Морфологический разбор онлайн русский язык. Тренинг "морфологический разбор"

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.

Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.

На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.

Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.

Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.

Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.

В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.

Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.

Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.

В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.

В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.

И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)

Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.

Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.

Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.

Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.

При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.

Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.

Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.

Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.

Морфологический разбор

В современном русском языке десять частей речи:

1. Имя существительное;
2. Имя прилагательное;
3. Имя числительное;
4. Местоимение;
5. Глагол;
6. Наречие;
7. Предлог;
8. Союз;
9. Частицы;
10. Междометия.

В научной литературе вслед за академиком В.В. Виноградовым выделяются как особые разряды категории состояния и модальные слова. Это приводит к некоторым разночтениям в анализе данных частей речи.

Очень важно разобраться в порядке разбора частей речи. Последовательность перечисления грамматических признаков слова не должна быть случайной. Среди множества признаков каждой части речи прежде всего выделяют постоянные признаки, характерные для слова в целом, каждой из его форм. Например, для имени существительного такими являются признаки, определяющие его принадлежность к тому или иному лексико-грамматическому разряду: к собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым. В любой из своих форм нарицательное существительное остаётся нарицательным, а собственное – собственным и т. д.

Постоянным признаком существительного является и его род, так как существительные по родам не изменяются. Не изменяется у существительного и его принадлежность к определённому типу склонения. Все эти признаки свойственны слову в целом, составляют его общую характеристику.

Другую группу признаков слова составляют признаки словоизменения, т. е. такие грамматические признаки, по которым слова данной части речи изменяются, образуя систему словоформ. Так, имя существительное изменяется по числам и падежам, образуя формы различных падежей в единственном и множественном числе. Глагол может измениться по наклонениям, временам, лицам, числам, иногда по родам, образуя соответствующие формы, т. е. парадигму данного слова (Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец), система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения). В русском языке, например, полная парадигма прилагательных включает три парадигмы единственного числа, одну - множественного числа, одну парадигму кратких форм и формы степеней сравнения.)

Научить учащихся различать свойства слова в целом и свойства его отдельных форм очень важно. Выработать и закрепить это умение поможет правильно построенный грамматический разбор.

При грамматическом разборе сначала указывают начальную форму слова и дают его общую характеристику, т.е. перечисляют его постоянные признаки. Затем определяют, в какой форме употреблено это слово, т. е.анализируют признаки данной формы. И если это слово дано в контексте, рассматривают его синтаксические связи и функции: с каким словом оно связано, каким членом предложения является. Таков общий порядок разбора всех знаменательных частей речи. Разбор служебных слов, конечно же, идет по другому плану.

Разграничение признаков слова и признаков формы должно находить своё выражение в самих формулировках грамматического разбора. Например, существительное нарицательное, одушевлённое, женского рода, третьего склонения; употреблено в форме единственного числа, творительного падежа и т. д.

Порядок морфологического разбора

Имя существительное

1. Часть речи.

3. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний, общий)
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
5. Функция в предложении.

Имя прилагательное

1. Часть речи.

3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
б) у качественных: степень сравнения, простая или сложная форма(для сравнительной и превосходной степени);
в) у качественных: полная или краткая форма
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
г) от какого слова зависит.
5. Функция в предложении.

Имя числительное

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж)
3. Постоянные признаки:
а) простое, составное, сложное;
б) количественное или порядковое;
в) разряд по значению (для количественных)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число(если есть)
5. Функция в предложении.

Местоимение

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению; с какой частью речи соотносится;
б) род (у личных местоимений 3-го лица)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число (если есть) а) падеж;
5. Функция в предложении.

Глагол

1. Часть речи.
2. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
б) число;
в) время (если есть)
г) лицо (если есть)
д) род (если есть)
5. Функция в предложении.

Причастие


2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) действительное или страдательное;
д) время(настоящее, прошедшее)
4. Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий)
б) число;
в) род
г) падеж (у причастий в полной форме)
д) от какого слова зависит
5. Функция в предложении.

Деепричастие

1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
3. Функция в предложении.

Наречие

1. Часть речи
2. Группа и разряд по значению.
3. Степень сравнения.
4. Функци в предложении.

Предлог

1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. С каким падежом употреблён.

Союз

1. Часть речи
2. Простой или составной.
3. Сочинительный или подчинительный.
4. Тип по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной)
5. Соединяются члены предложения или части сложного предложения.

Частица

1. Часть речи
2. Разряд.

Образцы морфологического разбора

Низко над землей стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь, но не было ни одного облачка. Петр Михайлович переехал свою межу и поскакал по ровному, гладкому полю. (А. П. Чехов «Соседи»)

Теперь он шел по-звериному, осторожно. Встревоженный слух ловил каждый шорох, глаза рыскали по сторонам . (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Пристроившись за спиной какого-нибудь игрока, он изучал его карты, ничего в них не понимая, потому что не знал ни одной игры . (Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»)

Низко – наречие, неизменяемая часть речи. Отвечает на вопрос как?, определительной группы, качественное. соотносительно с прилагательным, образовано от его основы с помощью суффикса -о , в предложении примыкает к глаголу-сказуемому стояли, является обстоятельством образа действия.

Над – предлог, простой, непроизводный, служит для выражения пространстве нянях отношений. Употреблён с творительным падежом существительного (над землёй), с другими падежами не употребляется.

Землёй – имя существительное, начальная форма – земля. Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в творительном падеже с предлогом (над землёй). Единственного числа, во множественном числе не употребляется. В предложении является обстоятельством места.

Стояли – глагол, начальная форма – стоять , несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-го спряжения, употреблён в изъявительном наклонении, во множественном числе, в прошедшем времени, в предложении является сказуемым.

Жалобно – наречие, определительной группы, качественное. Соотносительно с прилагательным, образовано от его основы при помощи суффикса . В предложении примыкает к глаголу-сказуемому и служит обстоятельством образа действия.

Но – союз, простой, сочинительный, противительный, одиночный. Соединяются части сложного предложения.

Не – частица, отрицательная, относится к глаголу (не было).

Одного – числительное, начальная форма – один. Простое по структуре, количественное.

Склоняется как местоимение сам. В предложении употреблено с существительным (ни одного облачка ), согласуется с ним в ед. ч., ср. р., Р. п., является определением.

Свою – местоимение, начальная форма – свой, притяжательное, склоняется как притяжательное прилагательное типа лисий. Употреблено в форме винительного падежа, женского рода, единственного числа; смогласуется с существительным межу и является определением.

Поскакал – глагол, начальна форма – поскакать . Глагол совершенного вида, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения. Употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Эта форма образована от формы инфинитива поскака- при помощи формообразующего суффикса -л- . В предложении является простым глагольным сказуемым.

Встревоженный – особая форма глагола – причастие.Начальная форма – встревожить . Глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, 2-го спряжения. Глагол употреблён в форме страдательного причасти, прошедшего времени. Причастие образовано от основы инфинитива встревож(и)- с помощью формообразующего суффикса -енн- . Имеет полную форму, склоняется как прилагательное, стоит в именительном падеже, единственном числе, мужском роде. Зависит от слова слух, является определением.

Понимая – особая форма глагола – деепричастие, начальная форма – понимать . Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, 1-го спряжения. Глагол употреблён в форме деепричастия; оно образовано от основы настоящего времени понимай – при помощи суффикса (графически ), выполняет функцию обстоятельства.

Ровному – имя прилагательное, начальная форма ровный. Качественное, полная форма, употреблено с предлогом в форме дательного падежа единственного числа среднего рода, относится к слову полю. В предложении является определением.

Морфология – это один из разделов языкознания, который изучает такой языковый объект, как слово, его значимые части и свойства. Все употребляемые слова относятся к определённым частям речи. Развёрнутый грамматический анализ конкретного слова с позиции отнесения к определённой части речи даёт морфологический разбор. В целях получения быстрого результата можно сделать морфологический разбор слова онлайн. Но основные правила этого процесса должны знать ученики начиная с 4 класса.

Как производится морфологический разбор

Отвечая на вопрос, что такое морфологический разбор слова, необходимо отметить, что слово разбирается как в контексте фразы, так и в его первоначальной форме. Поэтому важным навыком является умение правильно определять синтаксическое значение слова в рассматриваемом предложении, его первоначальную форму, изменяемые и неизменяемые признаки.

Образцы разбора основных самостоятельных частей речи в контексте предложения

Самостоятельные части речи имеют определённое лексическое значение и выступают членами предложения – главными или второстепенными. Например, существительные, прилагательные или причастия. Планы морфологического разбора отличаются в некоторой степени для разных частей речи , а также изменяются по сложности в зависимости от программы обучения и класса, в котором даётся подобное задание.

По общему правилу указывается часть речи с определением её грамматического значения, первоначальная форма, неизменяемые и изменяемые признаки, какова роль в рассматриваемом предложении. Далее предлагаются варианты, как сделать морфологический разбор учениками 5 класса и старше основных частей речи.

Существительное

Начало морфологического разбора существительного, как и любых других слов, следует производить с определения части речи.

  1. Указать часть речи.
  2. Поставить к существительному вопрос.
  3. Найти начальную форму.
  4. Выяснить, является ли слово собственным или нарицательным , можно ли считать его одушевлённым или нет, к какому склонению и роду относится.
  5. Определить падеж и число в данном предложении.
  6. Какой член предложения.

Для наглядности разобрано существительное «котята» предложения «Котята весело играют».

  1. Котята – существительное, которое обозначает живое существо;
  2. Поставленный вопрос – кто;
  3. Первоначальная форма – котёнок;
  4. Нарицательное, одушевлённое, второе склонение, мужской род;
  5. Падеж – именительный, число – множественное;
  6. Подлежащее.

Глагол

Первые три пункта повторяются. Далее следует определить спряжение глагола и такие изменяемые признаки, как число и время. Род указывается в том случае, если глагол употреблён в единственном числе . Для глаголов будущего или настоящего времени определяется лицо.

Образец морфологического разбора на примере слова «рисовали» предложения «Ученики рисовали карандашами».

  • Рисовали – глагол, обозначающий действие;
  • Поставленный вопрос – что делали;
  • Первоначальная форма – рисовать;
  • 1 спряжение;
  • Множественное число прошедшего времени;
  • Сказуемое.

Прилагательное

Первые три пункта для прилагательного повторяются так же как и для существительного или глагола. Далее оцениваются и указываются падеж , число и род.

Образец морфологического разбора на примере слова «маленькая» предложения «Маленькая девочка играет в песочнице».

  • Маленькая – прилагательное, обозначающее признак;
  • Поставленный вопрос – какая;
  • Начальная форма – маленький;
  • Падеж именительный,
  • Число единственное;
  • Род женский;
  • Является определением.

Причастие

При морфологическом разборе причастия, кроме части речи, следует указать глагол, от которого оно образовано. Кроме того, для причастия характерны такие признаки , как залог и возвратность.

Образец морфологического разбора на примере слова «бурлящий» предложения «Путь преградила бурлящая река».

  • Бурлящая – причастие, от глагола «бурлить»;
  • Начальная форма – бурлящий;
  • Поставленный вопрос – какая;
  • Действительный залог, несовершенный вид;
  • Применено в настоящем времени;
  • Является невозвратным;
  • Единственное число, падеж именительный;
  • Род женский;
  • Является определением.

Наречие

Схема морфологического разбора наречия несколько проще и содержит меньше пунктов, чем существительного или прилагательного, поскольку наречие – неизменяемое слово , которое не имеет начальной формы.

Образец морфологического разбора на примере слова «медленно» предложения «По небу медленно плыли облака».

  • Медленно – наречие, обозначающее признак действия;
  • Поставленный вопрос – как;
  • Обстоятельство.

Кроме самостоятельных частей речи, существуют служебные и междометия. Они не выступают членами предложения, не обладают каким-либо определённым лексическим значением .

Например, предлоги или союзы применяются для установления отношений между членами предложения или словосочетаниями. Служебные части речи также могут подлежать морфологическому разбору по определённой схеме. Схемы разбора в классе, установленные учителем для конкретной части речи, могут отличаться от предложенных выше по степени сложности.

Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

Что такое морфологический разбор имени существительного?

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

Как разобрать существительное как часть речи?

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
  • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

Примеры морфологического разбора существительных

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

Андрей

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Андрей – существительное (кто?).
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.

Кофе

  • 1. Кофе – существительное (что?).
  • 2. Начальная форма – кофе;
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Чашки – существительное (из чего?).
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
  • 3. Обстоятельство.

Хорошо ли мы помним то, чему нас учили в школе? Ну вот, например, можете ли вы сказать, как делать морфологический разбор слова и зачем вообще это нужно? Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда родители пытаются помочь своему ребенку в подготовке к сдаче ЕГЭ. И как ни странно, зачастую их ставит в тупик не физика с химией или математика, а наш родной и любимый русский язык.

Что такое морфологический разбор слова

Морфология – это раздел языкознания, изучающий слово, как часть речи. Морфологический разбор слова, это его полная характеристика именно с точки зрения грамматики русского языка. Делая морфологический разбор слова, нужно уметь определить, какой часть речи оно является, какие у него имеются постоянные признаки, а какие признаки этого слова являются изменяемыми. Нужно также понимать, в какой форме данное слово употреблено в предложении, и какую роль оно здесь играет.

Зачем нужен морфологический разбор слова

Те ошибки, которые обычно делаются в письменной речи, являются не случайными. Многие слова имеют «ошибкоопасные» части, которые при изучении в школе русского языка указываются специальными орфограммами, призванными обратить внимание именно на наиболее вероятные ошибки. Морфологический разбор слова придуман вовсе не для того, чтобы усложнять жизнь ученикам и их родителям. А для того чтобы было легче понять, как именно следует писать данное слово. Например, определяя к какой части речи оно относится, мы можем быстро вспомнить, как именно следует проверять правильное написание, в случае возникших сомнений. Так, прилагательное проверяется путем постановки к нему вопроса, существительное – по падежам и склонениям, окончания глагола в безударной форме – в соответствии со спряжением. Если же это глагол прошедшего времени, то его написание проверяется по роду, к которому его нужно отнести.

Правописание суффиксов и окончаний слова полностью зависит от того, к какой части речи относится данное слово. Вот поэтому в школе уделяют довольно много времени изучению этого момента, а кроме того, морфологический разбор слова обязательно входит в программу экзаменов ГИА в 9 классе, в программу ЕГЭ и в программу вступительного экзамена по русскому языку в высших учебных заведениях.

Давайте вспомним, как делать морфологический разбор слова

Итак, чтобы сделать морфологический разбор существительного, нужно указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.);
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: имя соб­ствен­ное или на­ри­ца­тель­ное, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное, род, скло­не­ние;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, число;
  • син­так­си­че­ская роль.

Давайте посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, у нас есть предложение: «Я надела шляпу». Попробуем сделать морфологический разбор слова «шляпу».

  • Шляпу – сущ, н.ф.: шляпа.
  • Пост. пр.: на­ри­цат, неодуш., ж.р., 1 скл.;
  • Непост. пр.: В.п., ед.ч.;
  • Синт. роль: до­пол­не­ние.

Как видите, все очень просто.

Это было у нас имя существительное. А теперь попробуем для примера взять прилагательное. Оно разбирается по такой же схеме, однако есть и некоторые отличия. Чтобы сделать морфологический разбор прилагательного, нужно будет указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч., муж или жен.р.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: ка­че­ствен­ное, при­тя­жа­тель­ное, от­но­си­тель­ное.
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: для ка­че­ствен­ных – сте­пень срав­не­ния, пол­ная или крат­кая форма; для всех – падеж, число, род (в ед.ч.).
  • син­так­си­че­ская роль в предложении.

Возьмем предложение: «Впереди мелькнула голубая гладь реки». Что мы можем сказать о прилагательном «голубая»?

  • Голубая – при­лаг., н.ф.: голубая.
  • Пост. пр.: ка­честв.;
  • Непост. пр.: по­ло­жит. сте­пень сравн., пол­ная форма, Им.п, ед.ч.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

Ладно, с существительными и прилагательными мы разобрались. А что делать, если нужен морфологический разбор глагола? В принципе, все то же самое. Ну – почти:

часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (ин­фи­ни­тив);

по­сто­ян­ные при­зна­ки: вид, пе­ре­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние;

непо­сто­ян­ные при­зна­ки:на­кло­не­ние гла­го­ла, время, лицо, число, род (если есть).

син­так­си­че­ская роль.

«Слушатели оживились, начали хлопать в ладоши». Разберем глагол «оживились».

Оживились – глаг., н.ф. – оживиться;

Пост. пр.: сов.в., непе­ре­ход., воз­вратн.,ІІспряж.;

непост. пр.: изъ­явит. на­кло­не­ние гла­го­ла, прош.вр., мн.ч.;

синт. роль: ска­зу­е­мое.

Как сделать морфологический разбор числительного и местоимения

Ну вот, мы немного разобрались с основными членами предложения. Но ведь здесь есть и другие части речи, которые тоже являются полноценными словами и играют в предложении весьма важную роль. Поэтому мы сейчас посмотрим, как нужно делать морфологический разбор числительного и местоимения.

При морфологическом разборе числительного необходимо указать:

  • часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (Им.п.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: про­стое/со­став­ное; ко­ли­че­ствен­ное/по­ряд­ко­вое/со­би­ра­тель­ное;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, род (если есть), число (если есть).
  • син­так­си­че­скую роль.

Возьмем для примера предложение: «Мы выбирали из десяти претендентов».

  • Десяти – чис­ли­тель­ное, н.ф.: десять;
  • Пост. пр.: про­стое, колич.;
  • Непост. пр.: Р.п.;
  • Синт. роль: определение.

Если все понятно, то переходим к морфологическому разбору местоимения. Здесь нужно будет указать:

  • часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: раз­ряд, лицо (для лич­ных ме­сто­име­ний)
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, род, число (если есть), лицо (для лич­ных ме­сто­име­ний).
  • син­так­си­че­ская роль.

Используем в качестве примера предложение: «В этой книге рассказывается о древнем китайском городе».

  • Этой – ме­сто­име­ние, н.ф.: эта.
  • Пост.пр.: указательное;
  • Непост. пр.: П.п., ед.ч., ж.р.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

Очень надеемся, что этот небольшой тренинг поможет вам на предстоящих экзаменах.