Как сдать химию на 90 баллов. Как готовиться к ЕГЭ по химии

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии не относится к перечню обязательных. Сдавать химию стоит лишь в том случае, если ваш выбор будущей профессии лежит в области медицины, строительства, химических или биотехнологий.

Часто школьники задают педагогам вопрос: «Сложно ли сдавать ЕГЭ по химии?» Ответить на него однозначно непросто, но узнать об экзаменационном процессе чуть больше стоит каждому, кто выбрал эту дисциплину.

Экзамен состоит из 40 заданий, которые делятся на три части - А, В и С.

Задания А1-А26 относятся к базовому уровню, а правильный ответ на каждый вопрос приносит ученику один первичный балл. Предлагается четыре варианта ответов, из которых нужно выбрать один правильный.

Рассмотрим, как решать эти типы заданий.

Тип задания Возможная ошибка Действие
Стандартный простой вопрос Поспешный ответ

Дочитайте весь вопрос до конца, отбросьте явно неверные варианты и выберите правильный ответ

Вопрос с отрицанием Ответ на вопрос с точностью до наоборот

Не забывайте об отрицании

Выбор группы

Акцентирование внимания на первом вещ-ве в группе Условию задачи должны отвечать все перечисленные в группе элементы

Два суждения

Незнание некоторых исключительных свойств того или иного вещ-ва

Вспомните правила-исключения из химии

Общие рекомендации:

  • решайте задания в три этапа: на первом отбрасывайте трудные вопросы и решайте только очевидные; на втором - думайте и вспоминайте правила-исключения; а на третьем, если остались нерешенные задания - подключайте интуицию и постарайтесь угадать правильный ответ;
  • помните о шпаргалках: периодической системе, таблице растворимости и ряде напряжения;
  • если вам кажется, что в перечне ответов есть несколько правильных вариантов, перечитайте их несколько раз: возможно, вы пропустили отрицание или факты, которые в принципе возможны, но на практике не используются;
  • помните об особых свойствах некоторых веществ и исключениях из правил.

Выполнение части В: углубляемся и сосредотачиваемся

В1-В9 - так маркируются задания повышенного уровня сложности, где необходимо записать краткий ответ . Каждое выполненное задание оценивается от 1 до 2 баллов, а в сумме за правильно выполненные задания можно получить 18 первичных баллов.

Здесь есть градация заданий по типам, и, соответственно, свои нюансы выполнения.

Тип задания Возможная ошибка Действие

Задания на соответствия

Стремление применить каждый предложенный вариант ответа Внимательно перечитайте каждый предложенный вариант ответа. Учтите, что буквы в ответе могут повторяться, а часть предложенных вариантов может быть не применима для решения задачи

Выбор группы

Запутаться в названиях соединений каждой группы из-за необходимости сопоставлять сразу несколько параметров

Для правильного ответа необходимо учитывать взаимодействия вещ-в. Здесь может помочь отбрасывание ненужных вариантов

Соответствия между веществами и коэффициентом ионного уравнения

Забыть о коэффициенте 1, который не пишется. При переходе от полного ионного уравнения к сокращенному многие забывают, что можно сокращать и коэффициенты, если их можно разделить на одно и то же число.

Помните о правилах решения ионных уравнений, о сокращении коэффициентов. Не путайте нумерацию вариантов ответов со значениями ответов

Задания с множественным выбором

Использование только одного варианта или сразу всех.

Запись выбранных вариантов в хаотичном порядке

Помните, что есть специальное поле для предварительных расчетов, и только после того, как вы окончательно решите задание, запишите в бланк ответа варианты в порядке их возрастания.

Как правило, в этом типе заданий 3 правильных варианта ответа

Расчетные задачи Ошибки при округлении Используйте поле для расчетов и записывайте только верный ответ

Общие советы для решения задач части В:

  • не спешите с записью ответов в контрольный бланк;
  • если вы сомневаетесь в задании с множественным выбором, то лучше напишите меньшее количество вариантов ответов.

Часть С: максимум внимания

Задания самого сложного уровня ЕГЭ по химии - С1-С5. Их всего пять, для каждого необходимо дать полный развернутый ответ. Задачи оцениваются в 3 или 4 балла, а максимум, который можно получить за всю часть С - 18 баллов.

Если «застрянете» на первых двух частях, то на решение третьей у вас не хватит времени. Посмотрите на основные типы заданий в части С и те ошибки, которые чаще всего допускают ученики.

Тип задания Возможная ошибка Действие
Уравнения окислительно-восстановительной реакции Даже при правильном решении уравнения многие забывают указать окислитель-восстановитель Определите недостающие вещ-ва реакции и степень окисления, примените стандартный алгоритм электронного баланса. Перепроверьте данный вами ответ
Уравнения возможных реакций для набора неорганических веществ Многие забывают перепроверить записанный ответ Записывайте только те уравнения, в которых вы уверены на 100%, т. к. засчитываются только первые 4
«Мысленный эксперимент» Некоторые экзаменуемые пропускают эту задачу в виду неясности ответа 1) составьте схему реакции; 2) расшифруйте схему, заменив обозначения конкретными формулами; 3) напишите уравнения реакций, расставив все коэффициенты. Сделайте хотя бы один из перечисленных шагов правильно, и это принесет вам балл
Цепочка превращений органических веществ

Не указать помимо основных продуктов побочные. Экзаменуемые не учитывают условия протекания реакции и записывают уравнения без структурных формул

Учитывайте последовательность протекания реакций, правильно записывайте формулы. Помните о сложных реакциях (окисление перманганатом, электролиз растворов солей карбоновых кислот, взаимодействие галогенпроизводных со спиртовым и водным раствором щелочи и т. д.)
Комбинированная задача Ошибки в номенклатуре, уравнениях реакций. Часто экзаменуемые не понимают разницу между фосфатом и фосфидом, нитритом и нитридом Записывайте все результаты реакций на каждом этапе решения задачи и учитывайте их в последующих расчетах по уравнению реакции
Определение формулы вещества В задачах на продукты сгорания теряется водород, который входит в состав галогенводородов Проверяйте себя на предмет того, чего больше: молекул или атомов. Не увлекайтесь чрезмерным округлением. Помните о записи структурных формул
  • расчет по уравнению реакций обязательно выполняйте в МОЛЯХ, иначе решение задачи не будет зачтено;
  • выполняйте хотя бы часть задания: в этом случае у вас есть шанс заработать хоть несколько дополнительных баллов;
  • записывайте ответы максимально разборчиво, чтобы не потерять баллы из-за небрежности.

Неудивительно, что выпускники задаются одним и тем же вопросом. Сложно ли сдать ЕГЭ? Ответ во многом зависит от уровня подготовки. Некоторые ученики готовятся к предстоящему испытанию с репетитором, некоторые предпочитают самостоятельное изучение материала.

школьнику?

Как известно, единый экзамен можно сдавать как выпускной и вступительный одновременно. Задаваясь вопросом о том, сложно ли сдать ЕГЭ, абитуриенты одновременно интересуются, как получить наивысший балл. Несмотря на все «страшилки», уверяющие, что обычному школьнику крайне сложно успешно сдать не так.

Важно лишь знать, как подготовиться, и тогда бояться точно не стоит.

Подготовка к ЕГЭ

Никогда не стоит исключать вероятность получения наивысшего балла. Больше всего шансов у тех школьников, которые начинают подготовку заранее. Например, систематичное изучение школьной программы на протяжении нескольких лет позволит избежать стрессов, связанных с необходимостью в сжатые сроки освоить огромный объем материала.

Подготовиться можно самостоятельно, стать слушателем специальных курсов или обратиться к частному преподавателю. Чтобы выбрать подходящий вариант, нужно учитывать, насколько хорошо школьник знает предмет на текущий момент и как много времени осталось до экзамена.

Также немаловажное значение имеет, какой предмет предстоит сдавать.

Физика

Любопытно, что этот предмет входит в четверку наиболее популярных. Именно физику часто выбирают школьники. Чем обоснована такая популярность? Ведь этот предмет никак нельзя назвать простым. Секрет в том, что физика нужна для поступления в технические вузы. Вот почему юноши сдают ее намного чаще девушек.

Сложно ли сдать ЕГЭ по физике? Как говорилось выше, этот предмет не относится к числу простых. Поэтому подготовка должна быть не только длительной, но и тщательной.

Особенность ЕГЭ состоит в том, что ученик должен не только обладать блестящими знаниями, но и соблюдать регламент экзамена. С правилами лучше ознакомиться заранее. Например, в аудиторию не разрешают проносить не только вычислительную технику, но и всякие новомодные гаджеты по типу смарт-часов и т. д. Разрешено взять только линейку и простейший калькулятор.

При написании теста нельзя обмениваться информацией с другими учениками, также обычно запрещают выходить без разрешения и т. д.

Нарушение требований может привести к конфликту.

Чтобы успешно сдать физику, нужно набрать 36 баллов или более.

Обществознание

Школьникам всегда бывает трудно определиться с будущей профессией. Если ученик не представляет себя ни в гуманитарной, ни в технической специальности, то обществознание становится универсальным вариантом. Этот предмет пригодится для будущих психологов, социологов, экономистов и некоторых других профессий.

Сложно ли сдать ЕГЭ по обществознанию? Некоторые ошибочно полагают, что этот предмет прост, так как не предполагает запоминания сложных формул. Однако это может стать ошибкой. Пренебрегать подготовкой нельзя.

Если ученик предполагает, что при сдаче обществознания можно пуститься в философские рассуждения и таким способом успешно сдать экзамен, результат может его разочаровать. Формат ЕГЭ требует конкретных и четких ответов.

Вот почему обществознание требует знания терминологии, умения сравнивать и анализировать знания. Этот предмет включает в себя несколько гуманитарных направлений. Каждое из них открывает пучину знаний со своим набором терминов.

Выбирая ЕГЭ по обществознанию, нужно серьезно отнестись к изучению предмета. Это залог успешного результата.

Биология

Не только школьникам, но и абитуриентам приходится сдавать ЕГЭ. Многие невероятно боятся этого экзамена из-за противоречивой информации. Поэтому всегда популярным остается вопрос о том, сложно ли сдать ЕГЭ по биологии.

Наверное, простых экзаменов вообще не бывает. Проверка знаний - это всегда стресс. По мнению экспертов, наибольшая сложность ЕГЭ по биологии в том, что экзамен охватывает колоссальный пласт информации. Как отдельный предмет эту науку начинают преподавать в 5-6-м классах.

Еще одна сложность состоит в том, что биология включает немало разделов. Например, ботанику изучают в средней школе и к выпускным классам знания могут забываться. Придется тратить время на повторное изучение материала.

Проводя подготовку к ЕГЭ, нужно не только штудировать темы учебника. Важно привыкнуть к формату, в котором проводится экзамен. В процессе тестирования важно правильно заполнить бланк, не допуская ошибок. Будет обидно получить низкий балл не из-за недостатка знаний, а из-за ошибок в заполнении.

Химия

Этот предмет, в отличие от биологии, начинают преподавать в 8-м классе, поэтому объем информации меньше. Однако это не означает, что можно пренебрегать подготовкой.

Нельзя однозначно сказать, сложно ли сдавать ЕГЭ по биологии и химии. Многое зависит от текущего уровня. Чем больше знаний усвоил школьник, тем проще будет даваться подготовка. Начать стоит с проверки. Наибольшее внимание рекомендуют уделять самым сложным темам. Именно с них нужно начинать подготовку к ЕГЭ по химии. Ведь чем больше времени на подготовку, тем лучших результатов можно добиться.

Получив 100 баллов на выпускном экзамене, вчерашний школьник пополнит ряды тех, кому регулярно задают вопрос о том, сложно ли сдать ЕГЭ.

    Познакомьтесь с преподавателем или учителем. Чтобы успешно сдать экзамен, следует познакомиться с преподавателем и рассказать ему, что вам дается с трудом.

    • Ко многим преподавателям можно подойти вне уроков, если студентам нужна помощь. Кроме того, у них обычно есть методические издания.
  1. Соберите группу для занятий. Не стесняйтесь того, что химия дается вам тяжело. Этот предмет сложен практически для всех.

    • Работая в группе, люди, которые смогут быстро понять какую-то тему, объяснят ее остальным. Разделяйте и властвуйте.
  2. Прочитайте нужные параграфы в учебнике. Учебник по химии - не самое захватывающее чтиво, но вам следует внимательно ознакомиться с материалом и выделить текст, который вам не понятен. Составьте список вопросов и понятий, которые вам сложно понять.

    • Вернитесь к этим частям позже со свежей головой. Если вам все равно трудно, обсудите тему в группе или обратитесь за помощью к преподавателю.
  3. Ответьте на вопросы после параграфа. Даже если материала много, вы, возможно, запомнили больше, чем вам кажется. Постарайтесь ответить на вопросы в конце главы.

    • Иногда в учебниках есть поясняющие материалы в конце, которые описывают правильное решение. Это поможет вам понять, где вы совершили ошибку в рассуждениях.
  4. Изучите диаграммы, изображения и таблицы. В учебниках используются наглядные способы передачи информации.

    • Посмотрите на изображения и схемы. Это позволит лучше понять некоторые концепции.
  5. Попросите у преподавателя разрешения записывать лекцию на диктофон. Сложно записывать информацию и при этом смотреть на доску, особенно если речь идет о таком непростом предмете, как химия.

    Ознакомьтесь с вопросами прежних экзаменов. Иногда студентам выдают вопросы, которые встречались на экзаменах в прошлые годы, чтобы они могли лучше подготовиться.

    • Не заучивайте ответы. Химия - это предмет, где для ответа на вопрос важно понимать, о чем идет речь, а не только повторять заученный текст.
  6. Воспользуйтесь учебными онлайн-ресурсами. Посетите все сайты, которые рекомендует преподаватель.

    Научитесь определять изменения, которые происходят при химической реакции. Химические реакции начинаются с базовых элементов или соединений, которые вступают в реакцию. В результате соединения получается продукт реакции или несколько продуктов.

    Выучите разные типы реакций. Химические реакции могут происходить под воздействием различных факторов, а не только при соединении элементов.

    Используйте все доступные ресурсы. Вам нужно будет понять разницу между основными реакциями. Используйте все возможные материалы, чтобы понять эту разницу. Не бойтесь задавать вопросы.

    • Понять, что меняется при химических реакциях, не так просто. Это будет одной из самых сложных задач на занятиях по химии.
  7. Осмыслите реакции с точки зрения логики. Постарайтесь не запутаться в терминологии и не сделать все еще сложнее. Все реакции направлены на превращение чего-то во что-то другое.

    • К примеру, вы уже знаете, что получится, если соединить два атома водорода и один атом кислорода, - вода. Поэтому если налить воду в кастрюлю и поставить на огонь, что-то изменится. Вы провели химическую реакцию. Если поставить воду в холодильник, произойдет реакция. Вы изменили что-то, что задействовало вещество, участвующее в реакции, то есть воду.
    • Пройдитесь по каждому типу реакции, пока не поймете все. Сконцентрируйтесь на источнике энергии, который провоцирует реакцию, и основных изменениях, которые становятся результатом реакции.
    • Если вам сложно разобраться в этом, составьте список непонятных нюансов и покажите его преподавателю, сокурсникам или любому человеку, который хорошо разбирается в химии.

Расчеты

  1. Знайте последовательность основных вычислений. В химии иногда нужны очень точные расчеты, но часто достаточно базовых знаний математики. Важно понимать, в какой последовательности осуществляются расчеты.

    • Сначала делаются расчеты в скобках, затем вычисления в степенях, затем умножение или деление и в конце - сложение или вычитание.
    • В примере 3 + 2 x 6 = ___ правильным ответом будет 15.
  2. Не бойтесь округлять очень длинные числа. В химии часто округляют, потому что нередко ответом на уравнение служит число с большим количеством цифр. Если в условии задачи даны инструкции по округлению, учтите их.

    Поймите, что такое абсолютное значение. В химии у некоторых чисел есть абсолютное, а не математическое значение. Абсолютное значение - это все значения до числа от нуля.

    Знайте все распространенные единицы измерения. Вот несколько примеров.

    • Количество вещества измеряется в молях (mol).
    • Температура измеряется в градусах по Фаренгейту (°F), Кельвину (°K) или Цельсию (°C).
    • Масса измеряется в граммах (г), килограммах (кг) или в миллиграммах (мг).
    • Объем жидкости измеряют в литрах (л) или миллилитрах (мл).
  3. Потренируйтесь переводить значения из одной системы измерения в другую. На экзамене вам придется заниматься такими переводами. Возможно, вам нужно будет перевести температуру из одной системы в другую, фунты - в килограммы, унции - в литры.

    • Вас могут попросить дать ответ в единицах, отличных от единиц в условии задачи. К примеру, в тексте задачи температура будет указана в градусах по Цельсию, а ответ нужен будет в градусах по Кельвину.
    • Обычно температуру химических реакций измеряют в градусах по Кельвину. Потренируйтесь переводить градусы по Цельсию в градусы по Фаренгейту или Кельвину.
  4. Не спешите. Вдумчиво прочитайте текст задачи и научитесь переводить единицы измерения.

    Умейте рассчитывать концентрацию. Отточите знания основ математики, рассчитывая проценты, соотношения и пропорции.

    Попрактикуйтесь на данных о пищевой ценности продуктов на упаковках. Чтобы сдать химию, вам нужно уметь рассчитывать соотношения, пропорции и проценты в разных последовательностях. Если вам это сложно, начните тренироваться на привычных единицах измерения (к примеру, на упаковках пищевых продуктов).

    • Возьмите упаковку с данными о пищевой ценности. Вы увидите расчет калорий на порцию, рекомендуемую порцию продукта в день в процентах, общее количество жира, процент калорий от жира, общее количество углеводов и разбивку по типам углеводов. Научитесь высчитывать различные соотношения, отталкиваясь от этих значений.
    • Например, рассчитайте количество мононенасыщенного жира в общем количестве жиров. Переведите в процентное соотношение. Рассчитайте, сколько калорий содержится в упаковке, зная количество порций и калорийность каждой порции. Рассчитайте, сколько натрия содержится в половине упаковки.
    • Это поможет вам с легкостью переводить химические значения из одной системы в другу, например, моли на литр, граммы на моль и так далее.
  5. Научитесь использовать число Авогадро. Это число отражает количество молекул, атомов или частиц в одном моле. Постоянная Авогадро равняется 6.022x1023.

    Подумайте о морковке. Если вам сложно понять, как использовать число Авогадро, попробуйте считать морковь, а не атомы, молекулы или частицы. Сколько морковок содержится в дюжине? Мы знаем, что дюжина - это 12, значит, в одной дюжине 12 морковок.

    Разберитесь в молярности. Подумайте о количестве молей вещества, содержащегося в жидкости. Очень важно понять этот пример, поскольку речь идет о молярности, то есть о пропорции вещества, выраженного в молях на литр.

    Сведите уравнения к эмпирической формуле. Это означает, что ответ будет верным лишь в том случае, если вы доведете все значения до их простейшей формы.

    Знайте, что включается в молекулярную формулу. Молекулярную формулу не нужно доводить до простейшей, или эмпирической, формы, поскольку в ней сказано, из чего именно состоит молекула.

    • Молекулярная формула записывается с помощью аббревиатур элементов и количества атомов каждого элемента в молекуле.
    • К примеру, молекулярная формула воды - это H2O. Это означает, что в каждой молекуле воды содержится два атома водорода и один атом кислорода. Молекулярная формула ацетаминофена - C8H9NO2. У каждого химического соединения есть молекулярная формула.
  6. Помните, что математика в химии называется стехиометрией. Вы встретите этот термин. Это описание того, как химия выражается в математических формулах. В химической математике, или в стехиометрии, количества элементов и химических соединений часто выражаются в молях, процентах в молях, в молях на литр или в молях на килограмм.

    Попросите о дополнительных заданиях. Если вам тяжело даются уравнения и конвертации, поговорите с преподавателем. Попросите дать вам больше задач, чтобы вы могли поработать над ними самостоятельно, пока суть всех явлений не станет вам понятна.

Язык химии

    Научитесь понимать диаграммы Льюиса. Диаграммы Льюиса иногда называют точечными диаграммами. Это простые схемы, на которых точками обозначаются свободные и связанные электроны во внешней оболочке атома

    Узнайте, что такое правило октетов. При построении диаграмм Льюиса используется правило октетов, которое гласит, что атом становится стабильным, когда у него есть доступ к восьми электронам во внешней оболочке. Водород является исключением - он считается стабильным при наличии двух электронов во внешней оболочке.

Только не надо себя обманывать! "В принципе, у нас все неплохо, - часто говорят мне родители в первом телефонном разговоре, - В школе у ребенка четверки и даже пятерки, вот только пробный ЕГЭ "случайно" написал на два! Волновался, наверное".

Друзья! Если человек действительно знает предмет на четверку, он не сможет сдать экзамен на два, даже если находится в бессознательном состоянии. Не обольщайтесь! Случайность - это не двойка на пробном экзамене, а водопад четверок и пятерок, который обрушивается на школьников в течение 11 лет учебы. К сожалению, практика показывает, что 90% школьных оценок - липа! Не будем сейчас говорить о причинах этого явления (более подробно об этом можно почитать здесь ), а лучше подумаем, как поставить самому себе (или своему отпрыску) объективную оценку.

Могу предложить несколько вариантов:

  • воспользуйтесь тестами по химии и по математике на данном сайте;
  • купите сборник тестов ЕГЭ по соответствующему предмету и попробуйте решить несколько вариантов (только честно, без списывания и без помощи друзей!);
  • обратитесь за консультацией к квалифицированному репетитору, попросите его оценить текущий уровень знаний и составить программу подготовки к экзамену.

Поставьте перед собой реалистичную цель. Учитывайте временные ограничения

Если до ЕГЭ осталось четыре месяца, в текущий момент вы едва способны решить 3-4 простейшие задачи, а замахиваетесь на 90 баллов, боюсь, что вас ждет разочарование! Для выхода на уровень 80 баллов по математике даже весьма способному школьнику потребуется 1,5 - 2 года интенсивной работы.

Очень трудно четко сформулировать, что такое реалистичная цель . Слишком много переменных приходится учитывать. Играют роль и начальный уровень ученика, и его способности, и уровень мотивации, и, конечно, запас времени. Опытный репетитор уже после одного - двух занятий понимает, на что может рассчитывать тот или иной его подопечный. Непрофессионал очень часто в разы может преувеличивать или преуменьшать возможности ребенка.

Попробую дать лишь несколько ориентиров на примере типичных ситуаций. Итак,


Типичная ситуация Прогноз
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, текущий уровень "ниже плинтуса". Можем рассчитывать на 60 баллов на экзамене, максимум - на 65 при условии интенсивной работы.
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий из первой части. Реалистичный прогноз: 70 - 75 баллов.
Готовимся к экзамену по математике, имеем два года в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий. Можем подняться даже выше 90 баллов. Уровень 80 баллов при нормальной работе практически гарантирован.
Готовимся к ЕГЭ по химии, имеем год в запасе, текущий уровень "ноль с минусом". Можем рассчитывать на 70 - 75 баллов на реальном экзамене (при интенсивной работе в течение года).
Хотим сдать ЕГЭ по химии, в школе - "реальная" четверка, год запасе. 80 - 90 баллов - достижимый результат.
Мечтаем получить 100 баллов на ЕГЭ по химии, имеем два года впереди и огромное желание работать. Выполняем все домашние задания, трудимся регулярно. Мечта о 100 баллах может стать явью.
Полгода до ЕГЭ по математике, неуверенно знаем даже таблицу умножения. Можно ли сдать экзамен хотя бы на минимальный балл? Да, можно. Необходимо найти профессионального репетитора и начать серьезно работать.
Аналогичный вопрос для химии. Безусловно, можно.
До экзамена два - три месяца. Знания на нуле. Можно ли на что-то надеяться? Можно рассчитывать лишь на сдачу ЕГЭ на минимальный балл, да и то при условии интенсивной работы под руководством репетитора экстракласса.

Еще раз напоминаю, что здесь даны лишь ориентиры. Естественно, никаких гарантий в подобных прогнозах нет и быть не может!

Составьте программу занятий

Итак, к началу Июня вы планируете уверенно решать, например, десять задач в тесте. В настоящее время вы способны выполнить 2-3 задания. Возьмите лист бумаги, ручку и попробуйте набросать примерный план работы: Декабрь будет посвящен задачам В1 и В4, Январь - В2 и В5 и т. д. Если Вы готовитесь к ЕГЭ с репетитором, ситуация упрощается: это он должен будет составить план и следить за его реализацией. Если готовитесь самостоятельно, покажите ваш план школьному учителю; возможно, что-то надо будет подкорректировать.

Вероятно, в ходе подготовки в план будут вноситься некоторые изменения. Это нормальное явление.

Дайте себе запас времени

Важно понимать, что жизнь вносит свои коррективы в любой план. Вы можете заболеть, экзамен могут перенести на более ранний срок, выяснится, что казавшаяся вам очень легкой тема, на деле, потребует бОльших усилий и т. п.

Вы должны предусмотреть резерв времени. Скажем, вы уже знаете, что ЕГЭ по математике состоится 10 Июня. Но вы должны быть полностью готовы уже к 15 Мая. Если возникнут какие-то проблемы, вы сможете решить их за оставшееся время. Если проблем не возникнет, вы сможете лишний раз повторить пройденный материал, или даже поработать над более сложными примерами.

Периодически контролируйте себя

Любая подготовка теряет смысл, если вы не будете постоянно следить за выполнением своего плана. После каждого занятия организуйте для себя небольшую контрольную работу. Все выполненные задания проверяйте по ответам (но не подгоняйте под ответ!) Периодически устраивайте для себя пробный ЕГЭ : можно воспользоваться сборниками экзаменационных тестов или материалами из Интернета. Главное - чтобы экзамен был максимально объективным. Не подсматривайте в учебники, решайте задачи в "экзаменационной обстановке", попросите друзей или родителей проверить вас.

Ваши результаты должны постепенно улучшаться. Если прогресса не наблюдается, необходимо менять систему подготовки: воспользоваться другим учебником, уделять занятиям больше времени, обратиться к помощи репетитора.

Готовьтесь к ЕГЭ каждый день

Я понимаю, что сегодня у друга день рождения, а завтра - важная контрольная в школе, а послезавтра - Новый год. Вчера болела голова, а позавчера обещали столкновение Земли с астероидом (и зачем вообще тогда готовиться к ЕГЭ?). Нет, друзья, так дело не пойдет! Если вы планируете заниматься от случая к случаю, раз в неделю или даже реже, вынужден вас разочаровать: эффективность такой работы стремится к нулю.

Ежедневные занятия по 20 минут гораздо полезнее, нежели одно двухчасовое занятие один раз в неделю. Регулярность работы - основа успеха. А друзья, праздники, социальные сети, футбол, телевизор пусть подождут до лета!

Подготовка к ЕГЭ - это не просто решение тестов

Хотелось бы еще раз предостеречь выпускников от бездумного использования многочисленных "Сборников тестов для подготовки к ЕГЭ".

Во-первых, качество большой (если не бОльшей!) части данных сборников не очень высоко (это еще мягко сказано!): масса фактических ошибок, некорректные задания и т. д.

Во-вторых, даже качественные сборники подобного типа не заменяют собой учебники, справочники и т. п. Данные книги, безусловно, имеют право на существование, но лишь в качестве вспомогательного элемента обучения. Вы можете использовать их для оценки своего начального уровня (см. выше), для периодического самоконтроля в ходе обучения.

Самое глупое, что можно придумать при подготовки к ЕГЭ, - это просто "прорешивать" (как любят говорить некоторые преподаватели) бесконечное количество тестов.

Подготовка к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) - это работа над определенными темами , над задачами определенных типов. Сегодня вы учитесь решать квадратные уравнения, завтра разбираете уравнения с модулями, послезавтра - вспоминаете дробно-рациональные уравнения и т. д. Переходить к следующей теме нужно лишь полного усвоения предыдущей.

Очевидно, что сборники тестов вам в подобной работе не помогут. Лучше использовать обычные школьные учебники или специализированную литературу для готовящихся в ВУЗы .

Как сдать ЕГЭ по химии?

Химия – не простой, но интересный предмет школьной программы. Он не входит в число обязательных экзаменов, сдают его только те, кто желает продолжить обучение в высшем учебном заведении по специальностям: медицина, химическая или пищевая промышленности и другие отрасли. Выпускники, определившиеся с будущей профессией, должны своевременно начать готовиться к такому сложному предмету, как химия.

Начать подготовку необходимо как можно раньше. Если у Вас есть возможность, то можно записаться на курсы или брать дополнительные уроки у преподавателя, потому что самостоятельно готовиться к данному предмету весьма непросто. Но если вы не можете заниматься платно, придётся серьёзно настроиться на самоподготовку. Будет лучше, есть Вы, уже с 10 класса, начнёте систематизировать информацию необходимую для ЕГЭ.

Теоретические знания крайне важны для написания ЕГЭ по химии, но этого может быть не достаточно для великолепного результата. Обязательно нужно уделить внимание разбору всех тестовых заданий в экзамене. Причём их нужно рассматривать с нескольких позиций и искать альтернативные варианты решения, аргументируя своё мнение. Благодаря этому Вы сможете быстро сориентироваться при написании официального ЕГЭ, и даже встретить подобные задачи.

Единый государственный экзамен основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся.

Советы учителям:

Учителям, помня о том, что «нельзя научить плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся 5-11 классов практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки само регуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, ее только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Советы родителям:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его способностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Не критикуйте ребенка после экзамена.

Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы выпускникам:

Подготовка к экзамену

Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Введи в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинка или эстампа в этих тонах.

Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.

Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, 10 минут - перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Выполняйте как можно больше опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на одно задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).

Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого » настроя.

В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 20 минут до начала тестирования.

Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть 3-4 часа.

Перед началом экзамена

В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны! От того, как Вы внимательно запомните эти правила, зависит правильность Ваших ответов.

Во время тестирования

Пробегите глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно его смысл.

Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы вернуться потом к нему. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь

Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните: задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на пяти-семи.

Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции.

Практика показывает, что учитель не может обеспечить полностью подготовку учащихся 9-х классов к ОГЭ и 11-х классов к ЕГЭ по химии на уроках, особенно при 1 или 2-х часовом изучении этого предмета в неделю.

Однако учитель может оказать большую помощь учащимся, придерживаясь определённой методики.

1.Повторение. Это одна из самых важных частей подготовки к экзаменам.

Не нужно откладывать организацию повторения на конец учебного года. Чем раньше учитель начнёт совмещать организацию повторения на уроке с изучением нового материала, те лучше будет результат. Не обязательно выделять повторение на уроке в отдельный блок. На это может не хватить времени. Повторяйте пройденные темы при опросе учащихся, связывайте новый материал с ранее изученным и даже при закреплении новой темы.

Без повторения рассчитывать на высокие результаты при сдаче ЕГЭ не приходится.

0рганизацию повторения нужно внести в календарно- тематическое планирование. Невозможно повторить за несколько месяцев весь пройденный материал. К тому же у каждого ребёнка свои пробелы в знаниях. Учитель должен определить основные темы, по которым учащиеся испытывают трудности.

Нельзя пользоваться проверочными тестами только одного автора или издания. Выпускник должен быть готов справиться с любым заданием, как бы не был сформулирован вопрос.

Кроме того, для каждого ученика можно составить индивидуальную программу для повторения. Но выполнять её он должен самостоятельно. У каждого ученика свои слабые места, потому и акценты будут расставлены по-разному.

Самые распространенные ошибки учеников:

1.Механизмы образования связи. Затруднения в выборе веществ, имеющих связь, образованную по донорно-акцепторному механизму: если в ответе есть соль аммония, ошибок нет, но если следует выбрать озон, угарный газ, комплексное соединение – верных ответов гораздо меньше.

2.Водородная связь. Обязательно следует напомнить классы органических соединений, которые образуют этот вид связи, вспомнить ее влияние на физические свойства.

Часто учащиеся ошибочно считают, что вещества, имеющие ионные кристаллические решетки проводят электрический ток в твердом состоянии, забывая о прочности ионной связи, и, как следствие, о невозможности свободного перемещения ионов.

3.Закономерности протекания химических реакций

При повторении химической кинетики надо обратить внимание на факторы, влияющие на скорость реакции. Часто, если в вопросе о скорости реакции авторы пособий

уравнении поставили знак обратимости , этого достаточно, чтобы подтолкнуть ученика к неверному ответу, в котором он, вместо факторов, влияющих на скорость, рассматривает факторы, влияющие на равновесие.

При повторении химического равновесия чаще других встречается ошибка, когда рассматривается влияние давления на равновесие и суммируется количества веществ – газов и твердых веществ или газов и жидкостей. Для запоминания того, что объемами жидкостей и твердых веществ в данном случае можно пренебречь, можно сравнить объем 1 моля водяных паров (22400мл) и объем 1 моль жидкой воды (18 мл).

4.Физико-химические свойства растворов. Электролитическая диссоциация. Реакции в растворах электролитов

Уравнения ступенчатой диссоциации многоосновных кислот, многокислотных оснований, а также кислых, основных и комплексных солей. Очень часто встречается ошибка в записи диссоциации кислых солей:

NaHS Na+ + Н+ + S ² ˉ

Обратите внимание на факторы, влияющие на степень диссоциации слабых электролитов. 5. Влиянии разбавления раствора на степень диссоциации (закон разведения Оствальда). Формулировка самого вопроса в тестах «Яркость свечения лампочки усилится…» не всем ученикам понятна.

6.Гидролиз солей

О среде в растворах дигидрофосфатов и гидросульфитов.

О взаимном усилении гидролиза, например, при смешивании растворов хлорида железа (III) и карбоната натрия.

Укажите, что при смешивании солей железа (III) с сульфидами, происходит не взаимное усиление гидролиза, а ОВР.

Необходимо повторить и необратимый гидролиз бинарных соединений (карбидов, силицидов, нитридов, фосфидов, активных металлов).

7.Амфотерные соединения.

Повторите темы, касающиеся продуктов реакций амфотерных оксидов и гидроксидов в растворе и при сплавлении.

Обратите внимание ученика на степень окисления амфотерного металла и зависимость от нее продукта реакции.

Повторите разрушение гидроксокомплексов в кислой среде. Обратите внимание на разрушение их продуктами гидролиза солей слабых оснований и сильных кислот (к комплексу добавляют раствор соли алюминия, цинка, железа).

8.Основные классы соединений. Обратить особое внимание на зависимость продуктов реакции от избытка-недостатка реагентов: например, при взаимодействии щелочей с оксидом углерода (IV) может образоваться как средняя, так и кислая соль.

Обязательно уделите внимание вопросу о термической устойчивости, особенно нитратов.

Напомните ученикам различия между промышленными способами получения веществ и лабораторными. Не забывайте заострить внимание на том, что такое оптимальные условия получения.

Повторите качественные реакции на вещества и ионы.

Для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ учителю рекомендуется реализовать предлагаемый алгоритм:

1. Анализ информации по содержанию и процедуре проведения ЕГЭ.

1.1.Выявить число учащихся, предполагающих сдавать ЕГЭ по химии.

1.2.Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру проведения ЕГЭ (опубликованы на сайтах www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, www.educom.ru, www.mioo.ru, ege.flpi.org)

1.З.Согласовать с руководством образовательного учреждения организационную форму подготовки учащихся к ЕГЭ (консультационные часы, факультатив, спецкурс и т.п.).

1.4.Проанализировать содержание ЕГЭ по спецификации

1.5.Проанализировать учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты) для подготовки учащихся к ЕГЭ.

2.Выявить уровень усвоения учащимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии ЕГЭ.

3.Составить календарно-тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и умений, перечень обязательной номенклатуры. Календарно-тематическое планирование составляется с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к ЕГЭ.

4.В календарно-тематическое планирование необходимо внести сроки и формы диагностики уровня усвоения повторяемого материала.

5.При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной подготовки учащихся. Для этого следует разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к ЕГЭ, и согласовать их с учениками и их родителями.