Урок окончание смутного времени 7 фгос презентация. Проблемный вопрос урока

Был свергнут с российского престола в 1610 г. Его отправили в монастырь, причем сделали это насильно. После этого начинается период правления Бояр - так называемая Семибоярщина. Окончание включает в себя кроме боярского правления еще и приглашение на престол польского королевича Владислава, иностранную интервенцию на территорию Руси, создание народных ополчение и воцарение новой династии.

В некоторой историографии окончание Смуты не связывают с 1613 г., когда на престол был избран . Многие историки продляют Смутное время до 1617-1618 гг., когда были заключены перемирия с Польшей и Швецией. А именно Деулинское с Польшей и Столбовский мир со шведами.

Период Смутного времени

После свержения правления Шуйского, власть в свои руки взяли бояре. Участие в управлении принимали несколько знатных боярских родов, во главе с Мстиславским. Если оценивать деятельность Семибоярщины, то политика ее выглядела предательской по отношении к своей стране. Бояре открыто решили сдать государство полякам. Сдавая страну, Семибоярщина исходила из классовых предпочтений. В то же время к Москве направлялась армия Лжедмитрия II, а это были «низы» общества. А поляки, хоть и были католиками и не принадлежали к русской нации, но все-таки в классовом отношении были ближе.

17 августа 1610 г. на территории польской армии было подписано соглашение между двумя государствами. Договор подразумевал - призвать на русский престол сына польского короля Владислава. Но в данном соглашении было несколько пунктов, которые существенно ограничивали власть королевича, а именно:

  1. Королевич переходит в православие;
  2. Никаких контактов с Папой Римским о вере Владислава запрещены;
  3. Казнить русских, которые отойдут от православной веры;
  4. Королевич женится на русской православной девушке;
  5. Русские пленные должны быть освобождены.

Условия договора были приняты. Уже 27 августа столица русского государства присягает королевичу. Поляки вошли в Москву. Об этом узнали приближенные к Лжедмитрию II. Был организован заговор против него, он был убит.

Во время присяги Москвы королевичу, польский король Сигизмунд III и его армия стояли у Смоленска. После присяги туда было отправлено русское посольство, его главой был Филарет Романов. Цель посольства доставить Владислава в столицу. Но затем выяснилось, что Сигизмунд III сам захотел занять русский трон. Послам о своих планах он не сообщал, просто стал тянуть время. А в это время бояре открыли двери Москвы для поляков, которые были у города.

События окончания Смутного периода


События окончания стали развиваться стремительно. В Москве возникло новое правительство. Ему отводилось роль управлять государством, пока Владислав не прибудет в город. Его возглавили следующие люди:

  • Боярин М. Салтыков;
  • Купец Ф. Андронов.

Особое внимание надо уделить Андронову. Впервые в государственном аппарате появился городской человек, в данном случае купец. Отсюда можно сделать вывод, что богатая часть горожан Москвы выступала за правление Владислава, активно продвигала его кандидатуру. В то же время понимая, что Сигизмунд не торопится отправлять Владислава на престол, послы стали оказывать давление на Сигизмунда. Это привело к аресту, затем их отправили в Польшу.

В 1610 г. Смутное время переходит в фазу освободительной борьбы. Все стало проще. Теперь противостояли между собой не русские силы, а началось открытое противостояние поляков и русских. Сюда еще включался религиозный сегмент - борьба католиков и православных. Главной силой этой борьбы у русских стали земские ополчения. Они возникали в уездах, волостях и городах, постепенно ополчения крепли и впоследствии смогли оказать яростное сопротивление интервентам.

Патриарх Гермоген занял очень жесткую позицию в отношении поляков. Он был категорически против их пребывания в столице, и так же был против польского королевича на русском престоле. Он был ярым борцом с интервенцией. Гермоген сыграет не последнюю роль в освободительной борьбе, которая начнется уже в 1611 г. Нахождение поляков в Москве дало толчок к началу национально-освободительного движения.

Первое ополчение Смутного времени


Стоит отметить, что те территории, где возникали ополчения, были давно привычны к самостоятельному управлению своими территориями. Кроме того, на этих территорий не было такого большого социального расслоения, не было четкого разделения на богатых и бедных. Можно сказать что движение это было патриотичным. Но не все так идеально. Проживавшие там купцы совершенно не хотели, чтобы поляки управляли государством. Такое положение дел сказывалось негативно на торговле.

В 1610-1611 гг. возникло первое земское ополчение в период Смутного времени. У этого ополчения было несколько лидеров:

  • Братья Ляпуновы - Прокипий и Захар;
  • Иван Заруцкий - ранее пребывавший в стане Лжедмитрия II, фаворит Марины Мнишек (жена );
  • Князь Дмитрий Трубецкой.

Лидеры обладали авантюрным характером. Стоит отметить, что время тогда было само по себе авантюрное. В марте 1611 г. ополченцы принимают решение взять Москву штурмом. Сделать этого не удалось, однако город был взят в блокаду.

Внутри же ополчения возник конфликт между представителями казачества и дворянства. Поляки использовали этот конфликт. Ими было подброшено письмо о том, что Прокопий Ляпунов должен был вступить с ними в соглашение. Оправдаться Ляпунов не смог, и был убит. Ополчение в итоге распалось.

Окончание и последствия Смутного времени


Некоторые территории присягали маленькому Ивану Дмитриевичу - сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но есть версия, что отцом мальчика был Иван Заруцкий. У Ивана было прозвище «воренок», так как сын Тушинского вора. Параллельно начинает складываться новое ополчение. Его возглавили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Изначально Минин собрал средства, снарядил пехоту. А возглавил войско уже князь Пожарский. Дмитрий Пожарский был потомком Всеволода Большое Гнездо. Можно судить, что у Дмитрия были очень обширные права занять русский престол. Кроме этого стоит сказать, что это ополчение шло на Москву под гербом рода Пожарских. Движение нового ополчения охватило Приволжскую территорию, войско прибыло в город Ярославль. Там создали альтернативные государственные органы.

В августе 1612 г. войско ополченцев было у Москвы. Пожарскому удалось уговорить казаков оказать помощь ополчению. Объединенное войско ударило по полякам, затем ополченцы вошли в город. Долго не удавалось взять Кремль. Лишь 26 октября (4 ноября) он был сдан поляками, им гарантировали жизнь. Пленных поделили казаки и ополченцы. Ополченцы слово сдержали, а вот казаки нет. Пленные поляки казаками были убиты.

В феврале 1613 г. Земским Собором на царствование был избран 16-летний . Такова история окончания смутного периода.

Окончание Смутного времени видео

(43,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности.

Задачи:

обучающая:

  • продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени;
  • рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков;
  • определить значение для России воцарения новой династии – Романовых;

развивающая:

  • учить сопоставительному анализу фактов и явлений с установлением их взаимосвязи;
  • умению сравнивать, анализировать, формулировать суждение;
  • формированию выводов по результатам анализа; переводу информации в таблицу, текст и др.

воспитательная:

  • воспитывать патриотические чувства, через раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны, на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина.

Планируемые результаты:

  • Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять контроль и вносить коррективы.
  • Коммуникативные : умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающего.
  • Познавательные : умение оперировать понятиями, работать с картой, текстом учебника и документа, таблицей.
  • Личностные : формирование ответственного отношения к учебной деятельности, умение организовывать свое рабочее место.

Основные понятия: народное ополчение, патриот, патриотизм, Земский собор.

Форма урока – урок-презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности : проблемный, частично-поисковый метод.

Важнейшие даты:

  • лето-осень 1612 г. – осада Москвы;
  • 1613 г. – Земский собор;
  • 1613-1645 гг. - царствование Михаила Романова.

Выдающиеся личности: К.А. Минин; Д.М. Пожарский; Иван Сусанин.

Оборудование урока:

  • Настенная карта «Смутное время в России»;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация Microsoft PowerPoint «Окончание Смутного времени»;
  • раздаточный материал, аудиозапись «Колокольный набат», звон колокола «Благовест»», музыка Прокофьева «Вставайте люди русские»;
  • видео-отрывок на тему «Подвиг И.Сусанина»

Учебно-методическое обеспечение.

  • Под редакцией Торкунова А.В. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, – М. «Просвещение», 2017

План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме.
3. Изучение нового материала.
3.1. Формирование Первого ополчения и его итоги.
3.2. Роль Второго ополчения в освобождении России.
3.3. Освобождение Москвы.
3.4.Земский собор 1613 г., его итоги.
3.5. Подвиг Ивана Сусанина
4. Первичное закрепление и систематизация знаний.
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания учащихся. Готовятся к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни.
Гости на урок пришли,
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное.
А улыбки дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний по теме. Метод «Занимательные вопросы» .

Учитель: Я задаю вопросы, вы отвечаете:

  • Да (вы согласны) - хлопаем в ладоши
  • Нет (не согласны) - поднимаем правую руку вверх.

Вопросы:

1.Борис Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей? (да)

2. В 1604 г. Лжедмитрий 1 предпринял первый поход на Москву? (да)

3. Мать Лжедмитрия 1 звали Елена Глинская? (нет)

4. «урочные лета» и «заповедные годы» это акты подтверждения отмены Юрьева дня? (да)

5. Период Смутного времени в истории России начинается именно со смерти царя Федора (да)

6. Причина народных и «голодных» бунтов заключалась в правление Бориса Годунова (нет)

7.Первым патриархом России был Филарет? (нет)

3. Изучение нового материала.

Объясните смысл понятий:

На доске таблички (тёмные тучи) со словами: интервенция, гражданская война, самозванство, династический кризис, "угличское дело”, "семибоярщина”.

(обучающиеся объясняют термины)

Учитель: К какому периоду истории относятся данные понятия (ответы учащихся).

Смута – период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.

Долгое время этот период называли лихолетьем.

(звучит колокольный звон – «Набат»)

Учитель : внимательно вслушайтесь в этот колокольный звон, подумайте какие чувства, эмоции он у вас вызывает (ответы учащихся).

Смута переломный период в истории, когда стране угрожала потеря независимости.

Действительно, к осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. На юге страны хозяйничали многочисленные самозванцы. Новгородская земля перешла под власть Швеции.

Страшное время пришло для Руси, ужасное время. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Чёрные тучи сгустились над нашим государством. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество.

Как вы считаете, такое положение в стране могло продолжаться и дальше? (Нет).
- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке?
- Как называется тема урока? (Окончание Смутного времени).

Молодцы, запишите тема нашего урока: Окончание Смутного времени.

Проблемный вопрос урока

(На фоне музыки Прокофьева «Вставайте люди русские ……») (щелчок)

Первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения)

  • Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей...” . Дионисий.
  • Грамота нижегородцам. «Вы видите как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного». Патриарх Гермоген. Январь 1611 г.

К чему призывали представители церкви?

Горячий отклик грамота патриарха нашла в Рязани, где воевода Прокопий Ляпунов первым из будущих вождей народного ополчения начал собирать патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов и уже от себя рассылал грамоты, призывая к борьбе против поляков.

Народное ополчение – вооружённое формирование, созданное из народа в годы особой опасности.

Работаем с учебников стр. 23-24 (вместе), заполняем таблицу задание № 6 рабочая тетрадь стр. 17.

Но первому народному ополчению не удалось освободить Москву. Как вы думаете, почему?

Найдите ответ на этот вопрос в 1 абзаце на стр. 24.

Учитель:

Представьте, что от Вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое Вы примите решение? (Ребята делают выбор).

1. «У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»

2. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

Те, кто из Вас выбрали второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные Вами слова.

Именно Нижний Новгород стал центром второго ополчения.

Работа в группах.

1 группа . Работа с документом (двум учащимся раздаются документы №1 и №2 в приложении прочитать и ответить на вопросы)

Вопросы :
1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста) («Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!») слайд 3.

2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина? (Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы).

3. На какие средства собиралось второе ополчение? (Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями).

4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым? (Ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан).

2 группа

Поработайте с учебником и составьте рассказ используя ответы на вопросы Стр. 24–25.

Когда было создано ополчение?

Кто его возглавил? (Кузьма Минин)

Почему Минин стал рассылать грамоты в другие земли? (знал, что в объединении сила)

Кто стал руководить вторым ополчением? (Пожарский)

Когда второе ополчение двинулось на Москву? (в феврале 1612 года – через Ярославль)

Работа в группах - 5 мин.

Отчёт групп.

  • 1 группа
  • 2 группа

1. Найдите на карте: города, в которых формировались народные ополчения

Ι ополчение – Рязань

ΙΙ ополчение – Нижний Новгород.

2. Проследите направление похода второго ополчения на Москву. (Нижний Новгород - Кинешма – Ярославль – Ростов – Деулино - Москва)

Учитель: слайд 5.

На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

Вопрос: какое значение имела победа народного ополчения над польскими захватчиками? (Россия сохранила независимость, русский народ показал, что, сплотившись, он может справиться с любой бедой.)

Учитель: Как только были приведены хоть немного в порядок кремлевские святыни, стали думать о самом важном и неотложном деле. Каком? (Избрание нового царя.)

Какой сословно-представительный орган нужно было для этого собрать? (Земский собор.) слайд 6.

Работа с учебником.

Прочитай материал о Земском соборе 1613 года. (Используется документ историка В.О.Ключевского стр. 28)

Ответь на вопросы:

  1. Какова была особенность Земского собора 1613 года? (Первый всесословный собор с участием посадских и даже сельских обывателей.)
  2. Почему царём выбрали Михаила Фёдоровича Романова. (На нём сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество. Учитель обращает внимание на связь с династией Рюриковичей.)

«Выберем Мишу Романова! - не скрывая своих замыслов агитировал боярин Федор Шереметьев. - Он молод и будет нам поваден!» …Стремление иметь «повадного» неопытного монарха - вот цель, которую преследовали многоопытные и хитроумные московские политики, сторонники Михаила (А.Я. Дегтярёв)

«Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента из знатного боярского рода и к тому же двоюродный брат Федора Иоанновича, последнего царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как его отец был монахом, причем в сане митрополита, а для дворян Романовы были хороши, как противники опричнины».

Январь 1613 года - Избрание нового царя - Михаила Романова

Именно к этому времени относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты Ивана Сусанина. слайд 7.

Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика.

Подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой.

Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.

слайд 8. Демонстрация видео-отрывка на тему «Подвиг И.Сусанина».

Вопрос : ради чего не пожалел своей жизни русский крестьянин Иван Сусанин?

(Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить Михаила Романова – будущего русского царя)

слайд 9. В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

(по ходу урока чёрные тучи перекрываются светлыми)

Проблемный вопрос урока : Какова роль народа в ликвидации Смутного времени?

Обучающиеся делают вывод.

Таким образом, благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось. В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых.

Январь 1613 года - Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.

На фоне Звона колокола – Благовест

  • Скажите, чем отличается звон колокола в начале и конце урока?
  • Какие чувства, эмоции вызывает у вас эти звоны?
  • Почему именно такая последовательность колокольного звона в начале и конце урока?

(Набат - страх, ужас, тревога - пик Смутного времени, Благовест - окончание Смуты, изгнание интервентов, воцарение новой династии)

– Так кого же мы называем патриотами? (Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. Только единый народ может добиться процветания своего государства.

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют в нашей стране как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

4. Первичное закрепление и систематизация знаний.

1. Вставьте пропущенные слова в текст:

«В 1610 г. Москва и вся западная часть страны была захвачена. . . (поляками), на северо-западе господствовали. . . (шведы). Постоять за родную землю призвал русских людей торговый человек. . . (Кузьма Минин) из. . . (Нижнего Новгорода). Для борьбы с врагом было создано. . . (ополчение). Военным руководителем стал князь. . . (Дмитрий Пожарский). Народное ополчение двинулось к Москве через. . . (Ярославль) и разгромило поляков. В 1818 году на. . . (Красной площади) в. . . (Москве) был воздвигнут памятник гражданину. . . (Минину) и князю. . . (Пожарскому)».

2. Тест. Окончание Смутного времени слайд 12.

5. Рефлексия - 2 мин.

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями.
Какие чувства вызвал у Вас этот урок? (тучи, солнце в туче, солнце)

6. Домашнее задание.

  1. Прочитать параграф 3
  2. На выбор:
    1. Придумайте кроссворд на тему «Смутное время в России» или
    2. Напишите «письмо в прошлое» М.Ф. Романову, К. Минину и Д. Пожарскому, (по своему выбору).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Источник № 1 (1 вариант)

Удастся ли выиграть битву за Москву? Устоит ли, удержится ли Россия, собранная вокруг Москвы, или распадется, расползется на отдельные города?

В Нижнем Новгороде настал день, когда земский староста Кузьма Минин собрал народ на главной городской площади и призвал идти освобождать Москву и не жалеть на то «животов».

В земской избе на сходках Кузьма обращался к народу: «Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!»

Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы. Старейшины помалкивали, теребя бороды. Молодежь их укоряла: «Что в нашем богатстве? Если враги придут, они и нас разорят, как все другие города. Да и устоять ли нашему городу одному?» Самые пылкие и решительные предлагали жертвовать имущество. «Не то что животы, но и дворы свои продадим, жен и детей заложим!» - выкрикивали они. Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями. Позже Кузьма даже ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан.

Источник № 2

Для нового ополчения требовался вождь. В смутное время трудно было найти честного и храброго мужа, который бы хорошо знал ратное дело и «который бы в измене не явился». Кузьма Минин назвал имя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Мир, то есть община, его выбор безоговорочно поддержал. Дмитрий Пожарский не раз участвовал в походах за русскую землю. Он отличился как храбрый воин в боях под Коломной, да и потом не раз выходил победителем из столкновений с вражескими отрядами.

В одном из сражений князь Пожарский получил тяжелый сабельный удар в голову, и кровь заливала глаза. Едва живого, положили его в возок и отправили в Троице-Сергиев монастырь, а потом отвезли выздоравливать в его вотчину, в село Мугреево, недалеко от Нижнего Новгорода. Туда и направились послы из Нижнего и предложили возглавить ополчение.

Князя согласился. Минин и Пожарский известили все города, что они начинают московский поход.

Поляки, засевшие в Кремле, встревожились. Они обратились к патриарху Гермогену, чтобы тот уговорил ополчение не идти на Москву. Но патриарх ответил: «Да будут те благословенны, кто идет на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты».

К концу 1610 г. в России начинает созревать идея всенародного ополчения. Это давало серьезную надежду на окончание Смутного времени. С изгнанием польского гарнизона из Москвы и избранием нового царя тяжелый всеобъемлющий кризис в стране был преодолен.

Первое всенародное ополчение

В январе 1611 г. было сформировано Первое ополчение под формальным руководством П. Ляпунова. Оно не было всенародным и состояло, в основном, из дворян и казаков. К 1 апреля основные силы Первого ополчения подошли к Москве. 19 марта ополченцы пошли на штурм и захватили некоторые районы города.

многие ведущие представители Первого ополчения в свое время были сторонниками Лжедмитрия II:

  • князь Д. Т. Трубецкой – глава тушинской Боярской думы;
  • атаман И. М. Заруцкий – глава особого Казачьего приказа в Тушинском лагере.

У стен столицы был принят “Приговор всей земли”. Он предусматривал будущее устройство России. Документ носил крепостнический характер и ущемлял права казачества.

Рис. 1. С. Иванов. В Смутное время. 1908.

Недовольные казаки убили Ляпунова, что привело к распаду Первого ополчения. В это же время шведы взяли Новгород, а поляки – Смоленск.

Второе ополчение

В октябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование Второго ополчения. Оно существенно отличалось от Первого, так как объединило три главных общественных силы:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • “холопы государевы” – служилое сословие;
  • “сироты” – земские люди, торговцы и ремесленники;
  • “богомольцы” – духовенство.

Ведущая роль в формировании ополчения и сборе средств принадлежала земскому старосте К. Минину. По его предложению был избран военный руководитель Второго ополчения – князь Д. М. Пожарский.

Рис. 2. К. Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896.

В начале марта Второе ополчение отправилось вверх по Волге. В Ярославле была сделана четырехмесячная остановка. За это время были образованы:

  • “Совет всей земли”, которые решал самые важные вопросы (военные действия, переговоры, финансовое обеспечение и т. д.);
  • Разрядный, Поместный, Посольский и другие приказы;
  • Денежный двор.

В Ярославле общая численность ополчения достигла 10-11 тыс. человек.

20 августа 1612 г. основное войско Второго ополчения достигло Москвы. На следующий день к столице подошла армия гетмана Ходкевича. До 25 августа продолжались ожесточенные бои, в результате которых гетман был разбит и отступил.

Среди поляков начался голод. 27 октября глава гарнизона полковник Н. Струсь сдался. Ополченцы вошли в Кремль и завершили полное освобождение Москвы.

22 октября (4 ноября по н. ст.) 1613 г. поляки были выбиты из Китай-города. Событие отмечается сейчас как День народного единства.

Земский собор

Кратко про конец Смутного времени рассказывает история созыва Земского собора.

Главной проблемой оставалось избрание нового законного царя. Еще в ноябре 1612 г. по городам были разосланы грамоты о созыве на Земский собор

Работа собора началась в январе 1613 г. В ней участвовали представители всех сословий от 50 городов (около 500 человек):

  • духовенство;
  • бояре;
  • представители дворянства и казачества;
  • служилые люди “по прибору” (стрельцы, пушкари);
  • посадские люди;
  • черносошные крестьяне.

Среди кандидатов на престол были:

  • Ф. И. Мстиславский;
  • И. М. Воротынский;
  • Д. Т. Трубецкой;
  • Ф. И. Шереметев и другие.

21 февраля было принято решение об избрании Михаила Федоровича Романова – сына патриарха Филарета. Новый царь долго отказывался от предлагаемой чести, но после уговоров согласился и 19 марта отправился в Москву.

Рис. 3. А Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880.

В каком веке окончилось Смутное время России? Общепризнанной датой считается 21 февраля 1613 г., т. е. – XVII век.

Что мы узнали?

Из статьи по истории (7 класс) мы узнали, что боярское правление чуть было не привело к утрате Россией независимости. Мощное народное движение смогло изгнать иностранных интервентов. Вершиной этого движения стал Земский собор 1613 г. Законное избрание нового царя положило конец политическому кризису.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 317.

Смутное время принесло для Руси огромнейший экономический и территориальный упадок. Шведами была захвачена большая часть Карелии и Смоленск. Не в силах терпеть религиозный и национальный гнет захватчиков, жители покидали свои города. Также Швецией был полностью уничтожен Новгород.

Последствия смутного времени

Перед началом смуты город был одним из самых больших и процветающих городов России, после того как шведы покинули его в 1617 году, в Новгороде осталось несколько сот жителей.

Иностранная интервенция и непрекращающиеся стихийные бедствия, которые свирепствовали в государстве, привели к глубокому государственному, экономическому и социальному кризису.

В период смутного времени в стране наблюдался тяжелый сельскохозяйственный упадок. Количество посевной площади сократилось в 15 раз. Земля, которая обрабатывалась, становила 4 % от общей ее площади. Над Россией повисла тень голода.

Восстановление власти

После победы народного ополчения, следовало выбрать нового царя, который смог бы поднять страну с разрушения. В январе 1613 года состоялся Земский собор, по решению которого Михаил Романов стал царем России.

Перед новоизбранным царем стояли труднейшие задачи. Ему было нужно ликвидировать не только последствия иностранной интервенции, но еще и вывести государство из экономического кризиса.

Государство Романовых смогло за сравнительно короткий период времени, вернуть под российскую корону все утраченные территории, в том числе побережье Финского залива, которое обеспечивало России выход к морю. В 1618 году было подписано перемирье с Речью Посполитой, которое поспособствовало возращению стране чернигово-северских земель и Смоленска.

Возрождение хозяйства

Территориально единство страны было вновь восстановлено, но экономический упадок продолжал существовать. Но, несмотря на свою молодость и неопытность, царю Михаилу удалось не только ликвидировать последствия экономической разрухи, но и вывести страну на новый этап рыночных отношений.

Царь установил связь между сельским хозяйством и рынком, каждый регион страны имел собственную специализацию в производстве. В деревне начинает развиваться кустарная промышленность, в городах появляются первые мануфактуры.

Начали устраиваться первые всероссийские ярмарки, что дало возможность прямого заработка не только купцам, но и простым жителям деревни, которые являлись непосредственно производителями продовольствия. В России впервые начинают зарождаться капиталистические отношения.

Не смотря на попытки создания первых промышленных центров, основой экономики по-прежнему было барщинное хозяйство, что говорит о ее феодальном характере. Рост хозяйства требовал внедрений усовершенствованной техники.

Правительство Романова хотело обратиться к западу с просьбой обмена экономическим и технологическим опытом. Однако, народ, сохранивший в памяти западную интервенцию, категорически отказался от этого. В результате, Россия так и не смогла догнать уровень промышленности Европы.

1. Отметьте правильный ответ

1. Основным условием договора о приглашении королевича Владислава на русский престол стало требование:

а) принятия православной веры

б) присоединения Москвы к Речи Посполитой

в) совместного выступления московских и польских войск против Лжедмитрия 2

2. Против приглашения Владислава на русский престол выступил:

а) патриарх Филарет

б) патриарх Гермоген

в) глава Боярской думы Ф.И. Мстилавский

2. Заполните таблицу "Деятельность Лжедмитрия 2" (необходимо использовать метариал также §2)

3. На основе представленных сведений установите имя исторического деятеля

"Он был племянником Ивана Грозного, пострижен в монахи при Борисе Годунове. Возведен в сан митрополита ростовского Лжедмитрием 1. При Лжедмитрии 2 стал патриархом в Тушино. Он возглавил посольство к польскому царю Сигизмунду 3 для обсуждения условий вступления на русский престол его сына - королевича Владислава. Был взят поляками в плен. Его сын стал русским царем."

Федор Никитич Романов, патриарх Филарет

4. Заполните сравнительную таблицу "Первое и второе народные ополчения"

5. Установите соответствие между слоем русского населения и причиной его заинтересованности в избрании царем Михаила Романовича

1 2 3 4
в а г б