Где родился андерсен. Андерсен Х.К

СТРАНИЧКА БИОГРАФИИ

ЧИТАЙТЕ АНДЕРСЕНА!

Михаил Грозовский

Читайте Андерсена, люди!
Нет лучше сказок на земле!
Пусть первым из уроков будет
Рассказ о голом короле.
Тогда хитрющие портные,
Ребята продувные сплошь,
Решили как-то - Вот шальные! -
Сыграть на трусости вельмож.
Король в кругу чиновной знати
Красой похвастать захотел.
И вот невидимое платье
На тело пухлое надел.
А после шествовал спесиво,
Открыв и пузо, и бока,
И каждый вслух дивился диву,
Боясь прослыть за дурака.
Читайте люди эту книжку,
Как голым шпарил этот хрыч,
Когда единственный мальчишка
Издал благоразумный клич:
"Король-то голый!" - так всерьёз
Лишь мальчик правду произнёс.
Один в кругу льстецов придворных
Не перепутал свет и тьму,
А простодушно и беспорно
Доверил глазу своему.

ВЫБЕРИ ИГРУ

ЗАГАДКИ
от наших читателей

В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества IBBY (Ай-Би-Би-Уай) была основана Премия имени Андерсена. Она присуждается один раз в два года в апреле автору лучшей детской книги и лучшему художнику-иллюстратору.

Ежегодно с 1967 года день 2 апреля - день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги.

Учреждена Золотая медаль имени Х.К. Андерсена. Ею награждаются писатели, чьи произведения для детей признаны лучшими. Среди награждённых: Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Джанни Родари и наша соотечественница художница Татьяна Маврина.

***
Я добрый волшебник,
Вам всё расскажу...
И зонт свой волшебный
Сейчас покажу.

Как тяжело принцессой быть
Любезной и хорошею.
Ведь положили спать меня
На маленькой горошине.

Я брата найду своего везде,
Пусть даже он будет
В ледовом дворце!

Как человеком быть хочу -
Подводная считалочка.
Вы догадались? Это - я,
Зовут меня...

ЧЕРНЫШОВА ЛЕНА

***
С одной ногой, в мундир одет.
Готов спасти он целый свет.
Но защитить себя не смог
И превратился в олова комок.

В цветке тюльпана родилась
И с птицей в небо унеслась...

Ради братьев жизни не жалея,
Руки об крапиву обжигая,
Шила девушка рубашки днём и ночью,
Птиц в людей своей любовью превращая.

ГРИНЁВА-ИСУПОВА ЯНА

***
Бравый солдатик,
Он шёл по дороге.
Бравый солдатик,
Но жаль - одноногий!

Снежная, безбрежная,
Страшная, ужасная,
Красивая, но несправедливая.

ГЕРШУНЕНКО МАРИНА

***
Живу в подводном царстве -
Прекрасен мир морской.
Мои друзья из моря, но...
Тянет мир людской

КОСТИНА МАРИЯ

***
Вы загляните к Снежной королеве в зал.
Какое слово мальчик Кай там собирал?

Когда я ведьму повстречал,
Она сказала мне,
Чтоб я огниво ей достал
Из дерева в дупле.
Когда огниво я нашёл
И укротил собак,
Я стал в минуту богачом,
Хоть был всю жизнь бедняк.

Родился некрасивым я -
Уродливым, ужасным.
Но в доброй сказке под конец
Стал лебедем прекрасным.

Обо мне злая ходит молва,
Я королева из снега и льда.
Быстро могу я в воздух взлететь,
И очень люблю в чужие окна смотреть!

Я, дети, сказочник чудесный.
На мне кафтан надет прелестный.
Я брызжу сладким молоком,
И детям навеваю сон...

Я долго жила в море:
Резвилась на просторе,
И с рыбами дружила,
И сад свой посадила.
Но вскоре всё забыла -
Я принца полюбила!
Чтоб полюбить меня он мог,
Сменяла хвост на пару ног.
Но принц женился на другой
И стала пеной я морской

ЧУДНОВЕЦ АНЯ

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье бедного башмачника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец - Андерсен-старший был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбылись: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг.

Ханс Кристиан рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял “трагедии” и разыгрывал их с куклами. Художественно одарённого мальчика многие в его родном городе называли “маленький Уильям Шекспир”.

Когда ему исполнилось 14 лет, умер отец. И Ханс Кристиан отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого, неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр даже учеником актёра. Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в семнадцать лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелёгок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к 30 годам, после того, как вышли в свет «Сказки для детей», Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание - быть сказочником. Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 170 сказок. Благодаря им он стал самым знаменитым сказочником мира. Вот только некоторые из них: «Русалочка», «Снежная королева», «Огниво», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Свинопас»...

************************************************************

************************************************************

РЕБУСЫ ОТ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

************************************************************

Героев сказок Ханса Кристиана
Узнали мы, дружок, довольно рано,
Когда читать-то толком не умели
И на коленях маминых сидели.
Идут по жизни с нами постоянно
Дюймовочка, солдатик оловянный,
Русалочка, Элиза, Герда с Каем -
Все эти сказки наизусть мы знаем.
В них словно отразилась жизнь сама:
Печаль и радость, свет и тьма.
Но если скучно станет, мы готовы
Взять книжку да перечитать их снова.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...

"Никто не знает столько сказок, - писал Андерсен, - сколько знает их Оле-Лукойе". Дословно перевод этого имени с датского на русский означает "закрой глаза".

Самой трогательной героиней своих сказок Андерсен считал Русалочку.

В первых переводах на русский язык сказка "Дюймовочка" называлась "Лизок-с-вершок".

Андерсен любил повторять: "Чудеснейшая из сказок - это жизнь".

О СКАЗКАХ АНДЕРСЕНА

МЫ СКАЗКИ ЕГО С УВЛЕЧЕНЬЕМ ЧИТАЕМ, ЕГО ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДНЁМ КНИГИ СЧИТАЕМ

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

ДОРОГОЙ ДРУГ! ВСЕ ТЕКСТЫ НА "ДОСКЕ ОБЪЯВЛЕНИЙ" - ПО СКАЗКАМ АНДЕРСЕНА, ВЕДЬ В СКАЗКАХ ПРОИСХОДИТ ЖИЗНЬ, ПОХОЖАЯ НА НАШУ. А ЗНАЧИТ ЕСТЬ ОБЪЯВЛЕНИЯ. НО ВОТ БЕДА: МЫ ЗАБЫЛИ ПОДПИСАТЬ, К КАКИМ АНДЕРСЕНОВСКИМ СКАЗКАМ КАЖДОЕ ИЗ НИХ ОТНОСИТСЯ. ИСПРАВЬ НАШУ ОПЛОШНОСТЬ И ПОДПИШИ ИХ.

Принимаем заказы на пошив платья для королей. Мальчикам до 16 лет вход на просмотр готового изделия строго воспрещён.
***
Куплю новый цветной зонтик вместо лёгкого снотворного для детей.
***
Обувная мастерская изготовит калоши счастья по вашей мерке.
***
Молодой специалист-животновод, имеющий богатый опыт обращения с королевскими свиньями, ищет подходящую работу.
***
Молодая фарфоровая семья снимет недорогую каминную полку.
***
Курсы лебединного языка по новейшей ускоренной системе обучения. Приём гадких утят производится вне конкурса.
***
Молодая девица скромного поведения и похвального прилежания принимает заказы на вязание изделий из оригинального материала - крапивы. Спросить немую Элизу.
***
Распродажа игрушек из олова с небольшими дефектами. Скидка 40%.
***
Внимание! Сбежала тень. Была одета в чёрный плащ и чёрный цилиндр. За её поимку и водворение в собственные руки пострадавшего обещаю щедрое вознаграждение. Анонимность гарантирую.
***
Старый крот приятной наружности без вредных привычек познакомится с миловидной девушкой, ростом не более дюйма и с умеренным аппетитом.
***
Пропал мальчик в больших белых рукавицах и с санками. Ушёл кататься с горки и не вернулся. Если вы видели его или слышали о нём, просим сообщить бабушке, она очень волнуется.

МУЗЕЙ СКАЗОЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ Х.К. АНДЕРСЕНА

ПОМОГИ НАЙТИ ХОЗЯИНА СКАЗОЧНЫХ ВЕЩЕЙ

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ

1. Познавательное игровое пособие "Старые, старые сказки..." по самым известным произведениям Х.К. Андерсена. Может быть использовано для организации конкурса творческого чтения среди младших школьников. Пособие оформлено в цвете. Размер архива - 5,5 мб.

8.Она превратилась в морскую пену

СКАЧАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ ФИЛВОРДА. Для игры необходим браузер или программа, читающая флеш-файлы. Архив игры - 223 кб. В архиве инструкция по игре.

Специалисты городской детской библиотеки ко дню рождения знаменитого сказочника приготовили для своих читателей разнообразную программу. В в читальном зале весь день работал Уголок тихих игр. В «Игротеке Кая и Герды» ребята собирали компьютерные мозаики, отвечали на вопросы викторин, разгадывали кроссворды и филворд. В «Видеосалоне Оле-Лукойе» демонстрировались мультфильмы по сказкам Х.К. Андерсена. В «Арт-студия Дюймовочки» ребятам были предложены сюжетное рисование и раскрашивание картинок, компьютерные флеш-раскраски. Среди школьников младших классов был устроен турнир знатоков сказки «Дюймовочка», которая в этом году отмечает свой 180-летний юбилей. Все компьютерные игры для ребят создали сами библиотекари.
Главным событием праздника стала выставка-игра «Сказочник датского королевства». В читальном зале ребят ждала не просто красивая книжная выставка, а выставка - загадка! Посетители библиотеки в этот день получали маршрутные листы, с которыми они отправлялись выполнять различные задания. У входа в зал была вывешена доска объявлений, авторами которых являлись сказочные персоны. По тексту объявлений читателям предстояло определить сказку. В "Бюро находок" надо было отыскать хозяев потерянных вещей - героев сказок Андерсена. Здесь были скорлупка грецкого ореха, послужившая Дюймовочке колыбелькой, бумажная лодочка и маленькая сабелька Стойкого оловянного солдатика, горох Принцессы на горошине, зонтик Оле-Лукойе, горшочек Свинопаса и другие. Среди книг были разложены листочки с загадками, придуманными читателями библиотеки. Разгадать их было несложно, так как подсказкой служили расположившиеся на выставке яркие сказки. Книжная выставка была щедро украшена игрушками - сказочный замок, принцессы, лебеди, русалочка и другие.
Помимо читателей библиотеки участниками акции стали классные коллективы из школ № 1 и № 3. Учителя начальных классов Счасливая Т.И., Кобенко Т.А. и Петрова Н.Л. организовали среди своих учеников прочтение сказок писателя-юбиляра. А затем ребята пришли в библиотеку, чтобы поучаствовать в конкурсной программе «В стране доброго волшебника», которую для них провела библиотекарь младшего абонемента Т.В. Дмитриенко. Участвуя в различных конкурсах, девчонки и мальчишки доказали, что они очень хорошо знакомы с героями произведений знаменитого сказочника.
Юбилею Х.К. Андерсена была посвящена и театрализованная программа, проведённая для школьников города специалистами Городского центра культуры совместно с Городской детской библиотекой. Ведь в день рождения Андерсена в 75 странах мира отмечается Международный день детской книги. Ребята встретились со сказочной Принцессой, которая вместе с Незнайкой провела участников праздника в волшебный Читай-город, где для них звучали песни и стихи о Принце и Русалочке, были организованы различные конкурсы, а также показан замечательный мультфильм «Гадкий утёнок».
Этот литературный праздник показал, что ребята любят читать, а сказки Ханса Кристиана Андерсена являются одними из самых любимых.









2 апреля в честь дня рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена отмечается Международный день детской книги.

Датский сказочник, поэт, писатель, драматург, эссеист Ганс Христиан Андерсен (Hans Christian Andersen) родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн в Дании в семье сапожника и прачки.

В 1819 году после смерти отца юноша, мечтая стать артистом, уехал в Копенгаген, где пробовал найти себя в качестве певца, актера или танцора. В 1819-1822 годах, работая в театре, он получил несколько частных уроков датского, немецкого и латинского языков.

Через три года безуспешных попыток стать драматическим артистом Андерсен решил писать пьесы. После прочтения его драмы "Солнце эльфов" совет дирекции Королевского театра, отметив проблески дарования юного драматурга, решил просить короля о назначении юноше стипендии для обучения в гимназии. Стипендия был получена, персональным попечителем Андерсена стал член дирекции театра советник Йонас Колин, который принял деятельное участие в дальнейшей судьбе молодого человека.

В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре. Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение "Умирающий ребенок", которое позже вместе с его другими стихами было напечатано в литературно-художественном журнале и принесло ему известность. На настойчивые просьбы Андерсена Коллину забрать его из школы тот в 1827 году организовал для подопечного частное обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии. Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена "Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер". В этом же году он написал водевиль "Любовь на Николаевой башне", который был поставлен на сцене Королевского театра в Копенгагене и имел большой успех.

В 1831 году, скопив небольшую сумму от гонораров, Андерсен отправился в свое первое путешествие по Германии, где он познакомился с писателями Людвигом Тиком в Дрездене и Адальбертом фон Шамиссо в Берлине. Итогом поездки стали эссе-размышление "Теневые картины" (1831) и сборник стихов "Фантазии и эскизы". За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов .

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834). В Париже Андерсен познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со скульптором Бертелем Торвальдсеном. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, где написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. Им были написаны поэма "Агнета и моряк", сказка-повесть "Ледяница".

Всю свою жизнь Андерсен провел в путешествиях, он посетил многие страны - Италию, Испанию, Францию, Швецию, Норвегию, Португалию, Англию, Шотландию, Болгарию, Грецию, Богемию и Моравию, Словению, Бельгию, Австрию, Швейцарию, а также Америку, Турцию, Марокко, Монако и Мальту, причем в некоторых странах он бывал по многу раз.

Всего Андерсен совершил 29 поездок за рубеж и более девяти лет жил за пределами Дании. Во впечатлениях от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений. В путешествиях он познакомился и беседовал с композиторами Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном-Бартольди, писателями Чарльзом Диккенсом (с которым был дружен и даже жил у него во время поездки в Англию в 1857 году), Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком и Александром Дюма и многими другими деятелями искусства. Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения "Базар поэта" (1842), "По Швеции" (1851), "В Испании" (1863) и "Визит в Португалию" (1868).

Во время путешествий Андерсен много писал. Он долго правил свои рукописи, но писал быстро, потому что обладал даром импровизации - отзывчивости поэта на любую мысль и впечатление и претворение ее в потоки образов и гармонических картин. Свой первый роман об Италии Андерсен начал писать как импровизатор, поэтому произведение так и было названо "Импровизатор" . Роман вышел в свет в 1835 году и принес Андерсену европейскую известность. Позже Ганс Андерсен написал романы "Всего лишь скрипач" (1837), "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1857), "Петька-Счастливец" (1870).

Признание получили его комедия "Первенец" и мелодрама "Мулат" (1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок "Дороже жемчуга и злата", "Бузинная матушка", "Оле-Лукойе".

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. Два первых иллюстрированных выпуска "Сказок, рассказанных для детей" были напечатаны в мае и декабре 1835 года, третий сборник - в апреле 1837 года. В них вошли известные сказки "Огниво", "Принцесса на горошине", "Русалочка" и другие.

В 1840-е годы был написан ряд сказок и новелл, которые Андерсен издавал в сборниках "Сказки" с сообщением, что произведения адресованы и детям, и взрослым: "Книга картин без картин", "Свинопас", "Дюймовочка", "Снежная королева", "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утенок", "Девочка со спичками", "Тень", "Соловей" и другие.

В 1853 году в Дании начало выходить в свет первое собрание сочинений Андерсена, где в 1855 году была напечатана исправленная версия его мемуаров - автобиографическая повесть "Сказки моей жизни". Позже она была доработана рядом замечаний о событиях каждого года вплоть до 1867 года и напечатана в 10-томном собрании сочинений Андерсена, изданном в Америке (1869-1871).

В 1858 году Андерсен впервые публично прочитал в недавно созданном Рабочем союзе свои сказки, которые имели большой успех. В последующие годы около 20 раз он читал сказки в аудиториях, состоявших из 500-900 человек. Помимо рабочих и студентов он читал свои сказки дворянству, знати и королевской семье.

Андерсен был награжден датским рыцарским орденом Данеброг, немецким орденом Белого Сокола 1-го класса, прусским орденом Красного Орла 3-го класса, норвежским орденом Святого Олава.

В 1867 году Ганс Андерсен получил титул статского советника и стал почетным гражданином города Оденсе.

В 1875 году, в день рождения писателя, Андерсену было объявлено, что по приказу короля ему будет поставлен памятник в королевском саду в Копенгагене. Позже писателю были представлены несколько моделей скульпторов, изображавших его окруженным детьми, но ни одна из них ему не понравилась - он не считал себя только детским писателем.

Лето 1875 года, будучи тяжело больным человеком, Андерсен провел у своих друзей Мельхиоров в загородной вилле Ролигед на берегу моря.

4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене от рака печени. День похорон поэта-сказочника был объявлен национальным днем траура. На его отпевании присутствовала королевская семья.

За всю жизнь писатель так и не обзавелся семьей, хотя был платонически влюблен в нескольких девушек.

В Дании Андерсену посвящены два музея и установлены - в Оденсе и Копенгагене.

23 августа 1913 года в Копенгагене героине сказки Андерсена Русалочке был установлен памятник , который стал символом Дании.

С 1956 года Международным советом по детской книге (IBBY) присуждается Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена - высшая международная награда в современной литературе. Этой медалью награждаются писатели, а с 1966 года - художники, за вклад в детскую литературу.

С 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения Андерсена, отмечается Международный день детской книги.

2005 год в связи с 200-летием со дня рождения писателя .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Ханс (Ганс) Кристиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen) - датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок» , «Стойкий оловянный солдатик» , «Принцесса на горошине» , «Новое платье короля» , «Оле Лукойе» , «Снежная королева» и других.

Ганс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец, Ханс Андерсен был бедным башмачником, мать, Анна Мари Андерсдаттер была прачкой из бедной семьи. Мать мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить и кроить. Отец мастерил детские игрушки из ненужных вещей, пел песни и читал сыну сказки. Оказал влияние на воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами. Андерсен проводил много времени и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы душевнобольных, где работала его бабушка.

В 1816 году отец Андерсена умер, и чтобы прокормить себя мальчику пришлось работать.

Ганс был подмастерьем у ткача, затем у портного. Позже писатель работал на сигаретной фабрике.

Ганс Андерсен рос нервным, эмоциональным и восприимчивым ребёнком. В то время применялись физические наказания детей в школах, поэтому Андерсен посещал еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены. Отсюда навсегда сохранившаяся связь писателя с еврейским народом и знание его традиций и культуры.

В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег, отправился в Копенгаген. Из жалости и благодаря его приятному голосу и просьбам, Ханс Кристиан, несмотря на не эффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Король Дании Фредерик VI разрешил учиться Гансу Андерсену в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны.

В 1826 году выходят несколько стихотворений Андерсена («Умирающее дитя» и др.)

В 1827 году Андерсен завершил учёбу, но до конца жизни он делал множество грамматических ошибок, так и не одолев грамоты.

В 1828 году Ганс Андерсен поступает в университет. В этом же году печатается его первая книга «Путешествие пешком от Гальменского канала до острова Амагера» .

В 1830 году написана пьеса «Любовь на Николаевой башне» .

В 1831 году выходит роман Ханса Кристиана Андерсена «Путевые тени».

В1833 году Ганс Христиан получает Королевскую стипендию и отправляется в путешествие по Европе. В это время он занимается литературным творчеством, пишет: поэму «Агнета и моряк» , сказку-повесть «Ледяница» ; в Италии начинает роман «Импровизатор» . «Импровизатор» приносит Андерсену популярность во всей Европе.

В 1834 году Андерсен возвращается в Данию.

В период с 1835 - 1837 годы - изданы «Сказки, рассказанные для детей», куда вошли «Огниво» , «Русалочка» , «Принцесса на горошине» и др. До 1872 года Гансом Кристианом Андерсеном было издано 24 сборника сказок

1837 год - роман Г. Х. Андерсена «Только скрипач» .

В 1838 году написан «Стойкий оловянный солдатик» .

В 1840-х годах написаны ряд сказок и новелл, которые Ханс Андерсен издал в сборниках «Сказки». Туда входят произведения: «Книга картин без картин» , «Свинопас» , «Соловей» , «Гадкий утенок» , «Снежная королева» , «Дюймовочка» , «Девочка со спичками» , «Тень» , «Мать» и другие. В этот же период Андерсен становится известен как драматург. Театры ставят его пьесы «Мулат» , «Первенец» , «Грезы короля» , «Дороже жемчуга и злата» .

В 1842 году Г. Х. Андерсен путешествует по Италии. Издает сборник путевых очерков «Базар поэта» .

В период с 1846 по 1875 годы , почти тридцать лет Андерсен пишет автобиографическую повесть «Сказка моей жизни» .

В 1848 году написана и издана поэма «Агасфер» .

В 1849 году напечатан роман Андерсена «Две баронессы» .

В 1853 году Андерсен пишет роман «Быть или не быть» .

В 1855 году Ганс Андерсен путешествует по Швеции и пишет роман «В Швеции» .

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

В 1872 году писатель упал с кровати и не смог оправиться от травм, хотя прожил ещё три года.

4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался. Похоронен писатель на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Биография Ганса Христиана Андерсена - тема этой статьи. Годы жизни этого великого писателя - 1805-1875. Ганс появился на свет в Оденсе, датском городе, расположенном на острове Фюн. Фото Андерсена Ганса Христиана представлено ниже.

Отец его был сапожником и мечтателем, больше всего любил мастерить различные игрушки. Он был слаб здоровьем и умер, когда Гансу исполнилось 9 лет. Мария, мать мальчика, работала прачкой. Нужда, которая наступила после смерти мужа, заставила эту женщину отдать сына на суконную фабрику в работники, после чего - на табачную, но здесь он в основном развлекал пением рабочих, а также разыгрывал сценки из Гольберга и Шекспира.

Первое появление на сцене

Ганс Христиан в подростковом возрасте много читал, расклеивал афиши и интересовался театром. В Оденсе летом 1918 года гастролировали актеры из города Копенгагена. Для массовых сцен были приглашены все желающие. Так Андерсен попал на сцену. Усердие его было отмечено, что вызвало у мальчика невероятные мечты и большие надежды.

На фото ниже - дом в Оденсе, в котором жил в детские годы будущий писатель.


Андерсен отправляется покорять Копенгаген, покровительство Сибони

Биография Ганса Христиана Андерсена продолжилась в Копенгагене. 14-летний театрал решил отправиться сюда и предстать перед балериной Шалль, примой местного театра. Он пел и танцевал перед ней. Прима посчитала, что это сумасшедший бродяга. Визит к директору также ничего не дал. Он нашел Андерсена чересчур худым и лишенным внешности, необходимой актеру (уже здесь намечалась написанная им в будущем сказка "Гадкий утенок"). Тогда Ганс отправился к певцу Сибони, которого ему удалось покорить своим пением. Была организована подписка в пользу Андерсена. Сибони стал давать ему уроки пения и музыки. Однако у Андерсена через полгода пропал голос, и певец предложил ему возвращаться домой.

Новые покровители и первый дебют

Ганс обладал невероятным упорством. Он смог найти новых покровителей - поэта Гульдберга, с братом которого он был знаком еще по Оденсу, и танцора Далена. Последний обучал мальчика танцам, а поэт - немецкому и датскому языкам. Ганс Христиан вскоре дебютировал на сцене местного королевского театра, в балете "Армида", исполнив незначительную роль 7-го тролля, которых было всего 8. Он также иногда пел в хоре воинов и пастухов.

Ганс, подружившись с библиотекарем, начал проводить большую часть своего времени среди книг, а также принялся сам сочинять стихи (украшая их без особого стеснения строфами из известных поэтов), после чего - трагедии ("Альфсоль", "Разбойники в Виссенберге"). Первым его редактором и читателем стал поэт Гульдберг.

Обучение в латинской школе и в университете, первые произведения

Театральной дирекции в конце концов удалось выхлопотать королевскую стипендию начинающему драматургу. Он также получил право обучаться бесплатно в латинской школе, где провел 5 лет. В 1828 году Андерсел сдал вступительные экзамены в университет Копенгагена. Он был к этому времени автором двух стихотворений, которые удалось опубликовать, - "Умирающее дитя" и "Вечер".

Из-под его пера через год появляется произведение "Путешествие пешком...", полное юмора и фантазии. В это же время на сцене театра Копенгагена ставится водевиль Андерсена "Любовь на Николаевой башне". Зрители благожелательно встретили эту постановку. Андерсен в 1830 году издает поэтический сборник, в который в качестве приложения была включена сказка "Мертвец".

Первая любовь

В это же время влюбляется писатель Ганс Христиан Андерсен. Сестра одного его университетского приятеля становится причиной ночных бессонниц Андерсена. Эта девушка происходила из бюргерской семьи с умеренными идеалами, в которой достаток ценился превыше всего. Нищий литератор родителям вовсе не пришелся по вкусу. К тому же мать его находилась в богадельне. Дело в том, что Мария после смерти своего второго мужа сильно сдала. Она начала выпивать, и соседи решили поместить женщину в дом призрения.

Путешествие по Германии и творческий кризис

Возлюбленная Андерсена отказала ему, отдав предпочтение сыну аптекаря. Для того чтобы вылечить Ганса от любви, Коллин, его состоятельный покровитель, отправил его в путешествие по Германии. Андерсен привез оттуда книгу "Теневые картины" (год создания - 1831), которую он написал под влиянием творения Гейне "Путевые картины". В этом произведении Ганса пока еще робко, но уже зазвучали сказочные мотивы.


Продолжим описывать жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена. Безденежье и творческий кризис заставили его приняться за составление либретто по произведениям В. Скотта, что очень не понравилось критике. Ему стали напоминать все чаще, что он - сын сапожника, и не следует заноситься. Андерсену в конце концов удалось вручить королю Дании вторую свою книгу стихов "Фантазии и эскизы". Он сопроводил свой подарок прошением о пособии для совершения заграничной поездки. Просьба была удовлетворена, и писатель в 1833 году отправился в Италию и Францию. В богадельне за время этого путешествия умерла его мать. Глаза ей закрыли чужие руки.

Встреча с Гейне

Андерсен в Париже встретился с Гейне, своим кумиром. Знакомство, правда, ограничилось несколькими прогулками по бульварам Парижа. Андерсен восхищался этим человеком как поэтом, однако отнесся настороженно к нему как к атеисту и вольнодумцу. В Париже Ганс начал писать драму в стихах "Агнета и Водяной", законченную в Италии.

Роман "Импровизатор"

Италия послужила сценой действия для написанного в 1935 году романа "Импровизатор". Он был переведен в 1844 году в России, получил рецензию самого В. Белинского. Правда, похвалы удостоились лишь итальянские пейзажи, блестяще написанные Андерсеном. Русский критик, можно сказать, раскусил главного героя, не подозревая при этом того, насколько тот биографичен. Ведь не "восторженный итальянец", а сам Ганс Христиан мучился зависимостью от меценатов, и именно он расстался "по недоразумению" со своей первой возлюбленной.

Вторая влюбленность

Со второй девушкой, которая тронула сердце Андерсена, - дочерью Коллина, его покровителя, также не вышло ничего, кроме братской любви. Сам Коллин покровительствовал ему охотно, но вовсе не желал заполучить поэта в зятья. Ведь Ганс Христиан Андерсен, творчество и положение которого интересовали лишь ценителей искусства, был человеком с весьма неустойчивым будущим. Поэтому для своей дочери заботливый отец выбрал адвоката.

Последняя попытка жениться

Еще одна женщина, на которой итальянский поэт из произведения "Импровизатор" решил жениться, также появилась в судьбе его автора. Это Иенни Линд, певица, которую называли "шведским соловьем". Познакомились они в 1843 году, в котором появилась на свет сказка "Соловей".


Знакомство это состоялось во время гастролей певицы в Дании. Слово "любовь" вновь замелькало в дневнике Андерсена, однако дело не дошло до устных объяснений. Иенни на прощальном банкете произнесла тост в честь писателя, предложив ему стать ее "братом". На этом закончил свои попытки жениться Ганс Христиан Андерсен, творчество и биография которого нас интересуют. Видимо, он опасался, что Мадонна накажет его за "светскую дорогу жизни". Личная жизнь Ганса Христиана Андерсена, к сожалению, не сложилась.

Первые сказки

Еще один роман вышел после "Импровизатора" - "Только скрипач" (в 1837 году). Между двумя романами появились 2 выпуска "Сказок, рассказанных детям". Никто не обратил внимания в то время на эти произведения, которые создал Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых интересующего нас писателя, однако, не должна упускать этот важный момент. Вскоре появился на свет и третий выпуск. В сборники вошли ставшие классикой сказки: "Русалочка", "Принцесса на горошине", "Огниво", "Новое платье короля" и другие.

Творческий расцвет

На конец 30-х, а также 40-е годы пришелся творческий расцвет Андерсена. Появились такие его шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик" (написан в 1838 году), "Гадкий утенок" и "Соловей" (в 1843), "Снежная королева" (в 1844 году), в следующем - "Девочка со спичками", затем - "Тень" (1847 год) и другие.

Андерсен в это время вновь посетил Париж (в 1843 году), где встретился вновь с Гейне. Тот приветствовал его уже как равного, был в восторге от сказок Андерсена. Ганс стал европейской знаменитостью. Он стал называть с тех пор сборники своих произведений "Новыми сказками", подчеркивая тем самым то, что они адресованы и детям, и взрослым.

В 1846 году создал автобиографию, названную "Сказкой моей жизни", Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых написана чистосердечно и откровенно. О себе Андерсен очень трогательно рассказал в третьем лице, будто создавая очередную сказку. И действительно, слава пришла к этому писателю сказочным непредусмотренным путем.

Два любопытных эпизода из жизни Андерсена

Биография Ганса Христиана Андерсена отмечена одним забавным случаем. Он произошел в 1847 году, во время путешествия Ганса в Англию. Писатель, осмотрев старинный замок, решил оставить свой автограф в книге посетителей. Вдруг к его спутнику, важному пожилому банкиру, обратился привратник, посчитав, что это Андерсен. Узнав, что ошибся, привратник воскликнул: "Такой молодой? А я думал, что писатели лишь к старости становятся знаменитыми".

Англия подарила еще одну приятную встречу датскому сказочнику. Он познакомился здесь с Диккенсом, автором "Сверчка на печи" и "Оливера Твиста", которых он очень любил. Выяснилось, что Диккенс любит сказки и рассказы Ганса Христиана Андерсена. Поскольку писатели не знали языков друг друга, они изъяснялись жестами. Растроганный Диккенс на прощание долго махал платком Андерсену с пристани.

Завершение жизненного пути

В последнюю очередь, как это нередко бывает, признание к этому писателю пришло на родине. Скульптор показал ему проект: облепленный ребятишками со всех сторон Андерсен. Однако Ганс заявил, что сказки его адресованы и взрослым, а не только детям. Проект переделали.

Фото Андерсена Ганса Христиана, датированное июлем 1860 года, представлено ниже.

В 1875 году, 4 августа, несколько месяцев после юбилейных торжеств, во сне ушел из жизни великий сказочник. Этим событием завершилась биография Ганса Христиана Андерсена. Однако сказки его и память о нем продолжают жить и по сей день.

Личность Ханса Кристиана Андерсена слишком сложна и противоречива, чтобы рассматривать ее исключительно сквозь призму психиатрии. Вряд ли кто-то будет столь смелым, чтобы квалифицировать его замечательную жизнь как клинический случай. Вместе с тем, личностное своеобразие писателя отмечалось еще его современниками, и именно его внутренняя жизнь, наполненная яркими образами фантазии и глубинными страхами, дала начало всемирно известным андерсеновским сказкам.

Портрет Х. К. Андерсена, написан в 1846 г., автор — художник Кристиан Альбрехт Дженсен (1792-1870). Картина находится в Дании

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в датском городе Оденсе в бедной семье выходцев из сельской местности. Когда его родители поженились, отцу было 22 года, матери - по меньшей мере, 30. Отец обладал вспыльчивым и раздражительным характером, но агрессии по отношению к своей семье никогда не проявлял. Владел ремеслом сапожника, но последние годы жизни служил добровольцем в Королевской армии, скончался скоропостижно, едва Хансу Кристиану исполнилось 11 лет. О деде писателя по отцовской линии известно, что на склоне лет он страдал психическим расстройством, судя по всему, имевшим среди своих проявлений симптомы мании, по описанию самого писателя: «...иногда на него находили приступы буйного веселья. Он украшал цветами и пес-трыми тряпками свою продавленную шляпу и истрепанный сюртук и, громко распевая что-то бессвязное, бежал по улицам». Дети дразнили старика, и, видя экзальтированность и погруженность в фантазии самого мальчика, называли его «дурачком, вроде дедушки», после чего впечатлительного Ханса Кристиана долгие годы преследовал страх заболеть душевным расстройством. Не последнюю роль в формировании фобии сыграл также случай из детства сказочника: его бабка ухаживала за садом городской больницы и богадельни, и часто брала с собой внука, который, однажды заигравшись, пробрался в отделение для буйных пациентов, - там его очень испугала черноволосая обнаженная женщина, бросившаяся к нему и практически успевшая схватить его сквозь прутья решетки. Андерсен охотно вспоминает о родственниках по отцовской линии, в то время как о матери дает очень мало сведений даже в своей автобиографии. Мать была одной из трех внебрачных дочерей жительницы Оденсе, с детства ее семью преследовали бедность и лишения, она просила милостыню на улицах города, а одна из ее сестер работала в публичном доме. В 1799 г. мать писателя сама родила внебрачную дочь, которую Андерсен никогда не видел и не стремился разыскать, так как опасался, что она начнет его шантажировать. После смерти отца мать, зарабатывавшая на жизнь стиркой белья, начала злоупотреблять алкоголем, и, несмотря на повторный брак, также с сапожником гораздо младше ее по возрасту, закончила свою жизнь в местном заведении для престарелых. Несмотря на все беды, Андерсен описывает свое детство как счастливое - он рано заинтересовался театром и без конца играл с самодельными куклами, сочинял для них роли и шил костюмы. В пятилетнем возрасте его отдали на обучение к учительнице, однако та однажды выпорола его, после чего Андерсен незамедлительно собрал свои книги и вернулся домой. После этого случая родители устроили сына в школу для еврейских детей, однако и там проучился он недолго - мать решила отдать его на фабрику, где частично использовался детский труд - подмастерья требовали, чтобы дети пели им в тяжкие часы работы, а у маленького Андерсена оказался хороший голос. Однако рабочие были грубыми, мальчик застеснялся и заплакал, когда услышал их непристойные песнопения, его обозвали девчонкой и в шутку сорвали с него одежду, чтобы проверить так ли это, после чего Ханс Кристиан в слезах убежал домой. Позже его пробовали отдать на табачную фабрику, но он вскоре заболел, и мать оставила затею приобщить сына к труду. Уже с детства Андерсен проявлял болезненную впечатлительность, которая не оставила его и в зрелые годы. Вскоре Ханс Кристиан нашел себе занятие по душе - он бредил книгами и театром. Мальчик был на все готов, если узнавал, что у того или другого достопочтенного бюргера есть библиотека, и с готовностью декламировал целые отрывки из пьес, чтобы ему дали почитать заинтересовавший фолиант. Вскоре он сам начал писать пьесы - трагедии, в конце которых все действующие лица умирали. Позже Андерсен напросился за кулисы городского театра, где ему даже разрешили сыграть роль пажа. Постепенно мальчик стал бредить о признании и сцене (отнюдь не о карьере писателя-сказочника), но для самореализации нужно было отыскать дополнительное пространство.


В 14 лет, успев выпросить рекомендательные письма у некоторых именитых горожан, Андерсен предпринял рискованное и авантюрное путешествие в столицу на поиски славы. Добравшись до Копенгагена, он первым делом отправился на поиски Королевского театра. Юноше удалось отрекомендоваться танцовщице мадам Шалль, и, объяснив ей, что очень хочет получить место в театре, он тут же начал петь, декламировать и танцевать, используя свою шляпу вместо бубна. Как позже мадам Шалль сама признавалась писателю, тогда она сочла, что перед ней душевнобольной, но отреагировала сдержанно, обещав попросить балетмейстера театра взять его в балет. Андерсен ушел от нее в слезах. Ему удалось пробиться и к самому директору театра, который прямо сказал юноше, что он слишком худощав, неуклюж и на сцене вызовет только смех. В утешение Андерсен истратил последние деньги на посещение театра. После нескольких безуспешных попыток штурма театральных подмостков Ханс Кристиан опустил руки и устроился учеником столяра, но его хватило только на один день ученичества. Наконец он вспомнил про свой певчий талант и решил использовать еще одну возможность - отправился к оперному певцу Сибони.

У маэстро как раз был званый обед, и гости снисходительно выслушали чудака. Под конец своего выступления Андерсен расплакался, но Сибони увидел в нем жилку и согласился давать уроки пения, а гости собрали для него определенную сумму в виде стипендии. Так Андерсен прожил первые полгода в Копенгагене, но весной у него начал ломаться голос, и с пением было покончено. Деньги закончились, и юноша снова был вынужден искать поддержки у благодетелей по выработанному сценарию. Андерсен продолжал ходить по усадьбам и назойливо демонстрировать свои таланты, при этом круг его знакомых постепенно разрастался, ему удавалось находить сочувствующих как среди влиятельных земляков, живших в Копенгагене, так и в театральных кругах, которые собирали для него суммы денег. Поэт Й. М. Тиле так описал впечатление, которое произвел на него 15-летний Андерсен, явившийся поблагодарить его за участие в сборе пожертвований: «Подняв взгляд от бумаги, я с удивлением увидел долговязого юношу очень странной наружности, который стоял у двери с глубоким театральным поклоном до полу. Шляпу он сбросил еще у дверей, а когда длинная фигура в поношенном сером сюртуке, из слишком коротких рукавов которого торчали худые руки, выпрямилась, я увидел маленькие раскосые глазки, которым потребовалась бы пластическая операция, чтобы видеть из-за длинного, выдающегося вперед носа. На шее у него был пестрый ситцевый платок, так крепко завязанный узлом, что длинная шея как бы стремилась выскочить из него; короче говоря, это было удивительное существо, тем более поразительное, что, сделав несколько шагов вперед и еще раз поклонившись, оно начало свою патетическую речь так: «Могу ли я иметь честь выразить мою любовь к сцене в стихах, которые я сам сочинил?».

В конце концов, к осени 1820 г. Андерсену удалось пробиться на сцену Королевского театра, где он начал появляться в качестве статиста балета, а весной 1821 г. его имя даже напечатали на афише - он играл тролля! Голос к нему вернулся, и Ханса Кристиана взяли в хор. Однако мелкие роли не удовлетворяли юношу - он хотел быть драматическим актером или, на худой конец, оперным певцом, но все твердили, что с такой внешностью он будет вызывать у зрителей только смех.

Летом 1822 г., по прошествии трех лет не очень удачной актерской карьеры, Андерсена уволили из театра. Но наш герой не отчаялся - ему в голову пришла еще одна идея, за которую он ухватился, как за соломинку, - ведь есть и другой способ попасть в столь желанный театральный мир - стать драматургом! За следующий год он написал несколько пьес по народным мотивам. Сколь строгими ни были критики, которым он предоставил свои опусы для рецензии, отметившие, что пьесы автора - нагромождение слов и тирад без драматического действия и написаны человеком, не знающим элементарных правил орфографии, они отметили, что искры таланта в произведениях есть. Было решено собрать сумму денег для того, чтобы автор мог получить образование в гимназии. Следующие пять лет Ханс Кристиан провел за школьной скамьей. Его одноклассники были в среднем на 6 лет младше Андерсена, а придирчивый ректор так донимал юношу своими едкими замечаниями и насмешками, что тот редко когда мог выдавить из себя внятный ответ у доски. Годы учебы в гимназии Андерсен вспоминал как мученичество, и даже в старости его одолевали кошмары, в которых ректору отводилась главная роль.

В октябре 1828 г. Андерсен, наконец, получил аттестат зрелости и смог полностью отдаться творчеству. Уже через несколько месяцев он издал свою первую книгу, еще через год - сборник стихов. К несчастью, Ханс Кристиан непременно хотел писать для сцены, не обладая при этом талантом драматурга. И что толку от критиков, которые давали сдержанные, но в целом положительные рецензии в отношении его поэзии и прозы, - критические отзывы на пьесы были разгромными.

Летом 1830 г. Ханс Кристиан заехал погостить к своему школьному товарищу, в доме которого познакомился с его сестрой - Риборг Войт. Между молодыми людьми возник взаимный интерес, но, оставаясь наедине, Андерсен начинал ощущать непонятный страх. Несмотря на то, что в жизни писателя было много симпатий к прекрасным дамам, он так и не смог возмужать по-настоящему, до конца своих дней избегая сближения с женщинами. Андерсен скорее гордился своей девственностью, чем стыдился ее. В письмах друзьям, в годы своего ученичества, он пишет: «Я все еще остаюсь таким же ребенком, как и прежде, но я даже рад этому», а в мемуарах, вспоминая эпизод, когда одна замужняя дама хотела его совратить, комментирует: «Слава богу, я был добродетельным в душе, я пребывал в детской наив-ности и забывал обо всех пороках кругом». Пожалуй, наиболее значимыми, преисполненными самыми нежными чувствами, для Андерсена были отношения со шведской оперной певицей Йенни Линд. Когда они познакомились, писателю было почти 40. Девушка была младше Ханса Кристиана на 15 лет и не воспринимала всерьез его ухаживания. «Дружба - и больше ничего!», - отвечала мята на сватовство мотылька в сказке писателя, словно отражая его дружбу с Йенни Линд.


В 1832 г., в письме к еще одному объекту воздыхания, Луизе Коллин, дочери его покровителя, Андерсен откровенничает: «Я чувствую себя больным, больным душой; у меня нет сил жить, меня ничто не радует, ничто не волнует; мечты моей юности были и остаются мечтами, я чувствую, как увядаю в болезни и одиночестве... Я испытываю к вам огромное уважение, глубочайшее доверие, ведь я один на свете и мне не за что уцепиться. Будьте счастливы; уже далеко за полночь, я не смею больше писать. Когда сердце полно скорби, ему легче говорить о своей боли, и это ничуть не забавно». Вообще, письма писателя к друзьям всегда были переполнены жалобами, прежде всего, в адрес критиков, к которым он испытывал смешанное чувство страха и ненависти одновременно. Между строками сетований на злосчастных недоброжелателей и завистников Андерсен жаловался на бедность, отсутствие любви и внимания со стороны тех же приятелей и даже делился опасениями о возможной преждевременной смерти от всех этих бед. Болезненная чувствительность и обидчивость Ханса Кристиана не давали ему покоя, и у него часто случались реактивные депрессии в ответ на очередное колкое замечание в отношении его нового опуса.

В 1833 г. Андерсену удалось завоевать государственную стипендию для молодых ученых и художников на получение опыта за границей. Но даже в солнечной и приветливой Италии его не покидали привычные тревоги - он успел сильно поссориться в переписке с ближайшим другом Эдвардом Коллином, после того как тот имел неосторожность намекнуть приятелю, что его последняя пьеса требует доработок. Целый месяц после этого он чувствовал себя больным и ничему не мог радоваться, сетуя, что по возвращении в Копенгаген у него останется лишь одно место - на кладбище. Несмотря на колебания настроения, которые случались с Андерсеном во время его первого большого путешествия, со временем длительные заграничные поездки станут для него способом бегства от критики, обид и непринятия, с которыми он, по субъективным ощущениям, так часто сталкивался в родной Дании. Больше года он пробыл в Южной Европе, где добыл много материала для своих новых произведений. По возвращении он опубликовал свой первый роман и сборник сказок, после успеха которых начал регулярно получать жалование от короля.

Сказки по-прежнему составляли лишь малую часть его творчества, все остальное место занимали романтические стихотворения и неубедительные пьесы. В 1840 г., после неудавшейся постановки его драмы «Мавританка», Андерсен решил уехать подальше от критиков и отправиться в давно задуманное путешествие по Греции и Турции. Зиму он встретил в Италии с тяжелыми думами на душе, и лишь высланная вдогонку королевская стипендия смогла поднять его настроение. После очередного путешествия по Европе в 1843 г. Андерсен понял, что знаменит, - люди читали переводы его произведений и выражали ему свое признание. Постепенно писатель привык считать себя европейской величиной: «Герцоги, епископы, ученые, виднейшие в мире люди разговаривают со мной так, словно я выдающаяся личность», - заявлял он с неприкрытой гордостью, когда беседовал с очередным земляком. Но датчанам претила его тщеславность и между собой они называли писателя «заграничным орангутангом», а для Ханса Кристиана подобное отношение было лишь поводом к очередной поездке, плодом которых стали его многочисленные путевые заметки. Он исколесил всю Европу, и только от поездки в США отказался, после кораблекрушения в 1858 г. немецкого пассажирского судна, направлявшегося в Америку. Андерсен так привык к кочевой жизни, что когда возникла необходимость купить собственную мебель, у него наступила паника - ведь вещи привяжут его к определенному месту, а это будет означать, что пришел конец свободному существованию и путешествиям, и, стало быть, он скоро умрет, в отличие от этой дубовой кровати, которая переживет его на десятилетия!

Эпизоды кратковременной депрессии посещали писателя в 1848 г., когда умер король Кристиан VII, и Дания ввязалась в военный конфликт с его горячо любимой Германией, а также в 1850 г. Тогда Андерсен писал своей приятельнице: «Чувство, что я до сих пор не сделал ничего достойного, и уверенность, что уже ничего не сделаю, мучают меня порой ужасно!», и в другом письме: «В последнее время у меня дурное настроение... я думаю, что в моей жизни не будет больше счастья... нет уже беззаботной души и надежд молодости... которые были раньше... нет цели, к которой я бы стремился всей моей жизнью, ничего, что по трезвому размышлению может быть достигнуто!.. Однако о чем плакать! Я счастливее тысяч других, у меня есть... у меня есть... да, только в прошлом я вижу жизнь, вот моя беда». Последняя «черная полоса» в его настроении была в 1860 г. - тогда у него часто случались приступы рыданий, появились раздражительность и капризность. Несмотря на постоянные ипохондрические жалобы, Андерсен долгие годы оставался активным. Умер он, по всей вероятности, от рака печени в 1875 г., в возрасте 70 лет.

Великим сказочником Андерсен быть не хотел (хотел быть великим актером или драматургом) и упорно отказывался верить критикам, которые говорили о его неубедительности в других жанрах, банальности и неясности их сюжетных линий. Больше половины всех его сказок появилось в последние десятилетия его жизни, да и во всем его творчестве сказки занимали, пожалуй, меньшую часть из всего написанного по сравнению с пьесами, стихотворениями, путевыми заметками и романами. Творчество Андерсена исключительно автобиографичное - что бы он ни писал, он писал о себе.


И если в сказках посредством языка метафор он бессознательно отыгрывал свои внутренние конфликты и комплексы, то в романах жизненные параллели героев воображаемых и героя настоящего очевидны. В первом романе «Импровизатор», написанном во время путешествия по Италии, Ханс Кристиан рассказывает историю римского юноши-сироты, которого приютила дворянская семья и дала ему образование. Юноша крайне неуверен, страдает врожденным страхом перед окружающим миром, отсутствием мужской твердости, что не позволяет ему верить в свои неоспоримые поэтические дарования. Он стремится любить, но боится любви. Он не позволяет себе соблазниться женской красотой, его страшит физическая привлекательность. Чувственную неаполитанку Санту он называет дочерью Греха и в панике бежит, когда она пытается совратить его (из всех женских образов в творчестве Андерсена убедительным получился, пожалуй, только образ Снежной королевы). Но после долгих мытарств и тяжелой болезни герой находит свою настоящую любовь и живет с ней счастливо. В романе «О.Т.» главный герой - талантливый студент из скромной семьи, который через своих друзей становится вхож в дома зажиточных копенгагенских горожан. Он стремится освободиться от неблагородного происхождения и обеспечить себе почетное место среди аристократии, что в конце концов ему удается. Роман «Только скрипач» - про мальчика, который, не имея средств для развития своего музыкального таланта, нанимается юнгой на судно. Противоположностью меланхоличному герою, полному мечтаний о богатой жизни, выступает его подруга, девочка-еврейка, самостоятельная и веселая. Последующие романы Андерсена также эксплуатировали тему обездоленных детей, стремящихся преодолеть свою судьбу. Слишком похоже на самого Ханса Кристиана, который вместе со своими героями пытался отмежеваться от своего простого происхождения, испытывая двойственное отношение к окружению своего детства.

Отнюдь не все сочинения Андерсена заканчивались банальным хеппи-эндом, напротив, во многих его произведениях, в том числе и сказках, неизменно присутствует дух смерти и умирания. Чего только стоит его стихотворение «Последняя песнь поэта» («Унеси меня прочь, о сильная смерть...») или «Умирающее дитя», которое написал 19-летний юноша в безрадостные часы школьного ученичества. Учитывая частоту умирания героев сказок писателя, складывается впечатление, что таким образом он боролся со своим личным страхом смерти: «Посреди комнаты стоял открытый гроб; в нем покоилась женщина цветущих лет» («Последняя жемчужина»); «Брачным ложем твоего жениха становится гроб, и ты остаешься старою девой!» («Из окна богадельни»); «Библия лежала под головою молодой девушки в гробу» («Отпрыск райского растения»); «Дети поплясали вокруг могилки...» («Сердечное горе»); «Знаем! Знаем! Ведь мы выросли из глаз и из губ убитого! - ответили духи цветов...» («Эльф розового куста»). Страх перед женщинами также отразился в сказках - очень часто смерть настигает именно их, например в «Русалочке», «Девочке со спичками» или совсем красочно: «Палач отрубил ей ноги с красными башмаками - пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса» («Красные башмаки»). Затрагиваются и сексуальные табу, связанные с девственностью, - например с точки зрения психоаналитиков подобной трактовкой можно наполнить сказки «Принцесса на горошине» и «Снежная королева». Даже злосчастные критики негласно присутствуют в сказках - это и худший из пяти братьев - злобный критик, которому в итоге отказано в райском блаженстве («Кое-что»), и грязная улитка на цветке («Улитка и розовый куст»), и навозные мухи («Лягушачье кваканье»).

Творчество Андерсена невротично, он так и не смог освободиться в нем от самого себя, оставшись пленником своих проблем и глубинных страхов. Последних у него было особенно много. Сказочник боялся отравления (относил соседским детям посланные ему в подарок конфеты, а на следующий день забирал обратно) и ограбления, соблазнения и сумасшествия, собак и потери паспорта, смерти от руки убийц, в воде и в огне (в путешествия брал с собой веревку, чтобы в случае пожара спуститься из окна), погребения заживо (клал у постели записку «На самом деле я не умер. Я просто сплю»), трихинеллеза (не ел свинины).

Писатель был крайне мнительным - тревожился, что не так заклеил и неправильно надписал конверт, неделями переживал, что переплатил за билет или книгу. Х. П. Хольст рассказывал в письме домой из Рима в 1841 г., что Ханс Кристиан в страхе закричал и бросился бежать, когда во время прогулки у водопадов увидел, что Хольст свесился через балюстраду, - как Андерсен впоследствии объяснил, он уже представил себе своего спутника летящим вниз и подумал, что об этом придется писать его жене, да еще и стихотворный некролог в газеты отсылать.

Также Ханс Кристиан донимал друзей ипохондричными жалобами на зубную боль, даже тогда, когда зубы были вставными. К ипохондрии добавлялись периодические депрессивные эпизоды, сопровождавшиеся усталостью и упадком сил, тошнотой, головными болями, приступами головокружения. Любая мелочь - царапина на пальце, синяк на колене, рыбная кость, которую он, как ему казалось, проглотил, небольшая простуда - все внушало ему ипохондрический страх перед возможными осложнениями.


Даже в зрелые годы Андерсен производил впечатление большого ребенка со всей непосредственностью поведения, восторженностью, капризностью, лабильностью эмоциональных проявлений. Легкий испуг, незначительная досада или случайно всплывшее неприятное воспоминание могли выбить почву у него из-под ног, вызвать рыдания и обиду. Его реакция часто была несоразмерна поводу еще и потому, что переживания подкреплялись богатой фантазией писателя, приводя подчас к гротескно преувеличенным умозаключениям. Об инфантильности, некоторой незрелости личности сказочника свидетельствует и та осторожность, с которой он относился к дамам, - страх перед женщинами оказался превыше потребности в них. Не потому ли у сохранившего в себе частичку детства человека так хорошо получалось писать именно сказки?

Рефреном, с которым Андерсен шел по жизни, было убеждение в том, что окружающие его не понимали - столь болезненно он реагировал на любую внешнюю оценку. «Я как вода, меня все приводит в движение, все отражается во мне, наверное, это заложено в моей писательской натуре, приносит мне радость и благословение, но нередко муки», - писал Ханс Кристиан о своей заостренной чувствительности. Однако ранимость сочеталась в нем с чрезмерным самолюбием, неудержимым тщеславием, фантазиях о собственной гениальности. Он мог перебежать на другую сторону улицы только для того, чтобы с гордостью поведать случайному знакомому о том, что его уже напечатали в Испании или где-нибудь еще. Андерсен постоянно испытывал потребность читать друзьям, да и всем окружающим, отрывки своих произведений - в этом его назойливость достигала пределов, гордился и хвастался знакомствами с сильными мира сего - знаменитостями и королями. «Гений - это яйцо, которое нуждается в тепле, в оплодотворении удачей, иначе из него ничего не выводится» - нельзя опровергать это убеждение писателя. Когда Андерсен имел средства, то тщательно следил за своей одеждой и красивой прической (еще в школьные годы в письмах к благодетелям просил выслать ему новый сюртук и сапоги). В 1846 г. немецкий художник написал его портрет; «он просто отличный, напоминает меня, каким бы я хотел себя видеть», - писал Андерсен на родину. «Поехал сфотографироваться, позировал три раза, похож на прилизанного щелкунчика», - не без самоиронии записывает он в своем дневнике.

Говоря о формировании и динамике личности писателя, можно предположить, что ядро личности Андерсена было сенситивным, повышенная эмоциональная чувствительность сочеталась с выраженной потребностью к гиперкомпенсаторному поведению, - испытывая страх и восприимчивость к внешним оценкам, он всю жизнь пытался реализовать себя именно в тех сферах, где они наиболее важны. Расхождение между незрелым и слабым «я» писателя, неустойчивой самооценкой и ненасыщемой потребностью во внимании привело к формированию неразрешаемого внутреннего невротического конфликта по типу истерического «хочу, но не дают» и дальнейшему патохарактерологическому развитию личности с заострением ведущих черт, стереотипностью реагирования на внешние раздражители, формированием конверсионных симптомов, краткими депрессивными эпизодами психогенного происхождения.

Малоизвестный факт из биографии Андерсена - его заочное знакомство с другим выдающимся датчанином, его современником, философом Сереном Кьеркегором. В одном из своих ранних эссе философ критикует один из его романов словами, которые очень метко характеризуют неординарную личность Ханса Кристиана: «...когда честолюбец говорит: «Надо быть Цезарем или никем», и ему не удается стать Цезарем... ему уже невыносимо быть самим собой. В глубине души он отчаивается не в том, что не стал Цезарем, но в этом своем Я, которое не сумело им стать».

Ханс Кристиан Андерсен и синдром Марфана

Специфическая внешность Андерсена натолкнула некоторых исследователей (прежде всего, ученого-генетика В. П. Эфроимсона) на гипотезу о том, что у сказочника была стертая форма синдрома Марфана - аутосомно-доминантного генетического заболевания, которое поражает соединительную ткань и характеризуется диспропорционально длинными конечностями, тонкими худыми пальцами, астеническим телосложением и наличием сердечно-сосудистых пороков, которые специфически проявляются в виде пороков сердечных клапанов и аорты. Изменения скелета встречаются у 2/3 пациентов, больных синдромом Марфана, и включают высокий рост, астеническое телосложение, долихостеномелию, прогнатию, «готическое» небо, деформацию грудины, арахнодактилию, сколиозы, кифосколиозы, нарушение функции суставов, плоскостопие, дисфункцию височно-нижнечелюстного сустава.

Синдром впервые был описан в 1896 г. французским педиатром А. Ж. Марфаном. Это редкое заболевание с частотой возникновения 2-3 случая на 10 тыс. связано с нарушениями синтеза белка соединительной ткани фибриллина. Среди полиморфизма его клинических проявлений наиболее часто встречающиеся связаны с поражением мышечно-скелетной системы, нарушениями функций глаз и зрения (миопия различной степени, эктопия хрусталика, отслоение сетчатки, глаукома, катаракта и др.), патологией сердечно-сосудистой системы (врожденные дефекты структуры стенок сосудов эластического типа, особенно в аорте и легочной артерии, приводящие к аневризмам и разрывам аорты), поражениям ЦНС (пояснично-крестцовая эктазия твердой мозговой оболочки). По международным критериям, принятым в 1996 г., синдром Марфана определяется большими и малыми клиническими признаками в органах опорно-двигательного аппарата, зрения, сердечно-сосудистой, дыхательной системах, коже, твердой мозговой оболочке. Для установления диагноза необходимо наличие по одному крупному критерию в двух системах и одного малого - в третьей. Кроме диагностических критериев, используют фенотипические диагностические тесты.

Если обращаться к истории жизни Андерсена, каких-либо сведений о заболеваниях зрения или сердца мы не найдем. Писатель прожил 70 лет и умер, по всей вероятности, от рака печени. Вместе с тем, его фенотип соответствует описанию такового при синдроме Марфана. Андерсен действительно очень сильно отличался от всех жителей Копенгагена, и едва ли находился хоть один горожанин, не узнававший известного сказочника, когда он своими широкими шагами шел по улице, при этом сильно сутулясь и размахивая длинными руками. Современники так описывали его внешность: «Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед… Зато очень красив был его высокий открытый лоб и необычайно тонко очерченные губы».

Дания - страна небольшая, и национальных героев в ней не так уж много. Несмотря на непростые отношения Ханса Кристиана Андерсена с критиками, он, хоть и не сразу, но все же сумел завоевать признание общественности. Современные датчане всеми силами пытаются реабилитироваться своим отношением к памяти писателя, поэтому в Дании много посвященных ему мемориальных мест.


Музеи писателя есть и в Копенгагене, где он жил с 14-летнего возраста, и в Оденсе, родном городе Ханса Кристиана.


Дом Андерсена в Оденсе

Созданы многочисленные памятники как самому сказочнику, так и героям его волшебных произведений.

Статуя Русалочки, ровно сто лет назад установленная в порту Копенгагена, давно уже стала символом столицы.


В Оденсе, третьем по величине городе Дании, все еще бережно охраняют дом, в котором родился писатель, а на улицах можно встретить и оловянного солдатика, и гадкого утенка, и Дюймовочку, и собаку из «Огнива».

Ольга Устименко