Сообщение дисциплина в школе. Дисциплина в школе – территория свободы или принуждения

ДЕТИ И ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил социалистического общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей. Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку учащихся, стать их внутренней потребностью. Поэтому уже в начальных классах большое место занимает практическое приучение школьников к дисциплинированному поведению. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на приучение учащихся к дисциплинированному поведению в начале года. За время летних каникул некоторые ученики утрачивают навыки организованного поведения. Для их восстановления нужно время на уроке, во время перемен.

Широкие возможности для приучения школьников к дисциплинированному поведению предоставляет их совместная общественно полезная деятельность, труд на общую пользу. В таком труде школьники приобретают и закрепляют навыки организованного поведения, приучаются точно выполнять распоряжения педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности. Поэтому правильная организация разнообразной деятельности учащихся - это необходимое условие воспитания их в духе сознательной дисциплины. Учитель обычно следит за тем, как ведут себя отдельные ученики в процессе трудовой деятельности, дает советы, показывает, как нужно поступать в том или ином случае. Постепенно к контролю за поведением учащихся привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть у учащихся непослушание и приучить их к дисциплинированному поведению. Но современное образование отрицает физический труд обучающихся. А некоторые родители так оберегают своих детей от трудовой деятельности, забывая о том, что именно труд превратил обезьяну в человека

Воспитанию дисциплины помогает также оформление класса, школы, пришкольного участка. Внешний порядок дисциплинирует учащихся. Необходимо с первых дней школьного обучения приучать детей к порядку и чистоте в классе, к бережному обращению со школьным имуществом. Большую роль в решении этих задач играют дежурства учащихся. Дежурные следят за порядком и чистотой в классе, за тем, чтобы класс проветривался во время перемены, чтобы все остатки от пищи и бумажки выбрасывались в специальный ящик. Дежурные следят также за тем, бережно ли дети обращаются со школьным имуществом, не портят ли парты, стены и школьное оборудование, берегут ли свои вещи, чисты ли их книги. Так дежурство становится важным средством приучения к соблюдению дисциплины и порядка в школе. Так было. А что теперь. Детям нельзя подметать, вытирать пыль, работать. Каких же помощников мы хотим вырастить. О какой дисциплине труда может идти речь.

Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры, поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека. Вместе с тем дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Здесь следует сказать и о школьной форме. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

"Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу... Самая распространенная причина – нарушения детьми школьной дисциплины.

Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашей школе?

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;

2 место - опоздание на уроки;

3 место - игры с телефоном;

Прогулы уроков;

Бег по лестницам и по коридору школы;

Драки;

Порча школьного имущества и оборудования.

Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов; «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц).

Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широк.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ ответов показал, что очень тяжело работается в школе педагогам пожилого возраста. Широко распространена практика «проверки на прочность» новых (молодых) учителей.

К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Школьная дисциплина

Воспитание сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности. Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости - черт, в нашем характере представлены слишком слабо. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине. Школьная дисциплина - соблюдение учащимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинения общественному долгу. Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися необходимости соблюдение ее в школе, общественных местах, в личном поведении; готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины труда, обучения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с нарушителями дисциплины в школе и за ее пределами. Сознательная дисциплина проявляется в осознанном строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм поведения и основывается на сформированности у учеников такой черты, как дисциплинированность и чувства долга и ответственности. В основе дисциплинированности - стремление и способности личности руководить своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями правил поведения. Обязанность - осознанная личностью система общественных и моральных требований, диктуемых социальными потребностями и конкретными целями и задачами определенного исторического этапа развития. Ответственность - качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или ущерба для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресса. Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы. Совершенно очевидно, что при отсутствии дисциплины нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела. Она является одновременно и средством воспитания школьников. Дисциплина способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, позволяет ограничивать, тормозить безрассудные действия и поступки отдельных школьников. Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей относительно усвоения учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к исполнению этих правил, формировать у них потребность в постоянном их соблюдении, напоминать их содержание, требования. Неуместно делить правила поведения на основные и второстепенные, когда за нарушение одних учений несет ответственность, а несоблюдение других остается незамеченным. Соответствующую работу следует проводить также с родителями учащихся. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность. Чтобы помочь школе в выработке у учащихся качеств, предусмотренных этими правилами, родители должны знать их, владеть элементарными педагогическими приемами для формирования этих качеств. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе.

Учитель начальных классов должен четко знать, какими методами добиваться ее, помня, что даже самый молодой ученик-первоклашка - это уже гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. К сожалению, учителя младших классов очень часто видят в нем только ребенка. Некоторые из них влияют на школьников только суровостью, стремятся добиться послушания, ломая волю ребенка. В таком случае у учащихся воспитывается бездумный послушание или дерзкая неповиновение. В средних и старших классах отдельные учителя чрезмерной суровостью, прямолинейностью суждений нередко подавляют интересы школьников, порождают нежелание идти в школу. Неусыпный контроль, постоянные ограничения приводят к противоположным результатам, замечания вызывают раздражение, грубость, неповиновение. Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться не только на уроке, когда соответствует на вопросы, но и допускать ошибки в поведении ввиду недостатка жизненного опыта. Суровый и добрый учитель умеет прощать такие ошибки и учит несовершеннолетних, как вести себя в сложной жизненной ситуации. А. Макаренко большую роль в дисциплинирования учащихся отводил школьном режиму, считая, что он выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен, точный, общий и определенный. Целесообразность режима заключается в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманные и педагогическое оправданы. Точность режима проявляется в том, что не допускает никаких отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима - его обязательность для всех членов школьного коллектива. Относительно педагогического коллектива эта черта проявляется в единстве требований, педагоги предъявляют к воспитанникам. Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности. Такой режим способствует развитию у учащихся способности управлять собой, полезных навыков и привычек, положительных моральных и правовых качеств. Важное место в приучении учащихся надлежащего поведения в школе и за ЕЕ пределами принадлежит четкому контролю за их поведением, предусматривающий учет посещения ими уроков, принятия соответствующих мер к тем, кто систематически опаздывает или не появляется на уроки без уважительных причин. В некоторых школах ведут специальные журналы поведения учащихся, в которых директор или его заместитель по воспитательной работе регулярно фиксируют все случаи грубого нарушения учащимися порядка в школе, на улице, в общественных местах, а также воспитательные воздействия, примененных к ним, и результаты этих воздействий. Это помогает педагогам своевременно анализировать состояние дисциплины в ученическом коллективе, намечать и принимать меры по его улучшения, подробнее и полнее изучать условия жизни учащихся, ближе знакомиться с их семьями, глубже вникать во внутренний мир отдельных учащихся и таким образом выявлять недостатки воспитательной работы школы и совершенствовать ее. Такой журнал учета поведения дает возможность конкретизировать индивидуальную воспитательную работу с учащимися, склонными к нарушениям норм морали и права, способствует их профилактике. В некоторых школах вместо журнала учета поведения ведут специальную картотеку на учащихся-правонарушителей. Препятствуют воспитанию дисциплинированности учащихся попытки отдельных учителей и родителей скрыть случаи нарушения дисциплины, чтобы не компрометировать класс. Не реагируя на такие поступки, они воспитывают в несовершеннолетних чувство безответственности. Если на определенном этапе воспитание ученику начинают упрекать за плохое поведение, он не может понять, чем последний его поступок хуже предыдущих, о которых никто не вспоминал, что у него притупилось чувство ответственности, выработалась дерзость. Учитывая это, каждый случай нарушения правил поведения следует детально анализировать и давать соответствующую оценку.

В дисциплинирования учащихся важную роль играет дневник. Педагог должен требовать от них аккуратного ведения дневника. Оценивая поведение школьника за неделю, следует учитывать также его внешний вид и участие в уборке класса, дежурство в столовой, отношение к товарищам и взрослых. Систематический контроль над поведением учеников в школе и за ее пределами приучает их к ежедневному соблюдению дисциплины. Такой контроль особенно нужен детям, у которых сформировались негативные привычки. Он создает условия для выработки у них положительных привычек, блокирует появление и закрепление отрицательных. Однако это не значит, что надо все время контролировать учеников, случайно нарушили правила поведения. Когда их «воспитывают» во многих инстанциях, часто напоминают о малейшие проступки, это не способствует соблюдению ими правил поведения, а побуждает к мысли, что они «Неисправимые». Контроль должен быть тактичен, чтобы ученик чувствовал уважение к себе как личности. Внешний контроль определенной степени является принуждением к положительному поведению. Вместе действует внутренний контроль, когда определенные нормы поведения усвоены такой степени, что стали внутренними убеждениями человека, и она выполняет их, часто даже не задумываясь над тем, почему поступает так, а не иначе. Если от исполнения требований школьного режима можно уклониться, контроля со стороны педагогов или коллектива учащихся можно избежать, то от собственной совести трудно спрятаться. Поэтому в воспитании следует добиваться разумного сочетания внешнего и внутреннего контроля за поведением воспитанников, научить их «Делать правильно, когда никто не слышит, не видит и никто не узнает».

В воспитании вообще и в укреплении дисциплины частности особое значение имеет установление правильного тона и стиля в деятельности ученического коллектива. Если господствует жизнерадостное тон, в основе которого сознательная дисциплина, единство и дружба, чувство собственного достоинства каждого члена коллектива, вопросы воспитания учащихся решать легче. Действенной является профилактика конфликтных отношений и предотвращению негативных поступкам. Нарушение дисциплины и требований школьного режима чаще случаются там, где недостаточно организована деятельность учащихся. Если питомцу нечего делать на уроке или в мастерской, если не организовано его досуг, то возникает стремление чем-то заполнить свое свободное время, организовать его по-своему, не всегда разумно. К нарушениям школьного режима отдельными учениками приводит и неумение некоторых учителей работать с педагогически запущенными детьми, промахи и ошибки в работе с ними, вызванные тем, что педагоги не раскрывают мотивов их негативного поведения, знание которых дает возможность эффективно строить воспитательную работу с ними. Так, если питомец плохо обращается за отсутствия перспективы, за безразличия к своему будущему, то вся работа педагога направляется на формирование у него веры в это будущее, в возможность достичь его собственными силами. Школа много теряет в воспитании сознательной дисциплины за того, что не всегда придерживается строгой регламентации жизни и деятельности учащихся. А. Макаренко по этому поводу писал, что именно «школа должна с первого же дня поставить перед учеником твердые, неоспоримые требования общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы она знала, что можно и чего можно, что похвально и за что не похвалят». Это регламентирование определяется правами и обязанностями школьников, предусмотренными Уставом ОУ. Ученикам созданы все условия для учебы и работы в школе, поэтому каждый из них должен добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Уважение учащихся к закону заключается в сознательном соблюдении правил поведения, дисциплинированности, борьбе с нарушениями требований школьного режима, помощи педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса. Словом, ученик должен глубоко осознать, что поведение и отношение к обучению - не только его личное дело, что его обязанность как гражданина - добросовестно учиться, примерно вести себя и удерживать других от недостойных поступков.


МБОУ «Пурдошанская СОШ»

Доклад на педсовете: «Дисциплина»

Подготовила Самсонкина Т. Н.

Дисциплина – это процесс обучения правилам и навыкам, которые позволяют ребенку контролировать себя; действие учителя направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Причины отсутствия дисциплины у детей:
Воспитание – две крайности: родители слишком мягки к своим детям или же им нет дела до них.
У учителя отсутствует авторитет среди детей.
Общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину.
Дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинированно.
Не восполненные физические, душевные потребности.

Как поддерживать дисциплину:

1. Профилактика легче лечения:
Внешние условия - помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям (посторонние шумы, отвлекающие моменты, раскраска стен, освящение, воздух, отопление)
Учитель должен следить за дисциплиной.
Ребенок с самого начала должен быть ознакомлен с правилами поведения на уроке.

2. Использование вербальных и невербальных средств:
Пауза.
Взгляд.
Подойти к нарушителю.
Физический контакт (тронуть за плечо).
Спросить о причине такого поведения.
«Спасибо, что сейчас вы успокоитесь» - опережать события.
Вовлечь в урок, дать индивидуальное задание.
Убрать то, что вызвало плохое поведение.
Расскажите о своих ожиданиях относительно их поведения.

3. То, что не нужно использовать:
Не стоит требовать от ребенка того, что в силу своего возраста он не может выполнить.
Пользоваться сарказмом, насмешками и позорить ребенка – это направленно против личности, а не против поведения – не достигает результата и сильно подрывает отношения между учителем и учеником.
Наказание должно соответствовать проступку – не использовать жестокость.
Показать, кто здесь самый сильный – очень непродолжительное действие и лишает ребенка любви к Вам.
Угроза – то, что не приводится в исполнение никогда не имеет действия, и то, что приводится в исполнение не после первого раза, тоже не действует с первого раза.
Крик – в следующий раз, пока Вы не крикните, никто не обратит на Вас внимания – лишает ребенка чувства уважения к Вам. Зачастую, ученик на уроке является объектом педагогического воздействия и, следовательно, пассивным участником занятия. Но у ребенка возникает желание проявить себя, часто это проявление воспринимается педагогами как нарушение поведения и дисциплины. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим эту проблему.

Вопросы воспитания сознательной дисциплины в нашей школе приобретают исключительно важное значение, потому что дисциплина является одним из необходимейших и обязательнейших условий обучения. Без дисциплины, без дисциплинирования учащихся нельзя правильно построить учебный процесс.

Давайте сравним ваши определения, с теми, что встречаются в работах известных педагогов.

Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам.

    Дисциплина - это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.

    Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем.

Дисциплина учеников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина учеников характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

При подготовке к семинару мы провели опрос среди учащихся 6-11 классов и преподавателей. В исследовании участвовали …… учеников из 58 (…..% опрошено) и …… преподавателей.

Ученикам предлагалось ответить только на три вопроса:

1вопрос: На каких предметах учащиеся вашего класса нарушают дисциплину?

2 вопрос: Каковы, на ваш взгляд, причины нарушения дисциплины на этих предметах?

3 вопрос: Как поддерживают учителя дисциплину на этих уроках?

Эти вопросы позволили нам выяснить, что часто происходит за закрытыми дверями классных комнат во время учебного процесса.

Учителям предлагалось ответить тоже на три вопроса.

1 вопрос: Испытываете ли вы проблемы с дисциплиной на уроке (назовите класс)

2 вопрос: Назовите причины нарушения дисциплины на ваших уроках?

3 вопрос: Какими методами вы пользуетесь, чтобы наладить дисциплину на уроке?

В результате анализа анкет учащихся мы получили печальную картину. Нарушение дисциплины на уроках отметили учащиеся всех классов. Обратимся к цифрам:

В 6 классе таких предметов –

В 7 классе –

В 8 классе –

В 9 классе –

В 10 классе –

В 11 классе -

Ученики совершенно конкретно обозначили, что наши педагоги испытывают проблемы с поддержанием дисциплины на уроке. Причём некоторые предметы повторялись учащимися каждого класса. Например, Особую тревогу вызывают 7 (где обучаются дети подросткового возраста, а у них наблюдается резкая смена настроения и поведения), и выпускные классы (9,11),

Что же показал опрос преподавателей? ….. учителей школы признались, что сталкиваются с дисциплинарными проблемами на уроке, но только в одном конкретном классе. Исходя из анализа ответов учащихся и педагогов на первый вопрос, можно сделать вывод о том, что с дисциплиной на уроках, и в целом в школе, не всё благополучно.

Наиболее часто повторялись причины :

Не все ученики на уроке заняты делом

Избалованность некоторых учеников

Ученики знают, что им всё позволено на уроке, знают, что учитель всё равно простит

Слабый контроль за дисциплиной на уроке со стороны учителя

Есть в классе заводилы

По мнению педагогов, нарушение дисциплины во ….. классах обусловлено адаптационным периодом. Дети привыкают к новым учителям, новым

Ученики же постарались показать в своей анкете зависимость дисциплины на уроке от поведения учителя и учащихся.

Как же решают учителя вопрос дисциплины? На этот вопрос отвечали и ученики, и учителя школы.

При анализе анкет учеников поразило обилие применяемых преподавателями способов поддержания дисциплины. Частенько упоминалось учениками, как ни прискорбно, повышение голоса, крики. Но этот приём оценивается ребятами очень По всей видимости, шумовые эффекты в нашей школе преобладают. Встречаются и случаи выставления двоек за поведение (такой метод, на наш взгляд, может использоваться только лишь в случае беспомощности). Большинство учеников написали в анкете, что учителя использует на уроке словесные угрозы типа «сейчас поставлю два», « не поставлю хорошую оценку за четверть» и т.д.

Но это далеко не весь арсенал методов, используемых учителями школы. Преподаватели используют следующие методы:

Дают самостоятельную работу, заставляют самостоятельно изучать параграфы учебника

Вызывают классного руководителя на уроке

Делают замечания в устной форме

Ставят неудовлетворительные оценки

Пугают тем, что позовут завуча или директора

Обещают поговорить с родителями, но слово не держат

Просят встать и выйти из кабинета

Открывают дверь в коридор

Обещают увеличить объём домашнего задания, но слово не держат

Ждут, когда ученики успокоятся

Сажают на скамейку (на физкультуре)

Ругают и не дают работать (на трудах)

Многие «орут»

Случаи рукоприкладства не встречаются.

Обратимся к методам поддержания дисциплины в классе, названным самими педагогами:

Преподаватели школы назвали, на наш взгляд, традиционные методы. В основном это: беседы, убеждение, замечания в дневник, повышение голоса, угроза, нравоучение на уроке.

После анализа анкет учащихся и учителей мы задумались над вопросом: «Почему преподаватели нашей школы испытывают проблемы с дисциплиной?» И нашли несколько причин этому.

Первая причина заключается в том, что учителя боятся признаться сами себе в том, что они не могут управлять классом

Вторая причина - использование для поддержания дисциплины на уроке непедагогических приёмов и приёмов 50-60 годов. За последние десять лет, в образовании произошли значительные перемены. Меняются требования к образованию школьников и требования к преподавателю. О нашей с вами работе судят по результатам ЕГЭ.

Третья причина : недочёты в организации учебной работы в школе. Во – первых, у многих учителей мы часто наблюдаем отсутствие элементарного подхода к уроку, организованности на уроке, отсутствие достаточного контроля за работой. Это может быть или от неопытности, или от потери вкуса к учительской работе.

Четвёртая причина : в школе нет системы воспитания дисциплины. Есть сумма отдельных приёмов, штурмовщина, но нет такой системы, которая опирается на большое педагогическое мастерство всего педагогического коллектива.

Важно, чтобы мы (педагоги) были единым фронтом.

Уважаемые коллеги! Организация дисциплины в школе – вопрос наболевший, а начинать решать его следует с установления определённых требований для учащихся и педагогов, которые должны соблюдать все без исключения.

В связи с вышесказанным предлагаю следующие решения педсовета:

Дисциплина в школе - территория свободы или принуждения.

В ряду теоретических понятий, которые обозначают примерно одно и то же: школьная среда, пространство детства, правовое пространство школы (все это среда обитания детей, в той или иной степени педагогизированная, окультуренная) - существует и такое понятие как дисциплина школы, или школьная дисциплина. Это понятие воспринимается школьным сообществом сугубо на бытовом уровне, как данность, как температура тела, о которой нечего лишний раз думать, если она нормальна. С данной ценностью не хочется лишний раз целенаправленно работать… Пока ничего не случилось. Случится - начинаем школьную дисциплину укреплять.

Насколько этот вопрос изучен, сложно сказать. В последнем академическом учебнике для педагогов (2006 г.) «Общие основы педагогики» под редакцией известнейших ученых академиков Анисимова, Сластенина и Никандрова в содержании учебника раздел «Дисциплина» отсутствует. Хотя проблеме дисциплины придавали первостепенное значение великие педагоги-практики: Шацкий, Сухомлинский, Макаренко. Да и сегодня любой учитель и родитель согласятся, что это понятие очень важно для характеристики школы. Это действительно температура тела школы, она сигнализирует о ее здоровье или болезни. Заявление, что в этой школе или в этом классе нет дисциплины звучит как приговор: это плохая школа, плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик - беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю.

И поэтому есть смысл поговорить о дисциплине, о ее сущности, месте и роли для школы и школьника и некоторых способах работы с нею. Начнем с того, что у большинства людей слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает отрицательные эмоции. Я же полагаю, что дисциплину нужно рассматривать как общего беспристрастного и бескомпромиссного защитника всех жителей школы. Школьная дисциплина есть педагогическая ценность, и если мы, педагоги, не сформируем у школьника правильное отношение к школьной дисциплине, то есть опасность, что в обществе не вырастет законопослушная личность, значит, не появится правовое государство.

Феномен школьной дисциплины сложен, в ней можно отыскать несколько смысловых характеристик:

Политический смысл дисциплины заключается в том, что ребенок впервые соприкасается с властью - директор, администрация и педагоги, это опасность и с ней надо ладить;

Юридический или правовой смысл - впервые ребенок живет по достаточно суровым правилам взрослых, за нарушение которых грозит наказание.

Если рядом с этой властью, среди этих законов ребенку комфортно: он защищен, его признают и ценят, значит, законы школы и власть справедливы.

Справедливость - это лакмусовая бумажка благополучия школьной среды, для ребенка - это доказательство нравственности мира. Справедливость - это условие для формирования здорового нравственного мира ребенка: совести, стыда, достоинства, чувства чести.

Фундаментом, на котором держится школьный уклад, ядром, определяющим положение ребенка в системе школьных отношений, являются правила поведения школьника. Это ядро школьного законодательства, это первая встреча человека с долгом. Вы скажете - Устав школы? Устав школы для ученика - это, то же самое, что Конституция для нас - обывателей. До нее, как до Бога - далеко. А Правила поведения - рядом, близко, в устах педагогов, на стенде, ими попрекают, стыдят, наказывают и т. д.

Так какое же место занимают правила поведения школьника в сознании школьника, в регулировании школьной жизни, в формировании правового сознания школьников, да и самих педагогов? Помнят ли ученики и педагоги их на память? Являются ли эти правила внутренними регуляторами их поведения? К сожалению - нет. Как не помнят педагоги своих должностных обязанностей, которые должны определять их трудовое поведение. Они не включены в подсознание как внутренний регулятор поведения. Это означает, что на самом деле субъект живет по своим правилам, т.е. ему «закон не писан».

Почему так происходит? Причина кроется в нас, педагогах. Это мы рассматриваем правила для учащихся как инструмент, кнут, когда нам это нужно. Так за что их школьнику помнить, тем более, любить, и тем более - следовать им? По законам Фрейда их нужно вычеркнуть из памяти немедленно. На самом же деле любые законы человека, прежде всего, защищают, как признаны защищать школьника правила. Должен работать принцип: «каждый имеет право делать все, если оно не нарушает прав других». И потому такие правила школьник должен знать, любить, уважать, создавать новые, с одной главной целью - защитить себя. В практике же школы происходит нечто противоположное - игнорирование, отторжение, и виноваты в этом мы - педагоги, это мы подменили смысл школьных правил.

Почему так происходит? Мы педагоги часто говорим о том, что дети являются равноправными субъектами педагогического процесса. На деле же в школьном коридоре есть стенд с правилами поведения школьника, почему рядом не висят правила поведения для педагога(Кодекс педагогической чести), или нам, педагогам «закон не писан»? А почему здесь нет правил поведения директора школы? В нашем престол-отечестве почему-то любой начальник получает сакральный ореол безупречности: не опаздывает, а задерживается, ты начальник - я дурак и т.д. А ведь именно от педагогов школы должна исходить та культура, та аура добра, справедливости, защищенности, которая определяет уклад, дух, сам воздух образовательного учреждения. Следовательно, эта высокая обязанность должна быть где-то прописана и всем известна, опять же для того, что бы коллективными усилиями ее охранять.

Создание правил для учащихся, а тем более целостного школьного законодательства не должно быть единичной повесткой школьного парламента, конференции или педсовета. Это целое отдельное направление педагогической работы в школе.

В младшем школьном возрасте - это разработка кодекса элементарных основ этики поведения - почтение к учителю, уважение к старшим, забота о девочках… Данный возраст самый подходящий для закладки основ человеческой культуры. Психологи утверждают, если это время упустить, то можно опоздать навсегда.

В среднем звене - кодекс чести своего класса в классном уголке, который должен быть зеркалом деловой и духовной жизни класса. Случилась в классе драка - классное собрание формулирует и записывает в уголок правило: драка, есть оружие нищих духом.

Старшая школа - время самостоятельного действия, время заботы и передачи своих правовых знаний другим, время законотворчества.

Законы должны исполняться. Для контроля за их исполнением должны создаваться надзорные органы. Ими должны и могут быть:

Педагогические советы и советы школы;

Совет детской организации и школьный парламент;

Система шефства и наставничества;

Школьный суд.

Детские суды были разработаны и созданы великими педагогами - Макаренко, Шацким, Корчаком. У Корчака в законодательном кодексе было перечислено сто правонарушений (сто статей), только одна из них предусматривала наказание. Таким образом Корчак своим судом учил прощать.

Воспитательный процесс в школе ставит основной своей задачей создание гармонически развитой личности. Одним из положительных результатов успешно проведенного педагогического процесса является дисциплина в классе и школе. Этот результат, в свою очередь, позволяет результативно провести процесс дальнейшего образования и воспитания.

Именно поэтому проблема организации дисциплины в школе, а также проведение специальных мероприятий по обеспечению дисциплины являются основной задачей учителя и коллектива школы в целом.

Дисциплиной считается соблюдение всеми учащимися школы определенных норм поведения, перечень которых приведен в уставе школы. Чаще всего с проблемой недисциплинированности в классе сталкиваются молодые неопытные учителя. Это может быть вызвано тем, что учитель еще не успел заработать авторитет.

При этом учителя могут портить свои уроки неуместными интонациями, бестактностью, своими странностями, вообще всем тем, что выводит класс из делового равновесия. Однако учитель иногда не учитывает, что испортиться может даже самый хороший порядок по объективным причинам – если дети утомились. При этом нужно просто дать детям отдохнуть, изменить характер работы. Или, например, дети отвлечены какими-то событиями, например общешкольными мероприятиями.

Это делает учащихся излишне эмоциональными. Существует также нарушение дисциплины отдельными учащимися. Это явление не такое массовое, как вышеописанные, но способны разрушить рабочую обстановку в классе, т. е. пострадает в результате весь класс.

Причин нарушения порядка на уроке отдельными учащимися может быть очень много. Если попытаться классифицировать их, то получатся две большие группы.

Причины, связанные с общим настроением класса. Отдельные учащиеся острее, чем все другие, воспринимают это настроение и соответственно активнее, иногда болезненнее реагируют.

Причина нарушения связана уже с непосредственной инициативой отдельных учащихся, класс в нормальном состоянии.

В свою очередь в этой группе можно выделить такого рода нарушения дисциплины: нарушения, обусловленные воздействием извне (борьба с этими явлениями потребует серьезной воспитательной работы с родными учащихся):

1) нарушения, связанные с качеством урока (он идет нудно, неинтересно, хочется развлечься);

2) нарушения, связанные с внутренней жизнью класса (с ними нетрудно справиться, если знать, какие именно события взбудоражили учеников);

3) нарушения, проистекающие от ненормальных личных взаимоотношений учителя и ученика (единственный способ борьбы – изменение взаимоотношений). Причиной нарушения порядка может быть болезненное состояние учащегося (это вызывает раздражительность, грубость, вялость, апатию, потерю внимания).

Все правила поддержания дисциплины на уроке должны бить по конкретным причинам, вызывающим нарушение порядка. Следовательно, для успешного поддержания дисциплины в школе необходимо знать все причины, способные вызвать ее нарушение.

Дисциплина и порядок в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается.

Права и обязанности учащихся школы определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами.

Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка.

К основным таким правилам относятся: соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины, соблюдать чистоту в школе и школьном дворе, бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе и прочее.

Широкие возможности для приучения школьников к дисциплинированному поведению предоставляет их совместная общественно полезная деятельность, труд на общую пользу. В таком труде школьники приобретают и закрепляют навыки организованного поведения, приучаются точно выполнять распоряжения педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности.

Поэтому правильная организация разнообразной деятельности учащихся -- это необходимое условие воспитания их в духе сознательной дисциплины. Учитель обычно следит за тем, как ведут себя отдельные ученики в процессе трудовой деятельности, дает советы, показывает, как нужно поступать в том или ином случае. Постепенно к контролю за поведением учащихся привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть у учащихся непослушание и приучить их к дисциплинированному поведению Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва.

Педагог должен понимать, что школьники в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных студентов на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка.

Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого студента. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит студентам помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания.

Во всех школах должна существовать система дисциплины для воспитания и коррекции поведения ребенка.

В школе есть документ - “Положение о дисциплине” (для подписания родителями). Этот документ включает в себя следующие рекомендации:

Уважение правил учебного центра;

Требования по выполнению целей и домашнего задания;

Нарушения учебных процедур;

Школьные стандарты.

Дисциплина в школе не сама цель, а средство организации учебы. В основе ее - уважение к школе, к учителю, к товарищам, к себе самому. Сознательно нарушающий дисциплину подрывает честь школы, вызывает неуважение окружающих, унижает свое личное достоинство.

Школа - это не только уроки. Это новый для ребенка способ жизни, когда все его поведение должно подчиняться строгой системе правил. Во время урока нужно спокойно сидеть за столом и слушать учителя. Нельзя взять и выйти из класса, даже если урок не интересен.

Правила в школе совсем не таковы, как в детском саду. Там они служили для удобства воспитательницы и именно поэтому их смысл был хорошо понятен детям. В учебном заведении всеобщие правила школьной жизни, социальные нормы, определяющие поведение ученика. Соблюдать их надо не потому, что их нарушение кому-то помешает, а потому, что так полагается в школе. Приспособление к этим правилам - первый опыт вхождения ребенка в общество. В дальнейшем ему постоянно придется сталкиваться с подобными правилами. Умение подчинять им свое поведение впервые рождается именно на начальном этапе школьного обучения.

В современном обществе законы морали и нравственности для большинства детей школьного возраста не приемлемы и не понятны. С ребёнком нужно беседовать, рассказывать о культуре поведения, сдержанности, искренности, доброте, понимании; о безопасном поведении в школе и возможных неприятных последствиях при нарушении правил и элементарных норм поведения.

Следует заметить, что правила культуры поведения учащихся в школе поясняют каждому ученику как его права, так и обязанности. В них достаточно лаконично и понятно всё прописано и для детей, и для взрослых. Для выполнения этих несложных правил необходимо лишь знать их и иметь желание им следовать. При полном соблюдении правил поведения в школе устанавливается доброжелательная атмосфера и положительный психологический настрой.

В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, сужения сущности сознательной дисциплины до суммы требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается ими как стеснение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности.

Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений. Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер.

Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Однако нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению.

Другие усматривают свою задачу в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок.

Третьи считают, дисциплина есть внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей.

Конечно же, в понятие сознательной дисциплины входит и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание. Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложной, диалектически более противоречивое, чем послушание или внешнее культурное проявление.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения.

Она образуется как элемент сознания и способ практического привычного действия, по мере накопления опыта успехов и достижений, благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения, реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, состояния воспитательной работы, может быть различным.

Дисциплина в школе должна носить активный характер, что предполагает вмешательство в жизнь, страстную, горячую заинтересованность в успехе общего дела, она несовместима с равнодушием и пассивностью. Такая дисциплина называется «дисциплина борьбы и преодоления». В ней сочетается понимание ее значения и привычка дисциплинированного поведения, сознательность и точная внешняя форма.

правовой внеклассный школьный дисциплина