Область научных интересов. Монографии, главы в коллективных монографиях

Окончил исторический факультет МГУ (1945).

В Институте истории АН СССР (ИРИ РАН) - с 1949 г.

ДОЛЖНОСТЬ:

Советник РАН, руководитель Центра изучения истории территории и населения России

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ И ЗВАНИЕ:

доктор исторических наук (1965 г.), профессор, академик РАН (1997 г.)

ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

Докторская: «Переход к нэпу и советское крестьянство» (1965 г.)

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

Отечественная история, историческая демография

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • Член Диссертационного и Ученого советов ИРИ РАН
  • Председатель Научного совета РАН по исторической демографии и исторической географии
  • Председатель Научного совета РАН «Человек в повседневности: прошлое и настоящее»
  • 1966-1969 гг. - Главный редактор журнала «История СССР»
  • Ответственный редактор изданий:
    Население России в XX в.: Ист. очерки. М.: РОССПЭН, 2000-2012. Т. 1-3; Всесоюзная перепись населения 1937 г.: Краткие итоги. М., 1991, Всесоюзная перепись населения 1939 года: Общие итоги: Сб. док. и материалов. М., 2007, Всесоюзная перепись населения 1939 г.: Основные итоги: СССР. М., 1992, Всесоюзная перепись населения 1939 г.: Основные итоги: Россия. М., 1999; Председатель редкол.: Деникин И.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии, февр.-сент. 1917 г.: Репринт. воспроизведения изд. М.: Наука, 1991. 520 с.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ:

Ордена: «Знак Почёта» (1975 г.), «Дружбы народов» (1981 г.); Орден Почёта (2003 г.).

Медали: «За доблестный труд в период Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.), «В память 800-летия Москвы» (1947 г.), «В.М. Ломоносова» (1951 г.), «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 г.), «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1976 г.), «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985 г.), «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995 г.), «300 лет российскому флоту» (1996 г.), «850 лет Москвы» (1997 г.);

Премии: Государственная премия СССР (1988 г.), премия РАН им. В.О. Ключевского (2003 г.).

Контактная информация : [email protected]

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Монографии, главы в коллективных монографиях:

  • Поляков Ю.А. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. М.: Мысль, 1986. 255 с. (совместно с А.И. Зевелевым, Л.В. Шишкиным).
  • Поляков Ю.А. Великая Октябрьская. М.: Наука, 1977. 143 с.
  • То же. 2-е изд, испр. и доп. М.: Наука, 1987. 235 с.
  • Поляков Ю.А. Историзмы (мысли и суждения историка). М.: РИО ИРИ РАН. 2001. 103 с.;
  • То же. 2-е изд, испр. и доп. М.: Собрание, 2007. 126 с.;
  • Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999-2009. Кн. 1-3.
  • Поляков Ю.А. Конец басмачества. М.: Наука, 1976. 183 с. (совместно с А.И. Чугуновым).
  • Поляков Ю.А. Корифеи отечественной исторической науки: Воспоминания. М.: Ун-т акад. Образования, 1997. 78 с.
  • Поляков Ю.А. Минувшее. Фрагменты: Воспоминания историка. М.: Собрание, 2010. Кн.1. 231 с.
  • Поляков Ю.А. Московские трудящиеся в обороне советской столицы в 1919 году. М.: Изд-во Акад. наук ССС, 1958. 226 с.
  • Поляков Ю.А. Переход к нэпу и советское крестьянство. М.: Наука, 1967. 511 с.
  • Поляков Ю.А. Полвека под грифом «секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 г. М.: Наука, 1966. 152 с. (совместно с В.Б. Жиромской, И.Н. Киселевым).
  • Поляков Ю.А. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и населения. М.: Наука, 1986. 272 с.
  • Поляков Ю.А. 1921-й: победа над голодом. М: Политиздат, 1975. 112 с.
  • Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки. М.: Наука, 1981.
  • Поляков Ю.А. Население Советской России в 1917-1920 гг.: Историография и источники. С. 170-179.
  • История крестьянства в СССР: История советского крестьянства. М.: Наука, Т. 1.
  • Поляков Ю.А. Деревня к концу гражданской войны. Гл. 8. С. 200-218;
  • Поляков Ю.А. Изменения в земельной политике в связи с переходом к нэпу. Г. 2. С. 250-256.
  • Гражданская войн в России: перекресток мнений. М: Наука, 1994.
  • Поляков Ю.А. Гражданская война: начало эскалации. С. 40-54;
  • Поляков Ю.А. Гражданская война: взгляд сквозь годы. С. 277-290.
  • Население России в XX в.: Ист. очерки. М.: РОССПЭН, 2000. Т. 1.
  • Поляков Ю.А. Гл.: Население России в годы гражданской войны. Демографические последствия голода 1921-1922 гг. С. 83-133.
  • Россия в XX в.: Реформы и революции. М.: Наука, 2002.
  • Поляков Ю.А. 1917 год в контексте российской истории. Т. 1. С. 9-15.
  • Война и общество, 1941-1945. М.: Наука, 2004. Кн. 2: 1941-1945
  • Поляков Ю.А. Гл.: «Демографическое эхо» войны. С 375-385 (совместно с В.Б. Жиромской, Н.А. Араловец).

Статьи

  • Поляков Ю.А. Народонаселение СССР и история советского общества // Вопросы истории. 1974. № 4. С. 5-11 (совместно с В.З. Дробижевым).
  • Поляков Ю.А. Численность и национальный состав населения России в 1917 г. // Вопросы истории. 1980. № 6. С. 39-49 (совместно с И.Н. Киселевым).
  • Поляков Ю.А. К вопросу о методике определения численности и национального состава населения СССР в 1917-1926 годах // История СССР. 1981. № 2. С. 99-109 (совместно с И.Н. Киселевым, В.А. Устиновым).
  • Поляков Ю.А. Воздействие государства на демографические процессы в СССР (1920-1930-е гг.) // Вопросы истории. 1985. № 3. С. 122-129.
  • Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история. 1992. № 6. С. 32-41.
  • Поляков Ю.А. Гражданская война в России: Последствия внутренние и внешние // Новая и новейшая история. 1992. № 4. С. 3-14.
  • Поляков Ю.А. Апрель шестьдесят седьмого: страсти по Шульгину // Вопросы истории. 1994. № 3. С. 118-125.
  • Поляков Ю.А. Население России в XX веке // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 2. С. 83-88 (совместно с В.Б. Жиромской, Н.А. Араловец).
  • Поляков Ю.А. Почему история нас не учит // Вопросы истории. 2001. № 2. С. 20-31.
  • Поляков Ю.А. Как отразить многомерность истории // Новая и новейшая история. 2003. № 4. С. 3-10.
  • Поляков Ю.А. После роспуска Коминтерна // Новая и новейшая история. 2003. № 1. С. 106-116.
  • Поляков Ю.А. Московский государственный университет в Свердловске // Отечественная история. 2005. № 2. С. 55-59.
  • Поляков Ю.А. Образы прошлого: столетие-предтеча // Отечественная история. 2006. № 2. С. 74-78.
  • Поляков Ю.А. Финляндская автономия в Российской империи // Вопросы истории. 2008. № 8. С. 94-99.
  • Поляков Ю.А. О социальной природе коррумпированности и перерождения элиты // Новая и новейшая история. 2009. № 2. С. 80-91.

Портреты историков

В.Б. ЖИРОМСКАЯ

АКАДЕМИК ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОЛЯКОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Известный российский ученый-историк Ю.А. Поляков - автор около 650 печатных трудов, в том числе 42 монографии. Успешное решение Юрием Александровичем ряда фундаментальных проблем исторической науки получило признание не только у нас в стране, но и за рубежом. Он являлся лауреатом Государственной премии (1988 г.), лауреатом Премии РАН имени В.О. Ключевского (2003 г.), был награжден орденами и медалями.

При общении с Юрием Александровичем было трудно поверить в его возраст. Перед нами был полный жизненных сил и творческих планов ученый. Потенциал накопленных им знаний, опыта, природного дарования казался неисчерпаемым. Немногие из ученых обладают даром исторического видения, обгоняющего время, которым так щедро был наделен Юрий Александрович. Безусловно, талант всегда имеет природную основу, но в данном случае он опирался еще и на необъятную эрудицию, накопленную кропотливым трудом.

Олицетворяя лучшие достижения российской исторической мысли, Ю.А. Поляков являлся генератором новых направлений в ее дальнейшем развитии. Юрий Александрович прожил нелегкую и сложную жизнь. Она была неотделима от всех тех испытаний, которые выпали на долю его страны и его народа. Он сам удивительно трудоспособный и талантливый проложил себе путь в науку. Находясь в гуще событий, самым деятельным образом участвуя в них, он, как бы это ни было трудно, постоянно совершенствовал свое образование и продолжал активную научную деятельность.

Юрий Александрович был убежден и неоднократно об этом говорил, что человек должен знать свою родословную, не быть оторванным от своих корней и не забывать их. Прадед Юрия Александровича, Александр Яковлевич, был основателем знаменитых текстильных фабрик в районе нынешнего г. Красногорска и акционерного общества "Знаменская мануфактура". Вокруг этих фабрик возник поселок, в 1940 г. получивший название города Красногорска, где до сих пор чтут память А.Я. Полякова как основателя города. Его имя носит школа г. Красногорска; основанная им больница в 1895 г. отметила 100-летний юбилей. Он купил княжескую усадьбу В.Н. Долгорукова в Зна-менском-Губайлове, которое и стало родовым гнездом Поляковых.

Александр Яковлевич был меценатом, попечителем общества по распространению технических знаний. Его дети получили самое лучшее в то время образование, пополнив ряды русской интеллигенции. Это были не только специалисты-профессионалы, но и талантливые люди, занимавшиеся журналистикой, писательским трудом, театром. В их среде было много художников и актеров: балерина Большого театра Т. А. Соколова, великолепный мастер живописи, воспитанник Мюнхенской королевской академии ху-

Жиромская Валентина Борисовна - доктор исторических наук, профессор, руководитель Научного центра изучения истории территории и населения России, лауреат премии РАН им. В.О. Ключевского.

дожеств Е.Г. Соколов. В их семью в качестве зятя вошел К.Д. Бальмонт. Юрий Александрович писал о судьбе своих предков: "Мощное поколение Поляковых, составлявшее часть среднего класса, преуспевавшее в начале века, занимавшееся не только бизнесом, но и связанное с литературно-художественной элитой, в ходе революции и Гражданской войны было полностью ликвидировано, как часть класса, лишенная материально-финансовой базы"1.

Русская интеллигенция из среды цивилизованных капиталистов превратилась после революции в средних рядовых интеллигентов. Отец Полякова, Александр Васильевич, сначала получил образование юриста, а затем - врача. Этой второй профессии он был верен, выполнял ее с честью и совестью до конца своих дней. В Первую мировую, а затем в Гражданскую войну работал в прифронтовом госпитале. Судьба занесла его вместе с Туркестанским фронтом в город Ташкент. В 1920 г. туда переехала и мать Юрия Александровича, Лидия Новицкая-Ершова. Отец ее был крупным чиновником по ведомству путей сообщения, а мать, Евгения Новицкая, бабушка Юрия Александровича, пела в Большом театре. Отец дал Лидии блестящее образование, она училась в Гнесинке, консерватории, и тоже обладала прекрасным голосом.

В Ташкенте 18 октября 1921 г. появился на свет Юрий Александрович Поляков. Отец Юрия Александровича отличался необычайным гостеприимством. У себя в доме он принимал художников, писателей, поэтов, в том числе опальных и гонимых властями, за что вскоре как неблагонадежный и поплатился: его уволили с работы, и ему пришлось перебраться в г. Самарканд, где он добросовестно трудился до конца своей жизни, пользовался большим уважением у всех, кто сталкивался с ним, и оставил по себе добрую память, так же как и в Ташкенте.

Юрий Александрович рос в атмосфере творческих споров о литературе, поэзии. О политике говорили мало, с ностальгией вспоминали старый Питер и Москву. Вечерами музицировали. Юрий Александрович хорошо запомнил любимые романсы матери и балладу на слова М.Ю. Лермонтова, которую прекрасно пел его отец. Хором исполняли русские народные песни. Самое большое влияние на формирование эстетических вкусов Ю.А. Полякова оказал его дядя С.А. Поляков, близкий друг В.Я. Брю-сова, один из основателей издательства "Скорпион", ставшего символом Серебряного века. Вокруг издательства сплотились известные поэты и писатели: К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, Ю.А. Белый, З.Н. Гиппиус и др. Позднее С.А. Поляков начал издавать известный в литературных кругах русской интеллигенции журнал "Весы". Высланный из Москвы, С.А. Поляков прожил в Ташкенте у Поляковых более полутора лет. Он уделял восприимчивому и не по летам развитому племяннику много времени, беседуя с ним о литературе и поэзии. С раннего возраста Ю.А. Поляков писал стихи. Когда из-за развода родителей он вместе с матерью вернулся в Москву, то С.А. Поляков был частым гостем у них на Кропоткинской в 1938-1940 гг. Человек образованный, знавший 20 иностранных языков, он стал безусловным авторитетом для юноши. Любовь к поэзии Серебряного века Юрий Александрович сохранил на всю жизнь.

В Москве Поляковых ждали тяжелые испытания. Их просторная квартира была занята новым жильцом, как предполагал Юрий Александрович, сотрудником НКВД, который их даже на порог не пустил, заявив, что на их месте убирался бы куда подальше. Видимо, он был в курсе неприятностей, постигших отца. Поляковы на свои скудные деньги сняли каморку под лестницей. Хорошо еще, что на лестничную клетку выходило окно. Мать, переболевшая сыпным тифом и потерявшая глаз, устроилась на работу в инвалидную артель, производившую елочные украшения и игрушки. Вся каморка была увешана этими игрушками, которые мать посыпала толченым стеклом. Они блестели, создавая ощущение праздника. Сын по вечерам помогал матери. Он жадно впитывал знания, которые давала школа, бывшая гимназия, сохранившая квалифицированный со-

1 Поляков Ю.А. Минувшее. Фрагменты. Воспоминания историка, в 2-х т. М., 2010-2011, т. 1, с. 17.

став преподавателей. Учился он блестяще, в его аттестатах за все классы не было ни одной четверки. Когда его спрашивали, кто, главным образом, повлиял на его убеждения, он отвечал: конечно, школа, которая в те времена была сильно политизирована. По его признанию, он был обыкновенным советским мальчишкой, активным комсомольцем, выпускал школьную стенгазету, увлекался поэзией, писал стихи. Мамина ностальгия по прошлому сводилась к бытовыми проблемами, на которые Юрий Александрович не обращал внимания. Он с восторгом следил за достижениями страны. О себе той поры он писал в воспоминаниях: "Я рос обыкновенным советским по настроению мальчишкой и несомненным патриотом". Другое дело литература - здесь сразу всплывала фигура С.Я. Полякова.

Как всякий мальчишка в канун переходного возраста, Юрий Александрович был не чужд шалостей. Он любил вспоминать одну из своих проделок. Вместе с друзьями он ловил во дворе больших рыжих крыс. Поймав крысу, они ее слегка оглушали, чтобы не кусалась, а затем по пожарной лестнице забирались на крышу высокого дома. Внизу во дворе играли девчонки. Подождав, когда они соберутся вместе, бросали крысу в самый центр компании. Крыса приходила в себя и бросалась наутек, с такой же скоростью разбегались и девчонки. "Какой же был при этом визг! - смеялся Юрий Александрович, - стоило послушать!"

Закончив школу с отличием, Юрий Александрович в 1940 г. поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). Учиться пришлось в годы войны.

Война стала для него суровой жизненной школой. Во время таких испытаний проявляется характер - стремление к активности или, наоборот, желание опустить руки. Юрием Александровичем владела потребность действовать. Мобилизации на фронт он не подлежал по состоянию здоровья из-за слабого зрения. По собственной инициативе Юрий Александрович отправился на московскую судоверфь, Там он сколачивал ящики для снарядов и красил их в защитный зеленый цвет. Самой тяжелой работой была погрузка этих ящиков на машины. Работал он и вечерами, после учебы, и ночью, а утром шел на занятия. Во время воздушных налетов приходилось вместе с преподавателями дежурить на крыше.

В октябре распоряжением ЦК комсомола студентов МИФЛИ направили на рытье противотанковых рвов в район кунцевской сталинской дачи (сейчас микрорайон Давыдково). Поднимались затемно, работали напряженно, возвращались в полной темноте. В октябре пошли дожди со снегом, стало трудно управляться с глиной. Чтобы подбодрить себя, пели песни хором.

Вспоминая о том тяжелом времени, он говорил: "Мы не допускали тогда и мысли о том, что Москву могут отдать врагу. Надо выстоять - это одно мы знали". В ноябре 1941 г. ИФЛИ был эвакуирован. Сначала в г. Ашхабад. Там ИФЛИ слился с эвакуированным туда же Московским университетом. Приехали в Ашхабад и известные университетские профессора - М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, С.Д. Сказкин, Г.А. Новицкий, И.М. Рейснер, А.Л. Нарочницкий, А.Г. Бокщанин и др. Студентов было немного: часть ушла на фронт, часть осталась в Москве. Общение студентов с профессурой было очень тесным. Это сформировало у Юрия Александровича вкус к научно-исследовательской деяте

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ю́рий Алекса́ндрович Поляко́в (18 октября , Ташкент , Туркестанская АССР - 27 декабря , Москва , Россия) - советский и российский историк, специалист в области новейшей истории России (в особенности периода Гражданской войны), экономической истории , исторической демографии и исторической географии . Доктор исторических наук (1965), профессор (1970), академик РАН (1997). Действительный член РАЕН (1993).

Биография

Умер 27 декабря 2012 года в Москве . Похоронен 29 декабря 2012 года на Ваганьковском кладбище (участок 14) . 20 октября 2016 г. в возрасте 95 лет скончалась Александра Яковлевна Полякова, вдова Ю.А. Полякова. Она была похоронена вместе с мужем на Ваганьковском кладбище.

Память

20 октября 2015 года в честь Юрия Полякова была названа улица в районе Черёмушки Юго-Западного административного округа Москвы .

Я стояла потрясённая, не желая верить, что самая чудесная на Земле Империя была разрушена так предельно просто!.. Опять же, это было другое время. И мне трудно было судить, насколько сильны тогда были люди. Но ведь Катары обладали чистейшими, никогда не сдававшимися, гордыми сердцами, позволявшими им идти, не ломаясь, на страшные человеческие костры. Как же могли они поверить, что такое позволила бы Золотая Мария?..
Задумка церкви была, и правда, дьявольски гениальной... На первый взгляд даже казалось, что она несла «новым» Катарам лишь добро и любовь, не позволяя отнимать чью-то жизнь. Но это только на первый взгляд... По-настоящему же, сие «бескровное» учение полностью обезоруживало Катар, делая их беспомощными против жестокой и кровожадной армии Папы. Ведь, насколько я понимала, церковь не нападала, пока Катары оставались воинами. Но после смерти Золотой Марии и гениального плана «святейших» отцов, церковникам требовалось лишь чуточку подождать, пока Катары по своему желанию станут беспомощными. И вот тогда – напасть... Когда уже некому будет сопротивляться. Когда Рыцарей Храма останется малая горсточка. И когда победить Катар будет очень просто. Даже не замарав в их крови своих нежных, холёных рук.
От этих мыслей меня замутило... Всё было слишком легко и просто. И очень страшно. Поэтому, чтобы хоть на минуту отвлечься от грустных мыслей, я спросила:
– Видел ли ты когда-то Ключ Богов, Север?
– Нет, мой друг, я видел его лишь через Магдалину, как сейчас видела ты. Но могу сказать тебе, Изидора, он не может попасть в «тёмные» руки, скольких бы человеческих жертв это бы ни стоило. Иначе не будет более нигде такого названия – Мидгард... Это слишком большая сила. И попади она в руки к Думающим Тёмным, ничто уже не остановит их победного шествия по оставшимся Землям... Знаю, как тяжело понять это сердцем, Изидора. Но иногда мы обязаны мыслить объятно. Обязаны думать за всех приходящих... и проследить за тем, чтобы им наверняка было бы куда приходить...
– Где сейчас Ключ Богов? Знает ли это кто-нибудь, Север? – неожиданно серьёзно спросила до сих пор молчавшая, Анна.
– Да, Аннушка, частично – знаю я. Но не могу об этом тебе сказать, к сожалению... В одном я уверен, что придёт тот день, когда люди, наконец, окажутся достойными, и Ключ Богов засверкает вновь на вершине Северной Страны. Только пройдёт до этого ещё не одна долгая сотня лет...
– Но мы ведь скоро погибнем, чего же тебе бояться, Север? – сурово спросила Анна. – Расскажи нам, пожалуйста!
Он посмотрел на неё с удивлением и, чуть подождав, медленно ответил.
– Ты права, милая. Думаю, вы достойны это узнать... После жестокой смерти Золотой Марии, Радан увёз Ключ Богов в Испанию, чтобы передать его в руки Светодару. Он считал, что, даже будучи столь молодым, Светодар сохранит доверенное ему сокровище. Если понадобится, даже ценой своей драгоценной жизни. Намного позже, будучи уже взрослым человеком, уходя на поиски Странника, Светодар забрал с собою дивное сокровище. А после, через шесть десятков долгих и сложных прожитых лет, уже уходя домой, он решил, что надёжнее и правильнее всего будет оставить Ключ Богов там, в Северной Стране, во избежание возможной беды в его родной Окситании. Он не ведал, какие новости ждут его дома. И рисковать Ключом Богов не желал.
– Значит, Ключ Богов всё это время находился в Северной стране? – как бы утверждая услышанное, серьёзно спросила Анна.
– Этого я, к сожалению, не знаю, милая. С тех пор у меня не было более новостей.
– Скажи, разве ты не хотел бы увидеть новое будущее, Север?.. Не хотел бы своими глазами увидеть новую Землю?.. – не утерпела я.
– Не в моём это праве, Изидора. Я уже своё здесь отжил и должен идти Домой. Да и пора уже. Слишком много я видел здесь горя, слишком много было потерь. Но я подожду тебя, мой друг. Как я уже говорил тебе, мой далёкий мир так же является и твоим. Я помогу тебе вернуться домой...
Я стояла потерянной, не понимая происходящего... Не в состоянии понять мою любимую Землю, ни живущих на ней людей. Им дарилось чудесное ЗНАНИЕ, а они вместо того, чтобы его познать, боролись за власть, уничтожали друг друга, и гибли... Гибли тысячами, не успевая прожить свои драгоценные жизни... И отнимая жизни других хороших людей.
– Скажи, Север, ведь Рыцари Храма все не погибли, не правда ли? Иначе, как бы разросся так широко позже их Орден?
– Нет, мой друг, некоторые из них обязаны были остаться живыми, дабы сохранить Орден Храмовиков Радомира. Когда на Окситанию напала церковь, они ушли к друзьям в соседние замки, забрав с собою голову Иоанна и сокровище Тамплиеров, на которое собирались создать настоящую армию, думающую и действующую самостоятельно, независимо от желаний королей и Пап. Они снова надеялись воссоздать мир, о котором мечтал Радомир. Но создать его на этот раз свободным, могущественным и сильным.
(Об оставшихся окситанских Воинах-Катарах (Тамплиерах) можно прочитать в книге «Дети Солнца», где будут прилагаться отрывки из оригиналов писем Графа Миропуа (Miropoix), Воина-Совершенного, защищавшего крепость Монтсегур в 1244 году, оставшегося в живых свидетеля гибели монтсегурских Катар. А также отрывки из настоящих записей Каркасонской Инквизиции и секретных архивов Ватикана).
– Значит, после смерти Золотой Марии Катары как бы разделились? На «новых» Катар и старых воинов Магдалины?
– Ты права, Изидора. Только «новые», к сожалению, все погибли на страшных Папских кострах... Чего и добивалась «святейшая» церковь.
– Почему же не вернулись Храмовики? Почему не отвоевали Окситанию? – горько воскликнула я.
– Потому, что некого было отвоёвывать, Изидора, – тихо прошептал Север, – ушедших Храмовиков было очень мало. Остальные погибли, защищая «новых» Катар. Помнишь, я говорил тебе – каждый замок и городок защищали около сотни Рыцарей. Против десятков тысяч Крестоносцев Папы. Этого было слишком много даже для самых сильных...
Новые же «Совершенные» не защищались, отдавая себя и других на истребление. Хотя, если бы помогли, наверное, до сих пор цвела бы империя Света, и до сих пор ты могла бы встречать живущих Катар... Ведь Совершенные горели сотнями (только в Безье их сгорело 400!) – вместе они разбили бы любую армию!.. Но не захотели. И за них гибли Храмовики. Которые, даже понимая, что проиграют, не могли спокойно смотреть, как гибнут старики, женщины и дети... Как сгорают лучшие... Сгорают из-за глупейшей лжи.
– Скажи, Север, попала ли всё же когда-то в Северную страну Золотая Мария?– снова желая поменять русло разговора, спросила я.
Север долго внимательно всматривался в моё лицо, будто желая проникнуть в самую душу. Потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Ты очень догадлива, Изидора... Но я не могу тебе этого рассказать. Могу лишь ответить – да. Она посетила священную Землю своих предков... Землю Радомира. Это удалось ей с помощью Странника. Но больше я не вправе говорить даже тебе... Ты прости.
Это было неожиданно и странно. Рассказывая мне о событиях, которые, в моём понимании, были намного серьёзнее и важнее, Север вдруг категорически отказывал рассказать нам такую «мелочь»!.. Конечно же, это ещё сильнее заинтересовало меня, заставляя надеяться, что как-то, до того как погибну, я всё же ещё успею это узнать. Как-нибудь ещё успею....
Неожиданно дверь в комнату резко распахнулась – на пороге возник Караффа. Он выглядел на удивление свежим и довольным.
– Так-так-так... У Мадонны Изидоры гости!.. Очень забавно. Из самой Мэтэоры, если не ошибаюсь? Великий Север собственной персоной!.. Не познакомите ли меня, Изидора? Думаю, всем нам это будет весьма полезно!
И довольно рассмеявшись, Караффа спокойно уселся в кресло...

А. Н. Поляков

Русская история с древности до XVI века

Введение

Очень многие мыслители справедливо придают историческому знанию огромное значение. «История, – писал знаменитый русский историк Н. М. Карамзин, – в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая… завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»1. История объединяет поколения, ныне живущие и давно ушедшие из жизни, связывает их в единое целое, формирует нацию, сознающую свое место в историческом процессе. История учит и воспитывает. Она учит даже тех, «кто у неё не учится, – писал В. О. Ключевский, – она проучивает их за невежество и пренебрежение»2. Она, как и судьба, если перефразировать известные слова Сенеки, желающего ведёт, а не желающего – тащит. История позволяет накапливать и применять накопленный социальный опыт, использовать достижения и промахи многих поколений людей, давно ушедших из жизни, но оставивших после себя заметный след в политике, культуре, науке, производстве и других сферах человеческой деятельности. Положительный опыт позволяет идти вперёд по проторенной дороге, твёрдо, не опасаясь ошибиться. Отрицательный – не повторять сделанных когда-то ошибок, не топтаться на месте, а, следовательно, тоже идти вперёд. Обращая внимание на социальные закономерности, история предупреждает общество о грозящих опасностях, позволяет вовремя принять необходимые меры, чтобы их избежать или смягчить, если нельзя миновать беды полностью.

Настоящее издание посвящено истории русского общества с древности до конца XV века. Основная цель учебного пособия – дать системное представление о русской истории. Стержнем курса является изучение политической, социально-экономической и культурной истории России. Изложение материала подчиняется принципам проблемности и историографичности. Все рассматриваемые в пособии темы содержат описание проблем, связанных с их изучением и различные точки зрения по их решению, высказанные историками царской, советской и современной эпохи. Главы состоят из развёрнутого конспекта и дополнительных материалов, призванных при необходимости расширить знания студентов и вовлечь их в мир научных дискуссий. Иллюстрации позволяют наглядно представить исторические явления и события, дополнить знания яркими образами. Приложения содержат хронологическую таблицу и методические рекомендации студентам по написанию самостоятельных научных работ, а также историографического обзора – неотъемлемой части любого исторического труда.

Пособие предназначено для подготовки студентов к экзамену или зачёту. Материал подобран таким образом, что позволяет подготовиться к испытаниям быстро и качественно.

1 Восточные славяне в VI – IX веках

Происхождение славян:

Основные проблемы :

1. Время происхождения славян

– главное противоречие , которое требует решения:

– славяне под своим именем ПОЗДНО встречаются в источниках (VI в. Иордан, Византийские источники:

– Псевдо-Маврикий, Прокопий Кесарийский и др.), но при этом славянские языки являются носителями наиболее АРХАИЧЕСКИХ черт (II тыс. до н.э.);

– решается исследователями либо в одну, либо в другую сторону;

– при решении данной проблемы используются данные языка, топонимики, археологии, фольклор, письменные источники (Повесть временных лет, Польские и чешские хроники и др.);

археологическая схема происхождения славян выглядит так (по А. Г. Кузьмину):

Культура колоколовидных кубков(II тыс. до н.э.) Тшинецкая культура(XV XII вв. до н.э.) Чернолесская культура(X VII вв. до н.э.) Зарубинецкая культура (II в. до н.э. II в. н.э.) Пражская культура (V VII вв. н.э.).

По данным ДНК-генеалогии (А. А. Клёсов, 2010 г.): (оперирует понятием РОД, прослеживает необратимые мутации в мужской хромосоме, образование и миграции гаплогрупп групп с общей мутацией ).

– предки славян вышли из Южной Сибири 20 тыс. лет назад;

– род славян возникает 12 тыс. лет назад;

– род восточных славян образуется 4800 лет назад (2800 г. до н.э.), (от него происходят жители Аркаима, арии, высшие касты Индии).

2. Славяно-балто-германские отношения

существовало ли до выделения славян балто-славянская и балто-славяногерманское единство?

– среди всех индоевропейских языков наиболее близкими к славянским языкам являются балтийские (латышский, литовский) и германские (немецкий, шведский, датский и др.);

против единства – отсутствие промежуточных диалектов, расхождение в сферах важных в древности (счёт до 10, обозначение частей тела, названия ближайших родственников, названия орудий труда);

– схожесть языков от долгого соседства.

3. Прародина славян

Основные гипотезы :

– Висло-Днепровская (Л. Нидерле, 1901 г.);

– Одеро-Днепровская (Б. А. Рыбаков, 1978 г.);

– Висло-Одерская (В. В. Седов, 1979 г.);

– Дунайская (О. В. Трубачёв, 1991 г.).

По данным ДНК-генеалогии (А. А. Клёсов, 2010 г.):

славянский род образуется 12 тысяч лет назад на Балканах (Сербия, Косово, Босния, Македония);

род Восточных славян (род R1а1, они же арии) возникает на Русской равнине (Восточная Европа) 4800 лет назад.

Расселение :

Место обитания славян в IV– VI веках (по готскому историку Иордану VI в.):

западная , северо-западная граница – верховья Вислы;

восточная граница – Днепр;

северная граница – Карпаты;

южная граница – Дунай .

♦ Согласно Иордану славяне делились в это время на склавен (т.е. словен ) и антов . Склавены жили от верховьев Вислы до Днестра, а анты от Днестра до Днепра.

♦ Начиная с VI в. и те, и другие активно нападают на Византию.

♦ Славяне расселяются после нашествия аваров (в летописи называются обрами, есть легенда об иге обров над славянским племенем дулебов) в конце VI – VII веках:

на юг (образуются южные славяне – болгары, сербы, хорваты и др.);

на северо-запад (западные славяне – поляки, чехи, словаки);

на северо-восток (восточные славяне – русские, белорусы, украинцы).

♦ У восточных славян известны племенные союзы (по летописи: поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи и др.).

Хозяйство: (по археологическим данным, В. В. Седов).

♦ Хозяйство славян было комплексным (земледелие, скотоводство, промыслы, ремесло, торговля).

Главное занятие – земледелие (подсека, перелог).

– Орудия труда: рало (при перелоге), соха (при подсеке).

– Тягловая сила – волы .

– Выращивали – зерновые культуры (ячмень, просо, пшеница, яровая рожь); технические (лён, конопля); огородные (капуста, огурцы, чеснок, морковь, лук и др.).

♦ На втором месте – скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи, мелкий рогатый скот, лошади).

♦ На третьем месте – промыслы (охота, рыболовство, бортничество).

♦ На четвёртом месте – ремесло:

– специализированное (металлургия, кузнечное ремесло, ювелирное);

– домашнее (ткачество, прядение, гончарное ремесло и др.).

♦ На пятом месте – торговля (только внешняя).

Славяне продавали предметы промыслов (мех, воск, мёд) и рабов. Покупали драгоценности, ткани, пряности (с востока), железо, оружие, шерсть (с запада).

Общественный строй:

♦ Характеризуется советскими и современными историками как первобытнообщинный.

♦ В основе был отцовский род (патриархат).

Первичное звено общественного устройствародовая община.

– Несколько родовых общин образовывали племя (племя по существу это разросшийся род).

– Как единое целое племя проявляло редко (общие праздники, война).

Союзы племён были временным явлением (во время войн).

Власть принадлежала вечу (народное собрание).

Управляли родовой общинойстаросты, старцы (старейшины), племенем – князья .

Большое влияние имели знахари (жрецы, волхвы).

♦ Восточные славяне знали домашнее рабство .

Источник рабства – военный плен. Использовали только как товар .

ПОЛЯКОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - российский историк и демограф, академик РАН (1997).

Окон-чил ис-то-рический факультет МГУ имени М.В. Ло-мо-но-со-ва (1945). В Великую Отечественную вой-ну уча-ст-во-вал в строи-тель-ст-ве обо-ро-нительных ру-бежей под Мо-ск-вой (1941), ра-бо-тал в городе Сверд-ловск на во-енном за-во-де (1942-1943). С 1949 года в Институте ис-то-рии АН СССР, с 1968 года в Институте ис-тории СССР (с 1992 года Институт российской ис-то-рии РАН); заведующий от-де-лом ис-то-рии советского об-щест-ва (1959-1968), заведующий сек-то-ром изу-че-ния ком-плекс-ных про-блем со-циа-ли-стического и ком-му-ни-стического строи-тель-ст-ва в СССР (1968-1992), ос-но-ва-тель и ру-ко-во-ди-тель Цен-тра по изу-че-нию ис-то-рии тер-ри-то-рии и на-се-ле-ния Рос-сии (1992-2012). Председатель На-учного со-ве-та РАН по про-бле-мам ис-то-рической де-мо-гра-фии и ис-то-рической гео-гра-фии (с 1984), председатель На-учного со-ве-та РАН «Че-ло-век в по-все-днев-но-сти: про-шлое и на-стоя-щее» (с 2002). Од-но-вре-мен-но с 1949 года на пре-по-да-ва-тель-ской ра-бо-те в ву-зах Мо-ск-вы. Один из ав-то-ров и ре-дак-то-ров из-да-ний «Ис-то-рия Мо-ск-вы» (том 6, книга 1, 1957), «Все-мир-ная ис-то-рия» (том 8, 1961), «Ис-то-рия СССР с древ-ней-ших вре-мён до на-ших дней» (т. 8, 1967) и других. Главный ре-дак-тор журнала «Ис-то-рия СССР» (1966-1969).

Ав-тор бо-лее 650 на-учных пуб-ли-ка-ций. Спо-соб-ст-во-вал воз-ро-ж-де-нию ис-то-рической де-мо-гра-фии. Раз-ра-бо-тал но-вую ме-то-ди-ку рет-ро-спек-тив-но-го вос-ста-нов-ле-ния ди-на-мических ря-дов дви-же-ния на-се-ле-ния РСФСР и СССР за 1917-1926 годы, ко-то-рая по-зво-ли-ла оце-нить люд-ские по-те-ри в 1-й ми-ро-вой вой-не и в Гражданской вой-не 1917-1922 годов. Пред-ло-жил ус-та-но-вить основные со-став-ляю-щие ис-чис-ле-ния об-щих де-мо-гра-фических по-терь СССР во 2-й ми-ро-вой вой-не : по-те-ри воо-ружённых сил и мир-но-го на-се-ле-ния в зо-не бое-вых дей-ст-вий, убыль на-се-ле-ния в ты-ло-вых рай-онах и на ок-ку-пи-рованной тер-ри-то-рии, по-те-ри на-се-ле-ния в ре-зуль-та-те ре-прес-сий и де-пор-та-ций. Один из ав-то-ров и от-ветственный ре-дак-тор книги «Ис-то-ри-че-ская де-мо-гра-фия: про-бле-мы, су-ж-де-ния, за-да-чи» (1989), а так-же из-да-ния «На-се-ле-ние Рос-сии в ХХ ве-ке: Ис-то-ри-че-ские очер-ки» (том 1-3, 2000-2012), в ко-то-ром с при-вле-че-ни-ем боль-шо-го ком-плек-са до-ку-мен-таль-ных ма-те-риа-лов впер-вые ос-ве-ще-на де-мо-гра-фическая ис-то-рия стра-ны. Под руководством Полякова впер-вые из-да-ны стро-го за-сек-ре-чен-ные ма-те-риа-лы яко-бы ока-зав-шей-ся де-фект-ной пе-ре-пи-си на-се-ле-ния 1937 года (пуб-ли-ка-ции 1990-х годов, наи-бо-лее пол-ная - в книге «Все-со-юз-ная пе-ре-пись на-се-ле-ния 1937 го-да: об-щие ито-ги», совместно с В.Б. Жи-ром-ской, 2007 год), а так-же под-лин-ные, но скры-тые от об-ще-ст-вен-но-сти ма-те-риа-лы пе-ре-пи-си 1939 года («Все-со-юз-ная пе-ре-пись на-се-ле-ния 1939 го-да», 1992 год).

Спо-соб-ст-во-вал пре-одо-ле-нию од-но-сто-рон-но-сти и тен-ден-ци-оз-но-сти в ос-ве-ще-нии со-бы-тий Гражданской вой-ны 1917-1922 годов (гла-вы в книге «Гра-ж-дан-ская вой-на в Рос-сии: пе-ре-крё-сток мне-ний», 1994 год). Внёс так-же вклад в раз-ра-бот-ку но-вых ак-ту-аль-ных на-прав-ле-ний в раз-ви-тии ис-то-рической нау-ки - ис-то-рической эко-ло-гии, изу-че-ния че-ло-ве-ка в российской по-все-днев-но-сти и другие. Ав-тор вос-по-ми-на-ний («Ми-нув-шее: фраг-мен-ты», книга 1-2, 2010-2011 годы).

Государственная премия СССР за твор-че-ский вклад в раз-ви-тие отечественной нау-ки (1987), премия РАН имени В.О. Клю-чев-ско-го (2003 год, совместно с В.Б. Жи-ром-ской и И.Н. Ки-се-лё-вым) и другие.