Значение ростопчин федор васильевич (растопчин) в краткой биографической энциклопедии. Палатка от Суворова

граф Федор Васильевич Ростопчин
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Orest_Kiprensky_006.jpeg#/media/

Граф (с 1799) Фёдор Васи́льевич Ростопчи́н (в «Войне и мире» Л. Н. Толстого упоминается как Растопчин) (12 марта 1763, село Косьмодемьянское Ливенского уезда Орловской губернии - 18 января 1826, Москва) - русский государственный деятель, генерал от инфантерии, фаворит императора Павла и руководитель его внешней политики, московский градоначальник и генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия, предполагаемый организатор Московского пожара 1812 года.

Известен также как писатель и публицист патриотического толка, вслед за Фонвизиным высмеивавший галломанию. Член Государственного совета (с 1814). С 1823 г. в отставке, уехал жить в Париж. Автор мемуаров.

Владелец подмосковной усадьбы Вороново. Отец французской писательницы графини де Сегюр и литератора, мецената, коллекционера А. Ф. Ростопчина (мужа писательницы Евдокии Ростопчиной).

Неизбежность новой войны с французами привела к призванию Ростопчина, как одного из идеологов течения «старых русских», особенно влиятельного в Москве и 24 мая 1812 года Ростопчин был назначен военным губернатором Москвы; 29 мая он был произведён в генералы от инфантерии и назначен главнокомандующим Москвы. На новом посту он развил бурную деятельность, в том числе и карательную, причём для репрессивных мер было достаточно даже подозрений. При нём был установлен тайный надзор за московскими масонами и мартинистами, которых он подозревал в подрывной деятельности. Подозрения, хотя и не подтверждавшиеся фактами, заставили его выслать из Москвы почт-директора Ключарёва.

По мере того, как развивались военные действия, Ростопчин пришёл к идее массового распространения в Москве печатных листовок, сводок и пропагандистских прокламаций, написанных простым народным языком, который он отработал за время своих литературных опытов. Сведения с театра военных действий московский главнокомандующий получал через своего представителя в штабе Барклая-де-Толли начиная со 2 августа. Ростопчинские листовки разносились по домам и расклеивались на стенах наподобие театральных афиш, за что и были прозваны «афишками» - название, под которым они остались в истории. Афишки часто содержали подстрекательскую агитацию против проживавших в Москве иностранцев, и после нескольких случаев самосуда ему пришлось разбирать дела всех иностранцев, задержанных по подозрению в шпионаже, лично. В целом, однако, в период его управления в Москве царило тщательно охраняемое спокойствие.

После публикации манифеста 6 июля о созыве народного ополчения Ростопчин лично контролировал сбор губернского ополчения, проходивший не только в Москве, но и шести соседних губерниях. От императора он получил общие указания по укреплению Москвы и по эвакуации из неё государственных ценностей в случае необходимости. Всего за 24 дня Ростопчин сформировал в Первом округе 12 полков общей численностью почти в 26 тысяч ополченцев. Среди прочих оборонительных приготовлений этого периода можно отметить финансирование проекта Леппиха по сооружению боевого управляемого аэростата, предназначавшегося для бомбардировки вражеских войск и высадки десанта. Несмотря на большие средства, затраченные на проект Леппиха (более 150 тысяч рублей), он, однако, оказался несостоятельным.

В последнюю декаду августа, по мере приближения военных действий к Москве, Ростопчин был вынужден перейти к плану по эвакуации государственного имущества. За десять дней было вывезено в Вологду, Казань и Нижний Новгород имущество судов, Сената, Военной коллегии, архив министерства иностранных дел, сокровища Патриаршей ризницы, Троицкого и Воскресенского монастырей, а также Оружейной палаты. Были вывезены также 96 пушек. Однако эта операция была начата слишком поздно, и часть ценностей эвакуировать не успели. С 9 августа в Москву стали приходить обозы с ранеными. По приказу московского главнокомандующего под госпиталь были отведены казармы, расположенные в бывшем Головинском дворце, и сформирован штат врачей и фельдшеров. По просьбе возглавившего русскую армию Кутузова были ускорены работы по починке и доставке в войска оружия, а также провианта, а ополченцы сосредоточены под Можайском. Кутузов также возлагал надежды на вторую волну ополчения, так называемую Московскую дружину, которую Ростопчин собирался организовать, но так и не успел в связи с массовым бегством населения из города. Сам Ростопчин слал Кутузову тревожные письма, допытываясь о его планах относительно Москвы, но ответы получал уклончивые, что продолжалось даже после Бородинского сражения, когда стало ясно, что Москву оборонять тот не собирается. После этого Ростопчин наконец выслал из Москвы и свою семью.

31 августа Ростопчин впервые встретился на военном совете с Кутузовым. По-видимому, уже в этот день он предложил Кутузову план сжечь Москву вместо того, чтобы сдавать её неприятелю. Эту же идею он повторил принцу Евгению Вюртембергскому и генералу Ермолову. Когда на следующий день он получил от Кутузова официальное уведомление о готовящейся сдаче Москвы, он продолжил эвакуацию города: был отдан приказ об уходе из города полиции и пожарной команды и о вывозе трёх находившихся в Москве чудотворных икон Богородицы (Иверской, Смоленской и Владимирской). На пяти тысячах подвод были эвакуированы 25 тысяч находившихся в Москве раненых. Тем не менее в городе остались от двух (по словам самого Ростопчина) до десяти (по словам французских очевидцев) тысяч раненых, которых не удалось вывезти. Многие из них погибли в Московском пожаре, за что современники и часть историков склонны возлагать ответственность на Ростопчина. Утром ему пришлось также решать вопрос эвакуации экзарха Грузии и грузинских княжон, брошенных в Москве начальником кремлёвской экспедиции П. С. Валуевым. Своё московское имущество стоимостью около полумиллиона рублей Ростопчин сознательно оставил на разграбление французам, опасаясь обвинений в преследовании личных интересов, и покинул город, имея при себе (по его собственным воспоминаниям) 130 000 рублей казённых денег и 630 рублей собственных. Также ему удалось вывезти портреты своей жены и императора Павла и шкатулку с ценными бумагами.

Оставаясь после падения Москвы при армии, Ростопчин продолжал сочинять листовки и лично ездил по деревням, ораторствуя перед крестьянами. Он призывал к полномасштабной партизанской войне. Проезжая во время перемещений армии своё поместье Вороново, он распустил крепостных и сжёг свой дом вместе с конским заводом. После ухода французов из Москвы он поспешил вернуться туда и наладить полицейскую охрану, чтобы предотвратить разграбление и уничтожение немногого уцелевшего имущества. Ему также пришлось заниматься вопросами доставки продуктов и предотвращения эпидемий в сожжённом городе, для чего были организованы экстренный вывоз и уничтожение трупов людей и животных. За зиму только в Москве были сожжены более 23 000 трупов и ещё более 90 000 человеческих и конских трупов на Бородинском поле. Были начаты работы по восстановлению застройки города и, в особенности, Кремля, который уходящие французы попытались взорвать. В начале следующего года по представлению Ростопчина в Москве была создана Комиссия для строения, которой были выделены пять миллионов рублей. Ранее казной были выделены два миллиона рублей для раздачи пособий пострадавшим, но этой суммы оказалось мало, и московский главнокомандующий стал объектом обвинений и упрёков со стороны обделённых. Эти нарекания, а также распространившееся мнение о том, что именно он является виновником Московского пожара, возмущали Ростопчина, которому казалось, что его заслуги несправедливо забыты и все помнят только неудачи.

В первые же месяцы по возвращении в Москву Ростопчин приказал восстановить надзор за масонами и мартинистами и учредил комиссию по расследованию случаев сотрудничества с французами. Ему было поручено также организовать в Московской губернии новый рекрутский набор, при котором, однако, следовало учитывать потери, уже понесённые при создании ополчения. В Москве предписывалось собрать всю оставленную французами артиллерию, из которой планировалось создать после победы памятник «для уничижения и помрачения самохвальства» агрессора. К этому моменту у московского главнокомандующего начались проблемы со здоровьем, выразившиеся уже в сентябре 1812 года в повторяющихся обмороках. Он страдал от разлития желчи, стал раздражителен, исхудал и полысел. Александр I, вернувшись из Европы, принял в конце июля 1814 года отставку Ростопчина.

графиня Екатерина Петровна Ростопчина
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Catherine_Rostopchina.jpg

Женат с 1794 года на фрейлине Екатерине Петровне Протасовой (1775-1859), дочери калужского губернатора, которая рано оставшись сиротой, вместе с сестрами воспитывалась в доме своей тетки, кавалерственной дамы и любимицы Екатерины II - Анны Степановны Протасовой. Их брак был счастливым, до того времени, как жена Ростопчина тайно от него перешла в католичество и способствовала переходу в католичество младшей дочери Елизаветы. «Только два раза ты сделала мне больно», - писал жене Ростопчин незадолго до смерти. Оба случая касались смены вероисповедания жены и дочери. В браке имели 4 сына и 4 дочери.
https://ru.wikipedia.org/wiki/

1-2 сентября 1812 года из Москвы отступала русская армия. Никто так выразительно и психологически точно не написал об этом драматическом эпизоде истории, как Лев Толстой в «Войне и мире». Перечитать великий роман в 200-ю годовщину Отечественной войны 1812 года стоит хотя бы для того, чтобы как сквозь лупу увидеть тип безответственного и преступного властолюбца, постоянно всплывающий на поверхность русской истории

«Пожар Москвы». Гравюра И. Клара (1769-1844)

Со школьных лет мы привыкли считать, что главная антитеза «Войны и мира» — это Кутузов и Наполеон. С этим, конечно, не поспоришь. Однако сегодня более актуально, пожалуй, другое противопоставление. «В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, — в оставлении Москвы и сожжении ее, — Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе»* * «Война и мир», том III, часть третья, глава V. . В чем же, по мнению Толстого, эта «противоположность»?

Провидческая притча

Кутузов изображен руководителем, адекватным той власти, которой он оказался облечен. Спокойный, немногословный, уравновешенный, психически сильный. «Он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи». В критический момент, когда Кутузов сосредоточен на необходимости принять ужасное решение об оставлении Москвы, интриги штабных генералов проходят мимо его сознания. «Один страшный вопрос занимал его… «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона и когда же это я сделал? Когда это решилось? Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией». Кутузов не пытается искать виноватых, не пытается переложить на кого-то ответственность за непопулярное решение; он мужественно принимает на себя и вину, и ответственность: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». И подводит итог знаменитому совету в Филях: «Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки».

Кутузов у Толстого — единственный из старших военачальников, кто заботится о сбережении народа, как сказали бы сегодня. Во время стремительного бегства наполеоновской армии «он один… настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России». Когда русская армия, преследуя неприятеля, вышла на западные рубежи России, Кутузов счел свою задачу выполненной. Он не видел смысла продолжать войну в Европе. «Один Кутузов открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России… Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск, говорил о тяжелом положении населений».

Растопчин, который «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять… в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства — сердца России». Роль морального лидера нации, как сказали бы теперь

Войны Наполеона унесли столько же жизней французов, сколько впоследствии Первая мировая война. В России начала XIX века демографическая проблема не стояла так остро, но она тогда же была гениально сформулирована в басне Крылова «Овцы и собаки» (1818 год). Смысл басни: если силовиков («собак») под предлогом защиты от врагов («волков») разводят слишком много, то охраняемый ими народ («овцы») неминуемо оказывается сожран своими же силовиками. Жаль, что эта провидческая притча, лаконичный десятистрочный шедевр, осталась не усвоенной соплеменниками.

Хаос и позор

Для психологического портрета графа Растопчина (писатель изменил одну букву в фамилии исторического персонажа) Толстой эпическую лиру сменил на «ювеналов бич». Добрую страницу романа заняло безжалостное перечисление абсурдных, взаимоисключающих указаний московского генерал-губернатора, в результате которых к моменту вступления Наполеона в город оказалось, что «не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба… тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены».

Растопчин получил от Кутузова распоряжение обеспечить силами полиции беспрепятственное проведение через город отступающих русских войск, но организовать ничего не сумел. В романе дана красочная сцена хаоса, мародерства и паники, сопровождавших продвижение воинских частей по московским улицам и мостам. А где же была полиция? Полицеймейстер ездил «в это утро по приказанию графа сжигать барки» и, по случаю этого поручения, выручил «большую сумму денег, находившуюся у него… в кармане». В городе хаос и мародерство, а полиция набивает карман, причем «по приказанию графа». До боли знакомо.

Растопчину были неинтересны служебные обязанности, а занимался он тем, к чему лежала душа: во-первых, популистским самопиаром, как сказали бы сегодня, во-вторых, преследованием неугодных. «…Он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал», — пишет Толстой. На какую же роль претендовал граф? Растопчин, который «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять», тем не менее «в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства — сердца России». Роль морального лидера нации, как сказали бы теперь.

Ему «казалось, что он руководил их (жителей Москвы. — The New Times ) настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных… ерническим языком». В этих афишках московский главнокомандующий призывал народ не покидать Москву, а вооружаться чем придется и во главе с ним, Растопчиным, «идти на Три Горы (т.е. к тогдашней Трехгорной заставе) воевать с Наполеоном».

Толстой не отказал себе в удовольствии издевательски процитировать реальные афишки, где сам стиль выдает беспомощную демагогию автора: «…станем и мы из них дух искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем» (типа станем «мочить в сортире»).

Тайная агентура

Второе задушевное занятие Растопчина — преследование инакомыслящих — читатель «Войны и мира» сначала видит глазами Пьера Безухова. Пьер был видный масон, а значит, в глазах власти — неблагонадежный либерал. Не успел он вернуться в Москву с Бородинского поля, как адъютант Растопчина попросил Пьера немедленно явиться к графу.

Помимо гласного надзора Растопчин следил за «неблагонадежными» с помощью тайных агентов. Одного из них Пьер застал, войдя в рабочий кабинет генерал-губернатора: «Невысокий человек говорил что-то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел». Точным пунктиром из нескольких слов Толстой обрисовал фигуру, столь характерную для России: неприметный соглядатай, при котором остерегайся слово сказать. Тайная агентура — неизменная опора российской власти, и не случайно читатель «Войны и мира» впервые встречается с московским начальником именно в таком обществе.

С помощью агентурных данных Растопчин пытается запугать Пьера, напомнив ему о судьбе другого масона — высланного почт-директора Ключарева: «Мне известно, что вы послали ему свой экипаж… и даже что вы приняли от него бумаги на хранение». Растопчин полагал, что таким образом вынудит Пьера к покорности, заставит его покинуть Москву и предать друзей-масонов. Однако на Пьера с его повышенным чувством собственного достоинства шантаж произвел обратное действие. Прежде всего он поинтересовался: а за что же, собственно, был выслан Ключарев? В ответ прозвучала неожиданная для светского человека грубость. «Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать», — вскрикнул Растопчин. И далее, переходя на крик: «А я дурь выбью, в ком бы она ни была!» Какой характерный тон российского властителя по отношению к инакомыслящим!

Но если Пьер и Ключарев были защищены от более грубого произвола своей принадлежностью к высшему сословию, то молодой образованный купеческий сын Верещагин оказался беззащитной жертвой в руках Растопчина. Этот Верещагин был приговорен Сенатом к пожизненной каторге за то, что перевел и показал приятелю статью из гамбургской газеты. Граф возненавидел его, потому что тот отказался оговорить масона Ключарева, на которого Растопчин собирал компромат. Растопчин говорил о заключенном юноше «с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении».

Поиск виновных

И вот настал момент истины: через Москву отступает русская армия, и популистские мечты графа рухнули, никакого всенародного единения вокруг его героической фигуры не состоялось. Последние из состоятельных москвичей, еще не покинувшие город, спасаются паническим бегством. Мародеры грабят лавки. И только поверившие растопчинской пропаганде «фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве», но вскоре стихийно направилась на Большую Лубянку к дому Растопчина (красивое здание в стиле барокко сохранилось и поныне, принадлежит органам безопасности; туда в андроповские годы вызывали диссидентов для бесед, похожих на беседу Растопчина с Пьером).

«Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным», как в то утро. Размышления его были безрадостны. «В Москве осталось все то, что именно было поручено ему, что ему должно было вывезти». Слабый, закомплексованный человек не в силах взять на себя вину за содеянное. «Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? — думал он. — Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» — думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого-то изменников, которые были виноваты в том положении, в котором он находился». Вот она, психология безответственности — по контрасту с размышлениями Кутузова, который «готов сам платить за перебитые горшки».

Страдающий комплексом неполноценности обязательно ищет вовне, «кто виноват», чтобы направить на него свое раздражение. Такой руководитель непременно находит «изменников», «предателей», «пятую колонну». У Толстого подробно показано, как начальник убеждает сначала себя, а затем общество в наличии злокозненных виновников.

Кульминация «растопчинских» эпизодов в «Войне и мире» — это потрясающая сцена на Большой Лубянке, куда явилось несостоявшееся ополчение. Толпа простонародья была не кровожадной, но возбужденной, обескураженной. Еще бы: вчера «сам» приказывал явиться на битву с французами, а теперь что? «Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж мы, собаки, что ль?»

Растопчин увидал под своими окнами на улице беспокойную толпу в то самое время, как во дворе у него уже стоял наготове экипаж для бегства из города. Медлить с отъездом было нельзя. Но даже в этот критический момент граф не совладал со своими глубинными страстями: ненавистью к инакомыслию и желанием доиграть популистскую роль. С презрением оценив собравшихся («Подонки, плебеи… им нужна жертва»), он обратился к толпе: «Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва». Свою потребность найти жертву, чтобы перенести на нее подсознательное ощущение вины, Растопчин перенес на толпу: «…Ему самому была нужна эта жертва, этот предмет для своего гнева». И граф приказал драгунам вывести заключенного Верещагина, «молодого человека с длинной тонкой шеей», у которого «на тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы» — и науськал на него толпу. Толпа забила Верещагина, задавила и изранила тех, кто очутился в центре, а затем в ужасе отхлынула, «с болезненно-жалостным выражением глядя на мертвое тело».

Ну а Растопчин, хоть и побледнел и несколько затрясся от рева толпы, все же благополучно сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом, по дороге самодовольно размышляя о том, «что он так удачно умел воспользоваться этим удобным случаем — наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу».

Модель управления

Какая же пророческая сцена получилась! Описание реального факта (градоначальник действительно так поступил с Верещагиным, чтобы отвлечь обманутых ополченцев) под гениальным пером превратилось в обобщенную модель «управления массами». Безответственный демагог-властитель целенаправленно, раз за разом добивается пробуждения первобытного, низменного стадного инстинкта, направляя ярость толпы на некую жертву. Цель — отвлечь внимание недовольных от преступлений власти, перенаправить их раздражение. Сколько раз подобная модель использовалась в XX веке что в Германии, что в России!

А если подобные манипуляции производить периодически, призывая всенародно ненавидеть то одних, то других «врагов народа»: «троцкистов», «пятую колонну», «вредителей», «безродных космополитов», «врачей-убийц», «шакалящих у посольств» — это приводит к массовому одичанию, утрате моральных норм. Все меньше людей в нынешней нашей толпе способно, отрезвев, ужаснуться тому, что им приказали сделать. (У Толстого-то такие люди в толпе были.)

После бессудной расправы Растопчина все-таки мучит воспоминание о ней. В голове его засел стоп-кадр: «Он видел испуганное и потом ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик…» Преступника преследуют образы двух его жертв: не только убитого, но и убивающего по преступному приказу. Это одна из основных идей Толстого: преступная власть разлагает, ожесточает подданных, заставляя осуществлять насилие.

Толстой в свою дотелевизионную эпоху дал нам посмотреть, как выглядит облеченный властью человек в момент борьбы со своей нечистой совестью.

Реальный граф Федор Васильевич Ростопчин в 1815 году поселился во Франции, несмотря на свой общеизвестный ура-патриотизм. Там он как бы «тосковал по родине» (подобно выездным советским деятелям) и сурово критиковал французов в своих текстах. Последовательный же был лицемер!

«Пожар в Москве (Наполеон у стен Кремля)». Ш. Мотт, XIX в.

Забытый Толстой

Сейчас нам трудно себе представить, как высок был моральный авторитет Льва Толстого — великого гуманиста и пацифиста, противника имперской государственности и огосударствленной Церкви — в образованном обществе, особенно в русской студенческой среде. Толстой учил, что люди живы не финансовым капиталом, не захватническими войнами, а добротой, трудом и совестью. Он призывал имущие классы к разумному самоограничению. Решительно протестовал против смертной казни. Его волновала коренная проблема России — отсутствие земельной реформы (так и оставшаяся нерешенной по сей день проблема).

Идеология Льва Толстого была одинаково неприемлема как для светских и церковных властей Российской империи, так и для большевиков. Сегодня же она просто забыта.

Советских школьников знакомили с Толстым, объясняя про «дубину народной войны» и про патриотизм Пети Ростова. Что же касается моральных исканий Толстого, его социальных воззрений, то к этому мы приучены относиться свысока, с эдаким ленинским пренебрежением: он всего лишь «зеркало русской революции», до марксизма не дорос. А ведь та моральная деградация, то бесстыдное игнорирование законов и совести, которое ныне наблюдается в нашей правящей верхушке, — это логический результат чекистско-воровских жизненных правил, «понятий», успешно привившихся в России взамен гуманистической этики. Правящие наследники растопчиных насаждают по вертикали сверху донизу эти «понятия», которые извращают представления о добре и зле, о долге и ответственности. Одна надежда, что для новых поколений россиян представления о чести, чувстве собственного достоинства, гражданской самоорганизации, к чему и призывал наш великий соотечественник, — вновь станут актуальными.

Из всех московских генерал-губернаторов, деятельных, праздных, ленивых, глупых и образованных, чаще всего москвичи вспоминают графа Ростопчина, который, пробыв военным губернатором Москвы два года, оставил по себе чрезвычайно сильные воспоминания.

Характеристики Ф.В. Ростопчина встречаются самые разные, одни говорят о его страстной и маниакальной натуре, другие - о тщеславии и желчности, третьи - о храбрости и честности, но по существу их сближает одно: все они выделяют быстроту и остроту его ума, а также некую «раздвоенность» его натуры - он был и русским, и французом одновременно, происходя притом их татарского рода. П.А. Вяземский в своих мемуарных заметках описывает Ростопчина так: «Он был коренной русский, истый москвич, но и кровный парижанин. Духом, доблестями и предубеждениями был от того закала, из которого могут в данную минуту явиться Пожарские и Минины; складом ума, остроумием был он, ни дать ни взять, настоящий француз. Он французов ненавидел и ругал на чисто французском языке…».

Притом тот же П.А. Вяземский приводит такой диалог, состоявшийся между Павлом I и Ростопчиным: император спросил, почему же Ростопчин, хотя и татарского происхождения, но не является князем. На что последний ответил: «А потому, что предок мой переселился в Россию зимою. Именитым татарам-пришельцам летним цари жаловали княжеское достоинство, а зимним жаловали шубы». Под одним из портретов своих Ростопчин оставил надпись на французском:
Родился я татарином
И захотел стать римлянином;
Французы сделали меня варваром,
А русские - Жоржем Данденом.

Как всегда едкий историк Е.В. Тарле дает Ростопчину нелестную характеристику: «Это был человек быстрого и недисциплинированного ума, остряк (не всегда удачный), крикливый балагур, фанфарон, самолюбивый и самоуверенный, без особых способностей и призвания к чему бы то ни было».

Афиши
Конечно, самой известной частью деятельности нового генерал-губернатора было распространение листовок с воззваниями к народу, полное название которых звучало как «Афиши 1812 года, или дружеские послания от главнокомандующего в Москве к жителям ее». С лета 1812 года Ростопчин начинает распространять афиши (они развешивались на улицах). Периодичность издания афиш зависела от остроты политического момента: наиболее часто они появлялись непосредственно перед сдачей Москвы, полные пафоса, что надо защитить столицу и ни в коем случае не сдать ее врагу. После сдачи Москвы Ростопчин выпускает афишу, предназначенную для жителей Московской губернии, однако затем наступает долгое вынужденное молчание, в связи с длительным отсутствием большей части аудитории этого периодического издания.

Первая же афиша задала тон всему предприятию: перед нами лубочная картинка, как некий «московский мещанин, бывший в ратниках, Карнюшка Чихирин», собирательный образ, вываливается из кабака во хмелю и отсель грозит французам. Комичность заключается в том, что этот якобы простонародный нетрезвый говор сочиняет Ростопчин, который, по едкому замечанию Тарле, дома с женой, офранцуженной католичкой, «говорил только по-французски, со своими друзьями тоже говорил по-французски, русской литературы он совсем не знал, и хотя умер в 1826 г., нет никаких признаков, чтобы он подозревал, например, о существовании Пушкина или Жуковского». Тарле продолжает пассаж замечанием, что эти «нелепые афиши» не производили на народ ни малейшего впечатления. Надо сказать, что русский народ, если верить Тарле, вообще мало на что обращал внимание. Например, история с воздушным шаром, появление которого предвещает Ростопчин в одной из своих афиш, тоже поразительным образом «прошла мимо» москвичей.

Перед сдачей Москвы Ростопчин пишет афиши каждый день, а то и несколько раз в день, сообщая своеобразные сводки с полей сражения, согласно которым на одного убитого русского приходится как минимум 600 убитых французов, а также очень своеобразно успокаивая и ободряя горожан, например, следующими сентенциями: «светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственныя места закрыли: дела прибрать надобно; а мы своим судом с злодеем разберемся!»

Помимо издания афиш, Ростопчин изобрел и еще одно действенное казалось бы средство: он взял обыкновение гулять по Москве, заговаривая с народом. Правда, сам же он писал о неуспехе своего предприятия: «Надо быть весьма осторожным с этими людьми, потому что никто не обладает большим запасом здравого смысла, как русский человек, и они часто делали такие замечания и вопросы, которые затруднили бы и дипломата, наиболее искусившегося в словопрениях».

Афиша, изданная после сдачи Москвы и обращенная к жителям Московской губернии (от 20 сентября), существованием своим опровергает слова Тарле о том, что Ростопчин не знал ничего о русской литературе. Эта афиша написана совсем в другой стилистике, не «лубочной», она пропитана патриотическим пафосом - для создания этого эффекта Ростопчин, похоже, обращается к риторике модного тогда произведения «Слова о полку Игореве», открытого и изданного Мусиным-Пушкиным на рубеже веков. Кстати, оригинал «Слова» сгорел в том самом пожаре Москвы, что дало исследователям повод сомневаться в подлинности произведения. Эпитеты, употребляемые Ростопчиным («пустил своих ратников, как лютых зверей», «отольются волку лютому слезы горькия»), риторический образ врага («злодей француз — некрещеный враг») - все отсылает к речевым особенностям «Слова». Вот показательная цитата:
«Истребим достальную силу неприятельскую, погребем их на Святой Руси, станем бить, где ни встренутся. Уж мало их и осталося, а нас сорок миллионов людей, слетаются со всех сторон, как стада орлиныя. Истребим гадину заморскую и предадим тела их волкам, вороньям; а Москва опять украсится».

«Дело Верещагина» и бегство из Москвы
Конечно, для информационной войны нужно было показательное дело, им стало дело Верещагина: купеческий сын, друживший с сыном директора почт Ключарева, якобы, просматривая секретные документы, предназначенные для правительства, «перевел на русский язык два газетных сообщения о Наполеоне, а именно: письмо к прусскому королю и речь Наполеона к князьям Рейнского союза в Дрездене». На самом же деле Наполеон не писал этого письма и не обращался с такою речью, это была не политическая, а скорее литературная акция, так как авторство документов принадлежит самому Верещагину. Это, правда, не помешало генерал-губернатору Ключарева выслать из столицы, а Верещагина обвинить в измене и заключить в темницу до поры.

Граф Ростопчин и купеческий сын Верещагин на дворе губернаторского дома в Москве. Худ. А. Кившенко. 1893 г.

Вспомнил о несчастном Верещагине Федор Васильевич в критический для себя момент - когда потребовалось умилостивить разъяренную толпу, не выпускавшую генерал-губернатора из дома. Каролина Павлова, со слов своего отца К. Яниша, записал об этом: «Озлобленная чернь бросилась к генерал-губернаторскому дому, крича, сто ее обманули, что Москву предают неприятелю. Толпа возрастала, разъярялась все более и стала звать к ответу генерал-губернатора. Поднялся громкий крик: «Пусть выйдет к нам! Не то мы доберемся до него!» Ростопчин вышел к народу, который «встретил его сердитыми восклицаниями». Удивительно, но этот критический момент косвенно доказывает популярность афиш Ростопчина, некую насмешливую удачу его информационной войны, опровергая слова Тарле о том, что никто не обращал на афиши «ни малейшего внимания». Чтобы отвлечь внимание толпы от собственной персоны, Ростопчин велел привести из тюрьмы Верещагина и француза Мутона, приказав первого зарубить саблями и полуживого бросить толпе, представив позже это убийство как народную расправу над «злодеем», а второго - отпустить «дабы рассказал французам как у нас поступают с предателями». Поступок совершенно макиавеллистический.

История с пожаром
Еще одно темное пятно на биографии Ростопчина - это история с поджогами Москвы после вступления в город французов. Многие французские мемуаристы заверяли, что русские по приказу генерал-губернатора специально запускали с окраин зажигательные ракеты. Откуда это стало им известно - вопрос уже второстепенный, но обвинение в любом случае очень серьезное.


Граф Ростопчин (наблюдая пожар Москвы): "Все идет, как по маслу" (английская карикатура)

За три недели до вступления французов в Москву Ростопчин писал Багратиону следующее: «Я не могу себе представить, чтобы неприятель мог прийти в Москву. Когда бы случилось, чтобы вы отступили к Вязьме, тогда я примусь за отправление всех государственных вещей и дам на волю каждого убираться, а народ здешний, по верности к государю и отечеству, решительно умрет у стен московских, а если бог ему не поможет в его благом предприятии, то, следуя русскому правилу: не доставайся злодею, обратит город в пепел, и Наполеон получит вместо добычи место, где была столица. О сем недурно и ему дать знать, чтобы он не считал на миллионы и магазины хлеба, ибо он найдет уголь и золу». Здесь Ростопчин впрямую высказывает намерение поджечь Москву, чтобы она не досталась врагу. Однако действительно ли по приказу Ростопчина был подожжен город, и если это верно, ожидал ли он произведенного эффекта, остается до конца непонятным. Следует заметить, что сам Федор Васильевич полностью отрицал свою вину, возлагая ее на французов и… М.И. Кутузова, который действительно приказал перед отступлением вывезти из Москвы противопожарные средства.

После войны 1812 года Ростопчин еще неоднократно будет возвращаться к теме оставления Москвы, кропотливо собирая все свидетельства о случившемся пожаре и педантично, пункт за пунктом, их опровергая. Он даже создал таблицу опровержений бюллетеней Наполеона, изданных во время пребывания французской армии в Москве, в которых велась ответная информационная война против Ростопчина. Можно сказать, что обоим удалось эту информационную войну выиграть - каждому для своей аудитории. Ростопчин уверился в действенности свои афиш, когда народ не пускал его бежать из Москвы, в действенности же бюллетеней Наполеона он убеждался всю последующую жизнь, принужденный, живя в Париже, строчить постоянные оправдания.

Хроника дня: Наполеон предлагает мир

Основные силы русских войск продолжали движение на запад и вышли к Подольску.

Тем временем авангард Великой армии перешел Москва-реку у Боровского перевоза и последовал за казачьей бригадой Ефремова, которую принял за арьергард русской армии. Только дойдя до Бронниц, французы раскрыли обманный маневр, но направление отхода главных сил русских по-прежнему оставалось для них загадкой.

Наполеон, все еще находившийся в Петровском замке, через начальника московского Воспитательного дома генерала И.А. Тутолмина обратился к Александру I с предложениями о мире. Несколько следующих дней французский император будет ждать ответа, но он так и не последует.

Персона: Федор Васильевич Ростопчин

Федор Васильевич Ростопчин (1763-1826)
Биография Федора Васильевича Ростопчина (иначе - Растопчина) показывает нам типичного дворянина-карьериста, использующего семейные, дружеские и служебные связи для проникновения поближе ко двору.

Федор Васильевич родился в семье орловского помещика и капитана Василия Федоровича Ростопчина, получил хорошее домашнее образование, с 12 лет был записан в Преображенский полк, в 19 лет получил чин прапорщика. В молодости своей Федор Ростопчин много путешествовал по Европе, слушал лекции в Лейпцигском университете, посещал Великобританию и Голландию.

С 1788 г. благодаря хлопотам своего покровителя князя Шаумбургского находился при А.В. Суворове, участвовал в штурме Очакова, сражении под Фокшанами, битве при Рымнике, и был произведен в капитан-поручики. В 1790 г. Ростопчин с братом отправляется на шведскую войну, но неудачи преследуют его: командование остается им недовольно, а его покровитель умирает, к тому же, в ходе шведской кампании в морском бою погибает и его младший брат.

Видя безуспешность своих попыток сделать военную карьеру, Федор Ростопчин пытается пробиться ко двору, поначалу тоже безуспешно. В итоге он становится одним из секретарей на Ясской мирной конференции с Турцией (1792 г.) со званием бригадира и чином камер-юнкера. Это позволило молодому дворянину появиться при дворе императрицы, откуда он, правда, в скорости был «сослан» к великому князю Павлу Петровичу, чье расположение Ростопчин успел завоевать.

После смерти Екатерины Павел I сделал Федора Васильевича флигель-адъютантом, затем - генерал-майором и даровал ему несколько орденов и большое поместье в Орловской губернии. При дворе Ростопчин с переменным успехом вел затяжную войну с партией императрицы Марии Федоровны с одной стороны и усилившимися иезуитами - с другой.

Пик карьеры Ростопчина пришелся на 1798-99 гг., когда он получает чин генерал-лейтенанта и должность сначала главы Военного департамента, а затем кабинет-министра по иностранным делам. На внешнеполитическом поприще именно усилиями Федора Васильевича Павел I склонился к союзу с республиканской Францией против Англии, а также созданию торгового континентального союза.

После дворцового переворота 1801 г. Ростопчин был отставлен и жил в своем подмосковном имении, где занимался литературой. В 1809 г. при поддержке княгини Дашковой и сестры императора Ф.В. Ростопчин вернулся ко двору и в 1812 г. получил назначение генерал-губернатором в Москву.

При Павле I Федор Васильевич стал министром, после смерти Павла первые десять лет правления Александра Ростопчин был в отставке, его возвращение на службу произошло незадолго до войны - в 1810 г. он стал камергером, а затем генерал-губернатором Москвы. В этой должности он пробыл до 1814 г. после чего отправился попутешествовать по «новой Европе», дабы подлечить сильно пошатнувшееся здоровье.

Восемь лет Федор Васильевич прожил с семьей за границей и только в 1823 г. вернулся в Россию. Однако здоровье не позволяло Ростопчину заниматься государственными делами. В 1825 г. умерла любимая дочь бывшего губернатора, что стало для него страшным ударом. Ф.В. Ростопчин умер в начале 1826 года в Москве, разбитый параличом и неспособный даже говорить.


1 (13) сентября 1812 года
Военный совет в Филях
Персона: Леонтий Леонтьевич Беннигсен
Военный совет в Филях: «один час решает судьбу отечества»


Одной из главных загадок Отечественной войны 1812 года является вопрос — кто все-таки был инициатором пожара в Москве. Наполеон категорически отвергал предположения о том, что древняя русская столица была подожжена по его приказу. Император обвинял в умышленном поджоге московского генерал-губернатора графа Ростопчина, окрестив его «Геростратом».

Федор Васильевич Ростопчин действительно всю жизнь мечтал о большой славе. Однако вовсе не о такой...

На войне или при дворе

Сын зажиточного орловского помещика, майора в отставке Василия Фёдоровича Ростопчина , получил хорошее домашнее образование. В 10-летнем возрасте дворянин Федор Ростопчин зачислен на службу в Преображенский полк.

Такова была практика тех времен — числясь формально с малых лет на военной службе, дворяне росли в чинах, и к моменту реального появления в своих полках имели уже солидные звания.

После трехлетнего путешествия по Европе в 1786-1788 годах, во время которого молодой Ростопчин перемежал развлечения и лекции в университете, он прибыл в полк уже капитан поручиком.

Во время русско-турецкой войны Ростопчин служил под началом Суворова , участвовал в штурме Очакова, в сражении под Фокшанами и битве при Рымнике. Довольно быстро разочаровавшись в перспективах карьеры на военном поприще, молодой офицер решил преуспеть при дворе.

Однако вокруг стареющей Екатерины Великой и без того было много честолюбивых и смазливых молодых людей, так что Ростопчин оказался невостребован.

Милость и опала императора Павла

Отвергнутый императрицей, Федор Ростопчин оказался в свите наследника, великого князя Павла Петровича , который проникся к нему доверием.

Когда Павел I стал императором, Ростопчин был произведен в генерал-адъютанты при Его Императорском Величестве, а затем пожалован в генерал-майоры и награждён орденом св. Анны 2-й, и вслед за этим 1-й степени.

Милость императора чередовалась с немилостью — в марте 1798 года Ростопчин был отставлен от службы и сослан в свое подмосковное имение Вороново. Но уже в августе того же года Павел I произвел его в генерал-лейтенанты, поручив возглавить Военный департамент.

В том же году Ростопчин стал кабинет-министром Департамента иностранных дел. Фактически на протяжении последующих двух лет он руководил внешней политикой империи.

В феврале 1799 года Ростопчин был возведен в графское достоинство Российской Империи. В начале 1801 года один из самых близких людей к Павлу I cнова оказался в опале. Поспособствовал этому граф Пален , враждовавший с Ростопчиным.

Вместе с семьей Ростопчин снова уехал в Москву, а буквально через три недели он узнал, что императора больше нет в живых. Тот пал жертвой заговора, идейным вдохновителем которого был как раз Пален.

Литератор возвращается на службу

Александр I настороженно отнесся к Ростопчину, и граф надолго остался в своем подмосковном имении Воронове. Помимо ведения хозяйства, он пристрастился к литературному труду. Большую часть своих пьес Ростопчин читал только близким и друзьям, после чего сжигал. Однако в 1807 году была опубликована его книга «Мысли вслух на Красном крыльце», а через год в Москве поставили пьесу «Вести, или Убитый живой».

В 1810 году было удовлетворено ходатайство Ростопчина о возвращении на службу. Он получил чин обер-камергера, но ему велено было числиться «в отпуску».

Настороженность Александра I объяснялась просто — в начале правления он придерживался либеральных взглядов, а Ростопчин являлся убежденным консерватором.

В 1812 году, однако, оказались востребованы люди, настроенные критически по отношению к Европе. 24 мая 1812 года Федор Ростопчин был назначен московским военным губернатором, 29 мая 1812 года — московским главнокомандующим. Вместе с должностью главнокомандующего получил звание генерала от инфантерии.

«Афиши 1812 года»

На новом посту Ростопчин действовал энергично. Стал инициатором сбора ополчения, в которое вступили несколько десятков тысяч человек, обеспечивал поставки провианта и всего необходимого в действующую армию, размещал прибывающих в Москву раненых.

Отдельно надо сказать о воззваниях Ростопчина. «Афиши 1812 года, или дружеские послания от главнокомандующего в Москве к жителям ее» развешивались на улицах и распространялись по домам горожан так же, как и театральные. Призвав на помощь весь свой литературный талант, граф клеймил неприятеля, восхвалял русскую армию, сулил врагу близкую погибель. При приближении Наполеона к Москве в «Афишах» было заявлено — город неприятелю сдан не будет.

Но сам военный губернатор падения города не исключал. В письме Багратиону он писал: «Я не могу себе представить, чтобы неприятель мог прийти в Москву. Когда бы случилось, чтобы вы отступили к Вязьме, тогда я примусь за отправление всех государственных вещей и дам на волю каждого убираться, а народ здешний, по верности к государю и отечеству, решительно умрет у стен московских, а если бог ему не поможет в его благом предприятии, то, следуя русскому правилу: не доставайся злодею, обратит город в пепел, и Наполеон получит вместо добычи место, где была столица. О сем недурно и ему дать знать, чтобы он не считал на миллионы и магазины хлеба, ибо он найдет уголь и золу».

Таким образом, мысли о сожжении города у Ростопчина действительно были. К тому же, перед самым вступлением французов в Москву из нее были вывезены средства пожаротушения. Правда, сам градоначальник утверждал, что сделано это было по воле фельдмаршала Кутузова .

Публичная казнь изменника Верещагина

После того, как Кутузов сообщил Ростопчину о намерении сдать Москву, главной заботой губернатора стала эвакуация ценностей. В целом с задачей он справился, в отличие от эвакуации раненых солдат, которых в Москве осталось, по разным данным, от 2000 до 10 000. Часть из них стала жертвами Московского пожара.

Сам граф оказался в сложной ситуации. Чтобы не накалять атмосферу, он отказался от эвакуации собственного имущества на полмиллиона рублей, оставив его на разграбление врагу. Но и без этого выехать из города оказалось непросто.

Дом его осадили разгневанные москвичи, считавшие губернатора обманщиком — ведь он же обещал, что Москва не будет сдана. Ростопчин не боялся разговаривать с народом, но здесь он понял, что слов будет мало.

По его приказу к дому доставили из тюрьмы купеческого сына Верещагина , арестованного за распространение наполеоновских прокламаций, и француза Мутона , приговорённого к битью батогами и ссылке в Сибирь.

Граф на глазах у толпы принялся обличать изменника, а затем объявил, что тот приговорен Сенатом к смерти. По приказу Ростопчина драгуны несколько раз ударили Верещагина саблями, после чего раненного, но еще живого, бросили на растерзание разгневанным москвичам.

Побледневший Мутон ждал той же страшной участи, но у губернатора были свои планы. Он приказал отпустить заключенного, сказав ему: «Ступай к Наполеону, и расскажи ему, как русские поступают с предателями!».

Все, что совершил Ростопчин, было вопиющим самоуправством и нарушением законов, однако это позволило графу выехать из Москвы.

«Предаю огню дом свой, чтобы он не был осквернён вашим присутствием»

Свою усадьбу в Воронове граф сжег лично, оставив французам доску с надписью: «Восемь лет я украшал это село, в котором наслаждался счастьем среди моей семьи. При вашем приближении обыватели в числе 1720-ти покидают жилища, а я предаю огню дом свой, чтобы он не был осквернён вашим присутствием».

После этого Ростопчин уехал во Владимир, откуда призывал народ вести против неприятеля партизанскую войну. Выпустил он и новую «Афишу»: «Истребим достальную силу неприятельскую, погребем их на Святой Руси, станем бить, где ни встренутся. Уж мало их и осталося, а нас сорок миллионов людей, слетаются со всех сторон, как стада орлиныя. Истребим гадину заморскую и предадим тела их волкам, вороньям; а Москва опять украсится».

Все свидетельствует о том, что граф мог отдать приказ о поджоге Москвы. Тем более, что пожар спутал планы Наполеона, планировавшего зимовать в Москве.

Но почему тогда Ростопчин впоследствии упрямо отрицал свою причастность, написав даже книгу «Правда о пожаре Москвы»?

Во-первых, сам по себе поджог древнего города как мера борьбы с врагом был воспринят неоднозначно. Во-вторых, гибель при пожаре тысяч раненых солдат оказывалась на совести Ростопчина. В-третьих, московских домовладельцы были не прочь взыскать ущерб с виновного, что грозило графу полным разорением.

С другой стороны, если все же предположить, что пожар возник от действий солдат Наполеона, которые могли поджечь Москву во время грабежей, тогда понятно желание императора ловко снять с себя ответственность за варварство, переложив ее на плечи эксцентричного Ростопчина.

«Что народу памятник из пушек и храм Христа Спасителя?»

Градоначальник вернулся в Москву почти сразу после ухода французов. Надо отдать должное графу, он приложил немало усилий для того, чтобы город как можно скорее вернулся к нормальной жизни. К концу декабря 1812 года в городе была восстановлена работа всех присутственных мест. Были обеспечены поставки продовольствия, оказывалась помощь лицам, потерявшим кров и имущество.

К январю 1814 года было вновь построено и отремонтировано после пожара 4806 каменных и деревянных домов, то есть более половины строений, пострадавших от пожара. При этом Ростопчин не скрывал раздражения, считая, что Петербург не оказывает должного внимания вопросам восстановления Москвы: «Что народу памятник из пушек и храм Христа Спасителя? До сего времени у меня нет ни копейки для бедных, и если бы не остатки чрезвычайных сумм и мои собственные деньги, верных пять тысяч человек умерло бы от голода и нищеты». Так градоначальник отреагировал на требование императора собирать французские пушки для создания помпезного памятника в честь победы над Наполеоном.

В 1814 году Ростопчин, здоровье которого было подорвано напряженной работой, попросил отставки с поста московского градоначальника, и Александр I согласился ее принять.

Фёдор Ростопчин. Художник Орест Кипренский.

Горести вместо почестей

Граф рассчитывал на высокую оценку своих заслуг, но был удостоен лишь статуса члена Государственного совета без обязанности бывать на заседаниях.

Так и не получив признания при дворе, Ростопчин уехал за границу, официально — для прохождения курса лечения. «Лечение» растянулось на восемь лет, причем почти шесть из них граф прожил ни где-нибудь, а в Париже. Там, впрочем, его также преследовала слава «поджигателя Москвы». И даже написанная им книга «Правда о пожаре Москвы» ничего не изменила.

Отравляли жизнь и семейные проблемы. Отношения с супругой были сложными на протяжении многих лет, так как Ростопчин не смог смириться с тем, что жена перешла в католичество и убедила дочерей сделать то же самое. Сын, живший в Париже как кутила и мот, наделал долгов почти на 100 000 рублей и оказался в тюрьме, откуда его пришлось выкупать отцу.

В 1823 году тяжело заболела любимица Ростопчина, младшая дочь Елизавета . Граф вернулся на родину, окончательно вышел в отставку, и готов был тратить любые средства на лечение Лизы.

Не помогло — в марте 1825 года 18-летняя Елизавета Ростопчина скончалась. Это горе окончательно сломило бывшего московского градоначальника. Его собственные болезни обострились, в декабре развился паралич, и 18 января 1826 года граф Федор Васильевич Ростопчин скончался.

Свое место в истории московский градоначальник занял. Хотя от тени пожара 1812 года избавиться ему так и не удалось.

Помните, у Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром…» Тем пожаром, превратившим пребывание Наполеона в городе в сущий ад, древняя столица была обязана своему градоначальнику графу Федору Ростопчину. Впрочем, не только этим…

Большой пожар Москвы 2 сентября 1812 года. Гравюра Дж. Сассо с оригинала Э. Катени. 1818 год. Предоставлено М. Золотаревым

Московский пожар 1812 года действительно одно из самых ярких (во всех смыслах) событий в биографии Федора Васильевича Ростопчина (1763–1826). Его время от времени даже обвиняли в этом: либеральные и советские историки нет-нет да и сравнивали графа с Геростратом. Между тем он был одним из самых видных и блестящих государственных деятелей конца XVIII – начала XIX века. И прославился, конечно, не только пожаром.

Палатка от Суворова

Согласно семейному преданию Ростопчиных, родоначальником их фамилии был прямой потомок Чингисхана , Борис Давыдович Ростопча , выехавший из Крыма на Русь в начале XVI века при великом князе Василии Ивановиче . Отец Федора Ростопчина, Василий Федорович , был зажиточным помещиком, владельцем имений в Орловской, Тульской и Калужской губерниях. Мать, в девичестве Крюкова, умерла рано, после рождения второго сына. Разумеется, Федор получил хорошее домашнее образование и воспитание, знал основные европейские языки. И хотя его преподавателями были часто сменявшие друг друга иностранцы, он все же остался русским по духу, «помня поучения священника Петра и слова мамки Герасимовны».

10-летним мальчиком Федор Ростопчин был зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк. Фактически служба его началась в 1782-м, когда он получил чин прапорщика. В 1786–1788 годах Ростопчин предпринял длительную поездку за границу, посетил Германию, Францию, Англию. В Берлине брал частные уроки математики и фортификации, в Лейпциге слушал лекции в университете. Вступление в масонскую ложу в Берлине позволило ему обзавестись многими полезными связями. А в Англии он сблизился с послом России в Лондоне графом Семеном Романовичем Воронцовым , с которым впоследствии состоял в постоянной переписке и который весьма способствовал первым шагам стремительной карьеры Ростопчина.

Федор Васильевич Ростопчин (1763–1826) и Титульный лист «Мыслей вслух на Красном крыльце» Федора Ростопчина издания 1807 года. Изображения предоставлены М. Золотаревым

Вернувшись в Россию накануне Русско-шведской войны 1788–1790 годов, он несколько месяцев находился при главной квартире русских войск в Фридрихсгаме (Финляндия), а летом 1788-го в качестве волонтера Ростопчин отправился в поход против турок и участвовал в штурме Очакова и в знаменитых сражениях при Рымнике и под Фокшанами. Судя по всему, Федор Ростопчин был не робкого десятка: не случайно около года он служил под началом Александра Васильевича Суворова , который в знак своего расположения подарил ему походную военную палатку. Наконец, в 1790-м Ростопчин снова принял участие в Финляндском походе. Командуя гренадерским батальоном, он был представлен к Георгиевскому кресту, которого, однако, не получил.

В 1791 году при посредничестве графа Воронцова Ростопчин сблизился с одним из руководителей внешнеполитического ведомства Александром Андреевичем Безбородко, по представлению которого в феврале 1792-го ему было присвоено звание камер-юнкера в ранге бригадира. Он был принят при дворе и стал вхож в великосветские салоны, где вскоре приобрел репутацию острослова. Его шутки, остроты и анекдоты были широко известны.

При дворе императора Павла

С 1793 года Федор Ростопчин был прикомандирован к «малому двору» великого князя Павла Петровича в Гатчине. Именно он первым сообщил наследнику о смерти Екатерины II . Тогда-то и произошел крутой взлет его карьеры. Фаворит Павла I , Ростопчин со временем стал играть ключевую роль в определении внешнеполитического курса империи, управляя иностранными делами в России.

Обладая геополитическим мышлением и будучи одним из тех, кто многое сделал для зарождающегося тогда движения, получившего название «русская партия», Федор Ростопчин стремился строить внешнюю политику исходя не из субъективных династических предпочтений, а из реальных национальных интересов.

Его концепция, сформулированная в записке «О политическом состоянии Европы» (1801), основывалась на представлениях о самодостаточности России и ее независимости от стран Старого Света. Своими идеями он предвосхитил поздние построения Н.Я. Данилевского , автора известного труда «Россия и Европа». Граф Ростопчин предлагал разорвать союз с Англией, создав его с наполеоновской Францией и осуществив раздел Турции. Главная мысль документа заключалась в том, что в результате войны с Францией 1799 года в выигрыше остались Англия, Пруссия и Австрия, но не Россия.

Давая характеристику ведущих стран Европы, Ростопчин приходил к выводу, что почти все они «скрытно питают зависть и злобу» к Российской империи и потому она должна неусыпно следить за ними и, когда ей выгодно, использовать противоречия между ними. Федор Ростопчин считал, что союз с наполеоновской Францией позволит ослабить Англию и произвести раздел Турции. Он предлагал проект распределения владений Османской империи между Россией, Пруссией, Австрией и Францией, которая получила бы Египет. К России в случае его реализации отходили бы румыны, молдаване и болгары, а Грецию планировалось объявить республикой под защитой четырех союзных держав с тем расчетом, что греки вскоре сами перейдут под скипетр российского императора.

Тогда Россия стала бы естественным центром, объединяющим православные и славянские народы, и, соответственно, обеспечила бы себе доминирование в Европе. Таким образом, в основе геополитических представлений Ростопчина лежала идея православной цивилизации, население которой преимущественно составляли бы славяне.

Обязанности Федора Ростопчина в то время были многообразны и не сводились к одному лишь ведению внешнеполитических дел. Так, являясь плюс к тому директором почтового департамента, он оказал большую поддержку развитию в стране сети почтовых станций. Кроме того, Ростопчин способствовал утверждению императором Регламента для церквей и монастырей католической церкви в России, который наносил ощутимый удар по деятельности иезуитов. Еще ранее ему удалось добиться запрета на проведение съездов католического духовенства.

Ростопчинская порода

Но несмотря на все бесспорные заслуги Федора Ростопчина перед императором, в феврале 1801 года он был подвергнут опале. Удаление Ростопчина было организовано графом Петром Алексеевичем Паленом , столичным военным губернатором, который, подготавливая заговор против Павла I , убирал с дороги тех, кто мог бы помешать осуществлению его планов. Перед самой своей смертью император отправил Ростопчину депешу: «Вы нужны мне, приезжайте скорее». Тот сразу двинулся в путь, но, не доехав до Москвы, получил известие, что Павла не стало, и вернулся к себе в подмосковное имение.

Федор Ростопчин открыто осудил Александра I за участие в перевороте, приведшем к гибели его отца, и категорически не принял либеральных проектов, связанных с деятельностью так называемого Негласного комитета, а также Михаила Михайловича Сперанского . В итоге в правление Александра I он долгое время находился в опале. Вплоть до 1810 года жил по большей части в своем имении Вороново. Ростопчин подвергал критике власть и общество за приверженность либеральным реформам, нравственную деградацию, культивирование идей рационализма и космополитизма, процветание масонства, отсутствие порядка во всех сферах государственной жизни и т. д.

«В эпоху Французской революции
сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями; у нас графы и князья хотели сделаться тряпичниками и сапожниками»

В деревне он увлекся новейшими методами ведения сельского хозяйства: стал экспериментировать в этой области, использовать новые орудия и удобрения, специально выписал из Англии и Голландии породистый скот, заказал машины и агрономов, создал сельскохозяйственную школу. Ему удалось достичь значительных успехов: к примеру, была выведена порода лошадей, которую так и назвали – ростопчинской. Но постепенно граф все больше разочаровывался в западноевропейских методах и стал защитником традиционно русского земледелия.

В 1806 году им была опубликована брошюра «Плуг и соха». В ней Ростопчин, будучи для своего времени вполне эффективным хозяином, отмечал, что однозначно положительным в российских условиях может считаться внедрение лишь некоторых западноевропейских сельскохозяйственных орудий, в частности молотилки и плуга. В целом же, по его мнению, эти новшества были скорее вредны, чем полезны, он связывал их с легкомысленной модой русских помещиков, которую поместил «в число забав, свойственных богатству и роскоши». «Потому что от нее не более пользы, чем от роговой музыки, Англинского сада, скаковых лошадей, коллонад с фронтонами, псовой охоты и крепостного театра», – подчеркивал автор брошюры.

Фактически Ростопчин одним из первых заговорил о русской самобытности с точки зрения хозяйственного развития, настаивая на том, что земледелие и сельское хозяйство должны вестись с учетом геоклиматических и исторических особенностей России.

«Исцелите Россию от заразы»

В 1805–1807 годах Российская империя становится ключевой участницей неудачных антинаполеоновских коалиций, приведших к военным поражениям и подписанию позорного для нее Тильзитского мира. В декабре 1806 года Ростопчин направил Александру I письмо, в котором призывал императора изгнать большинство французов из страны: «Исцелите Россию от заразы и, оставя лишь духовных, прикажите выслать за границу сонмище ухищренных злодеев, коих пагубное влияние губит умы и души несмыслящих подданных наших».

В этот период Федор Ростопчин – один из лидеров в борьбе с дворянской галломанией. В 1807-м вышел его памфлет «Мысли вслух на Красном крыльце», имевший шумный успех в обществе. Это был своего рода манифест складывающегося русского национализма. Произведение имело не только антинаполеоновскую, но и антифранцузскую направленность: «Господи помилуй! Да будет ли этому конец? Долго ли нам быть обезьянами? Не пора ли опомниться, приняться за ум, сотворить молитву и, плюнув, сказать французу: «Сгинь ты, дьявольское наваждение! Ступай в ад или восвояси, все равно, – только не будь на Руси».

Сражение при Рымнике 11 сентября 1789 года. И. Марк. Гравюра конца XVIII века. Предоставлено М. Золотаревым

Причиной столь резких суждений и выпадов был кровавый опыт Франции, бьющейся почти два десятилетия в судорогах революции, террора и захватнических войн – начиная с 1789 года. Граф Ростопчин писал о французах особым, «народным» языком: «Вить что, проклятые, наделали в эти двадцать лет! Все истребили, пожгли и разорили. Сперва стали умствовать, потом спорить, браниться, драться; ничего на месте не оставили, закон попрали, начальство уничтожили, храмы осквернили, царя казнили, да какого царя! – отца. Головы рубили, как капусту; все повелевали – то тот, то другой злодей. Думали, что это будто равенство и свобода, а никто не смел рта разинуть, носу показать и суд был хуже Шемякина. Только и было два определения: либо в петлю, либо под нож. Мало показалось своих резать, стрелять, топить, мучить, жарить и есть, опрокинулись к соседям и почали грабить и душить, <…> приговаривая: «После спасибо скажете». А там явился Бонапарт, <…> шикнул, и все замолчало. Погнал сенат взашей, забрал все в руки, запряг и военных, и светских, и духовных и стал погонять по всем по трем. Сперва стали роптать, потом шептать, там головой качать, а наконец кричать: «Шабаш республика!» Давай Бонапарта короновать, а ему то настать. Вот он и стал глава французская, и опять стало свободно и равно всем, то есть: плакать и кряхтеть; а он, как угорелая кошка, и пошел метаться из углу в угол и до сих пор в чаду. Чему дивить: жарко натопили, да скоро закрыли. Революция – пожар, Франция – головешки, а Бонапарте – кочерга».

Лидер «русской партии»

Обличая галломанию общества, Ростопчин указывал на необходимость искать примеры для подражания в собственном русском национальном опыте: «Чего у нас нет? Все есть или может быть. Государь милосердный, дворянство великодушное, купечество богатое, народ трудолюбивый. <…> А какие великие люди были и есть! Воины: Шуйский, Голицын, Меншиков, Шереметев, Румянцев, Орлов и Суворов ; спасители Отечества: Пожарский и Минин ; Москвы: Еропкин ; главы духовенства: Филарет, Гермоген, Прокопович и Платон; великая женщина делами и умом – Дашкова; министры: Панин, Шаховской, Марков ; писатели: Ломоносов, Сумароков, Херасков, Державин, Карамзин, Нелединский, Дмитриев и Богданович . Все они знали и знают французский язык, но никто из них не старался знать его лучше русского».

«Мысли вслух» были изданы неслыханным для того времени тиражом в 7 тыс. экземпляров. Публикация сделала Ростопчина одним из наиболее авторитетных лидеров «русской партии», занимавшей жесткую антифранцузскую и антилиберальную позицию. Галломанию он рассматривал как своего рода духовную капитуляцию перед Францией в канун великой войны с Наполеоном. Фактически Ростопчин стал – наряду с Г.Р. Державиным, Н.М. Карамзиным и А.С. Шишковым – одним из отцов-основателей русского консерватизма, начала которого уже в период своего зарождения вполне соответствовали позднейшей формуле графа С.С. Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность».

Карикатура на политическую ситуацию в Европе конца XVIII века Ainsi va le monde (пер. с франц. – «Таков уж мир»). В открытой карете сидят семь монархов Европы; карету тащит австрийский император; Мария Антуанетта удерживает его; Людовик XVI сует в колесо свою палку; в кучерах сидит шведский король; на карете с длинным бичом в руке стоит Екатерина II; английский премьер-министр смотрит на все с вершины скалы в подзорную трубу. Папа только что вышел со своим синклитом из собора Святого Петра и благословляет этот поезд

Главным центром «русской партии» был тверской салон любимой сестры Александра I – великой княгини Екатерины Павловны, которая противостояла либеральным устремлениям своего царственного брата и Михаила Сперанского . После выхода в свет «Мыслей вслух» автор памфлета стал желанным гостем в салоне «тверской полубогини» (по выражению Карамзина). Екатерина Павловна поставила себе задачей сблизить Федора Ростопчина с императором. В ноябре 1809 года Александр посетил сестру в Твери и имел продолжительную беседу с графом. Результаты этого разговора не замедлили сказаться. 24 февраля 1810 года Ростопчин был назначен обер-камергером.

«Не пора ли опомниться, приняться за ум и сказать французу: «Сгинь ты, дьявольское наваждение! Ступай в ад или восвояси, все равно, – только не будь на Руси»

В 1811-м он подготовил и через Екатерину Павловну передал императору «Записку о мартинистах». Коротко изложив в ней историю русского масонства, граф утверждал, что рядовые члены масонских лож являлись жертвами обмана: они «надеялись приобрести царствие небесное, куда их прямо введут их руководители, которые проповедовали им пост, молитву, милостыню и смирение, присваивая себе их богатства, с целью очищения душ и отрешения их от земных благ». Покровителем масонов в царствование Александра I, по убеждению Ростопчина, стал Сперанский, «который, не придерживаясь в душе никакой секты, может быть, и никакой религии, пользуется их услугами для направления дел и держит их в зависимости от себя».

Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839). Предоставлено М. Золотаревым

Ростопчин выражал уверенность в том, что «Наполеон, который все направляет к достижению своих целей, покровительствует им и когда-нибудь найдет сильную опору в этом обществе, столь же достойном презрения, сколько опасном». Более того, он предупреждал, что руководители русских масонов «поставили себе целью произвести революцию, чтоб играть в ней видную роль, подобно негодяям, которые погубили Францию и поплатились собственной жизнью за возбужденные ими смуты». Исходя из вышесказанного, Ростопчин настаивал на необходимости принятия «строгих мер против общества, которое таинственностью своею должно привлечь внимание правительства и побудить к новому его распущению». «Записка о мартинистах» была направлена прежде всего против Михаила Сперанского, в опале которого Ростопчин сыграл известную роль.

Московский главнокомандующий

Незадолго до начала Отечественной войны Екатерина Павловна добилась того, что Ростопчин был произведен в генералы от инфантерии и назначен московским генерал-губернатором, а вскоре московским главнокомандующим. Таким образом, Александр I хотел заручиться поддержкой «русской партии» в критический для России момент. На графа Ростопчина наряду со всем прочим возлагалась задача развивать в Москве патриотические настроения: «действовать на умы народа, возбуждать в нем негодование и подготовлять его ко всем жертвам для спасения отечества».

Во исполнение этой миссии Ростопчин и выпускал так называемые афиши, информирующие народ и разъясняющие происходящие в стране события. Такие публикации в то время были явлением беспрецедентным, и они оказывали сильное влияние на население. Афишами их прозвали оттого, что они разносились по домам, как театральные. Это тоже были своего рода «мысли вслух», написанные характерным для Ростопчина ярким «народным» стилем. Так главнокомандующий хотел успокоить москвичей, вселить в них уверенность в силе русской армии, показать, что «побойчей французов твоих были поляки, татары и шведы, да и тех старики наши так откачали, что и по сю пору круг Москвы курганы, как грибы, а под грибами-то их кости».

Протоиерей Кавалергардского полка Гратинский, служащий молебствие в присутствии французов в приходской церкви Святого Евпла в Москве 15 сентября 1812 года. Гравюра II пол. XIX века

Ростопчин сознательно стремился приукрасить известия о победах русских войск, сгладить сообщения о поражениях, стараясь не допускать возникновения беспорядков и грабежей, распространения панических и пораженческих настроений. В простонародье, в среде мещан и купечества, афиши читались с восторгом: «слова его были по сердцу народу русскому». Но что касается дворян, отношение к ним было неоднозначным. Поэт Михаил Александрович Дмитриев , называя их «мастерской, неподражаемой вещью», писал, что графа тогда «винили в публике: и афиши казались хвастовством, и язык их казался неприличным».

Немалую роль сыграл Федор Ростопчин в создании народного ополчения и сборе пожертвований на нужды армии. Он возглавил комитет по организации ополчения в Москве и ближайших шести губерниях: Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской и Тульской. Помимо формирования ополчения московский главнокомандующий ведал снабжением русской армии, отступавшей к древней столице, размещением и лечением раненых. Александр I также поручил Ростопчину лично заняться вопросом постройки по проекту авантюриста Франца Леппиха «тайного оружия» – воздушного шара, с которого должны были сбрасываться зажигательные снаряды на французов. Это мероприятие оказалось бесплодным, хотя средств на него было потрачено немало.

Пожар 1812 года

Федора Ростопчина принято обвинять в сдерживании покидающего город населения, в позднем и неполном вывозе государственного имущества, в нерациональном использовании транспорта. Однако все это было связано прежде всего с тем, что Михаил Илларионович Кутузов вплоть до 1 сентября 1812 года заверял графа в невозможности сдачи Москвы.

2 сентября, в день оставления русскими войсками древней столицы, по приказу Ростопчина был казнен купеческий сын Михаил Верещагин : его выдали на растерзание толпе. Ранее он был арестован за распространение переведенных на русский язык «прокламаций» – «письма Наполеона к прусскому королю» и «речи, произнесенной Наполеоном перед князьями Рейнского союза в Дрездене», в которых содержались антирусские высказывания и утверждалось, что менее чем через полгода Бонапарт займет обе российские столицы. На самом деле таких речей и писем Наполеон не произносил и не писал: это были тексты, которые, скорее всего, сфабриковал сам Верещагин. Публичная казнь, вызванная чрезвычайными обстоятельствами, в дальнейшем была использована противниками московского главнокомандующего в целях его компрометации в глазах царя и дворянского общества. Справедливости ради следует заметить, что Ростопчин действительно значительно превысил свои полномочия, поскольку Сенат приговорил Верещагина не к смертной казни, а к наказанию кнутом и ссылке в Сибирь.

Французы в Москве в 1812 году. Литография Германа с оригинала А. Адама. Предоставлено М. Золотаревым

В ночь на 3 сентября, после вхождения французов в Москву, вспыхнул грандиозный пожар, продолжавшийся несколько дней и уничтоживший девять десятых города. В силу ряда обстоятельств до конца жизни Ростопчин скрывал свою определяющую роль в этом событии. Ныне же большинство историков, причем различных направлений и политических убеждений, склоняются к тому, что именно он подготовил все условия для этой акции: снарядил небольшую команду полицейских-поджигателей и вывез из города необходимые инструменты для тушения пожара. Сожжение Москвы имело колоссальное стратегическое и моральное значение: оно повлияло на весь дальнейший ход войны. Наполеон не смог найти здесь ни жилья, ни продовольствия для своих солдат, а также достаточного количества изменников и предателей для деморализации русского общества, армии и народа. И в этом – заслуга Ростопчина.

В течение двух последующих лет граф оставался на посту московского главнокомандующего. Служба его проходила в исключительно сложных условиях. Его обвиняли в сожжении Москвы, гибели имущества множества семей. В эти годы он занимался восстановлением, вывозом из города и захоронением огромного числа мертвых, организацией помощи пострадавшим от пожара жителям.

Градоначальник Федор Ростопчин рассматривает горящую Москву. Карикатура неизвестного художника 1810-х годов. Предоставлено М. Золотаревым

30 августа 1814 года Ростопчин был отправлен в отставку с назначением в члены Государственного совета. Семейная жизнь бывшего градоначальника была омрачена тем, что его супруга и дочь приняли католицизм, а через несколько лет после войны последняя и вовсе покинула Россию, став во Франции известной писательницей под именем графини де Сегюр . Это обернулось трагедией для Ростопчина, который всю жизнь боролся с католическим прозелитизмом в России.

В последние годы он много времени провел за границей, проходя там лечение. Граф вернулся на Родину лишь за пару лет до смерти. Мучимый недугами, отстраненный от политической деятельности, Федор Ростопчин не терял присутствия духа и нередко отзывался на текущие события остроумными афоризмами. Широко известен его отклик на восстание декабристов: «В эпоху Французской революции сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями; у нас графы и князья хотели сделаться тряпичниками и сапожниками». Через несколько недель, 18 января 1826 года, Ростопчин умер.