Конспект НОД в старшей группе «Моя семья

Цель: продолжать развивать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

Задачи

(по образовательным областям ФГОС ДО):

Образовательная область "Познавательное развитие"

1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Образовательная область "Речевое развитие"

1. Формировать умение детей в подборе прилагательных и глаголов.

2. Вводить в активную речь слова, обозначающие родственные отношения.

3. Приобщать составлять сложносочиненные предложение с союзом а

4. Способствовать умению образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

1. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

2. Воспитывать чувство общности со своей семьей, желание заботится о близких.

Образовательная область"Физическое развитие"

1. Развивать координацию движений, общей и мелкой моторики обеих рук.

Предварительная работа : заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. Рассматривание семейных фотографий. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. Чтение художественной литературы - Квитко Л. «Бабушкины руки», Барто А. «Младший брат», Яковлев Ю. «Мама», Гамзатов Р, «Мой дедушка». Рисование на тему «Человек».

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход НОД

МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вступительная часть (1 мин)

Сюрпризный момент.
Появляется взрослый в костюме или шапочке медведя.

Медвежонок : Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я пришел к вам вместе со свой семьей: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Ивановичем.

Показ картинки (рисунка)

Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья?

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. Основная часть.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что такое семья?
Примерные ответы детей: это - папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.

Игра «С кем ты живешь? Как зовут членов твоей семьи?» (3 мин)
Мишутка: расскажите мне о ваших семьях. Медвежонок Мишутка выборочно спрашивает детей.
Мишутка: как зовут твоих, Митя, родителей по имени, отчеству?
Примерный ответ ребенка : я живу с мамой, ее зовут Антонина Васильевна; с папой, его зовут Валерий Иванович.
Мишутка: где и кем они работают? Что мама делает на работе? А что папа?
Примерный ответ ребенка: мама - учительница в школе, учит детей; папа - врачом в больнице, лечит людей.
Мишутка: есть ли у тебя, Рита, братья, сестры? Как их зовут?
Примерный ответ ребенка : у меня есть сестренка, ее зовут Катя.
Мишутка: у тебя, Настя, есть дедушка и бабушка? Как их зовут?
Примерный ответ ребенка: у меня есть бабушка, ее зовут Шура, а дедушку зовут Вася.
Мишутка : Владик, кто ты для мамы? Для папы?
Примерный ответ ребенка: я для мамы и для папы - сын.
Мишутка: Славик, кто ты для бабушки и дедушки?
Примерный ответ ребенка: внучок, внук.
Воспитатель : Мишутка, ты со всеми членами семьи наших ребят познакомился. Дети, а кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
Примерные ответы детей: только родственники.
Воспитатель: как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
Примерные ответы детей: вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.
Медвежонок Мишутка: как интересно вы рассказываете о своих семьях!

Чтение воспитателем отрывка стихотворения Татьяны Бульковской

«Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?» (3 мин)
Медвежонок: ребята, а кто и как трудится в ваших семьях?
Мишутка задает вопрос и бросает мяч.
Ребенок отвечает: «папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я» и возвращает мяч.

ходит на работу - …
убирает квартиру - …
шьет - …
зарабатывает деньги - …
вяжет носки и варежки - …
ходит в магазин за покупками - …
учит уроки - …
готовит пищу - …
поливает цветы - …
вытирает пыль - …
делает ремонт - …
моет посуду - …
убирает в доме - …
гладит белье - …
играет - …

Медвежонок : молодцы! Дружные и трудолюбивые ваши члены семьи!

Физкультминутка «Кто приехал?» (3 мин)
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Кто приехал? (разводят большие пальцы в стороны)
Мы, мы, мы ()
Мама, мама, это ты? (разводят большие пальцы )
Да, да, да (три хлопка указательными пальцами )
Папа, папа, это ты? (разводят большие пальцы )
Да, да, да (три хлопка средними пальцами )
Братец, братец, это ты? (разводят большие пальцы )
Да, да, да (три хлопка безымянными пальцами )
Ах, сестричка, это ты? (разводят большие пальцы )
Да, да, да (три хлопка мизинцами )
Все мы вместе, да, да, да! (три хлопка пальцами, запястья соединены )

Воспитатель: ребята, все вы любите своих мам, пап, бабушек, дедушек и других родственников. Как вы можете назвать их ласково?

Игра с мячом «Назови ласково» (4 мин)
Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.
Мама — мамочка, мамуля.
Папа — папочка, папенька, папуля.
Дед - дедушка, дедуля.
Бабушка - бабулечка, бабуля.
Дочь - доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек, сынуля.
Сестра-сестрёнка, сестричка.
Брат - братик.
Тетя - тетушка.
Дядя - дядюшка.
Воспитатель : молодцы, ребята! Мишутка, а теперь ты поиграй с ребятами.

Игра с мячом «Сравни, кто старше (младше)» (4 мин)
Мишутка, кидая мяч: папа и сын. Кто старше, а кто младше?
Примерные ответы детей : папа старше, а сын младше.
Мишутка: папа и дедушка. Сравни! Кто старше?
Примерные ответы детей : дедушка старше, а папа младше.
Мишутка: дядя и племянник.
Примерные ответы детей: дядя старше, а племянник старше.
Мишутка : внук и дедушка.
Примерные ответы детей: внук младше, а дедушка старше.
Медвежонок Мишутка: молодцы! Как вы хорошо знаете свои семьи!

Воспитатель: все ребята молодцы! Вас похвалим от души! Все вы очень хорошо играли, отвечали на вопросы Мишутки.

Мишутка: мне очень понравилось с вами играть, дорогие ребята! Но пора домой к маме и папе, они меня тоже очень любят и ждут. Рисунок своей семьи я вам дарю на память. До свидания, ребята!
Ответы детей: до свидания, Мишутка.

РЕФЛЕКСИВНО-КОРРЕГИРУЮЩИЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Итог (2 мин)

Воспитатель : ребята, с кем вы сегодня познакомились? Кто к нам пришел в гости?

Примерные ответы детей: Мишутка

Воспитатель : правильно, к нам в гости пришел Мишутка. Он один пришел или вместе со своей семьей?

Примерные ответы детей: вместе с семьей - с мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Ивановичем.

Воспитатель : вам понравилось играть с Мишуткой?

Примерные ответы детей: да

Воспитатель : у нас у всех есть семья. У кого-то - большая, у кого-то - поменьше. Но в каждой семье вас любят, и о вас заботятся. И как говорит русская народная пословица «Семья сильна, когда над ней крыша одна».

Ребенок рассказывает стихотворение.
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю, -
Имеют право на семью.

Используемые источники:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2001.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 2010.

Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Расскажи стихи руками/Логопедическая серия. Кн. для чтения родителями детям до 5 лет. М., 2012.

Вархушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Метод. рекомендации длдя воспитателей, учителей и родителей. М., 2003.

Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2009.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме “Моя семья “Автор: Иванова Мария Евгениевна, воспитатель МАДОУ ЦРР – детского сада «Сибирячок», г. п. Лянтор, Сургутский район, ХМАО – Югра

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Моя семья», направленной на расширение у детей знаний и представлений о семье. В ходе работы активно применяются игровые методы и приёмы, способствующие развитию речевой активности старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп ДОУ.

Задачи:Образовательные: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семьюи обозначающими настроение человека.

Развивающие : развивать у детейумение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь – доказательство. Формироватьнавыкиприменения диалогической и монологической речи.

Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью. Материали оборудование:- костюмы белого медведя и белой медведицы, мягкая игрушка «медвежонок»;

– обручи (на каждого ребенка);

– шкатулка на подносе;

– сердечки, вырезанные из картона;

– микрофон, диктофон для корреспондента;

– свечка в подсвечнике;

– фамильные деревья на шкафчиках каждого ребенка;

– семейные фотографии, расставленные в разных местах группы;

– музыкальный центр, диск с записью колыбельной медведицы из мультфильма “Умка “, музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева;

– стенд «Говорят дети», в центре надпись «Моя семья».Предварительная работа с детьми:- чтение и разучивание пословиц о семье;

– составление тематических словариков «Семья», «Какое настроение?», «Мама» (какая?), Папа (какой?);

– беседа о семье;

– рассматривание семейных фотографий;

– оформление фамильных деревьев на шкафчиках детей;

– оформление речевого стенда «Говорят дети» на тему «Моя семья» (творческое сочинение детей с родителями);

– оформление стенда «Моё настроение»;

– творческая выставка «Солнышко настроения».Предварительная работа с родителями:- составление с ребёнком рассказа на тему «Моя семья»;

– подбор семейных фотографий для рассматривания в группе. Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы ждем необычных гостей! Давайте приготовимся к встрече. (Воспитатель предлагает детям встать полукругом). – А вот и гости.

Заходят персонажи «медведь» и «медведица». «Медведица» держит плюшевого медвежонка.

Этюд «Любящие родители»

(Звучит музыкальная композиция колыбельная медведицы из мультфильма “Умка “, музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева).

Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка – медвежонка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына, и сам тоже немного покачивается. Мама – медведица передает медвежонка медведю. Затем папа – медведь качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

Воспитатель: с кем мы встретились? Как, одним словом назвать всех их вместе?

Дети: семья.

Воспитатель: Какая у них семья? Как ты считаешь, Катя? Егор, а как ты думаешь, какая у них семья? Я согласна с вами, что у них семья заботливая, любящая. Полина, почему так думаешь? Кирилл? (Ответы детей).

Воспитатель: правильно, это семья. А это – любящие и заботливые родители, и их ребёнок. Сабина и Максим, вы так старались, очень были похожи на настоящую семья. Спасибо вам! (Герои уходят).

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

Воспитатель: ребята, у вас тоже есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона).

Воспитатель: у меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе».

(Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).

Воспитатель: И вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. А вот вижу здесь музыкальную семью. (Воспитатель достаёт сердечко и делает вид, что читает). Ребята, интересно знать, а музыкальная семья какая еще может быть? Например, выразительная. А ещё какая?

Дети: дружная, весёлая, танцевальная, красивая.

Воспитатель: можно сказать про спортивную семью, что она дружная. Почему, Марк? (ответ ребёнка)

Воспитатель: я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, когда станете взрослыми, также любили и ценили своих близких, заботились о них,.

(Воспитатель приглашает детей встать в круг).

Воспитатель: семья родилась очень давно, ребята. Её уважали всегда, поэтому народ сложил много пословиц о семье. Мне нравится одна такая пословица: «При солнышке тепло, при матери – добро». Вы тоже знаете пословицы. Давайте скажем так, чтобы услышали все. Дети передают мяч и говорят пословицы:

– «Дома и стены помогают»;

– «Дружная семья гору сдвинет»;

– «Вся семья вместе так и душа на месте»;

– «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»;

– «В родной семье и каша гуще»;

– «Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»;

– «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»;

– «В гостях хорошо, а дома лучше»;

– «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Воспитатель: как вы понимаете пословицу «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»? (ответы детей).

Воспитатель: почему так говорят «Вся семья вместе так душа на месте»? (ответы детей).

Воспитатель: приглашаю вас выбрать семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи). Встаньте на середину. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза. Сядьте в середину круга.

Воспитатель: к вам пришёл корреспондент. Пусть сегодня это будет Полина. Она будет брать у васинтервью о вашей семье. Ответы должны быть полными предложениями, только тогда они запишутся на дик-то-фон.

Корреспондент задаёт детям вопросы:

– С кем ты живёшь?

– Кто самый старший в вашей семье?

– Кто самый младший в вашей семье?

– Для мамы ты кто?

– Для бабушки ты кто?

– Маша, я знаю, ты очень любишь своих близких, а почему?

– По секрету я могу сказать вам, ребята, что Кирилл очень заботливый. Хотелось

бы узнать у тебя, Кирилл, как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь

– Кто о тебе заботится?

– Расскажи, какая твоя мама?

– Расскажи, твой папа, какой?

Воспитатель: спасибо Полина, ты была хорошим корреспондентом. Ваши ответы, ребята, были интересными, было их приятно слушать. Катя, тебе чей ответ понравился? Ребята, извините, но мой диктофон не записал ответ Кирилла. Марк, напомни, пожалуйста, какой вопрос задали Кириллу. (Марк повторяет вопрос, заданный Кириллу). Молодец, Марк, вспомнил. Дамир, ты очень внимательно слушал, выручи меня, пожалуйста, скажи, как ответил Кирилл. (Ответ ребенка). Молодец, Дамир, ты настоящий друг. (Воспитатель пожимает ему руку).

Воспитатель: теперь всё интервью записано. Можно и поиграть. Покажем, какая бывает дружная семья, пальчиками. Пальчиковая игра «Дружная семья»Этот пальчик – дедушка, (загнуть большой палец правой руки)

Этот пальчик – бабушка, (загнуть указательный палец правой руки)

Этот пальчик – папочка, (загнуть средний палец правой руки)

Этот пальчик – мамочка, (загнуть безымянный палец правой руки)

Этот пальчик – я, (загнуть мизинец правой руки)

Наша дружная семья! (ритмичное сжимание, разжимание пальцев правой руки)

Воспитатель: вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут все вместе.

«Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь».Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?

Воспитатель: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?

Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?

Дети: да.

Воспитатель: тогда в путь. (Воспитатель приглашает детей в приемную комнату).

Воспитатель: вот мы с вами и пришли в чудесный, необычный сад. (Обращает внимание детей на то, что в этом саду растут необычные деревья. На дверцах шкафчиков размещены фамильные деревья.) b]Воспитатель: дети, посмотрите на свои деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей).

Воспитатель: правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья. (Воспитатель предлагает детям сесть).

Воспитатель: хотелось бы услышать рассказ о семье от Кати. Я знаю, у ее родителей очень интересные любимые занятия. (Рассказ ребёнка).

Воспитатель: наш Дамир придумал очень красивое слово о своей семье. Расскажи о своей семьей. (Рассказ ребёнка).

Воспитатель: а вот у Егора и папа, и мама работают на интересной работе, они пожарные. Егор, расскажи нам о своих близких. (Рассказ ребёнка).

Воспитатель: я знаю, у Полины очень интересная семья и они куда-то собираются ехать. Расскажи, Полина. (Рассказ ребенка).

Воспитатель: ребята, у вас очень интересные рассказы о ваших семьях. Но у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям нашей группы о своих семьях. Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Воспитатель: Я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а пламя от свечки обязательно донесёт их до ваших близких. (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…» гаснет свет, дети передают свечку друг другу).

Воспитатель: Я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся. (Включается свет.)

Воспитатель открывает стенд» Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы.

Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе – целая дружная группа! Группа- ведь это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз. Список используемой литературы:1. Бачина О. В., Коробова Н. В. Пальчиковая игра. М., 2007.

2. Розе Т. В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок. М., 2010.

3. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

Познавательное развитие на тему: «Моя семья» в старшей группе.

Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

Методические приемы:

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование.

Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево», ребусом (7Я, семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий;

Заучивание стихотворных произведений о семье, пословиц;

Работа с родителями;

Оформление выставки детских рисунков на тему «Моя семья»;

Беседа на тему: «Что такое семья?».

Ход занятия:

Воспитатель: Далеко – далеко в большом лесу, в небольшом домике живут семья гномов. С ними живет прекрасная девочка Белоснежка. Они живут очень дружно, заботятся друг о друге. Вечерами они сидят и сочиняют ребусы. Один из них отправили нам. Давайте, попробуем отгадать.

Воспитатель показывает плакат с ребусом и дети разгадывают его (7я- Семья)

Восп.: Ребята, как вы думаете: что такое семья?

Дети: Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д. т.

Восп.: Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер.. Семья-это союз двух людей; которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.

Восп.: Откуда же произошло слово семья? Семья - это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра.

Восп.: Кто хочет рассказать про своего папу? Какой он? (сильный, умный, работящий умеет все делать сам).

Восп.: Кто хочет рассказать про свою маму? Какая она? А скажите, какие домашние обязанности есть у мамы? (Ответы детей.)

Восп.: Какими хорошими добрыми делами и поступками можно порадовать маму? (Ответы детей.)

Восп.:А как вы думаете ребята, кто самый уважаемые люди в семье?

Дети: Дедушки и бабушки.

Восп.: А у кого есть бабушки и дедушки? (ответы детей)

Восп.: Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему? (Ответы) Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.

Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит, много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И, конечно, для каждого из вас, ребята, ваша мама самая красивая на свете.

Восп.: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас в семье есть младшие братья или сестры? Какие они? Как вы помогаете маме заботиться о них?

Восп.: А у кого из вас есть старшие братья или сестры? Они могут рассказать о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас.

Восп.: Вот и получилось у нас большая семья. Физ. Минутка.«Кто живет у нас в квартире?» Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять. Всех могу пересчитать. Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два кота, Мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья. Восп.: У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. О семье и о роде (род - родственники имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка) можно рассказать как словами, так и рисунком, т. е. с помощью схемы. Такая схема называется генеологическим деревом. (показывает картину с изображением дерева) Какие части деревьев вы знаете? (корни). Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. От них родились наши папы и мамы. От мамы и папы родились мы, наши братья и сестры. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).Кто хочет, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи и рассказать о нем? Дети рассказывают о своих семьях рассказывают кто изображён на фотографиях, как их зовут. План рассказа:- Меня зовут (полное имя);- Мою маму зовут (полное имя);- Моего папу зовут (полное имя);- ФИО бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть на фото. Восп.: Спасибо большое нашим ребятам за такие подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно, правда, ребята? Восп.: Семья – это самое дорогое. Самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословица и поговорки о семье. Давайте вспомним их. Дети: «Вся семья вместе и душа на месте», «Семья ладом полна», «Семья сильна, если над ней крыша одна». Восп.: Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные? Чем они отличаются? (Ответы детей) Восп.: В наше время семьи состоят из 3-4 –х человек. А раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек, семьи были большими, в них было по 5-7 детей и даже по 10. Такие семьи называются многодетные. Восп.: Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Пальчиковая гимнастика «Семья» «Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик– папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!» Восп.: Вот какая дружная и сплоченная семья, Все пальчики собрались вместе в кулачек. А сейчас мы с вами нарисуем нашу семью «Моя рука –моя семья». Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья. Сейчас, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске) Дети под музыку рисуют. Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились. Воспитатель: Ребята, дружные семейки у вас получились. Но, что-то на ваших рисунках не хватает? Нужно дорисовать свой рисунок. (Показ на доске) Как будто ваша семья пошла, погулять в лес, на озеро, в город и т. д. Дети приступают к работе. Кто из вас закончил рисунок, может рассказать свою историю. Вот, какие у нас получились картины. Восп.: О чем мы сегодня с вами говорили (ответы детей) Сегодня мы с вами выяснили, что семья объединяет родных людей: родителей и их детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Восп.: а что такое генеологическое дерево? Восп.: У каждой семьи своя родословная, история о своем роде, своих предках. Можно даже составить схему родословной семьи и эта схема называется «генеологическим деревом». Восп.: Ребята, а какой должна быть семья? (ответы). Правильно: крепкой, сплоченной, дружной, сильной, заботливой, веселой и т. д Восп.: А вам понравилось занятие? (ответы). Восп.: Я очень хочу, что бы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А теперь возьмите рисунки своей семьи и вставьте в семейный альбом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18 «КОРАБЛИК»

Конспект Познавательно-речевого развития

на тему: «Я и моя семья». (для детей старшей логопедической группы)

Разработала и провела

Воспитатель: Игнатович С.В.

п. Развилка 2017год

Образовательные области в ООД: «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Программные задачи:

1) формировать представления о составе семьи, о членах семьи, родственных отношениях в семье. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена родных.

2) Развивать фонематический слух, связную речь, познавательный интерес, память, внимание, логическое мышление.

3) Развивать умение играть в дидактические словесные игры. Понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

4) Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, заботу о членах семьи.

Семья, дружная, быт, генеалогическое древо, родословная.

Материал:

Д.: Мяч, металлофон, картинки семьи, генеалогическое дерево, ширма-телевизор, микрофон.

Р.: Карточки сказки «Три медведя».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, беседа о семье, чтение литературных произведений: В. Осеева «Сыновья», Р. Гамзатов «Мой дедушка», С. Баруздин «Мамина работа», познакомить с терминами: Генеалогическое древо - это родословная; Родословная - слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Род, родственники - имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка. Предки - люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения, старше прадедушек и прабабушек.

I. Организационный момент.

Педагог, позвенев в колокольчик, собирает около себя детей на ковре и предлагает им взяться за руки. Дети, взявшись за руки, стоят на ковре вместе с воспитателем.

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

Педагог берет мяч и выходит в центр круга.

Беседа с детьми (Игра с мячом):

Ребята, а кто вас привел сегодня в детский сад?

Аня, кто тебя привел в детский сад?

Алина, ты с тек пришла сегодня? И т.д. Педагог бросает мяч ребенку, а ребенок с ответом бросаем педагогу.

Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Они ходят с нами гулять, приводят в садик, забирают из садика. Я знаю, что вы их очень любите, цените. Почему? (они добрые, заботятся о вас, любят вас, дорожат вами).
- Мы сегодня с вами поговорим о семье.

II. Основная часть.

  1. Стихотворение:

У нас дружная семья: папа, мама, брат и я.

Вместе мы идет в кино, нам понравилось оно.

Вместе мы идет гулять, свежем воздухом дышать.

Папа, мама, брат и я -очень дружная семья.

  1. Беседа с детьми: Игра «Интервью»

А кто хочет рассказать о своей семье?

Педагог готовит ширму в виде телевизора и предлагает интервью детям о семье, задает наводящие вопросы?

С кем ты живешь?

Для мамы с папой ты кто?

А у тебя есть сестренка или братик?

У твоих мамы и папы есть родители?

Как ты называешь мамину маму?
Как ты называешь папиного папу?

А для бабушки с дедушкой ты кто?

Ты самый старший в семье или младший?

Чем занимаются твои мама и папа?

Чем занимаются твои бабушка и дедушка? И т.д.

  1. Пословицы:

Семья сильна, когда над ней крыша одна!

В хорошей семье, хорошие дети растут.

Родители трудолюбивы, - дети не ленивы!

В недружной семье добра не бывает

  1. Знакомство с генеалогическим деревом.

Очень часто люди сравнивают семью с большим и крепким дерево, у которого корни - это дедушки и бабушки, ствол - это папа и мама, а веточки - это дети. Такое дерево называется генеалогическим древом. Оно нужно для того, чтобы все знали о своих предках - помнили их.

Посмотрите, какое оно, генеалогическое древо.

Дети вместе с воспитателем рассматривают родовое дерево.

  1. Пальчиковая гимнастика

Семья
Этот пальчик — дедушка.
(можно заменить именами родственников в ласкательной форме)
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

(растопырить ручки малыша или свои)

Наша семья
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.

  1. Дидактическая игра «Детеныши и их родители»

- «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру с мячом.

«У ягнёнка — мама овца, папа баран,

У козлёнка — мама коза, папа козел.

У жеребёнка — мама кобыла, папа жеребец.

У цыплёнка — мама курица, папа петух.

У телёнка — мама корова, папа бык.

У тигрёнка — мама тигрица, папа тигр.

У оленёнка — мама олениха, папа олень.

У гусенка — мама гусыня, папа гусь.

У поросенка — мама свинья, папа боров.

У лисенка — мама лисица, папа лис.

У львенка — мама львица, папа лев

У ежонка - мама ежиха, папа еж

У волчонка - мама волчица, папа волк,

У котенка - мама кошка, папа кот,

У зайчонка - мама зайчиха, папа заяц

У медвежонка - мама медведица, папа медведь» и т.д.

  1. Игра на развитие фонематического слуха «Угадать кто?»

Воспитатель: Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу. Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.

Я вам раздам вот такое дерево, а вы дома со своими родителями его сделаете и принесете к нам в сад. Мы обязательно поближе узнаем о вашей семье.

О ком и о чем мы с вами беседовали?

Что вам больше всего понравилось в нашем занятии? Почему?

Оценка деятельности детей.

Литература.

  1. Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие -М. Педагогическое общество России, 2007
  2. Л.Ю. Татаринкова. Я и моя семья. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007г.
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.