Климат и внутренние воды южной америки. Тема урока: «Климат и внутренние воды Южной Америки

Южная Америка, превышая по площади только Антарктиду и Австралию, по общему объему стока (7500 км 3) превосходит все остальные материки, кроме Евразии, а по средней толщи­не слоя стока (417 мм) занимает первое место на Земле.

Формированию густой, хорошо развитой речной сети Южной Америки благоприятствуют климатические условия, история развития и рельеф материка. Большая часть Южной Америки с мезозоя представляла собой сушу. Это определяет древность водной сети на значительной части материка. Для рельефа Южной Америки характерны крупные контрасты высот и со­седство величайших низменных равнин с высокогорными хреб­тами, что создает благоприятные условия для формирования больших и сложных речных систем.

Главный водораздел материка находится в Андах, но не всегда совпадает с наиболее высокими хребтами. Большая часть стока с материка направлена в Атлантический океан, в него текут крупнейшие реки Южной Америки. Бассейну Тихого океана принадлежат только сравнительно небольшие водотоки, берущие начало в западной части Анд.

Главный источник питания рек Южной Америки - дожде­вые осадки. Ледниковое питание имеет значение только на юге Анд; роль снегового ничтожна.

В связи с ограниченным распространением в Южной Амери­ке засушливых территорий области, лишенные периферичес­кого стока, занимают лишь небольшую часть ее поверхности. Это южные районы Гран-Чако, внутренние плоскогорья Анд, впадина Атакамы и центральные участки Тихоокеанского побережья.

Гидрологический режим большей части рек Южной Аме­рики определяется количеством дождевых осадков и резко вы­раженной сезонностью их выпадения. Только для приэквато­риальных районов и крайнего юго-запада характерен режим, определяемый равномерным выпадением осадков.

Крупнейшая река Южной Америки - Амазонка. Большая часть ее бассейна лежит к югу от экватора. Площадь бас­сейна реки свыше 7 млн. км 2 , длина ее от главного истока 6400 км. Расход воды Амазонки в несколько раз превышает расход всех крупнейших рек мира. Он равен в среднем 220 тыс м 3 /с. Средний годовой сток Амазонки в нижнем течении (7000 км 3) составляет большую часть стока всей Юж­ной Америки и 15% стока всех рек Земли.

Главный исток Амазонки - река Мараньон - начинается в Андах на высоте 4840 м. Только после слияния с первым крупным притоком - Укаяли - в пределах равнины река получает название Амазонка.

Амазонка собирает свой многочисленные притоки (более 500) со склонов Анд, Бразильского и Гвианского нагорий. Многие из них по длине превышают 1500 км. Наиболее многочисленные и крупные притоки Амазонки - реки южного полушария. Самый большой левый приток ее - Риу-Негру (2300 км), самый большой правый и вообще крупнейший приток Амазонки - Мадейра (3200 км).

Часть притоков, размывая глинистые породы, имеет очень мутную воду («белые» реки), другие обладают прозрачной водой, темной от растворенных органических веществ («чер­ные» реки).

Ширина русла Амазонки после слияния Мараньона и Укая­ли равна 1-2 км, но вниз по течению она быстро возрастает. У Манауса она доходит уже до 5 км, в нижнем течении расши­ряется до 20 км, а в устье ширина главного русла Амазонки вместе с многочисленными островами во время разлива дости­гает 80 км. В западной части низменности Амазонка течет почти на уровне берегов, фактически не имея сформировав­шейся долины. К востоку долина реки глубоко врезается в поверхность и представляет резкий контраст с водораздель­ными пространствами.

Примерно в 350 км от Атлантического океана начинается дельта Амазонки. Несмотря на древний возраст, она не выдви­нулась в океан за пределы коренных берегов. Хотя река и вы­носит огромные массы твердого материала (в среднем 1 млрд. т в год), процессу нарастания дельты препятствуют деятельность приливов и отливов, влияние течений, а также опускание побережья.

В нижнем течении Амазонки большое влияние на ее режим и формирование берегов оказывают приливы и отливы При­ливная волна проникает вверх по течению более чем на 1000 км, двигаясь в низовьях стеной высотой 1,5-5 м. Эта волна мчит­ся против течения с огромной скоростью, вызывая сильное вол­нение на песчаных отмелях и банках и разрушая берега. У местного населения это явление известно под названием «поророка» и «амазуну».

Амазонка в течение всего года полноводна. Дважды в год уровень воды в реке поднимается на значительную высоту. Эти максимумы связаны с дождливыми периодами северного и юж­ного полушарий. Наибольший расход на Амазонке бывает после периода дождей в южном полушарии (в мае), когда основную массу воды несут ее правые притоки. Река выходит из берегов и в среднем течении затопляет огромную территорию, создавая как бы гигантское внутреннее озеро. Потом наступает период постепенного снижения расхода воды, река входит в берега. Наименьший уровень воды в реке - в августе и сен­тябре, затем наступает второй максимум, связанный с периодом летних дождей северного полушария. На Амазонке он прояв­ляется с некоторым запозданием, примерно в ноябре. Этот ноябрьский максимум значительно уступает майскому. В ниж­нем течении реки два максимума постепенно сливаются в один.

До города Манауса Амазонка доступна для крупных судов. Суда с довольно глубокой осадкой могут проникать даже до Икитоса (Перу). Но в нижнем течении из-за приливов, обилия наносов и островов судоходство затруднено. Более глубок и Доступен для океанских судов южный рукав - Рио-Пара, имеющий общее устье с рекой Токантинс. На нем стоит круп­ный океанский порт Бразилии - Белен. Но этот рукав Амазон­ки сейчас связан с основным руслом только небольшими про­токами. Амазонка с притоками представляет собой систему внутренних путей сообщения общей протяженностью до 25 тыс. км.

Транспортное значение реки велико. В некоторых областях она долгое время была единственным путем, связывающим внутренние части Амазонской низменности с Атлантическим побережьем.

Реки бассейна Амазонки обладают большими запасами водной энергии. Многие притоки Амазонки при выходе на низ­менность пересекают крутые края Бразильского и Гвианского нагорий, образуя крупные водопады. Самый грандиозный из них - водопад Сан-Антонио на реке Мадейре. Но используются эти гидроресурсы пока еще очень слабо.

Вторая по величине речная система Южной Америки вклю­чает реку Парану с Парагваем и Уругвай, имеющий общее устье с Параной. Свое название (Ла-Платская) система полу­чила от одноименного гигантского эстуария Параны и Уруг­вая, достигающего 320 км в длину и 220 км в ширину в устьевой части. Площадь бассейна всей системы более 4 млн. км 2 , а длина Параны, по разным источникам, от 3300 до 4700 км.

Истоки Параны - Риу-Гранди и Паранаиба - лежат на Бразильском нагорье. Там же начинаются и многие другие реки системы. Все они в верхнем течении порожисты и обра­зуют несколько больших водопадов. Наиболее крупные водо­пады - Сети-Кедас (Гуайра) на Паране и Игуасу высотой 72 м на ее притоке того же названия. На них создана сеть гидростанций.

В нижнем течении Парана - типичная равнинная река. Главный максимум расхода наступает в мае в связи с летними дождями на Бразильском нагорье. Судоходное значение рек Ла-Платскрй системы и самой Ла-Платы очень велико.

Третья по величине река Южной Америки - Ориноко. Ее длина 2730 км, площадь бассейна - свыше 1 млн. км 2 . Ориноко берет начало на Гвианском нагорье. Ее исток был обнаружен и исследован французской экспедицией только в 1954 г.

Рекой Касикьяре Ориноко соединяется с притоком Амазонки Риу-Herpy, куда стекает часть воды верхней Ориноко. Это один из наиболее значительных примеров бифуркации рек на Земле.

При впадении в Атлантический океан река образует боль­шую дельту, длина которой достигает 200 км.

Уровень воды в Ориноко целиком зависит от дождевых осад­ков, которые выпадают в северной части ее бассейна летом (с мая по сентябрь). Максимум, наступающий на Ориноко в сен­тябре - октябре, бывает выражен очень резко. Разница между летним и зимним уровнем воды достигает 15 м.

Озера в Южной Америке немногочисленны. Основные гене­тические группы озер материка - тектонические, ледниковые, вулканические, лагунные. Небольшие ледниковые и вулкани­ческие озера есть в разных частях Анд. Наиболее крупные ледниковые и ледниково-тектонические озера сосредоточены на западе Южных Анд.

Самое крупное озеро материка - Титикака - расположено на Андийском плоскогорье на высоте более 3800 м, на грани­це между Перу и Боливией. Площадь его - 8300 км 2 , а мак­симальная глубина - 304 м. На берегах озера выражены тер­расы, свидетельствующие о неоднократном понижении его уровня. Озеро имеет сток в другое, более мелководное тек­тоническое озеро - Поопо. В связи с этим вода в озере Тити­кака пресная, а в Поопо сильно засолена.

На внутренних плато Анд и на равнине Гран-Чако много озер тектонического происхождения, мелководных бессточных и засоленных. Кроме того, распространены засоленные болота и солончаки (саларес).

Вдоль низменных берегов Атлантического океана и Кариб­ского моря есть большие озера-лагуны. Самая крупная из этих лагун находится на 1 севере, в обширной впадине между хреб­тами Анд. Она называется Маракайбо и соединена с Венесуэль­ским заливом. Площадь этой лагуны 16,3 км 2 , длина - 220 км. Вода в лагуне почти пресная, во время приливов, однако, соленость ее заметно увеличивается.

Лагуны, почти утратившие связь с Атлантическим океаном, расположены на юго-востоке материка. Наиболее крупные из них - Патус и Лагоа-Мирин

Климат и внутренние воды Южной Америки.

Цели и задачи: закрепить знания учащихся об особенностях рельефа Южной Америки; формировать представления о природе материка: разнообразии климата, его влиянии на распределение внутренних вод; продолжать формирование умения работать с картами атласа и климатическими диаграммами.

Средства обучения: физическая карта Южной Америки, климатическая карта Южной Америки, шаблоны материка с отмеченными границами климатических поясов, атласы, мультимедийный проектор, компьютер

Тип урока - комбинированный

Ход урока:

    Оргмомент (на перемене раздать учащимся шаблоны материка, чтобы они их обвели на чистый лист в тетрадь)

    Проверка домашнего задания: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

1 задание Географический диктант (с краткими, точными ответами) - группе подготовленных учащихся. Главная особенность рельефа Южной Америки. (Горный запад и равнинный восток).

    Величайшая равнина мира, расположенная здесь. (Амазонская низменность).

    В какой части Анды имеют наибольшую ширину? (В центральной).

    Что такое Аконкагуа? (Самая высокая точка Анд).

    Почему Амазонскую низменность называют «болотом дьявола»? (Здесь выпадает много осадков, места эти низкие, топкие).

    Что означает слово «анды»? (Медь)

    Почему Анды располагаются на западе материка? (Тихоокеанская и Южноамериканская плиты столкнулись, на границе образовались горы).

    Почему Анды называют молодыми горами? (Горообразование не завершилось, здесь часты землетрясения, извержения вулканов).

    Что такое щит? (Выход твердого фундамента платформы на дневную поверхность)

    Какими полезными ископаемыми богаты равнины Южной Америки? (Нефть, газ, уголь, железные руды).

2 задание Номенклатура у карты (сильный ученик опрашивает слабого)

Бразильское плоскогорье

Анды

Аконкагуа

Ла-Платская низменность

Гвианское плоскогорье

Амазонская низменность

Оринокская низменность

пустыня Атакама

3 задание (опережающее)- одному сильному ученику написать на доске опорные слова, с помощью которых можно определить климат материка.

Оценить работу учащихся .

III . Изучение нового материала:

1. Работа с ЛОК «Климат Южной Америки» ( Беседа с учащимися, запись на контуре материка в тетради – заполнение ЛОК).

1) Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для определенной местности).

2) Чтобы дать характеристику климату Южной Америки, вспомните сначала климатообразующие факторы . (ГП, рельеф, течения, воздушные массы, близость морей и океанов).

3) Какие слова-опоры нам понадобятся для характеристики климата? (опережающее задание) – экватор, южный тропик, горы, равнины, течения, океаны, температура, осадки, ветер, климатические пояса

4) Отметьте на шаблоне экватор, южный тропик, течения, океаны.

5) По картам атласа давайте дадим характеристику климата каждого пояса (заполнение ЛОК)

Экваториальный и субэкваториальный пояс.

Какое положение имеет Южная Америка относительно экватора? ( положение в экваториальных широтах говорит о большом количестве тепла и влаги на данной территории).

Каковы климатические показатели в этих поясах?

*** (t января =+24 о С, t июля =+24 о С, О экв.пояс =3000мм, О субэкв.пояс =2000мм, Ю-З и С-В пассаты)

Тропический пояс

Будет ли климат внутри этого пояса одинаковым ? ( нет)

: В тропическом поясе Южной Америки находятся 2 климатические области – пустынная и влажная. Восточная часть подвержена влиянию воздушных масс с Атлантического океана, поэтому большую часть года погода влажная и жаркая: t января =+24 о С, t июля =+17…+19 о С, О=до 2000мм. Побережье Тихого океана и западные склоны Анд в тропическом поясе находятся под влиянием холодного Перуанского течения, воды которого охлаждая воздух, препятствуют выпадению осадков: t января =+13 о С, t июля =+20 о С, О=100мм. ***

Назовите холодную пустыню Южной Америки, расположенную в этом поясе . (Атакама)

Где мы уже встречали подобную пустыню ? ( пустыня Намиб в Африке).

Субтропический пояс

Какие климатические области выделяются в этом поясе? (средиземноморская, континентальная, с равномерным увлажнением)

Объяснение учителя по климатической карте: На востоке этого пояса климат влажный (t января =+20 0 С, t июля =+15 о С, О =2000мм). *** С продвижением в глубь материка он становится сухим (О = до 500 мм). На побережье Тихого океана климат субтропический средиземноморского типа с сухим жарким летом (t = +20 о ) и теплой влажной зимой (t = +10 о ). Западные ветры зимой приносят с океана обильные осадки более 1000 мм.

Умеренный пояс

Почему в Африке и Австралии нет, а в Южной Америке есть умеренный климатический пояс? ( из-за большой протяженности с севера на юг, из-за близости Антарктиды ).

Объяснение учителя по климатической карте : В умеренном поясе на юге климат особенно контрастен. На западе он умеренный морской с мягкой теплой зимой (t = +8 о С), прохладным влажным летом (t = 0 +10 о С, О= до 3000мм). *** В восточной части климат умеренно-континентальный с небольшим количеством осадков до 300 мм, t января =+15 о С, t июля =+15 о С, дуют западные ветры. Иногда летом случаются снежные метели – дыхание близкой Антарктиды.

Вывод: Южная Америка – самый влажный материк.

2. Работа с климатограммами в учебнике на стр.171-173: Используя ЛОК, определите типы климатов по климатограммам:

1. тропический влажный;

2.субтропический континентальный;

3. умеренный морской;

4. экваториальный;

5. субэкваториальный ;

6.тропический пустынный

3. Закрепление ЛОК: беседа по вопросам.

Чем отличается климат Южной Америки и Африки? (Южная Америка – самый влажный материк, а Африка – самый жаркий материк, в Африке нет умеренного пояса).

Как Анды повлияли на климат материка? (Они препятствуют прохождению воздушных масс с океанов).

Как влияют течения на климат? (Западное побережье, где проходит холодное течение, более сухое, чем восточное, где проходят теплые течения).

4. Сообщения учащихся об интересных водных объектах Южной Америки:

Амазонка- самая крупная река Южной Америки и самая полноводная река мира. Она образуется на территории Перу в результате слияния рек Укаяли и Мараньон, протекает по Амазонской низменности, лежащей на территории Бразилии, и впадает в Атлантический океан. Свое название река получила в честь воинствующего племени амазонок, которые якобы жили на ее берегах. Годовой сток Амазонки составляет 6937 км 3 , площадь бассейна – 6915 тыс. км 2 . Воды свои несет медленно, спокойно. В период дождей вода поднимается на 10-15 м. Река имеет 500 притоков, которые образуют густую речную сеть. По берегам Амазонки растут густые, непроходимые леса. В водах можно увидеть уникальное растение – викторию-регию, здесь обитает 2000 видов рыб, среди которых более известна хищная рыба пиранья и речной дельфин.

Анхель- самый высокий водопад в мире. Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Анхель- невероятно высокий – в километр!- упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чуруми. Высота падения воды здесь настолько велика, что поток, не достигая дна пропасти, обращается в водяную пыль, которая оседает на камни дождем.

5. Самостоятельное чтение текста учебника «Внутренние воды», стр. 172-174.

Закрепление прочитанного: Игра «Загадочные квадраты» ( Угадайте слова и утверждения, зашифрованные в рисунках).

Водосборный бассейн Амазонки по площади равен величине территории Австралии.

Водопад Анхель

Ширина русла в среднем течении – 5км, в нижнем – 80км, а в устье до 320 км. Устье реки очищается от наносов морскими приливами и отливами на протяжении 1400км.

Река Парана впадает в залив Ла- Плата.

Озеро Титикака – самое высокогорное в мире. Оно расположено в кратере потухшего вулкана.



Озеро Маракайбо соединяется узким проливом с Карибским морем.

IV . Закрепление изученного материала.

Вопросы к учащимся:

Народная мудрость гласит: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде». Какая южноамериканская страна поступает наоборот? Почему? (Аргентина. «Ноги» расположены в пустынях Патагонии и на острове Огненная Земля, частично покрытых ледниками. «Тело» страны занято южноамериканской степью, а «голова» оказалась в дебрях тропического леса).

Назовите реки Южной Америки и Африки, сходные по водному режиму. Почему вы так думаете? (Амазонка и Конго, находясь на экваторе, несут много воды; Нигер, Замбези и Ориноко, Парана – меньше, т. к. они удалены от влажных экваториальных широт).

V . Домашнее задание:

1) § 42-43

2) На контурной карте Южной Америки отметить реки Амазонку (Мараньон и Укаяли), Ориноко, Парану; озера Титикака, Маракайбо; водопады Анхель и Игуасу.

3) Опережающие задания нескольким учащимся: подготовить короткие сообщения о животных Южной Америки.

Тема изучается в течение двух уроков.

Первый урок. Климат Южной Америки.

Второй урок.

Сценарий первого урока “Климат Южной Америки”.

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить и конкретизировать знания о климатообразующих факторах, об основных и переходных климатических поясах.
  2. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата материка Южная Америка, выявить причины, определяющие эти особенности климата.
  3. Продолжить формирование умения работать с картами и климатическими диаграммами, составления графического конспекта на контурной карте.
  4. Развитие логического и творческого мышления.



В) “Южная Америка”. Климатическая карта.

4. Раздаточный материал:

Тема урока: Климат Южной Америки.

:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка. Физическая карта”.
В) “Южная Америка. Климатическая карта”.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”

Алгоритм работы с электронным учебником:

меню - материки – Южная Америка – Климат - Самый влажный материк

При выполнении задания из электронного издания использовать: тематические карты, видеоролики, практическое задание №3, климатограммы.

Выполнение задания

1. Нанесите на контурную карту климатообразующие факторы: одной коричневой линией покажите основное направление Анд; обведите линии экватора и тропика. С помощью стрелок покажите направление господствующих ветров. Стрелками красного и синего цвета покажите направления теплых и холодных течений у берегов Южной Америки (подумайте, какое влияние будет оказывать на климат побережья каждый из этих типов течения). Правильность выполнения вы можете проверить, выполнив задание №3 в разделе “Практика”.

2. Ознакомьтесь с климатической картой в разделе “Климат”, надпишите на контурной карте названия климатических поясов и областей.

3. Выберите курсором климатическую диаграмму в экваториальном климатическом поясе, щелкните один раз левой клавишей мыши по ней. Климатограмма увеличится в размере, проанализируйте ее, на контурной карте в экваториальном климатическом поясе сделайте следующую запись: Лето: 1) укажите индекс основной воздушной массы, формирующей здесь климат летом; 2) среднюю летнюю температуру воздуха; 3) влажно или сухо (зависит от количества осадков в этом сезоне). Ваша запись должна выглядеть так: Лето: ЭВМ, Т ср. +24, влажно. Эти же действия выполните для зимы: Зима: … . Далее напишите Осадки:… (укажите сумму осадков за год и их режим).

4. Аналогичные действия выполните для субэкваториального климатического пояса. Обратите внимание, что этот климатический пояс находится в двух полушариях

(северном и южном) и климат в них будет различаться по сезонам. Проанализируйте климатограмму и определите субэкваториальный климат какого полушария она характеризует. Сделайте запись в соответствующем климатограмме полушарии. Сделайте запись для этого же климатического пояса в противоположном полушарии. Чем они различаются?

5. Внимание!!! Следующим характеризуете умеренный климатический пояс.

6. Если вы выполнили все предыдущие задания, и у вас осталось более 10 минут, вы молодец!!! Запишите характеристику климата тропического климатического пояса (климат высокогорий не описывайте).

Проанализируйте графический конспект и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

  1. В каких климатических поясах находится большая часть материка Южная Америка, а, следовательно, какой климат преобладает на нем?
  2. Какой это материк по увлажнению (сухой или влажный)?
  3. Какой из океанов, омывающих Южную Америку, оказывает меньшее влияние на климат материка и почему?
  4. Объясните, почему в умеренном климатическом поясе сформировались две климатические области, резко отличающиеся количеством осадков за год. (Западную часть называют “мокрым углом”, а в восточной части - пустынный и полупустынный климат).
  5. 5=* Объясните, почему в тропическом климатическом поясе на Атлантическом побережье формируется область тропического пустынного (сухого) климата, а в умеренном – область морского (влажного) климата. А в восточной части материка – наоборот: в тропическом климатическом поясе формируется область тропического влажного климата, а в умеренном – область умеренно континентального (сухого) климата?

Ход урока

Учитель: Перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые вопросы из ранее пройденных тем, которые пригодятся нам при изучении нового материала:

Актуализация знаний:

  1. Перечислите природные компоненты
  2. Почему климат изучают сразу после рельефа, раньше, чем внутренние воды, почвы, растительный и животный мир?
  3. План описания климата (перечислить пункты плана).
  4. Какие климатообразующие факторы являются ведущими в формировании климата?
  5. Какие постоянные ветры господствуют в умеренных широтах? - в экваториальных широтах? Какое влияние они оказывают на климат?
  6. Какие месяцы года являются в южном полушарии летними, какие – зимними?
  7. Проанализировав географическое положение материка Южная Америка, предположите, в каких климатических поясах он может находиться?
  8. Какой климат там преобладает – холодный или жаркий?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 25-30 мин

Учитель: Сегодня вам предстоит выполнить новый вид работы: составить графический конспект на контурной карте, т.е. показания с клитатограммы вы будете записывать на контурной карте в соответствующем климатическом поясе, составляя таким образом его характеристику. Дальше вам предстоит проанализировать этот графический конспект и сформулировать ответы на вопросы в конце инструктивной карточки (устно или письменно), а затем ответить устно.

Для субтропического климатического пояса климатораммы не даны.

Характеристика климата этого климатического пояса пойдет домашним заданием. Для выполнения этого домашнего задания используйте учебник и карту атласа “Южная Америка. Климатическая карта”.

Графический конспект, который вы сегодня выполните, пригодится вам еще на следующем уроке при изучении темы “Внутренние воды” для характеристики водного режима рек.

Выполнение заданий:

1. Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием и картами атласа по инструктивным карточкам.

2. Составление графического конспекта на контурной карте.

3. Отвечать на вопросы в инструктивной карточке.

Дополнительное задание (для тех, кто раньше других справился с работой):

Задание № 3 из раздела “практические задания” в электронном издании

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 5-10 мин

Фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности выводов о причинах формирования двух климатических областей в умеренном климатическом поясе.

Если осталось время, обсудить дополнительный 5-тый вопрос из инструктивной карточки. В ином случае этот вопрос идет как задание на дом и обсуждается в начале следующего урока.

Контурные карты с графическими конспектами собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме этого каждый ученик получит отметку за графический конспект на контурной карте (см. приложение №1 ).

Второй возможный вариант выполнения работы – это при анализе климатограмм заполнять таблицу Характеристика климатических поясов материка Южная Америка

Название климатического пояса (области) ГП Воздушная масса Средняя Температура воздуха Влажность Сумма осадков за год, режим осадков Особенности климата
Зима Лето Зима Лето Зима Лето
Экваториальный ЭВМ ЭВМ +26 +26 влаж- влаж- 2860 мм.

Равномерно

Весь год жарко и влажно
Субэкваториальный
Тропический
Субтропический
Умерен-ный влажный
Умерен-ный сухой

Сценарий второго урока

“Внутренние воды Южной Америки”.

Цели и задачи урока:

  1. Продолжать формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки.
  2. Сформировать у учащихся представление об основных чертах рек и озер материка.
  3. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи (установить зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата), работая с различными источниками информации.
  4. Продолжить формирование умения составлять характеристику географических объектов.
  5. Продолжить формирование навыков работы с электронным учебником по географии.

Оборудование и дидактические материалы:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка”. Физическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на первом уроке графическим конспектом.

4. Компьютерный тест.

5. Раздаточный материал:

Инструктивная карточка с заданиями и вопросами.

Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.

Для выполнения заданий вам потребуются:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “ Южная Америка”. Физическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на предыдущем уроке графическим конспектом по климату.

Алгоритм работы с электронным учебником:

Меню – материки – Южная Африка – внутренние воды. Амазонская низменность

Использовать при работе текст, карты и видеоролики

1. На контурной карте “Южная Америка. Физическая карта” надпишите названия рек: Амазонка и ее крупные притоки, Ориноко, Парана.

2. Анализируя карты атласа, информацию электронного учебника и ваш графический конспект на контурной карте по климату Южной Америки, заполните таблицу.

Характеристика рек Южной Америки

Название реки Крупные притоки Характер течения Основной тип питания В каких климати-ческих поясах протекает, режим выпадения осадков в них (по сезонам: зима, лето). Режим реки (сроки половодья и межени) К бассейну какого океана относится
Амазонка
Ориноко
Парана (доп. задание)

3. Проанализировав свою таблицу, текст и карты электронного учебника, сформулируйте ответы на следующие вопросы (если в конце урока тестирование не предусмотрено, ответы записывают в тетрадь)

  1. Какая из рек этого материка является самой многоводной в мире?
  2. К бассейну, какого океана относится все крупные реки Южной Америки и почему?
  3. С чем связано половодье на большинстве рек Южной Америки?
  4. Какой характер течения у большинства рек этого материка и по какой причине?
  5. Почему этот материк имеет самые многоводные реки Земли? Что этому способствует?
  6. *Реки Ориноко и Сан-Франсиску протекают в субэкваториальном климатическом поясе, но одна из них разливается в январе, а другая – в июле. Объясните причину таких различий.
  7. Какой водопад Южной Америки является самым высоким в мире? Его высота?
  8. Самое большое озеро этого материка?
  9. Какое озеро является самым большим в мире из высокогорных озер?

3. Закройте тетрадь и протестируйтесь

Задание на дом: Параграф 43. На контурной карте подпишите: Озера: Маракайбо, Титикака. Водопады: Игуасу, Анхель.

Реки: Мараньон, Укаяли, Мадейра, Риу-Негру, Парагвай.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин

Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки.

Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам:

фронтальная беседа по вопросам:

  1. Дайте определение понятия “внутренние воды”
  2. Перечислите виды внутренних вод
  3. Вспомните, что такое “речная система”
  4. К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?
  5. Укажите, какая зависимость существует между реками и рельефом?
  6. Как зависят реки от климата?
  7. Назовите основные типы питания рек.
  8. Как вы полагаете, какой тип питания будет преобладать у рек Южной Америки?
  9. Что такое межень? Половодье?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 20 минут.

Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием, картами атласа, графическими конспектами по климатическим поясам Южной Америки используя инструктивные карточки. карточкам. Заполняют предложенную им таблицу.

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 15 минут.

Компьютерное тестирование.

По результатам компьютерного тестирования отметки выставляются в журнал, кроме того, каждый ученик получит отметку за составленную им таблицу.

Или фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности заполнения таблицы.

Таблицы собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме, того, каждый ученик получит отметку за работу с таблицей и контурной картой.

Тест по теме “Климат и внутренние воды материка Южная Америка”.

  1. Основной воздушной массой, формирующей климат на большей территории материка Южная Америка, является…
    1. умеренная
    2. экваториальная
    3. тропическая
  2. По степени увлажнения Южная Америка является…материком
    1. самым влажным.
    2. самым сухим.
    3. со средним увлажнением.
  3. Большая часть материка расположена в… климатических поясах
    1. холодных
    2. умеренных
    3. жарких
  4. У большинства рек Южной Америки преобладает…тип питания
    1. ледниковый
    2. подземные воды
    3. дождевой
  5. Самый высокий водопад Южной Америки и мира.
    1. Игуасу
    2. Виктория
    3. Анхель.
  6. Из всех рек на Земле Амазонка самая…
    1. длинная
    2. многоводная
    3. широкая
    4. быстрая.
  7. Самое большое из высокогорных озёр Южной Америки и мира это…
    1. Маракайбо
    2. Титикака
  8. “Лето достаточно тёплое, +15 - +20 °С, сухое. Зима прохладная, малоснежная. Количество осадков небольшое – до 300 мм в год”. Это описание соответствует типу климата Южной Америки
    1. субтропический влажный.
    2. тропический пустынный.
    3. умеренный морской.
    4. умеренный континентальный.
  9. В тропических широтах вдоль восточного побережья Южной Америки проходит тёплое течение, а вдоль западного – холодное. На основании этого можно сделать вывод о том, что:
    1. на восточном побережье осадков выпадает больше.
    2. на западном побережье осадков выпадает больше.
    3. температуры воздуха западного и восточного побережья резко различаются
    4. течение не оказывает влияния на климат материка.
  10. На большую часть территории Южной Америки влага поступает с … океана.
    1. Тихого.
    2. Атлантического.
    3. Индийского.

Транскрипт

1 Задачи: Тема урока: «Климат и внутренние воды Южной Америки» 1. Сформировать у учащихся представление о климате Южной Америки и основных факторах, его сформировавших, рассмотреть особенности климатических поясов, их распределение по материку. Изучить особенности внутренних вод материка. 2. Развивать умение работать с картой, климатограммами, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Воспитание личностных качеств: внимательности, активности, уверенности. Тип урока: урок формирования новых знаний Форма урока: урок-исследование Виды учебной деятельности: работа с картами (физической, тематической), в тетради, со схемами, диаграммами, учебником. Оборудование: учебный диск «География 7 класс», физическая карта Южной Америки, атласы, тетради. I. Организационный момент. План II. Проверка знаний о рельефе Ю. Америки III. Изучение нового материала. 1. Ю. Америка-самый влажный материк Земли Климатические пояса Климатообразующие факторы 2. Внутренние воды Реки Озера Подземные воды IV. Обобщение и закрепление. V. Домашнее задание: параграф 33, Практическая работа «Описание реки по плану» стр. 345, на к/к отметить внутренние воды.

2 Ход урока: I. Организационный момент. Наш урок будет проходить в форме исследования материка Юж. Америка. Исследовать мы будем не комплексно весь материк, а затрагиваем изучение климата и внутренних вод, но для этого вам понадобятся знания, которые вы уже получили, изучая предшествующие темы. Давайте вспомним тему прошлого урока: рельеф и полезные ископаемые Юж. Америки. II. Проверка знаний. Материк Юж. Америка. Диктор Задания на проверку знаний: 1.Что можно сказать о рельефе Юж. Америки? Докажите это. 2. Назовите крупные формы рельефа? Рельеф. Диктор. 3. Назовите самое высокое место на материке.(6960м) Задания на проверку понимания причинно-следственных связей: 4. Объясните различия в рельефе запада и востока материка. Практика, задание 2 5. Что находится в прогибах платформы? (низменности) Амазонская низменность 6. Что находится в приподнятых участках платформы? (плоскогорья) Рельеф. 7. Назовите причину образования гор Анд на материке. 8. Почему вдоль западного побережья Тихого океана находится глубоководный желоб? Как называются желоба? (Перуанский, Чилийский) См. физ карту мира 9. Докажите, что Анды это молодые горы. 10. Какими полезными ископаемыми богат материк? Полезные ископаемые 11. Какие стихийные бедствия, связанные с тектоническим строением, можно наблюдать на материке?(землетрясения, вулканизм) Практика, задание 4 III. Изучение нового материала. 1. Ю. Америка - самый влажный материк Земли.

3 Давайте исследуем климат материка и назовем причины (факторы) формирования климата. Климат. Работа с атласами: 1. В каких климатических поясах расположен материк? 2. Назовите основные и переходные климатические пояса. 3. Дать характеристику каждому климатическому поясу. Рассмотреть климатограммы 4. Назовите причины формирования климата. географическая широта факторы течения рельеф господствующие ветры 5. Какое влияние оказывает рельеф на климат Юж. Америки? 6. Почему вдоль западного склона Анд выпадает мало осадков, несмотря на близость океана? 7. Назовите пустыню, образовавшуюся в результате влияния холодного океанического течения?(атакама) 8. Назовите господствующие ветры. (Пассаты, западные ветры умеренных широт) 9. Почему высокогорный климат Анд чрезвычайно разнообразен? У экватора у подножия гор экваториальный климат, а на вершинах лежат снега и ледники? (высотная поясность) 10. Какие стихийные бедствия, связанные с климатом, можно наблюдать в Юж. Америке?(наводнения, засухи) 2.Внутренние воды Наше исследование Юж. Америки продолжается. Знакомимся с внутренними водами материка реками и озерами. Внутренние воды 1.Назовите самые крупные речные системы. 2.К бассейну, какого океана они относятся? Исследуем Амазонку: 3 Почему Амазонка самая полноводная река в мире? Почему полноводна в течении всего года?(в экваториальном поясе) 4. Назовите правые притоки Амазонки.(Мадейра, Тапажос) 5. Какой реке Амазонка уступает по длине, но опережает по полноводности?(нил)

4 6. Объясните, почему вдоль течения Амазонки мало городов? (затопления на десятки и даже сотни км.)! Площадь бассейна Амазонки= площади Австралии. Исследуем Парану: 1. Почему в отличии от Амазонки река имеет бурное половодье и резкий зимний спад воды?(в ТП и СТП) 2. Амазонка равнинная река. А Парана? Почему же на ней имеются водопады и пороги? (Бразильское плоскогорье) 3. Назовите самый крупный водопад. (Игуасу) рис.86 стр. 153 учеб. С языка индейцев название означает «большая вода». На реке Игуасу раскинулось около трехсот водопадов, разделенных скалистыми островками, покрытыми густым лесом. Пышность растительности гармонически сочетается с суровой красотой грохочущих вод. Самые внушительные из водопадов достигают 80- метровой высоты. И Аргентина и Бразилия создали национальные парки вблизи водопада, чтобы сохранить эту живописную местность в неприкосновенности. Исследуем Ориноко: 1. В какой части материка протекает? 2. По какой местности протекает? 3. Почему река делает крутой изгиб? (Гвианское плоскогорье) 4. Какой водопад находится на реке? (Анхель) 5. Какой известностью он пользуется? (самый высокий в мире) 6. Как вы объясните факт «река равнинная, и самый высокий водопад» (приток, где расположен водопад находится на Гвианском плоскогорье) На Гвианском плоскогорье царство гор, глубоких ущелий, бурных рек и водопадов дикая, не освоенная человеком территория. Недаром Конан Дойл, описывая «Затерянный мир», поместил его именнов этот уголок земного шара. В 1935 году англичанин Анхель отправился на разведку этих диких мест. Пролетая он увидел ниспадающий. Словно из облаков, мощный поток воды высотой около км. Этот самый высокий водопад мира американцы называют «восьмым чудом света». Сходство. 1. Назовите черты сходства 3-х рек. Равнинные Впадают в Атлантический океан Полноводны, разливы Дождевое питание

5 Различия. По длине Направление течения Полноводностью Наличием водопадов (Ориноко, Парана) Исследуя материк назовите озера. Крупных озер мало. Выделим два: Титикака самое высокогорное, 304 м глубина Маракайбо (на севере) 250 м Вода озера Титикака слегка соленая, но пригодная для питья. Температура озера в центре постоянная около 11С, а у берегов в ночное время прибрежные участки покрываются льдом. Название на языке индейцев означает «свинцовая скала». В тихую погоду озеро поражает неподвижностью зеркальной поверхности. Но на озере случаются настоящие бури, когда волны опрокидывают рыбачьи лодки индейцев. По берегам озера живет племя уру. Кроме рек и озер, чем богата еще Юж. Америка? (подземными водами) IV. Обобщение и закрепление. Сегодня на уроке мы свами провели исследование климата и внутренних вод материка. 1. Существует ли связь между климатом и внутренними водами? Докажите. 2. Справедлив ли афоризм «реки зеркало климата» Самый влажный материк 3. Почему Юж. Америка самый влажный материк? 4. Назовите климатообразующие факторы. 5. Для какого климатического пояса характерны два сезона: сухой и влажный (субэкваториального) 6. Объясните причину образования пустыни Атакама, несмотря на близость океана? (холодное Чилийское течение) 7. Почему на побережье Атлантического океана городов гораздо больше, чем на побережье Тихого? Назовите не менее 3 причин (рельф, климат, внутренние воды, течения) 8. Какие климатические факторы создали уникальные условия природного комплекса Амазонии? (экваториальный пояс, равнинный рельеф, господствующие ветры пассаты, географ. широта) 9. Где снеговая линия будет проходить выше: в тропическом или умеренном поясе? 10. Какие опасные явления, связанные с климатом и внутренними водами, могут происходить на материке?


Опрос по теме «Климат Южной Америки» 1). Назовите факторы, влияющие на климат материка (не менее 5) ГП, влияние океанов, постоянные ветры, течения, рельеф 2). На большую часть территории Южной Америки

Тема: «Внутренние воды Южной Америки». 7 класс. 16.02.2015 Цель урока: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка Южная Америка. Задачи урока: 1.Образовательные: изучить крупнейшие

Календарно тематический план Тема раздела, урока Кол-во Сроки п/п часов Введение 3 Что изучает физическая география материков. Материки и части света. 2 Практическая работа: Обучение приемам работы с источниками

ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ для итоговой аттестации учащихся 7 класса I Вариант 1. Если в основании территории находится малоподвижная структура (платформа), то рельеф будет: а) равнинный; б) горный. 2. Литосфера

Урок 34. Население Южной Америки. Современная политическая карта Есть о чём подумать Назовите основные зональные ландшафты Южной Америки и расскажите, какие природные факторы влияют на условия жизни населения

Географии 7 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Итоговое тестирование по географии за 7 класс 1 вариант 1. Поверхность всего земного шара составляет (млн. км²) а) 310 б) 510 в) 610 2. Какой масштаб карт мельче? а) 1:1 000 000 б) 1:200 000 в) 1:10 000

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 7 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ПРИРОДА ЗЕМЛИ»

Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел

План характеристики гор 1. Географическое положение. 2. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 3. Протяженность хребтов (км). 4. Преобладающая высота. 5. Наибольшая высота (координаты вершины).

Закономерности размещения рельефа и полезных ископаемых мира МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 7 класс Учитель: Ю. В. Остроухова ТЕМА Знать Уметь Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения

П/п География. Материки и океаны. 7 класс. 68 часов, 2 урока в неделю. Программа по географии, автор Е.М. Домагацикх Название раздела и темы Тема урока Практическая работа Термины и понятия Дом. задание

Урок 27. Поверхностные воды. Реки Есть о чём подумать Ознакомьтесь с картиной Н. К. Рериха «Заморские гос ти» (Ресурс 1). Почему древние славяне придавали своим кораблям облик живых существ? Расскажите

Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе (17часов, 0,5часа в неделю) на 1-ое полугодие Коринская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» Тема урока даты Практическа

Тема 6. Южные материки Урок 25. Африка: географическое положение, особенности природы материка, природные районы Есть о чём подумать Географическое положение материка важная часть его географической характеристики,

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ГИДРОСФЕРА

Экзаменационные билеты по географии материков и океанов (7 класс): Билет 1. 1. Географическая карта: значение, виды карт, способы изображения основного содержания карты. 2. Евразия: географическое положение,

Обобщение материала по теме «Южная Америка» Цели урока 1) Образовательные: 1. Выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. 2.Обобщить знания и представления учащихся о материке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: Приложение к приказу На заседании МС на педагогическом совете МБОУ «Школа 10» От «23»

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -называть методы изучения Земли; -называть основные результаты выдающихся географических

I. Требования к уровню подготовки учащихся.оценивать и прогнозировать: - по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; - изменение климатов Земли; - оценивать природные

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В результате изучения предмета на базовом уровне ученик должен: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков океанов, 7 класс М.: Дрофа,2013 2014-2015 учебный год урока Раздел Тема урока Количество часов

7 класс. Закономерности природы. Материки и страны. 1. Установите соответствие между материками и их географическим положением: 1. Евразия А) северные материки 2. Африка 3. Южная Америка Б) южные материки

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

Календарно-тематическое планирование по географии. С использованием учебника Душиной И.В., Коринской В.А., Щенева В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2009 год урока 1

Спецификация диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 7-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 16 марта 2016 года с целью

Согласовано: Руководитель МО учителей естественнонаучных дисциплин и математики / Ильчук Н.В. Утверждаю: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе / Позднякова А.В. Приказ 169 т 31 августа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии в 7 классе составлена в соответствии с: федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования

Рабочая программа по географии 6 класс. Пояснение Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17.12.2010г.

Тематическая диагностическая работа по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» 19 декабря 2014 года 7 класс Вариант ГГ70101 (45 минут) Район. Город (населённый пункт). Школа Класс Фамилия. Имя. Отчество География.

Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание не удается

Тема урока: Климат 6 класс Учитель географии МОУ Лицей г. Истры Берлянская М.В. Тип урока: урок формирования умений и навыков Планируемые образовательные результаты: Предметные: Обучающиеся смогут дать

Школьный тур олимпиады по географии 8 класс ВОПРОСЫ 19 ноября 2013 Имя и фамилия ученика Класс Школа Учитель географии 1. Проанализируй климатические и агроклиматические карты Атласа Эстонии. Выяви связь

География материков и океанов 7 класс 68 часов, 2 часа в неделю Учебник: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. М. «Дрофа», 2015 рекомендован Министерством образования и науки РФ Тематическое планирование:

Промежуточная аттестация по географии 6 класс Вариант 1 1. Какие географические координаты имеет точка А на карте? a) 66 с.ш. 50 в.д. b) 40 с.ш. 40 в.д. c) 40 ю.ш. 66 з.д. d) 66 ю.ш. 50 з.д. 2. Какая из

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ. -Федеральный государственный образовательный

МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 5 класс Модуль 2 тема: «Геосферы Земли» Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Раздел ТЕМА Знать Уметь Литосфера Слои «твёрдой» Земли. Строение земной коры Атмосфера Вулканы

Билеты по географии 9 класс Билет 1 1.Формы, размеры, движение Земли и их географические следствия. 2. На территории Азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИЯ, 7 КЛАСС, 2013 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка Используемые программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География

«Рассмотрено» на педагогическом совете. Протокол 1 от «29» августа 2014 «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ 39» г. Калуги Н.Я. Савутькова Приказ 46/01-05 от «29» августа 2014 г. Тематическое планирование по

Демо-версия итоговой промежуточной аттестации по географии 7 класс Вариант 1 1.Как называется материк, по территории которого протекают реки Меконг и Иравади? 1.Южная Америка 2.Австралия 2.В каком океане

График практической части рабочей программы Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 3 3 3 Пояснительная

Контрольно-методический срез по географии 6 класс 1 «Река и ее части» (оптимальный вариант) 1. Как называется место впадения реки в море, озеро? - исток - русло - устье 2. Как называется место, где начинается

Итоговая контрольная работа по географии за 1 полугодие 7 класс Часть I Выберите 1 верный вариант ответа Вариант 1 1. Назовите исследователя, которому первому удалось найти морской путь в Индию вдоль побережья

Школьный тур всероссийской олимпиады школьников по географии 8 класс Задание 1. Задание включает 15 вопросов. К каждому из них предложены варианты ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

Проверка и контроль знаний при изучении тем «Атмосфера», «Гидросфера». 6 класс Готовый урок З. В. Лебедь Оценивание учебных достижений учеников неотъемлемая и важная составляющая учебного процесса. Оценка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Программа ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 класс (70 ч, 2 ч в неделю) К учебнику: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: Дрофа,

Основное содержание Введение Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное

Типовые планы описания материков. 7 класс. geoschool1.ru План описания физикогеографического положения материка 1 Название материка и его размеры. 2 Расположение материка относительно а) экватора б) тропиков

Тема урока: «Озера» Цель: дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер. Оборудование: физическая карта России, почвенная карта с границей вечной мерзлоты, таблицы: озера.

Демоверсия промежуточной аттестации по географии 7 класс. 1.Волна, образующаяся при землетрясении в океане: А) Тайфун Б) Цунами В) Смерч Г) Ураган Д) Бриз 2. Широты, в пределах которых образуется лёд на

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» для 7 классов (базовый уровень) всего 68

Природа Земли и человек 1) Какая из перечисленных горных пород по происхождению является магматической? 1) мрамор 2) известняк 3) песчаник 4) гранит 4 2) Вулканическое происхождение имеют(-ет) 1) остров

1. Где земная кора имеет наибольшую толщину? 1) На Западно-Сибирской равнине; 2) В Гималаях; 3) На дне океана; 4) В Амазонской низменности. 2. Сейсмические пояса Земли образуются: 1) На границах столкновения

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» г.о. ТРОИЦК «Утверждаю» «Утверждаю» Согласовано РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС УЧИТЕЛЯ БУСЛЕНКО ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ 204 205 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка

Тестовый раунд 1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция: а) испанская б) португальская в) английская г) российская 2. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет: а) 0 0 б) 33,5

В.А. Коринская, И.В. Душина; О.В. Крылова; Т.П. Герасимова; Д.П. Финаров ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС 1 ВАРИАНТ Часть А К каждому заданию части А дано четыре ответа, из которых только один верный.

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Фундаментального ядра содержания общего

Пространства способствуют формированию на материке больших и полноводных рек. Под влиянием влажных с Южная Америка получает в два раза больше осадков, чем в среднем вся суша Земли. Речной сток также почти в два раза превосходит аналогичные средние показатели по земному шару. На приходится 8% суши и 14% стока земного шара. Таким образом, Южная Америка богаче других материков водными ресурсами.

Среди рек материка особо выделяется — самая полноводная река земного шара и самая большая по площади бассейна (более 7 млн. км2). Длина Амазонки, если принять за исток р. Мараньон, составит 6437 км. Амазонка — вторая по длине река земного шара после . Однако в отличие от Нила у Амазонки множество притоков — свыше 500; 17 из них имеют длину от 2000 до 3500 км; более 100 — судоходны. Ширина русла Амазонки после слияния рек Мараньон и Укаяли составляет 1-2 км; у города Манауса достигает 5 км, в нижнем течении — 20 км; а в устье ширина главного русла Амазонки имеет 90 км при глубине 70 м. Река судоходна на большом протяжении. Океанские суда поднимаются вверх по реке примерно на 1700 км, до города Манауса.

Амазонка принимает притоки из северного и южного полушарий. Поскольку у правых притоков половодье наступает в октябре-марте, а у левых — в апреле-октябре, то Амазонка бывает полноводна в течение всего года. Максимальный разлив приходится на конец лета южного полушария (март-апрель), так как правые притоки крупнее и многоводнее, чем левые. В это время уровень в реке поднимается на 10-15 м и она затопляет огромные пространства. Средний годовой расход Амазонки — 5000 км 3 , что составляет большую часть стока всей Южной Америки и 15% стока всех рек земного шара.

И Ориноко также крупные и многоводные реки материка. В отличие от Амазонки они имеют ярко выраженную сезонность стока. Подъем уровня воды на этих реках приходится на летний сезон, а зимой они сильно мелеют. Реки и их притоки в верхнем течении протекают по склонам Бразильского и . Здесь они имеют много порогов и водопадов. На одном из притоков Ориноко (р.Чурун) находится самый высокий в мире — 1054 м. Грандиозен и пользуется большой известностью на одном из притоков реки Параны.

Южная Америка бедна озерами. Самое известное озеро материка — Титикака. Это самое большое из высокогорных озер мира. Оно расположено на высоте 3812 м над уровнем моря. Площадь озера — 8300 км2, максимальная глубина — 304 м.

Вдоль берегов Атлантического океана расположены большие озера — лагуны. Самое значительное из них — оз. Маракайбо, соединенное с Венесуэльским заливом . Многие лагуны утратили связь с океаном (например, оз. Патус).