Союз немецких девушек третьего рейха. Женщины на службе в третьем рейхе

По данным служб спасения разных стран, около 80% человек в моменты опасности впадают в ступор, 10% начинают паниковать, и только оставшиеся 10% быстро берут себя в руки и действуют, чтобы спастись. Смотрите, как четкое понимание ситуации и самоконтроль помогают выжить человеку в любых, даже самых диких условиях.

17-летняя девушка была одной из пассажирок самолета, который в 1971 году пролетал над перуанской сельвой. В самолет попала молния, и тот развалился прямо в воздухе. Выжить после падения удалось лишь 15 из 92 пассажиров, но все, кроме Юлиана, получили серьезные травмы и умерли раньше, чем пришла помощь. Повезло лишь ей одной – кроны деревьев смягчили удар, и, несмотря на перелом ключицы и разорванные связки в колене, девушка, пристегнутая к сиденью и упавшая вместе с ним, осталась жива. Юлиане бродила по зарослям 9 дней, и ей удалось выйти к реке, по которой проплывала группа местных охотников. Те ее накормили, оказали первую помощь и доставили в больницу. Все время, проведенное в сельве, девушку вдохновлял пример отца, который был опытным экстремалом и преодолел пешком путь из Ресифи (Бразилия) в Лиму, столицу Перу.

Супруги из Великобритании в 1973 году провели 117 дней в открытом океане. Пара отправилась в путешествие на своей яхте, и несколько месяцев все было благополучно, но у берегов Новой Зеландии судно атаковал кит. Яхта получила пробоину и начала тонуть, но Морис и Мэрилин успели спастись на надувном плоту, прихватив документы, консервы, емкость для воды, ножи и еще несколько подвернувшихся под руку необходимых вещей. Еда очень быстро закончилась, и супруги ели планктон и сырую рыбу – они ловили ее на булавочные самодельные крючки. Спустя почти четыре месяца их подобрали северокорейские рыбаки – к тому времени и муж, и жена практически полностью обессилели, так что спасение пришло в последнюю минуту. На своем плоту супруги Бэйли преодолели более 2000 км.

11- летний мальчик показал удивительный пример выдержки и самообладания в экстремальной ситуации. Легкомоторный самолет, в котором были отец Нормана со своей подругой, пилот, а также сам Норман, врезался в гору на высоте 2,6 км и разбился. Отец и пилот погибли на месте, девушка пыталась спуститься по леднику и сорвалась вниз. К счастью, Оллестад-старший был опытным экстремалом и учил сына навыкам выживания. Норман соорудил из найденных в горах некое подобие лыж и благополучно спустился вниз – это заняло около 9 часов. Повзрослев и став писателем, Норман Оллестад рассказал об этом случае в книге «Без ума от бури», которая стала бестселлером.

Путешественник из Израиля вместе с другом Кевином сплавлялся на плоту в Боливии, их вынесло к водопаду. После падения выжили оба, но Кевину практически сразу удалось выбраться на берег, а Йоси увлекло вниз по реке. В итоге 21-летний парень оказался один в диком лесу вдали от цивилизации. Однажды на него напал ягуар, но с помощью факела молодому человеку удалось прогнать зверя. Йоси питался ягодами, птичьими яйцами, улитками. В это время его искала спасательная группа, которую собрал Кевин сразу после происшествия – через 19 дней поиски увенчались успехом. Этому случаю был посвящен один из сюжетов популярной программы Discovery Channel «Я не должен был выжить».

Полицейский из Италии в 1994 году решил принять участие в «Марафоне де Сабль» — шестидневном 250-километровом забеге пустыне Сахара. Попав в сильнейшую песчаную бурю, он потерял направление и в итоге заблудился. 39-летний Мауро не пал духом, а продолжал двигаться – он пил собственную мочу, а питался змеями и растениями, которые ему удалось найти в русле пересохшей реки. Однажды Мауро набрел на заброшенную мусульманскую святыню, где водились летучие мыши – он стал ловить их и пить их кровь. Через 5 дней его обнаружила семья кочевников. В итоге Мауро Проспери прошел 300 км за 9 дней, похудев во время пути на 18 кг.

Австралиец потерял почти половину своего веса во время вынужденных странствий по пустыням северной части континента. Его машина сломалась, и он пешком отправился до ближайшего населенного пункта, но не знал, насколько далеко и в каком направлении тот находится. Он шел день за днем, питаясь кузнечиками, лягушками и пиявками. Потом Рики построил себе убежище из веток и стал ждать помощи. К счастью для Рики, был сезон дождей, поэтому у него не было особых проблем с питьевой водой. В итоге его обнаружили люди с одной из скотоводческих ферм, расположенных в том районе. Они описали его как «ходячий скелет» — до своего приключения Рики весил чуть более 100 кг, а когда его отправили в больницу, где он провел шесть дней, масса тела составляла 48 кг.

Двое 34-летних французов в 2007 году семь недель выживали в самой глуши Гвианы, питаясь лягушками, многоножками, черепахами и пауками-птицеедами. Первые три недели друзья, заблудившиеся в лесу, провели на месте, соорудив убежище – они надеялись, что их найдут, но потом поняли, что плотные кроны деревьев не позволят их заметить с воздуха. Тогда парни отправились в путь в поисках ближайшего жилья. Под конец путешествия, когда, по их расчетам, оставалось идти не более двух дней, Гилему стало совсем плохо, и Люк пошел один, чтобы как можно быстрее привести помощь. Действительно, вскоре он вышел к цивилизации и вместе со спасателями вернулся к напарнику – для обоих приключение закончилось благополучно.

Туристка из Франции выжила после падения с высоты около 20 метров, а потом провела 11 дней в горах на северо-востоке Испании. 62-летняя женщина отстала от группы и заблудилась. Она попыталась спуститься вниз, но сорвалась в лощину. Выбраться оттуда она не смогла, поэтому ей пришлось провести посреди дикой природы почти две недели в ожидании помощи – она ела листья и пила дождевую воду. На 11-й день спасатели заметили с вертолета красную футболку, которую Тереза расстелила на земле, и вызволили ее.

29-летний судовой повар из Нигерии провел под водой почти трое суток на затонувшем судне. Буксир попал в шторм в 30 километрах от берега, получил сильные повреждения и быстро пошел ко дну – в это время Окене находился в трюме. Он наощупь передвигался по отсекам и обнаружил так называемый воздушный мешок – «карман», который не заполнила вода. Харрисон был в одних шортах и находился по грудь в воде – ему было холодно, но он мог дышать, а это было главное. Каждую секунду Харрисон Окене молился – накануне жена в sms прислала ему текст одного из псалмов, который он и повторял про себя. Кислорода в воздушном мешке было не так много, но его хватило до прихода спасателей, которые не могли добраться до судна сразу из-за шторма. Остальные 11 членов экипажа погибли – Харрисон Окене оказался единственным выжившим.

72-летняя жительница Аризоны выживала в дикой природе 9 дней. Пожилая женщина 31 марта 2016 года отправилась навестить внуков на гибридном автомобиле, но у него кончился заряд, когда она проезжала через совершенно безлюдные места. Ее телефон не ловил сеть, и она решила забраться повыше, чтобы позвонить в службу спасения, но в итоге заблудилась. С Энн путешествовали пес и кот – 3 апреля полиция, которая уже вела поиски, обнаружила машину и сидящего в ней кота. 9 апреля нашлась собака и надпись Help (помогите), выложенная камнями. Под одним из них была записка от Энн от 3 апреля. В тот же день спасатели нашли сначала самодельное убежище, а чуть позднее – саму Энн.

Шестая планетная оболочка

Сверхвозможности человека

Говоря о новых возможностях человека, нельзя не упомянуть о, так называемых, свервозможностях мозга. Н.Бехтерева по этому поводу пишет: "О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание информации. Крайние случаи. Люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным количеством. В жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота".

Очевидно, что именно расширение сознания содействует появлению новых способностей у человека. Поэтому это и есть эволюционный путь человечества, который в будущем будет открывать все новые и новые сверхвозможности человеческого организма, что и выражает проявление его интегральной структуры, т.е. все более и более будут обнаруживаться волновые свойства человеческой матрицы. Можно привести ряд примеров, которые показывают, что волновая структура человека точно так же, как корпускулярная способна воспринимать окружающий мир и "отражать" информацию, как в мозге (корпускулярный уровень), так и в волновых структурах.

Например, известно, что многие люди, пережившие клиническую смерть, описывают свое состояние вне собственного тела. В момент клинической смерти они видят со стороны не только себя, но и то, что находится рядом. По результатам исследования Н.Бехтеревой, у нескольких процентов рожениц тоже бывает состояние, как если бы "душа" выходит наружу. Рожающие женщины ощущают себя вне тела, наблюдая со стороны за происходящим, причем при этом не испытывают боль. Понятно, что в этот момент происходит переключение сознания с корпускулярного уровня на волновой. Более того, зрительные образы, которые формируются в это время в мозге, вызываются взаимным влиянием (или стимуляцией) самого волнового поля. Что происходит согласно принципу корпускулярно-волнового дуализма, о котором говорилось ранее, состоящего в том, что все изменения, происходящие на корпускулярном уровне отражаются на волновом, и наоборот.

Этот же вывод подтверждают и исследования швейцарского профессора Олафа Бланка. После наблюдений за состоянием своих пациентов в госпитале Женевского университета Бланк пришел к выводу, что феномен, известный как "выход души из тела" во время клинической смерти, может быть вызван электростимуляцией мозга. В момент обработки током зоны мозга, ответственной за синтез зрительной информации, происходят нарушения восприятия, и больные испытывают чувство необыкновенной легкости, полета, душа как бы парит под потолком, наблюдая со стороны за всем, что творится вокруг.

Но наиболее показательным для волновой природы человека и его интегральной структуры является феномен "альтернативного зрения". Я приведу небольшой отрывок из статьи Н.Бехтеревой (Журнал "Наука и жизнь", N7, 2001 г.). "Но вот сейчас, уже совсем под конец жизни, сижу вместе с Ларисой за большим "заседательским" столом. На мне - подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - "Красная, - спокойно отвечает Лариса и на мое ошеломленное молчание начинает сомневаться, - а может быть, синяя?" - Под пончо у меня темно-синее платье. - "Да, - говорит далее Лариса, - я еще не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться". Позади несколько месяцев очень напряженного труда Ларисы и ее учителей... Все они учили Ларису видеть. Я присутствовала почти на каждом сеансе обучения видению абсолютно слепой Ларисы, лишившейся глаз в восьмилетнем возрасте - а сейчас ей 26! Слепая девочка - девушка адаптировалась к жизни... Она, наверное, очень старалась, ведь злая судьба, казалось, не оставила ей выбора". Читая эти строки, испытываешь пронзительное чувство восхищения и гордости за человека, сумевшего побороть свой недуг.

Но уникальность этого феномена в том, что "альтернативное зрение" вообще присуще каждому человеку. В.М. Бронников разработал методику, по которой можно обучить "видеть" без помощи глаз. В 2002 г. в Институте мозга человека РАН были проведены исследования по изучению альтернативного видения зрячих и слабо видящих лиц и ряда проявлений мозговой активности. В исследовании принимали участие 7 учащихся старших классов средней школы, прошедших обучение по методу В.М. Бронникова. Приведу результаты исследования.

Визуальное наблюдение. Все 7 человек легко читали в маске, плотно закрывающей глаза, практически любой предъявленный текст, лишь иногда на незнакомых словах имели место короткие паузы, также испытуемые свободно передвигались в помещении, обходя препятствия (кресла, стулья)... Испытуемая К.З. в "слепой" маске из термопласта уверенно, без задержки называла знаки, а также описывала картинки на экране компьютера, о существовании которых она не была предупреждена. По результатам экспозиции отмечено 100%-ное опознание предъявлений в файлах, а также совпадение записей двух протоколов. Протоколы подписаны участниками исследования и хранятся в архиве Института мозга человека РАН...

С целью проверки повторяемости результатов и статистической оценки различий, было решено вести дальнейшие исследования таким образом, чтобы в одном сеансе имела бы место работа испытуемого и без маски (условие I), и в маске (условие II). С испытуемым В.Б. были проведены два таких сеанса. В первом сеансе испытуемый выполнял 120 проб без маски, затем 240 проб с маской и еще 120 проб без маски. Во втором сеансе последовательность работы с маской и без маски была обратной.

При визуальном наблюдении за поведением исследуемых лиц действительно создается убедительное впечатление о наличии у них способности видения при закрытых глазах, т.е. наличии альтернативного видения. Исследование с испытуемой К.З. в лаборатории С.В. Медведева показало, что человек в состоянии видеть изображения на экране с полностью закрытыми маской глазами. Использование изготовленной в лаборатории маски и двойного слепого контроля существенно уменьшает возможность подтасовки результатов испытуемыми или их учителями. Возможность подтасовки, кроме того, маловероятна, если принять во внимание, что контингент испытуемых составляли в основном подростки, причем некоторые - с серьезными дефектами зрения. Таким образом, следует сделать вывод о существовании феномена "альтернативного видения".

Физик С. Давитая предложил оценивать формирование альтернативного зрения как феномен прямого видения, подчеркивая тем самым, что речь идет о возможности непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств. И это лишний раз подчеркивает, что информация об окружающем мире поступает человеку не только благодаря органам чувств. Феномен "альтернативного зрения" прямым образом связан с волновой структурой человека. Информация об окружающем мире, отражаясь непосредственно в волновых структурах, передается на корпускулярный уровень (в мозг), стимулируя зрительные образы в соответствующих участках мозга.

Этот уникальный феномен свидетельствует о том, что в эволюции человека нынешние сверхспособности станут обычными заурядными свойствами каждого человека в будущем. Таким образом, можно сделать вывод, что и альтернативное видение, и феномен выхода "души" из тела во время клинической смерти имеют одну природу, и находит свое объяснение в природе волновой структуры человека.

Еще один пример о сверспособностях из статьи Н. Бехтеревой. Более тридцати лет назад, стимулируя одно из подкорковых ядер, нейрофизиолог В.М. Смирнов увидел, как больной буквально на глазах стал раза в два "умнее": в два с лишним раза возросли его способности к запоминанию. До стимуляции определенной точки мозга больной запоминал 7+2 (то есть в пределах нормы) слов. А сразу после стимуляции - 15 и больше. Это была искусственным образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга. Стимуляция была короткая, феномен "не застрял", но, тем не менее, дал ответ на вопрос, что и как обеспечивает сверхвозможности. Стало понятно, что в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Как пишет Н.Бехтерева: "Мы все тогда так боялись возможной платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. Ведь они были здесь раскрыты не в реальных условиях озарения, а полууправляемо, инструментально".

Не могу не привести еще в качестве примера уникальные свехспособности человека-полиглота Вилли Мельникова, который знает 103(!) иностранных языка, и с которым знакома лично. После тяжелого ранения в голову и контузии во время войны в Афганистане возросла не только его способность к иностранным языкам, но и открылись совершенно новые творческие возможности. Как он сам определяет, новый язык только тогда считается изученным, когда начинает писать на этом языке стихи.

Составляющие свервозможностей

А теперь поговорим о том, как может реализоваться феномен "сверхспособности" в организме человека. Поскольку нас больше интересуют объективные показатели феномена, воспользуемся исследованиями электрической активности мозга. Известно, что на электроэнцефалограммах мозга человека выделяют несколько основных ритмов мозговой активности.

1. дельта-ритм (от 0.5 до 4 Гц, А - 50-500 мкВ) регистрируется во время глубокого сна, не сопровождается сновидениями, это ритм бессознательного состояния;
2. тэта-ритм (от 5 до 7 Гц, А - 10-30 мкВ) соответствует сну со сновидениями, а также гипнотическим и трансовым состояниям сознания, это ритм подсознания;
3. альфа-ритм (от 8 до 13 Гц, А - до 100 мкВ) наблюдается в состояниях глубокого покоя, спокойного бодрствования, длительной монотонной деятельности, это ритм спокойного сознания;
4. бета-ритм (от 15 до 35 Гц, А - 5-30 мкВ) наблюдается во время активной работы мозга. Каждая участвующая в работе нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своем собственном ритме. В результате активность становится совершенно асинхронной и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды. Частота этих волн варьирует в пределах от 13 до 26 Гц, а амплитуда уменьшается по мере того, как усиливается мозговая деятельность. Это ритм активного сознания.
5. гамма-ритм (от 35 до 100 Гц, А - 15 мкВ), наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания, этот ритм связывают с состоянием творческого подъема, эмоционального возбуждения (некоторые исследователи предлагают исключить понятие гамма-ритм и использовать выражение "высокочастотный бета-ритм").

Основные ритмы расположены по возрастанию частоты колебаний, начиная с наиболее медленного дельта-ритма и заканчивая высокочастотным гамма-ритмом. Состояние сознания в каждом случае, как видно из таблицы, изменяется от состояния глубокого покоя до активного и сверхактивного. Как видно, прослеживается однозначная корреляция между активностью мозга и частотой колебания. Можно сделать вывод, что эволюция индивидуального сознания осуществляется за счет увеличения частоты колебаний мозговой активности. Показательна в этом случае и амплитуда. Амплитуда медленных колебаний существенно больше, чем быстрых. Таким образом, интерполируя вышеперечисленные корреляции мозг в будущем должен научиться продуцировать быстрые колебания с высокой амплитудой, что и подтверждают исследования мозга слепой девушки во время обучения альтернативному зрению. Описывая исследование биопотенциалов мозга Ларисы, Н.Бехтерева указывает на доминирование бета-ритма и единичных и групповых острых волн. Как предполагает сама Бехтерева, в данном случае правомерно говорить об использовании мозгом Ларисы в условиях ее жизненной сверхзадачи не только обычных возбудительных процессов, но и гипервозбуждения, что и отражается в ЭЭГ. Анализ сверхмедленных потенциалов также подчеркнул высокую динамичность, глубину и интенсивность физиологических перестроек в мозге Ларисы.

Следовательно, эволюция мозга, связанная с увеличением частоты колебаний мозговой активности, потребует от человека максимального сосредоточенного внимания на фоне гипервозбуждения, т.е. в состоянии высокого творческого подъема и эмоционального возбуждения. Однако здесь есть свое "но". Дело в том, что подобное состояние связано с эпилептиформной активностью, а проще говоря, характерно для больных эпилепсией в наиболее тяжелой форме. Т.е. при объективном исследовании удалось показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) обучение альтернативному видению проявляет условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму. Это значит, что если человек пожелает обучаться альтернативному видению, то вполне возможно, что вместо этого он просто станет эпилептиком.
Патология, в данном случае эпилепсия, проявляется тогда, когда возникшая на некотором участке мозга электрическая активность высокой амплитуды вовлекает в синхронную активность практически весь мозг в результате резонансных явлений. Препятствием к распространению подобных резонансных явлений служат защитные механизмы, обусловленные сверхмедленными физиологическими процессами, которые связывают с эмоциональной составляющей. Хотя такая форма защиты, также может иметь свое патологическое лицо - усиливаясь, защита препятствует развитию эмоций, вплоть до появления состояний, определяемых как эмоциональная тупость. Как видно, обучение альтернативному видению является очень тонким процессом, граничащим с обеих сторон с разными формами патологий.

Но, что еще следует подчеркнуть, реализация обучения возможно только в том случае, если человеком владеет не любопытство, а настоящая внутренняя потребность. Потому что только в этом случае доступны истинные глубокие внутренние переживания, формирующие переменную составляющую U-поля, которая в свою очередь порождает переменную составляющую S-поля, что в совокупности порождает устойчивый паттерн альтернативного видения. Тормозные механизмы этого процесса (т.е. чтобы процесс не перешел в патологию) находятся как на волновом, так и на корпускулярном уровне, в частности, и в мозге.

Почему я так подробно останавливаюсь на описании механизма обучения, потому что развитие сверхспособностей возможно в исключительных условиях, фактически, на грани человеческих возможностей, или в клинических случаях на грани жизни и смерти. Сверхвозможности у "обычных" людей проявляются при необходимости решения сверхзадач. При этом мозг оказывается в состоянии использовать и условно-патологические механизмы в целях оптимизации своей работы, в частности, и гиперактивации, которая естественна только при достаточной защите, не дающей превратиться могущественному помощнику в эпилептический разряд. Да, за все приходится платить, и я опять с грустью думаю о том, что задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира. У Ларисы развилось альтернативное видение, потому что у нее не было иного выхода. У Вилли Мельникова открылись феноменальные способности к иностранным языкам, потому что не было другого способа преодолеть сильнейшие головные боли после контузии.

Закончить анализ этого подуровня хочу словами Вернадского: "...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом... Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни..."

Каузальный подуровень (40 ступень)

Каузальный подуровень шестого уровня определяет новые возможности человека в управлении природными и социальными системами. Мы уже говорили о том, что нахождение более общих системных закономерностей снимают ограничения, накладываемые интердективными законами. А в рамках появившихся сверхвозможностей человека его управленческие притязания станут сопоставимы с планетным, межпланетным (и более) масштабом. Рассмотрим, с чем связан механизм подобного преобразования.

Как указывалось выше, каждая конкретная закономерность складывается из совокупности взаимодействий определенного типа в рамках некоторой системы, и вместе с этим имеет частный характер в системе более общих закономерностей. Например, специфические законы общественно-экономической формации конкретизируют социальные закономерности применительно к данным политическим, экономическим, социально-психологическим особенностям, а общесоциальные законы вырастают из еще более универсальных законов, рассматриваемых теорией систем, в сочетании с определяющими характеристиками социальной формы движения (Назаретян А.П.,1991,с.148). Выход на уровень надсистемы позволяет изменять определенные параметры системы и ее фундаментальные константы, что в свою очередь изменяют и действующие в ней законы.

Деятельность целенаправленного человечества постоянно создает новые условия, при которых неуправляемые переменные становятся управляемыми, т.е. одни и те же объективные закономерности (социальные, биологические) проявляют себя иначе и приводят к иным результатам, нежели при прежних условиях. Это означает, что, контролируя условия протекания процесса в более широком диапазоне, можно целенаправленно изменять реализацию объективных закономерностей. Таким образом, интеллектуальный субъект, контролирующий процессы в масштабе, сопоставимом с масштабом интегральной системы, тем самым определяет и содержание законов, которые в ней складываются: опираясь на более универсальные сети зависимостей, изменяя (расширяя) совокупность детерминирующих факторов, он преобразует законы более частного порядка. Такое допущение предполагает перспективу контроля над достаточно глубокими физическими процессами. В пределе это означает, что человечество обретает способность изменять характер физических законов чуть ли не в галактических масштабах.

Но в любом случае, возможность изменять физические законы, пусть даже только на нашей планете, станет реальностью только тогда, когда количественные расчеты по изменению энтропии и негэнтропии в предполагаемых действиях станут непременным условием при принятии каких-либо решений. В настоящее время эту функцию пытается выполнять определенная система общечеловеческих ценностей. Поэтому, если подобные превентивные действия позволят человечеству заранее предотвратить необратимое возрастание энтропии в окружающей среде, которое может привести к необратимой катастрофе, то можно говорить и о реальности дальнейшего существования человечества.

Осознание человеком собственного места в планетарном масштабе дает ему основание принимать правильные решения, при участии в мероприятиях, которые могут затронуть интересы всей биосферы, учитывая все последствия принимаемых решений. В этом случае грамотные прагматические оценки обретают статус также и высоконравственных оценок, где понятие нравственности определяет смещение собственнических интересов в сторону интересов надсистемы, т.е. всего общества. Понятно, как понятие нравственности смыкается с понятием защиты интересов надсистемы. Таким образом, на этом подуровне определяющим критерием ментальных конструкций, претендующих на роль всемирной информационной модели, является их нравственность, т.е. способность информационных моделей не только к опережающему моделированию, но и ее способность предвидеть катастрофичные последствия в процессе выработки решений. Это позволяет заключить, что достаточно высокий уровень интеллектуального развития превращает мораль со своей стороны в критический инструмент проверки на целесообразность действий.

Формирование собственной системы ценностей

Контрольный подуровень (41 ступень)

Для контрольного подуровня основными критериями, которые определяют целесообразность действия развивающихся систем, становится система моральных ценностей, которая органично встраивается в информационную модель. Поэтому критерием контрольного уровня называется образование критического инструмента проверки на целесообразность в виде морали и нравственности (при достаточно высоком уровне интеллектуального развития) в качестве антиэнтропийной функции. И это должна быть такая система нормативных регуляторов, которая учитывает количественное изменение энтропии и негэнтропии в надсистеме.

Система ценностей социума, строится на нравственных началах каждого его индивидуума. Следовательно, эволюция нравственных социальных систем будет определяться эволюцией каждого человека в отдельности, поскольку через внутреннее преобразование отдельных личностей возможно нравственное преобразование всего общества. Поэтому немаловажную роль в эволюции планеты играет формирование собственной системы ценностей.

Поскольку эволюционные преобразования состоят в том, чтобы структурировать энергию U и S полей, т.е. переводить ее в низкоэнтропийное состояние, то задача каждого человека накапливать негэнтропию в собственных волновых структурах. Мы рассматриваем 49 ступеней в эволюции планеты, каждой из которых соответствует своя оболочка интегральной структуры (ИСМ). Человек, являясь частью ИСМ, также обладает 49-ю оболочками. Накопление негэнтропии на каждой из них есть задача чрезвычайно сложная, поэтому в течение одной жизни это осуществить не возможно, вот и приходится воплощаться снова и снова в разных человеческих телах, т.к. только на корпускулярном уровне существует возможность накопления негэнтропии. Воплощение человека в физическое тело с конкретной целью накопить негэнтропию определенного уровня определяет его априорные цели, или его функцию целеполагания. Но, как мы уже выяснили, априорные цели развития чаще всего определить практически не возможно. В этом случае их заменяют некие внутренние идеалы, к которым человек неосознанно стремится в течение всей своей жизни.

Помимо абстрактных идеалов человек также обладает собственной ценностной системой. И если идеалами человека обеспечивает ИСМ, вернее, холономный уровень развития человека, то личную систему ценностей, в основном, каждый вырабатывает сам, и определяется она обычно его контрольным уровнем. Поэтому, говоря о нравственных ценностях, нужно понимать, чем они отличаются от идеалов. Фактически, идеалы едины по своей сути и могут вырисовываться или конкретизироваться в течение всей человеческой жизни, но вот система ценностей не бывает единственной, она вполне может меняться в зависимости от обстоятельств. Конкретная определенная система ценностей вырабатывается контрольным подуровнем человека и обычно помогает в течение какого-то промежутка времени. Чаще всего моральные ценности не являются общезначимыми, иначе говоря, добродетели, которые становятся настоящими ценностями для одного человека, могут оставить вполне равнодушным другого. Они способны определить главное направление жизненного пути человека в течение периодов, исчисляющихся годами или десятилетиями. Поэтому от холономных идеалов ценностная система отличается гораздо большей конкретностью.

Как и любая другая автономная система, система ценностей может проходить длительный путь в эволюционном развитии каждого человека, что выражается в периодической смене одной системы на другую. Смена моральных ценностей воспринимается человеком как кардинальная перемена судьбы. Новые идеалы, возникающие взамен старых, лишь уточняют направление развития человека, И старый, отживший идеал кажется недостаточно ясным или слишком грубым, но никогда не противоположным нынешнему. А вот системы ценностей могут иногда буквально выворачиваться наизнанку, что часто сопровождается сильным стрессом и временной потерей почвы под ногами, но ее нужно искать, и порой новые ценности обнаруживаются в совсем неожиданном месте. В этом случае необходимо помнить, что холономный подуровень является естественной защитой для контрольного подуровня. Говоря метафорически, настоящий идеал дает человеку ориентацию в пространстве, а настоящая ценность создает ощущение твердой почвы под ногами и чувство реального прохождения пути.

И опять на передний план эволюционного прогресса выступает "его величество" конфликт, если человек осознанно противится выполнению экзистенциальных (холономных) целей. Теперь природа внутренних конфликтов состоит в том, что холономные цели, выраженные экзистенциальными ценностями, вытесняются в подсознание, когда человеку становится ясно, что он не способен их достичь. Как правило, эта вытесненная часть сильно противоречит и плохо согласуется с той, что отражена в сознании. Если ценности находятся в неосознанном состоянии, на уровне инстинктов, то действуют они так же, как действуют подавленные инстинкты. А любое подавленное содержание неизбежно провоцируют ложные установки. Теперь эти вытесненное элементы возвращаются в сознание в искаженном виде. Поскольку идеалы, предъявляя определенные требования по выполнению конкретных задач, заставляют человека все время работать над собственным совершенствованием, т.к. только устраняя недостатки в собственной натуре, человек способен выйти на новый уровень развития. Но вместо этого подсознание услужливо подсовывает человеку установку, что недостатков никаких нет. В этом случае происходит прорыв на каузальный уровень, и все вытесненные недостатки проявятся на событийном уровне через внешние конфликты.

Такие конфликты лучше всего рассматривать как зеркало, которое предоставляет человеку возможность увидеть себя со стороны. Внутренние проблемы высвечиваются в столкновениях с другими людьми, и чем больше человек не желает видеть в себе недостатков, тем чаще происходят конфликты. Полезно научиться постоянно относить на собственный счет раздражение и неудовольствие предметом внешнего созерцания, помня, что видимые несовершенства внешнего мира суть не более чем символическое отражение недоработок внутреннего, так что когда нас раздражает неряшливость детей, на самом деле это перенесенная реакция на собственную безалаберность. И опять благодаря конфликтам человек способен эволюционировать. Умение правильно осознать возникший конфликт, увидеть его истинную причину, лежащую внутри собственного искаженного видения "себя любимого", помогает правильно формировать и собственную систему ценностей. Процесс воспитания, направленный на внутренний мир ребенка, помогающий ему разобраться в собственных переживаниях, является единственным путем, способствующему правильному восприятию мира. Опять возвращаемся к исходному тезису: мы познаем мир через себя и посредством себя.

Вопросы, которые здесь подняты, с моей точки зрения, являются наиболее актуальными, т.к. показывают, что проблемы обучения и нравственного воспитания находятся в другой плоскости, чем мы себе представляем. Об этом можно и нужно много говорить, убеждая в том, что собственный мир человека, его сущностные переживания неотделимы от внешнего мира, взаимосвязаны с ним, определяются его законами. Я очень кратко касаюсь многих проблем, поскольку не хочется, чтобы объем текста превышал разумные пределы. И здесь тоже приходится себя обрывать, хотя разговор только начат.

Холономный подуровень (42 ступень)

Формирование интеллектуального субъекта, способного контролировать процессы, происходящие в надсистеме, приводят к мысли о том, что исключаются абсолютные естественные пределы возможностям интеллектуального управления природными процессами любого масштаба. Более того, согласно общесистемным закономерностям, превращение интеллекта в активный метагалактический фактор теоретически неизбежно. Благодаря наличию эффективного механизма, посредством которого преодолеваются запреты, налагаемые объективными законами, преобразование интеллекта особенно отчетливо реализуется в технологической деятельности человека. Но вместе с тем нельзя считать, что этот процесс является неизбежным, т.к. в любой момент он может прерваться в связи с гибелью человечества. Нельзя преуменьшать общесистемные закономерности, заложенные изначально в эволюционное развитие. Возможно, бесконтрольное возрастание энтропии приведет к уничтожению только человечества, сохраняя биосферу в более или менее целостном состоянии. Будет ли это ядерная война или новые неизлечимые заболевания, вызванные нарушением экологии, например, можно же допустить, что дальнейшее загрязнение окружающей среды вызовет трансформацию вирусов СПИДа, которые станут передаваться воздушно-капельным путем, и тогда гибель всего человечества будет неизбежно. Тогда в связи с тем, что погибнет только человечество, освободится ментальный (четвертый) уровень творения, который должен будет заполниться развивающимся интеллектом на новой биологической основе. Можно даже предположить, какой биологический вид сможет занять освободившуюся трофическую "ментальную" нишу. Читая об удивительных способностях крыс в сфере выживания, с использованием зачатков индивидуального сознания, вполне можно допустить, что в развитии следующей цивилизации будут участвовать крысы. Даже тот факт, что после испытаний ядерного оружия в Тихом океане на одном из атоллов из всей живности в живых остались только крысы, говорит в пользу того, что после третьей мировой войны вполне возможно, будет создаваться именно крысиное "человечество". Не трудно теперь понять, что легенды о высокоразвитой цивилизации, связанной с Атлантидой, также могут иметь реальную основу, т.к. ее исчезновение было обусловлено, вероятнее всего, возрастанием энтропии в окружающей среде. Хотя это могло быть связано не обязательно с загрязнением физической среды, а скажем с возрастанием энтропии на ментальном уровне творения. Здесь как раз речь идет о том, что возрастание энтропии на любом из земных уровней приводит к самоуничтожению любых самоорганизующихся систем. После уничтожения Атлантиды ментальный уровень начал заполняться на основе новых биологических существ, связанных с отрядом приматов, из чего вскоре возникло новое человечество, относящееся к Homo sapiens. Не плохо было бы, в этом случае, считать исчезновение Атлантиды одним из лучших предупреждений нам, т.е. всему нынешнему человечеству. И если кого-то возмущает тот факт, что христианский Бог мог запросто утопить греховное, с Его точки зрения, человечество, то проблема здесь не в том, чтобы сохранить человечество, а в том, чтобы сохранить хотя бы планету. Потому что в противном случае не будет ни человечества, ни животного и растительного мира, ни планеты вообще.

Таким образом, понятия нравственности и морали, отвечающие за возрастание и убывание энтропии в надсистеме, становятся одними из основных антиэнтропийных функций самоорганизующихся систем. Поэтому, например, высокая антиэнтропийная направленность, заложенная в заповедях Иисуса Христа, делает, провозглашенную им, систему ценностей универсальной. Только благодаря своей антиэнтропийности, она просуществовала 2 тысячи лет, и будет еще существовать столько, сколько любые другие физические законы. Сейчас не составляет труда доказать логическим путем рациональность любой из приведенных в Евангелии заповедей, основываясь на предложенной концепции действующих закономерностей. А действие антиэнтропийного механизма в каждой из них практически становится очевидной. Христос преподавал свою систему ценностей, не основываясь ни на каких физических закономерностях, их просто не было в то время, поэтому его заповеди необходимо было принимать исключительно на веру. Но сейчас-то мы уже можем понять, что мораль и нравственность - это суть категории знания, а не веры. Как бы вы ответили на вопрос: "Верите ли вы в то, что у вас болит зуб"? Если человек ясно осознает, что у него болит зуб, то вопрос о вере просто не возникнет. Мы верим или не верим только в том случае, если мы не обладаем конкретным знанием. Так вопрос веры в Бога определяется лишь потому, что мы не знаем, существует Он на самом деле или нет. Но если появится логичная информационная модель, в которой наличие Бога является непременным атрибутом, которая при этом способна логично описать все взаимозависимости окружающего мира, то вопрос о вере отпадает сам собой.

Не смотря на то, что мы определили контрольный уровень планеты как эволюционный этап общественного сознания, но понятно, что вначале осваивать его станут только некоторые отдельные личности. Так на предыдущем уровне мы установили, что умение создавать вихревые потоки ментальной энергии позволяют человеку управлять причинами событий в пределах собственной судьбы. То теперь способность объединять множество потоков в единое поле позволит влиять на ход событий всего социума, например, целого народа.

Управление потоками внешней энергии, создающих причины тех или иных событий, изменяет в корне наши представления о реальности мира, поскольку такому управлению становятся доступны действия, выходящие за пределы известных причинно-следственных связей. Именно поэтому практически исключаются естественные абсолютные пределы возможностям интеллектуального управления природными процессами любого масштаба, что в свою очередь и породило в народе понятие о "чуде". Хотя еще Блаженный Августин в III веке н. э. говорил: "Чудо - явление, не противоречащее законам природы. Чудо - явление, противоречащее нашим представлениям о законах природы".

Осознать истины такого уровня, научиться управлять причинно-следственными связями, влияющими на исторический ход социума, могут люди, которые в своем развитии достигли контрольного уровня творения. Благодаря этому таких людей стали называть пророками, а контрольный уровень поэтому можно называть также уровнем пророков, также как каузальный уровень был назван уровнем гениев. В этом случае мы можем называть пророком человека, который локализовал в своем сознании или, другими словами, имеет в своей информационной модели, не только установленные причинно-следственные связи, но и умение их использовать, меняя любую ситуацию в нужном русле. Поэтому будем считать, что любой человек, достигнув шестого уровня, становится пророком. К примеру, Иисус Христос. Вы только вдумайтесь, какую же надо иметь личностную энергию, чтобы изменить судьбу мира на ближайшие две тысячи лет! Можно назвать и еще несколько прославленных личностей, сумевших изменить судьбу мира: Гермес Трисмегист, Будда, Магомет и др.

Подводный А. 1992, с.54
Подводный А. 1992, с.84
Юнг К.Г. 1994, с.132
Подводный А. 1992, с.79
Назаретян А.П.,1991,с.184

Поведение человека в разных экстремальных ситуациях может быть различным:

Люди испытывают страх, чувство опасности и замешательства,

Переживают ощущения тупиковой ситуации, испытывают дискомфорт

Ведут себя безрассудно, апатично, не ищут выход из сложившегося положения,

Другие наоборот торопятся принять необдуманное решение.

В экстремальной ситуации необходимо сосредоточиться, успокоиться, начать анализировать, оценивать и, по возможности, контролировать ситуацию. В этих условиях необходимо конструктивно и позитивно общаться с окружающими, использовать технику релаксации, иметь представление о выживаемости и безопасности.

В экстремальных условиях человек должен сосредоточиться на изучении обстановки, на конкретной ситуации, в которой он находится. Нужно знать, что опасность может исходить отовсюду, поэтому ее трудно предугадать. При неожиданном повороте событий главное - не растеряться, адекватно воспринять событие. Практика говорит о том, что в условиях чрезвычайных ситуаций у человека временно возникает состояние растерянности, когда он не воспринимает увиденное и услышанное, снижается восприятие окружающей его обстановки.

Однако человек быстро осваивается и начинает воспринимать происходящее адекватно. Позднее наступает состояние усталости и переутомления. В этих состояниях нельзя допускать, чтобы уровень тревоги стал непереносимым, т.к. это приводит к срывам, агрессивному поведению против окружающих и даже против самого себя. Постоянное состояние напряженности опасно для здоровья человека, т.к. быстро истощает его психо-физиологические возможности и приводит к ошибкам в поведении.

Опытный человек, переживший или работавший ранее в кризисных условиях, лучше чувствует свою защищенность и испытывает меньший стресс. Однако это явление может быть не только положительным, но несет в себе и негативные последствия, т.к. постоянная угроза провоцирует нервное напряжение организма.

Очень важно правильно ориентироваться в угрозах действительных и мнимых и научиться побеждать страх.

В экстремальных условиях у человека вырабатывается комплекс реакций, мобилизующий весь психофизиологический потенциал. Именно он помогает обрести опору, овладеть собой и справиться с ситуацией, а иногда и совершить то, что кажется выше человеческих сил. Помощь всегда вызывает доверие и уважение к человеку. Это может пригодиться. Одна из главных задач - избежать ранения. Но если все-таки такая неприятность с вами приключилась, не паникуйте и не спешите прощаться с жизнью.

Осознайте, что самое страшное - позади. Вы остались живы и должны выжить. Имейте в виду, что по статистике большее количество умерших от ран - люди, ударившиеся в панику. Умирают они от страха, от шока, а не от последствий ранения. Предсказывать развитие ситуации в зонах катастроф - занятие сомнительное. Всякое может случиться. Не пускайтесь в авантюры, связанные с проникновением в очаг поражения. Не играйте со смертью.

При авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях массовые поражения людей могут возникнуть внезапно и одновременно. Огромное количество раненых и пораженных будет нуждаться в первой медицинской помощи. Профессионалов - медицинских сестер и врачей на каждого пострадавшего просто не хватит, да и прибыть в район беды они могут не всегда быстро, как этого требует ситуация. Вот почему немедленная помощь может быть оказана только теми, кто окажется рядом с пострадавшим в порядке взаимопомощи, или самим пострадавшим, если он способен, в порядке самопомощи.

Взрывы при террористических актах, пожары, землетрясения, наводнения, оползни, аварии на транспорте - все они приводят, как правило, к многочисленным жертвам. Роль своевременно и умело оказанной медицинской помощи несомненна. Ее основной и главный принцип - предупреждение и ослабление опасных последствий. Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой в последние годы вызывает серьезную озабоченность ученых и практиков всего мира. Однако до настоящего времени основное внимание исследователей было направлено преимущественно на изучение последствий подобных ситуаций — медико-психологических, экономических, социально-политических и т. д. Вероятно, следует признать, что, несмотря на значительный объем достаточно обоснованных данных о воздействии различных экстремальных факторов и особенностях организации спасательных и антитеррористических операций, ряд аспектов проблемы, в частности, динамика состояния и поведения пострадавших и заложников до настоящего времени принадлежат к наименее исследованным. Вместе с тем именно специфика реакций пострадавших, а также их динамика во времени во многом определяют стратегию и тактику антитеррористических операций, спасательных, медицинских и медико-психологических мероприятий как непосредственно в период чрезвычайной ситуации, так и в последующем.


Результаты исследования людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф

В реферате мы рассмотрим обобщенные результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций, а также деятельности людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов. Эти данные были получены М.М. Решетниковым в процессе исследований, проведенных во время и после войсковых операций сопровождавшихся значительными потерями в Афганистане (1986), землетрясения в Армении (1988), катастрофы двух пассажирских поездов в результате взрыва газа под Уфой (1989), спасения экипажа подводной лодки «Комсомолец» (1989), а также обследования военнослужащих и спасателей, находящихся на реабилитации после антитеррористических операций и аналитического изучения материалов других аналогичных ситуаций.

В связи со спецификой условий и с учетом этических принципов, к обследованию привлекались преимущественно потерпевшие, военнослужащие и спасатели, которые либо не нуждались в оказании неотложной медицинской помощи, либо принадлежали к категории пострадавших с легкими и средними степенями тяжести поражений. В силу этого большинство полученных данных характеризовались определенной фрагментарностью, а целостные представления формировались путем сопоставления разрозненных наблюдений.

Полученные данные позволили выделить в динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) 6 последовательных стадий:

1. «Витальных реакций» — длительностью от нескольких секунд до 5 — 15 минут, когда поведение практически полностью подчинено императиву сохранения собственной жизни, с характерными сужением сознания, редукцией моральных норм и ограничений, нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей (включая явления психогенной гипо- и аналгезии даже при травмах, сопровождавшихся переломами костей, ранениях и ожогах 1–2-й степени до 40% поверхности тела). В этот период характерна реализация преимущественно инстинктивных форм поведения, в последующем переходящих в кратковременное (тем не менее — с очень широкой вариативностью) состояние оцепенения. Длительность и выраженность витальных реакций в существенной степени зависит от внезапности воздействия экстремального фактора. Например, при внезапных мощных подземных толчках, как при землетрясении в Армении, или крушении поезда под Уфой в ночное время, когда большинство пассажиров спали, имели место случаи, когда, реализуя инстинкт самосохранения, люди выпрыгивали из окон шатающихся домов или горящих вагонов, на некоторые секунды «забывая» о своих близких. Но, если при этом они не получали существенных повреждений, уже через несколько секунд социальная регуляция восстанавливалась, и они вновь бросались в обрушивающиеся здания или пылающие вагоны. Если спасти близких не удавалось, это определяло течение всех последующих стадий, специфику состояния и прогноз психопатологии на весьма протяженный период. Последующие попытки рационального разубеждения в том, что инстинктивным формам поведения невозможно противостоять или противодействовать, оказывались малоэффективными. Апеллируя к последним трагическим событиям, следует признать, что, отчасти, аналогичная ситуация наблюдалась после внезапного взрыва мины и начала массового расстрела заложников.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладало чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями головокружения и головной боли, а также сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. Поведение в этот период подчинено почти исключительно императиву спасения близких с последующей реализацией представлений о морали, профессиональном и служебном долге. Несмотря на присутствие рациональных компонентов, именно в этот период наиболее вероятны проявления панических реакций и заражение ими окружающих, что может существенно осложнять проведение спасательных операций. До 30% обследованных, при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечали увеличение физических сил и работоспособности в 1,5–2 и более раз. Окончание этой стадии может быть как пролонгированным, с постепенным появлением чувства истощения, так и наступать внезапно, мгновенно, когда только что активно действующие люди оказывались в состоянии близком к ступору или обмороку, вне зависимости от ситуации.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации» — ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации), отдельных панических реакций (нередко» — иррациональной направленности, но реализуемых без какого-либо энергетического потенциала), понижение моральной нормативности поведения, отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней. Одновременно наблюдались выраженные депрессивные тенденции, нарушения функции внимания и памяти (как правило, обследованные вообще не могут сколько-нибудь ясно вспомнить, что они делали в это время но, естественно, эти пробелы затем «заполняются»). Из жалоб в этот период ведущими являлись тошнота, «тяжесть» в голове, ощущения дискомфорта со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита, резкая слабость, замедление и затруднение дыхания, тремор конечностей.

4. Последующая динамика состояния и самочувствия пострадавших во многом определяется спецификой воздействия экстремальных факторов, полученными поражениями и морально-психологической ситуацией после трагических событий. Вслед за «психофизиологической демобилизацией» (при относительно высокой индивидуальной вариативности сроков) с достаточным постоянством наблюдалось развитие 4-й стадии — «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. Однако по результатам объективных данных и включенного наблюдения у абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. Этот феномен, входящий в систему естественных механизмов психологической защиты («отторжение воспоминаний путем их вербализации»), в ряде случаев приносил пострадавшим существенное облегчение. Одновременно восстанавливались сны, отсутствовавшие в предшествующие периоды, в том числе — тревожного и кошмарного содержания, в различных вариантах трансформировавшие впечатления трагических событий.

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления, существенно уменьшались показатели физической и умственной работоспособности.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой стадии выявлено не было. Клинических форм психопатологии, за исключением транзиторных и ситуационных реакций, в «острый» период (до двух недель) после воздействия экстремальных факторов не наблюдалось. Основными формами транзиторной психопатологии (по ведущему признаку) у пострадавших, как правило, являются: астенодепрессивные состояния — 56%; психогенный ступор — 23%; общее психомоторное возбуждение — 11%; выраженный негативизм с явлениями аутизации — 4%; бредово-галлюцинаторные реакции (преимущественно в просоночный период) — 3%; неадекватность, эйфория — 3%.

6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% — 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие, а признаки астено-невротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем определялись у 75% пострадавших («стадия отставленных реакций»). Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов.

Апеллируя к событиям в Беслане, следует признать, что тяжесть и динамика состояния пострадавших может быть существенно иной. Когда человек лишается родителей, мир пустеет, но, тем не менее, как это не горько — это соответствует обыденным представлениям и естественному ходу событий. Когда умирают дети, все краски мира меркнут, на многие годы и десятилетия, а иногда — навсегда.

Несколько слов о модификации общества. Усиление базисной тревоги и ухудшение психофизиологического состояния людей, даже находящихся в тысячах километров от трагедии — это общеизвестный факт, в основе которого лежит неизбежное психоэмоциональное включение субъекта в любое наблюдение. Стоило бы особо подчеркнуть — именно «наблюдение» (или «визуальный ряд», трансляцию которого, как представляется, стоило бы «дозировать» на фоне полного содержательного освещения событий). Неизбежное психоэмоциональное включение формирует феномен «соучастия» и последующие идентификации. Основной формой идентификации в культурном сообществе является идентификация с жертвами и пострадавшими, что предполагает необходимость широкой социальной терапии. Однако, в некоторых случаях возможна защитно-бессознательная «идентификация с агрессором» (особенно у молодых людей), что может приводить к росту правонарушений и преступности.

После подобных трагических ситуаций, как правило, усиливается сплоченность нации и одновременно люди испытывают потребность в каких-то ярких переменах, чтобы в жизни все стало честнее, благороднее, искреннее, лучше, чем было раньше, что налагает особые обязательства на представителей всех государственных органов.