Что необходимо человеку чтобы стать поэтом.

Чтобы стать любимцем Эвтерпы и Эрато, нужно иметь хоть маломальские задатки, быть начитанным эстетом и хорошо владеть словом, но путь начинающего поэта к славе все равно будет тернистым. Если не страшно, то начнем метаморфозу.

Что нужно, чтобы стать поэтом

Итак, чтобы стать поэтом нужно:

  1. Научиться заново говорить и писать…
  2. … только теперь правильно, красиво и эффектно. Сперва нужно хорошенько пополнить свой словарный запас и не прекращать это делать в свободное время в будущем. Потом, научиться подбирать звучные сравнения, красиво применять аллегории и эпитеты, эффектны использовать оксюмороны и символы. Естественно, разобравшись для начала в этих понятиях.
  3. Потренироваться в рифмовании .
  4. Несмотря на то, что есть онлайн-ресурсы для подбора рифм, пользоваться ими для настоящего поэта позорно. Тренироваться самостоятельно рифмовать нужно сперва с простыми словами, потом – со сложными. Тогда в момент вдохновения произведение само уже польется на бумагу в рифмованной форме.
  5. Разобраться с ямбами и хореями.
  6. Стих, как и многое в нашей жизни, имеет свой закон строения. В этом случае это стихотворный размер. Самые популярные – ямб и хорей, менее – дактиль и амфибрахий. Смысл их различия в принципе ритмичности и ударения в определенном порядке.
  7. Настроится на поэтическую волну.
  8. Если читать продолжительное время стихи и даже заучить парочку, то уже через неделю-месяц такого чтения даже в обыденной жизни вы несознательно будете переходить на рифмованную форму. Это также как с изучением иностранного языка: чем дольше ты в чужой среде и больше общаешься или усваиваешь информацию на другом языке, тем проще тебе им овладеть.
  9. Переделать какое-то известное стихотворение.
  10. Это пробное задание для студента-поэта. Таким баловались еще школьники. Например, брали вступление к поэме «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…») и переделывали его в шутливую форму. Юмор в этом задании необязателен, но лишним не бывает.
  11. Написать свой первый стих.
  12. Подумать о чем-то волнующем, выбрать тему и излить душу в своем первом творении.

Как стать поэтом песенником

  • Придумать псевдоним.
  • Определиться с манерой написания и жанром.
  • Не все стихи ложатся на музыку. Поэтому, если вы хотите быть поэтом-песенником, то должны выбирать более простую форму стихотворения. Попробуйте к готовой мелодии написать стих.

Как стать известным поэтом

  1. Попробовать выступить на публике.
  2. Хороший способ узнать, как воспринимают люди ваши стихи. Только подбирайте соответствующую публику.
  3. Поучаствовать в конкурсе поэтов.
  4. Так можно проверить свои силы и засветится в литературном кругу, что весьма полезно. Работы участников часто публикуют в СМИ.
  5. Опубликовать свое стихотворение.
  6. В местной газете, в интернете, в литературном журнале – с этим обычно проблем не возникает, если стихотворение и правда хорошее.
  7. Опубликовать свой сборник стихов.
  8. Если вы уже успели прославиться, то издатели сами предложат вам публикацию и вы сможете на этом заработать денег. Если нет, то можно издать для своего круга знакомых и для библиотек, но уже за свой счет. Зато это тоже будет, своего рода, рекламой.
  9. Не прекращать тренировки по типу 1, 2 и 3 пункта, и писать, писать свои лирические произведения, доколе пишется, поскольку сами выбрали себе такое поприще и раскрыли в нем свой талант.

Возможно Вас заинтересуют.

Мы сидим в английской пекарне за чаем. Тина лучится энергией, несмотря на то, насколько выложилась предыдущим вечером на сцене, ее концертный директор Надежда серьезна и внимательна.

Есть множество поэтов, которые хотели бы выйти на сцену, но часто не уверены в своих силах или не знают, с чего начать. С чего начался твой путь, и как ты решила, что хочешь и можешь быть на сцене?

Я писала стихи лет с четырнадцати, но никогда не относилась к этому всерьёз. Тогда мне казалось, что это полнейшая ерунда, какие-то мысли, которые никогда не будут интересны другому человеку. Но однажды пришлось придумывать, что подарить другу, у которого уже всё есть, и я решила, что подарю стихотворение. Это было страшно. Я была абсолютно неуверена в себе по поводу своего творчества и показала получившееся Наде - моей подруге (а ныне ещё и моему концертному директору) - с вопросом «это вообще имеет право называться подарком?». И услышала от неё, что это очень круто и обязательно надо показывать людям.

Так впервые в жизни я показала свое стихотворение кому-то - и получила позитивный отклик. И это первый важный этап на пути к тому, чтобы стать «публичным» поэтом.

После этого возникла шальная мысль - а почему бы не начать показывать людям свои стихи? Я начала постепенно выкладывать их в социальные сети. И тут можно отметить второй очень важный фактор , который влияет на то, чтоб пройти путь от поэта «в стол» до публичного поэта - не бояться критики. Потому что мы все разные, нам нравятся разные вещи и когда начинаешь выкладывать что-то в социальные сети, то получаешь как позитивную реакцию, так и негативную. И многие боятся негативной реакции. Например, кто-то может сказать:

«Ты же вроде серьезный человек, а занимаешься всякой фигней ».

Вот это довольно часто становится стопором для начинающих свой путь в публичном пространстве поэтов. Я рекомендовала бы этого не бояться по одой простой причине - чтобы ты ни делал, всегда есть люди, которые поддержат это начинание и те, кто скажут, что ты не прав.

Ну и третий шаг на этом пути - выйти на сцену. Это, конечно, самая сложная история, потому что, например, для меня чтение - это обнажение себя. Я довольно часто после выступлений пишу в коротких четверостишиях свои ощущения и каждый раз в них присутствует какой-то намек на то, что я была нага. И это на самом деле так, потому что ты обнажаешь свою душу. Но я хотела испытать себя. И на первом выступлении после первого же стихотворения - все самые большие страхи испарились, и я почувствовала себя живой.

- А с чего началась плотная концертная деятельность?

Если говорить о частых концертах, то перескажу для примера один диалог. Как-то говорю я Надежде, своему концертному директору: «Слушай, Надь, ну невозможно, я уже не могу, я хочу выступать, я очень давно не выступала». Надя мне говорит: «Так, подожди. Три недели назад мы были в Красноярске, 15 дней назад у тебя был концерт в Москве, 13 дней назад ты выступала в хосписе, на прошлой неделе у тебя было выступление перед студентами. В чем проблема?»

А у меня ощущение, что всё это было тысячу лет назад. Поэтому мы стараемся делать минимум 2-3 концерта в месяц. Только на сцене я чувствую себя живой и счастливой, и мне постоянно нужны новые места, новые концерты, новые люди, которым я смогу рассказывать свои истории.

А решение расширить географию путешествий - это вопрос целеполагания. Давно, когда я только начала выступать, мы с Надей сели и написали для себя конкретные цели: в 2017 году у нас должны пройти туры в таких-то городах, мы должны сделать столько-то выступлений. Когда мы посмотрели на этот список в начале 2017 года, решили, что это невозможно.

Но вот, например, есть одна довольно известная современная поэтесса, которая выступает на сцене уже более шести лет - и у нее не было концертов в таком количестве городов, в каком было у нас. Поэтому дело не в популярности или деньгах - только в целеполагании. Да, поначалу это страшно, и мы сами испугались своих планов. Но сейчас подходит к концу 2017 год, и мы понимаем, что наш план действий выполнен. И ставим новые цели, еще более амбициозные.

Я очень надеюсь, что кому-то мой опыт, моя история поможет решиться начать свой путь в этой сфере. Это для меня будет самая лучшая награда.

Насколько я понимаю сейчас концертная деятельность - твой основной заработок. Как сделать так, чтобы поэзия начала приносить деньги?

Есть старый стереотип о том, что на поэзии невозможно зарабатывать и поэт - это какой-то нищий маргинал, которому иногда подкидывают копейку. Я хочу бороться с этим стереотипом.

Относиться к поэзии можно и нужно не только как творчеству, но и как к достойной профессии. Честно скажу: до того как я начала профессионально этим заниматься, мне казалось, что деятельность поэтов, артистов, певцов - это сплошные развлечения и тусовки, там нет никакой работы.

Это оказалось далеко не так. Как строится, например, моё расписание: первое - это регулярные репетиции 3-4 раза в неделю, работа с голосом, работа над уровнем актерского мастерства, различные тренинги, мастер-классы. Второе - нужно много писать, а также правильно все это выкладывать в социальные сети. Потому что люди любят не только хорошие тексты, но и красивые картинки, любят, чтобы попали в их настроение, чтобы с ними общались - и это тоже ежедневная и достаточно объемная работа. Третье - это подготовка к концертам. Часто поэты выходят и читают «с листа», но мне кажется, что поэт - это все-таки артист, и люди приходят на концерт и платят. Поэтому я не позволяю себе читать по листочку, я должна давать эмоции и не в листочке быть, а в зрителе. Соответственно, мне нужно выучить огромное количество материала. И четвертое - это график. Например, мы прилетели во Владивосток вчера, у нас было два часа на сон, потом много репетиций, концерт (потом, к счастью, мы смогли съездить на море), сегодня у нас встреча с вами, потом еще одна встреча, потом переезд в другой город и там все тоже самое.


Для того чтобы все это начало приносить какие-то финансовые возвраты, очень важна работа концертного директора, это колоссальный труд. Одно дело - работа поэта над собой, и другое дело - сделать так, чтобы поэзия начала приносить деньги. Потому что это подписчики, реклама везде и всюду, это различные партнерские проекты. Потому что очень важно, читаешь ты для почти пустого зала или, как вчера, для полного. Это совершенно разные ощущения и эмоции. И здесь огромная заслуга концертного директора. Я хочу переименовать ее в ангела-хранителя, потому что ее задача - сделать, чтоб нам было на чем лететь, как передвигаться, где жить, что есть, чтобы на концерт пришли люди, чтобы были фотографы - продумать абсолютно все мелочи. И это огромная работа.

Мы узнали у концертного директора Тины, какие задачи стоят перед ней каждый раз при планировании вечера. Советуем тем, кто хочет сам выходить на сцену - сделайте себе из этого списка чек-лист и не забывайте им пользоваться.

Составьте красивую презентацию с информацией о том, кто вы, ссылками на публикации о ваших выступлениях, фотографиями с мероприятий.

Выбрав место, в котором хотели бы выступить, пришлите им письмо с вашими условиями и не забудьте проверить, получили ли его.

Определившись с площадкой, активно подключайте социальные сети, находите тематические сообщества и пробуйте договориться с ними о взаимовыгодном сотрудничестве.

Устройте какую-то дополнительную активность (розыгрыш, конкурс), чтобы распространить информацию о вечере. В нашем случае это были конкурсы в сообществе, под одним из которых Тина даже устроила небольшой поэтический баттл, пока мы ждали самолет.

Найдите фотографа - это важно для последующего пополнения вашей презентации. Отлично, если это будет фотограф из СМИ - дополнительный пиар и материалы о вас.

Небольшой эксклюзив - Тина рассказала нам об одном своем будущем проекте и даже показала его на примере.

Представьте себе: картинная галерея, белые стены, высокие потолки. Комната залита светом. В середине стоит стол, два стула друг на против друга, на столе - печатная машинка. На одном из стульев сидит поэт. К нему подходит незнакомый человек. Пошел отсчет времени - у них есть 10 минут, чтобы поговорить. Человек на другом конце стола рассказывают любую историю из своей жизни, абсолютно любую: интересную, смешную, трагичную, забавную, грустную. Ещё через 10-15 минут начинает стучать печатная машинка - появляется стихотворение на эту историю. Поэт приклеивает листок со стихотворением на стену. Человек уходит, на его место садится другой человек. И так происходит до тех пор, пока все стены галереи не будут оклеены такими листками.

Для нас Тина устроила мини-репетицию этого проекта и по истории автора материала написала стихотворение за 15 минут. Мы не будем приводить саму историю, пусть каждый из вас сам представит её по написанному стихотворению:

Белые стены. Падает потолок.

Узкие коридоры. Крики хмурых смурных.

Шаг, взгляд. Шаг, в лицо плевок.

Есть только белые стены. Не будет иных?

Есть только горсть пилюль. Стакан, глоток.

Есть только гул в ушах. Взгляд - укор.

Есть только чертов падающий потолок.

Что за отсутсвие смысла? С каких пор?

Мне и не вспомнить в упор,

Как там в прошлом, во снах

Я - покоритель гор.

Счастье - лептоп в руках.

Пальцы плетут слова,

Истин узор плетут.

Он прочтёт. Голова

Встанет на место: Ждут!

Вылезет из петли:

Страхи? Отныне - нет.

Сделай шаг и живи,

И жизни спасай, поэт.

Что такое человек? Это существо, которому под силу все, и единственный, кто в это не верит - он сам. Да, иногда действительно рождаются гении, у которых есть способности к чему-то, но за любым гением стоит титанический труд. Говорят, что поэтами рождаются, а не становятся. Это неправда. Чтобы стать поэтом, нужно просто много над собой работать, и тогда мечта превратится в реальность.

Первый пошел!

Итак, как стать поэтом? В это, конечно, сложно поверить, но для становления поэтом достаточно всего лишь усвоить один простой принцип. В творчестве, как и в любой другой деятельности, действуют свои законы. Сегодня множество ходов и приемов изучено, разложено по полочкам и записано в соответствующей литературе. О чем вообще говорить, если даже в школьной программе изучаются правила стихосложения.

По сути, человеку еще с малых лет дают специальные знания, чтобы стать поэтом. Как он их будет использовать - это уже другой вопрос.

Но вернемся к текущему вопросу. Что такое простой стих? Четыре стопы по два слога. 4х2 - вот и вся арифметика. Стоит только напомнить, что нежелательно использовать рифмы на одних и тех же частях речи, в одной и той же форме. В первую очередь это касается глаголов. Вот, к примеру:

С днем рожденья поздравляем, счастья, радости желаем.

Так себе рифма, на искусство она точно не потянет.

Желание

Стать поэтом, как уже говорилось, может каждый. Было бы желание. Овладеть техникой стихосложения не сложно. Даже когда человек просто гуляет, он может упражняться, сочиняя стихотворения о чем угодно.

Поначалу не стоит особенно задумываться о смысле. Главное, чтобы соблюдался размер и рифмы. Постепенно процесс будет проходить все быстрее и быстрее, а после и вовсе войдет в привычку.

Первое - не всегда лучшее

Начинающие поэты очень часто совершают одну и ту же ошибку. Пытаясь вместить в форму стиха что-то, как им кажется, важное и ничем не заменимое, они придумывают к этому слову рифмы, которые, как говорится, ни к селу ни к городу.

Итак, как стать поэтом? Овладеть формой и рифмой. Предложенное упражнение как раз этому способствует. После постоянных тренировок неожиданные стихотворные повороты и хитросплетения слов станут естественными.

и просто поэт

Еще один маленький нюанс. Важно понимать разницу между поэтом и хорошим поэтом. После серьезных эмоциональных потрясений большинство людей пытаются выразить свои переживания в прозе или стихах. Да, действительно, в некоторых случаях из-под пера новичка выходят настоящие шедевры. Но это явление временное, пока эмоции не перегорят.

Поэт - это человек, который пытается втиснуть свои мысли в рифмованные строки, а хороший поэт - это автор, которому рифма подсказывает развитие мысли. Вот как стать хорошим поэтом. Но это еще не все.

Помимо рифмы и формы, существует еще и содержание. Казалось бы, поэзия должна быть легко предсказуемой, ведь строки известны заранее, так как они рифмуются с предыдущими. Но поэзия - самый неожиданный вид речи. Вот, к примеру, есть строка: «Я давно живу на свете». Ее, рядовые поэты обычно могут дополнить такими банальными вещами, как:

  • «Мне уже за шестьдесят».
  • «Много видел на веку».
  • «Слишком много знаю я» и т. д.

Важно помнить, что первая рифма, которая приходит на ум, не всегда лучшая. В действительности вторая строка такая: «Мне уже семнадцать лет». С одной стороны, она противоречит первой, но с другой - срок и правда немалый. И неожиданно, и не возразить - все логично.

Для тех, кто еще не отказался от мысли стать великим поэтом, существует несколько общих полезных рекомендаций:

  1. Нужно решить, какое стихотворение вы хотели бы написать.
  2. Когда тема и идея выбраны, необходимо найти источник вдохновения. Обычно это может быть природа, сильные эмоции, красивые образы. Даже кризисный период в жизни может стать источником вдохновения, если воспринимать его как полезный опыт, а не конец света.
  3. Слово и тема. Выбранную тему нужно описать одним словом и выписать к нему все связанные слова и фразы, которые приходят на ум.
  4. Не только эмоции. Не стоит писать исключительно об эмоциях. Читателю надоест такое читать. Необходимо рассказать о том, что вы сделали, увидели или вспомнили. Для более сильного эффекта - провести сравнение с природой, миром, политикой, в конце концов.
  5. Сильные образы. Вот, к примеру, гуляя на природе, вы увидели, как из гнезда выпал птенец и безуспешно пытается взлететь. Можно описать эту ситуацию и добавить, что она напоминает собственную жизнь.
  6. Тезаурус. Чем больше слов вы знаете, тем легче вам будет. В поэзии нужно использовать мало слов, но они должны быть уместными и точными.
  7. Редактирование. Чтобы стать хорошим поэтом, одним черновиком не обойтись. Перечитайте все написанное, удалите повторы, передвиньте части и посмотрите, какой вариант будет лучше.

Если не удается придумать название, то можно оставить как есть. Существует много хороших стихов без названия. Стоит помнить, что поэзия - это эмоциональный и психологический труд, поэтому крайне важно из всего происходящего извлекать опыт.

Для начала можете попытаться подражать стилю любимого поэта. Со временем у вас появится свой собственный. И нельзя прятать свои произведения, иначе известным поэтом не стать.

На пути к славе

Итак, что нужно делать, чтобы научиться писать стихи, уже понятно, но как стать известным поэтом - этот вопрос еще открыт. Творчество - это хорошо, но кушать тоже нужно. Хорошо, что в современном мире, больше не нужно издательств, пробиваться в газеты, журналы и постоянно слышать насмешки людей, далеких от творчества.

Сегодня каждый поэт может создать свой сайт или завести блог, собрать единомышленников и постоянно находиться в центре внимания. Да, в этом сегменте большая конкуренция, но если поэт хороший, его обязательно оценят и заметят. Не стоит забывать про литературные конкурсы. Многие из них тоже проходят в режиме онлайн, так что для участия не придется даже из дому выходить. Достаточно заполнить заявку и отправить свое стихотворение. В случае победы автор не только получает приз, но его публикуют в альманахе, газете или другом периодическом издании.

Цицерон однажды сказал, что поэтами рождаются, а ораторами становятся. В этом великий мыслитель ошибся - поэтами становятся день ото дня. Может, что-то и закладывается с детства, но без желания ничего достичь нельзя. 99 % упорства и 1 % таланта - вот и все составляющие успешной деятельности. Не нужно думать, что, если чего-то не дано природой, то от этого стоит отказаться. Хочешь - пробуй! А если не получается, тогда пробуй еще. Учиться, экспериментировать и совершенствоваться - это нужно делать круглосуточно. Только тогда бессмысленное барахтанье принесет свои плоды, потому что нет вершин, которых взять нельзя.

Если в вашей голове возникла мысль: «А не стать ли мне поэтом-песенником?», поздравляю! Вы по адресу.

Отчего ж нет?

«Этому можно научиться», – говорит оптимист.
« О! Это сложно…», – говорит пессимист.
« Это сложно, но этому можно научиться», – говорит реалист.

Хорошими поэтами-песенниками становятся реалисты, и именно поэтому хорошие поэты- песенники редко называют себя «поэтами» , хотя те, кто побывал на «вершине славы» и хлебнул «звездности», как радиации в зараженной зоне не утруждают себя какими-то приставками. Поэт, и все!
Но мы-то с вами знаем, что хитовое «муси-пуси» очень далеко от поэтического совершенства.

Итак, мы с вами будем говорить об искусстве ремесла, поскольку написание песенных текстов – это ремесло.

Вы решили стать поэтом-песенником?
Замечательно!
Первый шаг вы уже сделали.
Представьте себя в заманчиво белоснежном фраке, на сцене, гордо восседающим на стуле. Да что там, «на стуле»?! На троне! А перед вашим отрешенным поэтическим взором один за другим сменяются звезды российского шоу-бизнеса, говорят «спасибо», называют «маэстро» и бросают к вашим ботинкам (за штуку баксов!) цветы.

Представили?

Отлично!
Этого никогда не будет.
Даже если с вами это случиться, то, скорее всего, это будет не результат ваших титанических усилий в деле написания гениальной чудо - поэзии, а каких-то других усилий, весьма косвенно связанных с вашим ремеслом.

Но собираясь в длинный путь, лучше на несколько минут задержаться, присесть на дорожку и подумать:
– во-первых: все ли вы взяли?
– во-вторых: не утомит ли вас дорога?
– в-третьих: кто вас ждет в конце пути?

Начнем все по порядку.
В дальний путь нужно взять все свои способности.
А много ли их у вас?
Если вы обременены грузом гениальности: «Сказал, как на камне высек!», то наша дорога будет для вас мучительна. Останьтесь дома! Иначе, убедившись в неблагодарности и тупости человечества, вы надорвете свое сердце.

Если в вашем жилище книжный шкаф забит томами «Библиотеки поэта», если вы тонкий ценитель словесности, да и вы сами грешите тем, что время от времени, так, по случаю, накропаете достойный Шекспира сонет, ваш путь будет тернист и полон потрясений. Зачем вам это? Откройте томик Хлебникова и прошипите вослед пробегающему мимо графоману:
«… А когда знамена оптом
Понесет толпа ликуя,
Упаду я, в землю втоптан,
Пыльным черепом тоскуя….»

Если вы за всю свою жизнь не написали ни одного стихотворения и к тому же вам медведь наступил на ухо, то для вас песня ничего не построит и жить не поможет. Как вам нравится карьера управдома?

Если вам не нужно объяснять, что «палка – селедка» – это не рифма, если стихи пишутся, ну прямо, сами собой, хотя даже близкие друзья опускают глаза вниз, когда вы вдохновенно пытаетесь декламировать свои шедевры, и на ваш открытый вопрос: «Ну, скажи, здорово?», – уклончиво отвечают, похлопывая вас по плечу: «Ну, ничего-ничего-ничего…», то смело в путь! Вас ждут потрясающие открытия!

Но самое главное открытие: ваш путь «в никуда», вас никто нигде не ждет!

Так вы все-таки хотите стать поэтом-песенником?

Ну что ж, извольте!

Может, перейдем на «ты»? К чему нам, людям-птицам, познавшим небесные полеты творчества, эти формальности? Ведь мы сумеем понять друг друга с полуслова и, начиная долгий путь, можем со всей неистовой силой нашей талантливой открытой души обняться и, радуясь своим еще не свершившимся победам, сказать: «Собрат!»

Любишь ли ты петь?

Уверена, что любишь. Не хитри! Я знаю, ты просто скромный и застенчивый человек и, наверняка, думаешь, что твои вокальные данные «весьма посредственные» и твое «невнятное блеяние» может вызвать насмешливую улыбку окружающих. Так?
А если тебе налить грамм 150 водочки да усадить за шумное застолье? Неужели ты не подтянешь задушевно-трагическую песню «Ой, мороз, мороз»?

Подтянешь! Ведь ты же поэт-песенник! Ты уже привык к этой мысли?

К тому же я не зря тебя привела на это шумное застолье, где уже после пятой рюмки какая-нибудь голосистая тетка непременно заорет, пугая соседей за стеной запредельной силой своего верещания:
…Напилася я пьяна,
Не дойду я до дома.
Привела меня стежка узкая
До…
Э-э-э! Дальше я слова забыла, но это не важно. Важно то, что русская душа…а ты, кстати, славянский поэт-песенник? Если нет, то потерпи, и для тебя у меня найдется слово!
… Так вот, русская душа томится без народной песни.
Когда ей грустно, она тоскует: «шумел камыш…», когда весело – она притопывает под частушку: «мой миленок гармонист…». Да, сложная это штука – Душа…
И наша с тобой задача понять: что же ей нужно?
Оттого мы и начинаем с народной песни.
Этот урок один из самых важных, потому что все основы песенного искусства лежат в народном творчестве. Народ, скажу я тебе, непревзойденный гений в песенном мастерстве. Давай проанализируем его творения.

Далеко ходить не будем. Возьмем тот же « Ой, мороз».

Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня
Не морозь меня
Моего коня.

Моего коня
Белогривого

Стоп! Вот сейчас будет очень важный момент…

У меня жена
Ой, ревнивая.

Ты почувствовал, в чем важность момента?

Да! Важность момента в том, что в народной песне, как правило, ход повествования идет от описания природы к человеческому переживанию, или описанию человеческого переживания, если текст песни написан не от первого лица.

Образно говоря, пишем первое, что пришло в голову:

Во колодезе студеная вода,
А у меня свекруха злая…

Это уже песня…

Или такое:

Угасало ясное солнце
Бедная девица Господу молилась…

Тоже песня…
«Что-то не то, – скажешь ты мне,– не складно…»
« Конечно, не складно, – отвечу я, - А как ты хотел? Это ведь только начало!»
А начало – это всего лишь идея. И твоих знаний еще явно не достаточно что бы справиться с этой задачей.
Поэтому внимательно смотрим на написанные строчки нетленного шедевра. Я их опять приведу ниже, чтобы ты не утруждал себя лишними движениями.

Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня
Не морозь меня
Моего коня.

Ты заметил, что две из четырех строк одинаковые? И в написанном четверостишии присутствует рифма? Глупый вопрос. Конечно, ты заметил.
Так вот, повторение строчек песни – это один из приемов написания.
Во-первых, оттого что не нужно в этом случае сильно напрягать мозги, придумывая рифму, а во-вторых, в большинстве народных песен отсутствует припев, и такой прием.помогает запомнить песню быстрее. Это повторение может разбрасываться по разным куплетам. Кстати, рифмы в народных песнях может и не быть, она, конечно, не помешает песне, но и без нее обойтись можно.
Давай поколдуем вместе над нашими строчками, может у нас получится что-то интересное?

Угасало ясно солнышко,

Что я сделала? Я усилила описание природы, к тому же применила слова в уменьшено-ласкательном значении. Это весьма характерно для народного творчества, не солнце, а солнышко, не лес, а лесок, лесочек. Я умышленно сломала слово «темный» и перенесла ударение на непривычное место. Не «тёмен», а «темен».
Конечно, можно было бы написать:
За лесочек, за темный садилося.
Формально, ничего бы не изменилось, но согласись, предложенный мною вариант звучит более народно.
Почему же в народных песнях много неправильных, как я их называю «сломанных» слов?
Скорее всего, народная песня рождалась сначала как мелодия, а потом уж к этой мелодии придумывались слова. Не всегда удавалось найти подходящее к мелодии слово, оттого брали то, которое подходило по смыслу, и пели уже так, как велела мелодия. Окончание «ся», и отсутствие окончания, как в слове «ясно» – это тоже народная «фишка». Возможно, в практике это тебе никогда не пригодится, но знать это – не помешает.
Продолжаем.

Угасало ясно солнышко,
За лесочек, за тёмен садилося.
Бедна, бедная, бедна девица

Ты спросишь меня: «Откуда взялся такой ритм?». Все очень просто. Я составила нехитрую схему.
5*5*
5*8 *
5*5*
5*8*.
« Вот-вот, – скажет пессимист – Началось!»
« Непонятно, – скажет оптимист. – Давай это пропустим».
« Поподробнее, – скажет реалист. – Я не понял. Что за схема?»

Значит, ты не совсем понял, о чем я веду речь? Сейчас объясню.
Давай петь наш любимый «Мороз».
Поем.
Ой, мороз, моро-оз.
Стоп. Заметь, ты взял дыхание, что бы спеть следующую фразу.
Так вот, дыхание я обозначила знаком «*». А цифра, это количество фактических слогов, что ты спел. Я надеюсь, ты помнишь о том, что слово состоит из слогов. Считаем слоги:
1-ой, 2-мо, 3-роз, 4-мо, 5-ро, 6-оз.
Ты теперь понял, почему я сказала «фактических слогов»? Потому что в этой фразе по правилам русского языка – 5 слогов, а фактически мы их спели 6.
Ты ведь, однозначно понимаешь, что написанный текст – это еще не песня. Песня родится только тогда, когда есть мелодия этого текста. А мелодия, надеюсь и это для тебя не секрет, состоит из нот, так же как и наши слова из слогов. В песне, на каждый фактический слог приходится ровно одна нота. И в нашем случае с «морозом» на пропетую фразу пришлось 6 нот.
Совокупность нот до взятого дыхания назовем музыкальной фразой. К слову сказать, певец не всегда берет дыхание по окончанию музыкальной фразы, а некоторые «умельцы» умудряются взять дыхание и во время музыкальной фразы, но этот факт мы не будем брать в расчет. Пусть берут, где хотят, мы это дыхание обозначим там, где нужно!

Вернемся к схеме нашей рождающейся песни.

Первая строчка состоит из двух музыкальных фраз, в каждой из которой 5 нот.
На схеме мы ее обозначили:
5*5*

На каждый слог текста приходится не менее одной ноты.
Вот на первую строчку текста пришлось десять нот. Еще раз закрепим изложенный материал. Я не случайно сказала, что на каждый слог не менее одной ноты. В первой строчке у нас только 9 слогов, значит, на какой-то слог пришлось две ноты. И это нормально! Хоть 3! Вспомни «Ой, мороз»:

Ой, мороз, моро-оз…

Ты меня спросишь: «Если все дело в нотах, то зачем эти схемы? Пусть композитор голову ломает, сколько нужно нот на слог! И почему именно 5*5*, 5*8*?».
5*5*, 5*8* – набор случайных чисел, он мог быть любым, но, конечно же, не 100. Рисуя схему, ты можешь спокойно брать числа от 1 до 10, но лучше быть в середине этого числового ряда, тогда и тебе проще, и песня на слух будет восприниматься лучше. А схема нужна, чтобы упростить тебе работу, ведь песня состоит из нескольких запевов, а в народной песне их количество может приближаться к 10, и во всех запевах должен быть один и тот же рисунок.
А давай-ка, напишем припев к нашей песне. Припевы, как правило, имеют другой ритмический рисунок, соответственно и цифровая схема будет другой.
Пусть он будет таким:

3*3*
7*
3*3*
7*

Пишем!
Русая, русая
Коса заплетенная

Я опять (для пользы дела) перенесла ударение в слове «коса». Пусть у нас это слово прозвучит, как «коса». Ты не против? Тогда дописываем:

Бедная, бедная
Девка нарученая.

Да… «наручеными» называли сосватанных девушек. Это так, к слову.
Как читается наш припев? Ведь я не зря написала:
7*
а не, предположим:
3*4*.
А читаем именно по схеме:
Русая, пауза, русая, пауза, косазаплетенная, пауза.
Именно так, одним словом: косазаплетенная.
Прочти сам. Не кажется ли тебе, что у этих строчек появляется мелодика?
Попробуй по этой же схеме прочитать запев. Ты помнишь, что в запеве слогов меньше, чем предусмотрено схемой? Я тебе немного подскажу, но ты постарайся эту работу сделать сам.
Подсказка: Угаса-ало….

И вот что у нас получилось в итоге:
1.
Угасало ясно солнышко,
За лесочек, за тёмен садилося.
Бедна, бедная, бедна девица
Да под вечер Господу молилася.
Пр:
Русая, русая
Коса заплетенная
Бедная, бедная
Девка нарученая

Теперь тебе больше нравится?
Понятно. Ты не большой любитель народного творчества.
Хорошо. Давай допишем эту песню и отдохнем. Возможно, то, о чем я буду дальше вести речь, вдохновит тебя больше.

2.
Бедна, бедная, бедна девица
Да под вечер Господу молилася

За нелюбого да за старого.
Пр:
Русая, русая
Коса заплетенная
Бедная, бедная
Девка нарученая
3
Ты не дай, Господь, замуж выйти
За нелюбого да за старого
А ты дай, Господь, замуж выйти
За молодого, за кудрявого.

Пр:
Русая, русая
Коса заплетенная
Бедная, бедная
Девка нарученая

Вот такая песня у нас с тобой получилась, собрат! Ты уже устал? Тогда сделай перерыв, и начнешь следующую главу, когда все, о чем я тебе поведала сейчас, станет настолько же простым, как таблица умножения на 2. А при случае напиши пару народных текстов. Для тренировки. И не забудь! От природы – к переживаниям!
Но если тебе, вдруг, понравится работа в этом песенном жанре, то в конце учебника ты найдешь факультативное занятие, в котором ты сможешь узнать больше о секретах написания стилизаций народных песен. Я не стала их тебе рассказывать прямо сейчас, поскольку это может быть тебе не интересно, ведь ты мыслишь себя поэтом-песенником, работающим в жанре совсем другой музыки, например, рэпа. И я тебе рассказала только о том, что тебе действительно может пригодиться.

Одно время я задавалась этим вопросом - что нужно поэту для создания красивых форм с полезным красивым содержанием. Знания по стихосложению? Отнюдь. Эти знания нужно для литературоведов, да и обладая теоретическими знаниями без поэтических способностей не сотворишь стиха, тогда как мастера слова не задумываются как они пишут - правильно ли, согласно форм стихосложения, и, ведомые вдохновением - порывом души - сотворяют гениальные творения.

Каким же качеством нужно обладать, чтобы пробудить в себе способность писать стихи? Откровение приходит не сразу - по мере накопления необходимой информации, наступает и час ответа. Он, как вспышка света, не оставляет темных пятен - сомнений. Логическая завершенность подходит к концу, остается лишь письменно изложить свои выводы, созвучные мнению немногих авторов, с которыми довелось пообщаться на схожие темы - что есть поэзия и почему это искусство для понимания доступно лишь единицам. В ходе рассуждений поняла, что поэту нужно иметь поэтический слух, чтобы слышать стихи - свои, чужие. Если есть в стихотворном произведении ритм - музыка звучит без фальши, значит поэту удалось создать идеальную звуковую форму. Но формы мало, нужно еще содержание. В древней Греции была такая наука - риторика. Изучение искусства слова - создание правильных грамматических форм - позволяла завладевать вниманием слушателей. И поэту нужно, кроме умения создавать музыкальную форму, уметь создавать и грамматическую форму, необходима и мудрость для придания глубокого смысла стихам и обладать восприятием художника, чтобы через палитру слов сотворить красивый рисунок. Но что такое ритм - основа основ поэзии? Принято считать, что ритм это соотношение длительности звуков в их последовательности. Но звуки могут иметь различную длительность. Одна и та же гласная буква в сочетании с другими звучит по разному - по длительности и тональности. В различных вариациях звуки образовывают различные ритмические фигуры, из которых и складывается общий ритмический рисунок произведения - стиха. И чем сложнее ритмический рисунок, тем выше качество стихов. Создание сложного ритма, повторяющегося через несколько строк, поистине доступно только гениям, с врожденными поэтическими способностями.

Однажды Федор Тютчев сказал: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..." В теории так и есть - мы не можем наверняка знать как наше слово отзовется, но существуют исключения, и наверное великие поэты знали, как их слово отзовется, при жизни пророча своим творениям бессмертие. И я точно знаю, что непонимающие в чем суть поэзии не оставят в истории свои слова.

Что нужно поэту чтобы стать поэтом? Наверное, поэту нужно создать свою душу - привести в гармонию разум и чувства. В душе есть все - все необходимые знания - всего лишь нужно научиться слушать свою душу, уловить в ней музыкальные формы, а далее дело за разумом - за эрудицией, запасом накопленных слов и умением применять грамматические формы на практике.

Поэтическая глухота - бич современных поэтов. Они не могут производить не только свои музыкальные формы, но и услышать музыку в чужих стихах. Отсутствие должных знаний по многим областям наук и того горше - поэт, не обладая эрудицией, скуден в словах, за неумением создавать свои словесные формы, заимствует чужие - штампы. Но в этом не было бы беды - кому какое дело до бездарного поэта - если бы такие, глухие на формы и скудные в разуме, не навязывали свои утверждения, что такой-кто, не в пример ему умный и талантливый, не умеет писать стихи.

Божий дар - не яичница, которую каждая кухарка может состряпать. Поэзия, как искусство, - удел немногих. Совокупность множественных природных качеств и доведенных их до совершенства позволяют человеку стать тем, что он есть - по природной сущности, по призванию.

Горят ли рукописи? Да, сгорают, но мысль брошенная в толпу остается в памяти множеств. Так и с поэзий: все истинное продолжает жить во вечности - ложное уходит в забвение. Ибо в памяти умных сохраняется умное - они передают наследие человечества потомкам. Писать во вечность может каждый, но не каждому вечность открывает свои врата. И думаю, что кухаркам стряпающим поэзию по подобию яичницы следует помнить, что непонимание поэзии не дает право судить о творчестве других, каким бы оно не было на их взгляд. А судьи кто? Разумеется те, кто постиг искусство поэзии, но постигшим тайну слова нет дела до бездарностей - их поэтической стряпни.

Для любого дела нужно созреть умственно и духовно. Видимо поэзия - столь сложное искусство, что лишь единицы постигают ее. И видимо лишь часть людей способна понимать поэзию - обладать способностью тонко воспринимать красивые словесные формы и слышать музыку в словах. Только умные могут постигать сложные науки и только гении создавать новые формы. Но является ли способность писать стихи приобретенным навыком? Как человек науки, считаю что дело в генетической памяти, в наследии предков. Династии музыкантов, банкиров, врачей - множество профессий от военных до служителей культов - весь опыт одного поколения, приумножаясь, передается другому. Совокупность множественных качеств, переданных генетически и приобретенных новых навыков, порой затрудняют определиться в выборе, но каждый навык, закрепленный практикой, остается. Поэтому и случается, что отдав полжизни одному делу, человек вдруг обнаруживает себя в другой ипостаси - поэта или писателя. Конечно, чтобы быть писателем или поэтом нужна мудрость, а иначе зачем творить примитивное - мир и так полон недоразумений сотворенных рукой человека. Но не внимают же... у посредственности одна отговорка - пишут для себя. Для себя? А зачем же в Сеть выкладывать яичницу, еще и многократно дублировать свою стряпню? Моя первая литературная зарисовка была как раз об этом, что какой не откроешь литературный сайт, везде одни и те же авторы со своей никчемной писаниной. Да, есть исключение - талантливые авторы тоже кочуют по сайтам, и я их понимаю - они ищут понимающих читателей, чтобы их литературное наследие сохранилось в памяти других. Найти умного читателя нелегко. Умных меньшинство. И чем выше уровень интеллекта, тем меньше шанса быть понятым. Повторяя ранее сказанное, что только умные сохраняют в памяти умное, то ради этого, чтобы умная мысль не пропала, стоит заниматься поисками своего читателя. Есть и другие возможности - создать свой сайт или издать электронную книгу. Кто сейчас читает в бумажном переплете - нет времени на хождение и по книжным магазинам, да и с собой не станешь носить книгу. Скачать из Интернета проще - удобно - содержание не прибавляет в весе и всегда с тобой - на айфоне иль ноутбуке.

Процент умных людей невелик. А если из этого процента вычесть число необладающих музыкальным слухом и способностью тонко воспринимать и глубоко чувствовать красоту, что останется... И представьте, какое огромное количество людей пытается стать поэтами... И какой ущерб наносится культуре - практически произошла подмена понятий: рифмованные столбики принимают за стихи, а истинная поэзия, в силу массовой непонимаемости и большого количества поэтических потуг, стала недоступной для прочтения. Как в Сети найти жемчужину да еще и понять что это искусство, если вниманию предлагается и навязывается как хорошая поэзия посредственные стихи, порой без смысла, эмоционального окраса, с примитивным ритмом. Как донести до пытающихся писать стихи, что это великое искусство, что писать в рифму не значить творить поэзию, что для этого нужно иметь недюжий ум и богатую эмоциональную душу... не донесешь, ибо ограниченность в умственных и психических возможностях не позволяют посредственности понять различие между гениальными творениями и бездарно написанными стихами.

Поэзия это не только ритм и гармония звуков, это еще и художественная композиция из слов логически верно построенная. Нужно обладать не только музыкальным слухом, но и художественным восприятием чтобы понимать и творить поэзию, а еще обладать логикой и эрудицией, и быть эстетом, романтиком и чувственной натурой. Сколько их, глухих на поэзию, пытающихся сочинять стихи... сочиняют, а кому нужен набор случайных слов, без ритма и смысла. Да, подмастерья еще могут достичь уровня мастера - те, кто понимает поэзию и различает набор рифмованных слов от истинного стиха, а глухие на поэзию так и остаются сочинителями. Все уходит во прах, только истинная красота, в чем бы она не выражалась - в музыке, живописи, стихах, прозе, - продолжает жить. Две вещи не претерпевают в мировоззрении интеллектуалов изменения - подлинная красота и совершенный ум. Со временем все видится иначе, даже собственное творчество. Проба пера и прочие детские творения становятся ненужным, отслужившими свое эмоциональное предначертание - сознание выхватывает только настоящее искусство, имеющее ценность для истории. Но мы опять возвращаемся к разуму. Переоценка своих творческих возможностей может происходить у людей с хорошей логикой и способностью объективно видеть ситуацию. Не потому ли великие мастера - художники, поэты, музыканты - сжигали часть своих рукописей, картин и предавали забвению музыкальные произведения, что со временем переставили в них видеть ценность. И не потому ли они стали великими, что в наследие оставили только шедевры.

Но в чем истинная сложность непонимания поэзии? Я думаю, что за непониманием великого кроется страх. Глубокая мысль, недосказанность, метафоры и аллегория отбрасывают тени. Страшна не сама тень, а скрывающееся в тени. Воображение может нарисовать ужасное. А ужасным может быть все - личное неприятие к чему-либо или нежелательная правда. Как ночь скрывает краски мира, а свет луны искажает до неузнаваемости черты пространства, так и сложная мысль покрывает покровом тайны стих и искажает восприятие неподготовленного разума. Мир теней страшен для слабых. Умное творчество, полное теней и загадок, непостижимо для понимания слабого ума. Поэтому красивые сложные формы с красивым сложным содержанием требуют ответного восприятия - совершенных ментальных качеств - развитых умственных и психических способностей. Поэзия, по подобию прекрасных звезд, в условиях незащищенности - непонимания, может показаться колючим холодом. Говорят можно скрыть душу, не думаю - она в словах, в деяниях. Можно скрыть замысел, но внутренняя красота не имеет сдерживающих границ. Все отражается в творениях человека, вот только не всем доступно понимание красоты, а она бывает разной - и светлой, и окрашенной в темные краски. Непривычный к темноте глаз во тьме ничего не увидит, так и с поэзией отбрасывающей тени - слабый ум и скудный на яркие краски внутренний мир не поймет в чем красота поэтических строк.