Метод тестов основные виды тестов. Тестовые методики в психологии

Психологическое тестирование - термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий.

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т.д.

Психологический тест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал.

С появлением первых тестов наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначается измерение индивидуально-психологических особенностей, стал термин «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» использовался широко, включая в себя любое измерение в психологической науке. По мере развития тестов, сфера психологического тестирования сузилась до измерения личностных и когнитивных особенностей.

Характеристики психологических тестов:

Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.

Надежность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект.

Виды тестов:

Психологический тест - стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами.

Вербальный тест - тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.

Стандартизованный тест - психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.

Тесты личности - тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на: проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные тесты).

Тест достижений - стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора: конструируемый на учебном материале; предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.

Тест имитации - психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.

Тест на профессиональную пригодность - психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.

Тест интеллекта - тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта: адресуются к словесно-логическому мышлению или направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

15. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Тестирование реальности Теперь намеренно представляйте, что видит ваш партнер, когда смотрит на вас. Вы, вероятно, так или иначе проделываете это, так что уделите внимание этим образам и начните лучше сознавать их. (…) Что конкретно, по-вашему, он видит и как он реагирует на

Из книги Собеседование от А до Я автора Head Hunter

Тестирование Поиск «правильного» кандидатаБольшинство западных компаний, представленных на российском рынке, приглашая соискателей на вакансии, используют различные тесты. Рассказывает Варвара Лялягина, менеджер по подбору персонала Procter&Gamble: «Мы набираем новых

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

8. Метод анкетирования. Метод тестирования. Методы оценки эффективности труда работника Метод анкетирования является наиболее дешевым способом, который может охватить большую группу людей и большую территорию. Основным плюсом является запас времени, предоставляемый

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ТЕСТИРОВАНИЕ Вы ищете работу, и вам довольно часто приходится проходить тестирование, собеседование, иметь непосредственно личный контакт с работодателем. А потому мы считаем нелишним в этой ситуации знать о своих правах, т. е. о том, какие вопросы имеет право задать

Из книги Кризис психоанализа автора Фромм Эрих Зелигманн

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Его восхитительная способность тестирования реальности помогает ему подметить неоднородность мира, причем он проявляет одинаковый интерес к его и светлому, и темному началу. Он необычайно точно воспринимает не только окружающий, но и свой

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Внутренняя схема эпилептоидов построена на необычайно высокой самооценке, идее превосходства над другими, недоброжелательном отношении к окружающим.Любая информация, поступающая из окружающего мира и проходящая через подобную призму, будет

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Восприятие реальности крайне неточно, так как ее рассматривают всегда через призму внутреннего мира, значительно более яркого и значимого. «О том, что происходит кругом них, о ситуации, в которой они находятся, шизоиды обыкновенно имеют

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Из книги автора

Из книги автора

12. Наблюдение как метод социальной психологии Наблюдение – это один из древнейших методов, состоящий в преднамеренном восприятии явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.Отличия научного наблюдения от обыденного:1) целенаправленность;2) четкая

Из книги автора

15. Тестирование как метод социально-психологической диагностики Тестирование – стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или

Из книги автора

Тестирование «Я получил высший бал на тестировании»Тестирования проводятся в школах для сравнения уровня образования детей одной возрастной группы в западных странах. Родители с трепетом ждут объявления оценок. «Хорошо воспитанный» ребенок должен быть не только

Тестирование


Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Основоположники тестирования - Ф.Гальтон, Ч.Спирман, Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Тесты предъявляют требования:

Строгая формализация всех этапов тестирования,

Стандартизация заданий и условий их выполнения,

Квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,

Интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,

2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,

4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученыный результат.

Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию плученых результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы:

1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров,

2) введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,

3)введение в практику тестирования невербального способа предъявления материала.

Тест состоит из двух частей:

а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)

б) указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов.

Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от "свободного" наблюдения поведения большуюю объективность результатов.

Тесты классифицируются по разным признакам.

По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.

К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.

По формальной структуре различаются тесты простые,т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической или социологической информации.

В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатичтияескими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".

Разработка теста состоит из четырех этапов.

На первомэтапе развивается исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер;

На втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности;

На третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;

На четвертом - калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:

а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки);

б) связанную с этим валидизацию метода, т.е. опpеделение того, насколько он измеpяет тpебуемое свойство;

в) величину выбоpки из популяции, на котоpой должна пpоводиться оценка метода;

г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpушки, фильмы);

д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы;

е) условия ситуации;

ж) такие фоpмы поведения испытуеого, котоpые свидетельствуют об измеpяемом свойстве;

з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения;

и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения (напpимеp, суммиpование ответов типа "Да");

к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.

Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием. Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечаяя на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные предпочтения. С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как прямая реакция на вопросы, на которые надо ответить путем сожаления или опровержения. Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, крижочка и т.п. Недостаток опросника состоит в том, что испытуемый может симулировать или диссимулировать те или иные свойства личности. Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследователь может посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал "лжи". Опросники применяются преимущественно для диагностики характера, диагностики личности (например, экстроверсии - интроверсии, интересов, установок, мотивов).

Диагностика личности - совокупность методов, позволяющих распознать ее внеинтеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых диспозиций. Для таких свойств личности, как экстраверсия - интроверсия, доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностических методов (опросники и проективные тесты), с помощью которых можно определить выраженность этих свойств. При конструировании таких методов, как правило, пользуются факторным анализом (Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд) и конструктивной валидизацией.

На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.

Использованная литература:

1.Соц.справочник,Киев,1990.

2.Соц.словарь,Минск,1991.

3.Фонд времени и мероприятия в соц.сфере,М:Наука,1989.

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же

свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов.

Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна

и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случаеь валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области.

Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.

Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие

изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.

Как и процесс разработки, процесс последующего тестирования программного обеспечения также следует определенной методологии. Под методологией в данном случае мы понимаем разнообразные комбинации принципов, идей, методов и концептов, к которым вы прибегаете во время работы над проектом.

В настоящее время существует довольно большое количество разнообразных подходов к тестированию, каждый со своими отправными точками, продолжительностью выполнения и методами, используемыми на каждом этапе. И выбор того или иного из них может быть довольно непростой задачей. В этой статье мы рассмотрим разные подходы к тестированию ПО и поговорим об их основных особенностях, чтобы помочь вам сориентироваться в существующем многообразии.

Каскадная модель (Линейная последовательная модель жизненного цикла ПО)

Каскадная модель (Waterfall Model) является одной из наиболее старых моделей, которую можно применять не только для разработки или тестирования ПО, но также практически для любого другого проекта. Его базовым принципом является последовательный порядок выполнения задач. Это значит, что мы можем переходить к следующему шагу разработки или тестирования только после того, как предыдущий был успешно завершен. Эта модель подходит для небольших проектов и применима только в том случае, если все требования точно определены. Главными достоинствами этой методологии являются экономическая эффективность, простота использования и управления документацией.

Процесс тестирования ПО начинается после завершения процесса разработки. На этой стадии все необходимые тесты переносятся с юнитов на системное тестирование для того, чтобы контролировать работу компонентов как по отдельности, так и в комплексе.

Помимо упомянутых выше достоинств, данный подход к тестированию также имеет и свои недостатки. Всегда существует вероятность обнаружения критических ошибок в процессе тестирования. Это может привести к необходимости полностью изменить один из компонентов системы или даже всю логику проекта. Но подобная задача невозможна в случае каскадной модели, поскольку возвращение на предыдущий шаг в этой методологии запрещено.

Узнайте больше о каскадной модели из предыдущей статьи .

V-Model (Модель верификации и валидации)

Как и каскадная модель, методика V-Model основана на прямой последовательности шагов. Основным отличием между этими двумя методологиями является то, что тестирование в данном случае планируется параллельно с соответствующей стадией разработки. Согласно этой методологии тестирования ПО, процесс начинается как только определены требования и становится возможным начать статическое тестирование, т.е. верификацию и обзор, что позволяет избежать возможных дефектов ПО на поздних стадиях. Соответствующий план тестирования создается для каждого уровня разработки ПО, что определяет ожидаемые результаты, а также критерии входа и выхода для данного продукта.

Схема данной модели показывает принцип разделения задач на две части. Те, которые относятся к дизайну и разработке, размещены слева. Задачи, относящиеся к тестированию ПО, размещены справа:

Основные этапы этой методологии могут изменяться, однако обычно они включают следующие:

  • Этап определения требований . Приемочное тестирование относится к этому этапу. Его основная задача состоит в оценке готовности системы к финальному использованию
  • Этап, на котором происходит высокоуровневое проектирование, или High-Level Design (HDL) . Этот этап относится к системному тестированию и включает оценку соблюдения требований к интегрированным системам
  • Фаза детального дизайна (Detailed Design) параллельна фазе интеграционного тестирования, во время которой происходит проверка взаимодействий между различными компонентами системы
  • После этапа написания кода начинается другой важный шаг — юнит-тестирование. Очень важно убедиться в том, что поведение отдельных частей и компонентов ПО корректно и соответствует требованиям

Единственным недостатком рассмотренной методологии тестирования является отсутствие готовых решений, которые можно было бы применить, чтобы избавиться от дефектов ПО, обнаруженных на этапе тестирования.

Инкрементная модель

Данная методология может быть описана, как мультикаскадная модель тестирования ПО. Рабочий процесс разделяется на некоторое количество циклов, каждый из которых также делится на модули. Каждая итерация добавляет определенный функционал к ПО. Инкремент состоит из трех циклов:

  1. дизайн и разработка
  2. тестирование
  3. реализация.

В этой модели возможна одновременная разработка разных версий продукта. Например, первая версия может проходить этап тестирования в то время, как вторая версия находится на стадии разработки. Третья версия в то же самое время может проходить этап дизайна. Этот процесс может продолжаться до самого завершения проекта.

Очевидно, что данная методология требует обнаружения максимально возможного количества ошибок в тестируемом ПО настолько быстро, насколько это возможно. Так же, как и фаза реализации, которая требует подтверждения готовности продукта к доставке к конечному пользователю. Все эти факторы существенно увеличивают весомость требований к тестированию.

В сравнении с предыдущими методологиями, инкрементная модель имеет несколько важных преимуществ. Она более гибкая, изменение требований ведет к меньшим затратам, а процесс тестирования ПО является более эффективным, поскольку гораздо проще проводить тестирование и дебаггинг за счет использования небольших итераций. Тем не менее, стоит отметить, что общая стоимость все же выше, чем в случае каскадной модели.

Спиральная модель

Спиральная модель это методология тестирования ПО, которая основана на инкрементном подходе и прототипировании. Она состоит из четырех этапов:

  1. Планирование
  2. Анализ рисков
  3. Разработка
  4. Оценка

Сразу после того, как первый цикл завершен, начинается второй. Тестирование ПО начинается еще на этапе планирования и длится до стадии оценки. Основным преимуществом спиральное модели является то, что первые результаты тестирования появляется незамедлительно после появления результатов тестов на третьем этапе каждого цикла, что помогает гарантировать корректную оценку качества. Тем не менее, важно помнить о том, что эта модель может быть довольно затратной и не подходит для маленьких проектов.

Несмотря на то, что эта модель является довольно старой, она остается полезной как для тестирования, так и для разработки. Более того, главная цель многих методологий тестирования ПО, включая спиральную модель, изменилась в последнее время. Мы используем их не только для поиска дефектов в приложениях, но также и для выяснения причин, их вызвавших. Такой подход помогает разработчикам работать более эффективно и быстро устранять ошибки.

Читайте подробнее o спиральной модели в предыдущем блог посте .

Agile

Методология гибкой (Agile) разработки и тестирование ПО может быть описана как набор подходов, ориентированных на использование интерактивной разработки, динамического формирования требований и обеспечения их осуществления как результата постоянного взаимодействия внутри самоорганизующейся рабочей группы. Большинство гибких методологий разработки ПО нацелены на минимизацию рисков посредством разработки в рамках коротких итераций. Одним из главных принципов этой гибкой стратегии является возможность быстрого реагирования на возможные изменения, нежели стремление положиться на долгосрочное планирование.

Узнайте больше об Agile (прим. — статья на английском языке) .

Экстремальное программирование (XP, Extreme Programming)

Экстремальное программирование является одним их примеров гибкой разработки ПО. Отличительной особенностью этой методологии является “парное программирование”, ситуация, когда один разработчик работает над кодом, в то время как его коллега постоянно проводит обзор написанного кода. Процесс тестирования ПО является довольно важным, поскольку начинается даже раньше, чем написана первая строка кода. Каждый модуль приложения должен иметь юнит-тест, чтобы большинство ошибок могло быть исправлено на стадии написания кода. Другим отличительным свойством является то, что тест определяет код, а не наоборот. Это значит, что определенная часть кода может быть признана завершенной только в том случае, если все тесты пройдены успешно. В противном случае, код отклоняется.

Главными достоинствами такой методологии являются постоянное тестирование и короткие релизы, что помогает обеспечить высокое качество кода.

Scrum

Scrum — Часть методологии Agile, итеративный инкрементный фреймворк, созданный для управления процессом разработки ПО. Согласно принципам Scrum, команда тестировщиков должна участвовать в следующих этапах:

  • Участие в Scrum планировании
  • Поддержка в юнит-тестировании
  • Тестирование пользовательских историй
  • Сотрудничество с заказчиком и владельцем продукта для определения критериев приемлемости
  • Предоставление автоматического тестировании

Более того, участники QA-отдела должны присутствовать на всех ежедневных собраниях, как и другие члены команды, чтобы обсудить, что было протестировано и сделано вчера, что будет протестировано сегодня, а также общий прогресс тестирования.

В то же время принципы Agile методологии в Scrum к появлению специфических особенностей:

  • Оценка усилий, необходимых для каждой пользовательской истории является обязательной
  • Тестировщик должен быть внимательным к требованиям, поскольку они могут постоянно изменяться
  • Риск регрессии возрастает вместе с частыми изменениями в коде
  • Одновременность планирования и выполнения тестов
  • Недопонимание между членами команды в случае если требования заказчика не до конца ясны

Узнайте больше о методологии Scrum из предыдущей статьи .

Заключение

В заключение важно отметить, что сегодня практика использования той или иной методологии тестирования ПО подразумевает мультиверсальный подход. Иными словами, не стоит рассчитывать на то, что какая-то одна методология окажется подходящей для всех типов проектов. Выбор одной из них зависит от большого числа аспектов, таких как тип проекта, требования заказчика, поставленные сроки, а также многих других. С точки зрения тестирования ПО, для некоторых методологий характерно приступать к тестированию на ранних этапах разработки, в то время как при работе с другими принято ожидать до тех пор, пока система не готова полностью.

Если вам нужна помощь с разработкой программного обеспечения или тестированием, выделенная команда разработчиков и QA инженеров готова к работе.