Формы обучения ия. Новые формы обучения иностранным языкам

В последние годы изучение иностранного языка входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, но и как одна из составляющих повседневной жизни: ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя за границу, пользуясь Интернетом и просто компьютером.

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов.

Традиционные способы и тренировки к желаемому не приводят. Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Обучение более эффективно, если ученики вовлечены в процесс. Нельзя не согласиться с такой пословицей:

Есть разные способы стимулировать детей к активности, самыми эффективными являются творчество и любопытство. Создать творческую атмосферу на уроке помогают песни, стихи, игры, а так же внеклассные мероприятия и театральные постановки.

По утверждению отечественных и зарубежных психологов, одним из наиболее эффективных способов запоминания лингвистического материала является музыка, поскольку данный вид деятельности вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что способствует хранению изучаемого материала и его более быстрому воспроизведению.

Не менее эффективным способом обучения иностранному языку является и заучивание стихов. Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают четкость и беглость произношения. Стихотворный ритм помогает не только запомнить правильное

ударение, интонацию и произношение, но и перейти от повторения отдельных слов к более уверенному овладению языком. В результате творческой работы с песнями, рифмовками развивается фонематический слух учащегося, знание вокабуляра, грамматики, закладывается фундамент использования стратегий звуковых и зрительных ассоциаций.

Интенсивной языковой практике способствуют игры. Это вид деятельности, формирующий необходимые коммуникативные навыки, устанавливающий доверительную и доброжелательную атмосферу на уроке, обучающий самостоятельной работе и формирующий правильную самооценку. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии. Обучение через игровые технологии способствует развитию памяти, воображения, внимания ребенка. Навыки, полученные в познавательных, речевых, лингвистических и грамматических играх переносятся затем на другие виды деятельности.

Более глубокому овладению языком способствует и внеклассная работа. Она способствует прочному усвоению языкового материала, развивает творческую активность, самостоятельность, воспитывает интерес к изучению иностранного языка, дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учеников. Массовая работа является доминирующей во внеклассной деятельности школьников по иностранному языку благодаря ее познавательному, практическому и воспитательному значению. Проведение массовых мероприятий в содержательной и интересной форме создает благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенции, формирования личностных качеств учащихся.

И, конечно, никого не надо убеждать в том, что важным и необходимым элементом в изучении иностранного языка являются театральные постановки. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер” становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия. Кроме того, совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников процесса умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за общее дело.

Использование нетрадиционных методов помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. Общеизвестный факт, что если какое-то дело доставляет удовольствие, то оно запомнится надолго. Игры, песни, инсценировки, доставляя удовольствие, будут развивать мотивацию для дальнейшего изучения языка, и способствовать положительному отношению к нему.

Современные УМК содержат в себе большое количество стихов, предполагают использование на уроках различных аудиозаписей, подготовку мини-проектов, что помогает ребятам быстро запомнить новую лексику и расширить свой словарный запас и вовлекает в работу даже пассивных школьников, предоставляя им возможность разделить с одноклассниками радость успеха в изучении иностранного языка.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Английский язык: предметные недели в школе / сост. О.Н. Подгорская,
  2. Е. К.Черничкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Английские стихи для детей / сост. В.А.Верхогляд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Английский язык: Сценарии школьных праздников и постановок: Книга для учителя. М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.
  5. Белоножко Н.Е. Милые песенки. Изучай английский с удовольствием. – Москва: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД “РИПОЛ-КЛАССИК”, 2006.
  6. Изучаем английский язык играя. 5-6 классы \ авт.-сост. И.В.Голышкина, З.А.Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Предметные недели в школе. Английский язык. Второй выпуск / Авт. – сост. Л.В.Васильева. – Волгоград: Учитель, 2004.
  8. Предметная неделя английского языка в школе / Л.В.Калинина. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  9. Черепова Н.Ю. Английский язык для дошкольников. Игры, песни, стихи. Методическое пособие по созданию языковой среды в детском саду. М.: “Аквариум ЛТД”, К.: ГИППВ, 2002.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Эффективность процесса познания полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Активные методы обучения -- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [Балаев 2006].

В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, на то, чтобы вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Целью активных методов является усвоение знаний, умений, навыков с участием всех психических процессов (речь, память, воображение и т.д.)

Активные методы обучения делятся на имитационные и неимитационные. Имитационные методы активного обучения - это формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным, которые включают все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [Абульхамова 1998].

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

  • 1 этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
  • 2 этап - контроль знаний (закрепление). Здесь могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
  • 3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей. На данном этапе возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеют многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Более подробно необходимо рассмотреть виды неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Существуют различные виды лекций:

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

  • 1) усвоение студентами теоретических знаний;
  • 2) развитие теоретического мышления;
  • 3) формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

В течение лекции мыслительная деятельность студентов происходит в рамках создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике [Сатыбалдина 1991].

Лекция - визуализация. Данный вид лекции учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.

Лекция вдвоем. В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее. Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

Лекция-пресс-конференция. Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей. Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Опыт участия в лекции-пресс-конференции позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с цель обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения будущей профессиональной деятельности [Пидкасистый 1996].

Лекция-беседа. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Участие слушателей в лекции-беседе можно стимулировать различными приемами, такими как, например, озадачивание студентов вопросами в начале лекции и по ее ходу. Как уже излагалось выше в ходе проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.

Также одним из видов неимитационных методов является метод «круглого стола» . Эта группа методов включает в себя различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки [Смолкин 1991]. Данные занятия тесно связанны со всеми видами учебной работы, прежде всего с лекционными и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов.

Большое значение имеет расположение студентов на таких занятиях. Поэтому лучше всего, чтобы студенты сидели в круговом расположении, что позволяет участникам чувствовать себя равноправными. Отсюда и название данного метода - «круглый стол».

Метод проектов. Данный метод является одним из эффективных методов развития критичности мышления, который получил большое признание среди педагогов.

Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание студентов и педагога, предоставляет студентам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Студенты становятся активными участниками, а педагог направляет их деятельность и помогает им. Проектная деятельность предполагает рефлексивную деятельность, потому что данный вид деятельности нацелен также и на самостоятельный поиск новых решений и информации.

Метод проектов включает несколько организационных этапов. На первом этапе со студентами обсуждается тематика проекта, определяются цели и задачи. На следующем этапе систематизируется и отрабатывается лексико-грамматический материал. Студенты работают с различными текстами на русском и английском языках, учатся отбирать наиболее значимый, важный материал, продумывать свои выступления.

Заключительный этап представляет собой непосредственную защиту проектов перед присутствующими и небольшую дискуссию по представленным проектам. Обсуждаются вопросы.

На итоговом этапе проводятся итоги мероприятия, анализируются положительные стороны и промахи. Студенты оценивают свою деятельность и деятельность своих товарищей, учатся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, положительно воспринимать замечания своих товарищей, адекватно оценивать свою работу. диалогический имитационный обучение дидактический

Опыт преподавания иностранного языка в вузе подсказывает, что в группе всегда есть студенты с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные студенты отмалчиваются, стесняются, боятся сказать что-то не то и не так. Данный же вид деятельности проходит в непринужденной обстановке, в которой студенты не испытывают психологической закрепощенности, поэтому каждый студент может привнести что-то свое в этот вид деятельности, он может полнее осознать свое собственное «я» в процессе взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, в работе над проектом каждый студент вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы. Деятельность студентов носит целенаправленный, осмысленный характер. Осуществляется взаимодействие студентов друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта.

Еще одним из видов неимитационных методов является коллективная форма взаимодействия и общения, которая учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста. В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы [Басова 2000]. Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, такие, как пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка», мозговой штурм, деловая игра и т.д.

В заключение данной статьи, можно сделать вывод, что применение активных методов, в отличие от традиционных, активизирует мыслительные процессы студентов, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит студентов анализировать информацию, строить связное логичное высказывание, учит общению друг с другом, умению правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого человека. Все эти умения имеют практическое значение для будущей педагогической деятельности студентов, все это является фундаментом их будущей профессии.

Таким образом, можно сказать, что активные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятии иностранного языка, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению. Такие формы работы имеют большое значение для формирования аналитичности мышления студентов, активизации мыслительной деятельности студентов, раскрытия их творческих способностей, а также способности к рефлексии.

Список использованной литературы

  • 1. Балаев, А.А. Активные методы обучения. М., 2006.
  • 2. Абульхамова, К.А., Васина, Н.В., Лаптев, Л.Г., Сластенин, В.А. Психология и педагогика. М, 1998.
  • 3. Сатыбалдина, К., Тарасенко, Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. А.-А., 1991.
  • 4. Пидкасистый, П.И. Педагогика. М., 1996.
  • 5. Смолкин, А.М. Методы активного обучения. М., 1991.
  • 6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000.

”Для того, чтобы тратить деньги с умом,

нужно сначала потратить деньги на ум”.

Учиться, полагаясь на собственные силы, хорошо. Но мало кто на это решится. Точнее, начинают многие, но, как писал Н. В. Гоголь «редкая птица долетит до середины Днепра».:) Безусловно, если у Вас уже есть определенная база знаний, скажем, средний уровень (Intermediate) и Вы хотите просто поддерживать его — это вопрос собственной дисциплины.

Но начинать самому с нуля (start from nothing) , или почти с нуля, намного сложнее. И дело уже не только в организации процесса обучения, а в необходимости непосредственного общения (face-to-face communication ), обмена репликами, жестами, эмоциями с живым человеком, который подскажет, направит, проконтролирует. Просто поддержит морально (give moral support )!

Поэтому сегодня мы рассмотрим разные формы обучения английскому языку.

Формы обучения английскому языку:

1. Уроки по Skype.

2. Обучение английскому в группе языковой школы

Будучи студентом такой группы (5 — 8 человек, иногда и больше), вы можете почувствовать недостаток внимания со стороны педагога, если окажется, что Вы — один из сильных студентов группы. Но опытный учитель никогда не оставит Вас без дополнительного задания или интересного упражнения. Занятия в такой группе обойдутся Вам сравнительно недорого.

3. Обучение английскому в мини-группе.

Поскольку в такой мини-группе меньше студентов(2 — 4 человека), соответственно, каждому из них достается больше внимания учителя. По сравнению с большой группой динамика урока здесь, конечно же, выше.

4. Обучение языку на курсах корпоративного английского.

Если вам повезло и руководство компании проявляя заботу о карьерном росте сотрудников предлагает Вам такие курсы, смело начинайте заниматься! Во-первых, такие занятия, как правило, проходят на территории компании — квалифицированный преподаватель сам к вам приедет в условленное время; во-вторых, с вами будут коллеги-единомышленники, а это уже круг известных вам людей, к которым не надо «притираться» на занятии. Кроме того, во время урока часто возникают оживленные дискуссии на рабочие темы общие для всех студентов, в ходе которых Вы можете найти для себя ответы на терзающие Вас вопросы.

В моей практике корпоративного преподавания ежемесячные отчеты (monthly reports ) об успеваемости и посещаемости студентов, результаты тестов, запрашиваемые руководством, служат отличным стимулом для выполнения домашних заданий и регулярного посещения занятий студентами, поскольку руководители, как правило, поощряют студентов-отличников дополнительными привилегиями.

5. Индивидуально (one-to-one).

Весь учебный материал подбирается исключительно для вас. Темп урока, дозировка упражнений, структура и направленность урока — все рассчитывается исходя из пожеланий студента, его возможностей, загруженности, графика посещений… Хотя и стоят такие уроки, естественно, дороже, чем групповые, их эффективность очень высока.

6. Обучение английскому в разговорных клубах (SpeakingClubs).

Такая форма обучения английскому языку очень способствует развитию

7. На бизнес мероприятиях (BusinessEvents).

Желаю вам максимум результата

при минимальных затратах!

А теперь проверим, насколько вы были внимательны, читая эту статью.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИКУМЕ

М. Н. Завьялова, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума

Современное общество развивается стремительно, появляются новые технологии, то, что еще вчера казалось привычным и обыденным, сегодня уже может стать устаревшим. Поэтому современному человеку необходимо быстро адаптироваться к подобным изменениям, чтобы шагать в ногу со временем и быть востребованным в сегодняшнем социуме.

Данная проблема не обходит стороной и образование. Очень часто именно системе образования нужно быстро подстраиваться под возникающие требования, чтобы выпускать успешных специалистов, готовых быть мобильными и гибкими в изменяющихся условиях. Одним из таких условий сегодня является владение иностранным языком, когда разные страны налаживают контакты во многих сферах жизни - культурной, промышленной, технологической и т.д. Именно поэтому система обучения иностранному языку сегодня имеет очень важное значение, необходимо искать новые интересные приемы и технологии обучения, обмениваться опытом.

Практика обучения иностранному языку в профессиональных образовательных организациях сегодня имеет целью формирование профессиональной иноязычной компетенции, когда выпускник способен использовать профессиональную терминологию на иностранном языке в различных ситуациях - перевод инструкции, общение с зарубежным партнером, работа с зарубежной техникой и т. п. Другими словами, необходимо стремиться к достижению предметных результатов изучения предметной области «Иностранные языки», указанных в ФГОС СОО: «достижение порогового уровня впадения иностранным языком, позволяющим общаться в устной и письменной форме как с носителями изучаемого языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения».

Формирование профессиональной иноязычной компетенции возможно на уровне функциональной грамотности, когда обучающиеся уже хорошо знакомы с системой другого языка, умеют создавать тексты разного стиля, задавать и отвечать на вопросы, строить фразы, работать в паре и команде, используя иностранный язык как средство коммуникации. Однако, как показывает практика, достижение уровня подобной грамотности представляет собой необычайно сложную

задачу для педагога, чему есть множество причин, главные из которых - восприятие иностранного языка как второстепенной, а зачастую и вовсе ненужной дисциплины в будущей профессиональной деятельности, а также низкий уровень знаний, полученных в школе.

Поэтому в данной ситуации крайне актуальны новые методы и формы обучения. Одной из таких форм является использование лингафонного кабинета в обучении иностранному языку. Лингафонный кабинет Кемеровского горнотехнического техникума позволяет добиться создания языковой ситуации, когда обучающиеся получают возможность прослушивания самых разнообразных текстов на иностранном языке, а также выполнять задания с последующей записью на цифровые носители, что позволяет им прослушивать и самостоятельно анализировать свои ответы.

При этом возможно подбирать разноуровневые тексты, что облегчает усвоение материала студентами с разным уровнем подготовки. Прослушивание записей собственных ответов сначала вызывает неоднозначную реакцию, ведь слышать свой голос на записи для многих непривычно, но постепенно именно такие упражнения дают положительный результат: обучающиеся больше внимания уделяют произношению и дикции.

Выход в Интернет в данном кабинете также позволяет во время занятия работать с разнообразными онлайн-сервисами по изучению иностранного языка, а с монитора преподавателя можно контролировать работу каждого студента. Это онлайн-конструкгоры, где можно выполнять упражнения для закрепления лексического материала (www.freerice.com), аудиоупражнения (www.englishspeak.com) и грамматические упражнения (www.englishstore.net). Они не требуют регистрации, в чем заключается большое преимущество. Одним из конструкторов является www. Ieamingapps.org: обучающиеся могут сами создать упражнение по заданной теме и предложить его для выполнения остальным. С помощью этого лучше усваиваются лексические единицы и грам-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №3 (54) 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

матические связи, лучше запоминается материал, т. к. обучающиеся во время подготовки упражнения выступают в роли учителя и подбирают тот материал, с которым они сами могут справиться. Также работа в лингафонном кабинете позволяет проводить во время учебного занятия специальные упражнения по мнемотехнике, которые тренируют память и способствуют лучшему запоминанию учебного материала.

Все это в комплексе позволяет формировать у обучающихся следующие элементы иноязычной коммуникативной компетенции (по классификации коммуникативных компетенций Л. Бах-мана):

Языковой, или лингвистический (возможность осуществления высказываний на иностранном языке только на основе усвоенных знаний, понимание языка как системы);

Разговорный (умение говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз).

Таким образом, использование материально-технической базы оказывается очень продуктивным для формирования функциональной грамотности обучающихся. Помимо этого, необходимо развивать и профессиональную сторону коммуникативной компетенции, для этого сегодня существует множество форм и методов. В качестве одной из таких форм в техникуме был применен бинарный урок.

Бинарные уроки - одна из форм реализации связей между дисциплинами и профессиональными модулями. Это нетрадиционный вид урока, т. к. урок по теме ведут два или даже несколько педагогов. На бинарном занятии реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:

Профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов (например, физики и электротехники, материаловедения и специальной технологии и производственного обучения и других сочетаний);

Политехнизм, когда обучающиеся ориентируются на применение тех или иных знаний по тем или иным предметам в производственной деятельности;

Взаимосвязь теории с практикой, общеобразовательного обучения с профессиональным.

В данном ключе иностранный язык можно связать с любой другой дисциплиной или профессиональным модулем, используя такую его характеристику, как межпредметность (или мета-предметность). С первого взгляда это может по-

казаться невыполнимой задачей, но на практике это оказалось чрезвычайно интересно как для студентов, так и для самих преподавателей.

В техникуме в 2015/16 и 2016/17 учебных годах была проведена серия бинарных уроков, объединивших иностранный язык с дисциплинами «Основы безопасности жизнедеятельности», «Инженерная графика», междисциплинарным курсом «Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов» и др.

Урок «Английский язык и ОБЖ» был проведен в форме пресс-конференции «Ярмарка российского вооружения». Ведущий представил новейшие разработки самолетов, автоматов и танков на международной ярмарке, некоторые студенты исполнили роли переводчиков, и с этой ролью они блестяще справились - точно были переведены цифры и технические характеристики.

Урок «Английский язык и инженерная графика» был проведен в форме проекта. Обучающиеся разделились на две команды, каждая из которых представляла свой проект «План квартиры, дома» на английском языке, а сами планы были начерчены, исходя из требований к подобным чертежам. В конце занятия была проведена викторина, в которой две дисциплины были объединены: вопросы касались лексики на иностранном языке по теме «Мой дом, моя квартира» и терминов дисциплины «Инженерная графика».

Урок, объединивший английский язык и междисциплинарный курс «Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов», был проведен по теме «Устройство и обслуживание электрочайников». Во время занятия студенты повторяли названия терминов на русском и английском языках, познакомились с историей создания такого привычного для современного человека бытового прибора, в группах составляли мини-словарь электрика. В конце занятия была проведена интерактивная ролевая игра «Поиск неисправностей», в которой студенты помогли женщине, не говорящей на русском языке, разобраться, почему ее чайник не работал.

Таким образом, основная задача преподавателя иностранного языка сегодня - это поиск и выбор наиболее подходящих и интересных форм или методов из большого спектра существующих и применение их на практике. Си-стемно-деятельностный подход, регламентированный в ФГОС, предлагает множество возможностей, которые внесут разнообразие в систему обучения и сделают ее наиболее продуктивной.

<гОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №3 (54) 2017

Новые формы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий

Всем хорошо известна роль иностранного языка в мире современного человека. Многие специалисты, в том числе, деятельность которых связана с туристской деятельностью, зачастую сталкиваются с этой проблемой и сожалеют о своем незнании или недостаточном владении иностранным языком. Это и установление международных контактов, и проведение конференций, съездов, семинаров и просто отдых с поездкой за границу – везде необходимо знание иностранного языка.

В 18 столетии общество определяло приоритет французского языка. Далее, во времена второй Мировой войны возникла потребность в изучении немецкого языка. В наше время превалирующим стал английский язык, огромная роль, которого, очевидна. Весь научный мир общается, в основном, на этом языке. 75% мировой почты и 60% телефонных разговоров в мире осуществляется на английском языке.

Однако, как это ни парадоксально, преподаватель вуза часто сталкивается с проблемой незнания данного предмета или очень слабой подготовкой студентов, хотя в нашей стране дети учат иностранный язык едва ли ни с детского сада. В чем же причина такого низкого уровня знаний?

Это можно объяснить рядом факторов, в числе которых:

– студент считает, что ему не нужен иностранный язык в вузе (согласно его специальности);

– у студента сложился устойчивый «иммунитет» – «Я изучал английский много лет (многие 10 лет) и ничему не научился, не научусь и в вузе»;

– есть студенты, которые требуют от преподавателя совершенно иного, нежели требует от него образовательная программа, предусмотренная данным факультетом или кафедрой;

– недостаточное количество часов, отведенных на дисциплину (в старших классах общеобразовательных школ); и пр.

Таким образом, напрашивается вывод – существующая форма обучения иностранному языку не способствует мотивации, следовательно, необходимо применить принцип новизны.

Ни для кого не секрет, что преподаватель российского вуза до сих пор пользуется на своем занятии мелом, доской и тряпкой. Сколько времени ему требуется для того, чтобы начертить таблицу (!), написать ряд предложений мелом на доске и пр. А какой внешний вид у этого преподавателя, когда он простоит у доски весь рабочий день?! Наверняка, все согласны с мнением, что это не только не эстетично, но и отнимает огромное количество времени, которого так всегда не хватает.

Традиционные педагогические технологии не обеспечивают полного усвоения быстро возрастающего объема знаний, обновление учебного материала не успевает за современным потоком информации.

К сожалению, есть преподаватели иностранного языка, которые под видом педагогической деятельности понимают только чтение студентами громоздких, сложных текстов с неизвестной для них грамматикой и терминологией, после чего, как правило, следует ряд традиционных вопросов и ответов на них. Этот стереотип иногда оказывается очень устойчивым и свидетельствует о неготовности данного преподавателя к переходу на иную (совершенно новую) форму обучения.

Необходимо сломать данный стереотип и предложить новые программы, основанные на нетрадиционном изучении иностранного языка.

Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать новые образовательные технологии и, тем самым, активизировать познавательную мотивацию студента.

Достоинства современных информационных сетей и возможности использования электронных форм учебно-методических материалов очевидны. Те, кто с этим столкнулся, хотя бы однажды, понимает, как это удобно и эффективно. Компьютерные технологии позволяют создать удивительный мир знаний, доступный каждому.

Такая форма подачи информации имеет большое преимущество перед традиционными методами, в том числе:

– графическая форма подачи, которая хорошо усваивается специалистами разного профиля, особенно специалистами технических и естественных наук;

– использование электронных карт, ландшафтов и пр.;

– применение мультимедиа обучающих программ, что, несомненно, влечет за собой повышение эффективности образовательной программы;

– применение возможностей сетевых технологий и извлечение информации из электронной сети;

– колоссальная экономия времени;

При разработке компьютерного курса следует учитывать, что речь идет не просто о переложении типографских текстов в электронный вид, а о создании совершенно новых дидактических средств, основанных на (или с использованием) мультимедиа.

Компьютерный курс позволяет обеспечить высокое качество образования, если пользоваться им грамотно. Такой курс является средством комплексного воздействия на обучаемого, т. к. в нем сочетаются такие составляющие как: концептуальная, иллюстративная, тренажерная и контролирующая части. Здесь же могут присутствовать игровые компоненты, облегчающие понимание и усвоение представленного материала.

Успех в значительной степени зависит от того, насколько грамотно методически организован материал, где часть занятий можно реализовать с помощью мультимедиа курсов (ММК), а текущий контроль можно осуществлять с помощью тестирующей системы.

В качестве примера можно привести удобные как в создании, так и в использовании электронные презентации. Электронные презентации – это своеобразные лекции и практические занятия, выполненные в программе Microsoft POWER POINT с использованием аудио, графики и анимации. Наряду с этими эффектами можно включать элементы оцифрованных видеофильмов и т.п.

Это лишь малые возможности одного из электронных курсов, которые помогают преподавателю по-новому взглянуть на его задачу и осуществление им учебного процесса с применением компьютерных технологий.

Студенты, обучающиеся с применением подобных электронных курсов, получают возможность делать электронные записи материалов в рамках текущего аудиторного занятия. Это можно осуществить при помощи CD или дискеты (и пр.), с целью подробного рассмотрения и изучения полученного на занятии материала (для имеющих дома компьютер).

Следовательно, необходимо проверять наличие компьютерной грамотности учащихся. Студент должен уметь работать в определенной программе, владеть навыками работы с клавиатурой, осуществлять запуск программы и выход из нее, а так же, уметь записать файл. Должен быть готов, по возможности, к работе в сети Internet, а так же уметь пользоваться устройствами CD и DVD-ROM. Частично такие навыки могут приобретаться в процессе обучения, что, безусловно, не скажется на качестве успеваемости студента.

Целесообразно было бы предусмотреть, по возможности, специальные вводные занятия по основам пользования персональным компьютером и работе в сети Internet. Преподаватель сам может организовать такие занятия в начале курса, возможны и другие приемлемые варианты.

Следует отметить, что при данной форме обучения может возрасти утомляемость студентов, т. к. увеличивается нагрузка на зрение и пр. Поэтому требуется тщательная подготовка дидактических средств с учетом восприимчивости человеческого глаза к определенной цветовой гамме, тщательный подбор шрифтов (например, заголовки 40–44, основной текст 32–38) и количества знаков в одном слайде. Более того, компьютерный курс не должен быть основным, а лишь вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса. Поэтому, одно из главных условий состоит именно в подаче информации (материала) .

Материал, основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обучения перестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, который способствует максимальному проявлению творческих возможностей и создает предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации.

Как было сказано выше, электронный курс нельзя делать аналогично традиционному учебнику. По каждому курсу должно быть описание, содержащее основные сведения о предмете курса, его авторе и программе, в которой указаны основные разделы (темы) курса, (примерные) сроки, отводимые на их изучение, а по возможности и характер заданий для того или иного раздела (темы) (домашние задания, промежуточные контрольные точки, тесты по темам). Важно в начале каждого отдельного занятия представлять структуру урока (темы, раздела), для того, чтобы студент видел, где (в каком разделе) он находится в текущий момент. Для осуществления этой задачи, материал желательно построить на основе гипертекстовой структуры, что ускоряет поиск информации.

Сегодня очень важно уделить особое внимание технологическому обеспечению учебного процесса. Факультет должен иметь в своем распоряжении (хотя бы) несколько компьютерных классов (аудиторий), чтобы студенты могли проводить здесь, по меньшей мере, 1–2 часа в неделю.

На первый план нужно ставить не только внедрение необходимой техники, а уделить внимание подготовке кадров на должном уровне, поскольку одной из основных трудностей является разработка таких учебно-методических материалов. Более того, кроме профессиональных знаний преподаватель должен хорошо владеть современными информационными технологиями, разбираться в вопросах, лежащих зачастую вне его профессиональной деятельности. Это требует большой самостоятельной работы преподавателя, поэтому целесообразно осуществлять данные проекты творческим коллективом, а не одним человеком.

Для решения задачи подготовки кадров Институтом Дистанционного образования (ИДО) при ТГУ осуществляется организация семинаров и курсов повышения квалификации с привлечением специалистов из разных областей знаний.

Необходимо учитывать, что особая ответственность при проведении подобных занятий ложится на преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по определенному предмету, но и организатором всего учебного процесса на новом этапе в целом. Внедрение компьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровень передачи информации.