Предмет наблюдения в психологии. Наблюдение (психология)

На него опираются многие естественные науки, контролируя и изучая природные явления. Исследуя восприятие или взаимодействие человека с окружающей средой (на слух, на ощупь, визуально, на вкус), наблюдатель сопоставляет полученные данные и делает объективные выводы.

Существует множество видов наблюдения, которые используются в социальной, педагогической, клинической психологии, также в психологии развития и психологии труда.

Наблюдение в психологии

Это довольно сложный и глубокий процесс, который позволяет получить максимально точные результаты. Рассмотрим, какие бывают виды наблюдений в психологии:

  1. Внешнее и внутреннее. При внешнем методе наблюдатель изучает процессы со стороны, но сам остается безучастен. Внутреннее наблюдение основано на изучении собственных реакций и ощущений.
  2. Непосредственное и опосредованное. При непосредственном способе наблюдения в психологии исследователь наблюдает за изучаемыми событиями лично. При опосредованном методе изучаются результаты наблюдений, проводимых кем-то другим.
  3. Явное и скрытое наблюдение в психологии. При явном методе наблюдения объект может видеть наблюдателя и знать о его присутствии. Во время скрытого процесса наблюдения, объект изучения не подозревает о том, что за ним следят (наблюдение через непрозрачное стекло или посредством скрытой камеры).
  4. Систематическое и выборочное. Систематический метод отслеживания в психологии - это периодически повторяющееся наблюдение в определенном временном промежутке. При выборочном методе изучается единичный процесс или явление.
  5. Длительное и кратковременное. При длительном психологическом процессе наблюдения изучение объекта, события или явления происходит в течение длительного времени (например, 2-3 лет). Кратковременное наблюдение ограничивается определенными временными рамками (например, 1-2 часа).
  6. Естественное и лабораторное. При естественном наблюдении в психологии изучение объекта происходит в натуральных условиях, привычных для наблюдаемого. При лабораторном, соответственно, условия создаются искусственным путем.

Наблюдающий при этом должен вести дневник своих наблюдений и уметь точно и правдиво отобразить на бумаге всю суть происходящего события.

Сложность данного метода исследования психологии заключается в том, что не всегда возможно провести наблюдение повторно. Все дело в том, что изучаемые явления в процессе исследований подвергаются влиянию множества дополнительных обстоятельств, которые сложно повторить.

1) наблюдение как метод исследования в психологии;

2) классификация наблюдений;

3) типичные ошибки и психологическом наблюдении.

Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлении природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Более того, эксперимент, тестирование, устный пли письменный опрос, экспертное оценивание, контент-анализ и пр. вполне могут быть рассмотрены как разновидности наблюдений, отличающихся своими условиями и характером выполняемых при этом процедур. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других обсервационного метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию).

Разумеется, в рамках той или иной науки данный метод приобретает свое конкретное содержание. Тем не менее, он непременно базируется на двух принципах:

Пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

Непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит "здесь и теперь").

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера,

способностей и т. п., взятые сами, но себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место и определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений...);

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).

При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.



Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теории. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

Целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

Систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

Планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;

Аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

Регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

Оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Тс данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.

Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим их примерный перечень:

Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадии метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.

До сих пор речь шла об общих характеристиках психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы "со стороны".

Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Но на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.

Поэтому по характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:

- скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или "замаскирован" под обычною участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, "извне", используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру);

- открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.

-внешнее, за поведением других людей ;- интроспекцию (от лат. "гляжу внутрь", "всматриваюсь"),

то есть самонаблюдение. Результаты последнего в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.

Относительно времени исследования различают наблюдение:

-однократное, единичное, производимое только один раз; периодическое , осуществляемое в течение определенных промежутков времени;

- лонгитюдное (от англ. "долгота"), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть :

- сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;

- выборочным , когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакции (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.).

По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:

- констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты;

- оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.

И, наконец, по степени стандартизированное процедур выделяют:

свободное, или поисковое наблюдение , которое, хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений

в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. и. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;

- структурированное, или стандартизированное , когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается иоле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.

Таковы основные виды наблюдения. В качестве тренировки попытаемся, насколько это возможно, охарактеризовать приведенные ниже примеры исследований по всем рассмотренным нами классификационным основаниям.

Начнем с того, что процесс эффективного наблюдения невозможен без искусственного вычленения из общего хода событий определенных единиц активности объекта. Имеется в виду обозначение того, что он делает в данный момент, каким образом делает это. Подобные единицы активности выражаются с помощью обычных слов или научной терминологии. Они и регистрируются в протоколе наблюдений.

Обычно выделяют три разновидности процедур регистрации результатов. А именно"

1)использование признаковых (знаковых) систем . При том заранее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них и насколько часто проявились в период наблюдения. Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и истребовать дополнительных разъяснений.

К примеру, какие признаки интереса студентов к содержанию учебного занятия Вы можете назвать? Каковы признаки отсутствия у них интереса к изучаемому материалу?

Разумеется, среди названных Вами обозначении не должно быть слов типа "внимательный", "интересующийся", "понимающий" и др., нуждающихся в конкретизации значения. А такие признаки, как "оживленная жестикуляция", "жевание карандаша" и т. п. свидетельствуют и об интенсивности интереса и о полнейшем отсутствии последнего.

Очевидно, что предложенная система признаков не является исчерпывающей. В ходе наблюдения может вполне проявиться какая-либо существенная характеристика, ранее упущенная нами. При данном способе регистрации результатов совокупность признаков считается открытой. В нее при необходимости разрешено вносить те или иные дополнения уже посте начала наблюдения.

2)применение системы категорий . Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять в нее что-либо новое в процессе наблюдений нельзя.

Дело в том, что совокупность категорий составляется па определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически возможные проявления изучаемою процесса.

Бейлз путем свободного наблюдения за работой групп выявил более восьмидесяти признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены в 12 категорий, а последние - в четыре класса. Вот как они выглядят (но Т. В. Корниловой ):

Строчными латинскими буквами здесь обозначены связи между категориями. Точнее, а - проблемы ориентации, b - проблемы оценивания, с - проблемы контроля, с - проблемы нахождения решения, с - проблемы преодоления напряженности, f - проблемы интеграции. Выделение этих связей основано на соответствующей концепции стадий групповой работы при решении задач.

Работая с системой категорий Р. Бейлза, наблюдатель имеет возможность зафиксировать формальную (но не содержательную) сторону общегрупповой дискуссии. Для этого он, выучив перечень категорий, соотносит их с репликами участников общения. Запись наблюдаемого при этом может быть произведена так:

Кто говорит? (источник сообщения);

К кому обращается? (адресат);

При анализе записи номер категории указывает и на тип высказывания, и на его эмоциональную окраску, и на стадию решения проблемы. Частота речевых актов также отражает особенности протекания дискуссии, в частности, в виде процентных соотношений разных видов актов на различных стадиях обсуждения.

Считается, что описанная система категорий главным образом приспособлена для наблюдений за дискуссиями на заданную тему и ученических и студенческих группах. Она активно применяется до настоящего времени, несмотря на ряд существенных критических замечаний (формальность анализа, произвольность выделения количества и содержания категорий и т.д.).

3) Шкала рейтинга , (or англ. "оценка", "порядок", "классификация"). При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.

Например: Какой интерес проявляет ученик в ходе занятий?

Слабая средняя сильная

Специфика шкалы рейтинга в том, что она обычно заполняется либо на последней стадии наблюдения, либо по его окончании. Из всех способов регистрации данных этот наиболее субъективен. Исследователь выступает здесь не столько как наблюдатель, сколько как эксперт, сравнивающий поведенческие признаки с "эталонными", известными только ему образцами. Поэтому шкала рейтинга чаще применяется не автономно от других способов регистрации, а наряду с ними. Тогда ее заполнение на основе системы признаков или системы категорий становится началом процедур интерпретации результатов наблюдения.

Изучим типичные ошибки исследователей, применяющих метод наблюдения. Вот наиболее распространенные из них:

Стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь иногда неосознанно игнорирует все, что может ей противоречить;

Смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного в процессе наблюдений;

Преждевременность обобщений и выводов;

Оценка одного психического феномена делается на основании признака поведения, относящегося к другому феномену (так, многие оказываются склонны делать выводы об интеллекте по беглости речи);

Акцентирование внимания наблюдателя на противоположных себе чертах характера или формах поведения наблюдаемых;

Определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе;

Непринятие во внимание возможных мотивов действий, самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуации.

Таковы "ловушки" психологического наблюдения. Чтобы повысить его достоверность, необходимо строго следовать фактам, фиксировать конкретные действия и не поддаваться искушению поверхностно интерпретировать сложные процессы.

В целях объективизации процедур наблюдения в психологии применяются коллективные изучения объекта работающими независимо друг от друга исследователями, используются технические средства фиксации и обработки данных, детально разрабатываются программы наблюдений, практикуются неоднократные повторные наблюдения одних и тех же объектов.

ЭКСПЕРИМЕНТ

ОСНОВНОЙ МЕТОД

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1) эксперимент как основной метод психологических исследований;

2) виды экспериментов;

3) причины искажения экспериментальных данных;

4) квазиэкспериментальные исследования.

Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент - активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию , управление ею. Если пассивное наблюдение позволяется нам ответить на вопросы "Как? Каким образом нечто происходит?", то эксперимент даст возможность найти ответ на вопрос другого рода - "Почему это происходит ?"

Одно из основных понятий при описании эксперимента -переменная . Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено . Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждёт, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит, по своему усмотрению.

Виды переменных:

Независимая - это та, которую изменяет экспериментатор.

Зависимая - фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

Промежуточные переменные - неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Например: физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из виду, так как они способны существенно

изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.

Контролируемые переменные - тс условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием переменной независимой, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.

Таким образом, экспериментировать - это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.

В науке различают два плана проведения экспериментов:

- традиционный, где меняется только одна независимая переменная;

- факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных.

Разумеется, психолог не имеет возможности непосредственно, "напрямую" управлять психической реальностью испытуемых. Он может воздействовать лишь через внешние условия ситуации, вводя те или иные независимые переменные. И изменять последние будет либо по одной (традиционный план), либо по несколько взаимосвязанных между собой (факторный план). Но, в любом случае, исследователь стремится варьировать только независимые переменные. Эксперимент, где такое условие соблюдено, называют "чистым". Чрезвычайно важно заранее, еще при планировании опытов, выделить независимые переменные и изолировать их от всех других.

К примеру , изучая влияние освещенности рабочего места на скорость возникновения состояния утомления у испытуемых, мы не вправе задействовать используемую на телевидении мощную осветительную аппаратуру. Дело в том, что телевизионные прожекторы испускают интенсивные тепловые лучи, \ значительно изменяя температуру помещения. Поэтому мы не " сможем в дальнейшем однозначно интерпретировать возникновение утомления только через изменения освещенности. А если сделаем это, то результаты нашего эксперимента будут оспорены.

Эксперименту такого рода присущи свои достоинства и недостатки . Вот их примерное перечисление:

Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные при этом результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность.

Например, в начале 20 века обучение правописанию школьников осуществлялось в соответствии ст. н. "теорией образов", разработанной немецкими учеными Лаем и Мейманом. Суть этой теории заключена в следующем: зрительное восприятие учащимися неверных написаний становится условием закрепления у них в сознании искаженных обликов слов. Поэтому школьников "надо обезопасить" от любых встреч с ними.

Своеобразно происходила при этом работа над ошибками: учителя обычно густо замарывали или заклеивали их и писали рядом слова правильно. В педагогических журналах того времени проводились дискуссии о том, как правильно "прятать" орфографические нарушения. Диктант считался вредным, научно необоснованным видом работы. Основным способом обучения правописанию являлось списывание с образцов...

Данная теория была подтверждена длительными лабораторными экспериментами, в которых испытуемые учились правильно писать слова придуманного "языка"...

Действительно, правописание подобных бессмысленных наборов букв лучше всего усваивается путем списывания. Так, лабораторные эксперименты, при всей своей точности, стали в данном случае доказательством допустимости ложного направления развития педагогической науки.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Введение 3

I . Теоретические аспекты метода наблюдения 4

в психологии

II .Наблюдение, как метод исследования в 7

психологии

Заключение 13

Список литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, – в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Наблюдение (в психологии) – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Цель реферата рассмотреть теоретические аспекты метода наблюдения в психологии.

I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Особенности метода наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

Пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

Сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,

Социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

Предубеждение наблюдателя,

Комплексность наблюдаемых ситуаций,

Эффект первого впечатления,

Усталость наблюдателя и наблюдаемого,

Ошибки в оценках,

«эффект снисходительности»,

Ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),

Ошибки моделирования,

Ошибка контрастности.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,

Явным и скрытым,

Непосредственным и опосредованным,

Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

Прямым и косвенным,

Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение – такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плану и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения – регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

1.2. Правила проведения наблюдения

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

1. Пассивность наблюдателя – наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

2. Непосредственность – наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания - снизить предполагаемый ущерб.

3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

II .Наблюдение, как метод исследования в психологии

Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Более того, эксперимент, тестирование, устный или письменный опрос, экспертное оценивание, контент-анализ и пр. вполне могут быть рассмотрены как разновидности наблюдений, отличающихся своими условиями и характером выполняемых при этом процедур. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других обсервационного метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию).

Разумеется, в рамках той или иной науки данный метод приобретает свое конкретное содержание. Тем не менее, он непременно базируется на двух принципах:

– пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

– непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т. п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность…);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений…);

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия…).

При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности – способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.

Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

– целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

– систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

– планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;

– аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

– регистрацией результатов, что позволяет исключить сшибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

– оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.

Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим их примерный перечень:

Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.

До сих пор речь шла про общие характеристики психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

– включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

– стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».

Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Но на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что от пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Наблюдение отличается многообразием видов и имеет свои специфические особенности. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. От соблюдения правил наблюдения зависит его результативность. Очень важно соблюдение психологом этических норм. Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2003. – С. 230

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. – С. 180

Методы психологического исследования и проблема объективного метода в психологии.

Методы психологического исследования.

Из Лекций:

Классификация методов психологии:

· Позиция исследователя

Пассивная

Активная

· Анкетирование

· Тестирование

· Проективные методы

Метод – есть выражение отношения между объектом и субъектом познания.

Объект и Субъект познания не противопоставляются как в наблюдении (метод интроспекции или рефлексия).

Метод эксперимента – активное противопоставление объекта субъекту.

Разнообразие классификаций общенаучных методов.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выделить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления обработки данных.

  • При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с её мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Теоретическая работа совершается «в уме».
  • Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений.
  • При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному» (экспериментатор – метод индукции, теоретик - дедукция).

По Дружинину.

Метод как способ познания реальности.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний.

По своему составу научный метод представляет собой
совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь
при изучении какого-либо объекта. Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности.

Классификация методов психологического исследования.

К основным методам психологических исследований относят методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

Основной метод Вариант основного метода
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
Опрос Устный
Письменный
Свободный
Стандартизированный
Тесты Тест-опросник
Тест-задание
Проективный тест
Эксперимент Естественный
Лабораторный
Моделирование Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое

Общая понятийная (иллюстративная) и сравнительная характеристика основных эмпирических методов психологии. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Тестирование.


Наблюдение.

Наблюдение является осмысливающим, интерпретирующим и целенаправленным восприятием.

На разных стадиях развития наблюдения у ребенка изменяется: а) содержание, доступное для интерпретации, и глубина познавательного проникновения в него, б) сложность той композиции, которая может быть схвачена ребенком в целом, в единстве и взаимосвязи всех его частей, в) сознательность, плановость, систематичность самого процесса наблюдения.

На первой ступени в развитии наблюдения, при ограниченности опыта и знаний, интерпретация основывается не столько на связях и причинно-следственных зависимостях между явлениями, сколько на их подобии (уподобляющая интерпретация). По мере расширения знаний ребенка и формирования его мышления, у него наряду с уподобляющей развивается умозаключающая интерпретация, которая исходит сначала по преимуществу из внешних, чувственно данных свойств, случайных, но более или менее привычных сочетаний, связей, отношений. И наконец, третью ступень в развитии наблюдения образует умозаключающая интерпретация, которая раскрывает уже абстрактные, чувственно не данные, внутренние свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях.

Эксперимент.

Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный Эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.

Опрос.

Опрос - метод сбора первичной информации. Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В педагогической практике анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы. Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса.

Тестирование.

(От англ. test - опыт. проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование - в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор - в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства; с) психологическое консультирование - в связи с ускорением социодинамических процессов.

Метод как отношение к изучаемой реальности?

Соотношение понятий исследование и обследование?

Метод наблюдения в психологии.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Сохранение внешней валидности – непременное условие проведения наблюдения.

Наблюдение – эмпирический метод, состоящий в преднамеренном, целенаправленном, непосредственном восприятии и регистрации экстериоризованных действий, имеющих вербальную и двигательную основу.

Эволюционно родился раньше всех методов. Наблюдение - один из самых старых методов научного исследования. Любое научное знание, полученное опытным путем, основано на наблюдениях за явлениями природы или человеческой деятельности.

В основе наблюдения лежит безусловно-рефлекторная реакция. Наблюдаемая реальность – внешнего мира или психологическая – не изменяется исследователем.

Общий признак наблюдения как метода – активность наблюдателя в организации процесса наблюдения, подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных, полученных путем наблюдения. Следующий признак отличает психологическое наблюдение с точки зрения включенности наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов как научных и психологических. Он предполагает разведение видов наблюдения – описательного и объяснительного, включающего в единицы описания интерпретационные компоненты.

Наблюдаемыми в психологии считают:

1. поведение субъекта;

2. внешне различимые формы взаимодействия людей в группе (в частности, способы невербальной коммуникации);

3. языковое сознание личности, выраженное в речи;

4. экспрессивные формы эмоциональных состояний субъекта;

5. черты личности, проявляющиеся в его поступках, биографический путь личности.

Виды наблюдений:

1. Наблюдение и виды отчета наблюдателя. Организация отчета наблюдателя входит наряду с целью и созданием ситуации в план наблюдения. В зависимости от избранного способа описания данных можно выделить:

Стандартизированное – наблюдателю в более или менее четкой форме прописаны выделяемые категории наблюдения и те "единицы", которые он должен фиксировать, а также порядок наблюдения, его последовательность и т.д. такое наблюдение применяется обычно там, где от наблюдателя требуется скорее выделять уже известные проявления психологических событий, чем описывать новые.

Нестандартизированное – наблюдатель регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать. Позволяет ознакомиться с теми проявлениями интересующей исследователя реальности, которые ему еще не известны и для которых не выработан репертуар "единиц" описания. Кроме того, оно применяется, если требуется скорее целостное описание психологической реальности, чем ее аналитическое представление.

2. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя:

Внешнее – наблюдение со стороны, когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого объекта. Может быть открытым и скрытым.

Включенное – исследователь является сам членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий.

Открытое – наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (изучение динамики поведения экипажа подводной лодки).

Скрытое – наблюдаемые не знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (зеркало Гезелла).

Включенное наблюдение имеет свои достоинства и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдений могут представлять собой промежуточный вариант между включенным и внешним наблюдением (наблюдение педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта).

3. Виды наблюдения в зависимости от его организации:

ü Лабораторное – позволяет изучать формы проявления психологической регуляции в поведении человека или животного в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить полученные результаты.

ü Полевое – проводиться в условиях, естественных для жизни наблюдаемого объекта. Требование данного наблюдения – отсутствие инициативы со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей при минимальных искажениях. Его недостаток – большая трудоемкость и то, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.

ü Спровоцированное в естественных условиях – часто приближается к форме естественного эксперимента.

4. Наблюдение в зависимости от уровня "единиц".

Кроме описания психологической реальности в репертуарах единиц или в категориях, подразумевается еще один аспект членения целостного процесса наблюдения на отдельные "единицы" – от особенностей наблюдаемых событий.

ü Систематическое – осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для классификации событий. Включает в себя соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта, которые необходимо описывать; язык описания данных наблюдения, способ их фиксации и порядок наблюдения.

ü Несистематическое – проводится в ходе полевого исследования широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

5. Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследования выделяют:

Свободное – минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать.

Целенаправленное – в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Может быть сплошным и выборочным в зависимости то того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего процесса или только некоторые.

6. Наблюдение в отношении к проверке гипотез:

наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно оставаясь "целевым", не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения "объекта" и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных проявлений и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).

7. Хронологическая организация наблюдения:

ü Лонгитюдное – проводиться в течение длительного времени, обычно несколько лет. Он предполагает постоянный контакт исследователя и "объекта" изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.

ü Периодическое – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. Проводиться в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

ü Единичное или однократное – представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, является результатом как систематического, так и случайного наблюдения.

Преимущества наблюдения:

ü Непосредственность – прямая представленность наблюдаемого феномена по месту и времени. Отсутствие опосредующих звеньев между субъектом и объектом исследования;

ü Естественность – функционирование психики в нормальном, удобном, привычном режиме.

ü Многомерность охвата психологических проявлений (панорамность).

Недостатки наблюдения:

Объективные (связанные с самой процедурой наблюдения):

ü Возможное вмешательство исследователя в естественный ход событий;

ü Изначальная принципиальная пассивность наблюдателя.

ü Неоднозначная связь внешних проявлений с внутренними переживаниями.

ü Трудоемкость.

ü Есть области психики недоступные для наблюдения

ü Присутствие

ü Невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений характеризующий изучаемый процесс;

ü Трудности, связанные с адекватным описанием изучаемых явлений;

ü Невозможность полностью избежать субъективности

ü Необратимость наблюдаемых событий.

Субъективные (связанные с личностью наблюдателя):

А) психологические ошибки наблюдателя (связанные с психикой наблюдателя):

ü Гало-эффект – обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий (наблюдатель приписывает позитивные характеристики объекту, имеющему высокий социальный статус, возрастной статус).

ü Эффект снисхождения – тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

ü Ошибка центральной тенденции – стремление наблюдателя дать усредненную оценку наблюдаемому поведению, человек не склонен давать явлениям крайнюю оценку.

ü Ошибка корреляции – оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

ü Ошибка контраста – склонность наблюдателя у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

ü Ошибка первого впечатления – первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

ü Избирательность восприятия.

ü Влияние настроения.

ü Приверженность гипотезам.

Б) неосознаваемые ограничения:

ü Психофизиологические ограничения

ü Сенсорные ограничения

ü Функционально – эмоциональные ограничения (связанные с утомлением)

ü Ритмичность нервных процессов.

Способ описания наблюдаемых событий имеет первостепенное значение для оценки полученных в исследовании данных.

Протокол наблюдения. В схему наблюдения входит определение моментов отчета наблюдателя в ходе наблюдения или сразу после определенных этапов наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок).

Протокол – наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаще всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть формализован в разной степени.

Дневник – форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание.

Отдельные записи ведутся при регистрации единичного наблюдения или использовании наблюдения как вспомогательного приема.

Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным и выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события в том порядке, в котором они происходили. Обычно указывают время, которое занимало то или иное событие. Сплошной протокол в большей или меньшей степени формализован. Так как без формализации успевать за событиями фиксируя время довольно трудно. Применяется, как правило, на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности.

Выборочный протокол также фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а лишь интересующие исследователя. Используется на более поздних этапах исследования.

Процедура наблюдения включает в себя 4 основных этапа:

1. Этап подготовки - составление исходных представлений об объекте наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения.

2. Этап разработки схемы наблюдения:

ü Определение существенных признаков объекта наблюдения

ü Определение поведенческих индикаторов объекта наблюдения

ü Определение ситуации наблюдения, их количество и продолжительность

ü Разработка формы протокола и системы кодирования

ü Проведение пилотажного наблюдения ("генеральная репетиция"). Вследствие чего коррекция схемы наблюдения

ü Разработка программы количественной обработки данных наблюдения и их наглядного представления

ü Разработка алгоритма качественной обработки данных наблюдения

3. Проведение наблюдения – процесс получения эмпирического материала, фиксация наблюдаемых событий в протокол.

4. Этап обработки анализа и интерпретации результатов.

Особенности метода наблюдения

Наблюдение представляет собой специально организованное целенаправленное и систематизированное установление фактов, опирающееся на функции органов чувств человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

· непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

· пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

· сложность (порой − невозможность) повторного наблюдения.

Под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание начинается с наблюдения. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других пользуемся данными наблюдений других лиц. Правда, наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики.

Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода:

1) научное наблюдение подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный;

2) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации;

3) данные научного наблюдения записываются в определенные документы-дневники наблюдателя, протоколы. Эти материалы и записи носят упорядоченный характер;

4) наблюдение как метод сбора информации в социологическом исследовании должно контролироваться и проверяться с точки зрения критериев надежности и обоснованности получаемых данных

Предметами наблюдения выступают различные особенности ситуации или поведения. Предметами исследования могут быть:

· Вербальное поведение

o Продолжительность речи

o Интенсивность речи

· Невербальное поведение

o Экспрессия лица, глаз, тела,

o Выразительные движения

· Перемещения людей

· Дистанция между людьми

· Физические воздействия

o Касания

o Удары и т. д.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии и социологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.