Черкесы против чеченцев. Адыги и чеченцы

.

Други мои, представляю Вам интересную публикацию о малоизвестных событиях. Честно говоря, я, например, ранее не знал, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа. И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно...

________________________________________ _________________


Массовые протесты в городе Пугачев чуть-чуть не дотянули до совпадения с десятилетним юбилеем октябрьских погромов 2003 года в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. Это малоизвестные события, сведений в интернете о них почти нет. Намного больше информации о сентябрьских столкновениях кабардино-балкарских и чеченских студентов в сентябре 2005 года.

Предыстория.

В советское и первое постсоветское время чеченцев в Кабардино-Балкарии было немного. Но во время и сразу после Первой Чеченской войны в Кабардино-Балкарию приехало значительное количество беженцев. В республике их хорошо принимали, власти обеспечивали жильем и питанием. Но уже тогда некоторая напряженность возникала. Были жалобы на буйное поведение «жертв войны» размещенных в санаториях Нальчика.


Но в начале 2000-х годов, - с окончанием Второй Чеченской войны, - ситуация резко изменилась. С возвращением Ичкерии в «российское конституционное поле» начались компенсационные выплаты «за утраченное в результате боевых действий» жилье. Пострадавшим чеченцам выплачивалось порядка 300 000 рублей. Русским платили по 120 000. Причем чеченцы получали деньги практически сразу после окончания войны, русские минимум через 2-3 года, когда масштаб цен сильно изменился.


Однако в начале 2000-х годов 300 000 были большими деньгами. В КБР цены на жилье были очень низкими, даже по сравнению с соседней Северной Осетией или Ставропольем. Двухкомнатная квартира на окраине Нальчике стоила порядка 150 000 рублей. Причем предложение жилья намного превышало спрос, люди порой годами не могли продать жилье.


Вскоре после начала компенсационных выплат в Кабардино-Балкарию хлынул поток беженцев скупавших дешевое жилье. Приоритетом пользовались типовые квартиры на окраинах городов, переселенцы старались при этом селиться группами, в пределах одного подъезда или двора.


Больше всего чеченцев переселилось в Нальчик, где окраинный микрорайон «Горная» быстро получил народное имя «Малая Ичкерия». Немало беженцев поселилось и в других городах-райцентрах: в близкой к Нальчику Нарткале, Тереке и даже в отдаленном поселке Залукокоаже. Но быстрое заселение чеченцами Нальчика и других мест, вскоре обернулось рядом проблем. На Кавказе, и в Нальчике в частности, люди с многоквартирных домах живут как бы большой семьей, все друг с другом знакомы, дети вместе играют допоздна, старики общаются. Чеченцы вливаться в «жилищный коллектив» не спешили. Как утверждали аборигены, они вели себя высокомерно и дерзко. В домах и дворах начались конфликты, порой серьезные. При этом новоприбывшие всегда поддерживали друг дург: даже в случае словесной перепалки двух старух немедленно подтягивалась многочисленная «группа поддержки». Вечерние игры детей и посиделки стариков допоздна во дворах многоэтажек быстро прекратились.


В «Малой Ичкерии» и по всему Нальчику стали обыденностью уличные грабежи и избиения, совершаемые, как писали в местной прессе некими «группами молодых людей». Нередко таксистов некие наглые «молодые люди» угрозами принуждали бесплатно себя возить. Коренные нальчане винили в этих действиях почему-то именно чеченцев.

Взрыв.

Как рассказывал автору пожилой нальчанин, в один из октябрьских дней 2003 молодой парень-кабардинец шел вдоль «Ореховой рощи»: парка в 10 минутах ходьбы от здания Правительства республики. До окраины «Малой Ичкерии» - района «Горная» было недалеко.


Навстречу одинокому прохожему двигалась группа «разговаривающих на некабардинском языке молодых людей». Поравнявшись, они сбили одинокого прохожего с ног и избили, попутно вывернув карманы и забрав все что в них было. После чего с хохотом веселая компания двинулась в направлении «Малой Ичкерии». Побитый парень сумел как-то дойти до центрального проспекта Ленина, где вокруг него, окровавленного и едва стоящего на ногах, быстро образовалась толпа возмущенных горожан. Пострадавшего отвезли на «Скорой» в больницу, но толпа не расходилась. Начался своеобразный митинг: эмоциональные выступления, крики, проклятия. В какой-то момент состоящая уже из десятков, или даже соте людей двинулась в сторону «Горной».


В самой «Малой Ичкерии» толпа распалась на группы в по нескольку десятков погромщиков, и начался «подворный обход». В окна квартир где жили недавно приехавшие «новоселы» летели камни, жильцов, если те не смогли спрятаться, били. Погром продолжалось до ночи. Тогда серьезно пострадало около 30 человек.


На следующий день были новые разгромы квартир и избиения, хотя и в меньшем количестве.


После октябрьских событий 2003 года октябрьских погромов избиения на улицах и буйное поведение во дворах почти прекратились. Топоним «Новая Ичкерия» постепенно забылся, его сейчас уже мало кто помнит.


Что побудило нальчан к погромам можно понять из сказанных через год после событий слов

Хачима Шогенова, возглавлявшего в то время министерство внутренних дел Кабардино-Балкарии: «Почему они покупают квартиры в Нальчике любыми способами? Сколько мы просили: не давайте им внедряться в нашу экономику. Почему студенты, которых мы встретили с распростертыми объятиями, себя так ведут: там, где ступила нога чеченца, его земля. Я имею право это говорить, так как потерял двух парней в первую чеченскую войну, во вторую многие контужены, ранены. Я люблю наших соседей, но не больше своего народа». http://www.gazetayuga.ru/archive/2004/39.htm

Студенты.

Глава кабардино-балкарского МВД в 2004 году упомянул о проблемах с чеченскими студентами. Через год после этих слов в Нальчике проихошла новая вспышка насилия. С начала 2000-х годов в Кабардино-Балкарию было направлено для обучения множество чеченских студентов-целевиков. И почему-то снова возникли специфические проблемы: драки и грабежи. Как утверждали местные студенты, одинокому парню было опасно ходить вечером по студгородку, некие «группы молодежи» нападали на одиночек, избивали, отбирали деньги и дорогие тогда мобильные телефоны. Из общежитий начали массово съезжать местные, из районов, студенты.


В сентябре 2005 года, после каникул, начался массовый заезд старых и новых жильцов в общежития. Естественно сразу «новоприбывшие» стали сразу показывать «кто в доме хозяин». После нескольких драк, 22 сентября местные студенты из КБР предложили «пришельцам» выяснить отношения на нейтральной территории у кинотеатра «Восток». Вечером этого дня там произошла массовая драка, в которой победа осталась за «местными». Побитые «пришельцы» ретировались в студгородок, но решили взять реванш на следующий день, вызвав подмогу с родины. К середине дня, когда шли занятия, несколько машин с вооруженными чеченцами (говорилось о бойцах кадыровского ОМОНА) выстроились перед входом в главный корпус университета.


Расчет был на демонстрацию силы, но там где другие предпочли бы остаться внутри здания, кабардинцы и балкарцы, - кавказская кровь, - не испугались. Поток студентов бросивших занятия выплеснулся на улицу, началась словесная перепалка. Как рассказывал спустя несколько лет участник событий, один из приехавших «десантников», - как говорили командир, - выйдя из машины, достал пистолет и начал стрелять в воздух. Но стоявшая в нескольких метрах плотная толпа после первого выстрела ринулась вперед. Стрелка разоружили, а машину перевернули несколько раз. По словам моего собеседника, командира успели затащить в другую машину и увезти. Пистолет остался студенческим трофеем.


Большая часть студентов, несколько сот человек направилась к Дому Правительства КБР. Однако подходы туда перекрыла милиция. Тогда толпа двинулась на площадь 400-летия присоединения Кабарды к России, к зданию республиканского МВД. Там у них произошла интересная встреча и разговор с уже упоминавшимся министром Хачимом Шогеновым.


Чего хотели студенты и как развивались события можно узнать из публикаций центральной прессы сентября 2005 года.

Так «Известия» писали:«После драки студенты кабардинской и русской национальностей организовали стихийный митинг, на котором звучали требования к правоохранительным органам «жестче привлекать к ответственности проживающих в КБР выходцев из Чечни за нарушение ими правил общежития».http://izvestia.ru/news/306500#ixzz2Z1MwoG81

Более подробно писал «Коммерсант»: «После этого студенты госуниверситета КБР вышли на площадь, требуя, чтобы власти убрали из города чеченцев… Когда вы (милиционеры.- Ъ) начнете что-то делать? - сказал министру другой студент.- Ваши были там (на месте драки. - Ъ) с самого начала. Смотрели и не вмешивались!

Я не меньше, чем вы, устал от этой (чеченской.- Ъ) проблемы,— ответил генерал Шогенов.— Вы показали, что в состоянии себя защитить. А теперь идите домой. Уступите место закону. А потом приходите ко мне, все обсудим, разберемся. Студенты, поверив министру, стали расходиться. «Кадыровцы приехали в университет со стволами, устроили погром», - говорили они журналистам. «То, что Россия за годы не сделала с Чечней, кабардинцы сделают за час, - обещали студенты.- Чеченцев уже давно надо убрать из Нальчика, они всех здесь достали». http://www.kommersant.ru/doc/611932

Студенческие волнения продолжались до глубокой ночи. Но на следующий день в Нальчик приехал сам Рамзан Кадыров. Представители студентов и руководства КБР встретились ним за закрытыми дверями. О чем там говорилось, никто не знает, все участники встречи хранили молчание. Но факт: после визита Руслана Ахмадовича в учебных заведениях Нальчика стало спокойно и тихо.


А вскоре, - чуть больше чем две недели после студенческих волнений, - Нальчик взорвало ваххабитское «Восстание 13 октября 2005 года».

События 2003-2005 года в столице Кабардино-Балкарии произошли задолго до волнений в русском городе Пугачев. Проводить или не проводить параллели между ними - это пусть решает читатель.

Юрий Сошин

ИСЛАМ БАУДИНОВ

Марк Блиев. Черкесия и черкесы, Чечня и чеченцы, Оетия и осетины... Что дальше?

В 2004 г. вышла в свет монография доктора исторических наук, профессора Северо-Осетинского государственного университета М.М. Блиева "Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации" (М.: Мысль, 2004. - 877с.). В 2011 г. часть этой монографии выпущена как отдельная книга «Черкесия и черкесы…». Ни та ни другая так и не получили объективной оценки. По замыслу автора первая работа направлена к полному пересмотру сложившихся взглядов на такой крупный исторический феномен, как Кавказская война. Посыл Марка Блиева сводится к относительно простому логическому умозаключению: дагестанцы, чеченцы и черкесы Северо-Западного Кавказа находились на такой стадии социально-общественного и экономического развития, когда внешние набеги и войны составляли их естественную "природу". Поэтому "оплоту цивилизации" - Российской империи, пришлось оказать сопротивление натиску горских варваров. Вследствие чего произошла Кавказская война в XIX в., реинкарнацией которой на рубеже XX - XXI вв. явились две "чеченские" войны.
Земледелие и скотоводство, ремесленные занятия и торговля не являлись по Марку Блиеву определяющими в жизни указанных выше горских народов Кавказа, а только набеги и грабежи. И ничего не могло изменить эту стадиально-генетическую предрасположенность природных бандитов к насильственному изъятию собственности. И, хотя львиная доля грузинских пленников на рынках Северного Кавказа обеспечивалась усилиями его собратьев осетин, последние (как, к примеру, ингуши, балкарцы и кабардинцы) наглухо вычеркнуты из почетного разбойничьего ряда. Порадел!
Многим в 90-х гг. XX в. захотелось "оттянуться" на "чеченах»; составной частью чеченофобии стало такое явление как "зачистка" чеченской истории. Из наиболее известных здесь имен - наш друг Марк Блиев. Первый засыпал своими «справками» о дагестанцах, чеченцах и черкесах, обреченных своей "стадиальностью" на набеги и войны с Россией силовые министерства Российской Федерации: МВД России, МИД России, ФСБ России, Главное разведывательное управление и институты истории РАН.
Старая истина утверждает, если человек ставит перед собой неправые цели, он в обязательном порядке будет вынужден прибегать к неправым средствам и приемам. Особенно это бывает заметно в научных исследованиях. Первая странность, с которой читатель сталкивается, приступая к изучению объемного труда М. Блиева, заключается в полном отсутствии историографического анализа проблемы.
Абсолютно необходимый научный анализ трудов предшественников оказался подмененным у М. Блиева в разделе "Вместо введения" несколькими редкими по степени цинизма и невежества фразочками: "В развязанной ими самими (черкесами. - Авт.) войне с Россией они не справились с преодолением собственной разобщенности и, потеряв исторические ориентиры, были вовлечены в массовую эмиграцию."
И это о том бесспорном факте, когда более полумиллиона, а то и болеее черкесов к 1864 г. были согнаны русской армией со своих земель на береговую полосу Черного моря, откуда их умирающими от голода и болезней, вывезли турки в Малую Азию и на Балканы. Согласно собственным словам, Блиев не забывал при оценке этой трагедии "о важности уберечь факты от "нравственных трактовок" во имя сохранения их собственной исторической сути и исследовательской значимости". Браво! Так расписаться в собственной беспринципности не у всякого духу хватит…
Ну, а теперь давайте последуем совету автора, отбросим и в его отношении "нравственные трактовки" и займемся "бухгалтерией" - посмотрим, как строится доказательная сторона исследования в главе "Чечня" (стр.43-63), которую можно смело назвать иначе: "Чеченская история от Марка Блиева изложенная на языке вражды».
Судите сами: "Отдельно стоит сказать о детерминизме законов развития общества и об отношении их к истории Чечни. Поверхностный взгляд на прошлое создает впечатление о наличии в Чечне "своеобразной" традиционной культуры, где насилия и жестокости занимают свой особый пласт; уже в начале XVII в. русские источники фиксируют набеги чеченцев на русскую границу и конфликты на этой почве с гребенскими казаками. В те давние времена участники набегов из Чечни наряду с огнестрельным оружием пользовались луком и стрелами. На глазах у наших современников чеченцы, вооруженные новейшим стрелковым и зенитным оружием, встретили XXI в., совершая набеги и похищая людей».
Дружище Марк, ну и где же здесь наука и где заурядное свинство? Ничего личного в ваш адрес. Вы просто нас просветите, в какой ипостаси в данном случае вас рассматривать. Согласитесь, что в ваших эскападах легко можно заподозрить не только свинство, но еще и элементарное незнание предмета постыдное для доктора наук. Во-первых, XXI век столь оригинально встретили на территории Чеченской Республики, Дагестана, Ингушетии, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарии представители международного террористического интернационала. Во-вторых, чеченцы первыми на территории Российской Федерации в 1993 г. с оружием в руках организованно поднялись на борьбу с диктатом криминального режима, в данном случае в лице генерала Дудаева и, до ввода российских войск в декабре 1994 г. успели отбить 11 карательных экспедиций сепаратистов на города и села Чечни. И в этой войне чеченцам более всего помогала братская Северная Осетия, о чем вам, дорогой Марк, руководители Осетии того времени не оказались видимо расположенными рассказывать.
Что же касается похищений людей в Чечне, в Москве и на Северном Кавказе в целом, и в Северной Осетии в частности в 1996-1999 гг.: Марк, Марк…, чья бы корова мычала!
Теперь давайте вернемся к началу XVII в. в истории Чечни, когда по мнению М.Блиева "русские источники фиксируют набеги чеченцев на русскую границу и конфликты на этой почве с гребенскими казаками".
Казаки Запорожской Сечи, Войска Донского, Гребенского войска, по крайней мере, в начале XVII в., не занимались производящим хозяйством, а жили дорогой Марк, как раз за счет того, чем вы столь щедро «наградили» других. Вот тут могла бы разгуляться ваша фантазия, ведь здесь имеются и "мужские братства" и "войсковая община" и классическая "набеговая система" и запрет на такие невинные хозяйственные занятия, как хлебопашество.
И реинкарнацию "разбойничьей" казачьей стихии в XXI в. мог бы усмотреть пытливый взгляд нашего исследователя, взяв в руки современный справочник казачьих войск Российской Федерации. А уж, если вдобавок привести цифры о количестве тяжких уголовных преступлений совершаемых в Российской Федерации, о числе профессиональных бандитов в организованных преступных группировках российских городов, о краже и выаозе капиталов в оффшоры и т.д. и т.д. Марк, да тут море разливанное по вашей проблеме. Но, как мы уже поняли, бредить о чем-то другом, кроме как о своих собратьях горцах, дорогому Марку нельзя-с.
Марк, вы сообщили о нападениях чеченцев на русских аж в начале ХУП в. А я хочу пригласить вас в более ранние времена - середина ХУ1 в. На заре русско-кавказских отношений в 1562 г. состоялся поход в осетинские горы воеводы Плещеева и союзника Москвы князя Темрюка, которые жестоко «воевали Татцкие земли близ Скиньских городков…и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре и людей многих побили и в полон имали". Вы тут объясните, за какие хорошие дела громили осетинские селения русские стрельцы, казаки и их союзники. Не за чеченцев и не за кого-либо других взялись первыми на Кавказе русские, а почему-то сразу за «неконфликтных» осетин.
Перефразируя вас скажу - наверное потому Осетия встретила ХХ1 в. грозя России паленой водкой. Оружие куда страшнее чеченских автоматов, гранатометов и зениток. Марк, Марк, подобные приемы дискуссии для самого автора этих строк совершенно несвойственны и неприемлемы, да простят меня осетинские братья. Но вы Марк своими глупостями просто достали!
Вам, безусловно, надо больше читать. Начните с Карамзина.
Читаем дальше и глазам своим не верим. Напоминаю, речь Марк ведет о чеченцах самом крупном автохтонном народе Северного Кавказа, занимающем сегодня по численности четвертое место на Кавказе после грузин, азербайджанцев и армян и 4-5 место по численности среди коренных народов Российской Федерации. Без тени сомнения бедный Марк расписывается в элементарном незнании древней и средневековой истории Чечни. Согласно "преданиям», говорит он, до XVI в. "чеченское племя" обитало где-то там, в горах в верховьях Аргуна и, вообще его появление на Северном Кавказе "позднее явление". Доказательство - оказывается "первый чеченский историк" (это Лаудаев) не отрицал, что "чеченцы - пришлый на Кавказе народ" (?!)". Ну честное слово оторопь берет.
Все это очень плохо, но дальше еще хуже, так как в ход пошла прямая, явная и подлая ложь: "Работавшие в 70-е годы в Чечне археологические экспедиции, изучавшие досредневековые периоды материальной культуры, не обнаружили памятников, тесно связанных с чеченским этносом...».
Между тем одного вашего чеченского собрата по духу - Саламу Дауева, так же как и вы оболгавшего и облившего грязью в своем опусе целые народы, включая осетин, другой чеченский историк печатно заклеймил как "мразь нации!" Дело, видимо, в том, что бывает "герой нации", а бывает и его антипод - "мразь нации". Советую почитать вам еще одного вашего духовного собрата - Дени Баксана. Уверен, вам очень понравится, что и как он пишет о происхождении осетин. Причем не менее оригинально, чем вы о чеченцах.
Вам, уважаемый Марк показалось мало объявить чеченцев вне цивилизации и истории, Вам невыносима сама мысль, что этот народ со времен окончания ледникового периода занимает физическое место на своей земле, ни одна пядь которой не отнята, а тем более не украдена у другого народа!
В современном чеченском обществе, между тем, с глубоким уважением относятся к представителям Осетии, выражающим в своем творчестве общегорские идеалы, настроения и чаяния. Это великий поэт Коста Хетагуров, выдающийся писатель Чечни осетин Дзахо Гатуев, выдающийся историк Чечни осетин Феликс Тотоев, замечательный историк современности, единственный представитель историософии в российской историографии, блестящий научный талант - осетин Владимир Дегоев. Можно во многом с ним не соглашаться, но нельзя не уважать за подлинное и чистое биение мысли, высочайшую философию исторического познания.
Того, чего хотел добиться М.Блиев используя научно выверенные средства, пользуясь законами научного познания, достичь было невозможно. Поэтому наш автор, во-первых, практически отказался от всей огромной историографической базы истории Чечни, а во-вторых, от научности как таковой. Была сделана грубая попытка инсталляции на заданную тему в параметрах черной (скорее даже грязной) пропаганды. Но так как наш бедный Марк специалист в информационной войне никакой (здесь тоже нужны специальные знания и профессиональная сноровка), то получилось ни то, ни се! Ни Богу свечка, ни черту кочерга!
Что же касается прелестей реальной колониальной политики царизма обуславливавшие столь оскорбляющие нежную натуру Блиева горские набеги, предоставим слово… самому М.М. Блиеву, образца 1957 г. В одной из своих ранних статей он приводит интересный документ - жалобу выгнанных на принудительные работы осетин от 1804 г.: "нас заставили срубать хворост и бросать в эту грязь… в настланном таким образом хворосте завязли ноги казачьей лошади и за это стали бить нас плетью и убили 2 человека.
Пришли 80 солдат и 12 конных казаков, для которых администрация требовала продовольствие от крестьян: в день - на солдат 10 штук скота, на казаков - 2…
На лошадях и быках от перевоза тяжестей не осталось и кожи, а платы нам не давали…
Двух женщин запрягли в ярмо и привязали сани, а солдаты сзади подгоняли женщин плетьми".
Это письмо осетинские крестьяне злодейски (ох, этот генотип!) заключили так: "Мы предпочитаем умереть…, чем мучиться, ждать смерти от плетей и видеть позор наших жен (подч., нами. - Авт.)". Ну выразились совсем как идеолог кавказского мюридизма Магомед Яраглинский: «Лучше рай на том свете, чем ермоловский ад на этом свете».
И как же отвечали на протест горских крестьян проводники "цивилизаторской" политики в эполетах занимавшиеся согласно декларации арбатского мыслителя Ю.Балуевского "исключительно… вооруженной защитой" народов региона? Читаем: "у кого есть штыки, тому денег платить не следует. Клянусь богом…, что камня на камне не оставлю…".
Цитирую М.М. Блиева образца 1957 г. дальше: "Сам Александр I вынужден был признать: "Если свойственно горским народам покушаться на всякие хищничества, то с другой стороны, по сведениям, довольно достоверным, нельзя оправдать, кажется, поступков с ними разных чиновников или жителей наших, позволяющих себе нередко отгонять их скот и делать им и другие притеснения, отвлекавшие их от нас и истреблявшие всякую доверенность (подч., нами. - Авт.)".
Не к тому мы приводим эти тексты, чтобы противопоставить М.М. Блиева образца 1957 г. Марку Блиеву образца 2004 г. Концепции, идеи и подходы могут меняться от времени и уровня знаний. Единственное, чего нельзя, так это лгать и вовлекать людей в грязную политизированную ложь. Какие бы не были времена. Марк, мы уверены в том, что вас никто утюгом не прижигал!
Представив современных чеченцев, горных дагестанцев и черкесов прямо и потенциально опасными для цивилизованного мира (в силу своей "природы" и "стадиальности"), Марк Блиев вступил в противоречие не только с истиной, но и с Уголовным кодексом Российской Федерации. Финал более чем закономерный!

От редакции. "Русский журнал" публикует вторую часть беседы с писателем Германом Садулаевым . На этот раз мы поговорили с Германом Умаралиевичем о проблемах чеченцев, живущих внутри России.

Русский журнал: Вам принадлежит фраза «трудно быть чеченцем». Что значит быть чеченцем за пределами Чечни? Ведь, с одной стороны, СМИ постоянно ретранслируют информацию об участии молодых чеченцев в хулиганских конфликтах или криминальных преступлениях (от драки в лагере «Дон» до убийства А. Политковской), а с другой, многие крупные российские бизнесмены и федеральные политики подчеркивают свое чеченское происхождение.

Герман Садулаев: Прежде всего, уже по традиции хочу отметить, что я не чеченец. Это официально установлено и публично заявлено высшим должностным лицом соответствующего национально-государственного образования. Поэтому я не могу знать, что значит быть чеченцем – ни в самой Чечне, ни за её пределами. Действительно, большую часть сознательной жизни я провёл в духовно родном и близком мне городе Санкт-Петербурге, от чеченской идентичности во мне остались разве что некоторые атавизмы и лёгкий акцент. Книгу с провокационным названием «Я – чеченец!» мы с издателем, покойным Ильёй Кормильцевым, выпускали когда определение «чеченец» ещё звучало как приговор, и многие крупные российские бизнесмены и федеральные политики тщательно скрывали своё чеченское происхождение, даже меняли имена, фамилии и паспорта. В то время я называл себя чеченцем и отстаивал честь и достоинство этой народности перед стереотипными обвинениями в дикости, варварстве, врождённой склонности к преступлениям и прочей чуши. Теперь называться «чеченцем» - как бы привилегия, и многие крупные российские бизнесмены и федеральные чиновники вспомнили о своём чеченском происхождении. Я же со спокойным сердцем отказываюсь от этого высокого звания. Я человек левых убеждений, социалист, а потому противник всех и всяческих привилегий.

РЖ: Какую «чеченскую идентичность» пытается выстроить руководство Чеченской республики или чеченское общество, если можно так назвать ревнителей шариата? Учитывая негласное табу на межнациональные браки (в отличие от советского периода), мононациональность республики и высокий уровень исламизации? К чему приведет то, что Вы назвали модернизацией через архаизацию? Возможна ли в Чечне исламская демократия?

Г.С.: Исламская демократия в принципе возможна везде, в том числе и в Чечне, но дело в том, что такого вопроса в политической повестке дня для чеченского общества не стоит. Государственная форма, которая де-факто принята чеченским обществом – это национально-религиозная монархия. Видимо такая форма отвечает реальному уровню социально-политического развития этой народности. Вопрос о демократии если и будет включён в повестку дня, то очень и очень не скоро. Любых более или менее демократических правителей чеченское общество воспринимает как «слабых» и реагирует на демократизацию единственным способом – полным игнорированием государственной власти, дезорганизацией и самоуправством. Это печальный факт. Та чеченская идентичность, которую я знал и к которой имел отношение, была в большой степени советской или советизированной национальной идентичностью. В новой идентичности я ничего не понимаю. Это именно результат модернизации через архаизацию: причудливое смешение традиционных моделей поведения с радикальной трансформацией индивида и общества.

РЖ: В своей книге «Шалинский рейд» Вы пишете о том, что молодой человек, закончив университет, особенно в крупном городе, столице, возвращался в родные места и сразу получал высокий социальный статус, хорошую работу. Так ли это в современной Чечне, какие ценности прививает чеченское общество своей молодежи?

Г.С.: Это, конечно, не так. И не только в современной Чечне, но и во всей современной России. Ценность образования вообще и высшего образования в частности стремительно девальвировала. Никакой диплом не является больше гарантией никакого статуса. Мы поняли это ещё в 1991 году, я тогда был на 2-м курсе юрфака ЛГУ. Год назад будущее виделось определённым и обеспеченным, год спустя оказалось, что никакие дипломы не имеют никакого значения, значение имеют только одни бумажки – деньги – при этом не имеет никакого значения, как они получены. В современной Чечне чудовищная безработица. Найти работу по специальности выпускнику ВУЗа проблематично. Вопросы трудоустройства решаются не средним баллом в дипломе, а связями и деньгами. Ценности молодёжи прививаются очень хорошие: патриотизм, религиозность, следование законам государства, нравственность, трудолюбие, скромность. По местным телеканалам часами идут религиозные и нравственные проповеди. И в мечетях, и в школах, и на собраниях учат только хорошему. Да только дети, они не слушают, что говорят им взрослые, они смотрят, что эти взрослые делают, как старшие сами живут. И когда видят все эти дворцы и кавалькады из порше, когда видят, что взяточники и лжецы процветают, а честные люди живут в нищете, то делают выводы. Немногие, самые радикально настроенные, выбирают самый радикальный – и тупиковый – путь борьбы с окружающим лицемерием: становятся жертвами другой лжи, уходят «в лес». Большинство – приспосабливается к тому обществу, которое есть.

РЖ: Какие они – молодые чеченцы? В своих интервью Вы четко разводите молодых «беспредельщиков» - детей авторитетных родителей, которые «беспределят» (например, выезжая на автомобиле к Вечному огню) осознавая возможности родителей, и рядовых чеченских ребят, которые не имеют возможности выехать в другие регионы. Но если вспомнить ситуацию в лагере «Дон», в которой участвовала обычная чеченская молодежь, возникает ощущение, что молодые чеченцы в принципе являются носителями повышенного заряда агрессии и поклонниками «культа силы». Это отражение воинственного менталитета или результат милитаризации современной Чечни?

Г.С.: Я, знаете ли, не верю в «генетическую предрасположенность» к нравственному или безнравственному поведению. Байки об этом в лучшем случае – ненаучный бред, в худшем – расизм. Некоторым породам собак поколение за поколением отрезают хвосты, но щенки всё равно рождаются с хвостами. Приобретённые признаки не наследуются – это постулат науки. Чезаре Ломброзо больше века назад пытался доказать, что есть некий тип «врождённого преступника», которого можно определить по антропологическим признакам. Его теория не подтвердилась. Чеченцы, или аварцы, в силу «происхождения» не являются ни более, ни менее «агрессивными», или «свободолюбивыми», или «нравственными», или, наоборот, «распущенными», чем русские или осетины. Все подобные внешние социальные признаки приобретаются в процессе воспитания. Я полагаю, что современная чеченская молодёжь слишком часто ведёт себя за пределами республики недостойно. И причина этого – в плохом воспитании. То есть, на словах детям всё объясняют правильно, вот только собственным положительным примером нравоучения не подкрепляют. Молодёжь видит коррупцию, безнаказанность, безнравственность, вседозволенность властей и угнетение слабых, на молодёжь сильно действуют образцы поведения, транслируемые через современные средства массовой информации – спутниковое телевидение, интернет – основанные на культе силы и наслаждения; всё это входит в системное противоречие со строгой моралью традиционного общества и порождает «вывихи» сознания, а вслед за ними – неадекватность поведения. Я резко критиковал чеченское общество именно за такие «вывихи». Конечно же, «вывихнутое» сознание отреагировало на мою критику по собственной логике – была поднята масштабная кампания по очернению и дискредитации скромного меня. Какую только ложь ни громоздили, какие только обвинения не придумывали! Специально обученный андроид Нухажиев написал целый трактат «молот Садулаева». Даже удивительно, что столько внимания было уделено моей незначительной персоне. А потом была «Манежка», и официальным лицам пришлось публично признать, что проблемы есть, и их надо решать. И совсем недавно премьер-министр Путин на встрече с молодёжью в Кисловодске сказал практически то же самое, что год назад говорил я о недостатках нашего поведения. Но андроиды теперь почему-то молчат. Не возражают.

РЖ: Как вы относитесь к росту в последнее время внимания к «черкесскому вопросу»? Не напоминает ли усиленное внимание к Кавказской войне, поиск виноватых и жертв при одновременном признании «геноцида черкесов» Грузией возгонки националистических настроений в Чечне начала 1990-х гг.?

Г.С.: О, с черкесами отдельная длинная и интересная история. Я против определения царской российской политики на Кавказе как «геноцида черкесов». Вообще, так всё что угодно можно назвать геноцидом. Войны, как правило, велись на уничтожение, война сама по себе есть преступление против человечности, и никаких дополнительных ярлыков вроде «геноцида» не требуется. Есть понятие «этнической чистки» - она может быть и не связанной с войной. Но давайте тогда сначала определимся с ближайшими к нам событиями. В Чечне в 1991-94 проходила масштабная этническая чистка, уничтожение и изгнание русскоязычного населения. Исход продолжился и после. Не само собой получилось так, что из около 300 000 русскоязычных к настоящему времени в Чечне остались 3 000. Минус 99%. Где остальные? Власти говорят «они уехали». Конечно, русские уехали, подводная лодка «Курск» утонула. Всё случилось само собой. Около 297000 русских жили в Чечне, а сейчас они там не живут. По гораздо менее значимым поводам НАТО объявляет об этнических чистках и вводит войска. Так что давайте разберёмся, что это было, как, куда и почему «уехали» 297000 русских. Это было недавно. Это можно расследовать. Можно расследовать историю каждой семьи, почему она «уехала», и сколько русских «уехало» из Чечни сразу на тот свет. Вот что актуально по поводу этнических чисток на Кавказе. Актуальнее, чем ворошить дела прошлых веков, где мало было правды, мало гуманности, много зла и насилия – это понятно. Только не надо винить во всём «Россию» и тем более русских.

И ещё, кстати, вы, наверное, заметили, что большинство стереотипов, которые теперь российское сознание (и сами чеченцы, некоторые, недалёкие) приписывают чеченскому обществу (у каждого в подвале пара русских рабов, работать не умеют – только воевать, и т.д.) полностью основаны на достоверных исторических реалиях – только на реалиях из жизни не чеченского, а черкесского народа, и не в 20-21, а в 17-19 веках. А сами чеченцы в это время были в большинстве своём тихими забитыми тружениками, пахарями, кузнецами, скотоводами. Гнули спину на черкесских феодалов на равнине. Или страдали от скудости в «свободных», но голых и бедных горах. Только постепенно (и с помощью «проклятых русских») стали избавляться от черкесского ига, и – вот причуды истории – видимо, в виде психологической компенсации за века рабства и унижения, приписали себе качества и признаки своих бывших поработителей, а скоро и сами поверили в то, что никаких черкесов и не было, что они сами всегда были вот такими гордыми и свободными воинами-разбойниками, а ещё быстрее в это поверили русские, которые вообще не очень хорошо отличали черкесов от чеченов и прочих диких горцев.

Так что эта возгонка черкесского национализма сейчас бессмысленна и бесполезна. Великому адыгскому народу стоит заниматься культурным объединением всех своих ветвей, сохранением и развитием своей великой национальной культуры, а не расчёсывать исторические обиды. Иначе можно дойти и до «справедливого» требования вернуть черкесам их феодальные владения и рабов из всех окрестных народов.

Статья "Чеченцы" (пер. Б. Скилотти) представляет из себя перевод с немецкого языка статьи путешественника по Кавказу М. Вагнера. М. Вагнер был напуган рассказами о чеченцах, и эта боязнь чеченцев наложила свой неприятный отпечаток на его статью. Ему мерещилось во взгляде чеченцев "неверность и стремление к убийству", он "по приглашению чеченцев в аул бы не последовал". Несмотря на все это, "Чеченцы" представляют историю. Ценность, тем более, что литературы о Чечне до сих пор почти никакой не было. "Чеченцы", написанные почти 80 лет тому назад, интересны для современного читателя, хотя в статье и имеются некоторые неправильные положения и ошибочные выводы, совершенно очевидные для советского человека. И только потому, что интересно почитать статью о Чечне и чеченцах иностранца- современника кавказской войны, настоящая статья помещена в предлагаемом сборнике. "Чеченцы" помещены в немецком сборнике "Кавказ и земля казаков с 1843 по 1846 ", Лейпциг, 1848 г

Как черкесы составляют на Западном Кавказе главное ядро русских врагов, вокруг которых группируются разные роды других мелких народностей- абхазцев, абихов, чигетов, эльбрусских татар (карачаевцев) и кабардинцев, так среди горских народностей Восточного Кавказа чеченцы стоят во главе сопротивляющихся нашествию северных завоевателей. Название "чеченцы" относится, собственно, к одному небольшому роду этого народа, который, однако, так выделился своей храбростью и энергией, что русские этим именем обозначают все народности, говорящие на одном наречии, которых, включая кистинцев и ингушей, насчитывается до 150 тысяч душ. Черкесы, татары и лезгины называют этот народ "мизчеги" (с. 187). Чрезвычайно суровое наречие чеченцев не имеет ничего общего с языком черкесов, лезгин, татар или осетин, хотя отдельные слова из разных горских наречий перешли и в чеченский язык. Клапрот раскрывает этот язык вследствие его строения, как совершено самостоятельный, но говорит вместе с тем, что чеченцы взяли много слов у соседей своих - аварцев. Относительно происхождения чеченцев еще существует самая глубокая тьма. Их считают древнейшими обитателями кавказского полуострова, которые сохранили первобытные обычаи и воинственный дух древних, и еще теперь, как во времена Эсхила, они "дикие толпы, страшные в шуме своих бряцающих мечей". Немецкому ученому, который в своей книге "Россия и черкесы" очень мало ценил силу сопротивления горских народов русскому мечу и скипетру, чеченцы дали блестящее опровержение. Наш знаменитый и обладающий проницательным взглядом географ Риттер оказался более правым, говоря: "Войны Тимура, Петра Великого и Надир-Шаха против народов восточного Кавказа показали, что области Дагестана и Лезгистана принадлежат к мировым изолированным крепостям, которые дают возможность их обитателям и защитникам противостоять самым знаменитым завоевателям". Чеченцы населяют прекрасную горную страну между высокой Кавказской альпийской цепью и Тереком; на востоке их область ограничена Койсу, а на западе перевалом, идущим из Владикавказа в Закавказье. Эта горная площадь богата прекрасными лесами и лугами, но земледелие дает в высоко лежащих долинах Чечни лишь небольшие урожаи; но все-таки время созревания хлебов самое важное для горных жителей, которые тогда обыкновенно держатся спокойно, пока хлеб не будет убран в безопасное место. Когда поздней осенью снопы с полей исчезли и быстрые воды Терека и Сунжи пали, тогда в казачьей линии все знают, что воинственный крик чеченцев недолго заставит себя ждать. Все пункты, лежащие в долине Терека от Владикавказа до Внезапной, подвергаются нападениям чеченцев. Владикавказ, Грозная, Гизель- Аул и Темир-хан-Шура являются в настоящее время главными операционными пунктами русских против чеченцев. В этих крепостях можно ежедневно встретить большое количество этих стройных дикарей. Как и черкесы, они посещают русские крепости большей частью для провождения времени, и русские, ожидающие от этих оживленных сношений со своими врагами хорошие результаты, позволяют им беспрепятственно посещать свои укрепленные места. Во Владикавказе - большом и важном пункте на Тереке - я в первый раз увидел большое количество чеченцев и, т.к. я только приехал с Кубани, где видел черкесов, то естественно, я сравнивал внешнее впечатление и вид, которые оба эти народа призвели на меня. Они играют на Кавказе одинаковую роль, но по языку и происхождению отличаются и до недавнего времени не имели сношений между собой. "Чеченцы, - писал я в своем дневнике во Владикавказе, - мне нравятся менее черкесов, с которыми они имеют общую стройность, смелую выдержку и орлиный нос, но не общее выражение физиономии. В лицах черкесских узденей господствует свободное, открытое, любознательное и немного дикое выражение, их поведение настолько рыцарское, что к ним нельзя относиться без симпатии. В более темноокрашенном лице чеченца существует, вместе с выражением большой энергии, какая-то угрюмая, неприятная черта: я видел здесь людей, во взгляде которых блестели неверность и стремление к убийству, которые меня пугали. Гостеприимство черкесского узденя я бы доверчиво принял, по приглашению чеченца в аул я бы не последовал. Лицо чеченцев немного длиннее и худее, нежели лицо черкесов, и борода у них менее обильна, нежели у других восточных народностей, например, турок и арабов. Одежда, кажется, у большинства кавказских народностей одинакова: узкие коричневые штаны и коричневое пальто с кожаным поясом и с разноцветными, пришитыми с обеих сторон груди, кусками материи для хранения патронов. Голову украшает кавказский тюрбан - большая шапка с разноцветным верхом и широким околышем из взлохмаченной длиной овчины, которая, падая на лоб, еще более увеличивает дикий и суровый вид горных жителей. Все носят длинный кинжал на поясе и длинное ружье, крепко прилегающее к спине. Некоторые молодые люди более богато одеты: они носят пальто, вытканное серебром, и великолепные кинжалы и шашки с серебряными рукоятками. Смотр войскам, который производил во Владикавказе генерал Балдинин, чеченцы, кабардинцы и осетины смотрели с большим интересом, так же, как и я рассматривал художественные фигуры кавказцев". Я привел этот отрывок из моей записной книжки неизменным, но согласен, что слышанные мною раньше рассказы русских военных о поступках и чертах черкесов и чеченцев, может быть, не остались без влияния на эту сравнительную оценку двух народов. Отзывы русских более благоприятны для жителей Западного Кавказа, нежели для жителей восточной горной полосы. Верность данному слову у них встречается реже, суровость с военнопленными больше и, кроме того, они воодушевлены таким религиозным фанатизмом, которого черкес не знает. Последняя черта особенно отличает западного кавказца от восточного горца. Если черкесы в последнее время немного больше о Коране думают, то это больше для того, чтобы увеличить ненависть и нелюбовь к христианам-русским, нежели из внутренних духовных побуждений... ... В то время, как у черкесов врожденная любовь к свободе и самостоятельности и, вместе с тем, некоторая надежда на грабеж и добычу составляют основную причину их сопротивления России, у чеченцев ненависть к русскому господству мотивируется больше их пылким религиозным фанатизмом. Все выдающиеся предводители чеченцев от шейха Мансура, который знал наизусть 20.000 религиозных стихов, до теперешнего главаря чеченцев-Шамиля, играющего роль пророка, чувствовали необходимость обосновать свою светскую власть на религиозном фанатизме, так же, как это делал марабут Абд- Эль-Кадер в Алжире. Этот религиозный фанатизм на Восточном Кавказе облегчает объединение различных по языку народностей под одним руководством и затрудняет ведение войны многочисленным русским войскам, войны, которая, благодаря геройской храбрости жителей и естественным условиям страны - "Мировая крепость народностей", еще нескоро закончится. Во время моего пребывания на берегах Терека и в высоких горах Кавказа я получил много интересных сведений о жизни и обычаях чеченцев. Особенно меня привлекали простые рассказы одного польского солдата, который больше года пробыл в плену среди чеченцев и почти в непосредственной близости от Шамиля, которому он служил рабом. Он не смог вынести жизнь в горах - суровый климат, плохое питание, - и воспользовался удобным случаем, чтобы бежать под знамена двуглавого орла, как ни мало симпатии, как поляк, он к ним ни чувствовал. Хотя он, по его уверениям, был взят в плен во время экспедиции генерала Граббе, но он рисковал получить наказание в 3.000 розог, - обыкновенное наказание для всех русских дезертиров на Кавказе - наказание равносильное мученической смерти, если кому-нибудь из более человечных офицеров не удавалось как-нибудь смягчить наказание. Только с большим трудом удалось бедному поляку избежать ужасной смерти, которая, по словам русских же офицеров, часто постигала невинных. По рассказам этого поляка и других спасшихся и обмененных пленных, описания жилья, обычаев и занятий черкесов, данные мною выше, можно почти полностью отнести к чеченцам. Но это совпадение не дает еще права заключить о родовом родстве, потому что образ жизни и занятий первобытных народов зависит от природы и климата их страны, а эти совпадают в этих двух странах вполне. Положение женщины у чеченцев и черкесов почти одинаково, но у первых продажи женщин в чужие страны не существует. Достойные доверия лица мне передавали, что чеченские женщины относятся благосклонно к иностранцу и они выказывают к пленным много жалости, насколько это позволяет ревность и недоверчивость их мужей. Не один русский пленный бежал из плена благодаря чеченкам, и вместе со своими освободительницами они приходили в русский лагерь. После всего узнанного мною о кавказской женщине, я могу сказать, что в них, помимо воинственного духа амазонки живет искра нежности и женственности. Возвращающихся победителей женщины и девушки встречают радостными выкликами и объятиями, о раненых заботятся с бескорыстной преданностью, и даже бедный военнопленный, благодаря добросердечному отношению со стороны женщины, находит утешение в своей несчастной судьбе. Поэт Пушкин в своем "Кавказском пленнике" верно схватил этот характер чеченской девушки, которая как голос "доброго гения" звучит над потоком и предупреждает казачьих девушек. Очень трудно для путешественника, даже если он собрал много фактов и выслушал много мнений, высказаться о судьбе народа, если он не изучит его при многолетнем пребывании среди него. Русские военные также не способны к верному суждению, потому что их наблюдения не обновляются постоянными новыми наблюдениями, а их ненависть к народу, защищающему так беззаветно и отчаянно свою свободу, - общеизвестна. С другой стороны, иностранцы, охваченные ненавистью к России и восхищением всей Европы перед храбростью и воинственностью русских врагов на Кавказе, еще менее способны к верному суждению... Чеченцы храбрый варварский народ, но заслуживают еще меньше, чем черкесы, того преувеличенного восхищения, с которым к ним относятся в некоторых странах Европы. Фанатизм, неверность, суровость не есть черты культурного народа. Другой вопрос: неужели восхищение лично народом - это симпатии к его делу? Можно решительно отвергнуть дикость какого-нибудь народа, но все-таки нужно спросить: "Но какое право имеют другие огнем и мечом этот свободный народ себе подчинять?" Кто знает судьбу армян в Турции или духоборов в России, тому не нужно других мотивов, чтобы объяснить заявление шейха Мансура англичанину Беллю: "Если Англия и Турция нас оставят, если все другие средства сопротивления будут истощены, тогда мы дома наши и имущество сожжем, наших жен и детей удушим и, отступая на наши скалы, умрем до последнего человека" (с. 193)

(В кн.: «О ТЕХ, КОГО НАЗЫВАЛИ АБРЕКАМИ». Сборник рассказов, повестей, легенд, сказок, стихотворений и социально-экономических очерков о Чечне и чеченцах. Грозный, 1927)

Выходцы с Северного Кавказа часто идентифицируют себя в Турции как "черкесы", не будучи этническими черкесами. Черкесы действительно являются наиболее крупной группой среди мухаджиров (кавказцев, переселившихся или высланных российскими властями в Османскую империю во время Кавказской войныпримечание "Кавказ.Реалии" ). Количественный фактор сильно повлиял на идентификацию северокавказцев в Турции, но степень и глубина этого влияния варьируется в зависимости от региона страны.

Ведя репортаж о сирийских беженцах в турецкой провинции Хатай на границе с Сирией, автору данной статьи довелось посетить местные кавказские семьи, среди которых были кабардинцы, осетины, абхазы и кумыки. Узнав, что я прибыл с Северного Кавказа, они начинали говорить со мной на черкесском. Мои объяснения, что я не понимаю этого языка, вызывали недоумение. Хатайские кавказцы были убеждены в том, что на Северном Кавказе все говорят на черкесском языке, а этнические деления – не более, чем внутричеркесское племенное разделение. "А что, у кумыков есть свой отдельный язык?", - спрашивали меня. При этом собеседники отмечали чеченцев, о них они знали чуть больше и выделяли эту этническую группу как отличающуюся от черкесов.

Общение с выходцами из центральной Анатолии показало, что здесь акценты в самоидентификации немного другие. Разговор с Уналом Озером из Сиваса пролил свет на сложности самоидентификации выходцев с Северного Кавказа.

"Мухаджиры с Северного Кавказа все вместе прибыли сюда, основали селения рядом друг c другом и начали держаться вместе. Таким образом, название "черкес" стало общим для выходцев из этого региона. Способствовало этому и то, что кавказские народы имеют очень схожие культуры, кухню, одинаково справляют свадьбы, при этом говорят на разных языках", - рассказывает Озер. Собеседник "Кавказ.Реалии" при перечислении народов ставит знак равенства между кавказскими этническими группами и субэтническими делениями адыгов. "Есть абазины, лезгины, абадзехи, шапсуги и т.д. Все они разные. Около 10-11 национальностей", - отмечает житель Сиваса. В отличие от Хатая, где "черкес" - это название этнической группы, в центральной Анатолии в это понятие вкладывают скорее территориальное значение. "У нас нет такого этноса как черкес, это наше общее символическое обозначение", - заявляет турецкий кавказец.

Так же интерпретирует понятие "черкес" чеченец Кахир Акдениз из того же региона Сивас. "Турецкие чеченцы, как и все кавказцы, относят себя к черкесам. Но в Турции под "черкесом" следует понимать кавказца", - заявляет Акдениз. Чеченец также отмечает, что "черкес" не этническое понятие, а идентичность по региону происхождения.

В свою очередь осетинка из Анкары заявляет, что всех выходцев из Северного Кавказа турки называют черкесами. "Мы сами тоже туркам представляемся как черкесы. Но между собой мы называем себя по этническому происхождению. Например, я в кавказском кругу говорю, что я осетинка, а туркам часто представляюсь черкешенкой, так как они мало что знают об осетинах", - признается Джерен. При этом, по словам девушки, культурные мероприятия все "черкесы" проводят вместе. "Мы собираемся в одних и тех же местах", - говорит она.

Студентка из Газиантепа Нурхан оказалась кавказкой из Сирии, которая переехала в Турцию из-за войны на родине. Несмотря на то, что она не знает родного языка, идентификация у собеседницы довольно точная. Она себя не считает черкешенкой и заявляет, что для сирийских кавказцев эта проблема не так актуальна, как для турецких. "Когда меня кто-то спрашивает о происхождении, я отвечаю, что я кумычка из Дагестана. Правда такой ответ всегда вызывает вопрос о том, из России ли я родом. Некоторые спрашивают, не являюсь ли я представителем адыгского народа. Но я каждый раз даю отрицательный ответ. Я никогда себя не считала представителем адыгского народа. Да и в Сирии такого не наблюдала", - сказала Нурхан в интервью "Кавказ.Реалии". По всей видимости, самоидентификация кавказцев различается не только в между жителями разных регионов Турции, но и между гражданами разных стран Ближнего Востока.