Тал бен-шахар: мы можем научиться быть более счастливыми. Тал Бен-ШахарЧто ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь

Бестселлеры "Happier" и "Being Happy" считаются своеобразной классикой современной позитивной психологии. Их автор Тал Бен-Шахар о человеческом счастье знает очень и очень много; не менее хорошо психолог разбирается и в других областях психологического знания, вроде теории лидерства или правильных методов самоконтроля и целеполагания.


Тал Бен-Шахар – американо-израильский психолог, писатель и преподаватель. Специализируется на позитивной психологии и вопросах лидерства.

Степень доктора наук по организационному поведению Бен-Шахар получил в Гарварде. Диссертацию свою закончил Тал Бен-Шахар в 2004-м. Известно, что степень бакалавра философии и психологии Бен-Шахар также получил в Гарварде; выпускная работа его была посвящена другой, не менее интересной теме - вопросам морали и их "окупаемости" с практической точки зрения.



На данный момент Тал Бен-Шахар занимается по большей части консультационными услугами и лекциями; он работает с целым рядом высших исполнительных чинов крупнейших мультинациональных корпораций. Среди клиентов Бен-Шахара есть целый ряд компаний уровня "Fortune 500" и множество образовательных учреждений. Темы, которые Бен-Шахар затрагивает в своих лекциях и семинарах, можно перечислять долго; у него сформировались незаурядные познания в вопросах лидерства, образования, этики, счастья, самооценки, психологической устойчивости, умения ставить цели и общей сконцентрированности на текущих задачах.

Бен-Шахар широко известен и своими литературными трудами; в книгах своих психолог излагает все те же концепции и идеи, что и на лекциях. Среди трудов Тала Бен-Шахара более всего известна серия бестселлеров о счастье – "Happier: Learn the Secrets to Daily Joy and Lasting Fulfillment" 2007-го и "Being Happy: You Don"t Have to Be Perfect to Lead a Richer, Happier Life" 2010-го. Книги эти произвели фурор практически сразу после публикации и по сей день пользуются огромным успехом во всем мире; известно, что их уже успели перевести на 25 различных языков. Определенным успехом пользовались и другие работы Бен-Шахара – вроде "Heaven Can Wait: Conversations With Bonny Hicks" 1998-го и "A Clash of Values: The Struggle for Universal Freedom" 2002-го. Интересно, что пишет Бен-Шахар не только о психологии; плодами его литературных трудов стали еще и несколько детских книжек. Книги эти непосредственно связаны с основной деятельностью Тала и рассказывают детям много интересного о счастье; одна из таких книг посвящена Хеллен Келлер (Hellen Keller), другая – Томасу Эдисону (Thomas Edison).

9 августа 2007-го Тал Бен-Шахар выступил на популярном телевизионном шоу "The Daily Show with Jon Stewart".

В 2012-м свет увидел документальный фильм Рафаэля Шора (Raphael Shore) "Israel Inside: How a Small Nation Makes a Big Difference". В фильме этом Бен-Шахар выступал в качестве диктора.

На данный момент Тал Бен-Шахар преподает в Гарварде; его курсы по позитивной психологии и психологии лидерства являются одними из самых популярных курсов за всю историю университета. В общей сложности под началом у Бен-Шахара обучается или обучалось более 1400 студентов. Параллельно Бен-Шахар также работает преподавателем в Междисциплинарном центре в Герцлии, Израиль (Herzliya, Israel).


Тал Бен-Шахар занимает одну из руководящих должностей в организации "Wholebeing Institute"; формально должность его именуется "директор по вопросам развития и обучения персонала", однако по сути должностные обязанности Бен-Шахара куда как шире и сложнее.


Тал Бен-Шахар – заядлый спортсмен; интересно, что на спортивной ниве он добился впечатляющих результатов. К текущему моменту за ним уже числится минимум две победы на крупных чемпионатах по сквошу – чемпионате колледжей США и израильском национальном чемпионате.


Позитивная психология или наука о счастье по Бен-Шахару является научно обоснованной методикой по достижению оптимального уровня человеческого функционирования и улучшению качестве жизни. Бен-Шахар активно следит за существующими тенденциями позитивной психологии и обозревает сквозь призму науки о счастье темы, с ней на первый взгляд вовсе и не связанные. Как и многие специалисты по позитивной психологии, Бен-Шахар не устает повторять, что достижение успеха вовсе не делает людей счастливыми, и что на практике все происходит в обратном порядке, делая успех уделом и без того уже вполне счастливых людей. Большое внимание Тал Бен-Шахар уделяет также вопросам лидерства; практика показывает, что лишь действуя в связке с по-настоящему талантливым руководителем большинство работников (и даже целых организаций) могут раскрыть свой полный потенциал. Подобное раскрытие пойдет на пользу как "раскрывателю", так и самим "раскрываемым" – мало что может так повысить самооценку, как занятие интересным делом в полную силу.


Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, не известными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии - четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45 % студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % - несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

До тех пор пока люди свято верили, что полноценная жизнь немыслима без удовлетворения основных материальных потребностей, каким-то образом оправдать свое недовольство жизнью было не так уж трудно. Однако ныне, когда минимальные потребности большинства людей в пище, одежде и жилье уже удовлетворены, у нас больше не осталось общепринятых аргументов нашего недовольства жизнью. Все больше и больше людей пытаются разрешить этот парадокс - ведь складывается впечатление, что свою неудовлетворенность жизнью мы купили за свои же деньги, - и многие из этих людей обращаются за помощью к позитивной психологии.

Почему мы выбираем позитивную психологию?

Позитивная психология, которую чаще всего определяют как «науку об оптимальном функционировании человека», была официально провозглашена самостоятельной отраслью научных исследований в 1998 году. Ее отец - президент американской Психологической ассоциации Мартин Селигман. Вплоть до 1998 года наука о счастье, то есть о том, как улучшить качество нашей жизни, в значительной степени была узурпирована популярной психологией. В те времена разразился самый настоящий бум семинаров и книг по этой тематике, которые иногда были по-настоящему интересны и пользовались в народе заслуженным успехом. Однако большинство таких книг (хотя далеко не все) были слишком легковесны. Они обещали пять простых путей к счастью, три тайны быстрого успеха и четыре способа встретить прекрасного принца. Как правило, ничего, кроме пустых обещаний, в них не было, и за эти годы люди разуверились в самой идее самосовершенствования с помощью книг.

С другой стороны, у нас есть академическая наука с ее статьями и исследованиями, вполне содержательными и способными ответить на вопрос по существу, но до обычных людей они не доходят. Как я понимаю, роль позитивной психологии должна заключаться в том, чтобы перекинуть мост между обитателями «башен из слоновой кости» и жителями какого-нибудь маленького американского городка, между строгостью академической науки и занимательностью популярной психологии. Такова же и цель этой книги.

Tal Ben-Shahar

Choose the Life You Want

101 Ways to Create Your Own Road to Happiness

Издано с разрешения литературного агентства Andrew Nurnberg

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© Tal Ben-Shahar, 2012

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Марк Уильямс и Денни Пенман

Джон Миллер

Предисловие партнера

То, как мы проводим один день, – это то, как мы проводим всю жизнь.

Энни Диллард

В жизни есть место не только действиям и поступкам, но также мыслям и чувствам. Этим четверым очень сложно ужиться вместе – так и хочется развести их по разным углам и сказать: «Подумайте о своем поведении». «Подумать и сделать» – на этом строится наша жизнь, а что идет за чем – вопрос покруче шекспировского «Быть или не быть».

Современный мир диктует правила, и человек невольно перестает работать со своими эмоциями и внутренними ощущениями. Но случайности не случаются, и даже такие проблемы, как семейная ссора, неинтересная работа, неудавшиеся выходные или лишний вес, – это результат нашего выбора, пусть даже эмоционального и порой неосознанного.

Книга Бен-Шахара – о том, как научиться слышать свое сердце и включать голову. Герой одного американского фильма, давая наставления сыну, раздраженно повторял: «Путь к счастливой жизни – колледж, работа, семья!» Но в этой «мировой деревне» не всё так просто, так что универсальных решений не ждите – тренируйте эмоциональный интеллект как мышцу. Мастерство пилота и его стремление выжить проявляются только тогда, когда автопилот выключен. Поэтому попробуйте взять штурвал и поуправлять своей жизнью. Так намного интереснее.

«Что ты выберешь?» – это не задачник с ответами в конце главы, не заповеди и даже не лайфхак. Это сборник притч, мудрых мыслей и кейсов на каждый день, который идеально впишется как в домашнюю, так и в офисную библиотеку. Но в отличие от других поп-психологов, зацикленных на мотивации, силе воли и лидерских качествах, Бен-Шахар основательно ухватился за тему счастья. В каждом из 101 пункта вы найдете себя, свои действия в отношениях с семьей, друзьями, коллегами и даже незнакомыми людьми.

Есть масса вещей, о которых нам не рассказывали в школе, но зато так живо, трогательно и вдумчиво сумел поведать профессор Гарварда. За что ему большое спасибо. А истории из жизни, цитаты успешных людей, восточные мудрости, научные доводы и философские размышления сделают этот экземпляр вашей настольной книгой и укрепят веру в себя и в других.

Татьяна Бусаргина,
StudyLab – Обучение за рубежом.
Языковая школа в Москве.

Посвящается моим родителям

Введение

Личная философия человека лучше всего выражается не словами, а решениями, которые он принимает. В долгосрочной перспективе мы сами формируем свою жизнь и самих себя. Этот процесс не заканчивается до самой смерти. И выбор, который делает каждый из нас, – это вопрос исключительно нашей личной ответственности.

Элеонора Рузвельт

Более 10 лет я пишу и читаю лекции о позитивной психологии, делюсь идеями «науки о счастье» со студентами колледжа, с людьми из неблагополучных слоев общества, с корпоративными менеджерами и членами правительства. С тех пор как я вступил на этот путь, целью моей работы было преобразовать сухой язык научных исследований в доступные и реализуемые идеи, которые могли бы помочь отдельным людям, а также организациям и сообществам на пути к процветанию.

Мой интерес к позитивной психологии начался с личного стремления жить более счастливо и полноценно. При этом ключевой составляющей счастья для меня всегда был разумный баланс между работой и личной жизнью. С течением лет я вроде бы нашел способ этого добиться. А затем начался экономический кризис.

Рушились банки, некогда процветавшие компании еле-еле выживали, финансирование программ иссякло, люди теряли свои дома и средства к существованию. Даже среди тех, кто был достаточно везуч и избежал серьезных потрясений, многие потеряли доверие к миру, который больше не был для них стабильным и безопасным. Более чем когда-либо моим клиентам понадобились идеи позитивной психологии – чтобы помочь повысить жизнестойкость, сохранить мотивацию, которая могла бы поддержать людей или компании в непростое время, и везде, где только возможно, найти скрытые до этого ресурсы.

Я обнаружил, что не могу отказывать клиентам в помощи во время кризиса. И тот баланс между личной жизнью и профессиональной деятельностью, который я до тех пор успешно поддерживал, был потерян. Я консультировал компании в Париже, проводил семинар для врачей в Гонконге, читал лекции в Нью-Йоркской высшей школе, участвовал в мозговом штурме по поводу экономической ситуации в Тель-Авиве – короче говоря, появлялся везде и всюду, где, как мне казалось, позитивная психология могла бы помочь преодолеть последствия кризиса. Даже когда я был дома, я регулярно беседовал с людьми из других часовых поясов, работая далеко за полночь. Через год такой более-менее непрерывной активности я был выжат как лимон и выгорел дотла. Я понял, насколько далеко все зашло, только однажды ночью, когда готовился вести интенсивную трехдневную программу. Мне предстояло подталкивать клиентов к тому, чтобы они нашли непростой баланс между реализмом и оптимизмом, между болезненным признанием настоящего и перспективой светлого будущего. Обычно я испытываю эмоциональный подъем, когда передо мной стоят новые интересные задачи вроде этой, но на этот раз мне совершенно не хотелось ничего предвкушать. Я просто не мог себе представить, как выживу в последующие несколько дней. Я попытался как-то уговорить себя, но на сей раз убеждение не сработало, как не сработали и все прочие методы и приемы, которые помогали мне раньше. У меня не было ни энергии, ни мотивации. Казалось, если я возьмусь за эту программу, мне придется насильно тащиться на работу и механически выполнять свои обязанности. В общем-то, такое уже бывало со мной раньше и я мог бы сделать это снова. У меня были обязательства перед заказчиками. У меня не было выбора. С этими грустными мыслями я отправился спать, чувствуя себя еще хуже, чем прежде. Я не только не был рад тому, что ждет меня завтра, – я был очень расстроен, поскольку не смог придумать ни одного удачного решения этой проблемы. Я не видел никаких альтернатив и смирился с тем, что все предстоящее нужно просто пережить. И тогда, как раз в момент засыпания, я вдруг подумал: «Это неправда, что мне придется просто промучиться эти несколько дней! У меня есть выбор!»

И в этот момент я осознал, что только от меня, в общем-то, зависит, как прожить эти несколько дней. Я могу выбрать путь страданий и мучений – или альтернативный путь, где я почерпну энергию от участников программы, от включения в материал, в который я так страстно верю, от удовольствия делать мир лучше. Причем выбор между страданием и энтузиазмом происходил помимо моего сознания.

Как только выбор был сделан, я сместил точку фокуса. Сместив фокус, я изменил свои ощущения. Пять минут назад я чувствовал себя загнанным в тупик, а теперь и вправду испытывал радость и воодушевление в преддверии предстоящей работы. Я загорелся энтузиазмом и в результате провел семинар с наибольшей отдачей.

Как только я осознал имеющиеся альтернативы, я принял решение в доли секунды. Значительно труднее было дойти до этого осознания. Другими словами, выбор стал возможен – и очевиден, – только когда я понял, что у меня вообще есть этот выбор. Мы привыкли думать, что принятие решений – очень сложная задача. При этом в реальности куда сложнее осознать, что вообще можно и нужно принять какое-то решение: что выбрать, когда выбор ЕСТЬ.

На самом же деле в каждый момент у каждого из нас есть выбор.

* * *

Возможно, в моем прозрении не было ничего сверхъестественного. В конце концов, психологические исследования показывают, что около 40 процентов счастья определяет тот выбор, который мы делаем. Что делать, как и о чем думать – этот выбор напрямую влияет на то, что мы чувствуем.

Например, если я не получил ожидаемого повышения в должности, если провалился мой бизнес-проект, я могу выбирать, как относиться к произошедшему – как к жестокому удару судьбы, от которого я могу никогда не оправиться, или как к зову, в котором можно увидеть возможность учиться, расти и развиваться. Если я выбираю видеть все происходящее в негативном свете, я буду плохо относиться к самому себе и смотреть в будущее с пессимизмом. Но если я буду относиться к неудаче как к «зову судьбы», я могу извлечь уроки из своих ошибок и расширить перспективы на будущее. Понимание, что у меня есть выбор, не только повышает мои шансы на успех в будущем, но и улучшает самочувствие здесь и сейчас, в настоящем.

В известном стихотворении «Другая дорога» поэт Роберт Фрост описывает человека на распутье. Вынужденный однажды сделать выбор из двух жизненных дорог, Фрост прославился тем, что выбрал менее исхоженную – «и это решило все остальное» в его дальнейшей жизни.

Драма личной дилеммы Фроста – трудность выбора из двух дорог, когда знаешь, что последствия этого выбора повлияют на твое будущее, – не оставляет равнодушным ни одного читателя. Мы все там были, на этом перепутье, когда нужно решать, связывать ли свою судьбу с каким-то человеком, какой выбрать институт, согласиться ли на предложение работы в другом городе и так далее. В эти сложные моменты мы очень стараемся принять верное решение и делаем все возможное, чтобы нас не отвлекал страх сделать неправильный выбор. Мы осознаем, что отказ от принятия решения – это тоже выбор со своими далекоидущими последствиями.

Но драмы «глобальных решений» в жизни (которых по определению не так много, и они случаются не так уж часто) не должны преуменьшать важность того факта, что мы ежесекундно вынуждены что-то выбирать. В каждый момент жизни (кроме сна, конечно) мы сталкиваемся с ситуацией выбора, и накопительный эффект этих решений имеет такую же, если не бóльшую, важность, чем эффект решений глобальных. Я могу выбирать, сидеть мне прямо или сгорбившись, сказать пару теплых слов близкому человеку или посмотреть на него с раздражением. Принимать с благодарностью свое здоровье, своих друзей, свой завтрак или принимать их как должное. Выбрать возможность сделать выбор или пренебречь ресурсами, которыми мы можем воспользоваться. В каждом конкретном случае эти маленькие решения не кажутся столь уж значительными, но если сложить их вместе – это те самые шаги, из которых складывается наш жизненный путь.

Более того, сиюминутные решения могут стать поворотным моментом, запустить цепную реакцию – то есть какой-то ряд событий или чувств, которые повлияют на вашу жизнь гораздо более сильно, чем вам кажется в тот момент, когда вы принимаете эти крошечные решения. Например, я встал утром не с той ноги и в плохом настроении. Я могу попытаться улучшить свое состояние – сделать пару глубоких вдохов, улыбнуться, внести элемент игры в рутинные утренние дела. Каждый из этих маленьких выборов может запустить позитивную цепную реакцию и подарить мне воодушевление и подъем, которых хватит на целый день. Хорошее настроение, в свою очередь, может вызвать к жизни другие позитивные переживания на работе и дома. Или, например, можно принять решение и попытаться по-настоящему услышать человека, с которым вы впервые беседуете на свидании в кафе. Это может придать позитивную окраску всей беседе и даже серьезно повлиять на отношения в целом.

Мы часто не осознаем, что стоим на распутье, что у нас вообще есть выбор, и поэтому не используем свои возможности. Генри Форд однажды заметил: «Если ты уверен, что сможешь, – ты прав, если думаешь, что не сможешь, – тоже прав». Это верно и для ситуации выбора – ты думаешь, что у тебя есть выбор, или думаешь, что его нет, в любом случае ты прав. Другими словами, само осознание, что выбор ЕСТЬ, и создает возможность выбора.

В ту ночь перед семинаром, когда я чувствовал усталость и подавленность, я видел только один способ прожить несколько следующих дней. Мой ограниченный взгляд в тот момент ограничивал и мои возможности.

Если мы не осознаем все альтернативы, которые существуют в каждый момент, мы теряем возможность улучшать качество своей жизни. Например, если мы принимаем наши чувства как данность и смиряемся с тем, что их нельзя изменить, мы реагируем на поступки окружающих людей автоматически, не думая о других вариантах. Мы снова и снова сталкиваемся с одной и той же ситуацией и реагируем на нее одним и тем же образом, как будто альтернативы не существует. Мы думаем, что наши мысли, чувства и поступки – это данность, что у нас нет выбора, хотя на самом деле он есть всегда.

В книге «Путь мирного воина» Дэн Миллмэн вспоминает одну историю, которую он слышал от своего преподавателя:

«Когда звучал свисток, означавший, что пришло время ланча, все рабочие садились вместе за стол. И каждый день Сэм открывал свой пакет с едой и начинал жаловаться.

– Вот черт! – ругался он. – Опять это арахисовое масло и сэндвичи с джемом! Ненавижу арахисовое масло и джем!

Он ныл и ныл по поводу масла и джема каждый божий день, пока один из его коллег не потерял терпение и не сказал:

– Ради бога, Сэм, если ты так ненавидишь арахисовое масло и сэндвичи с джемом, почему ты просто не попросишь свою женушку приготовить что-нибудь другое?!

– Какую женушку, ты о чем? – отозвался тот. – Я не женат! Я сам готовлю себе сэндвичи».

Вот так и многие люди даже не замечают, что с ними происходит. Они сами себе готовят сэндвичи, которые противно есть. Жизнь дает нам исходный материал: те внешние обстоятельства, на которые мы подчас не можем повлиять. Например, внешность, семью, колебания мировых рынков, решения других людей, в которых мы не принимаем участия. И тем не менее даже при всех существующих ограничениях, в общем-то, только от нас зависит, какие из имеющихся возможностей брать и как их использовать.

Все мы, вне зависимости от обстоятельств нашей жизни, можем делать сознательные усилия, чтобы искать новые возможности вне и внутри себя. И когда мы смотрим чуть шире, чем с точки зрения наших привычек и стереотипов, мы часто изумляемся, как много существует других ингредиентов, из которых можно сделать сэндвич. Свобода выбирать из всего, что предлагает жизнь, и из всего спектра реакций на жизненные ситуации – вот что делает нас творцами новой реальности.

Так какую же реальность вы хотели бы создать для себя? Сэндвичи на завтрак вы готовите в основном собственными руками. И у вас гораздо больше возможностей для выбора, чем вы думаете.

Но только вам решать, какой же сделать выбор.

О чем будет и не будет рассказано в этой книге

Озарение, которое посетило меня в ночь перед семинаром, заставило понять, что я мог бы играть гораздо более активную роль в создании той жизни, которую хочу иметь. Я осознанно искал варианты, которых прежде не замечал, – и открыл для себя целый мир возможностей. Небольшое смещение точки зрения на происходящее оказало сильное влияние на всю мою жизнь. Именно поэтому я и решил написать эту книгу.

В книге рассмотрены три типа ситуаций, в которых можно делать выбор. Первая – это наш ежесекундный выбор действий: улыбнуться или нахмуриться, сделать глубокий вдох или нет и так далее. Вторая – выбор, который мы делаем после определенных событий: например, как реагировать на неудачу, стоит ли похвалить сотрудника за хорошую работу. Третья – момент принятия глобальных решений, таких как выбор карьеры или выбор способа помогать людям. В этой книге я в основном сосредоточился на первых двух типах ситуаций, хотя кое-где упоминается и третий.

В книге нет ни слова об этических аспектах выбора, никаких подсказок, как принимать какие-то трудные решения. Бо льшая часть ситуаций, которые здесь рассматриваются, так же как и в жизни, это «риторический выбор», когда и так достаточно очевидно, какое решение будет правильным. В большинстве случаев мы точно знаем, что правильно, а что нет, – чего бы это ни касалось: как мы сидим или ходим, как мы реагируем на успех или провал, как мы общаемся с ребенком или с партнером. Тем не менее мы очень часто не следуем тому, что правильно и хорошо для нас. Утверждение Сократа «знать, как правильно, равносильно действовать правильно», к сожалению, неверно.

Эта книга не о решениях в том смысле, какие из них верные, а какие нет. А о том, как принимаемые нами решения влияют на правильность наших действий . В первую очередь я ставил перед собой две цели: во-первых, помочь вам лучше осознавать, какой выбор у вас есть в каждый из моментов вашей жизни, каждую минуту, каждый день, так как, для того чтобы выбрать правильный путь, нужно сначала понять, что этот выбор существует. Во-вторых, моей целью было вдохновить вас действовать наилучшим возможным способом из тех, что у вас есть.

Книга разбита на разделы, каждый из которых посвящен одной альтернативе, и большинство из них – это тот самый «риторический» выбор. В каждом разделе есть цитата, затем короткий рассказ, в чем заключается конкретный выбор, и история, которая его иллюстрирует. В основе историй лежат события из моей собственной жизни, гипотетические ситуации, описания психологических экспериментов, исторические сведения об известных личностях или истории о вымышленных (кинематографических и литературных) персонажах. Я рассказываю их для того, чтобы дать вам примеры идей, которые вы сможете применить в своей жизни, и сделать эти идеи понятными и доступными. Так вы сможете адаптировать и использовать предложенные примеры в конкретных ситуациях вашей жизни. Например, если история касается рабочих отношений, вы можете применить ее и к отношениям с близкими. Если в истории рассказывается об отношениях с партнером, можно адаптировать ее к ситуациям с вашим ребенком или с начальником.

Вы можете прочесть эту книгу как любую другую. А можете использовать ее как учебник – посвятив день, неделю, месяц тому, чтобы осмыслить каждый предложенный в ней выбор и затем действовать . Возможно, вам будет удобнее записать на листе бумаги ту альтернативу, на которой вы хотите сфокусироваться, а затем разместить ее на холодильнике, рабочем столе, в кармане, на экране смартфона, заставке компьютера.

Из всех способов делать «напоминалки» мне больше всего нравится – и кажется максимально эффективной – простая нитка, завязанная на запястье. Я ношу ее в течение определенного периода, от дня до месяца (кстати, психолог Уильям Джеймс утверждал, что для формирования новой привычки требуется 21 день), и это помогает мне свыкнуться с принятым решением, сделать его своей второй натурой. Сейчас нитка на запястье напоминает мне о том, что ко всему стоит относиться легко и с юмором. Предыдущая нитка, в непростой для меня период в жизни, напоминала о том, что надо быть терпимее к своим детям.

В процессе чтения попробуйте выбирать разные альтернативы. Если после нескольких попыток и экспериментов вам кажется, что выбранный вариант вам совершенно не подходит, – пропустите его и переходите к следующему или вернитесь к одному из предыдущих. Спустя какое-то время вы всегда сможете опробовать этот вариант еще раз, чтобы окончательно удостовериться, какие возможности он все-таки предоставляет.

Некоторые варианты, предложенные в этой книге, основаны на моем собственном опыте и опыте моих друзей и клиентов. Какие-то базируются на работах психологов, философов, известных бизнесменов и преподавателей. Там, где это показалось мне уместным, я разместил ссылки на источники, из которых почерпнул свои идеи или в которых эти идеи были подробно рассмотрены.

В некоторых случаях предложенные мной альтернативы перекликаются друг с другом. Я сделал это сознательно. Во-первых, потому что взгляд на одну и ту же проблему с разных сторон нередко помогает сдвинуться с мертвой точки и изменить устоявшиеся привычки. И во-вторых, потому что повторение – это важное условие для того, чтобы изменения закрепились в нашей жизни.

* * *

Выбор – это сотворение.

Выбирать – значит создавать.

Делая выбор, я творю собственную реальность

* * *

В каждый момент жизни у меня есть выбор.

Секунды продлевают жизнь. Выбор расширяет возможности

* * *

Какую жизнь я хотел бы прожить?

Какие решения дадут мне возможность жить именно так, как я хочу?

Psychologies:

Что подтолкнуло вас к тому, чтобы сделать счастье своей научной специальностью? Может быть, несчастливое детство?

Тал Бен-Шахар:

Я не могу назвать свое детство несчастливым. Скорее, я жил с постоянным ощущением неблагополучия, мне как будто все время чего-то не хватало. Я родился в Израиле и всего себя посвятил своей страсти, игре в сквош. Тогда мне казалось, что счастье я обрету в день, когда выиграю чемпионат страны. В 16 лет я стал самым молодым чемпионом Израиля, и, разумеется, я был очень счастлив! Несколько часов. А потом вернулось все то же чувство пустоты. Тогда я решил, что оно уйдет навсегда, если я сделаюсь чемпионом мира. Я упорно тренировался, а в 20 лет уехал учиться в США. И со стороны все выглядело замечательно: я поступил в Гарвард, изучал информатику, был отличным студентом; чемпионом мира, правда, не стал, но победил на нескольких первенствах США. А вот счастлив так и не был. И это заставило меня однажды пойти к ректору и сообщить, что я хочу сменить учебную программу и заняться всерьез философией и психологией. «Почему?» – удивилась она. «Потому что меня мучают два вопроса, – сказал я. – Первый: почему я не счастлив, учитывая, как складывается моя жизнь? И второй: как мне все-таки стать более счастливым?»

Может быть, с этими вопросами было уместнее обратиться к психотерапевту?

Т. Б.-Ш.:

Возможно, но тогда мне это не пришло в голову. Да я и не ощущал депрессии, наоборот, у меня была очень сильная мотивация. Позднее я понял, что страдал от того, что экзистенциальный психолог Виктор Франкл назвал «экзистенциальной пустотой». Я был полон решимости, но при этом отчаянно скучал.

Помогло ли изучение психологии и философии найти ответы на два ваших вопроса?

Т. Б.-Ш.:

Для начала оно помогло найти еще массу новых вопросов! Но потом пришли и некоторые ответы. Первым стало осознание того, что все свое детство и юность я верил в неправильную, хотя и самую распространенную формулу счастья. Она гласила: удача плюс успех равняются счастью. Спросите любых родителей, чего они хотели бы для своих детей, и почти все наверняка ответят вам: «Чтобы они были счастливы». Но при этом большинство родителей толкают детей на пути, которые не очень им подходят, а иногда и совсем не подходят. Потому что чаще всего предполагают, что залог счастья – это профессиональный успех.

Т. Б.-Ш.:

Да, потому что я наконец-то смог позволить себе заниматься не тем, что непременно ведет к успеху, а тем, что имеет для меня смысл. Меня привлекали философия и писательство, но в школе это были мои слабые места, и я старался не думать о них. Много лет я шел по пути, который мне не подходил, повинуясь неправильной формуле счастья.

Чувство пустоты объяснялось именно этим?

Т. Б.-Ш.:

Да, но не только. Дело было еще и в моей зависимости от взгляда со стороны. Например, мы все хотим благополучия в отношениях: это ведь тоже считается одной из основ счастья. Но кроме социального, всеми одобряемого «Я», у каждого из нас есть еще и внутреннее «Я». И оно в какой-то момент может и не нуждаться в благополучных отношениях. Я же очень долго был озабочен только своим социальным «Я» и обращал мало внимания на внутреннюю жизнь.

Что помогло вам «вернуться к себе», услышать голос этого внутреннего «Я»?

Т. Б.-Ш.:

Ну например, одно упражнение, которое я часто предлагаю слушателям на своих занятиях. Представьте себе, что вас заколдовали, сделав так, что никто и никогда больше не узнает о том, чем вы занимаетесь и чего достигнете. Что в таком случае вы станете делать? Самого меня это упражнение часто побуждало делать весьма радикальный выбор. Хотя и не всегда. Например, когда я задался этим вопросом во время подготовки докторской диссертации, то ответ оказался очевидным: «Если бы меня так заколдовали, я и не стал бы пытаться получить эту докторскую степень». Однако я понимал, что этот диплом необходим мне, чтобы стать преподавателем. Поэтому я продолжал, но теперь уже осознавая смысл своих усилий. Как видите, услышать внутреннее «Я» совсем не обязательно означает все радикально изменить и перевернуть вверх дном. Иногда важнее понять, что и зачем мы делаем в жизни.

Многие люди беспокоятся как раз об этом: они не знают, что делают и хотят делать в жизни…

Т. Б.-Ш.:

Конечно, многое зависит от силы желания чего-то достичь. Она не у всех одинакова. Но у всех нас, кроме совсем уж редких случаев, есть желание жить, учиться, двигаться вперед. И вопрос в том, культивируем мы это желание или склонны его подавлять. Я не хочу, чтобы мои слова звучали расхожими «заклинаниями» типа: «Каждый может стать тем, кем хочет, достаточно захотеть». Я прекрасно знаю, что все это намного труднее. Но я также знаю и то, что простой поиск этих ростков желания в себе самом делает нас сильнее, хотя бы чуть-чуть приближает к цели, продвигая вперед. И наоборот, если мы думаем, что у нас никаких желаний и целей нет, это действует как разрушительное самосбывающееся пророчество.

Что выбрать?

Тал Бен-Шахар исследовал вопрос о счастье («Быть счастливее», МИФ, 2012) и внес вклад в борьбу с перфекционизмом («Парадокс перфекциониста», МИФ, 2013). Его новая работа – о сотнях мелких повседневных дилемм, которые определяют очень многое, если не все. «Что ты выберешь? Решения, от которых зависит ваша жизнь» (Манн, Иванов, Фербер, книга выходит в 2015 году).

В новой книге вы утверждаете, что мы сами ответственны за то, чтобы творить свое счастье – или не делать этого. Как вы полагаете, человека в депрессии такое умозаключение сделает сильнее или, напротив, сломает окончательно?

Т. Б.-Ш.:

Если бы тот, у кого депрессия, обратился ко мне с таким вопросом, я бы посоветовал ему не читать мою книгу, а сходить к психотерапевту. А вот терапевт мог бы, пожалуй, пользоваться этой книгой время от времени, работая с теми выборами, которые особенно трудно даются клиенту. Вообще, выбирать свою жизнь не бывает легко. Но важно прежде всего осознать, что это возможно в принципе.

В изучении счастья вы вдохновляетесь философией. А насколько позитивная психология обогатила ваше понимание счастья?

Т. Б.-Ш.:

О, не сказать, чтобы очень сильно! Еще Аристотель считал, что два основных ингредиента эвдемонии, самого всеобъемлющего переживания счастья, – это дружба и созерцание. Позитивная психология всего лишь доказала это экспериментальным путем. Еще Конфуций говорил о том, как важно культивировать внутреннее счастье, прежде чем обращаться к другим людям, – и это сегодня тоже доказано. Так что роль позитивной психологии заключается скорее в том, что она, благодаря исследованиям, помогает установить, кто из философов, далеко не во всем согласных друг с другом, оказался в большей степени прав. Своим эмпирическим подходом позитивная психология продолжает философские споры. Но совсем не ставит в них финальную точку!

Многие советы, которые дает позитивная психология, не только эффективны, но и очень просты: принять неудачу, высказывать то, что чувствуешь... И все же мы не применяем их в повседневной жизни. Возможно, психологам стоит больше заниматься нашими механизмами сопротивления?

Т. Б.-Ш.:

Это вопрос, который меня очень занимает: как поддерживать в себе волю к изменениям? Сократ, например, считал, что это очень просто: «Знать благо – значит творить благо». Но, к сожалению, был неправ, что тоже доказано эмпирически: простого знания, что для нас хорошо, оказывается недостаточно. Альтернативу предлагает религия. Я не религиозный человек, но, думаю, богословы отлично поняли, что поддерживает в нас волю к переменам: повторение и напоминания. Повторение – это ежедневные молитвы, посещение храма. А напоминания – песнопения, иконы, символы. Но это возможно и вне религии. Посмотрите на браслет на моем запястье. Я ношу его только каждый второй месяц, чтобы напоминать себе об одном из аспектов жизни, над которым должен работать. Сейчас он на мне, потому что я хочу быть более легким и простым: я чересчур серьезен и склонен к умствованиям!.. Впрочем, есть одна тонкость. Любые исследования, в том числе и в позитивной психологии, не дают универсальных результатов. Например, позитивная психология обнаружила важность выражения благодарности. Во многом это произошло благодаря книгам психолога Сони Любомирски (Sonja Lyubomirsky). Но при этом сама она признается, что не практикует этот метод, потому что для нее он – представьте! – не работает. Любые эксперименты говорят нам не лично о каждом из нас, а только о средних значениях. И все, что мы можем сделать, – это пробовать, проверять на себе, работает ли для нас тот или иной метод.

Можно ли сказать, что, не став чемпионом мира по игре в сквош, вы в итоге стали чемпионом мира по счастью?

Т. Б.-Ш. (Смеется.):

Нет-нет, до чемпионства мне все так же далеко! И потом, во главу угла я ставлю сегодня не счастье, а принятие собственной человечности, то есть моих неудач и моих недостатков. Так что у меня по-прежнему есть цель, чтобы добиваться успеха и совершенствоваться. Но главное, что это желание идет от меня самого, а не со стороны.

Принимая собственные неудачи и недостатки, мы рискуем развить в себе не принятие, а чувство вины…

Т. Б.-Ш.:

Чтобы его избежать, необходимо культивировать смирение. Это будет темой моей следующей книги. И делаю я это по той же причине, по которой начал когда-то писать о счастье. Тогда я хотел быть более счастливым. А теперь я хочу стать более смиренным.

Какое будущее ждет позитивную психологию?

Т. Б.-Ш.:

Я очень надеюсь, что она скоро просто перестанет существовать, став полноправной частью психологии вообще. Кроме того, я полагаю, что нам следует расширить свои представления о счастье. Во многом для этого я организовал исследовательский центр, Институт благополучия (1). Там рассматриваются пять компонентов счастья: духовный, физический, интеллектуальный, эмоциональный и тот, что связан с отношениями. Потому что цель каждого из нас – не только испытывать положительные эмоции, но также и расти – интеллектуально и психически. А еще – делиться своим счастьем с людьми и обретать смысл собственной жизни.

1 Подробнее см. на сайте wholebeinginstitute.com

Шесть «рецептов» счастья

1. Позвольте себе быть человечными. Примите свои страхи, печали и тревоги как часть себя. Тогда вы скорее сможете их одолеть. Отрицание своих эмоций – путь к несчастью.

2. Счастье рождается в союзе удовольствия и смысла. Постарайтесь хотя бы несколько раз в неделю получать импульсы, обеспечивающие вас и тем, и другим.

3. Состояние души важнее, чем статус или сумма на счете. За редким исключением наше благополучие зависит от того, как мы интерпретируем события и на чем фокусируемся.

4. Не перегружайте себя! Стремление уместить все больше дел во все меньшее время неизбежно вредит нам. Количество переходит в качество, заметно снижая его.

5. Тело и разум связаны. Все, что делает – или не делает! – наше тело, влияет на состояние души. Здоровое питание, достаточное количество сна и регулярные физические упражнения укрепляют душевное здоровье.

6. Чаще выражайте благодарность. Мы слишком склонны принимать свою жизнь как данность, вместо того чтобы ценить ее радости – от хороших людей до вкусной еды, от красоты природы до улыбки на лице незнакомца. Т. Б.-Ш.

Подробнее на сайте talbenshahar.com

Многие из нас, оглядываясь сейчас на школьные или студенческие годы, предпочли бы изучению скорости электронов или истории Древней Месопотамии что-то более полезное – например, как стать более счастливыми.

Фактически есть учебное заведение, где такой курс действительно изучается.

Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар (Tal Ben-Shahar, talbenshahar.com) ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета.

Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

Для тех, кто не учился в Гарварде и не планирует этого в ближайшем будущем, предлагается 10 советов, как быть счастливым от очень востребованного лектора, доктора Тал Бен-Шахара:

1. Осознайте все то, что делает вас счастливыми

Существует хорошая и простая техника, как это сделать. Возьмите листок бумаги и завершите следующее предложение: «Чтобы привнести в мою жизнь 5% счастья…»

Думайте скорее о новом опыте, а не о вещах. Миллион долларов вряд ли сделает вас счастливыми. Но может это будут: возможность провести больше времени со своей семьёй, кругосветное путешествие, финансовая стабильность. Доктор Тал Бен-Шахар предполагает, что мы можем начинать с достаточно скромных пожеланий.

2. Сочетайте удовольствие и смысл

У Аристотеля была великолепная концепция, называемая «золотая середина». Он верил, что мы должны стремиться к середине между двумя крайностями. Это кажется довольно разумным, однако когда дело доходит до каждодневных жизненных выборов, мы часто забываем следовать его мудрому совету.

Рассмотрим это на примере еды.

Мы часто стремимся употреблять продукты, которые, с одной стороны, доставляют нам быстрое удовольствие, но с другой — впоследствие заставляют испытать чувство вины (например, для некоторых это могут быть конфеты или пирожные). Или мы обращаемся к другой крайности, решаем сесть на строгую диету и есть только низкокалорийную, маложирную и невкусную еду.

Что предлагает Бен-Шахар? Не нужно выбирать одну или другую крайность. Мы можем найти то, что, в конце концов, является для нас одновременно вкусным и здоровым. Он говорит:

«Удовлетворение постоянной потребности в счастье предполагает, что мы наслаждаемся всем путём в том направлении, которое мы рассматриваем как значимое. Счастье, поэтому, не является чем-то, что находится на вершине горы или бесцельными блужданиями вокруг горы: счастье – это опыт восхождения к вершине».

3. Не превращайте счастье в вашу ультимативную цель

Вы не будете счастливыми, если вы сделаете или получите что-то, потому что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни. Бен-Шахар убеждён, что мы можем становиться счастливее каждый день, вместо того, чтобы отдавать наше счастье в руки других людей или искать его во внешних событиях и материальных вещах.

4. Создавайте традиции

Существует ли ритуал счастья? Профессор Гарвардского Университета убеждён, что да. Для него таким ритуалом стало ведение «Журнала благодарностей», в который он каждый день перед сном записывает по пять вещей, за которые он чувствует благодарность. Ваш ритуал счастья может не требовать ведения журнала. Может быть, вам нравится осуществлять прогулку после обеда или заниматься медитацией в течение 15 минут в день.

5. Представьте себя в возрасте 110 лет

Оглянитесь на свою жизнь: какой совет вы дали бы самому себе более молодому? Какие важные уроки вы вынесли? Какие тривиальные, негативные, поверхностные вещи не стоят вашего времени и усилий? Если вам удаётся посмотреть на своё настоящее под этим углом зрения, многое становится на свои места.

6. Упрощайте свою жизнь

Распределяйте свою занятость так, чтобы высвободить время для целей и достижений, которые делают вас более счастливыми. Спросите себя, что вы можете не делать, чему можете сказать «нет»? Освободите своё сознание от эмоционального мусора. Упростите свои рутинные дела.

Перестаньте жить с чувством того, что вам не хватает времени. Такое состояние делает невозможным получение удовольствия или полное погружение в те занятия, которые делают вас счастливыми.

7. Помните о тесной связи телесного и сознания

Вы обращали внимание, когда вы чувствуете себя бодрым и полным сил? Большинство людей не обращало. Они воспринимают своё здоровье как нечто естественное. Однако когда что-то в нашем теле вдруг нарушает своё нормальное функционирование, невозможно игнорировать настойчивые мысли о болезненном состоянии. Мы думаем об этом. Говорим об этом. Мы чувствуем, что это влияет на наше настроение, отношение к жизни, наше взаимодействие с людьми.

Так что если вы хотите сохранять своё сознание позитивным, позаботьтесь о своём теле. Высыпайтесь, обратите внимание на своё питание, регулярно делайте физические упражнения.

8. Принимайте собственные эмоции

Принимайте не только положительные эмоции, такие как удовольствие и энтузиазм, но и такие эмоции, как злость, ярость, беспокойство, печаль. Не пытайтесь отрицать их или бежать от них. Ожидание постоянного счастья нереалистично и абсолютно невозможно.

Бен-Шахар также убеждён, что такое ожидание приведёт только к большему расстройству и ощущению отсутствия счастья.

9. Начинайте со своего отношения

Если не рассматривать крайние случаи, наше счастье в основном определяется тем, на чём мы концентрируем наше внимание и как мы решаем относиться к внешним событиям. Если мы концентрируемся на чём-то, что злит, раздражает или пугает нас, мы словно «подпитываем» эти эмоции и подсознательно ищем другие пусковые механизмы, которые делают нас даже более озлобленными или испуганными.

Быстрейший путь разрушить этот негативный круг – направить свои мысли в другое русло и «научить» своё сознание извлекать положительные уроки из любых ситуаций.

10. Превратите счастье в свою универсальную валюту

Именно счастье, а не деньги, связи или социальный статус должно стать той ценностью, которой можно измерить нашу жизнь. Если мы ощущаем свои дни как бессмысленные и пустые, то стоит задать себе вопрос – на что мы разменяли своё счастье? Ответ на этот вопрос – ключ к нашей удовлетворённости от жизни и саморазвитию.