Конспект урока "тепловые явления".

Температура плавления стали 1400*C при его сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600*C.Почему ствол орудия не плавиться при выстреле?

Ответы:

так как под воздействем скорости поднимается сопротивление воздуха и почти мгновенно его охлаждает

так как скорость пули большая и ствол быстро остывает.

Похожие вопросы

  • Из пункта А круговой трассы выехал велосипедист.Через 30 минут он еще не вернулся в пункт А и из пункта А следом за ним отправился мотоциклист. Через 10 минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 30 минут после догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 30 км. Ответ дайте в км/ч
  • Почему углеродная цепь в молекулах алканов может принимать различную пространственную форму?
  • структура клетки ответственная за процесс набухания это-
  • Обьясните своими словами смысл высказывания итальянского писателя " действовать без правил - самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете"
  • Англичане! Помогите грамотно перевести! Бескорыстный подвиг самопожертвования - мотив сказок Уайльда. Статуя Счастливого Принца просит Ласточку содрать с него листки золота, выклевать глаза из сапфира и одарить бедняков. Раздаривая с помощью Ласточки свои сокровища, Принц-статуя сделал счастливыми многих нуждающихся жителей своей столицы. В сказке Счастливый Принц плакал, видя бедствия нуждающихся жителей города. Но совершенно не замечал бедствий своей посланницы Ласточки. Поэтому смерть Ласточки оказалась для него полной неожиданностью. Ее смерть открыла ему и глубину всех тех страданий, которые перенесла Ласточка, согласившись, стать его посланницей. То, что именно он, Принц, явился причиной как всех этих страданий, так и смерти Ласточки. Таким образом, свинцовое сердце раскололось от сильных переживаний Принца-статуи. Он понял что сам явился причиной страданий ласточки. На желание Принца сделать людей счастливыми не повлияло и то, что расставшись с сапфирами, он стал слепым. То, что раздарив все свои сокровища, он стал выглядеть «хуже любого нищего». Однако самым существенным оказалось то, что благодаря сильным переживаниям, вызванных смертью Ласточки, Принц понял, наконец, в чем смысл реальной жизни человеческого сердца. Уменьшать общий уровень страданий живых существ на Земле. Обезображенного Счастливого Принца отдают в переплавку и находят у его ног мертвую Ласточку. Он пожертвовал собой ради людей, а она погибла от стужи, пожертвовав собой ради Принца. Заранее спасибо!

1055. Почему на Севере для измерения низких температур воздуха пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?
При температуре северного воздуха ртуть отвердевает, а спирт не замерзает.

1056. Почему лед не сразу начинает таять, если его внести с мороза в натопленную комнату?
Тепловая энергия комнаты передается льду постепенно.

1057. Температура плавления стали 1400 °С. При сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600 °С. Почему ствол орудия не плавится при выстреле?
Температура 3600°С создается ненадолго. Количество теплоты, выделенной порохом, недостаточно для плавления ствола, оно идет на работу по расширению газа в стволе.

1058. Два тигля с одинаковой массой расплавленного свинца остывают в помещениях с разной температурой. Какой график построен для теплого помещения, а какой - для холодного (рис. 266, а, б)? Найдите различия в графиках и объясните причины этих различий.
Тигль «а» остывает в теплой комнате, а тигль «б» - в холодной. Остывание тигля «б» происходит быстрее, потому что он отдает больше внутренней энергии окружающей среде в единицу времени.

1059. Почему зимой при длительных остановках выливают воду из радиатора автомобиля?
При низких температурах вода расширяется и может деформировать радиатор и рубашку двигателя. (Конечно, вода сначала превращается в лед).

1060. Оболочки космических кораблей и ракет делают из тугоплавких металлов и специальных сплавов. Почему?
При движении летательных аппаратов в атмосфере с большой скоростью на них действует большая сила трения. Работа силы трения идет на увеличение внутренней энергии обшивки, и ее температура достигает высоких значений.

1061. При спаивании стальных деталей иногда пользуются медным припоем. Почему нельзя паять медные детали стальным припоем?
Медная деталь расплавится раньше, чем стальной припой, поскольку температура плавления меди меньше, чем у стали.

1062. Почему невозможно пользоваться очень маленьким паяльником при пайке массивных кусков меди или железа?
Количество теплоты, передаваемого маленьким паяльником, недостаточно для повышения температуры массивной детали до температуры плавления.

1063. Объясните на основании молекулярно-кинетической теории, почему у тела не повышается температура в момент плавления и кристаллизации.
Температура - мера средней кинетической энергии молекул. При плавлении (кристаллизации) энергия, подводимая телу (теряемая телом) идет на разрушение (создание) кристаллической решетки. При этом изменяется потенциальная энергия молекул. На это расходуется энергия, кинетическая энергия не меняется, а, значит, не меняется температура.

1064. Два одинаковых сосуда из полиэтилена заполнили водой, температура которой 0 °С. Один сосуд поместили в воду, другой - в измельченный лед, имеющие, как и окружающий воздух, температуру 0 °С. Замерзнет ли вода в каком-нибудь из этих сосудов?
Нет; в первом случае это очевидно. Во втором также нет, так как для отвердевания воды необходимо отвести некоторое количество теплоты

1065. На рисунке 267 показано, как со временем изменяется температура при нагревании и охлаждении свинца. Твердому или жидкому состоянию соответствуют участки графика АВ, ВС, CD, GH? Что может быть причиной того, что участок GH круто идет вниз? Чему равны температура плавления и кристаллизации свинца?
АВ - твердое, ВС - твердое и жидкое, CD - жидкое, GH - твердое. На участке GH от свинца отводится количество теплоты. Температура плавления свинца - 327°С.

1066. В сосуде находится лед при температуре -10 °С. Сосуд поставили на горелку, которая дает в равные промежутки времени одинаковое количество теплоты. Укажите, какой график (рис. 268) соответствует описанному случаю.
Самый верхний график.

1067. Постройте примерный график для нагревания, плавления и кристаллизации олова.

1068. Внимательно рассмотрев график охлаждения и кристаллизации вещества (рис. 269), ответьте на вопросы: для какого вещества составлен график? Сколько времени охлаждалось вещество от 20 °С до температуры кристаллизации? Сколько времени длился процесс кристаллизации? О чем говорит участок графика DE? Как приблизительно расположились бы точки А, В, С, D, Е относительно друг друга и оси t, если бы при той же температуре окружающей среды был бы составлен график для того же вещества, но большей массы?
График составлен для воды. Вещество охлаждалось 20 мин. Процесс кристаллизации длился 30 минут. На участке DE к веществу не подводили и не отводили теплоту. Для вещества большей массы участки АВ, ВС (как, впрочем, и CD, DE) вытянулись бы вдоль оси t.

1069. При постановке эксперимента отдельно нагревали до 1000 °С алюминий, железо, медь, цинк, сталь, серебро и золото. В каком состоянии - жидком или твердом - находились эти металлы при указанной температуре?
В жидком состоянии находились: алюминий, цинк, серебро. В твердом - железо, медь, сталь, золото.

1070. Болванки из алюминия и серого чугуна одинаковой массы нагреты до температуры их плавления. Для плавления какого из этих тел потребуется больше энергии? Во сколько раз?

1071. Алюминиевый и медный бруски массой 1 кг каждый нагреты до температуры их плавления. Для плавления какого тела потребуется больше количества теплоты? На сколько больше?

1072. Смогли бы мы наблюдать привычные нам изменения в природе весной, если бы удельная теплота плавления льда была такой же маленькой, как у ртути?
Смогли бы, но паводки были бы более обильными вследствие быстрого таяния льда.

1073. Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки? Ответ объясните.
Огородные культуры поливают водой перед заморозками для предохранения их от замерзания. Вода покрывается тонким слоем льда и защищает посадки от отрицательных температур.

1074. На сколько при плавлении увеличится внутренняя энергия ртути, свинца, меди массами по 1 кг, взятых при их температурах плавления?
По определению удельная теплота плавления - это количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг при температуре плавления для того, чтобы его перевести в жидкое состоянии. По закону сохранения энергии все это количество теплоты пойдет на изменение внутренней энергии тела. При плавлении 1 кг ртути внутренняя энергия увеличилась на 104Дж, 1 кг свинца - на 2,5 10 4Дж, 1 кг меди - на 21 10 4Дж.

1075. На сколько уменьшится внутренняя энергия при кристаллизации брусков из белого чугуна массой 2 кг, олова массой 1 кг, железа массой 5 кг, льда массой 10 кг, охлажденных до температуры их кристаллизации?

1076. Во сколько раз плавление куска железа массой 1 кг требует больше энергии, чем плавление той же массы белого чугуна, серебра, серого чугуна и ртути, нагретых до своей температуры плавления?

1077. Во сколько раз требуется больше энергии для плавления льда при температуре 0 °С, чем для изменения температуры той же массы льда на 1 °С?

1078. Какое количество теплоты поглощают при плавлении тела из серебра, золота, платины? Масса каждого тела равна 10 г. Тела взяты при их температурах плавления.

1079. Какое количество теплоты поглощает при плавлении лед массой 5 кг, если начальная температура льда 0; -1; -10 °С?

1080. Какое количество теплоты поглощает при плавлении кусок свинца массой 1 г, начальная температура которого 27 °С; олова массой 10 г, взятого при температуре 32 °С?

1081. Сколько энергии приобретет при плавлении кусок свинца массой 0,5 кг, взятый при температуре 27 °С?

1082. Сколько энергии приобретет при плавлении брусок из цинка массой 0,5 кг, взятый при температуре 20 °С?

1083. На сколько увеличилась внутренняя энергия расплавленного железного металлолома массой 4 т, начальная температура которого была равна 39 °С?

1084. Масса серебра 10 г. Сколько энергии выделится при его кристаллизации и охлаждении до 60 °С, если серебро взято при температуре плавления?

1085. Сколько энергии выделится при кристаллизации и охлаждении от температуры плавления до 27 °С свинцовой пластинки размером 2X5X10 см?

1086. Из копильника вагранки для отливки детали выпустили расплавленное железо массой 50 кг. Какое количество теплоты выделилось при его кристаллизации и охлаждении до 39 °С?

1087. Какое количество теплоты потребуется для обращения в воду льда массой 2 кг, взятого при 0 °С, и при нагревании образовавшейся воды до температуры 30 °С?

1088. Готовя пищу, полярники используют воду, полученную из расплавленного льда. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы расплавить лед массой 20 кг и полученную воду вскипятить, если начальная температура льда равна -10 °С? (Потерями подводимой теплоты на нагревание окружающих тел пренебречь.)

1089. Объем формы для пищевого льда равен 750 см3. Сколько энергии отдают вода и лед форме и окружающему ее воздуху в холодильнике, если у воды начальная температура 12 °С, а температура образовавшегося льда равна -5 °С?

1090. Какое количество теплоты пошло на приготовление в полярных условиях питьевой воды из льда массой 10 кг, взятого при температуре -20 °С, если температура воды должна быть равной 15 °С?

1091. Рассчитайте расход энергии на процессы, соответствующие участкам АВ, ВС и CD графика (рис. 270), приняв массу льда равной 0,5 кг.

1092. Сколько энергии выделилось при отвердевании и охлаждении до 25 °С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельную теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 1165 °С.

1093. Свинцовая деталь массой 100 г охлаждается от 427 °С до температуры плавления, отвердевает и охлаждается до 27 °С. Какое количество теплоты передает деталь окружающим телам? (Удельную теплоемкость расплавленного свинца принять равной 170 Дж/(кг-°С).)

1094. В железной коробке массой 300 г мальчик расплавил 100 г олова. Какое количество теплоты пошло на нагревание коробки и плавление олова, если начальная температура их была равна 32 °С?

1095. Железная заготовка, охлаждаясь от температуры 800 до 0 °С, растопила лед массой 3 кг, взятый при 0 °С. Какова масса заготовки, если вся энергия, выделенная ею, пошла на плавление льда?


Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей,
их законы и взаимодействия.
Александр Иванович Герцен

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
Михаил Васильевич Ломоносов


ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
ПЛАВЛЕНИЕ И КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ
Зима в живописи

Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей;-) и, конечно же, для творческих педагогов.
Для тех, кто любит учиться!

Предлагаю вашему вниманию 50 качественных задач по физике на тему: «Плавление и кристаллизация» . Постаралась разделить задачи на группы;-) В первых строках моей зелёной странички качественные задачи по физике, затрагивающие общие вопросы, а затем… мы всё ближе и ближе к природе;-) появляются интересные сложности, которые приведут вас к замечательным открытиям, а решение задач превратится в исследование;-) К некоторым задачам даны ответы. И… в тему:-) небольшая галерея: «Зима в живописи» .

Михаил Васильевич Ломоносов (19.11.1711–15.04.1765) – химик и физик, энциклопедист, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики .
Слово «физика» в русский язык было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого языка.

Задача №1
Почему самовар с раскалёнными углями не распаивается, когда в него налита вода, и распадается на отдельные детали, когда воды в нём нет?

Задача №2
Температура плавления стали 1400°C. При сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600°C. Почему ствол орудия не плавится при выстреле?

Ответ: Сгорание заряда пороха при выстреле происходит довольно быстро, и ствол орудия не успевает прогреться до температуры плавления.

Задача №3
Почему на Севере для измерения температуры воздуха пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?

Задача №4
Почему лёд не сразу начинает таять, если его внести с мороза в натопленную комнату?

Задача №5
Можно ли передать телу некоторое количество теплоты, не вызывая этим повышение температуры?

Задача №6
Возможно ли такое явление: от тела отнимается теплота, но оно не охлаждается при этом?

Задача №7
В чём проявляется закон сохранения и превращения энергии при плавлении и кристаллизации вещества?

Задача №8
В сосуд с водой при 0°C положили кусок льда при 0°C. Сосуд теплоизолирован. Будет ли лёд плавиться или вода замерзать?

Задача №9
Оболочки космических кораблей и ракет делают из тугоплавких металлов и сплавов, таких как вольфрам, тантал? Почему предпочтение отдано именно этим сплавам?

Задача №10
Все ли вещества имеют определённую точку плавления? Как называются эти вещества? Какие характерные особенности этих веществ вы могли бы отметить?

Задача №11
Какой металл расплавится в ладони?

Задача №12
Можно ли расплавленным металлом заморозить воду?

Задача №13
Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово?


Костин Михаил Алексеевич (1918–1972) – советский живописец, педагог.

Задача №14
Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк? Ответ обоснуйте.

Задача №15
Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду?

Задача №16
При спаивании стальных деталей иногда пользуются медным припоем. Почему нельзя паять медные детали стальным припоем?

Задача №17
Почему невозможно пользоваться очень маленьким паяльником при пайке массивных кусков меди или железа?

Задача №18
Удельная теплоёмкость у железа и стали значительно больше, чем у меди. Почему же паяльники делают из меди, а не из стали или железа?

Ответ: Медь обладает лучшей теплопроводностью, чем железо и сталь. Благодаря хорошей теплопроводности меди припой и материал, на который наносится припой, быстро нагревается. Медь также хорошо «смачивается» припоем, а это создаёт удобства в работе.

Задача №19
Отверстия на дне прохудившейся кастрюли для варки пищи часто запаивают оловом. Почему же не распаивается такая кастрюля даже на пламени примуса, температура которого достигает 1500°C?

Задача №20
Можно ли запаивать оловом дно прохудившейся сковороды, служащей для поджаривания пищи?

Задача №21
В сахарном производстве для ускорения выделения крупинок сахара из сахарного сиропа к нему примешивают сахарную пудру. Почему это приводит к цели?

Задача №22
Объясните причины засахаривания при длительном хранении мёда, варенья, леденцов?

Задача №23
Как во время мороза можно получить из солёной воды пресную воду? Предложения сопровождайте пояснением.

Задача №24
Почему при изготовлении мороженного берут не чистый лёд, а смесь льда и соли?


Антонио Паолетти (Antonio Ermolao Paoletti; 08.05.1834–13.12.1912) – итальянский жанровый живописец.

Задача №25
Почему при растворении в воде поваренной соли температура раствора понижается?

Задача №26
Иногда тротуары посыпают солью, и от этого лёд на тротуаре истаивает. Почему? Где ноги будут стыть больше: на заснеженном тротуаре или на таком же тротуаре, посыпанном солью? Почему? Есть ли у этого приёма, борьбы с гололёдом, значительные минусы, которые нельзя не отметить?

Задача №27
С наступлением весны сугробы слежавшегося плотного снега и льда на городских улицах (особенно на остановках) вскапывают и разбрасывают. Почему это ускоряет таяние снега?

Задача №28
Почему в зимнее время в систему охлаждения автомобильных двигателей заливают не воду, а особую жидкость – антифриз, замерзающую при температуре –65°C.

Задача №29
Если мокрой рукой взяться на сильном морозе за массивный металлический предмет, то рука примерзает к металлу так сильно, что можно повредить кожу, отрывая её. Объясните явление. Почему мокрая рука не примерзает на морозе к деревянным предметам?

Задача №30
Почему в не отапливаемых овощехранилищах в целях предохранения овощей от замерзания устанавливают большие кадки с водой?

Задача №31
Пресная вода замерзает при 0°C. А знаете ли вы, что в Казахстане есть озеро, одна часть которого замерзает только при сильных морозах, в то время как другая – при 0°C. Что это за озеро и чем это объяснить?

Ответ: Это озеро Балхаш. Его западная более пресная часть, замерзает при 0°C, а восточная, более солёная замерзает при более низких температурах. Различие в солёности его западной и восточной частей происходит из-за того, что далеко вдающиеся в озеро полуострова чуть ли не полностью перегораживают его в средней части и препятствуют смешиванию вод. А потому западная часть озера, куда впадает река Или, более пресная, чем восточная.

Задача №32
Большие айсберги плавятся не сверху, а снизу. Почему?


Ледяные горы в Антарктиде
Айвазовский Иван Константинович, 1870 год



Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.


Айсберги
The Icebergs
Фредерик Эдвин Чёрч, 1861 год



Фредерик Эдвин Чёрч (Frederic Edwin Church: 04.05.1826–07.04.1900) – американский художник-пейзажист, романтик, видный представитель школы реки Гудзон.

Задача №33
«Евгений Онегин», 1823–1831 гг., Александр Сергеевич Пушкин
«…Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд…»

Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно? Почему коньки скользят по льду тем хуже, чем сильнее мороз?

Ответ: При скольжении по льду внутренняя энергия коньков и льда увеличивается, лёд под лезвием конька плавится и в результате между коньком и льдом образуется водяная прослойка, уменьшающая силу трения. При сильном морозе скольжение коньков значительно ухудшается, а при очень сильном морозе лёд для коньков становится подобным стеклу.


Сергеева Нина Алексеевна (1921…) – советский, российский живописец.
Заслуженный художник России.

Задача №34
Загадка: Что днём растёт в длину, а вечером в толщину?
Как образуются сосульки? Пояснение сопроводите рисунками.

Ответ: Днём тепло, вода стекает с крыши по сосульке и замерзает на её конце – сосулька растёт в длину. Вечером, когда становится холоднее, вода не успевает добраться до кончика сосульки и замерзает на её поверхности – сосулька растёт в толщину.

Задача №35
Когда идёт снег, никогда не бывает трескучего мороза. Почему? Почему мороз называют трескучим?

Снег (он же лёд ) – один из удивительнейших феноменов природы.
Его изменчивость почти таинственна. Она интересна для физиков и не менее привлекательна для поэтов и художников.

ЗИМА В ЖИВОПИСИ


Ручей в лесу
Шильдер Андрей Николаевич
1906 год


Сияние луны
над зимним ландшафтом

Карл Брандт (шведский художник)
1871–1930



§ Восхитительные лунные пейзажи на зелёной страничке «Луна в живописи» ;-)


И снег , и лёд изучает одна и та же наука – гляциология . Первоначально понятие «гляциология» связывалось только с изучением горных ледников и ледниковых покровов Арктики и Антарктиды. Но уже в XX веке гляциология значительно расширила свои границы – это наука о природных льдах во всех их разновидностях на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере. Гляциология тесно связана с физикой и механикой и широко пользуется их методами наряду с методами геологических и географических наук, к циклу которых она принадлежит.


На севере диком…
Шишкин
Иван Иванович
1891 год


Зимний закат
в еловом лесу

Клевер
Юлий Юльевич
1889 год


Зима в Крыму
Дорога на Учан-Су

Крачковский
Иосиф Евстафьевич
1890-е



§ Предлагаю читателям заглянуть в поэтическую библиотеку;-) Вашему вниманию зелёная страничка – Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» Михаила Лермонтова и картина «На севере диком…» Ивана Шишкина.



Зимний вечер
Кондратенко Гавриил Павлович
1880-е


Зимний пейзаж
Айвазовский Иван Константинович
1880-е



Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
Берёза , 1913 г
Сергей Александрович Есенин .

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Снежная равнина, белая луна… , 1925 г.
Сергей Александрович Есенин

Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованны льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
Мороз, Красный нос , 1863 г.
Николай Алексеевич Некрасов


Нападение волков
Альфред Веруш-Ковальский


Катание на санях
Альфред Веруш-Ковальский



Альфред Ян Максимилиан Веруш-Ковальский (Alfred Kowalski-Wierusz; 11.10.1849–16.02.1915) – польский художник-реалист.


Медведь на фоне зимнего пейзажа
Муравьёв Владимир Леонидович
1907 год


Зимний пейзаж с семьёй лосей
Муравьёв Владимир Леонидович
1907 год



Куда девается снег, выпадающий на горах выше снеговой линии?
Снег превращается в фирн , а затем в лёд, в результате чего образуются ледники (происходит уплотнение снежного покрова, верхний слой на солнце подтаивает). Под собственной тяжестью ледники «сползают» со склонов вниз, пересекают снеговую линию, тают и дают начало горным рекам.
Снеговая линия – уровень земной поверхности, выше которого накопление твёрдых атмосферных осадков преобладает над их таянием и испарением. Михаил Васильевич Ломоносов называл её линией вечной зимы :-). Чем дальше от экватора, тем ниже эта линия.
Фирн (немецкий язык firn – прошлогодний, старый), крупнозернистый уплотнённый снег, состоящий из связанных между собой ледяных зёрен. Фирн является переходной стадией между снегом и льдом .


Оттепель в Гатчине
Берггольц Ричард Александрович
1897 год


Морозное утро
Занковский Илья Николаевич
1890-е



§ Небольшая галерея картин Ильи Николаевича Занковского на зелёной страничке «Фотоальбом: Кавказ:: Горные пейзажи» .
§ Прогулку по зимним пейзажам можно продолжить на зелёной страничке «Календарь: Времена года» а ещё… русские пословицы о зиме .

По зимним пейзажам погуляли, лирикой побаловались;-)
продолжаем решать задачи

Задача №36
Почему во время дождя снег тает особенно быстро?

Задача №37
Почему таяние снега в лесу происходит медленнее, чем на открытых местах?

Задача №38
«Детство Никиты», 1920 год, Алексей Николаевич Толстой
«Никита уходил по хорошо державшему насту за двор, туда, где с севера намело сугробы вровень с соломенными крышами. Отсюда было видно всё ровное белое поле, – пустыня, сливающаяся морозной мглой с небом. Тянуло, как дымком, позёмкой. Отдувало полу бараньего полушубка. С гребня сугроба порошило снегом. Никита и сам не знал, почему хочется ему стоять и глядеть на эту пустыню…»
Что такое наст? Как он образуется?

Ответ: Под действием солнечных лучей происходит кратковременное таяние самого верхнего тонкого слоя снега, сменяющееся замерзанием образовавшейся воды, и в результате на поверхности снежного покрова нарастает ледяная корочка, называемая настом.

Задача №39
Почему нижняя поверхность льда в реке зимой не тает, хотя и находится в соприкосновении с водой?

Задача №40
Почему море начинает замерзать от берегов?

Задача №41
Почему иногда деревья, подвергшиеся воздействию морозов, гибнут?

Задача №42
Почему овощные культуры на участках, расположенных у берегов озёр и рек, меньше страдают от замерзания?

Задача №43
Почему в горных районах выпадает значительно больше снега, чем на равнинах?

Ответ: В горах расстояние от облаков до земли значительно меньше, чем на равнинной местности. Чем меньше это расстояние, тем меньше, при прочих равных условиях, вероятность того, что падающий снег растает или испарится. Именно поэтому в горных районах выпадает значительно больше снега, чем на равнинах.

Задача №44
Наблюдали бы мы привычные для нас изменения в природе весной, если бы удельная теплота плавления льда была так же мала, как у ртути? Попытайтесь описать предполагаемые вами явления, для данных условий.

Задача №45
«Кавказский пленник», 1820–1821 гг., Александр Сергеевич Пушкин
«…У ног его дымились тучи,
В степи взвивался прах летучий;
Уже приюта между скал
Елень испуганный искал;
Орлы с утёсов подымались
И в небесах перекликались;
Шум табунов, мычанье стад
Уж гласом бури заглушались...
И вдруг на долы дождь и град
Из туч сквозь молний извергались;…»

Объясните образование града. В какое время года и в каких широтах наиболее вероятно выпадение осадков в виде града?


Сергеев Николай Александрович (1855–1919) – русский живописец-пейзажист, почётный вольный общник Академии Художеств с 1887 года.
Градобитие (Градобой) – уничтожение или повреждение градом культурных растений полей, садов, огородов. Степень градобития зависит от интенсивности и продолжительности града, величины градин, силы ветра, а также вида растения и фазы развития. Для хлебов градобитие наиболее опасно в фазе колошения и созревания зерна (перед уборкой).

Задача №46
Чем вы можете объяснить периодические изменения уровня Мирового океана?

Задача №47
Каждый из вас знает, что такое стол, а что такое ледниковый стол? Объясните физику процесса образования ледникового стола.

Ответ: Камни, падающие на поверхность ледника, защищают его от действия солнечного излучения и тёплого воздуха; вследствие этого лёд тает под камнем медленнее. Через некоторое время камень оказывается лежащим на ледяной подставке. Так образуются ледниковые столы, которые можно встретить на горных ледниках.

Задача №48
Что такое режеляция? Какую роль играет режеляция в объяснении движения ледников, сползающих по горным склонам?

Задача №49
Объясните появление тумана при морозе достигающем –30°C.

Задача №50
«Снег на полях – хлеб в закромах» – справедливо утверждает старинная русская пословица. Снежный покров это своеобразное гигантское одеяло, защищающее поверхность земли от холодных ветров. А какую ещё важную роль играет снежный покров?

Ответ: Снежный покров – это источник и хранитель влаги, столь необходимой полям. Весной он даёт талые воды, насыщенные кислородом. Недаром снежная мелиорация рассматривается как одно из важнейших условий получения высоких и устойчивых урожаев.


Яблонская Татьяна Ниловна (1917–2005) – советский живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР и двух Сталинских премий второй степени.

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!


Литература:
§ Лукашик В.И. Физическая олимпиада
Москва: издательство «Просвещение», 1987
§ Тарасов Л.В. Физика в природе
Москва: издательство «Просвещение», 1988
§ Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?
Домодедово: издательство «ВАП», 1994
§ Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1971
§ Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1972
§ Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1978
§ Ердавлетов С.Р., Рутковский О.О. Занимательная география Казахстана
Алма-Ата: издательство «Мектеп», 1989.


ваш комментарий *

ваше имя
защитный код (цифры с картинки) *

Николай

Зима в живописи и наука Гляциология – СУПЕР!!!

Лидия

Весьма познавательно и интересно! Браво!
Отличные задачи по физике.

читатель зелёных страничек

Шикарные задачи по физике! Подборка картин зачётная!

Кирилл

За фотографию Иосифа Виссарионовича Сталина на картине "Юные фигуристы" Сергеевой Нины Алексеевны – ЗАЧЁТ!!!
Советская система образования – лучшая в мире!!!

ЧАРУЮЩАЯ МАГИЯ ЗИМНЕГО НАСТРОЕНИЯ

§
Вашему вниманию загадки и пословицы про снег, неподражаемая поэзия зимы в исполнении Ивана Алексеевича Бунина и Роберта Ивановича Рождественского, шедевры мировой живописи и моя обожаемая физика…

§ Времена года: Зима
Предлагаю читателям зелёных страничек совершить небольшое путешествие в мир русской мифологии: Корочун – день зимнего солнцестояния. очь Корочуна гораздо круче:-))) иноземного… кельтского Хэллоуина;-) А также… побаловать себя восхитительными зимними пейзажами…

§ Физика вокруг нас: Фотоальбом «Морозные узоры на окнах»
Вашему вниманию фотографии в сопровождении занимательно-познавательного материла – статьи из научно-популярного физико-математического журнала «Квант»: «О морозных узорах и царапинах на стекле»…

§ Литературная гостиная: На севере диком стоит одиноко…
Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» Михаила Юрьевича Лермонтова и картина «На севере диком…» Ивана Ивановича Шишкина…

ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3 … + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране , смелости и энергии родится ПОБЕДА . И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка»:-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы
Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу ,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ , 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления
Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье

НОВОГОДНИЕ ОТКРЫТКИ

§ Новогодний букет из семи немецких открыток 50-х годов прошлого века
Сегодня в программе восхитительная подборка немецких новогодних и рождественских открыток 50-х годов прошлого века и увлекательное путешествие в мир иноземных магических символов языческого происхождения. Поросята, мухоморы и веточки клевера с четырьмя листочками…

§ Ностальгия : Советские новогодние Владимира Зарубина (год собаки)
Советские новогодние открытки замечательного художника-мультипликатора Владимира Зарубина, на которых в главной роли или в эпизоде выступает символ наступающего 2018 года – собака…

§ Ностальгия : Волшебство новогодней ночи и златорогого месяца
Предлагаю читателям окунуться с головой в чарующую ностальгию и побаловать себя астрономией;-) Любознательным читателям зелёных страничек предстоит разобраться с вопросом: «Серп какого месяца изображён на каждой из открыток – молодого или старого?»…

§ Ностальгия : Советские новогодние открытки Алексея Исакова
Советские новогодние открытки художника-анималиста Алексея Исакова, выполненные в тёплых орехово-шоколадных и мандариновых тонах…

§ Ностальгия : Советские новогодние открытки 60-х годов прошлого века
Новый год это время не только дерзких мечтаний и сказочных чаяний, но и сладкая ностальгия по ушедшим годам… в которых было много радостных событий и счастливых свершений…

§ Ностальгия : Советские новогодние открытки Владимира Зарубина
Сколько тёплых воспоминаний… Все открытки можно скачать и распечатать на фотопринтере;-)

§ В СОЧЕЛЬНИК . Новогодние открытки-обложки (2013 год, КурскТелеком)
Две новогодние открытки. Немножечко познавательной информации и рецепт сочива – постного молока из лесных орехов…

§ Новогодние открытки-обложки (2012 год, КурскТелеком)
«Золотом на голубом». Обложка для перекидного календаря «Времена года»…

§ Новогодние открытки с маркетинговой начинкой;-) (2011 год, КурскТелеком)
Поздравительная новогодняя открытка от Домашней сети «KurskOnline»…

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…
Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова
Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова
Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова
Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова
Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему:-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.

Тепловые явления

Разработка открытого урока по физике в 8-ом классе

Учитель: Шляханова Светлана Дмитриевна

ГУ «Луганская школа

І-ІІІ ступеней №18»

Цели:

    Обучающая: закрепление умения решать расчетные, качественные, экспериментальные задачи; повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления»

    Воспитательная: формирование навыков самостоятель-ной работы, развитие интереса к физике через игру, воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться

    Развивающая: развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления, логического мышления, познавательных и творческих способностей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний в форме турнира

План урока:

Ход урока

Учитель. Приглашаю вас сразиться с формулами, задачами, каверзными вопросами. Пусть победит сильнейший!

    «Экспресс-контроль» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Учитель быстро зачитывает вопросы, а учащиеся отвечают «по цепочке», друг за другом. Если кто-то не справляется, то отвечает следующий.

    Самый плохой проводник тепла. (Вакуум)

    Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате? (С поверхности происходит постоянное испарение. Испаряются самые быстрые молекулы, поэтому средняя кинетическая энергия оставшихся уменьшается, и температура понижается)

    Какие единицы количества теплоты вы знаете? (Джоуль, калория)

    Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? (Три рубашки, так как между ними воздух, а в рубашке тройной толщины его нет; воздух – плохой проводник тепла)

    Зачем трубы теплосети обмазывают или обматывают толстым слоем асбеста? (Асбест плохо проводит тепло, снижает интенсивность теплоотвода)

    Почему в сильный мороз палец примерзает к металлу, а к дереву не примерзает? (Из-за интенсивного отвода тепла металлом влага на пальце быстро замерзает. Дерево тепло отводит плохо, что позволяет долго держать теплый палец на охлажденной деревянной поверхности)

    В кипящей воде варятся макароны в виде трубочек. Кипит ли вода внутри этих трубочек? (Нет. Эта вода не участвует в конвекции кипящей жидкости и потому не может получить от дна кастрюли – его температура выше 100 ºС – дополнительное тепло на парообразование)

    Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? (Чтобы вода успела растечься ровным слоем, прежде чем замерзнет)

    Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку? (Белого, так как она лучше отражает тепло. Ведь в Африке очень жарко)

    Применяется ли воздух как строительный материал? (Да, его много в пенопласте, пенобетоне)

    Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой. (Термос)

    Температура плавления стали 1400 °С, при сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600 ºС. Почему же ствол орудия не плавится при выстреле? (Сгорание пороха при выстреле происходит очень быстро, так что ствол орудия не успевает прогреться до температуры плавления)

    Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб? (Иней образуется за счет конденсации пара в выдыхаемом воздухе и его замерзания. На щеках и лбу пар не конденсируется, потому, что они теплые.)

    Почему нельзя расплавить дерево и бумагу? (Температуры плавления дерева и бумаги высокие. Еще не достигнув такой температуры, дерево и бумага загораются, то есть начинают интенсивно окисляться)

    Греет ли вуаль женской шляпки? (Вуаль препятствует обдуву наружным воздухом и сохраняет имеющееся тепло)

    Кроссворд «Знаете ли вы физические термины и понятия?» (за каждый верный ответ – 1 балл)

Учитель раздает сетку кроссворда с вопросами. В центре – ключевое слово «Теплопроводность».

По горизонтали:

    Частицы, из которых состоят вещества.

    Процесс превращения жидкости в газ.

    Процесс превращения твердого тела в газ.

    Физическая величина, характеризующая быстроту и направление движения.

    Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.

    Кинетическая, потенциальная, внутренняя…

    Единица энергии.

    Процесс превращения твердого вещества в жидкость.

    Процесс окисления, сопровождающийся выделением энергии.

    Превращение пара в жидкость.

    Вид теплопередачи.

    Мельчайшая частица химического элемента.

    Величина, характеризующая инертные свойства тела.

    Конвективный поток воздуха в атмосфере.

    Ученый, в честь которого названа температурная шкала.

Ответы. 1. Молекулы. 2. Испарение. 3. Сублимация. 4. Скорость. 5. Температура. 6. Энергия. 7. Джоуль. 8. Плавление. 9. Горение. 10. Конденсация. 11.Конвекция. 12. Атом. 13. Масса. 14. Ветер. 15. Цельсий.

    «Тепловые процессы» (2 балла)

Учитель выдает карточки с названиями тепловых процессов: испарение, кипение, конденсация, плавление, кристаллизация. Отвечать начинает тот, кто первым поднимет руку. Дополнения одноклассников оцениваются в 0,5 балла.

    «Лесенка» (за решение каждой задачи на желтой карточке – 3 балла, на зеленой – 4 балла, на красной – 5 баллов)

І ВАРИАНТ

    (Желтая карточка) Медную деталь объемом 200 см 3 нагрели от 10 до 50°С. Какую энергию на это затратили? Плотность меди 8900 кг/м 3 , удельная теплоемкость меди 380 Дж/(кг ·°С).

    (Зеленая карточка) Воду массой 2 кг, взятую при температуре 20 °С, превратили в пар температурой 100 °С. Какую энергию на это затратили? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/ (кг ·°С), удельная теплота парообразования 2,3 · 10 6 Дж/кг.

    (Красная карточка) На сколько градусов изменится температура воды массой 2 кг, если считать, что вся энергия, выделяемая при сгорании 10 г бензина, идет на нагревание воды? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания бензина 46 · 10 6 Дж/кг.

ІІ ВАРИАНТ

    (Желтая карточка) Березовые дрова объемом 400 см 3 сгорают в печи. Сколько энергии при этом выделяется? Плотность березовой древесины 700 кг/м 3 , удельная теплота сгорания 13 · 10 6 Дж/(кг ·°С).

    (Зеленая карточка) Лед массой 4 кг взяли при температуре -20 °С, превратили в воду при температуре 0 °С. Какое количество теплоты перешло во внутреннюю энергию? Удельная теплота плавления 33 · 10 4 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/ (кг ·°С).

    (Красная карточка) Какую массу воды можно нагреть на 10 °С, если считать, что вся энергия, выделяющаяся при сжигании 10 г керосина, идет на нагревание? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания керосина 46 · 10 6 Дж/кг.

Ответы

    «Практический» (за каждое верно выполненное задание – 1 балл)

Предлагается тем, кто справится с решением задач раньше других: определить цену деления термометра и с его помощью измерить:

а) температуру холодной воды в стакане;

б) температуру горячей воды в калориметре;

в) температуру льда в калориметре;

г) температуру смеси (смешивают горячую и холодную);

д) составить ряд формул из символов: Q , c , m , t , λ, Δ, L , q , =.

    Подведение итогов

Учитель подводит предварительные итоги. Окончательно лидер будет определен после тщательной проверки результатов 2-го и 4-го этапов.

    Домашнее задание

В течение недели подготовить сообщения на темы: а) «Тепловые явления в природе»; б) «Тепловые двигатели»; в) «Альтернативные источники энергии».

Цели:

  • Обучающая: закрепление умения решать расчетные, качественные, экспериментальные задачи; повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления»
  • Воспитательная: формирование навыков самостоятель-ной работы, развитие интереса к физике через игру, воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться
  • Развивающая: развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления, логического мышления, познавательных и творческих способностей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний в форме турнира

План урока:

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1. Экспресс - контроль

Устный опрос

2. Кроссворд «Знаете ли вы физические термины и понятия?»

Заполнение сетки кроссворда (сдается для контроля)

3. Рассказ «Тепловые процессы»

Подготовка рассказа об одном из процессов

4. «Лесенка»

Решение расчетных задач на листках (сдаются для контроля)

5. «Практический»

Измерение температуры веществ в разных состояниях, составление формул

6. Подведение итогов

Объявление лидеров данного этапа

7. Объяснение домашнего задания

Запись на обратной стороне доски

Ход урока

Учитель. Приглашаю вас сразиться с формулами, задачами, каверзными вопросами. Пусть победит сильнейший!

  1. «Экспресс-контроль» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Самый плохой проводник тепла. (Вакуум)
  2. Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?
  3. Какие единицы количества теплоты вы знаете? (Джоуль, калория)
  4. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
  5. Зачем трубы теплосети обмазывают или обматывают толстым слоем асбеста?
  6. Почему в сильный мороз палец примерзает к металлу, а к дереву не примерзает?
  7. В кипящей воде варятся макароны в виде трубочек. Кипит ли вода внутри этих трубочек?
  8. Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой?
  9. Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку?
  10. Применяется ли воздух как строительный материал?
  11. Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой. (Термос)
  12. Температура плавления стали 1400 °С, при сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600 ºС. Почему же ствол орудия не плавится при выстреле?
  13. Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб?
  14. Почему нельзя расплавить дерево и бумагу?
  15. Греет ли вуаль женской шляпки?

По горизонтали:

  1. Частицы, из которых состоят вещества.
  2. Процесс превращения жидкости в газ.
  3. Процесс превращения твердого тела в газ.
  4. Физическая величина, характеризующая быстроту и направление движения.
  5. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.
  6. Кинетическая, потенциальная, внутренняя…
  7. Единица энергии.
  8. Процесс превращения твердого вещества в жидкость.
  9. Процесс окисления, сопровождающийся выделением энергии.
  10. Превращение пара в жидкость.
  11. Вид теплопередачи.
  12. Мельчайшая частица химического элемента.
  13. Величина, характеризующая инертные свойства тела.
  14. Конвективный поток воздуха в атмосфере.
  15. Ученый, в честь которого названа температурная шкала.

Ответы. 1. Молекулы. 2. Испарение. 3. Сублимация. 4. Скорость. 5. Температура. 6. Энергия. 7. Джоуль. 8. Плавление. 9. Горение. 10. Конденсация. 11.Конвекция. 12. Атом. 13. Масса. 14. Ветер. 15. Цельсий.

  1. «Тепловые процессы» (2 балла)

Учитель выдает карточки с названиями тепловых процессов:

  1. «Лесенка»

І ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка) Медную деталь объемом 200 см 3 нагрели от 10 до 50°С. Какую энергию на это затратили? Плотность меди 8900 кг/м 3 , удельная теплоемкость меди 380 Дж/(кг ·°С).
  2. (Зеленая карточка) Воду массой 2 кг, взятую при температуре 20 °С, превратили в пар температурой 100 °С. Какую энергию на это затратили? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/ (кг ·°С), удельная теплота парообразования 2,3 · 10 6 Дж/кг.
  3. (Красная карточка) На сколько градусов изменится температура воды массой 2 кг, если считать, что вся энергия, выделяемая при сгорании 10 г бензина, идет на нагревание воды? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания бензина 46 · 10 6 Дж/кг.

ІІ ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка) Березовые дрова объемом 400 см 3 сгорают в печи. Сколько энергии при этом выделяется? Плотность березовой древесины 700 кг/м 3 , удельная теплота сгорания 13 · 10 6 Дж/(кг ·°С).
  2. (Зеленая карточка) Лед массой 4 кг взяли при температуре -20 °С, превратили в воду при температуре 0 °С. Какое количество теплоты перешло во внутреннюю энергию? Удельная теплота плавления 33 · 10 4 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/ (кг ·°С).
  3. (Красная карточка) Какую массу воды можно нагреть на 10 °С, если считать, что вся энергия, выделяющаяся при сжигании 10 г керосина, идет на нагревание? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания керосина 46 · 10 6 Дж/кг.

Ответы

  1. «Практический»

а) температуру холодной воды в стакане;

б) температуру горячей воды в калориметре;

в) температуру льда в калориметре;

г) температуру смеси (смешивают горячую и холодную);

д) составить ряд формул из символов: Q, c, m, t, λ, Δ, L, q, =.

  1. Подведение итогов

  1. Домашнее задание

В течение недели подготовить сообщения на темы: а) «Тепловые явления в природе»; б) «Тепловые двигатели»; в) «Альтернативные источники энергии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тепловые явления

Разработка открытого урока по физике в 8-ом классе

Учитель: Шляханова Светлана Дмитриевна

ГУ «Луганская школа

І-ІІІ ступеней №18»

Цели:

  • Обучающая: закрепление умения решать расчетные, качественные, экспериментальные задачи; повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления»
  • Воспитательная: формирование навыков самостоятель-ной работы, развитие интереса к физике через игру, воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться
  • Развивающая: развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления, логического мышления, познавательных и творческих способностей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний в форме турнира

План урока:

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1. Экспресс - контроль

Устный опрос

2. Кроссворд «Знаете ли вы физические термины и понятия?»

Заполнение сетки кроссворда (сдается для контроля)

3. Рассказ «Тепловые процессы»

Подготовка рассказа об одном из процессов

4. «Лесенка»

15-20

Решение расчетных задач на листках (сдаются для контроля)

5. «Практический»

Измерение температуры веществ в разных состояниях, составление формул

6. Подведение итогов

Объявление лидеров данного этапа

7. Объяснение домашнего задания

Запись на обратной стороне доски

Ход урока

Учитель. Приглашаю вас сразиться с формулами, задачами, каверзными вопросами. Пусть победит сильнейший!

  1. «Экспресс-контроль» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Учитель быстро зачитывает вопросы, а учащиеся отвечают «по цепочке», друг за другом. Если кто-то не справляется, то отвечает следующий.

  1. Самый плохой проводник тепла. (Вакуум)
  2. Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате? (С поверхности происходит постоянное испарение. Испаряются самые быстрые молекулы, поэтому средняя кинетическая энергия оставшихся уменьшается, и температура понижается)
  3. Какие единицы количества теплоты вы знаете? (Джоуль, калория)
  4. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? (Три рубашки, так как между ними воздух, а в рубашке тройной толщины его нет; воздух – плохой проводник тепла)
  5. Зачем трубы теплосети обмазывают или обматывают толстым слоем асбеста? (Асбест плохо проводит тепло, снижает интенсивность теплоотвода)
  6. Почему в сильный мороз палец примерзает к металлу, а к дереву не примерзает? (Из-за интенсивного отвода тепла металлом влага на пальце быстро замерзает. Дерево тепло отводит плохо, что позволяет долго держать теплый палец на охлажденной деревянной поверхности)
  7. В кипящей воде варятся макароны в виде трубочек. Кипит ли вода внутри этих трубочек? (Нет. Эта вода не участвует в конвекции кипящей жидкости и потому не может получить от дна кастрюли – его температура выше 100 ºС – дополнительное тепло на парообразование)
  8. Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? (Чтобы вода успела растечься ровным слоем, прежде чем замерзнет)
  9. Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку? (Белого, так как она лучше отражает тепло. Ведь в Африке очень жарко)
  10. Применяется ли воздух как строительный материал? (Да, его много в пенопласте, пенобетоне)
  11. Бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой. (Термос)
  12. Температура плавления стали 1400 °С, при сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600 ºС. Почему же ствол орудия не плавится при выстреле? (Сгорание пороха при выстреле происходит очень быстро, так что ствол орудия не успевает прогреться до температуры плавления)
  13. Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб? (Иней образуется за счет конденсации пара в выдыхаемом воздухе и его замерзания. На щеках и лбу пар не конденсируется, потому, что они теплые.)
  14. Почему нельзя расплавить дерево и бумагу? (Температуры плавления дерева и бумаги высокие. Еще не достигнув такой температуры, дерево и бумага загораются, то есть начинают интенсивно окисляться)
  15. Греет ли вуаль женской шляпки? (Вуаль препятствует обдуву наружным воздухом и сохраняет имеющееся тепло)
  1. Кроссворд «Знаете ли вы физические термины и понятия?» (за каждый верный ответ – 1 балл)

Учитель раздает сетку кроссворда с вопросами. В центре – ключевое слово «Теплопроводность».

¹º

¹¹

¹²

¹³

По горизонтали:

  1. Частицы, из которых состоят вещества.
  2. Процесс превращения жидкости в газ.
  3. Процесс превращения твердого тела в газ.
  4. Физическая величина, характеризующая быстроту и направление движения.
  5. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.
  6. Кинетическая, потенциальная, внутренняя…
  7. Единица энергии.
  8. Процесс превращения твердого вещества в жидкость.
  9. Процесс окисления, сопровождающийся выделением энергии.
  10. Превращение пара в жидкость.
  11. Вид теплопередачи.
  12. Мельчайшая частица химического элемента.
  13. Величина, характеризующая инертные свойства тела.
  14. Конвективный поток воздуха в атмосфере.
  15. Ученый, в честь которого названа температурная шкала.

Ответы. 1. Молекулы. 2. Испарение. 3. Сублимация. 4. Скорость. 5. Температура. 6. Энергия. 7. Джоуль. 8. Плавление. 9. Горение. 10. Конденсация. 11.Конвекция. 12. Атом. 13. Масса. 14. Ветер. 15. Цельсий.

  1. «Тепловые процессы» (2 балла)

Учитель выдает карточки с названиями тепловых процессов: испарение, кипение, конденсация, плавление, кристаллизация. Отвечать начинает тот, кто первым поднимет руку. Дополнения одноклассников оцениваются в 0,5 балла.

  1. «Лесенка» (за решение каждой задачи на желтой карточке – 3 балла, на зеленой – 4 балла, на красной – 5 баллов)

І ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка) Медную деталь объемом 200 см 3 нагрели от 10 до 50°С. Какую энергию на это затратили? Плотность меди 8900 кг/м 3 , удельная теплоемкость меди 380 Дж/(кг ·°С).
  2. (Зеленая карточка) Воду массой 2 кг, взятую при температуре 20 °С, превратили в пар температурой 100 °С. Какую энергию на это затратили? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/ (кг ·°С), удельная теплота парообразования 2,3 · 10 6 Дж/кг.
  3. (Красная карточка) На сколько градусов изменится температура воды массой 2 кг, если считать, что вся энергия, выделяемая при сгорании 10 г бензина, идет на нагревание воды? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания бензина 46 · 10 6 Дж/кг.

ІІ ВАРИАНТ

  1. (Желтая карточка) Березовые дрова объемом 400 см 3 сгорают в печи. Сколько энергии при этом выделяется? Плотность березовой древесины 700 кг/м 3 , удельная теплота сгорания 13 · 10 6 Дж/(кг ·°С).
  2. (Зеленая карточка) Лед массой 4 кг взяли при температуре -20 °С, превратили в воду при температуре 0 °С. Какое количество теплоты перешло во внутреннюю энергию? Удельная теплота плавления 33 · 10 4 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/ (кг ·°С).
  3. (Красная карточка) Какую массу воды можно нагреть на 10 °С, если считать, что вся энергия, выделяющаяся при сжигании 10 г керосина, идет на нагревание? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С), удельная теплота сгорания керосина 46 · 10 6 Дж/кг.

Ответы

  1. «Практический» (за каждое верно выполненное задание – 1 балл)

Предлагается тем, кто справится с решением задач раньше других: определить цену деления термометра и с его помощью измерить:

а) температуру холодной воды в стакане;

б) температуру горячей воды в калориметре;

в) температуру льда в калориметре;

г) температуру смеси (смешивают горячую и холодную);

д) составить ряд формул из символов: Q, c, m, t, λ, Δ, L, q, =.

  1. Подведение итогов

Учитель подводит предварительные итоги. Окончательно лидер будет определен после тщательной проверки результатов 2-го и 4-го этапов.

  1. Домашнее задание

В течение недели подготовить сообщения на темы: а) «Тепловые явления в природе»; б) «Тепловые двигатели»; в) «Альтернативные источники энергии».