Трансперсональной психологии. Что такое трансперсональная психология? Техника холотропного дыхания

Ни одна наука не является статичной, нуждаясь в постоянном развитии, и психология не стала исключением. Новым направлением, по которому многие специалисты проходят обучение, стала трансперсональная . По сути, она является мостом между классической наукой и религиозными верованиями различных народов. А перекинут этот мостик для обогащения знаний о человеческих возможностях, так как позволяет взглянуть на проблему с другой точки зрения, ранее недоступной классической науке.

Методы трансперсональной психологии

Новое психологическое направление занимается изучением сознания, не обходя стороной такие явления, как интуиция, духовный кризис, околосмертные видения, высшие состояния сознания, феномены и разнообразные состояния сознания. Инструменты выбираются исходя из общего видения духовного развития человека, заимствуясь из мировых духовных традиций, философской антропологии и различные виды самопознания. К примеру, для целей трансперсональной психологии могут быть использованы: медитация и психотерапия, имеющая телесную ориентацию, терапия искусством и активное воображение, самогипноз и работа со сновидениями. Но наиболее часто используемым приёмом является холотропное дыхание.

Главными элементами этой методики является особый режим дыхания (оно становится более глубоким и связным), помогающая музыка, специфические приёмы работы с телом для лучшего высвобождения энергии. Методика доказывает свою эффективность при борьбе с , стрессами, невротическими и психосоматическими расстройствами. Также холотропное дыхание может быть применено для преодоления творческого застоя и поиска новых нестандартных решений. Положительный эффект метода объясняется тем, что в повседневности люди воспринимают себя только со стороны физического «Я», что обедняет возможности его восприятия и самореализации. Из-за непонимания собственной природы возникают внутриличностные противоречия, которые неизбежно ведут к разного рода расстройствам. Методика нова лишь для западных исследователей, имея при этом многовековую историю использования в рамках восточных духовных практик.

Книги по трансперсональной психологии

Несмотря на относительную новизну дисциплины, немало западных авторов уже успело задокументировать свои наблюдения. Поэтому каждый желающий пройти обучение трансперсональной психологии, может найти книги по теме.

Конечно, это не полный перечень книг, но для первых шагов больше и не нужно. Главное, помнить, что ни одно письменное руководство не сможет помочь вам без желания применять полученные знания на практике.

Глава 2. Психологические концепции

7. Трансперсональная психология

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Своеобразными основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу , поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности, послужили основой для становления трансперсональной психологии. Идеи Юнга и Ассаджиоли рассматривались ранее, напомним лишь то, что коллективное бессознательное выступает как мощное информационное поле, посредством которого каждый человек бессознательно связан со всем человечеством (ранее жившим, ныне живущим и будущими поколениями), со всей Вселенной.

Важный вклад в трансперсональную психологию внес Абрахам Маслоу (о его роли в развитии гуманистической психологии уже говорилось), он провел исследование опыта людей, у которых были спонтанные мистические или, как он их называл, «пиковые переживания». В традиционной психиатрии к любому мистическому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии. В своем исследовании Маслоу показал, что спонтанные «пиковые переживания» часто оказывались благотворными для испытавших их людей, впоследствии они проявляли отчетливую тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации». Он предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее, и тем самым заложил основы психологии, исходящей из этой предпосылки. Другим важным аспектом работы Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов. Он считал, что высшие потребности представляют собой важный аспект человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производное от низших инстинктов. По его мнению, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье и развитии болезней. Высшие ценности (метацеиности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека; признание этого факта абсолютно необходимо для любой теории человеческой личности. Высшие потребности в понимании смысла жизни, в самореализации и самоактуализации, в духовности свойственны природе человека, и лишь неблагоприятные факторы социальной и индивидуальной жизни на какой-то срок заглушают и отодвигают на задний план эти высшие потребности человеческой души.

Таким образом, истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и ребёфинга (С. Гроф).

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни:

  1. физический уровень неживой материи, энергии;
  2. биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии;
  3. психологический уровень ума, ЭГО, логики;
  4. тонкий уровень парапсихоло-гических и архетипических явлений;
  5. причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией;
  6. абсолютное сознание.

Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика , видение на расстоянии, предвидение будущего и т.д.).

7.1 Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа

Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

  1. сенсорный барьер;
  2. индивидуальное бессознательное ;
  3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы)
  4. трансперсональная область.

По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом - взаимоотношение, в настоящее время непостижимое, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того, чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из этих модусов можно назвать хил ©тропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на хо-лотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире.

Рассмотрим более подробно результаты исследований, полученные С. Грофом. Как уже отмечалось, Гроф обнаружил, что когда человек от уровня сознания начинает проникать в область своей бессознательной психики, то встречается со следующими уровнями:

  1. сенсорный барьер;
  2. индивидуальное бессознательное ;
  3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);
  4. трансперсональная область.

Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Переживания эти можно наблюдать во время сеансов с психоделическими препаратами или в современных подходах экспериментальной психотерапии, где используется дыхание, музыка (ребёфинг, холотропное погружение), работа с телом. Их переживанию способствуют самые разнообразные религиозные обряды, восточные духовные практики. Много случаев такого рода можно наблюдать во время спонтанных эпизодов неординарных состояний сознания.

Кратко охарактеризуем каждый из этих уровней. Всякая техника, дающая возможность эмпирически, т.е. опытным путем, войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы чувств: разнообразные физические ощущения в теле (физический барьер), безадресные, по-видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого-либо конкретного повода - эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы, какие-либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками - образный барьер), изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т.п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот «сенсорный барьер», который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.

Следующая сфера переживаний - область индивидуального бессознательного (биографический уровень) - все что угодно из жизни человека - какой-то неразрешенный конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, - реально переживаются заново. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания - «системы конденсированного опыта» (СКО). СКО - это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств - депрессии, тревожности, страхов-фобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и т.п. Особенно психотравмы, сопряженные с опасностью для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток в психике. Если на биографическом уровне индивидуального бессознательного с опасными для жизни ситуациями предстоит во время самоисследования встретиться только тем, кто в действительности пережил схватку со смертью, то на следующем уровне бессознательного вопрос смерти универсален для каждого человека, поскольку при рождении каждый находился какое-то мгновение на грани смерти. Хотя полный спектр переживаний, происходящих на этом уровне, нельзя сводить к повторному проживанию биологического рождения, родовая травма составляет саму суть процесса. Поэтому Гроф назвал эту сферу бессознательного перинатальной. Переживания смерти и нового рождения, отражающие перинатальный уровень бессознательного, весьма разнообразны и сложны. Проявляется такой опыт в четырех «базовых перинатальных матрицах» (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения.

Перинатальные матрицы - это глубинные структуры бессознательной психики, в которых содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зачатия до завершения рождения. Перинатальные матрицы в обычных условиях не осознаются человеком, хотя способны существенным образом влиять на его здоровье.психику, поведение и жизнь. С помощью специальных психологических методик (холотропное дыхание, ребсфинг) любой человек может «проникнуть» в область перинатальных матриц и осознать содержащую в них информацию и переживания в символической или реальной форме.

Биологическая основа первой перинатальной матрицы (БПМ-1) - опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. Приятные и неприятные воспоминания о пребывании внутри матки могут проявляться в конкретной биологической форме. Это могут быть переживания комфорта, безопасности, единения с матерью, с миром, удовлетворенности и спокойствия.

Вторая перинатальная матрица закладывается в самом начале протекания родов, когда плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки закрыта и выхода еще нет. Эту биологическую ситуацию во время самоисследования можно пережить снова вполне реалистичным образом либо на эмоционально-символическом уровне: появляются ощущения возрастающей тревоги и надвигающейся смертельной опасности, могут возникнуть образы ужасного спрута или питона, которые сжимают, сковывают все тело, либо образы подземелья, из которого невозможно найти выход и т.п. Ситуация представляется невыносимой, безнадежной. Среди стандартных компонентов этой матрицы - мучительные ощущения одиночества, беспомощности, безнадежности, отчаяния и вины. БПМ-П притягивает воспоминания СКО о ситуациях, в которых пассивная и беспомощная личность попадает во власть могучей разрушительной силы и становится ее жертвой без шансов на спасение.

Третья перинатальная матрица (БПМ-ПХ) отражает ту стадию биологического рождения, когда сокращения матки продолжаются, но шейка матки уже открыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, порой удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча. Во время сеансов самоисследования, помимо истинных реальных ощущений разных аспектов борьбы в родовом канале, человек может испытывать и символически-эмоциональные переживания: элементы титанической борьбы, образы стихийных бедствий, войн, схваток с дикими животными, столкновение с огнем, кровавые жертвоприношения, сильное сексуальное возбуждение , агрессию и пр. Тот факт, что на перинатальном уровне сексуальное возбуждение происходит в контексте смертельной угрозы, страха, агрессии и биологического материала, по мнению Грофа, становится ключом к пониманию сексуальных отклонений. Во время третьей перинатальной матрицы ситуация уже не кажется безнадежной и человек принимает активное участие в происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель, этот опыт борьбы смерти - возрождения представляет собой границу между агонией и экстазом, иногда слияние того и другого.

Четвертая перинатальная матрица (BlIII-IV) связана с непосредственным появлением на свет человека, когда мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня или операционной. Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой стадии переживания представляют точное воспоминание и переживание реальных биологических событий, происходящих при рождении, а кроме того, вспоминают те специальные акушерские приемы, которые реально применялись при рождении данного человека. Символическим выражением последней стадии родов является опыт смерти-возрождения: проход от БПМ-Ш к БПМ-IV влечет за собой чувство полного уничтожения - физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, мгновенного уничтожения всех прежних опорных точек в жизни человека. За опытом полного уничтожения немедленно следует видение ослепительного белого или золотого цвета сверхъестественной яркости и красоты. Человек испытывает чувство духовного освобождения, спасения и чувствует себя свободным от тревоги, депрессии, вины, и это сопровождается потоком положительных эмоций в отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным местом, и интерес к жизни отчетливо возрастает.

Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому, он функционирует как универсальная и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии. В той мере, в какой перинатальные матрицы отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях. Конечно же, есть разница между стремительными родами в лифте или в такси по пути в родильный дом и родами продолжительностью в пятьдесят часов с применением щипцов и других экстренных мер.

Рождение травмирует не только потому, что ребенок от райских безопасных условий в чреве матери переходит к неблагоприятным условиям внешнего мира, но и потому, что само прохождение через родовой канал связано с чрезвычайно высоким эмоциональным и физическим стрессом и неимоверной болью. Понятно, что среди индивидов, чье рождение было схожим, одни могут быть относительно нормальны, тогда как другие будут проявлять психопатологию различного вида и разной степени. Резерв тяжких эмоций и телесных ощущений, вытекающих из родовой травмы, представляют только потенциальный источник ментальных нарушений; разовьется ли психопатология, какую специфическую форму она примет и насколько будет серьезной - все это решающим образом определится индивидуальной постнатальной историей, и следовательно, природой и динамикой систем конденсированного опыт (СКО).

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи, - вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы. Обнаруживается глубокая связь обстоятельств и паттернов рождения человека с общим качеством всей его жизни. Это выглядит так, что опыт рождения определяет фундаментальные отношения к существованию, мировоззрение , расположенность к другим людям, соотношение оптимизма и пессимизма, всю стратегию жизни, даже такие специфические черты, как доверие к себе и способность справляться с проблемами и проектами. Если ситуация рождения прошла без эксцессов и истощения, а пост-натальный уход был правильным и чутким, человек остается с «почти клеточным» ощущением веры в себя в борьбе с препятствиями и в их преодолении. Те же, кто рождался в условиях тяжелой общей анестезии, нередко отмечают, что они способны мобилизовывать достаточно энергии на ранних стадиях любого большого начинания, но потом теряют сосредоточенность и чувствуют, что энергия рассеивается и исчезает, в результате им никогда не доводится испытать полную завершенность своего проекта. Мануальное вмешательство или применение щипцов для ускорения родов приводит к образованию в чем-то похожего паттерна. Обладатели такого опыта способны работать с адекватной энергией на начальных стадиях проекта, но теряют веру в себя перед самым его завершением и вынуждены опираться на внешнюю помощь для «последнего рывка».

Физиологический опыт рождения без анестезии подготавливает индивида к будущим серьезным превратностям и создает глубокую веру в свою способность справиться с ними. Но при патологических обстоятельствах «трудных родов» без серьезной фармакологии, которая могла бы облегчить страдания матери и младенца, такое трудное рождение способно заложить паттерн для насильственного суицида, тенденции к самоубийству. Тяжелая анестезия может, в свою очередь, запрограммировать индивида на поиски облегчения стрессов в наркотических состояниях и алкогольном опьянении. Так, тяжелое и длительное протекание начальной стадии родов (БПМ-П) может служить основной причиной склонности человека к депрессии, тревоге, отчаянию, отсутствию инициативы, потере интереса ко всему, к неспособности радоваться существованию, к подавленному сексуальному желанию, к малой способности испытывать сексуальный оргазм, к общей двигательной заторможенности.

Типичные соматические проявления депрессии (проявления БПМ-П) - ощущения сдавленности, зажатости и ограниченности, удушья, напряжения и давления, головные боли, мигрень, запоры, сердечные расстройства, потеря интереса к еде и сексу. Биохимики открыли, что у людей, страдающих подавленной депрессией, высокий по содержанию катехоламинов и стероидных гормонов состав крови, что обусловливает высокий уровень стресса, а это вполне соответствует картине БПМ-П, которая отражает высокострессовую ситуацию без внешних действий и проявлений. И если глубинную природу подавленной депрессии можно понять только по динамике БПМ-П, то связанные с ней и способствующие ее развитию СКО включают следующие биографические элементы: отделение от матери, ее отсутствие или холодность, холод, голод в младенчестве и раннем детстве, семейные ситуации подавления и наказания ребенка, не допускающие сопротивления или избавления, чувство одиночества, ситуации, угрожающие жизни или телесной целостности индивида, когда он играл роль беспомощной жертвы. Тяжелое, длительное или патологическое протекание родов на фазе прохождения ребенка по родовому каналу (БПМ-Ш) способно привести к разнообразным психопатологическим отклонениям: мазохизм , садизм , некрофилия, сексуальные отклонения, самоувечье, кровавое самоубийство (броситься под поезд, перерезать вены), изнасилования, агрессивность . агрессивность крайних степеней связана с трудным процессом рождения как реакция на чрезмерную физическую и эмоциональную боль, удушье и угрозу жизни. Подобная жестокость по отношению к животному на воле привела бы его к вспышкам ярости и двигательной буре. А у ребенка, зажатого в узком пространстве родового канала, нет способа вывести поток эмоциональных и моторных импульсов, так как он не может двигаться, сопротивляться, выйти из ситуации и даже кричать. Понятно поэтому, что огромный запас агрессивных импульсов и общего напряжения будет оставаться внутри организма в ожидании высвобождения. Этот громадный резервуар задержанной энергии может позднее послужить основой не только агрессивности и насильственных импульсов, но и различных моторных явлений, которыми обычно сопровождаются многие психиатрические нарушения - таких как общее мышечное напряжение, тремор, судороги, тики и припадки. Перинатальные матрицы задействованы и в патогенезе серьезных психосоматических заболеваний бронхиальной астмы, мигрени, головных болей, псориаза, желудочной язвы, гипертонии.

Глубинная основа артериальной гипертонии - запись в организме длительного эмоционального и физического стресса биологического рождения. Различные стрессы на протяжении жизни добавляют к этому первичному запасу, облегчают доступ перинатальных элементов в сознание . В итоге гипертония является психосоматической реакцией на все незавершенные гештальты стрессовых ситуаций в жизни индивида, включая его перинатальную историю, а не отражением только ближайших по времени обстоятельств.

Для достижения извлечения и от указанных болезней и психопатологических отклонений, по мнению С. Грофа, пациент должен снова прожить исходную стрессовую ситуацию во всей ее полноте и с полным осознаванием: когда природа и интенсивность сознательного переживания в точности совпадут с бессознательным гештальтом-опытом, проблема будет решена и произойдет излечение. Но переживание видоизмененной копии исходной стрессовой ситуации без доступа к тому уровню бессознательного, к которому она принадлежит, только отягощает проблему, а не решает. Так, например, головная боль должна усилиться до предельной, непереносимой степени, сравнимой с болью, фактически пережитой во время рождения, - тогда это принесет внезапное взрывоподобное освобождение от мигрени, излечит ее полностью. Повторное проживание своего рождения с помощью методов ребёфинга, холотропного погружения или психоделической терапии дает устойчивое излечение психосоматических заболеваний и психопатологических отклонений.

Патогенные последствия рождения определяются не только объемом и характером родовой травмы, но и тем уходом, который получает ребенок сразу после рождения. И это еще не все: эмоционально важные события последующей жизни также влияют на то, в какой мере динамика перинатальных матриц перейдет в проявленную патологию.

Хороший, материнский уход, удовлетворенность , безопасность и общее преобладание позитивных переживаний в детст ве могут создать динамическую буферную зону, предохраняющую индивида от прямого возмущающего воздействия перинатальных эмоций, ощущений и энергии. И наоборот, продолжение травматизации в детстве не только не дает этого защищающего экрана, но еще и добавит материала к негативным эмоциям и ощущениям, накопленным на перинатальном уровне. Поэтому детские психологические травмы очень сильно влияют на всю последующую жизнь человека, на его поведение, болезни, психологические отклонения и проблемы. Из-за дефекта в защитной системе перинатальные элементы могут впоследствии прорваться в сознание в виде психопатологических синдромов. Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы имеют не только биографический и перинатальный элементы, но и корни из трансперсональной области.

Что такое трансперсональная область психики? По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства. Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений.

Трансперсональные явления включают не только трансценденцию, преодоление временных барьеров, но и трансценденцию пространственных ограничений. Сюда относится опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства (то есть чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с ним, подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечество. Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия - например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего, Ясновидение , перемещение во времени и пространстве, опыт встреч с душами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущностями (архетипические формы, божества, демоны и т.п.).

В трансперсональных переживаниях люди часто получают доступ к детальной эзотерической информации о соответствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в данной области. Так, сообщения людей, испытавших трансперсональные переживания и переживших эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты сознания клетки, ткани и органа, содержали медицински точные сведения об анатомических, физиологических аспектах происходивших процессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового, бессознательного (в юнговском смысле) и «воспоминания прошлых воплощений» часто содержат примечательные детали исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не мог). Трансперсональный опыт иногда включает события из микрокосма и макрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими органами чувств, или из периодов, исторически предшествовавших появлению Солнечной системы, Земли, живых организмов. Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям.

При трансперсональных переживаниях люди часто испытывают яркие и сложные эпизоды из жизни других культур и других исторических периодов, проживают эпизоды из своих предыдущих жизней. По мере развертывания этих переживаний испытывающий обычно узнает, что определенные лица в его настоящей жизни напоминают важных лиц-участников из кармических ситуаций его прошлых жизней. В этом случае межличностные проблемы и конфликты с этими людьми часто узнаются и интерпретируются как прямые следствия деструктивных кармических паттернов. Повторное проживание и разрешение подобных кармических ситуаций-воспоминаний приводит к облегчению, освобождению от тягостных кармических «завязок», причем чувства и поведение людей, в которых индивид во время трансперсональных переживаний увидел действующих лиц его прошлых воплощений, имеют тенденцию изменяться в специфическом направлении, совпадающем с курсом событий во время трансперсональных переживаний в ходе ре-бёфинга или холотропного погружения. Важно подчеркнуть, что эти изменения происходят совершенно независимо, даже если причастные к ним лица находятся за тысячи километров и отсутствовали контакт и общение с этими лицами. Это как раз проявление той синхроничности, о которой писал еще К. Юнг.

Таким образом, обнаруживается, что человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта: хилотро-пическое и холотропическое сознание . Хилотропическое сознание присуще всем людям: оно подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; прошлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно находиться в двух и более местах. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием (присуще немногим людям, переживавшим «пиковые переживания» и трансперсональные переживания): он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (чем у хилотропического модуса) предположениями: вещественность и непрерывность материи является иллюзией; время и пространство в высшей степени произвольно: одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и будущее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сразу. До сих пор традиционная психиатрия рассматривает всякое чистое переживание холотропического модуса как проявление патологии. Но этот подход устарел и неверен, ибо в природе человека отражения фундаментальная двойственность и динамическое напряжение между опытом отдельного существования в качестве материального объекта и опытом безграничного существования как недифференцированного поля сознания, т.е. и хилотропический, и холотропичес-кий модусы естественны для человека. А психопатологические проблемы возникают в столкновении и негармоничном смешении двух модусов, когда ни один из них не переживается в чистом виде, не интегрируется с другим в переживании высшего порядка.

Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы могут быть связаны с любым уровнем бессознательного (биографическим, перинатальным, трансперсональным), а иногда коренятся во всех. Существует множество симптомов, которые сохраняются до тех пор, пока личность не встретит, не переживет и не интегрирует те перинатальные и трансперсональные темы, с которыми симптомы связаны. Для таких проблем биографическая работа любого вида и продолжительности окажется неэффективной. Бывают такие серьезные эмоциональные и психосоматические симптомы, которые не удается разрешить на биографическом в даже перинатальном уровне, а требуются трансперсональные переживания (повторное проживание попыток аборта, материнских болезней или эмоциональных кризисов во время беременности, переживание своей нежеланности, переживание опыта своих прежних воплощений, повторное переживание событий из жизни близких и далеких предков - ибо именно эти события являлись первопричиной теперешних бед и проблем человека).

Вклад в трансперсональную психологию внес Вен Уилбер, идеи которого представлены в его книгах «Спектр сознания» (1977), «Выше рая» (1981). Процесс эволюции сознания, согласно Уилберу, включает наружную дугу (движение от подсознания к самосознанию) и внутреннюю дугу (профессию от самосознания к сверхсознанию). Описание, которое дает Уилбер наружной дуге эволюция сознания, начинается со стадии плеромы, недифференцированного сознания новорожденного, в котором нет времени, пространства и объектности, которое не знает разницы между самостью и материальным миром. Следующая стадия уробороса тесно связана с питательными функциями и предполагает первое, примитивное и незавершенное различение субъекта и материального мира. Стадия тифона характеризуется выделением обособленности и независимости своего тела, т.е. создается самость тела - эго с доминантой принципа удовольствия и инстинктивных побуждений. Далее, с обретением языка, мыслительных и концептуальных функций начинается стадия речевого участия. Здесь самость отделяет себя от тела, становится ментальным И вербальным существом («Я - мыслю и говорю», «Я - мыслю, следовательно, я существую»). Этот процесс затем продолжается на ментально-эгоистической стадии, относящейся к развитию абстрактного и понятийного мышления и к идентификации с представлением о самом себе. Развитие личности завершается на стадии кентавра, т.е. высоко упорядоченной интеграции Эго тела, личности.

Уровень кентавра - это самый высокий уровень сознания, который признается западной механической наукой, любые более высокие состояния сознания либо не признаются существующими, либо их называют патологическими. Но уилберовская модель эволюции сознания не заканчивается кентавром. В кентавре он видит переходную форму, ведущую к трансперсональным сферам бытия, которые так же далеки от эго-разума, как эго-разум далек от тифона. Первой из этих сфер эволюции сознания является нижний тонкий уровень, включающий астрально-медиумическую область. На этом уровне сознание , отделяя себя от разума и тела, способно превзойти обычные способности грубого телесного ума. Сюда относится опыт «оставления тела», оккультные явления, аура, астральные путешествия, предвидение, телепатия, Ясновидение , телекинез и т.п. Высший тонкий уровень - это область подлинной интуиции, символического видения и архетипических форм. За высшим тонким уровнем лежит каузальная сфера. Ее нижний уровень включает божественное сознание , источник архетипических форм. В высшей каузальной сфере происходит коренная трансценденция всех форм, которые сливаются в безграничном слиянии Бесформенного Сознания. На уровне предельного единства сознание полностью пробуждается к своему изначальному состоянию, которое есть основа, сущность всего существования, - грубого, тонкого и каузального. «В этой точке весь мировой процесс проявляется от момента к моменту как собственное бытие носителя сознания, вне которого и прежде которого нет ничего». Это предельное состояние, к которому тяготеет вся космическая эволюция. Согласно модели Уилбера, феноменальные миры создаются из первоначального единства путем постепенной редукции и прогрессивного свертывания высших структур в низшие (из каузальных структур в тонкий мир, из тонкого мира - в наш мир грубой материи).

Уилбер показывает, что мотивирующей силой на всех уровнях эволюции является целенаправленное стремление человека к исходному космическому единству. Из-за врожденных ограничений этот процесс идет такими путями, которые приводят лишь к неудовлетворительным компромиссам, что ведет к отказу от ранее использованных уровней и к трансформации на следующей стадии. Каждый новый уровень высшего порядка становится еще одной подменой, пусть и более близкой к реальному - до тех пор пока душа не укоренится в сверхсознании, а это единственное, чего она желала с самого начала. К трансперсональной психологии примыкает концепция дианетики и сайентологии, которую разработал Л.Р. Хаббард. Хаббард различает «инграммы», т.е. ментальные записи времен физической боли и бессознательного состояния и «вторичности», т.е. ментальные образы, содержащие такие эмоции , как горе или гнев. Вторичности возникают за счет инграмм, которые лежат в их основе и являются тем самым глубоким источником психологических проблем. Хаббардом была разработана система преодоления психологических проблем. Он признает первостепенную значимость родовой травмы и перинатальных воздействий (включая опыт зачатия), он признает и память предков и эволюции (или, как Хаббард ее называл, «Опыта по генетической линии»), акцентируя внимание на прошлых воплощениях человека.

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Т.П. определяет себя как "четвертую силу в психологии", восполняющую односторонность предыдущих трех проектов в психологии: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии.
Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых психо-духовных практиках. Среди своих предшественников основатели Т.П. указывают, например, американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта", швейцарца К.Г.Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения, а также американских трансценденталистов -- Эмерсона и Торо. Лидерами современной Т.П. являются С. Гроф, К.Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых развивает свои школу, методы и направление исследований.
Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др.
Существует личностная преемственность и смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным проектами в психологии. Их основателями были одни и те же люди - А.Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи. С середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации", ставшие фундаментом и ядром программы гуманистической психологии, ввел позднее идею метапотребностей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстном устремлении и реализует свое предназначение. И в этом превозмогании, выходе за пределы, размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл само понятие человека и обосновывается и гуманистическая психология, и, более широко, вся антропологическая проблематика.
Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической акцентом на метапотребностях и метаценностях, тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций. Новое предметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качестве программной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретные формы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и дать им научное выражение.
Объективной основой нового направления в психологии стало то, что Г. Гессе провидчески назвал "паломничеством в страну Востока". Во второй половине XX века в среде студенческой молодежи и у искателей любого возраста возрастает устойчивый интерес к восточным философским учениям, в частности к учению дзен-буддизма, стимулированный в немалой степени американскими поэтами А. Гинзбергом и Дж. Керуаком, культурологом А. Уотсом и японским исследователем дзен Д. Судзуки. По Америке прокатилась очередная коммунитарная волна, на гребне которой создаются духовные коммуны, происходят масштабные эксперименты с новыми стилями жизни и поиски новой общности людей, пытающихся прорваться через ограничивающие стереотипы, вскормленные традиционным семейным укладом и здравым смыслом. Через эту масштабную практику преодоления оков и табу прежней патриархальной цивилизации, практику, которая вовлекла в себя десятки миллионов людей, и происходило конкретное, через ткань повседневной жизни, посвящение в сознание как в то, что "между" людьми, как в совместное бытие в новом ценностном горизонте, трансцендирующем эгоизм, индивидуализм и европоцентризм.
После начала информационной-коммуникативной революции техносфера и инфраструктура воплотили такие базисные характеристики сознания как всесвязность и открытость и оказались в резком конфликте с манипулятивным характером прежних социальных институтов и потребовали их трансформации. Складывание глобальной цивилизации, глобализация всех цивилизованных процессов на планете - экономических, политических, информационных, культурных, усиление всеобщей взаимозависимости, с появлением которой мы начинаем воспринимать себя уже жителями планеты, "гражданами мира", а не отдельного государства - вот, пожалуй, основные цивилизационные процессы, вызвавшие формирование трансперсональной ориентации и то новое осознавание ситуации, которое в ней выражено.
Итак, возникли новое расширенное исследовательское поле, новый образ человека, произошло преодоление антропологического масштаба, который существовал в рамках гуманистической ориентации. Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения. Необходимость нового научного понимания человека привела к тому, что в профессиональный состав трансперсонального движения вошли не только психологи или такие традиционные гуманитарии как этнологи, культурологи или, скажем, танатологи, но и представители, казалось бы, далеких профессий - физики, биологи, кибернетики. Дело в том, что поиск нового предметного поля и нового видения человека оказался созвучным поискам новой научной парадигмы и в других, в том числе, естественнонаучных дисциплинах. Например, физик и философ Ф. Капра показал в своем исследовании новой научной парадигмы "Поворотный пункт" (1983 г.), что кризис науки и облик новой науки имеет те же отличительные черты как в психологии, так и в физике, кибернетике или биологии. Героями его следующей книги, посвященной той же теме "Необыная мудрость: разговоры с замечательными людьми" (1988 г.) стали психолог С.Гроф, лидер "антипсихиатрии" Р.Лэйнг, физик Дж.Чу, экономист Х.Хендерсон, специалист по новой медицине и по лечению рака К.Саймонтон - люди, являющиеся творцами новой научной парадигмы в психологии, психиатрии, физике, экономике, медицине, а также политике и философии. Из бесед с этими людьми Капра делает вывод: новая научная парадигма во всех этих областях действительно имеет такие общие черты как целостность, системность, новые критерии научности, новое обоснование своего предмета, новое понимание научного закона, субъекта и объекта науки. Именно поэтому в рамках трансперсонального движения и объединяются передовые ученые из самых различных областей знания.
Новая научная парадигма, действительно, необходима для понимания того антропологического видения, которое развернулось в трансперсональной психологии. И многое здесь уже сделано. Достаточно отметить новую картографию человеческой психики С. Грофа, его новаторские представления о духовном кризисе, в которых он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса, Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это чаще всего люди, которые спонтанно перенесли мощный духовный опыт и не сумели справиться с ним. Супругами Гроф для помощи таким людям создана международная программа "Spiritual emergency". Другим лидером трансперсональной психологии К.Уилбером осуществлена интеграция психотерапевтических м психологических подходов на основе теории спектра сознания. Широкую известность получило изучение медитации такими учеными как Р. Уолш, Д. Шапиро и М. Мерфи.
Другим весьма характерным явлением является открытие трансперсонального измерения внутри традиционных психотерапевтических и психологических подходов. Например в 1980 г. под редакцией С. Бурштейна была издана книга под названием "Трансперсональная психотерапия". В ней дается трансперсональный взгляд на такие известные психотерапевтические подходы, как гештальттерапия, психосинтез, трансакционный анализ, аналитическая психология, психоанализ, а также ряд подходов гуманистической или экзистенциально-феноменологической ориентации.
В последнее время в Т.П. произошло существенное расширение поля поиска, и от первоначальной ориентации в сторону Востока она устремились на поиск собственной почвы, вглубь европейской религиозно-философской и духовной традиции. В новых антологиях по гуманистической и трансперсональной психологии мы находим имена Я. Беме, Э. Сведенборга, Мейстера Экхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции, а трансперсональная ориентация продолжает расширяться за рамки психологии, образуя такие новые сложные поля исследования и деятельности, как трансперсональные психиатрия, экология, социология, антропология и др.
Прикладное значение Т.П. в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию - обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.
В.В. Майков
ЛИТЕРАТУРА

Boorstein S. (ed.) Transpersonal Psychotherapy. Science & Behavior Books, 1980.
Cortright B. Psychotherapy and Spirit: Theory and Practice in Transpersonal Psychotherapy. State University of New York Press, 1997
Ferguson M. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Trsansformation in Our Time. J.P.Tarcher, 1980
Fox W. Toward a Transpersonal Ecology. Shambala, 1990.
Laughlin Ch.D.,McManus J., G.d"Aquil E. Brain, Symbol & Experience. Shambhala,
1990.
Lawlis F.G. Transpersonal Medicine. Shambhala, 1996.
Murphy M. The Future of the Body: Explorations into the Future Evolution of Human
Nature. Tarcher/Perigee, 1992.
Scotton B., Chinen A., Battista J., Textbook of Transpersonal Psychiatry and Psychology. Basic Books, 1996
Tart Ch. Transpersonal Psychologies. HarperSanFrancisco1992.
Wilber K. Sex, Ecology, Spirituality. Shambhala, 1990.
Wilber K. The Eye of Spirit. Shambhala,1997.
K.Wilber. The Atman Project. Teosophical House, 1980.
Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., Андреев и сыновья, 1992.
Ассаджиоли Р. Психосинтез. Киев., Релф-бук, 1994
Cтанислав Гроф. "За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии". М., 1994
Станислав Гроф. "Области бессознательного: данные исследований ЛСД". М., 1994
Станислав Гроф. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
Теренс Маккенна. "Пища богов: поиск первоначального древа знания". М., 1995
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., Евразия, 1997.
Фритьоф Капра. "Уроки мудрости: разговоры с замечательными людьми". М., 1996
Станислав Гроф и Джоан Хэлифакс. "Человек перед лицом смерти". М., 1996
Станислав Гроф "Холотропное сознание". М., 1996
"Пути за пределы "эго": трансперсональная перспектива". Под ред. Роджера Уолша и Френсис Воон. М.. 1996
"Что такое просветление?" Под ред. Джона Уайта. М.. 1996
Роджер Уолш. "Дух шаманизма". М., 1996
Станислав Гроф и Кристина Гроф."Неистовый поиск себя". М., 1996
Арнольд Минделл. "Дао шамана: путь тела сновидения". 1996
Стивен Лаберж. "Осознанные сновидения". Киев, София - Трансперсональный Институт, 1996
Cтанислав Гроф. "Космическая игра: исследование рубежей сознания". М, 1997
Ч.Тарт. "Пробуждение: преодоление препятствий к преодолению человеческих возможэностей". 1997
С.Криппнер и Дж.Диллард. "Сновидения и творческий подход к решению проблем". 1997
К.Уилбер. "Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста". 1998
К.Ринг. "Проект ОМЕГА: предсмертные переживания, НЛО и мировой разум". 1998

Трансперсональная психология – это научное течение в современных практиках психологии, которое базируется и прогрессируется на основах западной психологии, при этом внедряя в практику накопленные знания духовного и религиозного плана, адаптируя их под психотерапевтическую практику.

Она фокусирует свое внимание на глубинных сферах психики человека, процессах, которые развивают личность и динамику сознания, философских переосмыслениях, научно обоснованных представлений, опыты и мировые психологические технологии.

Трансперсональная психология в своем учении подразумевает нахождение в памяти человека процессов его созревания в утробе матери и последующего рождения.

Трансперсональная психология исследует предельно возможные способности и возможности каждого отдельно взятого человека, отсюда следует, что исследования проводятся в надличностной и сверхличностной сфере сознания. Здесь затрагивается тематика сверхчеловека и сверх существа. Также изучается природа возникновения эмоциональных переживаний , их форма и причинно следственные связи. На основании чего возникают переживания и эмоции, оттуда они берутся и во что способны трансформироваться, также можно продумать, куда эти эмоции можно направить, чтобы извлечь из этого максимум выгоды, в первую очередь для самого человека.

Объектом исследования трансперсональной психологии является – человек с творческой натурой, ищущий пути самосовершенствования и самопознания, со стремлением к всевозможным реализациям своих возможностей, при этом с адекватной и взвешенной стороны. Для начала необходимо эти возможности в себе раскрыть и вывести их на минимальный уровень.

В трансперсональной психологии мироздание – это гармоничная и целостная среда, в которой человек осознает свои возможности и понимает связь не только с окружающими людьми, но и со Вселенной в целом.

Подходы к самопознанию и саморазвитию

  • Психологическая терапия, основанная на телесном ориентировании . Концентрация внимания на предметах и контактах с ними.
  • Терапия искусством. Изучение новых произведений, ознакомление с творчеством различных эпох и народов.
  • Практики и техники дыхания. Холотропное дыхание, ребефинг.
  • Медитация. Достижение умиротворения, восстановление гармонии с самим собой.
  • Занятие йогой. Гармония с телом.
  • Анализ и проработка сновидений. Запоминание своих снов, попытки проанализировать их и понять для чего что-то снится и почему.
  • Активизация воображения.

Подходы и техники в трансперсональной психологии делают акцент на естественное, прямое и откровенное переживание с проявлением и выражением искренних эмоций, которые помогают человеку раскрыться и обнаружить эмоциональные проблемы, сделать открытие и прозреть. Таким же образом могут решаться межличностные проблемы в отношениях при помощи привлечения бессознательных сил человека.

Предмет изучения

  • Сознание человека, способы его расширения и изучение полученных состояний.
  • Парапсихология. Исследование явлений, которые невозможно объяснить деятельностью органов осязания и чувств.
  • Возможность сужения сознания до определенного конкретного органа. Концентрация внимания на определенном органе для его изучения или диагностики с последующим лечением.
  • Духовенственные практики и религии и их влияние на психику, относительно психиатрии и психологии.
  • Влияние и действие препаратов психоделического плана на сознание человека.
  • Дыхательные гимнастики и практики и их влияние на психическое состояние. Сюда можно отнести холотропное дыхание и ребефинг.
  • Медитации . Влияние медитаций на психику.
  • Практики йоги.
  • Духовный рост и его психологическая составляющая.

Трансперсональная психология старается охватить полную картину существования человека, в то время как остальные науки отдают предпочтение ограниченной части реалистичных процессов.


Трансперсональная психология изучает широкий спектр явлений человеческих переживаний:

  • Изменения состояния сознания, сюда можно отнести и изменения при помощи регрессивного гипноза .
  • Многообразие состояния сознания.
  • Кризис духовной сферы.
  • Предсмертные переживания и состояния.
  • Интуиция и возможности её развития.
  • Творческие способности – их проявления и развитие.
  • Высшие сферы сознания и их состояния. Достижение и анализ.
  • Ресурсы личностного плана.
  • Феномены парапсихологического характера.

У трансперсональной психологии имеется несколько представителей ученых с различными подходами и концепциями.

Первые задатки трансперсональной психологии можно найти в работах Карла Юнга. По его теории исследование глубинных сфер психики возможно через личностное познание трансформирующиеся в знание и переходящее в бессознательное положение в подсознание.

Родоначальником трансперсональной психологии принято считать Уильяма Джеймса.

  1. Абрахам Маслоу. Родоначальник учения о самоактуализации личности. Учение построено на пиковых переживаниях, таких как кульминация (оргазм) в любовных отношениях и сексе, внезапные озарения и рождение новых идей, экстаз, расширение границ сознания, потеря своего «Я». Исследования Абрахама Маслоу являются основой для трансперсональной психологии.
  2. Станислав Гроф. Исследователь психоделических препаратов и их воздействия на психику. Действие препарата основано на изменение сознания и восприятия окружающей среды, а также воздействие на эмоциональную сферу. Подход основан на психотерапевтической работе с самопознанием, через принужденное изменение сознания под воздействием психотропных препаратов. Основатель методики холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания основана на удалении блокировок, сдерживающих внутренние ресурсы и потоки энергии, которые можно использовать для активации подавленного сознания и трансформировать его в потоки положительной энергии и переживаний, направленных на познание чего-либо. В теории Станислава Грофа выделяется два вида сознания: сознание, ориентирующееся на реальность осязания и сознание, ориентированное на внутреннюю реальность, та, что не осязаема. При этом оба состояния реальны и способны взаимодействовать между собой. Основное достижение Станислава Грофа в трансперсональной психологии – это предположение о том, что практически все болезни психологического характера, только скрываются под личиной болезни, на самом деле таковыми не являются. Все психические болезни – это в основном кризисное состояние организма в плане личностного или духовного роста. От таких случаев никто не застрахован и а группе риска может оказаться любой человек.
  3. Владимир Майков. Научный деятель, адаптирующий и развивающий трансперсональную психологию в России по методикам и опытам западных коллег. Внедрение трансперсональной психологии и её методик посредствам тренингов, семинаров и вебинаров. Одна из методик: холотропное дыхание, как разрешение жизненных трудностей. Расширение сознания и выход за рамки своего «Я» при помощи дыхательных практик и упражнений.


Трансперсональная психология дает возможность понять, что психика человека богаче и запутанней, чем она представляется изначально. В человеческом подсознании скрываются тайны, которые в обычном состоянии нет возможности раскрыть. Из подсознания можно извлечь удивительные воспоминания, о которых сознание может и не догадываться.

Методики исследований

Трансперсональная психология применяет следующие методики:

  • Психофизиологическое исследование.
  • Психодиагностические методики.
  • Методики с использованием психоделических препаратов.
  • Дыхательные практики и техники.
  • Анализ работы органов чувств и осязания.
  • Воображение и визуализация.

Техники для инициализации изменений в сознании:

  • Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
  • Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность . В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
  • Усиление двигательной активности.
  • Воздействие температурными изменениями.
  • Воздействие при помощи акустических систем.
  • Ограничения или лишения движений.
  • Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
  • Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
  • Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
  • Тета-хилинг.

Техника холотропного дыхания

Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.

Техника холотропного дыхания: глубокий вдох с высокой интенсивностью, быстротой и частотой выдохов. В результате происходит гипервентиляция легких.

Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».

Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.


Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.

Техника ребефинга

Ребефинг помогает справиться с негативными эмоциями и выплеснуть отрицательную энергию из себя, при помощи проработки родовых травм, в течение переживания процесса рождения. Ребефинг состоит из пять этапов:

  1. Организация дыхания по определенной цикличности. Беспауное чередование вдохов и выдохов.
  2. Расслабление мышц, погружение в расслабленное состоянии психики человека.
  3. Внимательность, запоминание всего, что происходит до мельчайших подробностей. Восприятие окружающей обстановки с последовательной точностью.
  4. Трансформация восприятия и настроения. Устранение негативных эмоций и приобретение позитивных.
  5. Доверительное отношение ко всему, что происходит во время техники ребефинга.

Тета-хилинга

Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.

На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.

Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой. Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета. Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.

Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.

Обучение

Получить знания по трансперсональной психологии может любой человек на эзотерических семинарах, либо пройти обучение в специализированном институте. Предпочтительнее обучатся в институте, так как информации в теоретическом и практическом плане больше, чем может предоставить семинар.

Основное требование в обучении трансперсонаьной психологии – это истинное и искреннее желание получить знания и научиться их правильно использовать, которое носит целостный характер и активизируется не поверхностным или мгновенным желанием получить сертификат или диплом, а опирается на непосредственную мотивацию изучения себя и мира, познание теоретических основ с желанием практиковаться в трансперсональной психологии.

Многие называют трансперсональную психологию не наукой, а недонаукой и открыто критикуют слабые стороны ненаучных оснований, подходов к изучению психики человека и психологии в целом, а также сомнительность полученных результатов и применение методов для их получения. Но, не смотря на все заявления, трансперсональная психология развивается и привлекает на свою сторону всё больше сторонников и единомышленников.

Применение трансперсональной психологии помогает просмотреть человека со всех сторон его жизни: поведения, реакций, эмоций и чувств, что в свою очередь дает возможность к развитию и самосовершенствованию, раскрытию в себе чего-то нового.

Трансперсональная психология раскрывает ресурс человеческого потенциала, его творческие возможности и способности к прозрению.

«В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти не заметно (при этом направление трансперсональной психотерапии уже признано Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и Министерством здравоохранения).

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей - Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими - было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Видный транспсрсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +...» и считает, что трансперсональная ориентация эксплицитно включает все остальные области личностной психологии и затем добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное - или «более чем персональное» - это попытка более глубоко, аккуратно и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Оно включает в себя полный спектр сознания.

По определению Р. Уолша и Ф. Воон, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональная психология - это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Трансперсональная психиатрия - это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросскультурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональное движение - это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин. Важно отметить, однако, что они не исключают персонального, не ограничивают типологию расширения личности, не привязывают трансперсональные дисциплины к какому-либо определенному философскому подходу или мировоззрению, к конкретным методам исследования.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через (trans) личное (Р. Уолш, Ф. Воон).

Трансперсональная психология - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К. Г Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.

В отечественной литературе отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались в работах В. В. Налимова, П. С. Гуревича, В. В. Майкова, В. В. Козлова, Е. А. Файдыша» (В. Козлов, В. Майков, 2000 г. стр. 5, 12, 13)

Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы ego, привычного отождествления с Я.

В противовес бытующему термину - изменённые состояния сознания (ИСС), которые сравнивают с нормальными (и как только к нормальным можно отнести раздражение, гнев, страх и т. п. ?) - Гроф предлагает использовать термин «расширенные состояния сознания», т. е. включающие в себя более широкий спектр объектов бытия и типов познания (например, отождествление). Мне кажется более правильным использовать термин «нормальное состояние сознания» (как нормально для человека зрение), которого мы лишены («... по земле не виденьем ходим, но верою»), в сравнении с «ссуженными, обыденными состояниями сознания», которые ограничивают спектр потока информации и осознания её. Т. е. слепотой души, и, в связи с этим, «суженное» - в том смысле, как использует этот термин Э. Шнейдман («Душа самоубийцы») - как состояние потенциально суицидное и неизбежный спутник суицида.

В моём понимании, суицидные устремления являются лишь продолжением «смертного мира» - того, что хочется забыть (по разным причинам), и что не оставляет серьёзного следа в памяти (души). Родители, социум проводят человека через процесс отчуждения от мира переживаний, провоцируя прогрессирующую слепоту души, что во внутреннем мире вызывает разлад и остроту конфликтов, а во внешнем - наркоманию и подобное. Однако, сказанное акцентирует внимание на существующей иерархии ценностей, главное же, с моей точки зрения, в том, что «мир зрячих» от «мира слепых» отличается по иным (непривычным, вечным, духовным) ценностям, на фоне которых указанные психические и социальные проблемы оказываются производными.

Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные понятия и виды деятельности, включая даже те, которые на протяжении многих веков основывались на систематическом интроспективном исследовании психики. Во многих из великих мистических традиций разработаны особые методы вызова духовных переживаний, и достигнуто соответствие наблюдений теоретическим выводам не хуже, чем в современной науке.

Интересно, что многие великие учёные, произведшие революцию в современной физике: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер и Давид Бом - находили своё научное мышление вполне совместимым с духовностью, с мистическим мировоззрением. (В. Козлов и В. Майков, 2000г. с14)

Далее В. Козлов и В. Майков отмечают новаторские представления С. Грофа о духовном кризисе, в которых он показал, что множество классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не болезнями, а кризисами роста. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики. Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это нередко люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. (В. Козлов, В. Майков, 2000 г., с. 114)

К трансперсональным переживаниям относятся:

I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности».

А. Временное расширение сознания.

Эмбриональные и плодные переживания.
Родовые (наследственные) переживания.
Коллективные и расовые переживания.
Филогенетические (эволюционные) переживания.
Постинкарнационные переживания.
Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени.

Б. Пространственное расширение сознания.

Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого.
Идентификация с другими людьми.
Групповая идентификация и групповое сознание.
Идентификация с животными.
Идентификация с растениями.
Слияние со всей жизнью и со всем творением.
Сознание неорганической материи.
Планетарное сознание.
Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание.
Внетелесные переживания.
Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия.

В. Пространственное сужение сознания.

Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки.

II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности».

Спиритические и медиумические переживания.
Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями.
Переживания других миров и встреча с их обитателями.
Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий).
Переживания встречи с различными божественными сущностями.
Интуитивное понимание универсальных символов.
Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини).
Сознание универсального Mind.
Сверхкосмическая и мета космическая пустота».
(С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000 ).

Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) - в прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета: «Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, - все, что он может дать вам - это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, - юнгизированы. Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью.

На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда. После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом - это была единственная роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был быть врачом, другой - пациентом. У меня, так же, как у пациента, было много непонятного, но игра состояла в том, что я - врач, а он - пациент. Суть игры состоит в том, каким станет пациент по её окончании» (Рам Дасс, 1994).

Мнение кажется мне принципиально важным, т. к. (и это мы увидим в последующих главах) в правилах трансперсональной психологии отсутствуют (или предельно минимизированы) роли терапевта и пациента: лечит - переживание, ведущий же - проводник, помощник (можно конечно и это назвать ролями).

Понимание тех черт, которые выделяют трансперсональную психологию из ряда других направлений в сжатом и наглядном виде изложено в работе С. Грофа «Целительные возможности необычных состояний сознания». Текст этой, на мой взгляд, ключевой для понимания темы работы дан в приложении (цитируется по книге «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).