Анализ тараса бульбы кратко. «Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба

Редакция 1835. Часть І

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый XV век, и притом на полукочующем Востоке Европы, во время правого и неправого понятия о землях, сделавшихся каким-то спорным, нерешенным владением, к каким принадлежала тогда Украйна … Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом и глазом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своем. „Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?“ - обыкновенно говорил он и вмешивался в дело.

Редакция 1842. Часть І

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия , оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма.

Оригинальный авторский вариант переработанной рукописи был передан автором Н. Я. Прокоповичу для подготовки издания 1842 г., однако отличается от последнего. После смерти Прокоповича рукопись была приобретена, в числе других рукописей Гоголя, графом Г. А. Кушелевым-Безбородко и пожертвована им Нежинскому лицею князя Безбородко (см. Н. Гербель, «О рукописях Гоголя, принадлежащих Лицею князя Безбородко», «Время», 1868, № 4, стр. 606-614; ср. «Русская Старина» 1887, № 3, стр. 711-712); в 1934 г. рукопись была передана из библиотеки Нежинского пединститута в рукописное отделение Библиотеки Украинской Академии Наук в Киеве.

Ни издание 1842 г., ни издание 1855 г. не могут быть положены в основу выработки канонического текста повести, так как они засорены посторонними редакторскими исправлениями. В основу опубликованного текста повести (Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937-1952) положен текст, подготовленный к изданию самим Гоголем в 1842 г., то есть текст автографа; недостающие места взяты из писарской копии, куда они переписывались с исправленного экземпляра «Миргорода» (в нескольких случаях текст брался из «Миргорода» без изменений и таким образом может быть проверен непосредственно по изданию «Миргорода»). Лишь в нескольких случаях текст отступает от рукописи, исправляя предполагаемые описки или восполняя пропуски. Согласно общим принципам издания (см. вступительную статью к тому I), в основной текст не вводятся ни поправки, сделанные Н. Я. Прокоповичем по поручению Гоголя в издании 1842 г., ни позднейшие (1851-1852 гг.) поправки самого Гоголя, нанесенные в корректуре на текст издания 1842 г., поскольку отделение гоголевской правки от не-гоголевской не может быть произведено в этом тексте с полной уверенностью и последовательностью .

Крылатые выражения

  • «А поворотись-ка, сынку!»
  • «Я тебя породил, я тебя и убью!»
  • «Есть ещё порох в пороховницах?!»
  • «Терпи, казак, - атаманом будешь!»
  • «Нет уз святее товарищества!»
  • «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

Критика повести

Наряду с общим одобрением, которым встретили критики повесть Гоголя, некоторые аспекты произведения были найдены неудачными. Так, Гоголю неоднократно ставили в вину неисторичность повести, чрезмерную героизацию казачества, отсутствие исторического контекста, что отмечали Михаил Грабовский , Василий Гиппиус , Максим Горький и другие . Критики считали, что это может быть объяснено тем, что писатель не обладал достаточным количеством достоверных сведений об истории Украины. Гоголь с большим вниманием изучал историю родного края, но информацию он черпал не только из довольно скудных летописей, но и из народных преданий, легенд, а также откровенно мифологических источников, вроде «Истории русов », откуда им были почерпнуты описания зверств шляхтичей, бесчинства евреев и доблести казаков . Особое недовольство повесть вызвала в среде польской интеллигенции. Поляки были возмущены тем, что в «Тарасе Бульбе» польская нация представлена агрессивной, кровожадной и жестокой. Негативно высказывался о «Тарасе Бульбе» Михаил Грабовский, хорошо относившийся к самому Гоголю, а также многие другие польские критики и писатели, такие как Анджей Кемпинский, Михал Бармут, Юлиан Кшижановский. В Польше сложилось устойчивое мнение о повести как об антипольской, и отчасти такие суждения были перенесены на самого Гоголя .

Антисемитизм

Повесть также критиковалась за антисемитизм некоторыми политиками, религиозными мыслителями, литературоведами. Лидер правого сионизма Владимир Жаботинский в статье «Русская ласка» так оценивал сцену еврейского погрома в повести «Тарас Бульба»: «Ничего подобного по жестокости не знает ни одна из больших литератур. Это даже нельзя назвать ненавистью, или сочувствием казацкой расправе над жидами: это хуже, это какое-то беззаботное, ясное веселье, не омрачённое даже полумыслью о том, что смешные дрыгающие в воздухе ноги - ноги живых людей, какое-то изумительно цельное, неразложимое презрение к низшей расе, не снисходящее до вражды » . Как отмечал литературовед Аркадий Горнфельд , евреи изображены Гоголем как мелкие воришки, предатели и безжалостные вымогатели, лишённые всяких человеческих черт. По его мнению, образы Гоголя «запечатлены заурядным юдофобством эпохи »; антисемитизм Гоголя исходит не от жизненных реалий, а от устоявшихся и традиционных теологических представлений «о неведомом мире еврейства »; образы евреев шаблонны и представляют собой чистую карикатуру. Согласно мнению мыслителя и историка Георгия Федотова , «Гоголь дал в „Тарасе Бульбе“ ликующее описание еврейского погрома », что свидетельствует «об известных провалах его нравственного чувства, но также о силе национальной или шовинистической традиции, которая за ним стояла » .

Несколько иной точки зрения придерживался критик и литературовед Д. И. Заславский . В статье «Евреи в русской литературе» он также поддерживает упрёк Жаботинского в антисемитизме русской литературы, включая в список писателей-антисемитов Пушкина , Гоголя , Лермонтова , Тургенева , Некрасова , Достоевского , Льва Толстого , Салтыкова-Щедрина , Лескова , Чехова . Но при этом он находит оправдание антисемитизму Гоголя следующим образом: «Не подлежит, однако, сомнению, что в драматической борьбе украинского народа в XVII-м веке за свою отчизну евреи не обнаружили ни понимания этой борьбы, ни сочувствия ей. В этом не было их вины, в этом было их несчастье». «Евреи „Тараса Бульбы“ карикатурны. Но карикатура - это не ложь. … Ярко и метко обрисован в поэме Гоголя талант еврейской приспособляемости. И не льстит это, конечно, самолюбию нашему, но надо признать, что зло и метко схвачены русским писателем некоторые исторические черты наши» .

Экранизации

В хронологическом порядке:

  • «Тарас Бульба » (1909) - первый опыт киноэкранизации повести, русский немой фильм Александра Дранкова
  • «Тарас Бульба» (1924) - немецкий фильм по повести В главной роли Д. Дуван-Тарцов.

Год написания — 1835

Жанр «Тарас Бульба» — историческая повесть.

В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Тема — изображение исторических событий XVI — XVII века в Украине, быта, обычаев Запорожской Сечи

Идея — Прославление военного общества, возвеличивание подвига, патриотизма, преданности идеи защиты родной земли.

Основная мысль — Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика «Тарас Бульба»

  • Защита родной земли.
  • Нравственный выбор.
  • Единство, сплоченность — залог победы.
  • Любовь, верность, самопожертвование.
  • Отношения родителей и детей.
  • Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и украинский — в их общую историческую судьбу.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ - он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он - воин, отдающий себя служению отчизне.

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Верность родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной привязанности. Тем страшнее трагедия, коснувша­яся его семьи. Было у полковника Бульбы два сына, старший - Остап и младший - Андрий. Остапа Гоголь наряду с другими казаками наделяет богатырскими чертами. А вот Андрий - чело­век более тонкий, замечающий и умеющий ценить красоту в окружающей его жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам казнил своего сына, изменившего родине и народу.

В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев - это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.

План пересказа

1. Тарас Бульба встречает своих сыновей, приехавших из бурсы.
2. Наутро они выезжают в Запорожскую сечь.
3. Мысли героев во время дороги.
4. Обычаи и нравы запорожских казаков.
5. Казаки отправляются в поход.
6. Запорожцы осаждают польский город Дубно.
7. Андрий идет на свидание с панночкой в осажденный город.
8. Предательство Андрия.
9. Страшный бой у стен города. Тарас во время боя замечает отсутствие Андрия.
10. Казацкое войско делится. Половина идет в Сечь, вызволять захваченных татарами товарищей, другая половина остается возле города Дубно, чтобы вызволить пленных здесь.
11. Бой возле города Дубно. Тарас Бульба убивает своего сына Андрия.
12. Тарас спасен из жестокого боя. Остап остается в плену.
13. Тарас, вылечившись от ран, едет в Варшаву разыскивать Остапа.
14. Тарас присутствует на казни своего сына Остапа.
15. Тарас Бульба мстит за смерть сына.
16. Смерть Тараса Бульбы.

Пересказ
Глава I

Тарас встречается с сыновьями Остапом и Андрием, приехавшими домой из Киева, где учились в бурсе (духовном училище). Отец любуется сыновьями, шутя, предлагает старшему (Остапу) биться на кулаках. И отец с сыном, вместо приветствия, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь. Младший сын стоял молча и наблюдал, за что получил от отца упрек.

Тарас собирается отправить сыновей в Запорожье: «Там вам школа; там только наберетесь разуму». Мать опечалилась, что всего неделю дети будут дома. Тарас прикрикнул на жену и велел ей накрывать на стол, угощать сыновей. Бульба повел сыновей своих в светлицу (следует описание убранства комнат, характерного для малоросских домов). На ужин Бульба пригласил всех сотников и весь полковой чин. Тарас представил им своих сыновей. Когда гости расселись за столом, Тарас стал подшучивать над сыновьями, расспрашивал, наказывали ли их в бурсе? Остап сдержанно ответил отцу, что все это уже в прошлом, теперь он готов лично показать, что за вещь казацкая сабля. Тарас одобрил слова сына и тут же сказал, что и он с сыновьями уедет на Сечь. Бедная мать с горестью в глазах смотрела на сыновей: ей предстояла скорая разлука с детьми.

Далее рассказывается о происхождении («один из числа коренных, старых полковников») и характере Тараса: он отличался грубой прямотой нрава, любил простую жизнь козаков, считал себя законным защитником православия. Перед отъездом на Сечь Тарас передал свою власть есаулу Товкачу.

Когда улеглись спать, мать долго сидела у изголовья сыновей: она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и плакала. Как всякая женщина того удалого века, она видела мужа в год два-три дня, терпела оскорбления, даже побои. Вся ее любовь обратилась в ней в одно материнское чувство. Мать боялась, что при первой же битве татарин срубит им головы, а она не будет знать... Рыдая, она глядела им в очи и мечтала, что вдруг утром Бульба передумает и не поедет на Сечь.

Проснувшись рано утром, Тарас Бульба разбудил сыновей и стал поторапливать жену. Позавтракав всей семьей, они присели перед дальней дорогой. Мать, обнимая сыновей, благословила их.

У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта... Слезы матери растрогали молодых козаков, и они, скрывая от отца, смахивали свои слезы. Проехавши довольно далеко, братья оглянулись назад: только две трубы были видны издалека... Прощайте детство и игры...

Глава II

Три всадника ехали молча. Тарас думал о прошлом, вспоминая свои молодые годы, и представлял предстоящую встречу с козаками. Сыновья вспоминали о другом. В двенадцать лет они были отданы в Киевскую академию. Остап - старший сын — в первый же год бежал из академии. Его вернули, высекли и вновь посадили за книгу. Четыре раза он закапывал букварь в землю, за что был четырежды высечен, и вновь ему покупали букварь. Лишь обещание отца двадцать лет продержать Остапа в монастыре успокоило его. Остап не проявлял особого старания в учебе, но был хорошим товарищем, прямодушным человеком, слезы матери тронули его до глубины души.

Андрий был более развитым, учился охотнее. Характером обладал тяжелым и сильным. Умел Андрий увертываться от наказания, но так же, как и его брат, «кипел жаждою подвига». Любил бродить по улицам Киева. Один раз на него чуть не наехала колымага какого-то польского пана, Андрий успел отскочить в сторону и упал в грязь. Из окон соседнего дома за ним наблюдала смеющаяся девушка. Расспросив дворню, Андрий узнал, что это была дочь приехавшего на время воеводы. В следующую ночь Андрий пробрался в дом красавицы. К утру служанка вывела Андрия в сад, и через забор он выбрался на улицу. И вот теперь в степи он вспоминал эту встречу с красавицей-полячкой.

Тарас, очнувшись от своей задумчивости, стал подбадривать сыновей и сказал, что скоро они будут на месте.

Описываются степь, быт и нравы козаков, их обычаи, традиции. После трехдневного пути Тарас со своими сыновьями добрался до Днепра, где была тогда Сечь. При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах, вырытых в земле. Встреча Тараса со знакомыми козаками.

Глава III

Около недели жил Тарас с сыновьями на Сечи. Остап и Андрий мало занимались военной подготовкой.

Вся Сечь представляла собой какое-то беспрерывное пиршество, праздник, потерявший свое начало. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до Вечера. Остапа и Андрия удивило, что при них приходила на Сечь гибель народа, и никто не спрашивал, кто они, откуда... Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые были похожи на отдельные республики. Все было в руках куренного атамана: деньги, одежда, продукты, топливо. Ему отдавали деньги на сохранение. Окунувшись в это разгульное море, Остап и Андрий быстро забыли и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало раньше их души.

Но Сечи жила по очень строгим законам. Если козак украл что-нибудь, его привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, и всякий проходящий обязан был нанести удар, пока не забьют его насмерть. Должника, не вернувшего деньги вовремя, привязывали к пушке и держали так до тех пор, пока кто-то из товарищей не выплачивал за него долг. Страшная казнь назначалась за смертоубийство: вырывали яму, опускали в нее живого убийцу и сверх него ставили гроб с убиенным, а потом обоих засыпали землею.

Оба молодых козака вскоре были уже на хорошем счету у козаков. Они отличались молодой удалью, удачливостью во всем, метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Но Тараса не устраивала эта праздная жизнь, он думал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где можно было бы разгуляться рыцарю как следует.

Глава IV

Тарас Бульба посовещайся с умным и хитрым козаком, избранным кошевым, о том, как поднять запорожцев на какое-нибудь дело. Через час все козаки были подняты по тревоге. Несколько человек переплыли на противоположный берег Днепра и достали спрятанное в камышах оружие, деньги. Другие стали осматривать челны, готовить их в дорогу.

В это время большой паром стал причаливать к берегу. На вопрос кошевого, с чем козаки приехали, плечистый козак лет пятидесяти ответил, что с бедою. Старый козак объяснил, что церкви святые отняты. Полковники отдали все полякам.

Собравшиеся на берегу козаки шумно обсуждали услышанное: взволновались все — и тяжелодумы, и крепкие мужики... Теперь уже все хотели в поход - старые и молодые. Решено было идти прямо на Польшу и отомстить ей за все зло, посрамленье веры и славы казацкой, набрать добычи с городов, по деревням пустить пожар. Все вдруг вокруг преобразилось. Козаки стали готовиться к походу: раздавались звуки пробной стрельбы, бряканье сабель, скрип поворачиваемых возов. В небольшой деревенской церкви священник отслужил молебен, окропил всех святою водою, все целовали крест. Когда табор тронулся, запорожцы оглянулись назад, и каждый из них попрощался с Сечью.

Глава V

Скоро весь польский юго-запад сделался добычею страха. Пронеслись слухи о том, что появились запорожцы. Все, что могло спасаться, спасалось, разбегалось... Все знали, как трудно иметь дело с толпой, известной как запорожское войско.

А Тарасу любо было видеть, что оба его сына были одними из первых. Глядя на Остапа, он думал, что тот будет со временем добрым полковником, который и батьку за пояс заткнет.

Дивился Тарас изворотливости и младшего сына - Андрия. Но боялся Тарас, как бы Андрий не попал бы в руки врага.

Войско решило идти прямо на город Дубно. За полтора дня запорожцы добрались до стен города, где по слухам было много казны, богатых обывателей. Жители города решили умереть на порогах домов, но не пустить неприятеля. Город окружал высокий земляной вал, в городе находился хорошо вооруженный гарнизон. Запорожцы полезли на вал, но были встречены сильною картечью. Все жители (даже женщины и дети) стояли кучею на земляном валу. Запорожцы не любили иметь дело с крепостями и по приказу кошевого отступили и окружили город. Козаки так же, как и на Сечи, стали играть в чехарду, обменивались добычей, курили люльки... Молодым козакам не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал. Тарас успокаивал сына: «Терпи козак, атаманом будешь!» Подоспел и Тарасов полк. Всех козаков набралось больше четырех тысяч.

В ночь перед осадой города Остап занялся своим делом, а Андрий не мог уснуть. Гоголь описывает июньскую ночь, спящих запорожцев.

Вдруг Андрий почувствовал, что кто-то наклонился перед ним. Он схватился за ружье: «Кто ты? Коли дух нечистый, сгинь с глаз, коли живой человек, не в пору завел шутку, - убью с одного прицела». Андрий стал вглядываться и узнал в женщине служанку польской панночки. Татарка рассказала Андрию, что панночка находится в городе, что она уже второй день ничего не ела, поскольку в городе закончились продукты, и жители едят одну землю. С городского вала панночка увидела Андрия среди козаков и отправила свою служанку к нему. Если он помнит, то пусть сам придет к ней, а если забыл, то хоть кусок хлеба передал бы для больной ее матери.

Разные чувства пробудились в груди молодого козака. Он решил идти в город. Стал искать хлеба, каши. Но каши в казанах не оказалось. Тогда из-под головы Остапа он выдернул мешок с белым хлебом, доставшийся в бою, и отправился тайным путем вслед за татаркой в город.

Глава VI

Пробираясь по улицам города, Андрий был поражен тем, к каким страшным жертвам привел голод. Он спросил, неужели не осталось в городе никакой скотины? Служанка рассказала, что все переели, даже мыши в городе не найдешь. На вопрос, почему же город не сдают, татарка ответила, что воеводе приказано держать его, ждать подкрепления. Татарка привела Андрия в комнату, где сидела панночка. Затем она внесла нарезанный уже хлеб на золотом блюде и поставила его перед панною.

Красавица взглянула на нее, на хлеб и потом на Андрия... Она взяла кусок хлеба и поднесла ко рту. Как только откусила, татарка сказала, чтобы больше она не ела, хлеб после долгого голода «будет ядовит». Панночка послушалась и положила хлеб на блюдо. Андрий стал расспрашивать красавицу, отчего она так печальна. В ответ она сказала, Что он не может ее любить, что его долг и завет запрещают это, поскольку они - враги. Андрий возразил: у него никого нет — ни товарищей, ни отчизны. «Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» - сказал Андрий. Вдруг их разговор прерывает служанка: в город вошли поляки, они спасены.

И погиб молодой козак! Пропал для всего козацкого рыцарства. И Тарас проклянет своего сына.

Глава VII

Шум и движение происходили в запорожском таборе. Сначала никто не мог понять, что случилось. Потом узнали, что весь Переяславский курень был мертвецки пьян, поэтому половину козаков перебили, а другую половину - перевязали. Пока другие курени пробуждались от шума, польское войско уходило к воротам города. После происшедшего кошевой отдал приказ собраться всем. Он стал ругать козаков, обличая их в пьянстве. Козаки, чувствуя свою вину, стояли, понурив головы. В ответ на злые слова кошевого атаман Кукубенко возразил, что греха никакого в этом нет, что козаки напились. Ведь уже который день они были без дела, и поста не было никакого. Но они покажут, как нападать на безвинных людей, побьют вероломных поляков так, что те и пят не унесут домой. Речь куренного атамана понравилась козакам. Кошевой приказал разделиться на три отряда и перед тремя воротами города ждать выхода польского войска из них. Строго приказал каждому атаману переглядеть свой курень, а у кого недочет, пусть пополнят остатками Переяславского.

Атаманы отправились каждый к своему куреню. Тарас вдруг узнал, что нет Андрия. Не в плен ли взяли его поляки? Но не таков был Андрий, чтобы сдаться в плен. Задумавшийся Тарас шел перед полком. Повел он свой полк в засаду и скрылся с ним за лесом. А запорожцы - пешие и конные, выступали на три дороги к трем воротам. В городе услышали движение козаков. Все высыпали на вал. Полковник стал кричать, чтобы запорожцы сдавали оружие, и приказал вывести напоказ взятых в плен козаков. На вал вывели связанных веревками козаков, впереди них был куренной атаман Хлиб. Стыдно было атаману за этот позор, за одну ночь поседела его голова от переживаний.

С вала стали палить картечью. Ворота отворились, выступило войско. Кошевой командовал, чтобы козаки нападали, не давали ляхам строиться в ряд. Козаки ударили внезапно, сбили и смешали врагов в кучу. При подробном описании боя особое внимание автор уделяет поведению Остапа. Тарас услышал, что Остапа назначили атаманом уманцев. Обрадовался старый козак, стал благодарить уманцев за честь, оказанную сыну.

Козаки вновь отступили, готовясь идти к таборам, как на валу появились ляхи, но уже в изорванных епанчах... Козаки расположились отдыхать после тяжелого боя. Некоторые стали присыпать землей раны, другие, кто был посвежее, подбирали тела погибших и хоронили их.

Глава VIII

Рано утром разбуженные запорожцы собрались в круги. Из Сечи пришла весть, что татары во время отлучки козаков напали на нее и ограбили, избили и забрали в плен всех и направились прямо к Перекопу. В подобных случаях запорожцы гнались сразу за похитителями, стараясь настигнуть их на дороге и отбить пленных. Если этого не удавалось сделать, то пленные могли очутиться на базарах Малой Азии, в Смирне, на Критском острове... Козаки стали требовать созвать Совет. Кошевой решил идти вслед за разбойниками-татарами. Козаки поддержали его решение. Но Тарасу Бульбе не пришлись по душе такие слова. Задумался старый козак и произнес: «Нет, не прав совет твой, кошевой! - сказал он. - ...Ты позабыл, что в плену остаются наши, захваченные ляхами?» Тарас яркой своей речью стал убеждать козаков остаться и освободить товарищей, взятых в плен поляками. Козаки призадумались. Вышел вперед всех старейший во всем войске козак Касьян Бовдюг. Он сказал, что и кошевой, и Тарас каждый прав по-своему. Предложил сделать выбор: кому милы захваченные татарами товарищи, пусть идут их освобождать, а кто хочет, пусть остается здесь и освобождает другую группу товарищей. Кошевой пойдет с одной половиной войска, а другая выберет себе наказного атамана. А таким атаманом может быть Тарас Бульба, потому что нет равного ему в доблести.

Козаки благодарили мудрого козака за правильное решение. Когда козаки разделились на две группы, Кошевой прошел между рядами и сказал, чтобы они попрощались, перецеловались между собою. С наступлением ночи группа козаков, возглавляемая Кошевым, отправилась в путь. Другая группа осталась у города Дубно с атаманом Тарасом Бульбой.

Глава IX

В городе никто не узнал, что половина запорожцев выступили в погоню за татарами.

Оправдались слова Кошевого, что припасов в городе надолго не хватит. Несколько раз войска пытались сделать вылазку за продуктами, но были перебиты козаками. Полковники готовились дать сражение. Тарас догадывался об этом, наблюдая за движением и шумом в городе. Он приказал козакам готовиться к обороне. И когда все было сделано, Тарас выступил с речью перед запорожцами. Атаман призывал товарищей сложить, если надо голову, но не сдавать русские земли врагам и освободить своих товарищей из плена. Речь эта тронула всех запорожцев, дошла до самого сердца каждого.

Из города выступало неприятельское войско. Толстый полковник отдавал приказы. Стали они тесно наступать на казацкие таборы. Подпустив на ружейный выстрел, козаки начали стрелять в противника. Превосходство в бою было на стороне запорожцев. Но раздались выстрелы из пушек, и многие козаки были ранены. Тарас приказал Незамайковскому и Стебликивскому куреням сесть на коней. Но не успели сделать этого козаки, потому что из города палили пушки. Больше половины Незамайковского куреня как и не бывало. Это разозлило козаков, они пошли на пушки. Тарас во время боя несколько раз подбадривал товарищей словами: «Что, паны? Есть еще порох в пороховницах; еще крепка казацкая сила; еще не гнутся козаки?»

Автор описывает, как героически, стойко принимали смерть козаки. Уже только три куренных атамана остались в живых, но козаки снова ринулись в бой. Тарас махнул платком Остапу, находившемуся в засаде. Остап ударил в конницу. Вот и победа была близка. Но вдруг из ворот города вылетел гусарский полк, краса всех конных полков. Среди воинов неприятеля Тарас узнал своего сына Андрия. Остановился старый Тарас и глядел на то, как тот чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Тарас велел козакам заманить Андрия к лесу. Тридцать быстрейших козаков кинулись выполнить приказ атамана. Тарас, ухватив за повод коня Андрия, остановил его. Андрий испугался, увидев отца. Тарас приказал сыну слезть с коня, стоять и не шевелиться. Потом, отступив шаг назад, снял с плеча ружье и выстрелил. Долго глядел сыноубийца на бездыханный труп. Остап подъехал и спросил у отца: «Это ты убил его, батько?» Тарас кивнул головою. Жалко стало брата Остацу, и он проговорил тут же: «Предадим же батько, его честно земле». «Погребут его и без нас!» - ответил Тарас. Минуты две думал Тарас, как поступить с телом младшего сына. Вдруг ему принесли весть, что на подмогу полякам прибыла свежая сила. «На коней, Остап!» - сказал Тарас, спеша еще застать козаков. Не успели выехать они из леса, как неприятельская сила окружила лес со всех сторон. Шестеро поляков накинулись на Остапа. Тарас, отбиваясь от врага, смотрел все вперед, на Остапа. Но вдруг как тяжелым камнем хватило самого Тараса. И рухнул он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи.

Глава X

Тарас очнулся в чужой светлице и увидел перед собою Товкача. Тарас стал расспрашивать, где он находится. Товкач рассказал, что удалось его, изрубленного, вывести из леса, и вот уже две недели он везет Тараса на Украину. Тарас вспомнил, что Остапа схватили и связали на его глазах и что он находится в плену у ляхов. Горе охватило старого козака. Он вновь впал в беспамятство от жара. Верный его товарищ Товкач скакал без отдыху дни и ночи, и привез его, бесчувственного, в Запорожскую Сечь. Там лечил он его травами и примочками. Через полтора месяца встал Тарас на ноги. В Сечи не осталось ничего знакомого Тарасу, перемерли все его старые товарищи. Как ни старались развеселить его козаки, не удалось. Сурово и равнодушно глядел он на все, и лицо его выражало неугасимую горесть, и тихо, понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»

Долго мучился старый козак. И решил идти и узнать, что сталось с Остапом: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его? Через неделю Тарас оказался в городе Умани. Он подъехал к одному из домов, где жили жиды. Он вошел в дом поговорить с Янкелем. Янкель молился в своей светлице, как вдруг увидел Тараса, за голову которого поляки обещали две тысячи червонцев, но подавил в себе жадность к золоту и выслушал Тараса. Тарас напомнил жиду о своей услуге, сделанной во спасение его жизни, и просил помочь теперь ему. Янкель сказал, что в Варшаве его узнают и арестуют. Тарас обещал ему пять тысяч золотых, если провезет его в Варшаву. Янкель предложил в Варшаву повезти кирпич, а с этим возом и Тараса.

Глава XI

Янкель узнал, что Остап сидит в городской темнице, й надеялся, хотя это было и очень трудно, устроить Тарасу свидание с сыном. Янкель оставил Тараса в доме у своих знакомых, а сам отправился с двумя другими жидами устраивать дело.

Тарас чувствовал беспокойство. Душа его была в лихорадочном состоянии. В таком состоянии пробыл он весь день, не ел, не пил... Вернувшись, жиды стали объяснять Тарасу, что ничего сделать они не смогли. Завтра всех пленных будут казнить. И если он хочет, завтра на рассвете его могут провести на площадь. Тарас согласился. Ночью с помощью жидов он пробрался в темницу. Но встретиться с сыном не смог. Тогда он направился на площадь, где должна была произойти казнь. Много народу собралось на площади. Вдруг в толпе раздались крики: «Ведут! Ведут! Козаки!..» Впереди всех шел Остап.

Тарас, стоя в толпе, не проронил ни слова. Он наблюдал и слушал речь своего старшего сына, с которой тот обратился к своим братьям-козакам. Остап призывал козаков стойко принять смерть.

Далее автор описывает казнь. Стойко и мужественно перенес все изуверские муки Остап. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах-кости... Тарас стоял в толпе, понурив голову и гордо приподняв очи, одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!» Когда Остапа подвели к последним смертным мукам, он в душевной немощи воскликнул:

— Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины.

Часть военных всадников метнулась искать Тараса. Но его и след простыл.

Глава XII

Тарас собрал войско и выступил за освобождение Украины от иноземных захватчиков. Он гулял по всей Польше со своим полком, выжег восемнадцать местечек, около сорока костелов и уже подходил к городу Кракову. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапу!» — приговаривал Тарас. И такие поминки по сыну Тарас отправлял в каждом селении, пока власти Польши не увидели, что поступки Тараса — это побольше, чем обыкновенное разбойничество. И поэтому Потоцкому было поручено с пятью полками непременно поймать Тараса.

Шесть дней уходили козаки от преследований, но Потоцкому удалось настичь войско Тараса у самого Днестра. Описание боя, в котором Тарас был взят в плен. Тридцать человек повисло у него на руках и ногах. С гетманского разрешения враги придумали ему страшную казнь: сжечь его живого на виду у всех.

Железными цепями притянули его к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден, стали раскладывать под деревом костер. Но Тарас не о своей смерти думал. Он смотрел, как отстреливались козаки, и очень обрадовался, увидев, как несколько козаков успели переплыть через Днестр. Огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву...

Но разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!


Мы издавна привыкли называть «Тарасу Бульбу» повестью. И для этого, разумеется, есть серьёзные основания. По многим своим объективным жанровым признакам «Тарас Бульба» и есть историческая повесть. Но тем не менее широта эпического охвата действительности и основательность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения - всё это позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа. Более того, в истории русского исторического романа «Тарас Бульба» - весьма важная веха. Развитие этого жанра в западноевропейской, да и русской литературе шло трудными путями. В XVIII и в самом начале XIX века широкой известностью пользовались на Западе исторические романы Флориана, Мармонтеля, Жанлис.

Собственно история играла в их произведениях лишь роль общего декоративного фона, на котором строились различные, главным образом любовные коллизии. В этих романах отсутствовали живые человеческие характеры как выразители конкретных исторических эпох, судьбы героев развивались изолированно и независимо от судеб истории. Огромная заслуга в развитии европейского исторического романа принадлежала Вальтеру Скотту. Он освободил историческую тему от фантастики. История впервые стала приобретать в его произведениях не только реальные, жизненно достоверные очертания, но и глубинный философский смысл. По этому поводу Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» справедливо заметил, что Вальтер Скотт возвысил роман «до степени философии истории».

Совместив в своих романах изображение частного человека с изображением истории, Вальтер Скотт исследовал серьёзные явления общественной жизни и ставил на материале прошлых эпох большие проблемы современной ему действительности. Широко и в самых разнообразных жанровых формах использовали историческую тему писатели-декабристы, например в поэме (Рылеев, Марлинский), думе (Рылеев), трагедии (Кюхельбекер), повести (Марлинский), романе (Ф. Глинка, Лунин). Обращаясь к историческому прошлому, декабристы прежде всего искали в нём сюжеты, которые позволили бы им ярко выразить свои гражданские идеалы - их патриотизм, их вольнолюбие, их ненависть к деспотизму.

Но известная узость мировоззрения декабристов, присущая им недооценка роли народных масс в историческом процессе, - всё это сказалось и в их художественно-исторических произведениях. Главное внимание писателей было сосредоточено на изображении героической личности, романтически приподнятой и не связанной с народной жизнью. Достаточно вспомнить, например, Войнаровского из одноимённой поэмы Рылеева или героя романа Глинки «Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобождённая Малороссия». В этих произведениях ещё не было художественного исследования исторического прошлого, глубокого постижения духа эпохи. Писателей-декабристов больше занимали абстрактно-дидактические аналогии между веком минувшим и нынешним, поверхностные, порой произвольные догадки, основывавшиеся главным образом на авторском воображении или интуиции.

Как писал однажды Марлинский в письме к Н. Полевому по поводу его романа «Клятва при гробе господнем»: «Пусть другие роются в летописях, пытая, было ли так, могло ли быть так во времена Шимяки? Я уверен, я убеждён, что оно так было… в этом порукой моё русское сердце, моё воображение, в котором старина наша давно жила такою, как ожила у вас». Уже Пушкин осознал недопустимость подобного обращения с историей. Он полагал, что писатель обязан объективно, без каких бы то ни было предрассудков понять прошлое, «его дело воскресить минувший век во всей его истине». Хотя Пушкин говорил здесь о жанре трагедии, но поставленная им задача была более злободневной для исторического романа.
Своим «Арапом Петра Великого», а затем и «Капитанской дочкой» Пушкин положил начало новому историческому роману в России - социальному по своему содержанию и реалистическому по своему методу. В это русло включается и «Тарас Бульба». Исторический роман нового типа, формировавшийся в 30-х годах XIX века в России, существенно отличался от романа Вальтера Скотта. В центре его романа - изображение жизни частного человека, более или менее случайно вовлекаемого в водоворот исторических событий. Но даже став участником этих событий, он не сливается с ними органически. Личные интересы героя, как частного человека, могут так или иначе пересекаться с целями исторического движения, но никогда полностью не совпадают с ними.

Такой метод освещения исторического прошлого ограничивал возможности художника в изображении глубинных процессов истории и главных движущих сил исторического процесса - широких народных масс. Этот недостаток в ещё большей мере обнаруживается в исторической прозе Загоскина, Лажечникова, Вельтмана. Их произведения были проникнуты патриотическим чувством, они более или менее правдиво воссоздали картины минувшей эпохи. Но особенности мировоззрения, как и масштаб дарования этих романистов не позволяли им художественно исследовать подлинные пружины исторических событий и раскрыть характеры исторических деятелей во всей глубине и сложности свойственных им противоречий.

Автор «Тараса Бульбы» воспринял сильную сторону декабристкой традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании исторического прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в «Тарасе Бульбе» народное освободительное движение.

Главный герой повести представляет как участник и выразитель этого движения. Свободно распоряжаясь историческим материалом, не производя ни одного конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, Гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа, или, как говорил Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ». Нет нужды искать конкретный исторический прототип Тараса Бульбы, как это делали некоторые исследователи.

Как нет оснований предполагать, что сюжет повести запечатлел какой-то определённой исторический эпизод. Гоголь даже не заботился о точности хронологии изображаемых событий. В одних случаях кажется, что события отнесены к XV веку, а другие - к XVI, а то и к началу XVII века. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа.

«Тарас Бульба», автором которого является Николай Васильевич Гоголь, является произведением, которое входит в ряды русской и мировой классики. Повесть очень тяжело воспринимается в юношеском возрасте, однако ее прочтение способно рассказать очень многое с исторической точки зрения.

Немного о произведении

Важно сразу отметить, что существует огромное количество отзывов о книге «Тарас Бульба». Для одних это произведение стало очень трудным для прочтения, другие говорят о том, что книга заворожила душу настолько сильно, что оторваться от нее казалось невозможным.

Несомненно, любое произведение, о котором ведутся споры, уже вызывает определенный интерес. Книга «Тарас Бульба», отзывы о которой так же расходятся, не стала исключением.

Кроме того, важно отметить, что произведение наполнено выражениями, которые сегодня зачастую используются в обиходе. Цитаты «Тараса Бульбы» очень выразительные. Например, довольно известное изречение главного героя: «Я тебя породил, я тебя и убью». Это цитата Тараса Бульбы, которую он произнес перед тем, как убить младшего сына. Другое же выражение принадлежит Андрию: «Отчизна - это самое милое сердцу. Ты - моя отчизна». Эта цитата встречается в книге тогда, когда Андрий отрекается ради любви от семьи.

Из-за глубокого смысла произведения и множества распространенных цитат отзывы о книге "Тарас Бульба" чаще положительные, нежели отрицательные.

Как и любое другое произведение русской классики, повесть часто ищут не в оригинале, а в сокращении. Краткое содержание «Тарас Бульба» Гоголя представлено ниже.

События разворачиваются в обычной казацкой деревне. Главный герой - Тарас Бульба, старый атаман, который пользуется уважением среди своего народа. Двое его сыновей возвращаются с учебы. Старший сын - Остап, младший - Андрий. Оба мальчика крупные, мужественные. При встрече Тарас начинает подшучивать над сыновьями, но Остап не терпит глупых шуток отца и говорит ему о том, что если глава семейства не прекратит, то сын его побьет. Именно так и происходит. Радостная встреча отца и сына заканчивается дракой, в которой Тарас понимает, что Остап силен и сумеет за себя постоять. Тарас хочет точно так же проверить и Андрия в бою, но младшего сына уже обняла мать и не позволяет отцу сделать задуманное.

Поход на Сечь

Когда Тарас встретил сыновей, он принимает решение отправить их на Сечь, объясняя это тем, что молодых казаков это закалит. Тарас собирает всех сотников, рассказывая о своей идее. Получив добро на предложение отправить детей на Сечь, у самого Тараса появляется боевой дух.

Мать, узнав о решении мужа, сильно плачет: от нее вновь отрывают ее сыновей. Она долго прощается с мальчиками, обнимая их.

Недолго думая, главный герой решает отправиться вместе с детьми. Он собирает полк, и вместе они двигаются к землям, что находятся недалеко от Польши.

Тарас вспоминает годы своей молодости, ностальгия охватывает старого казака. Едет атаман, понурив голову.

Остап, имея твердый характер, очень растроган слезами матери.

По дороге на место назначения Андрий думает о девушке, которую встретил во время своего обучения. Полячка влюбила в себя юного бойца. Несмотря на то что долго эти отношения не продлились, Андрий думает о ней очень много.

Приезд

Сечь встречает казаков своим разгульным образом жизни. Именно это и показывает всю красоту запорожской воли. Казаки не привыкли учиться боевому искусству - для них обучение проходит непосредственно во время боя. Юноши пускаются в разгул, а Тарасу такое развлечение не по душе - он привез сюда мальчиков не для того, чтобы они здесь отдыхали. Советуясь со своими товарищами, старый атаман пытается придумать, как поднять жителей Запорожья в поход на поляков.

Главному герою удается уговорить казаков с Запорожья переизбрать своего кошевого, который старался сохранять мир между казаками и поляками. Новый кошевой соглашается с Тарасом, что необходимо вновь «поднять авторитет» казаков и пойти в бой с поляками.

Новый образ жизни

Все поляки, живущие на юго-западе, напуганы набегом запорожцев. Андрий и Остап сильно возмужали за время битв, которые они вели на протяжении месяца. Тарас был очень горд своими детьми, которые сражались в первых рядах.

Казаки пытаются осадить город Дубна, который славился своей огромной казной и богатыми жителями. Взяв город, запорожцы ждут, когда жители начнут голодать. От скуки начинают казаки опустошать все, что находится близ Дубны, выжигая дома и поля.

Остапу и Андрию не нравится такая жестокость. Тарас пытается успокоить мальчиков, обещая им жестокие бои.

Побег Андрия

В одну ночь юноше снится его возлюбленная. Будит Андрия странное существо, которое было очень похожим на призрака. Полностью проснувшись, парень узнал в существе служанку своей возлюбленной. Девушка рассказала, что панночка в городе и очень хочет увидеть Андрия, что она по нему тоскует и любит его так же сильно, как и он ее. Кроме того, служанка передает просьбу панночки: передать ей хотя бы кусочек хлеба, чтобы спасти свою умирающую мать. Андрий набирает полные мешки хлеба и отправляется на встречу к панночке. Встретившись со своей любимой, Андрий решает навсегда отречься от своей семьи. Юноша уходит с панночкой, ничего не сообщая отцу.

Поляки не сдаются

В город прибыло польское подкрепление. Многие казаки были убиты во сне, многие попали в плен.

До Тараса дошли слухи о том, что Андрий прячется с молодой полячкой. Он не может простить своему мальчику предательства. Он пытается разыскать пропавшего сына, но ему это не удается.

Поляки совершают бесконечные вылазки, но казакам пока удается противостоять врагу. Из Сечи приходит весть о том, что татары напали на Запорожье, а казаки не могут противостоять захватчикам, поскольку отсутствует главная сила. Казацкое войско делиться на две части: первая отправляется в Сечь, чтобы спасти казну, а вторая остается для продолжения противостояния польскому врагу.

Во время битвы Тарас замечает во вражеском войске Андрия. Сын сражался за врага, что повергло Тараса в ярость. Старый атаман встречается лицом к лицу с сыном в бою, после чего убивает его как предателя. Умирая, младший сын Тараса Бульбы шепчет имя своей возлюбленной.

Смерть Остапа

Остап попадает в плен. Тарас прилагает все усилия, чтобы добраться до Варшавы, где и держат Остапа. У Тараса остается надежда, что ему удастся выплатить выкуп за сына.

Однако Тарас опаздывает и становится свидетелем страшной казни Остапа на центральной площади. Последнее, что сказал Остап, было: «Слышишь ли ты это, отец?». На что Тарас отвечает: «Слышу». Остапа казнят, а за стариком начинается погоня. Главному герою удается скрыться.

Казачья месть

Вернувшись в свой полк, все стали замечать, насколько свирепым стал Тарас. Это можно объяснить желанием отомстить за казнь Остапа.

Поляки наступали всеми силами, что приносило им победы. Тарас увел свой полк, ведя его по польским землям и разрушая все, что встречалось пути. Именно такой и была казачья месть. В это же время поляки собирают всю свою силу и полностью уничтожают казаков на поле боя.

Трагическая смерть

Польские войска настигают и полк Тараса, который остановился, чтобы немного отдохнуть. Несколько дней пытались казаки сопротивляться врагу. Тарас и другие пытаются скрыться, однако старого атамана все-таки ловят. Его приковывают цепями к дереву, руки прибивают на гвозди и заживо сжигают. Сопротивляясь боли, Тарас кричит своему войску, чтобы парни спускались по реке - только так им удастся спастись. Последние мысли старика были о юношах, у которых будет еще много битв, в которых ему уже не суждено принять участие.

Герои произведения

Говоря о списке главных героев «Тараса Бульбы», нужно отметить тот факт, что героев в книге много. Но мы рассмотрим всего несколько, которые играют важную роль для произведения.

Тарас Бульба - старый казак, атаман своего народа. Играет ведущую роль в произведении. Тарас вспыльчив, горд. Старый атаман чтит традиции. Бульба отменный боец, прошедший не одну битву.

Остап - старший сын Тараса Бульбы. Он горд, хладнокровен. Время, проведенное вне дома, ожесточило юношу, однако мальчику удалось сохранить теплые чувства к матери, за которую он очень переживал, отправляясь на битву.

Андрий - младший сын Тараса. Он мягкосердечный, несерьезный. Влюбленный в польскую красавицу, юноша предает свой народ, за что наказывается. Добрый мальчик, который пошел на все ради любви, погибает в очень раннем возрасте.

Вывод

Что же стало темой повести «Тарас Бульба»? Произведение рассказывает читателю об историческом этапе, когда казачество имело огромную силу. Кроме этого, можно сказать, что произведение рассказывает о традициях и принципах этого народа. Что для казаков было важно? Верность, взаимопомощь. Они бились рука об руку. Казаки никогда не бросали своих в беде. Именно поэтому отзывы о книге "Тарас Бульба" расходятся: все герои несут свою негативную роль, но при этом читателю жаль каждого из них, кто попал в беду.

Чему учит «Тарас Бульба»? Ответить на этот вопрос можно одним словом: товариществу. Повесть является окном в ту жизнь, где люди ценят преданность, умение помогать своему ближнему в сложных жизненных ситуациях. Ярким примером этого стал поступок Андрия, который легко отвернулся от своей семьи, от своего народа ради любви. Он был жестоко наказан за предательство. Важно сохранять верность своим близким людям, уметь протягивать руку помощи, чему учит «Тарас Бульба».