Какая агломерация является самой южной. Крупные городские агломерации россии

Наиболее древними городами на территории нашей страны были города Средней Азии и Закавказья, возникшие до нашей эры как центры ремесла, торговли и укрепленные пункты. Древние русские «города» появились в VI - VII вв. на Киевской, Смоленской, Новгородской землях. К. концу XII в. на Руси было около 250 городов, многие из которых впоследствии потеряли свое экономическое значение и перестали существовать как города.

В России до начала XVIII в. городом считалась крепость - огороженное место (город - от слова городьба, ограда около жилья). После проведения первого административного деления страны (при Петре I) к числу городов стали относить и крупные административные пункты. В 1875 г. было введено «Городовое положение», определившее юридический статус города, согласно которому в разряд городов включались пункты, выполнявшие административные функции, - центры губерний, уездов. Это было связано с определенной политикой государства и в ряде случаев продиктовано обстоятельствами стратегического или политического характера. Важным критерием города было количество проживавших в нем дворян, чиновников, духовенства. Экономическое значение города при этом, как правило, не учитывалось. Вследствие этого сеть юридических городов в России не имела полного тождества с формирующейся сетью экономических городов, которые возникали под действием объективного закона общественного разделения труда.

Среди русских ученых было распространено мнение, которого придерживался и В. П. Семенов-Тян-Шанский, о том, что русские города до второй половины XVIII в. имели только военно-стратегическое значение. Советская историческая наука доказала, что уже древние русские города наряду с военными и административными функциями выполняли роль крупных по тому времени центров ремесла и торговли и что градообразующей силой было ремесло. Роль военно-стратегического фактора в возникновении многих русских (и зарубежных) городов была очень велика. В период с XIII по XVIII в. в России было создано большое количество городов-крепостей, однако многие из них не стали экономическими центрами, так как не имели необходимых стимулов для своего развития.

Для понимания экономической сущности процесса формирования городов обратимся к некоторым положениям в работе В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». В. И. Ленин выделяет три стадии развития промышленного производства и объясняет роль каждой из них в возникновении неземледельческих индустриальных центров (городов). Он показал градообразующую силу домашней промышленности (ремесла), мануфактуры, капиталистической фабрики. В. И. Ленин обратил особое внимание на роль фабрики в возникновении крупных промышленных поселений и выделил три типа фабричных центров России: 1) города, 2) фабричные села, 3) кустарные села. При этом подчеркивалось, что в некоторых крупных городах, например Одессе, Киеве, Ростове, количество рабочих было очень невелико абсолютно и относительно. В то же время среди фабричных и кустарных сел, особенно распространенных в центральных губерниях, выделялись большие промышленные центры. Например, местечко Орехово-Зуево по числу рабочих уступает только столицам, а в так называемых «кустарных» селах - Ворсме, Павлове, Богородском - располагаются крупные фабрики и заводы.

Во второй половине XIX в. образование кустарных и фабричных сел шло очень интенсивно, особенно в районах бурного развития промышленного капитализма (Донбасс, Центральная Россия). Однако эти молодые, быстрорастущие экономические центры не получили тогда статуса городов.

Число юридически признанных городов было небольшим и не соответствовало огромным масштабам государства, а их размещение не отражало территориальных особенностей процесса формирования экономических районов. В стране к моменту Октябрьской революции официально числилось 655 городов, из них 407 находилось в европейской части страны (183 - в Центральной России) и только 79 - на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока. Фактически же их было больше, поскольку с 1785 г. в список городов почти не вносились новые пункты, кроме тех, которые находились на территориях, присоединенных к России после этой даты. Но за это время Россия сделала огромный скачок в своем экономическом развитии, и сеть городов существенно изменилась. Многие «юридические города» к началу Октябрьской революции, по существу, не были городами, так как утратили свои административные функции и не имели никакого экономического значения. В то же время выросло много новых, в том числе крупных, промышленных поселений, которые числились фабричными или кустарными селами. Уже в первые годы Советской власти список городов был пересмотрен. В 20-х годах в СССР началась социалистическая реконструкция народного хозяйства, сопровождавшаяся быстрыми темпами индустриализации страны. Этот процесс обусловил возникновение новых городов, быстрый рост населения в старых городах и крупные сдвиги в их размещении. Сеть городов СССР подверглась существенным количественным и качественным изменениям.

В отличие от многих государств мира, у нас быстро растут новые города и увеличивается людность уже существующих. К моменту переписи населения 1970 г. в стране насчитывалось 5504 городских поселения, в том числе 1935 городов. Таким образом, с 1917 по 1970 г. число городов возросло почти в 2,5 раза. Такие гигантские масштабы градостроительства обусловлены высокими темпами индустриализации, развитием разнообразных видов непроизводственной деятельности и национальным строительством. По данным Д. Г. Ходжаева, из общего числа новых городов 751 - промышленные, 64 - транспортные узлы, 201 - административные центры и 18 - курортные. Кроме того, создано много городов науки широкого направления и узкоспециализированного профиля, которые размещаются не только в высокоразвитых густозаселенных районах, но и в очагах нового освоения. Всего за годы Советской власти в СССР к 1979 г. было образовано 1174 города.

По степени обновления сети городов территорию СССР можно условно разделить на две неравные части - западную и восточную. Рубеж между ними проходит по западной границе Поволжья и северной границе Донецко-Приднепровского экономического района. На западе, где городская сеть и ранее была достаточно развитой, доля новых городов на большей части территории составляет 25-47%, а в Прибалтике и прилегающих к ней областях РСФСР снижается До 3%. На всей остальной огромной территории от 67 до 70% городов создано за годы Советской власти. Наиболее высока доля новых городов в Донецко-Приднепровском районе (83% от общего числа городских поселений).

Для СССР характерно быстрое увеличение общего количества городов всех категорий, но при этом число больших и крупнейших городов растет быстрее, чем малых (табл. 10).

В 1926 г. в СССР было лишь два города-миллионера - Москва и Ленинград. По предварительным данным переписи 1979 г., их стало 18, в ближайшее время в эту группу войдет еще несколько.

Развитие сети городов постоянно сопровождается переходом городских поселений из одной группы людности в другую, как правило, более высокую. Наиболее быстрыми темпами увеличивается людность городов, в которых осуществляется крупное строительство или развиваются непроизводственные функции. Рост промышленного производства, происходящий преимущественно за счет повышения производительности труда не оказывает большого влияния на динамику населения крупных городов. В нескольких больших городах (центрах каменноугольной промышленности) численность населения в последние годы уменьшается в связи с ростом механизации труда и сокращением потребности а живой рабочей силе. Одновременно с ростом числа городов увеличивается концентрация городского населения. Так, в 1959 г. в городах людностью свыше 100 тыс. проживало 49,1% городского населения, а в 1979 г. - уже 67%.

Бурное течение процессов урбанизации в стране ведет к усложнению форм городского расселения и возникновению крупных городских агломераций, число которых быстро растет. В СССР их формирование как опорных пунктов системы расселения происходит целенаправленно. Советские ученые сформулировали в первом приближении определение самого понятия, установили критерии и принципы выделения агломераций, предложили методы управления их функциональной и территориальной структурой. «Городская агломерация - это компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными интенсивными связями в сложную, многокомпонентную динамическую систему» (Лаппо, 1978).

Главные признаки агломерации - территориальная сближенность городских поселений, компактность их группировки вокруг главного ядра (или ядер), разделение труда между поселениями и взаимодополняемость функций, предопределяющих развитие межселенных производственных, трудовых, культурно-бытовых и рекреационных связей.

Основные элементы территориальной структуры агломераций - ее центр, или ядро, - узел наиболее высокой концентрации производства и населения и периферийная зона - территория, выполняющая по отношению к ядру агломерации вспомогательные, обслуживающие функции.

Выделяются агломерации одноцентровые с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и экономическому потенциалу. Примером агломераций такого типа могут служить Бакинская, Горьковская, Харьковская.

Многоцентровые агломерации имеют несколько центров, взаимосвязанных друг с другом. Последние, как правило, не равнозначны по своему размеру и уровню экономического развития, но каждый из них имеет свою периферийную зону и группу поселений-спутников. Например, агломерации Донецк - Макеевка или Куйбышев - Тольятти - Сызрань.

Выделение (делимитация) агломераций - одна из сложных методологических проблем, которой активно занимаются советские ученые В. Г. Давидович (1974), Г. М. Лаппо (1978), Ф. М. Листенгурт (1975) и др. Пока еще нет единой методики и тем более каких-либо официально признанных критериев для этих целей.

Рассмотрим методику выделения агломерации, предложенную Лаппо. В качестве потенциального ядра агломерации он рассматривает крупный город с населением не менее 250 тыс. человек, а тяготеющий к нему ареал группового расселения очерчивает изохроной двухчасовой доступности (общепринятой в градостроительстве) всеми видами наземного и водного транспорта. Выделенная таким образом территория представляет собой ареал возможного развития агломерации. Для того чтобы установить степень ее «сформированности», определяют количество и размеры спутников, тяготеющих к ядру, характер и интенсивность связей между ними. Минимум пять городских поселений (ядро и спутники) должно быть в такой агломерации, а общее число жителей зоны спутников -- не менее 50 тыс. человек. Одновременно вводится коэффициент «агломеративности»,

который показывает долю населения спутников в общей численности населения агломерации, не менее 0,10. Затем выявляются реальные связи между ядром агломерации и ее периферийной зоной, определяются фактические границы агломераций.

По функциональной структуре различают агломерации, объединяющие разнотипные поселения, взаимодействующие на основе разделения труда в материальном производстве и непроизводственной сфере. Агломерации этого типа имеют наибольшее распространение, они отличаются крупными размерами и быстрыми темпами роста. Для них характерна сложная отраслевая структура общественного производства, отражающая высокую стадию его развития. Примером такой агломерации могут служить. Московская, Ленинградская. Агломерации, объединяющие по преимуществу однотипные по своей специализации поселения, например горнопромышленные в зонах бассейнового залегания полезных ископаемых, встречаются значительно реже. По существу, этот тип агломерации отражает начальную стадию экономического и социального формирования групп городов, за которой следует дальнейшее развитие и усложнение функций каждого из них и всей их совокупности в целом.

Экономический потенциал агломераций, обусловленный концентрацией производительных сил, очень высок, возможности их роста значительны. В СССР проводится определенная политика управления развитием агломераций в целях дальнейшего совершенствования территориальной организации общества. Регулируются агломерации различными методами в зависимости от конкретных условий. Наиболее эффективно целенаправленное планирование выполняемых агломерациями функций и их масштабов. Немалое значение придается также и градостроительным планировочным методам. На рис. 22 показаны различные схематизированные варианты регулирования агломераций. Выделяются два уровня регулирования - локальный и региональный. На первом упорядочение развития самой агломерации осуществляется преимущественно градостроительными планировочными методами (создание новых городов-спутников, использование свободных территорий для расширения различных функциональных зон и т. д.), на втором - за счет организации производства и расселения на территориях, лежащих вне пределов самих агломераций. Здесь создаются города и агломерации - противовесы, принимающие на себя ряд народнохозяйственных функций и ослабляющих тем самым нагрузку на уже сложившиеся крупные агломерации. Например, развитие Калуги, Рязани, Калинина, Владимира и Других промышленных узлов Центрального района способствовало регулированию роста Москвы.

Г. М. Лаппо (1978) на 1970 г. выделил в пределах СССР 63 агломерации людностью: 250 - 500 тыс. - 12; 500 тыс. - 1 млн. - 30; 1 - 2 млн. - 17; свыше 2 млн. - 4. В этих агломерациях проживало 71,1 млн. человек, т. е. 29,4% всего населения СССР, или 52,3% городского. Все эти агломерации неоднородны не только по людности, но и по количеству и размерам входящих в них городов и поселков, и по соотношению населения, проживающего в них. Они также отличаются друг от друга характером и интенсивностью связей, степенью сформированности, темпами роста. Лаппо рассчитал синтетический показатель - коэффициент сложности агломерации по формуле K с = P ( Mm + Nn ), где Р - людность агломерации; М и N - людность городов и поселков городского типа; m , n - их доля в суммарной людности агломерации. В соответствии с этим показателем он выделил пять типов агломераций (табл. 11).


Подавляющее большинство агломераций сосредоточено в европейской части СССР (рис. 23). Особенно выделяется по насыщенности ими обширная зона регионов - Центральной России, Донецко-Приднепровского района и Среднего Поволжья. В целях предотвращения стихийного территориального слияния этих агломераций в гигантские мегалополисы применяются разнообразные меры по регулированию их развития.

В Восточных районах агломераций мало, все они расположены вдоль Транссибирской магистрали, на восточной оконечности которой формируется Владивостокская агломерация.

В Закавказье, Средней Азии и Казахстане, за исключением Караганды, центрами агломераций стали пока лишь столичные города.

Количество малых городов увеличивается вследствие перехода рабочих поселков в категорию городов. Людность таких городов, как правило, или растет по всей стране очень медленно, или сокращается. Для них характерны низкие темпы воспроизводства населения, сокращение числа жителей ввиду их оттока. В большинстве случаев малые города - это или узкоспециализированные промышленные пункты, или местные административные и торгово-распределительные центры. Число мест приложения труда в таких городах ограниченно, а степень использования трудовых ресурсов невелика, в связи с чем в ряде малых городов имеются излишки рабочей силы. Создание необходимых культурно-бытовых условий для населения встречает большие трудности, так как осуществление многих видов городского благоустройства и обслуживания экономически невыгодно.

Усиление градообразующей основы малых городов может быть достигнуто путем строительства в них небольших производственных объектов, цехов и филиалов крупных промышленных предприятий, расположенных в больших городах, развития рекреационных и обслуживающих функций. В малых городах проживает более 60 млн. человек, при этом около половины - в самых малых городских поселениях с числом жителей от 1 до 20 тыс. Эта категория городов по людности не отличается от крупных сельских поселений, в которых в настоящее время живет около половины сельского населения (рис. 24).

Специфика определения понятия «город» зависит, конечно, от того, с каких позиций рассматривают проблему. В самом общем виде город — это крупный населенный пункт, преобладающее большинство жителей которого занято вне сельского хозяйства: в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре.

Можно выделить следующие характерные особенности современных городов:

  • экономические — занятость населения вне сельского хозяйства;
  • экистические — концентрация значительного населения на относительно небольшой территории и, следовательно, высокая плотность населения (до нескольких десятков тысяч жителей на 1 км2 территории города);
  • демографические — формирование специфических городских характеристик и его структуры;
  • архитектурные — образование характерной городской архитектурно-планировочной среды;
  • социологические — формирование городского образа жизни;
  • правовые — города, как правило, — административные центры прилегающей территории.

Степень благоприятности развития города в том или ином направлении определяется его .

Социологи предлагают искать специфические черты города в структуре его «социального пространства», «в городском стиле жизни», который, прежде всего, выражается в более высокой степени мобильности городских жителей и в увеличении количества контактов между ними, рассматриваемых как мера потенциальных человеческих взаимодействий.

В литературе можно встретить следующие характеристики городского образа жизни: увеличенная подвижность населения; свобода выбора своей среды, а также возможность легко изолироваться от нее; урегулированное рабочее время и возможность планирования свободного времени; дезинтеграция семьи; уменьшение средней величины семьи и домашних хозяйств.

В системе географического разделения труда каждый город представляет собой, прежде всего, место сложной концентрации функций, участвующих в этом разделении труда. Отсюда вытекает экономико- определение города как места сложной концентрации социально-экономических функций.

С позиций изучения народонаселения город — место жизнедеятельности (в широком понимании) концентрированных масс населения, отличающихся специфическими социально-демографическими характеристиками и факторами развития народонаселения.

По нашему мнению, наиболее правильно народнохозяйственная структура и функциональный профиль городов могут быть количественно охарактеризованы при выделении градообразующего контингента трудящихся города, т.е. той части трудящихся, которая занята в градообразующих отраслях хозяйства города, на предприятиях и в учреждениях, имеющих значение, выходящее за рамки данного пункта (промышленность, внешний , склады и базы заготовительных и снабженческих организаций, административные учреждения, научно-исследовательские институты и учебные заведения, строительные организации, сельское , прочие учреждения внегородского значения).

В настоящее время понятие «город» существенно трансформируется. Будучи формой расселения людей на территории, город издавна ассоциируется в нашем представлении не только с местом, где сосредоточивается несельскохозяйственная деятельность (индустрия, торговля, транспорт и т.д.), но и с местом, где скапливается население, концентрируются жилища, скрещиваются дороги. Понятие «город» неразрывно связано с представлением о каком-то центре — функциональном, населенном, жилом. Можно отметить, что исполнение различных функций такого центра не менее типично для городов, чем их индустриальная роль. В этом смысле города как центры издавна оказывались как бы в фокусе территориальной структуры расселения, но вместе с тем оставались лишь отдельными, хотя и фокусными точками на карте. Сущность новых видоизменений, привнесенных в развитие городов, состоит в том, что на смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации.
Производственные, трудовые, культурные связи между городом и его окружением на определенном, достаточно высоком уровне развития производительных сил становятся настолько тесными, что ни город, ни прилегающие к нему населенные пункты друг без друга существовать не могут. Этот процесс слияния, сращивания идет столь быстро и интенсивно, что некоторые ученые предлагают заменить понятие «город» как устаревшее.

Города несут разнообразные экономические и надстроечные функции, содержание которых в различные исторические эпохи существенно изменялось. В связи с этим исторически менялось и само понятие «город». В определениях города конца XIX и начала XX в. предпочтение отдавалось торговле, в то время как промышленности отводилась меньшая роль.

В дореволюционной России определение города соответствовало административно-территориальной и сословной структуре Российской империи. Название «город» вначале означало укрепленное поселение, огороженное место, а территория города ограничивалась пределами крепости. Постепенно город «обрастает» населением, живущим за его пределами, но в непосредственной близости от стен крепости. Со временем эти поселки превращаются в части города (в России это «предградья» или «посады» с ремесленным и торговым населением). Причем сам термин «город» принимает два значения: город как крепость и город как населенное место, т.е. крепость с окружающим ее предградьем.

До начала XX в. термин «агломерация» применялся для определения территориальных скоплений промышленных предприятий, а для обозначения процесса большой концентрации населения в городах его ввел А. Вебер (1903). По мере того как крупные города разрастались и в сферу их влияния вливались все новые городские и сельские поселения, этот термин стал применяться и для обозначения новых территориальных образований. Основные черты таких образований:

  • тесные экономические связи по комбинированию и кооперированию промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и продукции (показателями тесноты этих связей являются значительно более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);
  • трудовые (часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное и происходят ежедневные маятниковые между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями);
  • культурно-бытовые и рекреационные (учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поселений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или целями);
  • тесные административно-политические и организационно-хозяйственные (вызывающие повседневные деловые поездки между поселениями агломерации — по делам производства, службы и общественной работы).

Все указанные характерные черты обусловливают специфику развития агломерации как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Таким образом, агломерацию следует рассматривать одновременно как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Экономическая предпосылка стремительного развития агломераций — преимущества, присущие данной форме размещения производства и расселения, а именно: высокая степень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность; концентрация квалифицированных кадров, тесная связь производства с наукой и учебными центрами; максимально эффективное использование систем производственной и социальной .

Существует также такая форма расселения, в которой роль «лидера» играет не один, а два или группа городов; некоторые авторы применяют в этом случае термин «конурбация». Другие авторы термины «агломерация» и «конурбация» применяют как равноправные. Разница заключается в том, что агломерация складывалась при «присоединении» крупным городом окружающих его территорий, а конурбация — при слиянии нескольких часто равнозначных в экономическом отношении и по людности городов. В случае такого понимания к конурбациям следует относить пол и центрические высокоразвитые системы городских поселений. Но обычно такие системы преобразуются в моноцентрические (с одним центром), в этом случае стирается различие между конурбацией и агломерацией.

Стадии динамики населения агломераций следующие:

  • численность населения ядра увеличивается, а внешней (пригородной) зоны уменьшается за счет миграции в ядро, в целом численность населения агломерации растет;
  • ядро сильно растет, внешняя зона также растет, сильная концентрация во всей агломерации;
  • ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти;
  • население ядра начинает сокращаться, но в пригородной зоне оно увеличивается, агломерация в целом растет;
  • население ядра сокращается, в пригородной зоне продолжается рост, но численность населения в агломерации уменьшается (эта стадия ныне характерна для ряда );
  • сокращается и численность населения ядра, и его численность во внешней зоне, население агломерации уменьшается.

Агломерации как естественное продолжение жизненного цикла городов возникают во всем мире. В России крупнейшей агломерацией является Московская, активно идут процессы в Нижегородской, Самаро-Тольяттинской, Санкт-Петербургской и некоторых других. Лидером по развитию агломераций в азиатской части России является Новосибирская.

Городская агломерация – компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Московская агломерация

В настоящее время территория Московской агломерации составляет не менее 20 тыс. км 2 , численность населения – около 17,4 млн человек. Московская агломерация насчитывает примерно 100 городов, в том числе полтора десятка в соседних областях. В Московской агломерации около трех десятков наукоградов, почти половина существующих в России. Среди них центры не только прикладной, но и фундаментальной науки – Дубна, Пущино, Протвино, Троицк, Черноголовка. Московская агломерация имеет развитый историко-культурный каркас, звеньями которого являются древние города Коломна, Дмитров, Волоколамск, Боровск, знаменитые монастыри, такие как Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, Иосифо-Волоколамский под Волоколамском, Новый Иерусалим в Истре. Сюда же входят усадьбы – литературные гнезда и очаги искусств, места боевой славы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года и битвой под Москвой в 1941–1942 годах.

По общей численности мест в санаториях и других оздоровительно-лечебных объектах Подмосковье не уступает Крыму. Московская агломерация – гигантский резервуар трудовых ресурсов. Пригородные поезда московского железнодорожного узла ежедневно перевозят около 1,5 млн пассажиров, что при условии поездки туда и обратно дает свыше 700 тыс. человек, участвующих в ежедневной миграции из пригородов в Москву, из Москвы в пригороды и по территории самой Москвы или самой Московской области.

Каркасом агломерации служат радиусы разветвленного транспортного узла, имеющего 11 железнодорожных и 13 автомобильных магистралей, а также водные дороги Москвы-реки и канала им. Москвы. Транспортный узел определяет конфигурацию Московской агломерации – многолучевую звезду. Вдоль некоторых радиусов сформировались на десятки километров почти сплошные полосы расселения, особенно развитые на Рязанском, Ярославском, Владимирском направлениях. О сложности территориальной организации Московской агломерации свидетельствует формирование в ее составе агломераций второго порядка, складывающихся как территориальные группы сближенных городов и поселков. Так, в центральной части Московской агломерации это Ногинско-Электростальская, Подольско-Климовская, Люберецко-Раменская, Балашихинско-Реутовская, Химкинско-Зеленоградская, Долгопрудненско-Лобненская агломерации; на периферии – Серпуховско-Чеховская, Каширско-Ступинская, Коломенская, Орехово-Зуевская, Обнинско-Нарофоминская. В некоторые периферийные агломерации второго порядка вошли поселения соседних областей. На калужском направлении у границ с Московской областью сложилась группа городов и поселков во главе с Обнинском, в Орехово-Зуевскую агломерацию вошли города Владимирской области – Покров, Петушки, Костерево. Происходит сближение Московской агломерации с агломерациями Калуги, Твери, Владимира, Рязани, Тулы, что усиливает связность районов в Центральной России.

Нижегородская агломерация

Нижегородская агломерация, в которой насчитывается около 2,1 млн человек, что составляет 63,1 % населения Нижегородской области, 6,97 % населения Приволжского федерального округа, 1,48 % населения Российской Федерации, сформировалась вокруг столицы Нижегородской области и Приволжского федерального округа – Нижнего Новгорода. В состав агломерации входят восемь муниципальных образований, общая площадь составляет 10,5 тыс. км 2 .

Перспективой развития агломерации является освоение 3,6 тыс. га территории Борского района, расположенной на левом берегу Волги, напротив исторической части Нижнего Новгорода, создание «Города будущего».

Уникальность агломерации придает Санкт-Петербург – культурная столица России. Санкт-Петербург единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, промышленных центров, портов. Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок, следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от Санкт-Петербурга) перед Ладожским озером. Карельский перешеек, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, благодаря своим природным условиям представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной емкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта. Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции: портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация простирается примерно на 50 км от центра Санкт-Петербурга. Численность населения Санкт-Петербургской агломерации составляет примерно 5,4 млн человек, площадь территории– около 11,6 тыс. км 2 .

Ядро включает территорию Санкт-Петербурга в пределах высокоплотной, почти сплошной застройки. Примерная площадь ядра составляет 550 км 2 . В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в том числе 15 городов. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся восемь городов и 21 поселок городского типа общей численностью 560 тыс. человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

Город Сочи охватил своей городской чертой курортную агломерацию, протянувшуюся вдоль черноморского побережья на 145 км от реки Шепси на северо-западе до реки Псоу на государственной границе России и Грузии. Территория агломерации составляет 3,5 тыс. км 2 .

Агломерация Сочи – полицентрическая, в нее входят собственно город Сочи и входящие в его черту прибрежные поселения – Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Солоники, Головинка, Якорная Щель, Вардане, Лоо, Дагомыс, Мацеста, Хоста, Адлер, а в горах – поселок Красная Поляна. После того как железная дорога от Туапсе до Адлера была продолжена в Грузию, Сочинская агломерация оказалась в транспортном коридоре. Железная дорога и еще раньше проложенное Черноморское шоссе послужили осями развития агломерации.

Постоянное население Большого Сочи составляет порядка 500 тыс. человек. Около 2/5 постоянного населения сосредоточено в Центральном районе Сочи, где располагаются администрация, главные культурные учреждения: оперный театр, филармония, художественный музей, музей Николая Островского, цирк, дендрарий, крупные гостиницы, а также железнодорожный, морской и автовокзалы. Значительная часть многоэтажного жилого фонда размещена в долине реки Сочи.

Развитие Сочи как столицы зимних Олимпийских игр 2014 года позволит осуществить коренную реконструкцию агломерации и полнее использовать ее уникальный потенциал.

Самаро-Тольяттинская агломерация

Самарская Лука – одно из самых примечательных мест на Волге. Дугообразная излучина с крутыми поворотами, где река на 90° меняет направление, огибая горы Жигули, далеко выдается к востоку. У крайней восточной части дуги расположена Самара – крупнейший центр Поволжья, два других поворота излучины отмечены парами городов: Тольятти – Жигулевск, Сызрань – Октябрьск.

Агломерация имеет численность населения от 2,3 до 2,7 млн человек, что делает ее по этому критерию третьей агломерацией в России. В ее состав включаются 9 из 10 городских округов и 9 из 27 муниципальных районов области. Самаро-Тольяттинская агломерация занимает более 40 % территории области, здесь проживает 80 % населения, создается 90 % промышленной и более половины сельскохозяйственной продукции.

Характеризуется объединением интенсивными производственными, культурно-бытовыми и рекреационными связями, а также в связи с высокой плотностью населения и инфраструктуры низкими транспортными издержкам, как повышенным инвестиционным и человеческим потенциалом, так и высоким текущим научным, инвестиционным и культурным развитием, а также высоким качеством спроса.

Ростовская агломерация

Население агломерации достигает 2,2 млн человек, что делает ее наиболее выделяющимся межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для большого макрорегиона юга России. Ростов-на-Дону не знает конкурентов и, несмотря на положение «в углу» Северного Кавказа, является его признанным и естественным социально-экономическим фокусом.

Ростовско-Шахтинская полицентрическая агломерация-конурбация имеет порядка 2,7 млн жителей и прогнозируется к укреплению и росту до 3,5 млн человек к 2025 году. Каждый из городов конурбации имеет примечательную историю, характерные черты, свою траекторию развития. Ростов-на-Дону связывает угольно-металлургический Донбасс с Донской и Кубанской житницами, открывает пути на Кавказ и Нижнюю Волгу. Современный Ростов-на-Дону – крупнейший культурный, научный и промышленный центр, важнейший транспортный узел. В значительной степени функции транспортного узла возложены на спутник Ростова-на-Дону – город Батайск, расположенный в 15 км к югу, на противоположном берегу Дона. Второй ближний спутник – промышленный центр Аксай – находится в 18 км к востоку. Новочеркасск, утратив административные функции, сохранил культурные и образовательные, превратившись также в крупный многоотраслевой промышленный центр. Город Шахты – промышленный центр. Город Азов в течение веков имел беспокойную судьбу ключевого города-крепости. Сейчас это многофункциональный город, морской и речной порт, центр промышленности и туризма. Таганрог – второй по числу жителей город области и конурбации, центр северного Приазовья. Его промышленному развитию способствовало положение на выходе из Донбасса. В Таганроге развиты металлургия, электротехническая промышленность. Таганрог – важный центр культуры и образования.

Агломерация имеет положительный прирост населения, прогнозируемый до 2,4 млн человек к 2025 году, и значительные перспективы благодаря статусу столицы Южного федерального округа, хорошему климату, удачному расположению, федеральным планам «опорных городов».

Екатеринбургская агломерация занимает центральное положение на Среднем Урале. Центр агломерации – город Екатеринбург, основанный в 1723 году как административно-хозяйственный центр горнозаводского Урала. Город Невьянск получил права города в 1917 году, хотя как поселение при заводе возник в 1700 году. В годы довоенных пятилеток городами стали шесть поселений, в войну – два, в послевоенное время – восемь. Наряду с городами, имевшими глубокие исторические корни, появились города-новостройки: известный атомоград и наукоград Новоуральск, наукоград Заречный при первой на Урале Белоярской АЭС и город-энергетик Среднеуральск.

Екатеринбургская агломерация – многолучевая, имеет вид, характерный для агломераций, сложившихся в разветвленном транспортном узле: у Екатеринбурга семь железнодорожных направлений. Часть городов агломерации – центры добычи рудных и нерудных ископаемых (Березовский, Дегтярск, Асбест, Верхняя Пышма). На своих рудах работает крупнейший в России медеплавильный комбинат в Кировграде. Характерная черта – наличие в территориальной структуре агломерации гнезд городских поселений – территориально сближенных групп городов и поселков городского типа (Первоуральск–Ревда – Дегтярск, Заречный – Белоярский, Сысерть – Верхняя Сысерть и др.).

Площадь агломерации составляет 13,1 тыс. км 2 , населения – порядка 2,2 млн человек.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций с населением более 1 млн человек. Это свидетельствует о смене парадигмы стратегии регионального развития России. Включение малоурбанизированных городов в состав агломераций или промышленно-инновационных кластеров дает возможность для встраивания их в общую систему развития, включая и агропромышленный комплекс, обеспечивая новые финансовые потоки, приток инвестиций и изменение социально-экономических условий жизни.

При подготовке статьи использованы материалы портала http://geographyofrussia.com

Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов - каменная летопись человечества - хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города - главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.

Задачи данной работы состоят:

· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;

· в рассмотрении иерархии городских систем;

· в определении проблем городов.

Городские агломерации - развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя одну таблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыре подглавы, вторая - три. Для написания данной работы использовалось восемь различных источников литературы.

Понятие городской агломерации

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация - система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации - это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.

История появления

Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Типы городских агломераций

При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.

Структура

Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.

Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:

  1. Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
  2. Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
  3. Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
  4. Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
  5. Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Особенности российских агломераций

Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.

Крупнейшие городские агломерации России

Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):

  1. Московская.
  2. Санкт-Петербургская.
  3. Ростовская.
  4. Самарско-Тольяттинская.
  5. Нижегородская.
  6. Новосибирская.
  7. Екатеринбургская.
  8. Казанская.
  9. Челябинская.
  10. Волгоградская.

Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.

Мировые агломерации

Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:

  1. Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
  2. Джакарта (Индонезия).
  3. Дели (Индия).
  4. Сеул-Инчхон (Республика Корея).
  5. Манила (Филиппины).
  6. Шанхай (КНР).
  7. Карачи (Пакистан).
  8. Нью-Йорк (США).
  9. Сан-Паулу (Бразилия).

Проблемы городских агломераций

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.