный путь человека.

крипт (от англ. script – сценарий) - элемент памяти. Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти.

Представители теории ʼʼскриптовʼʼ в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем (ʼʼскриптовʼʼ), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации – ʼʼкодировкиʼʼ часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.

Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.

Наряду с понятием ʼʼжизненный сценарийʼʼ в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как ʼʼжизненный путьʼʼ, ʼʼжизненная стратегияʼʼ, ʼʼварианты жизниʼʼ, ʼʼстиль жизниʼʼ, ʼʼжизненная задачаʼʼ, ʼʼвременная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная рольʼʼ, ʼʼжизненная позицияʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
(К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.

Структура личности по К.Платонову. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура личности по К.Платонову." 2017, 2018.

Структура личности . Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

– это проявление динамических свойств психических процессов человека.

– это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Человека есть совокупностью , которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система . человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств , которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

Выделяют четыре типа темперамента: холерик (экстра­верт, эмоционально неустойчивый), сангвиник (экстраверт, эмоционально устойчивый), флегматик (интроверт, эмоцио­нально устойчивый), меланхолик (интроверт, эмоционально неустойчивый). Каждый тип имеет свои сильные и слабые сто­роны. Однако для большинства профессий тип темперамента не определяет степень эффективности. Человек в процессе профессионализации вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, позволяющий ему использовать преимущества его темперамента и нивелировать недостатки. В то же время руководителю необходимо знать тип темперамента подчинен­ного, для того чтобы правильно подбирать управленческие воздействия.

Люди с различным типом темперамента имеют различ­ную чувствительность к критике. Так, сангвиники, обладаю­щие сильной нервной системой, спокойно и несколько легко­мысленно воспринимают критику, могут не реагировать на нее. Меланхолики могут долго переживать по поводу критики (ча­сто воображаемой), их деятельность при этом нарушается. Холерик может быстро возбуждаться и реагировать агрессив­но. Флегматик, спокойно все обдумав, реагирует с некоторым запозданием.

Тип темперамента полезно также знать при делегирова­нии полномочий и поручений. При необходимости быстрой реакции на меняющиеся обстоятельства более успешным будет сангвиник или холерик. Флегматик эффективнее работает в рутинных ситуациях, связанных, например, с переработкой данных, подсчетами, подготовкой отчетов. Меланхолик сензитивен в общении, поэтому он хорошо понимает людей, может установить доверительный контакт с клиентом.

Таким образом, каждый тип темперамента имеет свои ограничения и преимущества, которые руководитель может эффективно использовать.

Необходимо также учитывать половые и возрастные осо­бенности подчиненных. Женщины и мужчины имеют некото­рые психологические особенности; так, женщины обычно бо­лее ориентированы на отношения, а мужчины - на решение задачи. Поэтому распоряжения и указания следует давать жен­щинам и мужчинам по-разному, с учетом этих особенностей.



Возраст часто связывают лишь с наличием или отсутстви­ем опыта. Действительно, с возрастом нарабатываются навы­ки, приобретается опыт, являющийся основой эффективной деятельности. Однако в то же время с возрастом и стажем рабо­ты приобретаются стереотипы деятельности, снижается жела­ние познавать новое, осваивать новые приемы деятельности и технологии. Сохранить восприимчивость к новому в зрелом возрасте - важное качество специалиста, обеспечивающее его непрерывное саморазвитие.

С возрастом также связаны неизбежные кризисы лич­ностного развития. Кризис обязательно возникает в жизни каждого человека, так как развитие личности происходит не­равномерно. Рано или поздно наступает момент, когда обнару­живается разрыв между ситуацией развития личности и налич­ной ее структурой. Разрешение кризиса состоит в том, что лич­ность преобразует свою структуру в соответствии с новой си­туацией, формируя новые элементы личности (мотивы, ценно­сти, убеждения и т.д.).

Молодые люди, приходящие на работу после учебы, а иногда и во время нее, часто переживают кризис юношеского возраста. Содержание данного кризиса подробно описано Э. Эриксоном. Основное приобретение данно­го возраста - переживание своей идентичности, неповторимости, непохожести на других. В этом возрасте происходит поиск идеалов для подражания, профессиональное и личностное са­моопределение. Сейчас многие компании стремятся принимать на работу именно молодежь, так как молодой человек, не обре­мененный стереотипами, является хорошим «материалом» для выращивания нужного сотрудника. В то же время неудачная са­моидентификация может привести к путанице ролей, разочаро­ванию, уходу в себя, может наблюдаться стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром, работе.

Следующий кризис взрослого возраста Э. Эриксон отно­сит к возрасту около 25-30 лет. Он связан с поиском душевной и интимной близости, созданием семьи, рождением и воспита­нием детей. При успешном разрешении данного кризиса вы­ражено стремление к контактам с людьми, установлению парт­нерских отношений. При неразрешенном кризисе может воз­никнуть изоляция, избегание близких отношений. Это может негативно сказываться на работе, особенно если деятельность связана с частыми межличностными контактами.

Важный кризис в жизни каждого человека - так называ­емый «кризис среднего возраста», возникающий около 40 лет.

Он связан с оценкой своих достижений и часто с переоценкой ценностей. При эффективном разрешении данного кризиса че­ловек переживает удовлетворенность своей жизнью, работой, семьей, достижениями, он ориентирован на дальнейшие твор­ческие достижения, продуктивную созидательную деятельность. Сотрудники этого возраста обычно уже обладают значительным опытом, что делает их ценными профессионалами. Однако в случае неразрешения данного кризиса у человека развивается апатия, склонность к депрессиям, уходу в себя, он негативно оценивает свои достижения, жизненную ситуацию в целом. Это приводит к снижению продуктивности деятельности.

Наконец, последний, но исключительно важный кризис часто связан с достижением пенсионного возраста. Если чело­век в этом возрасте начинает жить прошлым - т.е. воспомина­ниями, считая, что в жизни ждать больше нечего - возникает отчаяние, ощущение, что жизнь прожита зря, ничего уже не изменишь. Кроме того, часто возникают проблемы с пере­стройкой образа жизни, связанного с прекращением или огра­ничением трудовой деятельности. Именно поэтому многие со­трудники, достигшие пенсионного возраста, стараются про­должить трудовую деятельность. При конструктивном разре­шении данного кризиса человек анализирует не прошлое, а свои личностные достижения, «смотрит не назад, а внутрь себя». Это позволяет ему интегрировать все личностные при­обретения, достичь целостности личности, личностной иден­тичности. В этом случае человек и в преклонном возрасте про­должает жить полной жизнью, сохраняя творческий потенциал и продуктивность деятельности.

Рассмотрим уровень форм отражения. К.К. Платонов выделяет две формы отражения:

С помощью познавательных процессов происходит по­
знание окружающего мира;

С помощью эмоциональных процессов происходит эмо­циональная оценка значимости воспринимаемого для субъекта.

Особенности познавательных процессов подчиненно­го - памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения - являются важными компонентами его профессиональ­ной пригодности. Часто при приеме на работу происходит оценка уровня развития данных процессов, если их развитие является необходимым условием успешности профессиональ­ной деятельности.

Однако часто не учитывается другой момент: преоблада­ние у сотрудника той или иной ведущей сенсорной системы. Хотя существование репрезентативных систем не доказано ис­следованиями, на эмпирическом уровне эти типологии широ­ко используются. Выделяют в зависимости от преобладающего канала восприятия следующие типы сотрудников:

1) визуалы - преобладающим каналом восприятия явля­ется зрение; соответственно у них часто преобладает зритель­ная память, образное мышление;

2) аудиалы - преобладающим каналом восприятия явля­ется слуховой канал;

3) кинестетики - у таких людей преобладает осязатель­ный канал.

Это различение имеет значение, например, при форму­лировании распоряжений сотрудникам. Визуалу лучше давать распоряжения или объяснения с помощью глаголов «зрения»: «давайте посмотрим», «это выглядит неплохо» и т.п. Аудиалу в аналогичной ситуации лучше сказать «давайте послушаем, что скажет N», «это звучит замечательно». Кинестетик лучше вос­примет фразы со словами, обозначающими ощущения: «это так приятно», «так будет удобнее».

Функционирование эмоциональной формы отражения также связано с индивидуальными особенностями. Они об­условлены в первую очередь особенностями нервной системы. Люди с высокой степенью эмоциональной нестабильности (дискорданты) легко выходят из себя, бурно реагируют на эмоцио­нально значимые ситуации. Эмоционально стабильные люди (конкордаты) теряют самообладание только в крайних ситуа­циях, быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.

Существует множество классификаций эмоциональных состояний. Их можно разделить на две основные группы - по­ложительные и отрицательные. Положительные эмоциональ ные состояния обычно повышают эффективность деятельно­сти, способствуют решению задач. Отрицательные эмоции мо­гут сказываться на деятельности негативно, снижать ее эффек­тивность.

Поэтому руководителю следует обращать внимание на эмоциональное состояние сотрудников, даже если оно не свя­зано с ситуациями, возникающими на производстве. Создание благоприятного социально-психологического климата в орга­низации, развитие организационной культуры способствуют возникновению у сотрудников положительных эмоций.

К уровню опыта относятся знания, умения, навыки, которые человек приобрел за свою жизнь. Обычно необходимость оценки этого уровня также хорошо осознается. Знания и умения сотрудника составляют основной багаж его профессиональной компетентности.

К уровню направленности личности относится совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность личности. Формирование этой подструктуры связано с развитием самосознания и с переходом от внешних критериев оценки себя к внутренним. Убеждения, ценности, смыслы, мировоззрение личности составляют основу таких внутренних критериев. Сточки зрения эффективного функционирования организации важно, чтобы цели, ценности, убеждения сотрудников совпадали с организационными. Эти задачи решаются с помощью развития организационной культуры, формирования внутреннего имиджа организации

Характер - это подструктура личности, проявляющаяся на всех ее уровнях. Характером в психологии называется система индивидуальных устойчивых личностных черт, которые определяют отношения человека и его способы поведения в различных ситуациях.

Таким образом, о чертах характера сотрудника можно судить на основе наблюдения за его поведением в конкретных ситуациях. Однако каждая черта характера анализируется только в определенных, соответствующих ей по содержанию и сущности жизненных ситуациях. Их называют критическими ситуациями для актуализации черт характера. За пределами критических ситуаций обнаружить черты практически невозможно.

По степени выраженности черты характера делятся на:

· нормально выраженные - такие черты практически не выделяются;

· акцентуированные черты – достаточно заметно выделяются, являются обобщенными и устойчивыми, т.е. проявляются в различных ситуациях и практически всегда;

· психопатические черты - выражены очень ярко, что приводит к социальной дезадаптации таких людей.

Акцентуации характера достаточно часто встречаются у сотрудников. Для того чтобы оптимальным образом строить взаимодействие с акцентуированным сотрудником, надо по­нимать его особенности. Обычно акцентуация - это комплекс черт, так как характер имеет системное строение. В классифи­кации К. Леонгарда выделяются следующие типы акцентуиро­ванных характеров: 1) демонстративный; 2) педантичный; 3) застревающий; 4) возбудимый; 5) гипертимный; 6) дистимичный; 7) тревожный; 8) циклотимный; 9) аффективно-экзальтированный; 10) эмотивный. Акцентуации характера являются вариантом нормы. Однако в случае воздействия не­благоприятных факторов акцентуации характера могут перей­ти в психопатию. Поэтому обращаться с акцентуированным сотрудником следует осторожно, не погружая его в труднопе­реносимые для него ситуации. Например, для демонстратив­ного типа труднопереносимыми будут ситуации проявления равнодушия к нему, ограничения круга общения, невозможно­сти проявить себя в деятельности; для дистимичного, напротив, труднопереносимы ситуации организаторской деятельности и активного участия в коллективных делах, смены сложившихся стереотипов и привычек и т.п. Поэтому некоторые профессии имеют определенные требования к характеру, что отражается в профессиограммах. Так, дистимичный человек навряд ли будет успешен в организаторской деятельности.

Способности - это такие личностные свойства, которые определяют уровень успешности освоения и реализации какой-либо деятельности. Именно от способностей зависит уровень возможностей человека в профессиональной деятельности. Способности развиваются на основе природных задатков, по­этому они во многом генетически заданы. Однако полностью раскрываются способности только в соответствующей соци­альной среде. Выделяют общие способности, которые опреде­ляют успешность выполнения многих видов деятельности (на­пример, интеллект, память и т.д.), и специальные способности, определяющие успешность в определенных видах деятельности. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. В процессе профотбора оцениваются профессиональные задатки человека, его склонности и способности, и на основе такой оценки определяется профпригодность человека к определенной деятельности. О полной профпригодности можно говорить лишь тогда, когда способности человека полностью соответствуют требованиям профессиональной деятельности.

Качества сотрудника, определяют его возможности и эффективность трудовой деятельности, объединяются в понятии трудового потенциала , широко используемого в социологии труда. К компонентам трудового потенциала относят: здоровье, нравственность, творческий потенциал, образование, про­фессионализм. Некоторые авторы в структуре трудового потенциала выделяют: квалификационный потенциал (умения знания, навыки), психофизиологический потенциал (работоспособность), творческий потенциал (интеллектуальные, по­знавательные способности), коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству), нравственный потенциал (ценностно-мотивационная сфера).

Совокупность личностно-профессиональных качеств всех сотрудников организации составляет кадровый потенциал или человеческий капитал организации. Понятие «человеческий капитал» было предложено экономистом Т.У.Шульцем. А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний на­выков, способностей, мотиваций, которые содействуют его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков). С.Ю.Рощин, Т.О. Разумова рассматривают человеческий капитал как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. Человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессионалкой подготовки, приобретения опыта работы.

В психологии для описания личности сотрудника организации традиционно используется понятие профессионально важных качеств (ПВК). Профессионально важные качества - это такие качества личности, которые необходимы для эффек­тивного выполнения определенной профессиональной дея­тельности, характеризуют успешность ее освоения.

Набор личностных характеристик, определяющих эффек­тивность осуществления определенной деятельности, формиру­ется в результате построения профессиограммы. Профессиограмма представляет собой перечень требований, предъяв­ляемых профессиональной деятельностью к психофизиологи­ческим и личностным характеристикам человека, т.е. профес­сионально важных качеств (ПВК) данной специальности. Основу профессиограммы составляет психограмма - описание психологических особенностей конкретной профессиональ­ной деятельности и личностных качеств, являющихся для дан­ной деятельности профессионально важными. На основе ана­лиза профессиограммы и соотнесения ее требований с ин­дивидуально-психологическими особенностями сотрудника делается вывод о психологической пригодности к профессии. Психологическая пригодность к профессии - это свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: 1) успешному освоению профессии; 2) степени удовлетворен­ности человека своим трудом. Профессиональная пригодность формируется в процессе учебной и трудовой деятельности.

Структура и теории личности.

План:

1.Структура личности. 2.Основные компоненты направленности личности. 3.Теории личности.

Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность – это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении (А.Н. Леонтьев).

Личность формируется только благодаря жизни в обществе. Человек становится личностью, когда система его мотивов оказывается в соответствии с требованиями общества.

Структура личности по К.К. Платонову

К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

1. Подструктура направленности и отношений личности , которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение .

2. Подструктура опыта , которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения , но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». К. К. Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли . К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура биопсихических свойств , в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент) . Процесс формирования черт этой подструктуры, их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Подходы к изучению личности:

В отечественной психологии:

    Биологизаторский (И.П. Павлов)

    Социологизаторский (В. Штерн).

По отдельности эти подходы не могут объяснить всю феноменологию личности, поэтому в науке они сочетаются (К.К. Платонов – представитель биосоциального подхода).

В зарубежной психологии:

Психоанализ, бихевиоризм, гуманистический подход, когнитивный подход.

Основные отечественные и зарубежные теории личности

Существует множество теорий личности: психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, постфрейдистские теории Анны Фрейд, Мелани Кляйн, Доналда Винникотта, Хайнца Кохута, гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлз, гуманистический психоанализ Карен Хорни, эпигенетическая теория Эрика Эриксона, психосоматика В.Райха, женские теории, психология сознания Уильяма Джеймса, радикальный бихевиоризм Бэрреса Фредерика Скиннера, теория личностных конструктов Джорджа Келли, когнитивная психология Аарона Бека, клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, Эриха Фромма, гумканистическая теория Абрахама Маслоу, трансперсональная психология Станислава Грофа, межличностная теория психиатрии Гарри Стэка Салливана, психодинамика Курта Левина, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, теория социального когнитивного научения Джулиана Роттера, факторная теория черт Раймонда Кеттелла, факторная теория типов Ганса Айзенка, психология индивидуальности Гордона Оллпорта, экзистенциальная психология Ролло Мэя, когнитивно-аффективная теория личности Уолтера Мишела и т.д.

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда . Структура личнос­ти включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

ОНО - руководствуется принципами удовольствия и проявля­ется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.

Я - разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с принци­пом реальности.

Сверх-Я - основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.

Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, кото­рые разрешает и регулирует Я. Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, ра­ционализация, вытеснение, регрессия).

2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Ак­тивность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы спо­собствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс непол­ноценности компенсируется и стимуляцией собственных способнос­тей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (сов­падение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).

3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).

4. Теория личности Э.Фромма. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являют­ся такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.

5. Теория психосоциального развития (эпигенетическая теория) Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжает­ся гармоническое и наоборот.

6. К.К. Платонов понимал под личностью биосоциальную струк­туру, имеющую следующие составные части: 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самос­тоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).

8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического раз­вития общества (социологизаторская концепция личности).

9. Концепция личности К.Хорни . Человеком управляют две тенден­ции - стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Су­ществует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;

2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротичес­кая покорность (больного).

10. Теория А.Маслоу . В основе развития личности лежит безусловное природное стремление к самоактуализации, что выражается как попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации).

С тенденцией к выживанию соотносятся физиологические потребности (вода, пища и т.д.), потребности в безопасности (избегание боли), потребности в принадлежности и любви (близость, принадлежность к группе, идентификация) и потребность в уважении (одобрение самого себя и одобрение со стороны окружающих). Каждая из этих потребностей становится важной лишь тогда, когда удовлетворены все нижележащие. Когда удовлетворены все потребности, связанные с выживанием, на первый план выходят потребности в актуализации, а именно: потребность в самоактуализации (акцент на особые способности) и потребность в когнитивном понимании (акцент на информационный голод и потребность в стимуляции).

11. Теория К.Роджерса. Каждый человек стремится к самоактуализации.Важную роль в тенденции к самоактуализации играют потребности в позитивном внимании к себе самому и "Я".Полноценно функционирующая личность с раннего возраста получала безусловное позитивное внимание. Поэтому у нее нет тенденции к защитному поведению. Ей свойственны открытость к переживаниям (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивность, уверенность), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов).

Дезадаптированная личность получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между "Я" и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, и пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствует, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя не креативно, а конформно.