Личная характеристика александра 2. Краткая биография Александра II

Александр II родился и умер (1818-1881). Сын Николя I в детстве получил достойное образование. По рекомендациям отца, наставником и учителем был назначен А.Жуковский. Программа образования была насыщенной, но первое и главное место занимала военная подготовка.

Будущий император, по протекции отца, стал посещать заседания Сената, участвовать в дипломатических поездках. В одной из таких он познакомился со своей будущей супругой – Марией. На престол Александр II взошел в 1855 году после смерти отца Николая I. На тот момент страна переживала не лучшие времена, и находилась в упадническом состоянии.

Он прекрасно понимал что Крымскую войну им не выиграть. Сначала Александр пытался выстроить страну по методам и политике отца, но очень быстро понял, что стране нужны реформы, причем глобальные. Благодаря этому, уже в 1861 году было отменено крепостное право. Самая главная перемена того времени, потянула за собой череду важных реформ.

В личной жизни императора тоже произошли изменения, после смерти супруги, к которой он стоит отметить, давно охладел, император женился во второй раз. Второй супругой стала княжна Долгорукова. Время перемен и реформ коснулось всю Россию, и это послужило возникновению различных не государственных движений.

После покушения на императора в 1866 году, Александр II уделял огромное внимание военной политике. Взаимоотношения с другими странами были подняты на новый уровень, так же в этом году была создана комиссия по борьбе с революционным движением.

Несмотря на все изменения, улучшения внешней и внутренней политики, революционное движение не оставляло попыток свергнуть правителя. Так в 1881 году на него было совершено очередное покушение. Раны были смертельными, император умер, не приходя в сознание. Так закончилась история главного реформатора России.

Биография Александра II

Освободитель – именно так называют императора Александра II. Этот правитель занял особое место в российской истории благодаря своим реформам, затронувшим многие области жизни. Александр Николаевич родился в 17 (по новому стилю 29 апреля) 1818 года в Николаевском дворце Кремля, в самом центре Москвы, в семье великого князя, будущего императора Николая I. Образование будущий наследник получил прекрасное: уроки ему давали самые известные деятели и ученые своего времени, а за общим процессом воспитания и образования был назначен следить поэт В.А.Жуковский. В юности будущий император был впечатлителен и влюбчив. С 1834 года по решению отца Александр участвует в государственной деятельности. Это решение он воспринял в полной серьезностью и активно участвовал в деятельности Сената, а в дальнейшем и в Государственном совете. В 1837 году великий князь предпринял большое путешествие по России, а через год – по Европе.

Титул императора Александр Николаевич принял в 1855 году в разгар Крымской войны, которая оказалась для Российской империи неудачной. Первая реформа по ликвидации военных поселений была проведена 1857 году. Далее последовала реформа 1861 г. по отмене крепостного права. Именно за эту деятельность император и был прозван «Освободителем». На протяжении своего правления он подписал указы, приводящий в жизнь финансовую, судебную, земскую, военную реформы, а также реформы высшего и среднего образования. За время правления Александра к территории Российской империи были присоединены обширные территории, в том числе Средняя Азия, Северный Кавказ, Дальний Восток.

В конце царствования император обсуждал реформу самодержавия. Речь шла об ограничении абсолютной монархии. В организации данной реформы участвовали министры Лорис-Меликов, Абаза, Милютин. Обсуждение данного проекта было назначено 4 (16) марта 1881 года, но оно прошло уже при другом императоре, при Александре III. 1 (13) марта 1881 года Александр II скончался от ранения, полученного от взрыва бомбы на набережной Екатерининского канала, где в настоящее время стоит Храм Спаса на Крови (Собор Воскресения Христова на Крови). До этого на Александра было совершено несколько неудачных покушений, но именно покушение 1 марта лишило жизни Александра II.

Правление Александра II было неоднозначным. С одной стороны он выступает как серьезный реформатор, либерал, освободитель крестьян. С другой стороны, многие историки отмечают ухудшение экономического состояния страны, неоднозначные итоги реформ, усиление на этом фоне противоречий в обществе.

Интересные факты

Интересные факты и даты из жизни

Годы правления:1855-1881

Из биографии

  • Александр II вошёл в историю как Освободитель , так как именно при нём было отменено крепостное право и Россия пошла по капиталистическому пути.
  • Император пришёл к власти в довольно сложное время — шла неудачная для России Крымская война, Россия была ослаблена жёсткой политикой Николая I, да и в мире страна имела непопулярное название — «жандарма Европы». Александру II необходимо было закончить войну, восстановить силу и мощь страны, поднять авторитет государства на мировой арене. С этой целью и были проведены широкомасштабные реформы, которые коснулись буквально всех сторон жизни общества.
  • Деятельность Александра II была противоречивой. Передовые реформы сочетались с жёсткими методами управления. Однако в целом именно в его правление страна шагнула далеко вперёд по пути прогрессивного развития, встав в один ряд с ведущими странами Запада.
  • Александр II с детства готовили к престолу. Он получил блестящее образование, знал несколько языков. Одним из его учителей был поэт В.Жуковский.
  • По характеру он был добрым, общительным, благородным, мягким человеком.
  • Николай I рано вводит сына в высшие органы власти — в Сенат, Синод, он состоит на военной службе и в ходе Крымской войны отвечает за боеспособность ополчения в Петербурге. Таким образом, придя к власти, Александр II имел уже значительный опыт в управлении страной.
  • Именно в его правление Россия праздновала тысячелетие Руси, был открыт в Новгороде знаменитый памятник М.Микешина. Александр II был достоин славы многих своих предшественников, принёсших славу великой России.

Исторический портрет Александра II

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы государственного управления В 1861 году был создан Совет министров.

Рассматривались планы по принятию проекта -« конституции» Лорис-Меликова . По ней Государственный совет становился как бы началом будущего парламента, так как в него предлагалось вводить выборных представителей общественности. Однако смерть императора не позволила стать проекту реальностью.

Совершенствование системы местного самоуправления. 1864- принято Положение о земских учреждениях , по которому вводились земства — органы местного самоуправления. Они не решали политических вопросов, занимались экономическими, местными хозяйственными делами.

Особое внимание уделялось образованию и оказанию медицинской помощи.

Городовое положение - 1870. По нему вводилось городское всесословное самоуправление. Избиралась на 4 года Городская дума.

Решение крестьянского вопроса 19 февраля 1861 года- Манифест об освобождении крестьян , по которому крестьянам дарована личная свобода и основные гражданские права, появилась возможность выкупать землю, объединяясь в сельские общины. Крестьяне становились временнообязанными.
Модернизация военной системы России С 1864 1874 проводилась военная реформа . Было введено 15 военных округов для эффективного управления армией, началось перевооружение, открывались новые военные учреждения.

1874- введение всеобщей воинской повинности , сокращение сроков службы.

Ликвидация военных поселений в 1857г.

Совершенствование судебной системы В 1864г. был принят один из самых прогрессивных по тем временам судебный устав . Он устанавливал всесословный, равный, состязательный, гласный, независимый суд, были учреждены суд присяжных, мировые суды, адвакатура. Высшей судебной инстанцией был Сенат.
Проведение мер по развитию экономики, увеличению экономической мощи страны. Постепенный отказ от политики протекционизма, либерализм во внешней торговле привёл к притоку иностранного капитала.

Поощрялось и поддерживалось частное предпринимательство.

Совершенствовалась банковская системам.

Дальнейшее развитие культуры и образования 1863-Указ об автономии университетов.

1864- реформа образования : принятие школьного устава, по которому образовывались гимназии и реальные училища, устанавливалось равенство при получении среднего образования.

В 1865 году были приняты « Временные правила для печати» , они отменяли предварительную цензуру.

Период правления Александра II — это расцвет культуры, науки, техники, в это время были построены величайшие архитектурные сооружения(например, исторический музей В.Шервуда в Москве)

Борьба с проявлениями инакомыслия,революционными выступлениями. Правления Александра II характеризуется сочетанием либерализма и консерватизма.

Была создана Верховная распорядительная комиссия с неограниченными полномочиями во главе с Т.Лорис-Меликовым.

Усилилась борьба с революционными выступлениями, народничеством.

К этому императора подтолкнули и многочисленные покушения на него, в результате последнего- 1 марта 1881- он был убит.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Западная политика, налаживание отношений со странами Запада, ликвидация последствий условий Парижского мира. Именно Александру II пришлось подписать Парижский мирный договор с Турцией, по которому Россия лишилась выхода к Чёрному морю. Поэтому все последующие действия были направлены на возвращение утраченного.

1871- на Лондонской конференции были отменены позорные статьи Парижского договора.

1873- подписан Союз трёх императоров , по которому Россия, Германия и Австро-Венгрия договаривались о взаимной военной помощи.

1878-Берлинский конгресс, признавший условия Сан-Стефанского мира.

Решение восточного вопроса, который был связан со взаимоотношениями с Турцией и проблемами на Кавказе. 1877-1878- война с Турцией. По Сан-Стефанскому договору Россия получала большую территорию: Бессарабии и добилась независимости многих славянских народов.

В 1864 году была завершена Кавказская война, которая значительно расширила территорию Россию в данном регионе.

Азиатское и дальневосточное направление политики. В правление Александра II была присоединена большая часть Средней Азии

Были подписаны выгодные договоры с Китаем (Айгунский- 1856г. и Пекинский -1860г договоры) о строительстве КВЖД, аренде части территории Китая, установлении границы.

В 1867 годы была продана Аляска США — одна из политических ошибок Александра II.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Александр II провёл широкомасштабное реформирование буквально во всех сферах общественной жизни, что привело к значительному укреплению государственности, экономики, повышению авторитета России в мире. Его правление называют « периодом Великих Реформ».
  • Создание Совета министров, проекты преобразования Государственного совета с привлечением в него выборных представителей — это всё свидетельствует о стремлении императора найти наиболее приемлемые формы государственной власти, отвечающие новому времени.
  • Был сделан значительный шаг в развитии местного самоуправления. И хотя во многом органы местного самоуправления были ограничены в правах, это было большим шагом вперёд, так как заменили прежние сословные местные органы власти.
  • Именно Александр I Iсделал решительный шаг по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Несмотря на ряд противоречивых моментов, нельзя не отметить, что это было величайшее событие в жизни России — крестьяне получили личную свободу, появился рынок рабочей силы, значительно быстрее стала развиваться промышленность. Россия уверенно шла по пути капитализма.
  • Реформирование армии, введение всеобщей воинской повинности, перевооружение привело к значительному повышению боеспособности России.
  • Судебная реформа, вводившая бессословность судов, стала величайшим достижением Александра II. До сих пор многие особенности судебной системы, установленные в его правления, продолжают успешно действовать.
  • Александр II многое сделал для развития образования, культуры в целом. Это время деятельности величайших учёных, поэтов, писателей, художников, архитекторов и скульпторов. Созданное в его правление до сих пор является сокровищницей культуры России.
  • Успешной была и внешняя политика Александра II: он сумел закончить Крымскую войну, вернуть выход к Чёрному морю, присоединить большие территории на юге, востоке, в Азии, установить дипломатические отношения со многими странами, значительно повысить международный авторитет России.

Таким образом, Александр II – один из наиболее ярких правителей России, приумноживших её силу, мощь и авторитет.

Хронологию деятельности Александра II вы можете найти на моём сайте poznaemvmeste. ru в разделе « Даты».

Данный материал можно использовать, готовясь

Великий князь Александр Николаевич был первым ребенком в великокняжеской семье Николая Павловича и Александры Федоровны. Он родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.

По случаю его появления на свет придворный поэт В. А. Жуковский написал стихи, в которых прозвучало такое пожелание:

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек!

В 1818 г. никто еще не помышлял о том, что новорожденный младенец станет одним из российских императоров. На престоле находился его дядя – Александр I, и новорожденному, как и его отцу, прочили военную карьеру в придворных гвардейских полках. Через несколько дней после рождения его назначили шефом лейб-гвардии гусарского полка и по мере взросления он получал кавалерийские офицерские чины: корнета, подпоручика, поручика, штаб-ротмистра, ротмистра.

В шестилетнем возрасте великого князя отдали на воспитание дядьке – капитану К. К. Мердеру. Его выбрал Николай Павлович и одобрил император Александр I. Александру Николаевичу повезло с воспитателем. Хоть Мердер и был профессиональным военным, боевым офицером, участвовавшим в битве под Аустерлицем и кампаниях против войск Наполеона 1806-1807 гг., он отличался гуманностью и педагогическим даром. Неоднократные ранения помешали ему продолжить военную карьеру, и с 1809 г. в течение 15 лет он служил в 1-м Кадетском корпусе, где сам в свое время обучался. Мердер пользовался репутацией твердого, строгого и в то же время честного, умного и доброго человека. В своем воспитаннике он старался развить такие качества, как наблюдательность, внимание к окружающим, сострадание. К сожалению, он не смог во всей полноте оценить результаты своего труда и порадоваться им, так как умер в 1834 г., когда Александру было только 16 лет.

В семилетнем возрасте Александр Николаевич пережил довольно серьезное для ребенка потрясение. 12 декабря 1825 г. высочайшим Манифестом его объявили наследником-цесаревичем, так как его отец после смерти Александра I стал императором. Через два дня, во время восстания декабристов, Николай вынес его на руках, чтобы показать солдатам охранявшего Зимний дворец лейб-гвардии Саперного батальона, которые присягнули ему на верность.

Статус наследника престола предполагал более обширную программу воспитания и образования, нежели планировалась для великого князя. Осуществлять общее руководство обучением Александра императорская семья поручила поэту Василию Андреевичу Жуковскому. Этот человек был хорошо известен при дворе. Он состоял в дружеских отношениях с обеими императрицами. У бабушки Александра, Марии Федоровны, он состоял в должности чтеца, а мать, Александру Федоровну, обучал русскому языку. Составляя образовательную программу для цесаревича, Жуковский исходил из того, что «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного».



В результате Александр II стал одним из самых глубоко и разносторонне образованных российских императоров. Он знал четыре иностранных языка: французский, немецкий, английский и польский, мог читать по-латыни и на древнегреческом. Из всех преподававшихся ему наук он особенно выделял историю. Этому способствовало то обстоятельство, что Жуковский считал ее «главной наукой наследника престола», и личная склонность Александра к гуманитарным предметам. Когда Николай I, сам любивший историю, дарил старшему сыну исторические книги на разных языках, тот радовался этим подаркам больше, чем каким-либо другим. Чтобы Александр не скучал на занятиях и мог общаться со сверстниками, во дворец часто приглашали двух мальчиков из дворянских семей: Иосифа Виельгорского и Александра Паткуля. Эту дружбу Александр II сохранил до конца жизни.

Учебное время цесаревича и его товарищей было строго организовано. Учебный год делился на два полугодия. Первое из них длилось с Нового года до середины июня, а второе – с начала августа до Рождества. Между полугодиями летом и зимой были каникулы. В конце каждого месяца и в конце полугодия проводились экзамены по всем изучаемым предметам.

Учебный день начинался рано. Наследник вставал в шесть утра, молился, завтракал, а ровно в семь приходили учителя. До девяти длилась первая порция уроков, с девяти до десяти устраивался перерыв для отдыха и визитов, с десяти до двенадцати – вновь уроки. В двенадцать Александр с друзьями отправлялся на двухчасовую прогулку или занимался верховой ездой в манеже. После обеда и небольшого отдыха с пяти до семи часов вечера опять бывали уроки. С семи до девяти юноши находились в распоряжении учителя гимнастики или танцмейстера. В девять вечера ужинали, а в десять учащиеся расходились по своим комнатам, чтобы перед сном обсудить с воспитателем свои занятия и поведение и все записать в специальный журнал. В нем же учителя проставляли оценки по следующей системе: «хорошо», «довольно хорошо», «дурно». Журнал наследника еженедельно просматривали император и императрица.



На полугодичных экзаменах цесаревича и его товарищей всегда присутствовал сам Николай I. Александр был способным юношей и учился хорошо. После одного из экзаменов воспитатель Мердер записал в своем дневнике: «Все в Александре Николаевиче было прекрасно: его ответы, скромные манеры, в особенности выражение его очаровательной физиономии, воодушевленной благородным желанием сделать удовольствие его родителям».

В апреле 1835 г. Александр успешно сдал последние экзамены. Император остался очень доволен результатом и щедро наградил В. А. Жуковского и других учителей. Но образование наследника на этом не закончилось: до своего двадцатилетия ему предстояло еще три года провести в путешествиях. До 1837 г. Александр знакомился с Россией. В сопровождении учителей и воспитателей он посетил Новгород, Тверь, Ярославль, Ижевск, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск и некоторые другие губернские и уездные города. Александр стал первым из наследников престола династии Романовых, который побывал в Сибири и составил личное представление об этой далекой окраине своей империи. В следующем, 1838 г. он проехал по странам Европы и побывал в Германии, Швеции, Дании, Италии, Англии. По мысли Жуковского, эти путешествия должны были превратить будущего императора в «русского европейца», в котором любовь к отечеству соединилась бы с уважением к истории и культуре других народов и пропиталась духом европейского либерализма.

Но оба воспитателя цесаревича, и Жуковский, и Мердер, не могли противостоять желанию императора сделать из Александра не столько политика и законодателя европейского типа, сколько русского военного сановника, каковым по существу был он сам. С самого раннего возраста отец заставлял наследника престола участвовать в смотрах, парадах, разводах, учениях. И Александр быстро почувствовал к этому вкус. На его стройной фигуре хорошо сидела парадная военная форма. Он умел ловко гарцевать на коне перед строем солдат и офицеров. Ему нравилось ловить на себе восхищенные взгляды подчиненных.

Вскоре его увлечение парадной стороной военного дела стало раздражать не только воспитателей, но и самого Николая I. Только причины этого раздражения различались. Император опасался, что из сына не получится воин, способный в случае необходимости взять на себя командование всей армией государства, что он так и останется «паркетным генералом». А Жуковский и Мердер беспокоились о том, что Александр, как и отец, уверует, будто слава страны состоит только в мощи ее войск. Мердер отмечал в своих «Записках»: «Желал бы убедиться, что частые появления Его Высочества на парадах, видя, что из парада делают государственное дело, не будут иметь на него дурных последствий: легко может ему прийти мысль, что это действительно дело государственное, и он может ему поверить». А Жуковский писал императрице, что участие мальчика в военных мероприятиях надо если не прекратить, то хотя бы ограничить шестью неделями в году во время летних каникул. Но кто станет прислушиваться к мнению педагогов, если война и парады испокон веку считались главным делом русских государей? И несмотря на усилия воспитателей и учителей, из Александра формировался человек не столько государственный, сколько военный по своим привычкам, взглядам на мир, манере держаться и мыслить себя. Дело было сделано: Александр II до конца жизни обожал парадные военные мероприятия, и в его формуляре они встречаются с удручающей регулярностью.

Наряду с ценностями военной службы Николай стремился внушить своему сыну незыблемую веру в ценность самодержавия как такового. С его собственной точки зрения, самодержавие было важнее всех гражданских благ и даже блага самого государства. После отречения от престола французского короля Карла X, уступившего требованиям революционеров, Николай провел со своим двенадцатилетним наследником воспитательную беседу об обязанностях монарха, завершившуюся словами: «Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но... на ступенях трона...» Император не мог в тот момент даже предположить, что последняя его фраза много лет спустя будет вспоминаться как страшное пророчество по отношению к судьбе Александра.

Детство и юность Александра прошли в благоприятной атмосфере. Со времен Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в семьях русских государей не было таких хороших отношений между родителями и детьми. Николай I и Александра Федоровна сердечно и искренне любили своих сыновей и дочерей и проявляли строгость по отношению к ним только тогда, когда считали это необходимым для их воспитания. В этой большой семье братья и сестры дружили между собой. Александр как старший привык заботиться о младших. Он с удовольствием играл с малышами, делал им подарки, устраивал праздники и фейерверки в дни рождения и на именины.

Цесаревичу не приходилось, как его тезке Александру I, разрываться между родителями и бабушкой. У императрицы-матери Марии Федоровны были ровные отношения с сыном и невесткой. Она участвовала в воспитании старшего внука, но ее педагогические методы и взгляды не противоречили их требованиям. В раннем детстве, до шестилетнего возраста, Александр зимой обычно жил с родителями в Аничковом дворце, а лето проводил у бабушки в Павловске. Общался Александр и со своим дедом с материнской стороны – королем Пруссии. Он переписывался с ним и ездил в гости в Берлин.

Александр вообще был сердечным, чувствительным и деликатным человеком, вежливо и уважительно обращался со всеми домашними, придворными и даже прислугой. Он очень любил природу и неизменно восхищался ее красотой, пением птиц. Описания пейзажей он включал в письма родным и в сочинения по истории, которые писал по заданию учителей. Прогулки в садах и парках загородных императорских усадеб доставляли ему истинное удовольствие.

Будущий император Александр II, так же как и его дядя Александр I и отец Николай I, был от природы одарен хорошими умственными способностями. Но, как и они, он был ленив и недостаточно любопытен к разного рода знаниям и наукам. Его высокие отметки на экзаменах – это скорее результат усердной работы и настойчивости учителей и воспитателей, нежели его собственных стараний. И даже обожавший своего воспитанника Мердер писал о десятилетнем Александре: «Великий князь, от природы готовый на все хорошее, одаренный щедрою рукою природы всеми способностями необыкновенно здравого ума, борется теперь со склонностью, до сих пор его одолевавшую, которая при встрече малейшей трудности, малейшего препятствия приводит его в некоторый род усыпления и бездействия. <...> Лень у Александра Николаевича есть главный недостаток, от которого проистекают все прочие». Педагоги отмечали в цесаревиче излишнюю самоуверенность, отсутствие определенных целей и желаний, упорства и постоянства, недостаток воли, склонность к апатии. Стимулом к занятиям для него служили не внутренние потребности, а желание угодить родителям или конкуренция с товарищами по обучению Виельгорским и Паткулем.

Единственное, что наследник престола усваивал с видимым удовольствием, – светские манеры, этикет и бальные танцы. Как и другие потомки Павла I, он отличался приятной внешностью: высоким ростом, статной фигурой, благородными чертами лица. На нем одинаково хорошо сидели и военный мундир, и светский фрак. С отроческих лет он привык блистать на придворных праздниках и балах. Любовь к светской жизни, к ее мишуре сохранится у Александра II до конца жизни.

17 апреля 1834 г. семья Романовых и императорский двор отмечали совершеннолетие цесаревича Александра. Считалось, что оно наступает в 16 лет. В этот день в Большой церкви, а затем в Георгиевском зале Зимнего дворца наследник в присутствии важнейших военных и гражданских чинов империи произнес торжественную присягу по случаю официального вступления на военную и государственную службу. Текст присяги, написанный М. М. Сперанским, был тщательно выучен, а поведение цесаревича во время всей церемонии отрепетировано в деталях. Александр совсем по-детски радовался подаркам, преподнесенным ему ко дню рождения ближайшими родственниками. Отец Николай I подарил ему коллекцию российских медалей и две настоящие турецкие сабли, мать – огромный надувной глобус и часы, которые показывали время в разных частях света. Брат Константин преподнес охотничьи принадлежности, а сестры – собственные акварельные портреты, написанные Александром Брюлловым – братом знаменитого Карла Брюллова, автора «Последнего дня Помпеи».

В этот день Александр Николаевич получил еще один необыкновенный и неожиданный подарок, которому потом приписывали мистический смысл. 17 апреля 1834 г. русский минеролог финского происхождения Н. Норденшильд обнаружил на Урале новый, до тех пор неизвестный науке драгоценный камень. В честь цесаревича он назвал его александритом. Кристаллы александрита обладают удивительным свойством, какого нет у других драгоценных камней: при дневном свете они играют сиреневато-зеленоватыми красками, а при искусственном освещении становятся малиново-красными, как рубины. После гибели императора Александра II некоторые современники утверждали, что находка камня была предзнаменованием его судьбы: начало этого царствования связывалось со светлыми радужными надеждами на свободу, а конец был отмечен пролитием царской крови. До сих пор считается, что александрит – опасная драгоценность, и его «дурное» влияние на жизнь владельца нейтрализуется только в том случае, если украшения с александритом носят и дарят в паре (перстень с кулоном или серьгами, серьги с кулоном, запонки с перстнем или булавкой для галстука и т. п.).

После совершеннолетия цесаревича Александра его государственная и военная карьера развивалась по традиционному для наследника престола сценарию. С 1834 г. он стал присутствовать в Сенате, в 1835 г. – назначен членом Священного Синода, решавшего дела православной церкви и вероисповедания, в 1836 г. получил чин генерал-майора и место в свите своего отца Николая I. В 1841 г. наследник женился на великой княжне Марии Александровне – немецкой принцессе Марии Гессен-Дармштадтской – и стал семейным человеком.

При отце-императоре Александр исполнял многие важные гражданские и военные должности и поручения. В отсутствие Николая I, начиная с 1842 г. он фактически брал на себя управление всеми делами государства. В 1846 г. был председателем Секретного комитета по крестьянскому делу и тогда проявил полную приверженность крепостничеству в его традиционных формах. В 1848 г. председательствовал в Секретном комитете о дворовых людях, деятельность которого также не дала результатов. В условиях усиления революционной ситуации в Европе Александр выступал сторонником жестких мер и ужесточения цензуры. В те годы в нем еще не было заметно склонности к либерализму, в отличие от его брата великого князя Константина Николаевича.

Как и его отцу, Александру более всего нравилась военная служба и все, что связано с армией. Здесь он успешно поднимался по служебной лестнице: в 1844 стал «полным генералом», в 1849 г. – главным начальником военных учебных заведений, сменив на этом посту своего умершего дядю, великого князя Михаила Павловича, и принял командование Гвардейским корпусом, отправлявшимся для подавления восстания в Венгрию.

Николай I не раз отмечал военные успехи сына высочайшими рескриптами. В 1851 г. он писал: «Вообще родительскому моему сердцу отрадно видеть, до какой степени Вы постигли звание военного начальника, и я за Ваши неусыпные заботы о войске, столь искренне мною любимом, благодарю Вас от всей полноты души».

Последней воинской должностью Александра перед его восшествием на престол стал пост главнокомандующего армией во время Крымской войны. В 1854 г. ввиду появления англо-французского флота недалеко от Кронштадта Петербургская губерния была объявлена на военном положении, и он во главе приданных ему войск должен был оборонять столицу. К счастью, до этого дело не дошло, но вскоре он принял на себя главную ответственность в своей жизни – судьбу Российской империи.

В молодости Александр во многом старался копировать своего отца и даже внешне походить на него. Это наружное сходство отмечали многие мемуаристы – современники обоих императоров. Фрейлина А. Ф. Тютчева пишет: «Цесаревичу в то время было 35 лет. Он был красивый мужчина, но страдал некоторой полнотой, которую впоследствии потерял. Черты лица его были правильны, но вялы и недостаточно четки; глаза большие и голубые, но взгляд мало одухотворенный – словом, его лицо было маловыразительно, и в нем было даже что-то неприятное в тех случаях, когда он при публике считал себя обязанным принимать торжественный и величественный вид. Это выражение он перенял от отца, у которого оно было природное, но на его лице оно производило впечатление неудачной маски. Наоборот, когда великий князь находился в семье или в кругу близких лиц и когда позволял себе быть самим собой, все лицо его освещалось добротой, приветливой и нежной улыбкой, которая делала его на самом деле симпатичным. В ту пору, когда он был еще наследником, это последнее выражение было у него преобладающим; позднее, как император, он считал себя обязанным почти всегда принимать суровый и внушительный вид, который в нем был только плохой копией. Это не давало ему того обаяния, каким в свое время обладал император Николай, и лишало его того, которое ему было дано природой и которым он так легко мог бы привлекать к себе сердца».

Тютчевой вторит и хорошо знавший Александра в эти годы секретарь американского посольства А. Уайт: «Он был высок, как все Романовы, красив и держался с большим достоинством, но у него было гораздо меньше величественности и полностью отсутствовала неуместная суровость его отца».

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком, на 37-м году жизни. 19 февраля 1855 г. был опубликован манифест о смерти Николая I и восшествии на трон нового императора. Но из-за продолжавшейся Крымской войны официальная коронация состоялась только спустя год.

Россия была не в состоянии вести военные действия. В январе 1856 г. Александр II вступил в тяжелые переговоры с противниками России в Крымской кампании. Ему предстояло добиться наименее позорных в этих обстоятельствах условий капитуляции своей страны. Внимательно наблюдавшая за всем происходящим А. Ф. Тютчева с тревогой и сочувствием пишет о своем государе: «Император – лучший из людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время, где приходилось бы только охранять. Но ему недостает темперамента преобразователя. У императрицы тоже нет инициативы, она, быть может, будет святой, но никогда не будет великой государыней. Ее сфера – моральный мир, а не развращенный мир земной действительности. Они слишком добры, слишком честны, чтобы понимать людей и властвовать над ними. В них нет той мощи, того порыва, которые овладевают событиями и направляют их по своей воле: им недостает струнки увлечения... Моя душа грустна, я вижу перед собой будущее печальное и мрачное». Несколько дней спустя она снова вернется к этим размышлениями об Александре и его супруге: «Мне невыразимо жаль его, когдая вижу, что, сам того не ведая, он вовлечен в борьбу с могучими силами и страшными стихиями, которые он не понимает. Прежде у меня были иллюзии, которых теперь у меня больше уже нет... Они не знают, куда идут».

Действительно, новый император как глава государства оказался в трудной ситуации. Страна находилась в полной международной изоляции, и нужно было вновь налаживать межгосударственные связи, разрушенные Крымской войной. Экономика и внутренние силы империи были подорваны, общество охвачено недовольством. Александру II, который был в силу своего воспитания, традиции, умственного склада умеренно-консервативным политиком, а не энергичным реформатором, пришлось под давлением обстоятельств и при участии компетентных сановников и поддержке семьи в лице брата великого князя Константина Николаевича принимать решительные меры.

18 марта 1856 г. был заключен Парижский мир, ознаменовавший конец Крымской войны. Переговоры ясно показали, что роль России на европейском континенте значительно снизилась, зато возросла роль Франции. Активизировались немецкие государства, стремившиеся к объединению. Александр II отправил в отставку канцлера К. В. Нессельроде, отвечавшего за внешнюю политику империи все царствование Николая I, и заменил его талантливым, умным и прекрасно образованным А. М. Горчаковым – однокашником А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею.

В Манифесте по случаю заключения мира объявлялось, что коронация Александра II состоится в Москве в августе того же года. Коронационные торжества по своей пышности превзошли все ожидания. Въезд императорской четы со свитой в старую столицу России произвел неизгладимое впечатление на современников. Царская семья ехала в золоченых каретах, украшенных страусовыми перьями и запряженных породистыми лошадьми. Император ехал верхом, за ним следовали великие князья, принцы дружественных держав, иностранные послы в парадных мундирах. Церемония превосходила масштабами, богатством и красочностью празднества по случаю вступления на престол предыдущих императоров Александра I и Николая I. Коронация Александра II состоялась 26 августа 1856 г., и ее впервые подробно описывала вся русская пресса.

Главным событием царствования Александра II стала отмена крепостного права Манифестом от 19 февраля 1861 г., за что император получил почетное прозвание Освободитель. Большое значение имели земская реформа, вводившая новый порядок самоуправления на местах, и реформа судебной системы, которая отменила телесные наказания и клеймение преступников, а также утвердила суд присяжных и соревновательность судебного процесса. В области образования впервые по западному образцу вводилась автономия университетов, открыты новые университеты в Варшаве и Одессе, получили доступ к высшему образованию женщины, утроилось количество мужских и женских гимназий и городских училищ. За 26 лет правления Александра II Россия стала значительно более свободной, развитой и культурной страной, чем была до него.

После поражения в Крымской войне в царствование Александра II русская армия смогла реабилитировать себя в новом военном столкновении с Турцией в 1877-1878 гг. В этот период удалось освободить от османского владычества Балканы. Сам император присутствовал на театре боевых действий, при нем русские войска взяли болгарский город Плевну. Но надо сказать, что и эта победа явилась результатом не столько военного прогресса и совершенствования имперской военной машины, сколько героизма и беззаветной храбрости простых солдат и офицеров, заплативших своей жизнью за свободу балканских славян.

Впрочем, Александр II скорее вынужден был проявлять политическую волю и активность, нежели на самом деле хотел этого. Двойственность натуры императора была очевидна наиболее проницательным из его современников. Вот что писала об этом уже знакомая нам А. Ф. Тютчева: «В результате этого странного противоречия между велениями сердца и данными ума этот государь, более чем какой-либо другой широко и глубоко демократичный, наивно и совершенно искренно претендовал на имя первого дворянина своей империи и на роль представителя аристократического принципа. Он был тем, чем не хотел быть, и хотел быть тем, чем не был...»

Еще более определенно эту двойственность царя характеризует в своих «Записках революционера» П. А. Кропоткин: «Александр II, конечно, не был заурядной личностью; но в нем жили два совершенно различных человека, с резко выраженными индивидуальностями, постоянно боровшимися друг с другом. И эта борьба становилась тем сильнее, чем более старился Александр II. Он мог быть обаятелен и немедленно же выказать себя грубым зверем. Перед лицом настоящей опасности Александр II проявлял полное самообладание и спокойное мужество, а между тем он постоянно жил в страхе опасностей, существовавших только в его воображении. Без сомнения, он не был трусом и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу. <...> Он был очень мягок с друзьями; между тем эта мягкость уживалась в нем рядом со страшной, равнодушной жестокостью, достойной XVII века, которую он проявил при подавлении польского мятежа».

Двойственность характера, душевных порывов, поступков Александра II проявилась и в его семейной жизни. Он был первым царем со времен Петра I, который позволил себе открыто жить на две семьи. Это обстоятельство доставило немало волнений его близким и внесло особую мелодраматическую ноту в личную биографию государя.


Александр II (краткая биография)

Будущий российский император Александр Второй родился двадцать девятого апреля 1818 года. Являясь сыном Николая Первого и наследником престола он смог получить разностороннее образование. В роли его учителей стоит выделить офицера Мердера, а также Жуковского. Существенное влияние на формирование характера будущего правителя оказал его отец. Александр Второй вступает на престол после его кончины в 1855 году. К данному моменту он уже имеет опыт управления, так как они исполнял обязанности правителя в то время, когда отец отсутствовал в столице. В историю этот правитель вошёл как Александр Второй Освободитель.

Его женой в 1841 году становится Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария (Мария Александровна) - принцесса Гессен-Дармштадтская. Она смогла родить государю семеро детей, но двое из них (старших) скончались. С 1880 года Александр женат на княжне Долгорукой, в будущем матери его четверых детей.

Характер внутренней политики этого правителя существенно отличался от политики Николая Первого, ознаменовавшись множеством успешных реформ. Самой важной из них, безусловно, являлась крестьянская реформа от 1861 года, согласно которой было вовсе отменено крепостное право. Данная реформа вызвала острую необходимость дальнейшего изменения различных российских институтов.

В 1864 согласно указу Александра проводится земская реформа и учреждается институт уездного земства.

В 1870 году проводится городская реформа, положительно повлиявшая на развитие городов и промышленности, в целом. Учреждаются управы и городские думы, которые являются представительскими органами власти. Судебная реформа от 1864 года ознаменовалась введением правовых европейских норм, однако некоторые особенности былой судебной системы сохранились (например, специальный суд для чиновников).

Следующей на очереди была военная реформа, результатом которой стала общая воинская повинность, а также приближённые к европейским стандарты армейской организации. Позже создаётся Государственный банк и начинается планировка первой российской Конституции.

Внешняя политика данного российского правителя была также успешной. В период правления Александра Второго Россия смогла вернуть себе былое могущество, подчинить Северный Кавказ, выиграть Турецкую войну. Однако были и промахи (утрата Аляски).

Александр Второй умер первого марта 1881 году.

13 марта (1 марта по ст.стилю) - день памяти Царя-Освободителя Александра II Николаевича , ставшего жертвой революционных террористов 1 марта 1881 года.

Он родился 17 апреля 1818 года, в Светлую среду, в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле. Его воспитателем был поэт В.А.Жуковский, который привил ему романтическое отношение к жизни.

По многочисленным свидетельствам, в юношеском возрасте был весьма впечатлителен и влюбчив. Так, во время поездки в Лондон 1839 у него возникла мимолётная влюблённость в юную королеву Викторию (впоследствии, как монархи, испытывали взаимную неприязнь и вражду).

В 1837 году Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири, а в 1838—1839 годах побывал в Европе.

Александр никогда — ни в юности, ни в зрелые годы — не придерживался какой-либо определенной теории или концепции в своих взглядах на историю России и на задачи государственного управления. Для его общих воззрений характерно было представление о незыблемости самодержавия и существующей государственности России как оплота ее единства, о божественном происхождении царской власти. Он признается отцу, ознакомившись с Россией в путешествии: "Считаю себя счастливым, что Богом поставлен всю жизнь свою ей посвятить" . Став самодержцем, он идентифицировал себя с Россией, рассматривая свою роль, свою миссию как служение державному величию Отчизны.

Личная жизнь

Личная жизнь Александра II сложилась неудачно. В 1841 году, по настоянию отца, женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии (Марии Александровне, (†1880). У них было 7 детей: Александра, Николай, Александр (будущий Император Александр III), Владимир, Мария, Сергей, Павел (первые двое умерли: дочь в 1849 г., наследник престола в 1865 г.).

Супруга царя Мария Александровна

Немка по происхождению, Мария Александровна была помешана на своем аристократизме. Она не любила и не уважала Россию, мужа своего не понимала и не ценила и занималась больше всего вышиваньем или вязаньем да сплетнями о придворных романах, интригах, свадьбах и похоронах при дворах Европы. Александра такая жена не удовлетворяла. В 1866 году он полюбил княжну Екатерину Долгорукую (†1922), на которой женился сразу после смерти первой супруги в 1880 году морганатическим браком (брак между лицами неравного положения, при котором супруг (или супруга) более низкого положения не получает в результате этого брака такого же высокого социального положения) . От этого брака у него было 4 детей.

Начало царствования

Александр II вступил на трон в возрасте 36 лет после смерти отца Императора Николая I 19 февраля 1855 г. Коронация состоялась в Успенском соборе Кремля 26 августа 1856 года (священнодействие возглавлял митрополит Московский Филарет (Дроздов)) . Полный титул императора звучал как Император и Самодержец Всероссийский, Царь польский и Великий князь финляндский. По случаю коронации Государь объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-31 гг.

Вступление Александра II на престол произошло при очень тяжких обстоятельствах. Финансы были крайне расстроены неудачной Крымской войной, в ходе которой Россия оказалась в полной международной изоляции (России противостояли соединенные силы почти всех главных европейских держав) . Первым из важных шагов было заключение Парижского мира (1856 года) — на условиях, которые в создавшейся ситуации были не самыми плохими (в Англии были сильны настроения продолжать войну до полного разгрома и расчленения Российской империи). Благодаря некоторым дипломатическим шагам, Александру II удалось прорвать внешнеполитическую блокаду России. В Париже собрались представители семи держав (Россия, Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция). России отдали Севастополь, но обязали царя не заводить флота в Черном море. Пришлось принять это условие, страшно унизительное для России. Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников.

Реформы Александра II


Александр II вошёл в историю как реформатор и Освободитель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года) . Он отменил телесные наказания и запретил бить солдат палками. До него солдаты служили 25 лет, солдатские дети с рождения зачислялись в солдаты. Александр ввел всеобщую воинскую повинность, распространив ее на все национальности, тогда как раньше служили только русские.

Государственный банк, ссудные кассы, железные дороги, телеграфы, правительственная почта, заводы, фабрики - все возникло при Александре II, так же как городские и сельские народные школы.

В его царствование было отменено крепостное право (1861) . Освобождение крестьян послужило причиною нового польского восстания в 1863 году. Преобразовывая Россию, Александр поставил краеугольным камнем преобразований русификацию окраин — Финляндии, Польши и Прибалтийского края.

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II


Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называли его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть населения (часть интеллигенции), а также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти реформы.

Внешняя политика

В царствование Александра II Россия вернулась к политике всемерного расширения Российской империи, ранее характерной для царствования Екатерины II.

За этот период к России были присоединены Средняя Азия, Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабия, Батуми. Победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Удачно закончилось продвижение в Среднюю Азию (в 1865—1881 годах в состав России вошла большая часть Туркестана).

На восточной окраине Азии Россия в царствование Александра II тоже сделала довольно важные приобретения, к тому же еще мирным путем. По договору с Китаем (1857), к России отошел весь левый берег Амура, а пекинский договор (1860) предоставил нам и часть правого берега между р. Уссури, Кореей и морем. С тех пор началось быстрое заселение Амурской области, стали возникать одно за другим различные поселения и даже города.

При Александре II произошла "сделка века" по продаже Аляски. В 1867 году правительство решило отказаться от владений России в Северной Америке и продала Аляску (Русская Америка) Соединённым Штатам за 7 млн долларов (к слову, 3-этажное здание окружного суда в Нью-Йорке стоило тогда дороже, чем вся Аляска).

В 1875 г. Япония уступила не принадлежавшую еще России часть Сахалина взамен Курильских островов.

Но главным его достижением стала Русско-турецкая война 1877-1878 гг., которая принесла освобождение балканским народам от турецкого ига.

Турки покорили Балканский полуостров, и все христиане были обращены в рабство. 500 лет томились греки, сербы, болгары, хорваты и армяне под игом мусульман. Все они были рабами. Их имущество и жизни принадлежали туркам. У них отбирали жен и дочерей в гаремы, сыновей в рабство. Наконец болгары восстали. Турки начали усмирять их свирепыми казнями и пытками. Александр пытался добиться освобождения мирным путем, но тщетно. Тогда Россия объявила Турции войну, и все русские восторженно пошли проливать свою кровь за братьев-христиан. В 1877 году балканские славяне были освобождены!

Рост общественного недовольства

Царствование Александра II, несмотря на либеральные реформы, не было спокойным. Экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода.

Больших размеров достиг дефицит внешнеторгового баланса и государственный внешний долг (почти 6 млрд руб.), что привело к расстройству денежного обращения и государственных финансов.

Обострилась проблема коррупции.

В российском обществе образовался раскол и острые социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.

К прочим негативным сторонам обычно относят невыгодные для России итоги Берлинского конгресса 1878 года, непомерные расходы в войне 1877—1878 годов, многочисленные крестьянские выступления (в 1861—1863 годах: более 1150 выступлений), масштабные националистические восстания в царстве Польском и Северо-Западном крае (1863) и на Кавказе (1877—1878).

Покушения

При Александре II сильно развилось революционное движение. Члены революционных партий несколько раз устраивали на царя покушения.

Террористы организовали на Государя настоящую охоту. На его жизнь неоднократно покушались: Каракозов 4 апреля 1866 года , польский эмигрант Березовский 25 мая 1867 года в Париже, Соловьев 2 апреля 1879 года в Петербурге, попытка взрыва императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879 года , взрыв в Зимнем дворце, произведенный Халтуриным 5 февраля 1880 года .

По слухам, в 1867 году парижская цыганка нагадала русскому императору Александру II: «Шесть раз жизнь твоя будет на волоске, но не оборвётся, а в седьмой — смерть тебя настигнет». Предсказание сбылось...

Убийство

1 марта 1881 года — последнее покушение на Александра II, приведшее к его смерти.

Накануне, 28 февраля (суббота первой седмицы Великого поста), император в Малой церкви Зимнего дворца, вместе с некоторыми другими членами семьи, приобщился Святых Таин.


Ранним утром 1 марта 1881 года Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж, его сопровождала довольно небольшая охрана. Он присутствовал на разводе караулов и, попив чая у своей кузины, великой княгини Екатерины Михайловны, император отправился обратно в Зимний дворец через Екатерининский канал. Покушение произошло, когда царский кортеж выехал на набережную Екатерининского канала в Петербурге. Первым бомбу бросил Николай Рысаков, но царь не пострадал (это было шестое неудачное покушение ). Он вышел из кареты и заговорил с народовольцем, спросив его имя и звание. В этот момент к Александру II подбежал Игнатий Гриневицкий и бросил бомбу между собой и царем. Оба были смертельно ранены. Взрывная волна отбросила Александра II на землю, из раздробленных ног сильно шла кровь. Упавший император прошептал: «Отвезите меня во дворец... Там я хочу умереть».... Александра II уложили в сани, и отправили во дворец. Там, через некоторое время Александр II, скончался.


В госпитале, перед смертью, цареубийца пришел в себя, но фамилии своей не назвал. Рысаков был невредим, сразу арестован и допрошен следователями. Опасаясь смертного приговора, 19-летний террорист сообщил все, что знал, в том числе выдав все ядро «Народной воли». Начались аресты организаторов покушения. На процессе «первомартовцев» Гриневицкий проходил как Котик, Ельников или Михаил Иванович. Настоящая фамилия убийцы царя стала известна только в советское время. Как ни странно, этот молодой человек в жизни не был «исчадием ада». Игнатий Иоахимович Гриневицкий родился в Минской губернии в 1856 году в семье обедневшего польского дворянина. Он успешно окончил Белостокскую реальную гимназию и в 1875 году поступил в Технологический институт Санкт-Петербурга. Все его знали как мягкого, скромного, приветливого человека с сильно развитым чувством справедливости. В гимназии Игнатий был одним из лучших учеников и там получил прозвище Котик, которое затем стало его подпольной кличкой. В институте он вступил в революционный кружок, был одним из организаторов выпуска «Рабочей газеты», участником «хождения в народ». По свидетельствам, Гриневицкий не только имел кроткий нрав, но и являлся католиком. С трудом укладывается в голове, как верующий христианин мог пойти на убийство. Очевидно, он считал, что самодержавие в России - великое зло, для его уничтожения все средства хороши, и исповедовал сознательное самопожертвование с готовностью отдать себя «в руки дьявола». Что это было? Величайшая идейность или просто помрачение ума?


Гибель «Освободителя», убитого народовольцами от имени «освобождённых», казалась многим символичным завершением его царствования, приведшем, с точки зрения консервативной части общества, к разгулу «нигилизма». Говорят, что его смерти желала половина России. Политические деятели правого крыла говорили, что император погиб «вовремя»: процарствуй он ещё год или два, катастрофа России (крушение самодержавия) стала бы неизбежностью.

Бесы - так Ф.М. Достоевский называл революционеров-террористов. В своем последнем произведении «Братья Карамазовы» Достоевский хотел продолжить тему «Бесов». Алешу Карамазова, почти святого, писатель планировал «сделать» террористом, закончившим жизнь на эшафоте! Достоевского часто называют писателем-пророком. Действительно, он не только предсказал, но даже описал будущего убийцу царя: Алеша Карамазов очень похож на Игнатия Гриневицкого. Писатель не дожил до убийства Александра II - он умер за месяц до трагического события.

Несмотря на арест и казнь всех лидеров «Народной воли», террористические акты продолжались и в первые 2-3 года царствования Александра III.

Итоги царствования Александра II

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по сей день. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

Взгляды современных историков на эпоху Александра II подвергались резким изменениям под влиянием господствующей идеологии, и не являются устоявшимися.

Материал подготовил Сергей Шуляк